Советы по строительству и ремонту

Основные этапы развития Российского государства

Функции исторической науки

Формационный и цивилизационный подходы к развитию истории

Предмет и методы исторической науки

Лекция 1

Тема : Теория и методология исторической науки

Основные вопросы:

4. Основные источники по «Истории Отечества». Вспомогательные исторические дисциплины

История (греч. historia) - рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что известно. Таково первоначальное значение интересующего нас термина. С течением времени содержание этого понятия расширилось. Изучение основ современного состояния исторической науки - составная часть гуманитарного образования студентов. Ее предметом является упорядоченное изучение деятельности и действий людей, всей совокупности отношений в человеческом обществе. «Содержанием истории как отдельной науки, специальной отрасли научного знания служит исторический процесс, то есть ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах».

Корни исторических знаний уходят в глубокую древность. Необходимость запоминать события, факты и передавать следующим поколениям уроки жизни возникла с формированием сознания человека. Родиной исторической науки принято считать Древнюю Грецию. «Отцом истории» называют одного из первых представителей научного знания - Геродота (481 - 425 гг. до н.э.), изложившего в своем труде «История» не только собранные им сведения об историческом прошлом различных народов, но и географическую, этнографическую, политическую информацию об Ойкумене (совокупности областей Земли, заселенных, по представлениям древних эллинов, людьми). Но Геродот лишь механически описал все, что было ему известно; его книгу нельзя назвать критической, в которой сопоставлялись бы источники информации, рассматривались различные точки зрения на то или иное событие. Лишь с течением времени сформировалась специальная отрасль исторической науки -источниковедение , занимающаяся классификацией и изучением различных видов исторических источников. Именно на основе их всестороннего изучения мы можем судить о тех или иных сторонах развития человеческого общества.

История как наука многогранна. Она включает :

1. Изучение процесса развития всего человеческого общества (всемирная история);

2. Исследование отдельных стран, регионов, континентов (история Европы, история Азии и Африки и т.д.);

3. Изучение различных направлений исторического процесса, жизни и деятельности человеческого общества (история экономики, искусства, науки и техники и др.);


4. Отрасль знания, находящуюся на стыке нескольких дисциплин -философию истории, которая призвана выяснять общие закономерности, основные принципы, тенденции в развитии человеческого общества. В советское время, при господстве марксистского понимания исторического процесса, существовала однозначная трактовка различных событий и явлений, на Западе же философии истории в ХХ веке уделялось особое внимание. Многие труды зарубежных мыслителей в этой области стали теперь общедоступными.

Научное познание исторических процессов обеспечивается использованием определенных подходов, методов исследования. Метод (от греч. method- путь к чему-либо) есть способ построения и обоснования какой-либо системы знаний. Исходя из многомерности подходов к исследованию исторических событий, можно выделить некоторые основные методы исследования истории.

1. Теологический метод. Он рассматривает историю как проявление божественной воли, когда все исторические процессы совершаются по божьему предначертанию. Такой религиозно-фаталистический подход был характерен для историков прошлого, когда в большинстве стран религия занимала господствующее положение.

2. Субъективно-идеалистический метод. Этот метод исследования истории основан на абсолютизации активной роли субъекта-личности в различных областях деятельности. По представлениям субъективных идеалистов исторический процесс совершается по воле выдающихся личностей, монархов, полководцев, мыслителей, дающих животворную идею. Бесспорно, роль личности в историческом процессе велика, но ее значение определяется так или иначе тем взаимодействием, которое имеется между личностью и народными массами, между полководцем и воинами, между руководителем и подчиненными и т.д. Если личность может выразить потребности общества, стать во главе общественного прогресса, тогда она вносит созидательный вклад в историю. Имена таких выдающихся людей хорошо известны. Бесспорно также и то, что абсолютизация роли личности, его воли будет давать искаженные толкования историческому процессу без учета роли народных масс.

3. Диалектико-материалистический метод. Краеугольным камнем диалектического материализма является учение о материальной природе мира, согласно которому в основе исторического процесса лежат материальные факторы, а в основе человеческого бытия лежит общественное производство. Диалектический взгляд на мир опирается на общие законы, благодаря которым осуществляются процессы изменения природы и общества. Познание таких общих законов диалектики и их применение в общественной практике и есть использование диалектико-материалистического метода в историческом процессе, иначе называемое историческим материализмом.

В настоящее время основными принципами в изучении истории являются принципы всесторонности (объективности) и историзма.

Рассмотрение истории с позиций всесторонности (объективности) означает прежде всего:

1) изучение объективных закономерностей, которые определяют процессы общественного развития;

2) опору на факты в их истинном содержании, не искажая их и не подгоняя под заранее заданные схемы;

3) рассмотрение каждого явления в его многократности и противоречивости, изучение всех фактов в их совокупности положительных и отрицательных, независимо от того, нравятся они нам или нет, подтверждают существующее мнение или идут вразрез с ним. Принцип историзма предполагает рассмотрение фактов и исторических событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимной связи и обусловленности, с учетом соответствующей данному периоду времени, экономической, политической, социальной ситуации в стране и в мировом сообществе.

Предметом изучения

Объектом изучения

1)

2) практическо-политическая

3) мировоззренческая

4) воспитательная

Крымская война 1853 – 1856гг.: причины, ход, итоги.

Причины Крымской войны.

Во время правления Николая Первого, а это почти три десятка лет, государство Российское достигло огромной мощи, как в экономическом, так и в политическом развитии. Николай начал осознавать то, что неплохо было бы продолжать расширять территориальные границы Российской империи. Как настоящий военный Николай I не мог довольствоваться только тем, что имелось. Это и стало основной причиной Крымской войны 1853-1856 гг.

Зоркий глаз императора был устремлен на Восток, помимо этого в его планы входило усилить влияние на Балканах, причиной тому было проживание там православных людей. Однако ослабление Турции не очень устраивало такие государства как Францию и Англию. И они решают объявить России войну в 1854 году. А до этого, в 1853 году – войну России объявляет Турция.

Отечественная история: предмет, объект, цель, задачи, функции

Предметом изучения Отечественной истории являются закономерности политического и социально-экономического развития Российского государства и общества как части мирового процесса истории человечества.

Объектом изучения является история человеческого общества и человеческой деятельности в совокупности и взаимосвязи их основных сфер: экономики, социальных отношений, внутренней и внешней политики, культуры.

Цель курса Отечественной истории: изучение основных этапов истории России, ее места и роли в мировом историческом процессе.

Задачами Отечественной истории являются: изучение и обобщение опыта прошлого, выявление закономерностей развития государственных и правовых институтов, изучение тенденций развития государства и права с целью возможного прогноза развития.

Функции исторического знания:

1) познавательная, интеллектуально-развивающая – исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, выявления главных тенденций общественного развития истории и как итог – теоретического обобщения исторических фактов;

2) практическо-политическая – выявляя закономерности развития общества, помогает разработать научно обоснованный политический курс. Вместе с тем знание истории способствует формированию оптимального варианта политики по руководству массами;

3) мировоззренческая – при изучении истории в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения. Это происходит потому, что история, опираясь на различные источники, дает документально точные данные о событиях прошлого. Люди обращаются к прошлому для того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложенные в ней тенденции. Таким образом, знание истории вооружает людей пониманием исторической перспективы.

4) воспитательная – состоит в том, что знание истории активно формирует гражданские качества личности, позволяет разобраться в достоинствах и недостатках современной общественной системы.

Образование древнерусского государства. Дискуссии о возникновении государственности у восточных славян.

Как написано в знаменитой на весь мир «Повести временных лет», Рюрика с братьями призвали на княжение в Новгород в862 году. Эта дата для многих стала началом отсчета государственности Древней Руси. Варяжские князья сели на престолы в Новгороде (Рюрик), Изборске (Трувор), в Белозере (Синеус). Уже через некоторое ремя Рюрику удалось соединить воедино представленные земли под единой властью.

Олег, князь из Новгорода, в 882 году захватил Киев для объединения важнейших групп земель, а затем присоединил и остальные территории. Именно с того периода земли восточных славян объединились в большое государство. Иными словами, формирование древнерусского государства относится к 9 веку, по мнению большинства ученых.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

История всегда вызывала огромный интерес общества. В прошлые годы отечественная история как наука во многом была политизирована, пронизана односторонними идеологическими догмами, что накладывало определенный отпечаток на формирование исторического мышления людей, особенно молодежи. Сегодня мы отходим от этих штампов и от всего того, что мешает историкам быть предельно объективными. Вместе с тем встречается немало случаев, когда ряд исследователей бросаются в крайность при оценках исторических событий, отходя от исторической объективности, не видят в отечественной истории ничего, кроме трагедий и ошибок. Такие подходы неприемлемы.

В исторической науке накоплен большой опыт создания трудов по истории России. За последние годы переизданы фундаментальные труда по истории России крупных дореволюционных отечественных историков (Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского и др.). Сегодня это труды таких видных историков, как С. В. Бахрушин, Б. Д. Греков, Б. А. Рыбаков, И. Я. Фроянов, Л. Н. Гумилев, Т. А. Фоменко и других. Многие из названных авторов по своим концептуальным подходам противоречат друг другу. Но смысл исторической науки - не достижение единомыслия, а выработка приемлемых теорий, максимально полно объясняющих реалии прошлого.

Мы должны учитывать, что изучение отечественной истории должно проходить в контексте мировой истории. Изучающие историю должны разбираться в путях развития России и ее месте в мировом историческом процессе. Предметом изучения Отечественной истории являются закономерности социально-экономического и политического развития России и ее народов, что проявляются в исторических событиях и фактах.

Основой любого исторического исследования является исторические источники. Без их изучения в глубоком диалектическом единстве содержание и формы невозможно научное познание истории развития общества. К числу наиболее древних источников по истории России могут быть отнесены археологические. Это комплексы вещественных находок в культурном слое земли. Важнейшими и наиболее старыми среди письменных источников являются летописи. Самые ранние работы историков-летописцев появились еще в X-ХII вв. Наиболее известна из них "Повесть временных лет" (XII в.). Одним из ценных источников являются Новгородские грамоты на бересте. Среди законодательных материалов не обойтись без таких, как «Русская правда», Судебник 1497 г., Соборное Уложение 1649 г., «Жалованные» грамоты дворянству и другие.

По Истории России с XVIII в. до настоящего времени имеется огромное количество различных источников: документы и материалы правительственных органов, политических партий и общественно-политических движений); периодическая печать (газеты, журналы и т. д.); документы и материалы музеев; кинофотофонодокументы.

Методы изучения истории группируются по принципу систематики общих, специальных и вспомогательных исторических дисциплин. Среди других подходов важно назвать уникальные методы генеалогии, позволяющие раскрыть происхождение индивидов, семей и родов разного социального положения.

Таким образом, совокупность методологических принципов и методических приемов, источников и способов описаний исторической науки должны образовать непротиворечивую систему познания закономерностей действительности прошлого.

Сущность формационного и цивилизационного подхода к изучению исторических фактов, явлений и событий.

Этногенез восточных славян. Роль варягов в судьбе древнерусской цивилизации.

Особенности социально-экономического развития Древней Руси.

Принятие христианства и его историческое значение. Связи Древней Руси с Византией.

6. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. (на примерах отдельных княжеств).

Памятники культуры Древней Руси.

Русь под игом Золотой Орды: проблемы взаимовлияния.

Объединительная политика московских князей.

Памятники культуры Руси XIII-XVI вв.

Основные этапы закрепощения крестьянства.

Внутренняя и внешняя политика Ивана IV.

Причины, основные этапы и итоги Смутного времени.

Россия при первых Романовых. Освоение Сибири.

Церковь и государство в России XVII в. Церковный раскол.

Социально-экономическое развитие и культура России в XVII в.

Реформы Петра I: достижения и противоречия.

Россия в эпоху дворцовых переворотов (1725-1762 гг.)

19. «Просвещенный абсолютизм» в России: содержание, особенности, противоречия.

Культурная модернизация России XVIII в.

Внутренняя политика Александра I.

Отечественная война 1812 г. и ее итоги. Заграничные походы русской армии.

Правление Николая I и его итоги.

Отмена крепостного права; этапы решения крестьянского вопроса.

Истоки, сущность и итоги движения декабристов.

Общественное движение России в середине XIX в.

Общественное движение во второй половине XIX в.

Реформы и контрреформы второй половины XIX в.

Внешняя политика царизма во второй половине XIX в.

XIX в. – золотой век русской культуры.

Противоречия социально-экономического развития пореформенной России.

Общественно-политическая мысль и политические партии в России в конце XIX – начале XX вв.

Сущность и итоги реформ П.А. Столыпина.

Кризисные явления в России начала XX в. и первая русская революция 1905–1907 гг.

Причины, основные события и итоги Первой мировой войны.

Падение самодержавия и альтернативы развития России после Февраля 1917 г.

Октябрьские события 1917 г. Становление власти большевиков.

Причины, основные этапы и итоги Гражданской войны в России.

Сущность политики «военного коммунизма».

Сущность и итоги НЭПа.

Образование СССР.

Культурная революция в СССР в 20-е – 30-е гг. и ее итоги.

Сталинская модернизация страны в 30-е гг.

Политические процессы в СССР в 30-е гг. Укрепление режима личной власти Сталина.

Внешняя политика Советского Союза в 30-е гг.

Боевые действия в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.).

Тыл и партизанское движение в годы Великой Отечественной войны.

СССР и страны антигитлеровской коалиции в борьбе против фашистской Германии.

Цена и значение Победы СССР в Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.).

Причины и начало «холодной» войны.

СССР в первое послевоенное десятилетие: экономика, политика, культура.

Хрущевская «оттепель»: экономика, политика, культура.

Особенности и противоречия развития советского общества в эпоху «застоя».

Внешняя политика СССР в 50–70-е гг. ХХ в.

Перестройка» и ее итоги.

Новое мышление» во внешней политике второй половины 80-х гг.

Причины, этапы распада СССР и формирование российского государства.

Россия в 90-е гг. Перемены в экономике и политике.

59. Власть и общество в России начала XXI в.

60. Международное положение и внешняя политика России конца XX – начала XXI в.

Вопрос 1. Предмет, методы и источники изучения Отечественной истории.

История - это наука о прошлом человеческого общества, его развитии, закономерностях и особенностях эволюции в конкретных формах, пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, общественной жизни страны, деятельности исторических личностей. Предметом отечественной истории являются закономерности политического и социально-экономического развития российского государства и общества. Поиски объективной истины в истории, историческое познание - сложный и трудоёмкий процесс. Задача научного знания - изучать прошлое, объяснять его. Метод - это путь исследования, способ построения и обоснования знаний. Поиск и утверждение истины во все времена являлись главной целью науки. Как и в других науках, в истории идёт накопление и открытие новых фактов, совершенствуются теория с учётом других отраслей знания (культурологии, психологии, социологии), методы обработки и анализа источников (например, применение математических методов).Существуют также специально-исторические методы исследования: хронологический - предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности; синхронный - предполагает одновременное изучение событий, происходящих в обществе; дихронный - метод периодизации; историческое моделирование, статистический метод. Исторические источники - это все объекты непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человечества. Выделяют шесть основных групп (классов) исторических источников:

1. вещественные (орудия труда, предметы быта, оружие, строительные сооружения);

2. этнографические (нравы и обычаи);

3. государственно – актовые (юридические нормы, договоры, указы);

4. устные (былины, сказки, песни);

5. описательные (летописи, письма, дневники);

6. аудиовизуальные (кино-, фото- и звуковые документы).

Многие факты, события и явления отечественной истории с открытием новых источников рассматриваются сегодня в научных монографиях, учебных пособиях иначе, чем пять-десять лет тому назад не только исходя из политической конъюнктуры, но и в связи с расширением нашего кругозора, знаний о прошлом.

Вопрос 4. Особенности социально-экономического развития Древней Руси.

Россия, расположенная территориально в Европе и Азии, подвергалась влиянию соседних западных и восточных стран. Россия как цивилизация и культура уникальна по определяющим особенностям жизнедеятельности. Все историки признают специфику объективных условий, под влиянием которых формировалось наше государство. 1. Это неблагоприятные природно-климатические условия. Краткий цикл с/х работ продолжительностью в 4-5 месяцев во многом определил черты национального характера, способность к мобилизационности, крайнему напряжению сил, взаимопомощи. 2.В становлении и развитии Рус, России особая роль принадлежит евразийскому, континентальному геополитическому фактору. Обширная слабозаселенная территория объективно способствовала установлению добрососедских отношений славян с соседними племенами. Отсутствие естественных преград, гор, морей помогало единению славян в народные ополчения, созданию централизованной государственности, что было необходимо для защиты обширных рубежей от нашествий юго-восточных кочевников, западных завоевателей. Наличие обширных земельных резервов благоприятствовало переселению людей при увеличении нормы эксплуатации земель, что вынуждало государство усиливать контроль за земледельцами. 3.В сложных природно - климатических и геополитических условиях славяне сравнительно быстро приняли православную религию. Ее коллективистская духовность объединяла народ. Эти факторы обусловили специфичность социальной организации древнерусского, а затем российского общества. Первичной соц. - хозяйственной ячейкой стала община с отношениями артельного товарищества, а не частнособственническое образование, как на Западе. Все это вело к формированию самобытной российской цивилизации в контексте Всемирной истории.

Революционные народники.

Основные идеи революционных народ­ников: капитализм в России насаждается «сверху» и на русской почве не имеет социальных корней; будущее страны - в общинном социализ­ме; крестьяне готовы к восприятию социалистических идей; преобразо­вания должны осуществляться революционным методом. М.А. Бакуниным, П.Л. Лавровым и П.Н. Ткачевым были разработа­ны теоретические основы трех течений революционного народничест­ва - бунтарского (анархического), пропагандистского и заговорщиче­ского. М.А. Бакунин считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и готов к революции. Поэтому задача интеллигенции - идти в народ и разжигать всероссийский бунт. Рассматривая государство как инструмент несправедливости и угнетения, он призывал к его уничто­жению и созданию федерации самоуправляемых свободных общин. ПЛ. Лавров не считал народ готовым к революции. Поэтому основ­ное внимание он придавал пропаганде с целью подготовки крестьянства. «Разбудить» крестьян должны были «критически мыслящие личности» - передовая часть интеллигенции. П.Н. Ткачев, так же как и ПЛ. Лавров, не считал крестьянина гото­вым к революции. В то же время он называл русский народ «коммунис­том по инстинкту», которого не надо учить социализму. По его мнению, узкая группа заговорщиков (профессиональные революционеры), захва­тив государственную власть, быстро вовлечет народ в социалистическое переустройство. В 1874 г., опираясь на идеи М.А. Бакунина, более 1000 молодых ре­волюционеров организовали массовое «хождение в народ», надеясь под­нять крестьян на восстание. Результаты были ничтожны. Народники столкнулись с царистскими иллюзиями и собственнической психологи­ей крестьян. Движение было разгромлено, агитаторы арестованы.

«Земля и воля» (1876-1879).

В 1876 г. уцелевшие участники «хож­дения в народ» образовали новую тайную организацию, с 1878 г. при­нявшую название «Земля и воля». Ее программа предусматривала осу­ществление социалистической революции путем свержения самодержа­вия, передачу всей земли крестьянам и введение «мирского самоуправ­ления» в деревне и городах. Во главе организации стояли Г.В. Плеха­нов, А.Д. Михайлов, С.М. Кравчинский, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др. Было предпринято второе «хождение в народ» - для длительной аги­тации крестьян. Землевольцы также занимались агитацией среди рабо­чих и солдат, помогли организовать несколько стачек. В 1876 г. при участии «Земли и воли» в Петербурге на площади перед Казанским собором была проведена первая в России политическая демонст­рация. Перед собравшимися выступил Г.В. Плеханов, призвавший бо­роться за землю и волю для крестьян и рабочих. Полиция разогнала демонстрацию, многие ее участники были ранены. Арестованных приго­ворили к каторге или ссылке. Г.В. Плеханову удалось скрыться от по­лиции. В 1878 г. часть народников вновь вернулась к идее необходимости террористической борьбы. В 1878 г. В.И. Засулич совершила покуше­ние на петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова и ранила его. Однако настроение общества было таково, что суд присяжных оп­равдал ее, а Ф.Ф. Трепов был вынужден уйти в отставку. Среди землевольцев начались дискуссии о методах борьбы. К этому их побуждали и правительственные репрессии, и жажда активной деятель­ности. Споры по тактическим и программным вопросам привели к рас­колу.

«Черный передел».

В 1879 г. часть землевольцев (Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч, П.Б. Аксельрод) образовали организацию «Черный передел» (1879-1881). Они сохранили верность основным про­граммным принципам «Земли и воли» и агитационно-пропагандистским методам деятельности.

«Народная воля».

В том же году другая часть землевольцев создала организацию «Народная воля» (1879-1881). Ее возглавили А.И. Желя­бов, А.Д. Михайлов, СЛ. Перовская, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др. Они входили в Исполнительный комитет - центр и главный штаб орга­низации. Программа народовольцев отражала их разочарование в революци­онной потенции крестьянских масс. Они считали, что народ задавлен и доведен до рабского состояния царским правительством. Поэтому своей главной задачей они полагали борьбу с этим правительством. Про­граммные требования народовольцев включали: подготовку политиче­ского переворота и свержение самодержавия; созыв Учредительного собрания и установление в стране демократического строя; уничтоже­ние частной собственности, передачу земли крестьянам, фабрик - рабо­чим. (Многие программные положения народовольцев восприняли на рубеже XIX-XX вв. их последователи - партия социалистов- революционеров.) Народовольцы провели ряд террористических акций против предста­вителей царской администрации, но главной своей целью считали убий­ство царя. Они предполагали, что это вызовет политический кризис в стране и всенародное восстание. Однако в ответ на террор правительст­во усилило репрессии. Большинство народовольцев было арестовано. Оставшаяся на свободе СЛ. Перовская организовала покушение на ца­ря. 1 марта 1881 г. Александр II был смертельно ранен и через не­сколько часов скончался. Этот акт не оправдал ожиданий народников. Он еще раз подтвердил неэффективность террористических методов борьбы, привел к усиле­нию реакции и полицейского произвола в стране. В целом деятельность народовольцев в значительной степени затормозила эволюционное развитие России.

Либеральные народники.

Это направление, разделяя основные тео­ретические взгляды революционных народников, отличалось от них не­приятием насильственных методов борьбы. Народники-либералы не иг­рали заметной роли в общественном движении 70-х годов. В 80-90-е годы их влияние возросло. Это было связано с потерей авторитета рево­люционных народников в радикальных кругах из-за разочарования в террористических методах борьбы. Либеральные народники выражали интересы крестьян, требовали уничтожения остатков крепостничества и ликвидации помещичьего землевладения. Они призывали к проведению реформ для постепенного улучшения жизни народа. Основным направ­лением своей деятельности они избрали культурно-просветительскую работу среди населения. С этой целью они использовали печатные орга­ны (журнал «Русское богатство»), земства и различные общественные организации. Идеологами либеральных народников были Н.К. Михай­ловский, Н.Ф. Даниельсон, В.П. Воронцов. Первые марксистские и рабочие организации. В 80-90-е годы XIX в. в радикальном движении произошли коренные изменения. Рево­люционные народники потеряли свою роль главной оппозиционной си­лы. На них обрушились мощные репрессии, от которых они не смогли оправиться. Многие активные участники движения 70-х годов разочаро­вались в революционном потенциале крестьянства. В связи с этим ради­кальное движение раскололось на два противостоящих и даже враждеб­ных друг другу лагеря. Первый сохранил приверженность идее кресть­янского социализма, второй - увидел в пролетариате главную силу об­щественного прогресса.

Организации рабочих.

Рабочее движение в 70-80-х годах развива­лось стихийно и неорганизованно. В отличие от Западной Европы рус­ские рабочие не имели ни собственных политических организаций, ни профессиональных союзов. «Южно-российский рабочий союз» (1875) и «Северный союз русских рабочих» (1878-1880) не сумели возглавить борьбу пролетариата и придать ей политический характер. Рабочие вы­двигали лишь экономические требования - повышение заработной пла­ты, сокращение рабочего дня, отмена штрафов. Наиболее крупным со­бытием стала забастовка на Никольской мануфактуре фабриканта Т.С. Морозова в Орехово-Зуеве в 1885 г. («Морозовская стачка»). Ра­бочие впервые потребовали государственного вмешательства в их отно­шения с фабрикантами. В результате был издан закон 1886 г. о порядке найма и увольнения, упорядочении штрафов и выплаты заработной пла­ты. Был введен институт фабричных инспекторов, обязанных следить за выполнением закона. Закон усилил уголовную ответственность за уча­стие в стачках.

«Союз борьбы за освобождение рабочего класса».

В 90-е годы XIX в. в России наметился промышленный подъем. Это способствовало увеличению численности рабочего класса и созданию более благопри­ятных условий для развития его борьбы. Упорные стачки в Петербурге, Москве, на Урале и в других районах страны приобрели массовый ха­рактер. Бастовали текстильщики, горняки, литейщики и железнодорож­ники. Стачки имели экономический и слабо организованный характер. В 1895 г. в Петербурге разрозненные марксистские кружки объеди­нились в новую организацию - «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Его создателями были В.И. Ульянов (Ленин), Ю.Ю. Цедербаум (Л. Мартов) и др. Аналогичные организации были созданы в Москве, Екатеринославе, Иваново-Вознесенске и Киеве. Они попытались встать во главе стачечного движения, издавали листовки и направляли пропа­гандистов в рабочие кружки для распространения марксизма среди про­летариата. Под влиянием «Союза борьбы» в Петербурге начались стачки текстильщиков, металлистов, работников писчебумажной фабрики, са­харного и других заводов. Забастовщики требовали сократить продол­жительность рабочего дня до 10,5 ч, повысить расценки, своевременно выплачивать заработную плату. Упорная борьба рабочих летом 1896 и зимой 1897 г., с одной стороны, заставила правительство пойти на ус­тупки: был издан закон о сокращении рабочего дня до 11,5 ч. С другой, оно обрушило репрессии на марксистские и рабочие организации, часть членов которых сослали в Сибирь. Среди оставшихся на свободе социал-демократов во второй половине 90-х годов начал распространяться «легальный марксизм». П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский и др., признавая некоторые положения мар­ксизма, отстаивали тезис об исторической неизбежности и незыблемо­сти капитализма, критиковали либеральных народников, доказывали закономерность и прогрессивность развития капитализма в России. Они выступали за реформистский путь преобразования страны в демократи­ческом направлении. Под влиянием «легальных марксистов» часть социал-демократов России перешла на позиции «экономизма». Главную задачу рабочего движения «экономисты» видели в улучшении условий труда и быта. Они выдвигали только экономические требования и отказывались от полити­ческой борьбы. В целом среди российских марксистов в конце XIX в. не было един­ства. Одни (во главе с В.И. Ульяновым-Лениным) выступали за создание политической партии, которая повела бы рабочих на осуществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата (политической власти рабочих), другие - отрицая революционный путь развития, предлагали ограничиться борьбой за улучшение условий жиз­ни и труда трудящихся России.

Общественное движение во второй половине XIX в., в отличие от предшествующего времени, стало важным фактором политической жиз­ни страны. Многообразие направлений и течений, взглядов по идейно- теоретическим и тактическим вопросам отразило сложность обществен­ной структуры и остроту социальных противоречий, характерных для переходного времени пореформенной России. В общественном движе­нии второй половины XIX в. еще не сложилось направление, способное осуществить эволюционную модернизацию страны, но были заложены основы для формирования в будущем политических партий.

Кадеты

Конституционно-демократическая партия народной свободы была создана в октябре 1905 года. Численность ее членов достигала 70 тысяч человек. Социальную базу партии составляла интеллигенция, предприниматели, мелкая буржуазия города и деревни. Программа партии предусматривала превращение России в конституционную монархию, провозглашала политические свободы и всеобщее избирательное право, 8-часовой рабочий день, социальное страхование, автономию для Польши и Финляндии. Кадеты находились в оппозиции режиму, но признавали только легальные методы борьбы. Особое внимание отводилось работе в Государственной думе, где кадеты пользовались большим влиянием. Им принадлежала доминирующая роль в Прогрессивном блоке, сформировавшемся в Государственной думе в 1915 году. Апогеем противостояния партии с правительством явилась речь Милюкова П.Н. произнесенная 1 ноября 1916 года с трибуны Государственной думы, в которой он подверг резкой критике действия правительства. Февральская революция открыла собой новую веху в истории кадетской партии, которая по существу правящей партией. В состав созданного, после отречения Николая II, Временного правительства вошло несколько министров кадетов. Партия пыталась остановить разруху в стране и сдерживать полевение масс Особое возмущение в кадетских кругах вызывала деятельность большевиков. Поэтому партия поддержала выступление Корнилова А. в августе 1917 года, что нанесло тяжелый удар по ее авторитету. Кадеты не приняли Октябрьскую революцию и направили все свои усилия на сплочение антибольшевистских сил. В конце ноября 1917 года партия кадетов была запрещена декретом Совнаркома и ее члены ушли в подполье. В годы гражданской войны большинство из них сражалось в рядах "белой армии", а затем эмигрировало из России.

Черносотенцы

«Русское собрание» - 1900 – первая партия

Численность членов этих партий достигала 400 тысяч. Наиболее известным идеологом этого движения стал Пуришкевич В.М. Социальную базу черносотенных организаций составляли все монархические слои населения.

Черносотенцы считали необходимым ограничение политических свобод, усиление роли государства, полиции, ограничение в правах евреев, улучшение положения рабочих.

Черносотенцы принимали не менее активное участие в подавлении революции, чем армия и полиция. Их организации часто финансировались из казны.

Черносотенцы применяли и тактику индивидуального террора. После Февральской революции эти партии распались, их печатные органы были запрещены, а предшествующая деятельность стала предметом расследования.

Октябристы

Партия октябристов была создана в ноябре 1905 года. Социальную базу партии составила интеллигенция, торгово-промышленная буржуазия, помещики. Лидером партии стал Гучков А.Ф. Численность партии составила 50 тысяч человек. Программа партии предполагала введение всеобщего избирательного права, независимый суд, уравнение всех сословий, постепенное улучшение положения рабочих, государственное страхование. Деятельность октябристов была сосредоточена в Государственной думе. Но к 1916 году они разочаровались в способности Николая II довести войну до победного конца и выдвинули идею дворцового переворота. Однако осуществить его им помешала Февральская революция. После революции октябристы пытались спасти монархию. Гучков вошел во Временное правительство в качестве морского и военного министра, но через два месяца ушел в отставку, не согласившись с его политикой. Октябрьскую революцию октябристы не приняли. Большинство членов партии сражались за "белую идею" на полях Гражданской войны и закончили свою жизнь в эмиграции.

Социал-демократы

Образование партии произошло фактически на II съезде РСДРП в 1903 году. Основателями партии стали В.И. Ленин, Ю.О. Мартов, Г.В. Плеханов, А.Н. Потресов. Социальную базу партии составили: интеллигенция, рабочие и мелкая буржуазия города. Программа партии предусматривала свержение самодержавия, установление избирательного права для трудового народа, выборность чиновников, политические свободы, право наций на самоопределение, введение 8-часового рабочего дня, рабочего контроля, государственного страхования. Партия раскололась на два крыла (меньшевиков под руководством Мартова и большевиков под руководством Ленина) еще на учредительном съезде. Но вплоть до 1917 года действовала как единое целое. Окончательное оформление в две разные партии произошло в 1917 году с принятием большевиками Апрельских тезисов Ленина, в которых он призывал не признавать Временное правительство и готовится к новой революции. А меньшевики вошли во Временное правительство.

Эсеры

Создание партии социалистов-революционеров произошло в 1901-02 годах. Социальную базу эсеров составляли: интеллигенция, студенты, мелкая буржуазия города и деревни. Главным теоретиком и видным лидером партии стал Чернов. Целью партии было уничтожение самодержавия, установление всеобщего избирательного права, политические свободы, выбор чиновников, введение 8-часового рабочего дня, государственного страхования, повышение зарплаты. Эсеры выступали за социализацию земли, что означало отмену частной собственности на нее, изъятие из торгового оборота и распределение между всеми, кто хочет ее обрабатывать. Партия эсеров активно применяла тактику индивидуального террора. Существовавшая в партии "Боевая организация", возглавляемая Е.Ф. Азефом, подготовила и осуществила убийство министра внутренних дел В.К. Плеве, уфимского губернатора Н.М. Богдановича, великого князя Сергея Александровича. В конце 1908 года был разоблачен провокатор Азеф, что нанесло ощутимый удар по авторитету партии. Партия осудила начало войны с Германией и призывала к "солидарности трудящихся всего мира". После Февральской революции влияние и численность партии резко возросли. Эсеры вместе с меньшевиками составляли большинство в Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов. Партия высказалась за поддержку Временного правительства и коалицию с буржуазными партиями. В состав правительства от эсеров входили: Керенский А.Ф., Чернов В.М.и другие. Октябрьский переворот большинство эсеров не приняли и партия раскололась.

Россия (в составе Антанты)

Требовала пересмотра в свою пользу режима контроля над проливом Дарданеллы, ибо хотела иметь свободный проход для своего флота в Средиземном море.

Оценивала строительство железной дороги Берлин-Багдад (1898 год) как недружественный со стороны Германии акт. Россия видела в этом строительстве посягательство на её права в Азии. Хотя, как отмечают историки, в 1911 году эти разногласия с Германией были урегулированы Потсдамским соглашением.

Не желала мириться с австрийским проникновением на Балканы и тем, что Германия набирала силы и начинала диктовать свои условия в Европе.

В 1914 году Россия ведет наступление на Германию и Австро-Венгрию, успешно. В 1915 Германия начинает широкомасштабное наступление на Восток, против России. Мы несем большие потери и теряем территорию. В 1916 происходит Брусиловский прорыв.

Желала главенствовать над всеми славянскими народами, поэтому поддерживала на Балканах антиавстрийские и антитурецкие настроения у сербов и болгар.

Политические итоги. В 1919 году немцы были вынуждены подписать Версальский мирный договор, Мирные договоры с

Германией (Версальский мирный договор (1919))Австрией (Сен-Жерменский мирный договор (1919))Болгарией (Нёйиский договор (1919))Венгрией (Трианонский мирный договор (1920)) Турцией (Севрский мирный договор (1920)).

Результатами Первой мировой войны стали Февральская и Октябрьская революции в России и Ноябрьская революция в Германии, ликвидация трёх империй: Росс, Осман империй и Австро-Венгрии, Германия, перестав быть монархией, урезана территория и ослаблена экономически. В России началась Гражданская война, 6-16 июля 1918 левые эсеры. Тяжёлые для Германии условия Версальского мира (выплата репараций и др.) и перенесённое ею национальное унижение породили реваншистские настроения, которые стали одной из предпосылок прихода к власти нацистов, развязавших Вторую мировую войну.

Территориальные изменения

В результате войны произошли: аннексия Англией, Ирака и Палестины, ельгией - Бурунди, Руанды и Уганды; Грецией - Восточной Фракии; Данией - Северного Шлезвига; Италией - Южного Тироля и Истрии; Румынией - Трансильвании и Южной Добруджи; Францией - Эльзас-Лотарингии,; Японией - немецких островов в Тихом океане севернее экватора; оккупация Францией Саара. Присоединение Баната, Бачки и Бараньи, Словении, Хорватии и Славонии, Черногории к Королевству Сербия с последующим созданием Югославии.

Провозглашена независимость Белорусской народ респ, Украинской нар респ, Венгр, Лат, Лит, Пол, Чехословакия, Эстония, Финляндия. Основана Австрийская республика. Германская империя де-факто стала республикой.

Военные итоги Первая мировая война ускорила разработку новых вооружений и средств ведения боя. Впервые были использованы танки, химическое оружие, противогазы, зенитные и противотанковые орудия. Широкое распространение получили самолёты, пулемёты, миномёты, подводные лодки, торпедные катера. Резко выросла огневая мощь войск. Появились новые виды артиллерии: зенитная, противотанковая, сопровождения пехоты. Авиация стала самостоятельным родом войск, который стал подразделяться на разведывательную, истребительную и бомбардировочную. Возникли танковые войска, химические войска, войска ПВО, морская авиация. Увеличилась роль инженерных войск и снизилась роль кавалерии.

Экономические итоги милитаризации экономики. Это оказало влияние на ход развития экономики всех крупных индустриальных государств в период между двумя мировыми войнами: усиление государственного регулирования и планирования экономики, формирование военно-промышленных комплексов, ускорение развития общенациональных экономических инфраструктур (энергосистемы, сеть дорог с твёрдым покрытием и т. п.), рост доли производств оборонной продукции и продукции двойного назначения.

Вопрос 41. Образование СССР.

В 1918 г. была принята «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», провозгласившая принцип будущего устройства страны. В его федеративной основе как свободного союза республик предполагалось право наций на самоопределение. Следуя этому, советское правительство признало независимость Финляндии и государственность Польши.

Распад Российской империи и империалистическая война привели к установлению советской власти на всей территории России.

Провозглашенная в 1918 г. РСФСР занимала 92 % всей территории и являлась самой крупной из всех советских республик, где проживало более 100 народностей и национальностей. В ее состав частично входили территории Казахстана, Туркменистана, Узбекистана. Фактически до 1922 г. по ее подобию функционировала Дальневосточная республика. Для объединения существовали экономические, политические и культурные предпосылки. С 1920 по 1921 гг. части Красной армии без видимого сопротивления заняли эти государства и установили там законы РСФСР. Большинство коммунистических руководителей республик волновал вопрос о существовании «великорусского шовинизма», дабы объединение республик в единое целое не стало созданием новой империи. Особенно болезненно эта проблема воспринималась в Грузии и Украине.

Мощными факторами объединения республик послужили единство и жесткость репрессивных органов. Выработкой принципов национального государственного устройства занималась комиссия ВЦИК. План декларированного автономного вхождения советских республик в состав РСФСР предлагал нарком по делам национальностей Сталин. Однако комиссией был принят предложенный Лениным вариант союзного федеративного государства. Он давал будущим республикам формальный суверенитет.

30 декабря 1922 г. на I Съезде Советов было провозглашено образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Съезд принял Декларацию и Договор.

В декларации говорилось о причинах, целях и принципах объединения. Основной целью объявлено создание в конечном итоге всемирного союза коммунистических республик. Формально и юридически эта цель была отменена в дек. 1991 г.

В компетенции Союза были вопросы внешней политики, внешней торговли, обороны, финансов, связи и путей сообщения. Остальные вопросы входили в компетенцию республик.

Высшим законодательным органом был избран Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК), который состоял из двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей.

31 января 1924 г. II Всесоюзный съезд Советов принял первую Конституцию СССР, в которой были оговорены принципы Декларации и Договора. Эти положения были закреплены принятиями конституций союзных республик в 1924-1925 гг. Образование СССР усилило коммунистический режим и повысило мощь государства.

Предмет, методы и источники изучения Отечественной истории.

Предмет и задачи курса отечественной истории.

История в переводе с греческого означает «повествование, рассказ о прошедшем, узнанном, исследованном», - это всякий процесс развития природы и человеческого общества; это наука, изучающая прошлое человечество, его развитие во всем многообразии.

Исторические источники могут быть:

Вещественными (археологические раскопки); - письменные (летописи, книги);- изобразительные (картины, гравюры);- фонические (звуковые записи)

Задача нашего курса знать свою историю, уметь ориентироваться в сложных процессах общественно-политической, социально-экономический и культурной жизни России.

Курс о/и выполняет ряд функций: познавательная, политическая, мировоззренческая, воспитательная.

Основателем русской исторической школы можно считать монаха-летописца Киево-Печерской лавры Нестора, который жил в конце 11 – начале 12 веков («Повесть временных лет»). Среди других крупных историков России можно назвать Татищева, Карамзина, Соловьева, Ключевского, который считал, что в основе исторического развития лежит совершенствование человеческого духа. Первым русским материалистом, который в основу исторического развития положил смену форм хозяйства был Радищев. Крупными историками советского периода были Греков, Рыбаков, Зенин, Тихомиров и др.

История выполняет несколько социально значимых функции: первая - познавательная, интеллектуально развивающая, состоит в изучении исторического пути нашей страны, народа и в объективно-истинном, с пози­ций историзма, отражении всех явлений и процессов, состав­ляющих историю России.

Вторая функция - практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития об­щества, помогает вырабатывать научно обоснованный политиче­ский курс, избегать субъективных решений.

Третья функция - мировоззренческая. История создает доку­ментально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. История, является фундаментом, на котором основана наука об об­ществе.

Периодизация Отечественной истории

Для изучения отечественной истории необходима периодизация, т.е. установление периодов времени, этапов, в течении которых происходят какие-либо существенные изменения в развитии государства.

Автором первой периодизации о/и стал Татищев, который в ее основу положил самодержавие и силу власти. Карамзин – состояние государственности и смену правящей династии. Соловьев – борьбу государства и родового начала. Ключевский – рост территории государства, практику жизни и состояние государства.

Современная о/и учитывает: господствующее формы социально-экономических отношений, тип организации власти и общества, специфику культуры.

Основные этапы:

1) первобытнообщинная эпоха, время господства патриархального равноправия, строя военной демократии, господства языческой культуры (до IX в.);

2) Киевская Русь, раннефеодальное государство и общество, эпоха начала христианизации страны, оформления христианско-языческого двоеверия (IX -начало XII вв.);

3) феодальная раздробленность, монголо-татарское нашествие и иго, время расцвета феодализма, оформления и консолидация сословий, эпоха националь­ного возрождения (нач. XII - сер. XV вв.);

4) эпоха образования Российского централизованного государства, начало зарождения капиталистических отношений и первых ростков секуляризации культуры (сер, ХУ-ХУП вв.);

5) начальный этап модернизации России, оформле­ние строя абсолютной монархии, время разложения феодализма и рождения светской культуры (XVIII в.);

6) эпоха кризиса феодализма, разложения сослов­ной организации общества и замена ее классовой структурой, классический период развития светской культуры (первая половина XIX в.);

7) эпоха трансформации феодализма и замена его капиталистическими отношениями, углубления обще­ственно-политического кризиса, вылившегося в полосу революций, дестабилизации и войн (1861 - февраль 1917);

8) период революционного безвременья после паде­ния романовской монархии - тотальный кризис всех сфер отношений (февраль - октябрь 1917);

9) первое десятилетие Советской власти - время утверждения основ нового строя жизни и культуры, господство многоукладной экономики, конституционное оформление классовой структуры общества и республиканского строя, воссоздание прежних имперских государственных границ путем создания СССР
(1917-1927);

10) сталинский период развития страны, построение фундамента социалистической государственной экономики и проверка ее на прочность в годы Великой Отечественной войны, завершение культурной революции, превращение страны из аграрной в аграрно-индустриальную, завершение формирования новой социальной структуры, режим личной власти (1928-1953);

11) стадия реформ и деформаций сталинской модели социализма, начато поляризации общества по линии элита-масса, нарастание застойных явлений в экономике, сфере общественных и политических отношений (1953-1985);

12) перестройка и постперестройка - трансформация системы государственного социализма и замена его обществом прокапиталистического типа(1985-2000).

Восточные славяне в древности

Великого переселения народов» (4-6 в.в. н.э.). Это была массовая миграция народов Евразии под влиянием движения кочевников, гуннов из центра Азии. Двигаясь на запод гунны вовлекали в свое движение практически все народы этого континента и они уходили со своих обжитых мест. Славяне жили в Европе в районе Карпат, Прикарпатье – это бала европейская родина славян земля Вене . Славян называли венеды . Они разошлись в трех направлениях, образовав три ветви:

1) Западные славяне – поселились на реках Одори, Висла, Эльба (чехи, славаки, морабы, ляхи (поляки)

2) Южные славяне – ушли на Дунай и Балканы в центральную юж. Европу (сербы, хорваты, черногорцы, балгары)

3) Восточные славяне - ушли на восток Днепр, Ока, Волга и заселили великую Русскую равнину. Это наши предки, которые заложили основу древнерусской народности. Начало формирования в 6 веке и закончилось в 10 веке. Стерлись межплеменные различия, а племен было около сотни.

Происхождение слова словяне – посланцы земли Вене (слы-вене), так стали называть венетов византийцы (греки), а вслед за ними и другие народы.

Образ жизни восточных славян

Словяне жили кровно родственными общинами. Кровные (родственные) связи заставляли главную общину называть вервь (веревка) на севере, мир – на юге. Эти слова говорят о взаимовыручке, вервь – это не только веревка, но и кругов порука. Общины объединились в роды, а роды в племена. Поляне – жители полей на середине Днепра (Киев), Кривичи – верховье Днепра (Смоленск), Вятичи – жители лесов (мы) и тд., 100 племен.

община-------род------племя-------союз племен

Союз племен

С 16 века за нашим государством закрепилось греческое слово для обозначения Руси – Россия. Наши предки селились на высоких берегах рек, строили деревни (место, где много деревьев) потому что главными путями сообщения были реки и два торговых пути освоили восточные славяне:

Торговля являлась важной отраслью, так же как и война. Торговля – гостьба, торговец – гость, погосты – первые перевалочные торговые пункты. Первые города возникли из погостов – Киев, Новгород великий, Смоленск, Мурманск и др. (20 городов). Торговали мехами, продуктами промыслов, рабами. Войны вели для поимки рабов (пленников), которые не использовались в домашнем хозяйстве, но были объектом торговли на юге Византии и в Арабских странах. Занимались сельским хозяйством в полях на юге в степной зоне – земледелие, в лесной зоне – подсечноогневое земледелие (малоэффективное).

Управление политической системы – словяне жили строем родовой военной демократии (народовластие), высшим органом управления было народное собрание вече – происходит от слова вещать (говорить), право выступления перед народным собранием у каждого мужчины. Формируется военное ополчение (вои) воин. Строй военной демократии начинает в этот период выделять особое сословие профессиональных воинов – бояре, тот кто воюет, т.е. бойцы конники. Они собираются в дружины и из своей среды выдвигает предводителя конный воин предводителя боярской дружины – конязь и князья с дружинами получали право корма, право сбора дани с тех общин, которые они защищали. Не редко князья становились верховными управителями (верховная знать).

Культура киевской руси

Язычество- комплекс первобытных воззрений, верований.поклонялись духам лесов. Огромное значение преобретал род-земледельческое божество управлявшее дождями.свое художественное выражение язычество нашло в народном фольклере- сказках, пословицах в 10-11 в. Складывается былинный эпос. в 10 в.- письменность- кириллица. важная роль- летописание.В периуд рассцета киевской руси 1 место принадлежало монументальной живописи- мозаике и фреске.

Возвышение москвы

первое упоминание о Москве 1147 год – летописное свидетельство о том, что Юрий Долгорукий устроил на Москве пир в честь Черниговского князя Олега (княжеский поселок). Московское княжество выделилось из состава Владимирского в 70 г.г. 13 века и первым князем московским стал младший сын Невского Даниил Александрович. Возвышение Москвы, т.е. превращение ее в центр Руси, собирание во круг нее русских земель началось с Ивана Калиты в 1327 году. Иван Калита с помощью татарских войск подавил антитатарское восстание в Твери и в знак благодарности от Хана Узбека получил право:

На Владимирский ярлык (стал старшим князем Руси, отвоевав это право у тверского князя)

Получил право сбора дани со всех подвластных орде русских земель. Ликвидация баскачества. В его руках сконцентрировалось все богатство, но не все это богатство он переправлял в орду, а что утаивал направлял на расширение московских владений

Привлекал переселенцев (крестьян, бояр, дворян из других княжеств и освобождал их от налогов, боярам предоставлял вотчины)

Расширял владения путем покупки земель к Москве

При Иване Калите в состав московского княжества вошло 97 сел и городов (в начале правления только 4). Можайск, Коломна, Тула, Великий Устюг, Галич:

100 – 200 км. Радиус владений. В знак независимости от хана он первый возвел дубовый кремль, при этом нарушил закон хана. Огромные деньги отчислял на возрождение русских городов и ремесленников. С 14 века русские ремесленники освоили литье чугуна, пушек и у Москвы появилась артиллерия. В 1328 году он переманил метрополита Петра из Владимира и Москва стала религиозной столицей. 1325 – 1340 г.г. – годы княжения Ивана Калиты в Москве. Внук его Дмитрий Иванович Донской (1362 – 1389 г.г. княжение в Москве). Куликовская битва первое генеральное сражение русских с монголотатарами. 8 сентября 1380 г. Она развеяла миф о непобедимости татарского войска. Русские княжества выступили в этой битве совместно. Руководителем был Дмитрий Донской. Это была гигантская по масштабам битва, около полумиллиона человек участвовали с обеих сторон, половина погибли. Русь на многие годы обескровлена и не могла противостоять новой битве татар и через два года возобновила уплату дани орде. Дмитрий Донской продолжал дело своего деда: расширял московское княжество. Присоединил Мурманское и Нижнегородское княжество. В 1367 году Дмитрий поставил белокаменный кремль. Эти стены позволили выдержать осаду литовских и тверских войск, которые выступали в союзе и боролись за лидерство Москвы, но в 1375 году Дмитрий Донской одержал окончательную победу в московско – тверской войне и Тверь окончательно признала за Москвой первенство. В 1389 году умирая, Дмитрий Донской впервые завещал свое княжество по духовной сыну своему Василию. Этим самым он прекратил традицию поездок за ярлыками. Таким образом к концу 14 века Золотая орда вступает в полосу упадка, в ней начинается междуусобная борьба ханов за власть. Этим ослаблением воспользовались московские князья, которые утвердились как старейшие (первые) на Руси, приняли титул Владимиро – Московских и победили своих соперников: тверичей и литовцев. Однако западно и южнорусские княжества в 14 веке охотно приняли поданство Литвы, поскольку та не платила дань Орде, таким образом к концу 14 века Русь оказалась разделенной на зону платившую дань, подвластную Владимиро – Московским князьям и на области Литовско – Польского владычества, а единый русский народ разделился на:

Русских (великороссы)

Белорусы (Литва)

Малоруссы (зона владения Польши)

Образование Московского гос-ва

Город Москва до нашествия татар был небольшим пограничным поселком Владимиро-Суздальского княжество. В 1147 году отмечается первое упоминание Москвы, когда один из сыновей Владимира Мономаха – Юрий Долгорукий был князем северо-восточной Руси. Приставку Долгорукий он получил в результате присоединения к Москве Мурома, Рязани, части земель по берегам Волги, а так же основал ряд новых городов, построил церкви (в 1954 году в Москве был построен памятник Юрию Долгорукому, основателю Москвы).

Однако, подлинным основателем Москвы, которая стала центром новой Руси, был младший сын Александра Невского Даниил. При нем Москва стала самостоятельным княжеством (1276 год). За 3 года Даниил вдвое увеличил территорию Московского княжества, которое стало крупнейшим на северо-восточной Руси.

Сын Даниила Иван I Калита был довольно жестким дипломатом. Он получил ярлык на Великое княжение, перевел митрополита из Владимира в Москву, которая становится не только религиозным, но и идеологическим центром Руси. Калита поучил право на сбор дани со всех княжеств для монголов, часть из которой он утаивал.

Дмитрий Донской (внук Ивана Калиты) после Куликовской битвы (1380 год) становится национальным вождем. При нем уменьшается размер дани монголам, признается политическое главенство Москвы, которая становится столицей русских земель. При нем в Москве строится белокаменный Кремль, единственный Кремль на северо-востоке. Он сумел передать Великое княжение своему сыну Василию I без монгольского ярлыка.

Завершение объединения русских земель происходит в 14 веке. Иван III (правнук Дмитрия Донского) и его сын Василий III прекратили выплату дани монголам. К Московскому княжеству были присоединены Новгород, Тверь, Псков, Смоленск, Рязань. С 15 века Московское княжество – крупнейшее государство в Европе. Получило название Россия.

1497 год – Иваном III принимается судебник, сборник юридических законов того времени, где наряду с другими статьями вводится Юрьев день (26 ноября) – день возможного перехода крепостных от одного хозяина к другому.

Государственная власть представляла собой монархию. Иван III объявляет себя царем, государем с византийским великолепием (трон, скипетр, держава, оплечья с драгоценными камнями, шапка Мономаха). Была оформлена идеологическая доктрина: Москва – третий Рим, а четвертому не бывать, т.е. Московские митрополиты и цари принимают наследство от византийских и римских императоров. Москва становится центром православия всего мира. Начинает складываться государственный аппарат управления: боярская дума (совещательный орган), Дворец и казна. Во главе уездов ставятся наместники.

Внешняя политика 16 века

При Иване Грозном были расширены границы. Первые дипломатические контакты с Англией. Расширение границ:

Восточное направление – борьба с татарскими ханствами за Поволжье, Приуралье и Сибирь. Начало завоевания с 50-х г.г. с завоевания Казани и Астрахани, к началу 80-х г.г. в составе России находилась территория до Урала и началось проникновение в Сибирь. Первые отряды русских казаков снаряжали на купеческие деньги, а в 90-х г.г. царские власти начали завоевание в южном направлении

Южное направление(90-е г.г.). крымско – татарское ханство, с ним Россия не отважилась воевать, поскольку крымский хан принял подданство Турции, самого могущественного государя. Но здесь построили линию засеки – пограничную линию для защиты от набегов (она шла Орел – Белгород - Тула) и представляла собой лесоповал. Крымский хан сжигал не раз Москву.

Западное направление – задача завоевать выход к Балтике (незамерзающие порты). Преграждают выход Левонский рыцарский орден, основавшийся на землях Латышей и Истонцев. Левонцы платили арендную плату русскому царю за владение городом Юрьев (Истонский город Тарту). В 1558 году левонцы отказались от уплаты Юрьевской дани и Иван Грозный счел это удобным поводом для начала войны против Левонией, она продолжалась до 1582 года. Измотала все ресурсы страны и была не удачной, хотя русская армия уничтожила Левонию. Россия не воспользовалась плодами победы и Левонские земли поделили Польша и Швеция.

Эпоха Василия Шуйского

Новый Лжедмитрий (Тушинский вор) к 1609 г. войска Шуйского разбили войска Лжедмитрия II. 1607 г. Крестьянская войналидер Иван Болотников. Он собирал чернь и призывал громить бояр и помещиков. Сам Болотников называл себя воеводой Дмитрия. Начинается польская интервенция – король Польши Сигизмунд III осадил Смоленск. Шуйский пригласил шведов для помощи. Бояре решили пригласить на престол сына Сигизмунда Владислава (1610 – 1612 г.г. – семибоярщина). Спасло народно – патриотическое движение, идеологом выступала православная церковь. Русские города вступили в переписку и стали собираться в отряды, координацию возглавил Кузьма Минин, под руководством Пожарского, к марту 1612 года ополчение выступило по направлению к Москве из Нижнего Новгорода, и к лету 1612 года подошли к Москве. В составе ополченцев сформировалось правительство. Битва была долгая, последние польские отряды покинули Москву поздней осенью 1612 года. 27 февраля 1613 года Земской Собор избрал на трон Михаила Романова и он основал трехсотлетнюю династию. 27 февраля 1917 года – произошла революция и Николая свергнули с престола.

Политика России в 17 веке.

новая форма государственного абсолютизма – неограниченная монархическая форма власти, при которой государю принадлежит неограниченная полнота всей страны, осуществляли эту власть, опираясь на армию центролизованный бюрократический аппарат и дворянство. В России утверждение абсолютизма заключалось:

1) Падение значения Земских Соборов, их прекратили созывать с середины 17 века

2) Демократизация боярской думы, увеличение в ней дворянской прослойки

4) Увеличение числа приказов, появление новых («Приказ тайных дел», «Счетная палата») и все управление лично подчинялось государю

При Михаиле Федоровиче завершилась польская и приходит окончание шведской интервенций. При первом Романове, не смотря на многочисленные войны Россия расширила свои связи с Западом. После его смерти на престол вступил Алексей Михайлович (Тишайший). Крупнейшим событием стало принятие Земским Собором в 1649 году «Соборное уложение» . Новый свод законов, который оформил правовой статус (положение) всех сословий России и подвел итог процесса закрепощения крестьян, отныне они стали полной собственностью феодалов, теряли все юридические права. Отменился Юрьев день, бессрочным становится розыск беглых крестьян (феодал мог продать крестьянина). Этим законом положение бояр и дворян уравнивалось. Дворяне получили право наследования поместья, при условии, что сын продолжает службу отца. Торговые люди (купцы) впервые получили право выезда за границу. Городской люд (горожане – ремесленники, торговцы, мелкие лавочники) приписывались к месту жительства и профессии, а в городах все население равномерно было обложено государственным налогом. В 17 веке начинается развитие капиталистических отношений, это выражалось:

Появление частных мануфактур

Росте промыслового хозяйства. Особенно солеварный промысел на русском севере (Вологодская, Архенгельская области)

Формирование общероссийского национального рынка, это проявляло себя в появлении новых форм торговли Всероссийские ярмарки , куда свозились товары со свей страны. Их было всего три: 1. на Урале, 2. под Нижним Новгородом, 3. под Брянском. Традиционными центрами торговли оставались: Москва, Астрахань, Архангельск, Новгород, Псков.

Романовы начали впервые проводить политику протекционизма (защита интересов отечественных купцов, т.е. предприятий). Наглядно эту политику демонстрировал Новоторговый Устав 1667 год. Он вводил безпошлинную торговлю для русских купцов и затруднял высокими таможенными пошлинами торговлю иностранцев. 17 век современники называли бунтарским, массовым восстанием. Городские восстания, которые возникали из-за дороговизны и обесценивания денег. Первый Медный бунт 1662 год в Москве . Крестьянская война под руководством Степана Разина (1660 – 1671). Это было антифеодальное движение с широким социальным составом участников. Повстанцы жгли помещичьи усадьбы и делили земли. Другой вид движения – Церковный раскол (движение раскольников). Началось как религиозное движение, а трансформировалось в антифеодальное. Движение возникло в результате проведения в середине столетия церковно – обрядной реформы под руководством патриарха Никона. Реформа преследовала – достижения единообразия проведения церковной службы и сопровождалось изменением традиционных церковных обрядов. Впервые замена двуперстного креста на трехперстный. Значительная часть русского общества (дворяне, бояре, ремесленники, крестьяне, духовенство, все сословия) не приняли этих новшеств. Были сторонниками старых обрядов (старообрядцы) . Их непослушание привело к расколу церкви, поэтому их еще называли раскольниками. Форма сопротивления раскольников – уход в отдаленные районы (Сибирь, Поволжье) и жизнь в изоляции. Другая форма – самосожжение. Стала массовым, после того, как царь объявил гонения. С оружием в руках отстаивали свою веру. Ожесточенные вооруженные борьбы шли целых 8 лет.

Внешняя политика 17 века

Главное достижение России это присоединение к ней всей Сибири и Дальнего Востока. Основные враги России: Польша, Швеция, Турция. Главные задачи этой борьбы – возврат утраченных в ходе смутного времени земель Смоленской, Новгородской, Псковской, Черниговской. Эти задачи были решены в ходе войн с Польшей и Швецией. Началась освободительная война украинского народа. В ходе национальной освободительной антипольской борьбы под руководством Богдана Хмельницкого Украина воссоеденина с Россией 1654 год. Россия несколько раз воевала с Турцией за крепость Азов.

Середина 13 века

вмести с разрушением Киевского государства, распавшегося на отдельные княжества формируются местные в стиле иконописи архитектуры. Наиболее яркими центрами культуры стали: Владимир на Клязьме, Новгород Великий, Смоленск, Галич. Это обогатило культуру. Наиболее ярким произведением является «Владимиросуздальская» и «Галецкая» летописи. Архитектурный памятник во Владимире сложился свой архитектурный стиль это однокупольная белая церковь, богато украшенная резьбой по камню. . Золотые ворота, кафедральный собор – главный собор на Руси (пятикупольный) – Дмитровская церковь во Владимире преобладание в камне. В Смоленске – церковь Архангела, Петр и Павел.. В русской литературе: патриотические имена, тема плача (причитания о погибшей русской земле), повесть о взятии Батыем Рязани Евпатий Коврит – это герой этой повести. «Слово о погибшей земле Русской» к житию Александра Невского.

Культура 17 век

с обращения к идеальной грекоримской культуре, которая ставила человека на место земного бога и величие человека виделось в его способностях формировать самого себя. Человек мерило себя. Эпоха началась в Италии и в России, всегда связана с интересам к личности человека, к его подвигу жизни, мысли и т.д. На Руси имела особенность тесно переплеталась с задачей освобождения от ига и ростом национального самосознания единства Руси и патриотизма. Идеологом Русского возрождения являлась церковь, а великим деятелем в эту эпоху Сергей Радонежский (идеолог русского возрождения) 1321 – 1391 г.г. основатель Троицко – Сергиева монастыря, заказчик иконы Рублеву. Троица Рублева стала символом единения Руси и единения людей как братьев (шедевр 14 века). В 14 веке возникла густая сеть Русских монастырей в центральной средней Руси. Основными были учения Сергея. Он богославил Дмитрия Донского на куликовскую битву. Феофан Грек он писал ветхозаветные образы, его святые были очень суровы, тогда как образы святых Христа Рублева были радостно одухотворены. Храмы этого века изменили свой облик. В Москве Спасский собор Андронникова монастыря (был ученик Сергея Родонежского). Было развито движение «молчаничество» - принятие обета молчания. Успенский собор на городке в Звенигороде и Рождественский собор Саввино Стороннивский монастырь. Куликовская битва стала предметом воспевания и была создана поэма (Задонщина).

15 век образование единого государства

С снижением авторитета церкви параллельно развивается Еретичество (отступление от христианства).. Строительство в Москве Кремля началось при Иване III. Он из Италии пригласил мастера, который строил. До 15 века мы не знаем ни одного имени (анонимно) кроме Рублева и Сергея. Преображается облик Кремля. Русские города возникали как крепость, оборонный пункт сплод товаров (денег, идеологий) центр культуры. Московский кремль – первый с дубовыми стенами построил Иван Калита, первый белокаменный его внук Дмитрий Донской(14 век). Знаменитые культурные ценности этого века:

Архангельский собор (собор – усыпальница)

Успенский Кафедральный собор

Благовещенский (домовая церковь)

Грановитая палата (первое светское здание получило свой название по убранству) – место приема иностранных гостей, дипломатов

Архитектура в 17 веке.

В конце века возник новый архитектурный стиль – Москвоское барокко . Однокупольные церкви, многоярусные, сочетают церковь и колокольню, расписывался розовым, желтым и украшался резьбой. Церковь покрова Богородицы в Филях

Культура 18 в

Бурно развивается культура, особенно наука, благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову (1811 – 1865). Физика, химия, горное дело, история, стихосложение, учредитель Московского Университета. В эту эпоху в России произошла смена изобразительных искусств: на смену барокко приходит классицизм – сначала в литературе, затем в архитектуре. В литературе Ломоносов создал репертуар русских театров Третьяковский, Сумароков, Кантимир. Архитектура в середине столетия. Итальянский архитектор Астрелли последнее и великое здание барокко – Зимний дворец, в эпоху дворцовых переворотов стиль развивался. Скульптура – «Медный всадник» конный портрет Петра – Фальконе, «Самсон, раздирающий пасть льву» - Козловский (алигория полтавской победы).

Реформы Александра 2

2. Городская реформа. (1870) Городовое положение:

создавались городские думы и гор управы во главе с гор головой. Кандидатура гор головы утверждалась губ-тором,выборность была предоставлена по 3 куриям: 1 - промышленники и торговцы (1/3 налогов), 2 - средние предприниматели (1/3), 3 - все гор население. Из 707 губ 621 получили реф-му мсу. Компетенции те же, недостатки те же.

Судебная реформа:

1864 - обнародованы новые суд уставы.ликвидировалась сословная система судов,было объявлено рав-во всех перед законом,была введена гласность судопр-ва,состязательность судопр-ва,презумпция невиновности,несменяемость судей,единая система судопроизводства,создан суд двух видов: 1. Мировые суды - рассматривали уг и гр дела, ущерб по кот-м не превышал 500 руб. Судьи выбирались на уездных собр-х и утверждались сенатом.

2. Общий суд - состоял из 3 инстанций: 1 - окр суд (в уездах), 2 - губ суд палата, 3 - сенат. Рассм уг и гр дела ущерб по кот-м был >500 руб Судьи в общие суды назначались царем, а присяжные заседатели выбирались на губ собр-х.

Недостатки: продолжали сохраняться мелкие сословные суды

Военная реформа: 1874 - Устав о воинской повинности

для поднятия компетентности высшего военного рук-ва воен мин-во было преобразовано в генштаб,вся страна была разделена на 6 воен округов,было проведено сокращение армии, были ликвидированы воен поселения,

была отменена рекрутская система набора в армию и введена всеобщая воинск пов-ть. С 21 года. Срок службы составлял 15 лет. Но в в действ армии солдаты служили 6 лет, 7 - для матросов. Были введены льготы по воинск службе: люди с нач обр-м служили 3 года, кто закончил гимназию - 1,5 года, с высшим - неск меяцев. От воинск обяз-ти освобождались, если был 1 ребенок в семье, если имел 2 детей или если на его содерж-ии были престарелые родители.,

были отменена палочная дисциплина. Прошла гуманизация отношений в армии.

Реформа в обл-ти просвещения:

Была продиктована экономич потребностями. Коснулась всех сфер

Реф-ма нач обр-я: В 1863 вышел устав нач народных училищ, он положил начало созданию системы гос нач обр-я для всех категорий нас-я, т.е. сюда допускались все сословия.

Среднее обр-е: В 1864 вышел устав для гимназий.

в гимназии был доступ для всех сословий. Г были разделены на 2 вида: 1. Классич гимназии (для поступления в универ),

программу обучения в гимназиях определяли университеты, что создавало возможность системы преемственности,

в этот перидод получает развитие среднее женск обр-е, начинают создаваться женские гимназии.

женщин начинают допускать в ВУЗы в кач-ве вольных слушателей

Университетское обр-е: Алекс2 предоставил универам болшую свободу. Это было обусловлено новым универс уставом 1863 года. Свободы:студ-ты могли создавать студ орг-ции,получали право создавать свои газеты и журналы без цензуры,в универы допускались все вольножелающие,студ-там предоставлялось право на выбор ректора,было введено студ самоупр-е в виде совета фак-та,создавались системы корпоративности студ-тов и преподов.

Значение реформ

Проведенные реорганизации имели прогрессивный характер. Они начали закладывать базу для эволюционного пути развития страны. Россия в определенной степени приблизилась к передовой для того времени европейской социально-политической модели. Был сделан первый шаг по расширению значимости общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.

Однако процесс модернизации России имел специфический характер. Он прежде всего обуславливался традиционной подавленностью российской буржуазии и политической пассивностью народных масс.

Культура 19-20

«Золотой классический век» – русской литературы. Главная тенденция – демократизация культуры. Демократичность культуры 3 фактора:

1) Творцами культуры стали разночинцы – выходцы из разных сословий (чинов), культура утрачивает дворянский характер.

2) Тема «народа» стала преобладать во всех произведениях.

3) Обострился интерес творческой интеллигенции к народному творчеству собирания, ни одна произведение не обошлось без обращения к фольклору.

Господствовали стили:

1-3 десятилетие – романтизм, с 40-х – реализм.

Романтизм – обращение к возвышенным героическим идеалам, национальному прошлому и фольклору. Пушкин (Онегин), Лермонтов (Печорин).

Реалисты: поздний Пушкин, Гоголь, Достоевский, Чехов.

Основоположники русской классической музыки: Глинка, Чайковский.

Основоположники живописи: Репин, Шишкин, Айвазовский.

19 век – высший взлет науки: 1820 – открытие Антарктики. 1869 – менделеевская периодическая таблица.

Февральская революция

Отсутствие у общества возможности влиять на власть - ограниченность возможностей Государственной думы и неподконтрольность правительства (и в то же время ограниченность полномочий правительства).

Император уже не мог единолично решать все вопросы, но мог кардинально помешать вести последовательную политику при этом не неся никакой ответственности.

В этих условиях политика не могла выражать интересы не то что большинства, но и сколько-нибудь значительной части населения, что и вызывало стихийное недовольство, а ограничения на публичное выражение протеста привело к радикализации оппозиции.

1. стране не хватало промтоваров, т.к. 86% ее прод-ции было воен прод-цией

2. транспортный кризис

3. 15,5 млн чел мобилизированных были сосредоточены в городах - острая нехватка продуктов

4. финансовый кризис, инфляция вела к росту цен и снижению зарплаты.

5. с/х кризис

6. усугубился полит кризис. Основные полит лагеря были те же. Правительств лагерь испытывал острый кризис.

· 1916г Россия потерпела поражение в 1 МВ.

· правит кризис проявился в министерской чехорде (за 1916 год сменилось 13 министров)

· дискредитация фамилии Г. Распутина

Либеральный лагерь: заметно левеет.

· октябристы пытаются склонить Н2 отречься от престола в пользу сына Алексея при регентстве брата Н2 Михаила Алекс

· идея создания ответственного министерства

Либеральный лагерь не найдя отклика со стороны царя на свои предложения склоняется на сторону доведения революции до конца.

Соц-дем лагерь: Здесь происходит консолидация сил

25.02.1917 - забастовка переросла во всеобщ стачку

27.02.1917 - Петроград был в руках вооставших. Начинают создаваться революционные органы гос власти, а именно был сформирован вр комитет госдумы и петроградский совет рабочих солдатских депутатов. В ночь со 2 на 3 марта Н2 отрекается от престола в пользу своего брата Михаила, но М отказывается от престола до созыва Учредит собр-я

Итоги революции:

1 завершилась победой. В итоге этой рев-ции в стране установилось двоевластие(Члены Гос. думы образовали временное пр-во, в кот. вошли представ. бурж. партий, гл. образом октябристов и кадетов. Председ. пр-ва стал Г.Е.Львов.

Одновр. социал-демокр. фракция думы, рабочая группа ЦВПК и др. орг. организовали выборы в советы. В советах оказались представлены партии эсеров, меньшевиков, большевиков (последних ~10%), которые выражали интересы рабочего класса и крестьянства.

Председателем исполкома Петроградского совета стал Н.С.Чхеидзе (который был председателем фракции меньшевиков в Думе). На стороне советов была армия, так как во всех частях были созданы солдатские советы.

Временное правительство имело опору в министерском руководстве Советов, которое считало, что после победы буржуазно-демократической революции власть должна находиться в руках буржуазии. Но без согласия с Петроградским советом Временное правительство не смогло принимать важных решений.

2 Россия стала самым свободным демократич г-вом в мире (политич партии, легализация всех печатных форм)

3 в России открывались альтернативные пути развития 1 альтернатива - развитие по демократич пути, 2 - социалистич путь.

Ссср в период оттепели

Период с 1953 г. до начала 60-х получил название «оттепели». Она коснулась всех сторон жизни советского обще­ства, включая идеологию и культуру. Стали издаваться ранее запрещенные произведения российских и зарубежных авторов, увеличилось число газет, журналов. Однако и в этот период КПСС сохраняла рычаги идеологического контроля.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Советы по строительству и ремонту