Особое внимание я стараюсь уделять конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности ребенка. Представляю вашему вниманию вариант многофункциональной ширмы для дидактических, сюжетно – ролевых и театрализованных игр.
Цель данного пособия:
Развитие познавательных интересов и способностей, познавательных процессов, интеллектуальное развитие на основе практических действий
Задачи:
1.Формировать целостную картину мира, расширять кругозор.
2.Формировать элементарные математические представления.
3.Работать над звукопроизношением и связной речью.
3.Развивать все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное.
4. Совершенствовать координацию руки и глаза; продолжать развивать мелкую моторику рук.
5.Способствовать развитию интегративных качеств
Описание пособия
Ширма состоит из 3 частей. Каждая часть имеет свой смысловой элемент:
1. Теремок – домик - избушка (с крючками для карточек)
2. Лесная поляна с березой (на которой тоже есть крючки)
3. Пруд - болото (с прищепочным тренажёром: лягушки, утята, рыбки)
Кроме того на всех трех частях имеются магнитные монетки для крепежа персонажей на магнитах.
Рисунки на сторонах ширмы изготовлены из самоклеющейся цветной пленки. Соединены между собой части ширмы атласными ленточками по принципу шнуровки.
В качестве приложения к ширме идут:
Для первой части: карточки с персонажами из сказок, в которых присутствует либо домик, либо избушка, теремок (например герои сказки «Колобок», «Теремок». «Три медведя» и т.д.)
Для второй части: листики березы с картинками дифференциацию звуков
Для третьей части: прищепки с прикрепленными к ним лягушками, рыбками, утятами
И для всех трёх сторон: бабочки, стрекозы, мухи, жуки, пчёлы на магнитиках
Данное пособие - это обучающий инструмент с интересными элементами, позволяющими решать воспитательные, развивающие и обучающие цели и задачи.
Ширма помогает развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, математические способности, усидчивость, приучает выполнять правила и инструкции. Ширма учит выделять цвет, форму и величину, группировать предметы, находить лишнее, обобщать и классифицировать.
Задача ребёнка - выбрать из множества предоставленных предметов те, которые соответствуют конкретному заданию, подумать и найти место расположения объекта. Оно поможет ориентироваться в пространстве.
Опираясь на пособие, можно рассказать сказку, составить рассказ, отгадывать загадки, проговаривать скороговорки, найти, что изменилось, чего не стало, определить лишний предмет, определить на ощупь и многое другое. Многофункциональность пособия безгранична и зависит от того, насколько сильно развито воображение и фантазия ребенка
Ширма может применяться для работы, как с малой группой детей, так и для индивидуальных занятий.
Варианты игровых заданий:
- «Расскажи сказку»
- «Назови героев сказки»
- «Сколько героев сказки?»
- «Кто в домике живет?»
- «Кто быстрее «оденет» березу?»(например, на дифференциацию звуков «С» и «Ш» - с правой стороны березы листики с картинками со звуком «Ш», с левой – со звуком «С»)
- «Сосчитай листья»
- «Где левая, где правая?»
- «Покажи столько же»
- «Который по счету»
- «Найди цифру»
- «Решаем задачи»
- «Кого больше?» ит.д.
Уважаемые педагоги и родители — участники выставки!
2 июня 2015 г. в информационно-выставочном комплексе Тюменской областной Думы состоялась торжественная церемония награждения победителей региональной методической выставки «Современная образовательная среда детского сада и семьи».
Дида ктическое пособие «Многофункциональная ширма как элемент предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ»
Дидактическое пособие «Многофункциональная ширма как элемент предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ»
В основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования заложен один из основных принципов дошкольного образования: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка ».
Любая программа дошкольного образования ставит перед собой цель – развитие личности ребенка . А как известно, именно среда является одним из основных средств развития личности ребенка , источником его индивидуальных знаний и социального опыта.
Один из принципов построения развивающей среды в ДОУ , В. А. Петровского, Л. М. Клариной, Л. А. Смывиной – принцип гибкого зонирования: «Пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало детям, не мешая друг другу, в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься разными видами деятельности (двигательной, музыкальной, познавательной, игровой, экспериментальной) .
В ФГОС ДО должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. А также развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Чтобы предметно-пространственная развивающая среда выступала как развивающая , подвижная и легко меняющаяся, я пришла к решению разработать и создать универсальную многофункциональную ширму для использования в игровой, театрализованной и познавательно-образовательной деятельности детей.
Многофункциональная ширма помогает решать следующие задачи:
Предоставить детям возможность самостоятельно менять игровую среду для обогащения игрового опыта;
Развивать все компоненты детской игры: обогащение игровых действий, тематики и сюжетов игр, умение устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать ролевую обстановку, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации;
Способствовать развитию мышления ребенка , стимулировать психические процессы и развивать творческую активность, создавать условия для дальнейшего развития самостоятельной театрализованной и сюжетно-ролевой игры, ролевого игрового поведения и взаимодействия с детьми;
Воспитывать доброжелательные отношения между детьми в игре;
Формировать целостную картину мира, расширять кругозор;
Формировать ;
Работать над звукопроизношением и связной речью.
Характеристика пособия
Основа ширмы изготовлена из полипропиленовых труб диаметром 2,5 см. Состоит из трех частей: центральная (65 см 135 см, от нижней до средней трубы – 87 см ) и боковые части (55 см 135 см) .
К рамам крепятся полотнища из ткани и шторки, они являются двухсторонними и съемными, т. к. закрепляются на тесьму-липучку, что позволяет быстро и легко снять или закрепить полотна.
Имеются дополнительные элементы к сюжетно-ролевым играм или украшения, которые крепятся также на тесьму-липучку к полотнам ширмы .
Первая секция ширмы :
Имеет прозрачные карманы: форматов А3 – 1 шт., А4 – 2 шт. и 2 широких, но не глубоких кармана.
Эту секцию можно использовать как стенд по всем образовательным областям, во время организованной образовательной деятельности (ООД, в организованной совместной деятельности (СОД, для демонстрации дидактических картин , наглядного пособия , различных схем и т. д. с целью расширения кругозора детей, формирования целостной картины мира.
Кроме этого, данную секцию можно использовать для оформления сюжетно-ролевых игр с помощью иллюстраций на разные тематики.
Вторая секция ширмы :
Эта часть имеет шторки и карманы из ткани, которые при необходимости увеличиваются. В них можно положить атрибуты для игр или инсценировки.
Данная секция может использоваться в совместной организованной деятельности (СОД) и в самостоятельной деятельности детей (СД, предназначена для показа театрализованных постановок с разными видами кукол, а также для сюжетно-ролевых игр, например, «Магазин» и др. В этих видах деятельности проглядывается интеграция всех образовательных областей: социально-коммуникативное развитие , художественно-эстетическое, речевое, познавательное развитие , а также физическое развитие (например, пальчиковый театр) .
Как известно, игра – это ведущий вид деятельности дошкольника. Игра – это то средство , с помощью которого дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в процессе игры.
Игра является не только благодатным условием для речевых проявлений детей, но и эффективным средством воздействия на качество детской речи.
Ролевые игры способствуют самостоятельным высказываниям детей, активизируют определённую группу словаря : «профессиональный» язык воспитателя, врача, продавца, домашней хозяйки и др.
Еще одним важным средством в повышении уровня речи детей является театрализованная деятельность. Именно через театрализацию дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы , краски, звуки. Театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. В театральной игре каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, причем не только наедине с собой, но и публично не стесняясь присутствия слушателей, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
Третья секция ширмы :
Эта часть имеет полотно с пристроченными к нему полосами тесьмы-липучки (12 полос, предназначенными для прикрепления дидактических картинок , счетного материала, а также для показа театра на фланелеграфе.
Секцию можно использовать во время организованной образовательной деятельности (ООД, совместной организованной деятельности (СОД, а также в самостоятельной деятельности детей (СД) .
Через организацию непосредственно образовательной деятельности мы сможем обучать детей грамоте, формировать элементарные математические представления , целостную картину мира, расширять кругозор, а также способствовать развитию мышления ребенка , развивать творческую активность.
Работая на этой части ширмы , также можно проследить интеграцию всех образовательных областей.
ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ШИРМЫ .
Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать детям возможность для уединения.
Внутри ширмы можно создать такой уголок уединения, где дети могут отдохнуть, посмотреть книги, пообщаться, поиграть.
Рассмотрим варианты уединения:
Ребенок уединился частично.
Ребенок уединился полностью.
К ширме прилагается дополнительное полотно – крыша со шторами, с помощью которого, дети могут поиграть, уединившись внутри. Шторы изготовлены из сетки, поэтому хорошо видно, что происходит внутри ширмы .
Боковины ширмы можно расположить под разными углами, использовать для разделения пространства, для игр по интересам.
Многофункциональную ширму можно использовать для сюжетно-ролевых игр. Рассмотрим некоторые из них.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин» .
Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» .
Сюжетно-ролевая игра «Семья» .
С помощью дополнительных элементов , ширма превращается в медицинский кабинет.
Сюжетно-ролевая игра "Больница".
Ширму можно использовать в непосредственно образовательной деятельности, в совместной организованной деятельности.
Например, формировать целостную картину мира или элементарные математические представления .
Ну и конечно, одна из основных форм применения многофункциональной ширмы , это театрализованная деятельность.
Я надеюсь, что ширма станет действительно многофункциональной , поможет создать благоприятные условия для развития познавательных процессов, интеллектуального развития детей а также творческой активности в различных видах деятельности, как того требует ФГОС ДО.
Также, я ожидаю, что данное пособие станет обучающим пособием с интересными элементами , позволяющими решать воспитательные, развивающие и обучающие цели и задачи.
Кроме этого, ширма поможет развивать мелкую моторику , математические способности , ориентироваться в пространстве.
Немаловажным считаю и то, что наличие ширмы поможет реализовать гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста. Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде , где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе. Важнейшее условие формирования гендерной идентичности – это создание полифункциональной предметно- развивающей среды , окружающей мальчиков и девочек.
Именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение друг к другу, доброта, терпеливость.
Использование декоративных перегородок для разграничения пространства и украшения интерьера известно с древних времён. Лёгкие, компактные и мобильные ширмы использовались много веков назад в Китае, Греции, Египте, Римской империи. Их изготавливали из простых и лёгких материалов, они могли быть разных размеров и форм. Богатые владельцы украшали перегородки редкими тканями, инкрустациями, драгоценными металлами и камнями. Мы же предлагаем вам научиться самостоятельно создавать красивые, оригинальные ширмы своими руками.
При выборе модели ширмы важна не только стилистическая направленность. Нужно учесть пространство, в котором будет располагаться изделие, его мобильность и даже функциональное назначение. Поэтому обратимся к теории и рассмотрим, каких видов бывают ширмы.
Традиционно ширмы делались из дерева: сплошной доски или реек, на которых была натянута ткань. В наше время больше востребован креативный подход и использование самых разных материалов. Рассмотрим их подробнее.
Декоративные шнуры, натянутые вертикально на раму - простая в исполнении и очень эффектная ширма-перегородка Виниловые пластинки, сцепленные друг с другом в полотно - отличное украшение для комнаты меломана Тростник или бамбук - отличный материал для гибкой ширмы
Ширму можно сделать из готовых дверных створок, которые продаются в строительных магазинах Простую ширму из гладких досок можно сделать самостоятельно Не спешите выбрасывать старые двери - из них получится отличный элемент декора для вашего дома Деревянные рейки и натянутая на них ткань с интересным рисунком - яркий акцент в любой комнате Картонные бабочки, собранные в объёмное полотно, украсят вашу комнату Из картонных прямоугольников можно соорудить оригинальную ширму в стиле хай-тек
Идей для изготовления ширм множество. Мы постарались подобрать для вас те, что не очень сложны для начинающих мастеров. Используемые в мастер-классах материалы и инструменты вполне доступны.
Традиционный вариант ширмы предусматривает ткань, натянутую на раму из дерева. Изделие может быть выполнено в виде книжки, трюмо или гармошки, форма зависит от количества рам. А рисунок на ткани и её расцветка определяют, для какой комнаты подойдёт ваша ширма.
Необходимые инструменты:
Кроме того, вам понадобятся материалы:
Для полноценной ширмы нужно взять 24 бруска в 6 см шириной и 2 см толщиной, из которых 12 шт. длиной 170 см и 12 шт. длиной 60 см.
Экодизайн интерьера не выходит из моды уже несколько лет. Его особенность - использование натуральных материалов и простоте изготовление. Из привычных подручных вещей, которые нередко отправляются на мусорку за ненадобностью (упаковочные средства, обёрточные материалы) можно создать настоящие шедевры, приложив максимум фантазии и минимум усилий.
Предлагаем вам изготовить лёгкую ширму из простейшего материала - картонных труб для намотки линолеума или тканей. В специализированных магазинах они идут на выброс, как отходы, так что вы сможете купить их буквально за копейки. А если повезёт, то и вовсе получить бесплатно.
Такая ширма очень устойчива благодаря волнистой форме и собственному весу. Для изготовления вам понадобится:
Если вы используете трубы для линолеума, возьмите их 8–10 штук. Поскольку их ширина больше 3 метров, нужно разрезать каждую пополам.
Вот и всё, ширма готова. Внешне она напоминает бамбук или тростник.
При желании такую ширму можно перенести в любую точку квартиры, чтобы загородить кровать, рабочее место или просто разграничить пространство.
Даже такой простой и непрезентабельный с виду материал, как картонные коробки, сослужит нам отличную службу. А если есть возможность достать листы картона - вообще замечательно! Для того чтобы самостоятельно сделать картонную ширму, приготовьте следующие материалы:
Для создания модулей воспользуйтесь приложенными ниже схемами.
Если процесс создания ширмы из сложных многодетальных модулей кажется вам сложным, воспользуйтесь вариантом попроще. Вам понадобятся:
Вы можете взять картон одного цвета, или «поиграть» с градацией оттенков.
По этой же схеме вы можете создать ширму из картонных бабочек. Вырежьте детали для модулей в виде насекомых. Используйте разные цвета, так ширма получится ярче и дополнит любой интерьер.
Точно так же соединяйте по 2 детали друг с другом, а потом надставляйте модули до нужного вам размера ширмы.
Ширма-перегородка из металлических труб помогает зонировать помещение или укрыться от солнечных лучей в жаркий летний день. А особенность этой конструкции в том, что она легко передвигается на колёсиках.
Для изготовления такой ширмы вам понадобятся:
Металлические трубы можно заменить аналогичными по длине и толщине трубами ПВХ. Но для утяжеления основы всё равно придётся взять железную трубу или другой тяжёлый груз.
А ещё такую ширму на колёсах можно временно использовать в качестве мобильного гардероба. Поставьте её в спальне и развешивайте одежду на плечиках.
Если вам необходима плотная ширма, которая сможет даже приглушать звуки, то нужно что-то посерьёзнее отреза ткани, закреплённого на раме. Используйте дерево.
Конструкция из дерева послужит вам не только перегородкой. Благодаря плотной подкладке, вы сможете крепить на ширму семейные фотографии, детские рисунки и поделки.
Корпусом для ширмы могут послужить тонкие широкие доски из любой доступной древесины. Проще всего будет использовать МДФ-панели.
Вам понадобятся:
Если у вас есть возможность найти доски большей ширины, воспользуйтесь ими. Только не забудьте, что синтепон и ткань нужно подогнать по размеру.
При желании вы можете дополнительно украсить готовую ширму рисунком из декоративных гвоздей, придав поверхности объём и фактуру.
Если вы профессионально занимаетесь фотографией, то наверняка знаете, как важно иметь красивые, эффектные ширмы для тематических фотосессий. Чаще всего такие заказы делают для свадьбы, но и другие торжества тоже востребованы. Поэтому новичку в фотобизнесе нужно учесть любые возможности на всякий случай. Мы поможем вам создать красивые, лёгкие и воздушные ширмы для разных фотосессий.
Мастер-класс по изготовлению свадебной ширмы базируется на тех же принципах, по которым делают подобные изделия из деревянной рамы и ткани. Правда, будет немного сложнее: придётся реализовать свои навыки в живописи.
Чтобы сделать ширму для фотосессий, вам понадобится:
Для начала нужно определиться, какой величины будет ширма. Это зависит от размера помещения, в котором проводятся фотосессии, количества их участников, дополнительных предметов декора. Определив высоту и ширину будущего изделия, вы легко рассчитаете количество нужных материалов. Для примера можете воспользоваться размерами, представленными в предыдущих вариантах изготовления ширм.
Инструкция по изготовлению и сборке.
Простой мастер-класс от известного московского декоратора Елены Теплицкой поможет вам сделать милую, забавную и оригинальную ширму, которая наверняка пригодится для фотосессий.
Материалы и инструменты, которые вам понадобятся:
В качестве украшения ширмы можно взять нитяные шары, декоративную тесьму, ленту или банты - всё, что подскажет ваша фантазия. Кроме того, ткань может быть как одноцветной, так и разных цветов на каждой раме ширмы.
Многофункциональная ширма.
Всем известно, что к подготовительной группе дети хорошо овладевают сюжетно-ролевой игрой, обыгрывают различные ситуации, придумывают свои театральные постановки.
Я решила обновить имеющуюся у нас в группе ширму. И вот, что у меня получилось.
Ширма состоит из трех секций:
Средняя секция предназначена для показа театрализованных постановок, разных видов театра и сюжетно-ролевых игр.
Причем, игровую зону дети могут изменять сами, по-своему усмотрению, с помощью навесных табличек и предметов, которые закрепляются с помощью пришитых резиночек. По желанию, можно убрать шторки, которые прикреплены к ширме с помощью липучек.
С другой стороны средней секции пришит прозрачный карман и навесные крючки для атрибутов.
Боковая секция предназначена для изодеятельности. Она оснащена навесной доской для рисования мелом. Для удобства размещения художественных материалов, закреплены пластиковые прозрачные стаканчики (тоже с помощью резиночек), которые можно легко снять и промыть.
К этой доске, с помощью красиво украшенных прищепок, можно прикрепить лист, на котором можно рисовать, создавать аппликации. Эта секция заменяет мольберт.
С обратной стороны этой секции расположена навесная доска с фланелеграфом, как основа для мягкого конструктора, театра. И много еще можно чего с ней сделать, была бы фантазия. Под доской пришит прозрачный карман для деталей конструктора и персонажей.
Третья секция представляет собой сетчатое полотнище (из садовой сетки). С помощью декоративных прищепок к сетке можно прикрепить иллюстрации, детские рисунки. А можно закрепить ленточки, шнурочки.
Многофункциональная ширма изготовлена из прочного материала – дерматина. Все полотнища ширмы крепятся к основе с помощью липучек. Одним легким движением ширму можно демонтировать и прикрепить новые полотнища или шторки.
Решили мы с дочкой сделать подарок для любимого садика.
Долго думали, что подарить на этот раз и оказалось, что в саду нет ширмы для детских представлений.
Ширма для театра должна быть большой и легкой.
Что бы за ней смогли поместиться три-четыре маленьких, но очень талантливых актера.
Нарисовали несколько эскизов и решили делать театр в виде русской печи.
Каркас мы покрасили в белый цвет.
Углы укрепили вырезанными из фанеры кирпичами.
На верхних углах с одной стороны повесили горшочек
На на другой стороне ширмы посадили кота.
Он у нас получился немного серьезный
Антоновне он очень понравился, так как она его сама раскрасила.
Пора взяться за шторы. Для того что бы шторы получились красивыми
нам понадобиться пробабушкина швейная машинка, весь секрет в ней.
Ну вот одна половина занавеса готова, нужно ее примерить.
Отлично, то что нужно, беремся крутить волшебное колесо на чудо машинке.
Вот и вторая часть занавеса готова.
Что бы театр получился большим, мы сделали распашные дверцы по бокам
Закрепили дверци на петлях, что бы кукольный театр не занимал много пространства
и его
всегда можно было сложить.
Что бы облегчить театр дверцы сделали как каркас обтянутый тканью
Тккань закрепили на направляющих
Центральную часть - сцену поставили на ножки и то же обтянули тканью сделав взаде карманы для кукол.
По скольку мы хотели сделать театр-печку снизу мы нарисовали огонь, а сверху трубу.
Сделали топку из кирпичей.
Теперь можно нести наш подарок в садик.
P.S.
В детском садике раскладываю разобранный кукольный театр
-что это?
-окошко
достаю шуруповерт
-а это что?
-пистолет, сейчас мы будем стрелять из пистолета по окошкам, кто первый?
воспитательница округляет глаза, выстраивается радостная очередь