Советы по строительству и ремонту

В Международный день семьи МБФ «Семья - Единение - Отечество» выдвинул на всенародное и международное обсуждение концепцию «Культ семьи - национальная идея Беларуси» . Председатель Правления фонда Владимир Всеволодович Грозов отмечает, что святость семьи должна лежать в основе национальной идеологии Беларуси . Сегодня РНЛ публикует текст этой концепции.

Семья, как основной элемент общества

Семья, как основной элемент общества, была и остается хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития. Благодаря семье крепнет и развивается государство, растет благосостояние народа.

Во все времена о развитии страны судили по положению семьи в обществе и по отношению к ней государства.

С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Благополучие и крепость семьи - вот мерило развития и стабильности страны.

Мировые вызовы институту брака и семьи

Проблемы кризиса семьи и связанные с ними демографические проблемы находятся в настоящее время в центре внимания мировой общественности, всех международных государственных, социальных и политических институтов.

Недавние исследования американских ученых показывают, что происходит за последние 50 лет с институтом семьи. Эти данные ни кого из здравомыслящих людей нашей планеты не оставляют равнодушными.

Уменьшилось количество людей, находящихся в браке - с 72% до 52%. Увеличилось количество разведенных - с 5% до 20 %, в отдельных странах до 50%. Возросло количество лиц никогда не вступавших в брак - с 14% до 27%. Количество женщин, родивших детей, будучи незамужними - с 5% до 41%

Ослабевание института семьи приводит к росту спроса на миграцию, увеличению и омоложению преступности. Увеличивается число детей, воспитывающихся вне семьи или в неполной семье.

Появляются новые «социальные вирусы» - мода на бездетность (течение чайлдфри), мода на игрушечных детей как на стильный аксессуар (реборны). Понятие гражданских прав разрослось до таких широт, что слилось с узаконенным убийством под названием «право на смерть» не только таким как внутриутробный аборт при нежелательной беременности или в результате перинатальной диагностики, но и таким как эвтаназия. В настоящее время уже предлагается послеродовой аборт больных младенцев, и даже младенцев, угрожающих благосостоянию семьи.

Отвержение либеральной философией значимости морально-этических проблем постепенно ведет к ориентации науки лишь на коммерческое использование результатов, вследствие чего процветает фетальная терапия и фетальная косметология, а по сути, каннибализм. Активная популяризация методов ЭКО и суррогатного материнства, прикрываясь заботой о лечении бесплодия, на самом деле в большей степени является «пространством» для экспериментирования над природой человека, что ведет к коммерциализации женской половой сферы (биологической проституции), обесцениванию жертвенной, в первую очередь, материнской любви, угасанию материнского инстинкта и, в конечном итоге, обесцениванию человеческой жизни.

Либерализация в области сексуальной морали привела к увеличению сексуальных девиаций, всплеску сексуального насилия, к снижению возраста сексуального согласия во многих странах и имеет своей целью легализацию педофилии. Болезненная сексуальность, стремясь выхолостить понятие брака как союза между мужчиной и женщиной, привела к узакониванию однополых браков в таких некогда христианских католических странах, как Англия и Франция. Кризис традиционной семьи переживает Америка, не остались в стороне страны Азии и Африки.

Однако перечисленные выше социальные трансформации не только приводят к разрушению устоев всего общества, но и оказывают сильнейшее влияние на развитие различных психических отклонений в отдельных людях, о чем свидетельствует рост количества суицидов и фактов террористической агрессии в обществе.

Не подлежит сомнению значение семьи для душевного и духовного развития человека, его становления как полноценной личности во всех культурах и странах.

Состояние семейных отношений в Беларуси

Глобализация несет новые угрозы институту семьи. Неправильные с точки зрения традиционной морали формы семейных отношений, созревшие в посторонней культурной среде, проникают и в белорусское общество.

Государство, понимая необходимость защиты и укрепления семьи от внутренних и внешних вызовов и угроз, принимает необходимые меры.

В 2011 году была принята «Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы». Одна из основных задач Национальной программы - укрепление духовно-нравственных основ семьи, возрождение и пропаганда семейных ценностей и традиций. Принятие программы свидетельствует об озабоченности государства состоянием семейных отношений в стране.

Обществу есть о чем бить тревогу. Всего в 2012 году в Беларуси расторгнуто 39 тысяч браков - на 450 больше, чем в 2011году. На 1000 человек населения пришлось 4,1 развода.

Среди расторгнутых браков наибольший удельный вес более 40% приходится на возраст 25-34 года, то есть на наиболее репродуктивный возраст. В прошлом году около 58% разведенных семейных пар имели несовершеннолетних детей.

Отношение к семейным устоям характеризуется данными, которые показывают, сколько приходится разводов к числу заключенных браков. В 2012 году данное соотношение сложилось, к сожалению, не в пользу брачности: оно увеличилось до 512 разводов на 1000 заключенных браков по сравнению с 445 в 2011 году.

Сельские семьи являются более устойчивыми: в минувшем году в городских поселениях на 1000 заключенных брачных союзов пришлось 528 разводов, в сельской местности - 435 разводов.

По мнению зам. премьер-министра Беларуси А.А. Тозика, курирующего социальную сферу, нужно принять все необходимые меры для того, чтобы остановить депопуляцию нации: «Если мы этого не сделаем, то спрашивается, какой смысл в том, что мы с вами корячимся, если через 200 лет может не быть нашего народа». Выступая 16.02.2011 в Палате представителей он заявил: «При этом семья должна стать культом... все это должно быть для нас глобальной задачей, над которой должны работать руководители всех уровней».

В год, объявленный в Беларуси, Годом бережливости, мы понимаем, что семья, дети нуждаются сейчас в самом бережном отношении со стороны общества и государства.

Многолетний опыт реализации программы «Семья - Единение - Отечество» утвердил нас в понимании, что, только мобилизуя весь народ на спасение семьи, мы сможем остановить демографическую угрозу исчезновения нашего самобытного народа - хранителя лучших духовных традиций славянской цивилизации.

Необходимость национальной идеи

Без высокой, достойной, объединительной идеи не может существовать ни человек, ни нация. Национальная, общенародная идея мобилизует внутренний, до поры до времени скрытый, потенциал народа на исторические свершения. Глубоко осознанный национальный идеал мобилизует народ, открывает ему смысл жизни, который выше будничных забот и борьбы за существование, который соединяет с прошлым, оправдывает настоящее и открывает будущее. Национальная идея выражает природу и характер народа, оформляет смысл его бытия. Такой идеей может стать идея возрождения традиционной крепкой, по возможности многодетной семьи, укрепления семьи, как центра всех наших объединенных усилий.

В чем Беларусь может быть реальным мировым лидером? Она сможет стать лидером в сохранении традиционных семейных ценностей, лидером в сохранении, поддержке и укреплении института семьи, в решении демографических проблем. Почему именно Беларусь? Потому что, национальная сплоченность, единение, коллективизм (общинность, соборность - исходные понятия) - национальная уникальность Беларуси, прошедшая испытание временем. Традиция - это живое духовно-материальное единство бывших, настоящих и будущих поколений. Охранительство и творческое развитие семейных традиций будут способствовать дальнейшему сплочению белорусского народа.

Семья - колыбель и хранительница нравственности

Мировой опыт показал, что отступление от национальных духовно-нравственных традиций приводит к деградации общества и, как следствие, к утрате независимости и национальным катастрофам.

Издревле процветание семьи строилось на традиционных ценностях.Живая преемственность поколений, начинаясь в семье, обретает свое продолжение в любви к предкам и отечеству, в чувстве сопричастности к истории.

Возникает насущная необходимость описания и представления нашего национального семейного идеала. Следующий шаг - выработка путей к его восстановлению в сознании и в жизни нынешнего поколения.

Семья , в нашем понимании, это - союз мужчины и женщины, основанный на любви и браке, в котором воспитываются дети, связанный общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью и взаимопомощью, крепкими родственными отношениями и традициями с предыдущими поколениями. Семья начинается с брака, брак же в христианской традиции, «есть таинство, в котором при свободном обещании верной любви освящается супружеский союз жениха с невестой для чистого рождения и воспитания детей и для взаимного вспоможения во спасении»

Целью семейного союза между мужчиной и женщиной является достижения семейного счастья - возрастание в любви, гармоничные отношения, согласие и радость в воспитании детей, на основе нравственных ценностей, единодушие в понимании духовного смысла брака.

Семейные традиции - это уважение к наследию предков, по отцовской и материнской линии, сформировавшееся в определенной культурно-исторической, территориальной, природной среде, открытость и уважение к культуре и взглядам других, предание, передача духовного, культурного и социального наследия, передающегося от поколения к поколению, сохраняющееся в семьях. Сохранение преемственности поколений. Это любовь к своему народу, роду, к своим предкам, к родной природе и земле.

Национальный идеал семьи - это идеал большой, многодетной крепкой семьи, отношения в которой построены на христианских ценностях веры, надежды и любви. Нравственная чистота, целомудрие, святость и крепость семьи охранялась многовековой мудростью наших предков и передавалась от поколения к поколению. Из народного отношения к семье и образовались традиционные семейные ценности.

Многодетность - чадолюбие, любовь к детям, желание иметь много детей, потребность заботиться, воспитывать и развивать их, воспитание в каждом ребенке христианина, гражданина, семьянина, национальная семейная традиция, символ семейственности и семейного счастья.

Семейный духовный союз между мужем и женой не достигает своей полноты без детей. Дети являются не только биологическим, но и духовным продолжением мужа и жены

Мы размышляли, как возродить в молодом поколении национальный идеал семья, как сохранить и передать следующим поколениям национальные семейные традиции, как остановить разрушение нравственных устоев общества, и пришли к выводу для мобилизации всех здоровых сил белорусского общества, нашей национальной идеей должен стать культ семьи.

Мы видим культ семьи, как принятое и очерченное обществом сакральное пространство - священное, святое обладание которым ставит семью в положение исключительной значимости, непреходящей ценности и на этом основании требует благоговейного к нему отношения.

Во времена нынешних тяжелых испытаний на прочность семьи, как брачного духовного и социального союза между мужчиной и женщиной, союза утвержденного Богом, семья просто обязана стать общенародным культом. Культом нравственным, а не религиозным. Христианское вероучение всегда призывало и призывает нас хранить и оберегать святость семьи, как малой церкви. Все верующие люди, думаем, нас поддержат, так как во всех традиционных религиях воспитывается благоговейное отношение к семье.

В эпоху масштабных социально-экономических преобразований крепкая, традиционная семья создает еще неосознанный многимисоциальный капитал - это нравственные общественные отношения.

Гражданами мы становимся в обществе, подданными - в государстве, а людьми - в семье. Любовь к Родине и Отечеству зарождается в нас от любви к матери и отцу. В семье мы приобщаемся к родному языку, обучаемся правилам поведения, осваиваем культуру быта. Все это имеет не только духовную и моральную общественно-полезную ценность, но и ценность социально- экономическую.

Сколько стоит нравственность? Почему укрепляя нравственные основы семьи, мы укрепляем государство и экономику.

Еще никогда в истории человечества борьба за человеческие души, за ценностные ориентиры не проходила так изощренно и коварно, как в наши дни. Если соизмерять людские потери из-за ложных ценностных установок, из-за утери нравственности, то можно с уверенностью сказать, идет мировоззренческая демографическая война, проявляющая себя во всех сферах жизни современного общества. Управляющие трансконтинентальных монополий, ради корысти и наживы в условиях обладания мощными ресурсами и скоростями информационного века способны на колоссальные деструктивные действия против интересов общества, государства, нравственности и культуры. Другими словами, финансовые, организационные, научно-технические ресурсы нашего времени дали «злым людям» такие возможности и явили миру примеры такого разрушения, что стало очевидным - не наука и технологии, а нравственные качества людей сегодня главный капитал любой страны, который в огромной степени определяет направления развития социальной и инженерно-технологической сферы. И, в связи с этим, роль духовно-нравственного сознания и морали в современном глобализирующемся мире возрастает, они становятся реальным фактором процветания или упадка народов и государств, фактором национальной и стратегической безопасности.

Давайте ответим себе на важный для нас вопрос. Сколько стоит нравственность, основы которой закладываются в семье? Понимание этих вопросов очень необходимо сейчас всем людям, всем странам, переживающим цивилизационный кризис института семьи.

Сначала определимся, что мы понимаем под нравственностью. Под нравственностью мы понимаем нормы и правила поведения человека, основывающиеся на духовных и душевных внутренних его качествах, на признанных человеком идеалах добра, справедливости, долга и чести. Для верующего человека - это жизнь по Божьим заповедям.

Здесь уместно напомнить мысль Владимира Соловьева . Нет, и не было в человечестве такого низменного состояния, в котором материальная необходимость добывания жизненных средств не осложнялась бы нравственным вопросом: общество и в своей хозяйственной жизни должно быть организованным только осуществлением добра.

Еще классики экономической науки У. Петти, Адам Смит, Дж. Кейнс стремились установить, как добро и зло, свойственные природе человека, их моральные нормы влияют на экономическую деятельность и общественные отношения.

У. Петти выразил это так: «...нет идеи более опасной, нежели неверие в бессмертие души, поскольку она превращает человека в животное, она лишает его совести и страха перед совершением какого угодно злого дела, если он только может избежать наказания со стороны человеческих законов,...эта идея делает людей добычей всех дурных помыслов и желаний, которые не могут быть известны другим людям». Свидетельством взаимосвязи нравственных и экономических проблем можно считать и тот факт, что Адам Смит начал свою научную деятельность как профессор нравственной философии, т. е. теории морали. «Теории нравственных чувств» - первая книга великого экономиста.

Давайте посмотрим на экономическую оценку нравственности с практической стороны, будем исходить из «оценки ущерба» причиняемого безнравственным поведением и оценки «затрат на защиту» от угроз безнравственного поведения.

Есть в юриспруденции много методик по оценке причиненного ущерба. Какой только ущерб не оценивается. Например «Методика оценки вреда и исчисления размера ущерба от уничтожения объектов животного мира или нарушения их среды обитания». А методик оценки вреда и исчисления размера ущерба от безнравственных действий по уничтожению и самоуничтожению «венца природы» - человека не существует. Сделаем такую попытку определить порядок оценки вреда обществу от безнравственного поведения человека и последствий этого вреда. Понятие «вред» включает в себя прямые и косвенные потери, а также убыток.

Прямые потери - гибель и смерть людей от преступных действий, в результате социальных болезней и утраты нравственности.

По данным государственной статистики Республики Беларусь.

Умерло от употребления алкоголя в 2011 г. - 4 446 чел, на 100 тыс. населения - 46,9. Погибших от правонарушений в 2011 г. - 16 662 чел. В состоянии опьянения совершено в 2011 г. - 20,4% всех преступлений (в том числе убийств - 82,7%). В 2010 г. совершено - 2462 самоубийств (25,9 случаев на 100 тыс. населения). В иерархии внешних причин смертности населения в 2010 г., самоубийства, наравне со случайными отравлениями алкоголем, занимают первое место (по 25,9 случаев на 100 тыс. населения), опережая несчастные случаи, связанными с транспортными средствами (15,4 случаев), случайные утопления (13,8 случаев) и убийства (5,4 случаев). Это только частичная выборка без учета погибших в результате техно и других катастроф от нарушения законов, правил, халатности, безответственности, которые опосредованно имеют отношение к нравственности.

Косвенные потери - неполученный потенциальный доход от добросовестного труда и выполнения своих обязанностей, от здорового образа жизни. Применяется только при расчете ущерба от безнравственных действий.

К косвенным потерям, хотя трудно так говорить, относятся экономические потери от коррупции, низкого качества жизни, в связи с недостатками нравственного воспитания: алкоголизм, наркомания, преступность и насилие, тунеядство, сиротство, инвалидность.

В 2011 году на наркологическом учете в Беларуси состояло:

С диагнозом алкоголизм -195 239 чел, из них женщин - 38 791 чел.

С диагнозом наркомания - 10 872 чел.

Количество родителей лишенных родительских прав в 2011 г. - 3 766 чел.

Количество детей, родители которых лишены родительских прав - 4 462 чел.

К косвенным потерям также можно отнести криминальную составляющую затрат от подростковой и детской преступности. Посчитаем убытки от нарушения законодательства. Убытки от безнравственных отношений и безнравственного поведения - расходы, которые люди, чьи права нарушены, произвели или должны будет произвести для восстановления нарушенных прав, утрат или повреждения их имущества (реальный ущерб), а также неполученных доходов, которые эти лица получили бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы их права не были нарушены (упущенная выгода).

Цифры абортов - более 2 млн. за 10 лет. 25% женщин применяют гормональные контрацептивы и внутриматочные спирали, имеющие абортивный эффект систематического убиения неродившихся младенцев. Все количество абортивных потерь человеческих жизней трудно измерить. Это миллионы нерожденных детей, миллионы несостоявшихся жизней. Если учесть последствия абортов (более половины абортируемых женщин становятся бесплодными) становится понятной цена такого нравственного выбора. Сколько недополученных талантов, рабочих рук, не вспаханных полей?

А сколько стоят нравственные страдания? Судьи федеральных судов России обеспокоены вопросом конкретизации размеров компенсации морального вреда.

Классификатор примерной цены нравственных страданий в российской судебной практике (по приговорам последнего времени) заставляет задуматься о многом. Приведем примеры отдельных компенсаций: продажа некачественных товаров - 3-5 тысяч рублей, изнасилование 6-летней девочки - 50 тысяч рублей, каждый год, проведенный в тюрьме невиновным - 250 тысяч рублей, убийство человека (компенсация родным убитого) - 300-800 тысяч рублей.

Исчисление размера ущерба, нанесенного государству и обществу безнравственной деятельностью и безнравственным поведением. Исчисление размера ущерба объектам природы и среде обитания безнравственной хозяйственной и иной деятельности.

Другая статья экономических потерь - исчисление затрат на «защиту от угроз» безнравственного поведения : содержание силовых, охранных, судебных, пенитенциарных структур, контролирующих органов и учреждений, охранная сигнализация, защитные устройства, ограждения и многое другое.

Если суммировать все перечисленные выше государственные и народные затраты на безнравственное поведение, то они составят, возможно, не менее половины бюджета страны. Национальная академия наук Беларуси совестно с Общественным советом по нравственности Беларуси могли бы провести такие расчеты, экономически обосновать эффективность вложения народных средств в нравственное воспитание и поддержание нравственных отношений и разработать программу первоочередных мер по возрождению норм нравственного поведения.

Уверенны, что одна десятая средств, расходуемых на последствия безнравственных действий, направленная на возрождение нравственности, воспитание культуры семейных отношений дала бы нашей стране мощнейший не только социальный, но и экономический эффект.

Самоорганизация и семейная взаимопомощь - неиспользуемый общественный потенциал

Одним из путей формирования новых общественных институтов в Беларуси является путь развития различных форм самоорганизации населения, основанных на добровольческой активности граждан, семейной взаимопомощи и взаимодействия.

Как показал лучший мировой и наш исторический опыт, самой эффективной, жизненной, самодостаточной и общественно полезной формой самоорганизации подобного типа являются общины, построенные на основе традиционного народного уклада, принятых народом норм и ценностей.

Люди, объединяющиеся на основе общих духовно - нравственных ценностей вызывающие доверие друг у друга, способны к устойчивому объединению и со временем естественно создают свою среду, уклад и образ жизни с соответствующими нормами поведения, исключающими коррумпированность членов объединении в силу своей открытости. Именно такие самоорганизации являются наиболее стабильными и позитивными источниками накопления социального капитала в обществе и быстро образуют многочисленные круги доверия. Учитывая развитие современных информационных технологий, новыми формами самоорганизации, взаимодействия и взаимопомощи выступают, и будут выступать социальные сети семейной взаимопомощи.

Развитие самоорганизации является ключом к успешному функционированию многих антикризисных программ и моделей, нейтрализуя и преображая, неизбежные негативные социальные явления в обществе.

Кооперация и Потребительские общества как средство возрождения общин и семейной взаимопомощи

Нравственного оздоровления общества невозможно достичь без выхода за пределы экономической системы, основанной на культе индивидуального коммерческого успеха. Издревле существовала общинная организация хозяйствования в славянской цивилизации, показавшая эффективные результаты общественного и культурного развития.

Для возрождения общинной и семейной взаимопомощи особенно возрастает ценность экономического и социального новаторства, экономического и социального эксперимента с общей собственностью работников, основанной на их труде. Самоуправление и совместное предпринимательство являются такими социально-экономическими механизмами, которые, как раз, отвечают желанию доверительной, объединенной общими принципами, коллективной трудовой деятельности. Решение семейных, хозяйственных, жизненно важных проблем, возможно на основе межсемейной солидарности, взаимовыручки, взаимопомощи, а не культа индивидуального успеха.

Необходимо предложить активным семьям методику коллективного действия для создания малых экономических форм. Нужна практика применения, личный опыт. Люди должны стать не исполнителями, а носителями данной идеи. Она не может быть спущена сверху или посажена, как дерево. Кооперация должна расти, как трава снизу от каждого, признающего идею и делающего своими руками свою экономику. Тогда и возникнет народная экономика свободных производителей.

Общественная самоорганизация и кооперация - удивительно широкое социальное явление, оно наглядно демонстрирует тягу человека к сотрудничеству, взаимопомощи и равноправию в основных сферах общественной жизни. Кооперативное движение в мире - самое многочисленное социально-экономическое движение современности. Оно объединяет около 700 миллионов кооператоров. Его центр - Международный кооперативный союз (МКС), включает в себя 192 национальных кооперативных союза из 76 стран.

Предпосылки для развития общинных кооперативных отношений сформулированы в Беларуси в Законе Республики Беларусь 25 февраля 2002 г. N 93-З »О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь».

Проблемно-проектные социальные технологии - ресурс взаимодействия общественности и власти в решении демографических проблем

Известный ученый и мыслитель А.В.Чаянов, рассуждая о взаимодействии с властью, писал «Кооперация и государство - этовода и огонь. Если их согласовывать, то из огня и воды получится паровая машина... которая может производить огромную работу ».

Возникают следующие вопросы. Как согласовать и задействовать огромный социальный капитал взаимодействия общества и власти? Как преобразовать в реально действующий, созидательный «человеческий ресурс» отношение к народу как «человеческому фактору»? Как отобрать лучшие социальные и предпринимательские народные семейные инициативы, инициативы в поддержку семьи, и содействовать их внедрению? Как пробудить и направить в созидательное русло гражданскую активность общественности, прежде всего молодежи, на решение демографической проблемы и защиту жизни, семьи, нравственности?

В докладе Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на четвертом Всебелорусском народном собрании «Наш исторический выбор - независимая, сильная и процветающая Беларусь » (06.12.2010) в качестве первой и наиважнейшей составляющей уровня и качества жизни человека названа полноценная семья. «Полноценная семья - это не просто семья, это семья, в которой рождаются и растут дети. Белорусских граждан должно становиться больше!... Для Беларуси минимально необходимая численность - как минимум 20 миллионов человек, а оптимальная - 30. Надо сделать все, чтобы в нашей стране престижно было иметь много детей в семье».

Для мобилизации всех общественных, человеческих ресурсов страны для демографического возрождения Беларуси, для решения задач, поставленных президентом, предлагается использовать успешный опытпроблемно-проектных социальных технологий. Суть данных технологий - путем проведения проблемно-проектных семинаров, конкурсов, направленных на решение наиболее острых демографических проблем, производить отбор и вовлечение активных граждан, представляющих различные социальные и профессиональные группы гражданского общества, в разработку эффективных социально-экономических проектов, объединенных в дальнейшем, для координации и управления в целевые общественно-государственные программы.

Руководство и эксперты программы «Семья - Единение - Отечество», обеспечивающие уже более шести лет плодотворное соработничество Белорусской Православной Церкви, государства, религиозных и общественных организаций в решении задач демографического развития регионов Республики Беларусь, предлагают совместно с Национальной академией наук Беларуси, посредством подготовки и проведения серии проблемно-проектных семинаров, разработать общенациональную, общественно-государственную программу «Демографическая стратегия - 2050».

Цели «Демографической стратегии - 2050»

Внешняя. Позиционировать в международном сообществе Республику Беларусь, как первую страну в мире с общенародным культом традиционной семьи.

Внутренняя. Создать все необходимые благоприятные условия для поддержки, укрепления и защиты традиционной семьи, для воспитания, образования и развития детей на основании традиционных семейных ценностей.

Мобилизовать, консолидировать и направить все общественно-государственные ресурсы страны для достижения к 2050 году роста народонаселения Республики Беларусь до 30 миллионов человек.

Миссия предлагаемой стратегии - возрождение традиций народа-победителя: патриотизма, жертвенности, общественного служения в деле развития и укрепления национального суверенитета страны, сохранении, преумножении белорусского народа.

Наследники побед

Для решения таких масштабных задач, стоящих перед Беларусью надо воспитать и подготовить молодое поколение, на плечи которого ляжет их выполнение. Молодежь, мотивированная своим воспитанием к служению Отечеству - вот кто сейчас необходим обществу и государству. Без всенародного подъема, всенародной поддержки, прежде всего, поддержки молодежи не будет ни крепкой традиционной семьи, ни эффективной экономики, ни безопасного государства. Государству, отвечающему на острейшие социально-экономические вызовы современности, нужны самоотверженные служители Отечества, патриоты - государственники, которых может взрастить общенациональная героическая воспитательная среда.

Важнейшей проблемой современности является полоролевая идентичность - мужественность и самостоятельность юношей, будущих отцов. Это важнейшая задача для возрождения и укрепления традиционной семьи. Может ли сохраниться и возродиться крепкая традиционная семья без глав семейств - отцов? - Конечно, нет. Отечество создают и сохраняют отцы. Отцовство это - ответственность, цельность, мужественность и стойкость.

Здесь особое место должно занимать военно-патриотическое воспитание юношей. Нужно всемерно использовать имеющийся опыт кадетского образования, опыт кадетских школ, кадетских корпусов, возрождать национальные традиции раздельного мужского и женского воспитания.

Воинская подготовка всегда были школой мужества, доблести, героизма - школой воспитания духа победителей, которого сейчас так недостает современной молодежи. Воинские закалка и служба были традиционной школой организованности и лидерства, способствующей воспитанию организаторов-управленцев всех уровней. Для страны, которая ориентируется на новаторский путь развития, жизненно важно дать новаторский подход к гражданско-патриотическому воспитанию.

Народная память свято хранит историю нашей победы в Великой Отечественной войне. Белорусский народ первый из народов Советского Союза испытал на себе немецко-фашистскую агрессию. Герои Брестской крепости, герои партизаны - общенародный пример сплоченности, мужества и стойкости. Нам есть чем гордиться, где черпать силы и с кого брать пример.

В условиях современных демографических угроз и вызовов Беларусь обязана стать образом «Брестской крепости» в глазах мирового сообщества для сохранения традиционной семьи.

Всё для Победы

Национальная программа демографической безопасности принята до 2015 г., в который мы будем праздновать 70-летие, а «Демографическую стратегию - 2050» планируем реализовать к 2050 году, 115-летию Победы в Великой Отечественной войне. Осмысляя наше героическое прошлое, мы можем также как наши деды и прадеды провозгласить - «Все для фронта, все для Победы!», но уже в современной демографической войне.

Давайте задумаемся, что сможет сделать каждый из нас, что сможем сделать мы вместе для этой победы, что оставим последующим поколениям? Кто будет жить, и продолжать традиции белорусского народа через несколько поколений?

Для получения зримых демографических результатов можно обозначить и направления главных ударов. Это - борьба с пьянством, алкоголизмом, абортами, разрушением нравственных устоев общества.

Для борьбы с основной социальной болезнью, которая разрушает и заставляет страдать десятки тысяч семей и детей, уносит и сокращает сотни тысяч жизней необходимо, как радикальную меру, после всенародного обсуждения, подготовить и ввести на определенный срок антиалкогольный «Сухой закон».

Другой народосберегающей, решительной мерой должно стать принятие закона «О запрещении абортов», который остановил бы многомиллионные жертвоприношения человеческой похоти убиенных, нерожденных младенцев.

Общественному совету по нравственности Беларуси необходимо подготовить проект «Закона по защите нравственности и традиционных семейных ценностей». Создать для этого постоянно действующую рабочую группу.

Белорусский народ в братской семье народов, победивший жестокого и очень сильного врага, должен, обязан сегодня показать пример своего единства и сплоченности всем народам в деле борьбы с социальными болезнями, безнравственностью, разобщенностью, в деле возрождения святости семьи.

Мы убеждены, что белорусский народ сможет явить другим народам пример выхода из семейного и демографического кризиса современной цивилизации.

Отвечая на все демографические вызовы и угрозы современности, мы заявляем:

Традиционная семья - колыбель и хранительница нравственности!

Республика Беларусь - оплот традиционной семьи!

Семья сегодня - это наша «Брестская крепость»!

Оргкомитет Республиканской духовно-просветительской программы и Международный фонд «Семья - Единение - Отечество»

Во многих странах существовали и до сих пор существуют правила, когда родители сами решают судьбу своих детей и находят им подходящую пару. Чаще всего молодые люди даже ни разу не встречаются друг с другом до свадьбы.

Бывают случаи, когда молодые люди имеют свободу выбора, но без родительского благословения не могут сочетаться браком и никто из молодых людей не имеет права ослушаться своих родителей.

Некоторые люди не понимают как можно вступать в брак не получив родительского благословения. Возможно это и лучше, потому что по статистике браки, заключенные под чутким руководством родителей самые крепкие и количество разводов минимальное.

Крепкие браки в настоящее время большая редкость, потому что молодые люди торопятся принимать самостоятельные решения и действуют по мгновенному желанию. Конечно же, это не говорит о том, что теперь нужно четко следовать инструкциям родителей, но все-таки иногда нужно прислушиваться к их мнению и советам, потому что они плохого не пожелают.

Именно по такому принципу создаются семьи в Белоруссии. Здесь никогда для молодых людей не устанавливали ограничений на свой личный выбор, но без родительского благословения браки не заключаются, и так происходит до настоящего времени.

Брак - это ответственность, которую должны понимать молодые люди и к тому же ранние браки подразумевают финансовую зависимость молодых людей от своих родителей, потому что сами они не могут содержать себя полностью.

В связи с этим родители очень редко дают согласие на ранние браки, для того чтобы дать возможность детям сначала встать на ноги, а уже потом думать о семье. Молодые люди в Белоруссии не могут ослушаться своих родителей и больше не настаивают на своем решении.

Как и все родители, белорусы стараются приготовить достойное приданое для своих дочерей. Сын же должен быть главой семьи, поэтому все финансовые вопросы ложатся на него. Перед тем как женить сына родители делают все возможное, для того чтобы построить отдельный дом для молодой семьи.

Финансовое положение обоих семей, как со стороны юноши, так и со стороны девушки, чаще всего имеет большое значение, и каждая сторона всегда знает достаточно много друг о друге. Браки по расчету в Белоруссии тоже не исключены, но все-таки большее значение играют чувства молодых людей.

В большинстве случаев родители знают о том, с кем встречаются их дети задолго до того, как молодые выражают желание создать семью и уже к этому времени решение родителей может быть готово.

Белорусские семьи никогда не отличались многочисленностью. Такое могло встретиться очень редко и то только в довольно зажиточных семьях. В настоящее время белорусская семья не превышает пяти или шести человек. Глава семьи - мужчина, только он принимает все решения, а все остальные члены семьи должны ему подчиняться, имущество в большинстве случаев передается только по мужской линии.

Однако и женщины в Белоруссии имеют достаточно высокое значение. Несмотря на то, что женщины не могут получать наследство, в доме, в семейных отношениях они играют важную роль. Супруга хозяина дома является хозяйкой и она занимается всеми организационными вопросами по хозяйственным делам, если в доме помимо нее проживают еще и другие женщины, невестки.

Домашние дела в белорусской семье имеют строгое разделение на мужские и женские дела. Женщина полностью ведает домашним хозяйством, она отвечает за внутри семейные отношения и следит за тем, чтобы между невестками складывались нормальные отношения. Если в доме проживают кроме хозяйки еще женщина или невестки, то самая младшая всегда помогает хозяйке с завтраком, прежде чем проснутся остальные члены семьи.

Приготовление пищи в белорусской семье - это довольно серьезное дело, потому что именно на то, как хозяйка управляется с приготовлением пищи и насколько она хорошая кухарка обращается внимание всех членов семьи.

Положение женщины, которая всегда встает раньше всех остальных членов семьи неизменно для любых национальностей и стран. В белорусской семье мужчины точно также поднимаются по утрам значительно позже и после завтрака занимаются своей работой.

Что касается отношений между супругами в Белоруссии, но здесь все в основном зависит от характера, как мужчины, так и женщины. Существуют семьи, в которых отношения между супругами уважительные и они отлично понимают друг друга. Любовь и гармония в отношениях - это лучшее, что только можно пожелать для крепкой семьи.

Однако могут быть и исключения, когда мужчина не всегда корректно может обращаться с женщиной. Не редки случаи, когда и сама женщина не может удержаться, для того чтобы не ответить на мужскую грубость, что приводит к скандалам. Все возможно и все бывает в семейных отношениях, когда характер людей далек от совершенства.

Сыновья в Белоруссии - это наследники и продолжатели рода, но если рождается девочка, то это вызывает не меньше радости, чем рождение мальчика. Просто сын имеет большее значение для семьи, потому что права наследования передаются только по мужской линии.

По древним традициям при рождении мальчикам надевают сорочку, которая предназначается для девочки и наоборот. Это делается, для того чтобы, когда ребенок вырастит, он пользовался вниманием со стороны противоположного пола.

Для белорусов большое значение имеют крестные для их детей, которые могут быть выбраны как из родственников, так и из соседей. Если рождается еще один ребенок, то для него крестных выбирают из той же семьи, что для первого.

Крещения детей проходят в соответствии со всеми традициями, которые были установлены уже много лет назад и сохранились по сегодняшний день. Крестные желают много счастья и богатства своим крестникам и совершают ряд обрядов.

Практически все воспитание детей ложится на плечи женщины, отец принимает участие в воспитании только сыновей и только после достижениями ими того возраста, когда их уже можно обучить мужской работе и передавать семейные традиции и обычаи.

Сегодня поговорим о семье, о её значении для каждого белоруса, о том, какие изменения она претерпела со временем. Возможно, мы иначе понимаем значение и важность брачных отношений, чем наши праотцы и праматери. А если иначе, то это не значит, что хуже?

Чем дорожила традиционная белорусская семья?

С емья для белорусов, испокон веков,– это основа не только быта, но и всей жизни, и воспитанию ребёнка в семье, как продолжателю рода, уделялось всегда особое внимание. Во главе семьи стоял отец – «бацька» (белорусское слово, до сих пор не утерявшее всеобщего распространения и применения), который являлся защитником и добытчиком. Женщина всегда шла рука об руку с мужем, но при этом подчинялась мужу. Она тоже исполняла свою часть обязанностей – распорядительница и хозяйка, заботливая мать и терпеливая хранительница домашнего очага. В белорусских семьях почиталась многодетность. Считалось, что чем больше детей родит женщина, тем счастливей будет весь род. Младенцу в первые годы жизни уделялось большое внимание, мать тщательно ухаживала за ним, берегла от бед и болезней. Ребёнок рос в заботе и внимании со стороны всех родных, ему пели песенки, рассказывали сказки, потешки. При этом детей вряд ли можно было назвать избалованными и изнеженными, так как к воспитанию в белорусской семье подходили строго, с определёнными требованиями. Родители личным примером учили трудолюбию, терпению и уважению к старшим. И нтересный факт: разделение обязанностей по половому признаку отразилось на быте белорусов - металлические и деревянные изделия назвали «мужскими», а плетёные и тканевые – «женскими». Надо сказать, что белорусы всегда ценили натуральные материалы, а их одежду не спутаешь ни с какой другой. Здесь огромную роль сыграло географическое расположение и природные условия. Лён, произраставший на белорусских землях, имел высокую ценность. Возвращаясь к теме воспитания детей, стоит заметить, что отношение ко всем детям было одинаковое, большую часть времени они находились под опекой матери. Авторитет старшего поколения – отдельная тема, он был непререкаемым. Бабушек и дедушек слушались, старались угодить, а обращались при разговоре только на «Вы». В целом, семья для белорусов была главным богатством, которым только может обладать человек.

А что теперь?

Ведь выросло столько поколений людей, произошло столько событий, и неудивительно, что взгляды на семью и семейные ценности слегка видоизменились. Так какая она, современная семья в Беларуси? Какие приоритеты ставит? С какими трудностями сталкивается и какие проблемы решает?

М олодая пара, средний возраст от 23 до 27 лет, один или двое детей, оба работают. Это портрет рядовой семьи практически в любой стране СНГ. И современная Беларусь здесь не исключение. После распада Советского Союза наметилась тенденция на своего рода европеизацию семьи. Попытки быть похожими на западные семьи ведут к переориентации семейных отношений. Финансовая составляющая стала главенствующей. Однако сложное экономическое положение в середине 90-х и последующих годах так и не позволило белорусской семье стать полноценным европейским семейством. Впрочем, это вряд ли так необходимо.

Эволюция в белорусской семье

Согласно статистике заметно снизился рост вступления в брак молодых людей в возрасте до 25 лет. Количество разводов, тем не менее, у таких браков относительно низкое. Это объясняется тем, что люди более осознанно и вдумчиво подходят к со< зданию семьи, а так же имеют уже в своем роде небольшой опыт построения отношений с противоположным полом. Развод стал довольно характерным явлением для современной Беларуси. По статистике, каждая пятая женщина в возрасте до 30 лет разведена, имея при этом ребёнка. Каждая третья из этого количества повторно выходит замуж. Если сравнить общее количество браков и разводов в 1995 и 2017 годах в республике, то соотношение следующее: 1995 г.– 77 027 (брак) и 42 119 (развод), 2017 г. – 66 215 (брак) и 32 006 (развод). В «эпоху гендерного равенства» женщина не уступает в правах мужчине. В тяжёлых жизненных ситуациях она, наоборот, берёт на себя бремя ответственности за свою семью. Не обойти и роль отцов в современном мире. Они, как и прежде, много работают, порой уезжают в другие страны на заработки, всячески решают проблемы своей семьи… Но и часто уходят от проблем в семье. Проблема, которая не знакома белорусской семье в прошлом, – мать-одиночка после развода.

А как же многодетность?

В отличие от традиционных белорусских семей, распространёнными стали семьи с одним ребёнком. В этом-то белорусская семья тоже стала походить на европейскую. Несмотря на госпрограмму о поддержке и помощи многодетным семьям в Беларуси, льготное кредитование на постройку жилья, медицинское обслуживание, деторождение в стране неуклонно падает… Свою роль сыграли экономический, психологический и социальный факторы. По результатам проведения многочисленных опросов, современные белорусские родители, имея одного ребёнка в семье, хотели бы в будущем иметь ещё одного или двоих, что свидетельствует о том, что приверженность к большему количеству детей в семье осталось. Также довольно много белорусских женщин стало рожать в незарегистрированном браке. В одном из выступлений Председатель Минтруда и соцзащиты отметила, что «незарегистрированные союзы остаются популярными, особенно у молодёжи. Степень значимости брака возрастает в том случае, когда пара решает родить ребёнка».

Воспитанию детей в современном мире по-прежнему уделяется важное значение. Дети разносторонне развиваются с младенчества. Мать и отец выступают любящими и заботливыми родителями. Обучению отводиться решающая роль. Но в условиях города трудовое воспитание детей стало проблематичным. К тому же домашний труд уже не так категорично делится на мужской и женский. Роль старшего поколения в семье возрастает. В тоже время в обществе, к сожалению, традиционные ценности сегодня пересматриваются. Примеры неуважения к старшим, равнодушия к пожилым родителям стали обыденными… Вместе с тем появились такие понятия, как «неблагополучные семьи», «приёмные семьи», «трудные подростки», «подростковая преступность» (более подробно – в следующих выпусках газеты).

С урбанизацией и всё большим уходом от натуральных продуктов питания современная белорусская семья очень мало внимания стала уделять своему здоровью. К сожалению, все чаще и чаще можно встретить прогуливающихся с колясками мам, выкуривающих сигарету. В противовес приятно видеть семейную пару, ведущую здоровый образ жизни. Совсем другое дело! Хотя в целом активный отдых и спорт в современной Беларуси очень популярен.

От автора. Современная семья в Беларуси – это, в большей степени, ответственная, любящая и заботливая ячейка общества. А как много достойных примеров семей, прошедших через трудности, но сохранивших любовь и уважение друг к другу; многодетных; воспитавших почётных граждан страны и т.д. И ставку надо делать именно на такие семьи. На них и стоит равняться. Тем более с нынешним скрупулёзным подходом государства к семейной политике, когда не семья для государства, а государство для семьи. Не так ли?

Мурат АННАМУРАДОВ.

  • 4. Прикладная социология. Генеральная, выборочная совокупность. Репрезентативность.
  • 5. Основные этапы социологического исследования.
  • 6. Анкетирование как метод социологического исследования.
  • 7. Общество как система: определение, признаки. Важнейшие подсистемы общества.
  • 8. Основные методологические подходы к анализу общества (системный, функциональный, детерминистский, индивидуалистский).
  • 9. Типология обществ. Характеристика современного белорусского общества.
  • 10. Характеристика доиндустриального, индустриального и постиндустриального типов обществ.
  • 11. Социальная структура и стратификация. Социальная мобильность, её разновидности.
  • 12. Исторические типы социальной стратификации.
  • 13. Объективные и субъективные критерии социальной стратификации. Стратификационный профиль общества. Стратификационный профиль личности.
  • 14. Профиль экономического неравенства. Значение среднего класса для общества. Социальная стратификация современного белорусского общества.
  • 15. Понятие «социальная группа». Признаки социальной группы. Группообразующие процессы.
  • 16. Социальные общности: национально-этнические, социально-территориальные.
  • 17. Определение понятий "социальный класс", "социальная группа", "социальный слой" (страта), "социальный статус".
  • 18. Динамические характеристики общества. Понятие социальной модернизации. Социальная трансформация, социальная эволюция и революция.
  • 19. Понятие социального развития. Развитие и прогресс. Критерии социального прогресса.
  • 20. Противоречия в развитии общества. Личность и общество перед вызовами современности.
  • 21. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Человек как биосоциальная система. Понятие о биологической и культурной эволюции.
  • 22. Социализация: определение понятия, этапы. Направленная и ненаправленная социализация. Десоциализация и ресоциализация.
  • 23. Социальный конфликт: определение, причины, виды и способы их урегулирования. Функции социального конфликта.
  • 24. Кризис как стадия развития социальных систем. Понятие дисфункции. Признаки кризиса. Типология кризиса (системный, структурный, функциональный и др.).
  • 25. Отклоняющееся (девиантное) поведение: определение, формы, основные причины. Что значит «аномия»?
  • 26. Социальный контролькак механизм социальной регуляции поведения людей, его виды.
  • 27. Социальное управление. Содержание социальной политики в Республике Беларусь.
  • 30. Современная семья: специфика, тенденции, проблемы функционирования. Проблемы семьи и брака в современном белорусском обществе.
  • Функции религии
  • 32. Понятие религиозности. Социологические характеристики религиозности населения Беларуси.
  • 30. Современная семья: специфика, тенденции, проблемы функционирования. Проблемы семьи и брака в современном белорусском обществе.

    Специфика современной семьи определяется 4 особенностями:

    1. Важная роль отведена родительству. Психологами было выделено 6 исторических стадий развития детско-родительских отношений – инфантицид (аборт), бросающий стиль воспитания (пристраивание в чужие руки), амбивалентный (жесткая лепка характера), «навязчивый» стиль (полный контроль воли и чувств), социализирующий (подготовка к самостоятельности) и свободный (взаимопонимание, индивидуализация ребенка).

    2. основой супружеского союза является любовь, поддержка и эмоциональное принятие

    3. открытость семейной системы – в современном мире достаточно легко как заключить брак, так и расторгнуть его.

    4. современная семья претерпела изменения по составу – переход от расширенной (супруги, дети, прародители, родственники) семьи к нуклеарной (родители и дети)

    Тенденции развития:

        Увеличение продолжительности жизни привело к росту числа пожилых людей

        Рост числа разводов – примерно 1/3 всех семей пережили развод

        Рост числа детей, воспитывающиеся без семьи или при минимальном общении с родителями

        Рост числа несовершеннолетних родителей

        Рост числа семейно-бытовых преступлений

        Рост числа бездетных семей

        «Двухкарьерная семья» (оба супруга ставят перед собой цели «карьерного роста» и в быту происходит распределение ролей).

    С точки зрения функционирования современной семьи как системы рассматриваются проблемы:

        несоответствие общественным потребностям (низкая рождаемость, высокое число разводов, низкий воспитательный потенциал и т.д.);

        противоречия между мужскими и женскими ролями, между ролями семейными и профессиональными. Низкая сплоченность группы;

        падение престижа традиционного брака.

    Проблемы современной семьи

      урбанизация – горожане не заточены на укрепление былых семейных традиций, эмансипация женщин – ненужность мужчины как добытчика, падение культуры, эгоизм -> семья как ячейка теряет свою ценность -> растет количество разводов

      отодвигается возраст вступления в брак -> большинство семей останавливаются на одном ребенке -> вымирание нации

      материальная проблема: родители вынуждены больше времени уделять работе, - дети предоставлены сами себе -> самоубийства, пьянство и наркомания, травматизм, компьютерная зависимость

      разобщенность в семье, бытовое пьянство, инфантилизм и безответственность родителей

      растет культ потребления -> проблемы со здоровьем

    31. Религия как социальный институт, её структура и функции. Специфика социологического анализа религии.

    Религия является сложным социальным явлением, имеющим разнообразие форм, культов, функций, методов влияния на социальную жизнь. Религия - исторически сложившийся комплекс верований, ритуалов, обрядов, символов, заповедей и норм поведения, обусловленных верой в сверхъестественные силы, проявляющиеся в сознании, стандартах поведения, социальных позициях, религиозной деятельности лиц, признающих свою принадлежность к данной религиозной системе.

    Организационный уровень религии связан с образованием религиозных организаций. Все религиозные организации можно разделить на три группы - церкви, деноминации и секты

    Церковь: имеет четкую внутреннюю организационную структуру, включающую духовенство (клир) и мирян, характеризуется массовостью, тесно связана с обществом и действует внутри него.

    Клиром считаются лица, которые посвятили свою жизнь религиозному культу, имеют право организовывать и проводить его. В традиционном христианстве клир делится на церковнослужителей, не имеющих духовного сана, и священнослужителей - лиц, имеющих духовный сан (по рангам они делятся на диаконов, священников и архиереев). Мирянами считаются простые верующие. Они не могут проводить религиозные обряды, однако имеют право и должны участвовать в них.

    Церковь возникает в процессе развития определённого вероучения, имеет стабильные связи с основными сферами общественной жизни и ведущими социальными институтами - политикой, идеологией, культурой и т.д.

    Церковь является универсальной организацией, поскольку в неё входят лица разных полов, возрастов и статусных групп, она удовлетворяет большинство основных запросов ее участников.

    Деноминацией считается организация, которая поддерживает социальные связи с обществом и нормальные отношения с церковью, но не имеет такой широкой социальной базы, как церковь, чёткой внутренней структуры, не делится на духовенство и мирян, сплачивает вокруг себя незначительные группы сторонников, которых не удовлетворяют постулаты ортодоксальной церкви.

    Деноминации возникают в результате плюрализации религиозных систем в обществе. Они должны конкурировать между собой, доказывая потенциальным сторонникам правильность, истинность учения, которое несёт деноминация. Если церковь требует безусловной преданности своих сторонников, то деноминация пытается привлечь как можно больше последователей, независимо от чистоты их верований. К основным деноминациям в нашей стране можно отнести баптистов, адвентистов седьмого дня, евангелистов.

    Секта - религиозная организация, которая отвергает любые связи с обществом и церковью. Она как правило, возникает на оппозиции к официальной церкви.

    Секты зачастую характеризуются такими чертами как:

    Слепая вера последователей в идеалы секты;

    Самоизоляция и обособленность от других общин;

    Противопоставление собственного религиозного учения всем остальным, действующих в обществе;

    Признание исключительности своей религиозной системы, избранности её Богом;

    Принцип вождизма, основанной на беспрекословном признании авторитета руководителей секты;

    Отсутствие чёткой разветвлённой внутренне организационной структуры;

    Противодействие многим социальным нормам, действующим в обществе;

    Строгая регламентированность внутри секты и исключительно строгая дисциплина.

    Сектантство часто расшатывает устои не только религиозного, но и всей общественной жизни, поскольку, как было сказано, оно отвергает значительную часть социальных норм. Все это, умноженное на слепую веру адептов и строгую дисциплину в выполнении решений руководителей секты, делает последние негативным явлением общественной жизни. Иногда секты ведут себя крайне агрессивно, угрожая общественному порядку. Типичным примером может служить деятельность таких сект, как "сатаниты", "белое братство", "Аум Сенрикё". Они опасны тем, что глубоко проникают в психику и сознание индивида, заставляют его полностью подстроить своё поведение под агрессивные идеалы секты, требуют слепого поклонения руководителям секты и безоговорочного выполнения их приказаний.

    "

    Белорусы прочно и уверенно занимают второе место в мире по числу разводов, уступая пальму первенства лишь России. Причин, по которым мы не умеем сохранять отношения в семьях, много - от неподготовленности к браку как таковому до высокого процента насилия в семьях

    Какая она, среднестатистическая белорусская семья?

    Более трети белорусских союзов проживают от 1 года до 4 лет, еще часть белорусских пар распадается позже, не выдерживая кризисов.

    В общей сложности около 50% всех браков заканчиваются разводами. И часто речь идет не только о разводах родителей друг с другом, но и о влиянии расставания мамы и папы на детей. Ведь около 40% всех белорусских семей имеет детей в возрасте до 18 лет.

    Об этом и многом другом в мультимедийном пресс-центре Sputnik Беларусь говорили эксперты из Минска, Астаны, Бишкека, Еревана и Кишинева.

    Почему мы разводимся?

    Специалисты по гендерному развитию, психологи и общественные деятели высказали на этот счет свое мнение…

    • Женщины устают. Очень.

    Председатель правления МОО «Гендерные перспективы» Ирина Альховка привела интересны цифры: в семьях, в которых есть дети до 10 лет, женщины тратят на домашние дела 24% времени, мужчины - 9% .

    Социологи же и вовсе говорят о тройной нагрузке белорусских женщин в семьях. Они, как и мужчины, ходят на работу, ведут дом и хозяйство «во вторую смену», а также эмоционально вкладываются в семью и дела каждого из его членов: работу мужа, уроки сына, влюбленностей дочки. Кстати, это одна из причин, по которой в Беларуси всерьез рассматривают вопрос о введении отпуска по уходу за ребенком для отцов.

    • Домашнее насилие

    Увы, ему подвержены большинство белорусов. 2/3 наших соотечественников в опросах признались, что хоть раз, но подвергались домашнему насилию. Сексуальное и экономическое насилие чаще испытывают на себе женщины, а вот психологическое - в равной степени и мужчины, и женщины.

    • Незнание законов

    Это бич международных союзов. К счастью, в Беларуси таких немного, всего около 7% наших соотечественников женятся или выходят замуж за представителей других государств, а 80% их избранников являются гражданами СНГ.

    Однако в тех случаях, когда брак заключается с представителями дальнего зарубежья, белорусы часто оказываются юридически и культурно готовы к ожидающим их переменам.


    Источник фото: pexels.com

    • Заключение браков с «закрытыми глазами»

    Психолог и гештальт-терапевт Оксана Мясникова рассказала о своем опыте работы.

    Незамужние женщины часто приходят на консультирование с вопросом, уже видя и осознавая недостатки своего партнера, но хотят как бы и замуж выйти за него побыстрее, не потерять, и недостатки «затереть», убрать, нивелировать, не обращать на них внимание. Когда с такой женщиной начинаешь копать и понимаешь, что до брака она может не дойти, и она это начинает видеть, то такая девушка обычно из консультирования уходит. Предпочитает закрыть глаза и выйти замуж.

    По словам О.Мясниковой, чаще всего такие семьи и попадают в число тех, кто разводится после 1-4 лет совместной жизни, в некоторых случаях партнеров вместе держат экономические причины и дети.

    Еще один вариант развития событий в таких семьях - созависимые отношения, в которых один из супругов имеет зависимость - алкогольную, наркотическую, игровую.

    А как у них?

    В Казахстане планируют создать центр поддержки семьи, куда могли бы приходить молодые пары до заключения брака и обучаться основам семейной жизни.

    Местные власти полагают, что таким образом смогут предостеречь молодых людей от разводов, т.к. они будут лучше понимать, что такое брак, семья, какие бывают кризисы и т.д. Любопытный факт: в Казахстане за психологической поддержкой в вопросах сохранения семьи чаще обращаются мужчины, чем женщины. Там же психологи отмечают, что когда дети воспитываются в неполных семьях, то они, создавая свои собственные, часто оказываются не в состоянии решать возникающие двухсторонние конфликты, так как не получили подобного опыта в детстве.


    Источник фото: сайт

    Еще одна казахстанская тема, активно обсуждаемая в обществе много лет - разрешение многоженства или запрет на него. Около половины молодых женщин поддерживают эту идею и готовы стать второй-третьей женой для своего супруга . Другая половина - как правило, замужние дамы, против того, чтобы их мужья приводили в дом еще кого-то.

    В Кыргызстане в последние годы отмечается тенденция к ранним бракам. Не редкость, когда женятся и выходят замуж в 17-18 лет. Там же невысок и процент разводов - 6%. Недавно в стране законодательно отменили один из местных обычаев, согласно которому молодые могли стать супругами в мечети минуя государственные органы.

    В Армении семейный уклад считается более стабильным, чем во многих западных странах. И хоть последние десятилетия и там участились разводы, идти на этот шаг все еще считается непопулярным и стыдным в обществе, а находиться в статусе неженатого или незамужней - непрестижно.


    Источник фото: pexels.com

    Семейные психотерапевты из Еревана отмечают, что чаще всего разлад в семьях происходит из-за сексуального охлаждения партнеров друг к другу, ревности к карьерному росту супруга, особенно женщины, конфликтов с детьми-подростками, особенно мам с дочерьми, и вмешательства в семейную жизнь родителей и других родственников.

    Не так давно в Армении рассматривали предложение о прикреплении семейных психотерапевтов к судам по семейным делам. Лишь после их работы с парами, которые хотят расстаться, дело могло было бы быть передано в суд.

    В последние годы в Армении также увеличилась разница в возрасте между супругами . Все чаще молодые девушки выходят замуж за мужчин на 15-20 лет старше.

    В Молдове отмечают большое влияние западных тенденций на их культуру и семейные традиции. Это и множество абортов, и позднородящие женщины, и падение авторитета родителей, и миграция.

    Особенность молдавских семей - временно неполные браки, в которых один из родителей отправляется в другие страны на заработки. Часто уже через несколько месяцев отсутствия супруга такие браки начинают трещать по швам.


    Источник фото: pexels.com

    К тому же, в них особенно страдают дети, которых вынужденные зарабатывать деньги мамы оставляют бабушкам или другим родственникам, не очень подготовленным к воспитанию детей.

    Ирина Латыш

    А в вашем окружении много разводов среди семейных пар?

    Чтобы прикорм прошел гладко. 7 ошибок, которых вам лучше избегать



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Советы по строительству и ремонту