ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
СТЕЛЛАЖИ
ОСНОВЫ РАСЧЕТА
ГОСТ 28766-90
ГОССТАНДАРТ РОССИИ
Москва
1.1. Обозначения типов иисполнений стеллажей даны в . Конструкция стеллажей и применяемые основные понятия приведены в .
Количественный показательноменклатуры грузов, т.е. число различных наименований изделий, хранимых встеллаже, учитываемый в расчетах стеллажей, и типы складов приведены в табл. 1.
Таблица 1
1.3. Проверку прочности, устойчивости и жесткостиэлементов стеллажа выполняют по методике СНиПII-23-81 «Нормыпроектирования. Стальные конструкции», утвержденных Госстроем СССР, с учетомтребований настоящего стандарта. При этом расчет изгибаемых элементоввыполняется по формулам для упругой стадии работы материала с учетом требованийнастоящего стандарта.
Коэффициенты условий работы принимают равными единице,для всех элементов, кроме следующих:
0,75 - для сжатых раскосов из одиночных уголков,прикрепляемых; одним болтом или привариваемых одной полкой (для неравнополочныхуголков – только узкой полкой);
0,90 - для балок крановых путей стеллажей исполнений1.2; 2.2; 3.2.
Гибкость сжатых элементовстеллажей не должна превышать следующих величин:
стойки, колонны (целиком или отдельные ветви) | |
элементы решетки стоек, колонн | |
продольные горизонтальные связи | |
элементы решетки верхних и промежуточных горизонтальных ферм стеллажей исполнений 1.2; 2.2; 3.2 | |
то же, для стеллажей прочих исполнений | |
Гибкость растянутых элементов крестовых раскосов, устанавливаемых в задней плоскости стеллажа, должна быть не более: | |
для стеллажей исполнений 1.2; 2.2; 3.2 | |
для стеллажей прочих исполнений | |
Гибкость предварительно напрягаемых раскосов не ограничивается. |
2.1. Нормативная нагрузка от сил тяжести элементовстеллажа определяется по их проектным размерам. Коэффициент надежности понагрузке принимается равным 1,05. Терминология принята по СНиП 2.01.07-85
2.2. Нормативную нагрузку от сил тяжести ограждающихконструкций стен и крыши склада определяют по данным стандартов изаводов-изготовителей или по проектным размерам и объемным, весам материалов.Коэффициент надежности по нагрузке принимается равным 1,2.
2.5. Нормативную нагрузку отсил тяжести группы складируемых грузов, приходящихся на одну стойку (колонну)стеллажа или на настил ячейки стеллажа типа 1, определяют как произведениенормативной нагрузки () на числогрузов в группе.
2.6. Нормативнаягоризонтальная нагрузка, направленная вдоль кранового пути, вызываемаяторможением мостового крана-штабелера, принимается равной 0,1 от нормативнойвертикальной нагрузки на приводное колесо, определенной при условиях . Коэффициент надежности по нагрузкепринимается равным 1,1.
2.7. Нормативнаягоризонтальная нагрузка, направленная поперек кранового пути, вызываемая: торможением грузовой тележки мостового крана-штабелера, принимается равной 0,1от силы тяжести грузовой тележки с номинальным грузом. Коэффициент надежностипо нагрузке принимается равным 1,1.
При учете этой нагрузки врасчетах прочности и устойчивости принимается, что она передается на одну балкукранового пути, распределяется поровну между опирающимися на нее колесамикрана-штабелера и может быть направлена как внутрь пролета крана-штабелера, таки наружу.
Горизонтальное перемещениестойки (колонны) стеллажа на уровне головки кранового рельса определяют отнормативной нагрузки, которая распределяется между двумя крайними стеллажамипропорционально жесткостям их стоек. Величина перемещения не должна превышать 1 / 4000 от высоты указанного уровня, отсчитываемой от основания стеллажа. Расчетвыполняется путем рассмотрения балки кранового пути (вместе с горизонтальнойфермой, если таковая имеется), как балки на упругих опорах.
2.8. Нормативнаягоризонтальная нагрузка упора в стеллаж грузозахватным органом при движении намалой скорости мостового крана-штабелера с номинальным грузом определяется какнаименьшая из трех величин: суммарного тягового усилия на ободах приводныхколес крана-штабелера, соответствующего пусковому моменту электродвигателей,или пробуксовке приводных колес с коэффициентом сцепления 0,2; или началуотрыва неприводных ходовых колес от крановых рельсов. Коэффициент надежности понагрузке принимается равным 1,05.
Указанная нагрузкаприменяется при расчете нижней панели передней ветви стоек стеллажей типов 1 и2, в соответствии с чем грузозахватный орган принимается расположенным науровне середины длины панели, измеряемой от основания стеллажа до первойпродольной связи или ригеля.
Если длина следующей панелипередней ветви превосходит длину нижней панели, то и эта панель подвергаетсяаналогичному расчету.
2.9. Нормативнуюгоризонтальную нагрузку упора в стеллаж грузозахватным органом при движении намалой скорости грузовой тележки мостового крана-штабелера с номинальным грузомопределяют как наименьшую из двух величин: суммарного тягового усилия на ободахприводных колес тележки, соответствующего пусковому моменту электродвигателя,или пробуксовку приводных колес с коэффициентом сцепления 0,2. Коэффициент надежностипо нагрузке принимается равным 1,05. Направление силы упора принимаетсясоответствующим увеличению нагрузки приводных колес.
Указанная нагрузкаприменяется при расчете нижней панели, передней ветви стоек стеллажей типов 1 и2, в связи с чем расположение грузозахватного органа по высоте принимается всоответствии со схемой стержневой решетки стойки.
Указанная нагрузкаприменяется также при расчете колонн стеллажей типа 3. При этом для стеллажейисполнения 3.1 рассматривается верхнее положение грузозахватного органа, а длястеллажей исполнения 3.2 - среднее и нижнее положения.
2.10. Нормативнуюгоризонтальную нагрузку на верхний рельсовый крановый (P 1 ) путь при полностьювыдвинутом грузозахватном органе стеллажного крана-штабелера в ньютонах,вычисляют по формуле
P 1 =g (Ql 3 +M 3)/H p ,(1)
где g =9,81 м/с 2 -ускорение свободного падения;
Q -нормативная масса единичного груза, кг (см. );
l 3 - номинальный вылетгрузозахватного органа, м;
М 3 - момент масс выдвижныхчастей грузозахватного органа относительно плоскости крановых путей, кг × м;
H p -расстояние верхнего рельсового кранового пути отуровня головки рельса наземного кранового пути, м.
Коэффициент надежности понагрузке принимается равным 1,25.
Рассматриваемая нагрузкараспределяется между верхними боковыми роликами одной стороны по правилурычага, если число таких роликов более единицы.
2.11. Для видов нагрузок;указанных в -2.10, расчетную нагрузку,определяют как произведение нормативной нагрузки на коэффициент надежности понагрузке.
Расчетную нагрузку от силтяжести группы складируемых грузов для расчета стоек (колонн) стеллажа получаютумножением нормативной нагрузки () на коэффициентсочетаний.
2.12.Расчетную нагрузку упора в стеллаж (P 2 ) при выдвижениигрузозахватного органа стеллажного крана-штабелера в случае, неправильногопозиционирования грузоподъемника в ньютонах вычисляют по формуле
P 2 = N 3 n 3 h 3 / u 3 , (2)
где N 3 - номинальная мощностьэлектродвигателя выдвижения грузозахватного органа, Вт;
n 3 - кратность максимальногомомента электродвигателя;
h 3 - КПД механизма выдвижениягрузозахватного органа;
u 3 - номинальная скоростьвыдвижения грузозахватного органа, м/с.
2.13.Расчетную нагрузку от удара мостового крана-штабелера о тупиковый упор,установленный на стеллаже, определяют согласно СНиП 2.01.07-85 «Нагрузки и воздействия»,утвержденным Госстроем СССР.
Нагрузка учитывается при расчететупикового упора и элементов его крепления к балке кранового пути, а также прирасчете раскосов задней плоскости стеллажей исполнений 1.2; 2.2; 3.2.
2.14. Расчетную ветровуюнагрузку, действующую на стеновые ограждающие конструкции стеллажей исполнений1.4; 2.4; и 3.4, определяют согласно СНиП2.01.07-85 «Нагрузки и воздействия», утвержденным Госстроем СССР.
Разгружающее действие ветрана крышу склада не учитывается.
2.15 Расчетную снеговуюнагрузку на крышу склада определяют согласно СНиП 2.01.07-85 «Нагрузки и воздействия»,утвержденным Госстроем СССР.
2.16.Расчетные сейсмические нагрузки определяют согласно СНиП II-7-81 «Строительство всейсмических районах», утвержденным Госстроем СССР. При этом коэффициент К 1 ,учитывающий допускаемые повреждения сооружений, принимается равным 0,25;коэффициенты К 2 и K f , учитывающие типконструкции сооружения, принимаются равными 1,0.
Сейсмические нагрузки могутдействовать как в горизонтальных направлениях - вдоль или поперек стеллажа, таки в вертикальном направлении. Действие сил каждого из трех направленийрассматривается раздельно, т.е. без суммирования результатов воздействия междусобой.
Горизонтальные сейсмическиенагрузки рассматриваются для всех исполнений стеллажей; при этом для стеллажей,установленных на уровне земли, допускается учитывать только первый тонсобственных колебаний нагруженного стеллажа, а форму деформации стеллажапринимать в виде прямой для определения нагрузок, действующих вдоль стеллажа, икак для призматической консоли - для определения поперечных нагрузок.
Для стеллажей, установленныхна перекрытии здания, следует учитывать деформацию здания, которая принимаетсяпо результатам расчетов здания на сейсмические воздействия.
Расчетную вертикальнуюсейсмическую нагрузку (P c )на консоль, стеллажа в ньютонах, исполнения 3.1; 3.2; 3.3 или 3.4 вычисляют поформуле
P c =5AK 1 K 2 K f P ,(3)
гдеА - коэффициент по СНиП II-7-81;
P
2.17. Условнуюгоризонтальную нагрузку (Р 4) вдоль стеллажа, в ньютонах,применяемую для расчета раскосов задней плоскости, вычисляют по формуле
P 4 =200F × n ,(4)
где F - площадь сечения стойки(колонны) стеллажа, см 2 ;
n - количество стоек по длине стеллажа.
Указанная нагрузкаприменяется в том случае, если она превышает продольные нагрузки (пп. ; ; ).Нагрузка распределяется поровну между всеми расположенными в одном ярусераскосами задней плоскости стеллажа.
2.18. Указания по учету силтяжести складируемого груза и значения коэффициентов сочетаний нагрузок К и К т даны в - .
Значения коэффициентовсочетаний различных видов нагрузок для расчета стоек (колонн) стеллажей даны втабл. 2.
Таблица2
Значения коэффициентов сочетаний нагрузок
для расчета стоек (колонн) стеллажей
Вид нагрузки | Номер сочетания |
|||||||||||||||
Сила тяжести стеллажа | ||||||||||||||||
Сила тяжести ограждающих конструкций | ||||||||||||||||
Сила тяжести мостового крана-штабелера | ||||||||||||||||
Сила тяжести складируемого груза | ||||||||||||||||
Нагрузка торможения мостового крана-штабелера | ||||||||||||||||
Нагрузка торможения грузовой тележки мостового крана-штабелера | ||||||||||||||||
Нагрузка упора в стеллаж при движении мостового крана-штабелера | ||||||||||||||||
Нагрузка упора в стеллаж при движении грузовой тележки мостового крана-штабелера | ||||||||||||||||
Нагрузка на верхний рельсовый путь при выдвинутом захвате стеллажного крана-штабелера | ||||||||||||||||
Нагрузка упора в стеллаж при выдвижении захвата стеллажного крана-штабелера | ||||||||||||||||
Расчетные сочетания нагрузокдля стоек (колонн) стеллажей должны приниматься согласно табл. 3.
Таблица 3
Исполнение стеллажа | Расчетные сочетания нагрузок |
1.1; 2.1 | |
1.2; 2.2 | |
1.3; 2.3; 3.3 | |
1.4; 2.4; 3.4 | 10, 11, 12, 13, 16 |
3.1. При расчете ригелейнастила на изгиб принимаете» шарнирное опирание их концов на стойки стеллажа,влияние настилов соседних ячеек не учитывается. Нагрузка на настил -собственная сила тяжести () и силы тяжести полногокомплекта грузов () с коэффициентом надежности понагрузке 1,1, если в ячейке размещается три и более грузов; 1,15 - если вячейке размещается два груза; 1,25, если в ячейке размещается один груз.Указанная нагрузка распределяется поровну между двумя ригелями настила.
Вертикальная нагрузка отсилы тяжести каждого груза принимается в виде системы одинаковыхсосредоточенных сил, приложенных по углам опорного контура груза, если в ячейкеразмещается два и более грузов. Если в ячейке размещается один груз, тораспределение нагрузки проводится согласно .
3.2. При расчете элементовнастила, непосредственно контактирующих с грузами, расчетная вертикальнаянагрузка, создаваемая любой из двух пар диагонально расположенных углов тары(пакета), принимается равной на каждый угол по 0,45 от нормативной нагрузки (). При этом нагрузка двух других углов составляет по0,18 от той же величины.
3.3. Ригель и поперечныеэлементы решетчатого настила дополнительно проверяются на действиегоризонтальной нагрузки упора грузозахватным органом крана-штабелера () для исполнений 1.1 и 1.2 или ()для исполнений 1.3 и 1.4. Указанная нагрузка распределяется поровну между двумяклыками вил или двумя телескопическими захватами. Силы тяжести грузовучитываются с коэффициентом 0,8 независимо от их количества на полке. Опираниеконцов ригеля - шарнирное.
Расчетные напряжения изгибаи сжатия не должны превышать предела текучести материала.
3.4. Узловое соединениеригеля со стойкой рассчитывается на моменты и усилия по схеме полногозащемления концов ригеля при нагрузках ().
3.5. Упругий прогиб ригеляполки от сил тяжести грузов в их нормативном значении не должен превышать 1 / 200 пролета этого ригеля.
Указанное значение прогибадля стеллажей исполнений 1.3 и 1.4, обслуживаемых кранами-штабелерамиисполнения СА по ГОСТ 16553, не должно превышать 8 мм.
3.6. Расчет стоеквыполняется на сочетания нагрузок согласно и . При этом предполагается полная занятость стеллажа поколичеству грузов, а значения коэффициентов сочетаний сил тяжести грузов () принимается согласно табл. 4, если количество грузов,размещаемых в ячейке, не менее двух.
Таблица4
12 и более | 6 и менее |
|||
К | К т | К | К т |
|
10 и более | 0,35 | 0,60 | 0,39 | 0,66 |
От 3 до 9 | 0,75 | 0,85 | 0,83 | 0,94 |
1 или 2 | 0,95 | 0,95 | 0,95 | 0,95 |
Примечание .
Если в ячейке размещаетсятолько один груз, то значения коэффициентов сочетаний принимается по
3.7. При расчете ветвистойки на сочетания нагрузок 1, 4, 5, 8 по учитывается также узловой момент, равный половине момента согласно (при этом подразумевается незанятость ячейки, соседнейс узлом, передающим моментную нагрузку).
3.8. При проверке общейустойчивости ветви стойки в передней плоскости стеллажа учитывается жесткостьпередних ригелей полок и верхних горизонтальных связей при их изгибе ввертикальной плоскости, а также жесткость полок на сдвиг в горизонтальнойплоскости.
4.1. Расчетная вертикальнаянагрузка на консольную полку стеллажа, создаваемая любым из четырех углов тары(пакета), принимается согласно При расчетеконсольной полки тара (пакет) устанавливается в крайнее возможное положение поширине ячейки стеллажа.
4.2. Расчет стоеквыполняется на сочетание нагрузок согласно и . При этом предполагается полная занятость ячеек стеллажа,а значения коэффициентов сочетаний сил тяжести грузов ()в соответствии с табл. 5.
Таблица 5
Количественный показатель номенклатуры грузов | Значения коэффициентов сочетаний при числе этажей хранения |
|||
12 и более | 6 и менее |
|||
К | К т | К | К т |
|
10 и более | 0,40 | 0,65 | 0,44 | 0,72 |
От 3 до 9 | 0,80 | 0,90 | 0,88 | 0,95 |
1 или 2 | 0,95 | 0,95 | 0,95 | 0,95 |
Примечание . При числе этажей храненияот 7 до 11 значения коэффициентов определяют интерполяцией.
4.3. При проверке общейустойчивости ветви стойки в передней плоскости стеллажа учитывается жесткостьпродольных связей передней плоскости, а также наличие верхних горизонтальныхсвязей. Жесткость стержневой решетки, связывающей переднюю ветвь с задней, неучитывается.
5.3. При расчете колонннеобходимо рассматривать следующие случаи:
для стеллажей исполнений 3.1и 3.2 - случаи одностороннего и двухстороннего нагружения (последний - длядвухстороннего стеллажа);
для стеллажей исполнений 3.3и 3.4, если последние представляют собой пару стеллажей с одним проходом междуними - случай, когда один стеллаж нагружен, а противоположный - пустой;
для стеллажей исполнений 3.3и 3.4, если они представляют собой тройку стеллажей с двумя проходами междуними - два случая, причем в обоих случаях один из крайних стеллажей нагружен,другой пустой; средний же стеллаж в первом случае нагружен односторонне, во втором- полностью;
для стеллажей исполнений 3.3и 3.4 при числе проходов три и более состояние крайних стеллажей соответствуетпредыдущему, а среди остальных - z 1 , нагруженных односторонне,прочие же нагружены полностью; здесь z 1 =0,25 (z +2); z - количество проходов.
5.4. При расчете на изгибколонн в виде составных стержней следует учитывать местные узловые моменты вветвях в местах присоединения к ним консолей, а также влияние продольныхдеформаций ветвей на величину узловых моментов.
5.5. При расчете анкерногоили сварного крепления колонн к основанию следует для исполнений 3.1 и 3.2дополнительно рассмотреть сочетания нагрузок по и , нобез учета сил тяжести складируемого груза; для исполнений 3.3 и 3.4 следуетрассматривать пустые стеллажи в составе блоков по
5.6. Для стеллажейисполнения 3.1 горизонтальное перемещение колонны на уровне верхней консоли отдействия односторонней нагрузки с коэффициентом К т () не должно превышать 15 мм. Для стеллажей исполнения3.1, имеющих увеличенную ширину межстеллажного прохода против требуемой по ГОСТ16553, указанный норматив может быть увеличен на половину размера уширенияпрохода.
3 - консольные для длинномерных грузов
1.1
1.2
1.3
1.4
2.1
2.2
2.3
2.4
3.1
3.2
3.3
3.4
Складирование грузов
Поддержание балок кранового пути для мостового крана-штабелера
Поддержание верхнего рельсового кранового пути для стеллажного крана-штабелера
Поддержание ограждающих конструкций стен и крыши склада
представляют собой металлоконструкцию на основедвухветвевых вертикальных решетчатых стоек; шаг решетки по высоте стойки можетсовпадать или не совпадать с шагом расположения грузонесущих элементов.
Ветви стоек со сторонызагрузки стеллажа именуются передними ветвями; их совокупность образует переднююплоскость стеллажа.
Задние ветви образуют заднююплоскость стеллажа.
Верхние обрезы стоек образуютверхнюю плоскость стеллажа.
В задней плоскости сопределенным шагом по длине стеллажа устанавливаются раскосы или предварительнонапрягаемые растяжки. В соответствующих панелях верхней плоскости стеллажатакже устанавливаются раскосы.
3. Грузонесущим элементомстеллажей является настил, состоящий, как минимум,из двух ригелей, выполняющих одновременно функцию продольных связей стеллажа.Между ригелями могут быть установлены поперечные связи, образуя решетчатыйнастил. При установке поверх указанных элементов листа настил называетсясплошным.
4. Грузонесущим элементомстеллажей являются консольные элементы,присоединенные к ветвям стоек. Эти элементы обычно конструируются, в видеуголков, выполняющих одновременно роль планок стержневой решетки стойки, номогут быть и в виде коротких элементов. Продольные связи, соединяющие стойки,устанавливаются в передней и задней плоскостях, причем поверху - обязательно.
6. На полках (консолях)стеллажей, предназначенных для установки на площадках с сейсмичностью 8 и 9баллов, должны быть предусмотрены упоры, предотвращающие сползание грузов сполок (консолей).
7. Исполнения 1.3; 2.3; 3.3представляют собой блоки стеллажей, связанных поверху поперечными связями, ккоторым крепятся верхние рельсовые крановые пути стеллажных кранов-штабелеров.Во избежание появления дополнительных нагрузок на стеллажи, вызванныхнеравномерной просадкой фундаментов, крепление поперечных связей к стойкам(колоннам) стеллажей следует выполнять шарнирным (например, с помощью болта)или же применять поперечные связи малой жесткости на изгиб в вертикальнойплоскости.
8. Исполнения 1.4; 2.4; 3.4аналогичны по конструкции описанным в п. 7, но дополнительно имеют стропильныеи стеновые элементы для установки ограждающих конструкций стен и крыши. Воизбежание появления дополнительных нагрузок на стеллажи и стропила, вызванныхнеравномерной просадкой фундаментов, следует принимать конструктивныемероприятия по моментной развязке стропильных конструкций и стеллажных блоков.
Черт.2
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1.РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством тяжелого машиностроения СССР
РАЗРАБОТЧИКИ
И.И. Бененсон (руководитель темы), С.Э. Усаковский, В.Г.Блинов, Л.А. Столярова
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН ВДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качествомпродукции и стандартам от 03.12.90 № 3007
3. Срокпервой проверки - 1996 год; периодичность проверки - 5 лет
4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5. ССЫЛОЧНЫЕНОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
6.Переиздание. Июнь 1992
Внутрискладская логистика является вопросом первостепенной важности для крупных торговых и промышленных комплексов. Эргономичное распределение товаров, материалов и производственной продукции гарантирует их сохранность и обеспечивает комфортные условия для работы предприятия в целом. Наша компания реализует спектр услуг по устройству и организации складского оборудования.
Специалисты компании изготавливают стеллажи с учетом эксплуатационных параметров помещения, в котором они будут устанавливаться. При этом мы учитываем характер материалов или товаров, которые будут храниться на стеллажах.
Мы принимаем заказы на изготовление многих видов стеллажей:
Кроме того, материальная база и высокоточное оборудование «ПромСтеллаж» позволяет нам принимать заказы любой сложности, поэтому в портфолио компании имеются образцы изготовления нестандартных конструкций сложной конфигурации.
Кроме того, техническое обслуживание выполненных стеллажей также производится силами нашей компании.
Оно включает в себя:
Областью компетенции «ПромСтеллаж» является также техническое освидетельствование стеллажных конструкций любой сложности.
За длительное время пребывания в профессии наши специалисты наработали определенный опыт в этой сфере. Прежде всего, мы формируем техническое задание и прорабатываем схему размещения стеллажных конструкций в помещении заказчика. При этом снятие замеров является бесплатным.
Определив фронт работ, наши специалисты выполняют расчет стеллажей на прочность. Вычисление нагрузочных характеристик. С учетом всех данных выполняется максимально прочная и эргономичная стеллажная конструкция, которая будет одинаково успешно эксплуатироваться в архиве, в складском помещении или в офисе.
Изготавливая стеллажи какого-то определенного вида, наши специалисты принимают во внимание не только допустимые нагрузки, но и все технические нюансы. Например, в расчетах учитывается вероятность сейсмического воздействия. Вычисление потенциальной угрозы от сейсмического воздействия производится в соответствии с современными нормативами.
Кроме того, в расчет берется гипотетическая вероятность разнообразных аварийных моментов. Например, мы учитываем уровень повреждения конструкции от ударов грузоподъемной техники и стараемся сделать конструкцию максимально прочной и устойчивой к механическому воздействию.
В процессе эксплуатации могут возникнуть ситуации с обрушением полок. Вероятный ущерб от падения грузов может быть весьма серьезным, поэтому в наших проектировочных работах закладывается расчет допустимой нагрузки на стеллаж.
Профессиональное моделирование стеллажных конструкций предполагает использование государственных нормативов.
Выполняя техническое задание, специалисты компании «ПромСтеллаж» ориентируются на положения, регламентирующие эксплуатацию сборно-разборных конструкций:
Главным методом в работе специалистов компании «ПромСтеллаж» является расчет конечных элементов. Методика является распространенной для решения профессиональных задач в области строительной механики. Данный метод может иметь множество вариантов, которые выбираются, исходя из геометрической конструкции и физических параметров используемых материалов.
Кроме того, метод конечных элементов, к которому прибегают специалисты «ПромСтеллаж», характеризуется оптимальным учетом взаимодействия самой стеллажной системы с окружающей средой.
Наши профессионалы ориентируются на следующие показатели среды:
Преимуществом использования метода конечных элементов является его высокая инвариантность и автоматизация каждого этапа расчета. Выбрать единственно правильный вариант и произвести грамотный расчет максимальной нагрузки на полку нам помогает профессиональный опыт и знание особенностей механики.
Методика прошла аттестацию федеральной службы по надзору:
При этом данная методика расчета конечных элементов регламентируется аттестационными паспортами:
Таким образом, в наших проектах стеллажных конструкций учитываются и параметры здания, и объем/масса складируемой продукции, и номинальная нагрузка на полку, и рекомендации научно-технического центра по экологической и ядерной безопасности.
Наша компания на рынке аналогичных услуг присутствует 14 лет. Точность изготовления заказов гарантируется солидной производственной базой компании. На каждом этапе выполнения заказа мы практикуем тщательный контроль качества. Безусловным преимуществом обращения в нашу компанию является лояльная ценовая политика по отношению к потребителям.
Сотрудничество с «ПромСтеллаж» гарантирует каждому клиенту комплексное оснащение складских и любых производственных помещений. Кроме того, в компании можно заказать комплектующие для различных типов стеллажей. В том числе: держатели и стяжки, крепления и ограничители.
В портфолио компании имеется множество положительных отзывов наших клиентов, среди которых:
Компания «ПромСтеллаж» дорожит уважением своей потребительской аудитории. Поэтому наши клиенты имеют возможность заказать послегарантийное обслуживание установленных конструкций.
Для удобства обслуживания мы практикуем услуга «Доставка». У нас можно оставить онлайн-заявку на готовый стеллаж, и мы доставим его в указанную точку.
Преимуществами обращения в компанию является:
Обратившись к специалистам компании «ПромСтеллаж», Вы гарантированно получите профессиональное решение своей задачи. С нами Вы разложите свою продукцию по полочкам!
При соблюдении инструкции по сборке допустимая распределенная нагрузка на основную секцию:
Покрытие на всех деталях полимерное порошковое. Шаг отверстий для крепления полок по высоте 30 мм. Соединения болтовые М6. Присоединение неограниченного количества секции. Стойки по высоте возможно стыковать с помощью переходника. Стеллажи поставляются в разобранном виде, в надежной упаковке. Базовые модели комплектуются полным набором крепежа.
Предназначены для установки внутри помещения для хранения грузов с ручной обработкой. Конструкция стеллажей состоит из вертикальных сварных неразборных рам, горизонтальных балок и полок.
Покрытие на всех деталях порошковое полимерное, цвет светло-серый. Перфорация на стойках рам позволяет изменять положение балок стеллажа по высоте с шагом 50 мм. Балки крепятся к стойкам посредством болтового соединения М8, по два болта с каждой стороны. Полки укладываются на балки без дополнительного крепления. При установке стеллажей в линию, допускается монтаж балок последующей секции к раме предыдущей секции, за счет чего получается дополнительная экономия. Допустимая распределенная нагрузка на стандартную секцию стеллажа - до 1600 кг.
Полочный стеллаж — это популярная металлическая конструкция, которая используется для хранения различных грузов на полках.
Используют полочные стеллажи практически везде: малые и большие склады, магазины, супермаркеты, гипермаркеты, архивы, библиотека, СТО, базы оптовой и розничной торговли.
Стеллажи полочного типа бывают разного размера и предназначены для хранения продукции разных габаритов и веса. Обслуживаются такие стеллажи вручную, при этом обеспечивается легкий доступ к любому товару и в любое время. Грузы хранятся на полках в ящиках, коробках или насыпью.
Фронтальные паллеты представляют из себя простую конструкцию, состоящую из рам и опорных балок, на которые устанавливается поддон. Cтеллаж имеет большую грузоподъемность, что обеспечивает высокий уровень сохранности груза.
Фронтальный паллет имеет следующие преимущества:
Палетный стеллаж — распространённая конструкция для хранения грузов на поддонах (палетах). Такая система хранения предоставляет непосредственный прямой доступ к каждому объекту складирования.
Палетные стеллажи делятся на:
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
СТЕЛЛАЖИ
ОСНОВЫ РАСЧЕТА
ГОСТ 28766-90
ГОССТАНДАРТ РОССИИ
Москва
1. Общие положения 2. Нагрузки и их сочетания 3. Расчет стеллажей с настилом для тарно-штучных грузов 4. Расчет консольных стеллажей для тарно-штучных грузов 5. Расчет консольных стеллажей для длинномерных грузов Приложение 1. Типы и исполнения стеллажей Приложение 2. Конструкция стеллажей и основные понятия
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
СТЕЛЛАЖИ Основы расчета Racks . Basis for calculation |
Дата введения 01.01.92
Настоящий стандарт устанавливает основы расчета стальных конструкций стационарных стеллажей, обслуживаемых кранами-штабелерами по ГОСТ 16553, предназначенных для хранения грузов в производственной таре по ГОСТ 14861 и поддонах по ГОСТ 9078, а также пакетированных или уложенных в специальную тару длинномерных грузов на складах. Требования настоящего стандарта являются обязательными, за исключением требований приложений 1- 2.
Таблица 1
1.3. Проверку прочности, устойчивости и жесткости элементов стеллажа выполняют по методике СНиП II-23-81 «Нормы проектирования. Стальные конструкции», утвержденных Госстроем СССР, с учетом требований настоящего стандарта. При этом расчет изгибаемых элементов выполняется по формулам для упругой стадии работы материала с учетом требований настоящего стандарта. Коэффициенты условий работы принимают равными единице, для всех элементов, кроме следующих: 0,75 - для сжатых раскосов из одиночных уголков, прикрепляемых; одним болтом или привариваемых одной полкой (для неравнополочных уголков – только узкой полкой); 0,90 - для балок крановых путей стеллажей исполнений 1.2; 2.2; 3.2.Гибкость сжатых элементов стеллажей не должна превышать следующих величин:стойки, колонны (целиком или отдельные ветви) | |
элементы решетки стоек, колонн | |
продольные горизонтальные связи | |
элементы решетки верхних и промежуточных горизонтальных ферм стеллажей исполнений 1.2; 2.2; 3.2 | |
то же, для стеллажей прочих исполнений | |
Гибкость растянутых элементов крестовых раскосов, устанавливаемых в задней плоскости стеллажа, должна быть не более: | |
для стеллажей исполнений 1.2; 2.2; 3.2 | |
для стеллажей прочих исполнений | |
Гибкость предварительно напрягаемых раскосов не ограничивается. |
P 1 =g (Ql 3 +M 3)/H p , (1)
Где g =9,81 м/с 2 - ускорение свободного падения; Q - нормативная масса единичного груза, кг (см. п. 2.4); l 3 - номинальный вылет грузозахватного органа, м; М 3 - момент масс выдвижных частей грузозахватного органа относительно плоскости крановых путей, кг × м; H p -расстояние верхнего рельсового кранового пути от уровня головки рельса наземного кранового пути, м. Коэффициент надежности по нагрузке принимается равным 1,25. Рассматриваемая нагрузка распределяется между верхними боковыми роликами одной стороны по правилу рычага, если число таких роликов более единицы. 2.11. Для видов нагрузок; указанных в 2.1-2.10, расчетную нагрузку, определяют как произведение нормативной нагрузки на коэффициент надежности по нагрузке. Расчетную нагрузку от сил тяжести группы складируемых грузов для расчета стоек (колонн) стеллажа получают умножением нормативной нагрузки (п. 2.5) на коэффициент сочетаний. 2.12. Расчетную нагрузку упора в стеллаж ( P 2) при выдвижении грузозахватного органа стеллажного крана-штабелера в случае, неправильного позиционирования грузоподъемника в ньютонах вычисляют по формуле
P 2 = N 3 n 3 h 3 / u 3 , (2)
Где N 3 - номинальная мощность электродвигателя выдвижения грузозахватного органа, Вт; n 3 - кратность максимального момента электродвигателя; h 3 - КПД механизма выдвижения грузозахватного органа; u 3 - номинальная скорость выдвижения грузозахватного органа, м/с. 2.13. Расчетную нагрузку от удара мостового крана-штабелера о тупиковый упор, установленный на стеллаже, определяют согласно СНиП 2.01.07-85 «Нагрузки и воздействия», утвержденным Госстроем СССР. Нагрузка учитывается при расчете тупикового упора и элементов его крепления к балке кранового пути, а также при расчете раскосов задней плоскости стеллажей исполнений 1.2; 2.2; 3.2. 2.14. Расчетную ветровую нагрузку, действующую на стеновые ограждающие конструкции стеллажей исполнений 1.4; 2.4; и 3.4, определяют согласно СНиП 2.01.07-85 «Нагрузки и воздействия», утвержденным Госстроем СССР. Разгружающее действие ветра на крышу склада не учитывается. 2.15 Расчетную снеговую нагрузку на крышу склада определяют согласно СНиП 2.01.07-85 «Нагрузки и воздействия», утвержденным Госстроем СССР. 2.16. Расчетные сейсмические нагрузки определяют согласно СНиП II-7-81 «Строительство в сейсмических районах», утвержденным Госстроем СССР. При этом коэффициент К 1 , учитывающий допускаемые повреждения сооружений, принимается равным 0,25; коэффициенты К 2 и K f , учитывающие тип конструкции сооружения, принимаются равными 1,0. Сейсмические нагрузки могут действовать как в горизонтальных направлениях - вдоль или поперек стеллажа, так и в вертикальном направлении. Действие сил каждого из трех направлений рассматривается раздельно, т.е. без суммирования результатов воздействия между собой. Горизонтальные сейсмические нагрузки рассматриваются для всех исполнений стеллажей; при этом для стеллажей, установленных на уровне земли, допускается учитывать только первый тон собственных колебаний нагруженного стеллажа, а форму деформации стеллажа принимать в виде прямой для определения нагрузок, действующих вдоль стеллажа, и как для призматической консоли - для определения поперечных нагрузок. Для стеллажей, установленных на перекрытии здания, следует учитывать деформацию здания, которая принимается по результатам расчетов здания на сейсмические воздействия. Расчетную вертикальную сейсмическую нагрузку ( P c) на консоль, стеллажа в ньютонах, исполнения 3.1; 3.2; 3.3 или 3.4 вычисляют по формуле
P c =5AK 1 K 2 K f P , (3)
Где А - коэффициент по СНиП II-7-81; P - расчетная нагрузка на консоль по п. 5.1. 2.17. Условную горизонтальную нагрузку (Р 4) вдоль стеллажа, в ньютонах, применяемую для расчета раскосов задней плоскости, вычисляют по формуле
P 4 =200F × n , (4)
Где F - площадь сечения стойки (колонны) стеллажа, см 2 ; n - количество стоек по длине стеллажа. Указанная нагрузка применяется в том случае, если она превышает продольные нагрузки (пп. 2.6; 2.13; 2.16). Нагрузка распределяется поровну между всеми расположенными в одном ярусе раскосами задней плоскости стеллажа. 2.18. Указания по учету сил тяжести складируемого груза и значения коэффициентов сочетаний нагрузок К и К т даны в разд. 3- 5. Значения коэффициентов сочетаний различных видов нагрузок для расчета стоек (колонн) стеллажей даны в табл. 2.
Таблица 2
Значения коэффициентов сочетаний нагрузок
для расчета стоек (колонн) стеллажей
Вид нагрузки |
Номер сочетания |
|||||||||||||||
Сила тяжести стеллажа | ||||||||||||||||
Сила тяжести ограждающих конструкций | ||||||||||||||||
Сила тяжести мостового крана-штабелера | ||||||||||||||||
Сила тяжести складируемого груза | ||||||||||||||||
Нагрузка торможения мостового крана-штабелера | ||||||||||||||||
Нагрузка торможения грузовой тележки мостового крана-штабелера | ||||||||||||||||
Нагрузка упора в стеллаж при движении мостового крана-штабелера | ||||||||||||||||
Нагрузка упора в стеллаж при движении грузовой тележки мостового крана-штабелера | ||||||||||||||||
Нагрузка на верхний рельсовый путь при выдвинутом захвате стеллажного крана-штабелера | ||||||||||||||||
Нагрузка упора в стеллаж при выдвижении захвата стеллажного крана-штабелера | ||||||||||||||||
Таблица 3
Исполнение стеллажа |
Расчетные сочетания нагрузок |
1.1; 2.1 | 1, 2, 3, 14 |
3.1 | 1, 3, 14 |
1.2; 2.2 | 4, 5, 6, 7, 15 |
3.2 | 4, 5, 7, 15 |
1.3; 2.3; 3.3 | 8, 9, 14 |
1.4; 2.4; 3.4 | 10, 11, 12, 13, 16 |
Таблица 4
Примечание. При числе этажей хранения от 7 до 11 значения коэффициентов определяют интерполяцией. Если в ячейке размещается только один груз, то значения коэффициентов сочетаний принимается по табл. 5. 3.7. При расчете ветви стойки на сочетания нагрузок 1, 4, 5, 8 по табл. 2 учитывается также узловой момент, равный половине момента согласно п. 3.4 (при этом подразумевается незанятость ячейки, соседней с узлом, передающим моментную нагрузку). 3.8. При проверке общей устойчивости ветви стойки в передней плоскости стеллажа учитывается жесткость передних ригелей полок и верхних горизонтальных связей при их изгибе в вертикальной плоскости, а также жесткость полок на сдвиг в горизонтальной плоскости.Таблица 5
Примечание. При числе этажей хранения от 7 до 11 значения коэффициентов определяют интерполяцией. 4.3. При проверке общей устойчивости ветви стойки в передней плоскости стеллажа учитывается жесткость продольных связей передней плоскости, а также наличие верхних горизонтальных связей. Жесткость стержневой решетки, связывающей переднюю ветвь с задней, не учитывается.Таблица 6
Полученная нагрузка на консоль делится на две одинаковые сосредоточенные силы, прикладываемые к консоли на расстоянии друг от друга, равном ширине груза с учетом положения последнего на вылете консоли. Если консоль имеет двухветвевую конструкцию в виде горизонтальной рамы, то указанные две силы прикладываются полностью к одной ветви и консоль рассчитывается как плоско-пространственная рама с учетом кручения ветвей. 5.2. Расчет колонн выполняется на сочетание нагрузок согласно табл. 2 и 3. При этом предполагается полная занятость стеллажа по высоте, а значения коэффициентов сочетаний сил тяжести грузов (п. 2.5) в соответствии с табл. 7.Таблица 7
Количественный показатель номенклатуры грузов |
Значения коэффициентов сочетаний при нагружении стеллажа |
|||
двухстороннем |
одностороннем |
|||
К |
К т |
К |
К т |
|
10 и более | ||||
От 3 до 9 | ||||
1 или 2 |
Справочное
Таблица 8
ТИПЫ И ИСПОЛНЕНИЯ СТЕЛЛАЖЕЙ
Функция, выполняемая стеллажом |
Обозначение типов и исполнений стеллажей |
|||||||||||
1 - с настилом для тарно-штучных грузов |
2 - консольные для тарно-штучных грузов |
3 - консольные для длинномерных грузов |
||||||||||
Складирование грузов | ||||||||||||
Поддержание балок кранового пути для мостового крана-штабелера | ||||||||||||
Поддержание верхнего рельсового кранового пути для стеллажного крана-штабелера | ||||||||||||
Поддержание ограждающих конструкций стен и крыши склада |
Справочное
КОНСТРУКЦИЯ СТЕЛЛАЖЕЙ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
1. Схемы фронтальных проекций стеллажей представлены на черт. 1, схемы поперечных разрезов складов, оборудованных стеллажами и кранами-штабелерами, даны на черт. 2. 2. Стеллажи типов 1 и 2 представляют собой металлоконструкцию на основе двухветвевых вертикальных решетчатых стоек; шаг решетки по высоте стойки может совпадать или не совпадать с шагом расположения грузонесущих элементов. Ветви стоек со стороны загрузки стеллажа именуются передними ветвями; их совокупность образует переднюю плоскость стеллажа. Задние ветви образуют заднюю плоскость стеллажа. Верхние обрезы стоек образуют верхнюю плоскость стеллажа. В задней плоскости с определенным шагом по длине стеллажа устанавливаются раскосы или предварительно напрягаемые растяжки. В соответствующих панелях верхней плоскости стеллажа также устанавливаются раскосы. 3. Грузонесущим элементом стеллажей типа 1 является настил, состоящий, как минимум, из двух ригелей, выполняющих одновременно функцию продольных связей стеллажа. Между ригелями могут быть установлены поперечные связи, образуя решетчатый настил. При установке поверх указанных элементов листа настил называется сплошным. 4. Грузонесущим элементом стеллажей типа 2 являются консольные элементы, присоединенные к ветвям стоек. Эти элементы обычно конструируются, в виде уголков, выполняющих одновременно роль планок стержневой решетки стойки, но могут быть и в виде коротких элементов. Продольные связи, соединяющие стойки, устанавливаются в передней и задней плоскостях, причем поверху - обязательно. 5. Стеллаж типа 3 представляет собой металлоконструкцию на основе ряда колонн, снабженных консолями. Стеллаж может быть односторонним или двухсторонним (симметричным). Колонны связаны между собой продольными связями и в отдельных панелях - раскосами, установленными в средней плоскости колонн, условно именуемой задней плоскостью по аналогии с п. 2. 6. На полках (консолях) стеллажей, предназначенных для установки на площадках с сейсмичностью 8 и 9 баллов, должны быть предусмотрены упоры, предотвращающие сползание грузов с полок (консолей). 7. Исполнения 1.3; 2.3; 3.3 представляют собой блоки стеллажей, связанных поверху поперечными связями, к которым крепятся верхние рельсовые крановые пути стеллажных кранов-штабелеров. Во избежание появления дополнительных нагрузок на стеллажи, вызванных неравномерной просадкой фундаментов, крепление поперечных связей к стойкам (колоннам) стеллажей следует выполнять шарнирным (например, с помощью болта) или же применять поперечные связи малой жесткости на изгиб в вертикальной плоскости. 8. Исполнения 1.4; 2.4; 3.4 аналогичны по конструкции описанным в п. 7, но дополнительно имеют стропильные и стеновые элементы для установки ограждающих конструкций стен и крыши. Во избежание появления дополнительных нагрузок на стеллажи и стропила, вызванных неравномерной просадкой фундаментов, следует принимать конструктивные мероприятия по моментной развязке стропильных конструкций и стеллажных блоков.
Типы стеллажей
Исполнение стеллажей
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством тяжелого машиностроения СССР РАЗРАБОТЧИКИ И.И. Бененсон (руководитель темы), С.Э. Усаковский, В.Г. Блинов, Л.А. Столярова2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 03.12.90 № 3007 3. Срок первой проверки - 1996 год; периодичность проверки - 5 лет 4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ 5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ