Советы по строительству и ремонту

Постановление Правительства РФ № 1314 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (ссылка на скачивание) регламентирует порядок технологического присоединения (подключения) и утверждает размер платы за подключение газового оборудования . В соответствии с Постановлением № 1314 были разработаны и утверждены Методические указания, по которым производится расчет платы за подключение к газовым сетям. К примеру, для потребителей с почасовым расходом газа от 5 м3 до 15 м3 и расположенных на расстоянии до 200 метров до газовой магистрали, стоимость подключения составляет от 20 000 до 50 000 рублей.

В 2001 году был утвержден план газификации регионов России, который осуществляют власти субъектов РФ совместно с компанией «Газпром», которая берет на себя расходы, связанные с проведением газопроводов до населенных пунктов. В свою очередь, региональные власти должны прокладывать уличные газовые сети с одновременной подготовкой к приему газа конечных потребителей.

Новый закон о газификации утвердил подключение газа по новым правилам. В основе нормативных документов и положений о подключении газа лежит Федеральный закон о газификации. В нем содержатся все основные правовые, экономические и организационные положения. Помимо этого, ФЗ о газификации регламентирует взаимоотношения между поставщиками и потребителями газа, которые подробно изложены в «Положении об утверждении правил поставки газа». В нем описываются основные принципы газификации частных домов, дачных кооперативов и предприятий, а так же расчет стоимости подключения и порядок оплаты за услуги газоснабжения.


Подключение газа по новым правилам

Раньше для подключения газа к частному (загородному) дому жителям приходилось ждать годами. В новых правилах четко прописаны сроки подключения. Газораспределительная компания обязана выдать технические условия в течение 14 дней, а сам трубопровод должен быть проложен в течение 2 лет. Значительно уменьшилась и стоимость самого подключения. Если раньше подключение газа к частному дому обходилось в сумму 100 000 до 700 000 рублей, то теперь - от 20 000 до 50 000 рублей, при условии, что расстояние от дома до газовой магистрали не превышает 200 метров. В том случае, если расстояние до газораспределительного пункта больше, то жителям поселка (дачного кооператива) можно посоветовать создать общественную организацию, которая будет добиваться подведения газовой магистрали к домам за счет бюджета. Кроме того, в новых правилах детально прописан порядок подключения, что исключает возможность разночтений (имевших место ранее).

В комитете Госдумы по энергетике 21 ноября обсудили газификацию России и необходимые для этого законодательные решения. Открывая дискуссию, председатель комитета Павел Завальный заявил, что газификация необходима стране и газовой отрасли для поддержания и расширения спроса на газ на внутреннем рынке. Это одно из обязательных условий устойчивого развития отрасли в условиях профицита добычных и магистральных транспортных мощностей, усиления конкуренции на внешних рынках, а также при перспективе снижения темпов роста спроса на энергию по мере роста энергоэффективности и применения возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

«Но газификация должна быть экономически рентабельной. А это невозможно сегодня, при нашей системе ценообразования на газ. В условиях низких цен на газ на внутреннем рынке для «Газпрома» газификация нерентабельна, для независимых производителей – неинтересна. Отказ от государственного регулирования цен на газ в пользу межтопливной конкуренции резко увеличил бы темпы газификации в стране, так как заработала бы экономика», – полагает Завальный.

По мнению Кирилла Молодцова, заместителя Министра энергетики РФ, для реализации задач, заложенных в документах стратегического планирования, в том числе в части газификации страны, в ближайшие годы необходимо определиться и с моделью ценообразования на газ, и с концепцией внутреннего рынка в целом. Главной целью при принятии решений должно быть обеспечение граждан страны природным газом на приемлемых условиях и в долгосрочной перспективе.

«Стопроцентная газификация страны невозможна и экономически нецелесообразна. Целевой показатель – 85%, включая автономную газификацию»,

– отметил Кирилл Молодцов.

Сегодня основная ответственность за газификацию лежит на субъектах РФ и ПАО «Газпром». В 38 регионах действуют утвержденные программы, в 33 программы проходят стадию согласования, в семи программы пришлось вернуть на доработку. Еще в семи регионах – на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, вне зоны Единой системы газоснабжения, – таких программ пока не может быть: вопрос можно будет решать по мере реализации Восточной газовой программы или через автономную газификацию.

Одной из основных проблем замминистра энергетики назвал неисполнение субъектами Федерации обязательств по подготовке потребителей к приему газа в части строительства газотранспортной инфраструктуры. По его данным, порядка трети регионов в той или иной степени нарушают взятые на себя обязательства.

«Не менее важно снятие разного рода барьеров, упрощение процедуры подключения к газотранспортной инфраструктуре. Минэнерго работает над этим. Целевой показатель – сокращение срока подключения (с момента обращения до момента подачи газа) с 500 дней до 135», – сообщил Молодцов.

В свою очередь, и.о. директора Департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Министерства экономического развития РФ Дмитрий Вахруков отметил необходимость расширения пропускной способности существующей газотранспортной инфраструктуры.

«Газораспределительные сети перегружены, недостаток возможностей по присоединению к газопроводам ограничивает экономическое и социальное развитие регионов. Так, в Московской области из-за этого не реализуется порядка 50 инвестиционных проектов»,

– заявил Вахруков.

Минэкономразвития предлагает законодательно прописать механизмы, которые обязали бы собственника системы газоснабжения вести расширение пропускной способности инфраструктуры. Это потребует меньших капитальных затрат, чем строительство новой, имея большой потенциал расширения газопотребления в уже газифицированных регионах.

Наталья Пронина, заместитель начальника Управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС, рассказала о намерении службы внедрить в двух регионах – Тюменской области и Пермском крае – пилотные проекты по заключению так называемых регуляторных контрактов между ФАС, региональным тарифным органом и поставщиком газа, предполагающих другой подход к тарифообразованию. ФАС полагает, что они дадут более прозрачную систему цен, возможность долгосрочного планирования и оптимизацию затрат на газификацию, при этом цена на газ для потребителя не меняется.

Новации, предлагаемые Минэкономразвития и ФАС, вызвали большой скепсис у заместителя председателя правления ПАО «Газпром» Валерия Голубева. Он отметил, что «Газпром» фактически остается единственной организацией, занимающейся газификацией, и основным поставщиком природного газа для населения, несмотря на то, что его доля на внутреннем рынке газа за 10 лет снизилась со 100% до 45% без учета собственного потребления.

Проводя газификацию, «Газпром» решает поставленную перед ним государством социальную задачу, а экономически газификация является нерентабельной.

Неудивительно, что независимые поставщики газа, поставляя газ промышленным потребителям на внутреннем рынке по коммерческим ценам, совершенно в ней не участвуют. При этом «Газпром» систематически сталкивается с нарушениями платежной дисциплины, что является одной из серьезнейших проблем.

«Сегодня неплатежи достигают 170 млрд руб. Это сопоставимо с объемом инвестиций, вложенных в программы газификации с 2005 года. Получается парадоксальная ситуация: чем больше мы вкладываем в газификацию, чем больше потребителей подключаем, тем меньше денег получаем. Они заложены в инвестиционные программы, но реально они не будут получены. Мы вынуждены изыскивать другие источники для выполнения задач газификации, для поддержания надежности газоснабжения, ремонта и модернизации единой системы газоснабжения (ЕСГ), и на этом фоне нас хотят еще к чему-то обязывать законодательно», – заявил Голубев.

Между тем, несмотря на экономические сложности, совместная работа «Газпрома» и администраций субъектов РФ, начатая в 2005 году, идет достаточно эффективно. С 2005 по 2016 год в нее было вложено около 295 млрд руб., построено 2046 газопроводов протяженностью более 28 тыс. км, газифицировано 5060 котельных, 815 тыс. домовладений. Средний уровень газификации в России за это время вырос с 53,3% до 67,2%, в том числе в городах – с 60% до 70,9%, в сельской местности – с 34,8% до 57,1%.

В 2017-2020 годах в стране планируется построить около 24 тыс. км газопроводов, создать условия для газификации в 3,5 тыс. населенных пунктов, что будет соответствовать 3 тыс. котельных и 700 тыс. домовладений.

Если эти планы будут реализованы, темпы газификации увеличатся более чем в два раза.

Участники круглого стола предоставят в комитет Госдумы по энергетике конкретные предложения с целью их внесения в законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации», посвященный стимулированию газификации.

Населению придется самостоятельно заработать на «голубое топливо»

Низкий уровень газификации регионов остается одной из главных проблем российского топливно-энергетического комплекса. Несмотря на обещания правительства и отраслевых компаний, жителям более трети областей страны до сих пор приходится отапливать свои дома углем и дровами.

Спасти ситуацию могут лишь серьезные объемы инвестиций, но пока ни чиновники, ни игроки газового рынка не спешат идти на такие жертвы. Поэтому существует большая вероятность, что государство окончательно переложит эти затраты на плечи обывателей, которые в итоге останутся один на один с проблемами обеспечения себя «голубым топливом».

Уровень газификации в России может вырасти максимум до 90%. Причем достичь этой планки получится не ранее 2030 года.

«Стыдно, когда страна, которая производит больше всего газа в мире, тем не менее имеет такой низкий уровень газификации населения». Это громкое заявление сделал глава российского правительства Дмитрий Медведев в июле прошлого года.

Гнев премьера был справедлив и вызван, мягко говоря, недостаточно высоким уровнем обеспечения жителей России «голубым топливом». Тот же Медведев еще в 2007 году, будучи вице-премьером и главой совета директоров «Газпрома», сообщил о реальной возможности полностью газифицировать всю Россию в течение десятилетнего срока. Десять лет прошло, обещание не выполнено, и премьеру остается только гневаться.

С одной стороны, за прошедшие десять лет наша страна действительно успела серьезно продвинуться в деле газификации жилья населения. Если в 2007 году средний уровень обеспечения «голубым топливом» субъектов страны едва превышал 50%, то на конец 2016-го этот показатель вырос до 67,2%. С другой - до стопроцентного результата все так же остается пропасть, и, судя по всему, чтобы ее преодолеть, потребуется еще не одно десятилетие.

Более того, совсем недавно - в середине марта - глава Минэнерго Александр Новак признался, что необъятная территория нашей страны никогда не будет газифицирована на все 100%. «В отдельных регионах у нас никогда не будет газотранспортной инфраструктуры», - заявил он.

По оценкам «Газпрома», самое большее, на что мы можем рассчитывать, это уровень газификации в 90%. Причем достичь этой планки получится не ранее 2030 года. Ускорить процесс мешают многие факторы, в частности, снижение темпов экономического роста, считают в монополии.

«Государство не готово пойти на такие шаги»

Сказать, что газовый монополист не старается форсировать проблему обеспечения населения «голубым топливом», было бы несправедливо. По словам замглавы «Газпрома» Валерия Голубева, для его компании «интенсификация газификации является абсолютно экономически выгодной».

С 2005 года концерн вложил в эти проекты по стране 270 млрд рублей. До 2020 году на аналогичные цели «Газпром» намерен направить еще 450 млрд рублей. Однако даже такие серьезные инвестиции не позволят полностью закрыть пробелы в доступе российских регионов к газовой трубе - вложения увеличат уровень газификации лишь на 8%, и не более.

Кроме того, учитывая общеэкономические проблемы, с трудом верится в то, что за ближайшие три года «Газпром» потратит на газификацию более чем в полтора раза больше, нежели за предыдущие 10 лет. Тем более что расходы монополии по этой статье постоянно снижаются: с 34 млрд рублей в 2013 году до 25 млрд в 2016-м. Чтобы эти цифры увеличить, по мнению «Газпрома», к выполнению данной задачи необходимо подключать независимых производителей «голубого топлива».

Но, по словам замгендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, частные компании не занимаются газификацией в силу отсутствия экономических стимулов и спущенных свыше обязательств. Они требуют в обмен на участие в этих проектах снижения налоговой нагрузки на новые и строящиеся сети, а также предоставления возможности брать в безвозмездное пользование государственные земли для прокладки труб.

Пока государство не готово пойти на такие шаги. Как отмечал Дмитрий Медведев, «наш «Газпром», конечно, национальное достояние. Но у нас есть и другие компании, которые тоже занимаются газификацией. С правовой точки зрения они мало чем отличаются от «Газпрома» - они такие же акционерные общества, имеют неплохие доходы, большие объемы добычи». Поэтому никаких государственных поблажек, кроме сокращения длительности процедур подключения к газораспределительным сетям, им не дают, и, как следствие, частники не проявляют никакого интереса к развитию магистралей среднего и низкого давления.

Еще один неприятный момент, который, как считает «Газпром», мешает продвижению газификации, - это потребительская задолженность за «голубое топливо». Она впечатляет. Так, долг теплоснабжающих предприятий превышает 65 млрд рублей, а населения - 67 млрд. Общий долг за газ всех потребителей, в том числе промышленности, близок к 200 млрд рублей. И пока ситуация не исправится, концерн не намерен увеличивать объем инвестиций в газификацию.

Выгоднее продавать в Европу

Существует и обратная сторона медали. Концерну и правда нерентабельно и, более того, убыточно тянуть дорогостоящий газопровод в удаленную деревню на Дальнем Востоке, в которой проживает две дюжины полунищих жителей. Такие проекты никогда не окупятся. Это и является основной причиной того, что удаленные поселки до сих пор не газифицированы. С этим можно согласиться. По сути, в таком случае обеспечение глубинки «голубым топливом» является социальным направлением, и его должно дотировать государство, а не «Газпром».

Однако в России насчитывается более 150 тыс. населенных пунктов, которые не могут похвастаться наличием собственного газового хозяйства. Среди них довольно много таких, которые расположены вблизи крупных городов, в том числе и в центральной части страны. Население в них живет платежеспособное и c удовольствием воспользовалось бы таким благом цивилизации, как природный газ. Тем более что в результате смогло бы экономить на электроэнергии. Далеко ходить не надо - такие есть даже в Подмосковье.

Объяснение отсутствия газораспределительных труб у вполне обеспеченных поселков и деревень схоже с тем, с которым сталкивается забытая богом провинция. «Газпрому» же банально нет смысла вкладывать средства в строительство местечковых газопроводов, если выгоднее продавать топливо в Европу по уже существующим трубам. При этом следует учесть, что цены на газ для европейцев и для населения России разные и отличаются чуть ли не на порядок. Раньше в «Газпроме» рассчитывали, что стоимость «голубого топлива» для внутреннего и внешнего рынков сравняется уже в 2014 году. Правда, пока это намерение остается только на бумаге.

Но тогда как объяснить обещание «Газпрома» вложить до 100 млрд рублей в газотранспортную систему Киргизии? Понятно, что эти деньги будут инвестироваться постепенно, в течение 14 лет и ежегодные инвестиции в 7 млрд практически незаметны на фоне чистой прибыли монополии в 710 млрд рублей. Но вместе с этим 7 млрд - это 25% от годовых затрат на газификацию российских населенных пунктов, и в сравнении с этим показателем такой объем средств уже не кажется незначительным. Для примера, именно 7 млрд рублей «Газпром» направил на газификацию Новосибирской области в 2005–2016 годы. Площадь Киргизии составляет около 200 тыс. кв. километров, Новосибирской области - 177 тыс. Уровень газификации азиатской республики составляет 22%, Новосибирского края - менее 10% (на 1 января 2016 года). Напрашивается вопрос: а правильно ли газовый холдинг расставляет приоритеты?

Немало претензий к концерну накопилось у властей и других российских регионов. В частности, в начале апреля губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко обвинил монополию в срыве газификации своего региона. «Мы подписали с «Газпромом» беспрецедентную программу на 18,5 млрд рублей. Но, к сожалению, впервые столкнулись с ситуацией, когда не мы не выполняем программу синхронизации (мы работаем с опережающими темпами), а «Газпром» срывает сроки выполнения программы. У нас впервые появились поселки, где уже сделана разводка газа по домам, межуличные газопроводы, но они стоят пустые, потому что мы не можем подать туда газ», - заявил Дрозденко.

Дровами - дешевле

Впрочем, рядовое население находится на астрономическом расстоянии от таких материй, как экономические интересы «Газпрома» и частных газодобывающих компаний. Топливо россиянам необходимо, как говорится, здесь и сейчас. Однако в нашей стране нередки парадоксальные случаи, когда местные жители газифицированных деревень не спешат подключаться к трубопроводам и продолжают топить печи подручным сырьем - дровами и углем. И это не прихоть или старорежимный пережиток. Просто так выходит элементарно дешевле.

Как отмечает Алексей Гривач, даже при наличии распределительной сети за газоотвод к собственному дому придется выложить внушительную сумму. Местные администрации не располагают лишними средствами - доля муниципальных бюджетов составляет всего лишь 5% от общего бюджета страны. Поэтому следующие манипуляции жителю придется производить собственноручно и за свой счет. Во-первых, подать заявку на подключение дома к газу. Во-вторых, составить проект газификации. В-третьих, проложить газовую трубу как от магистрали до дома, так и внутри него. В-четвертых, врезать трубу в магистраль. И, наконец, в-пятых, пройти инспекцию.

Теперь калькулируем. Разработка проекта обойдется в среднем от 5 тыс. рублей. Монтаж газовой трубы в 10–20 метров будет стоить от 35 тыс. до 65 тыс. рублей. Это минимум. Он рассчитан при условии, что жилое здание расположено в непосредственной близости от газораспределительной сети. Если придется тянуть трубу с другого конца поселка, то расходная часть вырастает в разы. Средний ценник на газификацию домовладения по Сибири доходит до 200 тыс. рублей. В областях мегаполисов стоимость такой услуги для небольшого дачного товарищества переваливает за 1 млн. При средней заработной плате в России в 34–35 тыс. рублей скопить сумму, нужную на проводку газа к загородному дому, практически нереально.

Тарифы на пятилетку

В европейских странах широко распространена практика кредитования населения на газификацию. Даже в Белоруссии существует президентский указ, который предусматривает выдачу льготных кредитов на эти цели под 3% годовых. В России, самой богатой «голубым топливом» мировой державе, система поддержки граждан, которые не могут потянуть расходы на газификацию, отсутствует. Самая низкая ставка по «газовым» кредитам составляет 18% годовых. В большинстве банков этот показатель приближается к 30%.

Впрочем, по мнению Алексея Гривача, доступными кредитами можно решить только точечные проблемы отдельных потребительских территорий страны. Тем более непонятно, кто будет субсидировать такие кредитные линии - федеральные фонды, региональные или муниципальные. «В Белоруссии груз по газификации населения лежит на плечах государства. В Европе стоимость «голубого топлива» для населения зачастую в 3–4 раза выше, чем для промышленности. Поэтому газовые компании окупают затраты на присоединение к сетям среднего и низкого давления жилых домов рядовых граждан», - отмечает эксперт.

По его словам, в России изначально необходимо провести унификацию и систематизацию порядка подключения жителей страны к распределительным сетям и детально распределить зоны ответственности. «Некоторые местные газораспределительные организации контролируются дочерними структура «Газпрома». В других случаях они находятся в ведении областных или муниципальных властей. Иногда владельцами сетей выступают сторонние, частные акционеры», - отмечает Гривач. Единой и прозрачной схемы по их инвестиционным обязательствам не существует, поэтому нет ясности и в вопросе, кто и в каком объеме должен брать на себя издержки на газификацию. Несмотря на то что эта проблема не раз обсуждалась в правительственных дискуссиях, финального вердикта так и не было вынесено.

Судя по всему, как полагает экс-председатель комитета Госдумы по энергетике Иван Грачев, государство, равно как и «Газпром», пойдет по пути наименьшего сопротивления и окончательно переложит нагрузку по газификации страны на кошельки рядовых потребителей.

«Инвестиции в объеме 450 млрд рублей, которые рассчитывает вложить «Газпром» в развитие газораспределительного хозяйства России в ближайшие годы, могут быть сформированы за счет увеличения газовых тарифов для населения до близких к европейским ценам. Конечно, это не будет сделано единовременно. Но в перспективе пятилетки вполне осуществимо.

Правда, при этом на повестке дня остается вопрос, а справятся ли с этим россияне, пользующиеся газом и нуждающиеся в этом топливе. Непонятно также, какую долю расходов придется взять на себя промышленным предприятиям и согласятся ли последние с новыми затратами. Кроме того, еще предстоит оценить, насколько такие действия раскрутят инфляцию.

В связи с этим руководству энергетического комплекса страны, прежде чем раздавать направо и налево обещания по таким глобальным вопросам, необходимо досконально проработать планы по осуществлению этих идей и просчитать последствия их претворения в жизнь», - полагает Иван Грачев.

Из досье «МК». Уровень обеспечения газом населения ряда постсоветских республик

Армения - 93%

Азербайджан - 80%

Узбекистан - 75%

Белоруссия - 73,9%

Украина - 72%

Десять российских регионов в рамках масштабной программы газификации полностью выполняют обязательства и вовремя подключают потребителей к газу, еще 14 регионов сильно отстают от плана, а пять вовсе его игнорируют. Это Хабаровский и Ставропольский края, Дагестан, Карачаево-Черкесия и Камчатка. Остальные более или менее идут по графику.

Об этом сообщил гендиректор "Газпром межрегионгаза" Кирилл Селезнев, рассказывая об итогах программы 2005-2017 годов. В этом году в программе участвует чуть меньше регионов - не 68, а 66. При этом пересматривать ее и брать на себя обязательства по строительству внутрипоселковых газопроводов, домовой разводки и прочего поставщик не будет: Селезнев напомнил, что компания и регионы четко разграничили сферы ответственности, когда были еще в начале пути. "Газпром" подводит трубу к границе населенного пункта, а дальше наступает зона ответственности местной администрации.

"Газпром" проводит масштабную программу газификации регионов с середины 2005 года. За это время построено более 30 тысяч километров газопроводов, подведенных более чем к четырем тысячам населенных пунктов. Компания строит межпоселковые газопроводы, а администрация города - уличные распределительные сети, готовя к приему газа как население, так и котельные.

Если в 2005 году страна была газифицирована примерно наполовину, то к началу 2018 года - на 68,1 процента. За это время в строительство межпоселковых труб вложено почти 325 миллиардов рублей. В этом году - еще 36,7 миллиарда. Сюда не входят средства, вложенные региональными администрациями для внутрипоселковых газопроводов.

С ростом газификации в прошлом году объемы продаж газа на внутреннем рынке тоже повысились - на семь процентов (до 229,9 миллиарда кубометров), но в этом году, скорее всего, объемы немного упадут - до 222 миллиардов кубометров, допустил Селезнев. В структуре потребителей газа наибольшая доля приходится на электроэнергетический сектор - более 30 процентов, на втором месте - население (примерно пятая часть). Кто, по прогнозу, снизит потребление, пока неясно.

По оценкам поставщика, темпы газификации тормозит рост просроченной задолженности потребителей за уже поставленный газ. Условно самые дисциплинированные - электроэнергетики и бюджетные учреждения, чьи долги к началу мая оказались наиболее низкими - около 16 миллиардов рублей. Больше всего задолжали теплоснабжающие организации и население - в сумме более ста миллиардов рублей. Существенный долг - у Приморья, Центрального и Северо-Кавказского округов. Пытаясь повысить собираемость платежей, поставщик газа действует и через правоохранительные органы. Примечательно, что после рассылки уведомлений с требованием погасить долг потребители оплатили почти десять миллиардов рублей.

Долги потребителей тормозят темпы газификации России

Более десяти процентов просроченной задолженности по всей стране приходится на трех крупных потребителей: подведомственные организации, Центральную ТЭЦ в Новокузнецке и "Тверскую генерацию". При этом, например, если долг структур минобороны за прошлый год снизился на 6,3 процента - до менее шести миллиардов рублей, то два других должника нарастили долг на 21 и 52 процента соответственно - суммарно почти до семи миллиардов рублей. Среди юрлиц число отключенных за долги снизилось на четверть, среди физлиц - осталось неизменным.

Одновременно с обустройством месторождений и строительством магистральных газопроводов проходит и развитие снабжения субъектов. Фото с сайта www.gazprom.ru

Не будет преувеличением сказать, что по исходным данным топливно-энергетические ресурсы России огромны. В стране, занимающей 13% планеты, но заселенной менее чем 3% населения мира сосредоточено свыше 34% мировых запасов газа и 13% нефти, прогнозные запасы угля составляют 4 трлн т. По совокупному производству энергоресурсов страна входит в первую пятерку мира: в 2012 году получено 1700 млн т у.т. всех видов энергоресурсов, российский газ обеспечивает треть потребностей европейского рынка, примерно 130-145 млрд куб. м, транзит в Европу из стран Центральной Азии – 50 млрд куб. м.

По мнению экспертов, энергоемкость мирового ВВП снизится к 2035 году на 36%, но спрос на энергоносители увеличится на 41%. Индия и Китай обгонят Европу по суммарному энергопотреблению.

Объем поставок природного газа (ПГ) к 2035 году достигнет 500 млрд куб. м. Россия останется самым крупным поставщиком энергоресурсов, ее экспорт равен 736 млн т н.э. Газ сохранит лидирующую роль в энергобалансе – 50% (сейчас 54%).

Соотношение экспорта и внутреннего потребления

Россия сталкивается с острой конкуренцией в континентальной структуре потребления газа. Это по большей части связано с появлением новых вариантов газовых поставок, включая подводные газопроводы из Северной Африки и СПГ из Катара. Вместе с тем Россия потребляет столько же газа, сколько Германия, Франция, Италия, Япония, Китай и Индия, вместе взятые. На экспорт идет только 30% добычи – по сравнению с 96% у Норвегии. Структура нашего газового баланса напоминает узбекскую и иранскую (см. табл. 1).

Напротив, Россию во многих отношениях можно назвать страной природного газа. По данным компании ВР, в 2008-м у нас было произведено больше этого топлива, чем в любой другой стране, – 602 млрд куб. м, или 19,6% мировой добычи. На втором месте США (582 млрд куб. м), все остальные страны сильно отстают.

По доказанным запасам газа Россия – мировой лидер, причем с большим отрывом: на конец 2008 года они составляли 43,3 трлн куб. м против, например, 6,7 трлн у США. Запасы свыше 10 трлн куб. м газа помимо России имеют лишь две страны – Иран (29,6 трлн) и Катар (25,5 трлн).

Для России газ является основным топливом: его доля в потреблении первичной энергии составляет 55,2%. Среди развитых стран такой высокой доли газа в топливном балансе не имеет ни одна газодобывающая страна: в Великобритании его доля в балансе 40%, в Нидерландах – 38%, в Канаде – 27%, в США – 26%, а в Норвегии с ее преобладанием гидроэнергетики – всего лишь 9%. Россия ежегодно сжигает и перерабатывает 420 млрд куб. м газа, уступая по этому показателю только США.

Большинство стран, богатых газом, экспортируют не менее 40% от объемов своей добычи. Для Алжира, Катара и Туркмении эта доля превышает 70%, а Норвегия вывозит 96% добываемого газа (см. табл. 1).

Иран, Саудовская Аравия, ОАЭ не экспортируют природный газ и сами потребляют практически 100% своей добычи. Отчасти такой расклад обусловлен отсутствием удобных соседей-потребителей, к которым можно протянуть газопроводы, однако в Катаре наладили на мировом уровне экспорт сжиженного природного газа (СПГ) танкерами.

Конкуренция на европейском рынке газа усилится, а это означает, что наша страна может рассчитывать только на энергетические ресурсы тех стран, логистика которых делает невыгодным поставки топлива в Северную и Центральную Европу, главный регион – потребитель энергии.

Страны Центрально-Азиатского региона и Каспийско-Черноморского региона владеют существенными запасами природного газа: 12% мировых – 22 трлн куб. м (для сравнения, в России 32,6 трлн куб. м). Уже сейчас они являются крупными экспортерами газа в Европу и страны СНГ: природный газ ЦАР минимум на 10–15% дешевле для потребителей, чем газ Ближнего Востока и Северной Европы, и на 30–35% – чем тюменский газ.

Проектируются трассы газопроводов через Каспийское море. Главная цель была исключить Украину из газоснабжения Европы и направить туда потоки туркменского газа. ЕС добился остановки этого проекта, поскольку он не соответствовал критериям демонополизации, а именно – разделению финансов потребителей энергии и поставщиков.

За газовый рынок юга Европы конкурируют Северная Африка и потенциально Израиль, с одной стороны, и Россия плюс страны Центральной Азии и Иран – с другой. Сравнение логично проводить по критерию протяженности газопроводов и сложности маршрутов.

Объем газа из этих стран, намеченного к поставке на уровне 2020 года, – 10 млрд куб. м в год, что составляет 2% от ежегодного потребления Европы, равного 560 млрд куб. м. Для сравнения: «Газпром» продает Европе в 15 раз больше.

Расширение доли голубого топлива в энергобалансе субъектов

Одновременно с обустройством газовых месторождений, строительством магистральных газопроводов «Газпром» развивал газоснабжение и газификацию субъектов РФ. Принимая Россию за 100%, удельный вес затрат на газификацию по округам выглядит следующим образом: Центральный – 35%, Приволжский – 32%, Северо-Западный – 11%, Уральский – 6%, Сибирский – 2% и Дальневосточный – 1%.

Приоритеты финансирования газификации следующие: полная оплата текущих поставок газа потребителями в регионе и погашение задолженности за ранее поставленный газ; обеспечение экономической эффективности строящихся объектов газификации и готовности потребителей к приему газа; загрузка отводов и газораспределительных станций (ГРС); внедрение энергосберегающих технологий.

Вложенные средства позволили обеспечить строительство 1300 газопроводов (протяженность более 18,5 тыс. км); газификацию 2,5 тыс. населенных пунктов; перевод на газовое топливо 3 тыс. котельных; подключение к местным газовым коммуникациям до 600 тыс. домовладений и квартир. В 2014 году было завершено строительство 221 объекта газификации в 49 субъектах РФ, построено 23 межпоселковых газопровода, завершено строительство 244 межпоселковых газопроводов общей протяженностью до 2,5 тыс. км. Однако уровень газификации природным газом к началу 2015 года составил только 63,2% в среднем по России (в городах – 70%, в сельской местности – менее 50%).

Структура потребителей газа в России существенно отличается от европейских стран. Этот перекос связан с климатическими и географическими факторами и с так называемой газовой паузой, которая началась в нашей стране в 70-х годах прошлого века. Суть ее состояла в активном наращивании потребления газа энергетикой для модернизации мощностей генерации, работавшей на угле. В результате экономика быстро «привыкла» к дешевому газу, и по мере экономического роста в последние несколько лет его потребление стало еще быстрее нарастать.

В дальнейшем структура потребителей будет больше походить на европейскую, но основную лепту будут вносить не социальные нагрузки, а промышленные предприятия. Доля потребления энергетикой снизится, но в абсолютных значениях останется примерно на уровне 2005 года, а возможно, даже несколько меньше. В абсолютном выражении потребление газового топлива будет оставаться на высоком уровне по следующим причинам: газ сложно заменить (сложное транспортное плечо для угольной отрасли, нехватка запасов урана, невыгодность использования мазута); несмотря на рост тарифов, газ будет оставаться достаточно дешевым. По-настоящему механизмы межтопливной конкуренции могут заработать после 2020 года; стоимость строительства энергоустановок на газе существенно ниже, чем на других видах топлива; энергобаланс России не критически перекошен в сторону газа. Мнение, что Россия потребляет слишком много газа, не соответствует действительному положению: темпы роста потребления за последние 10 лет существенно отставали от общемировых.

Структура и объемы потребления газа по отраслям на 2010 год следующие: промышленность – 150 млрд куб. м (30%), энергетика – 180 млрд куб. м (36%), население – 120 млрд куб. м (24%), коммунально-бытовое хозяйство – 50 млрд куб. м (10%), прочие – 40 млрд куб. м (8%). Программа газификации регионов РФ начиная с 2011 года наряду с сетевой рассматривает возможность автономной газификации. Начата реализация проектов по автономной газификации сжиженным природным газом (СПГ) в Сибири и на Дальнем Востоке.

На всем пути развития газовой отрасли одновременно с обустройством газовых месторождений, строительством магистральных газопроводов развивались программы газификации субъектов Российской Федерации.

Объемы инвестиций в новое строительство предусматриваются там, где по итогам работы в отчетном году администрациями была успешно выполнена подготовка потребителей к приему газа. В регионах же, где администрации не выполняют обязательств, инвестиции выделяются только на производство работ по уже начатым строительством объектам. Выделение инвестиций на строительство новых объектов предусматривается только после завершения подготовки потребителей. Программа газификации регионов РФ предусматривает выделение бюджетных средств (проектно-изыскательские работы, разработки и корректировки генеральных схем газоснабжения и газификации и строительства газораспределительных сетей в 65 субъектах РФ), которые структурируются на три группы: первая группа – регионы с развитой системой газопроводов и возможность подключения к Единой системе газоснабжения (ЕСГ), что обеспечит их газификацию преимущественно сетевым природным газом; вторая группа – субъекты РФ, в которых существует местная система газоснабжения, обособленная от ЕСГ, или есть газовые (газоконденсатные) месторождения, поэтому их газификация будет проводиться за счет создания или развития уже имеющихся собственных систем газоснабжения, подключения к системам соседних краев и областей; третья группа – регионы, газификация которых возможна только автономным способом. Проекты по автономной газификации сжиженным природным газом предназначены в первую очередь для Сибири и Дальнего Востока.

Регионы Сибири и Дальнего Востока занимают 66% территории России, составляют в совокупности 11,3 млн кв. км. Здесь сосредоточены основные запасы нефти, газа, угля, леса, рудных и нерудных ископаемых, а также гидроресурсов. В то же время в большинстве регионов весьма суровые климатические условия. Ввиду этих обстоятельств Сибирь и Дальний Восток имеют малую плотность населения (там проживают всего 28 млн человек – 18,8% от общего населения РФ). Для эффективного развития промышленного производства, сельского хозяйства и освоения столь обширных территорий имеется значительная потребность в трудовых ресурсах. Решающим фактором привлечения населения для дальнейшего проживания в эти регионы является создание инженерной и социальной инфраструктуры регионов; комплексная газификация городов и сельских поселений.

В Сибирском и Дальневосточном федеральных округах газифицировано сетевым природным газом свыше 560 тыс. квартир и индивидуальных домостроений (около 35% используют газ для отопления). В системе жилищно-коммунального хозяйства и в качестве автономных источников теплоснабжения природный газ использует свыше 600 различных котельных. Реализация Федеральной программы газификации Восточной Сибири и Дальнего Востока с развитием сети магистральных газопроводов и ГРС, а также реализация региональных программ от действующих газопроводов, безусловно, дают положительные результаты. Ежегодно газифицируется 40–50 тыс. квартир и индивидуальных домостроений, на природный газ переводится свыше 100 котельных.

Вместе с тем в 12 из 28 субъектов восточнее Урала отсутствует газоснабжение сетевым природным газом. В республиках Бурятия, Тыва, Хакасия, Забайкальском крае и ряде других регионов где полностью, а где частично отсутствует в ближайшие годы возможность газификации сетевым природным газом.

Согласно действующим схемам газификации, от магистральных газопроводов в 35% общего жилого фонда и в коммунальных отопительных котельных возможна только автономная газификация. Для автономной газификации возможно использовать: компримированный (сжатый) природный газ (КПГ); сжиженный природный газ (СПГ); сжиженный углеводородный газ (СУГ). Производство и газоснабжение СПГ – сложный процесс, для которого необходимо иметь специальные заводы по сжижению, транспорт для перевозки, установки по регазификации, хранилища СПГ непосредственно на объектах газоснабжения.

Автономная газификация является одним из важнейших факторов повышения эффективности экономики и улучшения условий проживания населения значительной части регионов и поселений Сибири и Дальнего Востока, отдаленных от систем газоснабжения сетевым природным газом. Региональные программы газификации должны формироваться с учетом газификации отдаленных поселений автономно от систем газоснабжения природного сетевого газа, включая развитие всей инженерной инфраструктуры.

В целях стимулирования развития автономной газификации необходимо установить государственное регулирование по поставкам и ценообразованию на всех уровнях до конечных потребителей на КПГ, СПГ, СУГ по подобию сетевого природного газа. Для достижения 100% газификации необходимо:

– обеспечить достаточное и долгосрочное финансирование строительства газораспределительных систем и разводку газовых магистралей непосредственно на объектах потребителя, включая частное домовладение. Это облегчит участь дотационных регионов, число которых в России значительно;

– рассматривать автономную газификацию комплексно в связи со строительством дорог, массовым переводом различных транспортных средств на сжиженный и сжатый газ и развитием транспортных средств большой грузоподъемности, не зависящих от наличия дорог, например строительство грузовых дирижаблей.

Выполнение таких сложных программ возможно, если диверсифицировать бюджетное финансирование программ регионального газифицирования. Для этого используются принципы проектного финансирования. Последнее широко применяется в США и странах Евросоюза для капиталоемких и длительных по реализации проектов. Структура и условия привлечения заемных средств примерно таковы: 15–20% должны составлять собственные средства инициатора; 80–85% – на основе экспортного проектного финансирования за счет ресурсов одного или нескольких западных банков; объем кредитов от 5 млн евро и выше; процентная ставка по кредиту, включая страхование, – 5,0–6,5%; срок предоставления кредита – 5–10 лет.

Выводы

Итак, реализация задачи полной газификации регионов России сопряжена со значительными трудностями. К объективным относятся географическая специфика нашей страны, прежде всего ее протяженность и недостаточно развитые транспортные коммуникации, но также и низкая разведанность на обширных территориях малых и средних месторождений углеводородов регионального значения. К субъективным – несовершенство управленческих моделей, чрезмерная централизация и монополизм газовой отрасли. Требуется критически пересмотреть отечественный и мировой опыт газификации территорий и приоритеты инвестиций в газоснабжении. В первоочередном порядке рационализировать условия присоединения к газоснабженческим структурам предприятий малого и среднего бизнеса, а также муниципалитетов малых населенных пунктов.




Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Советы по строительству и ремонту