Советы по строительству и ремонту

Собор виден на многие километры окрест, в том числе с рек Аксай и Тузлов, омывающих возвышенность, на которой стоит Новочеркасск. Высота его колокольни достигает 74,7 м, а по высоте купола он занимает в России седьмое место. Крест, которым увенчан главный купол, инкрустирован 80 монолитами горного хрусталя, ограненными алмазной гранью. Преломляясь на них, свет сияет так ярко, что собор стали называть «вторым солнцем Дона». Внутреннее убранство храма поражает своим великолепием. Полы и иконостас отделаны французским и итальянским мрамором, стены расписаны фресками, а хоры украшены живописными полотнами, рассказывающими историю местного казачества. Вот их сюжеты: «Сборы Ермака в поход на Сибирь», «Пожалование Царского знамени при царе Михаиле Федоровиче в 1614 году», «Азовское сидение в 1641 году», «Сборы Петра Великого под Азов в 1696 году», «Закладка собора и города Новочеркасска атаманом Платовым в 1805 году», «Встреча атамана Платова в 1814 году близ Новочеркасска», «Вручение пернача 6 мая 1887 году Наследнику престола Цесаревичу Николаю Александровичу».

В нижнем храме-усыпальнице, освященном в честь Покрова Пресвятой Богородицы, установлены саркофаги из французского и итальянского мрамора. Здесь покоятся останки основателя столицы донского казачества «вихорь-атамана» Матвея Ивановича Платова (графа и генерала кавалерии), героев Отечественной войны 1812 года генералов Василия Васильевича Орлова-Денисова, Ивана Ефремовича Ефремова и Петра Яковлевича Бакланова, а также прах архиепископа Донского и Новочеркасского Иоанна (Доброзракова). Здесь же - как символ вечной встречи человека с Богом - находится просторная крестильня. Из подвала, глубиной в 15 м, в Дом офицеров (бывший архиерейский дом) ведет подземный ход.

Величественным памятником истории и архитектуры собор стал не сразу. Он был заложен и освящен в праздник Вознесения Христова еще в 1805 году, при основании города. Сначала построили деревянную церковь. Возведение же каменного соборного Храма войска Донского в 1811 году было осуществлено по проекту итальянского архитектора Алоизия (Луиджи) Руска, в то время строившего многие здания Санкт-Петербурга. К работе он приступил по просьбе Матвея Платова. Строительными работами руководил сначала родной брат архитектора. Затем, после войны с Наполеоном, дело братьев Руска продолжили губернский архитектор Амвросимов, войсковые архитекторы Иосиф Вальпреда и Фомин. И наконец, архитектор из Симферополя Колодин, приглашенный наказным атаманом Кутейниковым через министерство внутренних дел исследовать трещину, которая образовалась под одним из храмовых окон в 1828 году. Однако войсковой канцелярии показалась неподъемной сумма, обозначенная Колодиным на слом стен, ведь к тому времени на строительство собора уже было потрачено 900 000 рублей. Все оставили как есть. Потому неудивительно, что дважды (в 1846-м и 1863 годах) при сведении головного купола храма основная часть здания обрушивалась. Причем потерпел крах и план строительства, составленный в 1847 году архитектором Константином Андреевичем Тоном (автором проекта храма Христа Спасителя). И только в 1900 году собор был построен, правда, пока только «вчерне» - по доработанному в 1891 году проекту архитектора Ященко, высочайше утвержденному в 1893 году. Летом 1904 года завершились деревянные и художественные работы, был установлен мраморный иконостас. Но из-за того, что на освящение собора не приехал Николай II, была открыта только Покровская церковь. Для служб Свято-Вознесенский войсковой кафедральный собор открылся лишь 6 мая 1905 года. И, как оказалось, совсем ненадолго.

Храм в послереволюционное время

Вскоре настало время смут и революции, и храм был закрыт. В лихие 1930-е годы с куполов сняли позолоченные медные листы, превратив собор в хранилище для горюче-смазочных материалов. Во время немецкой оккупации (в августе 1942-го) храм открыли для богослужений. А после окончания Второй мировой войны в просторных подвальных помещениях храма хранились зерно, мука, пивной солод, сахар и прочее продовольствие. Но в верхнем храме изредка проводили службы.

Спасительным для постепенно разрушавшегося здания Свято-Вознесенского кафедрального собора стал 1953 год. После смерти Сталина храм попал в поле зрения историков. Здесь начались ремонтные работы, как внутренние, так и фасадные. В 1974 году зданию присвоили звание памятника архитектуры местного значения, а в 1995-м - федерального. Крупномасштабная реставрация продолжается с 2001 года по сей день.

Но так или иначе, спустя почти столетие кафедральный собор вновь открыт для богослужений, треб и посещения. Каждый может зайти сюда, почувствовать красоту и масштабы этого уникального храма, чья судьба сложилась так же непросто, как и судьба нашей страны на переломе эпох.

С уходом И. И. Русско здание было освидетельствовано комиссией, которая признала постройку прочной и сделала прогноз, что с заменой мягкого приморского камня на твердый "грушевский" крепость собора только увеличится. Свой вклад в укрепление собора внес войсковой архитектор М. А. Амвросимов , заменивший Русско как производитель работ. По его предложениям мастера подрядчика урядника Шейкина в году заменили в окнах и дверях собора деревянные рамы на железные решетки. К году здание возвели на высоту в 7 сажень и работы вновь остановились.

Тем временем в действуйщем поблизости временном деревянном кафедральном храме-часовне в году была сооружена деревянная колокольня , на которую в году из Старочеркасского Воскресенского (бывшего войскового) собора перенесли башенные часы. Опорные столбы Вознесенского храма, ввиду ветхости, в году были заменены на новые, а деревянная крыша была перекрыта. В году при деревянном соборе была построена деревянная караулка. В том же году было решено произвести ремонт храма на 6.357 руб. 90 коп., что и было сделано.

Работы по второму проекту

Новый план собора, составленный К. А. Тоном , был Высочайше утвержден 4 января года. Стены предполагалось строить из хорошо обожженого и обработанного кирпича. По плану Тона войсковой архитектор И. О. Вальпреда составил смету более чем на миллион рублей. Государь потребовал спроектировать храм меньший по размерам и стоимости, который был бы “по средствам” Войску Донскому. Тогда Вальпреда спроектировал собор с пятью приделами, длиной в 38,5 сажен, высотой 33 сажен, с колокольней 39,3 сажен высоты. Стоимость оценивалась в 640 тысяч рублей. Новый проект предполагал трехчастный состав здания – храм, притвор и колокольню. Главный купол должен был иметь, как и в первом варианте, луковичную форму, а колокольня проектировалась шатровой . Проект Вальпреда был Высочайше утвержден 16 апреля года, а проект Тона был использован при строительстве Ростовского-на-Дону Александро-Невского собора .

В те же годы была произведена капитальная перестройка временного деревянного кафедрального собора. В году работы были начаты, а повторное освящение последовало в году. Новое здание временного собора обшелевали тесом и покрыли листовым железом, на соборе установили войсковые часы. В обновленном соборе, как и в прежнем, устроили два престола: главный в честь Вознесения Господня , освященный 11 мая года архиепископом Донским Иоанном и придельный в честь иконы Божией Матери Одигитрии , освященный 12 июня того же года протоиереем С. Салтыковым. При деревянном соборе в эти годы имелись две деревянные колокольни - одна рубленная из брусьев, на которой висело несколько небольших колоколов и другая на столбах, где висел один большой старинный колокол. В году на средства жены наказного атамана Екатерины Михайловны Хомутовой и других благотворителей к деревянному собору пристроили третий северный придел в честь Воскресения Христова , освященный архиепископом Донским Иоанном 16 августа того же года.

В повторной закладке каменного собора 2 ноября года принял участие цесаревич Александр Николаевич , чин освящения места строительства совершил архиепископ Донской Иоанн . В году была утверждена смета на строительство, работы начались в году. Поставлял кирпич по договору подполковник Николай Рубашкин, а работы, согласно контракта, производил отставной подпоручик Садомцев. В году возникли сомнения в прочности строящегося собора из-за недостаточного качества уложенного в фундамент и стены кирпича Рубашкина. В этой связи подряд на поставку кирпича и камня отдали тому же Садомцеву, который привозил камень из Белой Калитвы и с берега Азовского моря. Тревога о прочности заставила провести ряд обследований, после чего работы приостановились до года. Затем вновь пошло строительство. Работы уже практически оканчивались, когда в полночь с 10 на 11 июля года главный купол обрушился внутрь собора и увлек за собой часть одного из малых куполов и 5 боковых сводов.

Комиссия не нашла явных предварительных нарушений и повреждений, отметив что "работы выполнены тщательно, искусно и осмотрительно." Единственную причину обрушения усмотрели в поспешном устройстве барабана главного купола. Архитектору Вальпреда поручалось достроить собор с новым куполом за два года.

В соборе восстановили строительные леса, устроили временную деревянную крышу, и работы снова остановились. По разработке сметы, 15 января года объявили торги на достройку, но на них никто не явился. Только в году была выработана смета, которая устроила императора, и он подписал ее 1 августа того года. Работы по достройке начались в году, но за недостатком средств велись вяло, только на колокольне. В августе годе обе колокольни при временном деревянном соборе разобрали, а колокола перенесли на строящуюся постоянную колокольню. В те же годы по почину атамана, дорогостоящую комиссию по достройке собора упразднили, а архитектора Вальпреда отстранили от работ. В последующие годы собор вновь осматривали комиссии, а архитектор А. А. Ященко разработал свой проект достройки. 20 апреля года этот проект послали на утверждение в управление иррегулярных войск. Однако, инженерный комитет признал летом года возможным "оставить представленный проект без последствий и вместо предполагаемой достройки собора возвести в Новочеркасске новый собор по другому проекту на вновь избранном месте, а неоконченное здание приспособить для каких-либо надобностей города или же войска Донского " .

Несмотря на это решение, была сделана еще одна попытка достроить второй вариант собора. Ее предпринял почетный гражданин Новочеркасска, торговый казак Семен Николаевич Кошкин. Он подал 4 января года докладную записку атаману с предложением достроить собор за свой счет. Но архитектор Ященко раскритиковал его предложение устроить легкий временный деревянный купол над над зданием, на которое уже затратили около 3,5 млн. рублей. После запроса из Военного министерства архитектор Ященко подал туда новый проект собора, который оценивался в 624 тыс. рублей, а разборка старого – еще в 100 тыс. рублей. В этой связи Военный совет решил разобрать собор за счёт войскового капитала войска Донского, и император Александр III утвердил это решение 17 мая года. 27 августа году торги на разборку в Новочеркасске выиграл торговый казак Н. И. Лимарев, который к октябрю года разобрал старый собор за 70 тыс. рублей.

В годы неудачных попыток решить вопрос о достройке второго варианта каменного собора, оживились работы по поддержанию временного деревянного войскового собора неподалёку. В году возле деревянного собора устроили кирпичную колокольню, построенную из материала от разрушившегося 2-го варианта каменного Вознесенского собора. С по год деревянное соборное здание несколько раз перестраивалось. Главный алтарь, приделы и притворы были значительно расширены, а южный придел упразднен и обращен в ризницу. Однако, в году южный придел восстановили и 15 августа его освятил епископ Аксайский Иоанн . В эти годы деревянный кафедральный собор покрыли листовым железом, окрашенным в зеленый цвет. Храм имел шесть выходов. Над собором возвышалось семь глав с железными шестиконечными крестами. Кресты и главы были вызолочены. Стены собора выкрашены "бланжевою краской" (т.е. телесного цвета). Внутри Вознесенский храм, кроме восточной части, главного алтаря, притвора, приделов и ризницы был ошелеван тесом, обтянут парусиной, окрашен бело-голубой краской. Четыре дубовых столба поддерживали купол собора. Над западными вратами устроили хоры. Но деревянный собор быстро ветшал, был малопоместителен, не имел церковной ограды.

Работы по третьему проекту

Проект третьего варианта собора, составленный архитектуром А. А. Ященко , был Высочайше утвержден 24 марта года. В то же время учредили и строительную комиссию, а Военный совет положил финансировать постройку собора из общаго войсковаго капитала сверхсметные кредиты. В августе того же года под наблюдением первого строителя архитектора Ященко начались работы по устройству фундамента, для чего старый был разобран, а котлован углублён. На соборной площади в то же время возводили вспомогательные здания.

Во время Первой Мировой войны в соборе часто шли службы с просьбами к Богу о даровании победы русскому оружию и здравия воинам России; с соборной площади уходили на фронт после молебна многие казачьи части; в собор возвращались тела павших казаков; отсюда в гробах они направлялись на городские кладбища.

В ходе гражданской войны в соборе получали благословение на труды выборные атаманы Войска Донского - Алексей Максимович Каледин и Алексей Михайлович Назаров. В году купол собора из матросского поезда прострелили революционеры . Вскоре после захвата города красными в соборе появились красногвардейцы с требованием показать колокольню, на которой по их сведениям казаки, якобы, спрятали пулемет. Не найдя пулемет красногвардейцы "в шапках, с ружьями на перевес... вошли в храм, проникли в алтарь, штыками сорвали облачения с престолов главного и в первом приделе, приподняли и повредили мраморную доску главного престола: «искали казаков»... " . Летом года на площади у собора проходил смотр боевых подразделений молодой Донской армии, формируемой атаманом П. Н. Красновым для борьбы с большевиками. Здесь же 16 сентября того года после молебна в соборе Донской атаман Краснов принес клятву на верность службы Войску Донскому. В соборе в начале февраля года произносились благодарственные молитвы и в честь нового Донского атамана А. П. Богаевского. В феврале-марте и апреле того года в соборе отпевали множество погибших тогда от холеры; не раз возносились молитвы о даровании победы Донской армии над Красной армией.

В начале года Новочеркасск заняла Красная армия. В первые годы советской власти собор работал по прежнему, но новые городские власти объявили собор орудием враждебной белоказачьей пропаганды, средоточием "поповского мракобесия," балластом на пути социалистического строительства; велась активная пропаганда для очернения посещающих собор и отрыва народа от Церкви. Число посещающих собор стало резко падать, а проблемы по его содержанию - резко возрастать. Большим ударом для собора стало хищение из храма икон, церковной утвари и драгоценностей на сумму более 2 млн. руб. Похитителей не нашли, а собор найти средства на возмещение ущерба не мог. Вскоре большинство оставшихся после гражданской войны священно и церковнослужителей собора были арестованы и содержались в подвалах Окружного и городского ВЧК на Александровской ул.; большая группа - в том числе и бывший соборный протоиерей священномученик Захария Лобов - были высланы на Соловки , где многие закончили свою земную жизнь.

Когда начались процессы по сбору цветных и драгоценных металлов на нужды коллективизации и индустриализации, в году в местной газете появилась заметка о том, что "крыша б. городского собора снимается для использования меди и других цветных металлов, новая крыша будет сделана из железа " . Листы позолоченной меди сняли, а железные листы по различным причинам несколько лет не ставили. Собор закрыли. Длительное время он подвергался природной стихии - заливался дождями, заносился снегом, обжигался палящим солнцем и т.д. В подвалах собора стали хранить вначале керосин, а потом зерно для солодового (пивоваренного) завода. Вероятно в этот период, а возможно и ранее, саркофаги в усыпальнице собора были вскрыты и осквернены.

В первые дни оккупации Новочеркасска немецкими захватчиками летом года по просьбе городских казаков собор был открыт для богослужения. В послевоенные годы в подвалах собора хранилось то зерно, то сахар, то мука, то другие продукты и материалы, но наверху шли церковные службы. В году разобрали фонтан на соборной площади, в котором до этого освящали воду. В 1950-е годы с большим трудом удалось провести живописные восстановительные работы с помощью ленинградских художников. За неимением достаточных средств на место бывшего оформительского сусального золота легла бронзовая краска.

В 1960-е годы вновь нависла угроза закрытия собора в связи с усилением антирелигиозной пропаганды, но собор выстоял. В среде церковнослужителей собора в 1970-80-е годы не раз возникали различного рода жалобы на неправильные действия отдельных священников, дьяконов, старост - последних сменилось немало. В конце 1970-х годов были предприняты шаги к внешней реставрации, но средств не хватало и удалось подштукатурить и покрасить оранжево-желтоватой краской только "лицевую" часть западного фасада. Работы проводились подвернувшимися с улицы "мастерами," - "шабаями," - а не дорогостоящими реставрационными мастерскими, поэтому попытки хотя бы частично восстановить разрушающуюся внутреннюю роспись давали печальные результаты.

При советской власти была нарушена дренажная система, отводящая подпочвенные воды от собора в сторону ж/д вокзала по бывшему Крещенскому (затем Красному) спуску, поэтому южную часть подвала собора стала затапливать вода. Многие попытки ее откачки серьезных результатов не давали, и по мнению авторитетных ученых сложившийся водный баланс лучше было не трогать, а воду не откачивать, так как при ее отсутствии разрушительные процессы в нижней части собора могли стать необратимыми.

Возрождение в новейший период

С середины 1980-х годов стал обсуждаться вопрос о возможном покрытии куполов и крестов собора сусальным золотом. В связи с этим были предприняты серьезные шаги к обновлению покрытия, но т.к. средств на золочение не было, удалось позолотить только некоторые наружные кресты.

С процессом возрождения казачества , начавшегося на Дону в году, собор не раз становился средоточием различного рода войсковых церемоний. С осени года понемногу стали реставрировать нижний подвал собора, где находится усыпальница великих людей Дона. После вскрытия оскверненных останков 1 марта года, усыпальница была приведена в порядок, после чего 15 мая года последовало торжественное перезахоронение. На другой день 16 мая духовенство собора участвовало в торжествах по открытию воссозданного и установленного на прежнем пьедестале у собора памятника основателю города атаману Матвею Ивановичу Платову.

Главный храм донских казаков, заложен в день основания Новочеркасска 18(30) мая 1805 года, сооружался около столетия. После храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского Собора в Санкт-Петербурге Патриарший Вознесенский войсковой всеказачий собор является третьим по величине православным храмом России (высота 74,6 м).

«Второе солнце Дона»

Несомненно, главной достопримечательностью Новочеркасска является «второе солнце Дона» Патриарший Вознесенский войсковой всеказачий собор, заложенный и освященный еще при основании города в 1805 г. в святой праздник Вознесения Христова. Однако строительство собора по проекту архитектора Алоизия Руска началось только 1 октября 1811 г. Строил собор брат архитектора Иероним Руска. В 1818 г. братья Руска покинули Россию, и строительство собора продолжил архитектор Амвросимов (по 1825 г.). В 1846 г. при сведении главного купола собора неожиданно обрушилась часть храма. Та же участь постигла и второй вариант собора, строившийся по проекту архитектора И.О. Вальпреда.

В 1891 г. казаки было решено приступить к строительству третьего варианта собора по проекту академика А.А.Ященко. В 1900 г. собор вчерне построили, в 1902 г. начались художественные и деревянные работам. Летом 1904 года «второе солнце Дона» должно было быть открыто, но из-за того, что не приехал почетный гость, Император Николай II, была открыта только Покровская церковь в верхнем подвале. Здание же в целом освятили и открыли только 6 мая 1905 г.

Патриарший Вознесенский войсковой всеказачий собор - третий в России по величине и красоте (после храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге) - выполнен в нововизантийском стиле. Все купола его первоначально были покрыты червонным золотом, а изготовленный в Богемии главный крест - инкрустирован горным хрусталем. Благодаря этому в свете яркого солнца храм был виден на многие километры, как своеобразный маяк для верующих и страждущих.

Вес собора - 135 тысяч тонн, высота (с центральным крестом) - 74,7 м; подвальное помещение глубиной 15 метров, подземный ход из которого ведет в Архиерейский дом (ныне - Дом офицеров). На одну службу храм вмещает 5 тысяч человек. В соборе имелась уникальная отопительная система, которая ныне утрачена. Весьма интересна была и система вентиляции, позволяющая сохранить фрески и иконостасы в их первозданном виде. Мрамор для пола храма был привезен в Новочеркасск специально из Италии и Франции. На колокольне были установлены башенные часы, сохранившиеся и по сей день. Их звон, слышимый далеко окрест и сегодня отмеряет жизнь города.

Внутреннее убранство собора настолько красиво, что, начав рассматривать фрески, трудно покинуть храм. Освещаемые мириадами свечей, глядят со стен и колонн храма лики святых и апостолов. Хоры собора украшены картинами, изображающими наиболее значимые эпизоды истории донских казаков.

В Храме-усыпальнице - так называемом Нижнем Покровском храме - так же, как и в верхнем, регулярно совершаются богослужения. И священники, в большинстве своем, считают Нижний храм более теплы и уютным. Покровский храм - не что иное как останки одного из ранних вариантов собора, наполовину ушедшего под землю и ставшего фундаментом нынешнего Вознесенского собора. Гостю Нижнего храма открывается потрясающее и завораживающее зрелище: мраморные саркофаги, хранящих останки Высокопреподобного Архиепископа Донского и Новочеркасского Иоанна, основателя города, знаменитого «вихорь-атамана» Матвея Ивановича Платова, героев Отечественной войны 1812 года Василия Васильевича Орлова-Денисова и Петра Яковлевича Бакланова. Направо от усыпальницы находится просторная и светлая крестильня.

В советское время, в 30-х годах, собор закрывался. С его куполов сняли медные листы с золотым покрытием и устроили склад ГСМ. В августе 1942 г. во время оккупации собор был открыт немцами. После войны храм не закрывали, но в его огромных бетонированных подвалах хранили продовольствие: сахар, муку, зерно, солод для пивзавода. В период демократических реформ «второе солнце Дона» освободили от зерна, провели текущий ремонт в подвалах. 15 мая 1993 г. разрушенные в советское время могилы героев Дона были торжественно перезахоронены. В 2001 году под патронажем областной и городской администраций начаты крупномасштабные реставрационные работы, целью которых является возвращение собору его первозданных величия и красоты.

В 2014 году Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ко дню Святой Пасхи 2014 года Вознесенскому войсковому кафедральному собору города Новочеркасска усвоен статус Патриаршего Вознесенского войскового всеказачьего собора.

Внешнее и внутреннее убранство храма.

Внутреннее убранство Вознесенского собора

Новочеркасский войсковой Вознесенский кафедральный шестиглавый собор построен в ново-византийском стиле. Выполнен из кирпича. Вес собора – 135 тысяч тонн, высота (с центральным крестом) – 74,7 м, полная высота внутри храма - 51,2 м, подвальное помещение глубиной 15 метров, подземный ход из которого ведет в Архиерейский дом (ныне – Дом офицеров). В помещения нижнего подвала ведут две чугунные лестницы: одна винтовая с 70-ю ступенями и 3-мя площадками, другая с 51-й ступенькой и 5-ю маршами. На хоры ведет чугунная лестница, имеющая 9 маршей из 62 ступеней и 9 площадок. А на колокольню - лестница из 4-х маршей с 48 ступенями и 5 площадками, а затем винтовая лестница с 56 ступенями. Всего же на колокольню ведет до 200 ступеней.

Главный престол собора освящен в честь Вознесения Господа нашего Иисуса Христа. Кроме того имеется еще два придела: во имя Воскресения Христова и иконы Божией Матери «Одигитрия». Все три иконостаса изготовлены из трехцветного мрамора превосходной работы по эскизам русских мастеров. Все живописные и орнаментные работы исполнены Обществом русских художников. Богатый орнамент представляет собой прекрасный образец убранства древних церквей Византии, с ее богатыми яркостью фантазией и торжественной гармонией красок. На фасаде собора расположены часы с боем диаметром около двух метров. Над часами в небольшом углублении расположен список с образа Донской иконы Божьей Матери, а в углублении над дверными створками главного входа образ Христа Благословляющего.

Внутреннее убранство храма поражает своим великолепием. Полы и иконостас отделаны французским и итальянским мрамором, стены расписаны фресками, а хоры украшены живописными полотнами, рассказывающими историю местного казачества. Вот их сюжеты: «Сборы Ермака в поход на Сибирь», «Пожалование Царского знамени при царе Михаиле Федоровиче в 1614 году», «Азовское сидение в 1641 году», «Сборы Петра Великого под Азов в 1696 году», «Закладка собора и города Новочеркасска атаманом Платовым в 1805 году», «Встреча атамана Платова в 1814 году близ Новочеркасска», «Вручение пернача 6 мая 1887 году Наследнику престола Цесаревичу Николаю Александровичу ».

На одну службу храм вмещает 5 тысяч человек. В соборе имелась уникальная отопительная система, которая ныне утрачена. Весьма интересна была и система вентиляции, позволяющая сохранить фрески и иконостасы в их первозданном виде. В Храме-усыпальнице – так называемом Нижнем Покровском храме – так же, как и в верхнем, регулярно совершаются богослужения. И священники, в большинстве своем, считают Нижний храм более теплы и уютным. Гостю Нижнего храма открывается потрясающее и завораживающее зрелище: мраморные саркофаги, хранящих останки Высокопреподобного Архиепископа Донского и Новочеркасского Иоанна, основателя города, знаменитого «вихорь-атамана» Матвея Ивановича Платова , героев Отечественной войны 1812 года Василия Васильевича Орлова-Денисова и Якова Петровича Бакланова . Направо от усыпальницы находится просторная и светлая крестильня.

История соборного храма.

Первый вариант собора (1811-1846)

Второй вариант собора (1850-1863)

Третий вариант собора (1893-1904)

Заложен собор в Новочеркасске был в 1893 году, а освящён и открыт - в 1905 году. Как известно, первый собор хотя и чисто символически, но всё же был заложен ещё при основании Новочеркасска в 1805 году. Автором проекта первого собора в Новочеркасске был Луиджи Руска . Грандиозный собор предполагалось возвести в стиле русского классицизма. Собор должен был стать крупнейшим в Российской империи, так как более крупные -Исаакиевский в Петербурге и Христа Спасителя в Москве - заложат только лишь в 1818 и в 1832 годах. Строительство собора шло с большими перерывами до 1846 года. И вот, 29 августа в 9 часов вечера, как доносил донской атаман Власов императору Николаю I, «собор внезапно обрушился и большая часть этого великолепного здания превратилась в развалины». Постигшая строителей собора неудача привела донцов в уныние: 40-летний труд пошёл прахом. Срочно был заказан новый проект войскового храма. Его разработал автор проекта московского храма Христа Спасителя архитектор К.А.Тон . Но из-за высокой сметной стоимости его проект был отклонён. Следующий проект стоимостью в 640 тысяч рублей разработал академик И.О.Вальпреде . Проект второго варианта был выполнен в смешанном стиле: наряду с присущими русским храмам элементами явно просматривалось также влияние псевдоготики. После утверждения этого проекта в апреле 1850 года, новый вариант войскового храма был заложен в ноябре этого же года. На этот раз собор было решено возводить уже не из "грушевского камня", качество которого явилось одной из причин обрушения, а из кирпича. Однако и по поводу его качества сразу же стали возникать разногласия. Сомнения эти привели к пятилетней приостановке строительства. Однако начавшемуся строительству опять не повезло. Поспешность кирпичной кладки с непродолжительной её просушкой в конце концов привела к тому, что в полночь с 10 на 11 июля 1863 года главный купол храма обрушился внутрь сооружения. Заодно он увлек за собой часть одного из малых куполов и пять боковых сводов. Затем было много различных предложений как по достройке уже существующего сооружения, так и по его сносу и постройке нового. В итоге было принято решение: собор с обрушившимся куполом разобрать, а на его месте начать строительство нового. Этот план и утвердил 17 мая 1880 года император Александр II . В результате проведенного конкурса торговый казак Н.И.Лимарев получил подряд на слом собора, разборка которого закончилась в октябре 1882 год.

Проект третьего варианта собора был разработан донским войсковым архитектором А.А.Ященко , незадолго до этого ставшего академиком архитектуры. Александр Александрович предложил проект собора в нововизантийском стиле. Проект был принят. Но, поскольку Ященко скоропостижно скончался в 1893 году, при нём успели лишь произвести заготовку строительных материалов, довести углубление котлована до проектной глубины и начать возведение фундамента. Руководить строительством теперь стал архитектор И.П.Злобин. В 1986 году инспекция обнаружила кучу недостатков в строительстве, на котором, как оказалось сильно "экономили". Строительство в очередной раз было приостановлено и продолжено после назначения руководителем - инженер-полковника К. Х. Лимаренко, как раз закончившего строительство православного собора в крепости города Ковно . По ходу строительства Лихмаренко предложил и воплотил множество оригинальных решений. Например, первым в России применил бетон и железобетон. К концу 1900 года собор был внешне уже закончен. А в 1901 году закончились штукатурные и лепные работы. Таким образом, всего через 10 лет с момента начала работ, над зданиями и сооружениями Новочеркасска вознеслось на 75 метров вверх грандиозное сооружение, по своим размерам уступающее лишь храму Христа Спасителя да Исаакиевскому собору. 6 мая 1905 года (то есть практически через 100 лет после его закладки 18 мая 1805 года) новооткрытый войсковой Вознесенский кафедральный собор наконец-то освятили. На этом трудности в его судьбе не прекратились.

Временный собор.

Почти столетнее строительство каменного Войскового Вознесенского кафедрального собора стало бы невозможным, если бы рядом с ним не работал все эти годы изо дня в день ВРЕМЕННЫЙ (в течении 99 лет - !) деревянный Войсковой Вознесенский кафедральный собор.

Именно эта деревянная часовня-храм стала с 18 мая 1805г., т.е. после освящения в ней места под новую столицу и новый соборный храм, основанием для временного деревянного Вознесенского собора. До 1809г. эта часовня-храм являлась единственной церковью (собором) во всем столичном городе. Но затем появились деревянные молитвенные дома Троицкий и Александровский, а также деревянная Димитриевская (кладбищенская) церковь. 8 октября этого же 1809 г. Вознесенский храм был вновь освящен, так как в нем устроили и освятили "придел в честь иконы Божией Матери Одигитрии" . В 1811 г. неподалеку от деревянного собора стал строиться каменный Войсковой Вознесенский собор, строительство которого затянулось до 1905 г. и поэтому все функции Войскового собора пришлось выполнять ВРЕМЕННОМУ деревянному.

В 1904 г., т.е. через 99 лет после его постройки в виде часовни-храма, деревянный Войсковой Вознесенский кафедральный собор был закрыт и разобран, так как рядом уже закончилось строительство 3-го варианта каменного Войскового Вознесенского кафедрального собора. Верно прослуживший казачеству на протяжении почти ста лет, ВРЕМЕННЫЙ деревянный Вознесенский кафедральный собор "был разобран и перенесен в богоугодные заведения" города.

Почти вековая драматичная история строительства трех вариантов каменного Вознесенского кафедрального собора в Новочеркасске затмила в сознании людей скромные 99 лет повседневного служения во ВРЕМЕННОМ ДЕРЕВЯННОМ Войсковом Вознесенском соборе. Но судьба каменного собора немыслима без судьбы деревянного собора, ибо каменный поднялся до вершины "Второго солнца Дона" именно потому, что рядом все эти почти 100 лет строительства работал временный деревянный Вознесенский кафедральный собор.

История и современность.

В послевоенные годы Вознесенский собор так и жил двойной жизнью. В подвалах хранилось то зерно, то сахар, то мука, то другие продукты и материалы, а наверху шли церковные службы, собиравшие в разные годы и на разные праздники различное количество верующих и неверующих. В 1950 году разобрали фонтан на Соборной площади, в котором освящали воду. В 50-е годы с большим трудом удалось провести живописные восстановительные работы с помощью ленинградских художников. За неимением достаточных средств на место бывшего оформительского сусального золота легла бронзовая краска. В 60-е годы вновь нависла угроза закрытия собора в связи с усилением антирелигиозной пропаганды и требованиями построения атеистического и коммунистического общества уже в начале 80-х годов. Как же можно было войти в коммунизм, объявленный Н.С.Хрущевым , при работающих церквях и в частности, действующем соборе? Но жизнь брала свое. Каждая такая идеологическая компания приходила и в скором времени уходила. Собор выстоял. Он продолжал действовать, несмотря ни на внешние причины, ни на внутренние раздоры. В конце 70-х годов были предприняты шаги к внешней реставрации собора. Но средств явно не хватало и удалось подштукатурить и покрасить оранжево-желтоватой краской только "лицевую" часть западного фасада. Попытки хотя бы частично восстановить разрушающуюся внутреннюю роспись, в частности, на хорах, также давала печальные результаты. Средства уходили, а живопись продолжала осыпаться.

15 мая 1993 г. в Вознесенском соборе проходила церемония торжественного перезахоронения останков великих людей Дона: генералов Платова, Орлова-Денисова, Ефремова и Бакланова, а также Архиепископа Донского и Новочеркасского Иоанна в усыпальнице собора.

Вознесенский собор до реставрации

Под сенью соборного храма в гробницах,

Донских генералов останки лежат

И подписи скромно о доблестных лицах

Их верным потомкам Донцам говорят:

Как честно при жизни Престолу служили

Вожди-генералы, как бились в боях,

Когда, где и как свои очи смежили,

Когда в это место положен их прах.

Напротив, пред Спасом мерцают лампады,

Вокруг нерушимо простерся покой,

И, чувствуя прелесть небесной отрады,

Стоял я безмолвно с поникшей головой.

Прошли долгие годы со дня закладки войскового Вознесенского кафедрального собора, за которые он вобрал в себя бездну человеческих судеб, радостей и тревог жителей и гостей Новочеркасска, нередко трагическую, но в целом славную историю Донского края . В 2001 году начались крупномасштабные реставрационные работы. В 2005 году, к 200-летию Новочеркасска и 100-летию открытия собора реставрация фасада здания была успешно завершена. Отделали заново и купола, обустроили площадь вокруг собора, установили несколько памятников. состоялось включение архитектурно- художественной подсветки Войскового Вознесенского Кафедрального собора. Проектом предусмотрено использование светильников создающих узконаправленные пучки света, а также фонарей заливного света.

Благодаря использованию в проекте заливающего света специалисты добиваются передачи общей объемно-пространственной формы архитектурного сооружения. Узконаправленные пучки света позволяют подчеркнуть элементы декора. Светильники установленные в пяти звонницах создадут эффект «лампады» - светящейся изнутри. Уникальность этому объекту придаёт проекция на фасадной части собора, выполненная с помощью оборудования австрийской компании Pani. Автоматизированный модуль смены слайдов рассчитан на 32 картины.

Проекции на библейские темы, а также использование работ мастеров фламандской живописи (Пауля Рубенса «Вознесение Христа») создаёт впечатление божественного присутствия. Включение изображений производится по христианским праздникам. Еще одной особенностью данного оборудования, является то, что проектор можно устанавливать под углом к поверхности, на которую производится проецирование. Мощность проектора составляет 6 кВт, что дает достаточно яркое изображение даже в сумеречный период. Специальная система оптической коррекции исправляет трапециидальные искажения, а конденсорная система объектива дает четкое и крупное изображение.

Убедиться в уникальности и великолепии Вознесенского кафедрального собора вы можете, просмотрев предложенный

Этот собор является одним из самых важных для русского православия. Храм по своей величине и вместимости занимает третье место. Он уступает пальму первенства только Храму Христа Спасителя и Исаакиевскому собору. Сегодня храм привлекает множество паломников со всех уголков страны. Но история его постройки была далеко не безоблачной.

Памятник архитектуры

Новочеркасский собор - это один из важнейших памятников донского казачества. История его достаточно сложна и даже немного мистична. Впервые фундамент здания был заложен в 1805 году. Другое название Новочеркасского храма - Вознесенский кафедральный собор. Первая постройка возникла на этом месте много десятилетий спустя, в 1863 г. Теперешнюю архитектуру здание обрело в 1904 году. Здание храма рассчитывали сделать самым большим на всей территории России - тогда сегодняшних «главных конкурентов» Новочеркасского собора не было даже в проекте.

«Падающая башня» донского казачества

В 1902 году строительство подходило к концу. Из Петербурга приехала комиссия, признавшая работы завершенными. Храм, который два раза обрушивался во время строительства, наконец, был построен. Собор стал одним из памятников отечественного долгостроя, и по данному показателю его можно поставить в один ряд со многими церковными сооружениями Европы. Но с одним небольшим отличием: за время своего возведения он снискал неприятную репутацию «падающей башни».

Во время возведения Новочеркасский собор обрушивался два раза. И все время, пока он строился, здание находилось в аварийном состоянии. 18 мая 1805 года, наконец, состоялось торжественное открытие собора. Исполнилась мечта войскового атамана Матвея Платова: собралось большое количество народу, и у всех на виду собор был освящен. Была также заложено основание столицы донского казачества - г. Нового Черкасска. Воскресенский собор остался в столице прежней. И теперь его славу должно было затмить новое здание.

Почему было выбрано неудачное место для постройки

Исследователи считают, что выбор места для постройки города был совершенно неудачным. Он должен был располагаться всего лишь в девяти верстах от Черкасска, на горе, которая со всех сторон обдувается холодными ветрами. Из водных артерий рядом протекает только лишь мелкая речушка Асай. Такое расположение было удобно, видимо, только самому Матвею Платову, ведь его собственное имение в Малом Мишкине располагалось по соседству. Интересно, что одновременно с основанием новой столицы донского казачества возник и проект по очередному ее перенесению. Историки считают, что предположительно это была станица Аксайская, имевшая гораздо более удобное расположение - на Дону.

Это было невозможно при Платове, однако после его смерти казаки обратились к государю с просьбой о переносе столицы. Николай I послушал их, и отправился инспектировать новую столицу. Но замучившись от зубной боли, и трясясь по рытвинам, царь совершенно был измучен. На одной из колдобин правитель попросту вывалился в дорожную грязь, и от злости разразился руганью: «Долой ваше переселение! Все равно, что менять вшивого на паршивого».

Начало строительства

Плохая слава окутала и сам Новочеркасский кафедральный собор. Первым архитектором, который работал над храмом, был не какой-нибудь академик или же просто образованный человек, а самый обыкновенный крестьянин Дмитрий Петров. Он и соорудил деревянную часовню, которая внутри была обшита досками с пристроенным алтарем. Часовня была возведена за три дня до закладки самого города. А каменный храм был заложен 1 октября 1811 года - самый неподходящий момент, накануне вторжения Наполеона. Еще раньше в городе проводились землекопные работы по выравниванию проспекта, который должен был идти от площади храма и до проектируемой улицы Московской.

Первые архитекторы собора

Название зданию было дано в честь Александра Невского - атаман хорошо знал, как польстить императору. Проект его был сделан итальянским архитектором Алоизием Руско, который возвел немало зданий в Петербурге. А возглавлял работу вплоть до увольнения в 1818 году брат архитектора Иероним Руско. После того, как он ушел в отставку, в течение двух лет Новочеркасский войсковой собор не строился вообще.

В 1820 году работы снова были возобновлены - теперь под руководством Михаила Амвросимова. Постройка храма была признана прочной, и мягкий приморский камень было решено заменить на твердый, так называемый «грушевский». К 1822 году высота храма составляла уже 7 саженей (15 м.) из предполагаемых 26. На всякий случай вместо деревянных рам в нижней части храма строители решили заложить железные. Вроде бы строительство шло по плану, однако при атамане А. Иловайскому куда-то подевались все деньги. Никто не мог внятно ответить, куда. Ходили сплетни о том, что они оседали в карманах подрядчиков и работников канцелярии. «Грушевский» камень был намного более дешевым, чем мягкий известняк.

Первая катастрофа

Через 6 лет после того, как строительство было снова остановлено, под одним из окон была обнаружена трещина. Архитектор Фомин оценил ее как не опасную - по его мнению, можно было продолжать строительство. Но бдительный атаман решил перепроверить состояние храма, и поручил это сделать архитектору Колодину. Тот сделал свое заключение: нужно разобрать четыре столба и уже возведенные стены вплоть до фундамента. Иначе зданию грозит огромная опасность.

Строительный комитет согласился с этим выводом, и приказал составить смету на снесение здания. Однако канцелярия не хотела, чтобы 900 тысяч рублей, уже вложенных в строительство Новочеркасского собора, пропадало зря. В 1832 году экспертизу здания снова проводили Фомин и Колодин, а также и некоторые другие, приглашенные со стороны специалисты. Мнения разделились. А также снова был поднят вопрос о том, что неплохо было бы перенести столицу казачества в более удобное место.

Продолжение строительства

Император Николай I приказал строительство продолжить. История постройки Новочеркасского собора продолжилась. Но распоряжения правительства в те времена выполнялись так же быстро, как и теперь - после многочисленных приказов из столицы, через 6 лет, наконец, работа над храмом была продолжена. Теперь - под руководством И. Вальпреде, приближенного атамана М. Хомутова. Сплетни не заканчивалась: говорили о том, что архитектор имел молодую полюбовницу, и сорил выделенными на строительство деньгами направо и налево.

Еще одна авария

Оставалось доделать совсем немого - окончить своды куполов, как внезапно в 9 часов вечера 26 августа 1846 года случилась маленькая катастрофа - рухнул почти что возведенный храм. История Новочеркасского собора продолжилась очередной неудачей. Комиссия признала, что это могло произойти по причине возможной осадки фундамента, а также из-за того, что не была взята в расчет тяжесть собора. Дешевый «грушевский» камень, используемый для строительства храма, разрушился, чем и спровоцировал обрушение купола. Порядка половины всего фундамента оказалось выполненным из того же сорта камня. Тогда-то все и вспомнили бдительного атамана, который не хотел продолжать постройку аварийно-опасного здания. 35 лет постройки были впустую.

Дальнейшая работа

Очередной план Новочеркасского собора был составлен Константином Тоном (архитектором храма Христа Спасителя). Теперь стены планировалось возводить из обожженного кирпича. Смета в 1 млн рублей не очень обрадовала царя. Проект было решено сделать поскромнее. Проектируемая высота теперь составляла 39 саженей, а смета снизилась до 640 тыс. рублей.

Строительство началось только лишь в 1852 году. Работы производились подпоручиком в отставке Садомцевым, а поставками кирпича занимался подполковник Рубашкин. Не прошло и года, как снова возникли сомнения насчет прочности возводимого храма - уже заложенный кирпич, поставленный Рубашкиным, был далеко не лучшего качества. Собралась очередная комиссия, в ходе которой только один ее член, старшина Желтоножкин, сообщил о непрочности фундамента, и о том, что здание может не выдержать собственной массы. Но ему быстро приказали выйти за дверь. Строительство теперь возглавлялось атаманом Хомутовым - он планировал закончить возведение храма к своему 50-летию. Храм строился как попало.

Закономерное обрушение

11 июля 1863 года главный купол обрушился. Он увлек за собой часть малого купола, а также пять сводов. Вальпреде начал оправдываться в том, что он «не показал должного мужества в пресечении попыток атамана закончить постройку храма как можно скорее». По Новочеркасску между тем начали ползти сплетни о «проклятии», тяготеющем над собором. Новый атаман М. Чертков решил отстранить Вальпреде, и передать строительство новому архитектору. Казак Н. Лимарев согласился разобрать собор в течение двух лет. К началу октября 1882 года предыдущая версия храма была снесена.

Воровство

Третьим архитектором был А. Ященко. Старый фундамент был раскопан и углублен. Также было решено достроить и водопровод - для того, чтобы удовлетворять нужды самой стройки. Внезапно архитектор скончался, и его сменил новый - И. Злобин. В 1896 году комиссия обнаружила 600 тыс. штук кирпича, который давно должен был быть заложен в основание храма. В результате осмотра стало известно, что кирпичная кладка основания была выполнена в гораздо меньших размерах, чем это предполагал сделать Ященко. Проворовавшегося архитектора Злобина выгнали.

В 1897 году строительство снова было продолжено. В 1900 году началась кладка основного купола, которая длилась 36 часов без единой минуты простоя. 6 мая 1905 года Новочеркасский собор был торжественно открыт. Последний вариант обошелся в 2 млн рублей.

Храм в эпоху СССР

В эпоху Советского Союза никто и не думало о реконструкции храма - жители г. Новочеркасска с ужасом думали о том, что они могут пережить «третье падение» здания. В начале 90-х годов была проведена профессиональная экспертиза во главе с Ю. Мурзенко, на основании которой был составлен технический паспорт здания. Исследования показали: собор стоит на «глиняном плывуне», и если он просохнет, то это неизбежно приведет к очередной просадке фундамента. Денег на реконструкцию не было, и здание продолжало существовать в аварийном состоянии.

Современный Новочеркасский собор и расписание служб

Сегодня храм называют «Вторым солнцем Дона». Такое поэтическое название он получил за свои золотые купола и хрустальный крест. Фото Новочеркасского собора, представленные в этой статье, придутся по душе как религиозным людям, так и любителям искусства и архитектуры. Как правило, богослужения в соборе проходят каждый день в 9:00 и в 16:00. По воскресеньям вечерняя служба и божественная Литургия начинается на час раньше - в 15:00. В субботу после вечерней службы начинается всенощное бдение.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Советы по строительству и ремонту