Советы по строительству и ремонту

Катастрофы происходят зачастую из-за нелепого совпадения событий и приводят к непоправимым последствиям. Последнее время наиболее часто происходят экологические катастрофы, оставляя огромные шрамы на теле нашей планеты. Мы подготовили подборку самых крупных катастроф, которые обошлись человечеству в рекордные суммы. Итак, вашему вниманию 10 самых крупных и дорогих техногенных катастроф, большая часть из которых произошла в течение последнего столетия

На первом месте самая глобальная техногенная экологическая катастрофа – взрыв на Чернобыльской АЭС . Эта катастрофа обошлась миру в 200 млрд долларов, при том что работы по ликвидации не закончены даже наполовину. 26 апреля 1986 г. на Чернобыльской АЭС в бывшем СССР произошла самая страшная ядерная авария в истории. Более 135000 человек, проживавших в радиусе 30 километров (19 миль) от разрушенного реактора - и 35000 голов скота - были эвакуированы; вокруг станции, расположенной вблизи украинско-белорусской границы создали беспрецедентную по размеру зону отчуждения. На этой запретной территории природа должна была сама справляться с высоким уровнем радиации, вызванным катастрофой. В результате зона отчуждения по сути превратилась в гигантскую лабораторию, где ставился эксперимент - что происходит с растениями и животными в условиях катастрофического ядерного заражения местности? Сразу после катастрофы, когда всех волновали тяжелейшие последствия радиоактивных осадков для здоровья людей, мало кто думал о том, что произойдет с дикой природой внутри зоны - и уж тем более о мониторинге происходящего.

Чернобыльская катастрофа надолго останется самой крупной и дорогостоящей экологической катастрофой. На втором месте взрыв американского шаттла Колумбия, который обошелся в 13 миллиардов долларов, что в 20 раз меньше по стоимости, и в миллионы раз меньше по последствиям воздействия на окружающую среду.

Шаттл «Колумбия» был первым действующим многоразовым орбитальным аппаратом. Его изготовили в 1979 году и передали Космическому центру НАСА имени Кеннеди. Шаттл «Колумбия» был назван по имени парусника, на котором капитан Роберт Грей в мае 1792 года исследовал внутренние воды Британской Колумбии. Шаттл «Колумбия» погиб в результате катастрофы 1 февраля 2003 года, при входе в атмосферу Земли, перед посадкой. Это было 28-е космическое путешествие «Колумбии». Информацию с жесткого диска Колумбии удалось восстановить, были выявлены причины крушения, что позволило избежать таких катастроф в будущем.

На третьем месте снова экологическая катастрофа. 13 ноября 2002 года нефтяной танкер Prestige взорвался, 77000 тонн горючего ушло в океан, что стало крупнейшим в истории Европы разливом нефтепродуктов. Убытки в ходе работ по устранению нефтяного пятна составили 12 миллиардов долларов.

Четвертое место – гибель шаттла Челленджер. Ни что не предвещало трагедию во время старта космического шатла Челленджер 28 января 1986 года, но через 73 секунды после старта он взорвался. Американским налогоплательщикам эта авария обошлась в 5,5 миллиарда долларов.

На пятом месте Взрыв на нефтяной платформе Piper Alpha - произошел 6 июля 1988, который признан самой ужасной катастрофой за всю историю нефтедобывающей отрасли. Авария обошлась в 3,4 миллиарда долларов.


Piper Alpha - единственная в мире сгоревшая нефтедобывающая платформа. В результате утечки газа и последующего взрыва, а также в результате непродуманных и нерешительных действий персонала погибло 167 человек из 226 находившихся в тот момент на платформе, только 59 осталось в живых. Сразу же после взрыва на платформе была прекращена добыча нефти и газа, однако в связи с тем, что трубопроводы платформы были подключены к общей сети, по которым шли углеводороды с других платформ, а на тех добычу и подачу нефти и газа в трубопровод долгое время не решались остановить (ждали разрешение высшего руководства компании) огромное количество углеводородов продолжило поступать по трубопроводам, что поддерживало пожар.

На шестом месте снова экология. Разлив нефти из танкера компании Exxon Valdez - произошел 24 марта 1989Это самый масштабный разлив нефти за всю историю человечества. В воду попало более 11 млн. галлонов нефти. На ликвидацию последствий этой экологической катастрофы было потрачено 2,5 миллиарда долларов.



Седьмое место – взрыв бомбардировщика-невидимки B-2. Катастрофа произошла 23 февраля 2008, и стоила налогоплательщикам США полтора миллиона долларов. К счастью, никто не пострадал, последовали только финансовые затраты.

Восьмое место - Крушение пассажирского поезда Metrolink. Столкновение поездов, произошедшее 12 сентября 2008 года в Калифорнии, относится больше к халатности. Столкнулись два поезда, 25 человек погибло, компания MetroLink потеряла 500 миллионов долларов

На девятом месте столкновение топливной автоцистерны и легкового автомобиля - произошло 26 августа 2004 г. на мосту Wiehltal в Германии. Эту катастрофу, которая произошла 26 августа 2004 года, можно отнести к авариям на дорогах. Они часто происходят, но эта по масштабности превзошла все. Машина проезжая по мосту на всей скорости врезалась в едущий на встречу полный бензовоз, произошёл взрыв, который практически уничтожил мост. Кстати, на восстановительные работы моста ушло 358 миллионов долларов

Замыкает десятку самых дорогих катастров гибель Титаника. Трагедия произошла 15 апреля 1912 г. и унесла 1523 человеческие жизни. Расходы на строительство корабля составили 7 млн долларов (в пересчете на сегодняшний курс - 150 млн долларов).

Техногенные катастрофы, потрясшие человечество в последние годы, оставили на Земле чудовищные шрамы. Они происходят по трагической случайности и вине людей, но каждый раз мир содрогается от последствий. Представляем крупнейшие техногенные катастрофы в мире.

Авария на Чернобыльской АЭС

Крупнейшая техногенная катастрофа в истории нашей страны – это безусловно . На устранение последствий аварии на ЧАЭС было потрачено $200 млрд. Число советских граждан, пострадавших от радиационной техногенной катастрофы, не приводит ни одна статистика.

В 1954 году США провели испытание ядерного оружия в районе Маршалловых островов в Тихом океане. Ядерный заряд был в тысячу раз мощнее бомбы, . Техногенная экологическая катастрофа привела к тому, что в радиусе десятков тысяч километров было уничтожено почти все живое.

Утечка газа в Бхопале


Причины техногенных катастроф могут быть разными. Это и человеческий фактор, и землетрясение, и даже случайность. Самая страшная техногенная катастрофа в истории Индии произошла в Бхопале в 1984 году, где на химическом предприятии случилась утечка смертельного газа.

Ядовитое облако окутало ближайшие деревни, жители которых просыпались от жжения в горле и глазах. В первые часы погибли 3787 человек, десятки тысяч ослепли. По неофициальным данным, жертвами Бхопальской катастрофы стали до десяти тысяч человек. Причину утечки газа до сих пор не назвали.

Взрыв танкера Prestige


Техногенные экологические катастрофы приводят к печальным последствиям для биологического разнообразия океана. Подтверждением этого является разлив нефти вследствие взрыва танкера Prestige в 2002 году. Тогда в море вытекло 77 тысяч тонн горючего. Ущерб от экологической катастрофы составил $12 млрд. Погибли тысячи обитателей морских глубин.

Пожар на буровой Piper Alpha


Последствия техногенных катастроф могут быть еще страшнее. В 1988 году на нефтяной платформе Piper Alpha прогремел взрыв, ставший причиной самой ужасающей по масштабам аварии в истории нефтедобывающей отрасли. Нерешительные действия персонала привели к смерти 167 человек. Ущерб для флоры и фауны установить не удалось.

Разлив нефти Exxon Valdez


Катастрофы техногенного характера часто связаны с нефтью. Вот и следующее бедствие для биоразнообразия Мирового океана не обошлось без углеводородов. В 1989 году из танкера Exxon Valdez в воду попало 11 миллионов галлонов нефти. На ликвидацию техногенной экологической катастрофы было брошено $2,5 млрд.

Авария на химкомбинате в Тулузе


Европа стойко пережила все техногенные аварии и катастрофы, но взрыв на химкомбинате во французской Тулузе поверг европейцев в шок. 300 тонн нитрата аммония подорвались из-за халатности руководства. 30 человек погибли на месте, около 300 получили сильнейшие ожоги и отравления ядовитыми парами. Было уничтожено 185 детсадов, 80 школ, 130 предприятий, без крова остались 40 тысяч французов.

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС


Техногенные катастрофы в России приводят к ужасающим последствиям. Стоит вспомнить аварию на Саяно-Шушенской ГЭС на реке Енисей в 2009 году. В истории мировой энергетики инцидент в Сибири стал самым значительным по разрушениям. Погибли 75 человек. Граждане, пострадавшие в результате техногенной катастрофы, до сих пор вспоминают те страшные дни с содроганием.

Авария на Фукусиме


Радиационные и техногенные катастрофы случаются даже в высокотехнологичной Японии. Виновником стало землетрясение и цунами. 14-метровая волна затопила четыре реактора из шести, выведя из строя систему охлаждения. В результате взрыва во внешнюю среду попала радиация. Ликвидация последствий аварии на АЭС займет не менее 40 лет.

Отравление залива Минамата


Говоря о техногенных катастрофах, подразумевают разливы нефти, ядерные катастрофы, крупные происшествия на заводах. Все они имели последствия и для местного населения, и для окружающей среды.

Ядерные и атомные катастрофы

Ядерная энергия остается самой опасной при бедствиях и катастрофах. Аварии на таких объектах оцениваются по семибалльной шкале.

Чернобыльская катастрофа (Украина)

Самой крупной на сегодняшний день считается катастрофа на Чернобыльской атомной станции, которая произошла в 1986 году. Во время взрыва на станции полностью был разрушен четвертый реактор. Пожар продолжался две недели, его не могли потушить.

Радиоактивные вещества, выброшенные в воздух, привели к смерти 56 тысяч человек. Наибольшему заражению подверглись Белоруссия, запад России и север Украины.

Фукусима (Япония)

Самой последней страшной атомной катастрофой признана авария, которая произошла в 2011 году в Японии на атомной станции Фукусима. Это случилось после девятибалльного землетрясения. Стихия стала причиной гибели более 25 тысяч человек. Но главное ее следствие – радиационная угроза мирового масштаба, связанная с повреждением реактора на атомной электростанции.


АЭС Три-Майл-Айленд (США)

В истории Америки страшнейшей аварией считается авария в штате Пенсильвания в1979 году. Это случилось на АЭС Три-Майл-Айленд. Из-за несработавшей системы охлаждения произошло частичное расплавление некоторых элементов реактора.


Крупнейшие ЧП на предприятиях

Страшные происшествия, вошедшие в историю, происходили также и на предприятиях, о которых мы расскажем подробнее.

Химкомбинат «Маяк» (г.Челябинск-40, Россия)

В 1959 году на химкомбинате в закрытом городе Челябинск-40 произошла серьезная техногенная авария, рассекретили которую только после 1999 года.


Взрывом на высоту до 2-х километров были подняты радиоактивные вещества, которые осели, загрязнив территорию, равную 23 тысячам кв. км.

Медицинская клиника (г. Гояния, Бразилия)

Трагедия произошла в 1987 году. Медицинская клиника в бразильском городе Гояния уже не действовала. Из этой заброшенной клиники несколько человек украли контейнер, где находился радиоактивный порошок.


Владелец свалки, купивший у мародеров данный контейнер, демонстрировал находящийся в нем светящийся порошок своим знакомым. Территория возле города оказалась зараженной, и жить на ней снова можно будет только через 300 лет.

Крупнейшие разливы нефти

Более сотни государств сталкивались с проблемой разлива нефти, имевшей значительные экологические последствия, сравнимые с ядерными взрывами.

Взрыв нефтяной платформы (Мексиканский залив)

Буровая нефтяная платформа Deepwater Horizon стала известна на весь мир в 2010 году после того, как на ней случился взрыв, в результате которого на протяжении трех с половиной месяцев сырая нефть вытекала в воды Мексиканского залива. Таким образом, в воду попало 670 тысяч тонн нефти.

Крушение наливного танкера (берега Бретани)

В 1978 году у берегов Бретани произошел масштабный разлив нефти, причиной которого стало крушение танкера Amoco Cadiz. В море вылилось 23 тысячи сырой нефти. Морской берег Франции оказался загрязненным на протяжении двухсот миль.


Крупнейший разлив нефти произошел не из-за взрыва, а был организован человеком. Речь о разливе в Персидском заливе. Во время войны в 1990 году иракские войска, отступая, открыли задвижки нефтяных терминалов.


Из-за ведения боевых действий, бороться с последствиями этой катастрофы начали поздно: 600 км побережий уже были загрязнены. Тысяча квадратных километров поверхности залива была покрыта нефтью.

Самая страшная техногенная катастрофа в истории человечества

Страшнейшей в истории техногенной катастрофой считается взрыв на химическом заводе в индийском городе Бхопал. Трагедия произошла в начале декабря 1984 года.


Погибли в результате катастрофы примерно 20 тысяч человек, пострадали – до 600 тысяч. Вода и территория города и окрестностей остаются зараженными по сей день. Были в истории и другие страшные события, но не во всех виноват человек. Иногда грандиозные разрушения и массовые жертвы происходили по воле природы. На сайте сайт есть статья о самых страшных событиях XX века .
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Масштабные чрезвычайные ситуации это местные, федеральные, региональные, территориальные и локальные чрезвычайные ситуации. Для ликвидации таких ситуаций нужна помощь вышестоящих комиссий по чрезвычайным ситуациям.

Рассмотрим статистику масштабных чрезвычайных ситуаций произошедшие за период 2000-2011 гг. поле подробно.

В 2000г. произошли следующие события:

В Волжском районе, 4 апреля, была просадка грунта, площадь до 300м2, глубина до 10м, на 24-ом километре железной дороги Помары-Илеть. При этом перекрыли движение поездов на 8 часов, материальный ущерб был400 тыс. руб.

который сопровождался дождем с крупным градом, повреждены кровли зданий сельскохозяйственных предприятий, строения.

В Оршанском районе, 27 июля, из-за сильного дождя с градом и шквалистым ветром, были уничтожены посевы сельскохозяйственных культур площадью 1829га, материальный ущерб составил 1 млн. руб.

В Звениговском районе (детский оздоровительный лагерь на оз. Таир),

27 июля, из-за отключения электричества прекратили горячее водоснабжение, произошло массовое заболевание детей острой кишечной инфекцией. Пострадало 79 детей и 1 взрослый.

В Звениговском районе, 1 августа, из-за града с дождем, пострадали посевы сельскохозяйственных культур, площадью 2118 га.

больные классической чумой, заразилось 213 голов, 57 голов было забито, а 68 голов захоронено.

В 2001г.:

В Горномарийском районе (на р. Волга в районе д. Мумариха), 25 апреля, из-за нарушения правил эксплуатации с танкером Волга-Нефть-39

и катером БТТ-23, произошло столкновение. Утонули 2 члена экипажа катера, и сам катер.

В Новоторъяльском районе, 18 мая, из-за ураганного ветра, были разрушены хозяйственные постройки, снесены кровли, оборваны провода электропередачи. Ущерб составил 480 тыс. руб.

В 2002г.:

В Звениговский районе, 11 июня, из-за жаркой и сухой погоды, крупный лесной пожар. Площадь пожара составила 240 га.

В Медведевском районе, 25 июля, вследствие жаркой и сухой погоды произошел лесной пожар. Площадь пожара составила 600 га.

В 2003г.:

В 13 районов республики, 3 июня, из-за неблагоприятных погодных условий (морозы, осенняя засуха, весенние заморозки, поздняя вегетация)

вымерзли сельскохозяйственные культуры. Площадь убыток составила 47,4 тыс. га. Материальный ущерб 111,6 млн. руб.

В 2004г.:

было отключено 50 трансформаторных подстанций, нарушено нарушение электроснабжение в 51 населенном пункте, повреждено 245 м газопровода, 10 высоковольтных опор и 24 ЛЭП 10 кВ.

В г. Йошкар-Ола, 9 декабря, произошел пожар в лакокрасочном цехе ЧП «Салтанов» (ФГУП «Хладокомбинат»). Погибло 15 человек. Пострадало 11 человек.

В 2005г.:

В Моркинском районе, 22 июля, вследствие сильного дождя. На дорогах д. Малый Шорьял, образовались ямы глубиной до 1,5 м. Было разрушено 3 плотины противопожарных прудов. Материальный ущерб составил 1,2 млн. руб.

В Звениговском районе, 29 августа, из-за курения в нетрезвом состоянии, возник пожар. Погибло 2 ребенка 2000 и 2002 годов рождения, 3 человека пострадали, из них 2 детей.

В Горномарийском районе, 10 ноября, вследствие грубого нарушения правил дорожного движения, произошло крупное дорожно-транспортное происшествие. Произошло лобовое столкновение автомобиля ЗИЛ-131 и «Газель» погибло 6 человек, 11 человек госпитализированы.

В 2006г.:

В Звениговском районе, 7 июня, из-за жаркой и сухой погоды, произошел лесной пожар. Площадь пожара составила 157,4 га.

В г. Йошкар-Ола, 23 июля, при нарушении скоростного режима, автомобиль ВАЗ-21102 выехал на полосу встречного движения и столкнулся с автомобилем «International» с прицепом. Погибло 5 человек, 1 человек с тяжелыми повреждениями доставлен в реанимацию.

В 2007г.:

В Звениговском районе, 27 января, при нарушении правил дорожного движения произошло лобовое столкновение автомобилей ГАЗ-3307 и ВАЗ-21093. Погибло 5 человек.

В Оршанском районе, 23 апреля, вследствие подмыва грунта, произошла просадка колодца канализационной насосной станции. Из за чего вышел из строя канализационный коллектор, который обеспечивает 80% хозяйственно-бытовых стоков п. Оршанка с населением более 6 тыс. человек.

В Медведевском районе, 15 июня, из-за сильного ураганного ветера. Произошло разрушение кровли 4 жилых домов, частичное разрушение кровли 22 жилых домов и 9 дачных домов. Нарушилось электроснабжение д. Юж-Сапарово.


Рисунок 1. — Статистика масштабных ЧС

В Волжском районе, 9 октября, по причине грубого нарушения правил дорожного движения, произошло крупное дорожно-транспортное происшествие. Столкновение грузового автомобиля «DEFA-1045» и рейсового автобуса ПАЗ 672. Пострадало 29 человек, погиб водитель автомобиля «DEFA-1045».

В 2008г.:

В Куженерском районе, 21 июля, из-за сильного дождя, который сопровождался сильным ветром. Повреждены крыши многоэтажных жилых домов, бани, повреждены линии электропередач, газопровод. повалено до 100 м3 леса.

В 2009г.:

В Волжском районе, 22 мая, произошло дорожно-транспортное происшествие. Погибло 2 человека, 15 человек пострадали.

В Звениговском районе, 15 июня, вследствие лесного пожара. Повреждена площадь леса 216,1га. Материальный ущерб составил 2 млн. 780,67102 тыс. рублей.


Рисунок 2 – Среднемноголетнее распределение ЧС

По анализу масштабных чрезвычайных ситуаций, которые происходили за последние десять лет на территории Российской Федерации, можно увидеть, что они как происходили, так и происходят.

Самыми масштабными техногенными чрезвычайными ситуациями по своим последствиям стали пожары, при каждом из которых погибло более двух человек. 1

Для того, что бы сделать по минимуму масштабные чрезвычайные ситуации нужно применить выполнить следующее:

1. Изменить или дополнить действующие нормативные правовые акты Российской Федерации;

2. Изменить нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации и органов управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение в соответствии с пунктом «б» статьи 3. Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»;

3. Применить принципы организации управления экономическим обеспечением: централизованного руководства, комплексности, плановости и контроля, взаимосогласованности и заблаговременности;

4. Проанализировать правовое регулирование и организацию управления на основе создания отраслевых моделей экономического обеспечения масштабных ЧС определенного вида и единого перечня средств ликвидации ЧС;

5. Развитие в экономическом обеспечении правовых основ для ликвидации масштабных ЧС и др.

6. Органами управления по ликвидации масштабных ЧС: является органы государственной власти; органы управления территорией.

7. Построение этапов формирования правовых и организационных основ для ликвидации масштабных ЧС:

— 1-го до создания органов управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение;

— 2-го — после создания этих органов;

— 3-го при плановом проведении работ;

— 4-го — при переходе к отмене мер и временных ограничений.

В результате реализованного комплекса мер количество масштабных чрезвычайных ситуаций в прошлом году сократилось на 13,5%, а гибель людей уменьшилась на 14,9%. 1

2 Оценка последствий и выводы

Трагедия в Баренцевом море стала первым серьезным испытанием для президента Путина. 12 августа 2000 года в результате взрыва в торпедном отсеке в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка «Курск». Погибли все члены экипажа – 118 человек. Президент Владимир Путин прервал отпуск, который он проводил в Сочи.
Трагедия наглядно показала, что аварийно-спасательные силы и средства Северного флота не боеготовы, а власти и военное руководство страны не способны организовать спасательную операцию. К помощи иностранных специалистов решили не прибегать, а своими силами не справились. Между тем, по мнению офицеров-подводников, находившиеся в последних отсеках моряки были живы после взрыва еще довольно длительное время и их можно было спасти. Впрочем, Генпрокуратура пришла к противоположным выводам.

Из первоначальных версий гибели субмарины, рассматриваемых правительственной комиссией: столкновение с другим подводным кораблем, подрыв на морской мине и нештатная ситуация в первом отсеке, – в итоге остановились на третьей. Следствие пришло к выводу, что к трагедии привел взрыв торпеды в первом отсеке. Примечательно, что через год, когда поднимали «Курск», именно первый отсек оставили на дне.

Инфраструктура энергетики, большей частью доставшаяся ещё с советских времен, начала сыпаться с угрожающей скоростью.

Так получилось, что главные проблемы пришлись под занавес десятилетия. Всего страшного, что произошло за 10 лет, можно не упомнить, но странное совпадение пугает: все самые главные аварии пришлись именно под занавес – в последние годы тучных 2000-х.

Вспомним хотя бы аварию на подстанции «Чагино», произошедшую в мае 2005 года. Тогда Россия, и прежде всего Москва, Подмосковье и другие близлежащие регионы, впервые познакомилась с английским определением «блэкаут». Свет погас, телевизоры сникли, холодильники потекли, а жизнь практически остановилась, информация – только по радио… Сумма ущерба составила тогда 2,5 млрд. руб., но это чисто теоретически, реально же ущерб никто не подсчитывал.

17 августа 2009 года произошла авария на Саяно-Шушенской ГЭС. Итоги – 75 погибших, ущерб, по предварительным оценкам, – 30–40 млрд. руб.

В Междуреченске Кемеровской области на угольной шахте «Распадская» – крупнейшей в России – произошла авария. Первый взрыв произошел 8 мая 2010 года в 23.55 по местному времени, второй – 9 мая, уже после того, как в шахту спустились спасатели. Взрывами было разрушено несколько наземных строений шахты. В результате погиб 91 человек – шахтеры и спасатели. За медицинской помощью обратились, по данным Сибирского регионального центра МЧС, 142 пострадавших. По предварительным расчетам, затраты по восстановлению шахты составят около 280 млн. долл., что включает в себя компенсационные социальные выплаты, затраты по ликвидации пожара и откачке воды, стоимость проектных и ремонтных работ, приобретение основных средств, а также подготовку угольных пластов к добыче. Но и эти данные, вероятно, будут уточняться.

Лето прошлого вообще стало испытанием для всей страны. Невиданная жара привела к тому, что огнем были охвачены 22 субъекта России, в семи регионах указом президента был объявлен режим чрезвычайной ситуации (ЧС). Произошло около 30 тыс. лесных и торфяных возгораний на общей площади более 1,6 млн. га. Жертвами стихии стали более 50 человек. Без крова остались более 3,5 тыс. жителей страны из разных регионов.

Но даже под самый Новый год проблемы не закончились. Начиная с 26 декабря 2010-го из-за снегопада, массового обледенения проводов и падения деревьев на линиях электропередачи в Центральной России было обесточено около 4,4 тыс. населенных пунктов, в которых проживают 900 тыс. человек. Значительная часть из них встретила без света как новогодние, так и рождественские праздники. Энергетический коллапс затронул крупнейший аэропорт страны «Домодедово». Около 30 тыс. человек оказались заложниками и стихии, и разгильдяйства чиновников разного уровня.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Авария на Саяно-Шушенской ГЭС унесла жизни 75 человек

Среди крупнейших техногенных катастроф в новейшей истории России - аварии на шахтах и электростанциях, гибель воздушных и морских судов, пожары и обрушения крыш зданий.

2 декабря 1997 года - взрыв метана на шахте "Зыряновская"

В результате взрыва метана на шахте "Зыряновская" в Кемеровской области погибли 67 человек. Сообщалось, что авария произошла во время пересменки в очистном забое. Основной причиной был назван человеческий фактор: комбайнер раздавил шахтерский самоспасатель (средство индивидуальной защиты от токсичных продуктов горения), который спровоцировал взрыв неожиданно появившегося в забое газа метана с последующим взрывом угольной пыли.

За неделю до взрыва на шахте произошла вспышка газа, в результате которой пять рабочих получили ожоги. Однако эксплуатация рудника не была остановлена. Специалисты отмечают, что никто из руководящего состава шахты по итогам расследования наказан не был. На протяжении десяти последующих лет авария в Новокузнецке оставалась самой крупной катастрофой в Кузбассе.

12 августа 2000 года - гибель атомной подлодки "Курск"

Во время военно-морских учений российского флота в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка К-141 "Курск" с крылатыми ракетами. По официальной версии, на подлодке, которая была спущена на воду в мае 1994 года, произошел взрыв торпеды по причине утечки компонентов топлива. Возникший через две минуты после первого взрыва пожар повлек за собой детонацию торпед, находившихся в первом отсеке лодки.

Второй взрыв привел к еще более значительным разрушениям. В результате все 118 членов экипажа погибли. В результате операции подъема подлодки, завершенной год спустя, были найдены и захоронены 115 тел погибших моряков. "Курск" считался лучшей подводной лодкой Северного флота. В числе прочих версий гибели "Курска" утверждалось, что он мог быть торпедирован американской подводной лодкой.

4 июля 2001 года - катастрофа самолета Ту-154 в Иркутске

Самолет авиакомпании "Владивосток Авиа", совершавший рейс по маршруту Екатеринбург-Иркутск потерпел катастрофу при заходе на посадку. В результате трагедии погибли 144 человека. В заключении государственной комиссии причиной катастрофы были названы ошибочные действия экипажа. В процессе выполнения посадочного маневра была потеряна скорость, после чего командир утратил возможность управления самолетом

Пять лет спустя, 9 июля 2006 года, при посадке в том же аэропорту Иркутска самолет авиакомпании "Сибирь" не сумел остановиться на взлетно-посадочной полосе, выкатился за ее пределы и врезался в гаражный комплекс. Следствие установило проблемы воздушного судна с двигателем из-за ошибки экипажа. Из 203 человек, находившихся на борту, погибли 124 человека.

24 ноября 2003 года - пожар в общежитии РУДН

Пожар в одном из корпусов общежития Российского университета дружбы народов вспыхнул ночью, когда большинство студентов спали. Очагом возгорания была комната, которая на момент возгорания была пуста. Огонь распространился на четыре этажа. Студенты и работники вуза, выпрыгивая из окон на этих этажах, серьезно пострадали, некоторые разбились насмерть. Пожар унес жизни 44 человек, преимущественно иностранных студентов, около 180 человек попали в больницу с ожогами и телесными повреждениями. Виновными в возгорании судом были признаны шесть человек, в том числе проректор по административно-хозяйственной деятельности университета и главный инженер университета, а также инспектор Госпожнадзора Юго-Западного Административного округа Москвы, получивший самое суровое наказание - два года лишения свободы в колонии-поселении.

14 февраля 2004 года - обрушение крыши аквапарка "Трансвааль"

В результате обрушения крыши спортивно-развлекательного комплекса на юго-западе Москвы погибли 28 человек, в том числе восемь детей, еще около 200 человек получились травмы различной степени тяжести. В момент аварии в аквапарке, открытом в июне 2002 года, находились, по разным данным, от 400 до тысячи человек, многие из которых праздновали День всех влюбленных.

Среди основных версий обрушения, которые рассматривались следствием, назывались нарушения при проектировании и строительстве здания, а также его неправильная эксплуатация. Прокуратура столицы пришла к выводу о виновности главного конструктора проекта аквапарка Нодара Канчели, однако затем прекратила уголовное дело по амнистии.

23 февраля 2006 года - обрушение кровли Басманного рынка

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Обрушение крыши рынка, по данным комиссии, стало следствием неправильной эксплуатации

Рано утром в Москве рухнула крыша Басманного рынка на площади примерно в 2000 кв. метров. Погибли в общей сложности 66 человек, десятки людей удалось извлечь из-под обломков живыми. Спустя два месяца после катастрофы комиссия правительства Москвы вынесла решение о том, что происшедшее - следствие систематической неправильной эксплуатации здания на протяжении всего срока его службы.

Проектировщиком перекрытий рынка являлся Нодар Канчели, конструктор "Трансвааль-парка", крыша которого обрушилась двумя годами ранее. Комиссия установила, что крыша рынка обрушилась из-за обрыва одного из тросов-вантов, на которых она держалась. А сам обрыв стал следствием нескольких причин, среди которых была коррозия ванта и внеплановая перестройка здания.

19 марта 2007 года - взрыв метана на шахте "Ульяновская"

Авария на шахте "Ульяновская" в Кемеровской области унесла жизни 110 человек. Удалось спасти 93 шахтеров. Российская федеральная служба по экологическому, технологическому и ядерному надзору объявила, что на шахте "Ульяновская" были допущены "грубейшие нарушения правил безопасности".

Губернатор области Аман Тулеев заявил, что в день аварии на шахте устанавливалось оборудование, призванное выявлять и локализовывать утечки газа. Почти все руководство шахты спустилось под землю для проверки работы системы и погибло при взрыве. Спустя три года следственный комитет при прокуратуре, проведя дополнительное расследование, возбудил еще одно уголовное дело по факту аварии на "Ульяновской". Аварий с таким количеством жертв ранее никогда не случалось на шахтах СССР и России.

14 сентября 2008 года - авиакатастрофа Boeing 737 в Перми

Самолет компании "Аэрофлот-Норд", совершавший рейс по маршруту Москва-Пермь, потерпел катастрофу при заходе на посадку. В результате столкновения с землей погибли все находившиеся на борту люди - 88 человек, в том числе 7 детей. Среди погибших оказался советник президента, герой России генерал-полковник Геннадий Трошев.

Эта катастрофа стала первой для самолета Boeing 737 на территории России. Системной причиной происшествия был назван "недостаточный уровень организации летной и технической эксплуатации самолетов Boeing 737 в авиакомпании". К тому же, по результатам судмедэкспертизы, был установлен факт наличия этилового алкоголя в организме командира корабля перед смертью.

17 августа 2009 года - авария на Саяно-Шушенской ГЭС

Крупнейшая в России и шестая в мире гидроэлектростанция - Саяно-Шушенская - была остановлена 17 августа, когда в машинный зал хлынула вода. Три из десяти генерирующих гидроагрегатов были полностью уничтожены, а все остальные повреждены.

Восстановительные работы по ГЭС на реке Енисей, как ожидается, займут несколько лет и в лучшем случае завершатся в 2014 году. Крупнейшая в истории российской и советской гидроэнергетики авария привела к гибели 75 человек. Комиссия российской Госдумы, расследовавшая причины аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, назвала имена около 20 работников станции, причастных, по ее мнению, к трагедии.

Депутаты рекомендовали уволить, среди прочих, генерального директора ГЭС Николая Неволько и главного инженера Андрея Митрофанова. В декабре 2010 года уже бывшему директору ГЭС Неволько было предъявлено обвинение в "нарушении правил техники безопасности и иных правил охраны труда, повлекшем смерть двух и более лиц".

5 декабря 2009 года - пожар в клубе "Хромая лошадь"

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Большинство посетителей пермского ночного клуба не сумели выбраться на улицу

Крупнейший по числу жертв пожар в истории постсоветской России произошел в пермском ночном клубе "Хромая лошадь". По версии следствия, он начался во время пиротехнического шоу, когда искры попали на потолок, сделанный из сухих деревянных прутьев, и вызвали возгорание. В клубе мгновенно началась давка, по причине которой выбраться из тесного помещения удалось не всем.

Пожар в "Хромой лошади" повлек смерть 156 человек, несколько десятков человек получили ожоги различной степени. В связи с инцидентом был уволен ряд должностных лиц и чиновников пожарного надзора, а правительство Пермского края в полном составе сложило с себя полномочия. В июне 2011 года испанские правоохранительные органы выдали своим российским коллегам Константина Мрыхина, которого следствие называет соучредителем клуба. Кроме него по делу проходят еще восемь человек.

9 мая 2010 года - авария на шахте "Распадская"

На одной из крупнейших угольных шахт мира, расположенной в Кемеровской области, с разницей в несколько часов произошли два взрыва метана, в результате которых погиб 91 человек. В общей сложности около 360 шахтеров оказались заблокированными под землей, большинство горняков удалось спасти.

В декабре 2010 года 15 человек, находившихся в шахте в момент аварии и числившихся пропавшими без вести, решением суда были признаны погибшими. Премьер-министр Владимир Путин заявил, что органы Ростехнадзора не раз предъявляли претензии к состоянию оборудования на "Распадской", но руководство шахты никак на них не реагировало.

Директор шахты Игорь Волков, которому были предъявлены обвинения в нарушении правил безопасности, ушел в отставку. Руководство "Распадской" оценило свой ущерб в 8,6 млрд рублей.

10 июля 2011 года - гибель теплохода "Булгария" на Волге

Двухпалубный дизель-электроход "Булгария", который шел из города Болгар в Казань, затонул в трех километрах от берега. Одним из факторов, предположительно приведших к катастрофе, называют перегруженность корабля. По некоторым сведениям, после произведенной переделки судно было рассчитано на перевозку 140 пассажиров. Однако билетов на речную прогулку 10 июля было продано гораздо больше. Четвертую часть тех, кто был на борту, составляли дети.

К утру 14 июля обнаружены тела 105 погибших в результате крушения, судьба еще 24 остается неизвестной. 79 пассажиров и членов экипажа спаслись. В связи с гибелью "Булгарии" Васильевский суд Казани уже арестовал двух человек, которых подозревают в "оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности" - Светлана Инякина, генеральный директор компании "АргоРечТур", которая являлась субарендатором теплохода "Булгария", и Яков Ивашов, старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Советы по строительству и ремонту