Советы по строительству и ремонту

Елена Кузнецова

РОЛЬ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА .

Программа развития детей дошкольного возраста предусматривает различные виды стимулирующего воздействия. Особенно важно, чтобы ребенок активно участвовал в этом процессе, а непосредственно образовательная деятельность по освоению двигательных навыков,

развитию мотивации , осознанных волевых усилий была посильной, усложнялась постепенно и доставляла ребенку удовольствие.

Все, что окружает дошкольников с самого раннего возраста – вещи , принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у них интерес. Они любят исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами : водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность ребёнка дошкольного возраста , расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта .

Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребёнка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления . Самостоятельное экспериментирование даёт возможность ребёнку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления готовыми схемами действия. Роль взрослого в этом процессе заключается не в том, чтобы сразу же показать, как нужно делать

правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес дошкольников к предметам , побуждать к самостоятельному исследованию, поддерживать их любознательность.

Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества и сама сенсорная комната как мощный инструмент этого воспитания.

Для организации такой работы прежде всего необходимо подобрать модули (расслабляющего и активизирующего характера, которые создавали бы комфортную обстановку и вызывали положительные эмоционально-моторные реакции у ребенка. В этой связи особенностью сенсорной комнаты являются «волшебные» и сказочные эффекты объемных предметов, света и звука, ощущений и ароматов, нежные звуки успокаивающей музыки. Различные мягкие модули : мячи, шары, дорожки, «сухой бассейн» ,

«сухой душ» - способствуют освоению и совершенствованию двигательных навыков. Мягкое покрытие пола, подушки оказывают приятное, расслабляющее действие, обеспечивают возможность удобной позы, мягкой поддержки.

Создание сенсорной комнаты и периодический , многократный (до 2 раз в неделю и более) режим пребывания ребенка в этой комнате позволяют решать задачи его развития .

Перечень оборудования сенсорной комнаты

1. Мягкое напольное покрытие.

2. Сухой душ.

3. Сухой бассейн.

4. Напольные сенсорные дорожки .

5. Ребристый мостик.

6. Дидактическое дерево

7. Центр тактильности.

8. Центр рисования песком.

9. Центр развития мелкой моторики .

10. Аромолампы.

11. Музыкальный центр + набор дисков и музыка на флешке.

12. Мягкие подушечки.

13. Набор «Узнай звук» .

14. Аромонабор «Знатоки ароматов» .

15. Магнитная доска

16. Набор тактильных мячиков.

17. Набор геометрических тел.

18. Дидактическое одеяло.

ОПИСАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ .

Оборудование комнаты создавалось с учетом того, что мозг человека активизируется стимуляцией базовых чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса) и вестибулярных рецепторов.

В сенсорной комнате ребенок не подвергается никаким давлениям извне и ощущает себя в полной безопасности, что способствует развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия, органов чувств, вестибулярного аппарата а также релаксации.

Повышение интереса, движение и познание - вот ключи к развитию детей . Все это заложено в оборудовании сенсорной комнаты , значительно повышающем эффективность и результативность образовательных, стимуляционных и релаксационных мероприятий. Кроме того, сенсорная

комната обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и взрослым, что повышает уровень доверия и уважения ребенка к взрослому и настраивает его на эффективную и результативную работу.

Большое внимание было уделено механической стимуляции подошвы ног детей . Ведь подошва стопы - это скопление активных точек, рефлекторно связанных с внутренними органами, и специалисты рекомендуют как можно чаще ходить босиком на природе.

С этой целью в сенсорной комнате была создана зона , которая позволяет ребенку пройти босиком по

камешкам, по короткой жесткой поверхности и т. д., ощутив рецепторами стопы твердость и мягкость, гладкость и шероховатость, тепло и холод поверхностей дорожки.

Все виды оборудования представлены на фотографиях и изготовлены в основном из подсобного и утилизированного материала :

списанной мебели, детских и поролоновых матрасов, подушек, искусственной кожи и винила, дерева и тканей разной фактуры.

Оформление интерьера, цвет оборудования, подбирались с

учетом их воздействия на психическое здоровье ребенка. Стены окрашены в спокойный салатовый цвет.

В оформлении использованы голубые и синие, желтые и белые, салатовые и зеленые тона.

1. Мягкое напольное покрытие (ковёр с мягким длинным ворсом) . расположено на полу и покрыто набором цветных подушек.

2. Сухой бассейн удовлетворяет потребность ребенка в гармоничных движениях, стимулирует его поисковую и творческую активность, снижает уровень психоэмоционального напряжения.

Размеры бассейна; длина - 2,5 м; ширина - 1,5 м; высота -

Сухой бассейн – стационарный, приобретён в фирме «Аконит»

(г. Москва) без пластмассовых шариков наполнителей. Вместо них мы предлагаем приобретать массажные мячи различного диаметра. Их проще обрабатывать, они более функциональны и несут не меньшую нагрузку для развития восприятия цвета , чем обычные пластмассовые шарики.

Мы пополняем бассейн постепенно, варьируя величину мячей и их цветовую гамму.

3. Напольные сенсорные дорожки , воздействуя на рецепторы стопы, стимулируют внутренние органы, способствуют профилактике плоскостопия, закаливанию организма, оказывают оздоровительный эффект.

Напольные сенсорные дорожки состоят из 4 следовых дорожек разной функциональности, большой массажной дорожки, циновки с различным покрытием и мягких прямых и волнистых дорожек.

Материал следовых дорожек : линолеум и самоклеящаяся плёнка разных цветов.

Основание мягких дорожек – поролон (5 см.) и ткань – плащёвка.


4. Дидактическое дерево помогает в развитии понятийной базы дошкольников , закрепляет представления детей о сезонных изменениях в природе и развивает мелкую моторику .

Основа дерева – поролон (2 см., покрытый сверху цветным габардином. Сопутствующий дидактический материал изготовлен из картона, различной по фактуре ткани, и приобретён в магазинах сувениров.


5. Центр тактильности способствует развитию познавательных процессов (мышления, внимания, памяти, координации зрительного и тактильного анализаторов, мелкой моторики, а также восприятия и воображения, что, в свою очередь, способствует развитию когнитивной сферы детей .

Центр включает в себя множество предметов, стимулирующих прикосновение к ним, действия с ними, исследование их поверхности, создавая опыт тактильных ощущений. К ним дети обращаются снова и снова, забавляясь и наслаждаясь.

Сюда входят : д/и «Найди пару» (с рыбками, Д/и «Чудесный мешочек» с набором различных предметов, которые постоянно меняются и обновляются, д/и «Мир меняет цвет» , «Загадочные коробочки» и т. д.


6. Центр рисования песком развивает фантазию , творческие способности, мелкую моторику, благотворно влияет на психоэмоциональное состояние дошкольников .

В его основе 2 стола, изготовленных из старой мебели, с набором дидактических материалов (совочки, формочки, камешки, шарики разной фактуры, шпатели и т. д.) . Солы оборудованы подсветкой, что даёт дополнительные сенсорные впечатления детям .



7. Центр развития мелкой моторики в основном представлен традиционными мозаиками, кубиками и пирамидками разных форм. Однако и здесь есть пособия, которые изготовлены педагогами самостоятельно. К ним относятся : дидактическая панель, торт, дидактическая черепаха.

Как известно, истоки таланта лежат на кончиках пальцев, поэтому развитию мелкой моторики мы стараемся уделять как можно больше внимания.




8. Аромонабор «Знатоки ароматов» - для аромоигр. Состоит из коробки – основы (подставка под яйца) и бутылочек и коробочек от «Киндер – сюрпризов» с поролоновыми вставками внутри. На поролоновые вставки наносятся ароматические масла, необходимые в данной конкретной деятельности. Ароматы варьируются.


9. Дидактическое одеяло способствует развитию познавательных процессов, тактильных ощущений, мелкой моторики, восприятия и воображения.

Изготовлено из старого байкового одеяла, обшитого тканью и старых мягких игрушек. Игрушки набиты различными наполнителями и пришиты к одеялу. Внутри фасоль, грецкие орехи, целлофановые пакеты и т. д.


10. Магнитная доска предназначена для экспериментирования с магнитами и рисования мелом. У нас она стационарная, приобретённая при открытии ДОУ. Однако, можно сделать такую доску и самостоятельно несколько меньших размеров. Её функциональность от этого совершенно не пострадает.


Благодаря тому, что мы сумели организовать сенсорную комнату в нашем детском саду, у наших воспитанников появилась возможность обогатить мир тактильного восприятия и сенсорных впечатлений .

Психологи и педагоги утверждают, что сенсорное развитие дошкольника должно охватывать все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира и осуществляться на полисенсорной основе путем использования «жизненной обстановки» в целом - помещений детского сада и его территории. Для этого необходимо создание сенсорной комнаты.

Сенсорная комната - это организованная среда, наполненная различными приборами, активное воздействие оказывающие на органы зрения, слуха, обоняния, осязания. Мягкое, теплое убранство комнаты, приглушенный свет, приятные ароматы, успокаивающая музыка - вот те характеристики сенсорной комнаты, которые помогают ребенку в развитии сенсорно-перцептивных способностей и активизации речи .

Одним из современных методов сенсорной реабилитации является специально разработанная установка «Снузлин», или Сенсорная комната. Само слово «Снузлин» - составленное из «обонять» и «осязать», трансформированное из голландского языка, является попыткой выразить концепцию взаимодействия ощущений и эмоций. Первоначально сенсорные комнаты были разработаны в Голландии в конце 70-х годов и использовались реабилитологами и социальными служащими для работы с наиболее тяжелым контингентом больных психоневрологического профиля и с грубым снижением интеллекта. В начале 80-х активно стала применять сенсорные комнаты в коррекционных и лечебных целях Великобритания. Постепенно диапазон их использования значительно расширился. Они становились просто незаменимым средством в реабилитации людей, как с медицинскими, так и с психологическими и психоэмоциональными проблемами .

В настоящее время сенсорные комнаты является так же средством сенсорного воспитания детей. Каждая сенсорная комната - это окружение, которое состоит из множества различного рода стимуляторов. К ним относятся проекторы спецэффектов, световые трубки, фиброоптические волокна, мерцающие бассейны, генераторы запахов, специальная музыка, водяные виброзвуковые кровати, различные световые, звуковые и тактильные настенные панели.

Сенсорная комната предназначена: для проведения игровых занятий с детьми на развитие сенсомоторных функций, психологических консультаций, занятий с различными специалистами, для родителей и детей, а также является волшебной сказочной комнатой для групп кратковременного пребывания (мини-сад). Использование сенсорной комнаты в детском саду основано на гуманистическом понимании психологии ребёнка. Акцентируется поддержка и развитие внутренней натуры ребёнка, развитие собственного «Я» .

Основная задача сенсорной комнаты -- сохранение психического здоровья малышей, так как здесь с помощью цвета, запаха и музыки идет благотворное влияние на душевное состояние ребенка. Детям очень нравятся занятия здесь. Они каждый день ждут посещения «волшебной комнаты». Здесь они играют в вымышленной ими же самими сказками. Это очень хороший способ наладить душевное равновесие ребенка, узнать, чем и как он живет. Но расслабиться здесь могут и взрослые. Для этого по периметру комнаты располагаются удобные мягкие кресла. После двадцати минут, проведенных в сенсорной комнате, все выходят отдохнувшими и полными положительной энергии .

Сенсорная комната выполняет ряд различных функций: снятие мышечного напряжения, коррекция различных нарушений, создание положительного эмоционального фона, активизация различных функций центральной нервной системы, снятие утомления от насыщенного информационного потока и многое, многое другое. Основное назначение сенсорной комнаты - создание гармоничного состояния, радости, спокойствия, и, как следствие, укрепление иммунитета.

Сенсорная комната оснащена современным оборудованием. Пуфик-кресло с гранулами - предназначено для принятия удобной позы тела, мышечного расслабления, аутогенных тренировок. Сенсорное кресло малое - предназначено для принятия удобной позы тела, мышечного расслабления (используется для младших школьников), аутогенных тренировок. Детская подушечка с гранулами - используется в соответствии с характером проводимых индивидуальных игровых или релаксационных занятий. Матрасы наполненные - используются в соответствии с характером игровых или релаксационных проводимых занятий, аутогенных тренировок .

Сухой бассейн, 1100 пластмассовых шаров - используется для снятия эмоционального напряжения, улучшения функционального состояния нервной системы (используется для младших школьников). Зеркальный шар с мотором - предназначен для декоративного оформления интерьера сенсорной комнаты, а при использовании световых пушек для создания классического светового эффекта метели из световых «зайчиков», стабилизирует состояние нервной системы. Профессиональный источник света «Зебра-50» к зеркальному шару. Основное назначение - подсветка зеркального шара узким мощным световым лучом, состоящим из насыщенных цветных полос. При этом достигается изумительный эффект: множество «бегущих» разноцветных «зайчиков» - бликов, меняющих цвета при вращении шара. Без насадки пушка превращается в узконаправленный прожектор белого света .

Прибор динамической заливки светом «Плазма» - проекционный прибор, имеющий в составе волоконно-оптический преобразователь, что позволяет добиться невероятного перераспределения цветов. Постоянно меняющееся световые картины напоминают движение плазмы, активизируют процессы воображения. Светильник «Жар - птица» предназначен для создания успокаивающего релаксационного светового эффекта.

Панно «Бесконечность». После включения обычное стекло преображается - внутри загораются лампочки, и появляется светящийся тоннель, уходящий в бесконечность. Используется для зрительной стимуляции и релаксации. Позволяет развить пространственное восприятие, обладает успокаивающим эффектом.

Волшебная нить с контроллером предназначена для создания сенсорных впечатлений, уютной атмосферы. Висящая система «Мелодичный звон». Музыкальный центр, кассетная дека, цифровой тюнер, дистанционное управление. Комплект компакт-дисков для релаксации «Звуки природы» (2 диска). Безопасная колонна пузырьковая «Стела». В прозрачной колонне из прочного пластика, заполненной дистиллированной водой, поднимаются бесконечное число воздушных пузырьков. Под их действием начинают двигаться пластмассовые рыбки. Они то всплывают вверх, в цветных, переливающихся струях, то падают вниз. Это завораживающее зрелище действует успокаивающе на нервную систему, способствует снятию психоэмоционального напряжения, расслаблению мышечного тонуса .

Сенсорная тропа для ног - предназначена для массажа ступней ног с целью повышения мышечного тонуса, профилактики плоскостопия. Набор массажных мячей - предназначен для развития тактильных ощущений при воздействии на кожные рецепторы. Установка для ароматерапии - ультразвуковой распылитель эфирных масел «ЭФА» рекомендуется применять для профилактики и комплексной терапии различных состояний и заболеваний: стресса, депрессии, тревожных состояний, неврозов, бессонницы, умственного переутомления, снижения памяти, ослабленного иммунитета, болезни органов дыхания, сердечной сосудистой системы .

Эфирные масла способны восстанавливать и поддерживать душевное равновесие, процессы саморегуляции и систему иммунитета, они обладают расслабляющим или стимулирующим (в зависимости от выбранного масла), спазмолитическим, обезбаливающим, омолаживающим, очищающим, противовоспалительным и антисептическим эффектами, а так же способствуют нормализации артериального давления.

Запахи эфирных масел, воздействуя на органы обоняния, активируют лимбическую систему головного мозга человека, ответственную за наши эмоции. При этом происходит выделение биологически активных веществ и «гормонов удовольствия», которые вызывают чувство благополучия и умиротворения, снижают тревогу, благотворно действуют на сон и работоспособность человека. Эфирные масла гармонизируют психологическую и физиологическую сферы человека. Эти вещества работают на глубинном уровне: восстанавливают процессы саморегуляции организма, способствуют функциональному обновлению нарушенных систем организма человека, устраняет не симптом, а причину болезни .

Аппарат аэронопрофилактики - электронный очиститель воздуха, ионизатор «Овион -С» предназначен для очистки воздуха в помещениях от пылевого, бактериального и грибкового загрязнения, а так же для обогащения воздуха отрицательными аэроионами. Прибор оказывает благотворное оздоровительное влияние при заболеваниях органов дыхания, при аллергии, переутомлении, нарушениях обмена веществ, расстройствах сна. При этом существенно уменьшается риск ОРЗ и других вирусных инфекций. Прибор в 5-10 раз снижает уровень напряженности электростатических полей, через 1 час после включения в 2 раза снижает уровень радиации воздушной среды.

Для сенсорного развития детей используют темные и светлые сенсорные комнаты. В светлом пространстве комнаты для ребят предлагаются дыхательные и речевые упражнения, выполняются задания на расслабление и напряжение кисти руки, отдельных групп мышц спины, живота, ног. Во время активизации дыхательных и двигательных ресурсов у детей звучит фоном спокойная музыка или шум моря, журчание ручейка и т.д.

Тёмная сенсорная комната - это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Мозг активизируется через стимуляцию базовых органов - зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярного аппарата и других рецепторов. Каждый из них реагирует на влияние окружающей среды и передаёт соответствующую информацию в центральную нервную систему (ЦНС). Сенсорный поток является основным фактором, обеспечивающим созревание мозга ребенка, и предопределяет развитие его поведения и психики.

Сенсорное восприятие часто имеет эмоциональную окраску. В тёмной сенсорной комнате созданы условия, в которых ребёнок получает положительные эмоции. Здесь с помощью различного оборудования создаётся ощущение комфорта, уюта и безопасности. Ребёнок настраивается на позитивное восприятие и общение с окружающими людьми. В зависимости от направленности воздействия на ЦНС оборудование тёмной сенсорной комнаты можно условно разделить на два функциональных блока: релаксационный и активизирующий .

Тёмная сенсорная комната предназначена для решения следующих задач:

Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения на основе сенсорной стимуляции;

Активизация различных функций центральной нервной системы за счёт создания обогащенной мультисенсорной среды;

Создание положительного эмоционального фона.

В темное пространство комнаты дошкольники перемещаются по корригирующей дорожке, проходя, наступая на шарики, узелки, фасоль, активизируются рецепторы, расположенные на поверхности стопы. В затемненном пространстве сенсорной комнаты, неожиданно загораются огоньки, детям очень нравится вместе с взрослым (психологом, воспитателем) придумывать сказку .

Воспитатель или помощник воспитателя находится с детьми на занятии и является активным участником всех действий. После, когда дети выходят из сенсорной комнаты в светлое пространство, все становятся в круг, занятие завершается проговариванием теплых дружественных слов в адрес друг друга, настраиваются дети на последующую встречу, где будет придумана новая сказка. В сенсорную комнату могут приходить взрослые, заботящиеся о психоэмоциональном состоянии, родители с детьми, будущие мамы, и все, кому необходима релаксация .

В группах кратковременного пребывания два раза в неделю дети посещают волшебную сенсорную комнату и слушают сказки. Все это стимулирует чувствительность и развивает зрительно-моторную координацию, восприятие и внимание ребенка, развивает положительные эмоциональные реакции, воображение, и, конечно, уравновешивает психику ребенка. Рождается ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности, что наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ребенком и воспитателем .


Понятие "сенсорная комната" было введено М. Монтессори. Главные задачи сенсорной комнаты - релаксация , снятие напряжения и избавление от стресса . В нашем образовательном учреждении сенсорная комната функционирует сравнительно недавно - с января 2013 г. Но уже сегодня можно отметить большой потенциал данного метода коррекционно-развивающей работ ы.

Сенсорная комната - это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различными стимуляторами органов зрения, слуха, обоняния и осязания.

Сенсорное развитие играет важную роль в психологическом и социальном становлении личности ребёнка.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(ФГОС НОО)- одно из центральных идей является сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как ценностной составляющей, способствующей познавательному и эмоциональному развитию ребенка. Поэтому в школе –интернате разработана и успешно применяется развивающая программа «В волшебном мире», направленная на раскрытие интеллектуально- личностного потенциала учащихся и создание условий для их эмоционально- нравственного развития.

Сенсорная комната для школьника – это идеальная обстановка, в кото-рой ребенок не только расслабляется, но и развивается, получает новые представления о мире, ощущения, заряжается энергией для активной деятельности.

В оборудование сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов - цветовые таблички, объемные и шероховатые буквы, различные мягкие модули.


Внимание обучающихся привлекают различные вращающиеся, изменяющие цвет панели и приспособления для активного освоения новых ощущений, что стимулирует их познавательную деятельность и мотивацию, а также эмоциональное и речевое общение, мелкую и общую моторику и двигательные навыки.

Дети младшего школьного возраста нуждаются в занятиях в сенсорной комнате, в основном, в связи с трудностями поведения и общения.

Для этого возраста характерными трудностями являются: страхи, трево- жность, агрессивность, которые часто не поддаются педагогическим и воспитательным воздействиям педагогов и родителей.

В работе с такими детьми сенсорная комната является незаменимым местом.
В процессе занятий, при использовании различных световых и шумовых эффектов (пузырьковая колонна, ароматерапия, аквалампа), ребенок расслабляется, успокаивается, нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение, снижаются проблемы эмоционально-волевой сферы. Нахождение в сенсорной комнате восстанавливает и сохраняет психоэмоциональное равновесие ребёнка, стимулирует психическое развитие, что является особенно важным в условиях школы - интерната, когда ребенок практически весь день находится в коллективе своих сверстников.

Особое место в программе занимают игры и упражнения, направленные на обучение приемам саморегуляции и самоконтроля, развитие эмоционально волевой сферы, произвольности внимания, его устойчивости и переключаемости, развитие координации, в том числе зрительно-моторной, а также памяти, мышления, воображения и различных видов восприятия (зрительного, тактильного, слухового). Эти занятия, прежде всего, рассчитаны на детей младшего школьного возраста.
Особенно они необходимы детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Ощущение безопасности и принятия способст-вуют созданию положительного эмоционального фона и повышают мотивацию детей.

В атмосфере медленно плывущего света, лежа в «сухом бассейне» или на мягких пуфиках, ребенок словно попадает в сказку. В такой сенсорной комнате создается ощущение полной безопас-ности, комфорта, загадочности, что наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ребенком и специалистом.


Самым важным и уникальным в программе «В волшебном мире» является то, что независимо от направлений работы и планируемых результатов, сложности нарушения развития или поведения, занятия позволяют повысить функциональные и адаптивные возможности организма и активизировать индивидуальный ресурс каждого ребенка, создавая тем самым возможность успешной интеграции в социуме.

Кому показаны занятия в сенсорной комнате

Занятия в сенсорной комнате полезны детям любого возраста. Содержание развивающих занятий зависит от актуальных психических и психологических потребностей, обусловленных возрастными или индивидуальными особенностями. Занятия с детьми от года до трех лет направлены в первую очередь на развитие:

зрительно-моторной координации (в том числе ее коррекцию);

ориентировочной реакции;

сенсорики;

пассивного словаря.

В дошкольном детстве (в три - шесть лет) с помощью оборудования сенсорной комнаты можно стимулировать психические процессы, развивать эмоциональную сферу, способности к произвольной регуляции (снижать импульсивность, учить концентрировать внимание), повышать устойчивость к стрессогенным раздражителям. Все это способствует психоэмоциональной разгрузке.

Сеансы для детей с ограниченными возможностями здоровья показаны в следую- щих случаях:

наличие неврозов и неврозоподобных состояний;

задержка психомоторного и речевого развития;

резидуально-органические поражения нервной системы (тики, заикание, энурез и др.);

аутизм;

адаптационные расстройства;

трудности усвоения программного материала;

ДЦП и двигательные нарушения другой этиологии;

нарушения слуха, зрения и речи.

Посещение сенсорной комнаты сотрудниками педагогического коллектива помогает снять психоэмоциональное напряжение, обеспечить релаксацию, повысить мотивацию к деятельности.

Противопоказания
Занятия в сенсорной комнате не рекомендованы детям с глубокой умственной отсталостью и инфекционными заболеваниями. К частичным противопоказаниям относится наличие у ребенка эпилепсии или судорожной готовности (в таком случае используются только релаксационные приемы без мигающего оборудования и ритмичной музыки). При работе с гипервозбудимыми детьми необходимо снизить нагрузку на сенсорику, исключить элементы активной стимуляции. Тревожным детям не рекомендуются резкие переходы от одного стимула к другому.
Дети, имеющие частичные противопоказания, должны предварительно получить консультацию и рекомендации невролога.

Сенсорная комната представляет собой пространство, специально оборудованное таким образом, чтобы максимально успешно стимулировать различные органы чувств ребенка или взрослого человека. Все элементы комнаты устанавливаются и настраиваются индивидуально, тем самым позволяя регулировать степень и глубину воздействия. В зависимости от поставленных задач можно воздействовать на зрение, обоняние, осязание, слух, вестибулярный аппарат, причем это можно делать как одновременно, так и поочередно. С помощью специальных элементов в сенсорной комнате достигается ощущение комфорта и уюта, человек чувствует себя в полной безопасности, может прийти в состояние глубокой умственной и мышечной релаксации, что создает благоприятную среду для общения, терапии (психотерапии) и лечения различных расстройств и заболеваний. Доверительная обстановка позволяет наиболее успешно контактировать пациенту и специалисту, сглаживает острые углы при обсуждении каких-либо спорных вопросов, максимально раскрепощает партнеров по общению. Успокаивающая цветовая гамма, приглушенное освещение комнаты, тихая спокойная музыка – что может действовать более благоприятно на психику!? Именно поэтому сенсорные комнаты часто называют лечебными и широко используют в медицинских учреждениях, а также при профилактике различных заболеваний, общих оздоровительных процедурах или устранении патологий.

Благодаря периодическому пребыванию в сенсорной комнате можно достигнуть следующих эффектов:

    улучшение настроения;

    появление оптимистичного настроя, позитивного взгляда на мир;

    получение положительных эмоций;

    нормализация сна;

    снижение тревожности и беспокойства;

    уменьшение раздражительности и проявлений агрессии;

    отдых нервной системы, снижение излишней возбудимости;

    повышение иммунитета;

    ускорение восстановления поврежденных клеток и реабилитации после заболеваний;

    ускорение процессов мозговой активности;

    стимуляция познавательных процессов и двигательной активности.

Благодаря регулярным занятиям в сенсорной комнате у здоровых людей и у людей с психическими расстройствами нормализуется психоэмоциональное состояние, ускоряются процессы развития сознания, восприятия и познания окружающего мира и всех процессов, происходящих в нем. Проводимые в такой обстановке психологические консультации и приемы психотерапии дают более ощутимый результат, чем аналогичные действия, происходящие в обыкновенном кабинете врача или психолога. Поэтому во многих медицинских учреждениях и организациях, специализирующихся на работе с детьми, обустраиваются сенсорные комнаты. И специалисты отмечают положительную динамику после занятий. Многие ученые также признают необходимость сенсорных комнат и их положительное влияние на развитие психики ребенка.

Сенсорная комната используется в профессиональной деятельности очень многих специалистов. Свои занятия там могут проводить психологи, психотерапевты, логопеды, коррекционные педагоги, врачи разных направлений. В зависимости от имеющихся у пациента заболеваний или патологий проводимые сеансы могут помогать в достижении следующих целей:

    снимать напряжение, расслаблять мышечную систему;

    расслаблять организм в целом или какую-то конкретную его часть, помогать достигать состояния расслабленности и покоя;

    снимать психоэмоциональное напряжение, помогать в достижении душевного равновесия;

    активизировать работу центральной нервной системы, стимулировать протекание различных процессов в организме;

    стимулировать ослабленные реакции на внешние раздражители (образы, картины, запахи, звуки и др.) за счет большого количества сенсорных проявлений;

    развивать двигательные и познавательные функции;

    улучшать настроение, создавать благоприятный фон для общения и обучения;

    повышать мотивацию к проведению различных процедур, направленных на оздоровление организма.

Во многих образовательных организациях есть специально оборудованные сенсорные комнаты, которые используются для проведения педагогической коррекции, занятий с детьми, имеющими нарушения моторики и сенсорики, с задержкой психического развития, заболеваниями ЦНС. Сенсорные комнаты также помогают в решении проблем в школе или детском саду, снимают стрессы, снижают раздражительность и нервное напряжение в сложные периоды жизни (например, во время подготовки к экзаменам). Детей с повышенным уровнем тревожности занятия в сенсорной комнате успокаивают и приучают контролировать свои эмоции в различных ситуациях.

При работе с детьми в сенсорной комнате нужно знать особенности детской психики, влияние стимуляции органов чувств на протекание заболеваний и особенности лечения тех или иных патологий. Например, для гипервозбудимых и гиперактивных детей может быть противопоказано излишнее воздействие на сенсорную систему, поэтому следует снизить активную стимуляцию и воздействовать более мягко и спокойно. А для тревожного ребенка переходы от одного стимула к другому должны быть плавными, а не резкими.

Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений

Задача Название игры Описание

Развитие фонематического слуха и восприятия:

«Телеграфисты»«Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук»«Какой звук?» «Сосчитай, не ошибись»

Простучи шариком заданный ритмический рисунок.Стукни ладошкой по шарику, когда услышишь заданный звук.Покажи соответствующий заданному звуку (слогу) шарик, (синий - твердый звук, зеленый – мягкий), услышав слог или слово с ним. Спрячь шарик в ладошке, если звука там нет.

Возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук среди других, слогов, слов с этим звуком.

Автоматизация звука в слогах, словах, фразах

«Шарик мы ладонью «стук», повторяем в слове (слоге) звук»«Ты колечко надевай, фразу верно повторяй»

Повтори данный звук (слог, слово) заданное количество раз.

Надень массажное кольцо на каждый палец и повтори, как я:

«На сосне сидит сова, говорит она слова…» (автоматизация «С»),

автоматизация «Ш»:Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья (мизинец)

поочередно на правой и левой руке

Звуковой и слоговой анализ слов

Раз, раз, раз, слово выложим сейчас…”«По слогам словечко называй и на шарик нажимай

Выкладывай звуковую схему слова при помощи разноцветных шариков Су – Джок.Проговори слово по слогам и нажимай ладошкой на шарик, проговаривая каждый слог.

Словообразование, словоизменение

«Много - один», «Один – много»,«Назови ласково»«Чей? Чья? Чьи?» «Скажи наоборот»

Прокати шарик и назови слово в единственном числе (котята – котенок), во множественном - (машина – машины).Прокати шарик и назови ласково (стол – столик).Прокати шарик и назови: Чей? Чья? Чьи? («Хвост лисы, хвост чей?»)

Скажи наоборот (слова – антонимы)

Совершенствование навыков употребления предлогов

«Ловко с шариком играем и предлоги называем»

Клади шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

Связь звука с буквой

«Буквы знаю и пишу, шарик верно прокачу»«Шар по ладошке прокати – верно букву напиши»

Прокати шарик по написанной букве

Напиши букву и ее элементы прокатыванием шарика по ладошке, поверхности стола.

Здравствуйте, дорогие читатели! Наши органы чувств служат ориентиром в окружающем мире. Зрительное и слуховое воздействие, кинетическое восприятие, обоняние помогают не только распознавать предметы и явления, но и влияют на наш эмоциональный фон, работоспособность, развитие умственных и творческих способностей. Эти возможности органов чувств используют психологи и педагоги. Сенсорная комната для детей с ограниченными возможностями помогает малышам справляться с недугом и обретать интерес к жизни.

Что это?

Давайте разберемся, для чего нужна сенсорная комната и как выглядит это приспособление.

Сенсорная комната – это специально оборудованное помещение. Изначально оно предназначалось для релаксации и снятия напряжения, но сегодня его возможности гораздо шире.

Очень часто сенсорную комнату устанавливают в школе (хотя и не во всех учебных заведениях), в детском саду и предназначена для развития восприятия мира и совершенствования способностей детей с ДЦП и другими заболеваниями нервной системы.

Из чего состоит?

Оборудование комнаты включает:

Зрительное восприятие


Зрительные световые эффекты, созданные с помощью светодиодных шнуров, электронных приборов, зеркальных элементов. Свет в помещении должен быть приглушенным, допускается использование светящихся шаров, преломления световых лучей для создания солнечных зайчиков, проекторов, флуоресцентных обоев и мониторов.

Музыкальное сопровождение

Возможно применение звукоанимированных тактильных панно, но обычно достаточно музыкального центра. Если комната расположена в кабинете психолога, воспользуйтесь обычным магнитофоном. Для занятий в комнате подходят релаксирующие или классические произведения, медитативные мелодии, звуки колокола, природы, звон металлических подвесок.

Ароматерапия

Запахи воздействуют на наши эмоции не менее, чем зрительные и слуховые раздражители. Для тонизирования подойдут ароматы цитрусовых, бергамота, лимонника. Чтобы снять депрессивное состояние, психологи рекомендуют нюхать масла мяты, мелиссы, лаванды. Для повышения иммунитета подойдут ароматы хвои, ромашки, эвкалипта и чайного дерева.

Кинетическое восприятие

С целью релаксации в комнате устанавливается бескаркасная мебель, подушки, мягкие модули, гигантские мячи, массажные предметы, тактильные панно.

Сенсорные комнаты бывают светлые и темные. В детских учреждениях чаще всего устанавливаются светлые помещения, целью которых является создание позитивного заряда. Такие комнаты, оборудованные мягкими лабиринтами, сухими бассейнами, их можно встретить в развлекательных центрах.

Темные комнаты устанавливаются в специализированных центрах и интернатах, где ведется работа с малышами, имеющими отклонения в развитии. Свет в комнатах приглушенный, в качестве освещения применяются декоративные панели, светодиодные шнуры.

Гиперактивные дети в такой обстановке успокаиваются, могут заняться своими делами. У малышей с нарушением зрения яркие световые пятна стимулируют зрительные рецепторы.

Для чего нужна?


Сенсорная комната развивает способности детей и решает следующие коррекционные задачи:

  • уменьшает тревожность, успокаивает;
  • способствует активизации органов чувств;
  • снижает уровень нервных расстройств;
  • улучшает внимание и память;
  • помогает бороться со страхами;
  • устраняет агрессию;
  • пробуждает интерес к познанию;
  • улучшает сон;
  • активизирует творческий потенциал.

Сенсорное помещение полезно как здоровым детям, так и малышам с ограниченными возможностями.

Коррекционная работа и ее результаты

Занятия в помещении со специалистом проводятся в группе численностью не более 5 человек. Времяпровождение состоит из 3 условных частей:

  • Разминка и приветствие.
  • Релаксация.
  • Итоги и прощание.

Разделение занятия на 3 части решает несколько задач:

  • устраняет эмоциональные нагрузки, чувство тревоги;
  • координирует движения тела;
  • борется с агрессивностью;
  • помогает детям наладить социальные контакты;
  • развивает мышление.

Результаты работы с детьми в сенсорном помещении для многих родителей налицо:


  • Гиперактивные дети хорошо успокаиваются в темном помещении. Они могут тихо сидеть в слабо освещенном уголке, занятые своими играми. Отлично снимает напряжение водяной матрац и медленная музыка.
  • У детей со сниженным вниманием веселые игры и упражнения, яркие игрушки и обстановка активизируют эмоции, дают энергетический заряд, повышают интерес к познанию окружающего мира.
  • Аутисты с удовольствием играют с песком, водой, слушают звуки. Положительные эмоции, полученные вместе со взрослыми, помогают найти «ниточку» контакта с ребенком, заключенным в самого себя.

Предполагается, что в каждой школе со временем будут сенсорные комнаты, призванные снимать напряжение. В нашем активном мире, полном агрессии, должен быть уголок, где ребенок, да и любой человек почувствует себя в спокойствии и безопасности.

Сегодня мы постараемся подробно рассказать вам обо всех особенностях оснащения сенсорной комнаты, а также о том, какими преимуществами обладают занятия в ней.

Научно доказано, что гармоничное и полноценное развитие ребенка невозможно без воздействия на его органы восприятия – глаза, уши, вкусовые рецепторы, кожные покровы и т.д. Поэтому сегодня во многих дошкольных учреждениях большой популярностью пользуются специально оборудованные различными стимуляторами комнаты, направленные на сенсорное развитие дошкольников (то есть, на развитие их восприятия в широком понимании этого слова).

Необходимо отметить, что для России само понятие "сенсорная комната" является достаточно непривычным, а значит для многих родителей непонятным. Из-за этого для большинства обывателей сенсорная комната представляется неким помещением, наполненным различными высокотехнологичными гаджетами (по аналогии с сенсорными панелями современных телефонов и компьютеров), призванными заменить традиционные игровые комнаты в детсадах. На самом же деле сенсорные комнаты представляют собой абсолютно самостоятельную систему развития детей, существующую параллельно с традиционными методиками и техниками развивающих занятий, применяющихся сегодня в дошкольных учреждениях.

Сегодня мы постараемся подробно рассказать вам обо всех особенностях оснащения сенсорной комнаты, а также о том, какими преимуществами обладают занятия в ней.

Что такое сенсорная комната?


Сенсорная комната – помещение, оборудованное стимуляторами, воздействующими на органы обоняния, осязания, слуха, зрения и т.д., и направленное на развитие высших психических функций (речь, память, мышление, внимание, воображение, восприятие и т.д.), эмоциональной сферы и личностных качеств ребенка. Кроме того, подобные стимуляторы способствуют психоэмоциональной разгрузке (релаксации), восстановлению и поддержанию психологического здоровья детей.

Для оснащения сенсорной комнаты, как правило, используется такое оборудование, как:

  • воздушно-пузырьковые колоны – активно используются для зрительной стимуляции, стимуляции тактильных ощущений и релаксации;
  • интерактивные сенсорные панели – предназначены для звуковой и зрительной стимуляции, развития воображения, творческих способностей и фантазии, а также для выработки причинно-следственных связей и интерактивных игр;
  • оптоволокно с боковым свечением – применяется для привлечения, поддержания и стимуляции внимания;
  • тактильные панели – способствуют развитию фантазии , мелкой моторики и двигательной активности, а также активации физической активности и мозговой деятельности;
  • развивающие и реабилитационные элементы – направлены на развитие физических навыков, мозговой деятельности, общего расслабления, тонизирования мышц и достижению психологического равновесия ребенка;
  • элементы декора со световыми эффектами (подвесной потолок, потолочные модули, настенные и напольные ковры с оптоволокном, световые проекторы, флуоресцентные картины или мини-планетарии) – развивают исследовательский интерес, привлекают внимание, способствуют развитию зрительных ощущений и общему расслаблению.

Помимо этого, оснащение сенсорной комнаты практически всегда включает в себя оборудование, использующее при звуко- и ароматерапии: генераторы запахов, ионизаторы и увлажнители воздуха, музыкальные панели, аудиопроигрыватели, наборы дисков с музыкальными произведениями и т.д.


Особого уюта и атмосферы комфорта сенсорным комнатам придают необычные светильники (например, светильники "Пламя", "Плазма", "Вулкан" или соляные лампы), а также нестандартная мягкая мебель (например, пуфик-мяч, водяной матрас или кресло-кубик) и различные мягкие игровые модули: домики-трансформеры, сухие бассейны с шарами, дидактические столы, игровые ширмы, тактильные дорожки, напольные конструкторы и многое другое. Помимо своего основного предназначения – проведения игровых занятий, развития тактильных ощущений и физических способностей детей – мягкое наполнение сенсорных комнат оказывает массажный и расслабляющий эффекты, а также гарантирует безопасность развивающих занятий.

Для чего нужна сенсорная комната?

Хорошо известно, что человек воспринимает самого себя и окружающий мир посредством рецепторов, нервных волокон и отделов головного мозга, которые реагируют на свет, цвет, звуки, запахи и тактильные ощущения. Поэтому сочетание разных стимулов (например, свето-, звуко- или ароматерапии) позволяет оказывать комплексное воздействие на органы чувств человека и достигать колоссальных успехов в развитии детей всех возрастных категорий. При этом, использование разных наборов стимулов может оказывать как тонизирующий/стимулирующий эффект, так и успокаивающее/расслабляющее действие.

В зависимости от возрастной категории сенсорную комнату в детском садике можно использовать:

  • в раннем возрасте (1-3 года) – для развития общей и мелкой моторики, эмоциональной сферы, тактильных ощущений, наблюдательности и внимания, а также коррекции двигательных нарушений, зрительной координации, ориентировочных реакций и обогащения пассивного и активного словарного запаса;
  • в дошкольном возрасте (3-6 лет) – для развития непроизвольного и логического мышления, высших психических функций (памяти, воображения, внимания и восприятия), эмоциональной сферы, мотивации к обучению, познавательного интереса, а также обучения навыкам расслабления, повышению устойчивости к стрессовым ситуациям и психоэмоциональной разгрузки.


Отметим, что занятия в сенсорной комнате могут проводиться как в группах, так и индивидуально. В случае групповых занятий, состав группы формируется исходя из потребностей и физических/психологических/эмоциональных особенностей каждого ребенка. В зависимости от потребностей каждой группы или отдельно взятого ребенка занятия проводятся по таким направлениям, как:

  • психокоррекция эмоциональной сферы и поведения – агрессия и вспыльчивость, замкнутость и неуверенность в себе, синдром дефицита внимания и пассивность, страхи и гиперактивность;
  • нейропсихологическая коррекция "школьных" проблем – отсутствие учебной мотивации и познавательного интереса;
  • развивающие занятия – развитие высших психических функций и эмоциональной сферы, достижение психоэмоциональной разгрузки, поддержание/восстановление психологического здоровья;
  • психотерапия широкого спектра психоневрологических проблем.

Преимущества сенсорной комнаты

Несмотря на то, что в российских детских садах сенсорные комнаты относятся скорее к категории экспериментальной педагоги, чем к традиционным методам развития и воспитания детей, отечественные педагоги уже успели оценить ошеломляющие результаты стимулирования основных органов чувств.

В частности, даже самый гиперактивный ребенок быстро успокаивается в релаксационной зоне, а мягкие покачивания на водяном матрасе, приглушенное освещение и успокаивающая мелодия помогают ему снять стресс и расслабиться. Дети, страдающие снижением интереса и потерей внимания, легко получают необходимый им заряд энергии и активизируют эмоциональный фон в активной зоне сенсорной комнаты, а веселые упражнения и занятия "под аккомпанемент" ярких красок и меняющихся картинок гарантировано пробудит у них интерес к обучению и познанию. Играя с водой и песком, аутичные дети слушают разнообразные звуки, что позволяет взрослым нащупать ниточку контакта с подобными малышами, которые заключены в себе.

Таким образом, основным преимуществом сенсорной комнаты является возможность комплексной коррекции детей. На одном занятии можно одновременно развивать и мелкую моторику, и воображение, и самостоятельные двигательные навыки, и манипуляционную деятельность... А заодно снизить эмоциональную напряженность, обогатить чувственный мир и расширить жизненный опыт детей. Но самое главное, сенсорная комната наполняет жизнь ребенка положительными эмоциями, что, в свою очередь, улучшает его общее самочувствие и психоэмоциональное состояние, а также повышает его жизненную активность и мотивацию ко всем видам деятельности.

Источники изображений: planeta.ru, ds1dubna.ucoz.ru, lianozovo.mamantenoc.ru, rehabsensory.ru



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Советы по строительству и ремонту