Советы по строительству и ремонту

Наиболее известный генерал из коллаборационистов. Пожалуй, и самый по-советски титулованный: Андрей Андреевич заслужил всесоюзное почтение в Великой отечественной войне еще до пожизненной опалы – в декабре 1941 года «Известия» опубликовали пространный очерк о роли командиров, сыгравших весомую роль в обороне Москвы, где был снимок и Власова; сам Жуков высоко оценивал значимость участия генерал- лейтенанта в этой кампании. Предал он, не справившись с «предлагаемыми обстоятельствами», виновными в которых, по сути, не был. Командуя 2-й ударной армией в 1942 году, Власов долго, но безуспешно пытался вывести свое соединение из окружения. Он попал в плен, будучи проданным старостой деревни, где пытался скрыться, задешево – за корову, 10 пачек махорки и 2 бутылки водки. «Не прошло и года», как плененный Власов свою Родину продал еще дешевле. Высокопоставленный советский командир неминуемо должен был расплатиться за свою лояльность действием. Несмотря на то, что Власов сразу же после пленения заявил о своей готовности всячески содействовать германским войскам, немцы долго решали, куда и в каком качестве его определить. Власова считают руководителем Русской освободительной армией (РОА). Это созданное нацистами объединение русских военнопленных в итоге не оказало значимого влияния на исход войны. Генерала-предателя поймали наши в 45-м, когда Власов хотел сдаться американцам. Он потом признался «в малодушии», каялся, осознавал. В 46-м Власова повесили во дворе московской Бутырки, как и многих других высокопоставленных коллаборационистов.

Шкуро: фамилия, определяющая судьбу

В эмиграции атаман встречался с легендарным Вертинским, и жаловался, на то, что проиграл – чувствовал, наверное, скорую погибель - еще до того, как поставил на нацизм вместе с Красновым. Немцы сделали этого популярного в Белом движении эмигранта группенфюрером СС, пытаясь объединить под его началом русских казаков, оказавшихся вне СССР. Но ничего дельного из этого не получилось. В конце войны Шкуро выдали Советскому Союзу, он закончил свою жизнь в петле – в 1947 году атамана повесили в Москве.


Краснов: не любо, братцы

Казачий атаман Петр Краснов после нападения нацистов на СССР также сразу же заявил о своем активном желании содействовать фашистам. С 1943 года Краснов руководит Главным управлением казачьих войск Имперского Министерства Восточных оккупированных территорий Германии – верховодит, по сути, такой же аморфной структурой, как и у Шкуро. Роль Краснова во Второй Мировой и окончание жизненного пути аналогичны судьбе Шкуро – после выдачи англичанами он был повешен во дворе бутырской тюрьмы.

Каминский: фашистский самоуправленец

Бронислав Владиславович Каминский известен руководством так называемой Локотской республики в одноименном поселке Орловской области. Сформировал из числа местного населения дивизию СС РОНА,грабившую деревни на оккупированной территории и воевавшую с партизанами. Лично Гиммлер награждал Каминского Железным крестом. Участник подавления Варшавского восстания. Расстреляли его в итоге свои же – по официальной версии, за то, что проявил излишнее рвение в мародерстве.


Тонька-пулеметчица

Санитарка, сумевшая в 41-м году выбраться из Вяземского котла. Попав в плен, Антонина Макарова оказалась в вышеупомянутой Локотской республике. Сожительство с полицаями совмещала с массовыми расстрелами из пулемета жителей, уличенных в связях с партизанами. По самым приблизительным подсчетам, убила таким образом свыше полутора тысяч человек. После войны скрывалась, сменила фамилию, но в 1976 была опознана выжившими свидетелями расстрелов. Приговорена к расстрелу и уничтожена в 1979 году.

Борис Хольмстон-Смысловский: «многоуровневый» предатель

Один из немногих известных активных помощников нацистов, которые умерли своей смертью. Белоэмигрант, кадровый военный. Поступил на службу в вермахт еще до начала Второй мировой, последнее звание – генерал-майор. Принимал участие в формировании русских добровольческих частей вермахта. В конце войны сбежал с остатками своей армии в Лихтенштейн, и это государство СССР его не выдало. После Второй мировой сотрудничал с разведками Германии и США.

Палач Хатыни

Григорий Васюра до войны был учителем. Окончил военное училище связи. В самом начале Великой Отечественной попал в плен. Согласился сотрудничать с немцами. Служил в карательном батальоне СС в Белоруссии, проявляя при этом звериную жестокость. В числе прочих деревень им и его подчиненными была уничтожена и печально известная Хатынь – всех ее жителей согнали в сарай и заживо сожгли. Васюра расстреливал выбегавших из пулемета. После войны недолго отсидел в лагере. Неплохо устроился в мирной жизни, в 1984 году Васюре даже удалось получить звание «Ветеран труда». Сгубила его жадность – обнаглевший каратель захотел получить Орден Великой Отечественной войны. В этой связи стали выяснять его биографию, и все открылось. В 1986 году Васюру по приговору трибунала расстреляли.

Источник Balalaika24.ru.

Приказ ОКХ о создании легиона был подписан 15 августа 1942 года.В начале 1943 года во «второй волне» полевых батальонов восточных легионов были отправлены в войска 3 волжско-татарских (825, 826 и 827-й), а во второй половине 1943-го - «третья волна» - 4 волжско-татарских (с 828-го по 831-й).В конце 1943 года батальоны были переведены в Южную Францию и размещены в г. Манд (армянский, азербайджанский и 829-й волжско-татарский батальоны). 826-й и 827-й волжско-татарские были разоружены немцами из-за нежелания солдат идти в бой и многочисленных случаев дезертирства и преобразованы в дорожно-строительные части.
Ещё с конца 1942 года в легионе действовала подпольная организация, ставившая своей целью внутреннее идейное разложение легиона. Подпольщики печатали антифашистские листовки, распространявшиеся среди легионеров.

За участие в подпольной организации 25 августа 1944 года в военной тюрьме Плётцензее в Берлине были гильотинированы 11 легионеров-татар: Гайнан Курмашев, Муса Джалиль, Абдулла Алиш, Фуат Сайфульмулюков, Фуат Булатов, Гариф Шабаев, Ахмет Симаев, Абдулла Батталов, Зиннат Хасанов, Ахат Атнашев и Салим Бухаров.

Действия татарских подпольщиков привели к тому, что из всех национальных батальонов (14 туркестанских, 8 азербайджанских, 7 северокавказских, 8 грузинских, 8 армянских, 7 волжско-татарских батальонов) именно татарские были для немцев самыми ненадёжными, и именно они меньше всех воевали против советских войск

Казачий стан (Kosakenlager) - военная организация во время Великой Отечественной войны, объединявшая казаков в составе вермахта и СС.
В октябре 1942 года в оккупированном германскими войсками Новочеркасске с разрешения немецких властей прошёл казачий сход, на котором был избран штаб Войска Донского. Начинается организация казачьих формирований в составе вермахта, как на оккупированных территориях, так и в эмигрантской среде.Казаки принимали деятельное участие в подавлении Варшавского восстания в августе 1944 года. В частности, в боевых действиях против плохо вооружённых повстанцев участвовали казаки из сформированного в 1943 году в Варшаве казачьего полицейского батальона (более 1000 человек), конвойно-охранной сотни (250 человек), казачьего батальона 570-го охранного полка, 5-го Кубанского полка Казачьего стана под командованием полковника Бондаренко. Одно из казачьих подразделений во главе с хорунжим И. Аникиным получило задание захватить штаб руководителя польского повстанческого движения генерала Т. Бур-Коморовского. Казаки захватили около 5 тысяч повстанцев. За проявленное усердие немецкое командование наградило многих из казаков и офицеров орденом Железного Креста.
Определением Военной коллегии Верховного суда Российской Федерации от 25 декабря 1997 года Краснов П. Н., Шкуро А. Г., Султан-Гирей Клыч, Краснов С. Н. и Доманов Т. И. признанны обоснованно осужденными и не подлежащими реабилитации.

Казак вермахта (1944год)

Козаки в с нашивками вермахта.

Варшава, август 1944 года. Нацистские козаки подавляют польское восстание. В центре - майор Иван Фролов вместе с другими офицерами. Солдат справа, судя по нашивкам, принадлежит к Русской освободительной армии (РОА) генерала Власова.

Обмундирование казаков, было преимущественно немецким.

Грузинский легион (Die Georgische Legion, груз.) - соединение рейхсвера, позднее вермахта. Легион существовал с 1915 по 1917 и с 1941 по 1945 год.

При первом своем создании был укомплектован добровольцами из числа грузин, оказавшихся в плену в период 1-й мировой войны. Во время Второй мировой войны легион пополнился добровольцами из числа советских военнопленных грузинской национальности.
Из участия грузин и иных кавказцев в других подразделений известен спецотряд для пропаганды и диверсий «Бергман» - «Горец», который насчитывал в своих рядах 300 немцев, 900 кавказцев и 130 грузин-эмигрантов, составлявших специальное подразделение Абвера «Тамара II», основанное в Германии в марте 1942 годa. Первым командиром отряда стал Теодор Оберлендер, кадровый офицер разведки и крупный специалист по восточным проблемам. Подразделение имело в своем составе агитаторов и состояло из 5 рот: 1, 4, 5-я грузинские; 2-я северокавказская; 3-я - армянская. С августа 1942 года «Бергман» - «Горец» действовал на кавказском театре - осуществлял диверсии и агитацию в советском тылу на грозненском и ищерском направлении, в районе Нальчикa, Моздокa и Минеральных вод. За период боев на Кавказе из перебежчиков и пленных были сформированы 4 стрелковые роты - грузинская, северокавказская, армянская и смешанная, четыре конных эскадрона - 3 северокавказских и 1 грузинский.

Грузинское соединение вермахта, 1943 г.

Латышский добровольческий легион СС.

Данное соединение входило в состав войск СС, и было сформировано из двух дивизий СС: 15-й гренадерской и 19-й гренадерской. В 1942 году латвийская гражданская администрация для помощи вермахту предложила немецкой стороне создать на добровольческой основе вооружённые силы общей численностью 100 тыс. человек с условием признания после окончания войны независимости Латвии. Гитлер отверг это предложение. В феврале 1943 года, после разгрома немецких войск под Сталинградом, гитлеровское командование приняло решение о формировании латышского национального частей в составе СС. 28 марта в Риге каждый легионер давал присягу
Именем бога, я торжественно обещаю в борьбе против большевиков неограниченное послушание Главнокомандующему вооружёнными силами Германии Адольфу Гитлеру и за это обещание я, как храбрый воин, всегда готов отдать свою жизнь.В результате, в мае 1943 года на основе шести латвийских полицейских батальонов (16, 18, 19, 21, 24 и 26-го), действовавших в составе группы армий «Север», была организована Латвийская добровольческая бригада СС в составе 1-го и 2-го латвийских добровольческих полков. Одновременно был произведен набор добровольцев десяти возрастов (1914−1924 годов рождения) для 15-й Латвийской добровольческой дивизии СС, три полка которой (3-й, 4-й и 5-й латвийские добровольческие) были сформированы к середине июня.Дивизия принимала непосредственное участие в карательных акциях против советских граждан на территориях Ленинградской и Новгородской областей. В 1943 году части дивизии участвовали в карательных операциях против советских партизан в районах городов Невель, Опочка и Псков (в 3 км от Пскова, ими было расстреляно 560 человек) .
Участвовали военнослужащие латышских дивизий СС и в зверских убийствах захваченных в плен советских солдат, включая женщин.
Захватив пленных, немецкие мерзавцы устроили над ними кровавую расправу. Рядовому Караулову Н. К., младшему сержанту Корсакову Я. П. и гвардии лейтенанту Богданову Е. Р. немцы и предатели из латышских частей СС выкололи глаза и нанесли многие ножевые ранения. Гвардии лейтенантам Кагановичу и Космину они вырезали на лбу звезды, выкрутили ноги и выбили сапогами зубы. Санинструктору Сухановой А. А. и другим трём санитаркам вырезали груди, выкрутили ноги, руки и нанесли множество ножевых ранений. Зверски замучены рядовые Егоров Ф. Е., Сатыбатынов, Антоненко А. Н., Плотников П. и старшина Афанасьев. Никто из раненых, захваченных немцами и фашистами из латышей, не избег пыток и мучительных издевательств. По имеющимся данным, зверская расправа над ранеными советскими бойцами и офицерами была произведена солдатами и офицерами одного из батальонов 43-го стрелкового полка 19-й латышской дивизии СС. И так далее в Польше, Белорусии.

Парад латышских легионеров в честь дня основания Латвийской республики.

20-я гренадерская дивизия СС (1-я эстонская).
В соответствии с уставом войск СС комплектование производилось на добровольной основе, причём желающие служить в этом подразделении должны были по здоровью и идейным соображениям соответствовать требованиям войск СС.Начало формирования эстонских регулярных частей для участия в военных действиях на стороне гитлеровской Германии было положено 25 августа 1941 года.Было разрешено принимать прибалтов на службу в вермахт и создавать из них особые команды и добровольческие батальоны для антипартизанской борьбы. В этой связи командующим 18-й армией генерал-полковником фон Кюхлером из разрозненных отрядов „Омакайтсе“ на добровольной основе (с заключением контракта на 1 год) было сформировано 6 эстонских охранных отрядов. В конце того же года все шесть подразделений были переформированы в три восточных батальона и одну восточную роту.В эстонских полицейских батальонах, укомплектованных национальными кадрами, был только один немецкий офицер-наблюдатель. Показателем особого доверия немцев к эстонским полицейским батальонам было и то обстоятельство, что там были введены воинские звания вермахта. На 1 октября 1942 года все полицейские силы Эстонии составляли 10,4 тысяч человек, к которым был прикомандирован 591 немец.
Как свидетельствуют архивные документы немецкого командования того периода, 3-я эстонская добровольческая бригада СС вместе с другими подразделениями немецкой армии проводила карательные операции „Хейнрик“ и „Фриц“ по ликвидации советских партизан в районе Полоцк-Невель-Идрица-Себеж, которые проводились в октябре-декабре 1943 года.

Туркестанский легион - формирование Вермахта в период второй мировой войны, являвшееся частью Восточного легиона и состоящего из добровольцев представителей тюркских народов республик СССР и Центральной Азии (казахи, узбеки, туркмены, киргизы, уйгуры, татары, кумыки, и т. д.).Туркестанский легион создан 15 ноября 1941 г. при 444-й охранной дивизии в форме Туркестанского полка. Туркестанский полк состоял из четырёх рот. Зимой 1941/42 он нёс охранную службу в Северной Таврии. Приказ о создании Туркестанского легиона был издан 17 декабря 1941 г. (вместе с кавказским, грузинским и армянским легионами); в легион принимались туркмены, узбеки, казахи, киргизы, каракалпаки и таджики. Легион не были однородными по этническому составу - помимо уроженцев Туркестана в нём служили также азербайджанцы и представители северокавказских народов.В мае 1943 г. в Нойхаммере была сформирована экспериментальная 162-я туркестанская пехотная дивизия под командованием генерал-майора фон Нидермайера. В сентябре 1943 г. дивизия была отправлена в Словению, а затем - в Италию, где несла охранную службу и боролась с партизанами. В конце войны Туркестанский легион влился в Восточно-тюркское соединение СС (численность - 8 тыс.).

Северокавказский легион вермахта (Nordkaukasische Legion), позднее 2-й Туркестанский легион.

Формирование легиона началось в сентябре 1942 года под Варшавой из военнопленных кавказцев. В число добровольцев вошли представители таких народов, как чеченцы, ингуши, кабардинцы, балкарцы, табасаранцы и так далее. Изначально легион состоял из трёх батальонов, которыми командовал капитан Гутман.

В формировании легиона и призыве добровольцев участвовал Северо-Кавказский комитет. В его руководство входили дагестанец Ахмед-Наби Агаев (агент абвера) и Султан-Гирей Клыч (бывший генерал Белой армии, председатель Горского комитета). Комитет выпускал газету «Газават» на русском языке.

В состав легиона вошли итого восемь батальонов под номерами 800, 802, 803, 831, 835, 836, 842 и 843. Они несли службу как в Нормандии, так и в Голландии, и в Италии. В 1945 году легион был включён в Северо-Кавказскую боевую группу Кавказского соединения войск СС и сражался против советских войск до конца войны. Попавшие в советский плен солдаты легиона были приговорены военно-полевыми судами к смертной казни за сотрудничество с немецко-фашистскими оккупантами.

Армянский легион (Armenische Legion) - формирование вермахта, состоявшее из представителей армянского народа.
Военной целью данного формирования была государственная независимость Армении от Советского Союза. Армянские легионеры входили в состав 11 батальонов, а также других подразделений. Общая численность легионеров достигала 18 тыс. человек.

Армянские легионеры.

Коллаборационистом (от французского collaboration - сотрудничество) в международном праве называют тех, кто осознанно, добровольно и умышленно сотрудничает с врагом, действуя в его интересах и в ущерб своему государству.

Коллаборационизмом считают сотрудничество с оккупантами, и в уголовном законодательстве всех стран мира это квалифицируется как государственная измена. В нашей стране слово «коллаборационист» получило распространение лишь в самое последнее время, особенно, по отношению к тем, кто сотрудничал с фашистскими оккупантами в годы Великой Отечественной войны. Гораздо чаще у нас таких людей называли попросту - предатель.

Великая Отечественная война дала нашей стране много героев, и еще больше безвинных жертв. И, к сожалению, немало предателей.

Андрей Андреевич Власов (1901-1946). Советский генерал, в армии служил с 1919 года. В 1942 году попал в плен и согласился сотрудничать с нацистами. Он возглавлял «Русскую освободительную армию» (РОА) и «Комитет освобождения народов России» (КОНР). Власов был провозглашен «вождем русского освободительного движения», и до 1944 года его имя и аббревиатуры возглавляемых им организаций были своего рода «брендом», объединяющим разнообразные и разрозненные русские коллаборационистские структуры. Только в 1944 году нацисты, видимо от отчаяния, приступили к формированию РОА как реальной военной силы. Никакой серьезной военной роли РОА сыграть уже не смогла. 12 мая 1945 года Власов был арестован и доставлен в Москву. Его судили и приговорили к смертной казни через повешение. В СССР сама фамилия Власова стала нарицательной и служила долгое время символом предательства.

Бронислав Владиславович Каминский (1899-1944). До войны он был репрессирован, отбывал наказание в Тюменской области, затем - в Шадринске. В 1940 году стал агентом НКВД под кличкой «Ультрамарин», занимался «разработкой» ссыльных троцкистов. В начале 1941 года Каминский был освобожден и направлен на поселение в Локоть Орловской (сейчас Брянской) области. Как известно, немецкое командование пошло на эксперимент, создав самоуправляющийся регион, полное название которого «Русское государственное образование - Локотское окружное самоуправление». После того, как партизаны убили первого главу Локотского самоуправления, его место занял Бронислав Каминский. Он сформировал бригады РОНА («Русская освободительная народная армия») для борьбы с партизанами. РОНА вскоре стала соперничать с власовской РОА. Позже РОНА была преобразована в дивизию Ваффен-СС, а сам Каминский стал бригадефюрером СС. После того, как немцы отступили из Локтя, РОНА передислоцировалась в город Лепель. И в Локте, и в Лепеле Каминский и бойцы РОНА отметились массовыми убийствами. В 1944 году Каминский был брошен на подавление Варшавского восстания, где продемонстрировал невиданную даже в СС жестокость. В конце концов, за неподчинение приказам, мародерство и убийства немцев, живших в Варшаве, был приговорен своими хозяевами к смерти, и расстрелян.

Мустафа Эдиге Къырымал (1911-1980), крымский татарин, из семьи муфтия мусульман Литвы. В начале 30-х годов он бежал из СССР в Турцию, оттуда перебрался в Германию. Здесь он занялся созданием пронацистских структур, которые впоследствии должны были стать крамско-татарски м правительством под протекторатом Германии. В конце 1942 года прибыл в оккупированный Крым, в январе 1943 года признан Третьим рейхом как председатель Крымскотатарског о национального центра. 17 марта 1945 года Кырымал и его национальный центр признаны правительством Германии единственным официальным представителем крымских татар. После войны он жил в Западной Германии.
Он избежал возмездия, и даже был с почетом перезахоронен в Крыму, несмотря на то, что деятельность таких как Мустафа Эдиге Кырымал стала причиной депортации крымских татар в 1944 году.

Хасан Исраилов, известный так же как Хасан Терлоев (1919-1944).
Чеченец по национальности, член ВКП(б) с 1929 года. Был арестован в 1931 году, и осужден на 10 лет за антисоветскую деятельность, но по ходатайству газеты, в которой работал, через три года освобожден.
Когда началась война, Исраилов поднял антисоветское восстание. Временное народно-революци онное правительство Чечено-Ингушетии, созданное им, открыто поддержало Гитлера. Он выступал за независимый Северный Кавказ в союзе с Германией, проповедал националистическ ие и крайне русофобские взгляды. Был убит сотрудниками НКВД в 1944 году.
Деятельность людей, подобных Исраилову, привела к массовой депортации чеченского народа.

Иван Никитич Кононов (1900-1967). Родился в станице Новониколаевская Таганрогского округа. В 1922 году вступил в Красную армию, с 1929 года - член ВКП(б). За участие в советско-финской войне был награжден орденом Красного Знамени. В 1941 году попал в плен и предложил сформировать войсковую часть из граждан СССР для борьбы с большевиками. Разрешение было получено, и уже в начале 1942 года добровольческий казачий батальон под командованием Кононова участвует в боевых действиях против партизан - сначала под Вязьмой, Полоцком, а затем - под Могилевым. Бойцы батальона демонстрируют по отношению к местному населению и партизанам редкую жестокость. Немцы сохранили Кононову звание майора, полученное им в Красной армии, а затем и повысили до подполковника. В 1944 году Кононов был произведен в полковники Вермахта. Награжден Железными крестами 1 и 2 класса, Рыцарским крестом Хорватии. В 1945 году Кононов был произведен в генерал-майоры, его часть перешла в состав Комитета освобождения народов России. Благодаря тому, что он оказался в американской оккупационной зоне, Кононову удалось стать единственным офицером РОА, избежавшим возмездия после войны. Он погиб в аварии в 1967 году в Австрии.

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Отравленного фентанилом бывшего полковника ГРУ Сергея Скрипаля назвали для Великобритании. Источники, близкие к МИ-6, считают, что «он мог раскрыть имена многих агентов ГРУ по всему миру и особенно в Западной Европе».

Отравление бывшего разведчика, переметнувшегося на сторону британцев, заставило вспомнить самых известных предателей времен СССР.

Олег Пеньковский

Пеньковский прошел Советско-финскую войну. Во времена Великой Отечественной войны его карьера пошла в гору - был политруком и инструктором по комсомольской линии, а стал командующим артиллерийским батальоном. В 60-е годы он дослужился до звания старшего офицера ГРУ.

В 1960 году полковник главного разведывательного управления работал под прикрытием в качестве заместителя начальника Управления внешних сношений при Совете министров. В этой должности он совершил предательство в обмен на финансовое вознаграждение.

Он встретился с агентом МИ-6 Гревиллом Винном и предложил свои услуги.

Из первой поездки в Лондон Пеньковский вернулся 6 мая 1961 года. С собой он привез миниатюрную фотокамеру „Минокс“ и транзисторный радиоприемник. На Запад он сумел передать 111 пленок „Минокс“, на которых было отснято 5500 документов общим объемом в 7650 страниц, говорится в архивных документах.

Урон от его действий поражает. Документы, которые передавал на запад Пеньковский, позволили разоблачить 600 советских разведчиков, из них 50 были офицерами ГРУ.

Пеньковский погорел из-за своего связиста, за которым была установлена слежка.

В 1962 году Пеньковского приговорили к высшей мере. Однако существует версия, что его не расстреляли, а сожгли заживо. Считается, что именно его мучительную гибель описывает в своей книге «Аквариум» другой советский разведчик Виктор Суворов.

Виктор Суворов

Суворов - это псевдоним бывшего советского разведчика Виктора Резуна. Официально он работал в Швейцарии на советскую разведку, а подпольно в это же время сотрудничал с британской МИ-6.

Разведчик сбежал в Англию в 1978 году. Резун утверждал, что не планировал сотрудничать с английской разведкой, но у него не оказалось выбора: якобы в работе разведывательного управления в Женеве были допущены серьезные ошибки и из него хотели сделать козла отпущения.

Но предателем его окрестили не из-за побега, а из-за книг, в которых он подробно описывал кухню советской разведки и представлял свое видение исторических событий.

Согласно одной из них, причиной Великой Отечественной войны стала политика Сталина. Именно он, по мнению писателя, хотел захватить всю Европу, чтобы вся ее территория вошла в соцлагерь. За такие взгляды Резуна, по его собственному утверждению, в СССР заочно приговорили к смертной казни.

Сейчас экс-разведчик живет в Бристоле и пишет книги на исторические темы.

Андрей Власов

Андрей Власов, пожалуй, самый известный предатель Второй мировой войны. Не зря его имя стало нарицательным.

В 1941 году 20-я армия Власова отбила от немцев Волоколамск и Солнечногорск, а уже год спустя генерал-лейтенант Власов, командующий 2-й ударной армией, попал в плен к немцам. Он начал консультировать немецких военных, как нужно воевать против Красной армии.

Впрочем, даже услужливым сотрудничеством он не вызвал у нацистов симпатии.

По некоторым данным, Гиммлер называл его «перебежавшей свиньей и дураком», а Гитлер побрезговал встречаться с ним лично.

Власов организовал Русскую освободительную армию из числа русских военнопленных. Эти войска участвовали в борьбе против партизан, грабежах и расстрелах мирных жителей.

В 1945 году после капитуляции Германии Власова захватили советские солдаты и доставили в Москву. Его обвинили в госизмене и повесили.

Впрочем, есть те, кто не считают Власова предателем. Например, бывший главред «Военно-исторического журнала» генерал-майор в отставке Виктор Филатов утверждает, что Власов был агентом-разведчиком Сталина.

Виктор Беленко

Летчик Виктор Беленко совершил побег из СССР в 1976 году. Он приземлился в Японии на истребителе МиГ-25 и запросил политического убежища в США.

Стоит ли говорить о том, что японцы вместе с американскими специалистами немедленно разобрали самолет на части и заполучили секреты советской технологии распознавания «свой-чужой» и другие военные ноу-хау того времени. Сверхзвуковой высотный истребитель-перехватчик МиГ-25 был самым передовым самолетом Советского Союза. Он до сих пор состоит на вооружении некоторых стран.

Урон от действий Беленко оценили в два миллиарда рублей, поскольку стране пришлось спешно менять всю аппаратуру системы распознавания «свой-чужой». В системе запуска ракет истребителя появилась кнопка, снимающая блокировку на стрельбу по своим самолетам. Она получила прозвище «беленковская».

Вскоре после прибытия он получил политическое убежище в США. Разрешение на предоставление гражданства подписал лично президент Джимми Картер.

Позднее Беленко уверял, что совершил вынужденную посадку в Японии, потребовал спрятать самолет и даже стрелял в воздух, отгоняя жадных до советских разработок японцев.

В Америке Беленко работал в качестве консультанта военных по аэрокосмической технике, читал лекции и выступал на телевидении в качестве эксперта.

Согласно расследованию, у Беленко были конфликты с начальством и в семье. После побега он не пытался выйти на связь с родственниками, в частности женой и сыном, оставшимися в СССР.

По его последующим признаниям, побег он совершил по политическим мотивам.

В США он обрел новую семью, женившись на местной официантке.

Олег Гордиевский

Гордиевский был сыном офицера НКВД, сотрудничал с КГБ с 1963 года. Как он сам говорил, завербоваться в агенты английской разведки МИ-6 его заставило разочарование в советской политике.

По одной из версий, КГБ стало известно о предательской деятельности Гордиевского от советского источника из ЦРУ. Его допросили с использованием психотропных веществ, однако не арестовали, а взяли на карандаш.

Однако британское посольство помогло полковнику КГБ бежать из страны. Он выехал из СССР в багажнике автомобиля британского посольства 20 июля 1985 года.

Вскоре разразился дипломатический скандал. Правительство Маргарет Тэтчер выслало из Великобритании более 30 работников советского посольства, работавших под прикрытием. По данным Гордиевского, они были агентами КГБ и ГРУ.

Британский историк спецслужб Кристофер Эндрю считал, что Гордиевский был «самым крупным агентом британской разведки в рядах советских спецслужб после Олега Пеньковского».

В СССР Гордиевский был приговорен к расстрелу по статье «Измена Родине». Он пытался выписать к себе семью - жену и двух дочерей. Но они смогли выехать к нему лишь в 1991 году. Однако за воссоединением последовал развод по инициативе жены.

На новой родине Гордиевский выпустил ряд книг о работе КГБ. Был близким другом Александра Литвиненко, принимал активное участие в расследование его гибели.

В 2007 году за заслуги перед Великобританией королева Елизавета II лично вручила ему орден Святого Михаила и Святого Георгия.

«Религия является злейшим врагом советского патриотизма... История не подтверждает заслуг церкви в деле развития подлинного патриотизма».
Журнал «Безбожник» июнь 1941г.

К началу II мировой войны в 25 областях РСФСР не было ни одного действующего православного храма, а в 20 областях функционировало не более чем по 5 церквей. На Украине ни одной действующей церкви не было в Винницкой, Донецкой, Кировоградской, Николаевской, Сумской, Хмельницкой областях; по одной действовало в Луганской, Полтавской и Харьковской.26 Согласно данным НКВД, к 1941 году в стране действовало 3021 православный храм из них почти 3000 находились на отошедших к СССР в 1939-1940 годах территориях Литвы, Латвии, Эстонии, Бессарабии, Северной Буковины, Польши и Финляндии

Численность Союза воинствующих безбожников в 1932 году достигла 5 млн. человек. Планировалось к 1938 году количество его членов довести до 22 млн. человек.28 Тираж антирелигиозных изданий достиг к началу войны 140 млн. экземпляров.

С датой германского нападения на СССР связано немало мифов, получивших особенно широкое распространение в церковной среде. Согласно одному из наиболее известных, дата 22 июня была якобы выбрана Гитлером в соответствии с астрологическими прогнозами. От этой легенды отталкиваются и те, кто не прочь представить события июня 1941-го как поход «языческой Германии» на «православную Русь».. Однако германский Генштаб при выборе дня и времени удара по СССР руководствовался соображениями иного плана...

Обычно ночь с субботы на воскресенье была самой «недисциплинированной» в РККА. В воинских частях устраивались бани, за которыми следовали обильные возлияния; командный состав в воскресную ночь, как правило, отсутствовал находясь со своими семьями; для рядового же состава эта ночь всегда была самой подходящей для «самоволок». Именно этим, вполне земным расчетом (а вовсе не «шепотом звезд») и руководствовалось гитлеровское командование при выборе нескольких дат нападения на СССР. События первого дня войны блестяще показали справедливость такого расчета.

Получив известие о начале войны, блюститель патриаршего престола митр. Сергий (Страгородский) как говорят современные церковные историки выпустил своё
«Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви». Факт его появления
22.6.1941 г. до сих пор оспаривается

В послании говорилось: «Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину... Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой... Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу... Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины.».37 Содержался в послании и скрытый упрек властям, утверждавших, что войны не будет. У митр. Сергия это место выражено так: «...мы, жители России, надеялись, что пожар войны, охвативший почти весь земной шар, до нас не дойдет...»...38 Любопытно, что задолго до соответствующего обращения Кремля митр. Сергий уже назвал «лукавые соображения» о «возможных выгодах» по другую сторону фронта ничем иным как прямой изменой Родине».39 Однако действенность такой риторики неумолимо превращалась в прах по мере стремительного продвижения германских армий на восток...
В истории войн невозможно найти аналог столь изначально лояльного отношения к агрессору, которое демонстрировало население оккупированных немцами областей СССР. И тот факт, что так много россиян заранее было готово перейти к немцам, выглядит для многих невероятным. Но именно так и было. Примеры изначально враждебного отношения к изгнанию большевиков были скорее исключением, нежели общим правилом. Немецким кинематографистам не было нужды прибегать к искусственным декорациям, для того чтобы запечатлеть на пленку примеры встреч советским населением германских войск хлебом-солью и забрасывания немецких танков цветами. Эти кадры являются ярчайшим свидетельством, столь ненормального восприятия чужеземного вторжения...

Стоит ли удивляться, что с не меньшим воодушевлением восприняла нападение Германии на СССР и русская эмиграция. Для многих русских изгнанников появилась реальная надежда скорого «освобождения» Родины. Причем такие надежды встречались независимо от церковной юрисдикции (а не только в РПЦЗ - как это пыталась представить советская историография). Вторжение Германии в СССР приветствовал парижский иерарх РПЦЗ митр. Серафим (Лукьянов), впоследствии перешедший в Московскую Патриархию. В своем обращении по случаю германского нападения, он заявил: «Да благословит Всевышний великого Вождя Германского народа, поднявшего меч на врагов самого Бога... Да исчезнут с лица земли масонская звезда, серп и молот».45 С неменьшей радостью воспринял 22 июня 1941 года и принадлежавший тогда к «евлогианской» юрисдикции архимандрит Иоанн (Шаховской, будущий архиеп. Сан-Францисский): «Кровавая операция свержения Третьего Интернационала поручается искусному, опытному в науке своей германскому хирургу».46 И даже клирик Московской Патриархии о. Георгий Бенигсен вспоминает о начале войны в Риге: «На всех лицах затаенная радость...».47
. В. Цыпин: «Во всех городах и во многих селах, оставленных советской администрацией, объявлялись священники, либо находившиеся там на положении ссыльных, либо скрывавшиеся в подполье, либо зарабатывавшие на жизнь каким-нибудь ремеслом или службой. Эти священники получали у оккупационных комендантов разрешение на совершение богослужений в закрытых,».41 Другой очевидец (псаломщик Николо-Конецкого прихода Гдовского района Псковской области С. Д. Плескач) отмечал следующее: «Русский человек совершенно изменился, как только появились немцы. Разрушенные храмы воздвигались, церковную утварь делали, облачения доставляли оттуда, где сохранились, и много строили и ремонтировали храмы. Всюду красилось... Когда все было готово, тогда приглашали священника и освящался храм. В это время были такие радостные события, что я не умею описать».42 Такие чувства были характерны для населения самых различных районов оккупированной территории. Журналист В. Д. Самарин так описывает немецкую оккупацию в Орле: «Проснулось, всплыло на поверхность души спрятанное глубоко при большевиках религиозное чувство. Молящиеся переполнили церкви, по деревням носили чудотворные образа. Молились так, как давно не молились.»

Адольф Гитлер и православная эмиграция

«...если правительство германского Рейха пожелает
привлечь русские православные церкви к сотрудничеству
в борьбе с коммунистическим безбожным движением...,
то правительство Рейха найдет с нашей стороны
полное согласие и поддержку».
митр. Евлогий (Георгиевский), октябрь 1937 г.

Примечательно, что первые контакты русской эмиграции с Гитлером относятся к началу 20-х годов.4 Посредником в этих контактах был Альфред Розенберг. Родившийся в Российской империи, учившийся в Киевском университете и служивший в русской армии во время I мировой войны, Розенберг по-русски говорил лучше, чем по-немецки. В окружении Гитлера он сыскал славу лучшего специалиста по России и «русской душе», и именно ему была доверена разработка расовой теории в нацистской идеологии. Возможно, что именно он убедил Гитлера в целесообразности дружеских отношений с Русской Православной Церковью на территории Германии. Так, в 1938 году нацисты построили в Берлине православный кафедральный собор Воскресения Христова на Курфюрстендамм и финансировали из имперской казны капитальный ремонт 19 православных храмов.
Кроме того, по указу Гитлера от 25.2.1938, русские приходы подчинявшиеся митрополиту Евлогию (Георгиевскому), были переданы под юрисдикцию Германской епархии Русской Православной Церкви Заграницей (далее - РПЦз).5 Цитируемый здесь проф. Поспеловский склонен несколько драматизировать это событие, выставляя его одним из краеугольных камней церковно-эмигрантского раскола. Необходимо все же учитывать, что конфронтация между карловацким Синодом и митр. Евлогием началась задолго до прихода Гитлера к власти и носила все-таки церковно-административный, а не богословский и не политический характер. Справедливым будет так же отметить, что только 6% русских эмигрантских приходов находились под юрисдикцией митр. Евлогия, а остальные 94% подчинялись Зарубежному Синоду.6 Даже исходя только из элементарной арифметической логики, вряд ли будет справедливым говорить о «раскольничьих устремлениях карловчан».

Вероятно, подобной же логикой руководствовался и Гитлер, пожелавший «централизовать» православные приходы на территории Рейха, а потому подчинивший евлогианское «меньшинство» синодальному «большинству» (было бы странно, если бы он сделал наоборот. В истории с евлогианскими приходами Гитлер был движим идеей централизовать, все для облегчения контроля над религиозными организациями.7 Для достижения этой цели он создал Рейхсминистерство религиозных культов, предоставил Германской епархии РПЦ государственный статус «корпорации публичного права» (каковой имели только лютеране и католики) и передал под юрисдикцию Германской епархии 13 евлогианских приходов.
Что касается строительства нацистами православного собора и капитального ремонта 19 храмов, то с этим благодеянием связано и благодарственное письмо Гитлеру за подписью тогдашнего первоиерарха РПЦЗ митрополита Анастасия (Грибановского).
Гитлер выступил как «строитель и попечитель» храмов, и выражение благодарности предстоятелем Церкви за такое благодеяние - явление вполне нормальное и естественное, для предателей. Нельзя не учитывать и того факта, что в предвоенном 1938-м Гитлер олицетворялся с человеком, честно победившим на выборах и возглавившим правительство, признанное всеми странами мира.
Как уже отмечалось выше, Гитлер воспринимался русской эмиграцией как противовес безбожному большевизму. Еще в 1921 году Высший монархический совет вел переговоры с Гитлером о возможной помощи в случае его прихода к власти в подготовке духовенства для освобожденной от большевиков России.9 В отличие от лидеров западных демократий, Гитлер не позволял себе выражения «русский коммунизм», предпочитая этому другой термин - «иудо-большевизм». Такая терминология русскую эмиграцию вполне устраивала и не резала ухо. Русофобские места в «Mein Kampf» были мало кому известны, и неудивительно, что даже самые отъявленные русофилы вроде И. А. Ильина призывали русскую эмиграцию «не смотреть на национал-социализм еврейскими глазами».
Вполне справедливо будет предположить, что проправославные жесты Гитлера носили дипломатическо-пропагандистский характер. Такими жестами можно было снискать себе симпатии в странах потенциальных союзников, в странах с преимущественно православным вероисповеданием (Румыния, Болгария, Греция). 1 сентября 1939 года германский Вермахт взломал польскую границу. II мировая война началась...
Несмотря на то, что Гитлер выступил как откровенный агрессор, его нападение на Польшу серьезно не отразилось на восприятии его русской эмиграцией. Это обстоятельство позволило нацистам после оккупации Польши сделать еще один проправославный жест. Началось повальное возвращение православным, отобранных у них приходов. Как писал журнал «Церковная жизнь», «...православное население встречает доброжелательное отношение со стороны немецких властей, которые по первой просьбе населения возвращают ему отобранное поляками церковное имущество».13 Помимо этого, при поддержке германских властей в Вроцлаве был открыт православный богословский институт.

Церковная политика нацистов в оккупированных областях СССР

«Православие – красочный этнографический ритуал»
(рейхсминистр Розенберг).

Занятые немцами районы (едва ли не половина европейской части СССР) подверглись территориальному делению на рейхскомиссариаты, состоявшие из округов, областей, районов, уездов и волостей. Прифронтовая территория находилась под управлением Вермахта. Северная Буковина, Молдавия, Бессарабия и Одесская область были переданы Румынии. Галицию присоединили к Польскому генерал-губернаторству. Остальная территория составила рейхскомиссариат «Украина» (с центром в Ровно). Центральная часть Белоруссии образовала генеральный комиссариат Белоруссии. Северо-запад Брестской и Гродненская области отошли к Восточной Пруссии (здесь действовали общегерманские законы). Большая часть Брестской, а также Пинская и Полесская области отошли к рейхскомиссариату «Украина», а северо-запад Виленской области - к генеральному округу Литвы. Сам же генеральный округ Белоруссии входил в состав рейхскомиссариата «Остланд».51
Национальный вопрос, по мнению нацистского идеолога Розенберга, заключался в том, «чтобы разумно и целеустремленно поддержать стремление к свободе всех этих народов… выделить из огромной территории Советского Союза государственные образования (республики) и организовать их против Москвы, чтобы освободить Германский Рейх на грядущие столетия от восточного кошмара».52
Что касается религиозной политики немцев на оккупированных землях, то она вряд ли может быть охарактеризована однозначно. Здесь господствовало несколько взаимоисключающих подходов, однако наиболее распространенными были два...
Позицию рейхсминистра Восточных земель Альфреда Розенберга можно сформулировать примерно так: «Уклад жизни русского народа веками формировался под влиянием Православия. Большевицкая клика лишила русский народ этого стержня и превратила его в ни во что неверующее, неуправляемое стадо. Столетиями русским вдалбливали с амвонов, что «всякая власть от Бога». Царская власть, не сумев обеспечить своим подданным достойный уровень жизни, смогла с помощью Церкви сформировать в народе сознание, что лишения, страдания и притеснения идут на пользу душе. Подобная проповедь обеспечивала правителям раболепскую покорность народа. Этот момент совершенно не учли большевики, и с нашей стороны было бы глупо повторять их ошибку. Поэтому, в наших же интересах реанимировать эти православные постулаты в умах народа, если мы хотим держать его в узде. Гораздо лучше, если в Восточных землях будут созданы автономные и неподотчетные друг другу церковные структуры, дабы исключить возможность возникновения единой мощной церковной организации».
Такова была позиция Розенберга, которая определяла отношение нацистов к РПЦ и которой руководствовались в той или иной степени нацистские чиновники. Основные ее положения были изложены в письме Розенберга к рейхскомиссарам Остланда и Украины от 13.5.1942 г. Их можно сформулировать так: Религиозные группы не должны заниматься политикой. Они должны быть разделены по признакам национальным и территориальным. Национальный признак должен особенно строго соблюдаться при подборе возглавления религиозных групп. Территориально же религиозные объединения не должны выходить за границы одной епархии. Религиозные общества не должны мешать деятельности оккупационных властей.53
Церковную политику Вермахта можно охарактеризовать как отсутствие какой-либо политики по отношению к Церкви. Собственный кодекс поведения, верность старым традициям способствовали распространению в среде немецких военных устойчивой антипатии к проявлениям нацистского фанатизма и расовой шизофрении. Только этим и можно объяснить тот факт, что фронтовые генералы и офицеры закрывали глаза на директивы и инструкции из Берлина, если те строились на теории об «унтерменшах». Сохранилось немало свидетельств и документов не только о радушном приеме российским населением немецкой армии, но и о «ненацистском» отношении германских солдат к населению занятых ими областей СССР. В частности, сохранились документы о приказах немецким солдатам помнить, что они находятся не на оккупированных территориях, а на земле союзника.54 Довольно часто солдаты и офицеры Вермахта демонстрировали искреннее дружелюбие и симпатии к народу, страдавшему в течение двух десятилетий под властью большевиков. В церковном вопросе такое отношение выливалось во всестороннюю поддержку восстановления церковной жизни.
Военные не только охотно поддерживали инициативы местного населения по открытию приходов, но и оказывали различную помощь в виде денежных средств и стройматериалов для восстановления разрушенных храмов. Сохранилось немало свидетельств и того, что немецкие военные сами проявляли инициативу по открытию церквей на подконтрольных им территориях и даже приказывали это делать.55 Так, например, в сохранившейся в материалах Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) докладной записке З. В. Сыромятниковой «О пребывании на территории Харьковской области, оккупированной немецкими войсками с 15 по 22 декабря 1941 г.» отмечалось: «Немецкое командование особое внимание обращает на работу церквей. В ряде сел, где не разрушены церкви, они уже работают... В селах, где они разрушены, дан приказ старостам немедленно подобрать помещение и открыть церкви».56
Иногда инициативность немцев принимала анекдотические формы. В том же фонде хранится и справка уполномоченного Себежской комендатуры от 8.10.1941 г.: «Дана настоящая в том, что немецкая власть, освободившая крестьянство от большевиков, ставит вопрос открыть богослужение в Ливской церкви, и поэтому уполномочиваю лично вас, Рыбакова Якова Матвеевича, за неимением священника - занять место священника и исполнять церковный обряд. Просьба: никаких отказов не может быть, в чем и выдана настоящая справка за подписью представителя немецкой власти Энгельгард»... На что Рыбаков отвечает: «Быть священником не могу, так как не получил на то от епископа благословения, кроме того, по христианскому закону двоеженцы священниками быть не могут, а я двоеженец»...57
Следует отметить, что помощь немецкой армии в восстановлении русских православных храмов всегда строилась на принципах «христианского гуманизма» . Командующий группой армий «Центр» фельдмаршал Федор фон Бок сам с немецкими офицерами принимал участие в православной службе в Борисове.
Вышеприведенные характеристики и примеры довольно ярко отражают всю пестроту церковной жизни на занятых немцами территориях СССР, ибо становится вполне очевидным, что размах и характер «религиозного возрождения» во многом зависел от местных особенностей оккупационной администрации (НСДАП и СС или же Вермахт). Поэтому и положение РПЦ на занятых немцами территориях целесообразно рассматривать не по периодам войны, а по регионам и областям.

Положение Церкви в Прибалтике

«Не таких обманывали.
С НКВД справлялись, а этих колбасников обмануть нетрудно».
Митр. Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский).

На момент прихода в страны Балтии немецкой армии экзархом Прибалтики был митр. Сергий (Воскресенский). Пост этот он занимал с января 1941 года. Перед бегством большевиков из Риги митр. Сергию было приказано эвакуироваться. Вопреки приказу, он укрылся в крипте рижского кафедрального собора.
Сергий в миру Димитрий Воскресенский, родился в Москве в 1898 г. в семье московского священника и до революции учился в семинарии, которую не успел закончить. В начале революции был послушником в Даниловом монастыре. Там же, принял монашество с именем Сергий. Исследователи, беседовавшие с людьми, знавшими лично отмечают, что в 1920-е годы это был религиозный, монах, тем не менее, любивший жизнь и светские удовольствия, любил выпить и провести время среди молодежи, за что на него неоднократно накладывались епитимии. С 1926 г. он стал сотрудником канцелярии Московской Патриархии. Вероятно, в 30-е годы епископ Сергий тесно сотрудничал с митр. Сергием (Страгородским), что и повлияло на дальнейшую карьеру молодого епископа.63

С приходом в Прибалтику немцев (Вермахт вошел в Ригу 30 июня) митр. Сергий постарался найти общий язык с новой властью. При его дипломатичности успех ему был заранее обеспечен. Он умел преподать себя в нужном свете. Вскоре он хорошо зарекомендовал себя как яростный антикоммунист. С помощью роскошных банкетов и щедрых подарков митр. Сергий обзавелся нужными знакомствами с партийными функционерами и высшими чинами СС. Комфортабельный дом митрополита и личный автопарк производили впечатление на немцев.
В отличие от других советских территорий, оказавшихся под немецкой оккупацией, в Прибалтике произошло расширение территории РПЦ и укрепление власти ее экзарха, несмотря на то, что в Эстонии и Латвии открыто проявились тенденции к автокефалии. Сразу же после ухода Советов из Прибалтики митрополиты Латвийский и Эстонский постарались восстановить утраченную независимость от Москвы. 20.7.1941 г. митр. Рижский Августин (Петерсон) сделал запрос германским властям с просьбой о восстановлении Латвийской Православной Церкви под юрисдикцией Константинополя. Аналогичную просьбу, но уже от имени Эстонской Православной Церкви, сделал митр. Таллинский Александр (Паулус). Казалось, что церковный раскол был неминуем. Но 12.9.1941 г. митр. Сергий (Воскресенский) обратился к германским властям с докладной запиской, в которой объяснял всю нежелательность для Берлина допускать, чтобы Церковь в Латвии и Эстонии подчинялась Константинопольскому патриарху, чей западноевропейский экзарх проживал в Лондоне и имел тесные связи с британским правительством. Владыка Сергий сумел доказать немцам преимущества канонического подчинения Прибалтики. Иными словами, он предложил оставить Прибалтику в подчинении РПЦ, а его, ее экзархом.
По сути, Сергий добился от Берлина разрешения. В результате раскол в Прибалтике не состоялся, а некоторым «автокефалистам» ,не без участия Сергия,пришлось даже иметь дело с гестапо. Немцам надоело терпеть амбициозные заявления сторонников автокефалии, требовавших выдворения из Латвии «большевицкого ставленника», агента ЧК экзарха митр. Сергия.64 В Латвии раскол закончился в ноябре 1941 г., когда гестапо потребовало от митр. Августина немедленного прекращения деятельности его Синода.65
Что же касается его отношений с Москвой, то немцы поначалу выступали за их разрыв. Однако митр. Сергий сумел убедить Берлин, что РПЦ никогда не примирялась с советской властью, подчинившись ей только внешне. Доказывал немцам экзарх и то, что их вмешательство в управление Церковью (как, например, разрыв канонических связей с Москвой) может быть использовано Советами для антигерманской пропаганды.
Все эти переговоры привели к тому, что, когда в 1942 году митр. Эстонский Александр порвал с Сергием, в то время как другой эстонский епископ (Павел Нарвский) остался ему верен, немцы постановили, что митрополиты Александр и Августин должны именоваться соответственно митрополитами Ревельским и Рижским, а не Эстонским и Латвийским, т.к. митрополитом всех трех прибалтийских государств является Сергий (Воскресенский).66 В инструкциях, разосланных фашистскими чиновникам, указывалось, что, хотя приходы в Эстонии могут входить как в Эстонскую епархию митр. Александра, так и в русскую епархию еп. Павла, германское командование предпочитает, чтобы как можно больше приходов вошло в русскую епархию. Следует отметить, что большинство приходов в Прибалтике осталось в подчинении митр. Сергию. Отчасти это объясняется тем, что паства не хотела рвать отношений с Русской Церковью, а отчасти тем, что все видели, на чьей стороне немцы.
Окончательно немецкая политика по отношению к РПЦ в Прибалтике была сформулирована на совещании в Рейхсминистерстве Восточных земель 20.6.1942 г. Суть итога совещания сводилась примерно к следующему:
1. Оккупационные власти считают для себя выгодным объединение всех православных вокруг московского экзарха с целью выселения их после войны в Рейхскомиссариат «Москва».
2. Для германского руководства не столь важно, кому номинально подчиняется экзарх в Прибалтике - Москве или Константинополю, тем более, что пребывание экзарха Константинопольского Патриарха в Лондоне действительно не может быть приятным.
3. Такая политика дает возможность оккупационным властям подчеркивать свою веротерпимость и использовать полностью антикоммунистические выступления экзарха Сергия в пропагандных целях.67
Можно лишь догадываться о том давлении, которое испытал на себе в Москве митр. Сергий (Страгородский) со стороны советских властей, требующих от него осуждения своего прибалтийского экзарха. В конце концов, большевики своего добились, и 22.9.1942 г. митр. Сергий (Страгородский) обратился с посланием, в котором говорилось: «...Народ ради блага родины не считает своих жертв и кровь проливает и самую жизнь отдает... А вот в Риге в начале августа объявились православные наши архиереи... во главе с присланным из Москвы Сергием Воскресенским, которые «не пожелали страдать с народом Божиим», а предпочли «имети временную греха сладость» (Евр. 11,25), пожить благополучно, питаясь от крупиц с фашистского стола... Волосы встают дыбом при чтении об истязании фашистами женщин, детей и раненых. А митрополит Сергий Воскресенский со своими «сподвижниками»-архиереями телеграфируют Гитлеру, что они «восхищаются ведущейся (Гитлером) героической борьбой» (с беззащитными?!) и «молят Всевышнего, да благословит Он (фашистское) оружие скорой и полной победой...».68 Это послание и не вызвало у экзарха Прибалтики обиды, а когда архиерейский Собор 1943 года отлучил от Церкви всех клириков, проявивших себя коллаборационистами и среди них был назван и митр. Сергий (Воскресенский), последний напечатал в прибалтийских газетах статью под названием «Сталин не Савл, он не станет Павлом», в которой высмеял иллюзорность надежд на мир коммунистов с Церковью,69 но с Москвой все-таки не порвал. Примечательно, что этого разрыва требовали от него и немцы, когда митр. Сергий (Страгородский) стал Патриархом, но владыка Сергий убедил их в нелогичности такого требования, объяснив, что большевики смогут использовать возникший церковный раскол в антигерманской пропаганде - играя на вмешательстве оккупационных властей во внутрицерковные дела.
По сути, единственное, чего не удалось митр. Сергию добиться от Берлина, это - разрешение на каноническое подчинение себе Белоруссии. У Розенберга на это счет были свои соображения.
Но несмотря на «неудачу» митр. Сергия с Белоруссией, не будет ошибкой назвать его самым активным иерархом Русской Церкви сотрудничавшим с нацистами на оккупированной территории СССР. «Помимо отстройки церковной организации и отстаивания интересов Церкви на территории своего экзархата, митр. Сергий приложил немало усилий для духовного окормления православной паствы в захваченных гитлеровцами северо-западных районах СССР. Чего стоит только одна Псковская Миссия (о чем будет рассказано в соответствующей главе). Вся эта деятельность не могла вызвать одобрения у советской власти
Люди, смеющие это делать, совершенно справедливо заносились ею в разряд врагов народа и пособников гитлеровцев. Карающим мечом советского правосудия, по замыслу Сталина, должны были здесь служить партизанские отряды, действующие на оккупированной территории. Именно к ним был обращен призыв советского вождя «создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу...».70 Митр. Сергий (Воскресенский) был одним из этих пособников. Согласно воспоминаниям людей, близко его знавших, он всерьез опасался за свою безопасность...
28.4.1944 года по дороге из Вильнюса в Каунас экзарх Сергий и сопровождавшие его лица были ликвидированы неизвестными. По показаниям местных жителей, нападавшие были одеты в немецкую военную форму. Немцы заявили, что убийство митрополита было организовано советскими партизанами. Советская пропаганда приписала это убийство нацистам.
Рижский священник о. Николай Трубецкой, отсидевший 10 лет за участие в Псковской Миссии, утверждает, что встретил в лагере человека, якобы бывшего советского партизана, который сообщил ему, что он участвовал в убийстве митрополита, совершенном по приказу советской разведки.71
О сомнительности версии об убийстве митр. Сергия немцами говорит и тот факт, что никто из современных церковных историков не смог связно аргументировать логику, по которой немцам было бы выгодно избавиться от митр. Сергия.

Положение Церкви в Белоруссии

Белоруссия была регионом, одним из первых оказавшимся под оккупацией, вследствие стремительного продвижения Вермахта на Восток, и в то же время она была для немцев наглядным примером результатов советского правления. Как писал историк Белорусской Церкви еп. Афанасий (Мартос), «немецкие войска застали церковно-религиозную жизнь в Восточной Белоруссии в разрушенном состоянии. Епископов и священников не было, церкви были закрыты, переделаны в склады, театры, а многие разрушены. Монастырей не существовало, монахи разбрелись.»
Белоруссия вместе с Прибалтикой входила в один рейхскомиссариат (Остланд), В силу того, что экзарх западных областей Украины и Белоруссии митр. Николай (Ярушевич) не предал родину и предпочел остаться на советской территории, Белоруссия и Украина оказались без правящего архиерея.
Буквально с самого начала оккупации в церковной жизни Белоруссии проявилось противостояние между сторонниками подчинения Москве и теми, кто предпочитал автокефалию. Поощряя белорусский национализм, фашисты стремились создать национальную автокефальную Церковь, опираясь здесь на белорусских националистов, приехавших сюда из Чехии и Польши.
Сущность нацистской религиозной политики в Белоруссии сводилась к семи пунктам:
1. Организовать православную Церковь самостоятельно, без всяких сношений с Москвой, или Варшавой, или Берлином.
2. Церковь должна носить название «Белорусская автокефальная православная национальная Церковь».
3. Церковь управляется своими св. канонами, и немецкая власть не вмешивается в ее внутреннюю жизнь.
4. Проповедь, преподавание Закона Божия, Церковное управление должны производиться на белорусском языке.
5. Назначение епископов должно производиться с ведома немецкой власти.
6. Должен быть представлен немецкой власти статут «Белорусской Православной автокефальной национальной Церкви».
7. Богослужения должны совершаться на церковнославянском языке.74
в марте 1942 г. собор белорусских епископов избрал архиепископа Пантелеймона (Рожновского), К моменту проведения собора Белорусская Церковь включала в себя уже 6 епархий:
1. Минская - во главе с митр. Пантелеймоном (Рожновским).
2. Гродненско-Белостокская (находившаяся за пределами рейхскомиссариата «Остланд» и поэтому получившая статус экзархата) - во главе с архиеп. Венедиктом (Бобковским), получившим права экзарха Восточной Пруссии.
3. Могилевская - с еп. Филофеем (Нарко).
4. Витебская - с еп. Афанасием (Мартосом).
5. Смоленско-Брянская - с еп. Стефаном (Севбо).
6. Барановичско-Новгородская.75

Отказ от провозглашения автокефалии Белорусской Церкви не мог понравиться белорусским националистам. Именно поэтому они приложили все усилия для отстранения митр. Пантелеймона от управления Церковью - усилия, в конечном итоге увенчавшиеся успехом. По настоянию националистов, фашисты передали управление Церковью его ближайшему помощнику, архиеп. Филофею (Нарко). Филофей писал и в своем письме рейхскомиссару «Остланда» Х. Лозе от 30.7.1942 г.: «Это очень важное и ответственное положение, требующее точности и правильности церковного канона священной всеобщей Православной Церкви...» 77
В конечном итоге, 30.8.1942 г. в Минске состоялся т.н. «Всебелорусский Православный Церковный Собор». Инициаторами его созыва выступили сторонники автокефалии Результатом четырех дней работы собора стала выработка статута Белорусской Церкви и утверждение мероприятий по достижению автокефалии. Гитлеру была послана телеграмма: «Первый Всебелорусский Церковный Собор в Минске от имени православных белоруссов шлет Вам, господин рейхсканцлер, сердечную благодарность за освобождение Белоруссии от московско-большевицкого безбожного ига, за предоставленную возможность свободно организовать нашу религиозную жизнь в форме Святой Белорусской Православной автокефальной церкви и желает быстрейшей полной победы Вашему непобедимому оружию». 79 Послания главам других Церквей были переданы нацистам лишь спустя год.
В мае 1944 г. собор белорусских епископов издал резолюцию, называющую большевизм «сатанинским отродьем» и «сыном дьявола»81 ,
Когда белорусские архиереи (во главе с митр. Пантелеймоном) бежали в Германию, все они примкнули к РПЦЗ, что лишний раз подтверждает их «прорусскую позицию».
Хотя Розенберг и требовал от гауляйтера Лозе, чтобы Русская Церковь соблюдая умеренность не распространяла своего влияния на православных белоруссов, последнему выполнить такую директиву было не так-то просто. В своих рапортах, СД была вынуждена констатировать отсутствие священников-автокефалистов.82 Кроме того, в западных областях Белоруссии, где были сильны позиции католичества, немцы были склонны поддерживать православных, видя в католическом населении польскую «пятую колонну».
Одной из отличительных черт немецкой оккупации в Белоруссии была особенная распространенность бесчеловечного обращения оккупантов с гражданским населением. Массовые облавы, аресты, карательные рейды СС не могли вызвать у местных жителей нежных чувств по отношению к творцам «нового порядка».
Вероятно, этим и объясняется факт сотрудничества около десятка белорусских священнослужителей с советским подпольем и НКВД. Иногда подобным священнослужителям приходилось за это расплачиваться не только собственной жизнью, но и жизнью своих прихожан. Так, например, священник с. Хоростово Минской епархии о. Иоанн Лойко за активную партизанскую работу был сожжен СС в собственном храме вместе с 300 прихожанами. Чудом избежал подобной участи и священник Кузьма Раина, чья деятельность в качестве партизанского осведомителя была разоблачена гестапо. Подобное поведение духовенства (как, впрочем, поведение немцев) разительно отличало Белоруссию от других оккупированных немцами регионов СССР.
.
В самой же Белоруссии немецкая оккупация вызвала повсеместно «религиозный подъем». В одном лишь Минске, где к приходу немцев не было ни одной действующей церкви, спустя всего 3-4 месяца их открылось уже 7 и было крещено 22 тыс. детей. По Минской епархии было открыто 120 церквей. Оккупационные нацистские власти открыли пастырские курсы, каждые несколько месяцев выпускавшие 20-30 священников, дьяконов и псаломщиков.83 Аналогичные пастырские курсы были открыты и в Витебске. В ноябре 1942 г. в витебскую Свято-Покровскую церковь были перенесены мощи св. Евфросинии Полоцкой. В мае 1944 года мощи преподобной были перевезены в Полоцк, где действовали 4 храма и монастырь.84 В некоторых районах Белоруссии, например, в Борисовском, было восстановлено до 75% дореволюционных церквей (в самом Борисове 21 храм). Процесс «возрождения церковной жизни» продолжался вплоть до самого отступления немцев из Белоруссии. Так, в донесении командования группы армий «Центр» за январь-февраль 1944 г. говорилось, что в районе расположения 4-й армии вновь открыто 4 храма, а в Бобруйске впервые за время войны на Крещение состоялся крестный ход на р. Березину с участием 5000 человек.

Церковь на оккупированной Украине



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Советы по строительству и ремонту