Советы по строительству и ремонту

По Москве гуляет миф о том, что Прокуратура Москвы заставила Правительство Москвы отменить обязательную поверку приборов учета воды (индивидуальный прибор учета, ИПУ ХВС и ГВС). Причиной этого мифа стала проверка, проведенная Хорошёвской межрайонной прокуратурой города Москвы, которая выявила, что постановление Правительства Москвы от 10.02.2004 №77-ПП в части установления сроков поверочных интервалов для приборов учета холодной и горячей воды (ИПУ ХВС и ГВС) не соответствует действующему законодательству. В адрес Правительства Москвы было выдано предписание о необходимости привести в соответствие действующее законодательство, что и было сделано – принято постановление от 26.12.2012 №831-ПП, согласно которому, помимо прочего, вносилось изменение в постановление №77-ПП об отмене ранее установленных сроков межповерочных интервалов ИПУ ХВС и ГВС.

Теперь ещё раз обратите внимание: прокуратура признала не соответствующим действующему законодательству установление сроков поверочных интервалов для ИПУ ХВС и ГВС региональными властями. И это верно. Но здесь нет ни слова о том, что незаконна сама периодическая поверка ИПУ. А поверка ИПУ регулируется уже не региональным законодательством, а федеральным. Основные документы следующие:

Федеральный закон от 26.06.2008г. №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (с изменениями на 21 июля 2014 года) – документ общего характера по средствам измерения;

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждённых постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. №354).

В пункте 34 Правил предоставления коммунальных услуг указано следующее (жирным выделенно основное).

34. Потребитель обязан:
г) в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку;
д) обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

(При этом решением Верховного Суда РФ от 5 декабря 2014 г. N АКПИ14-1211, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 12 февраля 2015 г. N АПЛ15-17, подпункт "д" пункта 34 настоящих Правил признан не противоречащим действующему законодательству в части, возлагающей на нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и членов их семей обязанность по обеспечению проведения обслуживания, поверок, замены индивидуальных и коллективных приборов учета)

И ещё обращаю внимание: в случае истечения срока поверки ИПУ, расчёты на основе его показаний ПРИОСТАНАВЛИВАЮТСЯ до момента проведения поверки (подпункт а, пункт 59 Правил предоставления коммунальных услуг).

Таким образом, выводы из указанных документов следующие :

1. Хорошёвская прокуратура города Москвы абсолютно законно потребовала от Правительства Москвы НЕ РЕГУЛИРОВАТЬ межповерочные интервалы для индивидуальных приборов учета ХВС и ГВС. И Правительство Москвы устранило незаконный пункт регионального законодательства.

2. Потребитель коммунальных услуг ОБЯЗАН поверять используемые ИПУ ХВС и ГВС в сроки, указанные в технической документации к прибору. Как правило, они составляют 6 лет для ИПУ ХВС и 4 года для ИПУ ГВС, но этот вопрос обязательно нужно уточнить, ознакомившись с техническим паспортом прибора.

А поэтому НЕ ВЕРЬТЕ журналистам, которые пишут всякую белиберду, не разбираясь в предмете, и, брызжа слюной, орут, что отменена поверка приборов учёта воды. Это – не так. Кто хочет в этом убедиться – напишите запрос в прокуратуру.

PS. В дополнение. Очень прошу не путать термины «поверка» и «проверка» прибора учета. «Поверка» – это выяснение вопроса насколько верно прибор измеряет, а «проверка» – это выяснение состояния прибора учета, сохранности пломб и тому подобное. «Проверка» упоминается в тех же самих Правилах предоставления коммунальных услуг и сроки там совершенно другие:

34. Потребитель обязан:
ж) допускать исполнителя в занимаемое жилое или нежилое помещение для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, проверки их состояния, факта их наличия или отсутствия, а также достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей в заранее согласованное в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев.

VII. Порядок учета коммунальных услуг с использованием
приборов учета, основания и порядок проведения проверок
состояния приборов учета и правильности снятия их показаний


80. Учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

81. Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
В заявке указывается следующая информация:
– сведения о потребителе (для физического лица - фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, для юридического лица - наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон);
– предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию;
– тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки;
– сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета;
– показания прибора учета на момент его установки;
– дата следующей поверки.
К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

81(1). Исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета.
При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ направляется потребителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.

81(2). В случае если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время и (или) предложенные исполнителем новые дата и время были позднее сроков, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, отвечающей требованиям, установленным пунктом 81 настоящих Правил, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг.

81(3). В случае выполнения монтажа прибора учета исполнителем ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию, предусмотренного пунктом 81(6) настоящих Правил.

81(4). В ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:
а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;
б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;
в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);
г) работоспособность прибора учета.

81(5). Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию.

81(6). По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются:
а) дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию;
б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию;
в) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки;
г) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа;
д) в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы);
е) дата следующей поверки.

81(7). Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию.

81(8). Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета.

81(9). Ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы.

81(10). Эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

81(11). Прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу.

81(12). Прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:
а) неотображения приборами учета результатов измерений;
б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;
в) механического повреждения прибора учета;
г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;
д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

81(13). Потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.

81(14). Ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

82. Исполнитель обязан:
а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия;
б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).

83. Проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 6 месяцев.

84. При непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести указанную в пункте 82 настоящих Правил проверку и снять показания прибора учета.

85. Проверка, указанная в пункте 82 настоящих Правил, если для ее проведения требуется доступ в жилое или нежилое помещение потребителя, осуществляется исполнителем в следующем порядке:
а) исполнитель направляет потребителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения, или вручает под роспись письменное извещение с предложением сообщить об удобных для потребителя дате (датах) и времени допуска исполнителя для совершения проверки и разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске исполнителя к приборам учета;
б) потребитель обязан в течение 7 календарных дней со дня получения указанного извещения сообщить исполнителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, об удобных для потребителя дате (датах) и времени в течение последующих 10 календарных дней, когда потребитель может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое им жилое или нежилое помещение для проведения проверки. Если потребитель не может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое им жилое помещение по причине временного отсутствия, то он обязан сообщить исполнителю об иных возможных дате (датах) и времени допуска для проведения проверки;
в) при невыполнении потребителем обязанности, указанной в подпункте "б" настоящего пункта, исполнитель повторно направляет потребителю письменное извещение в порядке, указанном в подпункте "а" настоящего пункта, а потребитель обязан в течение 7 календарных дней со дня получения такого извещения сообщить исполнителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, информацию, указанную в подпункте "б" настоящего пункта;
г) исполнитель в согласованные с потребителем в соответствии с подпунктом "б" или "в" настоящего пункта дату и время обязан провести проверку и составить акт проверки и передать 1 экземпляр акта потребителю. Акт проверки подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и 2 незаинтересованными лицами;
д) если потребитель не ответил на повторное уведомление исполнителя либо 2 и более раза не допустил исполнителя в занимаемое им жилое или нежилое помещение в согласованные потребителем дату и время и при этом в отношении потребителя, проживающего в жилом помещении, у исполнителя отсутствует информация о его временном отсутствии в занимаемом жилом помещении, исполнитель составляет акт об отказе в допуске к прибору учета. Акт об отказе в допуске исполнителя к приборам учета, расположенным в жилом или в нежилом помещении потребителя, подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и 2 незаинтересованными лицами. В акте указываются дата и время прибытия исполнителя для проведения проверки, причины отказа потребителя в допуске исполнителя к приборам учета (если потребитель заявил исполнителю о таких причинах), иные сведения, свидетельствующие о действиях (бездействии) потребителя, препятствующих исполнителю в проведении проверки. Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта потребителю;
е) исполнитель обязан в течение 10 дней после получения от потребителя, в отношении которого оставлен акт об отказе в допуске к прибору учета, заявления о готовности допустить исполнителя в помещение для проверки провести проверку, составить акт проверки и передать 1 экземпляр акта потребителю. Акт проверки подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и 2 незаинтересованными лицами.

Каждый, кто установил счетчики на трубопроводы, подающие холодную и горячую воду от центральных сетей, смог убедиться, что это выгодно . Есть такая категория населения, которая считает, что , и это самый правильный подход.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам ниже. Это быстро и бесплатно !

Законы об установке счетчиков воды

Правительством принято ряд законодательных актов, касающихся средств и методов измерений.

ФЗ №102 от 26.06.2008г.

Федеральный закон «Об обеспечении единства средств измерений», в нем определена необходимость поверок средств измерений требованиям метрологии .

Целью ФЗ является защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.

Поверка (проверка) — это совокупность мероприятий, выполняемых в целях подтверждения соответствия приборов учета метрологическим требованиям .

Поверка прибора – это проверка его исправности и точности при помощи специального оборудования.

В законе регламентирован срок, на протяжении которого прибор учета может работать беспрепятственно и какие интервалы допустимы между поверками средств учета расхода горячей и холодной воды .

Приборы учета разрешается устанавливать только те, что внесены в Государственный реестр средств измерений Государственного стандарта РФ.

ФЗ №261 от 23.11.2009г.

В этом законе утверждается необходимость составления договоров между поставщиком услуг и их потребителем, на исполнение требований выделяется данным актом 180 дней.

В законе об энергосбережении определена обязательность измерения потребления коммунальных ресурсов .

Обязательная установка приборов учета даст возможность:

  1. Повысить возможность экономии ресурсов;
  2. Позволит определить потери.

Постановление Правительства РФ №354 от 06.05.2011г.

Этот акт разъясняет нюансы размера платы за пользование водой и другими услугами жильцов многоквартирных и жилых домов, а также правила предоставления коммунальных услуг .

Здесь четко разделено понятие о размере платы при наличии прибора учета и в случае его отсутствия.

Почему счетчики на воду подлежат обязательной поверке?

Счетчик воды – достаточно точный и чувствительный прибор, который по истечению времени может давать сбой, то есть показывать не совсем верный расход воды.

Такие показатели не интересны ни потребителю, ни поставщику. Почему показатели на счетчике перестали быть точными, и насколько данные прибора отличаются от действительных, и в какую сторону?

Горячая и холодная вода по-разному влияют на приборы учета . Понятно, что горячая вода содержит химические добавки, поэтому ее состав и высокая температура агрессивнее по отношению к деталям счетчика, и поэтому поверки приборов учета на трубопроводах горячего водоснабжения требуется делать чаще .

Проверка может показать, что прибор исправен, а испорченное учетное оборудование подлежит ремонту или замене.

Когда нужно менять приборы учета воды?

Межповерочный интервал для счетчика, установленного в системе горячего водоснабжения, составляет 4 года, для установленного на трубе с холодной водой — 6 лет.

Счетчики холодной воды следует проверять не позднее, чем через 6 лет, а горячей воды – через 4 года.

Не нужно думать, что срок, установленный для поверки, обозначает замену оборудования по учету расхода. Водомер нужно менять только в том случае, если он не работает или показывает неправильные цифры расходы воды.

Срок службы водомера в среднем составляет 12 лет, а это значит, что один прибор может прослужить до поломки лет 6, а другой – 18 лет .

Следует помнить, что лучше озаботиться вопросом поверки прибора учета расхода воды заранее, за 1-1,5 месяца до окончания срока межповерочного интервала.

Предприятие-поставщик услуг ведет у себя учет по каждой квартире, каждому дому или другому объекту. Если сам пользователь забыл, что уже срок между поверками подходит к завершению, ему напомнят – пришлют уведомление.

Порядок проверки водосчетчиков

Как проверяют водосчетчики? Так как проводить поверку нужно только при помощи специального оборудования, не все знают, что осуществить проверку можно не только в условиях стационарных, но и на месте.

Для проведения работ граждане самостоятельно выбирают организацию, обладающую необходимыми разрешительными документами.

Порядок замены счетчика воды?

  1. До начала работ необходимо позаботиться об отключении воды , согласовав это в ЖЭКе;
  2. Обеспечить доступ к трубам водоснабжения ;
  3. Трубы должны быть в удовлетворительном состоянии ;
  4. Краны (вентили, шаровые краны) должны полностью перекрывать воду в квартире .

Проверку можно провести несколькими способами:

  • Со снятием приборов учета
  • Без снятия приборов учета

Если поверку будет проводить специализированная фирма, то следует вызвать сантехника, обслуживающего дом, для снятия счетчика. Демонтированный прибор примут в работу, составив акт об изъятии, с указанием марки и серийных номеров. С собой нужно иметь документ на водомер – паспорт и свой паспорт гражданина РФ.

Для процедуры поверки пользуются специальными калибровочными установками, позволяющими максимально точно выверить правильность показаний .

Получив через некоторое время, от нескольких часов до нескольких суток, обратно свое учетное оборудование, потребитель получит следующие документы:

  1. Договор об установке приборов учета воды;
  2. Акт выполненных работ;
  3. Акт ввода в эксплуатацию водяного счетчика;
  4. Паспорт на счетчик холодной воды
  5. Паспорт на счетчик горячей воды
  6. Сертификат на счетчики
  7. Договор на техническое обслуживание.

Признанный непригодным водомер придется менять, исправный нужно установить на прежнее место и пользоваться, пока не придет черед следующей проверки .

Есть методы, при которых снятие счетчиков не требуется – поверку произведут прямо на месте.

Необходимо убедиться, что фирма аккредитована, а ее сотрудники имеют аттестацию.

Как проводится поверка водосчетчиков? Предлагаем вам посмотреть видеоролик.

Безусловно, этот метод поверки чрезвычайно удобен. Представители фирмы сами свяжутся с поставщиком и снимут вопрос о поверке. Потребитель услуги получит бумагу о дате и итогах проведенной процедуры .

У этого метода есть и недостатки. Для того, чтобы произвести точную поверку, через прибор, подключаемый к крану, должно пройти около 250 л. воды, за которую собственнику квартиры придется заплатить.

Если на водомере обнаружится погрешность, у вас не будет возможности починить или подкорректировать прибор на месте. Прибор придется все равно снимать.

Что грозит собственнику жилого помещения, если он не произвел проверку вовремя?

Имея на руках акт поверки ИПУ, владелец должен следить, чтобы не пропустить срок очередной проверки.

Невыверенный счетчик воды как горячей, так и холодной, считается непригодным, что значит невозможность оплаты по показаниям такого прибора.

В дальнейшем счета на оплату за пользование водой будут выставляться по усредненным нормам , как для пользователей, не имеющих счетчиков, с учетом количества прописанных в квартире жильцов.

Эти нормы заставят потребителя потратить ежемесячно значительно большую сумму чем тогда, когда учитывались показания прибора учета .

Поверка ИПУ платная услуга или нет?

Граждане обязаны проводить поверку ИПУ (индивидуальные приборы учета) за свой счет в сроки указанные изготовителем и указанные в паспорте прибора учета .

За поверку нужно платить. В разных регионах стоимость отличается, но средние цифры составляют от 370 руб. до 1000 руб.

При этом нелишним будет заметить, что цена работы при использовании переносного эталона, то есть на месте, без демонтажа водомера, и в случае снятия практически равны .

Отследить срок поверки и организовать ее проведение не так уж и сложно. Уважающий себя владелец жилища всегда будет заинтересован, чтобы оборудование на его жилой площади работало правильно, было исправным . Выбрать можно любой из способов проверки водосчетчиков.

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 22.05.2019) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг...

VII. Порядок учета коммунальных услуг с использованием

приборов учета, основания и порядок проведения проверок

состояния приборов учета и правильности снятия их показаний

80. Учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

81. Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

В заявке указывается следующая информация:

сведения о потребителе (для физического лица - фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, для юридического лица - наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон);

предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию;

тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки;

сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета;

показания прибора учета на момент его установки;

дата следующей поверки.

К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).

Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.

(см. текст в предыдущей редакции)

Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

81(1). Исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета.

При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ направляется потребителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.

81(2). В случае если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время и (или) предложенные исполнителем новые дата и время были позднее сроков, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, отвечающей требованиям, установленным пунктом 81 настоящих Правил, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг.

81(3). В случае выполнения монтажа прибора учета исполнителем ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию, предусмотренного пунктом 81(6) настоящих Правил.

81(4). В ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:

а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;

б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;

в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);

г) работоспособность прибора учета.

81(5). Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию.

81(6). По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются:

а) дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию;

б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию;

в) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки;

г) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа;

д) в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы);

е) дата следующей поверки.

81(7). Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию.

81(8). Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета.

81(9). Ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы.

81(10). Эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

81(11). Прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.

При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат:

целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;

Наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;

отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.

Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.

Акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета составляется в порядке, установленном настоящими Правилами.

В случае если размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется без учета показаний индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, то нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, не признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета.

(см. текст в предыдущей редакции)

При отсутствии информации о постоянно и временно проживающих в жилом помещении гражданах объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Стоимость потребления коммунальных ресурсов при несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета потребителем в нежилом помещении взыскивается ресурсоснабжающей организацией.

(см. текст в предыдущей редакции)

81(12). Прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:

а) неотображения приборами учета результатов измерений;

б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;

в) механического повреждения прибора учета;

г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;

д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

81(13). Потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.

81(14). Ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

82. Исполнитель обязан:

а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия;

б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).

83. Проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца.

(см. текст в предыдущей редакции)

84. При непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести указанную в пункте 82 настоящих Правил проверку и снять показания прибора учета.

(см. текст в предыдущей редакции)

85. Проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, если для их проведения требуется доступ в жилое помещение потребителя, осуществляются исполнителем в следующем порядке, если договором, содержащим условия предоставления коммунальных услуг, не предусмотрено иное:

Граждане в целях экономии заинтересованы в установке индивидуальных контрольно-измерительных приборов. Абсолютное большинство пользователей коммунальных услуг не сталкиваются с нестандартными ситуациями. Однако, в частности, воды является не только инструментом государственного регулирования российского рынка сантехуслуг, но и объектом юридических оспариваний со стороны населения. К сожалению, проблема «узких мест» существует и в данной сфере государственного нормативного регулирования учета потребления воды.

Эта статья преследует цель осветить аспекты предоставления данной услуги. Для привязки выберем ЖКХ г. Москвы с его нормативным полем.

Общий взгляд

Нужна ли поверка счетчиков воды? Конечно, да. Ее потребность усиливается старыми ржавеющими водопроводами, водой низкого качества, некачественными счетчиками. Эта процедура (правда, различным образом регламентированная) нормативно присутствует в муниципальном регулировании различных стран. Примерами ее четкого регламентирования могут послужить Германия и Соединенные Штаты.

Как известно, устройства, с помощью которых потребители отслеживают свое потребление воды, принято классифицировать как индивидуальные (ИПУ). Этот термин также как синоним будет встречаться в нашем тексте.

Как организуется обслуживание различных счетчиков? Согласно международному опыту, желателен годичный цикл их сервисного обслуживания. Относительно рассматриваемых нами счетчиков можно сказать, что это может исходить даже из одной технической подробности: засорения фильтров. А их, как известно, как раз и рекомендовано раз в год чистить.

Обращение гражданина

Для проверки установленного в своем жилище счетчика гражданин обращается в коммерческую компанию, лицензионно допущенную к таким работам. Не спешите идти в те сервисные организации, которые осаждают ваш почтовый ящик письмами (хотя если идти по кратчайшему пути, то это тоже вариант).

Экономные люди находят для себя сервисную компанию с наиболее демократичными тарифами. При этом оговаривается возможность фирмы не менять, а поверять имеющиеся счетчики (это дешевле). Если предполагается установка, поинтересуйтесь, устанавливает ли компания счетчики, купленные пользователями. Честь вам и слава, если выберете в фирменном магазине, исходя из конфигурации своих труб, немецкие счетчики фирм "ABB", "Ценнер-Водоприбор", "Viterra", "Wehrle". Это высшая лига. Можно выбрать и российский (при этом помня, что изготовлен он по западной лицензии). Однако в последнем случае стоит поинтересоваться его периодом проверки, зафиксированным в инструкции.

При этом (немаловажное обстоятельство!) вам следует документально подготовиться к проверке по имеющимся у вас счетчикам. Следует иметь при себе техпаспорта устройств, акты об их и опломбировании, предварительные акты поверок. Если в документах будет пробел, можете рассчитывать на дополнительные расходы.

О правовых аспектах, сопровождающих сделку, мы выскажем наши соображения потом. А пока что уясним, какой срок поверки счетчиков воды. В ЖЭКе вам ответят, не запинаясь: «Для счетчиков горячей воды - 4 года; для холодной - 5-6 лет».

Сроки поверки вам забыть не дадут

Накануне, как правило, потребитель получает извещение от управляющей компании (как вариант - из ЖЭКа.) Этот процесс находится на строгом учете, ведь периодическая поверка измерительных приборов является важной доходной статьей ЖКХ. При этом должно учитываться, что горячей воды традиционно производится чаще. Однако в любом случае вся информация по установкам, поверкам и т. д. ваших устройств должна быть представлена вами в управляющую компанию и согласована с нею.

Как говорилось выше, непосредственно для проверки вы обращаетесь в сервисную организацию. Не обязательно в коммерческую, можно в центр региональной метрологии и стандартизации или в Мосводоканал. Если вы затрудняетесь найти исполнителя проверки, обратитесь за подсказкой в управляющую компанию, которая порекомендует нужную организацию.

Два типа сервисных компаний, обслуживающих счетчики

Существует два варианта ТО: периодическое, раз в 4-5 лет (при нем за основу берется срок поверки счетчика горячей воды), и постоянное (помесячное) сервисное обслуживание. В первом случае оплата потребителем производится по факту поверки. Во втором она разбита на равные части и происходит ежемесячно вместе с квартирной платой.

Относительно второго варианта: проведение сервисного обслуживания закрепляется одноименным договором. Этот подход в большей степени соответствует техническим нормам. В этом случае сама поверка не оплачивается в отдельности потребителем. В сервисных компаний показывается этот процесс как «бесплатная поверка счетчиков воды».

Зачастую сервисные компании практикуют акции бесплатной первой поверки и установки (что, в принципе, выгодно и им, и потребителям), когда клиент подписывает с ними договор на сервисное обслуживание. Чего не сделаешь, чтоб утереть нос конкурентам, отвадив от них потребителей?

При таких обстоятельствах сервисные компании временно идут на некоторые издержки, гарантированно оплачиваемые клиентом в будущем. Впрочем, предметом нашего обсуждения является периодическое обслуживание.

Тук-тук. Я - монтер

Как мы уже упоминали выше, потребитель связывается с сервисным центром по телефону или посредством формы на сайте. Если говорить об исполнительской стороне вопроса, то поверка счетчиков горячей воды, так же, как и холодной, осуществляется двумя способами: с заменой устройства и без нее.

Немаловажное обстоятельство: специалисты, прибывшие для осуществления поверки, должны иметь при себе копию аттестата, уполномочивающего их выполнять такие работы. Его подлинность проверяется с помощью госреестра аккредитации.

Поверка счетчика без замены

При «чистой поверке» наиболее удобным и экономичным для москвичей является классическое сервисное обслуживание водных счетчиков при помощи переносной поверочной установки УПСЖ-3-ПМ.

Практически это выглядит следующим образом. С помощью переходника соединяют установку со смесителем, предварительно обеспечив слив из нее в раковину. На предельной струе воды производится измерение. Затем при таком же хронометраже - на действующем пользовательском измерительном приборе. При этом допустимы отклонения - плюс-минус 5%. Такая поверка счетчиков воды без снятия, длящаяся 30-40 минут, наиболее массовая.

В случае если индивидуальному прибору учета, в целом исправному, требуется углубленное обследование, его демонтируют (клиенту временно предоставляется другой счетчик в замену). Демонтированное устройство доставляют в лабораторию. Ориентировочное время его проверки - двое суток. Не из-за трудоемкости (занимает она те же 30-40 минут), а из-за наличия значительных объемов однородной работы и, соответственно, очередности. Таким образом, поверка счетчиков воды без снятия производится уполномоченными (лицензированными) компаниями. Для потребителя же она обходится в сумму, составляющую порядка одной тысячи рублей.

Поверка с заменой счетчика

Данный вид техобслуживания, как правило, производится сервисными компаниями с использованием заранее закупленных ими индивидуальных контрольно-измерительных приборов. Стоимость таких работ выше, чем рассмотренного нами ранее сервиса без снятия счетчиков. Здесь представлены усредненные цены, поэтому указывается, поверка счетчика холодной воды имеется в виду или горячей. Примерные тарифы этих работ представлены в таблице 1.

Таблица 1. Стоимость поверочных работ относительно счетчиков ГВС (ХВС) в г. Москва

Вид ТО

Стоимость работ

Установка водосчетчика

от 1,5 до 1,8 тыс. руб.

Установка счетчиков холодной/горячей воды

от 3,0 тыс. руб до 4,5 тыс. руб.

Поверка без снятия водосчетчика

от 0,95 тыс. руб.

Поверка с заменой счетчика

1,6 тыс. руб.

Техобслуживание счетчика воды

от 0,24 тыс. руб до 0,66 тыс. руб

Правовое регулирование

Если практическая сторона вопроса проста и понятна, то о правовой так сказать язык не поворачивается. Начнем с недавней истории оказания данной услуги в Белокаменной (как мы убедимся далее, это имеет значение). С 2004 года и в течение 7 лет она регулируется постановлением московского правительства №77-ПП от 10.02.2004, согласно которому срок поверки счетчиков воды определялся 5-6 годами для холодной (в зависимости от конструкции) и 4 годами для горячей воды.

Тем самым были созданы максимально выгодные условия для лицензированных посредников на рынке этой услуги и для повышения тарифов.

Далее ситуацию пытаются изменить в сторону демократизации цен на услугу. Федеральный закон № 102-ФЗ «О единстве измерений» статьей №13 устанавливает, что межпроверочный интервал должен определяться изготовителем (а он зачастую больше, чем 4-6 лет). Процесс развивается. Московское Правительство 26.12.2012 г. убирает спорный пункт 3.1 постановления №77-ПП новым Постановлением №831-ПП «О внесении изменений…». Наконец-то сказано принципиально, что срок поверки счетчиков воды привязывался не к административно установленному нормативу, а к техническим параметрам, указанным в техпаспорте устройства. Однако не все так просто!

Позиция прокуратуры. Восстановление правовых норм

Такой шаг был вынужденным - под давлением Прокуратуры, отреагировавшей на многочисленные жалобы граждан. Высшим органом, надзорным за исполнением законодательства, установлено, что вышеупомянутый п. 3.1, необоснованно устанавливающий периодичность поверки счетчиков воды, не соответствует законодательству РФ.

На это указал в своем официальном письме первый зам. генерального прокурора РФ А. Бусман. Именно под давлением прокуратуры для устранения коллизии с действующим законодательством, собственно говоря, и принято постановление №831-ПП. Потребители жаловались не только на необоснованность тарифов, но и на то, что поверка счетчиков воды без снятия системно по произволу поверяющих посредников замещалась более дорогой заменой на некачественный счетчик, гарантированно ломающийся через 3-4 года.

Такой вариант развития рынка серьезно урезал интерес посредников, сумевших за период с 2004 года «врасти» как в управляющие компании, так и в ЖЭКи. Кроме того, очевидно, что Постановление №831-ПП подписано Правительством Москвы вынужденно (с подачи Прокуратуры), т. е., как говорится в народе, «подписано с неохотой». Очевидно, что и исполняется оно все с той же «неохотой». Доказательством этой крамольной мысли можно считать реальные обстоятельства, изложенные ниже.

Позиция посредников

На данном этапе Постановлению, принятому Собяниным, системно противодействует схема, в которой на видимом уровне участвуют коммерческие посредники, федеральные управляющие компании.

Конечно, в ней есть и свои бреши, однако не всякий гражданин имеет достаточно средств и времени, чтобы «поднять» этот вопрос в прокуратуре. На это и делается ставка.

На первом шагу общения с потребителем операторы лицензированных компаний принципиально отрицают его действенность. «Такого постановления не существует!» - утверждают они, фактически «по-старому» привязывая срок проверки счетчиков воды к 6 и 4 годам, т. е. якобы находясь в правовом поле уже отмененного Постановления. Доводы коммерсантов достаточно критичны: «Если бы оно существовало, мы бы знали!» Не кажется ли вам, дорогие читатели, что данная логика заранее проигрышна для любого потребителя, чем напоминает классический образец «Уловки 22»? «Коммерсанты» отправляют «слишком умных» пользователей за консультацией в управляющую компанию.

Позиция управляющих компаний

Далее вступает в действие «игрок №2» - федеральная управляющая компания. Она так же «искренне», как и коммерческий посредник, «не знает» про периодичность поверки счетчиков воды, согласно Постановлению 328. Но в отличие от комерсантов, она обладает рычагами давления на потребителя.

Будем оперировать фактами: в данной ситуации управляющая компания работает в «полностью автономном режиме». Проследим этот момент:

  1. Фактически сама устанавливает норматив сроков проверки счетчиков (по своему произволу «реанимировав» отмененный норматив).
  2. Сама организует контроль и оповещение (используя «помощь» коммерческих посредников и ЖЭКов).
  3. Если истек срок поверки счетчика воды, УК сама карает рублем потребителей, просрочивших неправовым образом назначенный период проверки. Они переводятся с индивидуальных на общедомовые приборы учета, при этом изменяется формула счисления расхода воды. (Согласно нормативу (значение примерно), 9 м 3 на человека, исходя из количества прописанных людей, вне зависимости от их фактического наличия.)

Неужели управляющие компании обладают достаточным «державным» потенциалом для неисполнения нормативных требований Постановления №831-ПП? Вопрос, конечно же, риторический.

Вывод

Вышеизложенная ситуация на столичном рынке поверки счетчиков воды требует своего правового разрешения со стороны государства. Говоря языком макроэкономики, проблема в том, что на рынке многочисленных сервисных компаний не возникает чистой конкуренции, приводящей к качеству услуги и действительно Так получается по одной простой причине: все организации, сотрудничая с государственной монополией (управляющими компаниями), по сути становятся той же монополией.

А монополия ведет себя адекватно своей природе - максимизирует прибыль. При этом страдает население.

Пример наиболее экономного на сегодняшний день варианта поверки демонстрирует Мосводоканал. Поверка счетчиков воды, проводимая специалистами данного предприятия, в два раза дешевле, чем у других лицензированных сервисных компаний - порядка 474 руб. Это хороший сигнал для игроков данного рынка - понизить и без того высокую норму прибыли.

Напрашивается вывод о необходимости более активного государственного регулирования нормы сверхприбыли данной монополии, где решающую роль должно сыграть Правительство Москвы совместно с Прокуратурой в духе надзора за исполнением Постановления №831-ПП. Срок поверки счетчиков воды должен быть установлен согласно международной практике решения этого вопроса: не декларативно, а согласно техническим инструкциям. Последнее было бы логично.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Советы по строительству и ремонту