Советы по строительству и ремонту

Главный совладелец и председатель совета директоров группы "Сумма" (до 2011 года - "Суммы Капитал"), одной из крупнейших и наиболее непрозрачных частных холдинговых структур в России. Председатель совета директоров Новороссийского морского торгового порта с 2011 года.


Зиявудин Гаджиевич Магомедов родился 25 сентября 1968 года в Махачкале - столице Дагестанской АССР. Аварец. Отец Магомедова был врачом-хирургом, мать работала учительницей. В семье Зиявудин был одним из четырех детей, в дальнейшем известность также получил его брат, Магомед Магомедов, в 2002-2009 годах - член Совета Федерации РФ от Смоленской области.

В 1994 (по другим данным - в 1993) году Зиявудин Магомедов окончил экономический факультет Московского государственного университета (МГУ) по специальности "Мировая экономика", где сблизился с однокурсниками или соседями по общежитию Рубеном Варданяном (основателем корпорации "Тройка Диалог") и Аркадием Дворковичем (будущим помощником президента РФ Дмитрия Медведева). Впоследствии на том же факультете МГУ в 2000 году Магомедов защитил диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук по теме "Современные направления деятельности транснациональных банков".

Еще являясь студентом первых курсов университета Магомедов начал заниматься бизнесом. В 1988-1989 годах он вместе с однокурсниками и соседями по общежитию наладил "продажу электротехнических приборов из России в Польшу". В 1993 году Зиявудин Магомедов с партнерами, в том числе братом Магомедом и двоюродным братом Ахмедом Билаловым, основали компанию "ИФК-Интерфинанс". "Первые серьезные деньги" она, по словам самого Магомедова, заработала за счет того, что брала в управление облигации внутреннего валютного займа у внешнеэкономических объединений и обеспечивала им "фиксированную доходность". К лету 1994 года компании удалось создать капитал в 15 миллионов собственных средств.

В 1994-1998 годах Магомедов занимал пост президента "ИФК-Интерфинанс". В 1995 году компания приобрела банк "Диамант". Магомедов был в нем членом совета директоров и одним из акционеров - вплоть до краха банка в 1998 году (в нем бизнесмен обвинил председателя правления банка Алексея Френкеля). Некоторые СМИ утверждали, что Френкель получал угрозы от братьев Магомедовых после разорения "Диаманта", однако Зиявудин Магомедов заявлял, что Френкелю не угрожал; не сообщалось также о том, подавал ли банкир какие-то официальные жалобы по этому поводу.

В 1997 году Магомедов занялся торговлей нефтепродуктами, приобретя около 5 процентов акций "Нижневартовскнефтегаза". Кроме того, бизнесмен в разное время был владельцем нефтретрейдинговых компаний "Союз петролеум", "Европетролеум" и "Старойл". В 2004-2005 годах, по данным "Коммерсанта", Магомедов занимал пост председателя совета директоров ОАО "Транс-Ойл".

В 2001-2002 годах Магомедов приобрел у Марийского машиностроительного завода землю в Приморске, на которой был впоследствии построен Приморский торговый порт (ПТП), ставший первым крупным активом холдинговой группы "Сумма Капитал". Сам Магомедов утверждал в интервью, что компания была основана около 2000 года, однако "Ведомости" писали, что она возникла только в 2008 году. Между тем в прессе "Сумма Капитал" фигурировала и ранее, в частности, в 2007 году, Магомедов же тогда назывался ее предполагаемым владельцем. Впоследствии в биографиях бизнесмена он упоминался как основатель и бессменный председатель совета директоров холдинга "Сумма Капитал", в августе 2011 года переименованного в "Группу "Сумма""].

В 2008 году в газете The Moscow Post была опубликована статья "Сенатор от Смоленской области Магомед Магомедов не хочет уходить из Совета Федерации. На это у него есть важные причины". В материале, в частности, утверждалось, что в конце 90-х - середине 2000-х годов Зиявудин и Магомед Магомедовы были связаны с дагестанской мафией и могли быть причастны к скандалу о хищении средств "Лукойла", выделенных на реконструкцию соединяющей Белоруссию со Смоленском, Вязьмой и Московской областью "Старой Смоленской дороги". В 2010 году Магомедовы выиграли в суде против издания иск о защите чести и деловой репутации.

В июле 2009 года Магомедов через девелоперскую компанию "Интэкс" получил контроль над компанией "СУИПроект" - генеральным подрядчиком при реконструкции московского Большого театра. Еще до этого, в 2007 году, Магомедов вошел в попечительский совет театра. По данным на 1 января 2012 года реконструкция ГАБТ, согласно сообщению Счетной палаты России, обошлась российскому бюджету в 35,4 миллиарда рублей. Сам бизнесмен заявлял, что на этом проекте не только не смог извлечь прибыли, но даже не вышел "в ноль".

В 2010 году "Сумма Капитал" получила широкую известность, приобретя 50,1 процента акций Новороссийского морского торгового порта (НМТП) - крупнейшего в России портового оператора. Еще 49 процентов акций получила государственная компания "Транснефть". Сам Магомедов признавался, что акции НМТП обошлись "Сумме Капитал" в 2-2,5 миллиарда долларов. По словам экспертов, покупка позволила Магомедову контролировать около 70 процентов российского нефтяного экспорта в Западную Европу.

В августе 2011 года " Магомедов был избран председателем совета директоров НМТП.

Кроме НМТП, в инвестиционный пакет "Суммы" входили такие активы как Новороссийский комбинат хлебопродуктов, Якутская топливно-энергетическая компания (ЯТЭК), Павловское свинцово-цинковое месторождение на острове Новая Земля и разрабатывающая ее Первая горнорудная компания (в середине 2000-х годов Магомедов возглавлял ее совет директоров, а также "Сумма-телеком", получившая лицензии на услуги связи GSM на Дальнем Востоке и Урале. Отмечалось, что в ноябре 2006 года этот "никому неизвестный стартап... смог получить разрешение на оказание услуг связи по технологии WiMax по всей территории России, обойдя именитых конкурентов".

С "Транснефтью" был связан еще один актив "Суммы" - компания "Стройновация", которая выступала подрядчиком при строительстве нефтепроводов. В конце 2011 года группа "Сумма" победила в конкурсе на строительство нефтяного терминала в Роттердаме, обязавшись вместе с голландской Vitol вложить в его развитие 1 миллиард долларов. Тем самым, как писали в прессе, Магомедов получил возможность не только отправлять нефть из собственного порта в России, но и принимать ее в собственном терминала за границей, значительно усилив свои позиции в качестве нефтяного трейдера.

О новых возможных покупках Магомедова стало известно в марте 2012 года. В том месяце "Сумма" стала единственным претендентом на международный аэропорт "Домодедово", тогда же о ней писали как о возможном покупателе железнодорожного перевозчика "Трансгарант" и половины акций "Объединенной зерновой компании".

Указом президента России Дмитрия Медведева в марте 2010 года Магомедов был награжден орденом Дружбы. В 2011 году он был награжден почетной грамотой президента России за вклад в реставрацию Большого театра, а год спустя получил орден Почета за реализацию мероприятий по восстановлению Морского Никольского собора в Кронштадте.

В ноябре 2011 года Магомедов возглавил деловой консультационный совет форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) 2012 года. Кроме того, в апреле 2012 года бизнесмен стал членом попечительского совета "Сколково", где должен был заниматься развитием связей с инновационными компаниями стран АТЭС.

"Сумму" Магомедова в прессе называли одним из самых закрытых и непрозрачных холдингов в России. Брокерская компания БКС в 2011 году стоимость "Суммы" оценивала в 3-5 миллиарда долларов. Личная доля Магомедова в группе не раскрывалась, сам он не называл других акционеров, но признавал, что среди них есть его брат Магомед. По мере покупки активов "Суммой" росла оценка состояния самого Магомедова. В 2009 году журнал "Финанс." оценил его состояние в 70 миллионов долларов, в 2010 - в 800 миллионов, а в 2011 году - в 3 миллиарда долларов.

Писали СМИ и об общественной деятельности Магомедова. В 2010 году бизнесмен занял должность председателя попечительского совета Федерации тенниса России. Сообщалось также о том, что он руководил благотворительными проектами в Дагестане.

Семья

Женат, трое детей. Брат – Магомед Магомедов , бывший сенатор от Смоленской области, ближайший соратник и партнер. В настоящий момент является советником .

Двоюродный брат российского политического деятеля и опального бизнесмена Ахмеда Билалова .

Биография

Зиявудин Магомедов родился в 1968г. в Махачкале - столице Дагестанской АССР. Аварец. Отец Магомедова был врачом-хирургом, мать работала учительницей. В семье Зиявудин был одним из четырех детей.

В 1993г. вместе с братом Магомедом окончил экономический факультет МГУ им. Ломоносова. Во время учебы в университете соседом братьев по общежитию был будущий основатель "Тройки Диалог" Рубен Варданян , там же они познакомились с .

Сразу же после окончания университета Магомедовы создают компанию "Интерфинанс" , взяв в партнеры своего кузена Ахмеда Билалова. По словам самого Зиявудина Магомедова, бизнес пошел так бойко, что уже через год ему удалось заработать примерно 15 млн долл. своих собственных средств, а еще более 50 млн долл. находилось у него под управлением.


В 1995г. братья Магомедовы покупают банк "Диамант" . Председателем правления банка стал молодой финансист Алексей Френкель . Банк быстро войдет в двадцатку крупнейших - в частности, благодаря сотрудничеству с госкомпаниями. В 1998г. депутат Госдумы Сергей Шашурин обвинит руководство "Транснефти" в финансовых злоупотреблениях, схемы которых разрабатывались при участии банка "Диамант". Шесть лет спустя после приобретения "Диаманта" Магомедовыми ЦБ отзовет у банка лицензию "за неоднократное нарушение закона "О банках и банковской деятельности", а еще через пять лет будет убит зампред Банка России Андрей Козлов . Молодой финансист Алексей Френкель будет обвинен в этом убийстве и осужден на 19 лет.

В 1997г. Зиявудин Магомедов занялся торговлей нефтепродуктами, приобретя около 5% акций "Нижневартовскнефтегаза" . Кроме того, бизнесмен в разное время был владельцем нефтретрейдинговых компаний "Союз петролеум" , "Европетролеум" и "Старойл" . Ключевым событием в становлении бизнеса Магомедовых стало начало работы с "Транснефтью", которым так сильно интересовался депутат Шашурин.

С начала нулевых годов наиболее ярким проектом "Транснефти" является строительство Балтийской трубопроводной системы (БТС). Нефтяные компании, финансирующие это строительство, долго вели дискуссии о том, где следует строить являющийся конечной точкой маршрута трубы порт, но в какой-то момент по распоряжению премьера В.Путина порт было решено строить в Приморске.

Земля, на которой предполагалось вести строительство, с 1994г. принадлежала компаниям хорошо известного сегодня и его партнеров. Однако в 2003г. они неожиданно для всех перепродают ее компании "Петротранс Приморск" , половина в которой принадлежала компании "Транс-флот" З.Магомедова.

"Транснефть" до этого вела строительство БТС и всех сооружений в порту Приморска самостоятельно, но дойдя до земель Магомедова решает передать строительство на ней последнему. "Транс-флот" берет кредиты (в том числе и у Сбербанка ), строит третий и четвертый терминалы в Приморске и фактически становится единовластным оператором всего порта. Кроме того, З.Магомедов становится одним из крупнейших подрядчиков "Транснефти" и по другим проектам. Суммарный объем портфеля в строительстве доходит до 60 млрд руб.

В 2004-2005гг., по данным "Коммерсанта", З.Магомедов занимал пост председателя совета директоров ОАО "Транс-Ойл" .

В 2006г. компания "Славия" , контролируемая Магомедовым, купила 76% акций "Якутгазпрома" за 628,5 млн руб. Это приобретение даже привлекло внимание департамента экономической безопасности МВД России - АК "Алроса" , незадолго до того потратившая на приобретение компании более 17 млн долл., обвиняла руководство "Якутгазпрома" и "Сумму Капитал" в том, что, сговорившись, они провели незаконную допэмиссию и размыли ее долю. ДЭБ МВД РФ вынес постановление об осуществлении оперативно-розыскных мероприятий в связи с выявленным фактом мошенничества по приобретению акций "Якутгазпрома". Вскоре, правда, дело замяли, а владельцем контрольного пакета был признан З.Магомедов.

В 2006г. контролируемая Магомедовыми "Сумма Телеком" без конкурса получила частоты в диапазоне 2,5-2,7 ГГц для оказания услуг по беспроводной технологии WiMax на территории всей России, а уже в 2007г. компания выиграла конкурс на GSM-частоты, получив 13 лицензий на 11 регионов Урала и Дальнего Востока, в то время, как "Вымпелком" получил всего три лицензии на Дальнем Востоке. Правда, в итоге сеть WiMAX так и не была построена, а в феврале 2010г. Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) отменила решение о выдаче "Сумме" частот. Сейчас компания борется за отобранное в суде, а ГКРЧ тем временем уже успела отвести диапазон 2,5-2,7 ГГц исключительно для сетей LTE и выдать пару сплошных полос по 30 МГц компании "Скартел" (бренд Yota).

В 2007г. Зиявудин Магомедов вошёл в попечительский совет Большого театра .

В июле 2009г. Магомедов через девелоперскую компанию "Интэкс" получил контроль над компанией "СУИПроект" - генеральным подрядчиком при реконструкции московского Большого театра. Еще до этого, в 2007г., Зиявудин вошел в попечительский совет театра. По данным на 1 января 2012г. реконструкция ГАБТ, согласно сообщению Счетной палаты России, обошлась российскому бюджету в 35,4 млрд руб. Сам бизнесмен заявлял, что на этом проекте не только не смог извлечь прибыли, но даже не вышел "в ноль".

С октября 2010г. является председателем попечительского совета Федерации тенниса России .

В 2010г. вошёл представителем России в деловом консультативном совете форума АТЭС на 2010-2012гг.

Указом президента России Дмитрия Медведева в марте 2010г. Зиявудин Магомедов был награжден орденом Дружбы. В 2011г. он был награжден почетной грамотой президента России за вклад в реставрацию Большого театра, а год спустя получил орден Почета за реализацию мероприятий по восстановлению Морского Никольского собора в Кронштадте.

В январе 2011г. Зиявудин Магомедов совместно с "Транснефтью" приобрели компанию Kadina Ltd , которой принадлежал контрольный пакет (50,1%) Новороссийского морского торгового порта (НМТП). Продавцами (сумма сделки, составившая 2,5 млрд долл., по данным газеты "Ведомости" почти на 80% превышает рыночную оценку, складывавшуюся на тот момент), выступили семьи председателя совета директоров НМТП Александра Пономаренко и депутата Госдумы Александра Скоробогатько (получили около 2 млрд долл. на двоих) и структуры предпринимателя (получил около 500 млн долл.). По оценкам экспертов, покупка НМТП позволила группе "Сумме" контролировать около 70% российского нефтяного экспорта в Западную Европу.

В конце 2011г. группа "Сумма" победила в конкурсе на строительство нефтяного терминала в Роттердаме , обязавшись вместе с голландской Vitol вложить в его развитие 1 млрд долл. Тем самым, как писали СМИ, Зиявудин Магомедов получил возможность не только отправлять нефть из собственного порта в России, но и принимать ее в собственном терминале за границей, значительно усилив свои позиции в качестве нефтяного трейдера.

В июне 2012г. бизнесмен вошел в Совет по модернизации экономики и инновационному развитию России при президенте России.

В декабре 2012г. группа "Сумма" выкупила у Сергея Генералова 56% акций FESCO. Сумма сделки составила около 1 млрд долл. с учетом долга. Большая часть акций была куплена в кредит - 800 млн долл. предоставил синдикат банков Goldman Sachs , ING и Raiffeisen .

В 2011 году компания "Стройновация" , входящая в группу "Сумма" выиграла конкурс Росжелдора на строительство первых 147 километров железнодорожной линии Кызыл–Курагино в Туве и предложила построить участок за 44,306 миллиарда рублей. Однако в январе 2013 года Росжелдор сообщил об окончании финансирования совместного проекта по строительству железнодорожной ветки Кызыл-Курагино и прекращении сотрудничества.

В "Стройновации" заявили, что готовы к этому при условии оплаты произведенных работ и полной компенсации понесенных за время строительства расходов. С просьбой о материальной компенсации они и обратились в суд. Росжелдор предъявил к "Стройновации" ответный иск на сумму 5,048 миллиарда рублей в качестве аванса, выданного "Стройновации" в 2011 году за проектирование и строительство части железнодорожной ветки в Туве. Однако представители инжиниринговой компании заявили, что ранее возвратили Федеральному агентству железнодорожного транспорта запрошенную сумму через "Альфа-банк" .

14 апреля Московский арбитражный суд частично удовлетворил иск ООО "Стройновация", взыскав с Федерального агентства железнодорожного транспорта 3 млрд рублей.

Слухи

В 2008г. в газете The Moscow Post была опубликована статья "Сенатор от Смоленской области Магомед Магомедов не хочет уходить из Совета Федерации. На это у него есть важные причины". В материале, в частности, утверждалось, что в конце 90-х - середине 2000-х годов Зиявудин и Магомед Магомедовы были связаны с дагестанской мафией и могли быть причастны к скандалу о хищении средств "Лукойла" , выделенных на реконструкцию соединяющей Белоруссию со Смоленском, Вязьмой и Московской областью "Старой Смоленской дороги". В 2010г. Магомедовы выиграли в суде против издания иск о защите чести и деловой репутации.


"Сумму" Магомедова в прессе называли одним из самых закрытых и непрозрачных холдингов в России. Брокерская компания БКС в 2011г. стоимость "Суммы" оценивала в 3-5 млрд долл. Личная доля Магомедова в группе не раскрывалась, сам он не называл других акционеров, но признавал, что среди них есть его брат Магомед. По мере покупки активов "Суммой" росла оценка состояния самого Магомедова.

По данным СМИ, владелец "Суммы" Зиявудин Магомедов пользуется прямой поддержкой бывшего главы ФСКН, нынешнего руководителя Федерального Агентства по поставкам вооружений генерала Виктора Черкесова - личного друга Владимира Путина. Отмечается также, что Зиявудин Магомедов спонсирует агентство "Росбалт" , будучи его совладельцем вместе с женой своего старшего коллеги, Натальей Черкесовой-Чаплиной . А по выражению политолога , Зиявудин Магомедов входит в так называемый дагестанский клан (вместе с миллиардером ), который принадлежит к ближнему кругу премьер-министра страны Дмитрия Медведева.

В июле 2009 года Магомедов через девелоперскую компанию "Интэкс" получил контроль над компанией "СУИПроект" - генеральным подрядчиком при реконструкции московского Большого театра. Реконструкция ГАБТ, по данным Счетной палаты России, обошлась российскому бюджету в 35,4 миллиарда рублей . Сам бизнесмен заявлял, что на этом проекте не только не смог извлечь прибыли, но даже не вышел "в ноль". Однако СМИ уверяют, что компания "СУИпроект" не только сумела освоить на стройке более 12 млрд рублей, но и до сих пор не рассчиталась со своими субподрядчиками.

В конце сентября 2013 года сразу несколько строительных организаций подали в Арбитражный суд Москвы иски с требованием признать ЗАО "СУИпроект" банкротом. Контрагенты компании уверяют, что финансирование реконструкции Большого театра велось по серым схемам с использованием многочисленных фирм-однодневок.

Компания "Силовые линии" , занимавшаяся оборудованием инженерных систем в Большом театре, была одной из первых, кто подал иск о признании "СУИпроекта" банкротом. Поводом стал долг в 4,8 млн рублей, который генподрядчик реконструкции ГАБТа никак не мог выплатить. Следом за "Силовыми линиями" в Арбитражный суд Москвы иски подали еще 24 фирмы, которые требуют взыскать с "СУИпроекта" в общей сложности больше 200 млн рублей. Компания "Сумма", между тем, завершив реконструкцию ГАБТ, с ЗАО "СУИпроект" рассталась. Сообщить сумму сделки и назвать нового хозяина "СУИпроекта" в "Сумме" отказались.

В августе 2015 года в августе заявил что, Дмитрий Песков , Навка , их дети и друзья отдыхали на Сардинии на яхте "Мальтийский сокол" , аренда которой стоит 385 тысяч евро в неделю. Оппозиционер говорил, что яхту для Пескова арендовал владелец группы компаний "Сумма" миллиардер Зиявудин Магомедов. Песков эти заявления опроверг и сообщил, что отдыхал в гостинице на Сицилии. В "Сумме" также открестились от обвинений.

Аварец Зиявудин Магомедов – успешный российский бизнесмен и основатель Группы компаний «Сумма». Известный в России и за рубежом, он занял значимое место в деле поставок сырья: зерна и нефтепродуктов. Также бизнесмен активно вкладывает средства в инновационные технологические разработки.

 

Краткая информация:

  • ФИО: Зиявудин Гаджиевич Магомедов.
  • Дата рождения: 25.09.1968.
  • Образование: высшее.
  • Дата начала предпринимательской деятельности / возраст: 1988 год / 20 лет.
  • Вид деятельности при старте: фирма по продаже компьютерной техники.
  • Текущий вид деятельности: Председатель совета директоров Группы «Сумма».
  • Текущее состояние: $ 1,4 млрд (по версии журнала «Forbes» в 2017 году).

Успешный российский предприниматель дагестанской национальности, Зиявудин Магомедов является одним из самых богатых бизнесменов в РФ. За время своего бизнеса основал и развил крупный диверсифицированный холдинг «Сумма», объединяющий множество активов в нефтегазовой сфере, строительстве, логистике и других сферах деятельности.

Молодость и первые шаги в бизнесе

Зиявудин Гаджиевич Магомедов появился на свет в конце сентября - 25.09.1968, родился в столице Дагестана, г. Махачкала. Говоря точно о национальности, он - аварец. Родился в многодетной семье учительницы по русскому языки и врача-хирурга. Будущий бизнесмен был одним из четырех детей в семействе.

Детство приучило Зиявудина добиваться результатов и не показывать своей слабости. Это было связано в том числе и с нравами дагестанского общества - здесь ценилась в первую очередь сила. Хотя сам он воспринимал понятие «сила» более масштабно, смотрел на него с разных сторон. Такой нестандартный взгляд позволил добиться успеха в последующем.

Высказывание. «Сила нужна и эмоциональная, и интеллектуальная, и психологическая».

В школе показывал хорошие результаты по всем предметам, несколько хромал лишь английский язык. Начиная с девятого класса, приучался сам зарабатывать деньги, устроившись на работу на местный радиозавод.

Высшее образование Магомедов получил в МГУ им. Ломоносова, поступив туда вслед за старшим братом. Учился по специальности «Мировая экономика», на курсе познакомился и сдружился с несколькими людьми, впоследствии ставшими знаменитыми в российской экономике и государственном управлении. Из них на слуху имена предпринимателя и экономиста Аркадия Дворковича. Обучение успешно окончил в начале 90-х годов.

Но еще в 1988-м году решил использовать изменения, что несла Перестройка, и открыть собственное дело. В этот период вместе со своими друзьями по обучению и совместной жизни в общежитии создал фирму, занимавшуюся реализацией и поставкой компьютерной техники из Польши в СССР. Тогда началась его история успеха: с помощью этого дела Зиявудин Магомедов смог заработать свой первый миллион.

При этом он не забывал родственных связей: вместе с братьями, в том числе двоюродным, обменивался опытом - это потребовалось в дальнейшем для организации крупного бизнеса. С помощью старшего брата Магомеда, который с 1991 года начал работать с крупными собственниками в Союзе объединенных кооперативов, знакомился с нужными людьми, налаживал связи.

На последнем курсе университета Зиявудин с родственниками открыл фирму «ИФК-Интерфинанс». Она оборачивала средства компаний-партнеров, приносила фиксированный доход всем участникам процесса.

Известно, что Магомедов оперировал активами таких компаний, как «Зарубежнефть», «Техмашимпорт», и это приносило серьезные доходы. К окончанию университета предприниматель уже был миллионером, а к середине 1994 года был собран собственный капитал в $ 15 млн.

В этом же году Зиявудин возглавил «Интерфинанс», заняв пост президента. Вместе с партнерами принял решение диверсифицировать активы, развиваться в новых сферах деятельности. В середине 90-х годов была приобретена банковская организация «Диамант».

Банк просуществовал 3 года, разорившись в 1998 году во время масштабного экономического кризиса в России и мире. Бизнесмен, входивший в число директоров и акционеров «Диаманта», указывал, что крах произошел по причине внутренних распрей и непрофессиональных решений управленцев.

Интересный факт! В свое время обвинения Магомедова в адрес председателя правления стали причиной для множества разговоров. Финансист Алексей Френкель, занимавший этот пост, заявлял об угрозах со стороны Зиявудина и его братьев.

Рисунок 1. Зиявудин Магомедов участвует в бизнес-форуме.
Источник: woman.ru

В 1997 году бизнесмен вышел на российский рынок нефти и нефтепродуктов, купил 5% ценных бумаг «Нижневартовского газодобывающего предприятия», также через свои нефтетрейдинговые компании занимался оптовой продажей нефти различным фирмам.

Кратко. «Нижневартовскнефтегаз» - крупное производственное объединение, созданное в 1977 году. Занимается разработкой отдаленных месторождений нефти и газа в Югре, ХМАО. Совокупный объем добытой нефти на сегодняшний момент составляет порядка 201 млн тонн. Сейчас полностью принадлежит

Основание и развитие Группы «Сумма Капитал»

В 2000-м году Зиявудин после успешной защиты диссертации стал кандидатом экономических наук. В этот же год основал свое главное предприятие на сегодняшний день - холдинг «Сумма Капитал».

В первое время крупным активом компании стал торговый порт Приморска: в 2001-2002 гг. бизнесмен приобрел земельный участок в этом дальневосточном городе; вскоре там началось масштабное строительство всех портовых систем. Порт начал деятельность в 2004 году.

В течение этого года занимал высший пост правления компании «Транс-Ойл», занимающейся железнодорожной перевозкой продуктов нефтепереработки и оказанием сопутствующих дополнительных, сервисных услуг. В настоящее время является основным ж/д оператором в своем сегменте. Сотрудничает с .

В «Сумме Капитал» Магомедов, как ее владелец, также стал председателем совета директоров. Свою Группу компаний позиционирует как стратегического инвестора, который активно занимается управлением имеющихся активов. Предприниматель и партнеры начали последовательно расширять присутствие в разных сферах производственной и рыночной деятельности.

Интересный факт! Дело не обошлось без скандалов: в 2008 году одно из московских изданий обвинило братьев Магомедовых в связях с мафией, а также возможной причастности к крупным финансовым хищениям в инфраструктурных проектах, профинансированных компанией «Лукойл». Впрочем, уже в 2010 году предприниматель со своим братом Магомедом защитил репутацию семьи в суде: иск был выигран, а все обвинения опровергнуты.

В 2007 году Зиявудин стал членом попечительского совета Большого театра в Москве и через два года занялся его реконструкцией через своего генерального подрядчика. На восстановительные работы памятника культуры, по подсчетам Счетной палаты РФ, было потрачено около 35,5 млрд бюджетных рублей.

Сам бизнесмен заявлял, что все деньги были израсходованы по назначению и, более того, вынужденно вкладывал в реконструкцию дополнительные средства, из-за чего не только не получил прибыли, но даже не окупил понесенные затраты.

В 2010 году состоялась крупная сделка между «Суммой Капитал» и морским торговым портом Новороссийска: холдинг приобрел 50,1% акций. Структурами Магомедова было потрачено не менее $ 2 млрд. С этой операцией бизнесмен занял ключевую роль в экспорте нефти и нефтепродуктов в страны Западной Европы (размер доли - 70%). Спустя год стал председателем правления новороссийского порта.

Развитие Зиявудина Магомедова в последнее время

2011 год был богат на события:


В настоящий момент в холдинг входят фирмы, работающие в сфере:

  • портовой, транспортной логистики (включая транспортную группу FESCO);
  • строительства, инжиниринга;
  • нефтегазопереработки;
  • сельского хозяйства (включая Объединенную зерновую компанию);
  • телекоммуникаций (включая оператора связи Sumtel).

В 2015-м году Магомедов вслед за предпринимателем стал инвестором стартапа Uber. В 2016 году вложился в разработку вакуумного поезда Hyperloop Илона Маска. Бизнесмен учитывает, что в случае успешной реализации проекта он сможет связать высокоскоростными магистралями огромную территорию России, нужными как для пассажирских, так и для контейнерных перевозок.

Недавно стало известно, что холдинг «Сумма» инвестировал в технологии по выращиванию искусственных алмазов в лабораторных условиях (проект Diamond Foundry).

Также предприниматель вкладывает средства в развитие родного Дагестана:

  1. Группой «Система» приобретено несколько заводов по изготовлению асфальтобетона; за счет этого реализуются проекты по обновлению дорожной инфраструктуры и созданию новых автомобильных путей.
  2. Руководит строительством туристическо-рекреационного комплекса «Матлас».
  3. Развивает телекоммуникационную доступность и взаимосвязь областей республики посредством реализации российского навигационного проекта ГЛОНАСС.

В основном, Магомедов вкладывает инвестиции в три направления деятельности: транспортировка, сельское хозяйство, энергетика.

Благотворительность, личная жизнь

В 2012 году предприниматель основал благотворительный фонд «ПЕРИ», деятельность которого направлена в первую очередь на реализацию культурно-образовательных и социальных проектов.

Зиявудин Гаджиевич Магомедов родился 25 сентября 1968 года в Махачкале - столице Дагестанской АССР. Аварец. Отец Магомедова был врачом-хирургом, мать работала учительницей. В семье Зиявудин был одним из четырех детей, в дальнейшем известность также получил его брат, Магомед Магомедов, в 2002-2009 годах - член Совета Федерации РФ от Смоленской области.

В 1994 (по другим данным - в 1993) году Зиявудин Магомедов окончил экономический факультет Московского государственного университета (МГУ) по специальности "Мировая экономика", где сблизился с однокурсниками или соседями по общежитию Рубеном Варданяном (основателем корпорации "Тройка Диалог") и Аркадием Дворковичем (будущим помощником президента РФ Дмитрия Медведева). Впоследствии на том же факультете МГУ в 2000 году Магомедов защитил диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук по теме "Современные направления деятельности транснациональных банков".

Еще являясь студентом первых курсов университета Магомедов начал заниматься бизнесом. В 1988-1989 годах он вместе с однокурсниками и соседями по общежитию наладил "продажу электротехнических приборов из России в Польшу". В 1993 году Зиявудин Магомедов с партнерами, в том числе братом Магомедом и двоюродным братом Ахмедом Билаловым, основали компанию "ИФК-Интерфинанс". "Первые серьезные деньги" она, по словам самого Магомедова, заработала за счет того, что брала в управление облигации внутреннего валютного займа у внешнеэкономических объединений и обеспечивала им "фиксированную доходность". К лету 1994 года компании удалось создать капитал в 15 миллионов собственных средств.

В 1994-1998 годах Магомедов занимал пост президента "ИФК-Интерфинанс". В 1995 году компания приобрела банк "Диамант". Магомедов был в нем членом совета директоров и одним из акционеров - вплоть до краха банка в 1998 году (в нем бизнесмен обвинил председателя правления банка Алексея Френкеля). Некоторые СМИ утверждали, что Френкель получал угрозы от братьев Магомедовых после разорения "Диаманта", однако Зиявудин Магомедов заявлял, что Френкелю не угрожал; не сообщалось также о том, подавал ли банкир какие-то официальные жалобы по этому поводу.

В 1997 году Магомедов занялся торговлей нефтепродуктами, приобретя около 5 процентов акций "Нижневартовскнефтегаза". Кроме того, бизнесмен в разное время был владельцем нефтретрейдинговых компаний "Союз петролеум", "Европетролеум" и "Старойл". В 2004-2005 годах, по данным "Коммерсанта", Магомедов занимал пост председателя совета директоров ОАО "Транс-Ойл".

В 2001-2002 годах Магомедов приобрел у Марийского машиностроительного завода землю в Приморске, на которой был впоследствии построен Приморский торговый порт (ПТП), ставший первым крупным активом холдинговой группы "Сумма Капитал". Сам Магомедов утверждал в интервью, что компания была основана около 2000 года, однако "Ведомости" писали, что она возникла только в 2008 году. Между тем в прессе "Сумма Капитал" фигурировала и ранее, в частности, в 2007 году, Магомедов же тогда назывался ее предполагаемым владельцем. Впоследствии в биографиях бизнесмена он упоминался как основатель и бессменный председатель совета директоров холдинга "Сумма Капитал", в августе 2011 года переименованного в "Группу "Сумма""].

В 2008 году в газете The Moscow Post была опубликована статья "Сенатор от Смоленской области Магомед Магомедов не хочет уходить из Совета Федерации. На это у него есть важные причины". В материале, в частности, утверждалось, что в конце 90-х - середине 2000-х годов Зиявудин и Магомед Магомедовы были связаны с дагестанской мафией и могли быть причастны к скандалу о хищении средств "Лукойла", выделенных на реконструкцию соединяющей Белоруссию со Смоленском, Вязьмой и Московской областью "Старой Смоленской дороги". В 2010 году Магомедовы выиграли в суде против издания иск о защите чести и деловой репутации.

В июле 2009 года Магомедов через девелоперскую компанию "Интэкс" получил контроль над компанией "СУИПроект" - генеральным подрядчиком при реконструкции московского Большого театра. Еще до этого, в 2007 году, Магомедов вошел в попечительский совет театра. По данным на 1 января 2012 года реконструкция ГАБТ, согласно сообщению Счетной палаты России, обошлась российскому бюджету в 35,4 миллиарда рублей. Сам бизнесмен заявлял, что на этом проекте не только не смог извлечь прибыли, но даже не вышел "в ноль".

Лучшие дня

В 2010 году "Сумма Капитал" получила широкую известность, приобретя 50,1 процента акций Новороссийского морского торгового порта (НМТП) - крупнейшего в России портового оператора. Еще 49 процентов акций получила государственная компания "Транснефть". Сам Магомедов признавался, что акции НМТП обошлись "Сумме Капитал" в 2-2,5 миллиарда долларов. По словам экспертов, покупка позволила Магомедову контролировать около 70 процентов российского нефтяного экспорта в Западную Европу.

В августе 2011 года " Магомедов был избран председателем совета директоров НМТП.

Кроме НМТП, в инвестиционный пакет "Суммы" входили такие активы как Новороссийский комбинат хлебопродуктов, Якутская топливно-энергетическая компания (ЯТЭК), Павловское свинцово-цинковое месторождение на острове Новая Земля и разрабатывающая ее Первая горнорудная компания (в середине 2000-х годов Магомедов возглавлял ее совет директоров, а также "Сумма-телеком", получившая лицензии на услуги связи GSM на Дальнем Востоке и Урале. Отмечалось, что в ноябре 2006 года этот "никому неизвестный стартап... смог получить разрешение на оказание услуг связи по технологии WiMax по всей территории России, обойдя именитых конкурентов".

С "Транснефтью" был связан еще один актив "Суммы" - компания "Стройновация", которая выступала подрядчиком при строительстве нефтепроводов. В конце 2011 года группа "Сумма" победила в конкурсе на строительство нефтяного терминала в Роттердаме, обязавшись вместе с голландской Vitol вложить в его развитие 1 миллиард долларов. Тем самым, как писали в прессе, Магомедов получил возможность не только отправлять нефть из собственного порта в России, но и принимать ее в собственном терминала за границей, значительно усилив свои позиции в качестве нефтяного трейдера.

О новых возможных покупках Магомедова стало известно в марте 2012 года. В том месяце "Сумма" стала единственным претендентом на международный аэропорт "Домодедово", тогда же о ней писали как о возможном покупателе железнодорожного перевозчика "Трансгарант" и половины акций "Объединенной зерновой компании".

Указом президента России Дмитрия Медведева в марте 2010 года Магомедов был награжден орденом Дружбы. В 2011 году он был награжден почетной грамотой президента России за вклад в реставрацию Большого театра, а год спустя получил орден Почета за реализацию мероприятий по восстановлению Морского Никольского собора в Кронштадте.

В ноябре 2011 года Магомедов возглавил деловой консультационный совет форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) 2012 года. Кроме того, в апреле 2012 года бизнесмен стал членом попечительского совета "Сколково", где должен был заниматься развитием связей с инновационными компаниями стран АТЭС.

"Сумму" Магомедова в прессе называли одним из самых закрытых и непрозрачных холдингов в России. Брокерская компания БКС в 2011 году стоимость "Суммы" оценивала в 3-5 миллиарда долларов. Личная доля Магомедова в группе не раскрывалась, сам он не называл других акционеров, но признавал, что среди них есть его брат Магомед. По мере покупки активов "Суммой" росла оценка состояния самого Магомедова. В 2009 году журнал "Финанс." оценил его состояние в 70 миллионов долларов, в 2010 - в 800 миллионов, а в 2011 году - в 3 миллиарда долларов.

Писали СМИ и об общественной деятельности Магомедова. В 2010 году бизнесмен занял должность председателя попечительского совета Федерации тенниса России. Сообщалось также о том, что он руководил благотворительными проектами в Дагестане.

Скажу одно...
19.01.2013 12:11:30

Зиявудин он молодец. Я лично горжусь что у нас из Дагестана есть такие опытные люди.. Желаю чтоб он достиг еще большего и здоровья ему.. Я Гаджимагомедов Гусейн горжусь им!!!

Следственный департамент МВД России просит суд арестовать совладельца компании «Сумма» миллиардера Зиявудина Магомедова . Официальные причины пока не называются. Пресс-служба Тверского суда столицы сообщает, что решение об аресте могут принять в субботу, 31 марта, после 15:00. «Интерфакс» со ссылкой на источники уточняет, что вместе с владельцами компании Зиявудином и Магомедом Магомедовыми задержан глава компании «Интекс», входящей в холдинг, Артур Максидов. Также была задержана гендиректор группы «Сумма» Лейла Маммедзаде.

Миллиардера задержали вечером в пятницу, 30 марта на 48 часов. По данным The Bell, в тот момент Магомедов собирался вылетать США. В пресс-службе «Суммы» к моменту публикации материала не смогли прокомментировать Forbes ситуацию.

Также в пятницу сотрудники ГУЭБиПК МВД и службы экономической безопасности ФСБ провели серию обысков в коммерческих структурах Зиявудина Магомедова, сообщает «Коммерсант». Следственные действия связаны с уголовным делом о хищении более 752 млн рублей в ходе строительства стадиона в Калининграде, на котором пройдут матчи чемпионата мира по футболу 2018 года. Дочерняя структура «Суммы» - «Глобалэлектросервис» - была подрядчиком на первых этапах строительства стадиона.

Компания должна была подготовить площадку на острове Октябрьский под строительство стадиона. В 2014 году «Глобалэлектросервис» провела эти работы, в частности, для укрепления слабых грунтов было использовано 1,6 млн т песка. Сдавал их гендиректор «Глобалэлектросервиса» Эльдар Нагаплов, а принимали - бывший министр строительства Калининградской области Амир Кушхов и заместитель главы регионального управления капитального строительства Сергей Трибунский.

По версии следствия, работы были проведены плохо, в частности, претензии возникли к качеству песка. Впрочем, в самой компании утверждали, что песок был нужного качества, но «изменил структуру» из-за того, что работы проводились в болотистой местности.

Уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере) было возбуждено калининградскими правоохранительными органами еще в августе 2014 года. Летом 2017 года были арестованы Кушхов, Трибунский и заместитель гендиректора компании «Глобалэлектросервис» Хачим Эристов. Нагаплов был арестован заочно, так как успел скрыться.

В правительстве Калининградской области отказались ответить на вопрос, связано ли дело, по которому задержаны Магомедовы, со строительством стадиона. Собеседник Forbes отметил, что представители следственных органов к ним за информацией не обращались, однако в 2017 году Кушхов был уволен по итогам внутренних проверок в части строительства стадиона «Арена Калиниград», и материалы от местных контрольных органов были переданы в правоохранительные органы в установленном в таких случаях порядке.

Последние годы уроженец дагестанского села Шошота миллиардер Зиявудин Магомедов активно выстраивает имидж предпринимателя, увлеченного новейшими технологиями. Несколько раз в год он летает в Кремниевую долину, увлеченно рассуждает в о принципах sharing economy и входит в совет директоров проекта Hyperloop One, в который через фонд Caspian VC вложил, по словам его представителя, как минимум $50 млн Однако в России дела группы «Сумма», которой владеет бизнесмен (вместе со старшим братом Магомедом), уже давно идут не лучшим образом.

Бизнес «Суммы» всегда был связан с государством, ее резкий взлет пришелся на годы правления Дмитрия Медведева. В 2011 году партнерство с «Транснефтью» и крупные господряды помогли Зиявудину Магомедову войти в список Forbes с состоянием в $750 млн, а спустя три года стать долларовым миллиардером. Но в какой-то момент государство отвернулось от «Суммы» - когда в президентское кресло вернулся Владимир Путин, а политики из команды Медведева (например, Аркадий Дворкович, который учился вместе с Магомедовым в МГУ) начали терять влияние. Forbes вспоминает хронику крупнейших потерь и неудач Зиявудина Магомедова.

Сломанный трамплин

Владимира Путина редко можно было увидеть в таком гневе. «И вице-президент Олимпийского комитета страны занимается вот такой стройкой?» - задыхался он от ярости, пока замглавы правительства Дмитрий Козак сбивчиво пытался объяснить, почему сроки сдачи трамплина «Русские горки» в Сочи сорваны, а смета выросла с 1,2 млрд до 8 млрд рублей. Самого вице-президента Ахмеда Билалова на той встрече в феврале 2013 года не было. Она стала для него роковой. Выйдя после разноса Путина к журналистам, Козак заявил, что Билалов может искать новую работу. Вскоре пришлось искать и новое место жительства - Билалов уехал сначала в Германию, затем в Великобританию, а в России против него завели уголовное дело о злоупотреблении полномочиями.

Билалов - двоюродный брат Магомедовых. Он же стоял у истоков их первого бизнеса - компании «Интерфинанс», которая управляла активами «Зарубежнефти», и банка «Диамант». Не прошло и недели с момента сочинского скандала, как Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) подало иск к инжиниринговой компании «Стройновация», входящей в группу «Сумма», на 5,05 млрд рублей.

Государство требовало вернуть аванс, выданный на строительство железной дороги «Кызыл-Курагино». Этот подряд «Стройновация» выиграла в 2011 году, обойдя в том числе структуры Аркадия Ротенберга . За 44,3 млрд рублей «Сумма» обещала построить 147 км дороги в Республике Тува, без которой нельзя было начать разработку Элегестского месторождения коксующегося угля - одного из крупнейших в России. Иску Росжелдора предшествовала проверка, которую первый зампред правительства Игорь Шувалов поручил провести Минтрансу. Госаудит выявил, что «Стройновация» срывает график производственных работ. В итоге контракт с компанией Зиявудина Магомедова был разорван.

Впрочем, основные проблемы у «Суммы» были впереди. В 2015 году Магомедов в последний раз попал в рейтинг Forbes «Короли госзаказа». Тогда сумма выигранных им господрядов составляла 49,4 млрд рублей. Крупнейшим был контракт на почти 24 млрд рублей - за эти деньги «Стройновация» должна была построить объекты транспортного узла Восточный - Находка в Приморском крае. Кроме того у компании был заказ на 10,5 млрд рублей на строительство железнодорожных парков и развитие железнодорожной станции Новороссийск. А с Росавиацией был заключен контракт на строительство аэродромов в калининградском аэропорту Храброво за 3,1 млрд рублей.

Именно с этим объектом оказался связан один из самых болезненных публичных ударов по репутации «Суммы».

В июле 2016 года с инспекцией в Храброво приехал Игорь Шувалов и не смог сдержать эмоций. «Аэропорт находится в ужасном состоянии!», - восклицал он, не обнаружив на строительной площадке ни людей, ни техники. Вскоре Росавиация оценила отставание «Стройновации» от графика на девять месяцев, контракт был расторгнут, а аэропорт сменил собственника - им стал «Новапорт» Романа Троценко .

Закрытое море

В мае 2017 года РБК со ссылкой на источник, близкий к «Сумме», сообщил , что Зиявудин Магомедов намерен продать «Стройновацию», которая окончательно увязла в финансовых проблемах, потеряв помимо Храброво целый ряд крупных подрядов. Бизнесмен также искал покупателя на компанию «Глобалэлектросервис», которая строила ЛЭП и электростанции и недавно лишилась части контракта на 13,2 млрд рублей на строительство ТЭЦ в городе Советская Гавань для «Русгидро».

Через пару месяцев иски почти на 300 млрд рублей к «Стройновации» подал Новороссийский морской торговый порт (НМТП, владеет также портами Приморск и Балтийск). Речь в иске шла об одной из поставок на НМТП: расплатиться за нее должна была «Стройновация», которая этого не сделала. Суд взыскал с компании почти 180 млрд рублей. Пикантность иска заключалась в том, что одним из основных собственников НМТП является как раз «Сумма». НМТП, Fesco и «Трансконтейнер» - так Магомедов описывал ключевую тройку российских активов в прошлогоднем Forbes.

Партнер «Суммы» в НМТП - «Транснефть», они с на паритетных основах владеют компанией Novoport, в собственности которой 50,1% портового оператора. Напрямую «Транснефть» владеет еще 10,5%, а «Сумма» - 2,75% акций НМТП. Еще 20% принадлежат Росимуществу. Контроль над НМТП «Транснефть» и «Сумма» получили в 2010 году - порт стал крупнейшим и наиболее доходным активом для Магомедова. К тому моменту у него были очень хорошие отношения с «Транснефтью», которая долгое время обеспечивала «Стройновацию» заказами на строительство трубопроводов.

Но уже в 2013 году между партнерами разгорелся корпоративный конфликт: «Транснефть» потребовала сменить совет директоров НМТП, заявив, что тот не учитывает ее интересы. Затем конфликт был разрешен, а «Сумма» долгое время объявляла о своем желании принять участие в приватизации 20% НМТП. Но в февраля 2018 года стало известно, представители «Суммы» не попадут в список кандидатов в новый совет директоров НМТП. Зато «Транснефть» выдвинула сразу пять кандидатов. В пресс-службе «Суммы» это объясняли тем, что в Novoport по поручению правительства началась юридическая реструктуризация. А меньше чем через месяц стало известно о том, что ФАС одобрил ходатайство «Транснефти» о покупке доли «Суммы» в Novoport. Надежды Магомедова не оправдались - в «Сумме» решение о выходе из НМПТ объяснили задержками с приватизацией. На сегодняшний день, исходя из котировок НМТП на Московской бирже доля «Суммы» оценивается в 41 млрд руб.

Эти деньги для «Суммы» явно будут не лишними, учитывая в каком бедственном состоянии пребывает второй актив из «стратегической триады» Магомедова - один из крупнейших транспортных операторов в России FESCO (у Зияудина Магомедова 65,9%). Начиная с 2016 года Fesco находится в состоянии перманентного дефолта по рублевым облигациям и евробондам. Для реструктуризации долга ($885,1 млн в августе 2017 года) «Сумма» в прошлом ноябре вязла кредит у ВТБ $680 млн, заложив госбанку 50% в Объединенной зерновой компании (ОЗК). Поручителем по кредиту выступает Якутская топливно-энергетическая компания Магомедовых. Три месяца назад она не смогла полностью исполнить оферту на 694 млн рублей по выкупу акций у недовольных миноритариев.

Сошли с пути

Не лучше обстоят дела «Суммы» и в «Трансконтейнере», крупнейшем операторе контейнерных перевозок (около 47% рынка перевозок по железной дороге в России). У Зии Магомедова в этой компании 16,5% акций, которыми он владеет через Fesco (Fesco принадлежит 25,07% акций «Трансконтейнера»). Неудобный партнер - вновь государство, 50% + 2 акции «Трансконтейнера» принадлежит РЖД. Как и в случае с НМТП «Сумма» давно пытается выкупить пакет госмонополии.

В мае 2017 года Магомедов написал Путину письмо в котором просил президента поддержать продажу «Сумме» контроля в «Трансконтейнере» и обещал за счет интеграции с Fesco и НМТП создать для экономики мультипликативный эффект в 560 млрд рублей. Один раз у Магомедова уже получилось провернуть подобный трюк с нефтяным бизнесом, когда за счет партнерства с «Транснефтью» в НМТП он получил : от добычи до продажи на мировые рынки. На этот раз против идеи миллиардера немедленно выступили РЖД, увидев в ней риски монополизации, и припомнив Fesco ее финансовые проблемы.

Рано или поздно РЖД из капитала «Трансконтейнера» выйдет: ярым сторонником внесения этой доли в план приватизации активов железнодорожной монополии является Игорь Шувалов. Велика ли вероятность того, что пакет РЖД достанется «Сумме»? К оператору давно присматриваются Владимир Лисин и РФПИ. Но недавно у Магомедова появился новый конкурент, продвинувшийся дальше прочих.

В начале этого года РБК сообщил о желании Романа Абрамовича и Александра Абрамова поучаствовать в приватизации «Трансконтейнера». Стартовые позиции у партнеров более чем хорошие: в декабре их компания «Енисей Капитал» уже вошла в капитал оператора, выкупив 24,5% «Трансконтейнера» у НПФ «Благосостояние», пенсионного фонда РЖД.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Советы по строительству и ремонту