Советы по строительству и ремонту

Монах, сейчас известный как Преподобный Марк Гробокопатель, жил в 11 веке в Киево-Печерской лавре. По результатам антропологических исследований преставился в возрасте 35-40 лет. Мощи преподобного Марка покоятся в Ближних пещерах (Ближние или Антониевы пещеры - комплекс подземных пещер в Киево-Печерской Лавре, где покоятся мощи печерских подвижников, своего рода парижские катакомбы по-украински).

В те времена среди монашеской братии практиковался обычай: для уединенной молитвы монахи отправлялись в пещеры, и в их стенах вырывали себе углубление (подземные кельи). Преподобный Марк отличался большим трудолюбием: помимо молитв и строгого поста он успевал копать пещеры для совершения молитвы и для погребения усопших монахов (именно по этой причине получил своё прозвище), на своих плечах выносил вырытую землю. За свою работу подвижник ничего не брал.

Преподобный Марк не боялся смерти, но имел такую силу чудотворения, что мог воскрешать мертвых (так его вознаградил Господь за усердие в молитвах). Существуют легенды о трёх подобных случаях:

Так, однажды, когда он по обычаю рыл могилу, то изнемог после долгого труда и оставил ее тесной и недостаточно расширенной. Случилось же так, что один инок, болевший перед тем, умер, и другого места для его погребения не оказалось. Мертвого принесли в пещеру и с трудом смогли уложить в тесную могилу. Тогда братия стала роптать на Марка, что из-за тесноты могилы они не могли как должно положить покойного и возлить на него елей. Марк сказал мертвому:

Брат, так как место тесно, то сам подвинься, и, принявши елей, возлей его на себя.

Мертвый тотчас протянул руку и, немного приподнявшись, принял елей, возлил его крестообразно на лицо и грудь себе, и снова возвратил сосуд, а сам, на глазах у всех, возлег и почил.

Второй случай произошел с двумя братьями, преподобными Иоанном и Феофилом, для которых Марк выкопал общую могилу. Младший брат, преподобный Иоанн, умер первым, и его похоронили в отсутствии старшего, бывшего в отъезде. Когда преподобный Феофил возвратился и увидел, что брат лежит в могиле на принадлежавшем ему по праву старшинства месте, то стал укорять прп. Марка. Пещерник просил прощения и желая устранить недовольство, обратился к усопшему: «Брат, встань и уступи это место своему старшему брату...» И мертвый подвинулся во гробе. Увидев это, преподобный Феофил пал к ногам преподобного Марка и просил прощения.

Пещерник заметил ему, чтобы он больше заботился о своем спасении, так как через некоторое время его также принесут сюда. Святой Феофил решил, что скоро умрет, и раздал все, что имел, оставив только мантию. Он каждый день ожидал смертного часа, и никто не мог удержать его от слез или заставить вкусить сладкой пищи. От слез преподобный Феофил потерял зрение. Перед кончиной прп. Марк на просьбу святого Феофила умереть вместе с ним сказал: «Не желай смерти, она придет, хотя бы ты и не желал. Вот что послужит знамением близкой твоей кончины: за три дня до смерти ты прозреешь». Предсказание святого исполнилось. Тело преподобного Феофила положено в Антониевой пещере вместе с его братом.

Третий случай произошел, когда Марк заболел и не смог выкопать могилу для усопшего монаха. Преподобный передал через другого монаха просьбу к умершему: мол, брат, погоди отходить в Царствие Господне, еще могила для тебя не готова. Многие стали свидетелями чуда, некоторые от страха убежали, когда покойник пришел в себя и открыл глаза. На следующий день Марк передал, что обитель для новопреставленного готова – в тот же момент монах закрыл глаза и вновь умер.

Когда пришел срок Марка предстать перед Господом, то он сам ископал себе могилу. Вместе с ним покоятся медный крест - кувшин, из которого он пил воду, и который он столь освятил своими устами, что сообщил ему чудотворную силу исцелять тех, кто теперь пьет из этого креста. Так же считается, что шапка Марка также обладает целительной силой (под шапкой имеется в виду металлический головной убор весом в четыре килограмма).

Музей Погребальной Культуры обладает уникальным экспонатом, связанным с Марком Гробокопателем - освященной в Киево-Печерской Лавре иконой Преподобного с частицей его мощей и землей с места его упокоения.

Мощи преподобного Марка Медный крест Марка Гробокопателя Чудодейственная шапка Марка

Подробнее о различных ритуалах, погребальных и мемориальных традициях, феноменах, необычных фактах вы можете узнать в разделе

Преподобный Марк Гробокопатель подвизался во второй половине XI века в обители. При нем были обретены нетленные мощи преподобного Феодосия Печерского (1074; память 3 мая, 14 и 28 августа) и перенесены из пещеры в церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы (1091). Преподобный Марк поселился в пещере, непрестанно молился и соблюдал строгий пост, даже воду преподобный пил умеренно (мерою
в питии служил для него медный крест, внутри полый). Блаженный опоясался железным поясом, который носил в течение всей своей жизни. Преподобный Марк отличался большим трудолюбием: он копал пещеры для совершения молитвы и для погребения усопших братии, на своих плечах выносил вырытую землю. За свою работу подвижник ничего не брал, но если его принуждали взять что-либо в награду, то он сразу же отдавал полученное бедным. Пребывая в ангельском образе, святой и на деле явил себя как бы бесплотным. Он не боялся смерти, но имел такую силу чудотворения, что мог воскрешать мертвых. Так, по слову прп. Марка, умерший инок сам возлил на себя елей. Другой инок умер, когда преподобный Марк еще не успел выкопать для него могилу. Тогда святой повелел мертвецу встать и дождаться следующего дня, чтобы ему закончить начатую работу. По слову преподобного умерший воскрес, а на следующий день вновь почил. Однажды преподобный Марк по просьбе двух братьев, преподобныхИоанна и Феофила (память 28 сентября и 29 декабря), выкопал для них общую могилу. Младший брат преподобный Иоанн умер первым, и его похоронили в отсутствии старшего, бывшего в отъезде. Когда преподобный Феофил возвратился и увидел, что брат лежит в могиле на принадлежавшем ему по праву старшинства месте, то стал укорять прп. Марка. Пещерник, со смирением кланяясь преподобному Феофилу, просил прощения и желая устранить недовольство, обратился к усопшему: «Брат, встань и уступи это место своему старшему брату…» И мертвый подвинулся во гробе. Увидев это, преподобный Феофил пал к ногам преподобного Марка и просил прощения. Пещерник заметил ему, чтобы он больше заботился о своем спасении, так как через некоторое время его также принесут сюда. Святой Феофил решил, что скоро умрет, и раздал все, что имел, оставив только мантию. Он каждый день ожидал смертного часа, и никто не мог удержать его от слез или заставить вкусить сладкой пищи. От слез преподобный Феофил потерял зрение. Перед кончиной прп. Марк на просьбу святого Феофила умереть вместе с ним сказал: «Не желай смерти, она придет, хотя бы ты и не желал. Вот что послужит знамением близкой твоей кончины: за три дня до смерти ты прозреешь». Предсказание святого исполнилось. Тело преподобного Феофила положено в Антониевой пещере вместе с его братом преподобным Иоанном, вблизи мощей преподобного Марка. Много других чудес и предсказаний совершил преподобный Марк Гробокопатель. Зная час своей смерти, он сам выкопал для себя могилу. Преподобный Марк мирно скончался около 1102 года. Мощи святого прославились чудотворным исцелением всех, с верою к ним приходящих. Целительную силу имеет и крест, из которого он пил воду. Память преподобного Марка празднуется 11 января, 11 октября и во 2-ю Неделю Великого поста.

Тропарь, глас 1:

Умертвив плотские похоти многим воздержанием / и копанием гробов святым / присно аки мертв в пещер< живя / мертвыя своим повелением воздвизал еси / Марко прехвальне / мертви и наша мудрования плотская / и настави нас на течение добродетелей / моля о нас единого Человеколюбца.
Кондак, глас 8:
Врача изрядна и чудотворца / любовию вернии ублажим просяще его / да молитвами своими уврачует наша страсти душевныя и телесныя /имать бо на сие благодать от Бога и прогонит духи лукавыя от всех верно ко гробу его притекающих и зовущих / Радуйся, Марко, целителю немощей наших. Величание Ублажаем Тя, преподобие отче наш Марко, и чтим святую память Твою — наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

Молитва Преподобному Марку Печерскому

О угодниче Христов, преподобие Отче наш Марко, светильничепресветлый, святостию иноческого жития Твоего просиявший на земли Российстей! К Тебе, молитвеннику теплому и предстателю непостыдному, усердно притекаем, в нуждах и скорбех наших утешения и помощи просяще. Помози нам, рабом Божиим (имена), заступниче наш! Утверди нас в вере святей, сохрани Церковь Божию от пагубных ересей и расколов, научи нас всегда творити заповеди Божий иАминь. Рака с мощами преподобного Марка Киево-Печерского в Ближних пещерах вся предания церковная, от Отец нам заповеданная, буди нам благосердный Отец и теплый молитвенник, яко да прославим имя Живоначальныя Троицы, Отца и Сына, и Святого Духа, во веки. Киево-Печерской Лавры

О времени, когда подвизался блаженный Марк

О времени, когда подвизался блаженный Марк, лучше всего свидетельствует то событие, что при нем были перенесены из пещеры во святую великую церковь честные мощи преподобного отца нашего Феодосия. По принятии святого ангельского образа, блаженный Марк поселился в пещере и жил в ней, занимаясь тем, что выкапывал руками своими много помещений, не только для упражнения в молитве, но и для погребения усопших братий, причем вырытую землю выносил на своих плечах. Так трудился он непрестанно в сем богоугодном деле, ожидая великой награды на небесах, но не желая получать ее на земле; ибо когда кто-нибудь принуждал его взять какую-либо вещь за его труд, то он тотчас же отдавал полученное бедным.

Аскетические подвиги преподобного

Кроме того блаженный опоясался железным поясом, который и носил в течения всей своей жизни, день и ночь проводя в молитве. Вместе с непрестанной молитвой блаженный Марк соединял и строгий пост; так как и Сам Господь сочетал пост с молитвой; поэтому преподобный даже воду пил умеренно из медного креста, который внутри был пустым, измеряя ее этой праведной мерой. Таким образом он окончательно победил исконного врага рода человеческого «похотствующего на дух», умертвил плоть свою, и не только заключением, но и трудом и оковами, воздержанием от сна и голодом, не только безмолвием в тёмной пещере, но и копанием земли, и железным опоясанием, бдением и постом. Пребывая в ангельском образе, святой и на деле явил себя как бы бесплотным, так что не боялся смерти, а скорее смерть боялась его гласа, как трубы архангельской, ибо преподобный отец наш Марк получил от Господа такую силу чудотворения, что и мёртвые слушались его повеления, как это и было засвидетельствовано многочисленными чудесами.

Чудеса по молитвам преподобного

Однажды, когда он по обычаю рыл могилу, то изнемог после долгого труда и оставил ее тесной и недостаточно расширенной. Случилось же так, что один инок, болевший перед тем, умер и не было для погребения его другого места, кроме того, которое вырыл Марк. Мёртвого принесли в пещеру и с трудом могли уложить в тесную могилу. Тогда братия стали роптать на Марка, что из за тесноты могилы они не могли как должно положить покойного и возлить на него елей. Пещерник же со смирением кланялся им и говорил:

— Простите меня, отцы, по немощи моей не докончил я могилы.

Но они еще сильнее продолжали упрекать и укорять его. Тогда блаженный сказал мёртвому:

— Брат, так как место тесно, то сам подвинься и, принявши елей, возлей на себя.

Мертвый тотчас протянул руку и, немного приподнявшись, принял елей, возлил его крестообразно на лицо и грудь себе, и снова возвратил сосуд, а сам, на глазах у всех, возлег, оправил себя и почил.

При виде такого поразительного чуда, всех объял сильный страх и трепет.

Пещеры Киево-Печерской лавры

Иное чудо

Прп. Марк

В другой раз случилось, что один брат скончался после долгой болезни. Один из его друзей, обтёр его по обычаю губкою, а потом пошел в пещеру, желая видеть место, где будет положено тело его любимого друга и спросил об этом блаженного пещерника Марка.

Блаженный же ответил ему:

— Пойди, скажи брату, чтобы он подождал до утра следующего дня, пока я выкопаю для него могилу, и тогда он отойдет в покой вечной жизни.

— Отче, — ответил пещернику брат, — я уже обтёр губкою его мёртвое тело; кому же ты велишь мне сказать это?

— Ты видишь, что место еще не готово, — снова сказал ему Марк, — и я говорю тебе: пойди, скажи умершему: так говорит тебе грешный Марк: брат, побудь здесь еще этот день, пока я приготовлю для тебя могилу, и тогда возвещу тебе, и завтра ты отойдешь к желанному тобой Христу.

Брат повиновался и, придя в монастырь, застал всю братью совершающей обычное пения над умершим. Тогда он сказал умершему:

— Брат! Марк говорит, что могила еще не готова для тебя; подожди поэтому здесь до завтра.

Едва он произнес эти слова к удивлению всех, как мёртвый немедленно открыл глаза, и душа его вернулась в него. И пробыл он тот день и следующую ночь живым, не говоря ни с кем ни слова, но только взирая открытыми глазами. А утром тот же брат снова пошел в пещеру узнать, приготовлено ли место. Святой Марк сказал ему: » — Пойди, скажи ожившему: говорит тебе Марк: оставь эту временную жизнь и перейди в вечную; отдай дух твой Богу, тело же твое пусть будет положено здесь в пещере со святыми отцами. Ибо вот уже могила готова для тебя.

Брат, вернувшись, передал всё это ожившему; тот немедленно смежил свои очи, предал дух свой в руки Божии, и был с честью положен в пещере в приготовленной могиле. И все изумлялись сему преславному чуду, как мёртвый ожил по слову блаженного и снова умер по его же слову, и усердно прославили Бога.

Преподобные Марк, Иоанн и Феофил

Братия Иоанн и Феофил

В другой раз случилось следующее. Были в том же Печерском монастыре два брата Иоанн и Феофил, имевшие друг к другу самую сердечную любовь; от дней юности своей они были во всем единомысленны и с одинаковой ревностью служили Богу. Они упросили блаженного Марка вырыть общую могилу для погребения их, когда повелит им Господь умереть.

Посмертное чудо прп. Иоанна по молитвам прп. Марка

Спустя долгое время, старший брат Феофил отлучился куда-то по нуждам монастыря, а младший Иоанн, угодивши Богу, заболел, умер и был положен в пещере в приготовленном месте. Через несколько дней Феофил возвратился и, узнав о смерти брата, сильно скорбел. Взяв с собой некоторых из братий он пошел в пещеру, желая увидать на каком месте положен усопший. Увидав же, что он положен в их общей могиле на верхнем месте, Феофил пришел в негодование и стал сильно роптать на Марка, говоря:

— Зачем ты положил брата на моем месте, ибо я старше его!

Смиренный же пещерник кланялся ему и говорил:

— Прости меня, брат, я согрешил.

Затем, обратившись к умершему, сказал:

— Брат, встань и уступи это место твоему старшему брату, сам же ляг на нижнем.

И тотчас по слову блаженного мёртвый встал и лёг на нижнем месте. Все пришедшие с Феофилом видели это чудо и пришли в сильный страх и ужас.

Послушание преподобного

Раскаяние Феофила

Брат же, роптавший на блаженного Марка, упал к ногам его, прося прощения: » -«Согрешил я, отче, заставив брата сдвинуться с места, — говорил он, — молю тебя: повели ему снова лечь на прежнем месте.

Но блаженный ответил ему:

— Сам Господь устроил так, что тело сего умершего показало, какую любовь он и по смерти сохранил к тебе, подчиняясь твоему старшинству и удаляясь из верхней части приготовленной для вас обоих общей могилы. Господь устроил так, чтобы прекратить вражду, возникшую между нами из-за твоего ропота, и чтобы ты не имел злобы и вражды ко мне. Воскрешать же мёртвых — дело Божие; а я человек грешный, и поэтому не могу сказать сему умершему: восстань и ляг снова на верхнем месте. Повели ему ты: не послушает ли он тебя? Знай также и то, что надлежало тебе уже больше не выйти из пещеры, чтобы немедленно наследовать свое старшинство и сейчас же быть положенным здесь. Но так как ты еще не готов для исхода, то пойди, позаботься о спасении твоей души и, спустя несколько дней, будешь принесен сюда.

Покаянный плач

Услышав это, Феофил стал сильно скорбеть, полагая, что тут же упадет и умрёт и даже не надеялся дойти до монастыря. С трудом придя в себя, он вернулся в свою келлию и предался неутешному плачу. Он роздал все свои вещи, оставив себе только рубашку и мантию. Каждый день ожидал он смертного часа, и никто не мог удержать его от горького плача; хотевшие же утешить повергали его в еще большие рыдания. И никогда не могли принудит его отведать вкусной пищи: слёзы его день и ночь служили ему хлебом (Пс.41:4). Когда наступал день, он омывал лицо свое слезами и говорил:

— Не знаю, доживу ли до вечера.

Когда же наступала ночь, он снова омрачал слезами свет очей своих, говоря:

— Кто знает, доживу ли до утра! Многие, восставши утром от сна, не достигли вечера или другого сна, кроме смерти; и многие, уснувши, не вставали со своего ложа. Как же могу надеяться остаться в живых я, получивший извещение, что мне скоро предстоит скончаться?

И непрестанно плача и постясь, он молился, да подаст ему Господь, по неизмеримой щедрости Своей, время покаяния. Поступая так в течения многих лет, он в такой степени изнурил свою плоть, что можно было сосчитать его кости, и от многих слёз лишился зрения.

Пророчество преподобного

Преподобный Марк

Преподобный же отец наш Марк, провидев час отшествия своего ко Господу, призвал Феофила и сказал ему:

— Прости мне, брат, что я причинил тебе такую тяжкую печаль и моли Бога о мне, ибо вот я уже ухожу из сего мира. Если же буду иметь дерзновение, не забуду молить о тебе Господа, чтобы Он сподобил нас обоих узреть Его пресвятое Лицо, увидеть там друг друга и пребывать вместе с преподобными отцами нашими, Антонием и Феодосием Печерскими.

Фееофил же со слезами ответил ему:

— Зачем ты покидаешь меня, отче? Или возьми меня с собою, или подай мне здесь прозрение. Знаю, что по грехам моим я пал бы мёртвым в пещере перед тобою, когда ты воскресил умершего брата моего; но, ради святых молитв твоих, Господь пощадил меня, ожидая моего покаяния. И ныне ты можешь даровать мне то, о чем молю тебя: чтобы мне или отойти с тобою ко Господу, или прозреть.

— Не скорби, брат, — ответил ему преподобный Марк, — что ты ослеп телесными очами Господа ради, ибо духовными очами ты прозрел и имеешь истинный разум, и я считаю за благо быть виновником твоего ослепления: я предрек тебе смерть, желая полезного для души твоей, и желая привести в смирения твое плотское высокоумие, ибо «сердца сокрушенного и смиренного» (а не хвалящегося старшинством) «Ты не презришь, Боже» (Пс. 50:19). Поэтому нет тебе нужды видеть сей кратковременный свет, но проси у Господа, чтобы узреть тебе славу Его в присносущном свете. И не желай смерти: она наступит, хотя бы и против твоего желания. Но да будет тебе сие знамением твоего отшествия: за три дня до твоей кончины исцелится твоя слепота, и ты зрячим отойдешь ко Господу и узришь там нескончаемый свет и неизреченную славу.

Кончина прп. Марка

Оставив такое пророчество о кончине Феофила, преподобный отец наш Марк и сам окончил о Господе свою временную жизнь на земле и перешел в жизнь вечную на небесах, с Самим Первоначальником воскресения Иисусом и со всеми святыми пророками, как повелевавший мёртвыми и пророчествовавший.

Чудотворные мощи его положены в пещере, где он сам ископал себе могилу, и подают неоскудевающие исцеления всем с верою притекающим к его честной раке; тут же лежат и железные вериги, которые носил на себе преподобный и медный крест, из которого он пил воду, и который он столь освятил своими устами, что сообщил ему чудотворную силу. Ибо кто только с верою и постясь приходит и пьёт святую воду из этого честного креста,- все получают чудесное исцеление, вернее, чем от каких-либо врачебных вод.

Крест прп. Марка

Блаженный же Феофил удвоил свои рыдания, горько плача и о разлуке с отцом и наставником своим, преподобным Марком, и о своей кончине, которую ожидал каждый день. Вспоминая пророчество пещерника, он проливал источники слёз, но они у него от этого только умножались. Был у блаженного Феофила такой обычай, что, когда он упражнялся в молитве, и у него текли обильные слёзы, то он подставлял сосуд, над которым и плакал, и за много лет он наполнил его слезами до верху. Вскоре снова вернулось к нему зрение, согласно обещанию преподобного Марка. Тогда Феофил уразумел, что близка его кончина. Посему он начал усердно молиться Богу, чтобы угодны были Ему его слёзы и, воздевая руки к небу, говорил так:

— Владыка человеколюбец, Господи Иисусе Христе, Боже мой! не хотящий смерти грешников, но ожидающий обращения их, ведающий немощи наши, Царь пресвятой, Утешитель благой, здравие болящих, спасение грешных, укрепление изнемогающих, восстание падающих, молюся Тебе в час сей! Удиви на мне недостойном милость Твою, приими излияние горьких слёз моих! Излей на меня неисчерпаемую пучину благоутробия Твоего, и соделай так, чтобы не подвергнуться мне искушению в воздушных мытарствах и не подпасть под власть князя тьмы, ради молитв великих угодников Твоих, преподобных отцов наших, Антония и Феодосия Печерских и всех святых от века Тебе благоугодивших.

Явление Ангела

Явление Ангела

Когда произнес блаженный Феофил сию молитву, Ангел Господень предстал ему во образе прекрасного юноши и сказал:

— Хорошо молишься ты, Феофил, но зачем превозносишься количеством собранных тобою слёз?

И Ангел показал ему свой сосуд, гораздо больший сосуда Феофила. исполненный благоухания, как бы от многоценного мира.

— Вот слёзы твои, — сказал при этом Ангел, — которые ты излил от сердца в молитвах к Богу и отёр рукой или полотенцем или одеждой, или же которые упали из глаз твоих на землю. Я собрал их все в этот сосуд и сохранил по повелению Владыки и Творца моего. И ныне я послан возвестить тебе радость, дабы ты с веселием отошел к Сказавшему: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5:4).

Произнесши это и оставивши на месте сосуд, Ангел стал невидим. Блаженный же Феофил, призвав игумена, рассказал ему о явлении Ангела и о словах Его, а также показал и оба сосуда, наполненные слезами: один свой, а другой ангельский, издававший благоухание лучшее всех ароматов, и просил по преставлении своем излить их на его тело. На третий день по прозрении, он отошел ко Господу для созерцания Пресвятой Троицы. Честное тело его положили в пещере, рядом с любимым им братом, блаженным Иоанном, близ преподобного Марка. И помазали его из сосуда ангельского, отчего вся пещера наполнилась благоуханием. Потом возлили на него и другой сосуд слёзный, дабы сеявший на земле со слезами, пожал на небе с радостью. Эту радость он и получил ходатайством преподобного наставника своего Марка пещерника и чудотворца, благодатью же Бога всякие утехи, Которому, в Троице восхваляемому, подобает всякая слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Мощи прп. Марка в Ближних Пещерах

Тропарь преподобного Марка гробокопателя, Печерского, в Ближних пещерах, глас 1

Умертвив плотския похоти многим воздержанием/ и копанием гробов святым,/ присно, аки мертв, в пещере живя,/ мертвыя повелением своим воздвизал еси,/ Марко прехвальне,/ мертви и наша мудрования плотская/ и настави нас на течение добродетелей,/ моля о нас Единаго Человеколюбца.

Кондак преподобного Марка гробокопателя, Печерского, в Ближних пещерах, глас 8

Врача изрядна и чудотворца любовию, вернии, ублажим, просяще его:/ да молитвами своими уврачует наша страсти, душевныя и телесныя,/ имать бо на сие благодать от Бога,/ и прогонит духи лукавыя от всех, верно ко гробу его притекающих и зовущих:/ радуйся, Марко, целителю немощей наших.

Посмертная слава преподобных Марка, Феофила и Иоанна

Наместник Лавры Митрополит Павел (Лебедь) надевает шапку прп. Марка

В Киево-Печерской лавре регулярно проводят особые молебны с надеванием на молящихся шапки преподобного Марка Гробокопателя.
Много веков назад подвижник Киево-Печерского монастыря искапывал для почившей братии могилы в пещерах, чем и заслужил прозвище.

А когда отошел ко Господу сам, то оказалось, что его мощи стали чудотворными. Мощи святого почивают в Ближних пещерах, а шапка, которую носил преподобный, используется во время молебнов о здравии. Многие верующие свидетелствуют, что шапка исцеляет их от головной боли или заболеваний нервной системы. А незамужние девушки верят, что если сходить на семь служб подряд, то встретишь своего суженого. Так это или нет, нам не ведомо, но думается, что Господь- сердцеведец во благовремение посылает каждому то, что полезно для спасения его души.

Принято считать, что после смерти человек уже недосягаем для кредиторов и интересует лишь похоронные организации. Но могильщики - далеко не единственные люди, которые извлекают выгоду из физического, так сказать, присутствия останков покойного на грешной земле. Даже не касаясь клана мелких кладбищенских воров, крадущих венки и детали памятников, необходимо признать, что сегодня в России процветает социальная прослойка граждан, построивших свой бизнес исключительно на мертвых. Это - гробокопатели, грабители могил.



Правда, в наше время разорение свежих могил непопулярно. Тому есть две причины. Во-первых, от беспросветной нищеты основной массы кладбищенского «населения», руки опустятся у самого упорного гробокопателя. Разграблению изредка подвергаются могилы высокопоставленных военных - ради мундиров, цыганских баронов и новых русских. Хотя, вполне возможно, осквернение богатых захоронений происходят чаще, чем известно правоохранительным органам - это в тех случаях, когда воры работают ювелирно, следов не оставляют и имеют непосредственное отношение к персоналу кладбища.

Другая причина: никакого дополнительного навара со свежего трупа, кроме нескольких, не имеющих исторической ценности безделушек, сегодня поиметь не удастся. То ли дело было в античные времена или средние века - тогда в «утилизацию» шло тело покойного. На протяжении тысяч лет жуткая добыча гробокопателей пользовалась бешенным спросом у аптекарей - фабрикантов целительного средства «мумие». Как ясно из названия лекарства, перерабатывались первым делом египетские мумии: их мололи в пыль. Но также мумие изготовлялось из свежих трупов: покойников просто кипятили в специальных чанах с трубочками для отвода жирного, маслянистого навара - из него-то и приготовлялось чудо-лекарство. Прибыль от торговли мумие в те годы можно сравнить лишь с прибылями нынешних наркодельцов. Так что, разорители могил были загружены работой по горло. Позже, с развитием научной медицины, свежевыкопанные тела, несмотря на суровые церковные кары, пользовались стабильным спросом среди студентов университетов. А мумие, однако, и по сей день свободно продается и остается надеяться, что его изготовители не прибегают к традиционным рецептам.

Последние годы было совершено лишь несколько громких похищений мертвых из мест вечного упокоения. В частности, в марте 1978 года из могилы исчез гроб с телом великого комика Чарли Чаплина. Преступники потребовали у его вдовы выкуп - 600 000 швейцарских франков. Полиция сумела вычислить и повязать бандитов: ими оказались двое безработных эмигрантов-славян. Буквально за несколько дней до этого случая, в Италии, по похожей схеме гробокопатели пытались нажиться на теле итальянского миллионера Сальваторе Матрессы.

Русские зарабатывают на мертвецах менее экстравагантным, но более эффективным способом. Реальные деньги сегодня приносят две специализации гробокопателей: «черная» археология и «черное пионерство» - поиск останков солдат Второй мировой войны. «Черное пионерство» считается не слишком аристократичным занятием в среде рыцарей лопаты. Тем не менее, экспедиции по местам боев весьма выгодны. Калининградские старожилы вспоминают, что однажды, в советские времена, на Куршской косе, близ города, местные мужики нашли целый ящик немецких наград. Все окрестные собаки после этого ходили увешанные крестами, как елки игрушками. Теперь такое расточительство может присниться калининградцу лишь в страшном сне.

Нацистская атрибутика имеет неизменно высокий спрос среди московских коллекционеров. Причем, в качестве товара может выступать все - от «эсесовской» кокарды, до сапог и сгнившего нижнего белья. Оружие - отдельная статья. Особую ценность имеют вещи сделанные в концлагерях из человеческой кожи, в частности, офицерские кисеты и абажуры ламп. Очень хороший доход приносит сбор жетонов павших бойцов вермахта - их скупают немцы. Советские значки и награды ценятся значительно меньше, а солдатские медальоны гробокопатели зачастую сами безвозмездно передают в официальные поисковые организации.

Особой удачей среди «черных пионеров» считается находка даже не останков убитого немецкого солдата, а его богатых потомков в Германии. В таком случае стоимость жетона и личных вещей покойного зависит только от толщины кошелька бюргеров. Очень интересная тенденция наметилась после того, как Запад охватила мода на технику времен войны. Воровать стали… могилы. Ведь именно могилой, по Божеским и человеческим законам, признается затонувший с экипажем в реке или болоте танк, автомобиль, самолет. Боевые машины, много лет прослужившие саркофагами, разбираются на части и вывозятся из России в Европу. Как стало известно, сейчас зарубежных коллекционеров сильно интересует бомбардировщик люфтваффе Хенкель-111, упавший с экипажем в 1942 году в Волгу у саратовского железнодорожного моста. По всем данным, эта машина должна хорошо сохраниться и затраты на ее подъем со дна окупятся многократно.

Ошибается тот, кто думает, будто «черные пионеры» появились недавно, как подручные-снабженцы криминальных группировок и теневых антикваров. В Севастополе, например, имеются своеобразные династии, где от отца к сыну передаются накопленные знания и опыт. Мародерство расцвело в Севастополе махровым цветом в послевоенные годы: в окрестностях города лежали не погребенными тысячи русских и немецких солдат. Грабителей в то время привлекали, прежде всего, золотые зубы, коронки и кольца. В семидесятые годы прошлого века группа молодых отморозков раскопала на окраине Симферополя ров, где были похоронены расстрелянные немцами евреи. Вырванные из черепов зубы и коронки грабители за полцены сбывали ювелирам.

Зубы, кстати, очень перспективное направление в гробокопательстве. Стоматологи издавна использовали зубы мертвецов для протезирования. Волна моды на «покойницкий оскал» прокатилась по Европе после наполеоновских войн. Толпы местных крестьян и залетных мародеров с щипцами рыскали по полям сражений, набивая мешочки вырванными у трупов резцами, клыками и коренными зубами. Они назывались - «зубы Ватерлоо». Ныне это течение в стоматологии вновь потихоньку набирает обороты, с одной поправкой: ценятся зубы из черепов 1,5-2-х тысячелетней давности. Хорошая экология и бесхитростное питание позволили скифским зубам на протяжении веков оставаться крепкими как сталь и белыми, словно жемчуг.

Раскопками скифских, сарматских, аланских и монгольских курганов на территории Украины, России и Сибири занимаются гробокопатели высокого полета - «черные археологи» или, как их еще называют, «антики». Специалисты отмечают, что ни разу, за всю историю человечества, древние курганы не знали такой разрушительной вакханалии грабежа, какая началась с 90-х годов прошлого века. На всех престижных мировых аукционах археологические ценности из степных курганов и крымских некрополей пользуются огромным спросом. Продаются серебряные и золотые пряжки, погребальные маски, чернолаковая и краснолаковая посуда античной эпохи, византийские монеты, бокалы, подвески, бронзовые и золотые украшения. В Крыму известно более трех тысяч курганов, склепов, усыпальниц и городищ. Они все, без исключения, тщательно просеяны ворами, и неоднократно.

Жители одного из крымских сел недавно стали свидетелями бурной разборки между конкурирующими бригадами гробокопателей. Недалеко от дороги, прямо в поле кто-то нашел неповрежденный могильник. Радостная весть моментально долетела до ушей мародеров и через пару дней у села высадились несколько интернациональных бригад «археологов». Спор за курган едва не вылился в перестрелку но консенсус все же был найден: захоронение разграбили «на паях», быстро и сноровисто. Сливки, снятые только с одного захоронения могут до конца жизни обеспечить десяток «джентльменов удачи».

Кары, предусмотренные законодательством России и республик СНГ в отношении разорителей могил, настолько смехотворны, что не отпугивают от этого ремесла даже ленивых. Но и в странах с более жесткими законами бизнес на мертвых процветает. В настоящий момент в Китае, в провинции Шанси, полицейские ведут настоящую войну с мародерами за обладание сокровищами Сианя - города «тринадцати династий» императоров. Смертная казнь за разорение гробниц не отпугивает гробокопателей и приводит лишь к тому, что бандиты вооружаются и без обиняков вступают в бой с полицией.

Недавно, как известно, израильские археологи объявили об обнаружении у Мертвого моря древнего кладбища ессеев. Захоронения были обнаружены с помощью радара способного «видеть» сквозь землю. Раскопки начались после некоторой организационной задержки и она оказалась для археологов роковой. Грабители могил мгновенно пронюхали о находке, перерыли кладбище, а это 1178 могил, и унесли самый ценный погребальный антиквариат.

Управа на гробокопателей все-таки есть, но не уголовное законодательство, а страх перед мистической силой мертвых. Общеизвестен факт загадочной и скоропостижной смерти всех ведущих специалистов, принимавших участие в раскопках погребальной камеры Тутанхамона. Заклятье, наложенное египетскими жрецами на усыпальницу юного царя гласило: «Смерть прилетит на быстрых крылах к любому, кто дерзнет коснуться гробницы фараона». Первой жертвой мести фараона пал сам организатор экспедиции лорд Карнарвон. Не углубляясь в историю, можно отметить не менее загадочную смерть 45-летнего светила ростовской археологии Евгения Беспалого. Ученый лично исследовал около полутора тысяч сарматских и хазарских курганов, им найдена большая часть хранящегося в музеях страны сарматского золота. Умер Евгений Беспалов в 2000 году, заразившись во время раскопок редкой болезнью - лептоспирозом. Перед смертью, в бреду, он не прекращал беседовать с явившимися к нему духами сарматских воинов.

Профессионалы от «черной» археологии еще более суеверны, чем ученые. Ими давно замечено, что, стоит приступить к раскопкам очередного кургана, как на небе собираются грозовые тучи. Известен факт, когда четверо севастопольских грабителей проникли в античный склеп и увидели там скелет женщины с отрубленными кистями рук. Меж ребер покойницы торчали сгнившие остатки деревянного кола. Опомнившись от первого потрясения, напуганные мужики вытащили скелет ведьмы наружу и сожгли на костре. В свою очередь, в Олонежье из уст в уста передается предание о бабе Матрене, задушившей грабителя Онфима, когда он пытался похитить из ее могилы драгоценный камень-амулет. В Южной Америке, среди индейских племен считается бесспорным, что мумии древних вождей оживают в случае опасности и безжалостно расправляются с нарушителями гробового покоя.

К началу третьего тысячелетия в мире остались только две бесспорно существующих, но до сих пор не открытых богатейших захоронения: могила Чингисхана и могила вождя готов Алариха. Первый заранее позаботился о своем теле, приказав верным нукерам перебить после похорон всех участников похоронной процессии. Алларих же был погребен на дне реки, которую специально перед этим запрудили. Рабочих, строивших для вождя склеп, готы так же умертвили, сразу как река вошла в свое русло. Долго ли местонахождение могил великих завоевателей будет оставаться тайной, ввиду охватившей мир кладоискательской лихорадки, неизвестно...

Детальное описание из нескольких источников: «молитва святому марку гробокопателю» - в нашем некоммерческом еженедельном религиозном журнале.

О времени, когда подвизался блаженный Марк, лучше всего свидетельствует то событие, что при нем были перенесены из пещеры во святую великую церковь честные мощи преподобного отца нашего Феодосия. По принятии святого ангельского образа, блаженный Марк поселился в пещере и жил в ней, занимаясь тем, что выкапывал руками своими много помещений, не только для упражнения в молитве, но и для погребения усопших братий, причем вырытую землю выносил на своих плечах. Так трудился он непрестанно в сем богоугодном деле, ожидая великой награды на небесах, но не желая получать ее на земле; ибо когда кто-нибудь принуждал его взять какую-либо вещь за его труд, то он тотчас же отдавал полученное бедным. Кроме того блаженный опоясался железным поясом, который и носил в течения всей своей жизни, день и ночь проводя в молитве. Вместе с непрестанной молитвой блаженный Марк соединял и строгий пост; так как и Сам Господь сочетал пост с молитвой; поэтому преподобный даже воду пил умеренно из медного креста, который внутри был пустым, измеряя ее этой праведной мерой. Таким образом он окончательно победил исконного врага рода человеческого «похотствующего на дух», умертвил плоть свою, и не только заключением, но и трудом и оковами, воздержанием от сна и голодом, не только безмолвием в тёмной пещере, но и копанием земли, и железным опоясанием, бдением и постом. Пребывая в ангельском образе, святой и на деле явил себя как бы бесплотным, так что не боялся смерти, а скорее смерть боялась его гласа, как трубы архангельской, ибо преподобный отец наш Марк получил от Господа такую силу чудотворения, что и мёртвые слушались его повеления, как это и было засвидетельствовано многочисленными чудесами. Однажды, когда он по обычаю рыл могилу, то изнемог после долгого труда и оставил ее тесной и недостаточно расширенной. Случилось же так, что один инок, болевший перед тем, умер и не было для погребения его другого места, кроме того, которое вырыл Марк. Мёртвого принесли в пещеру и с трудом могли уложить в тесную могилу. Тогда братия стали роптать на Марка, что из-за тесноты могилы они не могли как должно положить покойного и возлить на него елей. Пещерник же со смирением кланялся им и говорил:

Простите меня, отцы, по немощи моей не докончил я могилы.

Но они еще сильнее продолжали упрекать и укорять его. Тогда блаженный сказал мёртвому:

Брат, так как место тесно, то сам подвинься и, принявши елей, возлей на себя.

Мертвый тотчас протянул руку и, немного приподнявшись, принял елей, возлил его крестообразно на лицо и грудь себе, и снова возвратил сосуд, а сам, на глазах у всех, возлег, оправил себя и почил.

При виде такого поразительного чуда, всех объял сильный страх и трепет.

В другой раз случилось, что один брат скончался после долгой болезни. Один из его друзей, обтёр его по обычаю губкою, а потом пошел в пещеру, желая видеть место, где будет положено тело его любимого друга и спросил об этом блаженного пещерника Марка.

Блаженный же ответил ему:

Пойди, скажи брату, чтобы он подождал до утра следующего дня, пока я выкопаю для него могилу, и тогда он отойдет в покой вечной жизни.

Отче, - ответил пещернику брат, - я уже обтёр губкою его мёртвое тело; кому же ты велишь мне сказать это?

Ты видишь, что место еще не готово, - снова сказал ему Марк, - и я говорю тебе: пойди, скажи умершему: так говорит тебе грешный Марк: брат, побудь здесь еще этот день, пока я приготовлю для тебя могилу, и тогда возвещу тебе, и завтра ты отойдешь к желанному тобой Христу.

Брат повиновался и, придя в монастырь, застал всю братию совершающей обычное пение над умершим. Тогда он сказал умершему:

Брат! Марк говорит, что могила еще не готова для тебя; подожди поэтому здесь до завтра.

Едва он произнес эти слова к удивлению всех, как мёртвый немедленно открыл глаза, и душа его вернулась в него. И пробыл он тот день и следующую ночь живым, не говоря ни с кем ни слова, но только взирая открытыми глазами. А утром тот же брат снова пошел в пещеру узнать, приготовлено ли место. Святой Марк сказал ему: - Пойди, скажи ожившему: говорит тебе Марк: оставь эту временную жизнь и перейди в вечную; отдай дух твой Богу, тело же твое пусть будет положено здесь в пещере со святыми отцами. Ибо вот уже могила готова для тебя.

Брат, вернувшись, передал всё это ожившему; тот немедленно смежил свои очи, предал дух свой в руки Божии, и был с честью положен в пещере в приготовленной могиле. И все изумлялись сему преславному чуду, как мёртвый ожил по слову блаженного и снова умер по его же слову, и усердно прославили Бога.

В другой раз случилось следующее. Были в том же Печерском монастыре два брата Иоанн и Феофил, имевшие друг к другу самую сердечную любовь; от дней юности своей они были во всем единомысленны и с одинаковой ревностью служили Богу. Они упросили блаженного Марка вырыть общую могилу для погребения их, когда повелит им Господь умереть. Спустя долгое время, старший брат Феофил отлучился куда-то по нуждам монастыря, а младший Иоанн, угодивши Богу, заболел, умер и был положен в пещере в приготовленном месте. Через несколько дней Феофил возвратился и, узнав о смерти брата, сильно скорбел. Взяв с собой некоторых из братий он пошел в пещеру, желая увидать на каком месте положен усопший. Увидав же, что он положен в их общей могиле на верхнем месте, Феофил пришел в негодование и стал сильно роптать на Марка, говоря:

Зачем ты положил брата на моем месте, ибо я старше его!

Смиренный же пещерник кланялся ему и говорил:

Прости меня, брат, я согрешил.

Затем, обратившись к умершему, сказал:

Брат, встань и уступи это место твоему старшему брату, сам же ляг на нижнем.

И тотчас по слову блаженного мёртвый встал и лёг на нижнем месте. Все пришедшие с Феофилом видели это чудо и пришли в сильный страх и ужас. Брат же, роптавший на блаженного Марка, упал к ногам его, прося прощения: - Согрешил я, отче, заставив брата сдвинуться с места, - говорил он, - молю тебя: повели ему снова лечь на прежнем месте.

Но блаженный ответил ему:

Сам Господь устроил так, что тело сего умершего показало, какую любовь он и по смерти сохранил к тебе, подчиняясь твоему старшинству и удаляясь из верхней части приготовленной для вас обоих общей могилы. Господь устроил так, чтобы прекратить вражду, возникшую между нами из-за твоего ропота, и чтобы ты не имел злобы и вражды ко мне. Воскрешать же мёртвых - дело Божие; а я человек грешный, и поэтому не могу сказать сему умершему: восстань и ляг снова на верхнем месте. Повели ему ты: не послушает ли он тебя? Знай также и то, что надлежало тебе уже больше не выйти из пещеры, чтобы немедленно наследовать свое старшинство и сейчас же быть положенным здесь. Но так как ты еще не готов для исхода, то пойди, позаботься о спасении твоей души и, спустя несколько дней, будешь принесен сюда.

Услышав это, Феофил стал сильно скорбеть, полагая, что тут же упадет и умрёт и даже не надеялся дойти до монастыря. С трудом придя в себя, он вернулся в свою келлию и предался неутешному плачу. Он роздал все свои вещи, оставив себе только рубашку и мантию. Каждый день ожидал он смертного часа, и никто не мог удержать его от горького плача; хотевшие же утешить повергали его в еще большие рыдания. И никогда не могли принудить его отведать вкусной пищи: слёзы его день и ночь служили ему хлебом (Пс.41:4). Когда наступал день, он омывал лицо свое слезами и говорил:

Не знаю, доживу ли до вечера.

Когда же наступала ночь, он снова омрачал слезами свет очей своих, говоря:

Кто знает, доживу ли до утра! Многие, восставши утром от сна, не достигли вечера или другого сна, кроме смерти; и многие, уснувши, не вставали со своего ложа. Как же могу надеяться остаться в живых я, получивший извещение, что мне скоро предстоит скончаться?

И непрестанно плача и постясь, он молился, да подаст ему Господь, по неизмеримой щедрости Своей, время покаяния. Поступая так в течения многих лет, он в такой степени изнурил свою плоть, что можно было сосчитать его кости, и от многих слёз лишился зрения.

Преподобный же отец наш Марк, провидев час отшествия своего ко Господу, призвал Феофила и сказал ему:

Прости мне, брат, что я причинил тебе такую тяжкую печаль и моли Бога о мне, ибо вот я уже ухожу из сего мира. Если же буду иметь дерзновение, не забуду молить о тебе Господа, чтобы Он сподобил нас обоих узреть Его пресвятое Лицо, увидеть там друг друга и пребывать вместе с преподобными отцами нашими, Антонием и Феодосием Печерскими.

Феофил же со слезами ответил ему:

Зачем ты покидаешь меня, отче? Или возьми меня с собою, или подай мне здесь прозрение. Знаю, что по грехам моим я пал бы мёртвым в пещере перед тобою, когда ты воскресил умершего брата моего; но, ради святых молитв твоих, Господь пощадил меня, ожидая моего покаяния. И ныне ты можешь даровать мне то, о чем молю тебя: чтобы мне или отойти с тобою ко Господу, или прозреть.

Не скорби, брат, - ответил ему преподобный Марк, - что ты ослеп телесными очами Господа ради, ибо духовными очами ты прозрел и имеешь истинный разум, и я считаю за благо быть виновником твоего ослепления: я предрек тебе смерть, желая полезного для души твоей, и желая привести в смирения твое плотское высокоумие, ибо «сердца сокрушенного и смиренного» (а не хвалящегося старшинством) «Ты не презришь, Боже» (Пс. 50:19). Поэтому нет тебе нужды видеть сей кратковременный свет, но проси у Господа, чтобы узреть тебе славу Его в присносущном свете. И не желай смерти: она наступит, хотя бы и против твоего желания. Но да будет тебе сие знамением твоего отшествия: за три дня до твоей кончины исцелится твоя слепота, и ты зрячим отойдешь ко Господу и узришь там нескончаемый свет и неизреченную славу.

Оставив такое пророчество о кончине Феофила, преподобный отец наш Марк и сам окончил о Господе свою временную жизнь на земле и перешел в жизнь вечную на небесах, с Самим Первоначальником воскресения Иисусом и со всеми святыми пророками, как повелевавший мёртвыми и пророчествовавший. Чудотворные мощи его положены в пещере, где он сам ископал себе могилу, и подают неоскудевающие исцеления всем с верою притекающим к его честной раке; тут же лежат и железные вериги, которые носил на себе преподобный, и медный крест, из которого он пил воду, и который он столь освятил своими устами, что сообщил ему чудотворную силу. Ибо кто только с верою и постясь приходит и пьёт святую воду из этого честного креста, - все получают чудесное исцеление, вернее, чем от каких-либо врачебных вод.

Блаженный же Феофил удвоил свои рыдания, горько плача и о разлуке с отцом и наставником своим, преподобным Марком, и о своей кончине, которую ожидал каждый день. Вспоминая пророчество пещерника, он проливал источники слёз, но они у него от этого только умножались. Был у блаженного Феофила такой обычай, что, когда он упражнялся в молитве, и у него текли обильные слёзы, то он подставлял сосуд, над которым и плакал, и за много лет он наполнил его слезами до верху. Вскоре снова вернулось к нему зрение, согласно обещанию преподобного Марка. Тогда Феофил уразумел, что близка его кончина. Посему он начал усердно молиться Богу, чтобы угодны были Ему его слёзы и, воздевая руки к небу, говорил так:

Владыка человеколюбец, Господи Иисусе Христе, Боже мой! не хотящий смерти грешников, но ожидающий обращения их, ведающий немощи наши, Царь пресвятой, Утешитель благой, здравие болящих, спасение грешных, укрепление изнемогающих, восстание падающих, молюся Тебе в час сей! Удиви на мне недостойном милость Твою, приими излияние горьких слёз моих! Излей на меня неисчерпаемую пучину благоутробия Твоего, и соделай так, чтобы не подвергнуться мне искушению в воздушных мытарствах и не подпасть под власть князя тьмы, ради молитв великих угодников Твоих, преподобных отцов наших, Антония и Феодосия Печерских и всех святых от века Тебе благоугодивших.

Когда произнес блаженный Феофил сию молитву, Ангел Господень предстал ему во образе прекрасного юноши и сказал:

Хорошо молишься ты, Феофил, но зачем превозносишься количеством собранных тобою слёз?

И Ангел показал ему свой сосуд, гораздо больший сосуда Феофила, исполненный благоухания, как бы от многоценного мира.

Вот слёзы твои, - сказал при этом Ангел, - которые ты излил от сердца в молитвах к Богу и отёр рукой или полотенцем или одеждой, или же которые упали из глаз твоих на землю. Я собрал их все в этот сосуд и сохранил по повелению Владыки и Творца моего. И ныне я послан возвестить тебе радость, дабы ты с веселием отошел к Сказавшему:«Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5:4).

Произнесши это и оставивши на месте сосуд, Ангел стал невидим. Блаженный же Феофил, призвав игумена, рассказал ему о явлении Ангела и о словах Его, а также показал и оба сосуда, наполненные слезами: один свой, а другой ангельский, издававший благоухание лучшее всех ароматов, и просил по преставлении своем излить их на его тело. На третий день по прозрении, он отошел ко Господу для созерцания Пресвятой Троицы. Честное тело его положили в пещере, рядом с любимым им братом, блаженным Иоанном, близ преподобного Марка. И помазали его из сосуда ангельского, отчего вся пещера наполнилась благоуханием. Потом возлили на него и другой сосуд слёзный, дабы сеявший на земле со слезами, пожал на небе с радостью. Эту радость он и получил ходатайством преподобного наставника своего Марка пещерника и чудотворца, благодатью же Бога всякие утехи, Которому, в Троице восхваляемому, подобает всякая слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Марка гробокопателя, Печерского, в Ближних пещерах

Умертвив плотския похоти многим воздержанием/ и копанием гробов святым,/ присно, аки мертв, в пещере живя,/ мертвыя повелением своим воздвизал еси,/ Марко прехвальне,/ мертви и наша мудрования плотская/ и настави нас на течение добродетелей,/ моля о нас Единаго Человеколюбца.

Кондак преподобного Марка гробокопателя, Печерского, в Ближних пещерах

Врача изрядна и чудотворца любовию, вернии, ублажим, просяще его:/ да молитвами своими уврачует наша страсти, душевныя и телесныя,/ имать бо на сие благодать от Бога,/ и прогонит духи лукавыя от всех, верно ко гробу его притекающих и зовущих:/ радуйся, Марко, целителю немощей наших.

Комментарии 4

Прекрасное и поучительное ЖИТИЕ! А уж молитва:

«Владыко Человеколюбче, Господи Иисусе Христе, Царю мой Пресвятый! Ты - не хотящий смерти грешников, но ожидающий их обращения, знающий глубокую немощь нашу, Утешителю Благий! Ты - здравие больным, грешником спасение, изнемогающим укрепитель, падающим восстание! Молю Тебя, Господи, в час сей: покажи и на мне, недостойном, милость Свою и излей на меня неисчерпаемую пучину Твоего благоутробия, избавь меня от искушений на мытарствах воздушными князьями и не дай им овладеть мною, молитвами угодников Твоих великих отцов наших Антония и Феодосия и всех святых, от века Тебе угодивших».

Нужна всякому из нас. Храни Господь на многие лета.

Православный Церковный календарь

Календарь на год

О календаре

Богослужения

Библейские чтения

Календарь

Дни особого поминовения усопших 2017

Дни поминовения новопреставленных

Подписка

Преподобный Марк Печерский, Гробокопатель

Дни памяти:

Краткие жития преподобных Марка гробокопателя, Феофила и Иоанна Печерских, в Ближних пещерах

Спу­стя мно­го лет стар­ший брат был по­слан по мо­на­стыр­ским де­лам. В то вре­мя брат Иоанн за­бо­лел и умер. Через несколь­ко дней воз­вра­тил­ся пре­по­доб­ный Фе­о­фил и по­шел вме­сте с бра­ти­ей по­смот­реть, где по­ло­жен умер­ший. Уви­дев, что он ле­жит в об­щем их гро­бе на пер­вом ме­сте, воз­не­го­до­вал на бла­жен­но­го Мар­ка и ска­зал: «За­чем по­ло­жил его здесь на мо­ем ме­сте? Я стар­ше его». Пе­щер­ник, со сми­ре­ни­ем кла­ня­ясь пре­по­доб­но­му Фе­о­фи­лу, про­сил про­стить его. За­тем, об­ра­тись к усоп­ше­му, ска­зал: «Брат, встань и дай это ме­сто стар­ше­му, а ты ляг на дру­гом ме­сте». И мерт­вый по­дви­нул­ся во гро­бе. Уви­дев это, пре­по­доб­ный Фе­о­фил пал к но­гам пре­по­доб­но­го Мар­ка и про­сил про­ще­ния. Пе­щер­ник за­ме­тил ему, чтобы он за­бо­тил­ся о сво­ем спа­се­нии, так как через неко­то­рое вре­мя его так­же при­не­сут сю­да. Услы­шав это, пре­по­доб­ный Фе­о­фил при­шел в ужас и ре­шил, что ско­ро умрет. Раз­дав всё, что имел, и оста­вив толь­ко ман­тию, он каж­дый день ожи­дал смерт­но­го ча­са. Ни­кто не мог удер­жать его от слез или за­ста­вить вку­сить слад­кой пи­щи. От слез пре­по­доб­ный Фе­о­фил по­те­рял зре­ние. Пре­по­доб­ный Марк пе­ред кон­чи­ной на его моль­бу уме­реть вме­сте с ним ска­зал: «Не же­лай смер­ти, она при­дет, хо­тя бы ты и не же­лал. Вот что по­слу­жит зна­ме­ни­ем близ­кой тво­ей кон­чи­ны: за три дня до смер­ти ты про­зре­ешь». Сло­ва свя­то­го ис­пол­ни­лись. Те­ло пре­по­доб­но­го Фе­о­фи­ла по­ло­же­но в Ан­то­ни­е­вой пе­ще­ре, в гро­бе вме­сте с его бра­том пре­по­доб­ным Иоан­ном, вбли­зи мо­щей пре­по­доб­но­го Мар­ка.

Полные жития преподобных Марка гробокопателя, Феофила и Иоанна Печерских, в Ближних пещерах

Пре­по­доб­ные Марк, Иоанн и Фе­о­фил под­ви­за­лись в Ки­е­во-Пе­чер­ской оби­те­ли в кон­це XI и са­мом на­ча­ле XII вв.

За­ня­ти­ем пре­по­доб­но­го Мар­ка бы­ло ко­пать пе­ще­ры и го­то­вить ка­мо­ры – ме­ста для по­гре­бе­ния бра­тии (от­то­го он на­зы­вал­ся Пе­чер­ник, то есть жи­ву­щий в пе­ще­ре). Но и при та­ком про­стом тру­де по­движ­ник до­стиг необы­чай­но ду­хов­но­го со­вер­шен­ства. Жи­вя в пе­ще­ре, пре­по­доб­ный сво­и­ми ру­ка­ми ко­пал та­кие мо­ги­лы и на сво­их пле­чах вы­но­сил вон зем­лю. День и ночь тру­дясь для Гос­по­да, пре­по­доб­ный при­го­то­вил мно­го мест для по­гре­бе­ния бра­тии. По­движ­ник не брал за свой труд ни­че­го; ес­ли же кто доб­ро­воль­но да­вал ему что-ни­будь, он при­ни­мал и все раз­да­вал ни­щим. В без­мол­вии тру­дясь и бодр­ствуя день и ночь, прп. Марк од­на­ко не удо­вле­тво­рял­ся эти­ми тру­да­ми и по­дви­га­ми. Сми­ряя плоть свою по­стом, бде­ни­ем и мо­лит­вой, для пол­но­го умерщ­вле­ния ее он воз­ло­жил на чрес­ла свои тя­же­лые вери­ги и воз­дер­жи­вал­ся да­же в упо­треб­ле­нии во­ды: ко­гда му­чи­ла жаж­да, он пил во­ды лишь столь­ко, сколь­ко вме­ща­лось в его мед­ном кре­сте, ко­то­рый он все­гда но­сил с со­бою.

Бо­гу угод­ны бы­ли непре­стан­ные тру­ды и по­дви­ги прп. Мар­ка, и Он спо­до­бил Пе­чер­ни­ка та­кой чу­дес­ной си­лы, что да­же мерт­ве­цы слу­ша­лись его го­ло­са.

Од­на­жды Марк, по обы­чаю ко­пая мо­ги­лу, уто­мил­ся до из­не­мо­же­ния и оста­вил ме­сто тес­ным и нерас­ши­рен­ным. Слу­чи­лось, что в этот же день умер один болев­ший инок и для него не на­шлось дру­гой мо­ги­лы, кро­ме этой уз­кой и неудоб­ной. То­гда же бы­ло в обы­чае хо­ро­нить те­ло умер­ше­го в день его смер­ти. По­это­му ско­ро при­нес­ли мерт­во­го в пе­ще­ру к недо­кон­чен­ной ка­мо­ре и вслед­ствие тес­но­ты с тру­дом уло­жи­ли его. Ни убрать мерт­во­го, ни по­пра­вить на нем одежд, ни да­же воз­лить на него елей ока­за­лось со­вер­шен­но невоз­­мож­ным, на­столь­ко уз­ким и неудоб­ным бы­ло ме­сто. То­гда бра­тия воз­роп­та­ли на Мар­ка. Пе­чер­ник же со сми­ре­ни­ем низ­ко кла­нял­ся всем и го­во­рил: «Про­сти­те ме­ня, от­цы свя­тые, за немо­щью не до­кон­чил я». Но бра­тия еще боль­ше бра­ни­ли и уко­ря­ли его. То­гда Марк, об­ра­тив­шись к мерт­во­му, ска­зал ему: «Брат, ме­сто тес­но; так по­тру­дись ты сам, возь­ми мас­ло и воз­лей на се­бя». И мерт­вый, при­под­няв­шись немно­го, про­стер ру­ку, взял мас­ло, воз­лил его кре­сто­об­раз­но на грудь и ли­цо свое и, от­дав­ши со­суд, сам пе­ред все­ми при­брал се­бя, лег и уснул. Страх и тре­пет объ­яли всех, ви­дев­ших та­кое чу­до.

Дру­гой брат по­сле дол­гой бо­лез­ни по­мер. Один из дру­зей его отер губ­кой те­ло по­кой­но­го и по­шел в пе­ще­ру по­смот­реть ме­сто, где бу­дет ле­жать те­ло усоп­ше­го. Он спро­сил об этом Мар­ка Пе­чер­ни­ка, но бла­жен­ный от­ве­чал ему: «Пой­ди и ска­жи бра­ту: по­до­жди до зав­тра, по­ка ис­ко­па­ют те­бе ме­сто, то­гда и отой­дешь от жиз­ни на по­кой». «От­че, – воз­ра­зил Мар­ку при­шед­ший инок, – ко­му го­во­рить ты ве­лишь? Я уже гу­бкою отер его мерт­вое те­ло». Но пре­по­доб­ный сно­ва по­вто­рил ему: «Ты ви­дишь: ме­сто еще не го­то­во. Я ве­лю те­бе – иди и ска­жи умер­ше­му: греш­ный Марк го­во­рит те­бе: про­жи­ви еще этот день, а зав­тра отой­дешь к же­ла­е­мо­му то­бою Хри­сту, Гос­по­ду на­ше­му. Ко­гда при­го­тов­лю ме­сто, ку­да по­ло­жить те­бя, то при­шлю за то­бою».

По­ви­ну­ясь прп. Мар­ку, инок воз­вра­тил­ся в мо­на­стырь. Здесь все бра­тия со­вер­ша­ли по­гре­баль­ное пе­ние над усоп­шим. То­гда инок встал пе­ред ни­ми и об­ра­тил­ся к по­кой­но­му с та­ки­ми сло­ва­ми: «Марк го­во­рит те­бе, что ме­сто те­бе еще не при­го­тов­ле­но, по­до­жди до утра». Все удив­ля­лись этим сло­вам. Но еще бо­лее изу­ми­тель­но бы­ло то, что по это­му сло­ву ду­ша усоп­ше­го воз­вра­ти­лась в те­ло его; он от­крыл гла­за и всю ночь оста­вал­ся жи­вым, с от­кры­ты­ми гла­за­ми, толь­ко не го­во­рил ни­че­го. На дру­гой день друг его опять по­шел в пе­ще­ру узнать, го­то­во ли ме­сто. Бла­жен­ный Марк встре­тил его и ска­зал: «Пой­ди и ска­жи ожив­ше­му: Марк го­во­рит те­бе: оставь эту вре­мен­ную жизнь и пе­рей­ди в веч­ную; го­то­во ме­сто для те­ла тво­е­го. Дух свой пре­дай Бо­гу, а те­ло твое бу­дет по­ло­же­но здесь, в пе­ще­ре со свя­ты­ми от­ца­ми».

Брат по­шел и пе­ре­дал ожив­ше­му дру­гу сло­ва прп. Мар­ка. Тот на гла­зах у всех, при­шед­ших по­се­тить его, тот­час сме­жил очи и пре­дал дух свой Бо­гу. Он был по­гре­бен в пе­ще­ре, на при­го­тов­лен­ном для него ме­сте. И все ди­ви­лись это­му чу­ду.

Пре­по­доб­ный же Марк, про­ви­дев час от­ше­ствия сво­е­го ко Гос­по­ду, при­звал Фе­о­фи­ла и ска­зал ему: «Брат Фе­о­фил! Про­сти ме­ня, что я огор­чил те­бя на мно­го лет, и мо­лись обо мне, ибо я уже от­хо­жу из это­го све­та. Ес­ли я по­лу­чу дерз­но­ве­ние пред Все­выш­ним, то не за­бу­ду мо­лить­ся за те­бя, да спо­до­бит нас Гос­подь сви­деть­ся там и быть вме­сте с от­ца­ми на­ши­ми Ан­то­ни­ем и Фе­о­до­си­ем». Фе­о­фил с пла­чем от­ве­чал ему: «Отец Марк! За­чем ты ме­ня остав­ля­ешь? Или возь­ми ме­ня с со­бою, или дай мне про­зреть». «Не скор­би, брат, – от­ве­чал ему пре­по­доб­ный Марк, – те­лес­ны­ми оча­ми ты ослеп ра­ди Бо­га, а ду­хов­ны­ми про­зрел на ра­зу­ме­ние Его. Объ­явив те­бе близ­кую кон­чи­ну, я стал ви­ною тво­ей сле­по­ты. Но я хо­тел при­не­сти поль­зу ду­ше тво­ей, пре­вра­тив твое вы­со­ко­умие в сми­ре­ние, ибо серд­це со­кру­шен­но и сми­рен­но Бог не уни­чи­жит (Пс.50 :19)». Фе­о­фил от­ве­чал пре­по­доб­но­му: «Знаю, отец мой, что за гре­хи мои я дол­жен был пасть мерт­вым пред то­бою в пе­ще­ре то­гда же, как ты вос­кре­сил умер­ше­го бра­та мо­е­го, но Гос­подь по­ща­дил ме­ня ра­ди тво­их свя­тых мо­литв, дал мне жизнь, ожи­дая мо­е­го по­ка­я­ния. Те­перь же я про­шу те­бя о сем: или возь­ми ме­ня с со­бою к Гос­по­ду, или воз­вра­ти свет очам мо­им». То­гда прп. Марк сно­ва воз­ра­зил ему: «Нет те­бе нуж­ды ви­деть этот ма­ловре­мен­ный свет, а луч­ше про­си Гос­по­да, чтобы Он спо­до­бил те­бя уви­деть сла­ву Его. И смер­ти не же­лай: она при­дет, хо­тя бы ты и не хо­тел. И вот те­бе зна­ме­ние тво­е­го от­ше­ствия: за три дня до кон­чи­ны тво­ей ты про­зришь, так отой­дешь ко Гос­по­ду и узришь там свет нескон­ча­е­мый и сла­ву неиз­ре­чен­ную». Ска­зав это, прп. Марк по­чил, и чест­ные мо­щи его бы­ли по­ло­же­ны в пе­ще­ре, на ме­сте, ко­то­рое он сам се­бе вы­ко­пал.

Глу­бо­ко опе­ча­ли­ла пре­по­доб­но­го Фе­о­фи­ла раз­лу­ка с от­цом и на­став­ни­ком его пре­по­доб­ным Мар­ком. Кон­чи­на Пе­чер­ни­ка уяз­ви­ла серд­це Фе­о­фи­ла и удво­и­ла его плач и ры­да­ния. Це­лые ис­точ­ни­ки слез про­ли­вал он, а сле­зы все бо­лее и бо­лее умно­жа­лись. Он имел со­суд и, ста­но­вясь на мо­лит­ву, ста­вил его пред со­бою и неутеш­но пла­кал над ним, вспо­ми­ная кон­чи­ну на­став­ни­ка, со сле­за­ми по­мыш­ляя и о сво­ем ско­ром от­ше­ствии из это­го брен­но­го ми­ра. И через несколь­ко лет со­суд этот был по­лон слез. На­ко­нец, узнав при­бли­же­ние сво­ей кон­чи­ны, Фе­о­фил при­леж­но мо­лил Гос­по­да, чтобы угод­ны бы­ли пред Ним сле­зы его. Под­няв ру­ки к небу, он мо­лил­ся: «Вла­ды­ко Че­ло­ве­ко­люб­че, Гос­по­ди Иису­се Хри­сте, Ца­рю мой Пре­свя­тый! Ты – не хо­тя­щий смер­ти греш­ни­ков, но ожи­да­ю­щий их об­ра­ще­ния, зна­ю­щий глу­бо­кую немощь на­шу, Уте­ши­те­лю Бла­гий! Ты – здра­вие боль­ным, греш­ни­ком спа­се­ние, из­не­мо­га­ю­щим укре­пи­тель, па­да­ю­щим вос­ста­ние! Мо­лю Те­бя, Гос­по­ди, в час сей: по­ка­жи и на мне, недос­той­ном, ми­лость Свою и из­лей на ме­ня неис­чер­па­е­мую пу­чи­ну Тво­е­го бла­го­утро­бия, из­бавь ме­ня от ис­ку­ше­ний на мы­тар­ствах воз­душ­ны­ми кня­зья­ми и не дай им овла­деть мною, мо­лит­ва­ми угод­ни­ков Тво­их ве­ли­ких от­цов на­ших Ан­то­ния и Фе­о­до­сия и всех свя­тых, от ве­ка Те­бе уго­див­ших».

И вдруг пред ним пред­стал Ан­гел Гос­по­день, пре­крас­ный ви­дом, и ска­зал ему: «Ты хо­ро­шо мо­лишь­ся, но за­чем же хва­лишь­ся су­е­тою слез тво­их, со­бран­ных то­бою в со­суд?» И взяв дру­гой со­суд, го­раз­до боль­ший Фе­о­фи­ло­ва, ис­пол­нен­ный бла­го­уха­ния, как ми­ра бла­го­вон­но­го, по­ка­зал его по­движ­ни­ку и ска­зал: «Это твои же сле­зы, из­ли­тые то­бою от серд­ца на мо­лит­ве, ко­то­рые ты оти­рал ру­кою, плат­ком или одеж­дою и ко­то­рые ка­па­ли на зем­лю из глаз тво­их. По по­ве­ле­нию Твор­ца на­ше­го я со­брал их все и со­хра­нил в этом со­су­де. Те­перь же я по­слан воз­ве­стить те­бе ра­дость: с ве­се­ли­ем отой­дешь ты к Нему, ибо Он ска­зал: бла­же­ни пла­чу­щии, яко тии уте­шат­ся (Мф.5 :4)».

Ска­зав это, Ан­гел по­ста­вил со­суд пе­ред Фе­о­фи­лом и стал неви­дим. Бла­жен­ный Фе­о­фил тот­час при­звал игу­ме­на и по­ве­дал ему яв­ле­ние Ан­ге­ла и ре­чи его. По­ка­зав игу­ме­ну оба со­су­да: один пол­ный слез, а дру­гой – бла­го­во­ния, несрав­ни­мо­го ни с ка­ки­ми аро­ма­та­ми, пре­по­доб­ный про­сил вы­лить их при по­гре­бе­нии на его те­ло.

В на­сто­я­щее вре­мя над мо­ща­ми прп. Мар­ка ви­сят тя­же­лые вери­ги, сви­де­тель­ству­ю­щие о по­дви­гах и тру­дах пре­по­доб­но­го, и па­мят­ник воз­дер­жа­ния его – мед­ный крест, из ко­то­ро­го он пил во­ду. И мно­гие, с ве­рою при­хо­дя­щие ко свя­тым мо­щам прп. Мар­ка и с бла­го­го­ве­ни­ем пью­щие во­ду из его мед­но­го кре­ста, освя­щен­но­го его уста­ми, по мо­лит­ве свя­то­го по­лу­ча­ют ис­це­ле­ние от всех неду­гов и бо­лез­ней.

Тропарь преподобному Марку гробокопателю, Печерскому в Ближних пещерах

Умертви́в плотски́я по́хоти мно́гим воздержа́нием/ и копа́нием гробо́в святы́м,/ при́сно, а́ки мертв, в пеще́ре живя́,/ ме́ртвыя повеле́нием свои́м воздвиза́л еси́,/ Ма́рко прехва́льне,/ мертви́ и на́ша мудрова́ния плотска́я/ и наста́ви нас на тече́ние доброде́телей,// моля́ о нас Еди́наго Человеколю́бца.

Кондак преподобному Марку гробокопателю, Печерскому в Ближних пещерах

Врача́ изря́дна и чудотво́рца любо́вию, ве́рнии, ублажи́м, прося́ще его́:/ да моли́твами свои́ми уврачу́ет на́ша стра́сти, душе́вныя и теле́сныя,/ и́мать бо на сие́ благода́ть от Бо́га,/ и прого́нит ду́хи лука́выя от всех, ве́рно ко гро́бу его́ притека́ющих и зову́щих:// ра́дуйся, Ма́рко, цели́телю не́мощей на́ших.

Случайный тест

Цитата дня

Нехристианская педагогика есть вещь немыслимая – безголовый урод и деятельность без цели.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Советы по строительству и ремонту