Советы по строительству и ремонту

Кондратова Элеонора Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад
Населённый пункт: с. Мирное Хабаровский край
Наименование материала: конспект мастер - класса для воспитателей
Тема: "Шумовые инструменты из бросового материала"
Дата публикации: 23.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад село Мирное

Конспект Мастер - класса

« Шумовые инструменты из бросового материала»

Составитель:

Музыкальный руководитель

Кондратова Элеонора Владиировна

Цель мастер – класса:

Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер –

класса в процессе освоения опыта работы по изготовлению шумовых

музыкальных инструментов из бросового материала.

Приобщение педагогов к изготовлению самодельных музыкальных

инструментов;

Расширить представления педагогов о многообразии самодельных

шумовых музыкальных инструментов;

Пробудить интерес участников к созданию собственных игрушек для детей

дошкольного возраста;

Показать приёмы и способы изготовления шумовых инструментов из

бросовых материалов.

Предварительная работа педагога:

Изготовление шумовых инструментов из бросового материала;

Подбор музыкального материала;

Разработка слайдов презентаций.

Оборудование:

Презентация Microsof Office Power Point , ноутбук, видео проектор, экран,

музыкальный центр, канцелярские товары, бросовый материал.

План мастер – класса:

Теоретический этап «Названия шумовых инструментов из бросового

материала. Многообразие самодельных шумовых музыкальных

инструментов»

Практический этап: «Изготовление шумовых инструментов из

бросового материала».

Рефлексия

Ход проведения мастер – класса:

1 Теоретическая часть

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас в

этом уютном зале. Надеюсь, что сегодня мы с вами проведём

время с пользой. Нужно ли тратить драгоценное время на

изготовление детских шумовых инструментов своими руками, когда

можно приобрести готовые – современные, яркие, разные? Сейчас

их ассортимент в магазинах очень большой. Но мы ведём речь не

о скрипке и фортепиано, а о шумовых инструментах, впервые

введённых в систему обучения детей музыке Карлом Орфом.

Сколько выдумки и фантазии в «пошумелках», сделанных руками

педагогов, родителей и детей из разных баночек, трубочек,

стаканчиков, дощечек.

Дети очень любят такие инструменты за яркость,

оригинальность, простоту в их изготовлении и использовании. Они

заставляют ребёнка по новому услышать мир звуков. Звуков вокруг

нас много, и они такие разные.

Каждый звук может стать музыкой, надо только настроиться

её услышать. Фантазия и воображение могут вдохнуть красочную

жизнь в обычные бытовые звуки: « Марш деревянных кубиков», «

Полька цветных фломастеров», « Вальс волшебной кисточки».

Детей привлекает не только звучание и вид инструментов, но

и то. что они могут сами, без чьей – либо помощи извлекать из них

звук. Использование самодельных шумовых инструментов при

музицировании позволяет ребёнку сочетать игру с пением и с

движениями, способствует развитию двигательной активности и

чувства ритма. Играя на самодельных музыкальных инструментах,

дети понимают все, что окружает нас, звучит, и каждый звук

может стать музыкой.

Всё в нашей жизни подчиняется определённому ритму. День

сменяется ночью, лето сменяет весну и т.д.

В нашем организме ритмично работают сердце и лёгкие,

мозговая деятельность, так же подчинена разным ритмам.

И в музыке тоже есть ритм. Который считается одним из

центральных основополагающих элементов.

Если чувство ритма не совершенно. То у ребёнка слабо развита

речь, она не выразительна, либо слабо интонирована. Развитие

чувства ритма способствует развитию речи, помогает лёгкому

запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные

способности ребёнка. Одной из самых увлекательных форм

музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для

ребёнка является рассказывание сказок – шумелок.

Подыгрывание на музыкальных инструментах при рассказывании

даже самой простой, давно известной ребёнку сказки откроет

увлекательный мир музыкального творчества. Благодаря

использованию инструментов история и сказка становится более

интересной и яркой.

Сейчас мы сами попробуем озвучить сказку.

Предлагаю педагогам выбрать инструменты и даю время

проверить звучание. Во время использования импровизации

использую жесты и мимику, говорю медленно и выразительно,

выдерживаю паузы. Вступление подсказываю взглядом, жестом.

Также мимикой и жестами подсказываю громкость и скорость

« Трусливый заяц»

Жил – был в лесу заяц – трусишка. Вышел однажды заяц из дома, а

Ёжик в кустах вдруг как зашуршит (шуршат)

Испугался заяц, и бежать. (барабанит пальцами)

Бежал. бежал и присел на пенёк отдохнуть,

А дятел на сосне как застучит (стучит кубиками)

Бросился заяц бежать (барабан)

Бежал. Бежал, забежал в самую чащу,

А там сова крыльями как захлопает (трещотки)

Побежал заяц из леса в поле (барабан)

Но вдруг налетел ветер (дует на лист бумаги)

Раздался гром, прямо над головой бедного зайца (гремелка)

Полил сильный дождь (шум дождя)

Заяц от страха забился под лист лопуха 1

Дождь быстро закончился (шум дождя)

Заяц что есть силы помчался к реке (барабан)

А на берегу речки лягушка сидела (гусли из карандашей)

Увидела она зайца и прыгнула в воду (звонарики)

Обрадовался заяц, что лягушка его испугалась и смело поскакал

обратно в лес (барабан)

Обращаю внимание на то, из чего изготовлены инструменты.

Данные музыкальные инструменты не требуют больших

финансовых затрат, необходимо только приложить свою выдумку

и фантазию.

Сегодня я предлагаю вам изготовить из бросового материала

шумовые музыкальные инструменты и поиграть на них. Всё

необходимое для творчества у нас есть, осталось лишь приложить

ваше старание и фантазию.

2 Практическая часть

Необходимый материал для работы:

Ножницы. клей, скотч, фольга, цветная бумага, цветные ленты

разной длины, крупа (рис, горох), бросовый материал:

пластмассовые яйца от киндер сюрпризов, суши палки,

пластмассовые банки из под сладкой ваты, банки из под

майонеза, пластмассовые бутылки из под йогурта.

Основная часть мастер – класса

Уважаемые педагоги, предлагаю вам попробовать сделать своими

руками музыкальные шумовые и ударные инструменты. Для этого

понадобятся коробочки, палочки, верёвочки – одним словом

бросовый материал, который найдётся в каждом доме.

Сделаем мы с вами 3 музыкальных инструмента.

Колотушка

Видите, задание большое – инструментов много и что бы работа

шла быстрее предлагаю объединиться в пары, а для этого

возьмите по коробочке на столе и посмотрите что в ней, там есть

необходимый материал.

Инструкция по изготовлению музыкального инструмента.

«Барабан»

Для изготовления потребуется: круглая продолговатая банка из

под чипсов типа « Принглс», суши – палки, цветной скотч, цветная

самоклеящаяся бумага (скотч широкий).

Банку обклеить цветными полосками из самоклеящейся бумаги. С

помощью широкого скотча приклеить широкую тесьму (померить

нужную длину, примотать с помощью круговых движений. Суши –

палки декорировать цветным скотчем инструмент готов.

«Колотушка»

Для изготовления потребуются: круглая продолговатая банка из

под чипсов типа «Принглс». Суши – палки, пуговица(бусина), нитки

(леску), цветная самоклеющееся бумага.

Банку декорировать цветной бумагой, цветным скотчем. В

продолговатой части банки (из картона) по середине с помощью

ножниц сделать отверстие,в него просунуть суши палки.

Скотчем обмотать просунутую часть, а затем часть с другой

стороны таким образом закрепив палки.

С помощью большой иголки проткнуть продолговатую часть с

другой стороны и просунуть нитку с пуговицей на конце (это

«язычок», который будет стучать по крышке, то по донышку банки).

Суши – палки можно так же декорировать цветным скотчем.

« Маракас»

Для изготовления потребуются: длинная бутылочка из под

йогурта. цветная самоклеющаяся бумага, крупа (рис, горох), скотч.

Обклеиваем бутылку бумагой, засыпаем рис или горох, закрываем

крышкой.Обклеиваем крышку скотчем, чтобы крупа не

высыпалась.

Ну вот наши инструменты готовы и мы сейчас их испытаем. Сейчас

прозвучит музыка и каждый раз по показу дирижёра – будет

звучать ваш музыкальный инструмент.

« Музыканты мы сейчас»

Музыка Г. Вихарёвой

Посмотрите – ка на нас,

Музыканты мы сейчас.

Маракасы вот у нас,

Вот – они какие (играют маракасы)

Посмотрите – ка на нас,

Музыканты мы сейчас.

Барабаны взяли,

Громко заиграли!(играют на барабанах)

Посмотрите – ка на нас

Музыканты мы сейчас,

Колотушки – вот они, звонкие какие!(играют на колотушках)

Посмотрите – ка на нас,

Музыканты мы сейчас,

Дружно с музыкой живём,

Никогда, не устаём! (играют все на инструментах)

Вот умолкли инструменты, слышу я со всех сторон, раздались

аплодисменты музыканты на поклон.

Колотыгина Светлана Валентиновна,

музыкальный руководитель

МКДОУ детский сад « Мишутка» г. Железногорск-Илимский

Мастер-класс для родителей и детей

"Изготовлению музыкальных инструментов из бросового материала"

Мастер-класс для родителей и детей по изготовлению музыкальных инструментов из бросового материала для шумового оркестра и использование их в сказках - шумелках.

Цель:

- Расширять представление родителей о многообразии самодельных шумовых музыкальных инструментов;

Показать приёмы и способы изготовления шумовых музыкальных инструментов из бросового материала;

Привлекать детей и родителей к обыгрыванию сказок – шумелок с использованием шумовых музыкальных инструментов из бросового материала;

Способствовать развитию творческого воображения; содействовать совместной творческой работе ребёнка с родителями.

Ход:

Музыкальный руководитель: Таинственный и манящий мир звуков окружает малыша с раннего детства. Как помочь маленькому человеку состояться в мире музыкальных звуков? Учение для дошкольников должно быть не только легким и приятным времяпровождением, но и интересным. Музыкальные инструменты для детей всегда остаются чудесными, необыкновенными притягательными предметами, на которых очень хочется сыграть. Ведь инструмент для детей – символ музыки, а тот, кто играет на нем – почти волшебник. Самым излюбленным видом детского оркестра является оркестр из самодельных музыкальных инструментов, который позволяет включить всех детей в музицирование. Использование самодельных инструментов и бытовых предметов в педагогической практике не только вносит столь необходимую детям увлекательность, оно важно и с методической точки зрения. Они развивают изобретательность, ассоциативность и вариативность мышления, способствуют обогащению музыкального слуха, особенно его темброво-ритмического компонента. Практикой доказано, что дети, которые были замкнуты, благодаря игре на самодельных музыкальных инструментах раскрепощаются и раскрываются с разных сторон, становятся более коммуникабельными, могут выступать перед большим количеством людей, активно принимают участие во всех видах деятельности.

Так что же такое шум? (ответы родителей).

Шум - беспорядочные непериодические колебания звучащего тела.

В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты.

Что относится к шумовым звукам? (ответы родителей),

К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д., а шумовые оркестровые инструменты -это устройства для получения шумов, которые создают определенный ритмический и тембровый колорит.

Как Вы думаете, какие инструменты можно отнести к шумовым оркестровым?

К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука: барабаны, гонг, тарелки, бубен, треугольник, кастаньеты и т.д.

Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать.

Вот то, что всегда может оказаться под рукой: жестяные и пластиковые банки с сухим рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль.

Всевозможные трещотки, расчески, детские погремушки,связки ключей,мешочек с орехами - чудесный шорох Различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.) Деревянные кубики, брусочки. Катушки от ниток. Природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них и многое другое.Музыкальный руководитель обращает внимание родителей на выставку музыкальных инструментов изготовленных из бросового материала:

На столе находятся разные шумовые инструменты. Возьмите,пожалуйста, себе по одному инструменту,внимательно рассмотрите, и попробуйте описать из чего он сделан и как его можно использовать.

«Шуршунчики

Цветные пластиковые «киндер-сюрпризы» наполняются фасолинками, горошинами, семечками или бусинками и т. п. Чтобы превратить «шуршунчик» в «погремушку», с одной стороны «киндер-сюрприза» проделывается отверстие для палочки-держалочки. Для разнообразия тембра наполнителем погремушки можно использовать крупу.

«Часики-шуршалочки» .

Через крышку спичечной коробки протягивается тонкая круглая резинка (по размеру запястья, а в коробку можно положить любые семечки, крупу и т. п. Надев часики на руку, нужно потрясти кистью руки, чтобы «разбудить» инструмент. Этот инструмент удобно использовать и в качестве ориентира (правой, левой стороны) при исполнении музыкально-ритмических движений.

«Озорные колпачки» Колпачки от зубной пасты, дезодоранта, лака разных размеров. Этими инструментами дети с удовольствием отстукивают ритм песни, пляски. В зависимости от тембра «голоса» колпачки приобрели имена: бабушка, дедушка, малышок.

«Хлопушки» .

Чтобы создать этот инструмент, необходимо проделать шилом два отверстия в нижней части баночки от вазелина, продеть через них тонкую резиночку, закрепить узелками внутри баночки, оставив снаружи петлю из резинки, закрыв крышку и соединить обе части клейкой лентой. Хлопушки надеваются на ладошки. Дошколята очень любят хлопать в ладоши различные ритмы, когда в них «прячутся» «хлопушки». Можно по такому же принципу сделать хлопушки их крышек от майонеза.

«Маракасы-преврашалки»

В баночки из-под чипсов насыпаются различные наполнители (крупа, семечки, фасоль, горох) – это маракасы. Если поиграть по крышке маракаса палочкой или пальчиком, то он «превращается» в барабанчик. Такое превращение инструмента позволяет его использовать в играх на определение характера музыки

«Барабанчики с двумя голосами»

получились из прозрачных пластиковых контейнеров для изюма. Дети дали такое название инструменту, заметив разное звучание барабана, если поиграть по цветной стороне и по прозрачной.

Звучащие ключи.

Для удобства нужно изготовить стойку в виде буквы П и подвесить ключи. Ударным инструментом может служить гвоздь, ложка или палочка (может подойти деревянный или пластмассовый молоточек). Вместо стойки можно взять плечики для одежды.

"Звонарики"

Металлические баночки с металлическими подвесками закрепленные к крышке.

"Чудо-кастаньеты"

Вдвое сложенный картон из-под лампочек. На обе внутренние стороны картона наклеить металлические крышки от пивных бутылок. Звук извлекается путем сжатия чудо-кастаньеты в ладони ребенка.

Трещотка "Гармошка"

Деревянные или пластмассовые детали от пирамидки собранные на резинку. С двух сторон резинка завязана петлей. Растягиваем, как будто играем на гармошке.

Шейкер.

Жестяные баночки из-под кофе, напитков с мелкими сыпучими предметами.

Музыкальный руководитель :Дети любят все яркое, блестящее, красочное, поэтому все самодельные инструменты желательно украсить цветной, блестящей упаковочной или самоклеящейся бумагой и т. п. Все эти инструменты дети могут украсить на свой вкус, оклеив их разноцветной бумагой.

А теперь давайте позовём наших детей и попробуем изготовить музыкальные инструменты своими руками (приглашаются дети и совместно с родителями делают музыкальные инструменты своими руками).

А сейчас предлагаю дружно поиграем с нашими музыкальными, самодельными инструментами в «Оркестр» (звучит русская народная мелодия «Ах вы, сени»).

Музыкальный руководитель : Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок. Подыгрывание на музыкальных инструментах при рассказывании даже самой простой, давно известной ребёнку сказки откроет увлекательный мир музыкального творчества. Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут организовать родители без специальной методической или музыкальной подготовки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.

Но все-таки, выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте. Благодаря использованию инструментов история или сказочка становиться более интересной и яркой. Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст. Мимикой и жестами можно подсказывать ребенку громкость и скорость игры.

Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу.

Ребенок должен постепенно запомнить названия инструментов, узнавать звучание.

А сейчас мы с ребятами покажем вам сказку-шумелку « Красная Шапочка».

Сказка-шумелка « Красная Шапочка»

1.(Шарманка) Жила-была маленькая девочка. Звали ее Красная шапочка. Как-то раз

испекла мама пирожок и сказала дочке:

Сходи-ка, Красная Шапочка, к бабушке, снеси ей пирожок и горшочек масла да узнай, здорова ли она.

2. (Металлофон ноты по порядку) Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке.

Путь был не близок. Иногда она шла не спеша.

3. (Металлофон ноты через одну) А напевая веселые песни, шла вприпрыжку.

4. (Металлофон – с высоких звуков на низкие) Спускалась с горок вниз.

5. (Погремушки и треугольник). Любовалась красотой летнего луга, с парящими над ним бабочками.

6. (Металлофон – звуки по порядку.Заяц – ксилофон отрывистые звуки, через ступеньку). На пути девочки встречались разные лесные звери, одним из которых был озорной заяц.

7. (Деревянные палочки, маракас, барабан) И вот Красная шапочка вошла в дремучий лес.
8. (Бубен) Где ее заприметил страшный серый Волк.

9. - Куда ты идешь. Красная Шапочка? - спрашивает Волк.

Иду к бабушке и несу ей пирожок и горшочек масла.

А далеко живет твоя бабушка?

Далеко, - отвечает Красная Шапочка.

Ладно, - говорит Волк, - я тоже хочу проведать твою бабушку. Я по этой дороге пойду, а ты ступай по той. Посмотрим, кто из нас раньше придет.

10. (Металлофон и бубен) Сказал это Волк и побежал, что было духу, по самойкороткой дорожке. А Красная Шапочка пошла по самой длинной дороге.

11. (Бубен) Не успела Красная шапочка еще до мельницы дойти, а Волк уже прискакалк бабушкиному домику и стучится в дверь:Тук-тук!

12. (Погремушка) - Кто там? - спрашивает бабушка.

13. (Бубен) - Это я, внучка ваша, Красная Шапочка, - отвечает Волк, - я к вам вгости пришла, пирожок принесла и горшочек масла.

14. А бабушка была в то время больна и лежала в постели. Она подумала, что это и в самом деле Красная Шапочка, и крикнула:

(Погремушка) - Дерни за веревочку, дитя мое, дверь и откроется!

15. Волк дернул за веревочку - дверь и открылась.

(Бубен) Бросился Волк на бабушку и разом проглотил ее. Он был очень голоден,потому что три дня ничего не ел. Потом закрыл дверь, улегся на бабушкину постель истал поджидать Красную Шапочку.

16. Скоро она пришла и постучалась: (Колокольчик) Тук-тук!

17. (Бубен)- Кто там? - спрашивает Волк. А голос у него грубый, хриплый.Красная Шапочка испугалась было, но потом подумала, что бабушка охрипла отпростуды, и ответила:

Это я, внучка ваша. Принесла вам пирожок и горшочек масла!

Волк откашлялся и сказал тоненьким голоском:

Дерни за веревочку, дитя мое, дверь и откроется. Красная Шапочка дернула заверевочку-дверь и открылась.

18. Вошла девочка в домик, а Волк спрятался под одеяло и говорит:

Положи-ка, внучка, пирожок на стол, горшочек на полку поставь, а сама прилягрядом со мной!

Красная Шапочка прилегла рядом с Волком и спрашивает:

(Звучит бубен и треугольник)

Бабушка, почему у вас такие большие руки?

Это чтобы покрепче обнять тебя, дитя мое.

Бабушка, почему у вас такие большие уши?

Чтобы лучше слышать, дитя мое.

Бабушка, почему у вас такие большие глаза?

Чтобы лучше видеть, дитя мое.

Бабушка, почему у вас такие большие зубы?

А это чтоб скорее съесть тебя, дитя мое!

19. (Бубен) Не успела Красная Шапочка и охнуть, как Волк бросился на нее.

20. (Барабан) Но, по счастью, в это время проходили мимо домика дровосеки с топорами на плечах. Услышали они шум, вбежали в домик и испугали волка.

21. (Быстрый стук ладошками по столу) Волк так испугался, что выпустил бабушку на свободу и убежал наутек.

22. (Хлопки в ладоши) А Красная Шапочка и бабушка обе остались целые и невредимые.

Музыкальный руководитель (к родителям) : А вы бы хотели показать сказку-шумелку? (раздаются инструменты родителям).

Сказка «Трусливый заяц» .

Жил-был в лесу заяц-трусишка.

Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит! (шуршалки)

Испугался заяц и бежать (барабаним пальцами)

Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть. А дятел на сосне как застучит! (стучим кубиками)

Бросился заяц бежать (барабан)

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает! (трещётки)

Побежал заяц из леса к речке (барабан)

А на берегу речки лягушки сидели (гусли из карандашей)

Увидели они зайца и прыг в воду (звонарики)

Обрадовался заяц, что лягушки его испугались - и смело поскакал обратно в лес.

Рефлексия: А сейчас давайте организуем выставку работ музыкальных инструментов, которые Вы сегодня смастерили со своими детьми.

Я предлагаю вам письменно ответить на такие вопросы:

Понравились Вам ваши работы?

Что сегодня узнали для себя нового?

Что бы ещё хотели узнать по вопросам музыкального воспитания? (ответы родители пишут на картинках смузыкальными инструменты, потом их выставили на доске, чтобы получился оркестр).

Играть на инструментах, танцевать и сами себе аккомпанировать? Придумывать музыкальную сказку? Озвучивать стихи? Все это вызывает у детей азарт и восторг, дает эмоциональный всплеск, без которого музыки нет вовсе. Дети любят веселье, смех, движение. Их привлекают необычные по виду музыкальные инструменты, они хотят творить и играть. У них есть свой собственный интерес к музыке, которым педагог не имеет права пренебрегать. Внешняя привлекательность и необычность инструментов - главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей - либо помощи извлекать из них звуки. Легкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляций являются основными факторами педагогического успеха в работе с ними. Разнообразие шумовых и ударных инструментов, обычно находящихся в музыкальном зале, трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы, колокольчики, бубны, клавесины, маракасы, трещотки, румбы и многие другие их разновидности. Техническая легкость игры на шумовых инструментах, их способность точно же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звуко - красочной игре, а через нее - к простейшей импровизации. Таким образом, шумовые инструменты позволяют всем детям, не зависимо от способностей, участвовать в музицировании. Каждому ребенку в этом ансамбле может быть найдена подходящая роль. Обязательным является использование всех ступеней обучения самодельных шумовых инструментах. Самодельные инструменты позволяют начать процесс приобщения к музыки в отсутствии настоящих инструментов. Идея использовать в работе с детьми самодельные инструменты, конструировать их вместе с детьми, проста и мудра: детские музыкальные инструменты на первоначальной ступени должны быть игрушками в прямом и высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождаются звуки.

Игровое исследование звучащего мира начинается в самом раннем детстве: «посудный оркестр» на кухне, деревянные кубики и мебель, пищалки и свистульки, бумага, связки ключей, мешочек с орехами. Раздражающих звуки доставляют детям наслаждение, и они готовы ими упиваться. Дети безотчетно стремятся ко всем предметам, из которых они самостоятельно могут извлечь звуки. Общеизвестно, что прообразами маракасов, барабанов, кастаньет, свистулек у наших предков были засушенные тыквы с шуршащими семенами, части полого бревна, деревянные бруски, кусочки железа, стручки различных растений. В современной жизни возможностей для звукотворчества неизмеримо больше. Они ограничены лишь фантазией и желанием изобретать. Для изготовления самодельных инструментов подойдет всё, что угодно:

Бумага (целлофан, газет, пергамент, гофра и т. д.) ;

Деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки разной толщины, брусочки;

Коробочки из разных материалов (картонные, пластмассовые, металлические, баночки от йогурта, от шоколадных яичек, ячейки);

Леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань;

Природные материалы: жёлуди, каштаны, шишки, орехи, скорлупки от них, крупа, камешки, ракушки;

Кусочки пластилина, небольшие металлические предметы (ключи, скобочки, палочки, гайки, кольца и пр.) ;

Металлические банки разных размеров;

Стеклянные бутылки и фужеры;

Пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, пустые тюбики от губной помады, расчески;

И многое другое.

ЩИПАЛКИ

Готовой щипалкой является яйцерезка, которая звучит очень симпатично — похоже на мышиный писк.

Можно сделать маленький лук с леской вместо тетивы. Эту леску и надо щипать. (Лук, кстати, был первым струнным инструментом в истории человечества.) На лук можно натянуть две или три лески. Тогда вы получите прообраз настоящей арфы.

На плотные цилиндрические коробочки из-под лимонных долек или из-под чипсов натяните тонкую (аптекарскую) резинку. Резиночка, натянутая над пустым пространством коробочки, должна быть хордой верхней окружности. Если резиночек две или три, на таких первобытных гусельках уже можно играть простейшие песенки.

Еще проще: канцелярские резиночки натягиваются над пустым спичечным коробком. Важно помнить, что резинка должна быть натянута упруго, не провисать. Поэтому, возможно, ее надо обернуть вокруг коробка два или три раза.

Глядишь — и в вашем распоряжении уже целый оркестр в духе Винни-Пуха, сочинявшего бурчалки и сопелки. Успех зависит только от вашего желания и фантазии.

СРЕПЕР из соломинок

Нарезать из соломинок для коктейля заготовки длиной 8 см; склеить их с помощью липкой ленты;

Склеить цилиндр из полоски картона; приклеить соломинки к цилиндру; звук извлекается деревянной палочкой.

ЗВЕНЕЛКИ

Делаются из различных маленьких колокольчиков и бубенцов. Если таких нет, изобретаются различные «звенящие ожерелья».

Первый способ изготовления ожерелья. В металлических пробках из-под пива надо проделать дырочки, через дырочки пропустить леску. Такое ожерелье прекрасно звенит.

Второй способ. Для изготовления ожерелья берутся различные металлические трубочки. Подвешенные на леске или проволоке, они тоже прекрасно звенят.

Третий способ. На леску нанизывают скорлупки грецких орехов или фисташек. Они скорее гремят, чем звенят.

ШУРШУНЧИКИ

В отличие от стучалок, издают более тихий звук. Например, можно тереть друг о друга две шишки: получается таинственное шуршание. Можно издавать шуршащие звуки при помощи мятой газеты. Можно стучать по донышкам стаканчиков от йогуртов — получается глухой, но выразительный звук.

А можно просто пересыпать скорлупки от фисташек из одной руки в другую или из одной коробочки в другую. Звук в этом случае напоминает шум дождя или водопада.

Заполненные мелкими предметами из различных по качеству материалов, крупой, семенами, песком, и т. д., коробочки от киндер сюрприз, банки из под чипсов, железные банки из - под кока-колы.

Японский дождик разных размеров.

ОРКЕСТР

Трубочки; пластинки от металлофона; ключи; колокольчики, подвешенные на рамку.

Бумажный биг-бум.

Барабан из бумажных трубок разной величины и диаметра, с одной или двух сторон закрытых целлофаном. Отстраните возникшие вдруг мысли: на что будет походить зал, когда все дети понесут из дома «чудо - инструменты»? Как воспримет этот оркестр заведующая? Что подумают родители? А всё - таки попробуйте. Не проиграете!

Своими руками. Конечно, изготовить скрипку или фортепиано без специального обучения, материалов, приспособлений дома неподготовленному к данному виду деятельности мастеру не удастся. И это факт, который следует принять безоговорочно. А вот как сделать довольно простые музыкальные инструменты своими руками - об этом интересующимся расскажет наша статья.

Где найти исходный материал для поделок

Любой предмет, из которого можно извлечь звук, относится к музыкальным. А это практически всё, что нас окружает! Если внимательно проследить за годовалыми малышами, то станет ясно: спинка железной кровати, когда по ней ударяют ложкой, издаёт мелодичный звон, схожий со звуком металлофона. А если стучать деревянными ложками по столу и стульям, то получится удивительное подобие

Получается, что нас окружают сплошные музыкальные инструменты! Своими руками нужно только украсить их нужным способом, собрать в одно место и посадить рядом «музыканта».

Подарок барабанщику

Например прекрасная получается из набора кастрюль, крышек и деревянных палочек. В качестве последних подойдут карандаши, деревянные ложки, кисточки. Можно также выточить специальные палочки для начинающего барабанщика из дерева.

Как видно из фото, сделать подобные своими руками достаточно просто. Для красоты можно даже придумать специальную эмблему и украсить ею каждый предмет. Для «тарелок» подойдут металлические крышки, укреплённые на подставке. Кстати, рядом с кастрюлями будут замечательно уживаться металлические ведра, кружки, миски, тазики. Главное в этом деле - подобрать ёмкости различного размера, которые способны издавать разные звуки.

Инструмент для «ложкарей»

Всем известен такой русский как ложки. Практикуются даже сольные номера, где исполнители умудряются исполнять достаточно интересные композиции.

Можно расширить возможности ложкарей-музыкантов, создав для них целую установку. Для неё потребуется деревянная матрёшка. Расставив их по возрастанию объёма, можно получить превосходный инструмент-установку.

Гуиро своими руками

Искусные мастера по дереву могут изготовить вполне профессиональные музыкальные инструменты. Сделанные своими руками трещотки также сегодня представляют интерес для музыкантов.

Первоначально гуиро изготавливались из плодов горлянкового дерева, на которых делались насечки. Местом происхождения его считают Латинскую Америку. Современные гуиро - музыкальные инструменты, сделанные своими руками из деревянного массива с насечками, по которым следует водить скребком, называющимся «пуа». Музыкант извлекает таким образом интересные стрекочущие звуки, сопровождая пение или исполняя свою партию в оркестре.

Сегодня появляются такого рода музыкальные инструменты, сделанные своими руками из металлических либо пластмассовых трубочек. В России аналогом гуиро были трещотки, выполненные из деревянных дощечек с насечками.

Маракасы, шейкеры - погремушки

Сделать музыкальные шумовые инструменты своими руками можно из самых разных ёмкостей. Для поделки подойдут металлические баночки из-под кофе, пластиковые бутылочки от йогурта, коробочки от яиц «киндер-сюрпризов», деревянные шкатулки и даже внутренние цилиндры от бумажных полотенец или туалетной бумаги из картона. Только последние нужно с обоих концов заклеить, чтобы можно было туда что-либо положить. Делают шейкер и из двух одноразовых стаканчиков, склеив их между собой скотчем.

Для создания звукового эффекта внутрь ёмкости помещают крупу, песок, мелкие камушки, бисер, дробь, пуговицы. Можно прикрепить к круглым ёмкостям ручки, раскрасить их акриловыми красками. Тогда получаться очень красивые музыкальные шумовые инструменты, своими руками которые можно соорудить из подручных материалов.

Кастаньеты

Дети очень любят изготавливать вместе со взрослыми самые разные поделки. Музыкальные инструменты своими руками тоже можно сделать в домашних условиях.

Изготовить кастаньеты можно, воспользовавшись двумя крупными пуговицами, к которым крепятся петли. Надеваются эти приспособления на большой и средний пальцы. Стуком кастаньет при их соприкосновении и извлекается звук.

Из абсолютно ненужных вещей, приготовленных для выноса на помойку, можно изготовить достаточно интересные поделки. Музыкальные инструменты своими руками создаются способом приклеивания крышек на картонные кусочки, после чего заготовки нужно скрепить между собой, сложив их перпендикулярно друг другу.

Бубен

Часто в детских музыкальных инструментах присутствуют колокольчики и бубенчики, которые красиво звенят. Можно навесить их на пустой цилиндр от бумажных полотенец или по краям скреплённых вместе одноразовых тарелок. Складывать последние лучше всего асимметрично.

Раскрасив ярко сделанные таким образом инструменты, можно использовать их в шумовом детском оркестре.

Свистульки и дудочки

Легко и просто сделать своими руками, которые производят звуки, когда исполнитель дует в них. Их делают из полых стеблей травинок, коры веточек, пластиковых ручек, трубочек от коктейлей. Если последние срезать по диагонали на разной длине, то можно получить свистульки, издающие разный звук.

Получаются свистульки и из стручков фасоли, гороха или акации. В детстве каждый хотя бы раз, но «играл» на таком музыкальном инструменте.

Умельцы изготавливают дудочки из дерева, вырезая в полых трубочках дырочки-отверстия. Но тут уж требуется особое мастерство. Не менее сложно - и столь ж интересно! - сделать свистульку-игрушку из глины или солёного теста. Обычно здесь используют вариант «дымковской» игрушки. Хотя можно сделать вещичку, спрятав внутрь уже готовый свисток. Изготовив несколько таких игрушек, которые издают звуки разной высоты, можно даже сыграть на них некоторые мелодии.

Можно изготовить самодельные музыкальные инструменты своими руками практически из ничего. Вот, например, крышка от пластиковой бутылки, на которую натянут кусочек резины, вырезанный из лопнувшего воздушного шарика, станет увлекательной игрушкой для ребёнка.

Можно в качестве свистульки использовать и пустые пузырьки. Если во входное отверстие дуть сверху вниз, прикладывая ёмкость только к нижней губе и держа её вертикально, можно издавать удивительные звуки! Музыканты меняют наклон «инструмента», расстояние между губами и отверстием пузырька, силу выдувания воздуха, и на свет рождаются различные мелодии.

«Литрофон», или «поющие бутылки»

Сегодня всё чаще на сцену выходят исполнители с такими интересными инструментами, что только диву даешься! И из чего только они их не делают! Изготовить своими руками можно, например, из бутылок или фужеров, наполнив их водой.

Различных высот издаваемых звуков добиваются за счет количества наливаемой жидкости, материала изготовления посуды, изменения объёма ёмкости. Чем меньше налито воды, тем тоньше звук. Для красоты и удобства жидкость подкрашивают.

Харп, или «музыкальная расчёска»

Взяв обычную плоскую расчёску («ёжик» не подойдёт), нужно место расположения зубцов накрыть фольгой или папиросной бумагой. Дуя в этот простой инструмент, можно издавать прикольные дребезжащие звуки.

Талантливые музыканты со сцен исполняют на харпе разные музыкальные композиции, вплоть до классических. Особенно интересен этот инструмент, изготовленный из расчёски с разной толщиной зубьев.

Основная тема «Полонеза» Огинского или мелодия народной песни/шлягера выходят до удивления похожими на оригинал!

Гитара, сделанная своими руками

Это поистине удивительно! Но сделать своими руками из подручных материалов, а попросту из хлама, можно даже гитару.

В качестве основы берут закрытые картонные коробки, пустые плоские пластиковые бутылки из-под шампуня. Конечно, звучание инструмента будет зависеть от материала изготовления каркаса гитары и от размера вырезанного в нём отверстия.

Также важно подобрать правильно струны для гитары. Чаще всего берут канцелярские или авиационные резинки и натягивают их с разной силой.

Так что не нужно теперь бежать в магазин детских игрушек, если малыш закапризничал. Ведь можно просто сделать для него увлекательную игрушку - музыкальный инструмент, который станет для ребёнка самой любимой и дорогой вещью.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Советы по строительству и ремонту