Стихи для детей про осень и листопад.
А. Рябинка
Листопад, листопад
Листья кружатся, летят!
Разноцветные, резные,
Словно кистью расписные…
Осень краску подарила,
Листья в пляску закружила.
О. Киселева
Листья жёлтые танцуют,
С веток падают, летят.
Эту сказку золотую
Называют «листопад».
Л. Алейникова
Листопад! Листопад!
Весь усыпан парк и сад!
Разноцветными коврами,
Расстелился под ногами!
Листик в ручки я поймаю,
Подарю любимой маме!
Осень листопадная,
Самая нарядная!
Е. Пименова
А повсюду – листопад!
Листья под ноги летят.
Кружит ветер озорной -
Красный листик, золотой…
Составляет хоровод,
листьями играя.
Это осень к нам идёт
- гостья дорогая!
Е. Груданов
Как прекрасен листопад!
Листья жёлтые летят!
Над землёй и над водой
Вихрь кружится золотой!
Осень дождички роняет
И деревья раздевает,
Устилая всё кругом
Пышным сказочным ковром!
Н. Капустюк
Листопад, листопад,
Дождик золотистый.
Всё летят, всё летят
Листья, листья, листья!
Листики разные,
Листики резные,
Жёлтые, красные -
Выбирай любые.
По тропинке в листопад
На прогулку вышли.
И букеты у ребят:
«Вот какие!» - вышли.
Листики разные,
Яркие букеты.
Долго будем вспоминать
Листопад мы этот!
А. Тесленко
Листопад, листопад,
Листья желтые летят,
Собирайте, не ленитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Листья желтые летят,
Словно зонтики кружат,
Ветер дунул: раз-два-три,
Оторвались от земли,
И взлетели высоко,
Но до неба далеко.
Покружили и опять
Опустились на земь спать.
О. Бейгул
Глянь на улицу: повсюду
Листья по ветру летят,
В дивном вальсе закружился
Разноцветный листопад!
Листья под ноги ложатся
Мягким красочным ковром,
И от дождика слезятся
Золотом и серебром.
Ну, а завтра, ранним утром,
Мы корзиночки возьмём
И по коврику лесному
За опятами пойдём.
После дождика грибного
Все грибочки - тут как тут!
Всем семейством у пенёчка
С песней хоровод ведут.
А. Мохорев
Осень, как и лето,
Тоже время года.
Жёлтый лист с рассвета,
И с дождём погода.
И с утра ненастье,
И с утра прохлада.
Клёна лист на счастье –
Осени награда.
На листке кленовом
Солнца луч играет,
В царство снега снова
Осень приглашает.
Л. Луканова
Утром небо было хмурым,
И казалось все понурым.
Осень очень любит плакать,
Дождиком на землю капать.
Любит листьями шуршать,
И с деревьев их срывать.
Г. Соренкова
Осень к нам пришла вчера,
На дворе прохлада.
Лета тёплого пора
Унеслась из сада.
Жёлтою листвой укрылись
Тропы и дорожки.
И рябины нарядились
В красные серёжки.
В небе облака летают,
С солнышком сражаются.
Птицы к югу улетают,
В стаи собираются.
По полям, лесам и долам
Осень к нам шагает.
Сентябрем подходит к школам,
Двери открывает.
Е. Осипова
Это, детки, время года
Много дарит непогоды.
Дарит ветер, дождь и лужи,
Листопадом в небе кружит.
Сей сезон - начало школы,
Где задачки и глаголы
Наши лучшие друзья,
И на пляж уже нельзя.
Дни идут куда короче,
Но зато длиннее ночи.
На юга умчатся птицы,
Чтобы к лету возвратиться.
Что за время года спросим?
И в ответ услышим -осень.
Г. Ряскина
Осень воздух остудила
Белый день укоротила,
Разукрасила листочки,
По-натыкала грибочки,
Разбросала паутинки,
Обесцветила травинки,
Урожай плодов собрала,
Пашни все перепахала,
Птичьи стаи проводила,
Дождичком за моросила.
Притомилась...и решила -
Оборву еще листочка
и на том поставлю точку,
В лес отправлюсь на покой,
Ждать приход зимы седой.
Стрельцова Галина
Конспект осенней прогулки «Листопад, листопад, листья желтые летят»
Конспект осенней прогулки в средней группе
«Листопад , листопад , листья по ветру летят… »
Цель : систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе.
Задачи :
Продолжать знакомить детей с явлением осени – листопадом ;
Знакомить с многообразием красок золотой осени ;
Расширять словарный запас («Золотая осень » , «Листопад » , «Золотая кисть природы» );
Развивать наблюдательность, речь ребенка, внимание, двигательные качества;
Развивать двигательную активность детей;
Воспитывать любовь к природе;
Воспитывать умение видеть красоту осенней природы ;
Воспитывать дружеские взаимоотношения;
Воспитывать интерес к подвижным играм и здоровому образу жизни.
Воспитатель предлагает детям отправиться на площадку детского сада. Во время движения предложить детям повторить выученный накануне стих про осенние листья .
Раз, два, три, четыре, пять
Будем листья собирать .
Листья березы ,
Листья рябины ,
Листья тополя ,
Листья осины ,
Листики дуба
Мы соберем,
Маме осенний букет отнесем .
Н. Нищева
Воспитатель : Ребята, посмотрите, какая красота в нашем детском саду, посмотрите какие нарядные деревья! Подойдите поближе и послушайте загадку :
Желтой краской крашу я
Поле, лес, долины
И люблю я шум дождя,
Назови - ка ты меня!
Дети : Осень !
Воспитатель : Правильно на нашем дворе – золотая осень ! С приходом осени и похолодания листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску и начали опадать. Как грустный разноцветный дождь, осыпаются листья осенью . Такое явление в природе называется …«листопад » . Наблюдать листопад мы можем , когда становится холодно и дерево не может поглощать корнями много воды и питательных веществ, не может напоить все листочки , поэтому они постепенно отмирают, желтеют и опадают . Дерево как будто засыпает до весны, но оно живое и его нужно оберегать. Особенно сильно опадают листья после заморозка . Вы, наверное, обращали внимание по дороге в сад, что по утрам особенно много листвы под деревьями и зябкий ветерок разгоняет их по дорожкам и тропинкам.
Воспитатель : Дети давайте повторим, что такое листопад ?
Дети : Листопад это осыпание листьев с деревьев осенью .
Воспитатель : Посмотрите ребята, под нашими ножками много-много листвы , какая она по цвету?
Дети : Желтая , красная, коричневая.
Воспитатель : Вот как много у осени красок , каждый листик неповторим , много цветов и оттенков можно разглядеть на них, значит листья какие ?
Дети : Разноцветные.
Воспитатель : А теперь давайте поиграем в игру «Листопад » возьмите в каждую руку по листочку и становитесь в круг!
Мы - листочки , мы - листочки , Дети стоят кружком, держа в руках
листочек
Мы - осенние листочки .
Мы на веточках сидели,
Дунул ветер - полетели. - Разбегаются по дорожкам.
Мы летали, мы летали - Бегают, помахивая листочками .
Все листочки так устали .
Перестал дуть ветерок - Подули на свои листочки в руках
Все уселись в кружок. - Садятся на корточки, листочки держат над головой .
Ветер снова вдруг подул - Разбегаются по дорожке.
И листочки с веток сдул . - Подули на листочки
Все листочки полетели - Подкидывают листья вверх .
И на землю тихо сели. - Садятся на корточки медленно.
Игру можно повторить несколько раз.
Воспитатель : Ребята, возьмите в руки по листку и расскажите каким они цветом?
Воспитатель : Ребята, какие Вы молодцы, какие красивые листики вы себе выбрали ! А теперь предлагаю сделать салют, подбросить листочки высоко в небо !
«Покружу, покружу, как листочек получу !» (на слово «полечу» воспитатель и дети подбрасывают свои листочки вверх ).
Воспитатель : А как падали наши листочки ?
Дети : Медленно, кружась.
Воспитатель : Как вы думаете, почему листочки падают медленно ?
Дети : Листочки падали медленно , так как они легкие.
Воспитатель : А теперь возьмите снова в руки по листику и потрогайте их , поводите пальчиками по жилкам листка , какие они на ощупь?
Дети : шершавые, холодные, сухие. А как шуршат листочки ? (Ш-ш-ш)
Экспериментальная деятельность : «Каким материалом можно прошуршать? (Ткань, бумага, полиэтиленовая пленка) .
Ребята, а какие приметы осени мы знаем ?- Поздний листопад - к суровой зиме ; лист хоть и пожелтел , но опадает слабо - морозы наступят не скоро.
Воспитатель : Ребята, а у меня какие листья ? Продемонстрировать разные листья детям . (предварительно подготовленный букет)
Дети : Разные!
Воспитатель : Давайте найдем и назовем деревья, которым принадлежит каждый лист . (Воспитатель поочередно демонстрирует детям листья клена , березы, дуба,ясеня, липы., вяза. Дети передвигаются по территории участка, ища деревья с похожими листьями , по нахождения нужного дерева проговаривается название дерева : Клен – кленовый, Береза – березовый и тому подобное)
Воспитатель : Молодцы ребята, назвали все деревья и все листочки ! А теперь давайте соберем яркий букет и подарим его младшему воспитателю (дети собирают букет, зафиксировать канцелярской резинкой, после прогулки он заносится в группу и вручается младшему воспитателю)
Воспитатель : Теперь давайте проверим, какие вы внимательные!
Дидактическая игра : «Назови ласково» (Ветер - ветерок, лист - ,облако, дождь, солнце., туча, кот.)
Подвижная игра «Кот на крыше» .
Воспитатель в завершении проводит краткую беседу : «С каким природным явлением мы сегодня познакомились? (листопад , «Каких цветов бывают осенние листья » , «Какие деревья мы сегодня с вами нашли?»
По окончанию беседы дети свободно играют под наблюдением воспитателя.
Индивидуальная работа по развитию движений
Индивидуальные игры «Прыжки через дорожку из листьев » , «Собери листочки определенного цвета или количества» .
Труд на участке : На территории детского сада осмотреть деревья и кустарники, убрать высохшие ветки, стебли растений.
Публикации по теме:
Конспект прогулки «Листья пожелтевшие по ветру летят…» «Листья пожелтевшие по ветру летят…» (ИЗО. Рисование ладошкой) Цель: развитие мелкой моторики по средствам нетрадиционной художественной.
Конспект НОД «Листья желтые летят» «Листья желтые летят» Цель: обучение умению рисовать листья примакивая кисточку к листу бумаги; умению правильно держать кисть, пользоваться.
Цель: Вызвать интерес к созданию коллективной композиции " Листопад" Задачи: Продолжать знакомство с осенью,как временем года. Заинтересовать.
Конспект прогулки «Листопад» (младшая группа) Цель: формировать у младших дошкольников представления о состоянии природы осенью, раскрыть новое понятие «листопад». Задачи Образовательные:.
Конспект развлечения «Листья желтые» Ведущий. Дети, хотите послушать сказку? А было это, когда лето отшумело, И отзвенело, и отзеленело, Когда промчались теплые деньки, И больше.
Конспект занятия по рисованию «Листопад» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: а) образовательные задачи: продолжать знакомить детей с кистью, красками, учить правильно держать кисть и аккуратно.
НОД: «Как прекрасен листопад!» Цель: обобщить знания детей
Конспект НОД на тему: «Кружит листья листопад»
Интеграция: Познание, Художественно-эстетическое развитие, Коммуникация, Социализация.
Цель: Расширить представления детей о природном явлении листопаде. Формировать умение рисовать кистью, способом «примакивания». Задачи: - расширять и активизировать словарный запас (способ «примакивания») - названия цветов (желтый, красный, оранжевый) - продолжать учить пользоваться кистью, рисовать способом «примакивания» - воспитывать аккуратность в работе с красками; Средства реализации: осенние листья, иллюстрации осенних явлений природы (листопад, альбомные листы с изображением ствола дерева, кисти, гуашь красного, жёлтого цветов, салфетки, ёмкости с водой, зонт с осенними листочками, диск с музыкой Чайковского Времена года. Способы реализации : персонаж - помощница осени, чтение стихотворений об осени и листопаде, рассматривание иллюстраций на осеннюю тему, беседы на осенние темы, наблюдение на прогулках осенних изменений в природе, наблюдение за листопадом, сбор листьев. Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
НОД . . Входит воспитатель в образе помощницы осени. Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Дети: Здравствуйте. Воспитатель: Ребята, скажите, а какое у нас время года. Дети: Осень. Воспитатель: Правильно. А я помощница осени, и хочу сегодня поговорить с вами об одном интересном осеннем явление. Попробуйте угадать, что это за явление осени. Загадка про листопад. Листья жёлтые кружатся, На землю ковриком ложатся. Жёлтых листьев хоровод Осенью случается. Танец этот – каждый год. Как он называется? (Листопад) Дети: Листопад. Воспитатель: Молодцы, правильно. Листопад – это очень красивое явление природы. Когда наступает осень, солнышко светит реже, становится прохладно, листики на деревьях «держатся» слабо, стоит подуть ветерку, и листочки срываются с веток, и плавно кружась, падают на землю. А вы знаете стихи об этом красивом явлении природы?
Даша Падают, падают листья В нашем саду листопад. Жёлтые, красные листья В воздухе вьются, летят… Ася . : Ходит осень по садам, Ходит, улыбается, Точно в сказке тут и там Все цвета меняются. Воспитатель: Молодцы, ребята! Очень красивые стихи. А я вам предлагаю ещё одно
стихотворение о листопаде.
Листопад, листопад,
Листья падают, летят.
Листья жёлтые кружатся,
И на землю все ложатся (С. Белов) . Воспитатель: Давайте проговорим это стихотворение вместе (проговаривают 2 -3 раза) .
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, что у меня в руках?
Дети: Осенние листочки.
Воспитатель: Давайте поиграем с ними.
Дыхательная гимнастика «Листопад».
Воспитатель: Молодцы, ребята! Какой у нас сильный ветерок получился. А теперь давайте
представим, что мы с вами осенние листики.
Физкультминутка «Листопад».
Листопад, листопад
Листья жёлтые летят, (бегают, изображая осенние листочки)
Кружат по дорожке, (кружатся на месте)
Падают под ножки (медленно приседают) .
Воспитатель:
А сейчас, я вам покажу, как правильно нужно рисовать листопад, способом «примакивания»
кисти к бумаге. - как правильно держать кисть, наносить мазки) .
Ребята, давайте, и мы с вами возьмём краски и нарисуем листопад в подарок осени.
Пальчиковая гимнастика «Листопад».
Листопад, листопад Вот летит листок осины – А за ним листок рябины. Ветер гонит лист кленовый, Поднимает лист дубовый, Лист берёзки кружится (загибают пальчики на руках, начиная с мизинца) . Осторожно, лужица (грозят пальцем!
Покружился, (поднимают руки, делают вращательные движения, опускают вниз)
Прямо в лужу опустился (руки на коленки) .
Воспитатель напоминает, как правильно держать кисть, промывать кисть
и наносить мазки.
Дети рисуют под музыку Чайковского «Времена года»
Воспитатель: Какие красивые рисунки у вас получились. А давайте посмотрим друг у друга.
Итог.
Воспитатель: - Какое явление осени рассматривали?
Что такое листопад?
Что рисовали?
Как рисовали листопад?
Я попрошу вас дома нарисовать с мамой такой же листопад…
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята! О нашем занятии я расскажу осени, подарю ей ваши
рисунки, думаю, что она очень будет довольна вашими знаниями и рада вашим подаркам.
Спасибо за ребята.
Муниципального учереждение
«Управление дошкольного образование»
Исполнительного комитета Нижнекамского района
И Города Нижнекамска
Республики Татарстан
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром.
На тему: « Листопад, листопад, листья желтые летят»
(Первая младшая группа.)
Составила:
Мирзафатихова Гулия Равилевна.
Нижнекамск 2013 г
Программные задачи:
Образовательные:- давать элементарные представления об осенних изменениях в природе;
Формировать умения определять погоду по внешним признаками, и последовательно, по сезону одеваться на прогулку.
Развивающие: - учить выделить ствол, ветки, и листья деревьяв;
Закрипить умение узнавать и называть цвета;
Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к природе и своему здоровью.
Словарная работа:
Форма проведения: Ситуация- упражнение.
Материалы и оборудование: -дерево
Листочки желтого красного, красного цвета.
Магнитофон.
Звуки осенного леса.
Предварительная раблта с детьми.
Коммуникация: Беседы об осенних изменениях.
Познания:
Чтения художественной литературы:
Социализация:
Труд:
Художественная творчиства:
Физическое развития:
Техническое сопровождение:
Взаимодействие со специлистами:
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой сегодня день? На улице тепло или холодно? Солнышко светит или спряталось за тучками?
Дети: Холодно.
Воспитатель: На улице стало холодно. Дует ветер. Какое время наступило?
Дети: Осень.
Воспитатаель: Правильно, наступила осень. Осенью часто бывает пасмурная погода, на небе облака и тучки, льет дождь. Ребята, явас сегодня приглашаю в лес. Хотите прогуляться в осеннем лесу?
Дети: Да.
Воспитатель: Но для этого на нужно потеплее одеваться. Ведь на улице холодно. Сперва мы что оденем?
Дети: Штанишки.
Воспитатель: Еще что оденем? На себя…?
Куртку.
А на ножки?
Ботинки, сапожки.
А на голову…?
Шапку.
Воспитатель: Вот мы и оделись. А почему нужно тепло одеваться?
Дети: На улице холодно.
Воспитатель: Правильно, на улице уже холодно. Если мы не оденемся, то замерзнем и заболеем. Чтобы не заболеть нужно одеваться. Но теперь построились и пошагали:
Едут. Едут по дорожке,
Наши маленькие ношки.
Мы шагаем понемношку.
Протоптали мы дорожку.
Шли мы. Шли.
В лес пришли.
(Включается музыка «Звуки осеннего леса». На полу лежит разноцветные листья.)
Воспитатель: Вот мы пришли в лес. Ребята, а вы знаете какие звери живут в лесу? Белый, пушистый, под кустом сидит. Хвостик у него дрожит. Кто это, ребята? (Заяц). В дупле живет да орешки грызет. Кто это? (белка). Зимой спит, летом улья ворошит. А это кто? (Медьведь). Правильно.
Медьведь: Кто это про меня вспоминает? (Видит детей и здоровается).
Воспитатель: Здраствуйте, Миша. А мы пришли к тебе в гсти. Как красиво у тебя в лесу. А листочков сколько? Ребята, сколько здесь листочков?.
Дети: Много.
Медьведь: Ребята, листочков здесь много, но я знаю какого они цвета.
Воспитатель: Ребята, медьведь не знает какого они цвета. Давайте ему поможеи! Кристина, покажи красный листочек. Ребята, это красный листочек? Правильно, молодец! А где зеленый листочек? Гриша, покажи? Это больой листочек или маленький?
Дети: Маленький.
Воспитатель: Правильно, а еще какого цвета листочки есть?
Дети: Желтые.
Воспитатель: Маша, покажи желтый листочек. Какой он большой или маленький?
Дети: Большой.
ВоспитателЬ: Правильно, молодцы ребята. Медьведь, ты заполнил йвета?
Медведь: Заполнил. Ой, спасибо вам ребята. Много у меня разноцветных листочков, красных, зеленых, желтых. Я их собираю в свою берлогу, чтобы зимой теплее было спать. А еще с листочками я люблю играть.
Воспитатель: наши дети тоже любят играть. Хочешь с нами поиграть?
Медведь: Да.
Воспитатель: Вставайте все в кружочек и берите листочек.
Много листьев и красных!
Собираем листочки,
Встанем все в кружочек!
(дети берут по листочку, становятся в круг)
Руки вверх мы поднимаем,
Как деревья подрастаем.
(Дети по показу поднимают руки и опускают вниз.)
Дует ветер с севера,
Закачалось дерево.
(Качают руками над головой)
Дует ветер задувает,
Листья с дерева срывает!
(Дети опускают листочки на пол поднимаются с пола)
Листья по ветру летят,
Кружит, кружит листопад!
(Дети круатся вправо и влево)
Воспитатель: когда много-много листочков падает, это называется «листопад».
Побежали наши ножки,
И садимся на пенечки.
(Дети садятся на стульчики)
Медьведь: спасибо вам, ребята, за игру. Что-то я притомился, пойду посижу.
Воспитатель: Отдохни, Миша. Ребята, скажите пожалуйста, что это?
Дети: Дерево. Березка.
Воспитатель: Это дерево. Березка. Какая они красивая, высокая. Вот Это, ребята, ствол. Ствол толстый, а потоньше это- ветки. А что еще у дерева есть?
Дети: листочки.
Воспитатель: Правильно, какого цвета этот листочек? А этот листочек какого цвета?
Дети: Зеленые, желтые.
Воспитатель: Дерево хочет, чтобы вы показали где у него ствол, ветки и листья. Аня, покажи где ствол у дерева? Эвелина, покажи где у дерева ветки? Настя, ты покажи где листочки? Это что? Молодцы, ребята. Дерево говорит всем спасибо. Ребята, нам уже пора в детский сад.
Давайте попращаемся с медведем и скажем ему спасибо. Мы еще к тебе В гости придем. До свидания.
(Медведь прощается с детьми. Дарит детям разноцветные шарики.)
Едут, едут по дорожке
Наши маленькие ножки.