Советы по строительству и ремонту

Определение иностранного банка дается в ФЗ «о банках и банковской деятельности». Иностранный банк - банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

Под кредитными организациями с иностранными инвестициями понимаются кредитные организации - резиденты, уставный капитал которых сформирован с участием средств нерезидентов независимо от их доли в уставном капитале.

Основное отличие в порядке регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями заключается в необходимости получения предварительного разрешения Банка России на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями.

Филиалы и представительства иностранных кредитных организаций являются частью российской банковской системы РФ. Банком России непосредственно решается вопрос о целесообразности участия филиалов и представительств в банковской системе и функционирования их на территории РФ. Вопрос о филиалах иностранных банков урегулирован несколькими нормами. В гл. IX «Международная и внешнеэкономическая деятельность Банка России» ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 52), помимо остального говорится о том, что ЦБ РФ выдает разрешения на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями. Он выдает разрешение на открытие филиалов иностранных банков.После получения разрешения Банка России учредители кредитной организации с иностранными инвестициями представляют в территориальное учреждение Банка России по месту предполагаемого нахождения кредитной организации документы, необходимые для регистрации кредитной организации. К указанным документам прилагается копия разрешения ЦБ РФ на создание кредитной организации с иностранными инвестициями.

В остальном порядок создания банка с иностранными инвестициями аналогичен обычному порядку создания кредитной организации.

На данный момент иностранные банки предпочитают открывать дочерние организации в России, где имеют контрольный пакет капитала.

По другому складывается обстановка с правительствами иностранных кредитных организаций на территории РФ. На практике таких представительств уже встречается достаточно много. Их создание и порядок функционирования определены федеральными законами и нормативными актами ЦБ РФ.

Представительство создается иностранной кредитной организацией в целях изучения экономической ситуации и положения в банковском секторе России, для оказания консультационных услуг своим клиентам, поддержания и расширения контактов с российскими кредитными организациями, развития международного сотрудничества. Представительство иностранной кредитной организации - это открытое с разрешения ЦБ РФ на территории РФ обособленное подразделение иностранной кредитной организации.

Банк России оказывает представительству на весь срок выданного ему разрешения паспортно-визовую поддержку, содействие в регистрации проживания иностранного персонала, а также в решении таможенных и других вопросов.

Регулируется правом страны инкорпорации материнского ЮЛ (там, где создано ЮЛ, открывающее представительство/филиал).

НА , которыми регулируется:

· Положение о порядке открытия и деятельности представительств иностранных фирм, банков и организаций (утв. постановлением Совета министров СССР от 30 ноября 1989 г.).

Филиалы и представительства ИЮЛ д.б. аккредитованы - производится на основании документов (предоставленные ЮЛ):

1) письменное заявление в аккредитующий орган: в машинописном виде, за подписью уполномоченного лица, с указанием наименования, времени создания, места нахождения, вида деятельности, целей открытия, предполагаемого срока деятельности в РФ, сведений о деловом сотрудничестве с российскими партнерами и перспективах его развития;

2) выписка из торгового реестра страны происхождения ИЮЛ или иной документ, подтверждающий факт регистрации ИЮЛ в соответствии с законодательством страны его учреждения;

3) учредительные документы ИЮЛ. Причем, если законодательство государства- создания ЮЛ не предусматривает необходимость учредительных документов, то д.б. представлен подтверждающий данный факт документ, выданный уполномоченным органом в стране-регистрации.

4) решение ИЮЛ о создании филиала в РФ;

5) оригинал и нотариально заверенную копию Положения о филиале ИЮЛ;

7) нотариально заверенная копия генеральной доверенности о наделении руководителя филиала необходимыми полномочиями;

8) карточка сведений о филиале ИЮЛ.



Для аккредитации иностранного представительства, помимо перечисленных документов, необходимо также представить:

9) документ, подтверждающий адрес представительства (гарантийное письмо/ договор аренды);

10) рекомендательные письма российских деловых партнеров . При этом, д.б.представлено не менее 2-х писем, составленных в свободной форме, на фирменных бланках с реквизитами, с подписью руководителя и проставлением фирменной печати.

11) Все иностранные документы принимаются только с подлинными отметками о консульской легализации, либо заверение апостилем .

12) вместе с заверенным экземпляром документов необходимо представлять нотариально заверенный перевод на русский язык - действителен в течение 1 года с даты выдачи.

После подачи документов аккредитующий орган принимает решение об аккредитации, либо об отказе в аккредитации. При положительном решении – представительство/ филиал иностранной компании получает разрешение на открытие и свидетельства о внесении в сводный гос. реестр – служит подтверждением официального статуса филиала/ представительства и требуется при открытии банковских счетов, постановки на учет в налоговых органах, оформлении российских виз дл сотрудников филиалов и представительств.

После аккредитации ИЮЛ должно получить письмо об учете в Стат. регистре Ростата, изготовить печать для филиала, осуществить постановку на учет в налоговом органе, получить извещение о регистрации в качестве страхователя в Пенсионном фонде РФ.

В случае необходимости, представительства и филиалы ИЮЛ могут открывать свои региональные отделения.

В аккредитации м.б. отказано по следующим основаниям :

1) если сведения и документы представлены не полностью, либо данные документы оформлены в ненадлежащем порядке;

2) если установлено, что в представленных учредительных документах содержится недостоверная информация;

3) если цели и задачи создании филиала/ представительства противоречат КРФ и императивным нормам законодательства РФ;

4) если цели и задачи создают угрозу суверенитету, национальных интересам РФ;

5) ранее внесенные в реестр сведения о филиале/ представительстве были исключены из реестра в связи с грубым нарушением действующего законодательства РФ.

В наст время аккредитующий орган – Гос. регистрационная палата при Минюсте РФ . Аккредитация представительства предоставляется на срок от 1 до 3-х лет, филиала – от 1 до 5 лет. При необходимости аккредитация м.б. продлена => нужно представить письменное заявление, решение ИЮЛ о продлении, рекомендательное письмо иностранного банка. ЗА 1 МЕСЯЦ ДО КОНЦА АККРЕДИТАЦИИ.

По решению ИЮЛ деятельность его филиала/ представительства м.б. прекращена до истечения срока аккредитации . ИЮЛ обязано уведомить аккредитующий орган о принятом решении. Аккредитующий орган готовит письма с официальным извещением о прекращении деятельности филиала/ представительства для предъявления в налоговые, таможенные и миграционные органы РФ.

Исключение из Реестр, аннулирование свидетельства.

5. Международные ЮЛ (МЮЛ) в МЧП.

В последнее время в сфере МЧП обозначилась проблема международных ЮЛ (МЮЛ). Как правило, в литературе под такими лицами понимаются – ЮЛ, созданные на основе международного соглашения. Пример: Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития.

Следует отметить, что статус таких лиц определяется соответствующими МД. При этом, на такие лица, как правило, распространяется статус международных межправительственных организаций. Коллизионные проблемы при определении статуса МЮЛ возникают в сфере деятельности ТНК . При этом следует учитывать, ТНК могут создаваться не только на основе межправительственных соглашений, но также путем заключения договоров непосредственно между хозяйствующими субъектами. Такой подход закреплен в Соглашении стран СНГ о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных ТН объединений от 15 апреля 1994 г.

ТНК обычно относят к международным монополиям, деятельность которых затрагивает ряд государств. Западные авторы, как правило, рассматривают ТНК в качестве субъектов международного экономического права, действующих наряду с государствами и международными организациями. Специфичный признак ТНК – неоднородность и расчлененность с юр. т.з. Данный признак возникает в связи с тем, что материнское образование учреждает сеть филиалов и дочерних предприятий в различных странах. При этом, данная сеть является единой в экономическом плане. Т.о., с правовой т.з., ТНК – совокупность формально самостоятельных ЮЛ, имеющих различную гос. принадлежность и фактически управляемых материнской компанией, которая является для них иностранным ЮЛ.

Октября 2010 г.

Основной проблемой правового статуса ТНК является определение её национальности. Различные исследователи предлагают определять национальность ТНК по принадлежности капитала в величине оборота или месту нахождения филиала, однако данные критерии являются неустойчивыми и не находят отражения в национальном зак-ве. На практике выделяется 2 разновидности ТНК :

1) группы, основанные на системе участий, т.е. институциональные объединения;

Группы, участники которой связаны договорными отношениями.

Институциональные ТНК в большинстве случаев строятся на пирамидальной системе. В этом случае материнская компания полностью или в преобладающей части контролирует сеть дочерних компаний. В свою очередь, дочерние компании могут выступать в качестве основных по отношению к компаниям следующего уровня. В последнее время в Западной Европе получает распространение 2ой тип институциональных корпораций. Такой тип называется холдинговые компании-близнецы. При такой структуре ТНК возглавляется несколькими холдинговыми компаниями, которые выступают материнскими компаниями по отношению к дочерним предприятиям,учреждаемым в различных странах. В итоге структура ТНК выглядит как сеть подгрупп компаний, которые контролируются региональными холдинговыми компаниями, которые, в свою очередь, подчиняются двум основным национальным компаниям.

В основе договорных ТНК, как правило, лежат договоры подчинения, которые дают основной компании право определять основные решения, принимаемые подконтрольными компаниями. Однако, в ряде гос-в такие договоры прямо запрещены. Таким образом, создание ТНК очень часто маскируется договорами простого товарищества, либо лицензионными соглашениями. В настоящее время национальное зак-во о ТНК находится на этапе становления. Эталоном правового регулирования является зак-во Германии, т.к. они единственные приняли з-н о группах компаний на национальном уровне. Неразвитое зак-во в целом обусловлено тем, что национальное зак-во отдельных гос-в не может предложить эффективного правового регулирования вопросов статуса ТНК. Самой первой проблемой является отсутствие общепринятого критерия определения круга коммерческих организаций и их экономических объединений, на которые будет распространяться юрисдикция конкретного гос-ва.

В целях создания системы эффективного регулирования ТНК необходимо создавать международные документы, которые будут включать материально-правовые нормы унифицированного характера. В настоящее время такая система стала создаваться в рамках Евросоюза, там разрабатывается система правового регулирования европейских компаний. Первым нормативным документом, который позволил создать общеевропейский рынок стал договор о создании Европейского экономического сообщества 1957г. В соот-вии с ним право на создание хозяйственного общества в любом гос-ве ЕС или право на участие в таком обществе явл-ся главной составляющей создания общеевропейского рынка. Основным документом унификационного характера явл-ся Брюссельская конвенция о взаимном признании компаний и ЮЛ.

В настоящее время унифицированные нормы, относящиеся к европейскому праву торговых обществ, представлены многочисленными директивами, в каждой из них сформулированы некие общие типовые положения. Однако следует помнить, что директива ЕЭС не явл-ся актом прямого действия, она всегда требует принятия гос-вами-членами национальных правовых актов для реализации установленного в директиве содержания. Как правило, такие директивы устанавливают сроки для внесения соответствующих изменений в национальное зак-во. Таким образом, благодаря таким директивам достигается максимально возможное сближение национального зак-ва стран ЕЭС в конкретной области. Данное правовое средство использовалось странами ЕЭС при решении вопросов защиты капитала (директива 1976г.), создания АО, а также их слияния и разделения (директива от 25.10.1978), вопросы содержания уставов АО (дир-ва от 17.12.1982), вопросы о деятельности иностранных филиалов (от 21.12.1989). Общей целью любой директивы служит создание благоприятных условий для деятельности ЮЛ на территории стран ЕЭС, при этом данные директивы распространяются на любую третью страну, ЮЛ которой входят на общеевропейский рынок.

Параллельно с унификацией правовых норм в рамках ЕЭС ведется работа по созданию постановлений, предусматривающих новые формы ЮЛ . В кач-ве примера утверждено постановление о Европейском хозяйственном объединении на основе общих интересов. Такое объединение представляет собой новую правовую форму, которая призвана облегчить сотрудничество между гос-вами и хозяйствующими субъектами. На стадии разработки находятся постановления о едином европейском акционерном обществе, о европейском кооперативе, европейском союзе и о европейском взаимном обществе. Все данные документы предполагают создание унифицированных правовых форм, свободных от национальных предписаний.

В России и в рамках СНГ принят ряд документов по вопросам создания и развития смешанных предприятий:

1) соглашение об общих условиях и механизме поддержки развития кооперации предприятий и отраслей гос-в СНГ от 23.12.1993;

2) соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24.12.1993;

2) соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, страховых и смешанных транснациональных объединений от 15.04.1994, в соотв-вии с данным соглашением установлено, что ТНК могут создаваться в любых областях деятельности, не запрещенных в национальном зак-ве. Формы ТНК так же мб различными, но соглашение особо называет 4 формы:

1) совместные финансово-промышленные группы;

2) международные хозяйственные объединения;

3) корпорации;

Холдинговые компании.

Установлено, что транснациональные объединения могут создаваться при помощи заключения договоров, в т.ч. межправительственных, при этом такие объединения будут являться ЮЛ по зак-ву гос-ва места их регистрации.

Филиалом кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации и осуществляющее от ее имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией Банка России, выданной кредитной организации.

Представительством кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации, представляющее ее интересы и осуществляющее их защиту. Представительство кредитной организации не имеет права осуществлять банковские операции.

Филиалы и представительства кредитной организации не являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность на основании положений, утверждаемых создавшей их кредитной организацией.

Руководители филиалов и представительств назначаются руководителем создавшей их кредитной организации и действуют на основании выданной им в установленном порядке доверенности.

Кредитная организация открывает на территории Российской Федерации филиалы и представительства с момента уведомления Банка России. В уведомлении указываются почтовый адрес филиала (представительства), его полномочия и функции, сведения о руководителях, масштабы и характер планируемых операций, а также представляются оттиск его печати и образцы подписей его руководителей. Сведения об адресе и месте нахождения филиалов и представительств публикуются кредитной организацией и Банком России на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в установленном Банком России порядке .

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

Филиалы кредитной организации с иностранными инвестициями на территории Российской Федерации регистрируются Банком России в установленном им порядке .

Внутренним структурным подразделением кредитной организации (ее филиала) является ее (его) подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации (ее филиала) и осуществляющее от ее имени банковские операции, перечень которых установлен нормативными актами Банка России, в рамках лицензии Банка России, выданной кредитной организации (положения о филиале кредитной организации).

Кредитные организации (их филиалы) вправе открывать внутренние структурные подразделения вне мест нахождения кредитных организаций (их филиалов) в формах и порядке, которые установлены нормативными актами Банка России.

Полномочие филиала кредитной организации на принятие решения об открытии внутреннего структурного подразделения должно быть предусмотрено положением о филиале кредитной организации.

Открываемые на территории Российской Федерации представительства иностранных кредитных организаций подлежат аккредитации Банком России в установленном им порядке . Представительство иностранной кредитной организации вправе осуществлять деятельность на территории Российской Федерации с момента его аккредитации Банком России.

Банк России в установленном им порядке осуществляет действия, предусмотренные Федеральным законом "О персональных данных", по обработке персональных данных руководителя и заместителя руководителя представительства иностранной кредитной организации, открытого на территории Российской Федерации, и кандидатов на эти должности.

Кредитные организации

Следующее звено банковской системы - кредитные организации.

Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом РФ «О банках и банковской деятельности».

Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. Конструкция ст.1 ФЗ «О банках и банковской деятельности», выделяет два вида кредитных организаций - банки и небанковские кредитные организации.

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц, размещать указанные средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц.

В определении банка выделены следующие главные признаки. Во-первых, только банку предоставлено право привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц, размещать их от своего имени и за свой счет, а также открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц. Во-вторых, указанные операции банк вправе осуществлять в совокупности.

Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России. Деление небанковских кредитных организаций на виды осуществляется по российскому законодательству актами Банка России путем определения круга банковских операций, предписанных для того или иного вида небанковских кредитных организаций.

Важно подчеркнуть, что небанковским кредитным организациям не разрешается открывать филиалы и создавать дочерние организации за рубежом.

Таким образом, банки и небанковские кредитные организации обладают всеми признаки кредитной организации, перечисленные в законе. Они различаются определенным законодателем или Банком России сочетанием тех банковских операций, которые они вправе осуществлять в качестве основного предмета своей деятельности.

Филиалы и представительства иностранных банков

Третье звено Российской банковской системы - филиалы и представительства иностранных банков. Россия не создает каких-либо необычных требований в отношении участия нерезидентов в капитале российских кредитных организаций. Это стандартные требования. Банк России исходит из того, что определенное участие иностранного капитала в российской банковской системе необходимо. Такое участие повышает уровень конкуренции среди банков, а это в свою очередь приводит к улучшению банковских услуг. Поэтому ситуация сегодня такова - Банк России расширяет допуск иностранного капитала в систему российских банков (участие нерезидентов в формировании уставного капитала кредитной организации).

Понятие иностранного банка дается в ст.1 ФЗ - «это банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован».

Филиалы иностранных кредитных организаций. Они являются частью российской банковской системы. По закону, применительно к участию в банковской системе филиалов иностранных кредитных организаций, Банк России, решает этот вопрос, в том числе и руководствуясь принципом целесообразности такого участия. В этом проявляется специфика участия иностранных банков в банковской системе России. Применительно к российским кредитным организациям Банк России не наделен правом, решать вопрос о целесообразности создания того или иного банка или небанковской кредитной организации. Но, что же касается филиалов иностранных банков, то здесь полномочия Банка России решать вопрос целесообразности открытия на территории России того или иного филиала иностранного банка вполне естественны.

Такая же практика проводится и другими развитыми странами. Каждое государство заботиться в первую очередь о своих банках и допускает иностранные банки на внутренний рынок только при определенных условиях. Первое условие - это достаточная защищенность банковской системы от доминирования иностранных банков на внутреннем рынке. Значение имеет соответствующий уровень развития гражданского общества и правового государства. В стабильном обществе и государстве создается больше возможностей для расширения участия иностранных банков на внутреннем рынке в стране.

Филиалы иностранных кредитных организаций относятся к числу нерезидентов. Последние - это организации, зарегистрированные по иностранному законодательству. А филиалы, как известно, - это подразделения кредитных организаций, расположенные вне места их нахождения. Они осуществляют все или часть банковских операций не от своего имени, а от имени своей кредитной организации. С одной стороны филиалы иностранных кредитных организаций рассматриваются законом как часть российской банковской системы, а с другой стороны они не являются юридическими лицами, они - нерезиденты.

В законодательстве вопрос о филиалах иностранных банков урегулирован несколькими нормами. В Главе IX «Международная и внешнеэкономическая деятельность Банка России» (ст.52), говорится о том, что Банк России выдает разрешения на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями. Он выдает разрешение на открытие филиалов иностранных банков. Пока есть только одна норма в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и несколько норм в ФЗ «О банках и банковской деятельности», которые регулируют порядок открытия филиалов иностранных банков. В настоящее время в России нет ни одного филиала иностранной кредитной организации.

Представительства иностранных кредитных организаций. Под представительством иностранной кредитной организации понимается обособленное подразделение иностранной кредитной организации, открытое на территории РФ и получившее разрешение Банка России на открытие Представительства в соответствии с российским законодательством. На практике таких представительств уже встречается достаточно много. Порядок открытия и деятельности в РФ представительств иностранных кредитных организаций детально урегулирован в Положении, утвержденном приказом ЦБР.

В Банке России аккредитуются представительства кредитных организаций иностранных государств. О порядке открытия и деятельности в РФ представительств иностранных кредитных организаций (Положение, утвержденное приказом Банка России от 7 октября 1997 г. №02- 437). Следует иметь в виду, что при принятии решения об аккредитации представительства может учитываться характер двусторонних отношений между РФ и страной происхождения кредитной организации.

Представительство создается иностранной кредитной организацией в целях изучения экономической ситуации и положения в банковском секторе России, для оказания консультационных услуг своим клиентам, поддержания и расширения контактов с российскими кредитными организациями, развития международного сотрудничества.

Представительство не является юридическим лицом, не имеет права заниматься коммерческой деятельностью и выступает от имени и по поручению представляемой им кредитной организации, название которой указано в разрешении на открытие Представительства. Таким образом, представительство не является хозяйствующим субъектом и не получает прибыли от своей деятельности. Расходы представительства финансируются иностранной кредитной организацией.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) и Национальный Банк Азербайджанской Республики, именуемые в дальнейшем «органами банковского надзора», выражая взаимную заинтересованность в установлении и развитии двусторонних связей в области банковского надзора, в целях достижения взаимопонимания по вопросам регулирования банковской деятельности и взаимодействия в области банковского надзора за деятельностью кредитных организаций, договорились о нижеследующем:

Статья 1. Полномочия органов банковского надзора

1.1. Российская Федерация

В соответствии с законодательством Российской Федерации Центральный банк Российской Федерации (Банк России) является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами (банковскими холдингами) банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных Банком России обязательных нормативов. Для осуществления функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет меры к кредитным организациям, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.

1.2. Азербайджанская Республика

В соответствии с законодательством Азербайджанской Республики Национальный Банк Азербайджанской Республики является органом банковского регулирования и банковского надзора. Национальный Банк Азербайджанской Республики осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Национального Банка Азербайджанской Республики, установленных Национальным Банком Азербайджанской Республики обязательных нормативов. Для осуществления функций банковского регулирования и банковского надзора Национальный Банк Азербайджанской Республики проводит проверки кредитных организаций (их филиалов, представительств, в том числе филиалов и представительств иностранных банков, а также их дочерних организаций) направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет меры к кредитным организациям, предусмотренные законами Азербайджанской Республики «О Национальном Банке Азербайджанской Республики» и «О банках». В ходе осуществления проверок деятельности банков и их дочерних организаций Национальный Банк Азербайджанской Республики вправе запрашивать любую информацию относительно управления и текущей деятельности лиц, обладающих существенной долей участия в банке, а также всех других лиц, причастных к банку.

Статья 2. Для целей настоящего Соглашения понимаются:

2.1. Кредитная организация

2.1.1. В Российской Федерации:

юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество;

  • банк - кредитная организация, имеющая исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
  • небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

2.1.2. В Азербайджанской Республике:

  • банк - юридическое лицо, осуществляющее в совокупности привлечение депозитов или других возвратных средств от физических и юридических лиц и предоставление кредитов от своего имени и за свой счет, а также выполняющее переводы и расчетно-кассовые операции по поручению клиентов;
  • небанковская кредитная организация - юридическое лицо, осуществляющее предоставление кредитов в денежной форме за счет собственных средств и/или привлеченных средств (кроме депозитов).

2.2. Трансграничные учреждения

2.2.1. На территории Российской Федерации иностранные кредитные организации могут участвовать в уставных капиталах кредитных организаций, в том числе создавать дочерние кредитные организации, деятельность которых подлежит лицензированию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также открывать представительства.

В соответствии с законодательством Российской Федерации:

  • дочерняя кредитная организация - юридическое лицо, в котором материнская кредитная организация в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые дочерней кредитной организацией;
  • представительством кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне местонахождения кредитной организации, представляющее ее интересы и осуществляющее их защиту. Представительство кредитной организации не имеет права осуществлять банковские операции. Представительство кредитной организации не является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании положения, утверждаемого создавшей его кредитной организацией.

2.2.2. На территории Азербайджанской Республики иностранные кредитные организации могут участвовать в уставных капиталах кредитных организаций, в том числе создавать дочерние кредитные организации, а также филиалы и представительства, деятельность которых подлежит лицензированию и/или выдаче разрешений в соответствии с требованиями законодательства Азербайджанской Республики.

В соответствии с законодательством Азербайджанской Республики:

  • дочерний банк - банк, в уставном капитале которого учреждающий его банк или банковская холдинговая организация имеет более пятидесяти процентов голосующих акций, или банк, между которым и учреждающим его банком или банковской холдинговой организацией заключен договор, на основании которого учреждающий банк или банковская холдинговая организация оказывает существенное влияние на принятие дочерним банком решений;
  • представительство банка - отдельное подразделение банка, расположенное вне местонахождения банка, не являющееся юридическим лицом, не имеющее права осуществлять банковские операции, только представляющее интересы банка и осуществляющее их защиту;
  • филиал банка - отдельное подразделение банка, расположенное вне местонахождения банка, не являющееся юридическим лицом, по обязательствам которого отвечает банк, и которое может осуществлять все или часть видов банковской деятельности, разрешенных банку.

2.3. Материнская кредитная организация - юридическое лицо, имеющее трансграничное учреждение (дочернюю кредитную организацию, филиал, представительство).

2.4. Страна происхождения - страна, на территории которой зарегистрирована материнская кредитная организация.

2.5. Страна пребывания - страна, на территории которой зарегистрировано трансграничное учреждение.

Статья 3. Обмен информацией

3.1. В целях поддержания стабильности, развития и укрепления национальных банковских систем Российской Федерации и Азербайджанской Республики органы банковского надзора осуществляют сотрудничество в области банковского надзора за деятельностью материнских кредитных организаций и их трансграничных учреждений на основе настоящего Соглашения с соблюдением требований своего национального законодательства.

Органы банковского надзора обмениваются информацией о состоянии и развитии банковского сектора, основных требованиях национального законодательства в области банковского надзора, а также об их изменениях.

3.2. В Российской Федерации обмен информацией с органами банковского надзора иностранных государств, в том числе вопросы обеспечения конфиденциальности информации, регулируются Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В соответствии со статьей 51 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России вправе запросить Национальный Банк Азербайджанской Республики о предоставлении информации или документов, которые получены от кредитных организаций в ходе исполнения надзорных функций, а также вправе предоставить Национальному Банку Азербайджанской Республики указанную информацию или документы, которые не содержат сведений об операциях кредитных организаций и их клиентов, при условии обеспечения Национальным Банком Азербайджанской Республики режима сохранности информации, соответствующего установленным законодательством Российской Федерации требованиям обеспечения сохранности информации, предъявляемым к Банку России.

В отношении информации и документов, которые получены от Национального Банка Азербайджанской Республики, Банк России обязан соблюдать требования по раскрытию информации и предоставлению документов, установленные законодательством Российской Федерации, с учетом требований, установленных законодательством Азербайджанской Республики.

3.3. В Азербайджанской Республике обмен информацией с органами банковского надзора иностранных государств, в том числе вопросы обеспечения конфиденциальности информации, регулируется законами Азербайджанской Республики «О Национальном Банке Азербайджанской Республики» и «О банках», в соответствии с которыми Национальный банк Азербайджанской Республики вправе запросить Банк России о предоставлении информации или документов, которые получены от кредитных организаций в ходе исполнения надзорных функций, а также вправе предоставить Банку России информацию или документы, которые получены от кредитных организаций в ходе исполнения надзорных функций, не содержащие сведений об операциях кредитных организаций и их клиентов, при условии обеспечения Банком России режима сохранности информации, соответствующего установленным законодательством Азербайджанской Республики требованиям обеспечения сохранности информации, предъявляемым к Национальному Банку Азербайджанской Республики.

В отношении информации и документов, которые получены от Банка России, Национальный Банк Азербайджанской Республики обязан соблюдать требования по раскрытию информации и предоставлению документов, установленные законодательством Азербайджанской Республики, с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации.

3.4. Органы банковского надзора проводят в необходимых случаях встречи для обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес, а также вопросов совершенствования банковского надзора за деятельностью материнских кредитных организаций и их трансграничных учреждений.

3.5. Сотрудничество в рамках настоящего Соглашения осуществляется по инициативе одного из органов банковского надзора на основании его запроса об оказании содействия при осуществлении банковского надзора.

3.6. Запрос об оказании содействия направляется в письменном виде. Для передачи запроса могут быть использованы любые средства связи.

3.7. В оказании содействия в рамках настоящего Соглашения может быть отказано полностью или частично, если запрашиваемый орган банковского надзора полагает, что выполнение запроса противоречит национальному законодательству запрашиваемого органа банковского надзора.

3.8. Каждый орган банковского надзора принимает все необходимые меры для обеспечения быстрого и возможно более полного ответа на запрос другого органа банковского надзора или уведомляет последний об обстоятельствах, препятствующих или задерживающих исполнение запроса.

3.9. Каждый орган банковского надзора самостоятельно несет расходы, которые будут возникать в ходе реализации настоящего Соглашения, если не будет согласован иной порядок.

Статья 4. Обеспечение конфиденциальности информации

4.1. Органы банковского надзора принимают соответствующие меры по обеспечению конфиденциальности информации или документов при ее хранении, использовании и передаче друг другу любыми средствами связи.

4.2. Органы банковского надзора могут обмениваться информацией в области надзора при условии, что данная информация будет использоваться исключительно в надзорных целях и не будет без согласия органа банковского надзора, предоставившего информацию, передаваться третьим лицам, за исключением случаев, когда такая обязанность предусмотрена национальным законодательством.

Статья 5. Сотрудничество при выдаче лицензий (разрешений) на осуществление деятельности трансграничных учреждений

5.1. Обращение зарегистрированной в стране происхождения кредитной организации о выдаче лицензии (разрешения) на открытие трансграничного учреждения в орган банковского надзора страны пребывания рассматривается в пределах сроков и в соответствии с требованиями национального законодательства.

5.2. Орган банковского надзора страны пребывания, получивший указанное в п. 5.1 настоящего Соглашения обращение, информирует орган банковского надзора страны происхождения о его содержании и результатах рассмотрения указанного обращения.

5.3. Для принятия решения по обращению, указанному в пункте 5.1, по запросу органа банковского надзора страны пребывания орган банковского надзора страны происхождения кредитной организации предоставляет в рамках национального законодательства следующую информацию о кредитной организации:

  • о дате государственной регистрации;
  • о деятельности, предусмотренной лицензией на осуществление банковских операций;
  • о составе органов управления материнской кредитной организации, а также сведения об акционерах (участниках), дочерних организациях, филиалах, представительствах и аффилированных лицах;
  • о структуре управления и системе внутреннего контроля, в том числе сведения о системе внутреннего контроля, с целью противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • иную информацию, необходимую для принятия решения об открытии трансграничного учреждения, которая может быть предоставлена в рамках настоящего Соглашения.

5.4. Органы банковского надзора письменно информируют друг друга о принятом решении по вопросу выдачи лицензий (разрешений) на открытие трансграничного учреждения.

Статья 6. Сотрудничество при принятии решения о согласовании приобретения акций (долей) кредитных организаций

6.1. Органы банковского надзора осуществляют сотрудничество при принятии решения о согласовании приобретения юридическим или физическим лицом либо группой юридических и (или) физических лиц акций (долей) кредитной организации, зарегистрированной в другой стране.

6.2. Под приобретением акций (долей) кредитной организации, зарегистрированной на территории Российской Федерации или на территории Азербайджанской Республики, понимается сделка, требующая в соответствии с национальным законодательством соответствующей страны предварительного согласования с органом банковского надзора.

Статья 7. Сотрудничество при осуществлении надзора за текущей деятельностью трансграничных учреждений

7.1. Орган банковского надзора страны пребывания осуществляет банковский надзор за деятельностью трансграничных учреждений в соответствии с национальным законодательством.

7.2. Орган банковского надзора страны пребывания не будет препятствовать представлению трансграничными учреждениями материнской кредитной организации информации и отчетности, необходимой для осуществления надзора за деятельностью кредитных организаций на консолидированной основе и составления консолидированной отчетности по формам, установленным в стране происхождения.

7.3. Орган банковского надзора страны происхождения в отношении материнских кредитных организаций и орган банковского надзора страны пребывания в отношении трансграничных учреждений на основании соответствующих запросов представляют на взаимной основе следующую информацию, если такая информация не является конфиденциальной в соответствии с национальным законодательством:

  • о показателях, характеризующих финансовое состояние материнских кредитных организаций и их трансграничных учреждений;
  • о допущенных материнскими кредитными организациями и их трансграничными учреждениями существенных нарушениях банковского законодательства, в том числе законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • о мерах, примененных органами банковского надзора в отношении материнской кредитной организации или ее трансграничных учреждений.

Статья 8. Сотрудничество при проведении органами банковского надзора инспекций

8.1. Орган банковского надзора страны происхождения самостоятельно регулирует отношения с трансграничными учреждениями по вопросам допуска своих уполномоченных представителей для проведения инспекции.

8.2. Орган банковского надзора страны происхождения не менее чем за 25 (двадцать пять) рабочих дней до предполагаемой даты начала проведения инспекции, уведомляет орган банковского надзора страны пребывания о намерении провести инспекцию с указанием наименования трансграничного учреждения, инспектируемого периода, вопросов и сроков проведения инспекции, cведений о проверяющих, порядка представления информации о результатах инспекции органу банковского надзора страны пребывания.

Статья 9. Сотрудничество по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

9.1. В целях осуществления надзорных функций органы банковского надзора обмениваются информацией:

  • о требованиях законодательных и иных актов в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • о практике по идентификации и изучению клиентов и выгодоприобретателей, выявлению операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;
  • о соблюдении материнскими кредитными организациями и их трансграничными учреждениями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Статья 10. Прочие положения

10.1. В случае внесения изменения в законодательство Российской Федерации и Азербайджанской Республики в настоящее Соглашение могут быть внесены соответствующие изменения.

10.2. Разногласия, возникающие в связи с соблюдением положений данного Соглашения, разрешаются путем консультаций и переговоров.

10.3. Настоящее Соглашение вступает в силу:

для Национального Банка Азербайджанской Республики - после завершения необходимых внутригосударственных процедур;

для Банка России - в день, когда Национальный Банк Азербайджанской Республики надлежащим и достоверным образом известит Банк России о завершении всех необходимых внутригосударственных процедур для вступления в силу настоящего Соглашения.

Настоящее Соглашение действует до момента, пока один из органов банковского надзора предварительно, в письменном виде, не уведомит другой орган банковского надзора о своем желании отказаться от участия в нем. В этом случае Соглашение продолжает действовать в течение 30 дней с даты получения уведомления. Запросы об оказании содействия, направленные до даты указанного уведомления, подлежат рассмотрению органами банковского надзора в соответствии с условиями настоящего Соглашения.

10.4. Информация о Банке России, кредитных организациях, зарегистрированных на территории Российской Федерации, и нормативно-правовая база содержатся в официальном издании Банка России «Вестник Банка России», а также размещаются на сайте Банка России в сети Интернет: .

Информация о Национальном Банке Азербайджанской Республики, кредитных организациях, зарегистрированных на территории Азербайджанской Республики, размещается на сайте Национального Банка Азербайджанской Республики в сети Интернет: www.nba.az .

Банк России и Национальный Банк Азербайджанской Республики не возражают против публичного размещения настоящего Соглашения на своих Интернет-сайтах.

10.5. В случае прекращения действия данного Соглашения надзорная информация, полученная в рамках данного Соглашения, продолжает считаться конфиденциальной.

10.6. Настоящее Соглашение подписано в городе Баку «04» декабря 2006 года в четырех экземплярах, два экземпляра на русском и два экземпляра на азербайджанском языках, имеющих одинаковую юридическую силу.

Дата: 4 декабря 2006 года Дата: 4 декабря 2006 года


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Советы по строительству и ремонту