Советы по строительству и ремонту

Внутреннее убранство русской избы является неотъемлемой частью истории и культуры России. Именно она, старинная избенка, стала основной частью фольклора и даже героиней многих сказок и легенд. Вспомнить хотя бы избушку на курьих ножках - сказочное жилище Бабы-Яги, страшной колдуньи, которая пугает маленьких детей. Её же часто обводят вокруг пальца главные сказочные герои.

Так, Иван-Царевич обращается к ней за помощью, дабы избавить от страшной участи свою любимую, и не без хитрости получает дары старой колдуньи. Бабка-Ёжка - негативный персонаж, помогающий в сотворении злодеяний Кощею Бессмертному, Змею Горынычу и Коту Баюну. Но вместе с этим эта "героиня" является довольно весёлой, смешной и сатирической.

Об истоках

Слово "изба" на Руси имело множество интерпретаций в зависимости от места проживания людей, поэтому и называлась по-разному. Существуют такие синонимы, как: ызба, истьба, изьба, истопка и истобка. Эти слова часто употребляются в русских летописях, что, опять же, говорит о неотрывности и связанности жилья с жизнью человека. Такая фраза имеет прямую связь с такими русскими глаголами, как «топить» или «истопить». Это здание имело в первую очередь функциональную нагрузку, поскольку было призвано согревать в морозы и укрывать от природных условий.

Что представляла собой изба в общем

Внутреннее убранство русской избы сложно представить без печи, поскольку именно она была центром комнаты и излюбленной её частью. Известно, что у многих восточнославянских народов, украинцев, русских и белоруссов, сохранялся термин «истопка». Ну и, как говорилось раньше, он обозначал отапливаемое строение. Это были и кладовые для хранения запасов овощей, и жилое помещение разных размеров.

Чтобы знать, как нарисовать убранство русской избы, нужно понимать, что она значила для человека. Знаменательным событием было строительство дома для крестьянина. Мало было решить практическую задачу и обеспечить себе крышу над головой. В первую очередь дом являлся полноценным жилым пространством для всей семьи. Убранство избы должно было быть по мере возможности наполнено всеми необходимыми жизненными благами, обеспечивать жильцов теплом, давать им любовь и ощущение покоя. Такое жильё можно соорудить лишь по давним заветам предков, а традиции крестьяне всегда соблюдали очень тщательно.

О традициях

Особое значение при строительстве дома отводилось выбору места, чтобы строение впоследствии было светлым, сухим и высоким. Ритуальная ценность имела не меньшее значение.

Счастливое место - это то, которое прошло строгую проверку временем и было обжито ранее: стало благополучным для прежних хозяев, которые жили здесь. Неудачными считались територии около захоронений, бани, которые были построены там ранее, а также вблизи дороги. Считалось, что сам чёрт ходит по этому пути и может заглянуть в жилище.

О строительном материале

Материалы для строительства избы выбирали очень тщательно. Русские использовали для возведения брёвна сосны или лиственницы. Эти деревья имеют длинные и ровные стволы, ровно ложатся и плотно примыкают друг к другу. Они хорошо удерживают внутреннее тепло и долго не гниют. Выбор брёвен в лесу был довольно непростым занятием, веками от отцов к детям передавался свод правил, алгоритм подбора бревна. Иначе, если выберешь неправильный, негодный материал - дом будет приносить беды и несчастья.

Даже на внутренее убранство крестянской избы нельзя было рубить священные деревья. Они могли принести в дом тяжёлые хвори. Существовало поверье, которое говорило о том, что такие особые породы должны жить только в лесу и умереть своей смертью. Если нарушить запрет, они принесут смерть и горе в дом.

Сухая древесина также была непригодна к строительству. Место, где произрастали деревья, тоже имело важное значение. Дерево, которое росло на перекрёстке лесных дорог, является «буйным» и может принести в дом большое несчастье - разрушить сруб и тем самым убить хозяев дома.

Обряды

Без обрядов у славян не обходился и процесс возведения дома. В начале строительства совершалось жертвоприношение. Жертвой в таком случае считалась курица или баран. Такой процесс проводился при укладке первого венца избы. Под брёвна клали деньги, шерсть и зерно как символы богатства, процветания, любви, семейного тепла. Также туда клали ладан как знак святости дома, а также своеобразный оберег от нечистой силы. В конце работы (строительства) все участники процесса садились за стол и угощались вкуснейшими яствами.

Жертвоприношения проводился неспроста. Жертва должна была создать крепость дому и уберечь от напастей. Иногда в дар богам приносили человека, но это в редких случаях, дабы защитить всё племя от врагов. Чаще всего предавали страданиям крупный скот: быка или лошадь. Во время археологических раскопок на старых домах были найдены именно их скелеты, а также конские черепа.

Для обряда делалась специальная ямка, останки нужно было класть туда. Она находилась под красным уголком, где располагались иконы и другие обереги. Были и другие излюбленные животные для строительного жертвоприношения. Таким фаворитом для славян стал петух или курица. Об этом говорит и традиция размещения флюгеров в виде петушков, а также изображение или статуэтка этого животного на крыше дома.

Можно привести в пример бессмертное классическое произведение Н. В. Гоголя «Вий». Вся нечисть исчезала после крика петуха. Поэтому "крикун" призван охранять жилище от нечистой силы. Фото, убранство русской избы на которых показано во всей красе, представлены в этой статье.

Схема устройства крыши

Кровля также была сделана по особой схеме:

  • желоб;
  • охлупень;
  • стамик;
  • слега;
  • огниво;
  • князевая слега (кнес);
  • повальная слега;
  • самец;
  • повал;
  • причелина;
  • курица;
  • пропуск;
  • гнет.

Общий вид избы

Убранство русской избы снаружи, такое, каким представляли себе и строили наши прадеды, было особым. По старым традициям избы строили тысячи лет. Русское убранство избы зависело от того, где жил человек и к какому племени он принадлежал, поскольку у каждого племени были свои традиции и законы, по которым их можно различать.

И даже сейчас нельзя не различить избы на европейской территории России. Ведь на севере преобладали рубленные дома, поскольку леса там было вдоволь. На юге же были огромные запасы глины, поэтому и хаты-мазанки строили из неё. Так же оформлялось и внутреннее убранство русской избы. Фото явлются наглядным тому примером.

Как утверждают этнографы, ни одна народная мысль не была создана сразу же в первозданном виде, таком, как мы можем наблюдать сейчас. История, культура, а с ними и мысль людей, меняется и развивается, привнося во всё, что было создано, гармонию, красоту и великую силу любви. Это касается и жилища, которое формировалось и становилось всё более функциональным и удобным. Эти утверждения доказывает и масса проведённых археологических раскопок.

Русское убранство избы во многом зависело от климатических условий, в которых проживали люди, и от имеющегося строительного материала. Так, на севере была влажная почва и густые леса, полные брёвен, пригодных для возведения жилищ, а на юге преобладали и активно использовались другие изделия. Исходя из этого, в южных областях была распространена полуземлянка. Этот дум был с углублением на полтора метра в землю, соответственно, имел насыпной пол. Такой тип жилища на Руси просуществовал до 14-15-го веков.

После этого временного периода стали строить наземные постройки с деревянным полом, поскольку научились обрабатывать брёвна и делать из них доски. Также делались дома, приподнятые над землёй. Они были более многофункциональны, поскольку имели 2 этажа и предоставляли возможности для комфортной жизни, хранения овощных запасов, сена и жилья для скотины в одном доме.

На севере, с изобилием густых лесов и достаточно сырым холодным климатом, полуземлянки быстро превратились в наземные дома, быстрее, чем на юге. Славяне и их предки занимали достаточно большую территорию и отличались друг от друга вековыми традициями, в том числе и в построении жилья. Но каждое племя наилучшим образом подстраивалось под окружающие условия, поэтому нельзя сказать, что какие-то избы были хуже. Всему было своё место. Теперь можно понять, как нарисовать убранство русской избы.

Подробнее о строительстве

Ниже представлено фото. Убранство русской избы на нем продемонстрировано наиболее типичное для Ладоги, соответствующее временному периоду 9-11-го веков. Основание дома было квадратным, то есть ширина была равна длине, которая достигала 5 метров.

Строительство срубной избы требовало внимательного и тщательного подхода, поскольку венцы должны были совпадать, а брёвна - плотно прилегать друг к другу, иначё весь труд насмарку.

Брусья должны были прилегать как можно плотнее, дабы защитить жителей от холодных ветров и сквозняков. Поэтому делались углубления в срубе через одно бревно. В это отверстие укладывался выпуклым ребром другой брус. Пазы между ними утепляли болотным мхом, который нес не только теплоизоляционную ценность, но и антибактериальную. Сверху эту постройку промазывали глиной.

О нюансах строительства

Внутреннее убранство русской избы иногда предполагало который поливался водой и утрамбовывался, отчего становился твёрдым и гладким. Во время уборки слой грязи просто сметался метлой. Но чаще всего внутреннее убранство крестьянской избы предполагало пол деревянный и приподнятый над землёй на высоту в полтора метра. Это делалось для того, чтобы соорудить подполье. Из него в жилое помещение с печью вёл люк. В подполье сохранялись все овощные запасы.

Русское убранство избы у зажиточных людей предполагало ещё одну надстройку сверху. Снаружи этот дом был похож на трёхъярусный.

О пристройках

Внутренне убранство русской избы тоже имело несколько нюансов. Русские люди часто пристраивали к своему жилищу прихожую с большими широкими окнами. Она называлась сени. Так, при входе в дом нужно было сначала зайти в сени, а потом уже войти в горницу. Такая прихожая в ширину достигала 2 метров. Иногда сени соединяли с хлевом для скота, поэтому, соответственно, делали их больше.

Кроме того, у этой пристройки была масса и других предназначений. Там хранили добро и мастерили что-то нужное в непогоду, поскольку крестьянин без дела никогда не сидел. Летом там же можно уложить спать гостей после шумного праздника. Такому жилищу учёные-археологи дали название «двухкамерное», поскольку оно представляло собой 2 помещения.

Внутреннее убранство крестьянской избы не обходилось без клети. С начала 10-го века эта комната служит дополнительной спальней, которой пользовались только летом, поскольку она не отапливалась. Там же круглый год можно было хранить продукты. А зимой - даже скоропортящиеся блюда, ведь там всегда холодно.

Как строилась ковля

Крыша в избе изготавливалась по нескольким техникам: она могла быть деревянной, гонтовой, тесовой или из драни. С развитием истории, а с ней и умений народа, во временном периоде 16-17-го веков славяне выработали уникальную концепцию покрытия крыши берёзовой корой, которая защищала от протекания. Также она несла эстетическое предназначение, поскольку предавала пестроту постройки. На кровлю клали немного земли и дёрна. Это было старинной "смарт-технологией", защитой дома от пожара.

Землянки и полуземлянки окон, как правило, не имели. Внутренее убранство русской избы из-за этого выглядело, конечно, не так, как мы привыкли себе представлять. Были небольшие оконные отверстия, затянутые желудками крупного рогатого скота. Однако позже, когда изба «выросла» над землёй, стали делать большие застеклённые окна, которые не только пропускали свет, но и позволяли видеть, что происходит на улице. Внешнее убранство русской избы предполагало застеклённые которые вначале (10-й век) были только у зажиточных владельцев.

Туалет на Руси был назван «задок» и был расположен, как правило, в сенях. Это была дырка в полу, которая «смотрела» вниз, в сторону наземного яруса, где обычно держали скотину. Появился он в избах со времён 16-го века.

О строительстве окон

Русское убранство избы в позднее время не представлялось без окон. Обычно оконный проём представлял собой 2 смежных бревна, которые были разрублены до половины. Туда вставлялась прямоугольная рама, имеющая задвижку, которая "ходила" в горизонтальном направлении.

Внутреннее пространство избы

Внутреннее убранство русской избы представляло собой от одного до трёх жилых помещений. Вход в дом начинался с сеней. Помещение, предназначенное для жилья, всегда было очень тёплым и отапливалось печью. Внутреннее убранство избы (фото) прекрасно иллюстрирует жизнь простолюдинов тех времён.

Что касается зажиточных крестьян и людей, обладающих высоким чином, то в их жилище было место и дополнительной комнате, которая называлась горницей. В ней хозяева принимали гостей, и она также была очень тёплая, светлая и просторная. Отапливалась печью-голландкой.

Внутреннее убранство русской избы не представлялось без духовой печи, занимающей большую часть комнаты, которая была расположена у входа. Однако в южной части страны она располагалась в дальнем углу.

Внутреннее убранство русской избы отличалось особым, но вместе с этим достаточно простым, размещением предметов. Обеденный стол обычно стоял в углу, по диагонали от печи. Прямо над ним был "красный уголок" с иконами и прочими оберегами. Вдоль стен стояли лавки, над ними располагались полки, встроенные в стены. Такое внутренее убранство русской избы (фото) встречалось почти повсеместно.

Печь имела многофункциональную нагрузку, поскольку приносила не только тепло и вкусную еду, но и имела спальное место.

Внутренне убранство русской избы также демонстрирует, что существовало много общего с традициями восточнославянских народов, но были и различия. На севере Руси люди строили печи-камени. Своё название они получили потому, что были сложены из камня без использования какого-либо скрепляющего раствора.

В районах Старой Ладоги основание каменной топки равнялось полутора метрам в поперечнике. Убранство крестьянской избы в районе Изборска предполагало печь, сделанную из глины, но на каменном основании. В длину и ширину она достигала до 1 метра, так же как и в высоту.

В южных областях восточнославянских стран печь строилась более крупной и широкой, каменное основание ее закладывалось с приблизительным расчётом полтора метра в длину и 2 - в ширину. В высоту такие печи достигали 1,2 метра.

Мы уже давно привыкли к своим жилищам в обезличенных домах-муравейниках, мы все чаще воспринимаем наши квартиры как место, где можно поужинать, посмотреть телевизор и переночевать. Может поэтому, зачастую, нас уже и не тянет домой?

Между тем, дом для наших предков всегда был сакральным местом, крепостью, защищающей от внешнего мира, отделяющей личное от общественного. Каждый элемент старинного дома был важен и имел свой духовный смысл, свое место . К сожалению, мы почти утратили знания о том, где нужно стоить дом, как его обустраивать.

А вы знаете, что требования новомодного фен-шуя почти по всем параметрам совпадают с правилами устройства русского дома? Но в этой статье мы хотим рассказать не о фен-шуе, а о знаковых, культурных традициях и ритуалах дома наших славянских пращуров .

Место постройки дома

Особое внимание древние славяне уделяли месту постройки дома . Они не просто стремились гармонично вписать свое жилище в окружающий ландшафт, но и учитывали климатические и энергетические условия местности.

Нельзя было стоить дом на гиблом месте (на кладбищах и местах с отрицательной энергетикой). Неблагоприятными для строительства дома считались перекрестки и участки вдоль больших трактов. Древние славяне считали, что там водится нечистая сила. Места, где раньше стояли бани, тоже считались грязными, поэтому там дома не строили.

Виды славянских домов

А знаете ли вы, что самым древним славянским домом считается клеть ? Это однокомнатный маленький сруб 3 на 2 метра, в котором отсутствовали даже оконные проемы. Зачастую там не было даже печи. А вот если клеть имела печное отопление, то ее уже называли избой . В первых избах топили «по-черному», а дым выходил через деревянную дымницу (дымоход) в окна или двери. Древние избы ставили прямо на землю, привычных полов там не было.

Всем известно расхожее выражение – «царские хоромы» , обычно у нас они ассоциируются с богатым домом. Но это не так. Хоромы представляют собой несколько построек-усадеб, соединенных между собой переходами и сенями. На втором этаже хором обустраивали горницы и светлицы. Горенка имела красное окно, а светелка не одно, а несколько.

А вот терем это третий или четвертый этаж дома, окна в тереме выходили на все стороны. Терема имели кроме комнат башни – «смотрильни» , а также огороженные решетками парапеты и балконы – «гульбища» .

Важные элементы старинного русского дома

Для наших предков дом был живым организмом . Он служил не только защитой, но и мог привлечь здоровье, счастье и благосостояние, или наоборот, накликать беду в семью, которая в нем проживала. Разумеется, если домочадцы соблюдали или не соблюдали определенные правила.

Порог, двери, ворота

Порог для наших пращуров служил рубежом между внешним миром и внутренним, семейным . Поэтому древние славяне обращались к нему с просьбой не допустить в дом человека с черными мыслями или плохими намерениями, пусть он споткнется, а дурные мысли улетучатся.

Порог также ассоциировался с границей между мирами живых и мертвых. Существовали даже традиции, когда при строительстве избы под порог укладывали прах одного из умерших членов семьи с тем, чтобы он с того света защищал семью своих потомков. Именно поэтому бабам на сносях запрещали долго стоять на пороге.

Подобные традиции существовали и по отношению к воротам. Своеобразными оберегами от нечистой силы служили также четверговые свечи, кресты, крапива, нож или обломок косы, которые вставляли в щели порога.

Чтобы не причинить вреда кому-то из домочадцев, запрещалось мести мусор через порог. Плохой приметой было переступать порог наполовину обутым – т.е. когда обувь была только на одной ноге. Это могла привести к тому, что переступающий никогда не сможет завести семью.

До сей поры сохранилась примета, запрещающая передавать вещи через порог или здороваться. Знаем мы и о том, что надо посидеть у порога перед дальней дорогой. Но мы уже забыли, что гостя следует встречать перед порогом и пропускать его в дом впереди себя. Пришедшему не стоит разговаривать, стоя на пороге, и рассматривать дом через порог. Была даже коротенькая молитва, которую следовало прочитать перед тем, как войти в дом – «Без Бога – ни до порога» .

Матица

Помимо порога в старинном русском доме существовал еще один важный элемент разграничения внешнего и внутреннего мира . Располагался он под крышей, являя собой центральную балку, служащую основанием для потолка. Ритуалы, связанные с матицей (маткой) начинались еще на этапе строительства дома.

Укладка этого бруса означала окончание возведения сруба и сопровождалась посыпанием матицы пшеничным зерном, хмелем и молитвами о благополучии строящегося дома. Следовало при этом щедро угощать плотников, работавших на строительстве данного дома. Если плотники от угощения отказывались — это считалось плохим знаком. Поэтому, чтобы этого не допустить, хозяева были вынуждены были поднимать плату за работу. Вот такие нюансы старинных рыночных отношений.

Если гость приходил в дом, то садился на лавку, которая стояла до матицы, а пройти за нее мог только с разрешения хозяев. Чтобы была удача в пути, следовало перед выходом дотронуться до матицы. А для того, чтобы в доме не было клопов и прочих насекомых можно было подсунуть под эту балку отколовшийся от бороны зуб.

Окно

По старым поверьям для дома через окошко благоприятен только солнечный свет. А вот для того, чтобы уберечь свое жилище от дурного глаза наши предки делали резные орнаменты – окон и ставнях.

Быть беде – если в дом через окно залетала плица. Через него в старые времена выносили мертвых детей, которых не успели покрестить или членов семьи, умерших от горячки.

Красный угол — покутье

В красном углу всегда была домашняя церковь в миниатюре . Располагали покутье в углу, противоположном печи. При этом рядом на восточной стороне дома должно быть окно, которое называлось застольным.

В красном углу размещали иконы, украшенные божниками, специальными рушниками с . Элементами украшения также служили цветы и травы (мята, черемуха, розы, васильки, вишневые ветки). В конце XIX столетия иконы стали декорировать бумажными цветами.

Возле икон всегда присутствовала лампада, которую зажигали во время молитвы и на большие церковные праздники. Для того чтобы в доме всегда был достаток, в покутье следовало поставить пучок колосков пшеницы, собранный с последнего урожая и освященный в церкви. По весне зерна из этого пучка добавляли в посевные запасы, чтобы собрать по осени богатый урожай.

В красном углу берегли изображения предков, библию, свечи-громнички, освященные на сретение и иорданскую воду. Свяченой водой лечили недуги, давали пить при сглазе, прикладывали к ранам и забоям. В этом же месте сберегались все мелкие ценные вещи, которые были в доме. До прихода христианства на Руси в покутье размещали алтарь домового.

Красный угол всегда был самым важным и почетным местом в доме , именно туда усаживали дорогих гостей, именно там сидели молодожены, именно там впервые купали младенца в купели, именно головой в сторону покутья клали наши предки своих покойников.

Печь

Не менее важным элементом русской избы является печь . Наличие в доме печи характеризовало принадлежность постройки к жилому помещению:

  • в печи готовили пищу,
  • печью обогревали жилище,
  • на печи спали,
  • на печи лечили недуги,
  • в некоторых районах в печи даже баню устраивали.

Слово «изба» берет свое начало от старославянского «исытопка» , т.е. истопить. Печь для наших предков являлась, пожалуй, самым сакральным элементом . При ее помощи сырая, грязная пища превращалась в чистую, готовую к употреблению. В печи жил Огонь-Сварожич, который был защитником и хранителем рода. Печь следовало всегда держать в чистоте, запрещалось возле нее сквернословить. Даже есть украинская пословица на эту тему — «Сказав би, та піч у хаті» .

В процесс приготовления пищи древние славяне тоже вкладывали магический смысл. Именно с той поры пошла традиция думать только о хорошем когда, например, месишь тесто. Вместе со специями славянки добавляли в пищу положительные чувства и мыслеобразы. Пока обед стоит в печи, нельзя было громко разговаривать или сильно хлопать дверью. А вот когда хлеб пекли, то и вовсе закрывали дом на замок, чужим хода не было. Потому что, согласно примете, чужак, зайдя в избу, принесет с собой нужду.

Подметали в избе всегда в направлении печи. Мусор за порог не выносили, в печи сжигали. Наши предки уже тогда знали, что мусор вбирает в себя энергетику хозяев, поэтому, дабы не допустить порчи, избавлялись от него, не выходя из дома. Люди, владеющие эзотерическими практиками, были всегда, а в те времена каждая женщина ведала в большей или меньшей степени и заговорами, и приемами снятия порчи, и снадобья из трав могла изготовить.

Но самым интересным магическим персонажем, связанным с печью, является домовой - хранитель и покровитель рода . По поверьям, это дух одного из умерших первопредков, который живет за печью. Он заботится о том, чтобы в доме был порядок, все были живы и здоровы, чтобы он был полон детишек и животных. А если хозяйка дома нерадива и любит больше на печи лежать, чем пироги печь, то может и скинуть такую хозяйку с печи!

Печь запрещалось оставлять на ночь пустой. Ее медленно уходящее мягкое тепло использовали для просушивания дров и подогрева воды к утру.

Еще одним важным эзотерическим элементом русского быта был дымоход , который считался туннелем, соединяющим физический мир с духовным. Поэтому , подвешивали в него на ночь, для того, чтобы усилить целебные свойства растений еще и магическими.

После похорон следовало, придя домой, не только помыть руки и обувь, но и, положив руки на дымоход, заглянуть в него. Тогда покойник не будет приходить во сне.

Основные предметы старинной мебели

Стол

Этот элемент славянской утвари всегда был неотъемлемой частью красного угла . Стол, полный разнообразных кушаний и блюд до сей поры является символом благополучия и достатка. «Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска – так и стол доска» — гласит русская пословица. Все знают, что первой в дом запускали кошку. А всем ли известно, что первой утварью в доме всегда был стол , причем покрыт он был скатертью, а на нем стоял каравай.

Со столом связана вся жизнь рода. При тяжелых родах стол следовало переместить из красного угла в центр. Если в доме был пожар, то из соседнего дома следовало вынести стол и обойти вместе с ним вокруг горящего дома. За столом всегда проходили семейные обеды, а совместный прием пищи неизменно символизирует собой семейное единение. Во время сватания невеста давала свое согласие на бракосочетание тем, что передавала через стол жениху свой платок.

На стол до сей поры нельзя садиться, ведь на него кладут еду и, самое главное — хлеб. А вот запрет оставлять на столе на ночь ножи, спички и ключи пошел от веры наших предков в то, что по ночам за семейным столом собираются духи умерших и доедают то, что оставили им живые.

Был бы хлеб, а у хлеба люди будут. Трудоемкое, но одно из самых важных творений рук человеческих - хлеб. Именно он не дал пропасть роду. Именно его мы привыкли жертвовать нашим предкам и Богу. Поэтому емкость, в которой замешивали тесто для хлеба — дижа — для славян имела важное значение .

Дижу следовало держать в чистоте, после каждого замеса ее чистили луком и солью. Из новой дижи перво-наперво давали напиться водой корове, а уж только после этого использовали емкость по назначению. Считалось, что этот ритуал должен принести в дом благополучие. Еще молодым парням не давали заглядывать в дижу, иначе не видать им ни бороды, ни усов.

Колыбель — колыска

Этот элемент быта наших пращуров имел пол . Для девочек колыбель мастерили, используя женское дерево, для мальчиков, соответственно, мужское. Вешали ее неподалеку от восточных окон с тем, чтобы ребенок имел возможность видеть восход солнца. Часто для того, чтобы пробудить в своем чаде определенные таланты, родители подкладывали в колыбель соответственные предметы.

Считалось плохой приметой качать пустую колыску. Это было чревато неприятностями для младенца.

Кровать

Для того чтобы определить куда ставить этот важный элемент мебели всегда использовали кошку. Это животное любит спать в местах с отрицательной энергетикой. Поэтому кровать всегда ставили в другое место. Причем, располагали ее таким образом, чтобы хозяева не спали ногами к двери.

Постельное белье наши предки вышивали, причем в вышивке шифровали код, направленный на успешное продолжение рода. Под кровать в защиту от злых духов клали янтарь, чеснок и каштаны.

Скрыня — сундук

Славянской культуре шкафы не были присущи. Поэтому вещи хранили либо на полках, либо в сундуках . Этот элемент утвари всегда передавался от матери к дочери. Использовали скрыни для хранения одежды и белья, приданного невесты, которое она должна была сама сделать. Для того чтобы сохранить в целости и сохранности содержимое скрынь, их часто декорировали , а внутрь помещали заговоренное зелье.

Жаль, что эта традиция передавать сундуки с приданым уже утрачена, ведь передавался не только предмет мебели и вещи, но и весь накопленный матерью опыт, ее умения и знания.

Важные предметы славянского быта

Ложка

С этим элементом быта связано много поверий и примет.

  • Молодоженам было принято дарить на свадьбу обереги, сделанные из ложек.
  • Для того чтобы в доме не было ссор, не рекомендовалось есть одной ложкой или ими стучать.
  • А чтобы спать спокойно, нужно было все ложки помыть и убрать на место.

Веник

Он требовал от хозяйки особого обращения. Ведь вместе с мусором веник очищал дом не только на физическом уровне, но и на энергетическом . Чтобы избавиться от злых духов в веники полагалось вплетать полынь.

Веником нельзя никого бить — это к нищете, не допускалось оставлять его в красном углу. Чтобы не заболеть — лучше не переступать через веник. До сей поры нам известно, что веником нельзя обметать человека. А вот жечь веник, согласно приметам, – к урагану.

Иголка

В старину иголки были в большой цене . Изготавливали их вручную и такая тонкая работа стоила дорого. Поэтому считалось плохой приметой пользоваться иглой в выходные дни. Большим грехом считалось украсть иглу, а вот одалживать ее можно только с ниткой, и отдавать нужно было тоже с ниткой. Иначе, не будет ни пряжи, ни сорочек.

Хотите — верьте народным приметам, хотите — нет, но рациональное зерно в них все-же есть. Недаром же наши предки соблюдали их не одну тысячу лет. А еще, говорят, что домовые переехали вместе со своими хозяевами в современные квартиры. Если печей у нас нет, где же тогда они живут?

Елена Степанская, © сайт

Русский дом пятистенок в средней России. Типичная трехскатная крыша со светелкой. Пятистенок с перерубом вдоль дома

Этих примеров, думаю, вполне достаточно для того, чтобы доказать, что такой тип домов действительно существует и он широко распространен в традиционно русских регионах. Для меня было несколько неожиданно то, что этот тип дома преобладал до недавнего времени на побережье Белого моря. Даже если признать, что я не прав, и данный стиль домов пришел на север из центральных районов России, а не наоборот, то получится, что словене с озера Ильмень к колонизации побережья Белого моря не имеют отношения. В Новгородской области и по реке Волхову домов такого типа нет. Странно, не правда ли? А какие дома исстари строили новгородские словене? Ниже я привожу примеры таких домов.

Словенский тип домов

Словенский стиль может быть изысканным, с навесом впереди дома, под которым располагаются лавочки, где можно отдохнуть, подышать свежим воздухом (см. фото справа). Но крыша все равно двухскатная (конем), и стропила крепятся к верхнему венцу стены (лежат на нем). Сбоку они не отодвинуты от стены и нависают над ней.

Плотники у меня на родине (север Ярославской области) презрительно называли такой тип крепления стропил "пригодным только для сараев". Но вот этот дом в Витославицах недалеко от Новгорода на Ильмене очень богат, перед фронтоном балкончик, а навес на резных столбах. Еще одна характерная черта домов этого типа - отсутствие продольного переруба, поэтому дома узкие, по фасаду с 3-4 окнами.

На этом фото мы видим двухскатныю крышу, которая позволяет отнести этот дом к словенскому типу. Дом с высокой подклетью, украшенный резьбой, характерной для русских домов. Но стропила лежат на боковых стенах, как у сарая. Этот дом был построен в Германии в начале XIX века для русских воинов, которых российский царь посылал помогать Германии. Часть из них осталась в Германии на совсем, правительство Германии в знак благодарности за службу построило для них вот такие дома. Думаю, что дома строили по эскизам этих солдат в словенском стиле

Это тоже дом из германской солдатской серии. Сегодня в Германии эти дома - часть музея русского деревянного зодчества под открытым небом. Немцы на нашем традиционном прикладном искусстве зарабатывают деньги. В каком идеальном состоянии содержат они эти дома! А мы? Мы, что имеем, не ценим. Все нос от своего воротим, все на заморское заглядываем, евроремонты делаем. Когда же русоремонтом займемся и нашу Россию отремонтируем?

По-моему, этих примеров домов словенского типа достаточно. Заинтересовавшиеся этим вопросом могут найти еще массу доказательств данной гипотезы. Суть гипотезы в том, что настоящие словенские дома (избы) отличались от русских изб по целому ряду признаков. Наверное, глупо говорить о том, какой тип лучше, какой хуже. Главное в том, что они отличаются друг от друга. По-разному поставлены стропила, нет переруба вдоль дома у пятистенков, дома, как правило, поуже - 3 или 4 окна по переду, наличники и накладки у домов словенского типа, как правило, не пропиленные (не ажурные) и потому не похожие на кружева. Конечно, встречаются дома смешанного типа постройки, несколько похожие на дома русского типа постановкой стропил и наличием карнизов. Самое главное то, что и русский, и словенский тип домов имеют свои ареалы. Дома русского типа на территории Новгородской области и западе Тверской области не встречаются или практически не встречаются. Я их там не нашел.

Угро-финский тип домов

Угро-финский тип домов - это, как правило, пятистенок с продольным перерубом и значительно большим количеством окон, чем у домов словенского типа. Фронтон у него бревенчатый, на чердаке есть помещение с бревенчатыми стенами и большим окном, отчего дом как бы становится двухэтажным. Стропила крепятся прямо на стену, и крыша нависает над стенами, поэтому карниза у дома этого типа нет. Нередко дома такого типа состоят из двух состыкованных срубов под одной крышей

Среднее течение Северной Двины выше устья Ваги. Так выглядит типичный дом угро-финского типа, который почему-то этнографы упорно называют северным русским. Но он более широко распрстранен в республике Коми, чем в русских селах. У этого дома на чердаке есть полноценная теплая комната с бревенчатыми стенами и двумя окнами

А этот дом находится в республике Коми в бассейне реки Вычегды. У него 7 окон по фасаду. Дом сделан из двух четырехстенных срубов, соединенных друг с другом бревенчатой капитальной вставкой. Фронтон бревенчатый, отчего чердак дома теплый. Мансардная комната есть, но она без окна. Стропила положены на боковые стены и нависают над ними.

Дервня Кырканда на юго-востоке Архангельской области. Обратите внимание на то, что дом состоит из бвух срубов, поставленных вплотную друг к другу. Фронтон бревенчатый, на чердаке устроена мансардная комната. Дом широкий, поэтому крыша довольно уплощенная (не крутая). Резные наличники отсутствуют. Стропила установлены на боковые стены. Дом, состоящий из двух срубов, был и в нашем селе Всехсвятское, только он был русского типа. Ребятишками, играя в прятки, я как-то раз залез из чердака в щель между срубами и едва вылез обратно. Было очень страшно...

Дом угро-финского типа на востоке Вологодской области. Из мансардной комнаты в этом доме можно выйти на балкончик. Напуск крыши спереди такой, что на балконе можно находиться и в дождь. Дом высокий, практически трехэтажный. А в задней части дома - еще такие же три избы, а между ними огромная поветь. И это все принадлежало одной семье. Наверное, поэтому в семьях было много детей. Шикарно жили угро-фины в прошлом. Сегодня далеко не каждый новый русский имеет такой по площади коттедж

Деревня Кинерма в Карелии. Дом поменьше, чем дома в республике Коми, но все равно угадывается угро-финский стиль. Нет резных наличников, поэтому лик дома более суровый, чем у домов русского типа

Республика Коми. Все говорит о том, что перед нами дом, построенный в угро-финском стиле. Дом огромный, в нем помещаются все хозяйственные помещения: две зимние жилые избы, две летние избы - горницы, кладовки, мастерская, сени, хлев и т.п. Чтобы накормить скотину и птицу, утром не надо даже выходить на улицу. Долгой холодной зимой это было очень важно.

Республика Карелия. Хочу обратить внимание на то, что тип домов в Коми и в Карелии очень сходный. А ведь это два разных этноса. И вот между ними мы видим дома совсем иного типа - русского. Замечу, что словенские дома больше похожи на угро-финские, чем на русские. Странно, не правда ли?

Дома угро-финского типа встречаются и на северо-востоке Костромской области. Этот стиль здесь, вероятно, сохраняется с тех времен, когда угро-финское племя кострома еще не обрусело. Окна у этого дома с другой стороны, а мы видим заднюю и боковую стены. По настилу в дом на поветь можно было заехать на лошади с телегой. Удобно, не правда ли?

На реке Пинеге (правый приток Северной Двины), наряду с домами русского типа, встречаются и дома угро-финского типа. Два этноса давно уживаются здесь вместе, но до сих пор сохраняют свои традиции при строительстве домов. Обращаю внимание на отсутствие резных наличников. Имеется красивый балкончик, комната - светелка на чердаке. К сожалению, такой хороший дом брошен хозяевами, которые потянулись к городской лежебочной жизни

Наверное, достаточно примеров домов угро-финского типа. Разумеется, в настоящее время традиции строительства домов во многом утрачены, и в современных деревнях и поселках строят дома, отличающиеся от древних традиционных типов. Всюду в окрестностях наших городов сегодня мы видим нелепую коттеджную застройку, свидетельствующую о полной утрате наших национальных и этнических традиций. Как можно понять из этих фотографий, заимствованных мной на многих десятках сайтов, наши предки жили не стесненно, в экологически чистых просторных, красивых и удобных домах. Работали радостно, с песнями и прибаутками, были дружными и не жадными, возле домов нигде на российском Севере нет глухих заборов. Если сгорал дом у кого-то в деревне, то всем миром строили ему новый дом. Замечу еще раз, что возле русских и угро-финских домов не было и сегодня нет глухих высоких заборов, и это о многом говорит.

Половецкий (кыпчакский) тип домов

Надеюсь, что этих примеров домов, построенных в половецком (кыпчакском) стиле вполне достаточно для того, чтобы доказать, что такой стиль действительно существует и имеет определенный ареал распространения, включающий не только юг России, но и значительную часть Украины. Думаю, что каждый тип дома приспособлен к определенным климатическим условиям. На севере много лесов, там холодно, вот и строят жители огромные дома в русском или угро-финском стиле, в которых и люди живут, и скот, и скарб хранится. Леса хватает и для стен, и для дров. В степи же леса нет, в лесостепи его мало, поэтому жителям и приходится дома делать глинобитные, маленькие. Большой дом здесь и не нужен. Скот можно держать в загоне летом и зимой, инвентарь можно хранить и на улице под навесом. Человек в степной зоне больше времени проводит на улице под открытым небом, чем в хате. Так-то оно так, но вот и в пойме Дона, и особенно Хопра есть лес, из которого можно было бы построить хату и покрепче и побольше, и крышу сделать конем, и на чердаке светелку устроить. Так нет же, крышу делают в традиционном стиле - четырехскатную, так глазу привычнее. Почему? А такая крыша устойчивее к ветрам, а ветра в степи гораздо сильнее бывают. Крышу конем здесь запросто сдует при очередном буране. К тому же четырехскатную крышу соломой крыть сподручнее, а солома на юге России и на Украине - это традиционный и недорогой кровельный материал. Правда, соломой свои дома крыли бедняки и в средней полосе России, даже на севере Ярославской области на моей родине. В детстве я еще видел в Всехсвятском старые дома, крытые соломой. Но те, кто побогаче, дома крыли дранкой или тесом, а самые богатые - кровельным железом. Мне самому довелось под руководством отца крыть наш новый дом и дом старенькой соседки дранкой. Сегодня в деревнях эту технологию уже не используют, все перешли на шифер, ондулин, металлочерепицу и прочие новые технологии.

С помощью анализа традиционных типов домов, которые были распространены в России еще совсем недавно, мне удалось выявить четыре основных этно-культурных корня, из которых вырос великорусский этнос. Дочерних этносов, слившихся в этнос великороссов, наверняка было больше, так как мы видим, что один и тот же тип домов был характерен для двух, а иногда и для трех родственных этносов, живших в сходных природных условиях. Наверняка в каждом типе традиционных домов можно выделить подтипы и связать их с конкретными этносами. Дома в Карелии, например, несколько отличаются от домов в Коми. А дома русского типа в Ярославской области строили чуть иначе, чем дома того же типа на Северной Двине. Люди всегда стремились к выражению своей индивидуальности, в том числе и в устройстве и украшении своего жилища. Во все времена находились те, кто пытался изменить или уличшить традиции. Но исключения только подчеркивают правила, - это всем хорошо известно.

Я буду считать, что написал эту статью не зря, если в России меньше будут строить нелепых коттеджей в никаком стиле, если кто-то захочет построить свой новый дом в одном из традиционных ститей: русском, словенском, угро-финском или половецком. Все они сегодня стали общероссийскими, и мы обязаны сохранять их. Этно-культурный инвариант - это основа всякого этноса, пожалуй, поважнее языка. Уничтожим его - и наш этнос деградирует и исчезнет. Видел, как наши соотечественники, эмигрировавшие в США, цепляются за этно-культурные традиции. У них даже изготовление котлет превращается в некий ритуал, который помогает им ощущать, что они россияне. Патриоты не только те, кто ложится под танки со связками гранат, но и те, кто предпочитают российский стиль домов, российские валенки, щи и борщи, квас и т.д.

В книге коллектива авторов под редакцией И.В. Власова и В.А. Тишкова "Русские: история и этнография", вышедшей в 1997 г. в издательстве "Наука", есть очень интересная глава о сельской жилой и хозяйственной застройке в России в XII - XVII веках. Но авторы главы Л.Н. Чижикова и О.Р. Рудина почему-то очень мало внимания уделили домам русского типа с трехскатной крышей и светелкой на чердаке. Они рассматривают их в одной группе с домами словенского типа с двухскатной крышей, нависающей на боковые стены.

Однако объяснить, как дома русского типа появились на берегах Белого моря и почему их нет в окрестностях Новгорода на Ильмене, исходя из традиционной концепции (утверждающей, что Беломорье контролировали новгородцы с Ильменя), невозможно. Наверное, поэтому историки и этнографы не обращают внимание на дома русского типа, - их нет в Новгороде. В книге М. Семеновой "Мы - славяне!", изданной в 2008 г. в Санкт-Петербурге в издательстве "Азбука-классика", есть хороший материал об эволюции дома словенского типа.

Согласно концепции М. Семеновой, первоначальным жилищем ильменских словен была полуземлянка, почти полностью углубленная в землю. Над поверхностью возвышалась только слабо двухскатная крыша, покрытая жердями, на которые укладывался толстый слой дерна. Стены такой землянки были бревенчатыми. Внутри были лавки, стол, лежак для сна. Позднее в полуземлянке появилась глинобитная печь, которая топилась по-черному, - дым шел в землянку и выходил через дверь. После изобратания печи в жилище стало тепло и зимой, можно было уже в землю не закапываться. Дом словен "стал вылезать" из земли на поверхность. Появился пол из тесанных бревен или из плах. В таком доме стало чище и светлее. Со стен и с потолка не сыпалась земля, не надо было сгибаться в три погибели, можно было сделать более высокую дверь.

Думаю, что процесс превращения полуземлянки в дом с двухскатной крышей проходил многие столетия. Но и сегодня словенская изба несет некоторые черты древней полуземлянки, по крайней мере форма крыши осталась двухскатная.

Средневековый дом словенского типа на жилой подклети (по сути двухэтажный). Нередко на первом этаже был хлев - помещение для скота)

Предполагаю, что наиболее древним типом дома, сложившимся несомненно на севере, был русский тип. Дома этого типа более сложны по устройству крыши: она трехскатная, с карнизом, с очень устойчивым положением стропил, со светелкой, обогреваемой дымоходом. В таких домах дымоход на чердаке делал изгиб длиной около двух метров. Этот изгиб трубы образно и точно называется "боров", на таком борове в нашем доме в Всехсвятском, например, зимой грелись кошки, от него и на чердаке было тепло. В доме русского типа никакой связи с полуземлянкой нет. Скорее всего, такие дома придумали еще кельты, которые проникли на Белое море не менее 2 тысяч лет назад. Возможно, на Белом море и в бассейне Северной Двины, Сухоны, Ваги, Онеги и верхней Волги жили потомки тех ариев, часть которых ушла в Индию, Иран и в Тибет. Вопрос этот остается открытым, и вопрос этот о том, кто мы, русские, - пришельцы или настоящие аборигены? Когда знаток древнего языка Индии санскрита попал в вологодскую гостиницу и прислушался к говору женщин, то был очень удивлен тем, что вологжанки говорили на каком-то испорченном санскрите, - настолько русский язык оказался похож на санскрит.

Дома словенского типа возникли в результате трансформации полуземлянки по мере продвижения ильменских словен на север. При этом многое (в том числе и некоторые способы постройки домов) словене переняли у карел и вепсов, с кем неизбежно вступали в контакт. Но с севера пришли варяги русь, раздвинули угро-финские племена и создали свое государство: сначала Северо-Восточную Русь, а потом и Киевскую Русь, перенеся столицу в более теплые края, потеснив при этом хазар.

Но те древние государства в VIII - XIII веках не имели четких границ: те, кто платил князю дань, тот и считался принадлежащим этому государству. Князья и их дружины кормились, грабя население. По нашим меркам, они были обычными рэкетирами. Думаю, что население частенько переходило от одного такого рэкетира-государя к другому, а в ряде случаев население "кормило" сразу нескольких таких "государей". Постоянные стычки между князьями и атаманами, постоянный грабеж населения в те времена были обычнейшим делом. Самым прогрессивным явлением в ту эпоху было подчинение одним государем всех мелких князей и атаманчиков, подавление их свободы и обложение населения твердым налогом. Таким спасением для русских, угро-финов, кривичей и словен было включение их в состав Золотой Орды. К сожалению, наша официальная история строится на летописях и письменных документах, составленных князьями или под их непосредственным руководством. А им - князьям - подчиняться верховной власти золотоордынского царя было "хуже горькой редьки". Вот и обозвали они это время игом.

Крестьянская изба из бревна испокон веков считается символом России. По мнению археологов, первые избы появились на Руси еще 2 тысячи лет назад до нашей эры. В течение многих столетий архитектура деревянных крестьянских домов оставалась практически неизменной, соединяя в себе всё, что было необходимо каждой семье: крышу над головой и место, где можно отдыхать после тяжелого трудового дня.

В XIX веке самый распространённый план русской избы включал в себя жилое помещение (хату), сени и клеть. Главным помещением была хата – отапливаемое жилое помещение квадратной или прямоугольной формы. В качестве складочного помещения выступала клеть, которая была соединена с избой за счёт сеней. В свою очередь, сени представляли собой хозяйственное помещение. Их никогда не отапливали, поэтому использовать их в качестве жилого помещения можно было только летом. Среди бедных слоёв населения была распространена двухкамерная планировка избы, состоящая из хаты и сеней.

Потолки в деревянных домах были плоскими, их часто подшивали крашеным тёсом. Полы изготавливались из дубового кирпича. Отделку стен проводили при помощи красного теса, при этом в богатых домах отделка дополнялась красной кожей (менее зажиточные люди обычно использовали рогожу). В XVII веке потолки, своды и стены начали украшать росписью. Вокруг стен под каждым окном ставили лавки, которые надёжно крепили непосредственно к самой конструкции дома. Примерно на уровне человеческого роста над лавками вдоль стен обустраивали длинные полки из древесины, которые назывались воронцы. На полках, расположенных вдоль помещения, хранили кухонные принадлежности, а на других – инструменты для мужской работы.

Изначально окна в русских избах были волоковыми, то есть смотровыми окнами, которые были вырублены в смежных брёвнах на половину бревна вниз и вверх. Они выглядели, как небольшая горизонтальная щель и иногда украшались резьбой. Закрывали проём («заволакивали») при помощи досок или рыбьих пузырей, оставляя в центре задвижки маленькое отверстие («гляделку»).

Спустя какое-то время стали популярны так называемые красные окна, с рамой, обрамлённые косяками. Они обладали более сложной конструкцией, нежели волоковые, и всегда украшались. Высота красных окон составляла не менее трёх диаметров бревна в срубе.

В бедных домах окна были настолько маленькими, что, когда их закрывали, в помещении становилось очень темно. В богатых домах окна с наружной стороны закрывали при помощи железных ставней, часто используя вместо стекол куски слюды. Их этих кусочков можно было создать различные орнаменты, расписывая их при помощи красок изображениями травы, птиц, цветов и т.д.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Советы по строительству и ремонту