Советы по строительству и ремонту

Важной разновидностью социальных общностей являются социальные группы. Социальная группа - это совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности (Г.С. Антипова).

Социальная группа - это совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других (американский социолог Р. Мертон).

Социальная группа - это образование из двух или более человек, которые вступают в контакт с определенной целью и считают этот контакт значимым (Ч.Р. Миллс).

Социальные группы, в отличие от массовых общностей, характеризуются:

1) устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования в пространстве и во времени;

2) относительно высокой степенью сплоченности;

3) отчетливо выраженной однородностью состава, то есть наличием признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу;

4) вхождением в более широкие общности в качестве структурных образований.

В зависимости от плотности, формы осуществления связей и составляющих их членов различаются большие ималые , первичные и вторичные социальные группы.

Основным объектом социологических исследований являются малые социальные группы (малая социальная группа может насчитывать от 2 до 15 - 20 человек). Малая социальная группа малочисленна по составу, члены ее объединяются общей деятельностью и находятся в непосредственном, устойчивом, личном общении.

Характерными чертами малой социальной группы являются:

Малочисленный состав;

Пространственная близость ее членов;

Длительность существования;

Общность групповых ценностей, норм и образцов поведения;

Добровольность вступления в группу;

Неформальный контроль за поведением членов.

Типология малых групп.

В настоящее время известно около пятидесяти различных оснований классификации малых групп.

По уровню группового сознания различают следующие виды групп (по Л.И. Уманскому):

1. Группа-конгломерат - группа еще не осознавшая единой цели своей деятельности (аналогичны этому понятия диффузная или номинальная группы);

2. Группа-ассоциация , имеющая общую цель; все остальные признаки (подготовленность, организационное и психологическое единство) отсутствуют;

3. Группа-кооперация , характеризующаяся единством целей и деятельности, наличием группового опыта и подготовленности;

4. Группа-корпорация , которую выше кооперации ставит наличие организационного и психологического единства (иногда такую группу называют автономной). Для корпорации характерно проявление группового эгоизма (противопоставление себя другим группам, личностям, обществу) и индивидуализма вплоть до асоциальности (например, банда);


5. Коллектив - группа, отличающаяся наиболее высоким уровнем социального развития, целями и принципами гуманизма;

6. Гомфотерный (букв. «сбитый») коллектив , в котором ко всем прочим качествам добавляется психофизиологическая совместимость (например, экипаж космического корабля).

Формальной группе присущи следующие черты: ясная и рациональная цель, определенные функции, основанная на иерархии структура, предполагающая наличие должностей, прав и обязанностей, определенных соответствующими правилами, формальные отношения между людьми обусловлены непосредственно их должностным положением, а не их личными качествами.

У неформальной группы (соседи, компании в быту или на работе и т. д.), которая чаще всего объединяет от 2 до 30 лиц, отсутствуют фиксированные цели и должности, структура отношений и нормы взаимоотношений определяются непосредственно личными качествами людей; в ней нет ясно регулируемых правил членства, вступления и выхода из группы; члены неформальной группы хорошо знают друг друга, часто видятся, встречаются и находятся в отношениях доверия, но не кровного родства.

Формальная группа со своей стороны может быть как официальной (предприятие, бригада, профсоюзные, общественные или государственные организации и др.), так и не признанной официальной структурой, т. е. неофициальной (тайная организация, нелегальная группа и т. д.). Следовательно, не каждая формальная группа является официальной, и потому не следует употреблять как однозначные термины «формальная», «официальная» (соответственно «неформальная», «неофициальная») группа.

Рассмотренное нами деление на группы несет в себе некоторый элемент относительности; с одной стороны, неформальная группа может превращаться в формальную, например, друзья основывают организацию; с другой стороны, группа может быть одновременно и формальной и неформальной, как, например, школьный класс.

Референтная группа . Этим термином обозначают ту группу (реальную или воображаемую), система ценностей и норм которой выступает для индивида своеобразным эталоном. Человек всегда (вольно или невольно) соотносит свои намерения и поступки с тем, как могут их оценить те, чьим мнением он дорожит, независимо от того, наблюдают они за ним реально или только в его воображении.

Референтной может быть группа:

К которой индивид принадлежит в данный момент;

Членом которой он был прежде;

К которой он хотел бы принадлежать.

Персонифицированные образы людей, составляющих референтную группу, образуют «внутреннюю аудиторию», на которую человек и ориентируется в своих помыслах и поступках.

По времени существования выделяются группы временные, в рамках которых объединение участников ограничено во времени (например, участники конференции, туристы в составе туристической группы) и стабильные , относительное постоянство существования которых определяется их предназначение и долговременными принципами функционирования (семья, сотрудники отдела, студенты одной группы).

Малые группы являются частью непосредственной социальной среды, в которой осуществляется ежедневная жизнедеятельность человека и которая в значительной степени детерминирует его социальное поведение, определяет конкретные мотивы его деятельности, влияет на формирование его личности.

Разновидностью малых социальных групп являются первичные группы (термин был введен в социологию Ч. Кули). Отличительным признаком этих групп, по Кули, является непосредственный, интимный, межличностный контакт ее членов, который характеризуется высоким уровнем эмоциональности.

Через эти группы индивиды получают первый опыт социального единства (примером первичных социальных групп являются семья, студенческая группа, группа друзей, спортивная команда). Через первичную группу осуществляется социализация индивидов, освоение ими образцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов.

Вторичная группа образуется из людей, между которыми сложились лишь незначительные эмоциональные отношения. Их взаимодействие подчинено лишь достижению определенных целей. В этих группах индивидуально неповторимые черты личности не имеют значения, а больше ценится умение выполнять определенные функции.

Основным типом вторичной социальной группы является большая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей, - организация (политическая, производительная, религиозная и т. д.).

Итак, вторичные группы:

Обычно весьма значительны по размерам;

Возникают для достижения определенной цели;

В них поддерживаются формальные отношения;

Отношения ограничены (представлены контактами).

Типы первичных и вторичных групп представлены в таблице.

Таблица 1 - Типы первичных и вторичных групп

Большие социальные группы - общности людей, отличающиеся от малых групп наличием слабых постоянных контактов между всеми их представителями, но объединенные не меньше и потому оказывающие существенное влияние на общественную жизнь.

Большая социальная группа - это количественно не ограниченная социальная общность, имеющая устойчивые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы (партии, этнические группы, производственно-отраслевые и общественные организации).

К большим социальным группам можно отнести:

- этнические общности (расы, нации, народности, племена);

- социально-территориальные общности (совокупности людей, постоянно проживающих на определенной территории, обладающих сходным образом жизни). Они формируются на основе социально-территориальных различий;

- социально-демографические общности (общности, выделяемые по половозрастным признакам);

- социальные классы и социальные слои (совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих сходные функции в системе общественного разделения труда.

Семейные проблемы.

Приоритеты и функции воспитательной деятельности педагога.

Факторы гуманизации пространства школы.

Интеграция детей разных социальных групп как ведущий принцип воспитательной деятельности. Общеизвестно, что воспитательная деятельность педагога строится с учетом процессов, протекающих в социуме, с учетом положения детей в обществе. Социальный статус ребенка предполагает узаконенную и гарантируемую на государственном уровне поддержку детей взрослыми с целью достижения максимально полного раскрытия потенциала развивающейся личности на каждом возрастном этапе. Жизнь российских детей протекает в условиях жесткой социальной дифференциации, дегуманизирующей пространство их детства. Фактором изменения этой ситуации может стать воспитательная деятельность педагога, направленная на интеграцию разных социальных групп детей в единое сообщество.

Специалисты выделяют в современном детском сообществе несколько групп детей, которые являются жертвами социума. Речь идет о детях группы «социального риска», лишенных по различным причинам возможностей, необходимых для нормального развития, попавших под воздействие криминогенных факторов, оказавшихся в условиях, препятствующих их социально-психологической адаптации. Эти дети не всегда лишены дома, семьи, достатка, но они всегда лишены главного - родительского надзора, опеки и заботы. Группа риска - это безнадзорные дети, попавшие в неблагоприятные условия социализации и нуждающиеся в социально-психологической реабилитации; дети, постоянно нарушающие по тем или иным причинам социальные нормы. К этой группе относят детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-бомжей, бродяг. Не имея определенного места жительства или не желая жить в тех условиях, которые им предлагает семья, они, как правило, имеют склонность к девиантному поведению.

Приметой нашего времени стало ускорение темпов роста социального сиротства - сироты при живых родителях. К «группе риска» относят также детей- инвалидов; детей из малообеспеченных семей; из детских домов, интернатов; детей, доставляемых в приемники-распределители за побеги из этих учреждений; детей безработных родителей; родителей- алкоголиков; детей-рабов, алкоголиков, проституток, детей из криминальных структур. Жизнь в пространстве такого детства - раннее взросление, неблагоприятные условия жизни, эмоциональная депривация, жестокое обращение - приводит детей к мысли о бесперспективности жизни. Основными причинами суицидального поведения подростков являются конфликты, переживаемые детьми в семье, школе, во взаимоотношениях со сверстниками, общении с друзьями и с противоположным полом.

Особые проблемы: непонимание родителями, развод, смерть одного из родителей; личностные проблемы: одиночество, бездарность, наличие врагов, провал на экзамене, болезнь, инвалидность; любовные проблемы: несчастная любовь, измена любимого, изнасилование, ранняя беременность, импотенция или бесплодие; экономические проблемы: безденежье, отсутствие жилья, безработица.

«Детей с проблемами» отличает неразвитость эмоциональной сферы, задержка интеллектуального развития, неустойчивое внимание. Эти дети плохо читают, не умеют считать, не в состоянии сосредоточиться на чем либо. Они не воспринимают требований школы и, как следствие - не получают необходимого образования Их состояние характеризуется как состояние фрустрации - психическое состояние, сопровождаемое разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием, которое возникает в ситуациях конфликта, когда удовлетворение потребности накладывается на непреодолимые или труднопреодолимые преграды. А частые фрустрации ведут к формированию у детей агрессивности и повышенной возбудимости. Низкий уровень жизни - это тоже причина, способствующая возникновению фрустрации.

В современной педагогике разработаны подходы к работе с детьми с «особыми нуждами». Выделены 3 группы таких детей:

Дети, которые в силу не зависящих от них обстоятельств оказались в трудных условиях существования: дети-сироты, дети, лишившиеся попечения родителей; дети, находящиеся в эмоционально невыносимой и неразрешимой для ребенка ситуации притеснения и пренебрежения его потребностями и интересами; дети из семей вынужденных переселенцев, мигрантов, из семей, испытывающих серьезные финансовые затруднения, семей безработных. У таких детей нарушена психическая адаптация, есть затруднения личностного развития, школьная неуспеваемость и проблемы девиантного поведения;

Дети с различными отклонениями от уровня «среднего» развития и жизнедеятельности здорового ребенка - с эмоциональными расстройствами, нарушениями в развитии речи, соматического здоровья в сторону повышения какой-либо функции или способности (до одаренности);

Дети со стойким физическим недостатком: умственная отсталость, слепота, глухота и т. д.

Психическое и личностное развитие детей разных групп «риска» имеют сходство:

Длительный опыт эмоциональной травматизации, все они пережили или переживают посттравматический стресс;

Разнообразные по степени выраженности и тяжести эмоциональные нарушения с переживаниями скрытой или явной тревоги, стойкие изменения поведения и различные соматические, телесные нарушения, отклонения в физическом развитии;

Тяжесть дезадаптации усиливают сопутствующие психосоциальные отклонения.

Гуманизация жизни современного школьника требует от педагогов осознания процессов социальной дифференциации. Дифференцированный подход в воспитании означает целенаправленное педагогическое воздействие на группы детей, которые существуют в детском сообществе, и оказание педагогической помощи учащимся в их самоусовершенствовании.

Педагог стремится оказать помощь каждой группе, работая с учетом ее специфики. Отказываясь от нерезультативных форм фронтальной работы с большим коллективом, переходит к методам, близким к индивидуальной работе. Педагог разрабатывает для каждой дифференцированной группы особую методику - анализ, классификацию различных качеств личности, выделение качеств, наиболее типичных для данной группы. Методы и формы работы: игры, соревнования, организация временных творческих объединений детей, создание педагогических ситуаций, помогающих раскрыть достоинства той или иной группы или отдельного ребенка.

Дифференцированное воспитание находится в прямой зависимости от творческой атмосферы, доброжелательности, демократического стиля отношений внутри коллектива, ориентации детей и педагога на гуманистические ценности.

Приоритеты воспитательной деятельности педагога. «Человек, - писал К. Роджерс, - есть не то, что он есть, а то, чем он может стать. Ресурс развития человека заложен в нем самом». Педагога, который следует этим идеям, помогает ребенку в процессе развития, облегчает «трудную работу роста», К. Роджерс назвал «фасилитатор» (facilitation - помощь, англ.). Фасилитаторская деятельность педагога является приоритетной воспитательной деятельностью, направленной на гуманизацию пространства детства. Такой педагог открыт для диалога, он относится к ученикам с доверием, ему свойственно теплое, понимающее отношение к детям.

Освоение фасилитаторской деятельности как приоритетной - непростая задача для педагога. Она вступает в соревнование с другими задачами, которые также называют приоритетными: ценность конкурентоспособности, идеи религиозности личности, самоценности технической подготовленности, оснащенности новыми информационными технологиями как условий успешной адаптации в современном мире.

Функции воспитательной деятельности педагога. Функции педагога как субъекта воспитательной деятельности кардинально отличаются от традиционных функций.

Если элементы воспитательной работы частично реализуются в преподавании и обучении, в процессе классного руководства, организации жизнедеятельности детей в школе и в системе дополнительного образования, то воспитательная деятельность пронизывает всю профессиональную деятельность педагога, определяя ее идеологию, стратегию и тактику;

Если воспитательная работа направлена на решение конкретных педагогических задач (проведение праздника, организация похода, классного часа) и ее эффективность определяется качеством проведенного мероприятия, то воспитательная деятельность является концептуальной основой системы педагогической деятельности, и ее эффективность определяется качественными изменениями в развитии детей, их личностном росте;

Если воспитательная работа вариативна, то воспитательная деятельность имеет инвариантные характеристики. Воспитательная деятельность осуществляется на «территории», где педагог и дети «живут» вместе. Эта «территория является «пространством детства», где ребенок реализует свои ведущие потребности; «педагогическим пространством», где педагог осуществляет воспитывающую функцию и, наконец, пространством взаимодействия педагогов и детей - «воспитательным пространством». В этом пространстве отношения между педагогами и детьми носят амбивалентный характер: педагог воздействует на детей (субъектно-объектные отношения) и взаимодействует с ними (субъект - субъектные отношения).

В условиях гуманизации организаторская функция учителя приобретает иной характер: если традиционно он был организатором «воспитательного мероприятия» с учащимися, то сегодня эта сфера деятельности имеет иной характер - организация «внутренней стороны жизни класса, школы, пробуждение коллективной рефлексии».

Помощь, защита, недирективное управление, культурное влияние, фасилитация - вот основные функции воспитательной деятельности педагога как фактора гуманизации пространства детства.

Содержание воспитательной деятельности педагога как фактора гуманизации пространства детства. Изучение ребенка является ведущим условием гуманизации пространства детства. Педагог наблюдает, опрашивает, анкетирует, тестирует ребенка возрастно, социально, культурно, средово, чтобы лучше понять его, фиксирует динамику развития, анализирует предметы детского творчества - сочинения, рисунки.

Содержанием воспитательной деятельности по реализации этого принципа стало создание условий для целенаправленного систематического развития личности ребенка, утверждение в нем самосознания, воспитание убежденности в том, что он сам является как творцом самого себя, так и творцом своих обстоятельств. Главный метод на этом пути - создание атмосферы взаимоуважения, принятия себя таким, какой ты есть, оценивать себя реально. Избавившись от комплекса неполноценности, ребенок начинает проявлять высокую активность, становится более открытым, он все более становится похожим на то, каким он хочет быть. Итогом этого процесса становится то, что ребенок лучше управляет своими эмоциями, поведением. Стремится к творчеству, легче идет процесс его социализации, развивается активность и спокойствие в поведении. Вовлечение в деятельность и организация активной жизнедеятельности - вот средства гуманистического воспитания. Утверждение чувства защищенности ребенка в детском сообществе также немаловажно.

В качестве основных психологических характеристик воспитательной деятельности как фактора гуманизации пространства детства рассматриваются: эмпатия, принятие, конгруэнтность, креативность, суггестивность и способность к рефлексии.

Педагогическая эмпатия - это вчувствование педагога в ребенка без оценки и принятия любого его переживания независимо от способа выражения. Педагогическая, эмпатия - это не осуждение, сравнивание, наказание, а терпение, поддержка, поиск общих смыслов, необходимость дать ребенку выразить свои эмоции и мысли наиболее доступным для него способом. Метод эмпатии в психологии считается самым тонким и сложным способом познания. Важнейшая инвариантная характеристика воспитательной деятельности педагога - принятие, т.е. принятие того факта, что независимо от вероисповедания, расы и др. право каждого жить на земле - абсолют (не любовь, не уважение).

Конгруэнтность - это полное соответствие самому себе, гармония в самопроявлении, в том числе профессиональном; открытость, способность обсуждать с учениками и коллегами любые проблемы, прозрачность и безопасность действий педагога по отношению к любому члену школьного коллектива, отказ от дистанции, снятие неопределенности отношений, установление более глубоких контактов.

Суггестивность - способность педагога воздействовать на эмоциональную сферу ребенка, умение создать благоприятную для самочувствия и настроения эмоциональную атмосферу, доброжелательный микроклимат, естественность поведения.

Способность к рефлексии - помощь детям в осмыслении того, что происходит с ними в процессе жизнедеятельности, помощь в самостоятельной адекватной оценке событий (ситуация - стоп-кадр и ее анализ). Креативность педагога проявляется в стремлении воспитать творческие качества.

Самым важным критерием эффективности воспитательной деятельности является личностный рост каждого ребенка, позитивная система его отношений к миру, которая строится на основе его положительной самооценки.

В качестве показателей успешности воспитательной деятельности, направленной на очеловечивание жизни ребенка, следует рассматривать его физическое здоровье, психическое равновесие, высокую и адекватную самооценку, осознание учеником школьных лет как успешных и радостных событий в жизни и начала биографии. Высшим результатом воспитания является развитое чувство собственного достоинства, его способность сочувствовать людям и стремление к свободе.

Проект рекомендаций педсовета. На заседании МО классных руководителей выработать стратегию и тактику воспитательной деятельности в условиях интеграции детей разных социальных групп. Педагогу-психологу: составить план работы с учетом цели создания условий для самореализации учащихся в условиях гуманизации пространства детства через интеграцию, дифференциацию и индивидуализацию. Социальному педагогу: определить содержание деятельности с учетом профилактической, защитно-охранной и организационной функций.

Вопросы для обсуждения

1. Возможна ли интеграция детей разных социальных групп в условиях вашей школы?

2. Что включает в себя содержание воспитательной деятельности?

3. Какие направления деятельности педагогического коллектива должны быть приоритетными в условиях вашей школы?

4. Что способствует созданию условий для саморегуляции ученика, как цели и результата воспитательной деятельности педагога?

Лекцию провела О. Ю. МАКУШЕВА - заместитель директора по УВР открытой (сменной) школы № 8 г. Владимир

Различия в возрасте позволяют разделять общество на возрастные группы, или общности. Возрастные группы это группы людей, основанные па общности возраста своих членов, имеющие специфические черты и свойства, занимающие определенное положение (статус) в обществе, выполняющие определенные социальные функции и ориентирующиеся на свои специфические ценности.

К каждой возрастной группе общество предъявляет определенные требования, ожидает соответствующего поведения, наделяет определенными правами и обязанностями, регулирует жизнедеятельность представителей группы системой социальных норм, контролирует их выполнение с помощью создаваемых для этого социальных институтов. Особенностью возрастной градации общества является деление на старших и младших, отражающих неравенство прав и обязанностей. Каждая возрастная группа имеет свою субкультуру – совокупность признаков и систему ценностей, отличающих данную группу от других, делающих ее представителей узнаваемыми для "своих" групп, выделяющих их в составе общества в целом. Субкультура служит способом сплочения членов возрастных групп, утверждения их в качестве некоего отличающегося от "других" "мы".

Деление на возрастные общности, установление между ними границ, длительность и содержание каждого возраста зависит от особенностей культуры общества, уровня его развития. В обществе с несложным разделением труда, простой социальной структурой, немногочисленными социальными институтами, а именно такими являлись, например, первобытные охотничьи или земледельческие общества, деление на возрасты сводилось к противопоставлению человека "ветхого", т.е. старика, слабого, и человека "нового" – юного, молодого, сильного. Близость человека к природе, его глубокая связь с ней приводила к тому, что у многих народов мира возрасты жизни рассматривались по аналогии с природными циклами, с числом планет, с сезонами, частями света и разбивались на соответствующие им этапы. По мере усложнения общества деление на возрастные общности связывались с представлениями о социально-профессиональной деятельности людей. Каковы бы ни были критерии возрастных различий, их биологическая подоснова неустранима: ясно, что ребенок не может управлять государством, фирмой, армией, а пожилой человек выполнять тяжелую физическую работу.

В современном обществе принято деление жизни человека на следующие возрастные группы: младенчество, детство, юность, молодость, средний возраст и старость. В каждом обществе существуют некоторые формальные и неформальные возрастные нормы, в которых отражаются представления о том, что должны делать люди сообразно своему возрасту.

Молодежь как социальная группа

Различия между "детьми" (детством, юностью, молодостью) и "отцами" (зрелостью, старостью) всегда осознавались обществом.

Однако эти различия стирались но мере того, как "дети" взрослели и в процессе образования и воспитания включались в общество взрослых и сами становились "отцами". Это не означает, что между "отцами" и "детьми" не было разногласий и конфликтов. Еще древние греки сетовали на то, что дети не слушаются старших, не следуют обычаям и нередко нарушают общепринятые нормы. Однако сколь бы остры ни были разногласия между поколениями, на протяжении длительного времени бунт "детей" против "отцов" рассматривался как следствие неопытности, неразумности "детей", которые рано или поздно признают правоту и мудрость "отцов".

Проблема "отцов" и "детей" обретает социальный смысл в периоды таких радикальных общественных изменений, когда ценности "отцов" воспринимаются как консервативные, препятствующие прогрессивным общественным изменениям, а ценности "детей" противостоят им как новаторские, способствующие свободному развитию человека и общества. Впервые это произошло в середине XIX в., когда интенсивные процессы индустриализации и урбанизации нарушили существовавшую веками систему наследования детьми социального и профессионального статуса родителей. До этого времени вся система воспитания и образования была нацелена не на творческое развитие ребенка, а на усвоение им социальных норм и правил, сложившихся в обществе. Промышленная революция изменила ситуацию, открыла перед молодыми людьми широкие перспективы выбора новых специальностей, получения образования, потребовала изменения политических ориентиров, связанных с процессом развития демократии, становления правового государства и гражданского общества.

Выделение детства, юности и молодости как самоценных жизненных этапов произошло в конце XIX – начале XX вв. и было связано с процессами перехода некоторых индустриальных обществ от закрытого типа к открытому. Это привело к признанию ценности личности независимо от возраста. Интерес к индивидуальности, к факторам, условиям, закономерностям ее становления и развития породил пристальное внимание общества к психологическим, социальным особенностям таких возрастных групп, как детство, юность и молодость.

Молодежь стала восприниматься как особая социальная группа, обладающая своими специфическими социальными качествами, отличающаяся своим местом в социальной структуре, имеющая собственную субкультуру. В современном делении на возрастные группы молодежь занимает место между юностью – возрастной группой, которая еще не нашла своего места в обществе – и средним возрастом, представители которого заняли соответствующую ступеньку в социальной иерархии. Молодежь – это наиболее динамичная возрастная группа, находящаяся в стадии социального самоопределения, получения высшего и специального образования, овладения основами профессиональной деятельности, обретения мировоззрения. Возрастные границы молодежи колеблются от 16 лет, когда молодые люди оканчивают школу, и до 30 лет, когда они становятся экономически самостоятельными, овладевают профессией, обретают соответствующий социальный статус, вступают в брак, воспитывают детей.

Молодежь представляет собой наиболее подвижную часть общества. Это связано с ее активными поисками своего места в жизни, отсутствием прочных социальных связей, готовностью к переменам в своей жизни и открытостью перспективам социального и индивидуального развития. Не связанные социально-профессиональными обязанностями, не обремененные семейными заботами, молодые люди с легкостью меняют место жительства, учебы, работы в поисках наилучших условий для самореализации и достижения более высокого статуса.

Выделение молодежи в качестве особой социальной группы поставило перед учеными необходимость пересмотра роли, которую эта группа играет в обществе. В 20-е гг. XX в. немецкий социолог Карп Маннгейм (1893–1947) в своей книге "Проблема поколений" показал, что в процессе смены поколений именно молодежь является субъектом социального обновления. Однако в социологии вплоть до 60-х гг. XX в. широкое распространение имела иная точка зрения, представленная американским социологом Т. Парсонсом, который полагал, что молодежь, прежде всего, объект социального воздействия. Недовольство молодежи, протестующей против существующего социального порядка, рассматривалось как отклонение от общепринятых социальных норм и потому подлежащее устранению с помощью ограничитальных и запретительных санкций. Взгляд на молодежь как на объект формирования у нее определенных социальных качеств, санкционированных официальной идеологий, господствовал и в советском обществе, которое являлось обществом закрытого типа.

Разразившийся на Западе во второй половине 60-х гг. прошлого века бунт молодежи против существовавшей социальной системы заставил ученых отказаться от теории Т. Парсонса и его сторонников. Анализ молодежного движения показал, что его активные участники были недовольны консерватизмом системы образования, вмешательством военно-промышленного комплекса в научную деятельность университетов, неравенством доступа к образованию различных этнических групп, представителей низших слоев общества. Они протестовали против социального неравенства, расовой, этнической, половой дискриминации, против консервативной политической системы, против колониализма и военного вмешательства в дела других стран (катализатором тут послужила война во Вьетнаме), против массовой буржуазной культуры. Типичным лозунгом молодых бунтарей был: "Будьте реалистами – требуйте невозможного". Этот лозунг означал требования радикального обновления всей системы капитализма.

Взаимоотношения "отцов" и "детей", степень их влияния друг на друга, глубина разрыва зависят от конкретных исторических и социальных обстоятельств. И все же "конфликт поколений" заставил по-новому взглянуть на роль молодежи в современном обществе. Стало ясно: "С кем пойдет молодежь, тому принадлежит будущее". Современное открытое общество заинтересовано в поддержании высоких темпов общественного развития, внедрения новых научных открытий и высоких технологий в производство и сферу обслуживания, в сохранении и расширении плюрализма идей, которые очерчивают новые горизонты общественного развития. Поэтому открытое общество стремится предоставить молодым людям каналы вертикальной мобильности, способствующие достижению ими экономической независимости, личностной самореализации, продвижению талантливых на верхние этажи общественной иерархии. Можно сказать, что в открытом обществе молодежь рассматривается преимущественно как носитель нового социального опыта, которого нет у старшего поколения, как источник социальных инноваций.

Однако всякое обновление есть неминуемое столкновение с разделяемыми большинством членов общества нормами. Взрослые люди, которые вписались в существующую социальную систему и связывают с ней свое будущее, далеко не всегда склонны изменить свой образ жизни, профессию, статус, даже если это востребовано ходом общественного развития. Кроме того, мы уже отмечали, что социальные институты даже в открытом обществе не могут быстро реагировать на происходящие изменения, менять в одночасье действующие "правила". Тем самым в современном развитом обществе молодежь оказывается под давлением двух взаимосвязанных тенденций: тенденцией к стабильности, устойчивости существующих социальных институтов и тенденцией к изменениям, предполагающим интенсивные, подчас радикальные преобразования общественного организма.

Не всем молодым людям удается противостоять давлению существующей нормативной системы или направить свою энергию в конструктивное творческое русло. Существующее в обществе социальное неравенство, препятствует молодежи – выходцам из социальных низов получить хорошее образование и овладеть хорошо оплачиваемой профессией. Немало молодых людей оказывается на периферии общества и выражает недовольство своим положением, свое разочарование в жизни в асоциальном и противоправном поведении. Сегодня молодежная преступность, алкоголизм, наркомания являются сложной социальной проблемой во многих индустриально развитых странах, особенно в больших городах.

Среди социальных групп особое место занимает семья. Особое значение семьи обусловлено тем, что она выполняет функцию воспроизводства населения в биологическом (посредством деторождения) и социальном (посредством воспитания, особенно в первый период жизни ребенка) аспектах. Семью можно определить как социальную группу людей, связанных отношениями родства. Термин "родство" означает совокупность социальных отношений, в основе которых лежат биологические (кровнородственные) связи, брак и правовые нормы, правила, касающиеся усыновления, попечительства и тому подобное.

В системе родственных отношений существуют два основных типа семейной структуры. Супружеская или нуклеарная семья состоит из родителей и детей, которые от них зависят. Ее основу составляет пара людей, связанных брачными отношениями. Сложная или расширенная семья включает в себя нуклеарную семью и других родственников (например, бабушку, дедушку, дядю, тетю, кузена, кузину и так далее). Расширенная семья основывается не только на супружеских отношениях, но и на кровном родстве большого числа членов малой группы.

Брак - это исторически обусловленная, санкционируемая и регулируемая обществом форма отношений между полами, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и родителям. Брак это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за нею, один из способов самосохранения и развития общества. Существуют различные формы брака.

Моногамия - брак одного мужчины с одной женщиной (в одно время). Такая форма брака является единственно цивилизованной формой супружества для граждан Украины, европейцев, американцев и некоторых других народов. Полигамия - формы брака, при которых существует более одного партнера в супружестве. Поскольку в большинстве обществ соотношение мужчин и женщин составляет приблизительно 1:1, полигамия сегодня не находит широкого распространения.

С точки зрения иерархии престижа и власти в семье выделяются патриархальные семьи, где отец осуществляет власть над другими членами семьи и пользуется наивысшим авторитетом. Такой тип власти считается общепринятым и частично узаконенным в Таиланде, Японии, Ираке, Бразилии и других странах. При матриархальной системе власть по праву принадлежит жене и матери. Такие системы встречаются редко. В результате промышленного индустриального развития резко возросло число работающих женщин во многих странах. Это обусловило переход к эгалитарной семейной системе, при которой влияние и власть распределяются между мужем и женой практически в равной мере.

Определенный тип семьи составляют: бездетные семьи - это семьи, где в течение десяти лет совместного проживания не появился ребенок. Каждая третья такая семья распадается; малодетные семьи - это семьи с одним ребенком; средняя - семья с двумя или тремя детьми. Стабильность семьи с рождением второго ребенка по сравнению с однодетной семьей возрастает более чем в три раза; многодетная семья это семья, в которой более трех детей. В таком типе семей разводы весьма редки, неполная семья - это семья, в которой представлен лишь один родитель с детьми (чаще всего -одинокая мать). Такой тип семьи наименее эффективен; дистатные семьи - это такие семьи, которые юридически оформлены, а практически их нет (например, семьи моряков, полярников, геологов, вахтовиков).

Семья во всех обществах развивается как институциональная структура. Каковы ее функции как основного социального института?

  • 1. Функция сексуального регулирования. Семья - это главный социальный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Вместе с тем практически каждое общество имеет альтернативные пути их удовлетворения. Несмотря на то, что существуют определенные моральные нормы супружеской верности, большинство обществ легко прощает нарушения этих норм. Особенно наглядно различие норм сексуального поведения проявляется в отношении добрачного сексуального опыта. Во многих странах вступление в брак девственников считается абсурдным и нелепым, а добрачные сексуальные связи считают служащими подготовкой к браку.
  • 2. Репродуктивная функция. Одна из основных проблем любого общества - биологическое воспроизводство новых поколений. Семья разрастается "изнутри" путем удовлетворения сексуальных потребностей и родительских стремлений. Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости - избежание демографических спадов или, наоборот, взрывов.
  • 3. Функция социализации. Несмотря на большое число институтов и групп, участвующих в социализации личности, ведущее место в этом процессе безусловно занимает семья, т.к. именно здесь осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Эта функция семьи определяет ответственность родителей за духовное, нравственное и физическое воспитание детей.
  • 4. Статусная функция. В любом обществе социальное положение, занимаемое родителями, их образование, материальное положение и так далее нередко являются фактором определяющим жизненную карьеру ребенка. Семья осуществляет ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующие интересы, ценности и образ жизни.
  • 5. Функция эмоционального удовлетворения. Семья обеспечивает индивидам удовлетворение эмоциональных потребностей, потребностей интимной совместной жизни, дает ощущение безопасности, обеспечивает эмоциональное равновесие. Огромное количество данных свидетельствует о том, что серьезные преступления и другие негативные отклонения поведения намного чаще происходят у тех, кто в детстве был лишен заботы в семье.
  • 6. Хозяйственно-бытовая функция. Семья обеспечивает биологическое существование (пищу, одежду, жилище) своим членам. Выражается эта функция в ведении членами семьи общего хозяйства, обслуживании и самообслуживании, соблюдении семейного бюджета, в поддержании жилища. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности.

Стабильность семьи является важной социальной проблемой. Внутренняя сплоченность семьи зависит от внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам можно отнести: взаимную любовь; чувство долга по отношению к супругу (супруге) и детям; взаимное стремление к благополучию; осознанное или неосознанное стремление оправдать ожидания среды, родственников и более широких групп; возможность развития личности и использования брака как средства реализации экспансивных стремлений личности. Внешние факторы это: общественные санкции, делающие иногда невозможным развод; давление экономических условий; давления общественного мнения; предъявляемые обществом требования заботы о детях.

Основные проблемы развития семьи в Украине, с точки зрения исполнения семьей значимых для общества функций, можно свести к следующим: уменьшение уровня рождаемости и размера семьи; снижение количества браков; возрастание числа разводов; возрастание числа семей с одним родителем; увеличение числа детей, родившихся вне брака; повышение численности совместно проживающих пар, не вступающих в брак; изменение ролевых функций членов семьи.

Семья является одним из типов организованной социальной группы. Это достаточно сложная общность людей, имеющая широкий спектр социальных функций, главная из которых – непосредственное производство и воспроизводство самой человеческой жизни. Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

Семья – малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Патриархальную семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой: государства возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен в своих взглядах на семью.

В проектах "Идеального государства" в целях достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жен, детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот в своей знаменитой "Истории" отмечал, что общность женщин была отличительной чертой у ряда племен. Такие сведения встречаются на протяжении всей античной эпохи.

Аристотель, критикуя проекты "идеального государства", развивал идею Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют "селения", а соединение "селений" – государство.

Философы античности, средневековья и отчасти даже нового времени видели в основе общественных отношений семью, обращали основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли даже немецкие философы И. Кант и Г. Гегель. Основу семьи И. Кант видел в правовом порядке, а Г. Гегель – в абсолютной идее. Заметим, что ученые, признающие вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия "брак" и "семья", различия между ними сводятся к формальному началу. Конечно, между понятиями "брак" и "семья" существует тесная взаимосвязь.

Недаром в литературе прошлого, а иногда и настоящего, они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды.

Брак социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.

Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.

У истоков утверждения исторического взгляда на брак и семью стоит швейцарский ученый И. Бахофен (1816-1887), автор работы "Материнское право". Крупнейшей вехой на пути обоснования эволюционных идей был труд американского ученого Л. Моргана (1818-1881) "Древнее общество". Позднее обоснование происхождения и развития семьи дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они утверждали, что экономические отношения, составляющие основу общественно-экономических формаций, являются в то же время и основой семьи. К. Маркс отмечал, что "семья должна развиваться по мере того, как развивается общество, и должна изменяться по мере того, как изменяется общество". Ф. Энгельс показал, что вместе с развитием общества и семья, как его важнейшая ячейка, под влиянием социально-экономических условий переходит из низшей формы в высшую. В. И. Ленин также отмстил, что в развитии семьи определяющим фактором были и будут социально-экономические отношения. Таким образом, семья является продуктом исторического развития, и каждая общественно-экономическая формация имеет присущие только ей брачно-семейные отношения.

В основе причин, побуждающих людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, лежат потребности человека. Социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, несомненно, оказали влияние на состояние семьи. Современная семья находится в поиске новых путей своего развития.

Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, так как она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников.

Важнейшими функциями семьи являются:

  • – репродуктивная – рождение детей;
  • – экзистенциальная – функция социальной и эмоциональной защиты своих членов;
  • – хозяйственно-потребительская – соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, ведение домашнего хозяйства;
  • – воспитательная – семейная социализация, воспитание детей;
  • – социально-статусная – связь с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет определенный социальный статус членам семьи;
  • – восстановительная – поддержание здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха;
  • – коммуникативная функция – общение, обмен информацией.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи:

  • – вступление в первый брак – образование семьи;
  • – начало деторождения – рождение первого ребенка;
  • – окончание деторождения – рождение последнего ребенка;
  • – "пустое гнездо" – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;
  • – прекращение существования семьи – смерть одного из супругов.

В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная – брак одного мужчины с одной женщиной. Полигамная – женщина имеет нескольких супругов или брак одного мужчины с двумя или более женами. В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой (пуклеарный) или сложный тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется сложная семья, включающая в себя два или более поколений.

Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальные стандарты поведения, нормы, которыми руководствуются жена и муж, родители и дети и т.д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.

На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях.

С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальный контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы. Можно выделить разные исторические типы семьи.

Исторические типы в зависимости от характера распределения семейных обязанностей и лидерства:

  • – традиционная семья. Ее признаки: совместная жизнь, по крайней мере, трех поколений (бабушки-дедушки, их взрослые дети с супругами, внуки); экономическая зависимость женщины от мужчины (мужчина – владелец собственности); четкое разделение семейных обязанностей (муж работает, жена рожает и воспитывает детей, старшие дети ухаживают за младшими и т.д.); глава семьи – мужчина;
  • – нетрадиционная (эксплуататорская) семья. Ее признаки: женщины работают наравне с мужчинами (привлечение женщин к общественному труду произошло во время перехода от аграрного общества к индустриальному); работу на производстве женщина совмещает с домашними обязанностями (отсюда – эксплуататорский характер);
  • – эгалитарная семья (семья равных). Она отличается справедливым разделением домашних обязанностей, демократическим характером отношений (все важные для семьи решения принимаются всеми ее членами), эмоциональной насыщенностью отношений (чувством любви, взаимной ответственности друг за друга и т.д.).

Исторические типы, основанные на выделении функции, преобладающей в семейной деятельности:

  • – патриархальная семья (основная функция – хозяйственно-экономическая: совместное ведение хозяйства, преимущественно аграрного типа, достижение экономического благополучия);
  • – детоцентристская семья (важнейшая функция – воспитание детей, подготовка их к самостоятельной жизни в современном обществе);
  • – супружеская семья (ее основная функция – эмоциональное удовлетворение партнеров по браку). По мнению исследователей, последний тип, пока еще широко не распространенный в обществе, характеризует семью будущего.

Семья – это сложнейшая сфера существования различных психологических миров личностей, преодоления психологических противоречий между супругами, между родителями и детьми, формирования и развития разнообразных чувств, установок, психологической совместимости. Психологический климат – это совокупность психологических состояний, настроений, отношений людей в группе и коллективе. Благополучие семьи определяется и такими качествами ее членов, как доброжелательность друг к другу, стремление взять ответственность, умение отнестись к себе критически.

Выводы

  • 1. Стихийное массовое поведение – различные формы поведения толпы, циркуляция слухов, коллективные мании, общественные движения и прочие "массовидные явления". Среди стихийных групп в социально-психологической литературе выделяют толпу, массу, публику.
  • 2. Толпа – скопление людей, не объединенных общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием.
  • 3. Масса – добровольное объединение людей, которых волнует одна и та же проблема. Она обычно представляет собой более стабильное образование, чем толпа с довольно нечеткими границами.
  • 4. Публика – лица, находящиеся в качестве зрителей – одна из форм группы, не организованной формально.
  • 5. Группа – совокупность людей, выступающая не как сумма входящих в нее лиц, а как целостное объединение, она отражает социальную природу общества, частью которого является.
  • 6. Высшей стадией развития группы является коллектив. Это группа людей, объединенная общими целями, достигшая высокого уровня развития в ходе социально ценной совместной деятельности.
  • 7. Коллективность – субъектный результат совместной деятельности в группе, который характеризует отношение ее членов к различным сторонам деятельности (трудовой, учебной, игровой и пр.).
  • 8. Семья – малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью. К главной функции семьи относится непосредственное производство и воспроизводство самой человеческой жизни.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Советы по строительству и ремонту