Советы по строительству и ремонту


Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Уральский государственный университет путей сообщения
Кафедра «Культурологии и философии»
Реферат по культурологии
«Современные СМИ и их воздействие
на мировоззрение современного человека»

Проверил:
преподаватель
Биктуганова М.Ю.
Выполнил:
студентка СЖД-218
Мезенцева А.М.

Екатеринбург,
2009 г.
Содержание

Введение
1. Положительное влияние СМИ
2. Отрицательное влияние СМИ
3. Результаты исследования
Заключение
Список литературы
Приложение

В ведение

Миллионы газетных полос ежедневно попадают в руки читателей. Волны сотен радиостанций пронизывают сегодня эфир, донося до слушателей новости из любого уголка нашей планеты. Тысячи телебашен, десятки космических спутников делают нас свидетелями событий в разных странах мира.
Значение печати, радио и телевидения в современном мире переоценить просто невозможно. Они превратились в мощный инструмент воздействия, охватывая своим влиянием беспрецедентное в истории число людей.
Большинство исследований современности, прямо или косвенно относящиеся к теме средств массовой информации, посвящены проблемам повышения эффективности СМИ, увеличению роли СМИ в жизни общества, их влиянию на мировоззрение отдельного человека и целого социума.
Американский исследователь Д.Смайт первым вывел положение о том, что «независимых СМИ не может быть. Если рассматривать СМИ в этом аспекте, то можно увидеть некоторые противоречия: в обществе принято считать средства массовой информации социальным институтом, доносящим до масс общественно-значимые сообщения, при этом, игнорируя аудиторию».
Ещё одна концепция, приводимая Э.Фроммом - продукт СМИ - это услуга по обеспечению контакта рекламодателя и потенциальной рекламной аудитории. Существует много исследований, которые показывают, что музыкальные трансляции собирают аудиторию большую, чем, например, «новости». Следовательно, возникает больше станций, транслирующих музыкальные программы и меньше тех, которые выдают общественно-политическую информацию.
Французский социолог П. Бурдье утверждает, что медиа-корпорации, стремясь к экономической эффективности вложений, производят однотипные развлекательные программы, сериалы, шоу и т.п.
Критических статей на заданную тему можно найти великое множество. Исходя из этого, напрашивается вывод о том, что современные СМИ носят неоднозначный и противоречивый характер. Каждые обладают своими достоинствами и недостатками.
Цель работы: изучить влияние средств массовой информации на сознание людей и студентов нашего университета, в частности.
Задачи:
Исследовать воздействие СМИ на студентов нашего университета;
Выяснить причину популярности тех или иных фильмов, сериалов, программ и т.д.
Рассмотреть положительное и отрицательное воздействие СМИ на человека.
СМИ сегодня - это мощнейший фактор влияния на психическое состояние людей. Наряду с семьей, школой и университетом система массовой коммуникации - важнейший канал получения информации об обществе и, следовательно, средство его более глубоко познания и изучения.
1. Положительное влияние СМИ

Окружающая нас реальность находится в постоянном развитии: новые знания и навыки, новая информация и новые события каждый день включаются либо в уже созданные ранее структуры, либо образуют новые. Но не всегда мы имеем четкое представление о той или иной области. Тогда на помощь приходят СМИ. Они освещают различные актуальные общественные проблемы, тем самым влияя на мнения и поведение людей, как в обществе, так и личностно.
Наиболее распространенными инструментами СМИ являются пресса, телевидение, радио, Интернет и реклама. СМИ, через воздействие на общество, влияют на каждого человека в отдельности, формируя определенные эмоции и действия. Например, существует четко сформулированное общественное мнение в отношении таких глобальных общечеловеческих проблем, как предотвращение экологической катастрофы, термоядерной, биологической войны и т.д.
Влияние прессы
Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела особое место в системе СМИ. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм.
И в этом есть свои «плюсы».
Имеется возможность быстрого, обзорного ознакомления со всем «репертуаром» сообщений, включенных в номер или книгу. Благодаря этому можно составить общее впечатление о содержании выпуска. Кроме того, у человека есть возможность самому анализировать информацию.
Можно пользоваться возможностями «отложенного чтения», после первичного ознакомления оставить материал для внимательного и подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте.
Всё это возможно потому, что печатные издания легко иметь «при себе» и обращаться к «извлечению» информации в удобное время, не мешая окружающим, и в обстоятельствах, не позволяющих или мешающих слушать радио или смотреть телепередачи (в поезде, метро, автобусе, самолете и т.д.). При этом чтение текста и восприятие изобразительного печатного материала проходит в соответствии с желанием (избирательно, в том порядке, темпе и ритме), которое устанавливает сам читатель. Он может обращаться к одному и тому же произведению несколько раз, хранить нужное, подчеркивать, делать пометки на полях и т.п.
Влияние радио
Наиболее характерной чертой радиовещания является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук. Радиосвязь позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния. Кроме того, радио очень популярно среди автолюбителей, поскольку нет возможности обращаться к печатным изданиям и телевидению.
Радио способно создавать полноценную звуковую картину мира. Изобретение различных способов записи звука позволяет широко использовать возможности монтажа, воспроизводить полностью или «цитировать» давно прошедшие передачи, и т.д.
Слушатель радио имеет возможность воспринимать звук более полно и глубоко, поскольку не отвлекается от звучащей речи, музыки, голосов жизни, «не делит» своего внимания между звуком, и тем, что его сопровождает.
Отсутствие видеоряда позволяет слушателям проявить свои способности «фантазирования» мысленного образа. Радиотеатр, чтение художественных произведений и передача литературно-музыкальных композиций позволяют создавать с помощью музыки и текста свое видение персонажа, соответствующее личному характеру восприятия художественного произведения.
Влияние телевидения
Телевидение «родилось» на пересечении возможностей радио и кино. От радио телевидение взяло возможность передавать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния - этот сигнал одновременно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости от характера передачи несет кинематографический характер или же характер фотокадра, схемы, графика и т.д. На экране телевизора может быть воспроизведен и печатный текст.
Как и на радио, на телевидении возможна организация оперативных передач как из студии, так и с места событий. Преимущества же такой передачи, в значительно большем «эффекте присутствия», поскольку информация заключена в единстве звуко- и видеоряда. В необходимых случаях передачи делаются с акцентом либо на звуковой ряд, либо на видеоряд.
Основные функции телевидения:
1. Развлекательная;
2. Информационная (сообщения о фактах, значимых для данной общности);
3. Передача духовного наследия, трансляция ценностей культуры;
4. Воспитательная, основанная на принятых установках;
5. Рекреационная и др.
Влияние Интернета
Сегодня на пути развития компьютерных информационных технологий почти полностью отсутствуют какие-либо барьеры. Шаг в шаг с развитием этой обширной информационной структуры идет развитие взаимосвязанной с ней другой системы - виртуальной реальности. Системы виртуальной реальности все больше оказываются задействованными в процессе жизнедеятельности человека, а также всего общества.
Сегодня информационно-коммуникационные технологии предоставляют беспрецедентные возможности также и для детского обучения и творчества. Интернет создан, чтобы развивать способности детей. Например, основная деятельность подростка - учебная, в ходе которой подросток не только осваивает навыки и приемы получения знаний, но и обогащается новыми смыслами, мотивами и потребностями, овладевает навыками социальных взаимоотношений.
Интернет все чаще и чаще становится библиотекой знаний не только для подростков, но и для вех людей, нуждающихся в получении информации. Во всемирной паутине с каждым днем прибавляется тысячи людей. Интернет-аудитория растет, повышается уровень осведомления в тех или иных событиях, что, конечно же, отразилось на обществе. Сеть изменила структуру современного общества. Объединив каждого с каждым, она сделала мир теснее, уничтожив географические барьеры.
Интернет имеет такие уникальные характеристики:
* глобальность - предоставляет немедленный доступ к информации со всего мира;
* отсутствие контроля, который существует в других электронных СМИ, несвязанность географическим расположением дает возможность обнародовать информацию вне контроля правительств, монополий;
* имеет низкие барьеры к доступу, низкую стоимость создания и распространения информации;
* неограниченную возможность держать информацию;
* позволяет общение одного человека с другим, одного человека со многими людьми, а также множества людей с одним человеком;
* не связанность ни с одной инфраструктурой, кроме телефонной системы.
Влияние рекламы
Из множества рекламных средств, телевизионная реклама - самая разносторонняя. Ее уникальность определяется, сочетанием звукового и зрительного воздействия и огромной аудиторией.
Реклама - это уже неотъемлемая часть нашей жизни. Общественная потребность в рекламе появляется там, где потребитель имеет выбор. Реклама развивается тем быстрее, чем шире становится выбор товаров и услуг. Сейчас ее можно увидеть и услышать всюду: по телевидению, радио, в печати.
Окружающая нас реальность находится в постоянном развитии: новые информационные технологии, новшества в компьютерной сфере, прогрессивное развитие научно-технической базы - всё это оставляет своеобразный о т печаток на умонастроении современного человека, в частности студента.

2. Отрицательное влияние СМИ

Благодаря своей биологической природе, человек подвержен внушению, подражательности и заразительности. Сама по себе деятельность СМИ, ставящая задачей внушить что-либо обществу, является негуманной, поскольку люди не могут контролировать направленное на них воздействие и оказываются бессильными перед подобными внушениями.
Одним из отрицательных воздействий является - пропаганда. За многие годы она отработала большое количество приемов для манипулирования общественным сознанием, которые, действительно, эффективны и позволяют влиять на массу определенным образом.
В определенный момент СМИ «подается» информация, часто являющаяся ложью. Как правило, такая информация подается из разных источников и западает в подсознание человека, используется в момент принятия какого-либо важного решения, и когда будет известна правда - цель уже будет достигнута. Таким образом, этот метод довольно эффективен.
Метод ассоциаций предполагает тщательный отбор и специальную компоновку понятий, вызывающих либо позитивные, либо негативные ассоциации, что позволяет влиять на восприятие информации. Поскольку метод основан на определенных ассоциациях, он позволяет легко повлиять на человека в силу его привычек и убеждений.
Влияние радио
Радиовещание, в определенном смысле, принудительно: передачу можно слушать лишь в то время, когда она идет в эфире, притом, в том же порядке, темпе и ритме, которые заданы в студии. Поэтому невозможно отложить прослушивание на удобное время, делать это быстрее или медленнее, в избранном порядке, тем более «просматривать». Эти черты радио заставляют внимательно изучать возможности аудитории, составлять программы с учетом распределения времени, характера занятий, психического и физического состояния слушателей в различные временные отрезки.
Хотя и возможно создание множества каналов радиовещания, слушатель в определенный отрезок времени способен воспринимать только одну программу, отказавшись от всех других, одновременно идущих. Поэтому важна строгая, четко рассчитанная на аудиторию программная политика, при хорошей реализации которой аудитория слушателей будет максимальной.
Влияние телевидения
Человек, смотрящий телевизор, глубже воспринимает информацию, острее испытывает чувство радости или страха, его психика может находиться в большей мере торможения или возбуждения.
В зависимости от физического состояния, психика человека находится в возбужденном состоянии или заторможенном состоянии. Чем больше человек изматывается за день, тем больше степень усталости нервной системы. И в процессе отдыха вместе с расслаблением тела, расслабляется и нервная система.
Огромное желание общения притягивает человека к своему домашнему другу-вампиру. Не имея обратной связи, человек представляет собой приемник идей.
Наслаждаясь картинами убийства, насилия, пошлости, в одиночестве, он не чувствует упреков со стороны, пребывая в состоянии возбуждения. Бессознательно, в состоянии гипноза, человек добровольно передает телевидению управление своими психическими процессами.
Общаясь со всем миром через телевизор, он находит для себя будто бы нечто ценное, в том числе и идеал своего существования. У одних это суперчеловеки, смелые полицейские или гангстеры из американских детективов, у других - политические, общественные деятели, у третьих - знаменитые киноактёры, модельеры, спортсмены и т.п. Своему идеалу человек полностью доверяет, беспрекословно верит в его слова и действия, и начинает следовать его принципам.
Чтобы заинтересовать человека и обратить его внимание на экран используется несколько приемов:
- создание яркого видеоряда с целью образования определенного светового ощущения, и чем оно сильнее, тем сильнее к нему приковывается и внимание;
- новизна и необычность также привлекает к экрану человека, потому что по закону движения и устремления психических процессов монотонность вызывает отвращение;
- показ, крупным планом, лица человека, смотря на человеческое лицо, телезритель сразу проникается к нему симпатией или отвращением.
Для быстрого введения в состояние гипноза внимание человека кратковременно останавливают на одной точке, картинке, неподвижном объекте. Например, часы перед программой «Время».
Эффекты быстрой вспышки, громкого звука, после которых резкое возбуждение нервной системы быстро сменяется торможением. Этот метод можно наблюдать в различных рекламных и программных заставках, а также в теле- и кинофильмах.
Прерывание фильмов на самом трагическом месте побуждает телезрителей с нетерпением ждать следующей серии, что делает человека заинтересованным и, вследствие этого, открытым для нового сеанса внушения.
Телевизионная съемка и последующий искусный монтаж могут создать идеальное событие, идеального человека, идеальное государство, и наоборот, т.е. можно обратить правду в ложь, ложь в правду.
Перечисленные методы гипнотического воздействия на человека широко используются во всем мире. Очень важной проблемой при рассмотрении влияния телевидения на массы являются дети. Дети из-за отсутствия у них полного осознания границ реальности, все события, которые происходят перед их глазами, воспринимают как настоящие. Убийство и насилие не вызывают у них чувства страха или отвращения, потому что они, в результате привыкания к телевизионным передачам, для них естественны и реальны.
Влияние Интернета
Общество встречает новое увлечение неоднозначно: на фоне восхищения возможностями компьютера сквозит настороженность, а в ряде случаев - прямое осуждение. Интернет в российском массовом сознании предстает, прежде всего, гигантским хранилищем информации.
Некоторые компьютерные игры провоцируют, по мнению авторов, агрессивное поведение, возвеличивание войн и насилия, правого экстремизма. В качестве негативных последствий компьютерных игр указывают сужения круга интересов подростка, стремление к созданию собственного мира, уход от реальности.
С развитием технологий систем виртуальной реальности, растет и число людей, увлекающихся этим явлением. «Общение» с виртуальной реальностью для большинства людей распространено на сегодняшний день на уровне виртуальных компьютерных игр. Виртуальная реальность сильнее любой видеоигры, и впасть в зависимость от нее очень легко.
Создание виртуальных личностей носит возрастной характер и связана с самоопределением. В подростковом возрасте всё чаще происходят кризисы неопределенности, когда собственное «я» представляется подростку размытым.
В лияние рекламы
Реклама является сегодня средством информирования о новой марке, потребительских свойствах товара и т.п. Реклама все чаще вмешивается в жизнь человека, управляя им на осознанном и бессознательном уровнях. При этом она навязывает потребителям систему определенных стандартов, точку отсчета жизненных ценностей, мировоззренческих идей и представлений. Нет чёткой статистики того, насколько возрос процент негативной рекламы. Многие исследование показывают, что негативная реклама хорошо запоминается, даже если она не особенно нравится зрителям.
По мнению критиков, телевизионная реклама, обеспечивает пассивность восприятия. С их точки зрения, сочетание текста, образов, музыки и домашней обстановки способствует релаксации, снижает умственную активность и критичность восприятия информации.
Очень часто в современной отечественной рекламе фигурируют вещи, о которых по законам нравственности публично не говорят. Многократное повторение подобных сюжетов создает угнетенное психическое состояние телезрителей.
Особенно велико воздействие рекламы на беззащитную психику ребенка. При этом дети, по сравнению со взрослыми, не в состоянии эффективно противопоставлять такому воздействию собственные установки, взгляды, нравственные критерии.
Громадные по объему потоки информации ежедневно обрабатываю т ся на подсознательном уровне. Но кто гарантирует нам их правдивость, оправданность? Десятки, сотни «килограммов» информации, не пройдя должной обработки, провоцируют межнациональные конфликты, развращения мал о летних на почве сексуальных раздражений. Человек, находясь под таким вли я нием, больше подвержен психологическому воздействию.
Влияние СМИ на молодежь велико, как в положительном, так и отрицательном аспектах. СМИ определяют жизненный ориентир молодого человека, его поступки, вкусы и интересы, мироощущение и цели в жизни.
3. Результаты исследования

Современные СМИ всесторонни и неодинаковы. Возраст и возрастной интерес определяют границы потребностей населения, в частности студентов.
Мной был проведен социологический опрос, выявивший наиболее популярные области СМИ. Большое внимание я уделила телевидению и Интернету. В опросе приняли участие 257 студентов I-V курсов строительного факультета, также преподаватели и административная структура факультета.
Им был предложен ряд вопросов:
1) Назвать 3 телепередачи, которые Вы смотрите чаще всего;
2) Назвать 3 фильма, наиболее запомнившихся Вам;
3) Как часто Вы пользуетесь Интернетом;
4) С какой целью: новости, учеба, общение;
5) Влияют ли на Ваши мысли, чувства современные СМИ.
Ребята совершенно откровенно ответили на эти вопросы. Анализируя результаты, пришла к выводу.
I курс
Студентов-первокурсников, принявших участие в опросе, насчиталось 89 человек. Анализируя ответы, пришла к выводу, что сегодняшний «пекус - строитель» - личность всесторонняя, но до конца не сформировавшаяся. Ей интересны всевозможные точки зрения на современность.
Популярными среди телепередач стали: информационная программа «Новости», комедийное шоу «COMEDY CLUB» («Комеди клаб»), также (!) «Секс с Анфисой Чеховой». Широко известными и любимыми стали такие фильмы как «13 район», «Реквием по мечте», «Форест Гамп» и «Достучаться до небес».
Интернетом пользуется 100% «аудитория», при чём цели абсолютно разные: общение, учеба, посещение развлекательных и информационных порталов.
59% первокурсников считают, что современные СМИ влияют на мировоззрение человека, непосредственно телевидение формирует твоё сегодняшнее «Я».
Лидером среди телевизионных передач является комедийное шоу «COMEDY CLUB». Неудивительно, ведь все жизненные проблемы герои этого шоу воспринимают с юмором. Актеры, и т.д.................

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Представление о современных средствах массовой информации, их виды, функции и основная аудитория. Влияние телевидения на общественное сознание. Взаимосвязь СМИ и духовного мира человека. Степень негативного воздействия телевидения на детей и подростков.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2013

    Процесс интеграции средств массовой информации в общественное сознание, его важность в современном информационном мире. Сферы, положительные и отрицательные стороны влияния СМИ на общество сегодня. Глобализация СМИ и ее влияние на мировую общественность.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2014

    Особенности современного информационного пространства в Российской Федерации. Компоненты влияния средств массовой информации на общественное сознание. Журналистское сравнение образов беженца в журнале "Русский репортер" и газете "Комсомольская правда".

    дипломная работа , добавлен 28.09.2017

    Общественное мнение как часть массового сознания. Его функции и аспекты формирования. Идеологическая функция как основа влияния на него средств массовой информации. Принципы продвижение идей и мнений, сенсаций для привлечения внимания общества к СМИ.

    курсовая работа , добавлен 06.06.2016

    Исследование понятий средств массовой информации (СМИ) и общественного мнения. Свобода выражения мнений и убеждений. Формы периодического распространения массовой информации. Взаимосвязь между упоминаемыми темами в СМИ и настроением общественного мнения.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2014

    История возникновения средств массовой информации, характеристика основных видов: печать, радиовещание, телевидение. Понятие и функции общественного мнения, особенности его формирования. Исследование влияния СМИ на формирование общественного мнения.

    курсовая работа , добавлен 18.08.2011

    Понятие и назначение средств массовой информации, их основные типы и функциональные особенности, определение степени влияния на общественное мнение на современном этапе. Тенденции международной типологии СМИ, направления и пути их развития в России.

    контрольная работа , добавлен 14.06.2010

В настоящее время огромное психологическое влияние на сознание и формирование личности человека оказывают средства массовой информации (СМИ). Роль СМИ связана с их влиянием на различные этапы и стороны информационного процесса в обществе. Поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться в нем не в состоянии ни отдельный человек, ни даже группа специалистов, поэтому сильное воздействие оказывают именно СМИ. СМИ сегодня - это мощный фактор воздействия на психологическое, социальное состояние людей, степень же влияние на молодежь - аудиторию с неокрепшим самосознанием, неустоявшимся мировоззрением - наиболее велика.

Аспекты влияния СМИ многочисленны, представим лишь наиболее распространенные мнения, выделив как положительные, так и отрицательные факторы влияния СМИ. У СМИ огромное количество функций, а, следовательно, и аспектов влияния. К примеру, существуют «прямые», непосредственные аспекты, которые связаны с основной функцией СМИ - передачей информации: развлекательная; информативная, воспитательная функция и др. В практике СМИ сегодня широко используются методы подсознательного воздействия, когда отношение общества к тем или иным явлениям окружающего мира формируется с помощью различных методов, которые внедряются в поток новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие.

Положительное влияние СМИ.

Окружающая нас реальность постоянно и кропотливо систематизируется мозгом: новые знания и навыки, новая информация и новые события каждый день включаются либо в уже созданные ранее структуры, либо образуют новые. Нам постоянно приходиться собирать и обрабатывать поступающую информацию. Сначала это деление примитивно - на приятное и неприятное, но по мере «роста» информация принимает самые различные значения. Зачастую человек, получивший ту или информацию в большом масштабе по какому-либо конкретному объекту, не способен сам определить значение этой информации. Тогда на помощь и приходят СМИ. СМИ освещают различные актуальные общественные проблемы и тем самым влияют на мнения и поведение людей как в обществе, так и индивидуально. К техническому инструментарию СМИ относятся пресса, телевидение, радио, а в последнее время Интернет и реклама. В последние десятилетия средства коммуникации претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, электронных текстовых коммуникационных систем (видео-, экранных и кабельных текстов), а также индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет, дискет, дисков, принтеров). Но наиболее массовое и сильное влияние на общество оказывают аудиовизуальные СМИ: телевидение, интернет и реклама (это связано с «эффектом присутствия», поскольку в органическом единстве находятся звуко- и видеоряд и задействованы оба важнейших типа рецепторов человека, что обеспечивает создание более прочных связей с аудиторией, воспринимающей информацию). СМИ через воздействие на общество в целом влияют на каждого человека в отдельности, формируя определенные одинаковые эмоции и действия (в данном контексте мы говорим о положительном влиянии СМИ, хотя это влияние может быть и противоположным). Таким образом, благодаря СМИ формируется общественное мнение - состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности. Например, существует четко сформулированное общественное мнение в отношении таких глобальных общечеловеческих проблем, как предотвращение экологической катастрофы, термоядерной, биологической войны и т.д. Общественное мнение выступает в контрольной, консультативной функции.

Все большую популярность среди представителей молодежи набирает Интернет, т.к. несет в себе оттенки трех функций - связи (как источник коммуникаций), СМИ (как источник информации) и производства (как основы для бизнеса).

Сегодня на пути развития компьютерных информационных технологий почти полностью отсутствуют какие-либо барьеры. Интернет - порожденная этими технологиями система поиска и передачи информации, несомненно, в самом ближайшем будущем приобретет абсолютный набор степеней свободы. Это явление открывает для молодого человека, стремящегося к саморазвитию, огромные возможности для творчества, обучения, моделирования и многих других областей, а виртуальные технологии, созданные и применяемые на основе понимания явления виртуальной реальности, принесут несомненную пользу как отдельно взятому человеку, так и государственной системе в целом.

Отрицательное влияние СМИ.

Задача СМИ в процессе убеждения - создать прочное, устойчивое отношение к данному явлению. Благодаря своей биологической природе, человек подвержен внушению, подражательности и заразительности. Сама по себе деятельность СМИ, ставящая задачей внушить что-либо обществу, является негуманной, поскольку люди не могут контролировать направленное на них воздействие и, соответственно, оказываются бессильными перед подобными внушениями.

Одним из отрицательных воздействий является - пропаганда. Пропаганда за многие годы отработала большое количество приемов для манипулирования общественным сознанием, которые действительно эффективны и позволяют влиять на массу определенным образом. Одним из отрицательных воздействий на сознание молодежи является метод дезинформации. Смысл в том, что в определенный момент СМИ «подается» информация, зачастую являющаяся откровенной ложью. Как правило, дезинформация подается из разных источников и западает в подсознание человека, используется в момент принятия какого-либо важного решения, и когда будет известна правда - цель дезинформации уже будет достигнута. Таким образом, этот метод довольно эффективен. Но метод дезинформации является откровенно «грубым» и нечасто используется в современных СМИ, в отличие от влияния, связанного с ассоциациями. Метод ассоциаций предполагает тщательный отбор и специальную компоновку понятий, вызывающих либо позитивные, либо негативные ассоциации, что позволяет влиять на восприятие информации (мы - борцы за независимость, процветание России, они - оккупанты, поработители народа; за нами все прогрессивное человечество, простой народ, за ними - олигархи, бандиты, чиновники). Поскольку метод основан на определенных ассоциациях, он позволяет легко повлиять на человека в силу его привычек и убеждений. Это в последствие ведет к формированию стереотипов. Стереотипы эффективно управляют всем процессом восприятия информации. Процесс восприятия - это всего-навсего механическая подгонка еще неизвестного явления под устойчивую общую формулу (стереотип). Поэтому СМИ стандартизируют сообщение, т.е. особым образом «подводят» информацию под стереотип, всеобщее мнение. Человек должен воспринимать сообщение без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа.

Стереотипы формируются под воздействием двух факторов: бессознательной коллективной переработки и индивидуальной социокультурной среды, а также, безусловно, при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМИ. С помощью стереотипов легко манипулировать сознанием человека, поскольку стереотип тесно связан с жизнедеятельностью общества в целом и конкретных групп людей в частности, например, в сознании жителей нашей страны сохранилась как стереотип «философия надежды», ориентация на идеальные образцы, у молодежи зачастую благодаря подаче СМИ складывается мнение о невозможности влияния на свое будущее, незаинтересованности властей в будущих кадрах и др. Таким образом, большинство исследователей показывают тесную связь стереотипов с гигантским влиянием СМИ, формирующих отношение к миру, на поведение, воспроизводящее поступки «героев», созданных прессой, радио или телевидением. СМИ приучают человека мыслить стереотипами и снижают интеллектуальный уровень сообщений так, что превратились в инструмент оглупления. Этому послужил главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании - повторение.

Следует упомянуть, в каком психическом состоянии человек усаживается перед телевизором, компьютер или за газету или журнал. Зафиксировано, что наибольшую долю преступлений составляют те, которые были совершены в домашних условиях. Различные ссоры, стрессы, неудовлетворенность жизнью, приводят к подавленности, истерии. Возбужденный человек, оказываясь в домашних условиях, выплескивает свою злобу на ближних, в то время как под воздействием телевизора, радио и др.факторов, резко приходит в торможение, т.е. в состояние повышенной внушаемости.

Таким образом, человек глубже воспринимает информацию, острее испытывает чувство радости или страха, его психика может находиться в большей мере торможения или возбуждения.

В зависимости от физического состояния, психика, т.е. душевное состояние человека, находится в возбужденном состоянии или заторможенном состоянии. Чем больше человек изматывается за день, тем больше степень усталости нервной системы. И в процессе отдыха вместе с расслаблением тела, расслабляется и нервная система или, говоря другими словами, тормозится возбуждение центров управления психикой.

В обществе людей нет одинаковых личностей. Каждый человек индивидуален, по-своему существует в обществе, в семье, личной жизни, у него есть свои цели, идеи, принципы и симпатии. Общаясь со всем миром через СМИ, он находит для себя будто бы нечто ценное, в том числе и идеал своего существования. К примеру, смотря телевизор, в мышлении человека создается образ идеального человека. У одних это смелые полицейские или гангстеры из американских детективов, у других -- политические, общественные деятели, у третьих - знаменитые киноактеры, модельеры, спортсмены и т.п. Своему идеалу человек полностью доверяет, беспрекословно верит в его слова и действия, и начинает следовать его принципам. Такое влияние идеала с экрана телевизора оказывает огромное внушительное действие (вводя человека в некое гипнотическое состояние).

Эта статья является попыткой на конкретных примерах донести до читателя понимание того, насколько значимо воздействие СМИ на отдельного человека и на общество в целом, и продемонстрировать, что методы скрытого влияния сегодня активно используются. Дело в том, что многие люди по-прежнему не осознают даже банальную скрытую рекламу, не говоря уже о более тонких манипуляциях, считая их выдумками или преувеличением. Между тем вся современная система средств массовой информации и кинематографа в большей степени служит инструментом пропаганды, чем инструментом информирования или развлечения граждан.

Для начала о том, что такое скрытая реклама, она же продакт плейсмент (product placement). Это явление, когда в художественное произведение (чаще в фильмы) добавляют рекламу товара таким образом, что она оказывается вплетена в сюжет, что создает у зрителя впечатление естественности транслируемого посыла. Это приводит к тому, что внимание зрителя не фиксирует факт рекламы, что повышает её эффективность, ведь она проходит, минуя фильтры критического восприятия. За счет того, что внимание и сознание отвлечено сюжетом, информация о рекламируемом объекте попадает прямо в бессознательные уровни психики, в итоге получается не просто лишнее напоминание зрителю о товаре, а в его мировоззрении создается именно такой образ товара, который нужен рекламодателю.

Доказательства существования скрытой рекламы

Во-первых, стоит заметить, что об этом не любят говорить ни рекламодатели, ни режиссеры фильмов, в которых используется эта технология. Объясняется это просто: любая корпорация стремится поддерживать вид, что их товар сам по себе настолько хорош и популярен, что он естественным образом мелькает в кино, а не потому, что его искусственно «пропихивают». Признание в скрытой рекламе не даст товару никаких преимуществ, только навредит имиджу, поэтому эти факты и не афишируют. Производители фильмов или авторы книг также неохотно рассказывают о таких «закладках» в их произведениях, ведь потребителю будет неприятно осознавать, что им манипулируют и навязывают ему желания.

Во-вторых, достаточно того, что существует сам термин «скрытая реклама», введите его в поисковик и прочитайте хотя бы статью в Википедии. Там рассказано, как это работает, есть несколько примеров. Более того, существуют книги по скрытой рекламе, которые написаны занимающимися ею людьми, в них указаны примеры размещения известных брендов в фильмах и данные о том, сколько это стоило. Информация о скрытой рекламе периодически проскакивает и на различных официальных сайтах в интернете.

В-третьих, в России скрытая реклама запрещена по закону о рекламе, но невозможно объективно доказать, что конкретный товар в фильме был добавлен с целью рекламы, а не по художественному замыслу, чем активно пользуются создатели фильмов и рекламодатели. Это еще одна причина, по которой трудно найти официальные данные. На Западе ситуация схожая - там не афишируют факт скрытой рекламы, чтобы не платить с нее налоги.

Есть даже агентства, которые занимаются размещением скрытой рекламы в книгах и фильмах, точнее, такие агентства были, например, «Фабула» (подробнее о нём здесь – « »). Сейчас сайт fabula-adv.ru уже не работает, как и сайт ctc-tv.biz, который предлагал размещение скрытой рекламы в популярных сериалах на телеканале СТС.

Скриншоты с сайта ctc-tv.biz:

Пример страницы, на которой можно было заказать скрытую рекламу на телеканале СТС в популярных сериалах.

За последние несколько лет сайты этой тематики исчезли, а если с помощью поисковика вы захотите купить скрытую рекламу в каком-либо фильме, то вы также не найдете к кому обратиться. Это при том, что рынок скрытой рекламы, по мнению специалистов, продолжает активно расти. Почему же тогда в интернете не появляются, как грибы после дождя, предложения о размещении скрытой рекламы в популярных фильмах и сериалах?

Моя версия такая: реклама в фильмах стоит очень дорого, например, серия рекламных вставок в обычном сериале стоит от 100 000 долларов, такое могут позволить себе только крупные компании. У представителей таких компаний уже есть контакты нужных людей - генеральных директоров каналов, продюсеров и режиссеров фильмов, они не будут искать связи через поиск в интернете. К тому же сообщество создателей крупной кино и тв-продукции довольно тесное, там все друг друга знают. Поэтому нет смысла в интернете создавать сайт «купите скрытую рекламу у нас». Именно развитие рынка скрытой рекламы привело к тому, что отпала необходимость в таких сайтах и публичности предложения, как бы это парадоксально ни звучало.

Теперь непосредственно к доказательствам. Их можно найти, начиная с информации, опубликованной в Википедии, и заканчивая книгами по типу « » или «Product Placement по-русски», которую написала директор агентства маркетинговых коммуникаций Полина Киселёва. В этих изданиях указано, сколько было заплачено за размещение продукта, в каком фильме, сколько это принесло денег и так далее.

Признания медийных личностей

Но для большей убедительности приведём и несколько сюжетов, в которых известные люди сами признаются в скрытой рекламе. На первом видео показано, как Тимати застали врасплох вопросом о наличии алкоголя в его клипах (сам Тимати является трезвенником и не травит себя алкоголем). От неожиданности певец настолько опешил, что решил сказать правду, чтобы побыстрее закрыть этот вопрос.

Только посмотрите, как Тимати пытался уйти от вопроса: сначала сделал вид, что не расслышал, потом сказал ничего не говорящий простому человеку термин «продакт плейсмент» и отослал за определением в Гугл, вместо того, чтобы рассказать, что это такое. Ушел от вопроса «Это не стилистический момент, ты просто продаешь?» и начал рассказывать, что это нормально (почему сам не употребляет, раз это так «нормально»), чтобы создать впечатление, что в его клипах алкоголь появляется просто так, а не в качестве рекламы. Далее попытался перевести тему на стоящую бутылку.

Во втором видео Сергей Доренко рассказывает, как к нему обращалось табачное лобби, предлагая огромные деньги за то, чтобы он воздействовал на свою аудиторию и пропагандировал курение.

А здесь известная в США женщина рассказывает, как хотела издать детскую книжку с пропагандой здорового образа жизни, и ей предлагали за размещение скрытой рекламы полностью оплатить стоимость печати всего тиража.

Таких признаний в интернете не так много (на ТВ их по понятным причинам нет совсем), потому что медийные персоны не любят рассказывать о скрытой рекламе в своей продукции, а если об этом говорит малоизвестный человек, то и информация не набирает популярности.

Понятно, почему участники подобных «сделок» не хотят афишировать факт скрытой рекламы, но почему те, кто отказались, об этом не говорят? Ведь это откроет глаза людям на то, как ими манипулируют.

Вероятно, известные люди чувствуют, что разглашение подобной информации может навредить их дальнейшей карьере. Если актер расскажет о скрытой рекламе, то режиссеры не станут его приглашать в будущем на съёмки. Директор телеканала также вряд ли будет рад, если кто-то из команды его ведущих сообщит зрителю о скрытом психическом воздействии в передачах этого канала.

Как обманщик никогда не расскажет жертве о своих махинациях, так и максимально избегает информации о приемах манипуляции, которые оно активно использует.

«Мягкая поражающая сила»

Понять, насколько значимо влияние СМИ на общество, можно на конкретных примерах.

Пример 1. Показательный случай произошёл с создателями фильма «Назад в будущее». Сценаристы долго не могли понять, каким же образом изобразить «машину времени». В первой версии сценария данным устройством являлась лазерная установка в лаборатории доктора Брауна. Также был вариант с холодильником, но эту идею отвергли из-за возникших опасений, что маленькие детишки начнут проверять свои холодильники на наличие в нём похожего устройства и ненароком закроют дверцу за собой. Лишь в третьей версии сценария машина времени стала автомобилем DeLorean.

Рассмотрим, что нам говорит этот факт из истории съемок «Назад в будущее»: влияние фильмов таково, что дети будут повторять увиденное. Сценаристы не стали интегрировать в сюжет фильма что-то опасное - тогдашние американские холодильники захлопывались, и открыть их изнутри было нельзя; если ребенок захотел бы поиграть в машину времени, то это могло закончиться очень печально. Желающие рассказать, что показанное в фильмах никак не влияет на человека, и всё это неважно, пусть поспорят со сценаристами одного из шедевров мирового кинематографа.

Пример 2. Генри Форд часто критиковал международное еврейство. Как-то он заявил, что евреи развращают христиан с помощью «сифилиса, азартных игр, джаза и… Голливуда», который «призван уничтожать истинную красоту и культуру». На этот пассаж деятели Голливуда упомянутой национальности пригрозили Форду, что если он будет продолжать в том же духе, в голливудских фильмах станут разбиваться исключительно автомобили «Форд», а в каждом выпуске кинохроники появятся кадры автомобильных катастроф, происходящих с машинами той же марки. Генри Форд серьезно задумался…

Известная история, из которой можно сделать вывод, что Генри Форд считал влияние кино на людей достаточно важным. Если в голливудских фильмах ломаться будут преимущественно автомобили марки «Форд», то мнение у зрителей о качестве данных машин будет соответствующее. Из этой же истории следует еще одна интересная деталь - в есть сила, способная повлиять на то, что будет происходить в каждом фильме. Так как большинство людей думают, что невозможно произвести сговор такого уровня, то это делает их головы уязвимыми для подселения идей. «Если так показывают в каждом фильме, значит, это правда», – подумает зритель и ошибётся.

Пример 3. главный герой фильма «Человек дождя» в одном из эпизодов сказал, что полетел бы только на самолётах австралийской компании Qantas, так как они ни разу не разбивались. Это частично верно: аварии у этого перевозчика случались только до 1951 года и только на бипланах, а пассажирские лайнеры в аварии, которые повлекли бы смерть пассажиров, не попадали. Все авиакомпании, кроме Qantas, вырезали данную сцену из версии фильма для показа во время полёта.

Они вырезали эту сцену, так как это явная и прямая реклама конкурента (хоть и скрытая от зрителя) - таким образом, все авиакомпании подтвердили значительное влияние скрытого воздействия на выбор человека.

Как видно даже на примере этих нескольких случаев, крупные компании всегда осознают значимость тех образов, которые получает человек с экрана. И поэтому эти же компании готовы платить огромные суммы денег за продвижение своих товаров. Но ведь современный маркетинг уже давно вышел за рамки типичной модели «рекламирования товаров» и перешёл к системе искусственного формирования спроса, и даже моделирования нужных взглядов у аудитории. Это значит, что самые крупные игроки – транснациональные корпорации – уже используют все эти средства не только для популяризации своих брендов, но и для формирования нужного мировоззрения у людей – чаще всего это привитие бездумного и потребительского отношения к жизни. И до тех пор, пока широкая аудитория не начнёт осознавать, что в их головы вкладывают через так называемый развлекательный контент, эта схема манипулирования толпой будет и дальше активно использоваться.

Вопрос влияния массовой информации интересует ведущие умы мира уже долгое время. В начале XX века, когда окончательно сложились массовые средства передачи информации, стала возможной идея массовой манипуляции обществом. С появлением радио и телевидения мир изменился. Информация стала не привилегией меньшинства, а бытовым содержанием широкой публики. Таким образом, стала другой политическая коммуникация, у которой появились новейшие средства и конечно цели. Нехватка исследований по медиа-воздействию особенно остро ощущается на современном этапе, в век информации. Социализация людей осуществляется в среде, в которой информация содержит всю их жизнь и настолько вездесуща, что ее просто перестают замечать.

С середины XX века большинство зарубежных ученых стало заниматься вопросом изучения влияния СМИ на общественное мнение, тем самым доказав, что они могут являться хорошим манипулятором. Как раз тогда и было введено понятие "повестка дня", определяющееся как набор сюжетов и проблем, считающихся наиболее важными на тот или иной момент. "Установление повестки дня", т.е. внедрение данного шаблона в сознание аудитории, явилось основной задачей СМИ. Немецкая исследовательница общественного мнения Э.Ноэль-Нойман на эмпирических данных доказывала, что средства массовой информации формируют возможную "повестку дня", т.е. представления индивида о том, что могут обсуждать остальные. Также существует ряд мнений, что установление повестки дня - хаотичный процесс, а интенсивность упоминания одной темы зависит от интенсивности упоминания другой.

В условиях же современной российской действительности не существует эмпирически доказывающих фактов влияния средств массовой информации на общество. Тем не менее, российские СМИ продолжают претендовать на роль манипулятора общественного мнения.

Еще во времена Советского Союза пристальный взор к общественному мнению, его постоянный учет были одной из характерных черт политики КПСС. Начиная с заветов Ленина, который говорил: “Развитие сознания масс остается, как и всегда, базой и главным содержанием всей нашей работы”, советское правительство активно стремилось к тому, чтобы каждый гражданин читал газету, слушал радио и смотрел телевизор. Массовый охват средств массовой информации привел к тому, что эти средства стали, действительно, доступными каждому человеку.

Когда информация является одним из наиболее значимых факторов становления общественного сознания, российская информационная среда становится традиционным полем для проявления политической ангажированности. Тем не менее реальная ситуация требует большего, нежели предубеждений по поводу регулирования общественного сознания путем "навязывания" какой-либо информации.

О психологическом воздействии СМИ начали говорить с появления первого печатного станка. Владение информацией определяет уровень развития человечества: чем выше в своем развитии поднимается человек, тем больше потребность в дальнейшем владении информацией. Именно владение информацией определяет отношение власти к СМИ. Теоретически средства массовой информации выполняют роль посредника. Посредническая роль СМИ прежде всего в том, что они представляют интересы общества перед властью, помогают обществу их формулировать и защищать, сами являются важнейшим институтом гражданского общества, не уклоняясь при этом от роли своего рода передаточного механизма импульсов, идущих от государства к обществу и обратно. Однако наполнение этой схемы реальным содержанием значительно сложнее и пронизано многими противоречиями.

Функционирование СМИ в нашей стране регулируется Федеральным законом о средствах массовой информации от 27 декабря 1991 года № 2124-1. В статье 38 "Право на получение информации" декларируется, что "Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц". В 2009 г. президентом Д.А.Медведевым были внесены изменения в Закон о печати, касающиеся применения более современной терминологии.

Вместе с тем осуществление названных прав и свобод может быть сопряжено с определенными ограничениями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе.

Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на пропаганду и агитацию. Исходя из положений статьи 2 Закона РФ "О средствах массовой информации" периодическим распространением массовой информации является распространение не реже одного раза в год совокупности сообщений и материалов, предназначенной для неограниченного круга лиц. Под средством массовой информации понимается форма периодического распространения массовой информации, в том числе периодическое печатное издание, радио- и телепрограмма.

Периодическое распространение массовой информации может осуществляться через телекоммуникационные сети (информационно-телекоммуникационные сети), в том числе через сеть Интернет.

Средства массовой информации играют значительную роль в жизни современного общества, и именно это обстоятельство не в последней степени сделало их объектом пристального внимания не только широкой общественности, но и исследователей. Масс-медиа стали предметом научного анализа еще и потому, что сама индустрия СМИ, будучи развитой и весьма прибыльной отраслью экономики, заинтересована в изучении законов функционирования - и как отдельной системы, и во взаимосвязи с обществом и его многочисленными институтами.

Исследования СМИ практически повсеместно выявляют сложность природы, что приводит к большому разнообразию теоретических подходов и концептуальных обобщений. Объективно теории СМИ характеризуются междисциплинарным характером, в изучении масс-медиа это обусловило постоянный синтез смежных общественных дискурсов и появление новых направлений исследования.

Общественное мнение с большой буквы (Общественное Мнение) - это образ реальности, в соответствии с которым действуют группы людей или индивиды, действующие от имени групп, например, государственные деятели. Отсюда основная задача демократии сделать так, чтобы в современном ему обществе Общественное Мнение формировалось, влияло и учитывалось бы разумно и рационально, будь то сферы управления или политики.

Проблема влияния средств массовой информации на политическое сознание и поведение людей в период избирательных кампаний также является предметом дискуссий. Часть исследователей утверждает, что СМИ оказывают решающее влияние на мотивацию избирателей.

Появление новых технологий и распространение грамотности в XIX веке привело к возникновению новых форм коммуникации, а именно массовой коммуникации. С этого времени озабоченность последствиями медиавоздействия выражается не только представителями просвещенной элиты, но также индивидами и группами всех слоев общества: от президента до родителей, от представителей интеллигенции до студентов-первокурсников. Эти исторические примеры выражения озабоченности негативным воздействием СМИ на общество были настолько заметными, что оказывали влияние на законодательство, определяли государственную политику и привлекали внимание многочисленных исследователей.

СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам - это относительно самостоятельная система. Понятно, что СМИ играют большую роль в жизни современного человека, не один, так другой вид СМИ, прямо или косвенно, формирует взгляды человека на современное общество.

Разные категории населения реагируют на эти явления по-разному. Постоянные сообщения о преступности, наркомании, терроризме, беспорядках наводят часть читателей, слушателей, телезрителей на мысль о необходимости "твердой руки", сильной личности, которая сможет положить конец анархии, обеспечить Закон и порядок. Для другой части населения в качестве компенсаторного механизма служат уход в частную жизнь или присоединение к разного рода общинам, группам, религиозным сектам и т.д..

Общественность является не однородной массой, а представляет собой совокупность различных социальных групп, слоев, прослоек, включенных в семейные, производственные и иные отношения со своими привычками, установками, ориентациями, ценностями и вкусами. Телевидение или газета - лишь один из многих элементов, связывающих отдельного индивида с обществом. Решение избирателей голосовать за ту или иную партию или конкретного кандидата определяется целым комплексом факторов, среди которых социальная структура и форма политической системы, политическая культура и система ценностей, ориентации, состояние общественного мнения, а также конъюнктурные факторы, определяющие внутри- и внешнеполитические условия, состояние экономики и т.д.

Воздействие СМИ модифицируется влиянием семьи, школы, церкви и других институтов. Но нельзя не учитывать и то, что сами эти институты также испытывают на себе воздействие СМИ. Поэтому изучение данного феномена необходимо дополнить анализом межличностного общения, межличностных отношений, взятых во всем объеме и со всеми сложностями, всего комплекса институтов социализации и регулирования сознания. При таком анализе обнаруживается, что СМИ не дают и не могут дать зеркальное отражение действительности.

Взятые сами по себе СМИ не всегда и не обязательно являются инициаторами или субъектами изменений в сознании отдельных людей или социальных групп. Сами по себе они не могут быть ни инструментом разрушения, ни инструментом созидания и прогресса. Их позитивная или негативная роль определяется тем, какими именно социальными силами и с какой целью они используются. Здесь уместно напомнить высказывание известного английского историка Дж.М.Тревеляна о том, что политика - результат, а не причина социальных изменений. СМИ являются лишь одним из инструментов, дополнительным фактором, способствующим изменениям.

Таким образом, СМИ являются частью современной действительности со всеми ее противоречиями, конфликтами, неурядицами и в той иной форме воспроизводят их. Поэтому потоки информации состоят из множества противоречивых, зачастую несовместимых друг с другом сообщений и материалов. Один человек или отдельная группа людей не может ни голосовать за все партии или за всех кандидатов, ни покупать все рекламируемые товары, ни соглашаться со всеми предлагаемыми мнениями. Зачастую эти сообщения и материалы нейтрализуют друг друга. Несомненно, совокупность программ и материалов СМИ оказывает влияние на формирование общественного мнения, но не штампует его. Наше исследование подтверждает, что единым общественное мнение сегодня сделать крайне трудно, поскольку доверие ко многим СМИ в обществе утрачено.

Теория о том что можно сформировать общественное мнение в необходимом направлении верна только отчасти, поскольку существует большое количество потребителей. Общеизвестно, что аудитория - это современный живой товар, за который идет довольно ожесточенная борьба и количество которого тщательно отслеживается посредством еженедельных, ежедневных и даже ежесекундных рейтингов: чем больше такого товара, тем выше ставка на рекламу и тем, соответственно, выше коммерческая прибыль. Проведенное исследование подтверждает, что респонденты интересуются политикой в минимальной степени, интересы их сосредоточены в области профессиональных знаний, новостей из светской жизни, в социальных сетях. Поэтому единообразного общественного мнения на сегодня не существует, оно менее податливо, чем раньше. В условиях российского общества аполитичность, к сожалению, не способствует быстрому формированию гражданского общества. Влияние СМИ на общественное мнение нельзя назвать прямым, во многом оно является косвенным или даже прямо противоположным, вопреки ожидаемому результату (эффект отторжения).



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Советы по строительству и ремонту