Советы по строительству и ремонту

Есть такая пословица: «Век живи - век учись». И даже тот, кто всячески пытается опровергнуть это мнение, не желая постигнуть все новое, прекрасно понимает, что именно обучение помогает укрепиться в этом мире, достигнуть поставленных целей и высот.

Процесс обучения - система, изучением которой занимается особая наука - дидактика. В числе ее главных задач - закрепление уже полученных данных об этом процессе, а также дальнейшее изучения его природы и Процесс обучения как целостная система - это совокупность нескольких взаимосвязанных, дополняющих друг друга этапов. Профессор канадского университета Райерсона Питер Урс Бендер, занимаясь изучением процесса обучения, выделил следующие, наиболее важные этапы:

Процесс обучения начинается с того момента, когда человек появляется на свет. Сначала он основывается на ощущениях и звуках, а затем постепенно усложняется, позволяя маленькому ребенку постепенно взрослеть, переступая на очередную ступеньку жизни. На протяжении всей своей жизни человек находится в непрекращающемся поиске новой информации, новых интересных фактов и открытий. Интерес ко всему окружающему позволяет занять определенную социальную ячейку, обрести свое призвание и передавать свой жизненный опыт тем, кому он может быть полезным.

Факторы, влияющие на процесс обучения, бывают самыми разнообразными. Они носят не только социальный, но и политический, экономический характер. Обучение детей начинается в семье, и от того, каким в ней будет к этому отношение, зависит дальнейшее становление и развитие человека. Школьный процесс обучения является самым важным, от того, как правильно будет организован он, зависит восприятие учениками окружающего мира, изучение наук и применение полученного опыта в жизни. Школа - это именно тот важный этап жизни, который дает человеку базовые навыки, позволяющие по ее окончанию определиться с профессией и для дальнейшей жизни. Если говорить о политическом и экономическом факторах, то процесс обучения во многом зависит от того, сколько внимания данному процессу уделяет государства, а также в какой степени оно занимается его финансированием. Также процесс обучения во многом зависит и от того, какое здоровье у человека. Как правило, у болеющих людей мотивация к обучению резко снижается, при этом наблюдаются нарушения в работе таких показателей, как память, внимание, сосредоточенность. И, наконец, важным фактором, влияющим на процесс обучения, является собственный настрой человека, ведь, как утверждает Райерсона Питер Урс Бендер, только желание и стремление может дать толчок к познанию.

Личность – это конкретный человек, обладающий индивидуальными психологическими особенностями.

Социализация личности – развитие человека во взаимодействии с окружающим миром.

Ее компоненты: развитие, воспитание, обучение, формирование личности.

Таким образом, социальная и личностная значимость образования заключается в том, что процесс обучения является важнейшим условием социализации личности, интеграции индивидов в социальные группы, в общество в целом.

В информационном обществе возрастает роль и значение непрерывного образования.

Литература

    Обществознание: 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: профильный уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой – 5-е изд. – М., 2011. – С. 7 - 290.

Тема 1.2.Введение в социологию

Учебные вопросы

    Социология как наука.

    Социальная структура общества.

    Экономические институты общества.

    Социализация индивида.

    Семья и брак как социальные институты.

    Этническое многообразие современного мира.

    Роль права в жизни общества. Правовая культура.

    Отклоняющееся поведение, его формы и проявления.

    Роль религии в жизни общества.

    Социальные проблемы современной России.

      Социология как наука

В наиболее широком смысле социология – это наука, изучающая общество как форму совместной жизнедеятельности людей.

Но общество изучают и другие науки.

Социология – это наука об обществе как целостной системе, о закономерностях его функционирования и развития.

Слово «социальный» означает совокупность общественных отношений, т.е. отношений людей друг к другу и к обществу.

Социальное понимается как результат совместной жизнедеятельности людей, которая проявляется в их общении и социальном взаимодействии, в ходе которого формируются общественные отношения.

      Социальная структура общества

Под структурой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее содержание объекта.

Социальная структура – это совокупность взаимодействующих социальных групп, статусов, ролей, институтов и отношений между ними.

Основные элементы социальной структуры общества

1. Социальные группы.

Социальная группа – любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям (полу, возрасту, национальности, профессии, месту жительства, доходу, власти, образования и т.д.). Каждая социальная группа имеет свои социальные интересы.

Особую роль в жизни общества играет молодежь как социальная группа (16 – 30 лет).

Другие социальные группы:

Люди города и деревни;

Маргинальные группы;

Социально-демографические группы (молодежь, женщины и мужчины, старшее поколение);

Национальные общности (нации, народности, этнические группы).

2. Социальный статус – определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

3. Социальная роль – модель поведения, ориентированная на данный статус (социальные роли в юношеском возрасте).

4. Социальный институт в широком смысле – это совокупность норм, правил поведения в определенной сфере жизнедеятельности человека (политической, экономической, социальной, правовой, институтах семьи, науки, образования, культуры, религии и др.).

      Экономические институты общества

Экономическая сфера общества является важнейшей. Она включает производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг.

Экономические институты – это нормы и правила, по которым взаимодействуют и осуществляют экономическую деятельность ее участники.

К ним относятся институты:

Собственности;

Наследования;

Налогообложения;

Финансово-кредитный;

Государственного регулирования экономики и др.

Уровень развития экономики оказывает прямое влияние на социальную структуру общества, качество и уровень жизни населения.

Экономическая деятельность создает и материальную основу для развития культуры.

В свою очередь, уровень развития культуры оказывает обратное влияние на экономику.

Экономика и политика

    Политика есть концентрированное выражение экономики.

    Политика не может не иметь первенства над экономикой.

Социология труда в РФ базируется на системе социального партнерства, закрепленной Трудовым кодексом РФ.

      Социализация индивида

Социализация личности – развитие человека во взаимодействии с окружающим миром.

Ее компоненты: развитие, воспитание, обучение, формирование личности.

Факторы социализации личности

    Наследственно-биологический.

    Природно-географический.

    Социальный фактор.

Механизмы социализации личности

    Традиционный – усвоение человеком знаний, норм и правил поведения, взглядов, которые характерны для его ближайшего окружения.

    Институциональный действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества.

    Стилизованный действует в рамках определенной субкультуры, в т.ч. молодежной субкультуры.

    Межличностный действует в процессе взаимодействия человека с другими людьми.

    Рефлексивный связан с внутренним диалогом человека.

Важную роль в социализации личности играет социальный контроль, который базируется на основе социальных ценностей и норм.

Процесс социализации личности базируется на двуединой основе:

1) воздействие коллектива и руководителя на личность;

2) самореализация личности, которая предполагает самосознание, самопознание, самоопределение, свободу и ответственность личности.

Процесс социализации личности идет непрерывно с момента рождения человека. При этом самопознание начинается с самоузнавания, отличия себя от внешнего мира.

Важность образования заключается уже в том,
что образование нужно для осознания его необходимости

Сейчас очень модны цитаты и картинки о том, что дипломы созданы лишь для того, чтобы резать ими колбасу и вчерашний троечник легко станет миллионером без особых знаний.

Я, как человек с двумя высшими образованиями, легко докажу, что это не так:).

Для начала, важно помнить, что образование – это не только корочка, которую ты получаешь в институте или школе, но и весь процесс обучения. Это книги, которые ты читаешь, курсовые и диктанты, фильмы и факты. Это то, что дает нам возможность писать слова без ошибок, точно рассказать — где находиться Эйфелева башня и ответить на вопросы простого кроссворда.

Я не видела еще ни одного работодателя, который взял человека лишь за его красивые глаза. Всем хочется, чтобы секретарша, которая подает кофе — закончила ВУЗ, а уборщица, которая выносит мусор из офиса, как минимум, техникум. Никто не хочет брать тебя на работу только потому, что ты талантлив. Всем подавай документальное подтверждение твоим талантам, даже если в аттестате у тебя – сплошные тройки.

Образование очень важно для каждого человека. Без знания языков не улетишь за границу, без знания маркетинга – не «продаешь» свое резюме в отделе кадров, без математики не справишься в супермаркете.

Мы используем наши знания каждый день и даже не замечаем этого. Читаем таблички в аэропортах, судорожно вспоминая то, что говорила МарьИвановна, ловим в текстах зарубежных исполнителей знакомые слова и стараемся подпеть в ритм.

Благодаря учебе ты заводишь знакомства и связи, устраиваешься на работу, вращаешься в обществе, налаживаешь личную жизнь.

Почему образование так важно для всех и каждого? Почему девушка должна иметь диплом о среднем специальном или высшем образовании? Для этого есть ряд причин:

  • Это способ заработка денег. Ни важно, что ты закончила исторический факультет, а работаешь в офисе переводчиком. Тебя взяли за знание языка, но никто бы не взял тебя без диплома ЛЮБОГО ВУЗа.
  • Самостоятельность. Работа в свою очередь дает тебе чувство уверенности, а со временем и самостоятельности. Ты можешь позволить себе купить вещи, поехать отдыхать. Для женщины самостоятельность не менее важна, чем для мужчины. Потому что муж сегодня есть, а завтра – нет. А зарплата всегда при тебе:).
  • Ты не должна ни перед кем отчитываться.
  • Возможность выезда за границу для другой работы. Вряд ли твою кандидатуру рассматривали, будь у тебя в кармане лишь школьный аттестат.
  • Развитие умственных способностей – еще один немаловажный элемент, о котором мы должны помнить.

Бред:). Не каждый из нас родился Стивом Джобсом или Эйнштейном. Большинство людей – ничем не примечательны и не имеют особо выдающихся способностей. Именно поэтому им нужно всегда стремиться к саморазвитию и постоянно повышать свои навыки.

Печален тот факт, что люди, которые мечтают о дипломе, даже не стараются его получить честным путем. Многие студенты платят деньги за сдачу экзаменов, получают дипломы, а потом не могут устроиться на работу просто потому, что им не хватает знаний и навыков.

Существует множество хороших профессий и без необходимости высшего образования. О том, какие сферы сейчас интенсивно развиваются, и куда пойти учиться, я расскажу вам в следующей своей статье!

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Значение образования [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

В современной России, как в прогрессивном государстве, огромную роль играет институт образования. Именно оно выполняет функцию по воспитанию будущего кадрового и научного потенциала страны. Бесконечное реформирование системы образования привело к снижению его престижа в глазах граждан. Необходимо не просто понимать глубину значения образования, но и осознавать его важность.

Понятие образования

Об особенностях и подходах к образованию писали много еще со времен античности. О подходах к образованию спорили в Древнем Египте и в Месопотамии. Образование – это важный этап эволюции человечества.

В античности образованность считалась настолько необходимым и неотъемлемым достоинством гражданина, что наиболее пренебрежительным отзывом о человеке было: "Он не умеет ни читать, ни плавать". Серьезным наказанием считалось лишение возможности получать образование. Обратимся к пониманию образования античными философами.

В античности существовало несколько школ с разными подходами к образованию. Ключевыми являлись школы Платона , Аристотеля и Сократа . Подходы представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Ключевые подходы к образованию и обучению в античности

Высказывания об образовании и образованности в античности

Подход к образованию и обучению

Гераклит

Всем присущ дар познания себя и быть любознательным, и через это учиться хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо делать .

Сократ

Могучие духом, если получат образование, становятся отличными, полезными деятелями, оставшись же без образования, такие люди становятся очень дурными, вредными .

Платон

Для соразмерности, красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой .

Петроний

Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя .

Аристотель

Корни образования горькие, но плоды сладкие .

Если обратиться к роли образования в древности, то следует отметить, что не только греки и римляне стремились быть образованными, но и египтяне. Отдельно следует упомянуть Древнюю Византию, где образование было возведено на высокий уровень и плотно взаимодействовало с догмами православия.

Понимание термина "образование" эволюционировало вплоть до наших дней. Сейчас образование трактуется как явление и как институт :

  1. Процесс и результат усвоения человеком суммы знаний, овладения некоторыми навыками и умениями.
  2. Социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров.

В Международной стандартной классификации образования (МСКО) ЮНЕСКО под образованием понимаются все целенаправленные и систематические действия, предназначенные для удовлетворения образовательных потребностей .

Образование тесно взаимодействует с понятием "просвещение". Трактовка данного термина показывает связь с образованием:

Просвещение – распространение знаний, образования. Обучение больше связывают с приобретением точных знаний и практических умений, а воспитание – с развитием духовной культуры человека, выработкой определённых убеждений и разумного поведения, накоплением жизненного опыта .

В современных российских условиях образование есть формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки и знания. Образовательные учреждения являются агентами социализации.

Функции образования

Будучи важным элементом существования общества и государства, образование наделено системой функций, которые позволяют определить его роль в становлении науки и гражданского общества.

Существует несколько подходов к классификации функций образования. Так, В.Д. Симоненко и М.В. Ретивых делят функции образования на две большие группы:

  1. Социальные
  2. Личностные

Также в науке существует классификация , которая включает в себя следующие функции:

  1. Экономическая функция. Базируется на формировании человека, владеющего необходимыми знаниями и навыками.
  2. Социальная, личностная функция направлена на социализацию личности.
  3. Культурная функция направлена на использование ранее накопленной культуры.
  4. Функция укрепления национальной безопасности.
  5. Функция укрепление демократического общества.

Ступени образования в России

Строго регламентируются Федеральным законодательством, а именно Федеральным законом № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Именно Закон об образовании дает самую полную трактовку термина "образование":

Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов .

В настоящее время законодательством четко закреплены ступени образования . Регламентирован возраст получения образования и его продолжительность. Ступени образования в Российской Федерации схематично представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Ступени образования в Российской Федерации

Первой ступенью является дошкольное образование. Федеральный закон № 273-ФЗ закрепляет право граждан на получение дошкольного образования и государственные гарантии его предоставления. В отличие от начального общего, основного общего и среднего общего образования получение дошкольного образования не является обязательным и не устанавливается в качестве условия приема в начальную школу.

В дальнейшем каждая ступень образования, начиная с начальной и заканчивая профессиональным образованием, требует прохождение предыдущей ступени.

Все ступени образования в Российской Федерации базируются на системе принципов образования. Принципами образования принято считать систему догм, которые позволяют образованию положительно влиять развитие личности и образования.

Рисунок 3. Принципы образования

Исходя из того, что система образования существует в каждом государстве и является тем столпом, на котором строится будущее, то образование – это непререкаемая основа всех цивилизаций. Образование учит общество интересоваться другими культурами, брать только самое лучшее из прошлого и настоящего, закладывая тем самым основу более успешного будущего.

В этой связи необходимо подчеркнуть недопустимость снижения уровня образования в России. С этой целью нужно более вдумчиво подходить к реформам в сфере образования. Постоянные перемены не способствуют стабильному росту качества обучения. С приходом каждого нового министра образования, происходит раскраивание, урезание и снижение функциональности современного российского образования. Попытки избавиться от всего советского создали прецедент "обескультуривания" не только учащихся, но и педагогов.

После "шоковой терапии" девяностых годов XX века российское образование было отброшено на десятилетия назад. Попытки насаждения западных ценностей привели к тому, что школьное образование превратилось в услугу. Избалованные дети и их родители ставят учителей вровень с обслуживающим персоналом кафе. В тоже время, низкий уровень педагогической квалификации и моральное разложение педагогических кадров в купе с недостаточным финансированием вылилось в беспрецедентные поборы в школах и коррупцию. Все это только снижает уровень образованности как в школах, так и в вузах.

С приходом нового министра образования Ольги Васильевой появилась надежда на возрождение образования как ценности, а не как услуги. Однако, быстрых результатов ждать не стоит. Слишком долго профессия педагога являлась одной самых низкооплачиваемых и не престижных. Бороться нужно не только с произволом учителей, но и родителей. Учитель должен снова стать непререкаемым авторитетом. Однако, для этого необходимо повышать профессиональный уровень педагогов и корректировать общественное мнение путем создания положительного образа учителя в школе, преподавателя в вузе. Однако это невозможно без борьбы с коррупцией и разгильдяйством.

Литература

  1. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. Педвузов – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  2. Философия. Хрестоматия /Составители: Баранников В.П., Басанец В.Л., Зайцева Л.А., Ковынев В.М., Мещерякова И.Н. Матронина Л.Ф., Никитина Е.А., Ручкина Г.Ф., Слесарев А.А., Широкова Н.А – М.: Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет).2003.
  3. Григорьев П.О.Образование в цитатах – М.: Просвящение, 2000
  4. Аристотель. Политика – М.: ЛитРес, 2016
  5. Кванина В. В. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере высшего профессионального образования: Монография. – М.: Изд-во "Готика", 2005
  6. История педагогики и образования/Под ред. Пискунова А.И. – М.: Творческий центр, 2011
  7. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности "Профессиональное обучение": В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых – Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. – Кн.1
  8. Справочник по социологии – Мурманск: МГУ, 2009
  9. Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Советы по строительству и ремонту