С тем фактом, что для современного автомобиля аккумуляторная батарея является одной из главных деталей, автомобилисты не спорят. Но вот обеспечить ей должный уход для большинства из них пока еще большая проблема. Многие не знают и не выполняют самых элементарных правил, в результате чего возникают неисправности, а срок эксплуатации батареи значительно снижается. Признаки неисправности аккумулятора автомобиля настолько многообразны, что самостоятельно заподозрить возникновение проблем именно с батареей, для автовладельцев достаточно затруднительно.
Многие неисправности аккумулятора автомобиля являются следствием неправильного технического обслуживания, и в частности самого первого из них. Чтобы неисправности АКБ не стали причиной постоянных стрессов и дополнительных материальных затрат, первое обслуживание необходимо выполнить правильно.
При втором и последующих проверках к вышеуказанному добавляется измерение плотности электролита и его коррекция.
Наиболее часто встречающимися неисправностями аккумулятора являются следующие:
Естественно, что все неисправности и ремонт кислотных АКБ практически не выполняются самостоятельно, так как такая процедура грозит серьезными последствиями для здоровья «мастера».
Такую проблему можно отнести к основным неисправностям АКБ, и возникает она по следующим причинам:
Кроме этого, причиной высокого саморазряда могут стать и «внутренние» проблемы, т. е в самой батарее. К ним можно отнести такие, как снижение плотности электролита, замыкание им выводных штырей, когда через различные неплотности он попадает на поверхность батареи, разрушение сепараторов, попадание внутрь корпуса загрязняющих веществ.
Причины такой неисправности аккумулятора автомобиля следующие:
Самостоятельно определить такую неисправность АКБ можно по возникшей очень низкой эффективности аккумулятора, проявляющейся во время пуска мотора.
Данную проблему можно вполне отнести к неисправности АКБ для списания, поскольку нормальная эксплуатация такого аккумулятора практически невозможна. Возникает она при очень длительном хранении, когда батарея оказывается частично разряжена или при частых полных разрядах батареи. Отдельно стоит упомянуть эту неисправность, вызванную нехваткой электролита и постоянным соприкосновением пластин с воздухом. В немалой степени способствуют сульфатизации высокая плотность электролита, его высокая температура и саморазряд.
Эта неисправность АКБ достаточно серьезная, и ее основными признаками являются такие, как:
Такое достаточно часто происходит с обслуживаемыми аккумуляторами, и причиной могут стать как недобросовестные производители, так и автовладельцы, нарушающие правила обслуживания батареи. Кроме этого, причиной загрязнения становится неквалифицированный ремонт или пайка перемычек недопустимым припоем. Такое же может отмечаться при контакте раствора с медными проводами без изоляции последних. Присутствие некоторых химических соединений в электролите можно определить самостоятельно:
Загрязненный раствор из аккумулятора необходимо удалить, а сделать это можно самостоятельно. Для этого вначале весь электролит из неисправного аккумулятора необходимо слить. При этом соблюдать меры личной предосторожности. После этого туда заливается дистиллированная вода, и батарея ставится на зарядку скромным напряжением (0,05 С10), где «заряжается» не менее часа. После этого останется заполнить аккумулятор чистым, качественным электролитом и зарядить его.
Признаки неисправности аккумулятора, в котором происходят короткие замыкания не слишком характерны, и к ним относится уменьшение емкости, низкая плотность, а также сниженное напряжение. Причиной такого явления становится разрушение сепараторов, а также образование наростов на пластинах. Часто отмечается образование мостиков между пластинами, что происходит из-за высокого уровня шлама внутри батареи. Для устранения такого затруднения можно применить следующий метод. АКБ полностью разряжается током 10-ти часового разряда. После проверки отсутствия напряжения на клеммах, батарея разбирается, и выясняется первопричина, которую надлежит устранить. Мероприятия могут быть такие - замена сепараторов, очищение пластин от имеющихся на них наростах, промывка пластин и полное удаление шлама. После сборки и заливки электролита батарея заряжается.
Это неисправность аккумулятора, который после длительного и неправильного включения самопроизвольно меняет свои «полюса». Если отмечается именно такой вариант переполюсовки, ее можно устранить проведением нескольких циклов заряда-разряда. После чего емкости восстанавливаются, и батарея готова к использованию. В особо запущенных случаях аккумулятор приходится утилизировать. Если включить нормальный аккумулятор на противоположные полюса зарядных устройств или выпрямителей старого образца, практически гарантированно возникнет переполюсовка.
Она же грозит и аккумуляторам, состоящим из последовательно сопряженных элементов, у части из которых вырезаны пластины - при неконтролируемом разряде. В этом случае в одном корпусе будут присутствовать заряженные и полностью «пустые» элементы. Получается ситуация «обратного заряда» - от заряженных элементов к пустым, в результате чего внутри АКБ полярность поменяется. При этом будет появляться смесь, состоящая из губчатого свинца и двуокиси цинка. Это вызывает очень значительный саморазряд и, как следствие - сульфатацию. Буквально все об устройстве аккумулятора в автомобиле и его неисправностях рассказано на видео:
Шины и аккумуляторные батареи (далее – АБ), с одной стороны, представляют собой расходные материалы (запасы). С другой стороны, они недешевы и могут использоваться предприятием достаточно долго (более года). Такая двойственная природа этих объектов может вызвать затруднение при их учете. Рассмотрим подробнее основные правила эксплуатации, учета и документального оформления шин и АБ.
Эксплуатация и списание АБ регламентируется эксплуатационными нормами среднего ресурса аккумуляторных свинцовых стартерных батарей колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденными приказом Минтранса Украины от 20.05.06 г. № 489 (далее – Нормы № 489), которые должны применяться всеми предприятиями и организациями, эксплуатирующими колесные транспортные средства (далее – КТС). При этом действие Норм № 489 не распространяется:
Предполагается, что после поступления на предприятие АБ будет эксплуатироваться до истечения среднего ресурса ее выработки (п. 3.14 Норм № 489).
Базовые значения среднего ресурса в календарных месяцах приведены в приложениях к Нормам № 489 и корректируются в зависимости от конкретных условий использования АБ. Однако если в эксплуатационной документации или в договоре купли-продажи АБ ее производитель устанавливает гарантийный ресурс либо нормы среднего ресурса более высокие, чем предусмотрены Нормами № 489, то для определения срока использования такой АБ следует применять нормы производителя (п. 3.9 Норм № 489).
В отдельных случаях для предприятий специально разрабатываются и устанавливаются временные эксплуатационные нормы среднего ресурса АБ. Такие нормы вводятся на основании приказа руководителя и действуют исключительно на данном предприятии (п. 5.7 Норм № 489).
Временные нормы применяются, если (п. 3.6 Норм № 489):
На сегодня временные нормы среднего ресурса АБ разрабатываются на договорных условиях Государственным автотранспортным научно-исследовательским и проектным институтом (далее – Институт) (п. 5.3 Норм № 489). Отметим, что первоначально срок действия временных норм составляет до 48 календарных месяцев, но может быть продлен Институтом на неопределенное время (п. 5.4 Норм № 489).
Обратите внимание: если средний ресурс АБ, установленный Нормами № 489, выработан, то это не значит, что ее нужно вывести из эксплуатации и списать с баланса. Согласно п. 3.12, 3.13 Норм № 489 АБ прекращают использовать , если:
Списанные (отработанные) АБ передают специализированному предприятию, которое имеет лицензию на их утилизацию. При этом такая передача должна быть проведена не позднее 3 месяцев после списания АБ (п. 9.9 разд. IX Правил эксплуатирования аккумуляторных свинцовых стартерных батарей колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденных приказом Минтранса Украины от 02.07.08 г. № 795 (далее – Правила № 795)).
Как и АБ, пневматические шины эксплуатируются в составе автомобиля. Правила эксплуатации и списания шин регламентируются эксплуатационными нормами среднего ресурса пневматических шин колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденными приказом Минтранса Украины от 20.05.06 г. № 488 (далее – Нормы № 488), которые должны применяться всеми предприятиями и организациями, эксплуатирующими КТС. Однако их действие не распространяется на шины, установленные на некоторые виды КТС, указанные в разд. 1 Норм № 488.
Предполагается, что шина будет использоваться предприятием до истечения ее ресурса – фактического суммарного пробега в километрах (моточасах) с начала ее эксплуатации до предельного износа.
Базовые значения норм среднего ресурса для разных видов шин приведены в приложениях к Нормам № 488. Но если производитель шин установил, например, в договоре купли-продажи или в эксплуатационной документации другие нормы среднего ресурса или соответствующие гарантии для конкретных конструкций пневматических шин и/или КТС в определенных условиях их эксплуатации, то применяют нормы производителя (п. 3.8 Норм № 488). Кроме того, если условия эксплуатации шины отличаются от обычных, на которых базируются нормы среднего ресурса (например, сложные климатические условия, интенсивная эксплуатация), тогда такие базовые значения норм корректируются с помощью специальных коэффициентов.
Отметим, что в отдельных случаях могут вводиться временные нормы среднего ресурса . Это происходит, когда:
Обратите внимание: временные нормы применяются только предприятием, для которого разрабатывались, вводятся в действие приказом руководителя и утрачивают силу при внесении изменений в Нормы № 488 (п. 5.5 Норм № 488). Разработкой временных норм занимается Институт (см. выше). Он же устанавливает и первоначальный срок их действия (до 24 календарных месяцев), который впоследствии может быть продлен на неопределенное время (п. 5.1, 5.2 Норм № 488).
Шина подлежит списанию , если ее средний (откорректированный) ресурс (п. 3.2, 7.3 Норм № 488):
Отметим, что замена летних шин на зимние и наоборот в ходе эксплуатации не зависит от выработки ресурса шины и проводится на предприятии в рамках сезонного техобслуживания автомобиля.
Поступление на баланс
Учет шин (АБ) прежде всего зависит от способа их поступления на баланс.
Способ 1. Шины (АБ) приобретаются (приходуются) вместе с автомобилем.
Шины, которые установлены на автомобиле, а также запасные шины, которые приобретаются вместе с автомобилем и стоимость которых включена в его инвентарную стоимость, учитываются как основные средства (далее – ОС) ( , пояснения к субсчету 207 «Запасные части»). То есть стоимость таких шин отражается на субсчете 105 «Транспортные средства» в составе первоначальной стоимости автомобиля и амортизируется в общем порядке в процессе эксплуатации автомобиля. Считаем, что так же следует учитывать и АБ, приобретенную в составе автомобиля.
При этом сезонная смена шин, приобретенных вместе с автомобилем, а также их фактическое списание отражаются только в аналитическом учете предприятия. То же относится и к АБ.
Способ 2. Шины (АБ) приобретаются (приходуются) отдельно от автомобиля.
В этом случае шины (АБ) относятся к запасам . Как следует из , автомобильные шины в запасе и обороте учитываются на субсчете 207 . По дебету этого субсчета отражают остаток и оприходование шин, по кредиту – их расходование, реализацию и прочее выбытие.
Учет шин (АБ) на складе ведется в Карточке складского учета материалов типовой формы № М-12, а выдача со склада в эксплуатацию и их возврат сопровождаются составлением Накладной-требования типовой формы № М-11. Обе формы утверждены .
Кроме того, текущие эксплуатационные характеристики каждой шины и АБ приводятся:
В Карточке шины отражается фактический пробег и техническое состояние шины на дату ее установки на КТС, даты установки на КТС и снятия с КТС, общая величина фактического пробега шины, остаточная высота рисунка протектора, а также причины изъятия шины из эксплуатации. Отметим, что значение остаточной высоты рисунка протектора приводится в Карточке шины при установке/снятии шины с КТС, выполнении сезонного обслуживания, а также ежемесячно, в случае надобности. При списании шины в Карточке шины приводится заключение комиссии о дальнейшей ее судьбе – восстановление изношенного протектора, ремонт либо переработка (утилизация) и т. д.
В Карточке АБ отражаются данные об АБ и КТС, в составе которого используется АБ, о фактической выработке АБ (поквартально, за год и с начала эксплуатации). На обороте Карточки АБ приводится заключение комиссии о техническом состоянии АБ и мерах, которые следует принять по такой АБ – списать, оформить претензию изготовителю, отремонтировать, установить временную норму среднего ресурса, утилизировать и т. д.
Отметим, что Карточки шин (АБ) открываются и на шины (АБ), которые учитываются как ОС в составе автомобиля.
Эксплуатация шин (АБ)
На практике сложилось два варианта учета шин (АБ), переданных в эксплуатацию, причем что оба небезупречны.
Вариант 1. Списание на расходы при передаче в эксплуатацию.
В случае применения этого варианта при передаче шин (АБ) в эксплуатацию их стоимость сразу списывается в состав соответствующих расходов – в зависимости от сферы деятельности, в которой используется автомобиль (Дт 23, 91–94 – Кт 207 ). При этом после передачи шин (АБ) в эксплуатацию ведется только их аналитический учет в количественном выражении по материально ответственным лицам.
Когда шина (АБ) возвращается из эксплуатации на склад (например, при сезонной замене или для ремонта), она опять приходуется на баланс по чистой стоимости реализации (п. 2.13 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету запасов, утвержденных приказом Минфина Украины от 10.01.07 г. № 2 (далее – Методрекомендации № 2), п. 24 ). Эта операция отражается проводкой Дт 207 – Кт 719 «Прочие доходы от операционной деятельности». Новую стоимость шины (АБ) определяет комиссия. При следующей передаче в эксплуатацию стоимость шины опять списывается с баланса и т. д.
Недостатком этого варианта в методологическом плане является то, что п. 23 разрешает исключать из состава активов и списывать в расходы при передаче в эксплуатацию только стоимость малоценных и быстроизнашивающихся предметов, а шины (АБ) таковыми не являются. Кроме того, минусом этого варианта является «невидимость» используемых активов в учете, ведь стоимость шин (АБ) в процессе эксплуатации не отражается на бухгалтерских счетах.
Вариант 2. Учет по первоначальной стоимости.
При выборе этого варианта шины (АБ) учитываются по первоначальной стоимости вплоть до момента их фактического списания с баланса. При этом для учета шин открывают, например, субсчет 2071 «Шины» со следующими субсчетами:
Для учета аккумуляторов открывают, например, субсчет 2072 «Аккумуляторные батареи» со следующими субсчетами:
Аналитический учет шин (АБ), находящихся на складе, ведут по группам: пригодные к эксплуатации (новые и восстановленные), подлежащие восстановлению, находящиеся в ремонте.
Таким образом, учет шин на предприятии отражается проводками:
И только при фактическом выбытии шины, когда она окончательно потеряет свои эксплуатационные качества, ее стоимость будет списана с баланса.
В пользу применения такого варианта учета говорят и положения . Ведь в пояснении к субсчету 207 сказано, что на нем отражается стоимость шин не только в запасе, но и в обороте.
Напомним, такие корректировки применяют предприятия, у которых доход, рассчитанный по правилам бухучета, за последний отчетный год превышает 20 млн грн., а также предприятия с меньшим доходом, которые не приняли решения о неприменении корректировок.
Такие плательщики обязаны вести налоговый учет ОС по правилам ст. . Это значит, что для них имеет значение, используется автомобиль, в составе которого эксплуатируются шины и АБ, в хозяйственной деятельности предприятия или нет. Ведь согласно пп. расходы на приобретение, ремонт и прочие улучшения непроизводственных ОС не подлежат налоговой амортизации. Поэтому на сумму такой амортизации, начисленную в бухучете, нужно будет увеличить финрезультат до налогообложения за отчетный период.
Таким образом, капитальные расходы (т. е. подлежащие амортизации), связанные с шинами и АБ, которые оприходованы на субсчет 105 в составе автомобиля непроизводственного назначения, в налоговом учете не отражаются. По нашему мнению, это же касается и капитальных расходов, связанных с шинами и АБ, приобретенными отдельно для такого автомобиля.
В то же время расходы, связанные с шинами и АБ, обычно являются текущими расходами периода (см. выше). Их суммы не амортизируются в бухучете, а сразу списываются на расходы. Поэтому, на наш взгляд, такие текущие расходы учитываются у всех плательщиков налога на прибыль так же, как и в бухучете, причем независимо от того, используется автомобиль в хоздеятельности предприятия или нет.
Важный нюанс: поскольку применение/неприменение корректировок финрезультата у плательщика налога на прибыль зависит от размера его годового дохода, который определяется по данным бухучета, то, возможно, плательщику с критичным уровнем дохода предпочтительнее вести учет шин по первоначальной стоимости (см. выше вариант 2). Ведь при таком варианте не возникает дополнительного дохода при периодическом оприходовании шин на склад, а значит, не придется дополнительно увеличивать годовой доход на данную сумму.
Право на налоговый кредит по НДС по операциям приобретения, ремонта, восстановления и утилизации шин (АБ) возникает у предприятия, независимо от использования автомобиля, в составе которого эксплуатируются шины и аккумуляторы, в хозяйственной деятельности предприятия, а также независимо от того, осуществляло предприятие в отчетном периоде налогооблагаемые операции или нет (п. ).
Другое дело, если возникнут обстоятельства, перечисленные в п. . Тогда предприятию нужно будет начислить налоговые обязательства в порядке, предусмотренном данным пунктом и п. .
При списании отдельно приобретенных шин (АБ), которые по своим техническим характеристикам не соответствуют условиям их списания, установленным Нормами № 488 и № 489, может возникнуть неоднозначная ситуация. При формальном подходе получается, что такие шины (АБ) вдруг перестают использоваться в хоздеятельности предприятия без уважительных причин. Поэтому согласно пп. «г» п. и п. если при приобретении таких шин (АБ) признавался налоговый кредит, то при их списании нужно начислить налоговые обязательства по основной ставке исходя из стоимости их приобретения. В качестве аргумента против такого фискального подхода к преждевременному списанию шин (АБ) можно привести тот факт, что НК не содержит положений, согласно которым право на налоговый кредит зависит от соблюдения сроков эксплуатации шин (АБ), определенных Нормами № 488 и № 489.
Отметим, что если преждевременно списываемые шины (АБ) учитывались в составе стоимости автомобиля, то, по нашему мнению, при их списании налоговые обязательства по НДС не начисляются даже при фискальном подходе. Ведь такие шины (АБ) просто не имеют в учете отдельной стоимости, на которую можно что-либо начислить.
Если списанные шины передаются перерабатывающему предприятию как вторсырье, то такая операция рассматривается как обычная поставка товара (пп. ). Поэтому на договорную стоимость передачи таких шин начисляются налоговые обязательства по НДС.
ПРИМЕР 1
Предприятие в марте приобрело бэушный легковой автомобиль для служебных поездок администрации. В момент приобретения на нем были установлены зимние шины плюс одна запасная летняя. Перед эксплуатацией авто приобрели и установили на него 4 новые летние шины стоимостью 648 грн. (в т. ч. НДС – 108 грн.) каждая. Шины, приобретенные вместе с автомобилем, передали на склад до наступления зимнего сезона. В июне новая шина была повреждена и передана в ремонт. На время ремонта на авто установили запасную шину, приобретенную вместе с ним.
Отражение операций в учете будет таким:
(грн.)
Бухгалтерский учет* |
|||||
Приобретен легковой автомобиль | Накладная, акт приемки-передачи | ||||
Налоговая накладная | |||||
Поступили на склад приобретенные летние шины (4 шт. х 540) | Накладная, карточки типовой формы № М-12 | ||||
Отражен налоговый кредит по НДС | Налоговая накладная | ||||
Установлены на автомобиль летние шины | Накладная-требование типовой формы № М-11, карточки шин | ||||
Поступили на склад шины, снятые с автомобиля (5 шт.) | Типовые формы № М-11 и № М-12, карточки шин | ||||
Введен в эксплуатацию автомобиль | Акт типовой формы № ОЗ-1** | ||||
Открыта Карточка АБ | Карточка АБ | ||||
Оприходована на склад поврежденная шина | |||||
Передана поврежденная шина в ремонт | Типовые формы № М-11 и № М-12, карточка шины, акт приемки-передачи в ремонт | ||||
Установлена на автомобиль запасная шина | Типовые формы № М-11 и № М-12, карточка шины | ||||
Отражена стоимость работ по ремонту поврежденной шины | Акт выполненных работ | ||||
Отражен налоговый кредит по НДС | Налоговая накладная | ||||
Шина после ремонта: | Накладная, типовая форма № М-12, карточка шины | ||||
– установлена на автомобиль | Типовые формы № М-11 и № М-12, карточка шины | ||||
Снята с автомобиля запасная шина и передана на склад | |||||
*
Для целей налогового учета доходы и расходы признаются так же, как и в бухучете.
|
ПРИМЕР 2
Предприятие в отчетном периоде списало АБ, которая была приобретена в составе автомобиля, в связи с выработкой ее ресурса и достижением ею предельного состояния. АБ передана на утилизацию специализированному предприятию.
Кроме того, в связи с выработкой ресурса было списано 10 отдельно приобретенных шин и 5 шин, приобретенных в составе автомобиля. После списания 4 шины оставили для хознужд предприятия, 3 передали в качестве вторсырья на перерабатывающее предприятие, 8 – на утилизацию специализированному предприятию.
Учет операций ведется так:
(грн.)
Первичные документы | Бухгалтерский учет* |
||||
Оприходована на склад и списана АБ, приобретенная в составе автомобиля | Типовая форма № М-11, карточка АБ, приказ руководителя | ||||
Передана на утилизацию АБ, отражены расходы на утилизацию АБ | Типовая форма № М-11, акт приемки-передачи на утилизацию, акт выполненных работ по утилизации |
В статье изложен порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете шин и аккумуляторов.
Уж осень на дворе… Владельцы колесных транспортных средств (далее - КТС) знают - пришло время готовить технику к зиме: снять и зарядить аккумуляторную батарею, «переобуть» железного коня. Задача бухгалтера - правильно отразить такие операции в учете. При этом следует знать, что учет автошин и аккумуляторов имеет ряд особенностей.
Эксплуатационные нормы
Прежде всего отмечу, что для шин и аккумуляторных батарей (далее - АБ) существуют специальные нормы, определяющие средний ресурс, необходимый для их безопасной эксплуатации.
Эксплуатационные нормы установлены приказами Минтранса и связи Украины от 20.05.06 г.:
№ 488 «Об утверждении Эксплуатационных норм среднего ресурса пневматических шин колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, для особых условий эксплуатации» (далее - Нормы для шин);
№ 489 «Об утверждении Эксплуатационных норм среднего ресурса аккумуляторных свинцовых стартерных батарей колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси» (далее - Нормы для АБ).
Что касается шин, то нормы установлены в таких единицах:
Для автомобилей - в тыс. км;
Для тракторов - в моточасах.
Замечу, что применять указанные нормы должны все предприятия, эксплуатирующие КТС общего назначения и специальные машины, выполненные на колесных шасси, которые передвигаются по улично-дорожной сети общего пользования и в особых условиях эксплуатации.
Обратите внимание: нормы для шин не распространяются на КТС и спецмашины на колесных шасси, которые осуществляют только агротехнические, лесотехнические и другие технологические операции без передвижения улично-дорожной сетью общего пользования (разд. 1 Норм для шин).
Это значит, что для таких специализированных сельхозмашин, как комбайны (зерноуборочные, свеклоуборочные и т. п.) и тракторы, которые выполняют сугубо сельскохозяйственные работы, нормы не применяются. Изношенные шины списываются на основании заключения специалистов технических служб.
Нормы для эксплуатации аккумуляторов установлены в месяцах.
Следует также подчеркнуть, что и те и другие нормы являются скорее техническими, чем бухгалтерскими документами. Устанавливать и тем более корректировать их - обязанность техслужб (начальника автохозяйства или главного механика). Они могут изменить их как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Методика корректировки норм для особых или фактических условий эксплуатации, отличных от нормальных, изложена в разделах 6 Норм для шин и Норм для АБ.
Работники автохозяйства и механики производят соответствующие расчеты в письменном виде и подают на рассмотрение руководству. Принятые нормы фиксируют в приказе по предприятию и доводят до сведения исполнителей (водителей, трактористов) и работников бухгалтерско-экономической службы для контроля за списанием.
Если нормы не установлены
Разумеется, прогресс не стоит на месте, появляются новые марки авто, поэтому нормы не могут охватить все модели техники. Если для вашего КТС нет действующих норм, вы можете установить временные нормы среднего ресурса шин и аккумуляторов (п. 3.7 Норм для шин и разд. 5 Норм для АБ).
Для этого нужно обратиться в Государственный автотранспортный научно-исследовательский и проектный институт (г. Киев), который занимается разработкой таких норм.
Важный нюанс: если производитель установил иные нормы или гарантии для конкретных конструкций шин, АБ или КТС, то нормы, утвержденные Минтрансом, не применяются (п. 3.8 Норм для шин и п. 3.9 Норм для АБ). Поэтому рекомендую проверить техническую документацию на автомобиль или договор купли-продажи. Возможно, там зафиксированы необходимые эксплуатационные нормы, которыми вы можете пользоваться.
Приобретение шин и АБ
Согласно Инструкции о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденной приказом Минфина Украины от 30.11.99 г. № 291, шины отражаются на субсчете 207 «Запасные части» к счету 20 «Производственные запасы». Считаю, что здесь же следует вести учет и АБ.
В то же время замечу, что бухучет шин и АБ зависит от способа их поступления на предприятие.
Способ 1. Если вы приобрели комплект шин или АБ, то их следует учитывать поштучно, как запасы, на субсчете 207 в соответствии с П(С)БУ 9 «Запасы». В налоговом учете их стоимость относится на валовые расходы и участвует в перерасчете по п. 5.9 Закона о прибыли. Сумма НДС, уплаченная при покупке (при наличии налоговой накладной), включается в состав налогового кредита (пп. 7.4.1 Закона об НДС).
Способ 2. Если вы приобрели транспортное средство, то аккумулятор и шины, как установленные на колесах, так и запасные, отдельно не учитываются - они войдут в балансовую стоимость техники, которая отражается на субсчете 105 «Транспортная техника» или 104 «Машины и оборудование». Соответственно в налоговом учете техника войдет в состав групп 2 и 3 основных фондов, а в дальнейшем будет амортизироваться.
Аналитический учет шин, находящихся на складе, ведут по степени изношенности (новые, бывшие в употреблении и подлежащие ликвидации), а также видам, сортам и размерам. Для этого рекомендуется вести специальные Карточки учета пробега (наработки) пневматической шины (форма дана в приложении 5 к п. 7.1 Норм для шин).
В карточке, которую заводят на каждую шину, отражают все сведения о ее работе: пробег (наработка) шины за месяц (на основании путевых листов), данные о техническом состоянии, даты снятия и установки шин, причины изъятия из эксплуатации, дефекты. Руководство транспортного хозяйства анализирует информацию и выявляет причины недопробега шин. Карточка с соответствующим заключением комиссии о списании шины и указанием оснований для списания может служить актом на списание (п. 7.1 Норм для шин).
Аналитический учет аккумуляторов ведут по типам и маркам автомобилей, местам их хранения и техническому состоянию (новые, отремонтированные и требующие ремонта). Каждому аккумулятору присваивают складской гаражный номер и заводят Карточку учета наработки и отслеживания оборота АБ (форма приведена в приложении 12 к п. 8.2 Правил эксплуатации аккумуляторных свинцовых стартерных батарей колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденных приказом Минтранса и связи Украины от 02.07.08 г. № 795). В этой карточке указывается дата выдачи со склада, номер и марка автомобиля, на который установлен данный аккумулятор.
Замена и списание
Операции по замене шин и аккумуляторов не относят к техническому переоснащению, реконструкции, модернизации и другим видам улучшения техники (п. 3.19 Положения о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденного приказом Минтранса Украины от 30.03.98 г. № 102). Они считаются мерами поддержания ее работоспособности и исправности и включаются в состав расходов (п. 15 П(С)БУ 7).
Для списания используют Нормы для шин и Нормы для АБ. Если фактический пробег шин или наработка АБ достигает установленных норм, объект подлежит списанию.
Правда, это не единственное условие для списания. Если средний ресурс шины или АБ выработан, но технические показатели позволяют дальнейшую эксплуатацию, то ее можно использовать. И наоборот, если ресурс не выработан, а объекты пришли в негодность (есть заключение комиссии), то шину или АБ списывают.
Стоимость установленных на КТС шин и АБ относят в дебет счетов расходов в зависимости от того, где используется техника (счета 23, 91 - 94). Далее шина отражается в аналитическом учете только по количеству (по аналогии с МБП).
Замена АБ производится только в обмен на снятый аккумулятор. Установленный аккумулятор далее учитывается в карточке учета основного средства.
При замене шин (например, летних на зимние) снятая шина будет учитываться на складе в количественном выражении.
Кроме того, учет возврата АБ и шин зависит от их технического состояния:
Если срок использования (норма) истек, но они пригодны к использованию, то их необходимо восстановить по цене возможной реализации: Дт 207 - Кт 716 «Возмещение ранее списанных активов»;
Если срок службы (норма) не истек, а шина пришла в негодность, то на стоимость недопробега сторнируются затраты: Дт 23, 91 - 93 - Кт 207 «Запасные части». Одновременно такая стоимость шины относится в дебет субсчета 949 «Прочие расходы операционной деятельности».
Применение норм в целях налогообложения
Не секрет, что эксплуатационные нормы находятся в зоне особого внимания налоговых органов и служат средством уменьшения валовых расходов и налогового кредита. И хотя эти нормы являются техническим документом, в налоговом учете без них не обойтись, особенно когда речь идет о списании недоизношенных шин и АБ.
То есть получается, что если шины или АБ пришли в негодность до окончания сроков эксплуатационных норм, значит, часть расходов на приобретение не связана с хозяйственной деятельностью.
Поэтому в учете по налогу на прибыль часть стоимости шины, соответствующую недопробегу, исключают из валовых расходов путем отражения такой суммы в гр. 4 таблицы 1 приложения К1/1 к декларации по налогу на прибыль.
В учете НДС часть налогового кредита, равную недопробегу шины, уменьшают методом «сторно». То же самое касается и аккумуляторов, которые не выработали свой нормативный ресурс.
Рассмотрим, как отражаются в учете операции с шинами. Операции с АБ проводят аналогично.
Предприятие купило одну шину стоимостью 480 грн., в т. ч. НДС - 80 грн. Шина была установлена на автомобиль ЗИЛ-130. Ее эксплуатационная норма - 75 тыс. км. Шина пришла в негодность из-за досрочного износа. Ее пробег составил 50 тыс. км.
Следовательно, недопробег шины равен: 75 тыс. км - 50 тыс. км = 25 тыс. км.
Определим сумму НДС, которую надо исключить из налогового кредита: 25 тыс. км х 80 грн.: 75 тыс. км = 27 грн.
Рассчитаем сумму валовых расходов, которую необходимо уменьшить: 25 тыс. км х 400 грн.: 75 тыс. км = 133 грн.
Э. ВАСИЛЬЕВА, аудитор.
O’z RH 52-003-2007
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ
АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ
Издание официальное
Узбекский государственный центр стандартизации, метрологии и сертификации
Ташкент
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЁН Узбекским агентством автомобильного и речного транспорта.
2 УТВЕРЖДЁН И ВВЕДЁН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Узбекского государственного центра стандартизации, метрологии и сертификации №_____05-68_____ от ___26.12.2007_____________
3 В настоящем руководящий документе реализованы нормы закона Республики Узбекистан «Об автомобильном транспорте».
Настоящий руководящий документ не может быть полностью или частично воспроизведён, тиражирован и распространён в качестве официального издания без разрешения Агентства «Узстандарт».
С О Д Е Р Ж А Н И Е
1.Область применения…………………………………………………4
2.Наработка стартерных свинцово-кислотных
Аккумуляторных батарей до списания………………………………..4
3.Учет времени эксплуатации и порядок списания
Стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей…….…6
Приложение А…….…………..……………………………………..8
Приложение В………….……..……………………………………..9
Приложение С………………...……………………………………. 10
^ РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ
Государственная система стандартизации Республики Узбекистан
НОРМЫ ВРЕМЕНИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОРЯДОК СПИСАНИЯ СТАРТЕРНЫХ СВИНЦОВО-КИСЛОТНЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ
Узбекистон Республикаси стандартлаштириш давлат тизими
^ КУРГОШИНЛИ-КИСЛОТАЛИ СТАРТЕР АККУМУЛЯТОР БАТАРЕЯЛАРИНИ ЭКСПЛУАТАЦИЯ НОРМАЛАРИ ВА ХИСОБДАН ЧИКАРИШ ТАРТИБИ
State standardization system of Uzbekistan
Standards for utilization time and discarding order of leaden acid accumulator batteries
Дата введения 01.01.2008______
^
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий руководящий документ устанавливает нормы времени эксплуатации и порядок списания стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей с целью совершенствования нормативной базы, регламентирующей эксплуатацию автомобильного транспорта, а также упорядочения требований к эксплуатации аккумуляторных батарей.
Настоящие нормы применяются обязательно к исполнению всеми предприятиями и организациями независимо от форм собственности.
Издание официальное
^ 2 НАРАБОТКА СТАРТЕРНЫХ СВИНЦОВО-КИСЛОТНЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ ДО СПИСАНИЯ
2.1 На наработку аккумуляторных батарей влияют особенности конструкции, качество изготовления и эксплуатационные факторы.
2.2 Основными причинами, ограничивающими срок службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей при эксплуатации подвижного состава в условиях сухого жаркого климата Узбекистана являются:
Коррозия токоотводов положительных электродов;
Оплывание активной массы и короткое замыкание нижних кромок положительных электродов, необратимая сульфатация пластин.
На срок службы аккумуляторных батарей влияют: интенсивность эксплуатации подвижного состава; установка дополнительных потребителей тока; режим работы подвижного состава.
Предприятиям Республики Узбекистан или частным лицам, производящим закупку аккумуляторов, необходимо оговаривать с предприятиями-изготовителями гарантийные условия бесплатной замены аккумуляторов или доплаты за их недопробег по вине производителя в соответствии с действующими техническими условиями на аккумуляторов.
В странах СНГ на аккумуляторных заводах выпускаются аккумуляторы в соответствии с ГОСТ 959.0.
Гарантийный срок хранения сухозаряженных разборных аккумуляторных батарей не залитых электролитом – 3 года с момента изготовления.
Гарантийный срок эксплуатации – 18 месяцев со дня ввода батарей в эксплуатацию при пробеге транспортного средства за истекший период не более 60 тыс. км.
Гарантийный срок эксплуатации необслуживаемых батарей 24 мес. при наработке транспортного средства не более 75 тыс. км в пределах гарантийного срока и гарантийный срок хранения в пределах гарантийного срока эксплуатации – 3 мес. с момента изготовления.
Временный срок эксплуатации до списания в условиях Узбекистана стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей, изготовленных в соответствии с ГОСТ 959.0-91 (приложение В).
При приобретении аккумуляторов производства дальнего зарубежья автопредприятия, снабженческие организации должны требовать у производителя (фирмы) инструкцию по эксплуатации, в которой должно быть указаны:
Условное обозначение батареи;
Дата изготовления (месяц, год);
Номинальная емкость в ампер-часах и напряжение в вольтах;
Разрядный ток в амперах;
Производитель и его адрес;
Минимальный срок службы батарей, порядок предъявления рекламаций.
На эти аккумуляторы устанавливаются эксплуатационная наработка не менее гарантийного срока.
Автотранспортные предприятия могут снизить нормы времени эксплуатации в тяжелых условиях стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей, произведенных на заводах дальнего зарубежья в соответствии с примечанием к таблице.(Приложение В).
^ 3 УЧЕТ ВРЕМЕНИ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ПОРЯДОК СПИСАНИЯ СТАРТЕРНЫХ СВИНЦОВО-КИСЛОТНЫХ АККМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ.
На каждую аккумуляторную батарею, устанавливаемую на автотранспортные средства, заводится специальная карточка учета ее работы (приложение А). Перед установкой батарее присваивается номер, соответствующий гаражному номеру подвижного состава и наносится на торцевой стенке моноблока со стороны положительных полюсовых выводов или набойным численником на наружных перемычках.
В карточку учета записываются следующие сведения:
Наименование перевозчика;
Тип аккумуляторной батареи и ее гаражной номер;
Производитель и дата изготовления батареи;
Дата проведения батареи в рабочее состояние;
Дата установки батареи на автотранспортное средство;
Показание спидометра автотранспортного средства.
Карточка учета работы аккумуляторной батареи хранится в технической службе перевозчика. Все изменения состояния батареи в процессе эксплуатации (отказы в работе, возникающие дефекты, механические повреждения и т.п.) заносятся в журнал работы аккумуляторного участка и отражаются в учетной карточке в технической службе.
Пробег подвижного состава за срок службы аккумуляторной батареи от момента ее установки до снятия определяет техническая служба перевозчика.
Аккумуляторные батареи, отработавшие установленные нормы времени могут быть списаны с учетом их фактического состояния на основании данных учетной карточки.
На каждую представленную к списанию аккумуляторную батарею должна быть представлена полностью заполненная карточка учета работы батарей и акт на выбраковку и списание аккумулятора (Приложение 3), размещенный на обороте.
При предъявлении к списанию аккумуляторных батарей с наработкой ниже установленных норм времени комиссия должна выяснить причину преждевременного выхода из строя каждой аккумуляторной батареи и выявить виновных лиц.
На аккумуляторные батареи выбывшие из эксплуатации с нормами времени ниже гарантийных, при наличии производственных дефектов, должны быть представлены рекламации производителю в соответствии с инструкцией по эксплуатации батарей.
«Поставщик» оставляет за собой право проверить посредством своего технического персонала рекламационные батареи.
Каждый случай преждевременного выхода из строя аккумуляторных батарей по вине эксплуатационников должен быть в поле зрения руководства перевозчика.
Виновные обязаны компенсировать суммы за преждевременный выход из строя аккумуляторных батарей.
^ ПРИЛОЖЕНИЕ А
__________________________________________________________
Наименование перевозчика
КАРТОЧКА УЧЕТА РАБОТЫ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ
Тип__________________ Изготовитель ________________________
Дата выпуска_____________ Дата приведения __________________
Батареи в рабочее состояние
Гаражный номер ___________________
^
ПРИМЕЧАНИЯ. Автотранспортные предприятия могут снизить нормы времени эксплуатации стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей.
1.На 25 % для автотранспортных средств:
Автомобилей-такси и автобусов, работающих в условиях интенсивного городского движения;
Подвижного состава, постоянно работающего в карьерных условиях в круглосуточном режиме, оборудованных потребителями электроэнергии, не предусмотренных конструкцией, в частности, рацией.
2.На 10% для карбюраторных автотранспортных средств, переоборудованных для работы на сжатом природном газе и сжиженном нефтяном газе.
Суммарное снижение срока эксплуатации, включая все факторы, перечисленные в настоящем пункте не должно превышать 30%.
Указанное снижение подтверждается актом перевозчика, эксплуатирующего подвижной состав.
^
ПРИЛОЖЕНИЕ С
на выбраковку и списание аккумулятора
«_____» ____________г. город_______________
Комиссия в составе председателя_________________________
И членов__________________________________________
___________________________________________________________
произвели осмотр аккумулятора типа_________выпуска ______г. производителя ___________________________ гаражный №______________________________и установила
1.Аккумулятор был поставлен «___» __________ _____г.
на машину марки_______________гос.номер___________________
закрепленный за водителем_____________________________и снят
на предмет выбраковки и списания после службы в течении_________________ года___________ месяца, пройденного общего километража____________________. Подвергался капитальному ремонту…..раз.
2.Состояние аккумулятора_______________________________
Состояние моноблока, состояние
________________________________________________________
пластин, плотности электролита, напряжение по банкам
___________________________________________________________
3.Причины выхода аккумулятора из строя______________________________________________________
Естественный износ и т.д.
___________________________________________________________
Заключение комиссии______________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
Комиссия: Председатель_______________________________________________ Члены:____________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________
Ключевые слова: аккумуляторные батареи, автомобильный транспорт, нормы.