Советы по строительству и ремонту

Пневматическая шина - это упругая оболочка, предназначенная для установки на ободе колеса и заполняемая воздухом под давлением.

По внешнему виду и по рабочим признакам в покрышке различают следующие основные части (рис.1):

каркас, брекер, протектор, боковину и борта.

1 - каркас; 2 - брекер; 3 - протектор; 4 - боковина; 5 - борт; 6 - бортовая проволока; 7 - наполнительный шнур.

В - ширина профиля; D - наружный диаметр; Н - высота профиля; d - посадочный диаметр.

Конструктивные элементы шины.

Каркас - это силовой элемент конструкции (резинокордная основа). Состоит каркас из одного или нескольких слоев обрезиненного корда с резиновыми прослойками, закрепленных на бортовых кольцах.

В зависимости от расположения нитей в кордной ткани покрышки делят на диагональные (рис. 2) и радиальные (рис. 3).

В диагональном каркасе нити в смежных слоях ткани распола-гаются под углом 45-60 град. между собой, т.е. - перекрещиваются.

В радиальном все нити корда идут параллельно от одного борта к другому.

Радиальные шины характеризуются повышенным пробегом, улучшенным сцеплением с дорогой, пониженным теплообразованием, низким сопротивлением качению, уменьшенной массой.

Брекером называют пояс, охватывающий каркас покрышки по его внешней части, непосредственно под протектором. Делают пояс из двух или более обрезиненных слоев ткани или металлокорда. Брекер, в основном, изготовляется из металлокорда.

В зависимости от материала корда в брекере шины подразделяют на шины с текстильным брекером и металлобрекерные, а при использовании металлокорда и в каркасе, и в брекере - на цельнометаллокордные (ЦМК).

Протектор - это часть покрышки, которая непосредственно соприкасается с дорогой. Протектор представляет собой толстый слой резины, состоящий из наружной рельефной части и сплошной полосы под ней. Рельефный рисунок протектора во многом определяет приспособленность шины для разных дорожных условий.

В зависимости от характера его относят к одному из следующих типов: дорожный, универсальный, зимний (допускающий применение шипов противоскольжения) и повышенной проходимости.

Дорожный рисунок протектора (рис. 4.) обеспечивает надежную устойчивость и управляемость движения, низкое сопротивление качению, повышенные сцепные и тормозные свойства на сухой и мокрой дороге, равномерный износ.

Универсальный рисунок протектора (рис. 5.) обеспечивает эксплуатацию шин на всех типах дорог, высокую устойчивость и управляемость движения, низкий уровень шума, уменьшенный расход топлива, хорошие тормозные и сцепные свойства на сухой и мокрой дороге.

Зимний рисунок протектора (рис. 6.)обеспечивает надежные тормозные и сцепные свойства на сухой, мокрой дороге и заснеженной дороге и во время движения по снегу и грязи, низкое сопротивление качению, эффективный отвод воды, грязи и снега из зоны контакта.

Шины с протектором повышенной проходимости (рис. 7.) предназначены для эксплуатации в условиях бездорожья.

Боковина - это слой резины на боковых стенках каркаса.

Борт — жесткая посадочная часть по-крышки. Он состоит из одного или более колец, материалом которого служит стальная проволока, на которых закреплены слои каркаса, и обеспечивающие крепление покрышки на ободе колеса.

В зависимости от способа герметизации пневматические шины выпускаются в камерном и бескамерном исполнении.

Камерная шина состоит из покрышки и камеры.

Бескамерная шина - это усовершенствованная покрышка, которая выполняет одновременно функции покрышки и камеры.

Профиль шины - контур шины в радиальной плоскости колеса.

Параметры профиля пневматической шины определяются на монтированной на рекомендуемом ободе ненагруженной шине при заданном внутреннем давлении.

Наружный диаметр (D) — диаметр наи-большего сечения шины плоскостью вращения колеса.

Посадочный диаметр (d) — диаметр окружности, являющейся линией пересечения поверхности основания борта шины с его наруж-ной поверхностью.

Ширина профиля (В) — расстояние меж-ду двумя плоскостями вращения колеса, касающимися внешних поверхностей боковин шины.

Высота профиля (Н) — полуразность между наружным и посадочным диаметрами шины.

Серия профиля — номинальное отноше-ние высоты профиля Н к ширине профиля В. Измеряется в процентах.

Ширина профиля обода (А) — смотрите на схеме.

Статический радиус (Rc) — расстояние от центра неподвижного нагруженного нормальной нагрузкой колеса с шиной до плоской опорной поверхности.

По конфигурации профиля в зависимости от отношения высоты Н к ширине В профиля шины и отношения ширины профилей шины В и обода А выделяют шины обычного профиля (рис.8.), низкопрофильные (рис.9.), сверхнизкопрофильные (рис.10.) и широкопрофильные (рис.11.).

Со снижением высоты профиля шин повышаются устойчивость, управляемость и плавность хода автомобиля, а следовательно, безопасность и комфортность езды, увеличиваются экономичность, ходимость и грузоподъемность шин.

Широкопрофильные шины обеспечивают повышенную проходимость по дорогам с мягким грунтом или плохим покрытием и несколько уменьшенный расход топлива.

Н/В свыше 0,90

В/А от 0,65 до 0,76

Н/В от 0,60 до 0,90

В/А от 0,77 до 0,89

Н/В от 0,71 до 0,88

В/А от 0,69 до 0,76

Н/В не более 0,70

В/А от 0,69 до 0,76

Шина пневматическая

Ши́на пневмати́ческая

обеспечивает надёжное сцепление колеса с поверхностью дороги и сглаживает толчки, возникающие при движении машины. Появление пневматических шин относится к 1888 г., когда английский изобретатель Д. Данлоп получил на них патент. Современные пневматические шины представляют собой сложную конструкцию, состоящую из нескольких элементов; основными из них являются , боковина и протектор. придаёт шине прочность и гибкость; представляет собой один или несколько слоёв корда (нитей, образующих каркас) из текстиля, полимеров, стальной проволоки и т. п. Боковина – тонкий слой резины на стенках каркаса. Протектор – толстый слой износостойкой резины, непосредственно соприкасающийся с дорожным покрытием, имеет кольцевые, поперечные или иной формы канавки (ламели), образующие рисунок протектора.

Шины классифицируют по назначению (для легковых, грузовых, строительно-дорожных и других машин), по способу герметизации внутреннего объёма (камерные, бескамерные), по расположению нитей корда в каркасе (диагональные, радиальные), по геометрическим характеристикам, по типу протектора. Рисунок протектора является одной из важнейших эксплуатационных характеристик шины. На сухом, твёрдом покрытии применяют т. н. летние шины с зигзагообразными кольцевыми канавками. Такие шины оказывают малое сопротивление движению автомобиля, практически бесшумны, позволяют двигаться с высокой скоростью. Но на мокрой или заснеженной дороге у них слабое сцепление с дорожной поверхностью. Для мокрой погоды существуют дождевые (всесезонные) шины с развитыми поперечными ламелями для отвода воды из зоны контакта с дорогой. У зимних шин поперечные ламели ещё глубже, образуют шашечный рисунок протектора. Такие шины способны самоочищаться от набившегося в канавки снега. Шины для вездеходов имеют жёсткие выступы по краям протектора – грунтозацепы, повышающие сцепление шины с дорогой.

Энциклопедия «Техника». - М.: Росмэн . 2006 .


Смотреть что такое "шина пневматическая" в других словарях:

    ШИНА пневматическая, резиновая или резинотканевая оболочка с протектором, надеваемая на обод колеса автомобиля и других колесных машин; обеспечивает сцепление колес с дорогой, смягчает удары и толчки. Различают камерные и бескамерные шины … Энциклопедический словарь

    Транспортная Ш., представляющая собой мешок из эластичной ткани, в который нагнетают воздух … Большой медицинский словарь

    Пневматическая резиновая или резинотканевая оболочка с протектором, надеваемая на обод колеса автомобиля и других колесных машин; обеспечивает сцепление колес с дорогой, смягчает удары и толчки. Различают камерные и бескамерные шины … Большой Энциклопедический словарь

    пневматическая шина - шина Ндп. баллон скат пневматик Упругая оболочка, предназначенная для установки на ободе колеса и заполняемая газом или воздухом под давлением. [ГОСТ 22374 77] Недопустимые, нерекомендуемые баллонпневматикскат Тематики шины пневматические… …

    ШИНА, надувная оболочка из прорезиненной ткани, надеваемая на колеса движущегося механизма для сцепления с дорожным покрытием и смягчения тряски. Пневматические шины были изобретены в 1845 г. шотландским инженером Робертом Томсоном (1822 73), но… … Научно-технический энциклопедический словарь

    шина атмосферного давления - Пневматическая шина, внутреннее давление в которой равно атмосферному. Примечание Шины атмосферного давления условно относят к пневматическим шинам. [ГОСТ 22374 77] Тематики шины пневматические Обобщающие термины типы пневматических шин по… … Справочник технического переводчика

    шина обычного профиля (ШОП) - Пневматическая шина с отношением высоты профиля к его ширине свыше 0,90 и отношением ширины профиля обода к ширине профиля шины от 0,65 до 0,76. [ГОСТ 22374 77] Тематики шины пневматические Обобщающие термины типы пневматических шин по профилю EN … Справочник технического переводчика

    шина с гладким протектором - Пневматическая шина, протектор которой не имеет рисунка. [ГОСТ 22374 77] Тематики шины пневматические Обобщающие термины типы пневматических шин по конструкции EN plain tread tyre DE profilloser Reifen (neu) FR pneu lisse (neuf) … Справочник технического переводчика

    шина с регулируемым давлением - Пневматическая шина, в которой можно изменять внутренние давления в широком интервале в зависимости от условий эксплуатации. [ГОСТ 22374 77] Тематики шины пневматические Обобщающие термины типы пневматических шин по конструкции EN tyre with… … Справочник технического переводчика

    шина со съемным протектором - Пневматическая шина, состоящая из покрышки с каркасом, в котором угол наклона нити корда равен 0°, и съемного протектора. [ГОСТ 22374 77] Тематики шины пневматические Обобщающие термины типы пневматических шин по конструкции EN tyre with… … Справочник технического переводчика

Пневматическая шина - это упругая оболочка из камеры, покрышки и ободной ленты, жёстко смонтированная на ободе колеса и наполненная сжатым воздухом, который придаёт ей способность передавать тяговое усилие двигателя на дорогу, смягчать толчки и сохранять устойчивость автомобиля при движении (рис.1.1). Камера имеет вид торообразной эластичной резиновой трубки, снабжённой вентилем с обратным клапаном для накачивания воздуха, и предназначена для обеспечения герметичности пневматической шины. По размерам камера немного меньше полости покрышки, что облегчает её монтаж, а на внешней поверхности имеет ряд кольцевых выступов высотой 0,4-0,8мм и шириной 1-2мм для удаления воздуха из полости покрышки при накачивании собранной шины. Часть камеры у обода колеса называется бандажной, а прилегающая к покрышке в зоне протектора – беговой. Толщина камеры, как правило, одинакова по всему поперечному сечению. Ободная лента в виде профилированного эластичного резинового кольца располагается между ободом колеса и камерой для уменьшения её истирания об обод, в легковых и бескамерных шинах она не используется. Обод по способу крепления к ступице колеса может быть дисковым или бездисковым, по конструкции - разборным или неразборным, по конфигурации профиля - плоским, полуглубоким или глубоким, а также с цилиндрическими или коническими посадочными полками.

Рис.1.1. Основные элементы пневматической шины:

1-покрышка, 2-камера, 3-ободная лента, 4-обод.

Покрышка является общим, наиболее важным и сложным по конструкции элементом всех пневматических шин, который обеспечивает сохранение ими заданной формы при действии внутреннего давления и состоит из каркаса, протектора с боковинами, брекера и двух бортов (рис.1.2). Основа покрышки - каркас 1 , ответственный за её прочность и эластичность, поэтому изготовляют его из нескольких слоев обрезиненного текстильного корда или металлокорда в виде тонкой стальной проволоки, покрытой слоем латуни или цинка для повышения прочности связи с резиной. Напряжения сдвига в каркасе уменьшают разделительными резиновыми прослойками между слоями корда, особенно расположенными ближе к протектору. Брекер 2 состоит из слоев обрезиненного корда и резиновых прослоек между ними и на границе с каркасом и протектором, служит для повышения прочности связи между ними и амортизации усилий, возникающих при качении шины в результате действия ударных нагрузок. Протектор 3 - наружная резиновая часть шины, ответственная за сцепление с дорогой и защиту от механических повреждений и проникновения влаги. Протектор включает беговую дорожку, подканавочный слой, две боковины 4 , зоны усиления и изгиба и плечевые зоны (сухари).

Рис.1.2. Элементы конструкции покрышки: 1-каркас; 2-брекер; 3-протектор; 4-боковина;

5-борт; 6-носок борта; 7-пятка борта; 8-основание борта; 9-наполнительный шнур;

10-крыльевая лента; 11-обёртка; 12-провочное бортовое кольцо; 13-бортовая лента;

14-завороты слоев корда каркаса. Размеры покрышки: Н -высота профиля покрышки;

Н 1 -расстояние от основания борта покрышки до горизонтальной осевой линии профиля;

Н 2 -расстояние от горизонтальной осевой линии профиля покрышки до экватора; В -ширина профиля покрышки; В б -ширина беговой дорожки протектора по хорде;R -радиус кривизны протектора; С -ширина раствора бортов; D -наружный диаметр шины; d -внутренний (посадочный) диаметр шины; h -стрела дуги протектора; a -ширина борта.

Борта покрышки 5 , каждый из которых имеет носок 6 , обращенный внутрь покрышки, основание 8 и пятку 7 , соприкасающуюся с закраиной обода, предназначены для её крепления на ободе колеса и состоят из крыльев и бортовых лент 13 . Основа крыла - проволочное бортовое кольцо 12 с наполнительным шнуром 9 и обёрткой 11 , которое после закрепления на нём слоев каркаса 14 при сборке покрышки обертывают крыльевой тканевой лентой 10 . Из габаритных размеров покрышки наиболее важны размеры наружных очертаний поперечного сечениявысоту профиля Н и ширину профиля В , а также наружный диаметр D и внутренний (посадочный) диаметр d . Последний примерно равен диаметру обода колеса.

В зависимости от расположения нитей корда в слоях каркаса различают диагональные и радиальные (меридиональные) шины (рис,1.3). В диагональных шинах (а ) каркас состоит из чётного количества обрезиненных слоев корда, нити перекрещиваются, а угол их наклона на экваторе шины к меридиональной плоскости, проходящей через ось ее вращения, составляет 50-55 о и равен углу наклона нитей корда в брекере (как правило, двухслойном). В радиальных шинах (б ), называемых часто шинами типа Р (R ), нити корда в слоях каркаса покрышки располагаются в меридиональной плоскости, и каждый слой работает самостоятельно. Поэтому они могут иметь нечетное и примерно в два раза меньшее число слоев корда по сравнению с диагональными шинами, что повышает гибкость каркаса. Брекер состоит из нескольких слоев металлокорда, нити которых расположены под углом 70-85 о к меридиональной плоскости.


Рис 1.3. Строение покрышки диагональной (а ) и радиальной (б ) шины:

1-беговая дорожка протектора; 2-боковина; 3-слои каркаса; 4-брекер; 5-носок борта; 6-пятка борта; 7-борт; 8-бортовая лента; 9-крыльевая лента; 10-бортовое кольцо; 11-доплонительное металокордное крыло; 12-лента для обертки бортового кольца; 13- наполнительный шнур.

Металлокордный брекер , подобно малорастяжимому жёсткому поясу, может воспринимать основную часть усилий, возникающих в радиальной шине под действием внутреннего давления и внешних нагрузок. Благодаря сочетанию гибкого каркаса и жёсткого брекерного пояса радиальные шины превосходят диагональные по износостойкости и долговечности и при этом обеспечивают более низкие потери на качение и меньшее теплообразование. Радиальные шины с металлокордом в каркасе и брекере называются цельнометаллокордными (ЦМК) и характеризуются повышенными скоростными характеристиками, безопасностью и надежностью движения, меньшим расходом топлива и лучшей ремонтопригодностью. Они пригодны к 4-5 кратному восстановлению, что в 1,7-2 раза выше, чем у шин комбинированной конструкции. Применение метал-локорда в каркасе грузовых ЦМК-шин позволило стабилизировать их габариты; снизить теплообразование при эксплуатации на 15-20 о С, повысить грузоподъ-ёмность на 10% и полный ресурс шины с учетом многократного восстановления протектора - на 70-100%. Высокая износостойкость, многократное ремонто-восстановление и низкий расход топлива повышают экологическую безопасность эксплуатации ЦМК-шин. Однако их конструирование, требования к материалам и технология их производства требуют особых подходов.

Беговая дорожка - это наиболее массивная часть протектора с рисунком, от которого зависят удобство управления автомобилем, сцепление с дорогой и сопротивление качению шины, износостойкость и другие эксплуатационные характеристики покрышки. Рисунок протектора состоит из выступов в виде отдельных шашек или грунтозацепов и выемок , включая канавки и щелевидные прорези шириной до 1,5мм в массиве выступов. Под насыщенностью рисунка протектора понимают долю площади поверхности беговой дорожки, приходящуюся на выступы. Различают следующие типы рисунков (рис.1.4):

· дорожный рисунок, образованный узкими продольными канавками, – для дорог с усовершенствованным покрытием, например асфальтобетонным;

· универсальный рисунок с узкими канавками в средней части и широкими канавками по краям беговой дорожки, – для смешанных дорожных условий;

· рисунок повышенной проходимости, образованный массивными грунтозацепами с широкими канавками между ними, чаще в виде «косой ёлки», выходящими на край беговой дорожки, – для мягких грунтов и бездорожья;

· карьерный - рисунок с небольшим числом узких канавок и массивными малорасчлененными выступами – для скалистых и каменистых грунтов;

· «зимний» рисунок с узкими и глубокими, поперечными и диагональными щелевидными канавками - для дорог, покрытых слоем грязи, снега или льда. Каждый тип рисунка беговой дорожки имеет много разновидностей. Дорожный рисунок повышает износостойкость и грузоподъемность шин, скорость до 80¸100км/ч для грузовых автомобилей и до 120¸170 км/ч – для легковых, а универсальный рисунок, получивший наибольшее распространение, - сцепление с дорогой. Применение шин повышенной проходимости ограничивают из-за высокого износа (малой износостойкости) протектора. После выбора рисунка рассчитывают основные размеры протектора: ширину и кривизну беговой дорожки, глубину рисунка и ширину подканавочного слоя.


Рис 1.4. Типы рисунков беговой дорожки протектора грузовых шин:

а -дорожный, б -универсальный, в -повышенной проходимости, г -карьерный.

Шины РС являются разновидностью радиальных шин, в которых роль жёсткого брекерного пояса выполняют съёмные протекторные кольца , армированные металлокордом с перпендикулярным расположением нитей по отношению к меридиональному сечению (рис.1.5). Рисунок колец может быть дорожного или универсального типа или повышенной проходимости, а при износе рисунка они заменяются новыми без восстановительного ремонта шины. Существуют конструкции шин с одним и тремя протекторными кольцами, которые устанавливают между резиновыми направляющими выступами на наружной поверхности ненакачанного каркаса-корпуса. Конструкторские работы по повышению долговечности радиальных шин продолжаются в направлении использования дополнительных усиливающих слоёв по внутреннему профилю и между слоями покрышки и использования новых материалов с меняющимися по профилю жёсткостными характеристиками.

Рис.1.5. Шины РС с тремя (а ) и одним (б ) протекторным кольцом:

1-протекторные кольца, 2-направляющие выступы, 3-каркас, 4-обод.

Способ герметизации шин – важный конструктивный признак, по которому их подразделяют на камерные и бескамерные шины (рис.1.6). Бескамерная шина – это покрышка, отличающаяся от покрышки камерной шины наличием герметизирующего слоя толщиной 2-2,5мм из газонепроницпемой резины и уплотнительных бортовых лент, а также конструкцией бортов. Воздух, накачиваемый непосредственно в полость покрышки, удерживается в ней благодаря посадке шины на герметичный обод под натяжением. Разновидность бескамерных шин – двухполостные шины, разделенные внутри эластичной диафрагмой. При проколе таких шин воздух выходит только их одной полости, а диафрагма растягивается, облегая внутреннюю поверхность покрышки. Бескамерные шины превосходят камерные по безопасности движения вследствие небольшой утечки воздуха при проколе, по простоте обслуживания и ремонта, а также по массе, так как герметизирующий слой легче камеры. Однако для герметичной посадки бескамерной шины на обод требуются специальное монтажное оборудование и повышенная точность изготовления ободов из высокопрочных материалов. В зависимости от соотношения Н /В шины подразделяют на широкопрофильные, обычного профиля и низкопрофильные. При одном наружном диаметре ширина профиля В обычных шин в 1,5-1,9 раза меньше, чем широкопрофильных. Низкопрофильные шины при той же ширине профиля В имеют меньший наружный диаметр. Увеличение ширины профиля и уменьшение его высоты было одним из главных направлений совершенствования конструкций пневматических шин с момента их появления.

Рис.1.6. Сечение камерной (а ), бескамерной (б ) и двухполостной бескамерной (в ) шин:

1-покрышка; 2-камера; 3-герметизирующий слой; 4-эластичная диафрагма; 5-ободная лента; 6-обод; 7-вентиль; 8-игольчатый клапан; Н -высота профиля; В -ширина профиля.

Системы обозначений шин разнообразны. В обозначении шин обычного профиля двумя числами первое и второе число указывают ширину профиля и посадочный диаметр в мм (например, 240-508, 170-380) или в дюймах (например, 6.70-15). При обозначении по другой системе первое число показывает округленный наружный диаметр шины, а второе – округленную ширину профиля в мм (например, 1140´ 700). В некоторых случаях обозначение состоит из трех чисел: первое – наружный диаметр, второе – ширина профиля, а третье - посадочный диаметр обода в мм (например, 1200´ 500-508). Первым числом обозначения легковых шин часто указывают ширину профиля в мм , вторым - высоту профиля в процентах к его ширине, третьим – диаметр обода в дюймах, а радиальных - буквой R после второго числа (например, 175/70R13). Шина имеет порядковый номер, который наносят на боковине, перед ним указывают завод-изготовитель и дату выпуска. Камеры и ободные ленты обозначают чаще так же, как и покрышки, для которых они предназначены.


К атегория:

Справочник водителя


Автомобильные пневматические шины


Назначение шин

Пневматические шины выполняют следующие функции:
— воспринимают и передают на поверхность дороги нагрузку от массы автомобиля;
— смягчают толчки и поглощают удары, воспринимаемые автомобилем от неровностей дороги;
— обеспечивают сцепление колес с поверхностью дороги.

Классификация шин

Автомобильные шины классифицируются по применению и конструктивным признакам.

В зависимости от применения шины под разделяются на шины для легковых автомобилей - «легковые» и шины для грузовых автомобилей - «грузовые».

В зависимости от конструктивных особенностей шины делятся:
— по способу герметизации: на камерные и бескамерные;
— по конструкции каркасам на диагональные и радиальные;
— по постоянству внутреннего давления: на шины с постоянным давлением и шины с регулируемым давлением;
— по форме профиля: на шины обычного профиля, широкопрофильные, арочные, пневмокатки;
— по типу рисунка протектора: на шины с дорожным рисунком протектора, с рисунком повышенной проходимости, с универсальным рисунком и с карьерным рисунком,


Рис. 1. Камерная шина: а - на разборном ободе; б - на глубоком неразборном ободе: 1 - покрышка; 2 - камера; 3 - обод; 4 - ободная лента; 5 - вентиль


Рис. 2. Диагональная (а) и радиальная (б) шины: 1 - каркас; 2 - брекер

Камерные и бескамерные шины

Камерная шина, кроме покрышки, имеет камеру с вентилем и ободную ленту (преимущественно у грузовых автомобилей).

Бескамерная шина по внешнему виду близка к камерной шине. Вместо камеры на внутреннюю поверхность покрышки нанесен герметизирующий слой резины с низкой газопроницаемостью толщиной 2,0-3,0 мм. На бортах шины имеется уплотняющий резиновый слой, обеспечивающий герметичность в местах прижатия бортов шины и обода колеса. Бескамерная шина монтируется на воздухонепроницаемый обод. Вентиль герметично закреплен на двух резиновых уплотняющих шайбах в соответствующем отверстии обода.

Преимуществом бескамерных шин по сравнению с камерными является повышение безопасности движения, так как внутренний герметизирующий резиновый слой в случае прокола шины не вызывает резкого падения давления воздуха в шине.

Шины типа Р и PC

В отличие от диагональных шин, которые имеют диагональное расположение нитей корда в каркасе, шины типа Р и PC (радиальные шины) имеют радиальное расположение нитей корда. Число слоев корда в каркасе у шин типа Р и PC несколько меньше, чем в каркасе диагональных шин.

Рис. 3. Шина типа PC: 1 - объемные протекторные кольца

Шины типа PC отличаются от шин типа Р наличием съемных протекторных колец. Протекторные кольца устанавливаются в гнезда каркаса. При заполнении шины воздухом ее наружный диаметр увеличивается и тем самым обеспечивается плотная посадка колец на каркас. Однако ввиду возможного соскакивания съемных колец протектора при движении на больших скоростях и при езде по плохой дороге с пониженным внутренним давлением воздуха в шине, применение шин типа PC ограничено.

По сравнению с диагональными. радиальные шины обладают большей грузоподъемностью и меньше нагреваются при движении автомобиля.

Шины для легковых и грузовых автомобилей

Шины для легковых автомобилей устанавливаются на легковые автомобили и легкие грузовые автомобили. Эти шины монтируются на глубокие ободы с диаметром 13, 14 и 15 дюймов (330, 355 и 380 мм).

Легковые шины не имеют ободной ленты, так как при монтаже шин на глубокий обод исключается возможность защемления камеры бортами покрышки.

Шины для грузовых автомобилей устанавливаются на грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и автоприцепы. Грузовые шины имеют внутренний диаметр от 15 дюймов (380 мм) и выше. Эти шины монтируются на разборные ободы, кроме грузовых бескамерных шин малых и средних размеров, которые монтируются на глубокие неразъемные ободы.

Рис. 4. Бескамерная шина: 1 - шина; 2 - обод; 3 - вентиль

Шины, повышающие проходимость автомобилей

На грузовых автомобилях, работающих на дорогах с низким качеством покрытия и в условиях бездорожья, применяются шины, повышающие проходимость автомобилей. К этим шинам относятся:
— арочные шины, устанавливающиеся на задние автомобиля на специальные обода вместо двух колес с обычным шинами.

Рис. 5. Арочная шина а - камерная; б - бескамерная:

Рис. 6. Шины с регулируемым давлением: 1 - диск колеса; 2 - гайки; 3 - шпильки; 4 - наружная часть обода; 5 - крышка; 6 - камера; 7 - внутренняя часть обода; 8 - распорное кольцо; 9 вентиль; 10 - уплотнительное резиновое кольцо


Рис. 7. Широкопрофильная шина: а - широкопрофильная; б - обычная

Рис. 8. Пневмокаток

Пневмокатки применяют на автомобилях, эксплуатирующихся в особо тяжелых условиях. Высокая эластичность, низкое внутреннее давление воздуха обеспечивают малое удельное давление пневмокатка на грунт.

Рис. 9. Обозначение размеров шины: В - ширина профиля; d - посадочный диаметр; Н - высота профиля; D – наружный диаметр

Маркировка шин

Размеры и маркировка шин проставляются на боковой поверхности шины.

Основными размерами, характеризующими шину, являются: ширина профиля В, посадочный диаметр d, высота Я, наружный, диаметр D. Размер шин обозначают в виде сочетания двух размеров End.

Размер диагональных шин для грузовых автомобилей приводят в миллиметрах. В скобках. указывают размер в дюймах, например 240-508 (8.25-20).

Радиальные шины, помимо цифрового обозначения, имеют индекс Р ®. Например, 240-508Р (8,25 R 20).

Размер диагональных шин для легковых автомобилей обозначают в дюймах, а в скобках приводят размер в миллиметрах, например 6,45-13 (165-330). Радиальные шины обозначаются следующим образом: 165R13 (165-13Р), где размер В дан в миллиметрах, а размер d - в дюймах.

Шины со съемными протекторными кольцами имеют буквенный индекс PC, например 260-508РС.

Размеры специальных типов шин обозначаются в миллиметрах. Размеры арочных шин обозначают двумя числами D и В, например 1140X700. Размеры пневмокатков обозначают сочетанием DxBxd,

например 1200 X1200X500. Размеры широкопрофильных шин обозначают сочетанием DXB-d, например 1200 X Х500Х-508.

Кроме обозначения размеров, в маркировке шин указывают норму слойности, пред-приятие-изготовитель, месяц и год выпуска, порядковый номер. На шинах с направленным рисунком протектора стрелкой указано направление ее вращения. На бескамерных шинах ставится надпись «Бескамерная». Например, обозначение Я1У78245137 указывает, что шина выпущена Ярославским шинным заводом в апреле 1978 г. по дсерийным номером покрышки 245137.

Нормы пробега

Нормы гарантийного пробега шин, выпускаемых в СССР , установлены государственными общесоюзными стандартами.

Шины радиальные с текстильным брекером для грузовых автомобилей.

Для шин 6f 15-13(155-330) гарантийный пробег Для шин 5,20-13(130-330) гарантийный пробег Для шин 300-508(11,00-20) с нормой слойности 16, эксплуатируемых на автобусах Икарус-180, гарантийный пробег.

Эти нормы пробега могут быть снижены в следующих случаях:
— для автомобилей, постоянно используемых как тягачи, автомобилен, загружаемых из бункеров или экскаваторами, автомобилей, работающих на строительстве, на вывозке химикатов и нефтепродуктов, на 15%;
— для грузовых автомобилей, постоянно работающих на горных дорогах, на 10% (для автобусов - на 15%);
— для автомобилей, -эксплуатируемых в каменных, угольных, рудных карьерах и лесозаготовках, на 30%.

Монтаж шин

Монтаж и демонтаж шин следует проводить с применением специального оборудования, приспособлений и монтажного инструмента.

Перед тем как монтировать шины, необходимо проверить состояние ободов. Обод должен быть чистым и иметь правильную форму. Обода, имеющие ржавчину, зачищают и окрашивают. При монтаже камерных шин предварительно проверяют состояние внутренней поверхности покрышки и, убедившись в отсутствии застрявших металлических предметов, а также трещин и складок, припудривают ее тальком.

Монтаж шины на глубокий обод выполняют следующим образом.

Положив колесо вентильным отверстием вверх, кладут на него покрышку так, чтобы ее номер был наверху. Монтажными лопатками заправляют нижний борт покрышки, вводя его в углубленную среднюю часть обода. Введя вентиль камеры в вентильное отверстие, закладывают камеру в покрышку. Чтобы камера расправилась, ее слегка подкачивают (при этом вентиль не должен иметь перекосов). Затем заправляют верхний борт покрышки в обод, начиная со стороны, противоположной вентилю. По окончании монтажа покрышки на обод накачивают камеру до требуемого давления, затем выпускают воздух и вторично накачивают камеру. Это обеспечивает правильное положение камеры в покрышке.

В дорожных условиях при демонтаже шин часто трудно отделить борта покрышки от обода. В таких случаях на покрышку, с противоположной вентилю стороны, устанавливают домкрат и поднимают им автомобиль. При этом борт покрышки отделяется от обода. Для отделения другого борта колесо переворачивают и повторяют вышеуказанную операцию.

Снятие покрышки с помощью монтажных лопаток выполняется в такой последовательности. Выпускают из шины воздух, затем снимают один борт покрышки, выталкивают вентиль камеры из вентильного отверстия и вынимают камеру. После этого, сдвинув один борт в углубленную часть обода, снимают с него другой борт.

Монтаж бескамерных шин производится подобным образом. Однако накачивание бескамерной шины требует предварительного создания герметичности внутренней полости шины. Для этого борта шины должны быть насажены на полки обода. Для этого шину обжимают специальной стяжной лентой. Обжатую шину накачивают при вывернутом золотнике до двойной нормы внутреннего давления. Это обеспечивает правильную посадку бортов шины на полки обода.

Затем снимают стяжную ленту, ввертывают золотник и снижают давление до установленной нормы. Для облегчения монтажа бескамерных шин их борта, полки и закраины обода нужно протереть влажной тряпкой.

Работы по монтажу и демонтажу шин очень трудоемки и требуют затраты больших физических усилий. Для облегчения этих работ на автотранспортных предприятиях имеются специальные стенды.

Для монтажа и демонтажа шин легковых автомобилей рекомендуется использовать стенд модели Ш-501-М, а для монтажа и демонтажа шин грузовых автомобилей - стенд модели Ш-509 (стенды производства Р/О Росавтоспецоборудование),

Контроль давления воздуха в шинах<.b>

В шинах должно поддерживаться давление воздуха, рекомендованное предприятиями-изготовителями автомобилей в соответствии с Правилами эксплуатации автомобильных шин. Нельзя допускать отклонения от установленных норм давления более чем на 0,1 кгс/см2 для легковых автомобилей и более чем на 0,2 кгс/см2 для грузовых автомобилей и автобусов.

Замерять внутреннее давление воздуха следует в полностью остывших шинах ручным манометром, правильность показаний которого необходимо периодически сверять с контрольным манометром.

Замер и доведение до нормы внутреннего давления воздуха в шинах должны выполняться при каждом техническом обслуживании. автомобилей (ТО-1 и ТО-2). В период между проведением технического обслуживания внутреннее давление воздуха в шинах должно проверяться на контрольно-пропускном пункте согласно графику, составленному на автопредприятии. При-необходимости давление доводится до нормы.

Во избежание преждевременного износа шин в процессе эксплуатации автомобиля следует не допускать перегрузки шин, не загружать автомобиль сверх установленной предприятием-изготовителем грузоподъемности, равномерно распределять груз в кузове, не допускать движения автомобиля со спущенной шиной.

Вождение автомобиля

Неумелое или небрежное вождение автомобиля вызывает резкое сокращение срока службы шин.

В целях сохранения шин водитель при движении автомобиля обязан:
— избегать резкого трогания с места, движения с большой скоростью на поворотах, частого резкого торможения; объезжать предметы, могущие повредить шины}
— на неудовлетворительных участках дороги, на железнодорожных переездах снижать скорость движения;
— немедленно остановить автомобиль, если его повело в сторону; продолжать движение можно, только убедившись в том, что ни одна из шин не является спущенной;
— не допускать езды с открытыми бортами кузова; не подъезжать вплотную к краю тротуара, так как при этом могут быть повреждены боковины покрышек;
— не допускать длительного буксования автомобиля при его застревании;
— пользоваться цепями противоскольжения только для преодоления труднопроходимых участков пути.

Уход за шинами

Водитель обязан эксплуатировать шины в соответствии с Правилами эксплуатации автомобильных шин.

Перед тем как выехать в рейс, водитель должен:
— проверить техническое состояние шин;
— убедиться, что не произошло падения давления воздуха в шинах и при необходимости довести его до установленных пределов.


Рис. 10. Схема перестановки шин на автомобилях

Во время остановок водитель должен осмотреть шины и удалить застрявшие между ними предметы.

При втором техническом обслуживании автомобиля (ТО-2) тщательно осматривают и при необходимости перестанавливают шины по схемам, приведенным на рис. 63. На автопредприятиях должен вестись учет перестановки шин.

Путевой ремонт шин

Камерные шины. При отсутствии запасной камеры поврежденная камера может быть отремонтирована двумя способами: горячей вулканизацией и холодным способом.

Ремонт камер методом горячей вулканизации производится в шиноремонтных цехах автотранспортных предприятий или в специальных шиноремонтных мастерских.

Путевой ремонт камер с мелкими повреждениями (проколы, по резы длиной до 15 мм) может быть выполнен с помощью электро вулканизатора. Поврежденное место тщательно зачищается метал лической щеткой, крупной наждачной бумагой и на него наклады вается заплата из сырой резины. Размер заплаты должен быть таким чтобы все ее края отстояли пт места повреждения не менее upm на 15 мм. К заплате прикладывается нагревательный элемент электровулканизатора и плотно прижимается к камере струбциной (рис.64). Чтобы сырая резина не пристала к поверхности нагревателя, на заплату сверху нужно наложить лист бумаги или целлофана. Время нагрева не менее 20 мин.

Ремонт камер холодным способом производится с применением резинового клея и заплат из вулканизированной резины. Такой ремонт можно применять лишь в исключительных случаях для того, чтобы доехать до гаража, поскольку приклеенные заплаты из-за нагрева шин со временем отстают.

Для проведения ремонта шин в пути в комплекте шоферского инструмента должна быть автоаптечка с необходимыми принадлежностями.

Поврежденные в пути покрышки можно отремонтировать холодным способом с использованием резиновых грибков, манжетов или пластырей.

При проколах грибки вводят в покрышку, используя приспособление со съемным наконечником. Предварительно место вокруг прокола зачищают металлической щеткой, смазывают резиновым клеем и просушивают.

Таким же образом обрабатывается поверхность ножки и нижняя поверхность шляпки грибка.

При обнаружении сквозных прорезов или разрывов покрышки ее можно отремонтировать путем установки манжет или наложении пластырей.

Бескамерные шины. Поврежденную бескамерную шину можно отремонтировать без демонтажа ее с обода. Если прокол не более 3 мм, то он устраняется введением в отверстие прокола пасты посредством шприна.

Если проколы более значительные, то ремонт производится с помощью установки полых рифленых пробок, которые вводят в отверстие прокола посредством специального стержня со ступенчатым концом.

Операцию по установке пробки выполняют следующим образом. Удаляют предмет, проколовший шину, прочищают отверстие рифленой частью ступенчатого стержня. Затем шприцем вводят в отверстие пасту и вставляют пробку, предварительно надетую на ступенчатый стержень.

Диаметр пробки должен быть в 1,5-2 раза больше диаметра прокола. После этого удаляют ступенчатый стержень и срезают выступающую часть рифлёной пробки на расстоянии 2-3 мм от поверхности шины.

Рис. 11. Путевой электровулканизатор: 1 - струбцина; 2 - винт; 3 - контакты электроплитки; 4 - электроплитка

Повышение сцепных качеств шин

Шины с зимним рисунком протектора. Для улучшения сцепления шин с поверхностью дороги, покрытой снегом, льдом или слоем грязи, применяются шины со специальным рисунком протектора, полу, чившие название шин с зимним рисунком протектора.

Шины с зимним рисунком протектора характеризуются шашечными элементами различной формы, которые разделены множеством канавок. Выступы рисунка протектора рассечены щелевидными канавками разнообразной формы. По краям беговой дорожки имеют-’ ся широкие выемки, которые очищают рисунок от снега или грязи.

Глубина рисунка у зимних шин несколько больше, а площадь выступов меньше, чем у шин с дорожным и универсальным рисунком протектора.

Рисунки протектора зимних шин для грузовых и легковых автомобилей сходны по внешнему виду, но шины для грузовых автомобилей имеют меньше щелевидных канавок и более крупные элементы.

Шины с зимним рисунком протектора должны эксплуатироваться только в зимний период и частично весной и осенью, так как на сухих твердых поверхностях дорог срок службы этих шин резко снижается.

Однако применение шин с зимним рисунком протектора ухудшает устойчивость автомобиля при езде по дороге, поверхность которой покрыта укатанным снегом или льдом.

Шины противоскольжения. Для повышения сцепных качеств шин при движении автомобиля по дороге, покрытой льдом или плотно укатанным снегом, применяются металлические шипы, которые получили название шипов противоскольжения. Шипы противоскольжения вставляют в протектор шин с зимнихм рисунком протектора.

Шип состоит из тонкого стержня и стальной оболочки с фланцем, который служит для удерживания шипа в отверстии протектора. Стержень шипа изготовлен из твердого карбидо-вольфрамового сплава, что уменьшает его износ. Он выступает над оболочкой на i,2-1,5 мм. Шипы противоскольжения выпускаются диаметром 8-15 мм длиной 10-30 мм. В зависимости от размера шин, глубины рисунка протектора и грузоподъемности шин, шииы соответствующей длины и диаметра вставляют в протектор с помощью специального приспособления.

Шипы противоскольжения применяются для шин как легковых, так и грузовых автомобилей.

Ошипованные шины должны устанавливаться на все колеса автомобиля.

При эксплуатации автомобиля на шинах с шипами противоскольжения нужно иметь в виду, что ошипованные шины не дают никаких преимуществ по сравнению с неошипованными при езде по дорогам, покрытым рыхлым снегом, и при движении по дорогам с твердым покрытием, не имеющим ледяной или снежной корки, шипы ухудшают сцепление шин с дорогош

Во избежание преждевременного выпадания шипов следует избегать резкого трогания и резкого торможения автомобиля.

Ошиповка шин

Ошиповка шин производится с помощью пневматического пистолета. Предварительно дрелью со спиральным сверлом высверливают отвертя в выступах рисунка протектора. Диаметр отверстия должен быть вдвое меньше диаметра шипа. Благодаря этому обеспечивается плотная посадка ши-па~ в протекторе. Головка пневматического пистолета расширяет отверстие в протекторе и в него вставляется под давлением шип. После выемки головки пистолета расширенное отверстие сужается и плотно облегает шип. Количество шипов противоскольжения не должно превышать 200 шт. на одну шину. Шипы размещают по краям беговой дорожки. Цепи противоскольжения. Для преодоления труднопроходимых участков пути пользуются цепями противоскольжения, которые предотвращают буксование колес. Цепи противоскольжения подразделяются на мелкозвенчатые и траковые.

При установке цепей противоскольжения необходимо достигнуть правильного их натяжения. Цепь будет натянута правильно, если после установки среднюю часть поперечной цепи можно рукой, перемещать на 10-20 мм по окружности щины.


Рис. 11. Шипы противоскольжения: 1 - сердечник; 2 - оболочка; 3 - фланец

Рис. 12. Шина с шипами противоскольжения

Рис. 13. Мелкозвенчатые браслетные цепи противоскольжения: а - для одинарных колес; б, в -. для сдвоенных колес


Рис. 14. Мелкозвенчатая ленточная цепь противоскольжения: 1 - звенья цепи; 2 - замок


Рис. 15. Траковые цепи противоскольжения: слева - ромбовидного типа; справа - таврового типа

Во избежание нарушения распределения нагрузок на колеса запрещается надевать цепи противоскольжения на одно из сдвоенных колес.

Траковые цепи противоскольжения применяют при движении по мягким грунтам. Траки соединяют между собой обычными цепями.

К атегория: - Справочник водителя

Пневматическая шина представляет собой упругую оболочку, предназначенную для установки на ободе колеса и заполняемую воздухом или азотом под давлением. Современная шина имеет довольно сложную конструкцию. Основным материалом для изготовления шины служит резина и специальная ткань — корд. Резина, использующаяся для производства шины, изготавливается из каучука (натурального и синтетического), к которому в процессе производства добавляются различные наполнители: сера, сажа, смолы и др. При изготовлении пневматических шин для первых автомобилей использовался только натуральный каучук, который получали из смолы деревьев — каучуконосов.

Синтетический каучук был впервые получен в нашей стране. Это изобретение принадлежит академику С. В. Лебедеву, который в 1931 — 1932 г. впервые в мире разработал технологию производства синтетического каучука. Для того чтобы эластичный каучук с наполнителями превратился в упругую резину, он должен пройти процесс вулканизации (соединение серы с каучуком, которое происходит при повышенной температуре). Шины вулканизируются в специальных пресс-формах, внутренняя поверхность которых соответствует наружной поверхности шины. Перед тем как шина попадает в пресс-форму, она собирается из составляющих ее элементов на специальных станках.

Шина состоит из: каркаса , слоев брекера , протектора , боковины и борта (рис. 1)

Каркас — резинокордная основа (силовая часть) покрышки; выполнен из одного или нескольких слоев обрезиненного корда с резиновыми прослойками, закрепленных на бортовых кольцах Корд бывает текстильным, металлическим или стекловолоконным. Текстиль и стекло применяются в легковых шинах. Металлокорд — в грузовых. Стекловолокно отличается абсолютной стойкостью к гниению и растягиванию. Шины с использованием стекловолокна меньше разнашиваются и меньше подвержены порче в условиях высокой влажности и температуры (тропики).

Брекер состоит из одного и более слоев разреженного прорезиненного корда, разделенных резиновыми прослойками, и расположен между каркасом и протектором. Предназначен для защиты каркаса от ударов, придания жёсткости шине в месте соприкосновения с дорожной поверхностью и для защиты камеры от проколов. Изготавливается из толстого слоя резины (в лёгких шинах) или скрещенных слоёв металлокорда. В зависимости от материала корда в брекере шины подразделяются на шины с текстильным брекером (ТБ) и металлобрекерные (МБ), а при использовании металлокорда и в каркасе, и в брекере — цельнометаллокордные (ЦМК).

Протектор — наружная часть покрышки, представляющая собой массивный слой резины с рельефным рисунком на внешней поверхности. Он обеспечивает сцепление с дорогой и предохраняет каркас шины от механических повреждений. Рельефная часть поверхности протектора, состоящая из совокупности выступов и выемок или канавок, называется рисунком протектора. В зависимости от рисунка протектора и условий эксплуатации шины подразделяются на:

  • Дорожные (в обиходе называемые летними ), предназначены для применения при положительных температурах на шоссейных дорогах. Шины этого типа обеспечивают наилучшее сцепление с сухой и мокрой дорогой, обладают максимальной износостойкостью и наилучшим образом приспособлены для скоростной езды. Для движения по грунтовым дорогам (особенно мокрым) и зимой они малопригодны.
  • Зимние , используемые на обледенелых и заснеженных дорогах, сцепные качества покрытия которых могут изменяться в зависимости от ситуации, от минимальных (гладкий лед или каша из снега и воды) до небольших (укатанный снег на морозе). Они обладают неплохими дорожными свойствами, несколько уступая дорожным шинам. Многие зимние шины позволяют устанавливать шипы противоскольжения или уже ошипованы на заводе-изготовителе.
  • Всесезонные являются компромиссным вариантом между летними и зимними шинами, поэтому уступают по обеспечению сцепления и первым и вторым в соответствующих сезону условиях. Они позволяют круглогодично эксплуатировать автомобиль на одном комплекте шин.
  • Универсальные обладают свойствами, позволяющими эксплуатировать их как на шоссейных, так и на грунтовых дорогах. Их целесообразно применять для вседорожников, которые совершают примерно равные пробеги по шоссе и дорогам. Четкую границу между ними и всесезонными шинами провести бывает довольно трудно.
  • Повышенной проходимости рассчитаны для бездорожья и мягких грунтов. Использовать такие шины желательно только при редком движении по шоссе. В противном случае они будут быстрее изнашиваться и создавать высокий уровень шума.

На боковых стенках покрышки протектор переходит в более тонкие резиновые слои — боковины , прикрывающие боковые части каркаса.

Борт состоит из одного и более проволочных колец, на которых закреплены слои каркаса, и обеспечивает крепление покрышки на ободе колеса. Изнутри он покрыт слоем вязкой воздухонепроницаемой (для бескамерных шин) резины, что позволяет покрышке герметично садиться на обод колеса.

По способу герметизации шины делятся на камерные и бескамерные .

Камерные шины (TUBE TYPE) (рис. 2) состоят из покрышки и камеры с вмонтированным в нее вентилем.


Размер камеры всегда несколько меньше внутренней полости соответствующей ей по обозначению покрышки. Это позволяет избежать образования складок камеры в накачанном состоянии. Вентиль представляет собой обратный клапан, позволяющий нагнетать воздух в шину и препятствующий выходу его наружу.


Грузовые камерные шины, монтируемые на плоские разборные обода, оснащаются ободными лентами (флипперами). Ободные ленты располагаются между ободом и камерой и предназначены для защиты камеры от повреждений.

Бескамерная шина (TUBELESS) представляет собой усовершенствованную покрышку, которая одновременно выполняет функции обычной покрышки и камеры. Внутренняя полость в бескамерной шине образуется покрышкой и ободом колеса.


У бескамерных шин (рис. 3) внутренний объем герметизируется воздухонепроницаемым резиновым слоем толщиной 2-3 мм, наложенным на внутренний слой каркаса, а на наружную поверхность борта наносят эластичную резину, которая обеспечивает герметичность при посадке шины на обод. Вентиль специальной конструкции вставляется в отверстие в ободе колеса. Бескамерные шины имеют немало преимуществ перед камерными, а потому постепенно завоевывают рынок, вытесняя прежнюю конструкцию. При проколе бескамерной шины небольшим предметом этот предмет растягивает воздухонепроницаемый внутренний слой резины бескамерной шины и обволакивается ею. При этом воздух из бескамерной шины выходит очень медленно, в отличие от камерной, в которой камера находится в растянутом состоянии, и, следовательно, любое ее повреждение вызывает увеличение образовавшегося отверстия. Поэтому бескамерные шины более безопасны. Ремонт небольших повреждений бескамерных шин можно производить без снятия шины с обода, герметизируя образовавшееся отверстие специальным материалом. Важным преимуществом бескамерных шин по сравнению с камерными является меньшая масса и нагрев при движении. Последний обусловлен отсутствием трения камеры о шину и лучшим охлаждением. Так как износ шин в значительной степени зависит от рабочей температуры, бескамерные шины долговечнее. Не рекомендуется устанавливать в бескамерные шины камеры, поскольку при накачивании камеры между шиной и камерой могут образоваться воздушные подушки, которые будут мешать отводу тепла и приведут к местному перегреву шины. К недостаткам бескамерных шин следует отнести большую сложность ремонта в пути в случае сильных повреждений, а также необходимость в высокой чистоте и гладкости закраины обода для обеспечения герметичности.

Шинные заводы выпускают пневматические шины двух основных конструкций: диагональные и радиальные (рис. 4).


Радиальная шина (шина типа R) имеет меридиональное (от борта к борту) направление нитей в слоях каркаса, а направление нитей в слоях брекера близко к окружному. В диагональной шине каркас и брекер состоят из наложенных друг на друга слоев корда, нити которых перекрещиваются под заданным углом. Угол наклона нитей в брекере посередине беговой дорожки 45 — 60°. Радиальные шины имеют технико-экономические преимущества перед диагональными шинами (повышенная долговечность, высокое сцепление с дорогой, пониженное сопротивление качению, что обусловливает сокращение расхода топлива, пониженное теплообразование и др.). Однако диагональные шины предпочтительны для некоторых условий эксплуатации, например, в условиях высоких ударных нагружений на дорогах низкого качества и в условиях бездорожья.




Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Советы по строительству и ремонту