Советы по строительству и ремонту

18 июня 2015 г. на площадке Петербургского международного экономического форума состоялась презентация стратегической инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей».

Министерством образования и науки Российской Федерации и Агентством стратегических инициатив (АСИ), а также между АСИ и пилотными регионами реализации: республикой Татарстан, Ханты-Мансийским автономным округом и Алтайским краем подписано соглашение о реализации стратегической инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей».

В презентации приняли участие: помощник Президента Российской Федерации Андрей Белоусов, министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов, Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов, губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова, губернатор Алтайского края Александр Карлин, генеральный директор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин, лидер инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей» Марина Ракова.

К сожалению, сегодня организации системы дополнительного образования не подготавливают детей и подростков к участию в будущем технологическом прорыве, но систему дополнительного образования детей необходимо сохранить и развить ее инфраструктуру.

По замыслу авторов, решит проблему создание новых опорных ресурсных центров - современных аналогов всем известных дворцов пионеров, которые будут созданы на основе государственно-частного партнерства, а организованы они будут по принципу индустриальных парков для малого и среднего бизнеса, где каждый кружок может быть создан отдельным предпринимателем.

Планируется в этих центрах предоставлять детям программы отраслевой профориентации, образовательные программы, прививающие компетенции «завтрашнего дня», обучение на симуляционном промышленном оборудовании и другие инновационные программы. Таким образом, будет решена вторая задача - создание среды ускоренного развития талантливых детей и их дальнейшего сопровождения. Каждый ребенок сможет почувствовать себя немного авиаконструктором, нефтяником, биотехнологом.

Ядром центров станут интерактивные музеи, где дети смогут «потрогать науку руками». Все у кого есть дети и внуки, наверняка знают о подобных музеях «Немо» в Амстердаме, Центре имени Коперника в Варшаве и других подобных мировых центрах. Планируем сделать такие и в России для наших детей.

Партнерами детских ресурсных центров, которые будут определять профили и содержание образовательных программ, выступят Росатом, Объединенная ракетно-космическая корпорация, Газпром, Лукойл, Эвалар и другие российские промышленные компании.

Третья задача - это обеспечение реального выбора ребенком и родителем организации дополнительного образования независимо от формы ее собственности. Механизмом реализации данной задачи станет система сертификатов, работающих по принципу «деньги идут за ребенком». При этом сохранится бесплатность базового дополнительного образования для юных потребителей, что крайне важно, потому что работа сети опорных ресурсных центров ориентирована на максимальный охват детей. Система сертификатов уже отработана и успешно действует в регионах реализации Модельной программы АСИ по развитию системы детского отдыха.

Реализация инициативы также позволит сформировать дополнительную систему мотивации детей. На основе результатов личных достижений учащиеся опорных ресурсных центров будут получать право на гранты, направления на отдых в федеральные детские центры «Артек», «Орленок», «Океан», «Смена» и другие поощрения мотивационного характера.

В первый год инициативу планируется реализовать в пилотных регионах. Уже есть интерес со стороны 4-х субъектов: Республика Татарстан, Алтайский край, Московская область и Ханты-Мансийский автономный округ. Руководством этих регионов отобраны объекты, на которых будет реализована модель опорных ресурсных центров, есть инвесторы.

Андрей Никитин, генеральный директор Агентства стратегических инициатив, выступая на церемонии, заявил: «Сегодня все, без исключения, понимают важность ранней профориентации детей, чтобы они могли как можно раньше решить, что им нравится, и определиться, куда они хотят двигаться в своей жизни. Очень важно, чтобы все объединилось в цельную систему: и Министерство образования, и региональные управления, которые финансируют целевые кружки с тем, чтобы создать связную синхронную систему дополнительного образования, ориентированную на те профессии, которые в будущем станут основой российской экономики, основой нашей технологической и экономической безопасности».

Помощник Президента России Андрей Белоусов подчеркнул в своем выступлении: «Этот проект - «Новая модель системы дополнительного образования детей» - не случайно поддержан Президентом, ведь мы прекрасно понимаем, что есть целый ряд творческих видов деятельности, таких как конструирование, изобретательство, спорт высших достижений, которые поздно начинать в 17-18 лет, когда поступают в вуз. Для того, чтобы ребенок мог себя проявить, необходимо сделать две очень простые вещи: нужно заинтересовать его, дать ему возможность проявить себя еще в школьном возрасте, и во-вторых, вся система дополнительного образования, которая этим занимается, должна быть нацелена на интересы ребенка. В некоторых регионах это уже сделано… Результаты творческих конкурсов, показывают, что дети зачастую обгоняют взрослых специалистов именно в таких творческих сферах, как например, конструирование. Проект, который сегодня стартует, позволяет объединить усилия федерального центра, госкорпораций, Министерства образования в создании системы, в которой ребенок будет главным действующим лицом».

HR-ассоциация, выступая за качественно новый уровень образовательной системы в России, приняла участие в развитии и популяризации федерального проекта «Кванториум» . Это небольшие, но первые и самые главные шаги к успеху – в становлении сильного образованного государства и его отдельно взятой талантливой личности.

«Кванториум» - это стратегически важный проект в сфере образования, многоуровневая система внешкольной работы с детьми, базирующаяся на государственно-частном партнерстве и реализации современных программ дополнительного образования с целью выявления и развития таланта в каждом ребенке.

Марина Ракова, лидер инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей» : «Дети, которые участвуют в проекте, знакомятся с предприятиями своего региона будучи школьниками. Система формирует интерес и желание ребенка проявить свои таланты и способности в рамках увлекательного сотрудничества с предприятиями научно-технической направленности. В результате ребенок осознанно выбирает профессию и свое будущее место работы там, где родился и живет.
Схема государственно-частного партнерства реализуется в проекте через федеральное и региональное финансирование, а также посредством оснащения объектов будущих Кванториумов крупными промышленными предприятиями. Результат от такой синергии значителен. Для региона – это возможность получить квалифицированные кадры и более эффективное расходование бюджетных средств. Для предприятия – возможность формирования сильных кадров, которые повысят эффективность работы отдельно взятого предприятия.
Губернаторы знают специфику своих регионов и то, в каких кадрах они нуждаются. Их вовлеченность в инициативу высока. Более того, уровень вовлеченности губернатора, его желания и возможности для реализации инициативы являются важными критериями включения региона в проект новой модели развития дополнительного образования».

Задачи инициативы
1. Сохранение и развитие инфраструктуры дополнительного образования
2. Реализация нового поколения программ дополнительного образования и развития детей
3. Создание новой системы мотивации детей
4. Обеспечение свободного выбора ребенком и родителем организации дополнительного образования независимо от ее формы собственности
5. Участие крупных промышленных предприятий в определении профиля опорных ресурсных центров в регионах

В ходе совместных мероприятий «Кванториума» и HR-ассоциации Марина Ракова отметила особенности реализации проекта: «Более половины регионов хотят создать у себя Кванториумы. Потому что руководители понимают, что это не просто развлечение и занятость детей. Это еще и новая кузница кадров. И уже сегодня мы с петербургскими коллегами создаем те образовательные треки, по которым завтра будет учиться вся страна. В какой-то момент, еще в начале истории «Кванториум» мы поняли, что без сильных профессионалов в работе над методикой нам, явно, не обойтись. Тогда родилась синергия с HR-ассоциацией, штаб-квартира которой находится в Петербурге. Именно они создали ту самую матрицу, за счет которой мы уже сегодня можем плавно направлять детей и учить их так, чтобы они сами тянулись за новыми знаниями и получали новые компетенции. Более того, психологи и hr-специалисты создали еще несколько интересных программ по взаимодействию "учитель-ученик", "родитель-ребенок" и пр. Они разрабатывают методики по усилению и развитию компетенций не только для детей, но и для преподавателей "Кванториумов". Ведь то, как мы обучаем детей на этих площадках, в корне отличается от общеобразовательной системы нашей страны. Там загоняют в рамки - Мы дарим крылья».

Надежда Коротовских: "Кванториум» - это бренд сети детских технопарков, который мы поддерживали и будем поддерживать впредь. Это собственная сеть, на площадке которой мы помогаем в разработке новой методологии. Это, в принципе, стартап. И он успешен. Уже сегодня крупнейшие промышленные предприятия страны обеспечивают "Кванториумы" заказами на производство высокотехнологичных вещей. И происходит это не только из желания поддержать государственную инициативу, но и потому, что все они заинтересованы в том кадровом потенциале, который придет из наших центров к ним уже через несколько лет».

СПРАВКА
Образовательную программу «НОВАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ» , проводит Федеральный оператор сети детских технопарков (ФГБНУ «Республиканский мультимедиа центр»).
Обучение прошли представители из 19 регионов: Алтайского края, Красноярского края, Хабаровского края, Белгородской, Владимирской, Вологодской, Калининградской, Липецкой, Московской, Томской, Тульской, Ульяновской областей, Кабардино-Балкарской республики, Республики Мордовии, Республики Татарстан, Чеченской Республики, Чувашской Республики, Республики Саха, ХМАО, Москвы.
Детские технопарки «Кванториум» - площадки, где дети в проектном формате решают реальные кейсы и задачи по перспективным естественно-научным и техническим направлениям. Уже открыты 5 технопарков - в Москве, Республике Татарстан, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, которые могут принять более чем 2500 человек. Дети осваивают перспективные инженерные направления, в том числе современные лазерные технологии, нейротехнологии, беспилотную авиацию, программирование, 3D-моделирование и другие. Воспитанники «Кванториумов» уже сегодня являются победителями российских и международных олимпиад. Так, например, юные кванторианцы разработали проект роботизированной станции техосмотра для грузовых автомобилей, с которым заняли первое место на международных юношеских соревнованиях по робототехнике в Южной Корее. Учащиеся технопарков также взяли золото на всероссийских соревнованиях JuniorSkills в компетенции «Нейропилотирование», получили призовое место в личном зачете по робо-сумо. Проект по созданию детских технопарков был представлен на всемирной конференции технопарков IASP 2016 Moscow. В 2017 году детские технопарки будут открыты еще в 17 субъектах Российской Федерации.

Станет пилотным регионом по внедрению новой модели дополнительного образования. Эта модель предполагает создание детских технопарков, в которых школьники будут заниматься техническим творчеством и естественными науками. Соглашение об этом подписали губернатор Алтайского края Александр Карлин, гендиректор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин и министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Проект предполагает создание дополнительных образовательных площадок, внедрение программ отраслевой профориентации , участие крупных корпораций, конструкторских бюро. Новая модель допобразования детей поддержана президентом России Владимир Путиным.

Презентация стратегической инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей», одобренная президентом РФ Владимиром Путиным, состоялась в рамках Петербургского экономического форума. Здесь же были подписаны соглашения с четырьмя регионами, которые станут пилотными в реализации этой инициативы. Одним из «пилотников» стал Алтайский край.

В рамках проекта предполагается создание современных аналогов дворцов пионеров. Это будут некие ресурсные центры, созданные на основе государственно-частного партнерства. В таких центрах для детей будут представлены программы отраслевой профориентации, обучение на симуляционном промышленном оборудовании и другие инновационные программы.

Важность и перспективы новой модели дополнительного образования в экспертном онлайн-клубе обсуждают:

Татьяна Бажанова , директор ГБОУ «Московский центр инноваций и научно-технического творчества»;

Татьяна Болычева , заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ ДОД «Станция юных техников» города Бийска;

Марина Ракова , лидер инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей»;

Вячеслав Котельников , руководитель научно-технического центра «Бета», ведущий изобретатель ракетно-космической отрасли;

Марина Ракова , лидер инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей»: «Был очень большой поток интереса к этому проекту со стороны многих субъектов РФ. Поэтому при отборе участников проекта мы смотрели на то, насколько социальные инновации внедряются и внедрены на территории регионов. Второе - это уровень развития инновационных новаторских программ в сфере дополнительного образования. Кроме того, мы смотрели, был ли в данном регионе опыт построения учебного процесса в системе дополнительного образования при участии негосударственного сектора, были ли попытки внедрения нормативно-подушевого финансирования в субъекте. А также интерес опорных инвесторов, то есть те промышленные предприятия, которые определяют экономику субъекта, насколько они заинтересованы в развитии данной отрасли».


Вячеслав Котельников
, руководитель научно-технического центра «Бета», ведущий изобретатель ракетно-космической отрасли: «Об этой инициативе ничего кроме «Ура!» сказать и нечего. Потому что за последние годы в нашей стране была утрачена культура политехнического образования. В результате кадровый голод настал, и это соглашение АСИ с регионами говорит о том, что срочно надо менять ситуацию. Ведь, на мой взгляд, главное, что нанесло ущерб техническому творчеству, - это ЕГЭ. Он отучает детей думать творчески. К тому же раньше в каждой школе были кружки, чтобы каждый ребенок научился понимать, то, что он знает из теории, полученной на уроках, он может увидеть и сделать своими руками, сам может что-то придумать».

Роман Селюков , замдиректора Института проблем образовательной политики «Эврика»: «Никто не скрывает, что страна сейчас хочет уйти от зависимости от сырьевого сектора. А для этого нужно проводить серьезное технологическое перевооружение производств. И решать это надо не только закупкой зарубежных технологий, но и созданием условий для появления креативно мыслящих людей, способных создавать собственные технологии. И в этом смысле дома творчества - это же не просто место, где учат собирать модели, но это место, где учат креативно мыслить. Это место, где пытаются создать то, чего еще не существует.

И в этом смысле инициатива создания таких центров своевременна и очень актуальна. Вопрос только в том, чтобы все не свелось к работе только с элитой, только с особо одаренными детьми. Необходимо, чтобы эта работа велась как можно с большими массами детей. И в этом плане эту проблему надо обсуждать со всеми заинтересованными сторонами. Но мне кажется, как только появятся практики, которые будут доступны и понятны всем станциям юных техников, которые еще сохранились, и если такой опыт будет понятен и представлен, то дальше этот процесс будет расширяться, и те регионы, которые сегодня пилоты, далее могут тиражировать свой опыт на другие субъекты Российской федерации и на другие муниципалитеты».

Андрей Ченцов , директор НПО «Центр альтернативных технологий»: «Эта инициатива очень здравая. Надо буквально с пеленок воспитывать в ребенке творческое отношение ко всему: и к технике, и к науке в частности. Но для начала надо на всех уровнях пересматривать подход в общем образовании. В этих новых центрах не должно быть такого назидательного подхода, как в нынешних школах. Не должно быть никаких догматов, как, например, в программе среднего образования по той же физике. Ведь детям буквально вдалбливают, как истину, то, в чем сами ученые не уверены. Детей заставляют беспрекословно воспринимать то, что может быть оспорено. Вот и давайте учащимся не эти закостеневшие догматы, а все разнообразие современного познания. Ведь в гуманитарных дисциплинах наше образование дает альтернативные взгляды на ту или иную проблему. Так почему нельзя этого делать в физике? Надо, чтобы школьник мог выбрать не из одной, а из многих теорий. Надо давать информацию не только теоретическую, но и прикладного значения. Когда ребенка будут не натаскивать, а заставлять думать, только тогда мы получим настоящее техническое или научное творчество. По большому счету надо менять мировоззрение, надо обучать детей смотреть на мир другими глазами! Если с детства человек видит, что нет ничего статического, застывшего, то и мышление у него будет подвижным, не зашоренным, и именно от таких людей можно ожидать прорывных идей».

В Алтайском крае 2015-2016 учебном году участвовать в реализации пилотного проекта будут четыре учреждения дополнительного образования. Это детский эколого-биологический центр и Станция юных техников города Бийска, Алтайский краевой центр научно-технической работы, детско-юношеский центр Железнодорожного района города Барнаула. Рассматривается вопрос о включении в проект одного из учреждений дополнительного образования детей, расположенных в сельской местности.

Татьяна Болычева , заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ ДОД «Станция юных техников» города Бийска: «Данная программа, в которую мы попали, для нашего времени очень актуальна в плане развития дополнительного образования. В ее рамках планируется использование нового оборудования для обучения детей. Это дает детям возможность получить практические знания, приобрести профессиональные навыки, которые помогут в дальнейшем. Это также поможет детям определиться с тем, куда пойти учиться. У нас есть обучающиеся, которые поступили в институты в других регионах на инженеров по самолетостроению. Сейчас юристов, бухгалтеров очень много, а профессиональных мастеров, которые могут встать за станок и выполнить качественно работу, не хватает. В нашем учреждении мы стараемся как раз обучить детей профессиональной деятельности - токарь, инженер, у нас направленность на технический уклон. Мы учим именно тому, что от нас сейчас как раз требует государство».

Татьяна Бажанова , директор ГБОУ «Московский центр инноваций и научно-технического творчества»: «Недавно мне попадалась статистика, согласно которой в 1934г. у нас техническим творчеством занималось 14% детей только по Москве, а на 2014г. у нас занималось техническим творчеством 5% по всей России. Новая модель развития дополнительного образования - это очень хорошая задача. К нам уже сейчас обращаются институты, чтобы студенты к ним приходили уже подготовленные. Это, например, университет водного транспорта, Военная академия ракетных войск. То есть они предлагают детям целенаправленно идти учиться к ним. Но в дополнительном образовании большая проблема в поиске специалистов. В допобразовании нужны практики. Я думаю, что нужно поднимать все дома творчества, которые раньше существовали, и начинать оттуда. Смотреть, чем занимались, где сейчас преподаватели».


Михаил Ягубов,
главный конструктор ООО «Аэроджип», почетный изобретатель Москвы: «В подобных клубах технического творчества дети могут получить навыки творчества, им покажут, как работает физика.

Это дополнительные знания, кругозор. Я думаю, что дети, которые позанимались и поняли физику и химию, конечно, они имеет более широкие возможности, нежели другие. Здесь дети могут все время совершенствоваться. Был бы скелет, а все остальное можно сделать. В любом случае такое движение должно быть, с этим нужно знакомить как с одним из вариантов будущей деятельности».

Роман Селюков , замдиректора Института проблем образовательной политики «Эврика»: «В данном случае речь должна идти не о ранней профориентации, а о раннем самоопределении. В любом случае ребенок, взрослея, может менять свои цели в зависимости от того, что он видит вокруг, какой опыт жизненный получает. Вот если говорить про опыт в гуманитарной сфере, то у ребенка, практически любого, такого опыта достаточно. Так как федеральный государственный образовательный стандарт в школе предполагает работу в этом направлении. А вот опыта в технической деятельности, инженерной деятельности - вот такого опыта получить ребенку сегодня практически невозможно. И в этом смысле самоопределиться ребенку очень сложно. Речь не должна идти о том, что с детского сада сориентировать ребенка на техническую специальность, а надо делать все для того, чтобы он что-то попробовал и понял, что ему это нравится. Кому-то, возможно, это и не понравится, но тем не менее он приобрел опыт и он точно понимает, что это не его. Поэтому этот проект надо рассматривать не просто как пропаганду инженерных специальностей и затаскивание детей в техническое творчество с целью выращивания целого кластера инженерного, а, прежде всего, для того, чтобы появились места, где дети могут приобрести опыт деятельности в инженерно-техническом творчестве и, уже исходя из этого опыта, сделать выбор: хотят они этим заниматься или нет».

Модель новой системы дополнительного образования предусматривает участие в ее реализации крупных общенациональных высокотехнологичных компаний, институтов гражданского общества.


Вячеслав Котельников
, руководитель научно-технического центра «Бета», ведущий изобретатель ракетно-космической отрасли: «То, что предприятия должны к этому подключить, - это тоже важно. Вот взять, к примеру, аэрокосмическое объединение «Полет». Ведь здесь была своя научная школа, «Полет» курировал и общеобразовательные школы, т.е. заботились об инженерных, творчески мыслящих кадрах заранее. А сейчас на этом предприятии политика такая: когда понадобится тот или иной специалист - дадим объявление и проблема решится. Нет, так не бывает! Как показывают и советский опыт, и современная практика западных крупных компаний, все фирмы серьезные закладывают в свои бюджеты средства на подготовку своих кадров. Сам не воспитаешь - никто тебе не даст! Здесь очень важно, чтобы помимо региональных властей этот проект начали курировать руководители российских ведомств. Например, тот же «Роскосмос». Если будет федеральный уровень опеки, то тогда это начинание должно сработать. Для примера приведу Хрущева. При нем правительство понимало эту проблему, и вся система среднего образования была у нас, по сути, политехнической. Потом, если хочешь, можешь идти в институт, техникум, училище, а если не нравится - выбирай нетехническую специальность. Поэтому мы в СССР могли безболезненно обеспечивать кадрами практически любые, даже самые масштабные промышленные проекты».

Марина Ракова , лидер инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей»: «Интерес есть практически у всех. Это одна из тех сформированных рынком потребностей, которая и определила создание и реализацию подобной инициативы. Потому что на сегодняшний момент госкорпорации и крупные промышленные предприятия, получая специалистов к себе на работу, понимают, что у них не до конца все компетенции присутствуют в наличии, поэтому они занимаются корпоративным образованием. Это гораздо проще и правильнее делать на ранних стадиях, когда ребенок еще только определяется чем ему заниматься, как ему заниматься. И если сразу поставить в условия, где он сможет своими руками пощупать технологии и понять что это такое, то мы получим больший поток детей, которые станут будущими специалистами данных компаний, а во-вторых, мы будем их ставить на рельсы взаимодействия, конкретную практику, то есть такая очень ранняя история дуального образования. Мы предлагаем системный подход, в котором принимает участие государство, и, безусловно, крупным предприятиям это очень интересно».

Развитие новой модели дополнительного образования влечет за собой и новые возможности для учреждений допобразования и для региональной образовательной сферы вообще.

Татьяна Болычева , заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ ДОД «Станция юных техников» города Бийска: «Для развития дополнительного образования большое значение имеет финансовая сторона. Так как техническая направленность - затратное направление. Для того чтобы ребенок построил радиоуправляемый самолет, необходимо около 25 тыс. руб. Поэтому мы ищем какие-то предприятия, которые идут навстречу и оказывают нам поддержку».

Татьяна Бажанова , директор ГБОУ «Московский центр инноваций и научно-технического творчества»: «Учитывая, что к развитию научно-технического творчества сейчас особое отношение, то под него будут выделять средства. Будет выполняться концепция дополнительного образования, чтобы до 75% детей были в допобразовании. Важно, что будет поддержка государства, учитывая то, что у нас не хватается инженерных кадров катастрофически. Для регионов это подготовка кадров и обеспечение промышленности кадрами, получение определенными организациями грантов на развитие этих направлений и привлечение детей к досугу».

Марина Ракова , лидер инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей»: «Регион получит квалифицированные кадры в будущем, которые будут оставаться в регионе, так как произойдет более ранее знакомство с теми предприятиями, которые есть в субъекте. Второе, что получает регион, - это более эффективное расходование бюджетных средств, ввиду того что в инициативе заложена реализация механизма нормативно-подушевого финансирования. Соответственно регион получает инфраструктуру сети, в которой сам также принимает участие, объектами, которые оснастят крупные промышленные предприятия, субъект получает федеральное софинансирование и систематизацию расходования бюджетных средств в системе дополнительного образования и развитие в принципе образовательных программ и научно-технического творчества детей и молодежи.

Губернаторы знают специфику своего региона и в каких кадрах они нуждаются. Их вовлеченность в инициативу высока, есть прямое включение губернаторов. Они рассказывают о конкретных центрах, где все это будет реализовываться, они мониторят, что происходит с детьми в их регионах, предлагают какие-то свои инициативы. Поэтому 100% включенность тоже была одним из критериев включения региона в проект новой модели развития дополнительного образования. То есть насколько сам губернатор готов вкладывать свое время, инвестировать свои силы в реализацию инициативы».

Система дополнительного образования Алтайского края признана одной из самых эффективных в России. Она включает в себя 421 организацию: 319 государственных и муниципальных учреждений различной ведомственной принадлежности и 102 негосударственных (коммерческие и некоммерческие) организации. Всего дополнительными общеобразовательными программами в Алтайском крае занято почти две трети детей в возрасте от 5 до 18 лет, что на 3,3% выше, чем в среднем по России. Губернатор Алтайского края Александр Карлин заявил, что власти региона будут работать над тем, чтобы максимально большое количество детей «получали возможности для более глубокого, гармоничного развития задатков и талантов, данных природой и родителями».

В павильоне Агентства стратегических инициатив (АСИ) на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2015) состоялась презентация стратегической инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей».

«Сегодня в системе дополнительного образования детей наблюдается определенная разобщенность. С одной стороны, этим занимается Министерство образования. С другой стороны, регионы финансируют дополнительное образование - например, целевые кружки. Как правило, детей обучают либо музыке, либо спорту. И очень мало кружков и секций, связанных с инженерными профессиями и ориентирующих детей на те специальности, которые в будущем будут создавать основу российской экономики, основу нашей технологической и экономической безопасности. Задача Агентства в рамках данной инициативы - сбалансировать этот процесс, создать сеть детских технопарков, где дети могли бы выбирать профессии, связанные с информатикой, механикой и другими инженерными специальностями, - отметил в своем выступлении генеральный директор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин . - Очень важна в реализации данной инициативы поддержка крупных производственных предприятий, таких как Объединенная ракетно-космическая корпорация , Росатом . Чтобы способы профессионального ориентирования, необходимые для работы в этих компаниях, изначально прививались детям в кружках и секциях на базе этих же предприятий».


Глава АСИ уверен в том, что все получится: «Агентство уже поддержало несколько проектов, направленных на внешкольное развитие, выявление талантов и творческих способностей детей. Это , научно-познавательный интерактивный музей , «Медиашкола» Арины Шараповой . Мы видим, что у малого и среднего бизнеса есть интерес открывать такие комплексы и мастерские. И сегодня настало время все это объединить в единую связанную концепцию».

По мнению лидера инициативы Марины Раковой , на сегодняшний день система дополнительного образования не является инструментом подготовки детей и подростков к участию в будущем технологическом прорыве. Например, доля программ научно-технической направленности составляет всего 4%. В связи с этим главной задачей инициативы является сохранение и развитие инфраструктуры дополнительного образования.


Авторы инициативы предлагают создать современные аналоги хорошо известных всем дворцов пионеров. По замыслу авторов, это будут новые опорные ресурсные центры, созданные на основе государственно-частного партнерства, целью которых будет развитие таланта в каждом ребенке. Организованы они будут по принципу индустриальных парков для малого и среднего бизнеса, где каждый кружок может быть создан, в том числе, отдельным предпринимателем.

Планируется, что в центрах для детей будут представлены программы отраслевой профориентации, образовательные программы, прививающие компетенции «завтрашнего дня», обучение на симуляционном промышленном оборудовании и другие инновационные программы. Каждый ребенок сможет почувствовать себя немного авиаконструктором, нефтяником, биотехнологом.

Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов сообщил о том, что уже в этом году будут приняты необходимые законодательные решения, которые обеспечат равенство негосударственного сектора дополнительного образования с государственным в доступе к бюджетным ресурсам. «Нам предстоит обеспечить «дружелюбную среду» по отношению к негосударственному сектору в том, что касается лицензирования программ дополнительного образования, а также создать действенный механизм поддержки конкретных крупных проектов развития негосударственного дополнительного образований в регионах России», - подчеркнул Дмитрий Ливанов.


Помощник Президента Российской Федерации Андрей Белоусов в своем выступлении отметил, что данный проект поддержан лично Президентом России: «Мы прекрасно понимаем, что есть целый ряд творческих видов деятельности, таких как конструирование, изобретательство, спорт высших достижений, которые поздно начинать в 17-18 лет, когда ребенок поступает в ВУЗ. Для того, чтобы ребенок мог себя проявить, необходимо сделать две очень простые вещи: во-первых, нужно заинтересовать его, дать возможность проявить себя еще в школьном возрасте, и во-вторых, вся система допобразования, которая этим занимается, должна быть нацелена на интересы ребенка. В некоторых регионах это уже сделано. Результаты творческих конкурсов показывают, что дети зачастую обгоняют взрослых специалистов именно в таких творческих сферах, как, например, конструирование. Проект, которые сегодня стартует, позволяет объединить усилия федерального центра, госкорпораций, Министерства образования в создании системы, в которой ребенок будет главным действующим лицом».

В рамках мероприятия были подписаны соглашения о реализации инициативы с Министром образования и науки Российской Федерации Дмитрием Ливановым , временно исполняющим обязанности генерального директора Объединенной ракетно-космической корпорации Юрием Власовым , а также с главами 3 пилотных регионов - Президентом Республики Татарстан Рустамом Миннихановым , губернатором Ханты-Мансийского автономного округа Натальей Комаровой и губернатором Алтайского края Александром Карлиным .

В этих регионах уже отобраны объекты, на которых будет реализована модель опорных ресурсных центров, и определены якорные инвесторы. Пилотная апробация инициативы позволит выявить нормативные ограничения и разработать системные решения для дальнейшего тиражирования этой модели по всей стране.

Текст: Редакция сайта АСИ

Инициатива «Навыки будущего» направлена на модернизацию системы общего и дополнительного образования России и реализацию проектов по

  • внедрению современных моделей, программ, технологий и инноваций, ориентированных на развитие компетенций и навыков XXI века
  • повышению эффективности дополнительного образования
  • развитию неформального образования

Необходимость изменений продиктована вызовами инновационной экономики и усилением глобального научно-технического развития. В рамках инициативы решается задача воспитания лидеров будущего, подготовка которых начинается с формирования навыков XXI, таких как технологические компетенции, умение работать в команде, эффективная коммуникация. Для этого используются новые формы образования, учитывающие мотивацию детей и подростков к обучению, деловой и социальной активности.

Современный технологический
уклад страны
и глобальные вызовы

Новые программы, модели, технологии

Развитие российской
системы образования

ВНЕДРЕНИЕ

Общее
образование

Дополнительное
образование

Неформальное
образование

Использование
платформы-навигатора
«Навыки будущего»

Получение
навыков
будущего

Освоение
новых
грамотностей

Лидеры
будущего

Задачи инициативы

  • Создание инфраструктуры для формирования у школьников функциональных грамотностей (финансовой, правовой, цифровой и т.д.)

  • Поддержка лучших практик неформального образования

  • Разработка и внедрение дополнительных программ нового поколения

Навыки будущего

Саморегуляция

Это способность контролировать свои эмоции и поведение в зависимости от ситуации. Она включает в себя умение справляться с сильной эмоциональной реакцией на различные травмирующие стимулы, умение успокоиться, когда вы расстроены, а также умение справляться с раздражением без эмоциональных вспышек.

Саморегуляция

Коммуникация

Это способность человека к общению. Уровень этого умения зависит и от характера индивида, и от того, как он работает над собой. Искусство коммуникации включает в себя умение устанавливать контакт с окружающими и поддерживать его, а также способность производить на других людей нужное впечатление.

Коммуникация

Стратегическое мышление

Выбор и применение стратегий для решения комплексных задач, в том числе открытых, имеющих более одного решения.

Стратегическое мышление

Креативное мышление

Продуктивное действие в ситуациях новизны и неопределенности, при недостатке информации; создание собственного продукта, обладающего субъективной или объективной новизной и оригинальностью.

Креативное мышление

Системное мышление

Понимание и интерпретация эстетической красоты закономерностей и степени универсальности их применения; симуляционное моделирование комплексных процессов и явлений (выбор и учет значимых факторов, принятие решений в изменчивой среде, в том числе организованной сетевым образом; управление рисками, компенсация провалов и сохранение устойчивости системы; модульные многозадачные решения; выбор баланса между скоростью при выполнении известного алгоритма и адаптивностью к изменившимся условиям).

Системное мышление

Критическое мышление

Это понимание, анализ и интерпретация задачи, поиск и выделение закономерностей в массиве фактов; идентификация неявно заданных качеств предметов и явлений, скрытых ресурсов для решения задачи; выстраивание причинно-следственных цепочек, в том числе разветвленных с необходимой степенью детализации; применение формальной логики в условиях недостаточного знания; выделение главного, противоречий, аналогий, построение классификаций.

Критическое мышление

500 тыс.

детей участвуют в проектах инициативы

>1000

педагогических работников обученных с использованием методологии и образовательных программ новых форматов

практик выявлено в рамках реализации инициативы

Новые грамотности

    1

    Финансовая
    грамотность

    2

    Правовая
    грамотность

    3

    Цифровая
    грамотность

    4

    Предпринимательская
    грамотность

Финансовая грамотность - это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни; степень, в которой понимаются ключевые финансовые понятия, способность и уверенность в управлении личными финансами через соответствующие краткосрочные решения и долгосрочное финансовое планирование, с учетом жизненных событий и изменений экономических условий.

Правовая грамотность – знание своих прав и обязанностей и нормативно-правовых актов, регулирующих отношения между людьми, социальными общностями, организациями; умение применять правовые знания при анализе конфликтных ситуаций, давать правовую оценку действиям социальных субъектов.

Цифровая грамотность - набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. Включает в себя цифровое потребление, цифровые компетенции и цифровую безопасность.

Предпринимательская грамотность – набор компетенций и знаний, позволяющий начать и вести свой бизнес. Это и проектное мышление, и основы финансовой и правовой грамотности, таймменеджмент, эффективные коммуникации и многое другое

Платформа-навигатор
«Навыки будущего»

Платформа дополнительного образования – это точка встречи в интернете авторов инновационных образовательных практик и их потенциальных потребителей. На портале собраны сведения о возможностях детского и молодежного инновационного творчества, которые смогут использовать будущие лидеры страны для формирования своих индивидуальных образовательных траекторий.

На платформе школьники, студенты и их родители смогут получить информацию и записаться онлайн в кружки, клубы, студии, узнать расписание работы, отзывы участников.

Неформальное образование

К неформальному образованию относят практики, которые могут быть реализованы вне государственных институций и не нуждаются в стандартизации образовательных результатов. Как правило, проекты неформального образования ведут инициативные творческие группы, некоммерческие организации, научные сообщества и другие структуры, не связанные напрямую с системой образования.

Неформальное образование представлено в виде множества разнообразных практик, которые реализуются профессионалами высокого уровня в разных сферах, яркими увлеченными людьми, создающими вокруг себя пространства, где для ребят есть свобода выбора получения новых знаний и навыков.

Агентство стратегических инициатив организует коммуникационную площадку по созданию целостного пространства неформального образования. Деятельность АСИ направлена на:

  • создание мер поддержки неформального образования
  • использование потенциала неформального образования в системе развития компетенций будущего
  • использование широкого спектра новых и экспериментальных технологий неформального образования в обучении школьников
  • закрепление эффективных практик неформального образования в образовательном пространстве, в том числе - законодательно
  • подготовку «Атласа практик неформального образования», куда войдут лучшие отечественные практики из каждого федерального округа страны (не менее 16 кейсов)

Проекты

Лидер проекта

Одаренные дети

«Одарённые дети» – это всероссийский Интернет-портал для поиска и отбора талантливых и мотивированных школьников, а также формирования образовательной среды для их развития. На портале выработаны методы взаимодействия с детьми, которые способствуют их творческой, профессиональной и социальной реализации: социальное признание; информирование общества о достижениях детей; поддержка начинаний детей; профессиональная социализация в сети «Интернет».

Лидер проекта

Универсальный КОД Безопасности

Формирование у детей культуры и навыков собственной безопасности, обучение комплексу собственных действий в нестандартной (опасной) ситуации – универсальному алгоритму (практическому инструменту) действий. программа «Универсальный КОД Безопасности» позволяет: сформировать у ребёнка понимание необходимости активного собственного участия в формировании культуры своей безопасности; обучить комплексу собственных действий в нестандартной (опасной) ситуации – универсальному алгоритму (практическому инструменту) действий, цель которого направлена на восприятие необходимой информации из окружающего мира, правильной её оценки и адекватной быстрой реакции на неё для уменьшения вероятности наступления опасной ситуации (риска) и последующего травматизма.

Лидер проекта

Детские научные клубы открытий и изобретательства «Фабрика миров»

Внедрение в школы современных технологий и образовательных продуктов. Комплексное интеллектуальное развитие ребёнка и поэтапное вовлечение в мир техники и технологий через открытие на базе школ детских научных клубов. Создание пространства, где дети совершают свои первые шаги в области изобретений и открытий, получают знания и применяют их на практике, используя наборы для исследователей. Обучение учителей.

Лидер проекта

Гарантия Знаний

Формирование сети пилотных площадок по обучению школьников основам предпринимательства на базе образовательных организаций в регионах страны. Организация курсов обучения и обеспечение системы поддержки и сопровождения педагогических работников, участвующих в реализации проекта. Проведение серии мероприятий, направленных на раннюю профориентацию школьников и популяризацию предпринимательства среди детей (мастер-классы по профессиям будущего).

Лидер проекта
Марина Смирнова

Всероссийская школьная летопись

Создание книг каждого класса, написанных самими школьниками. В данном случае книга становится продуктом деятельности детей и взрослых, в процессе создания которого формируются различные навыки. Каждый класс формирует свою книгу воспоминаний о самых ярких, интересных событиях, пережитых вместе.Один экземпляр книги бесплатно поступает в фонд школьной библиотеки и становится частью Летописи школы, второй экземпляр - в Российскую книжную палату для формирования Всероссийской школьной летописи. Участие во Всероссийской школьной летописи для подростка - это, в первую очередь, возможность зафиксировать самого себя на определенном отрезке времени, лучше понять своих друзей, научиться понимать старшеклассников. Книга, созданная одноклассниками - это всегда сотворчество, это совместный опыт и совместные переживания, возможность объединиться не против чего-то, а объединиться на основании общих интересов и ценностей. Книгу составят литературные эссе, фотографии из личного альбома, открытки и письма, скриншоты смс-сообщений и профилей в социальных сетях, рисунки и записи в дневниках. Концепцию и структуру книги дети разрабатывают самостоятельно под руководством учителя, также они самостоятельно придумывают название и обложку.

Лидер проекта

5 шагов. Развитие навыка осознанного выбора у подростков

Создание федеральной сети специалистов, работающих с подростковой аудиторией в школах и центрах дополнительного образования, обладающих единым видением проблемы осознанного выбора профессии у подростков и соответствующим апробированным инструментарием для просвещения, способной к самоорганизации и выстраиванию собственных устойчивых подпроектов по развитию навыка осознанного выбора профессии в образовательных учреждениях. Для этого планируется формирование единого инструментального поля у специалистов, занимающихся вопросом профориентации в школах, центрах дополнительного образования и возможно, ВУЗах. Создание поля происходит за счет просветительских мероприятий для специалистов и дальнейшей их супервизии в течение года, с постоянным сбором результатов и фиксации успешных кейсов для дальнейшего тиражирования в другие регионы. Задача такого поля - поддержать проявление роли взрослого и принятие на себя ответственности у подростков. Инструментальной базой для такого поля стала практическая методика 5 шагов Осознанного Выбора.

Лидер проекта

Театральная Россия

В рамках проекта создается инфраструктура, способствующая формированию интереса к чтению у детей и молодежи, знакомству через театр с произведениями школьной программы, в том числе русских классиков.
В городах присутствия проекта два раза в месяц проходят показы спектаклей лучших столичных театров с использованием собственной технической разработки. Посредством высокоскоростного интернета и современных технологий осуществляется прямая трансляция спектаклей из знаменитых театров двух столиц на широкие экраны кинотеатров в различных городах России.

Лидер проекта

Цифровая платформа для работы высоко-мотивированных и одарённых детей и их сопровождения

Масштабная апробация цифровой платформы, позволяющей выявлять, поддерживать и сопровождать развитие высокомотивированных и одаренных детей с учетом их особых образовательных потребностей, реализации персонализированного подхода. Создание условий для организации самостоятельной работы таких обучающихся под руководством педагогов и тьюторов. Интеграция Платформы в региональные модели по работе с высокомотивированными и одарёнными детьми.

Лидер проекта

Национальная открытая школа

Проект, способствующий модернизации образования, в основе которого лежит модель обучения с применением информационно-коммуникационных технологий, «Национальная открытая школа» - это цифровой образовательный ресурс, размещенный на онлайн-платформе, которая содержит свыше 4 000 интерактивных учебных пособий по основным школьным предметам. Видеоконтент, сгруппированный по тематическим блокам, включает обучающие и проверочные мультимедийные материалы, соответствующие требованиям школьной программы. Материал представлен в виде анимационных роликов, упражнений, тренингов, тестов и виртуальных лабораторий. Система уроков построена по принципу «от простого к сложному». Длительность видеоматериалов от 30 секунд до 4 минут.

Лидер проекта

Учи.Ру

Учи.ру - это интерактивная образовательная платформа онлайн-курсов по предметам школьной программы. В настоящее время Учи.ру позволяет каждому ученику, вне зависимости от социально-экономического и географического положения, освоить базовую программу по математике для 1-5 классов в комфортном темпе и по индивидуальной образовательной «траектории», формирующейся на основе не применявшегося ранее в России анализа накопленной базы действий учеников по решению различных задач. В зависимости от результатов, показанных учеником, система подбирает для него персональные задачи и подстраивается под его темп обучения и уровень знаний, формируя мотивирующую к обучению среду. Проект направлен на повышение качества обучения учеников предметам школьной программы и улучшение эффективности образования в Российской Федерации. За счет внедрения и дальнейшего развития платформы Учи.ру (для более старших классов) в современную российскую образовательную систему в последствии ожидается качественный рост уровня знаний у учеников и результатов итоговых аттестационных проверок (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ), в силу того, что у учащихся будет сильная база знаний начальной и младшей школы и высокий потенциал для овладения знаниями и навыками, получаемыми в старшей школе.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Советы по строительству и ремонту