Советы по строительству и ремонту

Содержание

В нынешнее время молодым людям доступно высшее двухуровневое образование. Каждый студент, который в будущем хочет стать отличным специалистом по выбранному им профилю, должен четко понимать, бакалавриат и магистратура – что это такое и чем эти степени отличаются друг от друга. Разница между ними существенна, у каждой есть свои достоинства и недостатки. Узнайте, каковы особенности этих академических степеней.

Что такое бакалавриат

Это первая, базовая ступень академического образования. Условия доступа к ней просты. Нужно получить среднее, средне-специальное или профессионально-техническое образование. Поступить можно после окончания 11 класса школы, специализированного колледжа, техникума, училища. Существует заблуждение о том, что бакалавриат – это незаконченное высшее образование. Это неверно. Степень бакалавра – первая полноценная ступень высшего образования, при наличии которой человек вправе устраиваться на работу по специальности.

Сколько учатся

Как правило, образовательный процесс длится четыре года, хотя встречаются и исключения. Академический бакалавриат студент получает после сдачи экзаменов. Стоит отметить, что существует ряд специальностей, которые даже на базовом уровне невозможно освоить за 4 курса, особенно в медицинской и технической сферах. Обучение на таких факультетах разбивается на другие этапы, не вписывающиеся в общую концепцию европейского образовательного стандарта.

Программа бакалавриата

План ориентирован на то, чтобы дать студенту практические знания по выбранной им специальности. Узконаправленных дисциплин в образовательной программе практически нет. Если они включены, то с минимальным количеством часов, и дают только базовые знания. Бакалавриат изначально был задуман для того, чтобы студент выбрал узкую специальность, и осознанно продолжил обучение по ней на магистратуре. В российской же практике эта ступень стала относительно самостоятельной.

Бакалавриат с недавних пор разделяют на две категории по ряду признаков и поставленных перед студентами задач, хотя это нововведение пока практикуют не везде. Виды первой ступени академического образования:

  1. Прикладная . Для студентов, которые планируют устроиться на работу сразу после окончания высшего учебного заведения. Ведется практическая подготовка. Форма обучения на прикладном бакалавриате только дневная/очная.
  2. Академическая . Профессиональная подготовка бакалавров, планирующих поступать в дальнейшем на магистратуру. Упор делается на научно-исследовательскую работу, много теоретических курсов. Учиться можно как на дневной, так и на заочной форме.

Бакалавриат в России

В практику нашей страны программа начала внедряться после подписания Болонской конвенции. Реформа подразумевает постепенное создание единого образовательного пространства европейского стандарта. Высшее образование во всех странах должно быть двухступенчатым: бакалавриат и магистратура. Раньше студенты получали диплом специалиста, проучившись 5-6 лет. Сейчас от этой практики постепенно отходят, но пока уровень «специалитет» не упразднен полностью, потому что далеко не все профессии можно освоить за 4 года даже на базовом уровне.

Что такое магистратура

Это вторая ступень высшего образования, но для получения доступа к ней обязательно необходимо получить первую. Магистром человек считается после того, как он полностью закончит учебный процесс. Поступать на магистратуру бесплатно могут бакалавры и лица, получившие специалитет до того, как ввели болонскую систему. Курс предметов подобран так, чтобы студент был максимально погружен в практическую и научную деятельность.

Программами руководят преподаватели самой высшей квалификации, доктора наук. К каждому студенту с самого первого семестра прикрепляется наставник из их числа. Под руководством преподавателя человек выбирает направление научных исследований и защищает магистерскую диссертацию. До того момента, пока студент не защитил диссертацию, он - магистрант. В ходе обучения он получает педагогические навыки и по окончании программы может работать преподавателем.

Зачем нужна

Многие люди не понимают, зачем ходить на лекции еще какое-то время, если после бакалавриата можно сразу устроиться на работу. Магистратура необходима человеку для того, чтобы у него было право занимать руководящие должности. Для поступления на работу по ряду специальностей тоже нужно получить вторую ступень высшего образования. Кроме того, магистратуру можно окончить, чтобы получить образование не по выбранной изначально, а по другой специальности.

Что дает

Образование достается нелегко, но приносит множество преимуществ. Окончив магистратуру, вы получите такие возможности:

  1. Вы сможете занимать руководящие должности, работать на по специальностям, требующим обеих ступеней высшего образования.
  2. Профессиональный рост будет быстрым даже при условии высокой конкуренции.
  3. Вы получите массу полезных и углубленных теоретических знаний и практических навыков.
  4. Если вы поняли, что ошибочно выбрали специализацию, то магистратура дает вам право сменить ее.
  5. Стипендия и другие социальные гарантии (место в общежитии и т.д.) будут продлены еще на какое-то количество лет.
  6. У вас будет открыта дорога к поступлению в аспирантуру и занятие преподавательской деятельностью.

Нужно ли идти в магистратуру после бакалавриата

Это решение каждый человек принимает лично. Объективно несправедливым будет утверждать, что бакалавр – неполноценное образование. Тем не менее, перед принятием решения о том, стоит ли поступать в магистратуру, подумайте о следующих возможностях, которые она обеспечивает выпускнику ВУЗа:

  • диплом признается на международном уровне;
  • опыт работы с иностранными преподавателями;
  • проведение разработок и исследований для кандидатской работы;
  • равнозначности зарубежной научной квалификации PhD.

Как поступить на магистратуру

Получение второй ступени высшего образования возможно только по окончании бакалавриата. Необходимо будет сдать устный комплексный междисциплинарный экзамен по направлению подготовки. Его содержание, порядок проведения определяются каждым университетом, поэтому везде отличаются. Результаты оцениваются по 100-бальной шкале в соответствии с требованиями Болонской системы. Обучение длится два года. Не обязательно поступать сразу, сначала можно несколько лет поработать по специальности.

Кто может поступить

Для подачи документов необходимо иметь высшее профессиональное образование. Подойдут диплом бакалавра, специалиста, магистра. Из дополнительных документов нужны заявление, удостоверение личности, медицинская справка и несколько фотографий. Чтобы поступить на бюджетной основе, нужно иметь либо диплом бакалавра, либо специалитет, полученный до болонского процесса. Магистерское образование может быть и не связано с выбранным в прошлый раз направлением фундаментальной подготовки.

Магистратура по другой специальности

В процессе получения высшего образования вы сможете изменит его направление. Специальность можно взять любую, но практика показывает, что предпочтительнее выбирать смежную. Однако, если вы уверены в том, что обладаете необходимыми знаниями для сдачи вступительного экзамена по совершенно иной профессии, препятствий никаких нет. Магистратура после бакалавриата по другой специальности доступна в любом российском ВУЗе и даже за пределами страны.

Оплачивается работодателем

В трудовом законодательстве перечислены компенсации и гарантии работникам, которые профессиональную деятельность совмещают с обучением. К примеру, магистратура по ряду специальностей, особенно узконаучных, финансируется работодателем, которому средства перечислит государство. Если поступление – личная инициатива работника, то ему предстоит платное обучение, компания может лишь предоставить отпуск за свой счет.

Если вторая научная ступень необходима сотруднику для карьерного роста в конкретной организации, его не имеют права уволить. В данной ситуации возможно развитие по двум сценариям:

  1. Работодатель оплачивает все расходы, связанные с образованием. Так поступают, если компания очень заинтересована в работнике.
  2. Компания дает дни оплачиваемого отпуска на посещение подготовительных курсов, лекций, сдачу экзаменов.

Чем отличается бакалавр от магистра

Разница между этими ступенями образования состоит не только в количестве возможностей трудоустройства. В чем отличие бакалавриата от магистратуры, что лучше? Несколько примеров:

  1. В магистратуру может поступить только бакалавр.
  2. В аспирантуре имеет право обучаться только студент, у которого есть академическая степень магистра.
  3. Обучение на бакалавриате длится четыре года. В магистратуре – два.
  4. Вторую ступень высшего образования можно получить не по той специальности, которую вы приобрели на бакалавриате.
  5. Кто такой бакалавр? Он ориентирован на трудовую деятельность, практическое использование полученных знаний. В магистратуре готовят к работе в научно-исследовательской сфере.
  6. Вторую ступень высшего образования можно получить не во всех учебных заведениях.

Диплом бакалавра

Этот документ о наличии у человека первой квалификационной ступени высшего образования обеспечивает ему право трудоустройства по полученной им специальности, как правило, в социальной и экономической сферах. Его обладатель имеет полное право на продолжение образования и поступление в магистратуру. В зарубежной практике большинство людей после получения степени бакалавра сразу устраиваются на работу. Продолжают учебу лишь те, которые планируют заниматься наукой и исследованиями.

С таким документом человеку доступен большой выбор мест работы. Магистратура значительно повышает ваши шансы на трудоустройство по специальности в аналитические и исследовательские центры, крупные корпорации. Этот диплом обязательно нужно иметь лицам, которые планируют в дальнейшем поступать в аспирантуру или заняться преподавательской деятельностью.

Видео

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Реформация прежней системы пятилетнего высшего образования до сих пор многих вводит в заблуждение. Узнать ответ на вопрос - бакалавриат и магистратура – что это такое, должен каждый будущий студент вне зависимости от того, станет ли для него это обучение первым или нет.

Что значит магистратура и бакалавриат?

Два этих термина объединяет то, что они означают освоение определенного уровня государственной образовательной программы. Первый шаг к новой схеме был осуществлен в 1997 году, когда были приняты поправки к Болонской конвенции, вводящие двухуровневую систему обучения. Они пришли из США, где носят названия undergraduate education и graduate education. На примере Америки можно рассказать о преимуществах такого образования:

  1. Оно дает право сменить специализацию, если предыдущая наскучила.
  2. Понимая, кто такой бакалавр, потенциальный работодатель предпочтет его человеку со специалитетом, потому что его проще обучить с нуля.
  3. Студенчество, стипендия, проживание в общежитии и другие гарантии продлеваются еще на несколько лет.

Кто такой магистр?

Магистратура – это вторая ступень высшего образования, доступная для любого, кто прошел первую. Академическая степень магистра приобретается после окончания полного учебного процесса. Важной характеристикой степени является то, что на бесплатное обучение могут претендовать не только , но и дипломированные специалисты, окончившие университет до введения болонской системы. Магистратуру в полной мере раскрывают следующие нюансы:

  1. Человек, прошедший вторую ступень образования, имеет право занимать руководящие должности гражданской формы службы.
  2. Чтобы наемным работникам не пришлось думать, что выше – магистратура или бакалавриат, законодатели разделяют все квалифицированные специальности на те, для которых требуется одна степень или необходимы сразу обе.
  3. Курс предметов подбирается таким образом, что студент полностью погружается в научную и практическую деятельность.

Кто такой бакалавр?

Бакалавриат доступен вчерашним школьникам и лицам, получившим среднее профессиональное . В противоположность распространенному предрассудку, оно не бесполезно без дальнейшего поступления в магистратуру. Степень бакалавра считается высшим образованием: по окончанию студент пишет выпускную аттестационную работу и сдает квалификационные экзамены. У нее несколько аспектов, о которых должен знать каждый:

  1. Она предполагает базовый набор предметов для специальностей, которые в магистратуре будет разделены на ответвления (например, юриспруденция допускает гражданскую, уголовную и конституционную направленность).
  2. Степень дает шанс в будущем написать и защитить научную диссертацию.
  3. Престижность при болонской системе не зависит от громкого имени заведения, в котором обучался студент: она приравнивается к подтвержденной дипломом степени.

Бакалавриат и магистратура - плюсы и минусы

У любой степени есть свои недостатки и преимущества. Единственным минусом бакалавриата являются иные стандарты приема на работу. Они могут качнуть чашу весов при ответе на вопрос о том, что лучше бакалавриат или магистратура, в противоположную сторону. Зарплата полностью зависит от диплома, поэтому бакалавриат без магистратуры иногда закрывает карьерное развитие самому умному и талантливому сотруднику. В специализациях, не требующих для достижения высот второй ступени образования, в магистратуру идут те, кто хочет посвятить себя исследованиям и преподаванию.

Магистратура и бакалавриат - чем они отличаются?

Две ступени образования даже тогда, когда они предполагают равные права при приеме на работу, непохожи по сути. Отличие бакалавриата от магистратуры заключается в том, что:

  1. На место бакалавра может претендовать абитуриент со свидетельством о полном школьном образовании, а в магистратуру его возьмут только после прохождения степени бакалавра.
  2. Средний срок обучения на бакалавриате составляет 4 года, а магистратура занимает 2 года.
  3. Зная ответ на вопрос, бакалавриат и магистратура – что это такое, нетрудно догадаться, что на первом этапе можно получить одну специализацию, а на втором – сменить ее на другую при желании.
  4. Попасть в аспирантуру может только студент, имеющий за плечами академическую степень магистра.

Зачем нужна магистратура после бакалавриата?

Среди скептически настроенных студентов распространены сомнения в том, так ли нужна магистратура после бакалавриата. Необходимость в ней действительно возникает не всегда, а лишь при том условии, если студент ожидает получить от магистратуры:

  • большой объем знаний, которые невозможно включить в базовую программу;
  • быстрый профессиональный рост в корпорации с высокой конкуренцией;
  • вес в научном сообществе страны, публикации в профильных журналах;
  • переходный этап на пути к аспирантуре и работе преподавателем.

Стоит ли учиться в магистратуре после бакалавриата?

Было бы нечестным утверждать, что магистратура – синоним полноценного высшего образования. Не все профессии требуют от человека 7-летнего обучения в ВУЗе с его временными и материальными затратами. Каждый должен самостоятельно решить, надо ли идти в магистратуру после бакалавриата, опираясь на бонусы от ее получения:

  • международная мобильность и признанность диплома;
  • равнозначность степени магистра зарубежной научной квалификации PhD;
  • опыт работы с зарубежными преподавателями, проведения исследований и разработок для кандидатской работы.

Как выбрать магистратуру после бакалавриата?

Чтобы сделать максимально правильный выбор для обучения на второй ступени высшего образования, нужно четко определить . Магистратура после бакалавриата по другой специальности открывает возможности двойного преимущества при трудоустройстве. Правом подтверждения академической степени обладают лучшие ВУЗы с признанным опытом и громким именем. При выборе специализации магистратуры учитываются такие факторы, как:

  • связь учебного заведения с иностранными образовательными учреждениями и компаниями;
  • востребованность профессии на рынке труда;
  • готовность потенциального работодателя к отпуску по причине сдачи сессии.

Оплачивается ли магистратура после бакалавриата работодателем?

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим обучение с профессиональной деятельностью, прописаны в трудовом законодательстве страны. Нахождение ответа на вопрос о том, оплачивается ли магистратура после бакалавриата, может развиваться по одному из сценариев:

  1. Магистратура в некоторых специальностях (как правило, узконаучных) приравнивается к специалитету. Работодателям студентов, попавших в эту ситуацию, оказывает поддержку в выплате зарплаты государство.
  2. Магистратура стала личной инициативой сотрудника, поэтому начальство имеет право дать ему отпуск, но не станет его оплачивать.
  3. Если от ответа на вопрос «нужна ли магистратура после бакалавриата?» зависит карьерное развитие специалиста, единожды ранее окончившего первую ступень образования, работодатель не может его уволить. Компания обязана оплатить любой отпуск, связанный с подготовительными курсами, лекциями или сдачей экзаменов.

С 2013 года в рамках реализации Федерального закона № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в РФ отстраивается многоуровневая система высшего профессионального образования .

Соответственно бакалавриат, специалитет и магистратура являются уровнями новой формируемой системы высшего профессионального образования.

Каждый из этих уровней отличается:

    образовательными программами, утвержденными Минобрнауки РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям;

    образовательным цензом для поступления в образовательное учреждение высшего профессионального образования;

    сроком обучения на очной форме обучения;

    получаемым документом о высшем профессиональном образовании;

    приобретаемой квалификацией (степенью);

    формой итоговой государственной аттестации и

    возможностью дальнейшего обучения.

Статья 10 «Структура системы образования» Федерального закона № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Для удобства сравнения в таблице приведена обобщенная характеристика бакалавриата, специалитета и магистратуры:

Уровень высшего профессионального образования

Бакалавриат

Специалитет

Магистратура

Образовательные программы

ФГОС ВПО по направлениям подготовки бакалавриата

ФГОС ВПО по направлениям подготовки специалитета

ФГОС ВПО по направлениям подготовки магистров

Образовательный ценз при поступлении

Среднее общее образование или его эквивалент

Бакалавриат или специалитет

Сроки обучения на очной форме

Не менее 5 лет

Получаемый документ о высшем образовании

Диплом бакалавра

Диплом специалиста

Диплом магистра

Приобретаемая квалификация (степень)

Академический бакалавр, прикладной бакалавр

Специалист

Характер получаемого образования

Общая фундаментальная подготовка по определенному направлению без узкой специализации

Ориентировано на практическую работу в отрасли по выбранному направлению

Глубокое освоение теоретических аспектов, ориентированное на научно-исследовательскую деятельность

Форма итоговой государственной аттестации

Сдача государственных экзаменов, подготовка и защита бакалаврской выпускной

квалификационной работы

Сдача государственных экзаменов и защита дипломной работы (проекта)

Сдача государственных экзаменов и защита магистерской диссертации

Возможность дальнейшего обучения

Магистратура

Магистратура или аспирантура

Аспирантура

Из данной сравнительной таблицы видно, что:

    для освоения программ бакалавриата или специалитета:

    • необходимо иметь - среднее общее образование,

      а для программ магистратуры - высшее образование любого уровня;

ч. 2, 3 Статьи 69 «Высшее образование» Федерального закона № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

    в отличие от программ бакалавриата и специалитета обучать по программам магистратуры могут не только вузы, но и научные организации;

    при этом каждая из программ бакалавриата, специалитета и магистратуры относится к самостоятельному виду основной профессиональной образовательной программы высшего образования, утвержденной Минобрнауки РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям;

    прием на обучение в образовательное учреждение высшего профессионального образования осуществляется отдельно по каждой из этих программ.

пп. "б" п. 2 ч. 3 Статьи 12 «Образовательные программы», ч. 5 Статьи 69 «Высшее образование» Федерального закона № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Специалитет - это привычная для РФ система образования:

    специалистов готовят для практической деятельности в отдельной отрасли;

    срок получения этого уровня высшего профессионального образования составляет, как правило, 5 лет.

Однако многие вузы в последние годы перешли на болонскую (двухуровневую) систему высшего профессионального образования:

  • что предполагает подготовку и выпуск бакалавров и магистров;

разд. IX Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 гг., утв. Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р

    желающий получить первое высшее образование в вузе, который перешел на болонскую систему высшего профессионального образования, поступает на бакалавриат;

    при условии успешного прохождения итоговой аттестации по этому уровню образования ему присваивается квалификация "бакалавр" и выдается диплом, свидетельствующий о наличии у него высшего образования;

п. 2 ч. 5 Статьи 10 «Структура системы образования» Федерального закона № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Бакалавры - могут продолжить обучение и получить степень магистра:

    при этом необязательно поступать в магистратуру в том же вузе. Прием на обучение по программам магистратуры осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний;

    условно степень бакалавра можно охарактеризовать как базовое высшее образование, а степень магистра - как дальнейшую специализацию.

ч. 3, 5, 6 Статьи 69 «Высшее образование» Федерального закона № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Магистратура - в отличие от программ бакалавриата и специалитета осуществлять обучение по программам магистратуры:

  • могут не только вузы, но и научные организации.

п. 4 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 N 301 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры"

Существенное отличие между бакалавриатом, специалитетом и магистратурой заключается также:

    в продолжительности обучения, которая устанавливается федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС);

    как правило:

    • для получения диплома специалиста обучаются - 5 лет,

      диплома бакалавра - 4 года,

      диплома магистра - 2 года.

ч. 4 Статьи 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты» Федерального закона № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»;
п. 3.3 Стандарта, утв. Приказом Минобрнауки России от 12.09.2016 № 1173 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 01.05.01 Фундаментальные математика и механика (уровень специалитета)";
п. 3.3 Стандарта, утв. Приказом Минобрнауки России от 07.08.2014 № 943 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 01.03.01 Математика (уровень бакалавриата)";
п. 3.3 Стандарта, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.08.2015 № 827 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 01.04.01 Математика (уровень магистратуры)"

Что такое магистратура и зачем она нужна?

Магистратура – это вторая ступень высшего образования в болонской системе. После окончания бакалавриата выпускники делают выбор: искать работу или продолжить обучение в магистратуре, для того чтобы претендовать на более высокие должности.

Магистратура - это системный подход к обучению для работы в выбранной сфере деятельности. Студенты осваивают образовательную программу, проходят теоретическую и практическую подготовку к научно-исследовательской или профессиональной деятельности, что позволяет им получить глубокие систематические знания и навыки.

Три аргумента «ЗА» магистратуру:
A. Без нее вы не сможете поступить в аспирантуру и получить ученую степень (если вы бакалавр).
B. Вы сможете еще два года побыть студентом. Причем – бесплатно.
C. Вы можете получить ещё одну профессию или квалификацию, либо улучшить подготовку по уже полученной профессии.

РХТУ предлагает 39 магистерских программ по 14 направлениям подготовки. Это: «Химия», «Экология и природопользование», «Информационные системы и технологии», «Химическая технология», «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии», «Биотехнология», «Техносферная безопасность», «Материаловедение и технологии материалов», «Стандартизация и метрология», «Организация и управление наукоемкими производствами», «Наноматериалы», «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Лингвистика».

Полный список направлений подготовки магистратуры РХТУ можно посмотреть .

3. Поступление в магистратуру

Вы можете выбрать направление, которое отличается от указанного в вашем дипломе бакалавра. Выбор направления ничем не ограничивается.
Для поступления в магистратуру нужно сдать вступительное испытание. Вы должны подтвердить, что ваши знания, полученные в бакалавриате, подходят для обучения в магистратуре.
Например, чтобы поступить на направление подготовки «Информационные системы и технологии», вам нужно будет сдать устный экзамен по программам: «Информационные системы и технологии» или «Информационные системы в цифровой экономике», в зависимости от программы. А на направление «Биотехнология» – «Промышленная биотехнология и биоинженерия».

Информацию о вступительных испытаниях и минимальных баллах можно получить .
Документы для поступления в магистратуру вместе с примерами заполнения можно посмотреть .
Порядок учета индивидуальных достижений (для магистратуры он тоже существует)

4. Целевое обучение в магистратуре

Что такое целевое обучение? Это когда компания направляет вас на учебу в вуз, и вам не приходится оплачивать обучение, но взамен вы какое-то время работаете на эту компанию после окончания обучения.

Плюсы целевого обучения:
A. Вам гарантировано трудоустройство после получения диплома,
B. Вы проходите практику у работодателя,
C. Вам доступны дополнительные меры социальной поддержки в период обучения в вузе.
Список компаний, с которыми сотрудничает РХТУ в рамках направления студентов на целевое обучение, .

МАГИСТРАТУРА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Камышанова Анна Евгеньевна,

канд. юр. наук, доцент, зав. Кафедрой гражданского права

и процесса, декан Юридического факультета

ЧОУ ВО «Таганрогский институт управления и экономики»

MASTER’S DEGREE IN HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

Kamyshanova Anna,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor,

Head of the Department of Civil Law and Procedure,

Dean of the Law Faculty of the Taganrog Institute of Management and EconomicsTaganrog

АННОТАЦИЯ:

Статья посвящена методическим особенностям организации учебного процесса в магистратуре по направлению подготовки «Юриспруденция» на основе образовательных стандартов 2010 года.

ABSTRACT:

The article is devoted to methodological features of the organization educational process in magistracy on a direction of preparation «Law» on the basis of educational standards 2010.

Ключевые слова: высшее юридическое образование, магистратура, образование, образовательные стандарты, образовательный процесс, юриспруденция.

Keywords: higher legal education; magistracy; education; educational standards; educational process jurisprudence.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 юриспруденция (квалификация (степень) «магистр») был утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2010 г. №1763.

Современная реформа высшего профессионального образования Российской Федерации и переход на уровневую систему обучения реализуют основные принципы Болонского процесса и требуют серьезной методической работы в этой области. Перевод российских образовательных стандартов по направлениям подготовки магистров обеспечивает возможность и удобство оценки достижения выпускником конечных целей обучения.

Для подготовки нового поколения специалистов – выпускников магистратуры по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция» разработана серия методических материалов, направленных на решение актуальных задач современного этапа реформирования образования в высшей школе и связанных: с переходом на многоуровневую систему образования; возрастанием требований к качеству и уровню практической подготовки выпускников; необходимостью внедрения опережающего образования выпускников, рассчитанного на подготовку магистрантов в условиях быстрого развития общественных отношений в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка; коренной реорганизацией системы самостоятельной работы студентов, использованием средств и способов активации мыслительной деятельности обучающихся, привитием навыков научной работы, созданием новых программ подготовки обучающихся, необходимостью активной работы по достижению творческих связей выпускников с будущими работодателями в качестве основного направления подготовки кадров для различных сфер государства и общества.

Магистратура - это образование для исследовательской карьеры и для работы по многим юридическим профессиям. Магистерское образование дает не только фундаментальную научную подготовку, но также инструментальные знания и навыки, которые высоко ценят любые современные работодатели.

Магистр – это образовательно-квалификационный уровень выпускника магистратуры, который, на основе квалификации бакалавра или специалиста, получил углубленные специальные навыки и знания инновационного характера, имеет определенный опыт их применения и продуцирования для решения профессиональных проблемных задач в определенной области. Магистр должен обладать широкой эрудицией, фундаментальной научной базой, владеть методологией научного творчества, современными информационными технологиями, методами получения, обработки, хранения и использования научной информации, быть способным к плодотворной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности.

Магистр по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция должен быть подготовлен к профессиональной работе в правотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной, организационно-управленческой, научно-исследовательской деятельности, в учреждениях системы высшего и дополнительного профессионального образования.

Цель магистратуры — подготовка высококвалифицированных специалистов со степенью магистра по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования. Учебные планы магистерских программ, в рамках реализации Болонского процесса, в частности по «Юриспруденции», предоставляют студентам возможность выбора индивидуальной образовательной траектории. Учебный процесс в магистратуре осуществляется с использованием современных методик образования, с помощью традиционных и инновационных методов и технологий обучения.

Магистратура-это второй уровень двухуровневой системы высшего образования, созданной в процессе реформирования российской образовательной системы, согласно Болонскому процессу (Болонский процесс - процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования). В магистратуре продолжают обучение выпускники бакалаврских программ и дипломированные специалисты.

Основная задача магистратуры - подготовить профессионалов для успешной карьеры в международных и российских компаниях, а также аналитической, консультационной и научно-исследовательской деятельности.

В современной России магистерские программы начали создаваться примерно 10 лет назад. Это было отражением общемировой тенденции, направленной на унификацию программ и дипломов высшего образования. Собравшиеся в 1999г. в Болонье министры образования 31-й страны подписали декларацию о признании двухуровневой системы высшего образования: бакалавр - магистр. Внедряя в жизнь принципы Болонской декларации, европейские страны, включая Россию, Германию, Швецию, Финляндию и другие, начали процесс реформирования своих систем высшего образования.

В ТИУиЭ с 2011 года осуществляется подготовка магистров по новым ФГОС 2011 года, при этом разработаны и реализуются следующие магистерские программы:

1) «Теория и история государства и права; история учений о праве и государстве; сравнительное правоведение»;

2) «Гражданское право, гражданское процессуальное право»;

3) «Уголовное право, уголовный процесс, судебная власть»;

4) «Государственная власть и правовая система Российской Федрации».

В 2013 году был осуществлён первый выпуск 18 магистров.

Учебные планы построены по принципу модульной системы и включают общенаучный цикл дисциплин, а также профессиональный цикл, который включает 4 модуля:

1) историко-теоретический;

2) теоретико-фундаментальный;

3) международно-правовой;

4) практико-ориентированный.

При этом значительное место занимают дисциплины сравнительно-правовой, международно-правовой направленности: Зарубежное уголовное право, Принципы организации и деятельности судебной власти в России и зарубежных странах, Международное сотрудничество судебных и правоохранительных органов в области уголовного судопроизводства , Зарубежное гражданское и гражданское процессуальное право, Проблемы международного частного права, право международных организаций.

Большое значение в магистратуре уделяется прикладным дисциплинам, для проведения которых приглашаются ведущие специалисты-практики. Так, дисциплину «Судебные экспертизы в уголовном процессе» ведёт к.м.н., начальник Неклиновского филиала ГУЗ «Психо-неврологический диспансер» РО Каргин Марат Владимирович, дисциплину «Правовой режим недвижимости в РФ» преподаёт начальник отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области Годулян Анна Игоревна.

Особое внимание уделено трём видам практик. Учебная практика в виде юридического консультирования на 50% проводится на базе двух общественных приёмных Юридической клиники ТИУиЭ. Педагогическая (производственная) практика заключается в подготовке и проведении магистрантами занятий у студентов факультета СПО и бакалавров, а также в методической работе по составлению рабочих программ и учебно-методических материалов (заданий, практико-ориентированных кейсов, тестов). Научно-исследовательская практика предполагает выполнение научного исследования, работу в научных библиотеках, задания по рецензированию, аннотированию и иные. Нужно отметить, что каждому виду практики соответствует учебная дисциплина. Так, педагогическая практика связана с дисциплиной «Методика преподавания юриспруденции в высшей школе», научно-исследовательская с дисциплиной «Организация научно-исследовательской деятельности».То есть студенты, получив теоретические знания, вырабатывают навыки их прикладного применения в ходе прохождения практики.

Интересной формой является рассредоточенный научно-исследовательский семинар. Научно-исследовательский семинар предусматривает следующие формы организации учебного процесса: дискуссии, семинары, самостоятельная работа студента, консультации.

Предусмотрено выполнение самостоятельной работы в форме выполнения рефератов, подготовки презентаций, анализа законов и специальной литературы, составления текстов проектов различных документов на предложенных условиях, составление текстов научных статей и докладов.

Целямипроведения научно-исследовательского семинара являются:

– включение научной работы студентов в качестве постоянного и систематического элемента их деятельности в рамках магистерской программы, включение их в жизнь российского и мирового научного сообщества. Для этого необходимо выработать у студентов компетенции и навыки исследовательской работы, прежде всего — в процессе подготовки магистерской диссертации;

— обмен научной информацией и повышение качества научно-исследовательской работы преподавателей и студентов ТИУиЭ и российской юридической науки в целом;

— обеспечение высокого качества научных исследований по проблемам права, обработки и анализа данных и, как следствие, высокий уровень магистерских диссертаций. Научно-исследовательский семинар призван создать условия для приобретения магистрами опыта участия в научных дискуссиях, формирования и аргументации собственной позиции;

— выработка у магистрантов компетенций и навыков исследовательской работы, знакомство с актуальными проблемами и путями их решения;

— помощь магистрантам в выборе направления и темы исследования;

— получение навыков презентации исследовательских результатов;

— формирование основ информационно-аналитической и научно-исследовательской деятельности.

Научно-исследовательский семинар ведётся разными преподавателями, при этом каждый из нах «погружает» студентов в ту область, которая относится к сфере его научных и методологических интересов.

Следует выделить определенные преимущества обучения в магистратуре:

  • во-первых, для чтения мастер-классов в магистратуру приглашены лучшие преподаватели не только ТИУиЭ, но и ведущих ВУЗов Ростовской области, а также руководители государственных и негосударственных организаций с большим опытом работы, практикующие юристы: сотрудники правоохранительных органов, прокуратуры, учреждений юстиции, адвокаты и т.д.:
  • во-вторых, в магистратуре превалирует индивидуальный подход к каждому обучающемуся, что позволяет получать глубокие теоретические знания и практические навыки, опыт формирования и отстаивания правовой позиции, составления проектов документов, с которыми приходится работать юристам корпораций, служащим органов государственной власти и местного самоуправления, адвокатам, нотариусам;
  • в-третьих, по итогам обучения выдается государственный диплом магистра юриспруденции, который признается во всех странах Болонской системы;
  • в-четвертых, магистратура дает возможность дальнейшего обучения в аспирантуре Таганрогского института управления и экономики и другиз ВУЗов, развития идей магистерской диссертации в диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук;
  • в-пятых, магистрант становится современным высококвалифицированным юристом, востребованным юридическими службами организаций разных сфер деятельности и форм собственности, органами исполнительной и законодательной власти федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации, он сможет заниматься научной и преподавательской деятельностью в высших учебных заведениях.

В отличие от бакалавриата, магистратура - это второй уровень двухуровневой системы высшего образования («4+2»), созданной в процессе реформирования российской образовательной системы. Подготовка в бакалавриате предполагает получение общих знаний и навыков, которые потом уже углубляются по специализации магистерских программ. Обучение в магистратуре также дает возможность получения знаний по новому направлению, которое может кардинально отличаться от направления подготовки, полученного в бакалавриате/специалитете.

Именно возможность сменить направление обучения и овладеть новой специальностью, является одним из ключевых преимуществ системы «4+2» (бакалавриат + магистратура). Отбор на магистерскую подготовку осуществляется на конкурсной основе. Лица, не имеющие диплома бакалавра по соответствующему, направлению обязаны сдать экзамен.

Однако в такой возможности изменения направления подготовки таится и определённая сложность подготовки магистров. При одновременном обучении в одной учебной группе бакалавров, имеющих и не имеющих базовое высшее образование и, как следствие, разный «стартовый» уровень по направлению «Юриспруденция», итоговый уровень подготовки у них должен быть одинаковым. Достигнуть этого чрезвычайно сложно. Определённый объём знаний абитуриенты, не имеющие базового образования по направлению «Юриспруденция» получают в рамках подготовки к вступительным экзаменам, однако такая подготовка не может заменить 4-летний период обучения в бакалавриате по направлению «Юриспруденция». В преподавательской юридической среде активно обсуждается данная проблема, и представителибольшинства ведущих юридических школ высказывают мнение, что в юридическую магистратуру можно набирать только юристов, имеющих диплом бакалавра или специалиста.

Данная позиция также отражена на сайтах приёмных комиссий ведущих юридических вузов – специалистов и бакалавров по иным специальностям и направлениям подготовки в магистратуру по юриспруденции просто не принимают. Однако такая позиция не соответствует мировому опыту – в большинстве стран Западной Европы и в США допускается смена направления подготовки и получение дипломов бакалавра и магистра по разным направлениям. Видимо, российскому законодателю необходимо однозначно определиться с позицией по этому вопросу и исключать возможности разного применения стандарта образовательными организациями.

Несмотря на такие сложности, степень магистра дает возможность уверенно чувствовать себя в жизни, найти высокооплачиваемую работу, обеспечить базу для профессионального роста. Диплом магистра понятен и признаваем как в России, так и за рубежом. А это очень важно для успешной карьеры, оценки собственных способностей и возможностей.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Советы по строительству и ремонту