Советы по строительству и ремонту

Внесение питательных веществ в почву должно быть рациональным, при этом следует учитывать физиологические основы применения удобрений, так как они являются мощнейшим элементом повышения урожайности растений. Этот фактор приобретает особое значение при интенсивном развитии технологий возделывания растений.

Роль удобрений

Для чего нужны удобрения? Для предотвращения истощения состава почвы, а также с целью получения урожая сельскохозяйственных культур высокого уровня.

Существует закон, согласно которому величина урожая напрямую зависит от количества одного из элементов, который на данный момент находится в дефиците. При увеличении количества данного элемента за счет удобрений, урожайность возрастает до того момента, пока не снизиться до минимальных значений количество другого элемента.

Также учеными установлено, что у растений существует период критической нехватки тех или иных минеральных элементов, то есть в определенные периоды наблюдается высокая чувствительность растений к дефициту одного из элементов.

Используя эту особенность, можно регулировать количество питательных элементов в зависимости от определенной фазы развития и условий окружающей среды. Например, для озимых культур не рекомендовано проводить осеннее внесение удобрений, содержащих азот, так как они способствуют усиленному росту, а также при этом существенно снижается холодоустойчивость. В этом случае осенью целесообразно вносить фосфорно-калийные составы, а весной – азотные.

Влияние на растения

Внесение удобрений позволяет не только регулировать урожайность возделываемых культур, но и влияет качество.

  • Для того, чтоб добиться урожая зерновых с высоким содержанием белка, следует использовать азотные вещества.
  • Для повышенного содержания крахмала (в картофельных клубнях или зернах пивоваренного ячменя) необходимо внесение фосфорно-калийных соединений. Например, использование внекорневой подкормки фосфорсодержащими составами незадолго до сбора урожая, способствует увеличению сахаристости корнеплодов.


Уважаемые посетители, сохраните эту статью в социальных сетях. Мы публикуем очень полезные статьи, которые помогут Вам в вашем деле. Поделитесь! Жмите!

Виды удобрений

По составу все удобрения разделяются:

  • Минеральные (калийные, азотные, фосфорные, микроэлементы, комплексные, специализированные бесхлорные);
  • Органические и минерально-органические;
  • Бактериальные;

Оптимальные сроки внесения

  • Перед посевом культур вносят 2/3 от общей годовой нормы удобрений. С целью повышения плодородности почвы и обеспечения возделываемых культур на весь период развития;
  • Припосевное внесение – в основном используют хорошо растворимые составы, которые вносят небольшими дозами во время посадки или посева возделываемых культур. Это обеспечивает молодые растения достаточным минеральным питанием;
  • Послепосевные внекорневые подкормки – используют, полагаясь на способность листьев растений поглощать минеральные вещества из растворов. Внекорневые подкормки проводят с целью усиления питания растительности в наиболее активные периоды их развития.

И немного о секретах...

Вы когда-нибудь испытывали невыносимые боли в суставах? И Вы не понаслышке знаете, что такое:

  • невозможность легко и комфортно передвигаться;
  • дискомфорт при подъемах и спусках по лестнице;
  • неприятный хруст, щелканье не по собственному желанию;
  • боль во время или после физических упражнений;
  • воспаление в области суставов и припухлости;
  • беспричинные и порой невыносимые ноющие боли в суставах...

А теперь ответьте на вопрос: вас это устраивает? Разве такую боль можно терпеть? А сколько денег вы уже "слили" на неэффективное лечение? Правильно - пора с этим кончать! Согласны? Именно поэтому мы решили опубликовать эксклюзивное интервью с профессором Дикулем , в котором он раскрыл секреты избавления от болей в суставах, артритов и артрозов.



Люди издавна занимались выращиванием комнатных растений. Очень редко бывает, что, войдя в квартиру, не заметишь где-нибудь на полочке, на подоконнике, на столе комнатные растения. Они являются украшением любого дома, радуют глаз, напоминают о великолепии весны, теплом дыхании лета, впечатляют своими яркими сочными красками. Каждый хотел бы видеть у себя на подоконнике красивые и здоровые растения, но далеко не все знают, как правильно ухаживать за тем или иным видом растений. Каждый цветовод-любитель должен знать не только название растения, но и его биологические особенности, потребность в различных питательных веществах, разбираться в удобрениях, которыми необходимо подкармливать комнатные растения. Мы решили провести эксперимент по изучению влияния различных удобрений на рост и развитие комнатных растений. Для проведения эксперимента мы взяли наиболее распространенное комнатное растение - хлорофитум.

Хлорофитум (Chlorophytum)- многолетний травянистый куст с зелеными или бело-зелеными узкими листьями, со свисающими воздушными усами с маленькими кустиками новых растений на них есть во многих домах, растет в любом грунте, в горшке любого размера, на солнце и в тени, в холодном или теплом помещении, на шкафу, на холодильнике, практически, где угодно. Корни у хлорофитума толстые, мясистые, в них накапливается влага. При недостаточном поливе хлорофитум живет за счет запасов влаги в корнях.Родина хлорофитума - Южная Африка, где оно растет, как эпифит, на коре деревьев. В Европе хлорофитум стал известен только в XIX веке. Взрослое растение хлорофитума достигает до 50 см в диаметре и столько же в высоту. Цветы у хлорофитума представляют собой маленькие белые звездочки на концах длинных побегов, которые потом превращаются в листовые розетки с воздушными корнями.

Есть много публикаций о способности этого комнатного растения быстро и эффективно очищать воздух от вредных примесей и угарного газа. Это растение активно поглощает вредные для человека вещества из воздуха, поэтому его часто размещают в кухне, где есть газовая плита.

Для того, чтобы растения росли здоровыми, их нужно удобрять. Существуют разные типы удобрений: органические и минеральные, комплексные. Есть жидкие концентраты, которые разводят в воде, а потом ими поливают, сухие, в порошке, который нужно растворить в воде и твердые удобрения, которые просто вводят в землю.

Для своего эксперимента мы подобрали 3 удобрения: «Эпин-экстра», гуминовое органо-минеральное удобрение JOY и удобрение на основе биогумуса «Идеал». «Эпин-экстра» относится к группе брассинолидов (гормоны, поддерживающие в норме иммунную систему растений, особенно в стрессовых ситуациях). Брассинолиды содержатся в каждой растительной клетке, но их природный уровень в изменившейся экологической ситуации часто оказывается недостаточно высоким для поддержания иммунитета и нормального развития растения в течение всей вегетации, что и восполняется благодаря использованию препарата «Эпин-экстра».Гуминовые органоминеральные удобрения JOY - полностью растворимые удобрения с оптимальным соотношением макро- и микроэлементов, ускоряют рост и развитие растений, повышает урожайность до 30 %, плодородие и биологическую активность почвы любого типа. Удобрение способствует повышению адаптации растений к неблагоприятным почвенно-климатическим условиям. Удобрение «Идеал» является жидкой фракцией естественного продукта жизнедеятельности дождевых червей, содержит азот, фосфор, калий. Гарантирует развитие мощной корневой системы растений, отличные декоративные качества цветов. Рекомендуется как для корневых подкормок, так и для опрыскивания листьев растений.

Для эксперимента мы подобрали 4 одинаковых по размерам розетки растения хлорофитум, которые на неделю поставили в сосуд с водой для того, чтобы появились корешки. 16 ноября 2015 г. посадили подготовленный материал в землю. Предварительно посчитали количество листьев на каждом образце и измерили их длину (рис. 1)

Рис. 1. Проведение эксперимента

Для подкормки раз в две недели использовали удобрения:

Образец № 1 - «Эпин-экстра»

Образец № 2 - Гуминовое органо-минеральное удобрение JOY

Образец № 3 –Удобрение на основе биогумуса «Идеал»

Образец № 4 - поливали только водой (контрольный образец)

Результаты эксперимента

Таблица 1

Влияние различных удобрений на развитие хлорофитума (количество листьев)

Таблица 2

Влияние различных удобрений на развитие хлорофитума (длина листьев)

Номер образца

16–29.11.15

1–2 недели

30.11–13.12.15

3–4 недели

14–27.12.15

5–6 недели

28.12.15–10.01.16

7–8 недели

Длина листьев (см)

«Эпин-экстра»

13,8; 12,7, 11,5; 2,5; 1,7

14,5; 13; 12; 3,4; 2,5; 1,5

15,7; 14,3; 12,7; 4,5; 3,4; 2,2; 1,5

№ 2 - Гуминовое органо-минеральное удобрение JOY

13,7; 12,2; 11,3; 1,2

14,1; 12,6; 11,7; 2; 1,2

14,8; 13,1; 12,2; 2,7; 1,6; 1

№ 3 «Идеал»

13,6; 12; 11,4; 1,3

14, 1; 12,5; 11,8; 2,1; 1

14,6; 13,2; 12,1; 2,7; 1,5; 1,2

Контрольный образец (вода)

13,8; 12,2; 11,5; 1,2

14,1; 12,8; 11,9; 2,1; 1,3

Проанализировав данные таблиц, можно сделать вывод о том, что лучше всего влияет на рост и развитие хлорофитума удобрение «Эпин-экстра». Его применение обеспечивает наилучшее развитие растения и создает условия для интенсивного роста. Количество листьев у образца, которое поливали этим удобрением, увеличилось за время эксперимента с 3 до 7, листья значительно выросли. Гуминовое органо-минеральное удобрение JOY и удобрение «Идеал» также благоприятно повлияли на рост и развитие наших растений, но в меньшей степени, чем удобрение «Эпин-экстра» (по сравнению с контрольным образцом, которое поливали водой). Значит, для того, чтобы хлорофитум активно рос и развивался, лучше использовать для его подкормки удобрение «Эпин-экстра».Мы опытным путем нашли удобрение, оказывающее наиболее благоприятное влияние на рост и развитие хлорофитума и вырастили 4 растения, которые будут служить украшением кабинета биологии.

Литература:

  1. Волкова Е. А. Самые красивые цветы для дома. - М.: Эксмо-пресс, 2013.
  2. Князева Т. П., Князева Д. В. Комнатные растения. - М.: Эксмо-пресс, 2014
  3. Комнатные растения: Справочник / Мария Тереза Дела Беффа. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2002.
  4. Попова Г. Р., Горбатовский В. В., Головкин Б. Н. Самая полная энциклопедия комнатных растений. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2012
  5. Холодова Н. А. Краткий словарь цветовода. - М.: Эксмо-пресс, 2004

Успешное решение проблемы обеспечения населения нашей страны разнообразной продукцией садоводства в значительной степени связано с развитием ягодоводства. Ягодные культуры обладают высокой продуктивностью, скороплодностью, ценными пищевыми и технологическими качествами и быстрой окупаемостью затрат на их выращивание. В то же время, расширение плантаций насаждений ягодных культур определяется наличием высококачественного посадочного материала. Особенно остра проблема производства сортовых саженцев крыжовника, которых по программе «Возрождение садоводства России» к 2010 г. должно быть выращено 9 млн штук только первой репродукции. Однако, как показывает научный и производственный опыт, из высаженных отводков только половина превращается в полноценные саженцы.

Мы предположили, что одной из причин нередкого слабого роста отводочных растений является недостаточная эффективность удобрения в питомнике. Видимо, именно этим объясняется значительное количество недогонов — не доросших до необходимых размеров отводков, что снижает выход полноценных саженцев.

К сожалению, нам не удалось обнаружить литературные источники, в которых были бы рекомендации по удобрению крыжовника в питомнике. Имеющиеся рекомендации по удобрению плодоносящих плантаций крыжовника, как правило, даются вместе с черной смородиной без существенных различий по видам и дозам питательных веществ. Известный ягодовод М.Н. Язвицкий (1972) писал, что «Смородина и крыжовник удобряют примерно одинаково. Разница состоит лишь в том, что под крыжовник следует дать больше калия, а под смородину больше фосфора».

К сожалению, нам не удалось найти ни одного литературного источника с указанием доз внесения минеральных удобрений под растения крыжовника при выращивании посадочного материала.

Мы попытались восполнить этот пробел исследованиями в ягодном питомнике.

С целью разработки эффективной технологии удобрения отводков крыжовника сорта Казачок 2004-2006 гг. в НПХО ВНИИС им. И.В. Мичурина были проведены опыты на среднемощном средне-суглинистом выщелоченном черноземе с высоким содержанием доступного фосфора. По одинаковой схеме внесены минеральные удобрения и под окорененные черенки черной смородины сорта Зеленая дымка.

Как показал агрохимический анализ почвы перед закладкой первых опытов, в пахотном слое почвы под крыжовником и черной смородиной доступного фосфора (Р205), определяемого по методу проф. Ф.В. Чирикова в 0,5 % растворе уксусной кислоты, содержалось 200 и 269 мг/кг, а обменного калия (К20), соответственно, 100 и 200 мг/кг почвы. Такое содержание фосфора в почве для ягодников характеризуется как высокое (1) и очень высокое, а калия как среднее и высокое (5, 7, 8). Опыты проведены в 6-кратной повторности при величине делянки 2-3 погонных метра. Дозы азота в форме аммиачной селитры вносили от 30 до 120 кг/га.

Результаты измерения прироста побегов растений крыжовника и черной смородины показали, что более высокие результаты по крыжовнику получены от наименьшей дозы удобрения, а по черной смородине, наоборот, от самой большей дозы.

Причем, наиболее четко это отразилось на крыжовнике, прирост которого от увеличения дозы азота с 30 до 120 кг/га снизился на 40 % (127-87 %).

Сопоставление результатов анализа листьев крыжовника и смородины (табл. 2.) с содержанием в почве доступного корням фосфорного и калийного питания показывают удивительную картину. В листьях крыжовника как отдельно по каждому варианту, так и в среднем почти по всем вариантам, содержание элементов питания значительно выше, чем у смородины. Особенно большая разница — в 2,5 раза выше по калию, несмотря на вдвое меньшее его содержание в почве под крыжовником, чем под смородиной.

Видимо, растения крыжовника по своей природе способны к более эффективному поглощению и использованию питательных веществ из корневой среды,чем смородина.

Таблица 1

Влияние доз и дробности внесения аммиачной селитры на рост растений крыжовника и черной смородины,2004 г.

Таблица 2

Валовое содержание NPK в листьях растений крыжовника и черной смородины, %, 2004г.

Общий азот P 2 O 5 K 2 O Общий азот P 2 O 5 K 2 O
1 Контроль — не удобрено 2,80 0,78 2,30 2,25 0,65 1,00
2 N30 весной 2,60 0,63 2,35 2,35 0,72 0,70
3 N30 весной + N30 летом 2,45 0,67 2,10 2,20 0,74 0,60
4 N60 весной 2,50 0,76 2,00 2,30 0,66 0,70
5 N60 весной + N60 летом 2,75 0,68 1,95 2,45 0,60 0,80
Среднее по опытам 2,62 0,70 2,14 2,31 0,67 0,80

Таблица 3

Влияние доз и способов внесения азотного удобрения на рост растений крыжовника, 2005г.

см % мм %
1 Контроль — не удобрено 53,7 100 5,1 100
2 N10 весной на глубину 15 см 51,2 95 6,0* 118
3 N10 весной на глубину 15 см + N10 повехностно через 1,5 месяца 55,6 103 5,8 114
4 N10 весной повехностно 50,2 93 5,2 101
5 N10 весной повехностно + N10 повехностно через 1,5 месяца 47,4 88 5,9* 115
6 N20 весной на глубину 15 см 50,8 94 5,3 104
7 N20 весной на глубину 15 см + N20 повехностно через 1,5 месяца 66,4 123 5,9* 115
8 N20 весной повехностно 58,8 109 5,9* 116
9 N20 весной повехностно + N20 повехностно через 1,5 месяца 66,3 123 5,7* 111
10 *HCP 000 10,3 0,6
11 **HCP 095 17,5 1,1

Таблица 4

Влияние доз и способов внесения азотного удобрения на рост растений черной смородины, 2005г.

см % мм %
1 Контроль — не удобрено 48,6 100 7,5 100
2 N60 весной на глубину 15 см 79,3** 163 8,8** 117
3 N60 весной на глубину 15 см + N60 повехностно через 1,5 месяца 85,9** 177 8,5** 113
4 N60 весной повехностно 57,9 119 8,1* 108
5 N60 весной повехностно + N60 повехностно через 1,5 месяца 70,2** 144 8,5** 113
6 N90 весной на глубину 15 см 82,9** 170 8,9** 119
7 N90 весной на глубину 15 см + N90 повехностно через 1,5 месяца 97,3** 200 9,4** 125
8 N90 весной повехностно 59,2 121 8,0* 107
9 N90 весной повехностно + N90 повехностно через 1,5 месяца 74,4** 153 7,8 104
10 *HCP 000 10,9 0,5
11 **HCP 095 18,5 0,9

Таблица 5

Влияние инерального удобрения на содержание NPK в листьях крыжовника и черной смородины, % 2005г.

Крыжовник
1 Контроль — не удобрено 2,13 1,56 3,40
2 N10 весной на глубину 15 см 1,55 1,25 3,10
3 N10 весной на глубину 15 см + N10 летом повехностно через 1,5 месяца 1,55 1,30 3,00
4 N10 весной повехностно 2,04 1,24 2,80
5 N10 весной повехностно + N10 летом повехностно через 1,5 месяца 1,90 1,34 2,60
6 N20 весной на глубину 15 см 2,02 1,13 3,00
7 N20 весной на глубину 15 см + N20 летом повехностно через 1,5 месяца 2,07 1,04 2,50
8 N20 весной повехностно 2,10 0,90 2,60
9 N20 весной повехностно + N20 летом повехностно через 1,5 месяца 1,96 1,03 2,40
Черная смородина
1 Контроль — не удобрено 2,07 1,32 1,60
2 N60 весной на глубину 15 см 2,36 0,93 1,50
3 N60 весной на глубину 15 см + N60 летом повехностно через 1,5 месяца 2,50 0,68 1,40
4 N60 весной повехностно 2,07 0,98 1,66
5 N60 весной повехностно + N60 летом повехностно через 1,5 месяца 2,40 0,60 1,50
6 N90 весной на глубину 15 2,58 0,80 1,26
7 N90 весной на глубину 15 см + N90 летом повехностно через 1,5 месяца 2,58 0,70 1,54
8 N90 весной повехностно 2,25 1,04 1,60
9 N90 весной повехностно + N90 летом повехностно через 1,5 месяца 2,64 0,80 1,50

С учетом результатов проведенного опыта дозы азота под крыжовником в следующем 2005 г. были снижены до 10 и 20 кг/га, а под смородиной увеличены до 60 и 90 кг/га (табл. 3,4).

В 2005 г. наилучший рост крыжовника оказался в результате двукратного удобрения азотом N 2 0 как при глубоком, так и при поверхностном внесении. А наилучший рост смородины был только при глубокой заделке азотного удобрения (варианты 2, 3, 6, 7). При этом, несмотря на большее содержание фосфора, а особенно калия в почве под смородиной, чем под крыжовником, как и в 2004 г., содержание этих элементов в листьях значительно ниже у смородины, чем у крыжовника (табл. 5).

Слабая реакция крыжовника на удобрение обусловлена совершенно недостаточным поглощением азота из-за слишком обильного насыщения почвы и тканей растения фосфором и калием. Это демонстрируется пониженным содержанием азота в листьях по большинству вариантов с поверхностным внесением азота при значительно превосходящем оптимум содержании фосфора и калия.

Таким образом, наблюдается парадоксальная картина: внесли как удобрение азот, а его содержание в растениях снизилось, в том числе по некоторым вариантам до 73 % от неудобренного контроля. Другая картина с черной смородиной — при большем содержании азота в листьях содержание фосфора и, особенно калия, значительно более низкое, чем в листьях крыжовника.

Таблица 6

Влияние поверхностного и глубокого в борозды внесения удобрений на рост крыжовника, 2006г.

см %
1 Без внесения удобрений 86 100
2 К30N20 весной в борозды 78 90
3 К30 весной в борозды + N20 поверхностно 108 125
4 N20 поверхностно + N10 поверхностно через 1,5 месяца 138** 160
5 *HCP 000 24
6 **HCP 095 33

Видимо, уместно процитировать на этот счет известного швейцарского профессора Ф. Кобеля (1957), прозорливо указавшего, что «ионная конкуренция очень возможно играет большую роль, чем это предполагалось до сих пор, и для успешного роста деревьев решающую роль играет не только абсолютное количество, но и прежде всего количественное соотношение между отдельными элементами». Ссылаясь на опыты Бетджера, Бейнса и Реджимбола (1939) он далее пишет: «Чем меньше был запас азота в почвенном растворе, тем в больших количествах поглощался фосфор. Таким образом, существует также антагонизм между анионами и катионами и между разными анионами».

Первым эту проблему более 100 лет назад поднял академик Д.Н. Прянишников (1901): «Опыты 1900 года с рельефностью показали, что введение солей аммония в питательную смесь при песчаных культурах делает даже фосфорит доступным для корней злаковых, тогда как при питании только селитрой на фосфорите злаковые терпят недостаток в фосфорной кислоте». После Д.Н. Прянишникова более интенсивное поступление Р205 в растение в присутствии NН 3 отмечено в работах К. Пиршле в 1922 (цит. по Турчину, 1972), И.Г. Дикусара в 1937 г. и др. Проф. Н.С. Авдонин (1972) пишет, что «одноименно заряженные ионы препятствуют (ослабляют) поступлению друг друга. Разноименно заряженные ионы, наоборот, содействуют друг другу при поступлении в растения». Выдающийся российский агрохимик Ф.В. Турчин (1972) определенно указал, что «ионы NO 3 — подавляют, а ионы NН 4 +, наоборот, способствуют поступлению фосфатных ионов в растение».

В 2006 г. было продолжено изучение эффективности разных способов внесения удобрений с учетом результатов предыдущих исследований.

Исходя из необходимости ослабления избыточного поглощения крыжовником фосфора и калия из почвы, содержащей 269 мг/кг Р205 азот в 2006 г. внесен поверхностно. Как известно, аммиачная селитра состоит из равных частей аммиачного и нитратного азота. После поверхностного внесения за срок не более 2-х недель весь ее азот становится только нитратным (Никитишен, 2008) и, насыщая собой почву, снижает содержание в ней доступного фосфора (Душечкин, 1911; Зихман (Кедров, 1923). Таким образом, снижение излишнего питания фосфором при поверхностном внесении азота обусловлено не только конкуренцией при поглощении корнями одноименно заряженных фосфорных и нитратных ионов. Обилие нитратов в почве, как показали исследования А.Н. Лебедянцева (1960), приводит к биологическому закреплению фосфора в почве. На фоне избыточного содержания фосфора и калия это оказывает благоприятное влияние на растения, повышая их продуктивность, что и наблюдается на крыжовнике (табл. 6, вар. 4).

Данные табл. 6 показывают, что лучшие результаты на крыжовнике получены в результате именно поверхностного внесения азота, которое снизило излишнее поглощение фосфора и калия. Глубокая заделка аммиачной селитры из расчета N 2 0 оказалась на 35 % менее эффективной, чем поверхностное внесение.

Совершенно другая картина в опыте с черной смородиной (табл. 7).

Таблица 7

Влияние несения удобрений на рост растений черной смородины, 2006г.

см %
1 Без внесения удобрений 107 100
2 N60 весной в борозды 148** 138
3 N60 весной в борозды + N30 поверхностно через 1,5 месяца 140** 130
4 К60N60 весной в борозды 131* 122
5 К60 весной в борозды + N60 одновременно на поверхность 141** 132
6 *HCP 000 22
7 **HCP 095 32

Как видно из данных табл.7, в результате усиления поглощения корнями питательных веществ обеспечено эффективное влияние глубокого внесения азотного удобрения. Контакт аммония аммиачной селитры и почвенных фосфатов обеспечило резю улучшение роста черенков черной смородины.

Таким образом, крыжовник и черная смородина имеют существенные различия в способности использовать элементы питания в корневой среде. Как отчетливо видно на примере поглощения калия крыжовником, при вдвое меньшем содержании его в почве в листьях обнаруживается вдвое большее количество, чем у черной смородины.

Несомненно, это объясняется его происхождением при успешном произрастании в горных хвойных лесах на бедной смытой почве, а также на скалах, в расщелинах по берегам горных рек, как пишет академик П.М. Жуковский (1950). В то же время о черной смородине он пишет, что черная смородина в диком состоянии растет на пойменных лугах и лесах среди кустарников, в сырых еловых лесах. П.М. Жуковский также приводит слова Ч. Дарвина о том, что за менее чем 100 лет при введении в культуру вес ягод крыжовника возрос с 7 до 50 граммов, а вес ягод смородины за большой период ее возделывания почти не изменился.

На наш взгляд, отсюда следует, что крыжовник обладает значительно большей энергией гомеостаза. Он является более пластичным в этом отношении, что и определяет его в 3-4 раза меньшую потребность в обеспечении корневым питанием.

Литература:
Авдонин Н.С. Научные основы применения удобрений. — М.: Колос, 1972. — 320 с.
Дикусар И.Г. Физиологическое значение солей аммония в связи с изменением состава питательной смеси //Тр. ВИУА. 1934. Вып. 3. — С. 67-76.
Душечкин А.И. О биологическом поглощении фосфорной кислоты в почве //Журнал опытной агрономии. Петроград. 1914. 15. С. 467-500.
Зихман (Кедров О.К.). К вопросу о взаимоотношениях между процессами мобилизации фосфорной кислоты в почве // С.-х. опытное дело. Харьков. 1923. №З.С. 61-80.
Кобель Ф. Плодоводство на физиологической основе. — 2-е изд., Пер. с нем. В.А. Рыбина, М.: Госиздат с.-х. лит., 1957.-375 с.
Кондаков А.К. Удобрение плодовых деревьев, ягодных растений, питомников и цветочных культур. Мичуринск, БИС, 2007.-328 с.
Лебедянцев А.Н. Изменение плодородия пахотного слоя парующей почвы в течение вегетационного периода // Избр. Тр. М.: СХГ, 1960. С. 175-274.
Методические указания по проведению агрохимического обследования почв, закладке и проведению полевых опытов с удобрениями и составлению рекомендаций по применению удобрений в плодовых и ягодных насаждениях. — 2-е изд. пересмотр., уточн., доп. М.:, Колос, 1976.-45 с.
Научные основы и рекомендации по применению удобрений в Центрально-Черноземной зоне (Одобрены Всесоюзным научно-методическим совещанием учреждений-участников Географической сети опытов с удобрениями 9-12 июля 1974 г.). Воронеж. Центрально-Черноземное издательство, 1976.-152 с.
Никитишен В.И. Оптимизация азотного режима почв с использованием агрохимических средств. Экологические функции агрохимии в современном земледелии. — М.: ВНИИА, 2008. — С. 152-156.
Прянишников Д.Н. О влиянии солей аммиака на использование фосфатов //Журнал опытной агрохимии. — Кн. 47, 1901.- С. 484-492.
Турчин В.Ф. Азотное питание растений и применение азотных удобрений. М.: Колос. — 336 с.
Чепмен Х.О. Критерии для диагностики условий питания цитрусовых: Анализ растений и проблемы удобрения. — М.: Колос. — С. 104-147.
Язвицкий М.Н. Удобрение плодового сада. — М.: Моск. рабочий, 1972. — 254
Fertiliser Recommendation? Revised Edition/ The East of Scotland College of Agriculture/ Scotland, Midlothian, 1980.

А.К. Кондаков О.А. Сироткина
Государственное научное учреждение
Всероссийский научно-исследовательский
институт им. И. В. Мичурина
393774, Мичуринск-14, ул. Мичурина 30

    Удобрением почвы занимается каждый владелец дачного участка, который имеет желание получить урожай с выращиваемых культур. Какие бывают удобрение, нормы их внесения и способы удобрения почвы мы уже рассмотрели в наших предыдущих статьях. Сегодня же мы хотим обратить внимание на влияние удобрений на растения и человека.

    Содержание:

    Действительно, зачем необходимы удобрения и как они влияют те или иные показатели роста культур, да и на самого человека? На данные вопросы мы ответим прямо сейчас.

    Подобные темы часто поднимаются на мировом уровне, ибо разговор заходит не о небольшом клочке земли, а о полях промышленного масштаба для удовлетворения потребностей целого региона или даже страны. Понятно, что количество полей под сельскохозяйственные культуры постоянно растет, и каждое обработанное единожды поле навеки становится площадкой для выращивания тех или иных растений. Соответственно, земля истощается, и с каждым годом урожай значительно уменьшается. Это приводит к расходам, а иногда и к банкротству предприятий, голоду, дефицитам. Первичной причиной всему есть недостаток питательных веществ в почве, которые мы уже давно компенсируем специальными удобрениями. Конечно, приводить пример многогектарных полей не совсем правильно, но ведь результаты можно пересчитать и на площадь наших дачных участков, ведь все пропорционально.

    Итак, удобрение почвы. Конечно, оно крайне необходимо, будь то сад с плодовыми деревьями, огород с овощами, или же клумба с декоративными растениями и цветами. Можно и не удобрять почву, но вы сами вскоре заметите качество растений и плодов на постоянной, истощенной почве. Поэтому, мы рекомендуем вам не экономить на качественных удобрениях и систематически сдабривать ими землю.

    Нормы применения удобрений

    Мы привыкли использовать преимущественно органические удобрения, но ведь их количество ограничено. Что же делать в этом случае? Конечно, обратиться за помощью к химии, и удобрять участок минеральными удобрениями, которые, благо, у нас не заканчиваются. Но, с подобным видом удобрений стоит быть более осторожным, так как они имеют повышенное влияние на качество почвы для растений, на человека и окружающую среду . Правильное их количество обязательно снабдит почву питательными веществами, которые вскоре будут "доставлены" в растения и помогут повысить показатели урожай. В этот же момент, минеральные удобрения нормализуют необходимое количество веществ в почве и максимально повысят ее плодородность. Но, это только в том случае, если доза удобрений, время внесения и прочие параметры будут выполнены правильно. Если же нет, то влияние азотных удобрений, фосфатных и калийных удобрений на почву, может быть не очень положительным. Поэтому, перед применением подобных удобрений, постарайтесь не только изучить нормы и параметры внесения их в почву, но и выбрать минеральные удобрения качественные, безопасность которых прошла контроль производителя и специальных органов.



    Влияние удобрений на растения

    Избыток

    При помощи практических исследований, учеными было установлено, как те или иные удобрения влияют на растения. Теперь, по внешним показателям можно понять, насколько правильной была дозировка удобрений , был ли их переизбыток или недостаток:

    • Азот . Если удобрения слишком мало в почве, то растения выглядят бледно и болезненно, имеют светло-зеленый окрас, растут очень медленно и преждевременно погибают от пожелтения, сухости и опадания листьев. Переизбыток азота приводит к задержке цветения и созревания, чрезмерному развитию стеблей и перемене цвета растения к темно-зеленому;
    • Фосфор . Недостаток фосфора в почве приводит к задержке роста и медленному созреванию плодов, смене окраски листьев растения в сторону темно-зеленого с неким голубоватым оттенком, и осветлению или серому цвету по краям. Если же фосфора в почве много, то растение будет слишком быстро развиваться, из-за чего может пойти в рост стебля и листьев, плоды же в это время будут мелкими и в малом количестве;
    • Калий. Недостаток калия обеспечит растению замедленное развитие, пожелтение листьев, их морщинистость, закручивание и частичное отмирание. Избыток калия закрывает пути поступления азота в растение, что может значительно сказаться на развитии растения любой культуры;
    • Кальций . Малое поступление калия повредит верхушечные почки, а также корневую систему. Если же калия предостаточно, то никаких изменений последовать не должно.

    Недостаток

    С остальными элементами все немного по-другому, то есть, растения отреагируют только на их недостаток в почве. Итак:

    • Магний . Замедленный рост, а возможно и его остановка, осветление растения, пожелтение, а возможно покраснение и приобретение фиолетового оттенка в районе прожилок листьев;
    • Железо . Задержка роста и развития, а также хлороз листьев - светло-зеленая, иногда практически белая окраска;
    • Медь. Возможен хлороз листьев, повышенная кустистость растения, изменение цвета;
    • Бор . Недостаток бора вызывает отмирание верхушечных почек в процессе загнивания.

    Стоит отметить и тот факт, что зачастую не сам недостаток удобрений делает растения измененными внешне, а именно ослабление растения и заболевания, которые могут быть при недостатке удобрений. Но, как видите, возможны негативные последствия и от переизбытка удобрений.

    Влияние удобрений на человека

    Переизбыток питательных веществ в почве, благодаря неправильному ее удобрению, может стать опасным и для человека. Многие химические элементы, попадая в растение путем биологических процессов, трансформируются в ядовитые элементы, или же способствуют их выработке. Многие растения изначально имеют в себе подобные вещества, но их дозы ничтожно малы и никак не отражаются на здоровой жизнедеятельности человека. Созданные же оговоренным выше способом условия, могут привести не только к их аккумуляции, но и накапливанию. Свойственно это многим популярным растениям, которые мы употребляем в пищу: укроп, свекла, петрушка, капуста и так далее.

    Согласно этому, можно в очередной раз подойти к вопросу правильности технологии удобрения почвы. Только в случае соблюдения всех правил и норм, вы сможете получать хороший урожай и не беспокоиться о собственном здоровье.

17.10.2017 10:01

Проект "Влияние минеральных удобрений на рост растений", совместная работа с учениками 6 класса.


«влияние удобрений на рост растений»

МКОУ Болчаровская средняя общеобразовательная школа

Исследовательский проект

Влияние удобрений на рост растений.

Выполнил:

Трофимов Арсений

МКОУ Болчаровская

средняя общеобразовательная

школа ученик 6 класса

Руководитель:

Сатарова Оксана Валерьевна

учитель биологии и химии

МКОУ Болчаровская

средняя общеобразовательная

с. Болчары 2017

Введение __________________________________________________________________3.

1. Теоретическая часть_______________________________________________________3.

1.1. Группы растений________________________________________________________3.

1.2.Удобрения и их классификация ____________________________________________4.

1.2.1. Минеральные удобрения________________________________________________4.

1.2.2. Органические удобрения________________________________________________5.

1.2.3. Бактериальные удобрения_______________________________________________5.

2. Практическая часть_______________________________________________________5.

2.1. Методика исследования__________________________________________________5.

2.2. Ход исследования_______________________________________________________6.

2.3 Выводы________________________________________________________________6.

Заключение________________________________________________________________6.

Используемая литература____________________________________________________7.

Проект: «Влияние удобрений на рост растений».

Введение

Растения являются первоисточником существования, процветания и развития жизни на Земле, так как только они способны улавливать энергию солнечного света и передавать ее по цепям питания. И в первую очередь это происходит благодаря их свойству осуществлять фотосинтез.

1. Зелёные растения в результате фотосинтеза выделяют кислород, необходимый для дыхания живых организмов.

2. В процессе фотосинтеза растения образуют из неорганических веществ сложные органические вещества, без которых не могут жить животные, а также грибы и бактерии!

3. Все живые организмы зависят от растений. Человек питается и растительной, и животной пищей, но животная пища не может быть получена без растений. Если погибнут зелёные растения, погибнут от голода животные и люди.

4. Растения используются человеком как сырьё для разных отраслей промышленности: пищевой, текстильной, бумажной, химической и т.д.

Так возникла тема

Целью

задач:

И сформулировали следующую гипотезу:

Объектом

Исследовательская работа разделяется на две части: теоретическую и практическую. В теоретической части мы изучили разновидности удобрений, некоторые группы растений и обработали необходимую информацию. В практической части использовали опытно-экспериментальные методы исследования, по результатам которых нами были сделаны соответствующие выводы.

I . ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Имеется множество научных классификаций растений. Но мы рассмотрели ненаучную классификацию представителей флоры. В мире существуют дикорастущие и культурные растения. Главное их отличие заключается в том, что культурные человек выращивает целенаправленно, выводит внутри видов разнообразные сорта.

Рас­те­ния, ко­то­рые рас­тут сами по себе. Их можно встре­тить где угод­но. Такие рас­те­ния на­зы­ва­ют­ся ди­ко­рас­ту­щи­ми. Ди­ко­рас­ту­щие рас­те­ния рас­тут без вме­ша­тель­ства че­ло­ве­ка, за ними никто не уха­жи­ва­ет, они рас­тут там, где для них есть под­хо­дя­щие усло­вия. К этим усло­ви­ям они при­спо­со­би­лись сами.

1.2 Удобрения и их классификация

Многовековая практика применения удобрений доказала полезное воздействие их на почву, улучшение вкусовых качеств урожая и восстановление в почве среды, благоприятной для роста растений. Что же такое удобрения и какие они бывают?

Удобрения - это вещества, содержащие элементы, необходимые для питания растений или регулирования свойств почвы. По химическому составу удобрения делятся на:

Минеральные (неорганические) удобрения:

    Азотные удобрения;

    Фосфорные удобрения;

    Калийные удобрения;

    Микроэлементы;

    Комплексные удобрения;

    Специализированные комплексные бесхлорные удобрения.

Органические и органоминеральные:

    Гуминовые удобрения;

    Жидкие гуминовые органоминеральные удобрения и подкормки;

Бактериальные:

    Фитогормоны;

    Стимуляторы роста;

    Мелиоранты и дренаж.

1.2.1. Минеральные удобрения

Минеральные удобрения представляют собой промышленные или ископаемые продукты, содержащие питательные элементы в виде солей, чаще минеральных, но иногда и органических (карбамид).

Азотные удобрения – удобрительные вещества, содержащие в качестве действующего вещества азот. Азот крайне необходим для правильного роста и развития растений, поскольку является одной из главных составляющих в их питании и участвует во всех обменных процессах.

Фосфорные удобрения – удобрительные вещества, содержащие в качестве действующего вещества фосфор. Фосфорные удобрения нужны для того, чтобы "додать" растениям недостающий фосфор, который контролирует обменные процессы и является частью ДНК и РНК. Если фосфора достаточно, растения лучше переносят кратковременные засуху и мороз.

Калийные удобрения - удобрительные вещества, содержащие в качестве действующего вещества калий. Калий позволяет продуктивнее использовать воду, усиливает передвижение веществ в растении, способствует развитию корневой системы. Плоды приобретают более яркую окраску и аромат, дольше хранятся. Он необходим в фазе активного роста, при образовании плодов, клубней, луковиц. Калий положительно влияет на устойчивость растений к засухе, низким температурам, вредителям и грибным болезням.

Комплексные удобрения - удобрительные вещества, содержащие не менее двух элементов питания. Эта группа удобрений имеет ряд преимуществ перед односоставными удобрениями.

    Большая концентрация полезных элементов питания вкупе с минимальным содержанием или полным отсутствием балласта – ионов натрия, хлора и прочих.

    Наличие в одной грануле всех составляющих данное удобрение питательных веществ.

    Снижение расходов на их хранение, транспортировку и внесение.

    Наличие сильного положительного эффекта даже в условиях недостаточного увлажнения.

Микроудобрения удобрительные вещества, содержащие микроэлементы. Микроэлементы необходимы растениям в небольших количествах. При этом каждый из них выполняет строго определенные функции в обмене веществ, питании растений и другим элементом заменен быть не может.

1.2.2. Органические и органоминеральные удобрения

Органические удобрения – вещества растительного и животного происхождения. К органическим удобрениям относят навоз, птичий помет, компосты, торф, бурый уголь, зеленое удобрение (это зеленая масса растений, выращенных для запашки в почву в качестве удобрения) и пр. Органические удобрения, помимо того, что содержат практически все необходимые для питания растений минеральные компоненты, способствуют поддержанию и накоплению гумуса в почве, активизации микрофлоры и создают благоприятные физические условия в почве. Обработка почвы вызывает потерю органических веществ и в первую очередь гумуса вследствие их минерализации. Для того чтобы восполнить эти потери, требуется регулярно вносить в почву органические удобрения.

Органоминеральные удобрения содержат и органические и минеральные компоненты. Получают их путем смешивания.

1.2.3. Бактериальные удобрения

Бактериальные удобрения - это препараты, содержащие культуру микроорганизмов, способствующих улучшению питания растений. Питательных веществ они не содержат.
Бактериальные препараты непосредственно не служат для питания растений, а лишь способствуют развитию полезных микроорганизмов, которые влияют на питательный режим почвы.

II . ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Методика исследования

Каждый раз необычайно увлекательно наблюдать, как крошечное семечко превращаются в великолепное растение. Для того чтобы понаблюдать за влиянием удобрений на рост и развитие растений мы использовали томаты, калийные удобрения, комплексные удобрения и органические удобрения. Для проведения эксперимента мы посадили семена томата и следили за их развитием в зависимости от использования тех или иных удобрений.

Место проведения исследования: п. Болчары

Сроки проведения: январь – март 2017 года

Оборудование: семена томата, емкости для земли, вода, калийные удобрения (мочевина), комплексные удобрения (нитроаммофоска), органические удобрения (измельченная кожура банана), линейка, ручка, фотоаппарат.

2.2 Ход исследования

Для решения поставленных задач были проведены следующие опыты:

Опыт №1. Проращивание семян томата

1. Берём 3 стакана, на дно каждого кладём семена томатов и наливаем небольшое количество воды.

2. Через три дня смотрим результат.

3. Результат опыта доказывает, что для прорастания семян необходимы воздух и умеренное количество воды.

Опыт №2 . Влияние удобрений на рост и развитие томата

Горшок №1 - поливаем обычной водой

Горшок №2

Горшок №3

Результаты наблюдения заносим в таблицу:

Объект исследования

Дата

Горшок №1

Горшок №2

Горшок №3

Горшок №4

2.3 Выводы

1. Наблюдения показали, что рост растений с 20 января по 17 февраля происходил медленно, в связи с сезонными условиями жизни.

2. С 24 февраля по март рост растений усилился, в связи с обилием света, увеличением длины дня, повышением температуры.

3.

4.

5.

6.

Заключение

В результате исследований я:

1) Научился выполнять простейшие опыты.

2) Проанализировал воздействие внешних факторов (свет, тепло, влага, воздух, минеральные вещества) на прорастание семян, на рост и развитие растений.

3) Закрепил имеющиеся знания, умения и навыки в условиях опыта.

Значение растений для жизнедеятельности человека велико, поэтому очень важно, чтобы урожаи культурных растений были стабильно высокими.

Список литературы и интернет-ресурс:

5. Материалы портала «Издательский дом «1сентября» http://portfolio.1september.ru/work.php?id=563442

6. Материалы портала «Учительский портал» http://www.uchportal.ru/load/46-1-0-6729

7. Материалы портала «Сеть творческих учителей» (учителя И.В.Егоровой)

8. CD – диск Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире

Просмотр содержимого документа
«выступление»

ВЫСТУПЛЕНИЕ

Здравствуйте, меня зовут Трофимов Арсений, я представляю вашему вниманию проект «Влияние удобрений на рост растений».

Растения являются первоисточником существования, процветания и развития жизни на Земле, так как только они способны улавливать энергию солнечного света и передавать ее по цепям питания. И в первую очередь это происходит благодаря их свойству осуществлять фотосинтез. Благодаря именно этому процессу зелёные растения выделяют кислород, необходимый для дыхания живых организмов, образуют из неорганических веществ сложные органические вещества, без которых не могут жить ни животные, ни грибы, ни бактерии, ни Человек.

Таким образом, невозможно переоценить роль растений в природе и жизни человека, но что же влияет на их рост и развитие!?

Так возникла тема нашего исследования – «Влияние удобрений на рост растений».

Целью представленной нами исследовательской работы является изучение влияния минеральных удобрений на рост и развитие растений.

Так же мы поставили несколько задач, которые вы можете видеть на слайде.

И сформулировали следующую гипотезу: растениям для нормального роста и развития необходимы: уход, достаточное количество воды, присутствие в почве минеральных веществ и микроэлементы

Объектом нашего исследования явились томаты – растения из семейства Пасленовых. Это ценное пищевое растение, имеющее большое значение для жизни человека.

Данной работы возможно на уроках окружающего мира, биологии, в кружковой работе, при работе на пришкольном участке и огороде.

Имеется множество научных классификаций растений. Но мы рассмотрели ненаучную классификацию представителей флоры. В мире существуют дикорастущие и культурные растения.

Рас­те­ния, ко­то­рые рас­тут сами по себе. Их можно встре­тить где угод­но. Такие рас­те­ния на­зы­ва­ют­ся ди­ко­рас­ту­щи­ми.

Рас­те­ния, за ко­то­ры­ми уха­жи­ва­ет че­ло­век, или куль­тур­ные рас­те­ния. Куль­тур­ные рас­те­ния сеет, вы­са­жи­ва­ет че­ло­век и за­бо­тит­ся о них. Культурные растения в свою очередь так же подразделяются на несколько групп:

Пищевые растения, используемые в пищу;

Кормовые растения, используемые на корм скоту;

Технические растения дают сырьё для промышленности (лён, хлопок);

Декоративные растения, которые выращивают для украшения нашей жизни.

Для того чтобы получить богатый урожай культурных растений человек на протяжении многих веков использовал удобрения.

«Что это такое» - спросите вы?

Удобрения - это вещества, содержащие элементы, необходимые для питания растений или регулирования свойств почвы. По химическому составу удобрения делятся на: Минеральные (неорганические) удобрения.

Органические и органоминеральные.

Бактериальные.

Минеральные представляют собой промышленные или ископаемые продукты, содержащие питательные элементы в виде солей, чаще минеральных, но иногда и органических (карбамид).

Органические удобрения – вещества растительного и животного происхождения.

Бактериальные удобрения - это препараты, содержащие культуру микроорганизмов, способствующих улучшению питания растений.

Для того чтобы понаблюдать за влиянием удобрений на рост и развитие растений мы использовали томаты, азотные удобрения (мочевина), комплексные удобрения (нитроаммофоска) и органические удобрения (измельченная кожура банана).

Итак, для решения поставленных нами задач были проведены следующие опыты:

Проращивание семян томата

Берём 3 стакана, на дно каждого кладём семена томатов и наливаем небольшое количество воды. Через три дня смотрим результат. Результат опыта доказывает, что для прорастания семян необходимы воздух и умеренное количество воды.

Влияние удобрений на рост и развитие томата

Проросшие семена томатов и сухие были посажены в 4 горшка и были заданы следующие условия: Горшок №1 - поливаем обычной водой Горшок №2 - поливаем водой с добавлением мочевины 1 раз в 2 недели. Горшок №3 - поливаем водой с добавлением комплексного удобрения нитроаммофоски 1 раз в две недели. Горшок №4 - в почву при посадке добавили измельченную кожуру банана и поливали отстоявшейся водой.

Каждую пятницу (1 раз в неделю) производим измерение роста побегов

Результаты наблюдения заносим в таблицу которую вы видите на слайде.

Анализируя представленную таблицу можно сделать следующие выводы:

1. Рост растений с 20 января по 17 февраля происходил медленно, в связи с сезонными условиями жизни.

2. С 24 февраля по март рост растений усилился, в связи с обилием света, увеличением длины дня.

3. В горшке №1, где полив осуществлялся обычной водой рост растения, отставал от остальных, что связано с недостатком минеральных веществ.

4. В горшке №2, где полив производился водой с добавлением мочевины рост растения, был ниже, чем при использовании комплексного удобрения, что доказывает недостаточное количество минеральных веществ.

5. В горшке №3, где полив осуществлялся водой с добавлением комплексного удобрения нитроаммофоски рост растения, был максимальный по сравнению с другими объектами исследования.

6. В Горшке №4, где в почву добавили кожуру банана рост растения, оказался ниже, чем при использовании комплексного удобрения, но выше чем при исследовании томатов поливаемых с использованием мочевины. Натуральное растительное удобрение усваивается растениями лучше, чем полученное в результате химического производства.

Ну и в заключении хотелось бы сказать: значение растений для жизнедеятельности человека велико, поэтому очень важно, чтобы урожаи культурных растений были стабильно высокими.

Спасибо за внимание!

Просмотр содержимого презентации
«6 Арсений»

Выполнил: ученик 6 класса

МКОУ Болчаровская СОШ

Трофимов Арсений

Руководитель:

учитель химии и биологии

Сатарова О. В.





Цель исследования:

Изучить влияние минеральных удобрений на рост и развитие растений.

Задачи исследования :

1. Научиться выполнять простейшие исследования.

2. Проанализировать воздействие минеральных удобрений (аммиачная селитра, комплексная нитроаммофоска, банан) на прорастание семян, развитие и рост растений.

3. Закрепить в условиях опыта имеющиеся знания, умения и навыки.


ГИПОТЕЗА:

Растениям для нормального

роста и развития необходимы:

Уход, достаточное количество

Воды, присутствие в почве

минеральных веществ

и микроэлементы.


Объект исследования

Томаты – растения из семейства Пасленовых. Это ценное пищевое растение, имеющее большое значение для жизни человека.


  • Уроки окружающего мира и биологии
  • Кружковая работа
  • Пришкольный и участок и огород

  • Дикорастущие
  • Культурные





1. Мочевина (карбамид) – содержит 44% азота по массе

2. Нитроаммофоска – содержит азот, фосфор и калий.


  • 3. Измельченная кожура бананов (калий). Кожура бананов отличное калийное удобрение. В ее состав входят следующие химические элементы: кальций, натрий, калий, магний, фосфор.

. Через три дня смотрим результат.

Результат опыта доказывает, что для прорастания семян необходимы воздух и умеренное количество воды и тепло.

Ход исследования

Берём 3 стакана, на дно каждого кладём семена томатов и наливаем небольшое количество воды.


Ход исследования

Проросшие семена томатов и сухие были посажены в 4 горшка и были заданы следующие условия:

Горшок №1- поливаем обычной водой

Горшок №2- поливаем водой с добавлением мочевины 1 раз в 2 недели


Ход исследования

Горшок №3- поливаем водой с добавлением комплексного удобрения нитроаммофоски 1 раз в две недели.

Каждую пятницу (1 раз в неделю) производим измерение роста побегов


Результаты наблюдений

Объект исследования

Горшок №1

дата

Горшок №2

Горшок №3

дата

дата

Горшок №4

2,25см

2,25см

3,05см

дата

дата

дата

5,25см

3,25см

дата

6,15см

5,2 см

дата

дата

7,55см

10,1см


Заключение

Значение растений для жизнедеятельности человека велико, поэтому очень важно, чтобы урожаи культурных растений были стабильно высокими .



Список литературы:

1. Серебрякова Т.И., Еленевская А.Г.,Гуленкова М.А. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники. [Текст]/ Серебрякова Т.И., Еленевская А.Г./ М.: Дрофа.-2009, С.256

2. Багрова Л.А. Я познаю мир (растения). Детская энциклопедия. [Текст]/ Багрова Л.А./М.: АСТ: Люкс,- 2005, С 367.

3. Сергеев Б.Ф. Япознаю мир: Детская энциклопедия. [Текст]/ Сергеев Б.Ф./- М.: ООО Издательство АСТ 2004 г.

4. Ликум А. Всё обо всём: популярная энциклопедия для детей. [Текст]/ Ликум А./М.: Махаон, 2006. С. 316




Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Советы по строительству и ремонту