Советы по строительству и ремонту

Влад Хитров 08.12.2014

Кризисы государственного или мирового масштаба случаются с некоторой периодичностью. И редкой компании удается избежать падения финансовых показателей, когда экономику серьезно штормит. Даже если экономическая погода за окном вашего офиса спокойная, компания может очутиться в объятиях внутреннего кризиса, связанного с проблемами в отрасли или товарной категории. Какие стоит применить антикризисные меры на предприятии? Что нужно сделать, чтобы переломить негативный тренд?

1. Признать наличие кризисной ситуации

До тех пор, пока вы не признаете наличие проблем, вы не сможете их решить. Чем дольше затягивается принятие факта наличия проблем, тем сложнее и болезненнее будет выход из сложившейся ситуации. Можно бесконечно надеяться на перелом тенденции, или на скорое падение курса валют, или на получение выгодных контрактов, но если тренд подтверждается каждый месяц в течение двух кварталов подряд, то необходимо готовить антикризисные мероприятия.

2. Проинформировать топ-менеджмент о реальной обстановке

Чем быстрее менеджмент поймет серьезность ситуации, тем быстрее можно будет начать реагировать на кризисные явления. Раскройте все детали обстановки, все основные риски. При этом, однако, не стоит сеять панику. Необходимо сохранять конструктивный рабочий настрой.

3. Обеспечить себе группу поддержки

Выживание компании в кризис - командная игра. Если вам не удастся найти единомышленников и сплотить их одной идеей или целью, считайте, что шансов стало впятеро меньше. В кризисной ситуации делайте ставку на опыт и лояльность вместо должностей и громких регалий.

4. Создать антикризисный комитет

Соберите десять-пятнадцать самых опытных менеджеров и расскажите о ситуации в компании и на рынке. Попросите у людей поддержки и понимания. Предупредите о том, что в ближайшее время будут приняты непопулярные меры. Менеджеры должны услышать, что от них ждут максимальной отдачи и повышения эффективности. Это может спасти их и их подчиненных от принятия самых непопулярных мер - в том числе увольнений, задержки выплаты зарплат, отмены бонусов и т.д. В активной фазе кризиса рабочие встречи антикризисного комитета должны проходить регулярно - 1-2 раза в месяц.

5. Определить стратегические приоритеты

Что важно для вашей компании? Объем продаж, доля рынка, прибыль или выживание? Крупные опытные компании редко попадают в коммерческую "реанимацию", где решается вопрос жизни или смерти. Даже в самые плохие времена их ресурсы позволяют пережить кризис без глобальных потерь. Часто гранды используют кризисы для быстрой масштабной экспансии - приобретаются конкуренты, завоевывается доля полочного пространства, увеличивается рекламное давление. Мелким и средним компаниям я бы рекомендовал не увлекаться игрой в долю рынка. Сосредоточьтесь на снижении рисков и расходов. Грамотная работа в этом направлении может существенно увеличить ваши шансы на резкий рост после окончания острой фазы кризиса. Компания, находящаяся в хорошей спортивной форме, работающая эффективно, "не заплывшая жирком" гораздо быстрее перейдет к развитию чем конкурент, который пытался удержать долю, но лишился оборотки или влез в долги.

6. Составить наиболее пессимистичный сценарий

После обсуждения пессимистичного плана продаж отнимите от него еще процентов 15-20 (иногда мы не можем поверить в то, что падение будет настолько сильным, но лучше "перебдеть, чем недобдеть". Если ситуация окажется лучше - вы получите незапланированную прибыль.
Составьте бюджет расходов под этот пессимистичный план продаж так, чтобы оставалась минимально допустимая рентабельность.

7. Сократить расходы до этого уровня

Расходы необходимо сокращать резко. Без промедления. Работайте на два фронта - во-первых убирайте ненужные расходы целиком. Во-вторых те статьи расходов, которые остаются, должны быть существенно обрезаны.

8. Сократить закупки и снизить себестоимость

Закупайтесь под пессимистичный план, однако просите поставщиков быть готовыми к дозаказу. Переложите риски (в разумных пределах) на поставщиков товаров и услуг. Кстати, кризис - лучшее время продать малоликвидные остатки со складов (своих и партнерских). Поставьте закупщикам задачу снизить контрактные цены в среднем на 10% в валюте ваших продаж. Даже если получиться всего пять, уже хорошо, учитывая, что часто вместе с кризисом происходит резкий рост закупочных цен на фоне роста курсов валют.

9. Сократить накладные расходы

Стоимость любой услуги должна быть снижена на 20-30% (помимо отказа от многих неэффективных и ненужных услуг). Проведите переговоры по аренде. Привлеките опытного переговорщика из консалтинговой компании (они умеют вырабатывать стратегию переговоров и торговаться). Сократите бюджет на IT до минимума. Новые компьютеры вам точно не понадобятся.

10. Избавить систему от дестабилизирующих элементов

В кризис всегда можно найти менеджеров, которые заставляют систему излишне вибрировать. Такие кадры вместо роста эффективности расшатывают коллектив, пуская слухи в стиле "все пропало" в чайных комнатах. Мой совет - с такими сотрудниками лучше прощаться. В крайнем случае изолировать.

11. Сокращать ФОТ

Увольняйте неэффективных людей. Вводите мораторий на повышения зарплат, сокращайте зарплату в зависимости от ситуации (чем выше уровень сотрудника, тем существеннее сокращение оклада), переводите часть фиксированной оплаты в переменную, отменяйте выплату бонусов по итогам текущего периода, если цели не достигнуты. Переносите выплату заслуженных премий на полгода-год (это отличная мотивация хорошо поработать и не уйти). Если выполнен пункт 10, то сокращение ФОТ пройдет без особых проблем, особенно если кризис национального масштаба.

12. Отказаться от неприбыльных проектов

Откажитесь от любых проектов, которые с большой вероятностью не принесут прибыль в следующие 6-12 месяцев. Закройте их (кризис - хороший повод) или заморозьте на время.

13. Организовать жесткий контроль за финансами

Максимально откладывайте платежи. Вводите квотирование по отделам. Жестко работайте с дебиторкой (бонус продавца должен быть завязан на дебиторку в том числе). Проверяйте лично каждую заявку на платеж.

) по поводу этого документа, ну а мы попробуем посмотреть на него более серьезно.

На первый взгляд это вполне адекватный документ для страны, в экономике которой доминирует государственный сектор. В нем перечислены основные направления действий правительства и соответствующих органов государственной власти. Также план содержит перечень конкретных мероприятий, которые должны быть выполнены в течение ближайших месяцев.

Изучив этот документ, можно выделить несколько важных моментов, на которые стоит обратить внимание.

1. Кризис есть

Правительство официально признало, что кризис есть. По их мнению, он выражается в следующем:

  • Инфляции,
  • Росте цен на социально значимые товары,
  • Отрицательных темпах роста экономики,
  • Макроэкономической нестабильности,
  • Ненормальной ситуации на валютном рынке,
  • Нестабильной работе системообразующих организаций,
  • Напряженности на рынке труда.

Правительство пишет, что кризис обусловлен «сильным влиянием неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры» и косвенно упоминает, что эта конъюнктура сохранится как минимум до конца 2017 года. Если внешняя политика нашего государства сохранит свое сегодняшнее направление, то с таким утверждением правительства нельзя не согласиться. Более того, сегодняшняя внешняя политика, в первую очередь в вопросе Украины, скорее всего приведет к еще большему санкционному и экономическому давлению, чем сейчас, что в свою очередь еще сильнее дестабилизирует экономику.

2. Нужно что-то делать

Правительство перечисляет направления своей деятельности, среди которых указаны поддержка импортозамещения, содействие развитию малого и среднего бизнеса, оптимизация бюджетных затрат, привлечение иностранных (читай вражеских) инвестиций и другие нужные и полезные действия. Все это можно выполнить только при условии существования эффективной системы государственного управления и доверия к ней граждан и инвесторов.

Существующая же сегодня система государственного управления и принципы ее работы, напротив, будут препятствовать выполнению этих задач.

  • «Рост частных инвестиций» невозможен без кардинального изменения принципов и этики взаимодействия бюрократического аппарата с частным бизнесом. Не бизнес должен работать на госаппарат, а наоборот. Невозможен рост без уверенности инвесторов в политической стабильности. Никаких крупных иностранных инвестиций не будет как минимум до отмены большинства санкций.
  • «Поддержка импортозамещения... в том числе высокотехнологичных, товаров» невозможна без уверенности российских производителей в том, что рынок будет закрыт для иностранных товаров надолго, а поддержка сохранится. Никто не будет вкладывать в местное производство помидоров или микросхем только потому, что так нужно для импортозамещения в ближайшие пару лет, а после снятия санкций иностранные производители вернутся на рынок и закономерно победят местные компании в конкурентной борьбе.
  • «Привлечение оборотных и инвестиционных ресурсов с приемлемой стоимостью» - в условиях санкций и кризиса такие ресурсы с приемлемой стоимостью могут быть только государственными, что дает широкие возможности для коррупции и повышает риск того, что деньги просто не вернут. Не возвращать деньги частному банку гораздо сложнее, чем нашему государству, поскольку в государстве собственник (пострадавший) размыт и действия по по иску и взысканию средств гораздо слабее.
  • «Оптимизация бюджетных расходов за счет выявления и сокращения неэффективных затрат» сильно затруднена, когда чиновничий аппарат заинтересован в неэффективных затратах. Чем больше непрозрачных, проектных и «инновационных» затрат будет в бюджетах, тем больше денежных средств можно на них «распилить».
  • «Диверсификация экономики» невозможна без снижения доли государственного сектора. Государство не может взять и создать конкурентоспособный завод по производству холодильников, фабрику обуви и даже эффективную компанию по добыче нефти не может создать . При этом мы наблюдаем расширение госсектора за счет фактического изъятия компаний из частной собственности в пользу государственной.

3. Давайте потратим много денег

К плану прилагается большой список конкретных действий с указанием сроков, ответственных ведомств и, самое главное, объемов государственного финансирования, всего на сумму около 2.3 триллиона рублей. Можно назвать эту сумму «стартовой», поскольку для части действий объемы финансирования еще не определены.

Например, в этом списке мы можем увидеть следующие крупные вливания денежных средств и другие действия:

  • Агентство по Страхованию Вкладов (АСВ) распределит 1 триллион рублей на докапитализацию банков. При этом 830 миллиардов из этого триллиона уже распределены по 27 банкам, у которых были замечены проблемы. А ведь эти проблемы у 27 банков возникли в отсутствии какой-либо существенной паники у вкладчиков. Рискнем предположить, что средства, оставшиеся в АСВ, не смогут покрыть ее обязательства перед физическими лицами в случае последующих проблем у нескольких крупных банков.
  • Внешэкономбанк (ВЭБ) получит 300 млрд рублей для увеличения кредитования организаций реального сектора экономики. Некоторый опыт кредитования крупных проектов у ВЭБ уже есть - убытки банка от финансирования Олимпиады оцениваются в 175 млрд рублей.
  • 200 млрд рублей отводится под государственные гарантии по кредитам юридических лиц и возможные реструктуризации таких кредитов. Это значит, что государство готовится выплачивать кредит за какое-то юрлицо, которое этот кредит сейчас возьмет, а завтра не вернет. Или государство будет нести расходы из-за изменения условий кредита, который кто-то когда-то взял, а сейчас вернуть не может. Будем надеяться, что правительство даст эти деньги тому, кому действительно нужно сохранить действующий бизнес, а не членам какого-нибудь «кооператива» и их друзьям. Впрочем, у нас уже почти весь бизнес в руках «кооператива».
  • Для компаний, участвующих в госзакупках (поставляющих товары и услуги государству), предусматривается возможность получения 80% авансов, списания неустоек за невыполнение условий, а также изменения сроков поставки. Это означает, что некоторым компаниям, по усмотрению органов государственной власти, могут быть списаны штрафы за непоставку товаров вовремя, или на год отсрочена поставка товара, или выплачен 80% аванс, потому что этой компании денег занять негде.
  • 188 млрд рублей будет выделено на индексацию пенсий с 1 февраля 2015 г. Если разделить эту сумму на количество граждан, получающих пенсию, то увеличение ежемесячной пенсии составит около 400 рублей. При этом средняя пенсия в РФ составляет около 11 тыс. рублей или около 160 долларов. Среднюю пенсию в, например, Германии мы приводить не будем.
  • 50 млрд рублей выделено на дополнительную поддержку сельского хозяйства. Сельское хозяйство поддерживать совсем нетрудно, вот Роснефти нужно гораздо больше денег - 1.3 триллиона рублей.

Большая часть выделенных средств пойдет на поддержку деятельности банков и компаний, включая частные. Такая поддержка могла бы быть эффективной, в случае отсутствия коррупционных факторов при принятии решений о выделении средств, реструктуризации долгов или отсрочек платежей для конкретных юридических лиц. Но РФ находится на 136 месте (из 174) по уровню коррупции, проигрывая Мозамбику и Никарагуа.

Более того, сразу вспоминаются банки путинских друзей, которые после введения санкций стали даже прибыльней , чем были . Предположим, что в качестве компенсации за санкции через эти банки начали переводить еще больше бюджетных средств и средств госкорпораций, что и привело к росту прибыли.

4. И пушки, и масло

В Антикризисном плане правительства отдельно подчеркивается, что не предполагается снижение расходов на военную отрасль и сельское хозяйство. Возникают ассоциации с Северной Кореей, у которой значимые расходы и деятельность - это подкраска старого советского оружия и выращивание риса, чтобы население не померло с голоду.

5. Прощай, красивая жизнь

Правительство предусматривает сокращение расходов на функционирование органов государственной власти, в том числе за счет уменьшения расходов на оплату услуг повышенной комфортности. Мы очень надеемся, что с сегодняшнего дня мы больше ни разу не увидим закупку (или аренду) государственными органами автомобилей премиум класса или кроватей из вишни, покрытых у изголовья и изножья тонким слоем золота.

6. Центр мира в Сколково

Правительство не могло не включить в этот документ пункт о реализации «Национальной технологической инициативы» на базе Сколково и других наукоградов. Глядя на подпись под этим документом, становится понятно почему.

7. Прочие мелочи

И последнее. Как вы думаете, на каком месте стоит пункт «радикальное повышение качества системы государственного управления и эффективности работы крупных компаний, контролируемых государством»? На последнем.

Таким образом, в сегодняшней ситуации с государственным управлением и коррупцией существует высокая вероятность того, что этот план не поможет стране выйти из кризиса, а будет лишь еще одним поводом для растраты государственных средств.

Все эти действия будут результативными только в случае существенных внутри - и внешнеполитических изменений, таких как:

  • Выборы. Допуск к выборам оппозиционных кандидатов и партий любой направленности. В Рейкъявике (Исландия) пришли к власти анархо-сюрреалисты и прекрасно справились с выходом из тяжелого кризиса.
  • Децентрализация власти. Невозможно эффективно управлять огромной страной из Кремля в ручном режиме. Во время «сытых» лет, когда деньги никто не считал, на неэффективность можно было не обращать внимания, но сейчас от эффективности управления зависит выживание государства.
  • Возвращение региональных и местных выборов. Это повысит самостоятельность регионов и ответственность руководящих (выборных, а не назначаемых) лиц за принятые решения.
  • Изменение бюджетных денежных потоков. Прекращение практики перераспределения большинства денежных потоков государства через федеральные власти.
  • СМИ и открытость информации. Одна из основных форм контроля за деятельностью правительства и государственных органов - это возможность открыто публиковать и критиковать недостатки их деятельности, и тем самым влиять на качество их работы. Ситуация, когда глава государственной корпорации отказывается публиковать данные о своих доходах, - это просто невероятно.
  • Изменение направления внешней политики. Продолжение сегодняшней внешней политики приведет к еще большей изоляции, дальнейшему падению экономики, снижению уровня жизни и увеличению отставания России от развитых западных стран.

Требование этих изменений присутствует в повестке « ».

Некоторые эксперты считают, что сочетание антикризисных и политических требований - это плохая идея. Вот только кризис является закономерным результатом внешней и внутренней политики последних лет и оппозиция неоднократно об этом говорила.

PS. Объективности ради дадим ссылку на новость государственного СМИ об утверждении антикризисного плана. Правда, из заголовка не очень понятно кто там по кому нанес удар..

В 2015 году автомобильную отрасль настиг кризис. Мы столкнулись с негативными факторами: рубль падал, уровень инфляции рос, покупательская способность и оборот розничной торговли снижались, дебиторская задолженность увеличивалась, бюджеты у корпоративных клиентов сокращались. Выстроив бизнес-процессы по‑новому, адаптировались к жестким экономическим реалиям и сохранили лидирующие позиции в регионах. Как это удалось, расскажу подробнее.

Денис Богданов,

директор по продажам компании «Княгиня»

В этой статье вы прочитаете:

  • Как добиться от поставщиков и арендодателей скидки на первых переговорах
  • Антикризисный план предприятия: какие решения принесут прибыль
  • Как сократить долю должников, изменив мотивацию коммерческого отдела
  • Как получать информацию о стоимости товаров конкурентов

Антикризисный план предприятия: проблемы

В конце первого квартала 2015 года после периода сверхпродаж в отрасли начался спад. В это время мы приступили к созданию антикризисного плана по управлению предприятием . В работе участвовали генеральный и коммерческий директора, руководители подразделений.

Лучшая статья месяца

Мы подготовили статью, которая:

✩покажет, как программы слежения помогают защитить компанию от краж;

✩подскажет, чем на самом деле занимаются менеджеры в рабочее время;

✩объяснит, как организовать слежку за сотрудниками, чтобы не нарушить закон.

С помощью предложенных инструментов, Вы сможете контролировать менеджеров без снижения мотивации.

Перед последними поставили задачи: оптимизировать складскую и транспортную логистику, высвободить деньги из неликвидов и сверхнормативных остатков, снизить коэффициент остатков, увеличить частоту закупок, усилить финансовую дисциплину контрагентов, сократить кредитный портфель компании и операционные расходы. Кроме того, нужно было автоматизировать все рабочие процессы в компании. Выполнить поставленные задачи помогли четыре решения.

Решение 1. Оптимизация работы отдела логистики и склада

Поскольку мы регулярно оформляем заказы и исправно платим, сообщили главному партнеру, что без снижения цен перейдем к другому перевозчику. Он пошел навстречу и уменьшил тарифные ставки на 5%.

Чтобы дополнительно удешевить логистические процессы, задумались о стоимости упаковки. При доставке запчастей важно обеспечить их сохранность, для чего мы бесплатно изготавливали надежную упаковку. В кризисное время встали перед выбором: снизить качество упаковочных материалов или включить стоимость упаковки в цену сделки. После переговоров с клиентами выбрали компромиссный вариант: 30% стоимости упаковки оплачивают заказчики.

Помимо этого, столкнулись с нехваткой складской площади. Рассмотрев проблему детально, поняли, что у компании скопилась крупногабаритная неликвидная продукция: капоты к автомобилю ГАЗ-24 и пр. Мы снизили цену до уровня чуть выше стоимости металлолома и сделали e-mail-рассылку по клиентской базе с предложением приобрести такие позиции. Часть товара возвратили поставщикам. В итоге избавились от 50% неликвидного товара.

  • Развитие лидерских качеств: способы, которые перевернут ваше сознание

Кроме того, изменили модель хранения продукции в стеллажах. Например, отказались от выделения особой ячейки для мелких деталей, складируя их вместе. Сделали дополнительные ярусы на стендах и установили современное оборудование. Пост охраны перенесли на КПП у центральных ворот. Складских сотрудников пересадили, а их офисы добавили к складской площади.

На складе возникла проблема утилизации отработанной тары, и пустые коробки занимали полезное место на стеллажах. Начальники складской логистики усилили контроль за утилизацией, введя штраф за скопление тары. В итоге освободилось свыше 15% площади склада.

Чтобы ускорить распределение и комплектацию товаров, создали дополнительный маршрут передвижения погрузчиков. Для экономии электроэнергии установили датчики движения. Помимо прочего, провели переговоры с арендодателями о снижении ставок. Мы снимаем гигантскую площадь, притом что спрос на аренду во время кризиса падает. Терять такого клиента невыгодно, и арендодатель уменьшил цену на 10%.

Совет. Любое рабочее пространство, которое не меняли на протяжении нескольких сезонов, можно оптимизировать на 10% и более.

Решение 2. Жесткий контроль дебиторки

В кризисный период остро встает вопрос о дебиторской задолженности. Чтобы не быть финансовым донором, определили и внедрили следующие схемы работы с контрагентами.

Обязательная предоплата. Отсрочка дает преимущество покупателю только при первой отгрузке и при отгрузке под заказ. При линейных отгрузках для пополнения остатков торговой точки отсрочки теряют ценность, так как оплата совершается циклично.

В такой ситуации возникает риск дебиторской задолженности. Предоплата - это гарантия финансовой безопасности, но одновременно и дополнительные обязательства перед клиентом исполнить заказ квалифицированно. Чтобы сократить размер долга, для новых заказчиков и должников сделали обязательной предоплату при первых трех отгрузках. Новые клиенты, соглашаясь работать на таких условиях, доказывают финансовую состоятельность и авторитет для последующих отгрузок с отсрочкой платежа.

  • Руководитель отдела продаж: как стать отличным управленцем

Лимит для должников. Чтобы обезопасить себя от недобросовестных контрагентов, установили лимит задолженности. Дальнейшие отгрузки невозможны, пока клиент не снизит размер долга. Причем мы автоматизировали финансовый контроль. Таким образом, избегаем ситуаций, когда компания со среднемесячными отгрузками на 100 тыс. руб. делает заказ на 1 млн руб. и исчезает. Если партнер погашает долг, мы оцениваем перспективы дальнейшего сотрудничества. С постоянными клиентами продолжаем работу, новых заказчиков переводим на временную предоплату.

Ежедневные контакты с проблемными клиентами. Информационные рассылки, претензионные письма, приостановление отгрузок - многие компании не используют эти инструменты. В эпоху финансовой турбулентности вежливое умалчивание недопустимо. Мы приобрели и установили сервис SMS-уведомления должников. Использование сервиса для клиентской базы объемом более 1000 человек стоит 1500 руб. в месяц. Заказчик ежедневно получает напоминание погасить долг. Согласия на рассылку у партнера не спрашиваем.

Проверка обязательств должника перед другими компаниями. Если клиента признают банкротом, то возникает риск потерять полученные от него деньги. Согласно текущему законодательству суд может признать недействительной сделку, которую должник совершил в течение года до подачи заявления о банкротстве или после этого.

Если партнер должен кому‑то еще, то лучше закрыть вопрос путем возврата товара, встречной закупки, оказания услуги, переуступки долга или другими способами. Чтобы узнать о финансовом положении клиента, используем открытые интернет-источники: сайты Федеральной службы судебных приставов, Национального бюро кредитных историй и других профильных организаций. Кроме того, обращаемся к конкурентам за информацией.

  • Материальная мотивация персонала: 4 уровня лояльности

Регулярные совещания. Они проходят дважды в месяц с участием сотрудников бухгалтерии и начальников подразделений, у которых есть проблемные партнеры. Перед встречей формируем повестку дня, определяем выступающих и темы докладов. В отличие от длительной дискуссии, здесь докладчик оперативно обозначает проблему и сразу же предлагает способы ее решения. Это сокращает временные затраты. На совещании составляем план мероприятий по каждому должнику.

Дополнительный KPI для сотрудников. Мы ввели KPI для сейлзов и руководителя отдела продаж по количеству должников. Премия менеджера уменьшается с ростом объема долга. Задается коэффициент, который умножается на размер просроченной задолженности. Получившаяся сумма вычитается из бонуса сотрудника. Величина коэффициента зависит от оборотов и средней зарплаты работника. После нововведения текучесть кадров не увеличилась. Средний стаж сотрудников в компании составляет шесть-восемь лет.

Совет. Если заказчик задолжает средства, прекращать с ним отношения нельзя, иначе получить деньги будет проблематично. Попробуйте помочь клиенту. Предложите схему: отгружаем только 80% продукции, а 20% идут в счет погашения долга. Таким образом, клиент останется на плаву и продолжит получать прибыль.

Решение 3. Пересмотр ассортимента

Широкий ассортимент - одно из конкурентных преимуществ компании. Однако в кризисные моменты развития рынка преимущества могут перерасти в серьезные угрозы.

Мы создали предложение с неразветвленной структурой и упором на флагманский продукт - оригинальные запчасти к автомобилям марки ГАЗ. От менее популярной продукции отказались, чтобы избежать затрат на поддержание невостребованного ассортимента. Это ниша с наименьшим падением спроса.

Совет. В кризис угодить всем клиентам невозможно, поэтому сконцентрируйте усилия на товаре, который наиболее известен покупателям. Кроме того, добавьте в ассортимент люксовые изделия, которые обладают «якорным» эффектом. На их фоне будет выгодно выделяться и остальная продукция.

Решение 4. Автоматизация бизнеса

Чтобы увеличить продуктивность, решили высвободить дополнительное время. Для этого приобрели коллективный мессенджер с прямым доступом каждого работника к контактам сотрудников компании. Кроме того, установили сервис электронного документооборота - и внутреннего, и внешнего. Информация не теряется в почте и на жестких дисках сотрудников. Теперь партнер видит документальное подтверждение каждого шага совместной работы, что ускоряет оплату товара. Сервис входит в пакет программы «1С». Стоимость обслуживания зависит от провайдера. В нашем случае цена составляет 15 тыс. руб.

В продажах важна стоимость товара, которая в кризис меняется регулярно и хаотично. При поступлении продукции со сниженной ценой клиент посчитает, что прайс не обновлен.

Однако ежемесячно вручную актуализировать данные по 80 тыс. позиций товара трудоемко. Поэтому мы синхронизировали собственные коды на продукцию со всеми поставщиками. Теперь обновление цен происходит каждый месяц автоматически. Кроме того, синхронизировали каталог с конкурентами. Теперь отслеживаем разницу в цене товаров. Если у конкурента стоимость ниже, ищем причину. Возможно, мы закупаем продукцию не у первоисточника.

  • Как добиться поставленной цели: руководство к действию

Совет. Во время кризиса главное - избежать простоя. Заранее предусмотрите, как поступить при вероятных проблемах с интернетом и электричеством. Задумайтесь, знаете ли вы, где оперативно найти и как подключить резервный генератор или как обеспечить доступ в интернет на стационарном компьютере в случае перебоев на линии.

Результат применения антикризисного плана предприятия

Благодаря предпринятым шагам антикризисного плана управления предприятием мы сохранили лидирующие позиции в регионе. Объем продаж за год увеличился на 10%.

Информация об авторе и компании

Денис Богданов окончил Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского. Занимал должность специалиста по развитию бизнеса в компании Groupon. В 2012 году перешел в компанию «Княгиня» на позицию категорийного менеджера по продажам. С 2015‑го - в нынешней должности.

«Княгиня» - дистрибьюторская компания, на рынке автокомпонентов более 15 лет. Входит в десятку крупнейших в своей отрасли в РФ. Осуществляет продвижение и оптовую продажу автозапчастей российских брендов ГАЗ, ВАЗ, УАЗ, ПАЗ, ЗИЛ, КамАЗ на автомобильных рынках России и ближнего зарубежья. Официальный сайт - www.kngnn.ru

Справочные материалы по антикризисному управлению

Как перестать орать "все плохо" и с чего начать системные изменения в бизнесе.

Не бойся ошибаться - неудача в семь раз полезнее успеха


М.Е. Литвак

Сегодня уже глупо зарываться в песок и делать вид, что финансового кризиса в России нет. Более того, сегодня не стоит уже кивать на Америку, где все началось, поскольку обнажились сугубо российские проблемы. И касаются они не только состояния фондового рынка и банковской системы. Проблемы носят системный характер и не решаются в одночасье.

Можно, конечно, пытаться анализировать ситуацию, разгадывать "игру интересов" или делать прогнозы...

Но этот материал о том - ЧТО ДЕЛАТЬ для сохранения и укрепления бизнеса тем, кто остро ощутил на себе влияние кризиса.

Будем последовательны. Начнем с причин, понимание которых необходимо для выбора модели и стратегии поведения.

Что произошло?

Искусственная перекапитализация экономики (при отсутствии официально такого термина он четко отражает суть происходящего).

Несколько секторов экономики живут на "широкую ногу", искусственно удерживая цены, вызывая их гонку. Непомерно дорогой бензин, недвижимость, кредиты...

При этом:

  1. отсутствие в экономике "длинных денег". Несмотря на многие публичные заверения о доступности кредитов, реально малый (и не только малый) бизнес задыхается, имея возможность использовать только череду коротких займов.
  2. политические риски, которые усиливают существующие внутренние проблемы. В России и так было мало иностранных денег. Сейчас еще и наши выводятся. И такие события как война в Осетии еще больше сдерживают этот процесс.

Факты, с которыми мы имеем дело

  1. закредитованность как юридических, так и физических лиц.
  2. Региональная экспансия банков и политика предоставления относительно дешевых кредитов позволили бизнесу формировать планы развития.
  3. Но банковская система, увы, не продемонстрировала устойчивости. Чуть плохо … и у нас остался 1 банк, доверие к которому ограничивается "хорошей памятью". И это заставляет людей опять прятать деньги под матрасы.
  4. Россия продолжает оставаться сырьевой страной очень зависимой от динамики цен на него. За время удержания высоких цен на нефть, технологический сектор экономики, способный обеспечить устойчивость экономики, так и не развился. Зато появилось огромное количество "мыльных пузырей".
  5. В России очень мало эффективных компаний. Менеджмент разбалован и не строит экономически выгодных схем бизнеса.
  6. Ситуацию усугубляет принцип принятия решений исходя из политических задач, в ущерб экономическим интересам, где государственные компании задают тон.

Следствия

  1. кризис ликвидности/кризис доверия

  2. Запас экономической прочности оказался минимален: вопреки всем исследованиям средний класс в России так и не сформировался. Нарушение cash-flow в 1 месяц оказывается очень критичным. Особенно, в сегодняшних условиях, когда занять деньги просто не у кого. Те, у кого деньги есть, никому не верят и выжидают более выгодной ситуации.
  3. вынужденное сокращение или остановка производства

Что делать?

Предлагаемые ниже действия - системный свод наиболее эффективных антикризисных мер, позволяющих сохранить профиль бизнеса и его управляемость, укрепить экономическую систему компании и обеспечить руководителям гибкость при принятии решений.

Скажу, может быть, простую и где-то банальную вещь - НАЛИЧИЕ ПЛАНА - позволяет действовать последовательно и не поддаваться внешнему эмоциональному фону.

А ПЛАН - это не набор антикризисных мер, а четкая и понятная последовательность действий, которая приводит к ожидаемому результату.

ПЛАН - это альтернатива действий при благоприятном, нормальном или же неблагоприятном развитии ситуации. И хорошо, если он сделан не в пожарном режиме. Надо быть готовым принимать решения, поэтому оценивать и рассматривать надо все варианты.

Еще одна простая вещь - ПЛАН - это то, что НАПИСАНО РУКОВОДИТЕЛЕМ НА БУМАГЕ (а не то, что находиться в голове или в бумагах у сотрудников).

Что делать? Ключевые решения

  1. Сосредоточить усилия на тех позициях (продуктах, услугах, клиентах, рынках), на которых можно заработать быстрее и выгоднее.

В текущей ситуации перед маркетингом компании стоит непростая задача: определить, что рынок готов покупать, в каких объемах и за какую цену?

Прежде всего, нужно оперативно пересмотреть ассортимент. Из текущего продуктового портфеля следует исключить то, что сейчас не продается. Проработать возможные варианты модификации продукта/услуги (если это возможно), которые востребованы рынком и обеспечат быстрые продажи.

Следующий шаг - оценка потенциала продаж в других регионах и переориентация усилий по продажам (если это действительно выгодно).

Возможно, в некоторых случаях пойти на снижение цен, если это позволит получить "живые" деньги быстро.

Корректировка дальнейших действий должна строиться на основе:

  • мониторинга макроэкономических показателей;
  • оценки действий лидеров и аутсайдеров вашего рынка;
  • мониторинга соседних или схожих с вашим рынков;
  • отслеживания поведения конкурентов;
  • анализа выполнения отдельных мероприятий плана и построение причинно-следственных связей.

  • Снижать издержки
  • Оперативные антикризисные меры, позволяющие снизить издержки компании, не затрагивая основного бизнес-процесса, следует осуществлять по следующим направлениям:

  • Анализ существующих инвестиционных проектов.
  • Приостановить те из них, которые в ближайшее время не дадут положительного денежного потока.

  • Использование альтернативных видов сырья/материалов (которые можно купить дешевле или в рассрочку). Оговорюсь, что сделать это можно не во всех случаях, но если возможно, то этой мерой не следует пренебрегать. В некоторых случаях даже некоторое снижение качества (при адекватных ценах) приносит реальный эффект.
  • Провести инвентаризацию /ревизию (если это еще не делается регулярно): выявить излишки материальных запасов и по возможности продать (неликвиды, металлолом, остатки сырья и т.д. - все, что не будет использоваться в течение 3-6 месяцев.)
  • Ужесточить финансовую дисциплину. Правило: сбыт по предоплате, а снабжение в кредит - актуально как никогда.
  • Оттягивание сроков оплаты поставщикам - это антикризисная мера кратковременная и локальная и по сути проблемы не решает.

    Оперативным решением для бизнеса, где цепочка "производитель - конечный потребитель" короткая, может стать создание т.н. "цепочки доверия". Суть ее проста: конечный потребитель называет, сколько продукции он точно продаст, а все поставщики по цепочке корректируют свои планы выпуска. После этого договариваются о порядке получения оплаты от конечного потребителя и о распределении полученной суммы по всем поставщикам.

    Да, хлопотно, да затратно. Но подкрепление юридической ответственности личной повышает гарантии своевременных платежей.

  • Повышать производительность, оптимизировать структуру и численность.
  • Задача повышения производительности труда в одночасье не решается. И полагать, что в ситуации кризиса это произойдет - не совсем верно. Хотя усилия в этом направлении надо предпринимать.

    Если в антикризисном плане не предусмотрено изменение схемы бизнеса, то надо постараться сохранить тех, кто связан с основным производством, не изменяя уровень оплаты труда рядового персонала.

    Резерв оптимизации следует "искать" в системе оплаты труда , компенсаций и льгот высшего административного звена. Кроме этого пересмотреть структуру, максимально исключив лишние управленческие уровни и дублирование функций.

  • Снижать накладные расходы. Пересматривать существующие нормативы и выбирать более экономичные варианты. Накладные расходы - это группа статей, которая, как правило, имеет резерв для снижения, без оказания влияния на основное производство (если речь, конечно, не идет о закрытии бизнеса или о смене его формы).
  • В этом случае принцип сокращения накладных расходов следующий: сократить все, что связано с обслуживанием (до предела, когда начнет страдать основное производство).

    Меньшие накладные расходы, использование аутсорсинга и аутстаффинга, кооперация с конкурентами и партнерами - все это возможные варианты организации работы. При этом под контролем остается основной бизнес-процесс, деятельность с наибольшей добавленной стоимостью.

    Перечисленные антикризисные меры - основа для составления ПЛАНА. И в условиях быстро меняющейся ситуации надо быть готовым оперативно вносить в него изменения.

    Для того, чтобы антикризисный план реально стал рабочим инструментом, а не способом манипуляции, ответственность за его реализацию должна быть ЛИЧНО ЗАКРЕПЛЕНА. Критерий выбора - человек, не заинтересованный в лоббировании интересов функциональных подразделений, в отдельных ситуациях вплоть до введения антикризисного управляющего (управления).

    Если предпринятые антикризисные меры не обеспечивают нужного результата: объем рынка падает, и продажи не обеспечивают выход выше точки безубыточности, - то это сигнал для перехода на новую, альтернативную модель бизнеса.

    И, наконец, последний вариант: если рынок "схлопывается" полностью - надо быть готовым к ликвидации или продаже. И это тоже бизнес-решение. Выгодная продажа бизнеса - вариант, при котором можно сохранить его профиль и схему. И такие варианты в запасе должны быть.

    Вместо заключения

    Про рынок "Всё падает" - это эмоциональная реакция на ситуацию. Всё - "падать" не может. Это очень узкий взгляд на рынок.

    Что падает? Какова ситуация у соседей? Какова ситуация на других рынках? - ответы на эти вопросы выводят на конкретные действия.

    Про доверие

    Почему клиенты замолчали? Боятся? Ждут изменения цены или условий?

    Личное общение позволяет восстановить доверие.

    МЕТКИ:

    Совсем недавно на сайте правительства Российской Федерации появился план антикризисного развития страны на 2018-2019 год. В рамках этого документа описаны шаги, которые должны быть предприняты для обеспечения качественного развития экономического сектора и социальной стабильности в период сложной внешнеполитической обстановки.

    Описание антикризисной программы

    В 2016 году в рамках принятого плана планируется реализация мер, которые бы способствовали активизации системообразующих подразделений, сбалансированности трудового рынка, снижению уровня инфляции, а также смягчению ценовой политики для семей с низким уровнем доходов.

    На ближайшие месяцы основными направлениями деятельности считаются:

    • помощь в развитии малого и среднего бизнеса за счет снижения размеров административных и финансовых издержек;
    • поддержание экспорта и импортозамещения продовольственных и непродовольственных товаров;
    • компенсация издержек инфляции самым незащищенным категориям населения (многодетные семьи, пенсионеры и т. д.);
    • поддержка эффективной занятости населения и снижение напряжения на российском рынке труда;
    • привлечение инвестиционных потоков для более важных сегментов экономики (в том числе оборонная промышленность);
    • повышение эффективности банковской системы и стабилизация национальной валюты на мировом рынке;
    • более грамотное распределение бюджетных средств путем снижения неэффективных затрат.

    В представленном плане существует раздел «Активизация экономического роста», который включает в себя снижение издержек бизнеса, меры по поддержке несырьевого экспорта, различные стабилизационные меры, а также помощь среднего и малого предпринимательства.

    В следующем разделе с названием «Поддержка секторов экономики» предусматривается разделение государственных, федеральных и региональных программ по приоритетности и целесообразности их проведения. Разрабатываются возможности для получения инвестиций на развитие той или иной области экономики. Кроме этого, предусматриваются шаги, связанные с жилищным строительством, сельским хозяйством, транспортом, жилищно-коммунальным хозяйством, а также топливным и энергетическим комплексом.

    В разделе антикризисной программы «Обеспечение социальной стабильности» разрабатываются методы изменения структуры трудоустройства, реформы в области здравоохранения, социальная поддержка населения, а также увеличение поставок медикаментов и лекарственных препаратов. Помимо этого, план предусматривает контроль и постоянный мониторинг ситуации в экономическом и социальном секторе.

    Несмотря на то что сейчас уже утверждена большая часть плана, авторы не считают его исчерпывающим и совершенным, что дает возможность для дальнейшего пересмотра и дополнения.

    Основные положения антикризисного плана

    Поддержка сельского хозяйства. Согласно документу, в 2016 году правительство выделит около 50 млрд. руб. на поддержку и развитие сельского хозяйства. Кроме этого, ожидается существенное денежное вливание в процесс субсидирования скидок на покупку агротехники отечественного производства, а также на уставный капитал и имущественный взнос предприятий.

    Помощь предпринимателям. На текущий год запланировано выделить 5 миллиардов рублей на спонсирование малых промышленных компаний. Отмечается, что будет упрощена процедура, в результате которой предприятие признается представителем малого или среднего бизнеса. Ожидается снижение всяческих проверок и ФАС, а также более лояльное налоговое законодательство, предусматривающее «финансовые каникулы» для всех зарегистрированных предпринимателей. В некоторых пунктах антикризисного плана идет речь о взаимодействии власти с представителями малого и среднего бизнеса.

    Таким образом, регионы получат возможность снижения налога на ведение малого предпринимательства с 6 до 1%. Примечательно, что данный налог рассчитывается по упрощенной схеме, что очень сильно помогает начинающим предпринимателям. Кроме этого, регионы смогут самостоятельно снижать ставки единого налога с 15% до 7,5 процента.

    Выплаты самым незащищенным слоям населения. Согласно предложенной программе, в нынешнем году семьи, которые имеют право на получение материнского капитала, смогут единовременно получить компенсацию в размере 20 тысяч рублей. Что касается индексации страховых пенсий, то на это направление из государственного бюджета уже выделено 188 миллиардов руб. Для борьбы с безработицей правительство планирует выделить порядка 55 миллиардов. На разработку новых медикаментов приходится 16 млрд. руб. бюджетных средств (примечательно, что к этой категории относятся и компенсации, связанные с колебанием валютного курса при покупке иностранных лекарств).

    Поддержка экспорта и импортозамещения. Уполномоченным организациям и министерствам уже поручено разработать план по замене импортных товаров отечественными аналогами. Как и в других областях, в этом направлении будут приняты финансовые меры. Так, порядка 3 миллиардов рублей будет направлено на субсидирование процентов «Росэкономбанка», а также на кредиты, выдаваемые для поддержки экспорта современной техники.

    Докапитализация значимых банковских учреждений. На эти цели Агентство по социальному страхованию готово выделить 1 триллион рублей, еще 250 миллиардов будет взято из Фонда национального благосостояния. Отмечается, что 300 млрд. будет потрачено на содержание «Внешэкономбанка», еще 200 миллиардов выделяется на различные госгарантии по кредитам для крупных компаний и предприятий.

    Вместе с документом антикризисной программы появилось постановление, в котором говорилось, что в течение определенного периода времени Министерство экономического развития и Министерство финансов должны разработать план создания банковского учреждения плохих долгов и отчитаться перед правительством. Создание подобного банка нужно для того, чтобы повысить стабильность и эффективность банковской системы, а также оздоровить организации реальных отраслей экономики.

    Заместитель министра финансов России Алексей Моисеев заявил, что в рамках антикризисного плана создание такого заведения позволит предотвратить массовое банкротство крупных предприятий, а не для капитализации банков, как считают многие эксперты. Однако чиновник не смог ответить на вопрос о финансировании этой инициативы, что ставит под сомнение дальнейшую реализацию описанной идеи.

    Сокращение расхода бюджетных средств. Для того чтобы достичь сбалансированности бюджета, необходимо на протяжении ближайших трех лет сокращать расходы государственных средств как минимум на 5%. Такие сокращения планируется обеспечить за счет исключения ненужных затрат (будут значительно урезаны пособия представителям государственного аппарата).

    Какие цели должен выполнить антикризисный план?

    Отмечается, что рассматриваемый документ подал глава антикризисного комитета Дмитрий Медведев. Для внедрения программы в жизнь понадобится:

    1. Около 60 законопроектов, принятых парламентом и Кабинетом министров.
    2. Огромное количество ведомственных документов.
    3. Ряд законов, инициатором которых должен выступить президент России.

    Ожидается, что в ближайшее время Медведев обсудит эти вопросы с однопартийцами, а немного позднее в разговоре примут участие главы некоторых министерств. В то же время Владимир Путин, говоря о составлении антикризисного документа, подчеркнул, что этот проект в первую очередь должен опираться на социальную составляющую. Это значит, что первоочередными являются проблемы инфляции, выплаты социальным работникам, сохранение международных отношений и государственных резервов. Кроме того, глава государства сказал, что сейчас есть острая необходимость пересмотра выделения государственных средств на те или иные структуры. Ранее поступала информация о том, что для осуществления предоставленной программы понадобится порядка 1,375 триллиона рублей, часть из этих денег поступит из госбюджета, а остальные являются средствами ФНБ.

    Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

    Таким образом, антикризисная программа правительства имеет множество положительных моментов, которые призваны помочь различным слоям населения. Главное, чтобы ничего не помешало воплощению этого плана в жизнь.



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Советы по строительству и ремонту