Советы по строительству и ремонту

Приветствую вас! На связи Мара Боронина — нумеролог, корректолог жизненных дорог.

Хочу сказать, что мне приходит много вопросов от подписчиков, от участников моих курсов, вебинаров. Сегодня я хочу ответить на вопрос — как найти дело, которое приносит и моральное и материальное удовлетворение?

Безусловно, дата рождения играет роль. Безусловно, мы можем увидеть, какое дело найти, как соединить земной и космический паспорт. Это даст нам гарантию того, что мы сможем найти свое предназначение. Мои ученики проходят 58 уроков, чтобы изучить это в Школе нумерологии.

По космическому паспорту мы видим слабые и сильные стороны. Также мы можем посмотреть это через кармические числа, длинный код. Все это нужно изучить, чтобы максимально логично проникнуть в дату своего рождения, при этом синтезируя все 5 традиций нумерологии.

Сегодня мы изучим другую методику, чтобы вы могли экстренно понимать себя — тот ли путь вы выбрали?

Возьмите ручку (лучше 3 цветные ручки для каждого вопроса) и лист. Если сейчас вы ответите честно на эти 3 вопроса, то вы поймете суть этой стратегии, наступит определенное понимание себя.

  1. Кайфую ли я от своей работы? Готова ли я работать 24 часа в сутки 7 дней в неделю?

Если это так, то скорей всего ваша работа и есть ваше предназначение.

Я живу в этом состоянии около 15 лет. Я люблю свою работу, нумерологию. Я от нее кайфую.

Разверните эту тему в ответе на вопрос.

  1. Хорошо ли мне платят за мою деятельность, экспертность? Устраивают ли меня гонорары? Все ли потребности закрыты?

Напишите.

  1. Усиливает ли вас ваша деятельность, либо напротив, выжимает?

Та деятельность, которая радует вас, приносит доход, она будет радовать вас. Вы будете стремиться к ней, а вечером у вас останется 90 процентов зарядки. Если работа «сливает» вас, то скорей всего вы не в своей нише. Вы работаете не там, где вы получаете полное моральное и материальное удовлетворение.

Если в каждом пункте из трех у вас все печально, то пора искать свой внутренний потенциал, свой путь, ту нишу, которая будет работать по всем трем параметрам. Для этого есть схема, которая поможет на первых порах.

  1. Люблю.
  2. Умею.
  3. Мне готовы за это платить.

«Умею» — это то, в чем вы эксперт. Распишите этот пункт.

«Люблю» — это то, от чего вы кайфуете.

«Мне за это готовы платить» -возможно вы занимаетесь творчеством, за которое вам не готовы платить.

Приведу пример.

Вы умеете хорошо подбирать наряды, вы любите ходить по магазинам. Сегодня есть много женщин, которые хотят сэкономить время. Они успешны, и у них нет времени ходить по магазинам. Они обязательно воспользуются вашими услугами, если вы станете профессионалом и честным экспертом в этом деле.

Честность — превыше всего. Вы отведете клиента в достойный магазин, где могут быть скидки. Вы честно будете подбирать look, советовать, что идет и не идет.

Люди хотят экономить. И время — самое ценное. Иногда человек не может потратить свое время на походы по магазинам.

Например, вы любите изучать нумерологию. Вы умеете расшифровывать, давать рекомендации. Мы сможете консультировать других людей, которые захотят узнать свои сильные и слабые стороны. Человек-клиент занимается своей профессией и ему некогда изучать нумерологию. Если вы изучили нумерологию,то можете сделать ее своей профессией.

В следующий раз я разберу ваши новые вопросы. Подписывайтесь на мой You Tube канал и на наши соцсети, каналы. Не забудьте поставить лайки и написать о том, что вас волнует. Я жду от вас интересных вопросов, на которые смогу ответить.

Там будут публиковаться качественные видео сюжеты по нумерологии, раскрытию сверхспособностей и защите от неэкологичных воздействий. Практические рекомендации, ставы, практики.

Члены сообщества каждую неделю по пятницам получают информацию для своего развития в удобной форме. Данные материалы не публикуются в свободных источниках или интернете.

Вконтакте

Материальные потребности — потребности человека в обеспечении своего материального существования. Они подразделяются на материально - биологические и матери-ально-социальные. К материально-биологическим отно-сятся потребности в пище, одежде, жилье. В современном сервисе существует множество отраслей и направлений, которые обслуживают каждую из этих потребностей. Так, удовлетворением потребностей в пище занимаются система общественного питания и ресторанный сервис; потребности в одежде — пошивочные мастерские, мага-зины, прачечные и т.п.

К материально-социальным потребностям относят труд, общение — взаимодействие в процессе трудовой деятельности и обмен продуктами труда (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Систематизация материальных потребностей

Духовные потребности — потребности в знаниях, на-строениях, переживаниях и впечатлениях. К духовным потребностям относятся потребности в познании, образо-вании, воспитании и смысле жизни (рис. 3.3).

Рис. 3.3. Систематизация духовных потребностей

Потребность в познании — стремление человека к знанию объективных явлений, свойств и закономернос-тей действительности. Она порождается материальными потребностями в успешной трудовой деятельности, ко-торая не может существовать и совершенствоваться без накоплений знаний о мире.

Музыка — вид искусства, отражающий действи-тельность в звуковых художественных образах. Музыку, предназначенную для пения, называют вокальной. Если же произведение исполняется только на инструментах, то такую музыку называют инструментальной.

Театр — вид искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

Цирк — искусство акробатики, эквилибристики, гим-настики, пантомимы, жонглирования, фокусов, клоуна-ды, музыкальной эксцентрики, конной езды, дрессировки животных.

Балет — вид искусства, содержание которого раскры-вается в танцевально-музыкальных образах.

Кино — вид искусства, произведения которого со-здаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мульти-пликации событий.

Фотоискусство — искусство создания химико-техни-ческими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении су-щественный момент действительности.

Эстрада — вид искусства, включающий в себя малые формы драматургии, музыки и хореографии, основные произведения которого представляют собой отдельные законченные номера.

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что, во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства — жизнь лю-дей — чрезвычайно разнообразен и отражается в искусст-ве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда не-сут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений.

Художественный образ выполняет в ис-кусстве те же функции, что и понятие в науке: с его помощью происходит процесс художественного обобще-ния, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание.

Во-вторых , для художественного познания характер-ны специфические способы воспроизведения окружаю-щей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно-пространственные формы и т. д.

В-третьих , огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играют воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допус-каемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания.

В отличие от различных общественных наук, изу-чающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом и наряду с другими видами познавательной деятельности является особой формой познания окружающей действительности.

Искусство включено в целостную систему форм обще-ственного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмот-ренные выше философия, политика, право, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои функции в едином культур-ном контексте, возникающем благодаря их взаимосвязям.

Образование — процесс усвоения систематизирован-ных знаний, умений и навыков. Оно является одной из главных потребностей человека, так как стало необходи-мым условием подготовки к труду и общению. Потреб-ность в образовании по существу является конкретиза-цией и более развитой формой потребности в познании. В современном обществе человек нуждается не в каком-то неопределенном наборе знаний, а в качественной системе образования и надежных критериях этого качества.

Образовательная потребность отличается многоуров-невым функциональным разнообразием. На личностном уровне потребность в образовании выполняет функции обогащения индивида новыми знаниями, необходимы-ми для различных видов деятельности, социализации, индивидуализации, самоопределения, самореализации, профессионального и статусного роста, реализации непрерывного образования, изменения структуры личнос-ти, формирования ее образовательных интересов, целей, ценностных ориентации, мотивов, установок на образо-вательную деятельность, формирования образа жизни личности, стимулирования трудовой активности лич-ности, эффективности трудовой деятельности, адаптации личности к социальной среде посредством приобретения знаний, информации и др.

На групповом уровне потребность в образовании реа-лизует функции социального развития групц, социальных общностей, всего общества, повышения образовательного уровня индивида, отдельных социальных групп и общества в целом, институционалшации непрерывного образования, формирования субкультуры социальной группы, общности, формирования интеллектуальной культуры социальных групп и общества, самоидентификации социальных групп, воспроизводства социальных групп и института профессии, изменения характера общественного труда, повышения его эффективности, регуляции процессов социальной мобильности, адаптации социальных групп, общностей к изменениям социальных условий в обществе и др.

Воспитание — целенаправленное воздействие на чело-века для подготовки его к выполнению всего многообразия социальных функций (труда, общения, познания). Оно входит в процесс социализации и является потребностью, поскольку без целенаправленного воздействия взрослых ребенок не сможет стать дееспособным членом общества.

Воспитание в широком смысле слова — процесс и результат развития человека, который не прекращается в течение всей его жизни. Суть воспитания — передача, ус-воение и приобретение человеком опыта жизни в социуме и в условиях конкретной культуры (субкультур), создание условий для появления и выработки внутренней мотива-ции. Отсюда акцентировка в воспитании на задачах раз-работки человеком системы личных смыслов в процессе самоактуализации и самоопределении.

«Воспитанность » — «невоспитанность» выступают как один из основных атрибутов человеческой индиви-дуальности, характеризуя как взрослого, так и ребенка в различных типологических ситуациях межличностного взаимодействия, в их умении и стремлении к адекват-ной оценке ситуаций и себя в этих ситуациях, в выборе стратегий действия, предполагающих одобрение в опре-деленной культуре (субкультуре) и/или не приводящих к «внутреннему» разладу и негативным оценкам.

Потребность в смысле жизни — наиболее сложная духовная потребность. Она выражается в формировании мировоззрения — системы взглядов человека на мир в целом и свое место в этом мире.

Поиск цели жизни имеет в своей основе мысль о цен-ности человеческой жизни, причем ценности не только для самого человека, но и для общества, для других людей. Представления о смысле жизни у каждого человека свое. Но в этих индивидуальных представлениях неизбежно присутствует общее, обусловленное целями и интересами общества, к которым принадлежит человек. Вопрос о смысле жизни человека — ключевая мировоззренческая проблема. От ее решения зависит направленность его соци-альной деятельности. Не случайно религия и идеализм с древнейших времен боролись против материализма именно по вопросам смысла жизни. Правильно определить смысл своей жизни — это и значит найти самого себя.

Смысл и цель человеческой жизни заключается в изменении окружающего мира ради удовлетворения его потребностей, это неоспоримо. Но, изменяя внешнюю природу, человек изменяет и свою собственную природу, т. е. изменяет и развивает самого себя. Исследуя процес-сы развития личности, мы рассматриваем ряд уровней анализа смысла жизни («назначения») человека: разви-тие как смысл жизни, всестороннее развитие как смысл жизни нового типа личности, самореализация человека как деятельное выполнение, осуществление им своего назначения.

Смысл жизни выступает наиболее гибкой характеристикой и материальных и духовных потреб-ностей. В конечном счете, сама система потребностей определяется смыслом жизни: если таковым является умножение личного богатства, то, естественно, это ве-дет к гипертрофированному развитию материальных потребностей. И наоборот, ставшее целью жизни ду-ховное развитие господствует в структуре личности в виде соответствующих духовных потребностей. Смысл жизни определяется, прежде всего, конкретными ис-торическими условиями, интересами и потребностями В конечном счете, смысл жизни определяется объективно существующей системой общественных отношений.

В реальной жизни материальные и духовные по-требности, а также приемы и методы их удовлетворения взаимодействуют и переплетаются.

Так, удовлетворение материальных потребностей всегда требует какого-то уровня знаний, т. е. духовных предпосылок.

Для удовлетворения любых духовных потребностей используются материальные предметы — например книги, краски, холст и другое оборудование. Поэтому удовлетворе-ние духовных потребностей становится возможным благо-даря удовлетворению сопутствующих им материальных.

Kак сделать так, чтобы работа приносила и материальное и моральное удовлетворение? Многим кажется, что это несовместимые вещи, и большинство людей выбирают либо деньги, либо работу для души, некоторые не находят удовлетворения ни в чем.

Любой успех начинается с любви
Да, да, с нее самой, любви к своему делу, к своей работе, к своему бизнесу, к тому товару (услугам), которые вы предлагаете людям, к той организации (фирме, компании), в которой вы работаете. Все начинается с любви. Для успеха, удачи в любой сфере любовь тоже необходима. Если ваше дело, которое вам не по душе, приносит вам деньги, полюбите его, найдите в нем плюсы, поймите, почему и для чего вы оказались на этом месте (случайного, как известно, ничего не бывает), и это дело вам принесет моральное удовлетворение и еще больший доход.
Человек, не любящий свою работу, - всегда плохой специалист, а плохой специалист никогда не сможет добиться успеха (материального, в том числе) на своем поприще.
Нас приучили при социализме делать, как положено, потому, что надо, а не потому, что хочется и нравится, не потому, что я это люблю. В советском обществе существовала имитация работы: огромное количество псевдоспециалистов приходили на работу, бессмысленно сидели на рабочем месте 8 часов ("штаны просиживали") и получали твердый оклад. Их жизнь была расписана на многие годы вперед вплоть до пенсии. В советском обществе и с деньгами, и с душой все было понятно и продумано за нас. Огромное количество советских ВУЗов выпускали армии специалистов различного толка, этот процесс продолжается и сейчас. Сколько у нас таких врачей, инженеров, учителей, наштампованных пачками в наших вузах, тех, кто учился только для диплома, тех, кто разочаровался в профессии, но уходить в никуда не хочет! И куда девать такое количество посредственных юристов, менеджеров, художников? Kаждый четвертый врач мира - российский (советский врач). И, несмотря на это, самая оплачиваемая профессия сейчас - любая. У нас не хватает любых квалифицированных специалистов.

=
Если ваша работа вам по душе, но вам не хватает денег, повышайте уровень своего профессионализма, становитесь мастером своего дела. Профессионалы всегда в дефиците, поэтому любой профессионал стоит дорого. Нянечка в детском саду зарабатывает мало (стоит мало), а профессиональную няню найти сложно, это дефицит, и поэтому профессиональная няня стоит дорого. Я знаю секретаря (ну, сколько может стоить секретарь?), за которого буквально "дрались" два крупных банка (так им хотелось заполучить ее на место секретаря). Она выбрала тот банк, который дал ей беспроцентный кредит на получение 3-комнатной квартиры в Москве, дополнительно к той, которая у нее есть, и зарплату 3 тысячи долларов в месяц. И это не удивительно, так как после ухода ее в декретный отпуск, фирма, в которой она работала, была вынуждена на ее место взять двух секретарей и двух менеджеров, и все равно те не могли выполнить ее работу лучше.
Если вам деньги платит начальник (государство), то вы либо не профессионал, либо не умеете себя продавать. Любой профессионал живет за счет своей паствы (люди, пользующиеся его услугами, платят ему деньги, хотя при этом он может получать и какой-то оклад). Правда, в некоторых случаях "паствой" является сам начальник. Так, услугами секретаря пользуется директор.
Профессиональные революционеры - это те, кто жил на деньги своей партии. Профессиональные йоги - те, кто живет на деньги тех, кто медитирует. Профессиональный любовник живет за счет своих любовниц.
Что делать плохим специалистам? Стать мастером в своем деле или найти то дело, в котором ты будешь мастером! Часто, когда дело доходит до смены работы (и профессии вообще), человек начинает упираться: "Я ничего не умею" (а значит, и не хочу уметь). На самом деле мы многое умеем, но не ценим в себе это, и поэтому не подозреваем, что это может иметь такую ценность для кого-то, что он заплатит за это деньги.
Если вам не платят зарплату (или явно не доплачивают), значит, вы там не нужны. А раз вы там не нужны, то и не работайте там. Ищите новую работу или новую форму этой же работы.
Деньги - измеритель труда. Сколько вам платят, столько вы и стоите. Значит, вы сами себя так оценили, или вы боитесь поменять работу (вам важнее ваша психологическая безопасность), либо работа для вас - способ развлечения (для удовольствия, для души, общения, бег от скуки).
Мы себя не умеем продавать, но хотим получать хорошие деньги за свою работу.
Для начала надо осознать, сколько ты стоишь. Сколько стоит день, час, неделя, год твоей работы. На Западе так и оценивают работу: 8 долларов в час, 20 тысяч долларов в год. Затем надо понять, сколько бы ты хотел стоить (но оценивать себя объективно и реально, давать цену, за которую могут вас купить, как работника, профессионала). То есть, если вы получаете 3000 рублей в месяц при 8-часовом рабочем дне, то в неделю это - 750 рублей, в день - 150 рублей, в час - около 20 рублей. Значит вы (ваш труд, ваши услуги) стоите 20 рублей в час. Затем надо понять, сколько бы ты хотел стоить (но оценивать себя объективно и реально). То есть, если ты стоишь сейчас 20 рублей в час, есть смысл поднять эту цифру до 25 рублей в час (это будет реально для вас), но нет смысла поднимать ее до 8 долларов в час. (Поднимать цену всегда лучше постепенно). Потом важно принять решение и договориться с самим собой, что "я стою столько-то и ниже этой стоимости я себя никому не продам" и пообещать себе это.
Наша беда в том, что мы не умеем договариваться сами с собой. Поэтому нам сложно договариваться и с другими. Интересно то, что как только мы договариваемся с собой о собственной стоимости (наше подсознание получает программу к действию, и мы начинаем притягивать к себе соответствующие этой программе ситуации), нам и предлагают платить за работу данную сумму. Kонечно, нужно еще поверить в то, что вы стоите этой цены, и не соглашаться на работу, если вам предлагают цену ниже. Даже, если очень нужны деньги, нельзя предавать, обманывать себя, любимого. Ваши обещания, данные самому себе, обязательно должны выполняться, иначе грош цена таким обещаниям.
Здесь важно сказать о том, что Мастером можно стать в том вопросе, которому вас не научит ни один ВУЗ. Поэтому дело бывает не всегда в образовании и полученной специализации. Можно не иметь образования, но мастерски делать деньги, мастерски управлять другими, заводить нужные связи и знакомства, мастерски вести переговоры, утрясать конфликты, мастерски заваривать чай или кофе, мастерски травить анекдоты или играть в покер. И за это получать деньги! Так, один из моих знакомых поднял зарплату своему секретарю только потому, что она великолепно варит кофе. Другой никогда не уволит своего работника (хотя толку от него, как от менеджера по продажам, никакого), так как он по выходным играет с ним в теннис.
Нельзя себя дорого продать, не научившись себя презентовать. Для расширения продаж товары и услуги нуждаются в рекламе, презентациях, так же и мы, как профессионалы, нуждаемся в рекламе и презентации. Лучше, если вас кто-то рекламирует, но нужно уметь презентовать (преподносить) себя и самому. Если тебя где-то не заметили, это - твоя проблема (а не тех, кто не заметил), значит, ты не сумел себя преподнести. Самопрезентация - это демонстрация, показ себя, а для этого необходимо открыться. Если ты закрыт, самопрезентации не получится. Необходима уверенность в себе, основанная на трех верах: вера в себя, вера в тот товар или те услуги, которые ты предлагаешь, вера в компанию, которая производит этот товар, или фирму, где ты работаешь (тем более, если ты - хозяин этой фирмы).

Менеджер или администратор
Очень важно для себя определить, к какой системе вы тяготеете: административно-командной или рыночной.
Административно-командная система - рациональная система со строго иерархическими связями (ты - мне, я - тебе), в которой приказ свыше должен быть незамедлительно выполнен, здесь господствует дисциплина, порядок, принцип: "Я - начальник, ты - дурак", четкое планирование. В такой организации денег нет (вернее, есть они только у начальства, подчиненным здесь не дают возможность заработать). В этой системе работник - инструмент для достижения общей цели фирмы, в которой план, идея обязательно должны быть выполнены. Это "администратор" - исполнитель инструкций, указов.
Менеджер - поклонник стихийной или управляемой рыночной системы. Менеджмент - естественная, гибкая, саморазвивающаяся система (не во все времена и не всем удобная), в которой главное - деньги любой ценой. Сотрудников здесь побуждают к творчеству и дают им возможность зарабатывать.
Часто бывает такое: человек считает себя предпринимателем, у него свой бизнес, а на самом деле он - поклонник административно-командной системы. В любой сфере можно быть менеджером или администратором (исполнителем инструкций, указов). Но если ты работаешь не в "своей" системе, допустим, будучи по природе "менеджером" - в административно-командной, то это ведет к избыточным энергозатратам и, как следствие, болезням.

В процессе возмещения затрат , получения прибыли или экономии заключена возможность создания и удовлетворения материального интереса. Принцип материальной заинтересованности предполагает заинтересованность хозрасчетного звена и отдельных его работников в рациональном использовании обособленного имущества, выполнении плановых заданий и повышении эффективности производства. Материальные интересы в сочетании с моральными пронизывают деятельность работников всех звеньев производства, поэтому полный учет их в системе хозрасчета создает предпосылки для дальнейшей интенсификации производства.  


Наибольший эффект от мероприятий по научной организации труда можно получить лишь в том случае, если их разработка и внедрение будут осуществляться в комплексе с научно обоснованными мероприятиями по совершенствованию техники и организации производства и управления, т. е. при условии взаимосвязанной работы всех служб и звеньев предприятия. Широкое внедрение НОТ должно сопровождаться усилением работы по воспитанию рабочих и служащих в духе сознательного отношения к труду, строжайшего соблюдения государственной и трудовой дисциплины , дальнейшего развития материальных и моральных стимулов поощрения труда. Необходимо создавать условия, обеспечивающие каждому человеку заинтересованность в труде и удовлетворенность работой.  

И, наконец, десятое, последнее положение по месту, занимаемому в Моральных требованиях... , но не по значимости, - Уважай право частной собственности. Оно небольшое по объему, поэтому приведем целиком Система свободного предпринимательства приносит выгоду только тому, кто отдает ей все свои силы. Только дисциплинированный, трудолюбивый, творческий и предусмотрительный человек может получить от работы и удовлетворение, и материальный выигрыш.  

Время, в течение которого рабочий трудится на предприятии, называется рабочим днем. Продолжительность рабочего дня - величина изменчивая, но и она имеет определенные границы . Максимальная продолжительность рабочего дня определяется двумя факторами во-первых, человек не может работать двадцать четыре часа в сутки, поскольку ему необходимо время для сна, отдыха, принятия пищи, т.е. на восстановление способности трудиться. Во-вторых, граница рабочего дня определяется требованиями морального и социального характера, ведь человеку необходимо не только физическое восстановление сил, но и удовлетворение каких-то духовных потребностей . На фактическую продолжительность рабочего дня оказывают влияние такие факторы, как интенсивность труда , движение фаз промышленного цикла, уровень безработицы . Продолжительность рабочего дня определяется соглашениями между предпринимателями и профсоюзами.  

Руководитель должен чувствовать и четко представлять, как и почему производственное расписание может влиять на моральный уровень, удовлетворенность, производительность и др. результаты. Если они положительные, то менеджеры могут расширить эксперименты с расписанием. С другой стороны, может быть заинтересованность в таком расписании, при котором легко администрировать. В этом случае лучше всего сохранить традиционный график. Кроме того, может оказаться, что и многие работники без восторга относятся к нетрадиционным формам  

Главным средством материального удовлетворения являются величина заработной платы , премирование, предоставление бесплатных или льготных (по более низкой цене) путевок в санатории и дома отдыха. Социальное удовлетворение связано с улучшением жилищных условий, условий отдыха и лечения. Методы принуждения основываются на порицании и применении наказания за нарушение установленных норм. Наказание может быть моральным и материальным. Принуждение используется как средство воздействия на работников, не желающих добросовестно трудиться и соблюдать требования производственной и трудовой дисциплины.  

Степень активности трудовых коллективов во многом зависит от ряда факторов от уровня организации труда и удовлетворенности работников трудовой деятельностью характера взаимоотношений в коллективе, его социально-психологического климата , стиля работы руководителя морального и материального стимулирования и др. Это важные предпосылки дальнейшего развития различных форм участия трудовых коллективов в управлении производством . Для роста творческой активности работников важное значение имеют расширение круга выполняемых ими функций, преодоление профессиональной узости и ограниченности, функциональная гармонизация личности путем перемены трудовых функций и совмещения профессий , что обусловлено изменением характера и условий производства, усилением специализации и возрастанием степени автоматизации и информатизации трудовых процессов.  

Отличительной особенностью советских Г. з. являлась их массовость, подлинно народный характер. Число подписчиков на заем в 50-х гг. достигало 70 млн. чел. Займы в СССР играли не только хозяйственную роль, как , но и крупную политич. роль дружной подпиской на Г. з. трудящиеся СССР демонстрировали свое морально-политич. единство, сплоченность вокруг Коммунистической партии и готовность активно участвовать своими средствами в строительстве коммунизма. Важная черта советских займов - их производительное назначение. Средства, поступившие по займам, использованы для развития социали-стич. пром-сти и прежде всего для создания тяжелой индустрии, для подъема с. х-ва, развития культуры и удовлетворения др. общегосударственных потребностей в интересах всего народа. Тем самым гос-во создавало источники для погашения Г. з. и выплаты выигрышей и процентов по ним, не прибегая к повышению налогов, как это делают пр-ва капиталистич. стран. Экономич. роль выпускавшихся Советским правительством Г. з. характеризуется след, цифрами до начала Великой Отечественной войны трудящиеся дали взаймы гос-ву около 50 млрд. руб, в годы войны - 76,1 млрд. руб., за четвертую и пятую пятилетки - почти 254 млрд. руб. (эти и все последующие данные в настоящей статье приведены в номинальных суммах, без пересчета на новый масштаб цен).  

В качестве средства решения этой проблемы предлагается учреждать в аппарате управления хозяйственных систем должности консультантов или советников, которые надо предоставлять опытным кадрам после выхода на пенсию. Другое возможное решение заключается в создании института руководителей - наставников, функции которых соответствовали бы их возможностям и здоровью, принося им моральное и материальное удовлетворение. В третьем варианте признается целесообразным предоставление пожилым руководителям статуса ведущих специалистов с материальным вознаграждением на уровне руководителей.  

Сотрудники компании, не являющиеся ее руководителями, заинтересованы в получении как гарантий занятости и денежных выплат, так и морального удовлетворения от выполняемой работы. Как представители одной из заинтересованных групп, они в большей степени зависят от компании, чем ее акционеры, поскольку она дает им средства к существованию, и в меньшей степени, чем руководители, способны оказывать влияние и управлять событиями. Способность сотрудников к достижению своих групповых целей зависит от степени их организованности, потребности рынка труда в их специальных профессиональных навыках , а также понимания руководителями и акционерами важности мотивации работников . Таким образом, персонал компании не стремится к выставлению чрезмерно высоких требований. Осознание неизбежности изменения расходов, неопределенность и интересы вне фирмы заставляют их примириться с далеко не идеальным моральным и материальным вознаграждением, которые они получают от работодателей. Однако отказ в удовлетворении их минимальных ожиданий чреват созданием взрывоопасной ситуации, которая может привести к отказу сотрудников от выполнения своих обязательств по обеспечению высокого уровня качества и обслуживанию других заинтересованных групп.  

ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОЕ ПО ПАРЕТО - понятие теории всеобщего благосостояния - перераспределение дохода или богатства от одного индивидуума к другому, при котором увеличиваются полезность и удовлетворение донора и реципиента (например в результате морального удовлетворения первого из них от его благотворительной деятельности). Это отражает наилучшее распределение ресурсов , товаров. Теорема о том, что общее рыночное равновесие является Перераспределением оптимальным по Парето, была доказана. Это означает, что, когда на рынке достигается взаимное равновесие интересов всех его участников, общая функция полезности максимальна. Это созвучно тому, что говорил Адам Смит в своем знаменитом утверждении о невидимой руке рынка.  

Важно, чтобы выполняемая работа нравилась и приносила моральное и творческое удовлетворение - успеха можно достичь только тогда, когда дело - смысл вашей жизни или периода жизни.  

Я говорю, что вещи полезны, если только они могут служить какому-либо употреблению, если они отвечают какой-либо потребности и позволяют ее удовлетворить. Таким образом, нам не нужно заниматься здесь тонкостями, с помощью которых термин полезное на обыденном языке располагают рядом с приятным между необходимым и излишним. Необходимое, полезное, приятное и излишнее - все это для нас является только более или менее полезным. Нет необходимости учитывать здесь также моральность или аморальность потребности, которой отвечает полезная вещь и удовлетворению которой она служит. То обстоятельство, что вещество нужно врачу для излечения больного или убийце, чтобы отравить свою семью, представляет собой очень важный вопрос с иных точек зрения , но с нашей оно совершенно безразлично. Для нас вещество полезно в обоих случаях и может быть полезнее во втором случае, чем в первом.  

Этот же процесс можно описать и в более традиционных понятиях противоречия между моральным и физическим износом вещи. Вы купили платье в прошлом году, его еще носить и носить, то есть физически оно еще не употреблено до конца. Однако покупатель в данном случае потреблял не платье как физическую вещь, а имидж модного платья. Мода прошла, поэтому надо покупать новое. Другая потребляемая идея постоянное обновление гардероба. Покупая все новые и новые вещи, человек потребляет не их физическую форму, а идею обновления убеждение себя в том, что я постоянно покупаю новую и хорошую одежду, приносит удовлетворение, а отнюдь не сама одежда, уберегающая от холода. Однако эта идея потребляется лишь как вечное движение , поэтому нет в том случае и не может быть насыщения. Поскольку потребляется не платье, а процесс обновления платьев, вызывающий восторг и зависть окружающих, что в свою очередь приносит временное наслаждение и толкает вперед. В развитых странах в каждой группе населения, имеющей свою субкультуру, устанавливаются неписаные нормы обновления основных предметов потребления через определенный срок, который гораздо короче, чем срок физической службы предмета. Чем богаче группа, тем короче жизненный цикл предметов потребления . Чтобы удовлетворить потребность в самоидентификации с группой, ее член вынужден придерживаться этого цикла. В этом случае потребляются фактически не столько сами эти физические предметы (хотя это и имеет место), сколько идея поддержания жизненных стандартов данной группы (например, в высшем среднем классе США не принято ездить на автомобилях старше 5-6 лет).  

Предпринимательство - процесс создания нового, обладающего ценностью, экономического блага . Он предполагает принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности и получение в своем результате денежного дохода и личного удовлетворения достигнутым.  

Причины увольнения, вызываемые неудовлетворенностью, тесно связаны с факторами текучести, под которыми понимают условия труда и быта работников (содержание и организация труда , система морального и материального стимулирования , организация производства и управления, стиль руководства и взаимоотношения в коллективе, система профессионального продвижения, обеспеченность жильем, санитарно-гигиенические условия труда и т. д.). Факторы текучести можно сгруппировать по степени возможного целенаправленного воздействия на них управляемые, частично управляемые, неуправляемые. К первой группе относятся материальные факторы производства и быта рабочих (характер, условия и организация труда , обеспеченность различными материальными благами), ко второй группе - субъективные факторы производства (удовлетворенность работников различными сторонами производственной деятельности), а к третьей - природно-климатические и демографические процессы. Указанные факторы выявляются при анализе процесса текучести в подразделениях.  

Однако для тех служащих, чей уровень мотивации можно назвать отличным поведением, работа является более желанной частью жизни, приносящей награду и удовлетворение. Исследователи подсчитали, что служащие обычно не работают в полную силу и экономят около 20% своей энергии, а выкладываться на все 100% начинают лишь в том случае, если уверены, что их дополнительные усилия будут должным образом вознаграждены. На этом уровне ценность для служащих имеет не только материальное поощрение , но и моральное. Задача менеджера очевидна, создать служащим возможности для удовлетворения полного спектра их потребностей в процессе работы в обмен на их энергию и навыки.  

Все интервью должно быть пронизано мыслью о том, что главная цель всей деятельности фирмы и в частности производства данного товара - удовлетворение нужд и потребностей потребителей , служение обществу, работа для улучшения жизни людей и решения их проблем. Эта мысль должна быть воплощена не в отдельные лозунги, а органически сливаться с интервью. Например, фирма выпускает протезы, которые позволяют инвалидам, лишенным обеих ног, свободно передвигаться без утомляемости в течение 16 часов. Через все интервью красной нитью должна проходить мысль, что основная задача , которую ставила перед собой фирма, разрабатывая и производя протезы, - помочь инвалидам стать полноправными членами общества и избавить их от моральных и физических страданий.  

Раздел IV. Улучшение жилищных и социально-культурных условий. Здесь планируются мероприятия по дифференциации и регулированию заработной платы , совершенствованию системы материального и морального стимулирования работников, рациональному распределению коллективных фондов. В этом разделе определяются также основные направления совершенствования социально-бытовых условий развитие жилищного и социально-культурного строительства улучшение медицинского и бытового обслуживания, общественного питания , обеспечения детскими, спортивными и другими учреждениями удовлетворение социально-культурных потребностей.  

МЭЙО ЭЛТОН (Mayo Elnon) (1880-1949) -американский психолог, основатель школы человеческих отношений в управлении. Суть концепции М. сама работа, производственный процесс имеют для рабочего мышления меньшее значение, чем его соц. и психологическое положение на производстве. По мнению М., основная задача менеджмента - поставить на службу соц. и психологические мотивы деятельности, способности работников к групповому творчеству , основной мотив эффективной работы - обстановка в коллективе, хорошие взаимоотношения. Основные идеи М. заключаются в следующем а) жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организация несовместимы с природой человека него свободой б) руководители промышленности должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию - это способствует соц. стабильности общества, удовлетворенности индивида своей работой. Провозгласил принцип замены индивидуальных воздействий групповыми, экон. - социально-психологическими (благоприятный моральный климат , удовлетворенность трудом, демократический стиль руководства). Заложил основы концепции "гуманизации труда", "просвещения служащих", "групповых решений". С 1927 по 1932 г. провел большую серию экспериментов по изучению причин текучести и низкой производительности кадров на ряде электротехнических предприятий в г. Хоторне ("Хоторнские эксперименты"), которые положили начало исследованию неформальных групп. М. и его сотрудники первыми стали рассматривать производственное предприятие как соц. систему.  

Степень активности работников, в том числе при разработке решений, во многом зависит от таких i организации труда и удовлетворенность работников трудовой деятельностью, характер взаимоотн социально-психологический климат в нем, стиль работы руководителя , состояние воспитательной состав и доступность поручений, моральное и материальное стимулирование , регулярность прот мероприятий (с учетом повестки дня, уровня организационно-технической подготовки , конкретности различных мероприятий).  

Во-вторых, досуговая деятельность основана на самостоятельном (свободном) выборе варианта поведения. Характер поведения зависит от ценностей и интересов личности, которые определяют мотивы действия /- внутренние волевые побудители. Выбор формы досуга диктуется чувством внутреннего удовлетворения, которое человек испытывает во время того или иного занятия. Именно цепочка ценности - интересы - мотивы позволяет раскрыть значимость сделанного выбора, его обусловленность внутренним миром человека (уровнем культуры) и направленностью на удовлетворение тех или иных потребностей. Направленностью на развитие, воспроизводство (рекреацию) или моральное и физическое разложение.  

Покидая завод, я попросил гида, профессора Токийского университета г-на Хироцу (Hirotsu), перевести заголовок диаграмм, виденных мною во многих местах предприятия. Оказалось, что диаграммы графически показывали изменения морального настроя и удовлетворения коллектива, оцениваемые и статистически анализируемые ежемесячно.  

Социалистическая система воздействовала на человека через основные жизненные гарантии и удовлетворение потребностей . Труд рассматривался как обязанность человека в обмен на социальные гарантии. Важным было воспитание в человеке чувства долга перед обществом за предоставленные гарантии. Капиталистическая система воздействовала через возбуждение желаний увеличить потребление. Жизнь человека воспринималась разделенной на две части работу и досуг. Основное воздействие направлялось на досуг. Работа - как плата за досуг. Индивиду предлагалось все большее и более разнообразное количество удовольствий, которые он мог получить в обмен на свой труд. Размеры оплаты труда де-факто были в прямой зависимости от суммы предложений по досугу. Качество досуга при этом не могло быть связано с качеством труда . Эта связь слишком абстрактна для людей и не может ими восприниматься как реальность. Я произвожу больше, больше работаю, чтобы получить больше различных благ - это главная моральная ценность , которая являлась основой для самомотивации в капиталистической системе. Качество труда определялось совокупностью требований, которые работодатель устанавливал для наемных работников , выполнение которых стимулировалось возможными наказаниями, увольнениями и весьма искусственными системами поощрения. Самомотивация предпринимателя была направлена только на увеличение доходов, качество предлагаемых им товаров и услуг рассматривалось им как неизбежные потери, которые нужно нести, чтобы продать, на современном жаргоне - вставить, товар или услугу потребителю.  

Такова система, изложение и доказательство которой я даю сегодня со всей возможной тщательностью и обстоятельностью, но это система, которую я уже излагал и доказывал в четырех первых исследованиях моей Математической теории общественного богатства в 1873-1876 гг. и в первом издании Элементов чистой политической экономии 1874г. и 1877г. Как только основа всей теории мне стала ясна, я счел своим долгом сообщить об этом в Академии моральных и политических наук в Париже с этой целью я подготовил первое из указанных выше исследований и дал в нем решение задачи максимального удовлетворения потребностей каждого обменивающегося лица через пропорциональность интенсивностей последних удовлетворенных потребностей меновым стоимостям - для случая обмена в натуре двух товаров одного на другой, а также решение задачи определения соответствующих текущих цен двух товаров через повышение цены в случае превышения спроса над предложением и понижения в случае превышения предложения над спросом. Академия приняла это сообщение самым неблагоприятным и наименее ободряющим способом. Я рассердился за это на упомянутый научный корпус и, осмелюсь сказать, после двойного несчастья, когда он увенчал Канара и проигнорировал Курно, он сделал бы правильнее - в собственных же интересах, - если бы более явно подтвердил свою компетенцию в данной области. Но что касается меня, то плохой прием Академии принес мне скорее удачу, ибо - как по содержанию, так и по форме - доктрина, к которой я пришел двадцать семь лет назад, проделала с тех пор значительный путь.  

В отдельных компаниях. принято каждые три года повы-, шать или перемещать работников. "Вертикальные и "горизонтальные" подвижки связаны и взаимодействуют между собою - встать на ступеньку выше больше шансов имеет тот, кто перед тем проделал несколько "горизонтальных" перемещений. Логика тут такая сменяя участки, цеха, человек лучше узнает производство, расширяет свой профессиональный кругозор, демонстрирует свою способность применить знания и способности в различных условиях. Что же касается частых повышений, то здесь высшее руководство ставит перед собой ряд целей одновременно. Повышение дает людям законное моральное удовлетворение, в том числе и от престижного выделения, привязывает их к фирме, а кроме того тем самым обеспечивается действие определенных организационных принципов, когда на каждый трудовой коллектив наложена как бы густая административная сетка. По наблюдениям американских специалистов по управлению, она в Японии в полтора раза гуще, чем в США.  

Смотреть страницы где упоминается термин Моральный и удовлетворенность

:                         Менеджмент в организациях (1995) -- [

В предыдущем изложении речь шла преимущественным образом о жизненных потребностях человека, экономической природе потребностей и о благах как источниках удовлетворения потребностей. Сконцентрируем теперь внимание на рассмотрении разнообразных видов потребностей и различий индивидуальных, групповых, коллективных, общественных потребностей.

Материальными потребностями называют потребности людей, удовлетворяемые посредством благ в материально-вещественной форме, в виде вещей, предметов, энергии. Это самая разнообразная группа нужных людям объектов, количество разновидностей которых исчисляется миллионами. Через каждые двадцать-тридцать лет количество создаваемых в мире видов материальных продуктов удваивается.

К материальным принято относить потребности в таких вещах, предметах, как продукты питания, одежда, обувь, жилище, сырье, строительные материалы, топливо, машины и многие другие материальные объекты. В действительности эти средства нужны людям не сами по себе. Организм человека нуждается не в продуктах питания, а в белках, жирах, углеводах, витаминах, содержащихся в этих продуктах. Одежда и обувь нужны людям не как таковые, а для защиты тела от непогоды и посторонних взглядов, для украшения. Люди нуждаются не в дровах и других видах топлива, а в производимом ими тепле, не в электрических лампочках, а в свете, не в автомобилях и поездах, а в перевозке, перемещении грузов и пассажиров. Разве что только питьевая вода воплощает в себе непосредственно и потребность, и средство ее удовлетворения.

Но люди настолько свыклись с удовлетворением потребностей посредством конкретных вещей, предметов, товаров, что стали считать эти объекты потребностями, нуждами. Мы говорим о нехватке лекарств и врачей, когда недостает здоровья, об отсутствии достаточного количества воздуха, когда организм не получает нужного ему кислорода.

Подчеркнем и то обстоятельство, что прямые, непосредственные, конечные материальные потребности людей, обусловливают потребность в средствах их удовлетворения, для создания которых необходимо множество других вещей. Потребности в пище удовлетворяются продуктами питания, производимыми из продукции растениеводства, животноводства, для чего требуется использование кормов, удобрений, воды, энергии, машин. Для производства машин нужны черные и цветные металлы, пластмассы, оборудование. Производство металлов, в свою очередь, порождает потребность в руде. Все эти косвенные, производные от основных, экономические потребности принято именовать производственными, так как они удовлетворяются в основном посредством материального производства.

Многие потребности людей в услугах обладают материально-веществе иной природой. Хотя сами услуги представлены не вещами, а рядом видов деятельности, в осуществлении которых нуждаются люди, оказание многих услуг непосредственным образом связано с использованием предметов, вещей, материалов, энергии. Услуги по стирке, чистке, мойке требуют применения моющих и чистящих средств, стиральных машин. Услугам по ремонту сопутствует использование материалов и запасных частей. Оказание образовательных услуг основывается на применении материальных носителей информации, технических средств обучения. Лечебные услуги врачей сопровождаются приемом лекарств, использованием медицинского оборудования.

Связь между потребностями в услугах и вещами, посредством которых оказываются услуги, иногда настолько велика, что о потребностях в услугах говорят как о нуждаемости в предметах по оказанию услуг. Так, потребность в лечении ассоциируется с нуждой в лекарственных средствах, потребность в перевозке грузов и пассажиров - с необходимостью иметь автомобиль, потребность в обучении - с доступностью учебной литературы.

Так что услуги представляют типичный случай сочетания потребностей в изменении качества потребляемых благ и соответственно условий жизни, состояния людей с потребностью использования в этих целях предметов, обладающих материальной, вещественной сутью.

Наряду с потребностью в материальных благах людям свойственны потребности в благах, не обладающих чисто вещественной природой и не представленных в виде оказания услуг материального характера одними людьми другим людям. Это потребности особого характера, именуемые духовными. Издревле известна истина: «Не хлебом единым жив человек». Людям столь же нужна духовная пиша для ума и души, которую в экономике называют духовными благами. Потребность в духовных благах не столь явна и очевидна, как нужда в пище, одежде, жилье, тепле, но от этого настоятельность данной категории потребностей не уменьшается.

Главное отличие человека от животных состоит в присущих ему разуме и сознании, имеющихся у зверей лишь в зачаточном состоянии. Наличие мышления, психической деятельности требует поддержания этих процессов, постоянного осмысления собственного существования и контактов с окружающим миром, выработки линии разумного поведения и отношения ко всему сущему. В этом собственно и выражена природа духовных запросов как следствия духовной жизни человека, потребностей его души.

Без духовной, интеллектуальной пищи современный человек не способен существовать. При отсутствии или недостаточности такой пищи человек становится неполноценным существом, деградирует и даже погибает. Одна из самых страшных пыток - лишение возможности говорить, слушать, читать, писать, общаться с другими людьми, рассуждать, обмениваться мнениями, свободно мыслить, обладать собственной точкой зрения. В условиях предельных ограничений духовной деятельности человек постепенно теряет разум, сходит с ума, вырождается как творческая личность, становится человекоподобным существом. Известны случаи, когда дети, случайно попавшие в изолированный от людей мир и выросшие в этой среде, теряли человеческий облик.

Духовный мир людей зиждется на информационной основе. Мысли, образы, представления, ощущения, намерения, фиксированные в сознании, обладают информационной природой, представляют разные виды информации. Духовная пища, получаемая человеком извне и творимая им самим, в конечном счете, есть информация в виде образного представления, моделей реального мира, знаний, сведений, данных. В этом смысле полезная, нужная информация есть самое распространенное духовное благо, потребность в котором присуща всем людям.

Духовные запросы, потребности людей и способы их удовлетворения разнообразны. Человек воспринимает, получает информационный продукт, пищу для ума с помощью зрения, слуха, обоняния, осязания, вкусовых ощущений. Люди вооружены такими средствами духовного общения с себе подобными, как язык, письменность, речь, жесты, мимика, взгляд. Разумные существа способны творить духовную пищу посредством мышления, рассуждений, анализа мнений, приобщения к знаниям, наблюдения за объектами, процессами в природе и в обществе. Все это вместе взятое представляет обширный арсенал интеллектуальной жизни людей, способов удовлетворения их духовных нужд, желаний.

Духовный, информационный продукт потребления отличается от вещественного в первую очередь видом материи, в котором он существует и из которой сотворен. Принципиальная особенность духовной, бестелесной материи, в сравнении с вещественной, состоит в том, что интеллектуальный продукт не расходуется, не уменьшается по мере его потребления. Одной и той же порцией духовной пищи, например знаний, можно насытить потребности множества людей, и от этого масса «духовной порции» не убудет. Другое дело, что пища духовная устаревает, нуждается в обновлении и пополнении, так как потребности в ней растут количественно и качественно. Кроме того, потребление, использование готового интеллектуального продукта, информации связано с необходимостью затрат усилий на его распространение, передачу, обработку, усвоение.

Важно знать и понимать, что создание интеллектуальных ценностей, производство информации, удовлетворение духовных запросов человека, людей, общества столько же тесно связаны с экономикой, как и производство вещей, оказание материальных услуг. Духовная пища не достается людям из естественных источников как результат природных процессов. Для ее создания необходима мозговая, мыслительная деятельность , требующая затрат вещества, материалов, энергии, времени, денег. Духовный информационный продукт фиксируется, отображается на материальных носителях в виде книг, журналов, газет, фотографий, изображений, записей на дисках, пленках, без производства которых замерла бы духовная жизнь. Радио, телевидение, кино, компьютерная техника, средства передачи и преобразования информации, информационные сети, такие как Интернет, служат удовлетворению потребностей в духовном продукте.

Так что результат интеллектуальной, информационной деятельности правомерно считать экономическим, платным благом. Производя духовые блага, информацию для своих личных нужд с помощью собственного мыслительного аппарата, человек получает их как бы бесплатно, но и в этом случае имеют место затраты ресурсов и создается обладающий ценностью, стоимостью продукт. Поэтому даже духовное производство для себя опирается на экономическую основу.

Ресурсозатратность процесса создания и использования духовных благ, их платность для потребителей, возможность продавать и покупать духовные ценности свидетельствуют, что удовлетворение интеллектуальных запросов имеет непосредственное отношение к экономике. Потреблению духовных благ предшествуют их производство, распределение, обмен, но в специфических формах, во многом отличающихся от аналогичных экономических процессов получения и применения материальных благ.

Исторический опыт подтверждает присущую цивилизации закономерность, согласно которой духовные запросы человека и общества возрастают в большей степени, чем материальные потребности. В итоге наблюдается тенденция увеличения доли экономики, призванной удовлетворять потребности в духовном продукте, в интеллектуальных, информационных услугах.

В предыдущем изложении основное внимание уделено описанию проявления потребностей на уровне отдельного человека, семьи. Но потребностям присущ в равной мере как индивидуальный, так и коллективный, массовый характер. Коллективные, а в более широком смысле общественные потребности, обусловлены наличием ряда жизненных проблем, отражающих нужды и затрагивающих интересы многих людей одновременно, в целом. В связи с этим потребности разделяют по уровням согласно мере их общности, выделяя потребности человека, семьи, социальной группы, производственного коллектива, организации, отрасли, региона, страны, государства, мирового сообщества, о чем подробнее сказано далее.

К общественным принято относить потребности, характерные для значительных по масштабу общностей людей, связанные с общественным характером, совместным существованием этих людей в едином социуме, географическом и социальном пространстве. В силу социальной природы таких потребностей их включают в группу социальных. Социальные потребности могут быть материальными и духовными, потребностями в услугах. Но главное в них иное - они обусловлены необходимостью многих людей жить вместе, сосуществовать в условиях взаимосвязей и взаимодействия, сотрудничества, взаимной поддержки и помощи, обеспечения коллективной безопасности, защиты от общих угроз. Задача удовлетворения социальных потребностей распространяется как на социальную общность в целом, так и на отдельных членов этой общности - индивидуумов,граждан,семей.

Рассмотрим наиболее значимые виды общественных, социальных потребностей и средств их удовлетворения.

Общественный характер жизнедеятельности в современном обществе порождает потребность в передвижении, перемещении товаров, взаимных контактах, информационном обмене. Данный круг потребностей в широком смысле слова относят к потребностям в коммуникациях. Удовлетворения таких потребностей позволяют достичь средства железнодорожного, водного, воздушного, автомобильного, трубопроводного транспорта, транспортные магистрали, средства почтовой, телефонной, телеграфной, телефаксной связи, радиосвязи, спутниковой связи. Экономика призвана создавать и развивать средства коммуникаций и обеспечивать их доступность, возможность повсеместного использования.

В современных условиях, характеризуемых сокращением свободного жизненного пространства, ростом городов, загрязнением окружающей природной среды вредными производствами, увеличением количества и напряженности движения транспортных средств, нарастанием конфликтных ситуаций и преступности, люди все больше нуждаются в безопасности, в защите от угроз их жизни и благополучию. Наиболее опасными стали стихийные бедствия, терроризм и бандитизм, дорожно-транспортные происшествия, антиобщественные деяния, и, конечно же, вооруженные конфликты, грозящие перерождением в войну. Создавая средства защиты, спасения, противодействия, обеспечивая ими милицию, полицию, армию, другие силовые структуры, пожарные службы и службы реагирования на чрезвычайные ситуации, экономика способна снижать угрозы, уменьшать риск населения, граждан оказаться жертвами упомянутых опасностей.

Престарелые, инвалиды, безработные, малолетние дети и многодетные семьи, бедствующие, невинно пострадавшие люди нуждаются в социальной защите и помощи, оказываемой государством, страховыми фондами, благотворительными организациями. Социальная поддержка этих слоев населения обеспечивается путем предоставления денежных средств, оказания бесплатных или частично оплачиваемых услуг, удовлетворения потребностей в отдельных видах материальных и духовых благ.

Социальный характер присущ потребностям в получении знаний на основе образования, в приобщении к культурным ценностям. Эти духовные потребности в разной степени свойствены каждому отдельному человеку, но в то же время, будучи массовыми, приобретают общественное содержание. Уровень воспитанности, образованности населения, развитие науки и культуры в стране суть показатели прогресса государства и общества в целом. Поэтому образование и культура нужны и каждому, и всем вместе. Чтобы удовлетворить эти потребности, приходится расходовать часть экономических ресурсов на нужды науки, образования, воспитания, культуры, искусства.

К числу первостепенных относится потребность в здоровье, в его сохранении, поддержании, в предотвращении потери здоровья. Здоровым стремится быть каждый, но, в целом, это общественная, социальная потребность. Недаром же говорится о здоровье нации, народа. Уровень здоровья населения как социальный показатель измеряется средней продолжительностью активной человеческой жизни в стране или регионе, о чем свидетельствуют также число и тяжесть заболеваний. Экономический арсенал средств охраны здоровья включает медицинский персонал, лекарственные препараты, приборы и оборудование для лечения больных, санатории и курорты, предметы лечебно-оздоровительной физической культуры. На удовлетворение потребностей в здоровье ориентирована значительная часть экономики, называемая экономикой здравоохранения. Здоровье поддерживается также экономическими условиями жизни. В итоге есть все основания считать здоровье не только физическим и физиологическим, но и экономическим благом.

Большинство людей испытывают потребность в труде, в трудовой деятельности. Такая потребность сочетается с необходимостью, а в известной степени - с обязанностью. Труд - условие существования людей, человечества. Потребность в труде имеет двоякую природу. С одной стороны, труд нужен как источник получения благ, денежных доходов, возникающих в результате трудовой деятельности. В подобном трудовом результате нуждаются и отдельные люди, и общество, государство. С другой стороны, нормальный человек испытывает внутреннюю потребность участвовать в трудовом процессе как в форме творческого созидания, самопроявления, реакции на позыв к активной жизни. Труд самым тесным образом связан с экономикой как основной источник материальных и духовных экономических благ.

Люди нуждаются в наличии пространства, простора и свободы экономических действий, создающих возможность варьирования и выбора ресурсов, рациональных способов их использования, творческого, инициативного экономического поведения. Экономические свободы столь же важны, как политические. Они представляют одну из своеобразных форм экономических благ, удовлетворение потребностей в которых играет существенную роль для человека, семьи, коллектива, народа, общества. Наличие широкого поля свободы экономических действий, осуществляемых путем формирования и применения ресурсного потенциала в рамках естественных ограничений, есть основное условие создания эффективной, результативной экономики. А эффективная экономика способна наиболее полным образом насыщать многочисленные индивидуальные и коллективные нужды.

При всей важности потребностей в экономической свободе такая свобода не может и не должна быть безграничной. Во-первых, свобода деятельности сковывается ограниченностью экономических ресурсов, прежде всего природных, в итоге, достающееся одним не достается другим. Во-вторых, что еще более важно, чем шире свобода для одних экономических субъектов, тем больше опасность ущемления, ограничений, нанесения ущерба другим, связанным с этими субъектами, участникам экономической деятельности. Например, свободное использование речной воды промышленными предприятиями наносит вред рыборазведению и рыболовству. Свободное повышение производителями и продавцами цен на товары и услуги приводит к нежелательному росту расходов потребителей. Свободная продажа и свобода употребления спиртных напитков, табачных изделий, оружия, наркотических средств влекут за собой угрозу жизни и здоровью людей.

Отсюда следует, что наряду с потребностью в свободе экономической деятельности существует потребность в ее ограничении определенными рамками, условиями. Это, прежде всего, общественная, социальная потребность, но ее действие распространяется на всех участников экономических процессов. Как свидетельствует жизнь, необходимы согласованность, координация действий экономических субъектов, участвующих в совместной деятельности или оказывающих своими действиями влияние на деятельность других.

Иначе говоря, общественным образом организованное хозяйство нуждается в управлении, направляющем и согласовывающем производство, обмен и потребление множества разных товаров и услуг. Управление опирается на сочетание допустимых экономических свобод и неизбежных ограничений, а то и запретов, установленных законами, положениями, решениями органов управления, правилами экономического поведения.

Завершая рассмотрение потребностей, отметим, что в экономической теории они делятся на насыщаемые и ненасыщаемые. Насыщаемые потребности характеризуются наличием предельного количества благ, достаточного для их полного удовлетворения. Обычно семья не нуждается более чем в двух-трех холодильниках. Мужчине, и даже женщине, достаточно иметь пять-десять пар обуви. Как отмечает в шутку автор одного из учебников по экономике, человек не нуждается более чем в одной операции аппендицита. Ненасыщаемые потребности не имеют явно выраженного предела достаточности их количества. К ненасыщаемым относятся потребности в знаниях, культурных ценностях, для ряда людей это потребности в богатстве, деньгах, славе.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Советы по строительству и ремонту