Советы по строительству и ремонту

К вспомогательным формам обучения, дополняющим и развивающим классно-урочную деятельность учащихся, относятся кружки, практикумы, семинары, конференции, консультации, факультативные занятия, учебные экскурсии, домашняя самостоятельная работа учащихся и др.

К основным и стабильным видам внешкольных занятий относится домашняя самостоятельная работа учащихся, рассматриваемая как составная часть процесса обучения.

Главная ее цель - расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учащихся. Эта работа строится с учетом требований учебных программ, а также интересов и потребностей школьников, уровня их развития. Домашняя самостоятельная работа учащихся выполняет определенные дидактические функции, среди которых - закрепление знаний, умений, полученных на уроках, расширение и углубление учебного материала, проработанного в классе, формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений, развитие самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающего возможностям учащегося, выполнение индивидуальных наблюдений, опытов, сбор и подготовка учебных пособий - таких, как гербарии, природные образцы, открытки, иллюстрации, газетные и журнальные вырезки, статистические данные и т. д. для изучения новых тем на уроках.

Последнее десятилетие развития практики обучения ознаменовано пересмотром роли и функций домашней самостоятельной работы учащихся. Распространились призывы работать без домашних заданий, которые многими воспринимались как прогрессивный шаг к перестройке учебной работы и дидактических отношений. Однако серьезных доказательств бесполезности домашних заданий нет. Наоборот, многовековая практика и педагогические законы доказывают: если дома знания, приобретенные на уроке, не повторяются, то они забываются. Отказ от домашней самостоятельной работы чреват снижением качества обучения. Не отказываться, а умело руководить этой работой, оптимизировать ее обязан педагог. Необходимо соблюдать нормативы максимальных нагрузок школьников, тщательно

диагностировать, прогнозировать и планировать домашнюю нагрузку.

Распространенным недостатком массовой практики является то, что на уроках педагоги мало ориентируют учащихся на добросовестное выполнение домашних заданий, не уделяют должного внимания их проверке в классе, поощрению лучших учеников. На объяснение домашних заданий часто не хватает времени, они сообщаются наспех. Педагоги редко ориентируют учащихся в трудностях, с которыми те могут столкнуться при выполнении домашних заданий, не указывают пути их преодоления. Вследствие этого домашняя самостоятельная работа часто оказывается неуправляемой и малоэффективной. Учителя должны больше опираться на возможности учащихся, шире использовать дифференцированный и индивидуальный подходы к определению объема и характера домашних заданий.

Предметные кружки, предлагаемые школой, отличаются большим разнообразием как по направленности, так и по содержанию, методам работы, времени обучения и т.

Д. Практика подтверждает, что они играют весьма благоприятную роль в развитии интересов и склонностей учащихся, способствуют развитию положительного отношения к обучению: активные кружковцы обычно лучше учатся и серьезнее относятся к поручениям. Кружки укрепляют связь обучения с жизнью, развивают межпредметные связи, в частности между общеобразовательными и специальными дисциплинами. Работа учащихся в предметных кружках активизирует учебный процесс, способствует повышению качества обучения.

Традиционно к вспомогательным формам учебной работы относятся экскурсии. Они могут быть фронтальными, групповыми и микрогрупповыми (бригадными). Учебные экскурсии планируются как по отдельным предметам, так и межпредметно по тематике нескольких смежных дисциплин. Чтобы успешно провести экскурсию, учителю необходимо тщательно к ней готовиться: предварительно ознакомиться с объектом и маршрутом, разработать детальный план, суметь организовать учащихся на выполнение предстоящих задач. В плане экскурсии указываются тема и цель, объект, порядок ознакомления с ним (методика), организация познавательной деятельности учащихся, средства и снаряжение, необходимые для выполнения заданий, подведение итогов. Методика проведения экскурсии зависит от темы, ди-

Диагностика и контроль

дактической цели, возраста учащихся, их развития, а также от объекта экскурсии.

Учебный план школы предусматривает организацию всевозможных факультативов и курсов по выбору. Они разрабатываются с учетом пожеланий и интересов школьников, их родителей. Практика подтверждает целесообразность факультативного изучения таких, например, курсов, как фермерство, экономика, электро- и радиотехника, электроника, химия полимеров, астрофизика, психология, этика, античная история, народоведение, отдельные области ботаники, второго иностранного языка, машинописи, этнографии, стенографии, библиотечного дела, счетоводства, живописи, музыки, художественной гимнастики и др. При определении перечня факультативов и предметов по выбору исходят не только из личных пожеланий учащихся, но из общественных потребностей и возможностей школы. Учитываются конкретные условия и задачи подготовки учащихся к практической деятельности в соответствии с местными условиями. Факультативные занятия и занятия по выбору должны проводиться в тесной связи с уроками по обязательным и общеобразовательным предметам.

Потребность в консультации - учебной беседе, где вопросы задают преимущественно учащиеся, возникает чаще всего в связи с их самостоятельной работой над определенным учебным материалом или заданием. Правильно организованная консультация помогает учащимся преодолевать трудности в овладении учебным материалом. В процессе консультации учитель направляет деятельность учащихся так, чтобы они самостоятельно приходили к правильному пониманию того или иного вопроса, уяснению сложного для них задания, учились раскрывать сущность изучаемого материала. Консультация дает возможность учителю обнаружить пробелы в знаниях учащихся, обратить их внимание на те моменты, которые требуют особого внимания. Правильно организованная консультация воспитывает у учащихся самоконтроль, критическое отношение к своим знаниям, помогает правильно установить уровень обученности. Консультируя, педагогу не следует тотчас давать готовые ответы на вопросы учащихся. Желательно сначала с помощью проверочных вопросов выяснить, что учащийся не понимает, в чем он действительно затрудняется, и лишь затем помочь ему. Консультацию, особенно тематическую, следует сочетать с текущим проверочным опросом или обсуждением той или иной узловой

Раздел 2. Теория и технология обучения

и т. п. Каждому оценочному суждению приписывается определенный, заранее согласованный (установленный) балл, показатель (например, оценочному суждению «отлично» - балл 5).

Функции оценки не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка - единственное в распоряжении педагога средство стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у школьников создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам. Поэтому значимость оценки, разнообразие ее функций требуют поиска таких показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности школьников и обеспечивали их выявление. С этой точки зрения ныне действующая система оценивания знаний, умений требует пересмотра с целью повышения ее диагностической значимости и объективности.

Важнейшими принципами диагностирования и контролирования обученности (успеваемости) учащихся являются объективность, систематичность, наглядность (гласность). Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Практически объективность диагностирования означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования, а также педагогов, осуществляющих диагностирование.

Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса - от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении. Школьный контроль необходимо осуществлять с такой частотой, чтобы надежно проверить все то важное, что обучаемым надлежит знать и уметь. Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели. Такой подход исключает

Этапы и звенья контроля

универсальность отдельных методов и средств диагностирования.

Принцип наглядности (гласности) заключается прежде всего в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит наглядный, сравнимый характер. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка - это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним и об объективности педагога. Необходимым условием реализации принципа является объявление результатов диагностических срезов, обсуждение и анализ их с участием заинтересованных людей, составление перспективных планов ликвидации пробелов.

К вспомогательным формам организации учебной работы относятся разнообразные занятия, дополняющие и развивающие классно-урочную деятельность учащихся. Среди них выделяют: семинары, практикумы, консультации, конференции, кружки, факультативные занятия, учебные экскурсии, домашнюю самостоятельную работу учащихся и другие формы. Следует заметить, что такое определение является несколько условным: при сегодняшнем разнообразии учебных заведений и плюрализма форм некоторые из них, как уже отмечалось, перешли в разряд нестандартных уроков, другие, например, семинары, экскурсии, факультативы, домашняя самостоятельная работа, могут на время становиться основными формами организации учебной работы.

Традиционно к вспомогательным формам учебной работы относят семинары. Цель и специфика семинаров в том, чтобы активизировать самостоятельную работу учащихся над учебной и дополнительной литературой и тем самым побудить их к более глубокому осмыслению и расширение знаний по теме, которая изучается. Проводятся семинары в основном в старших класах. их подготовка включает определение основных вопросов и литературы для самостоятельной работы. После этого проводится сам семинар, в ходе которого ученики подробно обсуждают поставленные вопросы, используя при этом как материал учебника и сведения из других источников, уточняя, углубляя и расширяя свои знания. Учитель поощряет при этом поиски новых подходов к осмыслению темы, оригинальные задумки, нестандартные суждения.

Свою специфику имеют и экскурсии. Учебные экскурсии планируются как из отдельных предметов, так и комплексные, по тематике нескольких родственных дисциплин. В плане экскурсии обязательно указывается тема, цель, объект, порядок ознакомления с ним (методика), организация познавательной деятельности учащихся, средства, необходимые для выполнения задач, подведение итогов экскурсии. Каждая экскурсия имеет такие способы ознакомления учащихся с объектом, как разъяснение, беседа, наглядный показ, самостоятельная работа по плану: наблюдение, составление соответствующих схем, диаграмм, рисунков, сбор наглядно-иллюстративного материала и др. На заключительном этапе учащиеся анализируют и систематизируют собранный материал, создают коллекции, изготавливают схемы, устраивают выставки, готовят доклады, рефераты и т.д. По теме экскурсии учитель проводит итоговую беседу, в ходе которой делает обобщенные выводы, оценивает знания, полученные учащимися во время экскурсии, рекомендует прочитать дополнительную литературу, которая поможет учащимся глубже осмыслить те или иные вопросы.

К числу основных и стабильных видов внешкольных занятий относится домашняя самостоятельная работа учащихся. Она рассматривается как составная часть процесса обучения. Главной целью ее является: расширение и углубление знаний, умений, полученных на уроках; предупреждение их забывания; развитие индивидуальных склонностей, талантов и способностей учащихся. Домашняя самостоятельная работа учащихся в современной школе выполняет следующие функции:

Закрепление знаний, умений, полученных на уроках;

Расширение и углубление учебного материала, который изучался в классе;

Формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений;

Развитие самостоятельного мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающего возможностям учащегося;

Выполнение индивидуальных заданий: наблюдений, опытов, учебных пособий (гербариев, природных образцов, газетных и журнальных вырезок, статистических данных и т.п.) для изучения новых тем на уроках.

При определении домашних заданий учитель должен придерживаться следующих дидактических правил:

1. Осмысление и самостоятельное выполнение домашнего задания возможно только после основательного усвоения учащимися новой темы на уроке (когда ученики осмыслили основные вопросы нового материала и усвоили основные приемы его применения на практике, научились решать задачи, примеры, выполнять упражнения).

2. Домашние задания должны быть дифференцированными. Наряду с общими задачами для всего класса учитель дает отдельно сложнее задания для учащихся, которые проявляют способности к овладению знаний по предмету.

3. Определяя домашнее задание, необходимо не только указать на соответствующие параграфы учебника, номера упражнений и задач, но и обратить внимание на порядок и приемы домашней работы учащихся, а также на те особенности, которыми отличаются домашние упражнения и задачи от выполненных в классе.

4. Учитель должен диагностировать, прогнозировать и планировать домашнее нагрузки учащихся, соблюдать нормативы максимальной нагрузки школьников.

Нормативы максимальной нагрузки

Каждый урок должен быть для наставника задачей, к выполнению которого он стремится, обдумывая его заблаговременно: каждым заданием необходимо чего-то достичь, сделать последующий шаг и заставить весь класс сделать этот шаг...

К.Д. Ушинский

В подготовке учителя к уроку выделяется три этапа: диагностика, прогнозирование, планирование. При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактический материал, уверенно владеет им, у него нет проблем с образовательными задачами.

Диагностика сводится к уточнению всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, интересов и способностей, запросов и наклонностей, уровня подготовки, характера учебного материала, его особенностей, структуры урока, а также анализа всех затрат времени в учебном процессе - на актуализацию опорных знаний, усвоение нового материала, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений. Результатом диагностики должна быть диагностическая карта урока.

Прогнозирование обеспечивает оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального.

Планирование - завершающая стадия подготовки, в ходе которой создается план управления познавательной деятельностью учащихся. В плане молодого учителя должны отражаться следующие моменты:

Дата проведения урока и его номер по тематическому плану;

Название темы урока и класса, в котором он проводится;

Цели и задачи образования, воспитания и развития учащихся;

Структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по ним;

Методы и приемы работы учителя в каждой части урока;

Учебное оборудование, необходимое для проведения урока;

Домашнее задание.

План-конспект должен быть детальным. Это требование выведена из практики: никому еще не удалось стать мастером без осмысления во всех подробностях организации урока, который должен проводиться.

1. Конспект лекций Педагогика
2. 2. Объект, предмет и функции педагогики.
3. 3. Связь педагогики с другими науками и ее структура
4. 4. Философские основы педагогики.
5. 5. Суть новой методологии педагогики.
6. 6. Аксиологический подход к изучению педагогических явлений.
7. 7. Педагогические ценности.
8. 8. Обще - и конкретно-научная методология педагогики.
9. 9. Методы педагогических исследований.
10. Тема 2. Развитие, социализация и воспитание личности. Тема 2. Развитие, социализация и воспитание личности. 1. Личность и условия ее развития
11. 2. Наследственность в человеческом развитии.
12. 3. Социализация и становление личности.
13. 4. Роль воспитания в развитии человека и формировании его личности.
14. Тема 3. Цель воспитания. Тема 3. Цель воспитания. 1. Понятие о цели воспитания.
15. 2. Условия и факторы определения целей воспитания.
16. 3. Зарождение и развитие идеи о всестороннем развитии личности.
17. 4. Цель воспитания в современной педагогике.
18. 5. Образование как важнейшее звено реализации цели воспитания.
19. 6. Основные тенденции развития образования.
20. Тема 4. Педагогический процесс. Тема 4. Педагогический процесс. 1. Суть педагогического процесса.
21. 2. Движущие силы педагогического процесса.
22. 3. Педагогический процесс как система.
23. 4. Целостность педагогического процесса.
24. 5. Закономерности педагогического процесса.
25. 6. Организация педагогического процесса.
26. Тема 5. Педагог: профессиональная деятельность и личность. Тема 5. Педагог: профессиональная деятельность и личность. 1. Суть педагогической деятельности, основные виды, специфика.
27. 2. Структура педагогической деятельности учителя.
28. 3. Педагог демократической школы.
29. 3.1. Гуманистическая направленность личности учителя.
30. 3.2. Педагогическая и гуманитарная культура.
31. 3.3. Профессионально значимые качества.
32. 3.4. Профессиональная компетентность.
33. ЧАСТЬ II. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ. ЧАСТЬ II. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ. Тема 6. Дидактика: сущность, дидактические концепции, современные подходы.
34. 1. Понятие о дидактику.
35. 2. Основные дидактические концепции.
36. 3. Обучение и развитие в гуманистической дидактике.
37. Тема 7. Процесс обучения. Тема 7. Процесс обучения. 1. Суть процесса обучения.
38. 2. Процесс обучения как система.
39. 3. Цели процесса обучения (целевой компонент).
40. 4. Стимулирование процесса обучения (стимуляційно-мотивационный компонент).
41. 5. Содержание учебного процесса (содержательный компонент).
42. 6. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся (операционно-деятельностный компонент).
43. 7. Контроль и регулирование учебно-познавательной деятельности (контрольно-регулировочный компонент).
44. 8. Оценка и самооценка результатов учебного процесса (оценочно-результативный компонент).
45. 9. Деятельность учителя и ученика в различных видах обучения.
46. Тема 8. Закономерности и принципы обучения. Тема 8. Закономерности и принципы обучения. 1. История проблемы.
47. 2. Классификация закономерностей обучения.
48. 3. Понятие о принцип, правило.
49. 4. Система дидактических принципов.
50. Тема 9. Содержание образования в общеобразовательной школе. Тема 9. Содержание образования в общеобразовательной школе. 1. Понятие о содержании общего среднего образования.
51. 2. Факторы, обусловливающие формирование содержания образования.
52. 3. Теории организации содержания образования.
53. 4. Научные требования к формированию содержания образования.
54. 5. Реализация содержания образования в современной школе.
55. Тема 10. Формы обучения. Тема 10. Формы обучения. 1. Понятие о формах обучения
56. 2. Из истории форм организации обучения.
57. 3. Индивидуализация и дифференциация обучения.
58. 4. Урок - основная форма организации обучения.
59. 5. Типы и структура уроков.
60. 6. Организация учебной деятельности учащихся на уроке.
61. 7. Нестандартные уроки.
62. 8. Вспомогательные формы обучения.
63. 10. Самоанализ урока.
64. Тема 11. Методы обучения. Тема 11. Методы обучения. 1. Понятие о методах обучения.
65. 2. Классификация методов обучения.
66. 3. Методы организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности.
67. 4. Методы стимулирования и мотивации умения.
68. 5. Методы контроля и самоконтроля в обучении.
69. 6. Бинарные методы обучения.
70. 7. Ситуационный метод.
71. 8. Выбор методов обучения.
72. Тема 12. Средства обучения. Тема 12. Средства обучения. 1. Понятие о средствах обучения.
73. 2. Простые средства.
74. 3. Сложные средства.
75. Тема 13. Диагностика обучения. Тема 13. Диагностика обучения. 1. Диагностика результатов обучения
76. 2. Контроль результатов учебно-познавательной деятельности учащихся.
77. 3. Тестирование уровня усвоения содержания образования.
78. 4. Оценивания результатов обучения.
79. Тема 14. Процесс воспитания. Тема 14. Процесс воспитания. 1. Суть процесса воспитания
80. 2. Процесс воспитания как система.
81. 3. Особенности воспитательного процесса.
82. 4. Цель и задачи гуманистического воспитания.
83. 5. Механизмы становления личности.
84. 6. Школы гуманистического воспитания.
85. 7. Закономерности и принципы гуманистического воспитания.
86. 8. Самовоспитания учащихся.
87. Тема 15. Содержание процесса воспитания. Тема 15. Содержание процесса воспитания. 1. Понятие о содержании воспитания.
88. 2. Особенности содержания воспитания в современной школе.
89. 3. Базовая культура личности: содержание и пути формирования. 3. Базовая культура личности: содержание и пути формирования. 3.1. Воспитание гражданской культуры.
90. 3.2. Воспитание умственной культуры.
91. 3.3. Философско-мировоззренческая подготовка.
92. 3.4. Воспитание основ нравственной культуры.
93. 3.5. Воспитание экологической культуры.
94. 3.6. Трудовое воспитание и профориентация.
95. 3.7. Воспитание эстетической культуры.
96. 3.8. Формирование физической культуры.
97.

Вспомогательные формы организации учебной работы (условное определение, так как некоторые из этих форм перешли в разряд нестандартных уроков) – разнообразные занятия, дополняющие и развивающие классно-урочную деятельность учащихся. К ним относятся: кружки, практикумы, семинары, конференции, консультации, факультативные занятия, учебные экскурсии, домашняя самостоятельная работа учащихся и др.

К числу основных и стабильных видов внешкольных занятий относится домашняя самостоятельная работа учащихся, рассматриваемая как составная часть процесса обучения. Главная ее цель – расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учащихся. Домашняя работа строится с учетом требований учебных программ, а также интересов и потребностей школьников, уровня их развития. Внеурочная учебная деятельность опирается на самодеятельность, сознательность, активность и инициативу учащихся.

Важные дидактические функции домашней самостоятельной работы:

– закрепление знаний, умений, полученных на уроках;

– расширение и углубление учебного материала, проработанного в классе;

– формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений;

– развитие самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающего возможностям учащегося;

– выполнение индивидуальных наблюдений, опытов; сбор и подготовка учебных пособий для изучения новых тем на уроках.

Предметные кружки , предлагаемые школой, отличаются большим разнообразием как по направленности, так и по содержанию, методам работы, времени обучения и т. д. Они играют благоприятную роль в развитии интересов и склонностей учащихся, способствуют развитию положительного отношения к обучению. Кружки способствуют укреплению связи обучения с жизнью, развитию межпредметных связей. Работа учащихся в предметных кружках активизирует учебный процесс, способствует повышению качества обучения.

Традиционно к вспомогательным формам учебной работы относятся экскурсии .

Методика проведения экскурсии зависит от темы, дидактической цели, возраста учащихся, их развития, а также от объекта экскурсии.

Экскурсия может быть фронтальной , групповой или микрогрупповой (бригадной). Учебные экскурсии планируются как по отдельным предметам, так и комплексные, включающие тематику нескольких смежных дисциплин.

Важное значение имеет заключительный этап экскурсии – подведение итогов и обработка собранного материала . По теме экскурсии проводится беседа.

Учебными планами предусматривается организация всевозможных факультативов и курсов по выбору . Они разрабатываются с учетом пожеланий и интересов школьников, их родителей. Учитываются конкретные условия и задачи подготовки учащихся к практической деятельности в соответствии с местными условиями.

Консультации дают возможность учителю обнаружить пробелы в знаниях учащихся, обратить их внимание на вопросы, требующие серьезного изучения. Правильно организованная консультация воспитывает у учащихся самоконтроль, критическое отношение к своим знаниям, помогает правильно установить уровень обученности.

Все задачи обучения, воспитания и развития решить в рамках урока невозможно, поэтому он как основная организационная форма организации обучения органично дополняется другими формами. Некоторые из них развивались параллельно с ним в рамках классно-урочной системы (экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия), а другие были заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы с учетом возраста учащихся (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены).

Такие формы организации обучения получили название дополнительных и вспомогательных. Их применение ограничено целым рядом факторов: они используются не по всем предметам (например, лабораторные работы используются только по дисциплинам естественного цикла), посещаются не всеми учащимися (например, факультатив посещают сильные учащиеся, дополнительные занятия - слабые), предназначены не для всех возрастных групп (например, кружковые занятия для учащихся начального и среднего звена, факультативные занятия для старшеклассников), являются вторичными по отношению к уроку (на них закрепляется, расширяется, углубляется, повторяется материал, освоенный на уроке).

Вместе с тем использование дополнительных и вспомогательных форм организации обучения повышает интерес учащихся к учебному предмету, формирует у них познавательную мотивацию. Кроме того, дополнительные формы организации обучения дают возможность оперативно выявлять и развивать более способных и одаренных учащихся; подтягивать отстающих и неуспевающих учащихся и т.д.

Дополнительные формы организации обучения .

Среди дополнительных форм организации обучения следует выделить дополнительные занятия, консультации, домашнюю самостоятельную работу учащихся, учебные конференции, лекции, семинарские занятия, практикумы или практические занятия, лабораторные работы, экскурсии, коллоквиумы, зачеты, экзамены.

Дополнительные занятия проводятся с отдельными учащимися или группой с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету.

При отставании в учебе прежде всего необходимо вскрыть его причины, что и будет определять конкретные формы, методы и приемы работы с учащимися. Это могут быть несформированность умений и навыков учебной работы, утрата интереса к учебному предмету или общее замедленное развитие. На дополнительных занятиях опытные учителя практикуют различные виды помощи: разъяснение отдельных вопросов, прикрепление слабых учеников к сильным, повторное объяснение темы. При этом в одних случаях требуется большее использование наглядности, а в других — словесной конкретизации.


Для удовлетворения познавательного интереса и более глубокого изучения определенных предметов с отдельными учащимися проводятся занятия, на которых решаются задачи повышенной трудности, обсуждаются научные проблемы, которые выходят за рамки обязательных программ, даются рекомендации по самостоятельному освоению интересующих проблем.

С дополнительными занятиями тесно связаны консультации . В отличие от первых они, как правило, эпизодические, поскольку организуются по мере необходимости. Различают текущие, тематические и обобщающие (например, при подготовке к экзаменам или зачетам) консультации. Консультации в школе обычно групповые, что не исключает, конечно, и индивидуальных консультаций. Нередко практикуется выделение специального дня консультаций, хотя часто в этом нет особой необходимости, поскольку учителя и учащиеся находятся в постоянном общении и имеют возможность оговорить время проведения консультаций по мере надобности.

Необходимость домашней самостоятельной работы учащихся обусловлена не столько решением чисто дидактических задач (закрепления знаний, совершенствования умений и навыков и т.п.), сколько задачами формирования навыков самостоятельной работы и подготовки школьников к самообразованию. Поэтому утверждения, что в домашних заданиях нет необходимости, поскольку основное должно быть изучено на уроке, несостоятельны. Домашняя работа имеет не только образовательное, но и большое воспитательное значение, формируя чувство ответственности, вырабатывая аккуратность, усидчивость и другие социально ценные качества.

Домашняя учебная работа учащихся принципиально отличается от классной прежде всего тем, что протекает без непосредственного руководства учителя, хотя и по его указаниям. Ученик сам определяет время выполнения задания, выбирает наиболее приемлемый для него ритм и темп работы. Работая самостоятельно в домашних условиях, которые значительно отличаются от классных, ученик лишен тех средств, которые может использовать учитель, чтобы сделать работу более увлекательной; дома нет коллектива, который благотворно влияет на создание рабочего настроения, стимулирует здоровое соперничество.

Исходя из дидактических целей, можно выделить три вида домашних заданий: подготавливающие к восприятию нового материала, изучению новой темы; направленные на закрепление знаний, выработку умений и навыков; требующие применения полученных знаний на практике.

Особым видом домашней работы являются задания творческого характера (написание изложений, сочинений, выполнение рисунков, изготовление поделок, наглядных пособий и т.п.). Могут быть индивидуальные домашние задания и задания отдельным группам учащихся.

Домашние задания даются с учетом возможностей их выполнения школьником в следующих пределах: I - IV классы — до 2 часов; V - VII классы - до 3 часов; VIII-XI — до 4 часов. Чтобы не перегружать учащихся домашними заданиями, их целесообразно строить по принципу «минимум-максимум». Задания-минимум обязательны для всех. Задания-максимум необязательны, рассчитаны на учеников, интересующихся предметом, имеющих к нему склонность.

В практике работы школы сложились следующие виды инструктажа при задавании уроков на дом: предложение выполнить таким же способом, каким выполнялись аналогичные работы в классе; объяснение способа выполнения задания на двух-трех примерах; разбор наиболее трудных элементов домашнего задания.

Выполнение домашних заданий в школах-интернатах и школах продленного дня осуществляется в процессе самоподготовки. Преимущества самоподготовки состоят в том, что она проходит в продуктивные для самостоятельной работы часы (обычно после отдыха, прогулки); общее руководство самоподготовкой осуществляет педагог (можно обратиться за помощью); он может контролировать ход выполнения домашней работы и учитывать результаты в последующей работе на уроке (если самоподготовкой руководит учитель класса); можно мобилизовать силу коллектива на создание общественного мнения, организовать взаимоконтроль, взаимопомощь; учитель класса может сразу проверить выполнение домашней работы и тем самым высвободить время на уроке.

Однако самоподготовка не лишена недостатков. Так, в частности, возможны списывание и подсказки, порождающие иждивенческие настроения отдельных учащихся; выполнившие задание, как правило, находятся в том же помещении, что и другие (мешают, вызывают торопливость); усложняется процесс подготовки устных заданий.

Редко практикуемой в школах, но довольно действенной формой организации обучения, имеющей своей целью обобщение материала по какому-либо разделу программы, является учебная конференция . Она требует большой (прежде всего длительной) подготовительной работы (проведение наблюдений, обобщение материалов экскурсий, постановка опытов, изучение литературных источников и т.п.).

Конференции могут проводиться по всем учебным предметам и в то же время далеко выходить за рамки учебных программ. В них могут принимать участие учащиеся других (параллельных прежде всего) классов, учителя, представители науки, искусства и производства, участники войны, ветераны труда.

В старших классах и особенно в вечерних и сменных школах используется лекция , адаптированная к условиям школы. Школьные лекции успешно применяются при изучении как гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин. Как правило, это вводные и обобщающие лекции, реже они представляют собой модификацию урока сообщения новых знаний.

В условиях школы лекция во многом приближается к рассказу, но значительно продолжительнее по времени. Она может занимать урочное время целиком. Обычно лекция используется, когда учащимся необходимо дать дополнительный материал или обобщить его (например, по истории, географии, химии, физике), поэтому она требует записи.

В начале лекции учитель сообщает тему и записывает план. На этапе слушания и фиксирования лекции на первых порах учащимся необходимо указывать, что записывать, но не превращать лекцию в диктовку. В дальнейшем они должны самостоятельно по интонации и темпу изложения выделять подлежащее записи. Учащихся необходимо учить записывать лекции, а именно: показывать приемы конспектирования, использования общеупотребительных сокращений и обозначений, учить дополнять материал лекций, применять необходимые схемы, чертежи, таблицы.

Школьной лекции должна предшествовать подготовка учащихся к восприятию. Это может быть повторение необходимых разделов программы, выполнение наблюдений и упражнений и т.п.

Семинарские занятия проводятся в старших классах при изучении гуманитарных предметов. При этом используются два вида семинаров: в форме докладов и сообщений; в вопросно-ответной форме. Сущность семинаров заключается в коллективном обсуждении предложенных вопросов, сообщений, рефератов, докладов, подготовленных учащимися под руководством учителя.

Семинарскому занятию предшествует длительная заблаговременная подготовка. Сообщается план занятия, основная и дополнительная литература, намечается работа каждого ученика и класса в целом. Структурно семинары довольно просты. Они начинаются с краткого вступления учителя (введение в тему), затем последовательно обсуждаются объявленные вопросы. В конце занятия учитель подводит итог, делает обобщение. Если готовились сообщения или доклады, то обсуждение строится на их основе при активном участии оппонентов, которые тоже готовятся заранее и предварительно ознакомились с содержанием сообщений.

Особой формой семинара является семинар-диспут. Его отличие от внеучебных диспутов в том, что сохраняется постоянный состав класса, диспутом всегда руководит учитель и сохраняются традиции коллективной работы учащихся на уроке. Семинар-диспут имеет и особую цель — формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций.

Практикумы , или практические занятия , применяются при изучении дисциплин естественнонаучного цикла, а также в процессе трудовой и профессиональной подготовки. Они проводятся в лабораториях и мастерских, в учебных кабинетах и на учебно-опытных участках, в ученических производственных комбинатах и ученических производственных бригадах учащихся. Обычно работа строится в парах или индивидуально по инструкции или алгоритму, предложенному учителем. Это могут быть измерения на местности, сборка схем, ознакомление с приборами и механизмами, проведение опытов и наблюдений и т.п.

Практикумы во многом способствуют решению задач политехнического образования и трудовой подготовки школьников.

Лабораторная работа — это практическое занятие, которое проводится как индивидуально, так и с подгруппой учеников. Цели такого занятия заключаются в овладении системой средств и методов экспериментально-практического исследования; развитии творческих и исследовательских навыков учащихся; расширение возможностей использования теоретических знаний для решения практических задач.

Основными структурными элементами лабораторной формы работы являются обсуждение учителем задания с классом, ответы на вопросы учащихся; самостоятельное коллективное исполнение задания посредством чтения, практической деятельности; распределение частных заданий между участниками рабочей группы; консультации учителя в процессе проведения лабораторной работы; обсуждение и оценка полученных результатов членами рабочей группы; письменный или устный отчет учащихся о выполнении задания; контрольное собеседование учителя с представителями рабочих групп.

Как правило, все лабораторные работы по определенной учебной дисциплине объединяются в единую систему и носят название «лабораторный практикум».

Экскурсии представляют собой такую форму организации обучения, в процессе которой учащиеся посещают естественные (природные), хозяйственно-промышленные, культурные и общественные объекты с целью ознакомления с ними или получения сведений практического характера. Экскурсии могут проводиться перед изучением темы для предварительного ознакомления с объектом, а также в ходе изучения темы (текущая, сопутствующая экскурсия) и после теоретического изучения темы (заключительная экскурсия).

Перед экскурсией учитель сам детально знакомится с маршрутом, объектами наблюдения, при необходимости договаривается с экскурсоводами. Составляя план проведения экскурсии, учитель предусматривает меры, обеспечивающие безопасность учащихся в пути следования и на маршруте экскурсии, детализирует содержание работы групп и отдельных учащихся. Результаты экскурсии обсуждаются и используются в работе на уроках, при подготовке учащимися сообщений и докладов. Нередко они оформляются в виде стенных газет, альбомов и др. Иногда экскурсии проводятся не одним учителем (не по одному предмету), а совместно с другими учителями по двум или даже нескольким предметам (комплексные экскурсии).

Коллоквиум (от лат. colоlguium - разговор, беседа) связан с проверкой теоретической готовности школьника к проведению практических занятий (например, по физике, химии, биологии, труду).

Коллоквиум уместно проводить в порядке тематического контроля в IX-XI классах. Его методика заключается в следующем: учащимся заранее объявляются тема и минимум вопросов, указывается литература, организуются консультации. От коллоквиума, как правило, никто не освобождается, проверке подвергаются все ученики. Если кто-либо из учеников не справился с заданием, то такого ученика учитель вправе не допустить к практической работе. Дав ему консультацию о том, как ликвидировать пробелы в знаниях темы, учитель вновь проверяет, усвоил ли ее ученик, и только после этого допускает его к практической работе.

Зачет как дополнительная форма организации обучения проводится по отдельным разделам учебного предмета в соответствии с программными требованиями (объем знаний и практических умений и навыков). Проведя собеседование или выполнение практических заданий, учитель выясняет, каков объем учебного материала, которым прочно овладел ученик, каково качество знаний и умений по проверяемому предмету, достаточны ли они для того, чтобы на их базе продолжить изучение новых разделов курса или других смежных дисциплин. Результаты зачетов в баллах не оцениваются. Фиксируется лишь то, что проверенный предмет или его крупный раздел зачтен или незачтен ученику как усвоенный. От процедуры зачета учитель освобождает учащихся, активно работающих на уроках и отлично успевающих по предмету.

Экзамены могут быть выпускными и квалифицированными . Их принимает не один учитель, а экзаменационная (квалификационная) комиссия. По результатам экзаменов ученик получает официальный документ об окончании учебного заведения (свидетельство, аттестат, диплом), присвоении квалификации (разряда, категории) Вопросы, задания, программа выпускных экзаменов обычно содержат ключевые и базовые понятия и основную тематику по учебному предмету за все годы обучения. Учебный материал выносимый на экзамены, ученикам сообщается заблаговременно, для них организуются консультации.

Кроме выпускных в средних классах школ по некоторым предметам предусмотрены также и переводные экзамены. В отличие от выпускных они охватывают материал только одного учебного года. По мнению большинства учителей переводные экзамены побуждают учащихся к постоянным занятиям. Подготовка к ним систематизирует их знания, приучает к ответственности.

Итогом таких усилий ученика является более высокое качество его знаний, умений и навыков. Однако родители, общественность и некоторые учителя считают, что подготовка к переводным экзаменам и процедура их проведения создают повышенную нервную, психическую и эмоциональную нагрузку. В то же время результаты переводных экзаменов, как правило, подтверждают лишь тот уровень овладения учеником знаниями, умениями и навыками, который был известен учителю на основании тематического и итогового контроля.

Начиная с 2001 г. в экспериментальном порядке введен единый государственный экзамен (ЕГЭ}, который предусматривает совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников XI (ХII) классов общеобразовательных школ и вступительных испытаний для поступления в средние и высшие профессиональные образовательные учреждения. Результаты ЕГЭ признаются общеобразовательными школами в качестве результатов государственной (итоговой) аттестации; а средними и высшими профессиональными образовательными учреждениями - в качестве результатов вступительных испытаний.

При проведении ЕГЭ на всей территории России применяются однотипные задания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню подготовленности.

Для проведения ЕГЭ создается государственная экзаменационная комиссия субъекта Российской Федерации (ГЭК), в состав которой входят представители органов исполнительной власти, органов управления образованием различных уровней, образовательных учреждений. Состав ГЭК утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации по представлению органа управления образованием субъекта Российской Федерации.

К сдаче ЕГЭ допускаются выпускники XI (ХП) классов общеобразовательных школ, освоившие общеобразовательную программу среднего (полного) общего образования, независимо от формы получения образования. ЕГЭ проводится по таким общеобразовательным предметам, как математика, русский язык, литература, физика, химия, биология, география, история России, обществознание, иностранные языки.

Форма, процедура, сроки и продолжительность проведения ЕГЭ, перечень общеобразовательных предметов, по которым проводится ЕГЭ в субъекте Российской Федерации, определяется Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с данным субъектом.

Введение ЕГЭпозволит создать новые механизмы государственного контроля за качеством образования и подготовки выпускников образовательных учреждений и правовые основы системы объективной независимой оценки качества образования; усовершенствовать механизмы правового регулирования порядка приема в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования и государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений; повысить общедоступность профессионального образования, а также ввести дополнительные государственные гарантии реализации конституционного права граждан на равный доступ на конкурсной основе к среднему и высшему профессиональному образованию, в том числе граждан, проживающих в труднодоступных и отдаленных районах, и из семей снебольшим доходом.

Вспомогательные формы организации обучения.

К ним относятся те формы организации обучения, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей в соответствии с их склонностями. Это прежде всего факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы.

Эффективной формой дифференцированного обучения являются факультативы , которые появлялись в конце 60-х - начале 70-х годов ХХ века. Они представляют собой сверхпрограммные занятия, посещение которых осуществляется на добровольной основе и которые призваны решать следующие задачи: удовлетворять запросы учащихся в углубленном изучении отдельных учебных предметов; развивать учебно-познавательные интересы и способствовать повышению познавательной активности; способствовать развитию творческих способностей и индивидуальных особенностей учащихся.

Факультативные занятия проводятся для учащихся VII-IX и Х-ХI классов, интересующихся каким-либо предметом. Для проведения факультатива учащиеся (это могут быть ученики из нескольких классов одной параллели) объединяются в группы по 12-15 человек и выбирают курс определенного содержания. В последнее время факультативные занятия проводятся по морали, праву, экологии, эстетике, религии и др.

Факультатив работает по определенной программе, которая не дублирует учебную. На занятиях факультатива лекции его руководителя сочетаются с различными видами самостоятельной работы учащихся (практические и лабораторные работы, проведение небольших исследований, обзоры книжных новинок, дискуссии в группах, выполнение индивидуальных заданий, обсуждение докладов учащихся и др.).

Проверка и оценка знаний на факультативных занятиях больше является обучающей, чем контролирующей. Отметка выставляется только в том случае, когда она является результатом большой работы, проведенной учащимися, и выставляется чаще всего в виде зачета.

Занятия в кружках и клубах по интересам (мастерские, лаборатории, кафедры, студии), так же как и факультативные занятия, предполагают определенную программу деятельности. Однако эта программа менее строгая и допускает внесение существенных коррективов в зависимости от пожеланий детей, изменяющихся обстоятельств деятельности и других факторов. Кружковая и клубная работа строится на принципах добровольности, развития инициативы и самодеятельности детей, романтики и игры, учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Наряду с постоянно действующими формами организации внеучебной деятельности большое значение в структуре целостного педагогического процесса имеют и такие эпизодические мероприятия, как олимпиады, викторины, конкурсы, смотры, соревнования, выставки, экспедиции и т.п.

Нестандартные уроки.

Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную структуру.

Типы нестандартных уроков:

1. Урок – «погружение». 11.Семинар.

2. Урок – деловая игра. 12. Экскурсия.

3. Урок – пресс-конференция. 13. Урок – «Поле чудес».

4. Урок – соревнование. 14. Урок – сомнение.

5. Урок – КВН. 15. Урок – диалог.

6. Театрализованный урок. 16. Урок творчества.

7. Урок – аукцион. 17. Урок – конкурс.

8. Урок – «суд». 18. Урок – «Парадокс».

9. Урок – концерт. 19. Урок взаимообучения.

10. Урок фантазия. 20. Урок – «Своя игра».

Нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации и методике проведения, больше нравятся учащимся, чем обычные учебные занятия со строгой структурой. Поэтому учителям следует их проводить, но не превращать нестандартные уроки в главную форму работы. Такие уроки требуют серьезной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учащихся.

Вспомогательные формы организации обучения – это разнообразные занятия, дополняющие и развивающие классно-урочную деятельность учащихся.

а) Практикумы проводятся в учебных кабинетах, лабораториях и мастерских, на учебно-опытных участках школы. Они отличаются большой самостоятельностью учащихся и творческим отношением к выполнению учебных заданий. Учитель составляет план проведения практикума, готовит необходимые инструкции для учащихся и материальное обеспечение.

б) Семинарские занятия обычно проводятся после изучения основных разделов программы (преимущественно по предметам гуманитарного цикла). Этот вид организации обучения позволяет проводить системные обобщения теоретического материала, учить школьников выступать с сообщениями и рефератами, дискутировать, отстаивать свои убеждения и суждения, приучает к самообразованию. Учитель сообщает учащимся тему и план семинарского занятия, рекомендует литературу. Занятием руководит учитель. В конце семинара подводятся итоги.

в) Факультативные занятия проводятся по выбору и желанию учащихся для расширения научно-теоретических знаний и практических навыков, развития познавательных интересов, творческих способностей и в целях профессиональной ориентации учащихся. Занятия проводятся по специальным материалам, в которых предусматривается связь с обязательными дисциплинами. При установлении перечня факультативных занятий учитываются не только интересы учащихся, но и возможности школы.

г) Экскурсии.

Учебная экскурсия – это урок, но перенесенный в соответствии с учебной целью на предприятие, в музей, на природу.

Экскурсии различаются:

По учебному материалу (географические, исторические, литературные);



По месту их проведения (природа, производство, музей);

По основной дидактической цели (вводные или предварительные, текущие или сопровождающие, итоговые или заключительные).

При подготовке к экскурсии учитель определяет ее задачи, что будут наблюдать учащиеся, как обобщать и систематизировать свои наблюдения, место и срок проведения экскурсии, необходимое оборудование и снаряжение, продумывает маршрут (учебные экскурсии должны быть по возможности короткими: не более одного урока, не считая времени в пути к месту экскурсии).

д) Дополнительные занятия, консультации, собеседования проводятся, чтобы оказать учащимся помощь в учении. Дополнительные занятия можно использовать для удовлетворения потребностей учащихся в углубленном изучении отдельных тем, для устранения пробелов в знаниях. Они проводятся учителями во внеурочное время. Они могут быть групповыми и индивидуальными, носить характер консультаций, собеседований или самостоятельного выполнения учащимися заданий под руководством учителя.

е) Домашняя учебная работа – важная и неотъемлемая часть учебного процесса. Ее цель – расширить и углубить знания и умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учеников. Домашняя самостоятельная работа строится с учетом требований учебных программ, а также интересов и потребностей школьников, уровня их развития.

Домашняя самостоятельная работа выполняет следующиедидактические функции:

Закрепление знаний и умений, полученных на уроке;

Расширение и углубление учебного материала, проработанного в классе;

Формирование умений и навыков самостоятельного выполнения заданий;

Развитие самостоятельности мышления.

Требования к домашней учебной работе:

Задания должны быть небольшими, но содержательными;

Задания должны быть более простыми, чем те, что выполнялись в классе;

Задания полезно связывать с непосредственными наблюдениями и впечатлениями детей;

Необходим инструктаж для выполнения заданий;

Полезно индивидуализировать задания в соответствии с познавательными возможностями ученика и его успехами в учебе;

Задание должно быть проверено учителем, что формирует у школьников ответственность и дисциплинированность;

Учитель должен знать, каковы формы помощи родителей в выполнении домашней работы.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Советы по строительству и ремонту