Советы по строительству и ремонту

Онлайн-образование — вполне достойная альтернатива традиционным методам обучения. Как правило, получение образования в режиме онлайн обходится студентам гораздо дешевле, нежели посещение “офлайновых” учебных заведений. А некоторые интернет-ресурсы и вовсе предлагают научиться подчас совсем невероятным вещам совершенно бесплатно. Spark.ru составил рейтинг бесплатных образовательных ресурсов на русском языке.
1. Арзамас — некоммерческий проект, собравший на своём ресурсе огромное количество интересных лекций, начиная от пародий современников на поэзию Ахматовой, до “Византии для начинающих”.

2. Лекториум - всевозможные академические лекции онлайн, включая онлайн-курсы и 4 тысячи часов разнообразных видеоматериалов.

3. Универсариум — открытая образовательная площадка, на которой собраны лекции ведущих российских профессоров.

4. Лекторий - онлайн-площадка для лекций. Здесь есть где разгуляться любителям точных наук.

5. TeachPro — интерактивные видеокурсы.

6. Khan Academy - некоммерческий американский проект, который взял на себя особую миссию - сделать образование качественным и доступным для каждого. На сайте действует русскоязычный раздел.

7. Coursera - образовательная платформа, которая предлагает всем желающим бесплатные онлайн-курсы от ведущих университетов и организаций мира.

8. Академия - телевизионный проект, цикл лекций о культуре и науке, цель которых - привлечь внимание к российской науке и расширить круг людей, заинтересованных в знаниях.

9. Открытое образование - лекции и курсы ведущих российских преподавателей.

10. УниверТV - дистанционный университет.

12. Stepic.org — онлайн-конструктор курсов, дающий уникальную возможность создать свою собственную программу обучения.

13. Интуит - бесплатное дистанционное обучение.

14. Учи новое! Что ещё нужно для мотивации? Кроме обычного набора тем, на сайте имеется ряд по-настоящему уникальных курсов.

15. 4brain.ru — уроки и материалы для развития навыков, которые полезны каждому, но редко целенаправленно развиваются в школах и университетах.

16. UNIVERSIALITY - множество бесплатных онлайн-курсов: от азов дизайна до тренингов по личностному росту.

17. Теория и практика - платформа для обмена знаниями.

18. Пространство для саморазвития - вебинары и тренинги для личностного роста.

19. Внимание ТВ - тонны образовательных видео на любой вкус.

20. vsetreningi.ru — бизнес-тренинги и семинары, из бонусов - огромная база бизнес-тренеров и консультантов.

21. businesslearning.ru — портал для изучения бизнеса.

22. Эдусон ТВ - подборка обучающих лекций.

OPEN RESOURCES AND CONTROLLED FROM DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES ARE IN ENGINEERING EDUCATION

Г.В. Ившина

[email protected]

им. А.Н. Туполева г. Казань

Работа посвящена изучению опыта применения открытых образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий в инженерном образовании за рубежом и в России. Описаны основные проблемы создания и внедрения системы электронного обучения в инженерное образование.

Ключевые слова: открытые образовательные ресурсы, инженерное образование, CDIO-подход, система электронного обучения, электронные курсы.

The work is devoted to studying the experience of the application of open educational resources in engineering education abroad and in Russia. The basic problem of the creation and implementation of e-learning in engineering education.

Keywords: open educational resources, engineering education, CDIO, e-learning, e-learning courses.

Говоря о подготовке инженеров после 2020 года, Чарльз М. Вест пишет: «Современные студенты должны уметь совмещать естественные и информационные науки на нано-, микро- и макроуровнях, владеть профессиональной этикой и ощущать социальную ответственность, быть творческими личностями и новаторами, иметь развитые навыки устного и письменного общения. Студенты должны быть готовы стать гражданами мира и понимать, какой вклад могут внести инженеры в развитие общества. Они

должны понимать принципы развития бизнеса, быть экспертами в области разработки и производства продукции, знать, как планировать, проектировать, производить и применять сложные инженерные системы. Они должны вести профессиональную деятельность, применяя принципы устойчивого развития, и быть готовы жить и работать в глобальном мире. Трудная задача... возможно, даже невыполнимая» .

Очевидно, что вызовы глобального образования и технологии открытого образования во всем мире ставят много вопросов перед современным вузовским образованием, поэтому на повестку дня выходят новые технологии и подходы и для инженерного образования.

Например, все более привлекательной становится философия подхода CDIO, которая отражает «главные особенности современного инженерного образования – увлеченность инженерной деятельностью, глубокое усвоение базовых навыков и понимание вклада инженеров в развитие общества. Подход CDIO позволяет разжечь в наших студентах страсть к профессии» .

Итак, несколько слов о подходе CDIO. Ключевые особенности:

понимание важности обучения в контексте инженерной практики;

определение планируемых результатов обучения студентов;

разработка учебного плана и применение методик обучения, в которых дисциплинарные знания интегрируются с универсальными,

а также профессиональными навыками и личностными качествами. Особенность подхода – проведение исследовательски ориентированных

мероприятий, которые в значительной степени повышают качество высшего инженерного образования. Подход направлен на достижение трех общих целей: подготовить выпускников, способных

применять базовые технические знания в практической деятельности;

руководить процессом создания и эксплуатации инженерных объектов, процессов и систем;

понимать важность и последствия воздействия научного и технического прогресса на общество.

Образование, организованное с применением подхода CDIO, основано на формировании базовых технических знаний в контексте планирования, проектирования, производства и применения объектов, процессов и систем. Этот подход позволяет создать «образовательный контекст», который авторы определяют как среду, способствующую пониманию и приобретению знаний и умений. В качестве образовательного контекста в подходе CDIO выступают планирование, проектирование, производство. Далее разработаны комплексный подход к определению образовательных потребностей студентов и последовательность учебных мероприятий, направленных на их удовлетворение. При этом создается образовательный контекст, который оказывает двойное воздействие на студентов тем, что способствует глубокому пониманию теоретических основ инжиниринга и приобретению практических навыков. Следует отметить, что в этом случае преподавателям необходимы современные

педагогические подходы и инновационные методики преподавания, чтобы создать новую образовательную среду, в которой студенты приобретают конкретный опыт обучения, способствующий осмыслению абстрактных технических понятий и активному применению полученных знаний, что приводит к их пониманию и усвоению.

Заметим, что подход CDIO разрабатывался как технологический процесс на основе 12 стандартов, определяющих требования к образовательным программам, которые могут выступать руководством для реформирования и оценки программ, создавать условия для бенчмаркинга и задавать цели в международном контексте, служить отправной точкой для непрерывного улучшения.

В рамках описанного подхода особое значение приобретают открытое образование и открытые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, реализующие модель личностноориентированного обучения, которая предполагает создание условий для развития у обучаемых способности к самообразованию, самообучению, самовоспитанию, саморазвитию, самоопределению, самостоятельности и самореализации, а также позволяющая более полно проявить и реализовать его возможности в соответствии с его подготовкой, способностями и психофизиологическими особенностями.

Открытое образование предполагает разработку и внедрение открытых образовательных ресурсов. Термин «открытые образовательные ресурсы» (Open Educational Resources, OER) был впервые введен в научный оборот на Форуме по открытым обучающим системам для развивающих стран, организованном ЮНЕСКО в июле 2002 г. Под открытыми образовательными ресурсами (ООР) подразумеваются любые виды общественно доступных учебных материалов, которые размещаются в соответствии с «открытыми лицензиями», позволяющими свободно использовать эти материалы любыми пользователями: копировать, модифицировать, создавать на их основе новые ресурсы .

В рамках развития открытой электронно-образовательной среды КНИТУКАИ Департамент информационных технологий, научно-техническая библиотека и отдел электронных технологий в обучении разработали концепцию, пакет нормативно-правовых документов для создания и применения открытых электронных образовательных ресурсов, дистанционных образовательных технологий как в очном обучении, так и в дополнительном образовании. В качестве систем управления электронным обучением в КНИТУКАИ используются LMS BlackBoard в очном обучении и LMS MOODLE в дополнительном образовании.

Главной выявленной проблемой является неподготовленность преподавателей и студентов к реализации технологий открытого образования и подхода CDIO. Мы полагаем, что широкое распространение МООС (англ.

Massive open online courses, MOOC) – интернет-курсов с массовым интерактивным участием и открытым доступом, одной из форм дистанционного образования – требует переосмысления электронного образования будущих инженеров. В качестве дополнений к традиционным материалам учебного курса,

таким как видео, чтение и домашние задания, массовые открытые онлайн-курсы дают возможность использовать интерактивные форумы пользователей, которые помогают создавать и поддерживать сообщества студентов, преподавателей и ассистентов (TAS). В качестве аргумента, что этим надо заниматься, приведем мнение Анантана Агарвала (профессор МИТ), который в своем выступлении говорит об актуальности MOOC. Он сообщает, что в данный момент дистанционное образование не может полностью заменить аудиторные занятия, однако их смешение позволит создать наиболее совершенную, экспериментальную форму обучения :

«Я действительно верю в то, что мы можем изменить образование и в качестве, и в уровне, и в доступности с помощью технологий. Например, в edX мы пытаемся изменить обучение с помощью онлайн-технологий. Традиционное образование закостенело за эти 500 лет, трудно помышлять о его модернизации или перекраивании. Мы должны переосмыслить его. Это как переход от телеги к самолету. Должна быть изменена сама инфраструктура. Должно измениться все. Мы должны перейти от лекций на классной доске к онлайн-упражнениям и онлайн-видео. Мы должны перейти к интерактивным виртуальным лабораториям и игровым подходам в образовании. Мы должны полностью переключиться на онлайновую оценку работ, а также на равноправный диалог в духе дискуссионных клубов. Все должно измениться».

В КНИТУ-КАИ проводится анкетирование преподавателей и студентов по целесообразности перестройки инженерного образования с использованием зарубежного и отечественного опыта и применения дистанционных образовательных технологий, разрабатываются средства квалиметрии электронного обучения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кроули, Э.Ф. Переосмысление инженерного образования. Подход CDIO / Эдвард Ф. Кроули, Йохан Малмквист, Сорен Остлунд [и др.] ; пер. с англ. С. Рыбушкиной; под научной редакцией А. Чучалина. – М. : Издательский дом Высшей школы экономики, 2015. – 503 с.

2. Ившина, Г.В. Парадигма открытого образования в рамках реформирования образовательного пространства вуза / Г.В. Ившина // Ученые записки ИСГЗ, 2013, № 1-1. – С. 144–150.

3. Агарвал, А. Массовые открытые онлайн-курсы (MOOC) все еще актуальны [Электронный ресурс] / А. Агарвал. – Режим доступа: http://web-in- learning.blogspot.ru/2014/05/mooc.html.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СИНТЕЗА МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ И МЕДИАКРИТИКИ В ПРОЦЕССЕ

ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

PEDAGOGICAL MODEL SYNTHESIS OF MEDIA AND MEDIA CRITICISM IN THE PREPARATION OF FUTURE TEACHERS

А.А. Левицкая, А.В. Федоров

A.A. Levitskaya, A.V. Fedorov

[email protected]

Таганрогский институт экономики и управления Таганрогский институт имени А.П. Чехова г. Таганрог

Ключевые слова: педагогическая, модель, медиакритика, медиаобразование, медиаграмотность, медиакомпетентность, аналитическое мышление, студенты.

The authors offer our readers the pedagogical model synthesis of media education and media criticism in the preparation of future teachers.

Keywords: pedagogical model, media criticism, media education, media literacy, media competence, analytical thinking, students.

Разработанная нами педагогическая модель синтеза медиаобразования и медиакритики в процессе подготовки будущих педагогов предназначена для внедрения в учебный процесс вуза (в рамках предметов по выбору) для будущих учителей любых профилей, специальностей, однако в большей степени соотносится с профилями гуманитарной, социальной направленности. В нашей экспериментальной работе данная модель внедряется на факультете социальной

психологии и педагогики для студентов – будущих социальных педагогов (Таганрогский институт имени А.П. Чехова).

Рис. 1. Педагогическая модель синтеза медиаобразования и медиакритики в процессе подготовки будущих педагогов

1. Блок историко-теоретической подготовки будущих педагогов в области медиаобразования:

ключевые понятия медиаобразования (медийное агентство,

основные этапы развития истории и теории медиаобразования

(медиаобразование на материале прессы, фотографии, радио и кино в 1920–40-х годах, доминанта практической концепции медиаобразования. Медиаобразование в эпоху развития массового телевидения: 1950–60-е годы, доминанты эстетической концепции медиаобразования. Развитие новых медиаобразовательных теорий («критического мышления», семиотической, культурологической,

социокультурной) в 1980–90-х. Современные тенденции

медиаобразования: синтез информационной и медиаграмотности, попытка синтезировать медиаобразование и медиакритику).

2. Блок историко-теоретической подготовки будущих педагогов в области медиакритики:

основные этапы развития медиакритики: литературная,

театральная, музыкальная критика, фотокритика, арт-критика (художественная критика), кинокритика (с начала XX века), телевизионная критика (с 1940–50-х годов)) как базис современной медиакритики. Идеологические, политические и тематические отличия (медиа)критики на Западе и в СССР в XX веке. Возникновение термина «медиакритика» как реакция на интенсивное развитие массмедиа в XX веке. Наиболее влиятельные в плане медиакритики российские и зарубежные газеты и журналы XX века;

медиакритика в контексте современной социокультурной ситуации: задачи, особенности: современная социокультурная ситуация и ее влияние на медиа и медиакритику. Особенности развития медиакритики в России и за рубежом в XXI веке. Типология медийных источников, содержащих тексты медиакритиков (наиболее известные газеты, журналы, теле-, радиопередачи, интернет-порталы, блоги и др.). Наиболее влиятельные в плане медиакритики современные российские и зарубежные газеты и журналы. Основные задачи современной медиакритики: познание информационного производства; изучение и изменение общественного восприятия медийного содержания и представлений о внешнем мире, складывающихся в сознании аудитории СМИ; оказание влияния на отношение публики к медиа, формирование определенной общественной культуры изучения и оценки деятельности массмедиа, развитие духовного мира аудитории; содействие развитию и совершенствованию творческопрофессиональной культуры создателей медиатекстов; социальной среды функционирования средств массовой информации и т. д. [Короченский, 2003, с. 32]. Направленность современной медиакритики на научное сообщество исследователей медиакультуры, медийные агентства и массовую медийную аудиторию. Профессиональная и любительская (блоговая) медиакритика. Медиакритика и гражданское общество. Медиакритика и медиаобразование;

основные виды медиакритики: академическая , направленная на аудиторию ученых, исследователей медиакультуры, преподавателей медийных курсов; корпоративная, направленная на аудиторию руководителей и сотрудников медийных агентств, медийной индустрии; массовая, направленная на массовую аудиторию;

основные жанры медиакритики: аналитическая статья о процессах, событиях прошлого и настоящего в медийной сфере;

7) анализ стереотипов медиатекста (Stereotypes Analysis of media text) –

выявление и анализ стереотипного изображения людей, идей, событий, сюжетов, тем и т. д. в медиатекстах;

8) анализ культурной мифологии медиатекста (Cultural Mythology Analysis of media text) – выявление и анализ мифологизации (в том числе в рамках так называемых фольклорных источников – сказок, «городских легенд» и т. д.) стереотипов фабул, тем, персонажей и т. д. в медиатекстах;

9) автобиографический (личностный) анализ медиатекста

(Autobiographical Analysis of media text) – анализ отношений, эмоций,

воспоминаний, которые вызывает медиатекст у конкретного индивидуума;

10) иконографический анализ медиатекста (Iconographic Analysis of media text) – анализ визуального ряда, языка медиатекста;

11) семиотический анализ медиатекста (Semiological Analysis of media text) – анализ языка знаков и символов в медиатекстах; данный анализ тесно связан с иконографическим анализом;

12) идеологический и философский анализ медиа и/или медиатекста

(Ideological and Philosophical Analysis of media text) – анализ философии, идеологии медийного агентства и/или медиатекста;

13) идентификационный анализ медиатекста (Identification Analysis of media text) – распознание/идентификация скрытых сообщений в медиатекстах, т. к. медийные агентства часто предлагают ложные и/или упрощенные решения тех или иных политических, социальных и иных проблем;

14) этический анализ медиатекста (Ethical Analysis of media text) – анализ медиатекста с точки зрения моральной позиции его автора(ов) и персонажей;

15) эстетический анализ медиатекста (Aesthetical Analysis of media text)

– анализ художественной концепции произведений медиакультуры разных видов и жанров, тесно связан с эстетической (художественной) теорией медиаобразования (aesthetical approach, media as popular arts approach, discriminatory approach), теоретическая база которой во многом совпадает с культурологической теорией медиаобразования. Эстетический анализ медиатекстов помогает аудитории развить эстетическое/художественное восприятие и вкус, понять основные законы и язык той части медиатекстов, которая имеет отношение к искусству;

16) оценочный анализ медиатекста (Assessment Analysis of media text) –

заключение о достоинствах явления медиакультуры и/или медиатекста (в целом или его части) на основе личностных, нравственных или формальных критериев;

17) герменевтический анализ медиа и/или медиатекста в социокультурном контексте (Hermeneutic Analysis of media & media text in the Social & Cultural Context) – комплексное исследование

процесса интерпретации явлений медиасферы и/или медиатекстов, социокультурных, исторических, политических и иных факторов, влияющих на точку зрения агентства/автора медиатекста и на точку зрения аудитории. Герменевтический анализ предполагает постижение явлений медиасферы и/или медиатекста через сопоставление с социокультурной традицией и действительностью; проникновение в логику явлений медиакультуры и/или медиатекста. Предмет анализа герменевтического анализа – система медиа и ее функционирование в обществе, взаимодействие с человеком, язык медиа и его использование. Комплексность, междисциплинарность, интегрированность использования данного метода.

3.2. Креативная деятельность студентов по отношению к медиа: творческая (творческие задания на медийном материале: литературноимитационные, театрализовано-ролевые, изобразительноимитационные), связанные с проникновением внутрь лаборатории создателей произведений медиакультуры / медиатекстов, медиакритических текстов, системы функционирования медиа в социуме в целом; проекты, рассчитанные на самостоятельную исследовательскую и практическую деятельность студентов на медийном материале; практические упражнения, связанные с медийной активностью и медиакритикой – реальным созданием медиатекстов на материале прессы, кино, видео, интернета).

4. Блок технологии подготовки будущих педагогов к медиаобразованию школьников: использование полученных знаний и умений в области медиаобразования и медиакритики в процессе студенческой педагогической практики – в школах, гимназиях, лицеях, учреждениях дополнительного образования (центрах эстетического воспитания, клубах по месту жительства), интернатах, детских домах, летних оздоровительных центрах; основные технологии данной работы. Практическое применение полученных знаний по медиаобразованию и медиакритики во время проведения текущих и зачетных занятий со школьниками (факультативы, кружки, тематические утренники и вечера, викторины, игры и т. д.), для развития их медиакомпетентости.

В итоге внедрения данной модели студенты (будущие педагоги) смогут, по нашему мнению, эффективно развивать медиакомпетентность [Корконосенко, 2004; Короченский, 2003; Почепцов, 2008; Potter, 2014; Worsnop, 2013]

школьников, опираясь на полученные знания, синтезирующие основы медиаобразования и медиакритики.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Корконосенко, С.Г. Преподаем журналистику: профессиональное и массовое медиаобразование / С.Г. Корконосенко. – СПб, 2004.

2. Короченский, А.П. Медиакритика в теории и практике журналистики. Дис. д-ра филологических наук / А.П. Короченский. – СПб, 2003. – 467 с.

3. Почепцов, Г.Г. Медиа. Теория массовых коммуникаций / Г.Г. Почепцов. – Киев: Альтерпресс, 2008.

4. Potter W.J. Media Literacy. L.A.: Sage, 2014, 452 p.

5. Potter W.J. The Skills of Media Literacy. Sana Barbara: Knowledge Assets, Incorporated, 2014, 226 p.

6. Worsnop, C. Some Thoughts on Assessment in Media Education // The Journal of Media Literacy. 2013. Vol. 60, № 1-2.

7. Korkonosenko, S.G. Teaching Journalism: professional and mass media education. St. Petersburg, 2004.

8. Korochensky, A.P. Media criticism in theory and practice of journalism. Ph.D. Dis. St. Petersburg, 2003. 467 p.

9. Pocheptsov, G,G, Media. The theory of mass communication. Kiev: Alterpress, 2008.

10.Potter W.J. Media Literacy. L.A.: Sage, 2014, 452 p.

11.Potter W.J. The Skills of Media Literacy. Sana Barbara: Knowledge Assets, Incorporated, 2014, 226 p.

12.Worsnop, C. Some Thoughts on Assessment in Media Education // The Journal of Media Literacy. 2013. Vol. 60, N 1-2.

Нам повезло жить в мире, когда стало доступным то, что раньше казалось фантастикой. Разве можно было 10 лет назад предположить, что через интернет мы будем оплачивать коммунальные услуги, приобретать товары в магазине, получать образование? Сейчас у нас есть масса разнообразных технологических возможностей, с помощью которых человек решает ежедневные задачи на качественно новом уровне, эффективнее используя свое время и приобретая новый опыт.

Сегодня миллионы людей по всему миру учатся онлайн, получают знания, осваивают новые профессии и убеждаются в эффективности такой формы обучения. Россию эта тенденция не обошла стороной. Но не всему, что предложено в интернете можно доверять. Где же найти хорошие курсы? Как выбрать проверенный источник для получения знаний?

В данной статье мы представили вашему вниманию лучшие ресурсы Рунета, способные сделать вас еще умнее и образованнее. Если вы стремитесь к самообучению и самообразованию, то наверняка найдете для себя интересную и полезную информацию.

Интуит

Этот проект является пионером дистанционного обучения, предоставляет свои услуги именно в сети интернет и не привязан к существующим вузам, обладает большим потенциалом развития. С помощью данного ресурса можно как пройти курсы повышения квалификации, так и получить качественное высшее образование. Направления подготовки специалистов: информационные технологии, экономика, менеджмент, математика, физика, педагогика и другие современные области знаний.

Если вы хотите получить официальный документ, подтверждающий ваше обучение на данном портале, то форма обучения будет платной. Также вашему вниманию предложено несколько сотен бесплатных материалов, которые помогут вам приобрести качественные знания, необходимые для овладения новой профессией, повышения уровня образования. Портал «Интуит» сотрудничает с ведущими учебными заведениями, проводит видеосъемку лекций именитых профессоров и докладов ученых.

http://www.intuit.ru/

Универсариум

Этот ресурс можно считать аналогом образовательного онлайн-портала Coursera, который уже закрепил свои позиции на рынке онлайн-образования. Курсы для «Универсариума» записывают преподаватели ведущих российских вузов, таких как МГУ, МФТИ, РЭА им. Плеханова. Плюсом этого ресурса является ориентированность некоторых курсов на конкретных работодателей, что дает обучающимся в дальнейшем возможность трудоустройства.

Обучение представляет собой прохождение последовательных модулей курса, продолжительностью 7-10 недель. Каждую неделю предлагается новая тема, обучающийся может либо просто прослушать лекции и приобрести необходимые знания, либо выполнить контрольные задания и получить сертификат о прохождении обучения. Главным отличием «Универсариума» является то, что обучение ведется исключительно на русском языке, что как нельзя лучше выполняет функцию укрепления русского языка.

http://universarium.org/

Арзамас

Является достаточно своеобразной онлайн-площадкой, обучение осуществляется по гуманитарным дисциплинам, таким как история, литература, искусство, антропология. Отличительной особенностью курсов является высокое качество записываемых видеоматериалов, по сравнению с другими порталами. В содержание курсов входят небольшие видео лекции ученых, дополненные справочными заметками, цитатами известных авторов, фотоматериалами, фрагментами из кинофильмов, интервью со специалистами в определенной области, то есть всем тем, что позволит раскрыть тему более полно. Обновление курсов осуществляется еженедельно. Все материалы представлены в свободном доступе и являются абсолютно бесплатными.

http://arzamas.academy/

Лекториум

Еще один интересный ресурс, на котором представлено огромное количество русскоязычных онлайн-лекций от преподавателей лучших вузов страны, видеоматериалов с научных конференций. Отличительной особенностью «Лекториума» является наличие нишевых лекций, например, по гематологии, биоинформатике, генетике, которых не встретишь ни на одном подобном ресурсе. Данный портал особенно подойдет тем, кто желает более глубоко разобраться в какой-либо тематике, узнать современный научный поход к интересующей проблеме.

«Лекториум» в своем обучении использует образовательные курсы нового поколения МООС (Massive Open Online Courses), видеолекции записываются в студии, тщательно прорабатывается подача, чтобы уложиться в 7-10 минут. Доступ ко всем материалам бесплатный, курсы отличаются высоким стандартом качества.

https://www.lektorium.tv/

Открытое Образование

Образовательный проект, который создан ассоциацией «Национальная платформа открытого образования». На данном портале вы можете пройти обучение по основным предметам ведущих вузов России: МГУ, МФТИ, СПбГУ, СПбПУ, НИУ «ВШЭ», УрФУ, ИТМО, НИТУ «МИСиС». Основополагающим принципом этого ресурса является открытость, что обеспечивает повышение доступности и качества образования. Курсы отличаются от материалов других подобных площадок тем, что ориентированы на стандарты российской системы образования и создаются для того, чтобы использовать их в системе высшего образования.

Отличительной особенностью «Открытого образования» является то, что любой обучающийся при желании может не только получить сертификат о прохождении онлайн-курса, но и зачесть его в процессе обучения в соответствующем учебном заведении. Для получения сертификата необходимо пройти контрольные мероприятия.

В настоящее время студентам представлены курсы по абсолютно разным направлениям профессиональной подготовки: менеджмент, математика, физика, архитектура, медицина, геология, социология и другие. Курсы представляют собой видеолекции самых продвинутых преподавателей вузов, каждое учебное заведение предлагает курсы по своему самому сильному направлению. Доступ ко всем материалам портала бесплатный и без формальных требований к базовому уровню образования.

Существуют две основные модели дистанционного образования. Одна, типичная для дистанционного обучения в Азии, - это открытый университет, зачисляющий очень большое число студентов, где преподавание ведется исключительно методами дистанционного образования. Эти открытые сверхуниверситеты часто создаются как национальные учебные заведения, финансируемые из общественных фондов.

В другой, "двухвидовой", модели, примером которой служит дистанционное образование в Австралии, Новой Зеландии и Малайзии, обучение в университете или колледже происходит и внутри и за их стенами; не проводится различия между дистанционным и очным обучением в плане оценки знаний или выдачи дипломов, и студенты могут переходить от одной формы к другой. В учебных заведениях студенты могут использовать (и все больше используют) материалы, предназначенные для дистанционного обучения, в том числе с применением ЭВМ, чтобы дополнить или заменить классическую лекционно-консультативную модель. Распечатки стали преобладающим средством заочного обучения и дополняются аудиовизуальными материалами (а не средствами телевидения или радио). Аудиотелеконференции (а в некоторых случаях - видеоконференции) становятся обычным явлением.

При любой модели в основе развития удаленного обучения лежит принцип разделения учебного заведения и обучающегося по двум направлениям:

  • асинхронное обучение (удаленный “ученик”, оснащенный пакетом информационных средств, накапливает знания, навыки, умения, а учебное заведение периодически контролирует количество и качество их усвоения; по этой форме, например, в России широко распространено заочное обучение в высшей школе);
  • синхронное обучение (дистанционное обучение в современном понимании; удаленный “класс”, группа, реже отдельный ученик в синхронном взаимодействии с тьютором, удаленной информационной базой, тестирующим устройством и т.п.).

И.О. Морозов считает, что методики ДО делятся не на два, а на три типа: «На практике наиболее распространены три вида систем дистанционного обучения: синхронные, асинхронные и смешанные.

В синхронных системах обучаемые и преподаватели участвуют в учебном процессе одновременно. К таким системам относятся интерактивное ТВ, компьютерные телеконференции, дистанционное обучение под руководством инструктора.

Асинхронные системы не требуют одновременного участия обучаемых и преподавателя. Обучаемый сам выбирает время и план занятий. К таким системам относятся курсы на основе печатных материалов, физических электронных носителей (CD, аудио/видеокассеты), электронной почты, а также Интернет/интранет-системы. Смешанные системы используют элементы как синхронного, так и асинхронного типов обучения».

Дистанционное образование опирается на следующие принципы:

1. Принцип гуманистичности обучения.

Этот принцип является определяющим в системе непрерывного интенсивного обучения и усиливается применительно к СДО. Его сущность заключается в обращенности обучения и образовательного процесса в целом к человеку, в создании максимально благоприятных условий для овладения обучающимися социально накопленного опыта, заключенного в содержании обучения, освоении избранной профессии, для развития и проявления творческой индивидуальности, высоких гражданских, нравственных, интеллектуальных качеств, которые обеспечивали бы ему социальную защищенность, безопасное и комфортное существование.

2. Принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании образовательного процесса в СДО.

Суть названного принципа состоит в том, что проектирование СДО необходимо начинать с разработки теоретических концепций, создания дидактических моделей тех явлений, которые предполагается реализовать. Опыт компьютеризации позволяет утверждать, что когда приоритетной является педагогическая сторона, система получается более эффективной.

3. Принцип педагогической целесообразности применения новых информационных технологий.

Он требует педагогической оценки эффективности каждого шага проектирования и создания СДО. Поэтому на первый план необходимо ставить не внедрение техники, а соответствующее содержательное наполнение учебных курсов и образовательных услуг.

4. Принцип выбора содержания образования.

5. Принцип обеспечения безопасности информации, циркулирующей в СДО.

Необходимо предусматривать при необходимости организационные и технические способы безопасного и конфиденциального хранения, передачи и использования нужных сведений, обеспечения ее безопасности при хранении, передачи и использовании.

6. Принцип стартового уровня образования.

Эффективное обучение в СДО требует определенного набора знаний, умений, навыков. Например, для продуктивного обучения кандидат на учебу должен быть знаком с научными основами самостоятельного учебного труда, обладать определенными навыками обращения с компьютером и др.

7. Принцип соответствия технологий обучения.

Технологии обучения должны быть адекватны моделям ДО. Так, в традиционных дисциплинарных моделях обучения в качестве организационных форм обучения (видов занятий) используются лекции, семинарские и практические занятия, имитационные или деловые игры, лабораторные занятия, самостоятельная работа, производственная практика, курсовые и дипломные работы, контроль усвоения знаний. В процессе становления СДО могут появиться новые модели, которые в случае необходимости должны быть включены в нее. Примером таких новых моделей могут служить объектно-ориентированные или проектно-информационные модели. В числе организационных форм обучения в этих моделях будут использоваться компьютерные конференции, телеконференции, информационные сеансы, телеконсультации, проектные работы и пр.

8. Принцип мобильности обучения.

Он заключается в создании информационных сетей, баз и банков знаний и данных для ДО, позволяющих обучающемуся корректировать или дополнять свою образовательную программу в необходимом направлении при отсутствии соответствующих услуг в вузе, где он учится. При этом требуется сохранение информационного инвариантного образования, обеспечивающего возможность перехода из вуза в вуз на обучение по родственным или другим направлениям.

9. Принцип неантогонистичности ДО существующим формам образования.

Проектируемая СДО сможет дать необходимый социальный и экономический эффект при условии, если создаваемые и внедряемые информационные технологии станут не инородным элементом в традиционной системе высшего образования, а будут естественным образом интегрированы в него.

К ресурсам дистанционного образования относятся в первую очередь материалы, помешенные на сервера образовательных порталов, на сайты образовательных организаций, общественных, а так же вузов и даже школ.

Современный этап развития Российской высшей школы характеризуется очень интенсивным взаимопроникновением методик образования западной школы в Российскую и наоборот. В России активно развиваются крупные университетские центры по образу ведущих центров США и Европы. Для современного этапа характерно создание ведущими ВУЗами своих филиалов. Это резко расширяет рынок образовательных услуг и экономит средства вкладываемые в образование, но ведет к ухудшению качества образования, если не внести коррективы в методы образования.

Возможное ухудшение качества образования обусловлено следующими факторами:

  • возможным отсутствием в филиалах достаточного количества квалифицированных педагогических кадров;
  • невозможностью быстрого создания необходимой материальной учебно-лабораторной базы в филиале;
  • экономической нецелесообразностью развертывания в филиале полнокомплектных лабораторных комплексов и лекционных мультимедийных систем из-за малого числа студентов;
  • отсутствие в филиалах традиций и опыта постановки и проведения научно-исследовательских и учебных работ и экспериментов.

Разрешение сложившейся проблемы возможно на основании внедрения в сферу образования дистанционного обучения на базе новых информационных технологий и современного подхода к созданию и функционированию учебного процесса. Основные направления такого подхода:

информатизация имеющегося учебного и научного лабораторного оборудования на базе современных средств и технологий;

разработка нового поколения учебной техники с использованием компьютерных моделей, анимаций и физического моделирования исследуемых объектов, процессов и явлений, ориентированных на решение следующих задач: акцентирование внимания на физической стороне исследуемого процесса; сокращение рутинной части образовательного процесса за счет автоматизации систем управления, измерения и обработки результатов; лабораторный стенд должен охватывать большой раздел лабораторных работ прикладного тематического направления; лабораторные стенды должны обладать системой телекоммуникации, обеспечивающий режимы удаленного и коллективного использования оборудования, интегрируя лабораторные стенды в систему дистанционного образования;

Помимо перечисленных образовательных ресурсов назовем также ресурсы музеев, которые с полным основанием могут быть отнесены к образовательным, разного вида электронные библиотеки и энциклопедии, периодическую прессу.

Среди многочисленных образовательных ресурсов в сетях Интернет особо отметим электронный журнал Вопросы Интернет образования, ресурсы Федерации Интернет образования, которые будут подробнее рассмотрены ниже.

ВВЕДЕНИЕ

Дистанционное обучение (ДО) - это обучение на расстояние, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно и когда все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Дистанционное обучение через Интернет - это обучение, при котором предоставление обучаемым существенной части учебного материала и большая часть взаимодействия с преподавателем осуществляются с использованием технических, программных и административных средств глобальной сети Интернет.

Отличительной особенностью ДО является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами, предоставляемыми современными информационными технологиями. Информационные ресурсы: базы данных и знаний, компьютерные, в том числе мультимедиа, обучающие и контролирующие системы, видео- и аудиозаписи, электронные библиотеки - вместе с традиционными учебниками и методическими пособиями создают уникальную распределенную среду обучения, доступную широкой аудитории.

Проведение видео- и телевизионных лекций, круглых столов, компьютерных видео- и текстовых конференций, возможность частых, вплоть до ежедневных, консультаций с преподавателем по компьютерным коммуникациям делают взаимодействие обучаемых с преподавателями даже более интенсивными, чем при традиционной форме обучения.

Интенсивные телекоммуникационные взаимодействия обучаемых между собой и с преподавателями консультантами позволяют проводить электронные семинары и деловые игры.

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Полноценный проект онлайнового обучения состоит из: инструктивного блока, информационного блока (системы информационного наполнения ресурса), контрольного блока (механизма тестирования и оценки), коммуникативного блока (системы интерактивного преподавания) и управляющей системы, объединяющей все это воедино.

ИНСТРУКТИВНЫЙ БЛОК

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

КОНТРОЛЬНЫЙ БЛОК

КОММУНИКАТИВНЫЙ БЛОК

УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА

Курс ДО - это не только сам текст занятий, а целостный процесс, включающий поиск подходящей информации в сетях, обмен письмами, как с преподавателями курса, так и с другими учащимися, обращение к базам данных, периодическим информационным изданиям, распространяемых посредством Интернет.

Дистанционное обучение, индивидуализированное по своей сути, не должно вместе с тем исключать возможностей коммуникации не только с преподавателем, но и с другими обучающимися, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности.

Успешность дистанционного обучения во многом зависит от организации учебного материала. Если курс предназначен действительно для обучения, т.е. для взаимодействия преподавателя и обучаемого, то соответственно и требования к организации такого курса, принципы отбора и организации, структурирования материала будут определяться особенностями этого взаимодействия. Если курс предназначен для самообразования (а таких курсов на серверах Internet подавляющее большинство), то отбор материала и его структурирование и организация будут существенно иные. В данном случае мы говорим об обучении, т.е. о взаимодействии учителя и учащихся, следовательно, требования к организации таких курсов должны определяться особенностями взаимодействия обучающего и обучаемого в условиях телекоммуникационной сети. При этом необходимо учитывать, с одной стороны, общедидактические принципы создания обучающих курсов, требования, диктуемые психологическими особенностями восприятия информации с экрана и на печатной основе (поскольку любой текст может быть выведен с помощью принтера на бумагу), эргономические требования, а с другой, максимально использовать возможности, которые предоставляют нам программные средства телекоммуникационной сети и современных информационных технологий.

При создании курса ДО важно учесть особенности целевой группы, для которой создается этот курс и выбрать методику дистанционного обучения с учетом особенностей технического обеспечения обучаемого.

Эффективность любого вида обучения на расстоянии зависит от четырех составляющих:

а) эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого, несмотря на то, что они физически разделены расстоянием;

б) используемых при этом педагогических технологий;

в) эффективности разработанных методических материалов и способов их доставки;

г) эффективности обратной связи.

Другими словами, эффективность дистанционного обучения зависит от качества используемых материалов (учебных курсов) и мастерства педагогов, участвующих в этом процессе. Поэтому педагогическая, содержательная организация дистанционного обучения (как на этапе проектирования курса, так и в процессе его использования) является приоритетной . Отсюда важность концептуальных педагогических положений, на которых предполагается строить современный курс дистанционного обучения. Коротко их можно изложить следующим образом:

1.В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого (учение, а не преподавание).

2. Важно, чтобы обучаемый научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации; умел с этой информацией работать, используя различные способы познавательной деятельности и имел при этом возможность работать в удобное для него время.

3.Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив, обучаемый с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных проблем окружающей действительности.

4. Организация самостоятельной (индивидуальной или групповой) деятельности обучаемых в сети предполагает использование новейших педагогических технологий, адекватных специфике данной формы обучения, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого ученика и одновременно способствующих формированию социальных качеств личности. Наиболее удачны в этом отношении обучение в сотрудничестве (для активизации познавательной деятельности каждого ученика в сетях), метод проектов (для творческого интегрированного применения полученных знаний), исследовательские, проблемные методы.

5. Дистанционное обучение предусматривает активное взаимодействие как с преподавателем - координатором курса, так и с другими партнерами, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности. Проблемы социализации весьма актуальны при дистанционном обучении.

6. Система контроля должна носить систематический характер и строиться как на основе оперативной обратной связи (предусмотренной в структуре учебного материала, оперативного обращения к преподавателю или консультанту курса в любое удобное для обучаемого время), автоматического контроля (через системы тестирования) так и отсроченного контроля (например, при очном тестировании).

При создании курсов ДО необходимо учитывать следующие требования:

Мотивация . Мотивация - необходимая составляющая обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса обучения. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед учеником. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки ученика.

Постановка учебной цели . Ученик с самого начала работы за компьютером должен знать, что от него требуется. Задачи обучения должны быть четко и ясно сформулированы в программе.

Создание предпосылок к восприятию учебного материала . Для создания предпосылок к восприятию учебного материала могут быть полезны вспомогательные материалы (руководства для учеников), входящие в комплект готового пакета или подготовленные самим преподавателем. Возможно проведение предварительного тестирования.

Подача учебного материала. Стратегия подачи материала определяется в зависимости от решаемых учебных задач. Важной проблемой является оформление кадров, подаваемых на экран дисплея. Необходимо использовать известные принципы удобочитаемости.

Обратная связь. Этот критерий имеет ключевое значение для обучаемого, меньше - в тестирующей программе, больше - в тренажерной. Компьютер способен обеспечивать обратную связь, причем помощь эта может быть индивидуальной.

Оценка . В ходе работы с компьютером ученики должны знать, как они справляются с учебным материалом. Однако предпочтительно не указывать количество неправильных ответов до окончательного подведения итогов. Большинство учеников, как правило, стимулирует небольшое число оставшихся заданий, большое число выполненных заданий стимулирует меньше. Наиболее важным в дистанционном курсе является организация коммуникаций " ученик - учитель - ученики ". Для этих целей рекомендуется организация работы учеников в проектах или "обучение в сотрудничестве", дискуссии.

При создании курсов ДО широко используются гипертекстовые технологии и мультимедийные средства. Использование гиперссылок приводит к нелинейной структуре курса, к возможности перемещаться обучаемому по своей собственной стратегии обучения по всему тексту курса. Гипертекст - возможность создания "живого", интерактивного учебного материала, снабженного ссылками между различными частями материала. Возможности гипертекста дают преподавателю возможность разделить материал на большое число фрагментов, соединив их гиперссылками в логические цепочки. Следующим шагом здесь может быть создание на основе одного и того же материала "собственных" учебников для каждого учащегося, в зависимости от его уровня знаний. Гиперссылки позволяют обращаться к

Важно подчеркнуть, что качество обучения не улучшается просто от того, что ученикам дается доступ к новым технологиям. Качество зависит от методов , которыми эти технологии используются в учебном процессе.

Не менее эффективным является использование в образовании других сервисов Интернет: электронная почта, Интернет-конференции и учебные форумы - прекрасные средства обсуждения учебного материала и взаимопомощи ученикам. Но практика показывает, что без контроля преподавателя они либо используются для разговоров, либо не используются вообще.

Как и всякое техническое новшество, каждый из сервисов Интернет, от электронной почты до WWW, имеет свою нишу оптимального применения в учебном процессе. И у этой ниши есть границы. Возможно, одно из важнейших решений при создании веб-курса - это мера , в какой степени он может дополнять или заменять очный курс, в какой мере он может и должен использовать преимущества, даваемые другими формами обучения.

Современные курсы ДО отличаются сжатым, реферативным изложением материала, делают необязательным сплошного чтение материала, позволяют строить процесс обучения в зависимости от уровня подготовки, быстроты усвоения материала, интересов обучаемого и т.п.

При разработке дистанционных курсов необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

Распределять весь материал на известные ступени и небольшие законченные части; - указывать на каждой ступени отдельные части последующего материала и, не допуская существенных перерывов, приводить из него отдельные данные чтобы возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя ее, однако, в полной мере; - распределять и располагать материал таким образом, чтобы, где только возможно, на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее.

Необходимо, чтобы материал захватывал, увлекал ученика. Применение разнообразной графики, анимации и имитации должно способствовать повышению привлекательности дистанционных курсов

Курс ДО должен быть разбит на относительно небольшие, логически замкнутые части (разделы). Гипертекст позволяет разбить текст раздела на более мелкие структурные единицы - занятия. Каждый раздел должен иметь заголовок, а занятия раздела - подзаголовки.

Курс дистанционного обучения разрабатывается на модульной основе: каждый модуль это стандартный учебный продукт, включающий четко обозначенный объем знаний и умений, предназначенный для изучения в течение определенного времени, или - зачетная единица, качество работы с которой фиксируется курсовыми и контрольными работами, а также тестовыми, зачетными и экзаменационными средствами.

Программы, которые используются при обучении на дистанции условно можно разбить на три группы:

  1. Программы, позволяющие увидеть, услышать ученика/учеников, обменяться с учеником/учениками учебными файлами, быстрыми сообщениями. К ним относятся программы: iChat, Skype, OppenMeetings.
  2. Программы, позволяющие видеть/работать с экраном ученика удаленно. К ним можно отнести программы Remote Desktop, TeamViewer, Skype (только режим презентации), iChat (с замещением видеоконференции), OppenMeetings (не во всех версиях операционных систем).
  3. Возможности, позволяющие работать учителю/учителям и ученику/ученикам в едином информационном пространстве. Это электронная почта и сайт школы.

Хотлист - это составленный учителем список ссылок, содержащих адреса сайтов по изучаемой теме. Применение тематического списка позволяет сэкономить время обучающихся, которое они затрачивают на поиск необходимого материала в Интернете. Второе достоинство этого приема состоит в том, что учащиеся могут выбрать из предложенных те сайты, в которых, по их мнению, наиболее полно и понятно изложен материал. В процессе работы хотлист можно легко дополнять, что также является достоинством этого способа.

Приемы организации учебной работы с использованием дистанционных ресурсов

В настоящее время получили распространение вариативные виды учебной работы с использованием интернет-ресурсов. Приведем примеры их практической реализации на учебных занятиях со школьниками.

  1. Тематический список (Хотлист)

Хотлист - это составленный учителем список ссылок, содержащих адреса сайтов по изучаемой теме. Применение тематического списка позволяет сэкономить время обучающихся, которое они затрачивают на поиск необходимого материала в Интернете. Второе достоинство этого приема состоит в том, что учащиеся могут выбрать из предложенных те сайты, в которых, по их мнению, наиболее полно и понятно изложен материал. В процессе работы хотлист можно легко дополнять, что также является достоинством этого способа. Пример работы с хотлистом на уроках «Экологические катастрофы и экологическая экспертиза», 11-й класс.

  • Получите хотлист, используя ключевые слова.
  • Изучите информацию, представленную на веб-страницах.
  • Составьте список ссылок на веб-страницы, на которых, по вашему мнению, наиболее полно раскрыто содержание данной темы.
  • Дайте краткую письменную аннотацию информации, представленной на выбранных веб-страницах.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Советы по строительству и ремонту