Советы по строительству и ремонту

Различают труд физическую, когда преобладает работа мышечной системы, и умственную, когда основная нагрузка падает на ЦНС, ее высшие отделы.

Разделение труда на физическую и умственную является условным, поскольку любая деятельность человека не может осуществляться без участия высших отделов ЦНС, так же как любая умственная деятельность не может происходить без участия мышечной системы.

В трудовой деятельности человека на современном производстве преобладают функции управления, контроля, наблюдения, предъявляет требования к умственной деятельности (восприятие и переработка информации, решение логических задач и т.д.). Физическое усилие, как правило, сводится к движениям, связанных с управлением пультами машин, механизмов, перемещением тела в пространстве и поддержанием определенной рабочей позы.

Мышечная деятельность, в свою очередь, может быть связана с работой мышц, сопровождающееся изменением длины мышечных волокон и перемещением тела или его частей, а вместе с ними орудий и предметов труда. Такая мышечная деятельность получила название динамической работы. Различают положительную динамическую работу, когда движение осуществляется в направлении, противоположном действию силы тяжести (поднятия груза), и отрицательную, когда движение осуществляется в направлении действия силы тяжести (опускание груза).

Мышечная работа, когда напряжение мышц поддерживается без изменения длины мышечных волокон, называется статической. При этом не происходит перемещение тела и его частей в пространстве. Благодаря статической работе мышц осуществляется поддержания груза в определенном положении, давление на рычаги управления, сохранение определенного положения тела и тому подобное.

Динамическая работа - это сложный цикл двигательных актов, которые являются основой трудовой деятельности. Физиологическая стоимость выполняемой работы определяется ее интенсивностью и продолжительностью. Она ставит требования не только к мышечной системы, но и в организм в целом - ЦНС, сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной систем и тому подобное.

Отрицательная динамическая работа других условий ставит меньше требований к организму, чем положительная. Работа при опускании груза составляет примерно 50% работы во время его поднятия.

Статическая мышечная работа заключается в произвольном и длительном сокращении мышц. При этом в двигательный центр, регулирующий деятельность соответствующих групп мышц, непрерывно поступает поток импульсов, достаточно быстро вызывает истощение его функционального потенциала и разложения усталости. Статическое напряжение мышц вызывает также механическое сжатие кровеносных сосудов, препятствует кровообращению и снижает функциональные возможности соответствующих групп мышц.

Описанные виды трудовой деятельности человека не всегда могут четко охарактеризовать разнообразие ее видов на современном этапе развития производства. В связи с этим были предложены другие классификации, среди которых самой распространенной является следующая: труд, требующий значительной мышечной активности, механизированная, автоматизированная и полуавтоматизированный, групповая, связанная с дистанционным управлением и умственная интеллектуальный труд.

Формы труда, требующие значительной мышечной активности, (землекопа, кузнеца, лесоруба, косаря, грузчика) занимают сегодня ничтожно малую долю и относятся к отмирающих. Эти работы характеризуются высокой энергозатрат (более 21 кДж / мин). В работе участвует большинство скелетных мышц туловища и конечностей, способствует развитию и высокой степени тренированности ССС, ДС, мышечной системы. Однако стоит отметить низкую производительность этих форм труда. Так, при работах с затратой энергии более 25 кДж / мин отдых при оптимальном режиме должна составлять около 50% общего рабочего времени. Кроме того, одностороннее развитие мышечной системы, наряду с высокими физическими нагрузками, создает неблагоприятные условия для гармоничного развития личности. Итак, тяжелая мышечная работа не должна быть распространенной на современном производстве и может быть допустимой только в отдельных кратковременных ситуациях.

Механизированная труд является наиболее распространенной формой трудовой деятельности, к которой относятся профессии, связанные с работой, выполняемой с помощью машин, станков и другого оборудования (токарь, слесарь, шлифовщик, фрезеровщик и др.). Энергозатраты рабочих этих профессий составляют 10,5-21 кДж / мин. Работа характеризуется снижением мышечных усилий и повышением требовательности к точности и скорости движений. Программа действий при такой форме работы значительно усложняется. Основная нагрузка приходится на мелкие группы мышц. Работа сопровождается вынужденной рабочей позой. Повышается компонент умственной деятельности, связанный с необходимостью обслуживания сложной конструкции оборудования, используемого, а также умением читать чертежи и пользоваться технической документацией. Основными неблагоприятными факторами этого вида трудовой деятельности является монотонность в работе, нагрузка на мелкие группы мышц, вынужденная рабочая поза.

Формы труда, связанной с полуавтоматической работой на производстве, характеризуются полным исключением человека из процесса обработки предметов труда, выполняется механизмами. Задача рабочего состоит в выполнении простых операций по обслуживанию машин и агрегатов, подачи исходного материала и т.п., например работа, связанная с штамповкой деталей или изделий на полуавтоматах. Энергозатраты при выполнении такого рода работ колеблются в пределах 8-13 кДж / мин. Работа заключается в быстрых и точных движениях и характеризуется монотонностью, вынужденной рабочей позой, не требует высокой квалификации. Человек при такой форме работы становится словно придатком оборудования. С физиологической точки зрения такая работа заслуживает негативной оценки.

Основной профессии, связанной с автоматизированной работой, профессия наладчика, который выполняет работу по наладке, ремонту и надзора за работой автоматических линий. Работа требует высокой квалификации, поскольку нужно детально знать обслуживаемые агрегаты, решать сложные задачи при наладке и эксплуатации их, быстро реагировать и выполнять рабочие движения. При этом достаточно большую долю в рабочем времени может составлять время оперативного покоя.

Групповая работа характеризуется измельчением производственного процесса на мелкие операции, которые выполняются группой рабочих. Характерной особенностью групповой формы труда является синхронизация отдельных участков. Групповая работа при нерациональной организации может характеризоваться монотонностью, гиподинамией, вынужденной позой, упрощением и бессодержательность.

Работа с дистанционным управлением возникла в процессе автоматизации производства. При этой форме трудовой деятельности все процессы, которые происходят за технологическим процессом, регистрируются электронными приборами, кодируются и в виде сигналов подаются на пульты управления. Там их воспринимает, анализирует, разрабатывает решения и направляет соответствующие команды через органы управления (рычаги, кнопки, переключатели и т.п.) оператор. С физиологической точки зрения работа операторов характеризуется монотонностью, нервно-эмоциональным напряжением, гиподинамией, напряжением анализаторов, повышенной требовательностью к таким функциям, как внимание, память, скорость восприятия и переработки информации и тому подобное. Степень выявления этих неблагоприятных характеристик зависит от формы организации дистанционного управления, системы сигнализации и управления, параметров электронного оборудования, используемого.

Совершенствование форм дистанционного управления должно быть направлено на освобождение человека от роли оперативного звена путем использования системы саморегуляции и создания роботов. Подключение оператора к автоматическому оборудование проходит только в экстренных случаях, требующих устранения недостатков или внесения изменений в работу отдельных технологических этапов.

К интеллектуальным относятся профессии сферы материального производства (инженерно-технические работники, учетчики и др.) И вне его (работники науки, искусства, прикладных знаний).

Умственный труд характеризует низкие энергетические затраты (8- 8,2 кДж / мин), незначительная мышечная активность, отсутствие, как правило, четкого ограничения во времени рабочего состояния, сложность и изменчивость программ действия, большое количество переработанной информации, повышенные требования во внимание, памяти, эмоциональной сферы. Основными негативными характеристиками интеллектуального труда могут быть нервно-эмоциональное напряжение, гиподинамия, перенапряжение анализаторов и психических процессов.

Многообразные формы трудовой деятельности подразделяются на физические и умственный труд.

Физический труд характеризуется повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат, сердечно - сосудистую и дыхательную системы. Развивая мышечную силу и стимулируя обменные процессы в организме, он социально неэффективен, так как имеет низкую производительность (фундамент здания – котлован; погрузка породы вручную).

В современных условиях чисто физический труд встречается крайне редко.

Классификация физического труда:

1. Труд, требующий значительной мышечной активности. Немеханизированный труд.

2. Труд, связанный с полуавтоматическим и автоматическим производством (конвейерные линии). Он характеризуется однообразием, монотонностью, снижением физических нагрузок с одновременным увеличением скорости и точности движений. У человека рассеивается внимание и быстро наступает утомление.

3. Труд, связанный с дистанционным управлением. Для него характерно сочетание умственной деятельности с многочисленными движениями, не требующими больших физических нагрузок. Общая нагрузка распределяется более равномерно (пульты управления энергетическими системами).

Умственный трудсвязан с приемом и переработкой информации, что требует активизации процессов мышления. Для него характерно снижение двигательной активности, приводящее к ухудшению обменных процессов и развитию сердечно – сосудистой патологии (гипокинезия).

Формы умственного (интеллектуального) труда:

1. Операторский труд характеризуется большой ответственностью и высоким нервно – эмоциональным напряжением (авиадиспетчера).

2. Управленческий труд. Характерен большим объемом поступающей информации, дефицитом времени для ее переработки и принятия решений, повышенной личной ответственностью за принятые решения, периодическим возникновением конфликтных ситуаций. (директора предприятий, АО и т.д.)



3. Творческий труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников и др. требует большого объема памяти, внимания, что приводит к повышению нервно – эмоционального напряжения.

4. Труд преподавателей, учащихся, студентов характерен напряжением таких психических функций как память, внимание, восприятие, наличие стрессовых ситуаций (зачеты, экзамены).

Творческий труд является наиболее сложной формой трудовой деятельности.

2. Классификация видов труда по тяжести и напряженности.

Классификация видов труда по тяжести и напряженности – определяет очередность проведения оздоровительных мероприятий, позволяет сравнивать различные формы труда и устанавливать доплаты за вредные и тяжелые условия труда.

Для оценки условий труда принята следующая классификация по степени вредности, опасности и напряженности:

1 класс – оптимальные условия труда обеспечивают максимальную производительность и минимальную напряженность организма (односложная работа, отсутствие вредных веществ, шума, вибраций, электромагнитные излучения в пределах фона).

2 класс – допустимые условия труда – не должны нарушать условия человека.

При оценке допустимости вредных факторов на организм человека исходят из биологического закона Вебера – Фехнера, который в общем виде можно записать: L = 10 lg * R/R 0

L – величина ощущения; R – величина раздражителя; R 0 – порог ощущений, т.е. минимальная энергия раздражителя, характеризующая начало ощущения.

3 класс – вредные и опасные условия труда характеризуются некоторым превышением допустимых норм.

Например: превышение ПДК ядовитых веществ в 2 -4 раза, запыленности в 2 – 5 раз и т.д. При этом обязательно применяют индивидуальные средства защиты.

За вредные и тяжелые условия труда устанавливают сокращенный рабочий день и доплаты.

Влияние барометрического давления на процессы дыхания и самочувствие человека

Наличие О 2 во вдыхаемом воздухе является необходимым но не достаточным условием для обеспечения жизни человека. Интенсивность диффузии О 2 в кровь определяется парциальным давлением кислорода в альвеолярном воздухе.

Наиболее успешно диффузия О 2 в кровь происходит при парциальном давлении О 2 в пределах 95-120 мм рт. ст., т.е. при нормальном барометрическом давлении. Изменения этих пределов (95-120) приводит к затруднению дыхания и увеличению нагрузки на сердечно – сосудистую деятельность.

На высоте 2-3 км (Р О2 ≈ 70 мм рт. ст.) насыщения крови О 2 снижается и вызывает усиление деятельности сердца и легких. Пребывание на этой высоте не сказывается на его здоровье, и она называется зоной достаточной компенсации.

С высоты 4 км (Р О2 ≈ 60 мм рт. ст.) диффузия О 2 из легких в кровь снижается до такой степени, что несмотря на большое содержание О 2 = 21%, может наступить кислородное голодание – гипоксия. Признаки – головная боль, головокружение, замедленная реакция, нарушение нормальной работы органов слуха и зрения, нарушение обмена веществ.

Исследования показали, что удовлетворительное самочувствие человека при дыхании воздухом сохраняется до высоты 4 км, а при дыхании чистым кислородом до высоты ≈ 12 км.

При выполнении кессонных и глубоководных работ увеличивается парциальное давление О 2 и N 2 , что приводит к перенасыщению (сатурации) организмом этими газами через легкие и частично через кожу.

Химически активный О 2 быстро поглощается организмом и его токсическое действие наступает лишь при больших давлениях ≈ 14 атм. Инертный N 2 поступает в кровь, и остается там в виде физиологического раствора. При нормальном давлении N 2 в крови – 1,2 см 3 на 100 см 3 крови. С повышением давления содержание увеличивается при 3 атм. → 3 см 3 на 100 см 3 .

При выполнении кессонных работ различают три периода:

1. Повышение давления – компрессия;

2. Работа при повышенном давлении;

3. Понижение давления - декомпрессия.

Наиболее опасным является период декомпрессии. Опасность в следующем. Так как за 4 часа работы в кессоне при повышенном давлении наступает полное насыщение организма N 2 .

В процессе декомпрессии, вследствие падения парциального давления происходит десатурация азота через кровь и легкие. При давлении 1,25 атм. десатурация безболезненна, при более высоком давлении и при быстрой декомпрессии они могут привести к кессонной болезни.

При этом образуются крупные пузырьки свободного газа (эмболы), возникают значительные силы сцепления между ними и стенками сосудов. Происходит откупорка сосудов, нарушение кровообращения, нарушение питания тканей О 2 , болевые ощущения.

Кессонная болезнь тем сильнее, чем быстрее переход от повышенного давления к нормальному. Развитию кессонной болезни способствует переохлаждение и перегревание организма.

Понижение температуры приводит к сужению сосудов, замедление кровообращения, что замедляет удаление азота (его десатурация). При высокой температуре наблюдается сгущение крови и замедление ее движения, что ускоряет процесс сатурации. Давление в кессоне не более 3,5 атм.

Лекция № 3

1. Влияние тепловых излучений и избыточного тепла на организм. Тепловой баланс организма и основы терморегуляции.

2. Характеристика тепловых излучений.

3. Понятие об охране труда и ее задачи.

4. Производственный травматизм и проф.заболевания.

Характер и организация трудовой деятельности оказывают существенное влияние на изменение функционального состояния организма человека. Многообразные формы трудовой деятельности делятся на физический и умственный труд.

Физический труд характеризуется в первую очередь повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, в тоже время имеет ряд отрицательных последствий. Прежде всего ϶ᴛᴏ социальная неэффективность физического труда, связанная с низкой его производительностью, необходимостью высокого напряжения физических сил и потребностью в длительном – до 50 % рабочего времени – отдыхе.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления, эмоциональной сферы. Стоит сказать, для данного вида труда характерна гипокинезия, т.е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия будет одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда. Стоит сказать, длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания (объем, концентрация, переключение), памяти (кратковременной и долговременной), восприятия (побудет большое число ошибок)

Отметим тот факт - что в современной трудовой деятельности чисто физический труд не играет существенной роли. В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с существующей физиологической классификацией трудовой деятельности различают формы труда, требующие значительной мышечной активности, механизированные формы труда, формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством, групповые формы труда (конвейеры), формы труда, связанные с дистанционным управлением, и формы труда интеллектуального (умственного) труда.

Формы труда, требующие значительной мышечной активности, имеют место при отсутствии механизации. Эти работы характеризуются в первую очередь повышенными энергетическими затратами. Особенностью механизированных форм труда будут изменения характера мышечных нагрузок и усложнения программы действий. В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы конечностей, кᴏᴛᴏᴩые должны, обеспечить большую скорость и точность движений, необходимых для управления механизмами. Важно заметить, что однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в процессе труда информации приводит к монотонности труда. При ϶ᴛᴏм снижается возбудимость анализаторов, рассеивается внимание, снижается скорость реакций и быстро наступает утомление.

При полуавтоматическом производстве человек выключается из процесса непосредственной обработки предмета труда, кᴏᴛᴏᴩый целиком реализует механизм. Задача человека ограничивается выполнением простых операций на обслуживании станка подать материал для обработки, пустить в ход механизм, извлечь обработанную деталь. Характерные черты ϶ᴛᴏго вида работ–монотонность, повышенный темп и ритм работы, утрата творческого начала.

Конвейерная форма труда определяется дроблением процесса труда на операции, заданным ритмом, строгой последовательностью выполнения операций, автоматической подачей деталей к каждому рабочему месту с помощью конвейера. При ϶ᴛᴏм чем меньше интервал времени, затрачиваемый работающими на операцию, тем монотоннее работа, тем упрощеннее ее содержание, что приводит к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению.

При формах труда, связанных с дистанционным управлением производственными процессами и механизмами, человек включен в системы управления как необходимое оперативное звено. В случаях, когда пульты управления требуют частых активных действий человека, внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах. В случаях редких активных действий работник находится главным образом в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.

Формы интеллектуального труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся, студентов. Эти виды различаются организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью эмоционального напряжения.

Работа оператора отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением. К примеру, труд авиадиспетчеpa характеризуется переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью. Труд руководителей учреждений, предприятий (управленческий труд) определяется чрезмерным объемом информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятые решения, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

Труд преподавателей и медицинских работников отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает степень нервно-эмоционального напряжения. Труд учащихся и студентов характеризуется напряжением основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие; наличием стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты)

В наибольшей степени сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения, внимания, – ϶ᴛᴏ творческий труд. Труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников, архитекторов приводит к значительному повышению нервно-эмоционального напряжения. При таком напряжении, связанном с умственной деятельностью, можно наблюдать тахикардию, повышение кровяного давления, изменение ЭКГ, увеличение легочной вентиляции и потребления кислорода, повышение температуры тела человека и другие изменения со стороны вегетативных функций.

Энергетические затраты человека зависят от интенсивности мышечной работы, информационной насыщенности труда, степени эмоционального напряжения и других условий (температуры, влажности, скорости движения воздуха и др.) Суточные затраты энергии для лиц умственного труда (инженеров, врачей, педагогов и др.) составляют 10,5... 11,7 МДж; для работников механизированного труда и сферы обслуживания (медсестер, продавщиц, рабочих, обслуживающих автоматы) –11,3...12,5 МДж; для работников, выполняющих работу средней тяжести (станочников, шахтеров, хирургов, литейщиков, сельскохозяйственных рабочих и др.), –12,5...15,5 МДж; для работников, выполняющих тяжелую физическую работу (горнорабочих, металлургов, лесорубов, грузчиков), –16,3...18 МДж.

Затраты энергии меняются в зависимости от рабочей позы. При рабочей позе сидя затраты энергии превышают на 5–10 % уровень основного обмена; при рабочей позе стоя–на 10...25 %, при вынужденной неудобной позе–на 40...50 %. При интенсивной интеллектуальной работе потребность мозга в энергии составляет 15...20 % общего обмена в организме (масса мозга составляет 2 % массы тела) Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Так, при чтении вслух сидя расход энергии повышается на 48 %, при выступлении с публичной лекцией –на 94 %, у операторов вычислительных машин –на 60... 100 %.

Уровень энергозатрат может служить критерием тяжести и напряженности выполняемой работы, имеющим важное значение для оптимизации условий труда и его рациональной организации. Уровень энергозатрат определяют методом полного газового анализа (учитывается объем потребления кислорода и выделенного углекислого газа) С увеличением тяжести труда значительно возрастает потребление кислорода и количество расходуемой энергии.

Тяжесть и напряженность труда характеризуются степенью функционального напряжения организма. Стоит заметить, что оно может быть энергетическим, зависящим от мощности работы,–при физическом труде, и эмоциональным –при умственном труде, когда имеет место информационная перегрузка.

Физическая тяжесть труда – ϶ᴛᴏ нагрузка на организм при труде, требующая преимущественно мышечных усилий и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего энергетического обеспечения. Классификация труда по тяжести производится по уровню энергозатрат с учетом вида нагрузки (статическая или динамическая) и нагружаемых мышц.

Статическая работа связана с фиксацией орудий и предметов труда в неподвижном состоянии, а также с приданием человеку рабочей позы. Так, работа, требующая нахождения работающего в статической позе 10...25 % рабочего времени, характеризуется как работа средней тяжести (энергозатраты 172...293 Дж/с); 50 % и более–тяжелая работа (энергозатраты свыше 293 Дж/с)

Динамическая работа –процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а также самого тела человека или его частей в пространстве. При ϶ᴛᴏм энергия расходуется как на поддержание определенного напряжения в мышцах, так и на механический эффект. В случае если максимальная масса поднимаемых вручную грузов не превышает 5 кг для женщин и 15 кг для мужчин, работа характеризуется как легкая (энергозатраты до 172 Дж/с); 5...10 кг для женщин и 15...30 кг для мужчин –средней тяжести; свыше 10 кг для женщин или 30 кг для мужчин –тяжелая.

Напряженность труда характеризуется эмоциональной нагрузкой на организм при труде, требующем преимущественно интенсивной работы мозга по получению и переработке информации. Исключая выше сказанное, при оценке степени напряженности учитывают эргономические показатели: сменность труда, позу, число движений и т.п. Так, если плотность воспринимаемых сигналов не превышает 75 в час, то работа характеризуется как легкая; 75...175–средней тяжести; свыше 176– тяжелая работа.

В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с гигиенической классификацией труда (Р.2.2.013– 94) условия труда подразделяются на четыре класса: 1–оптимальные; 2–допустимые; 3–вредные; 4–опасные (экстремальные)

Оптимальные условия труда обеспечивают максимальную производительность труда и минимальную напряженность организма человека. Уместно отметить, что оптимальные нормативы установлены для параметров микроклимата и факторов трудового процесса. Стоит сказать, для других факторов условно применяют такие условия труда, при кᴏᴛᴏᴩых уровни неблагоприятных факторов не превышают принятых в качестве безопасных для населения (в пределах фона)

Допустимые условия труда характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, кᴏᴛᴏᴩые не превышают установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест. Изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены, они не должны оказывать неблагоприятное воздействие в ближайшем и отдаленном периоде на здоровье работающего и его потомства. Уместно отметить, что оптимальный и допустимый классы ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙуют безопасным условиям труда.

Вредные условия труда характеризуются уровнями вредных производственных факторов, превышающими гигиенические нормативы и оказывающими неблагоприятное воздействие на организм работающего и (или) его потомство.

Экстремальные условия труда характеризуются такими уровнями производственных факторов, воздействие кᴏᴛᴏᴩых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.

Вредные условия труда (3-й класс) подразделяют на четыре степени вредности. Первая степень (3.1) характеризуется такими отклонениями от гигиенических нормативов, кᴏᴛᴏᴩыетрадиционно вызывают обратимые функциональные изменения и обусловливают риск развития заболевания. Вторая степень (3.2) определяется такими уровнями производственных факторов, кᴏᴛᴏᴩые могут вызывать стойкие функциональные нарушения, приводящие в большинстве случаев к росту заболеваемости, временной утрате трудоспособности, повышению частоты общей заболеваемости, появлению начальных признаков профессиональной патологии.

При третьей степени (3.3) воздействие уровней вредных факторов приводиттрадиционно к развитию профессиональной патологии в легких формах, росту хронической общесоматической патологии, в т.ч. к повышению уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности. В условиях труда четвертой степени (3.4) могут возникнуть выраженные формы профессиональных заболеваний; отмечается значительный рост хронической патологии и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Степень вредности 3-го класса по гигиенической классификации устанавливают в баллах. Число баллов по каждому фактору Хфi, проставляют в карте условий труда с учетом продолжительности его действия в течение смены: Xфi = ХстiТi, где Хстi –степень вредности фактора или тяжести работ по гигиенической классификации труда; Тi =τфi/τpc – отношение времени действия факторов τф к продолжительности рабочей смены τрс, если τфi≥τрс, то Тi= 1,0.

Для определения конкретных размеров доплат условия труда оценивают по сумме значений фактических степеней вредности, тяжести и напряженности труда Хфак = Хф1 + Хф2 +…+хфn =

Введение

Труд - целенаправленная деятельность человека на удовлетворение своих культурных и социально-экономических потребностей. Характер и организация трудовой деятельности человека оказывают существенное влияние на изменение функционального состояния организма человека. Многообразные формы трудовой деятельности делятся на физический и умственный труд.

В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это, в конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также к различного рода заболеваниям. Сегодня чисто физический труд не играет существенной роли, его заменяет умственный.

Но и физический труд, характеризуясь повышенной физической нагрузкой, может в некоторых случаях рассматриваться с отрицательной стороны.

Вообще, недостаток необходимых человеку энергозатрат приводит к рассогласованию деятельности отдельных систем (мышечной, костной, дыхательной, сердечно-сосудистой) и организма в целом с окружающей средой, а также к снижению иммунитета и ухудшению обмена веществ.

В то же время вредны и перегрузки. Поэтому и при умственном, и при физическом труде необходимо заниматься оздоровительной физической культурой, укреплять организм.

В процессе физического и умственного труда у человека возникает определённый комплекс эмоций. Эмоции - это реакция человека на определённые условия. А производственная обстановка - комплекс факторов, которые положительно или отрицательно влияют на самочувствие и работоспособность нормального человека.

Физический труд

Физический труд характеризуется большой нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы (сердечно - сосудистую, нервно - мышечную, дыхательную и др.). Развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы, но из-за низкой производительности социально не эффективен. Основным его показателем является тяжесть.

Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, в то же время имеет ряд отрицательных последствий. Прежде всего, это социальная неэффективность физического труда, связанная с низкой его производительностью, необходимостью высокого напряжения физических сил и потребностью в длительном - до 50% рабочего времени - отдыхе.

Энергозатраты при физическом труде, в зависимости от тяжести работы, составляют 4000 - 6000 ккал в сутки.

Общепринята следующая классификация основных форм физической трудовой деятельности:

Формы труда, требующие значительной мышечной энергии. Имеют место при отсутствии механизированных средств для работы (труд сталевара, грузчика, овощевода и т.д.) и требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 МДж(4000-6000 ккал) и выше в сутки. Развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в тоже время социально не эффективен, имеет низкую производительность, потребность в длительном отдыхе.

Механизированная форма труда

При этих формах труда энергетические затраты рабочих колеблются в пределах 12,5-17 МДж (3000-4000 ккал) в сутки.

Механизированные формы труда изменяют характер мышечных нагрузок и усложняют программы действий. Профессии механизированного труда нередко требуют специальных знаний и навыков.

В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объёма мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы дистальных отделов конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимые при управлении механизмами. Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объём воспринимаемой в труде информации приводят к монотонности труда.

Труд, связанный с автоматическим и полуавтоматическим производством.

Полуавтоматическое производство исключает человека из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняют механизмы. Задача человека ограничивается обслуживанием автоматизированных линий и управлением электронной техникой. Характерные черты этого вида работ - монотонность, повышенный темп и ритм работы, нервная напряжённость, отсутствие творческого начала, так как обработкой предметов занимается механизм, а человек выполняет простые операции по обслуживанию станков.

Физиологическая особенность автоматизированных форм труда - это постоянная готовность работника к действию и быстрота реакции по устранению возникающих неполадок. Такое функциональное состояние “оперативного ожидания” различно по степени утомляемости и зависит от отношения к работе, срочности необходимого действия, ответственности предстоящей работы и т.д.

Групповые формы труда - конвейер. Особенность этой формы заключается в разделении общего процесса на конкретные операции, строгой последовательности их выполнения, автоматической подаче деталей к каждому рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера.

Конвейерная форма труда требует синхронной работы участников в соответствии с заданным ритмом и темпом. При этом чем меньше времени тратит работник на операцию, тем монотонней работа и проще ее содержание.

Монотония - одно из отрицательных последствий конвейерного труда, которое выражается в прежде временной усталости и нервном истощении. В основе этого явления лежит преобладание процесса торможения в корковой деятельности, развивающееся при действии однообразных повторных раздражителей, что снижает возбудимость анализаторов, рассеивает внимание, уменьшает скорость реакции, и как следствие быстро наступает утомление.

Формы труда, связанные с управлением производственными процессами и механизмами. Человек включен в систему управления как необходимое оперативное звено - чем менее автоматизирован процесс управления, тем больше участие человека. С физиологической точки зрения различают две основные формы управления производственным процессом: в одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, а в других - редких. В первом случае непрерывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях и речедвигательных актах, во втором - работник находится главным образом в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.

Таким образом, формы труда, требующие значительной мышечной активности, имеют место при отсутствии механизации и характеризуются повышенными энергетическими затратами. В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объёма мышечной деятельности. При этом снижается возбудимость анализаторов, рассеивается внимание, снижается скорость реакций и быстро наступает утомление.

Но в современном мире чисто физический труд не играет существенной роли. Существуют формы труда, связанные с автоматическим производством, дистанционным управлением, требующие минимальных физических нагрузок. Кроме того, сегодня широко распространяется интеллектуальный труд.

Умственный (интеллектуальный) труд

Умственный труд объединяет работы, связанные с приёмом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти.

Понятие деятельности человека

Замечание 1

Человек является существом активным, деятельным. Деятельность человека регулируется сознанием и порождается потребностями, которые направлены не только на познание, но и на преобразование, как самого себя, так и внешнего мира. Содержание деятельности не определяется только потребностью, её породившей. Толчок к деятельности дает потребность, выступающая в качестве мотива. Общественные цели, требования и опыт определяют формы и содержание деятельности.

Специалисты выделяют 3 основных вида деятельности – учение, труд, игру:

  1. Цель учения заключается в приобретении знаний, умений и навыков в той или иной области деятельности человека;
  2. Целью игры является приобретение опыта в процессе деятельности;
  3. Целью такой деятельности, как труд , является производство общественно необходимых продуктов.

В ходе деятельности человек становится деятельным субъектом, а объектом его деятельности выступают осваиваемые им явления. Вне деятельности человек не может существовать, потому что она является непременным условием его жизни. Благодаря деятельности человек сохранил свое место в истории. Это значит, что деятельность и человек между собой неразрывно связаны.

Замечание 2

Таким образом, нет деятельности без человека и человека без деятельности.

В отличие от животных, которые умеют приспосабливаться к условиям, человек эти условия может изменить. Например, человек не только собирает полезные растения для пищи, но и выращивает их в ходе сельскохозяйственного производства.

Замечание 3

Деятельность – это творческая созидательная активность, в процессе которой человек выходит за границы возможного и создает новое, неизвестное природе.

Человеческая деятельность осуществляется в производственной, бытовой, природной среде обитания и активно с ней взаимодействует. Любая человеческая деятельность предполагает наличие результата , определяющего её полезность, и требует от человека повышенной активности восприятия – внимания, памяти, мышления, эмоциональной устойчивости, высокой подвижности нервных процессов, быстрых и точных движений.

Замечание 4

Человека в процессе его трудовой деятельности изучает эргономика, цель которой заключается в оптимизации этой деятельности на базе рационального учета возможностей человека.

Классификация основных форм деятельности

В нашей стране принята физиологическая классификация трудовой деятельности.

Физическая трудовая деятельность , в соответствии с этой классификацией, выделяет такие формы труда:

Труд, использующий значительную мышечную энергию . Трудовые операции данного вида применяются при отсутствии механизированных средств. Энергетические затраты в данном случае повышены и составляют $4$ - $6$ тыс. ккал в сутки.

Использование механизированных форм труда снижает энергетические затраты до $3$ - $4$ тыс. ккал в сутки. При механизированных формах труда характер мышечных нагрузок изменяется, и усложняются программы действий. Сам труд уже требует специальных знаний и навыков. При управлении механизмами в работу вовлекаются мелкие мышцы дистальных отделов конечностей, которые обеспечивают большую скорость и точность движений. Надо сказать, что такая форма труда связана с однообразием простых и локальных действий, а небольшой объем воспринимаемой информации делают труд монотонным.

Частично автоматизированные формы производства. Производство будет относиться к полуавтоматическому, человек не принимает участия в непосредственной обработке предмета труда, потому что эту функцию выполняют механизмы. Непосредственная задача человека заключается в обслуживании автоматизированных линий и управлением электронной техникой. Работы относятся к монотонным, с высоким темпом, ритмом и нервной напряженностью. Особенность этой трудовой формы связана с постоянной готовностью работника к действию и быстротой реакции по устранению возникших неполадок. Работник постоянно находится в состоянии «оперативного ожидания », что приводит к различной степени утомляемости.

Существует конвейерная форма труда или групповая. Суть её состоит в разделении общего процесса на отдельные и конкретные операции, строгую последовательность их выполнения, автоматическую подачу деталей к каждому рабочему месту. Конвейерная форма труда имеет заданный ритм и темп, поэтому требует от участников процесса синхронной работы. Меньшее время, затраченное на операцию, делает работу более монотонной и простой по содержанию. Конвейерный труд имеет отрицательное последствиемонотонию , проявляющуюся в преждевременной усталости и нервном истощении.

Управление производственными процессами и механизмами, как форма труда, включает в систему человека в качестве необходимого оперативного звена. Участие человека увеличивается при уменьшении автоматизированности процесса управления. Основные формы управления производственным процессом с физиологической точки зрения с одной стороны требуют частых и активных действий со стороны человека, а с другой – редких.

В умственной трудовой деятельности существуют профессии, связанные с материальным производством – конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, так и нематериальным производством – ученые, врачи, учителя, артисты, художники и др. Формы умственного труда отличаются по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.

К формам умственного труда относятся:

  • Труд оператора . На первом плане многофакторного современного производства лежат функции управления и контроля над работой технологических линий по обслуживанию покупателей и процессом товародвижения.
  • Труд администратора супермаркета , например, связан с переработкой большого объема информации за короткий период времени и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью.
  • Труд руководителей учреждений и предприятий , который относится к управленческому труду, имеет огромный объем информации и требует быстрого принятия решений, высокую личную ответственность, периодичность конфликтов.

Сложной формой трудовой деятельности является творческий труд . Он требует большого объема памяти, напряжения внимания, нервно-эмоционального напряжения. Творческим трудом занимаются педагоги, программисты, дизайнеры, научные работники, писатели, артисты, художники, архитекторы, конструкторы, композиторы.

Особенностью труда работников всей сферы услуг является постоянный контакт с людьми. Этот труд характеризуется высокой степенью нервно-эмоционального напряжения, повышенной ответственностью, дефицитом времени и информации для принятия решения.

Учебный труд (труд учащихся и труд студентов) связан с напряжением основных психических функций – памяти, внимания, восприятия, а также наличием стрессовых ситуаций – экзаменов и зачетов.

Повышение эффективности трудовой деятельности человека

Замечание 5

Предметы труда и орудия труда, работоспособность человека, организация рабочего места и гигиена производственной среды, оказывают значительное влияние на эффективность трудовой деятельности.

Работоспособность организма человека во время его трудовой деятельности изменяется во времени, поэтому выделяют 3 основные фазы состояний человека:

Фаза нарастающей работоспособности или фаза врабатывания . По сравнению с исходным периодом происходит постепенное повышение работоспособности, длительность которого зависит от индивидуальных особенностей человека. При физическом труде его продолжительность от нескольких минут до $1,5$ часов, а при умственном творческом труде продолжительность увеличивается от $2$…$2,5$ часов.

Вторая фаза связана с высокой устойчивостью работоспособности. В этом периоде происходит сочетание высоких трудовых показателей с относительной стабильностью или даже снижением напряженности физиологических функций. Фаза может длиться $2$…$2,5$ часа и, конечно, будет зависеть от тяжести и напряженности труда.

Для третьей фазы характерно снижение работоспособности. Происходит снижение функциональных возможностей основных органов человека, возникает чувство усталости.

Любая работа будет продуктивной и не такой утомительной, если выполняется в определенной последовательности и имеет упорядоченный характер. С усвоением ритма движений возникает состояние высокой и устойчивой работоспособности . Опытный и тренированный человек легко выполняет работу, затраты физической и умственной энергии снижаются. Соблюдая определенный ритм и темп работы человек, не только сбережет свое здоровье, но и будет работоспособным в течение длительного времени.

Ритм зависит от характера человека и его целеустремленности, поэтому подбирать ритмичность в работе надо правильно с точки зрения физиологических возможностей организма. Неравномерность нагрузок в течение дня, недели, месяца с отсутствием очередности при выполнении технологических операций, снижают работоспособность, приводят к неорганизованности, появлению ошибок, быстрой утомляемости. Следствием является нарушение согласованной работы физиологических функций организма и переутомление .



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Советы по строительству и ремонту