Советы по строительству и ремонту

О. АНТОШИНА, доцент, к.э.н.,

Н. ТИТКОВА, преподаватель Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России


Материальная помощь относится к выплатам непроизводственного характера и не связана с результатами деятельности организации. Она может быть оказана как своим работающим и бывшим сотрудникам, так и сторонним лицам по различным основаниям. Причинами выплаты материальной помощи могут быть: уход в очередной отпуск, праздники, оздоровление, возмещение ущерба, причиненного какой-либо чрезвычайной ситуацией, смерть члена семьи сотрудника и др.

По одним - материальная помощь выплачивается всем или большинству работников (например, при уходе в очередной отпуск) и относится к единовременным поощрительным выплатам. По другим - она предоставляется при особых обстоятельствах отдельным работникам или другим лицам по их заявлению (например, на покупку медикаментов, погребение, другие бытовые нужды) и является выплатой социального характера.

В силу многообразия возможных оснований для выплаты материальной помощи у бухгалтеров возникают вопросы, связанные с их учетом и налогообложением. Рассмотрим отражение выплаты материальной помощи работникам в бухгалтерском и налоговом учете для организаций, применяющих общую систему налогообложения.

Размер помощи устанавливается руководителем предприятия. Он определяется в абсолютном выражении или в сумме, кратной должностному окладу в зависимости от каждой конкретной ситуации и финансовых возможностей организации. Порядок оказания материальной помощи может быть предусмотрен в коллективном или трудовом договоре.

Источником выплаты материальной помощи являются доходы от текущей деятельности организации. Решение о ее выплате оформляется приказом руководителя организации. В зависимости от того, прописана ли возможность предоставления материальной помощи в трудовом договоре с сотрудником или нет:


  • выплата материальной помощи будет признаваться расходом на оплату труда согласно ст. 255 НК РФ (если она предусмотрена условиями договора, например, материальная помощь к отпуску);

  • выплата помощи будет признаваться внереализационным расходом и учитываться на счете 91-2 «Прочие расходы» (если она не указана в трудовом договоре).

В соответствии с пп. 4, 12 ПБУ 10/99 «Расходы организации» затраты по оказанию материальной помощи бывшим сотрудникам являются внереализационными расходами организации и должны отражаться на счете 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы». В силу того, что данные затраты не учитываются при налогообложении прибыли, в связи с возникновением постоянной разницы в бухгалтерском учете организации должно быть отражено постоянное налоговое обязательство, которое учитывается по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (п. 7 ПБУ 18/02).

Поскольку материальная помощь не является вознаграждением за труд и не относится к выплатам стимулирующего и компенсационного характера, к ней не применяются районные коэффициенты и процентные надбавки, установленные для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, к ним приравненных.

На практике может сложиться ситуация, когда сотруднику выплачивается материальная помощь по какому-либо основанию, но при этом с доходов сотрудника необходимо удержать алименты. Виды выплат, с которых удерживаются алименты, определены Перечнем видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.96 г. № 841 (в ред. от 6.02.04 г. № 51). В частности, алименты удерживаются с сумм помощи, за исключением оказываемой в связи со стихийным бедствием, пожаром, хищением имущества, увечьем, смертью лица, обязанного уплачивать алименты, или его близких родственников. Также алименты не удерживаются с материальной помощи в связи с рождением ребенка, регистрацией брака (п.п. «л» п. 2 Перечня).

При документальном оформлении выплаты материальной помощи сотрудникам возникают затруднения в связи с отсутствием унифицированной формы. На основании п. 2 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» документы, форма которых не предусмотрена в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, могут быть приняты к бухгалтерскому учету при условии наличия всех необходимых реквизитов. Поэтому бухгалтерия вправе начислить материальную помощь, если поступит соответствующее распоряжение, содержащее следующие обязательные реквизиты:


  1. наименование документа;

  2. дата составления документа;

  3. наименование организации, от имени которой составлен документ;

  4. содержание хозяйственной операции;

  5. измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

  6. наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, и их личные подписи.

Что касается налогообложения операций по оказанию материальной помощи, особое внимание следует обратить на такие налоги, как налог на прибыль, НДФЛ, ЕСН и взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

Единый социальный налог

Объектом обложения ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам (п. 1 ст. 236 НК РФ).

Напоминаем, что понятие «оплата труда» определено в ст. 129 ТК РФ: это система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами. Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда (ст. 132 ТК РФ).

Выплата материальной помощи сотрудникам не относится к расходам на оплату труда по следующим основаниям:


  1. она непосредственно не связана с выполнением сотрудниками их трудовых обязанностей;

  2. данная выплата не связана с деятельностью организации, направленной на получение дохода, следовательно, не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль. При этом пп. 21 и 23 ст. 270 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде сумм материальной помощи сотрудникам, а также расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров.

Единый социальный налог на материальную помощь, выплачиваемую сотруднику организации, не начисляется и в силу прямого указания в п.23 ст. 270 НК РФ, так как суммы материальной помощи нельзя учесть при налогообложении прибыли. А если выплата произведена за счет средств, не уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, то и объекта обложения по ЕСН не возникает (п. 3 ст. 236 НК РФ).

Кроме того, в ст. 238 НК РФ определены основания, по которым материальная помощь, независимо от источника выплаты, не подлежит обложению ЕСН. Это суммы единовременной материальной помощи, оказываемой организацией:


  • физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;

  • членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи.

Страховые взносы в ПФР

С суммы выплаченной сотрудникам материальной помощи не будут начисляться взносы в ПФР, так как в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15.12.01 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» объектом обложения страховыми взносами и базой для их начисления являются объект обложения и налоговая база по ЕСН. Так как материальная помощь является одной из выплат социального характера и не может рассматриваться как часть заработной платы, освобождение ее от налогообложения соответствует принципам пенсионного страхования: трудовая пенсия должна формироваться прежде всего за счет выплат, размер которых определяется в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой им работы.

Взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний

При начислении и уплате страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний необходимо руководствоваться:


  1. Федеральным законом от 24.07.98 г. № 125-ФЗ (ред. от 1.12.04 г.) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;

  2. постановлением Правительства Российской Федерации от 2.03.2000 г. № 184 (ред. от 11.04.05 г. № 207) «Об утверждении Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Правила);

  3. Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7.07.99 г. № 765 (далее - Перечень).

Согласно п. 3 указанных Правил страховые взносы начисляются по всем основаниям на оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), а в соответствующих случаях - на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору. Следовательно, материальная помощь, оказанная лицам, не состоящим в трудовых отношениях с организацией, полностью исключается из налогооблагаемой базы.

По материальной помощи, выдаваемой сотрудникам организации, от налогообложения освобождаются выплаты, поименованные в Перечне:


  • материальная помощь, оказываемая сотрудникам в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, иностранных государств, а также правительственных и неправительственных межгосударственных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации (п. 7);

  • материальная помощь, выдаваемая сотрудникам в связи с постигшим их стихийным бедствием, пожаром, похищением имущества, увечьем, а также в связи со смертью работника или его близких родственников (п. 8).

Таким образом, можно было бы сделать вывод, что по всем остальным основаниям на выплачиваемые сотрудникам суммы материальной помощи необходимо начислять взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Однако в данной ситуации сотрудники ФСС РФ настаивают на том, что такие взносы на материальную помощь должны быть начислены, так как перечень выплат, на которые они не начисляются, является закрытым. Подобного мнения придерживаются и некоторые суды, в частности ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 26.11.03 г. № Ф03-А16/03-2/2806.

Однако существует и противоположная точка зрения, которая базируется на следующих основаниях:


  • базой для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является начисленная по всем основаниям оплата труда (доход);

  • материальная помощь, выплачиваемая сотрудникам, к таким доходам не относится, так как данные выплаты не предусмотрены системой оплаты труда и не учитываются для расчета среднего заработка в целях выплаты страхового возмещения (ст. 139 ТК РФ). При этом эти выплаты предоставляются без учета результатов труда конкретных работников;

  • расходы на выплаты в виде сумм материальной помощи не учитываются при определении налоговой базы, т.е. производятся не за счет фонда оплаты труда, а за счет чистой прибыли.

Ряд судебных решений подтверждает правильность и данной позиции. Например, Арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 23.07.04 г. № Ф09-2908/04-АК указал, что материальная помощь не является частью заработной платы и выдается без учета результатов труда конкретных сотрудников. Такой же вывод следует из постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.12.02 г. № А74-2592/02-К2-Ф02-3736/02-С1.

Следовательно, в сложившейся ситуации организации придется самостоятельно принять решение, начислять или нет страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на материальную помощь. Во втором случае высока вероятность, что придется отстаивать свою позицию в суде.

Налог на доходы физических лиц

В статье 217 НК РФ содержится закрытый перечень доходов, выплачиваемых работникам, которые не облагаются налогом, в частности:


  • единовременная материальная помощь в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда здоровью на основании решения властей;

  • единовременная материальная помощь, оказываемая работнику в связи со смертью члена его семьи или членам семьи умершего сотрудника;

  • единовременная материальная помощь пострадавшим от террористических актов на территории России независимо от источника выплаты;

  • суммы материальной помощи, не превышающие 4000 руб. в год (например, к отпуску, в связи со сложным материальным положением, бывшим работникам, которые ушли на пенсию, и т.д.).


Обратите внимание! С 1 января 2006 г. увеличился размер не облагаемой НДФЛ материальной помощи с 2000 руб. до 4000 руб. (в соответствии с Федеральным законом от 30.06.05 г. № 71-ФЗ).

Суммы материальной помощи в пределах 4000 руб. в год, выданные как работающим, так и бывшим сотрудникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту, в налоговую базу по НДФЛ не включаются (п. 28 ст. 217 НК РФ). НДФЛ нужно удерживать только с суммы материальной помощи свыше 4000 руб. в год.

Следует иметь в виду, что в НК РФ нет ответа на вопрос, кого именно следует считать членами семьи. Согласно ст. 2 Семейного кодекса РФ к членам семьи относятся супруги, родители и дети (усыновители, усыновленные). При этом факт совместного либо раздельного проживания значения не имеет. Пунктом 1 ст. 11 НК РФ предусмотрено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Таким образом, материальная помощь, оказанная родственникам (супруге, родителям и детям) умершего работника организации, не подлежит обложению НДФЛ на основании п. 8 ст. 217 НК РФ.

Для того чтобы подтвердить право на освобождение от НДФЛ материальной помощи, предоставляемой по основаниям, поименованным в ст. 217 НК РФ, к заявлению на ее предоставление необходимо приложить соответствующие документы:


  • в случае смерти сотрудника или члена его семьи - копию свидетельства о смерти работника или члена его семьи, а при необходимости - копии документов, подтверждающих родство: свидетельство о браке или рождении;

  • факт наступления чрезвычайной ситуации должен быть подтвержден решениями органов государственной власти, справками из дэз, СЭС и т.п. Чрезвычайной признается ситуация, сложившаяся на определенной территории в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;

  • документом, подтверждающим факт террористических актов на территории Российской Федерации, является, например, справка органов МВД и т.п.

Согласно п. 3 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218-221 НК РФ. Материальная помощь относится к доходам, облагаемым НДФЛ по ставке 13%, в размере, превышающем необлагаемый минимум. Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику (одним из налоговых агентов (организацией), являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие вычеты (п. 3 ст. 218 НК РФ).

Если материальная помощь выплачивается бывшим сотрудникам организации - пенсионерам, то они имеют право на получение стандартных налоговых вычетов при условии, что до окончания года подадут в бухгалтерию организации соответствующее заявление (п. 3 ст. 218 НК РФ). В случае когда материальная помощь выплачивается ежемесячно в течение календарного года, вычеты начинают предоставляться с начала налогового периода. Кроме того, общий размер материальной помощи уменьшается на необлагаемую сумму 4000 руб.

Согласно п. 8 ст. 217 НК РФ от обложения НДФЛ освобождены суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов в соответствии с программами, утверждаемыми ежегодно соответствующими органами государственной власти.

В бухгалтерском учете НДФЛ, удержанный с суммы материальной помощи, превышающей 4000 руб., отражается записью:

Д-т 70 (76), К-т 68, субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц».

Организации - налоговые агенты, являющиеся источником выплаты доходов, указанных в п. 28 ст. 217 НК РФ, должны вести учет таких доходов независимо от их суммы и представлять сведения об этих доходах в налоговый орган по месту учета по форме № 2-НДФЛ. При заполнении налоговой отчетности организации указывают всю сумму таких доходов по каждому из оснований за налоговый период и налоговый вычет в сумме, не превышающей 4000 руб. по каждому из оснований. Таким образом, если материальная помощь выплачивается бывшим сотрудникам организации в размере, не превышающем 4000 руб., сведения о выплаченных доходах организация в обязательном порядке должна предоставить в налоговые органы по форме № 2-НДФЛ.

Налог на прибыль

На основании пп. 21 и 23 ст. 270 НК РФ материальная помощь сотрудникам организации независимо от целей ее выдачи в расходы организации не включается и не учитывается в целях налогообложения прибыли. При этом неважно, предусмотрена выплата материальной помощи трудовым (коллективным) договором или нет.

Следовательно, для того чтобы избежать расхождений между бухгалтерским и налоговым учетом, нецелесообразно включать оказание материальной помощи в документы, регламентирующие систему оплаты труда сотрудников.

Расходы организации, связанные с предоставлением материальной помощи бывшим сотрудникам, также не уменьшают налогооблагаемую прибыль, так как согласно п. 16 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав, включая деньги и ценные бумаги) и расходов, связанных с такой передачей.

Для наглядности обязанности, возникающие по уплате налогов в связи с оказанием материальной помощи сотрудникам представлены в таблице.






































































































Основания для выплаты

материальной помощи

Виды уплачиваемых налогов и взносов

Взносы в ПФР

Взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний

Налог на прибыль

Материальная помощь выплачивается работнику организации

В связи со смертью членов семьи работника
С суммы более 4000 руб.
Другие причины (доплата к отпуску, лечение, иные бытовые нужды) С суммы более 4000 руб.

Материальная помощь выплачивается лицу, не являющемуся работником организации

В связи со смертью работника членам семьи
Пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации
В связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством (исключая по решению органов государственной власти)
Другие причины (лечение, иные бытовые нужды)
Бывшим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию или инвалидностью С суммы более 4000 руб.

В статье будут рассмотрены проблемы материальной помощи только "системного" характера, то есть выплачиваемой в процессе трудовых отношений. Выплаты материальной помощи жертвам стихийных бедствий, терактов и т.п. будут рассматриваться отдельно - в другой статье.

Правовая специфика ситуации с материальной помощью

П режде всего необходимо определиться с термином "материальная помощь" и тем, что она собой представляет. В Национальном стандарте РФ ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения", утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2005 г. № 532-ст, материальная помощь является "социально-экономической услугой, состоящей в предоставлении клиентам денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе" . Однако данное определение связано с материальной помощью лицам, пострадавшим в результате терактов, стихийных бедствий, техногенных катастроф и т.п. На категории материальной помощи в процессе трудовых отношений данное определение не распространяется. Существует масса нормативных актов федеральных органов исполнительной власти и внутренних нормативных документов коммерческих организаций, регламентирующих порядок и процедуру выдачи материальной помощи. В целом все указанные документы дают следующие классификации материальной помощи и особых обстоятельств, при наступлении которых она выплачивается:

  • материальная помощь в случаях получения ущерба для здоровья;
  • материальная помощь в случае понесения непредвиденного материального ущерба;
  • материальная помощь в случаях наступления событий, требующих значительных расходов (свадьбы, похороны, рождение ребенка и т. п.).

Материальная помощь не связана с результатом деятельности организации или с индивидуальными результатами работника. Материальная помощь носит непроизводственный характер и не связана с оплатой труда работников. Часто организации допускают методологическую ошибку, включая суммы материальной помощи в состав расходов на оплату труда, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. При этом в ряде случаев работодатели ссылаются на требования трудового законодательства, ошибочно полагая, что материальная помощь является выплатой стимулирующего характера и ссылаясь на ст. 135 ТК РФ. Однако это не соответствует требованиям законодательства. В ст. 135 ТК РФ указывается, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с системой оплаты труда, установленной работодателем. В систему оплаты труда, кроме должностного оклада, включаются доплаты и надбавки стимулирующего и компенсационного характера, установленные локальными нормативными актами, коллективным и/или трудовым договором и соответствующим требованиям трудового законодательства. Ссылки на коллективный или трудовой договор являются еще одной ошибкой работодателей: они почему-то считают, что упоминание возможности выплаты материальной помощи в трудовом или коллективном договоре обязывает их это делать на регулярной основе, превращая материальную помощь в скрытую форму премирования.

Материальная помощь носит индивидуальный характер, выдается по личному заявлению сотрудника. Она также не может носить регулярный характер и оказываться в целях компенсации понесенных работником затрат.

Пример 1

Свернуть Показать

Предприятие в целях компенсации роста коммунальных тарифов ежемесячно оказывало работникам материальную помощь в размере 3 500 руб. При этом от работников не истребовались какие-либо подтверждающие документы и заявления. Такая материальная помощь выплачивалась ежемесячно. Ежемесячная сумма составляла 420 000 руб. (120 человек х 3 500 руб.). За год сумма составила 5 040 000 руб. Сумма выплат относилась в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. При проведении выездной проверки налоговые инспекторы признали такие выплаты необоснованно занижающими налоговую базу по налогу на прибыль. По результатам проверки предприятие было вынуждено сдать уточненную декларацию по налогу на прибыль, а также уплатить штрафы и пени.

Материальная помощь, как уже отмечалось, выплачивается на основании личного заявления работника, к которому прилагаются документы, подтверждающие факт особых обстоятельств, позволяющих получить материальную помощь. При принятии руководителем организации положительного решения издается приказ, в котором указывается сумма получаемой сотрудником материальной помощи, и срок, в который она должна быть выплачена.

Важное значение имеет определение размера материальной помощи, так как это связано с необходимостью уплатить НДФЛ. Согласно п. 28 ст. 217 НК РФ налог на доходы физических лиц не уплачивается в случаях, если выплаты материальной помощи в связи с выходом на пенсию, но только если ее размер не превышает в течение налогового периода 4 000 руб.

Пример 2

Свернуть Показать

Сотрудник организации выходит на пенсию. Согласно внутренним нормативным документам выходящий на пенсию работник получает четыре должностных оклада в виде четырех должностных окладов. Должностной оклад работника 48 000 руб., четыре оклада составляют сумму в 192 000 руб. Следовательно, обложению НДФЛ подлежит сумма в 188 000 руб. (192 000 - 4 000).

Не облагаются НДФЛ и выплаты в связи с рождением ребенка. Сумма выплаты не должна превышать 50 000 руб. Причем данная сумма выплаты при рождении двух детей и более устанавливается на каждого ребенка. Это правило распространяется и на случаи усыновления детей.

В случае если во внутренних документах организации в качестве материальной помощи указаны выплаты работникам в связи со смертью члена (членов) семьи (согласно п. 1 ст. 238 НК РФ), то для определения того, кого следует считать членами семьи, необходимо руководствоваться нормой ст. 2 Семейного кодекса РФ, согласно которой к членам семьи относятся родители, супруги и дети (усыновители и усыновленные).

Во внутренних документах по вопросам выплаты материальной помощи организации не должны допускать размытых и неоднозначных формулировок. Например, "выплаты по личным заявлениям работников", "в целях социальной защиты" или "другие случаи". В такой ситуации налоговый орган, безусловно, будет предъявлять претензии к организации-налогоплательщику и обвинять в искусственном занижении налоговой базы по налогу на прибыль. Все выплаты, производимые в пользу работников, должны осуществляться только по утвержденному перечню. Если выплаты производятся филиалом или организации, то ее внутренний документ по вопросам выплаты материальной помощи не должен отличаться от аналогичного документа, принятого головной организацией, или расширительно его трактовать.

Налог на прибыль и материальная помощь

Согласно п. 23 ст. 270 НК РФ сумма материальной помощи не признается расходом в целях исчисления налога на прибыль. Суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, согласно ст. 264 и 272 НК РФ. Данные суммы признаются прочими расходами для целей налогообложения по налогу на прибыль в момент начисления.

Министерство финансов РФ по данному вопросу занимает однозначную позицию: расходы организации на выплату материальной помощи своим работникам не учитываются в целях исчисления налога на прибыль, вне зависимости от оснований ее выплаты. Главное финансовое ведомство страны делает акцент на том, что суммы материальной помощи не включаются в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль независимо от того, что ее выплата предусматривается трудовыми или коллективным договорами. Позиция Минфина РФ изложена в письмах от 07.08.2009 г. № 03-03-06/1/549, от 20.02.2008 г. № 03-03-06/1/120, от 01.08.2007 г. № 03-03-06/4/103. В письме Минфина РФ от 21.05.2008 г. № 03-04-05-01/172 указывается, что выплата материальной помощи организацией своим бывшим работникам-пенсионерам также не включается в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. Таким образом, выплаты всех категорий материальной помощи своим работникам организация должна осуществлять только за счет чистой прибыли.

В связи с вышеуказанным интересна позиция Минфина в отношении материальной помощи, оказанной работнику в неденежной форме, которая квалифицируется как выплата, произведенная в пользу работника, и уменьшающая налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии со ст. . Однако в данном случае должно быть соблюдено следующее условие: доля заработка работника в неденежной форме не должна превышать 20% от суммы начисленной ему месячной заработной платы. Кроме того, обязанность работодателя осуществлять выплаты работнику в неденежной форме должна быть закреплена в трудовом или коллективном договорах.

Пример 3

Свернуть Показать

Организация пригласила на работу в головной офис сотрудника филиала. При приеме на работу с ним был заключен трудовой договор, по которому работодатель обязывался предоставить работнику квартиру для проживания. Заработная плата работника составляет 120 000 руб. в месяц, 20% от нее - 24 000 руб. Следовательно, организация может истратить на предоставление жилья не более 24 000 руб. Если работник нашел более комфортабельное и более дорогое жилье, то доплачивать разницу между вышеуказанной суммой и стоимостью жилья он должен самостоятельно.

По вопросу отнесения сумм выплат работнику на расходы у арбитражных судов имеются противоречивые мнения.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Согласно постановлению ФАС СЗО от 05.08.2009 г. № А13-12387/2008 в случаях, если выплата материальной помощи к отпуску определена коллективным договором и выплаты производятся в пользу работников, не имеющих взысканий и нарушений трудовой дисциплины, то по своей правовой природе такая выплата носит стимулирующий характер и включается в состав расходов на оплату труда. Указанные выплаты непосредственно связаны с выполнением работником своих служебных обязанностей и поэтому относятся в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.

Согласно постановлению ФАС ВВО от 30.09.2008 г. № А29-813/2008 в случаях, если выплаты работникам единовременной материальной помощи при выходе на пенсию производятся на основании трудовых или коллективного договора и при соблюдении требований трудовой дисциплины и непрерывности трудового стажа, то такие выплаты включаются в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль и (по мнению суда) носят стимулирующий характер.

Согласно постановлению ФАС УО от 07.11.2007 г. № Ф09-9008/07-С2 материальная помощь к отпуску признана стимулирующей выплатой.

Однако имеется и отрицательная для налогоплательщика судебная практика по данному вопросу. Причем в ряде случаев одни и те же суды по этому вопросу принимают различные решения.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

В постановлении ФАС УО от 17.02.2009 г. № Ф09-465/09-С2 указывается, что материальная помощь не является стимулирующей выплатой или надбавкой, а является одним из видов социальных гарантий, не связанных с эффективностью трудовой деятельности работника и выполнением им своих функциональных обязанностей.

В постановлении ФАС СЗО от 02.07.2008 г. № А05-6193/2007 указывается, что выплаты материальной помощи должны производиться за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты всех налогов, выплаты дивидендов и т.п. Таким образом, материальная помощь не учитывается в составе расходов, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль, и согласно ст. 270 НК РФ.

Материальная помощь оказывается организацией своим сотрудникам при возникновении у них особых обстоятельств/проблем с целью создания благоприятных материальных условий для разрешения возникших обстоятельств/проблем. Следовательно, материальная помощь не носит стимулирующий характер и не направлена на поощрение работников за добросовестный труд, а носит социальный характер, то есть подпадает под действие нормы п. 23 ст. 270 НК РФ и не включается в состав расходов по оплате труда, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль. Кроме того, включение материальной помощи в состав расходов на оплату труда противоречит требованиям трудового законодательства. В ст. 129 ТК РФ говорится о том, что заработная плата представляет собой вознаграждение за труд, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Выплачиваемая же материальная помощь не связана с выполнением работниками своих трудовых обязанностей, предусмотренных должностными инструкциями, трудовыми договорами и прочими внутренними документами организации. Следовательно, ее нельзя учесть в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.

Также надо учитывать и тот факт, что материальная помощь не может носить регулярный характер и выплачиваться всем без исключения работникам организации.

"Упрощенец" и материальная помощь

Применение упрощенной системы налогообложения предполагает, что организация уменьшает полученные доходы на произведенные расходы в соответствии со статьей 346.16 НК РФ. Причем для "упрощенцев" налоговым законодательством не предусмотрены какие-либо особые условия и отличия от общей системы налогообложения по налогу на прибыль. Поэтому суммы материальной помощи не включаются в расчет налоговой базы по налогу на прибыль.

Согласно ст. 346.11 НК РФ "упрощенцы" уплачивают взносы на обязательное пенсионное страхование своих работников. Согласно письму Минфина РФ от 24.12.2007 г. № 03-11-04/2/313 суммы пенсионных взносов "упрощенцы" учитывают в налоговой базе по единому налогу. Следовательно, на материальную помощь, выплачиваемую "упрощенцем" своим работникам, начисляются взносы на обязательное пенсионное страхование. Но это относится только к суммам материальной помощи в связи со свадьбами, смертями и рождением ребенка. Начиная с 01.01.2010 года на все виды материальной помощи, выплачиваемой "упрощенцем" своим работникам, необходимо уплачивать взносы в социальные фонды. Исчисление и уплата "упрощенцами" НДФЛ с сумм материальной помощи, выплачиваемой ими своим работникам, производится в общеустановленном порядке.

А как у бюджетников?

В бюджетных организациях действует внутренний нормативный документ, определяющий случаи, при наступлении которых выплачиваются суммы материальной помощи своим работникам. При разработке такого порядка бюджетные организации и учреждения руководствуются нормативными документами федеральных министерств и ведомств. В этих документах четко прописывается порядок и основания выплаты материальной помощи сотрудникам. В подведомственных федеральным органам исполнительной власти предприятиях и учреждениях действуют положения, разработанные на основании рекомендованных отраслевых типовых положений.

В тех случаях, если бюджетная организация осуществляет виды деятельности, по результатам которых уплачивается налог на прибыль (например, образовательное учреждение или учреждение здравоохранения), то в соответствии с п. 23 ст. 270 НК РФ расходы на выплату материальной помощи не включаются в расчет налоговой базы по налогу на прибыль.

Бюджетные организации, не занимающиеся коммерческой деятельностью, применяют бюджетную классификацию своих расходов в соответствии с "Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ", утв. приказом Минфина РФ от 25.12.2008 г. № 145н. В соответствии с данной классификацией материальная помощь отражается в статье 263 "Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления". Если же бюджетная организация будет учитывать материальную помощь по статье 211 "Заработная плата" (а на практике это случается), то такие расходы будут квалифицироваться как нецелевое использование бюджетных средств.

Рассматривая вопросы оказания материальной помощи, необходимо остановиться и на налоговых последствиях оказания материальной помощи за счет средств профсоюзной организации . Профсоюзные организации выплачивают материальную помощь своим членам за счет ежемесячно перечисляемых членских взносов. Такая материальная помощь не облагается взносами в социальные фонды, так как она выплачивается не работодателем, а общественной организацией, сообществом ряда работников одной организации. Также получаемая от профсоюза материальная помощь не облагается НДФЛ. В письме Минфина РФ от 27.11.2007 г. № 03-04-06-01/416 указывается, что данная категория материальной помощи налогом на доходы физических лиц не облагается.

Материальная помощь и НДФЛ

В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ в расчет налоговой базы по налогу на прибыль включаются все виды доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом (отчетном) периоде, как в денежной, так и в натуральной форме. В состав доходов, полученных в денежной форме, включаются и суммы материальной помощи.

На практике существует ряд норм, которые регулируют особенности обложения НДФЛ различных видов материальной помощи. Особенно это важно в тех случаях, когда всевозможные виды материальной помощи закреплены в коллективных и трудовых договорах.

Начиная с 01.01.2010 года от уплаты НДФЛ освобождаются суммы материальной помощи членам семьи умершего работника организации (п. 8 ст. 217 НК РФ). Данная норма установлена Федеральным законом РФ от 19.07.2009 г. № 202-ФЗ "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Ранее такие выплаты облагались НДФЛ и выдавались семьям умерших работников за минусом 13%. Логика в обложении НДФЛ выплат лицам, не состоящим с организацией в трудовых или гражданско-правовых отношениях, отсутствовала, и законодатель внес в Налоговый кодекс РФ давно назревшие изменения. Также не подлежит обложению НДФЛ и сумма материальной помощи, выдаваемой на похороны членов семьи. Причем категория членов семьи определяется ст. 2 Семейного кодекса РФ. Если же материальная помощь выдана на похороны родственников, не являющихся членами семьи, то такая выплата подлежит налогообложению по ставке 13% и включается в налоговую базу.

В случае если организация выплачивает своему сотруднику материальную помощь на проезд к месту отдыха в отпуске или на проезд на похороны членов семьи , то существует мнение, что такие выплаты подлежат обложению НДФЛ только в части суммы, превышающей 4 000 руб. Однако, по мнению автора, указанная норма будет применяться только в том случае, когда работник организации получит материальную помощь на поездку на похороны члена семьи, указанного в ст. 2 Семейного кодекса РФ, а не родственника вообще. Выплата материальной помощи на поездку в отпуск возможна только при поездке в целях лечения или восстановления здоровья.

Не подлежат налогообложению, согласно п. 8 ст. 217 НК РФ, и суммы материальной помощи работнику в связи с рождением или усыновлением ребенка, но только в размере, не превышающем 50 000 руб. на каждого ребенка. Такая норма действует с 01.01.2008 г.

Пример 4

Свернуть Показать

Организация выплатила своему работнику на рождение ребенка сумму в размере его должностного оклада. Должностной оклад работника составил 65 000 руб. Из них 15 000 руб. было превышением законодательно установленного предельного размера в 50 000 руб. Следовательно, данная сумма будет облагаться по ставке 13% и составит 1 950 руб. Следовательно, на руки работнику будет выдано 58 050 руб.

Материальная помощь к отпуску, выплачиваемая организацией своему работнику , подлежит обложению НДФЛ, так как не включена в перечень видов единовременной материальной помощи, перечисленной в п. 8 ст. 217 НК РФ. Также не подлежит обложению НДФЛ материальная помощь, выплачиваемая пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации и материальная помощь, выплачиваемая в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения причиненного материального ущерба или вреда здоровью.

Для организаций важен вопрос размера выплат материальной помощи, так как от этого зависит и размер налогооблагаемой суммы. Согласно п. 28 ст. 217 НК РФ материальная помощь, выплачиваемая организацией своему работнику, не подлежит обложению НДФЛ в тех случаях, если ее размер в течение налогового периода (т.е. года) не превышает 4 000 руб.

Пример 5

Свернуть Показать

В течение года организация выплатила материальную помощь своему работнику по следующим основаниям:

  • на приобретение лекарств - 18 000 руб.;
  • к отпуску - 45 000 руб.

Общая сумма материальной помощи за год (налоговый период) составил 63 000 руб. Налогом на доходы физических лиц должна облагаться сумма в размере 59 000 руб. (63 000 руб. - 4 000 руб.). Сумма налога составит 7 670 руб.

Налоговые органы также придерживаются мнения, что НДФЛ должна облагаться сумма материальной помощи,

Обложение материальной помощи взносами в социальные фонды

До 2010 года материальная помощь, выплачиваемая организацией своим сотрудникам, не подлежала обложению ЕСН, что и приводило к различного рода "схемотворчествам" и скрытому премированию, то есть выплаты премий под видом материальной помощи.

С 01.01.2010 г. ситуация изменилась. ЕСН был заменен прямыми выплатами в ПФР, ФСС и ФОМС в соответствии со ст. 24 Федерального Закона РФ от 24.07.2009 г. .

Если ранее, до 01.01.2010, при начислении ЕСН на суммы материальной помощи учитывалось, что такие выплаты не включаются в состав расходов, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль, то начиная с 01.01.2010 года начисление страховых взносов не зависит от этого. Взносы будут начисляться в любом случае.

Согласно ст. 7 Федерального закона РФ от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ страховые взносы будут начисляться на выплаты, производимые по трудовым договорам. То есть в тех случаях, когда выплата материальной помощи будет входить в систему оплаты труда и регламентироваться трудовыми и коллективными договорами или же локальными нормативными актами, она будет облагаться страховыми взносами. Если же материальная помощь будет носить разовый характер (это выплаты, в связи со стихийными бедствиями, в связи с юбилеями и пр.), то такие выплаты не будут включаться в состав расходов на оплату труда. Однако данное послабление не дает повода для "схематизации" материальной помощи, да это и проблематично: налоговые инспекторы смогут выявить факты массовой выдачи материальной помощи по незаконным основаниям.

Статьей 9 закона № 212-ФЗ установлено, что страховые взносы начисляются на все включенные в систему оплаты труда выплаты материальной помощи, если они превышают сумму в 4 000 руб. То есть законодатель максимально сблизил НДФЛ и страховые взносы в социальные фонды в части максимально допустимого размера, после которого такие выплаты подлежат обложению.

В настоящее время в части начисления страховых взносов на суммы материальной помощи имеется интересная судебная практика. Она интересна еще и тем, что суды выносили свои решения уже после принятия вышеуказанных федеральных законов.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Согласно постановлению ФАС ЗСО от 12.11.2009 г. № А27-8325/2009 материальная помощь не признается объектом для начисления страховых взносов ввиду того, что эти выплаты не являются оплатой труда работников. Аналогичные выводы содержатся в постановлении ФАС УО от 23.09.2009 г. № Ф09-7181/09-С2 и в постановлении ФАС МО от 12.08.2009 г. № КА-А40/7282-09.

Мнение арбитражных судов логично: материальная помощь не является элементом системы оплаты труда и поэтому не должна облагаться взносами в социальные фонды. Но поскольку в 2010 году утратили силу все судебные решения и разъяснения главного финансового ведомства по вопросам формирования налоговой базы по ЕСН, то необходимо руководствоваться требованиями Закона № 212-ФЗ.

Поэтому при выплате материальной помощи к отпуску (а это одна из наиболее распространенных форм материальной помощи) организация должна исходить из того, предусмотрена эта выплата трудовыми и коллективным договорами или нет. Начисляться взносы должны с суммы, превышающей 4 000 руб.

Пример 6

Свернуть Показать

Организация выплатила (в соответствии с трудовым договором и локальным нормативным актом) сотруднику к отпуску материальную помощь в размере должностного оклада. Должностной оклад данного работника составляет 60 000 руб. Из этой суммы под обложение не подпадает 4 000 руб. Следовательно, социальными взносами будет облагаться сумма в 56 000 руб. На эту сумму организация начислит:

  • взносы в Пенсионный фонд по ставке 20% - 11 200 руб.;
  • взносы на обязательное социальное страхование в случае временной нетрудоспособности по ставке 2,9% - 1 624 руб.;
  • страховые взносы на обязательное медицинское страхование по ставке 3,1% - 1 736 руб.

Итого общая сумма начислений в социальные фонды составила 14 560 руб.

На практике в ряде организаций выплаты материальной помощи к отпускам сотрудников предусматриваются коллективным и трудовыми договорами, в которых указывается, что такого рода выплата предусмотрена как форма оплаты труда и непосредственно связана с выполнением сотрудником своих должностных обязанностей.

В части выплат взносов в ФСС в 2010 году продолжает действовать перечень выплат, на которые не начисляют взносы по социальному страхованию, изложенный в постановлении Правительства РФ от 07.07.1999 г. № 765.

Сноски

Свернуть Показать


Требует ли российское законодательство от работодателей оказывать материальную помощь своим сотрудникам только на основании заявлений от них, объясняют эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Лилия Федорова и Елена Мельникова.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 руб. на одного работника за расчетный период. Обязан ли работодатель, выделяя сотрудникам материальную помощь приказом на оказание материальной помощи, требовать от сотрудника заявление на оказание материальной помощи (чтобы сумма не подлежала обложению страховыми взносами), если оказание материальной помощи предусмотрено коллективным договором?

В силу ст. 8, ст. 9, части третьей ст. 41 ТК РФ работодатель вправе предусмотреть в коллективном договоре, соглашении, локальных нормативных актах или трудовом договоре условия труда, улучшающие положение работников по сравнению с нормами трудового законодательства, а также дополнительные гарантии и компенсации.

При этом в соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать не только трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, но и локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Таким образом, если в коллективном договоре определены случаи, условия выплаты работникам материальной помощи, то работодатель обязан производить эти выплаты на предусмотренных в договоре условиях и порядке.

Порядок уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) определен Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг. Кроме того, объектом обложения страховыми взносами являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных организацией за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона N 212-ФЗ.

В письме ПФР и ФСС РФ от 29.07.2014 NN НП-30-26/9660, 17-03-10/08-2786П разъяснено, что выплаты, производимые организацией в пользу работников в соответствии с коллективным договором (материальная помощь, единовременная выплата работникам, уходящим на пенсию, компенсация стоимости путевок, адресная социальная помощь, оплата стоимости лечения и медикаментов, выплата в размере среднего заработка работникам-донорам, оплата за время прохождения военных сборов и подготовки к ним, допризывной подготовки), на основании действующих положений ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке с учетом положений ст. 9 Закона N 212-ФЗ.

Иными словами, к объекту обложения страховыми взносами относятся все выплаты в пользу работников, произведенные в рамках трудовых правоотношений, в том числе предусмотренные трудовыми, коллективным договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя (письмо Минздравсоцразвития России от 23.03.2010 N 647-19). Исключение составляют лишь суммы, перечисленные в п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, не подлежащие обложению страховыми взносами (письмо Минздравсоцразвития от 16.03.2010 N 589-19). Указанный перечень является закрытым.

В силу п. 11 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 рублей на одного работника за расчетный период. Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год (ч. 1 ст. 10 Закона N 212-ФЗ).

Таким образом, суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не подлежат обложению страховыми взносами в размере, не превышающем 4000 рублей на одного работника за календарный год. Материальная помощь, оказываемая работодателями своим работникам, является объектом обложения страховыми взносами только в части, превышающей 4000 рублей на работника за календарный год (письма Минздравсоцразвития России от 05.04.2010 N 5905-17, от 17.05.2010 N 1212-19, ФСС РФ от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985).

Традиционно считается, что материальная помощь выплачивается по заявлению работника, в котором он указывает причины обращения за помощью. На основании заявления руководитель организации принимает решение о выплате материальной помощи. В случае принятия положительного решения на основании заявления издается приказ о выдаче материальной помощи (смотрите, например, раздел V Положения о порядке выплаты... материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим центрального аппарата ФНС, руководителям управлений ФНС по субъектам РФ и начальникам межрегиональных инспекций (утвержденного в Приложении N 1 к приказу ФНС России от 02.10.2009 N ММ-7-5/483@), раздел II Положения о порядке выплаты материальной помощи гражданским служащим (работникам) центрального аппарата Федерального казначейства (утвержденного в Приложении N 3 к приказу Федерального казначейства от 20.12.2007 N 9н)). Унифицированной формы такого приказа законодательством не предусмотрено, следовательно, он составляется в произвольной форме. При этом в приказе о выплате материальной помощи следует указать фамилию, имя и отчество лица, получающего помощь, причину выдачи материальной помощи, сумму материальной помощи.

В то же время основанием для выплаты материальной помощи может являться либо заявление работника с резолюцией руководителя о ее выплате, либо приказ руководителя, изданный на основании заявлений работников (смотрите, например, п. 4.3 Положения об оплате труда работников территориальных органов ПФР и ИЦПУ (утвержденного в Приложении 7 к постановлению Правления ПФР от 20.06.2007 N 145п)).

При этом ни Законом N 212-ФЗ, ни другими нормами законодательства РФ не закреплена возможность работодателя оказать материальную помощь работникам только при наличии заявлений от них.

В рассматриваемом случае выплата материальной помощи предусмотрена в коллективном договоре. Полагаем, что материальная помощь может быть выплачена по инициативе работодателя на основании его приказа и при отсутствии заявления (смотрите, например, п. 5.1 Положения о порядке оплаты и стимулирования труда работников центрального аппарата ФСС РФ (утвержденного в Приложении 3 к приказу ФСС РФ от 06.05.2006 N 104), п. 20 Положения о премировании работников центрального аппарата Федеральной аэронавигационной службы, оказании им материальной помощи и о единовременной выплате при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска (утвержденного приказом Федеральной аэронавигационной службы от 31.08.2006 N 33)).

В то же время из арбитражной практики следует, что отсутствие заявлений работников на выплату материальной помощи может привести к претензиям со стороны проверяющих (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.07.2013 N Ф08-4064/13 по делу N А32-13406/2011, решение АС Красноярского края от 12.10.2012 по делу N А33-10333/2012).

На наш взгляд, отсутствие заявлений не является основанием для признания выплаты в виде материальной помощи, носящей социальный характер, объектом обложения страховыми взносами.

В этой связи следует обратить внимание на постановление Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 N 17744/12, в котором судьи пришли к выводу, что выплаты социального характера (в частности, единовременные пособия в связи с выходом на пенсию, дополнительная материальная помощь в связи со смертью членов семьи, материальная помощь одиноким матерям (отцам), вдовам, воспитывающим детей без мужа (жены), материальная помощь работникам, являющимся многодетными матерями (отцами), материальная помощь работникам, имеющим на иждивении ребенка-инвалида; частичная компенсация стоимости стоматологических услуг), основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов (смотрите также постановления ФАС Северо-Западного округа от 20.02.2014 N Ф07-184/14 по делу N А44-3042/2013, от 17.03.2014 N Ф07-819/14 по делу N А56-29412/2013, от 23.12.2013 N Ф07-4213/13 по делу N А05-11204/2012, ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.05.2013 N Ф02-2117/13 по делу N А33-10333/2012; постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2015 N 07АП-6847/15, от 11.08.2015 N 07АП-6554/15, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 N 08АП-6916/15, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2013 N 04АП-5253/13).

В то же время, если материальная помощь носит характер оплаты труда, решение судей может быть иным. Например, применительно к ЕСН в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 23.04.2013 N Ф04-1372/13 по делу N А46-24705/2012 основанием для доначисления стало невключение в налоговую базу для исчисления единого социального налога суммы единовременной материальной помощи при уходе в ежегодный трудовой отпуск. Было установлено, что локальным актом - приказом об очередных отпусках данные выплаты гарантированы работникам наравне с другими вознаграждениями при выполнении ими некоторых условий (в частности, соблюдения работником трудовой дисциплины) и рассчитываются в зависимости от тарифной ставки работника или его оклада (в размере до 15% среднемесячной заработной платы); основанием для начисления материальной помощи являлся приказ руководителя о ее выплате; матпомощь была выплачена всем работникам общества, имевшим право на отпуск; спорные выплаты отражались в бухгалтерском учете на счете 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", то есть входили в установленную налогоплательщиком систему оплаты труда.
На наш взгляд, трудно усмотреть признаки оплаты труда при оказании материальной помощи работодателями работникам в суммах, не превышающих 4000 руб. на одного работника за расчетный период, как и в анализируемой ситуации, поэтому отстоять свою позицию, сославшись на социальную направленность матпомощи, организация в данном случае может и при отсутствии заявлений. В то же время, если речь идет о будущих выплатах, наличие заявлений сотрудников снизит вероятность претензий органов контроля за уплатой страховых взносов.

Ознакомиться с текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, не затратив много времени на самостоятельный анализ, Вам поможет система ГАРАНТ .

В большинстве случаев итоговый заработок сотрудников большинства современных предприятий включает в себя не только оклад или , установленную при заключении трудового договора, но и множество других дополнительных выплат. Это могут быть , различные надбавки и компенсации, доплаты и прочие виды денежных вознаграждений .

Одним из видов таких дополнительных выплат является материальная помощь к отпуску, предусмотренная во многих бюджетных учреждениях. Стоит более подробно ознакомиться с порядком ее расчета и особенностями оформления.

Поскольку необходимость в выплате матпомощи установлена федеральным законом РФ, то ее перечисление является обязательным для всех гражданских служащих.

К работникам, которые также могут претендовать на получение помощи, относятся все служащие бюджетных сфер, например:

  • здравоохранения;
  • образования;
  • культуры;
  • социальной помощи;
  • науки и т. д.

Для гарантии получения помощи ее выплата должна быть предусмотрена в локальных нормативных актах учреждения. Но даже если в документах такое положение отсутствует, работник все равно вправе написать заявление на получение помощи и подать его руководителю. Если средства бюджета конкретного учреждения позволят произвести выплату, работодатель может это сделать.

Данный вид помощи выплачивается один раз в году при оформлении работником . Если он оформляется дважды за год, по частям, то помощь выплачивается при уходе работника в отпуск в первый раз.

Как известно, в случае увольнения работник может получить компенсацию за отпуск, если он за текущий период был полностью или частично не использован. Однако на выплату материальной помощи это не распространяется - ее получение возможно лишь при оформлении отпуска . Исключением может быть только ситуация, когда это прямо предусмотрено в коллективном договоре.

В некоторых случаях сложности с выплатой помощи могут возникнуть и в ситуации, когда работник уходит в . Поэтому наиболее безопасным вариантом является предоставление заявления на увольнение уже после окончания отпуска и выплаты материальной помощи.

Для получения помощи (впрочем, как и самого отпуска) сотрудник должен отработать в бюджетном учреждении не менее полугода.

Только после этого у него появляется право как на оформление и оплату отпуска, так и на матпомощь.

Порядок расчета

Конкретный размер материальной помощи зависит от положений внутренних нормативных актов учреждения. Обычно он устанавливается пропорционально таким показателям:

  • оклад работника;
  • тарифная ставка;
  • размер .

Также величина матпомощи может зависеть от характеристик самого работника (чаще всего стажа работы именно в бюджетной сфере). Точные условия устанавливаются в коллективном договоре, трудовых договорах с отдельными работниками или в положениях об оплате труда.

Например, для государственных служащих величина материальной помощи установлена в размере двух среднемесячных окладов. Для остальных работников бюджетной сферы эта величина может составлять от одного до трех окладов.

Расчет конкретной суммы осуществляется бухгалтерией учреждения. При этом для расчетов принимается только величина оклада, установленная работнику, без учета премий (даже если они обязательные и ежемесячные), доплат и других денежных компенсаций.

Налогообложение

Материальная помощь относится к выплатам, несвязанным с коммерческой или производственной деятельностью компании.

Если она не включена в действующую в учреждении систему оплаты труда и не носит систематический характер, с нее не взимаются социальные взносы.

Однако в этом случае работодатель не может уменьшить на сумму матпомощи размер базы для исчисления налога на прибыль. В остальных случаях он должен делать страховые отчисления, но только если размер выплаты превышает 4 тыс. руб.

Что касается НДФЛ, то он также начисляется и выплачивается только в том случае, если размер материальной помощи больше 4 тыс. руб. Причем налог платится только с суммы превышения. Например, если размер выплаты составит 5000 руб., величина налога будет равна:

НДФЛ = (5000 – 4000) * 13% = 130 руб.

Если соответствующие взносы и налоги не были своевременно переведены в социальные фонды и налоговую, то необходимо доначислить их и перевести после обнаружения ошибки. В противном случае работодатель может быть привлечен к ответственности.

Порядок оформления и составление заявления

Выплата материальной помощи к отпуску, предусмотренная во внутренней документации учреждения, должна происходить на основании письменного заявления работника. Именно составление этого документа и является первым этапом оформления выплаты.

В законодательстве не предусмотрено установленной формы заявления на выплату материальной помощи, поэтому в большинстве случаев оно составляется произвольно или же по образцу, предоставленному руководителем. Специфика матпомощи к отпуску состоит в том, что сотрудник вообще вправе не писать отдельное заявление - просьба о ее выплате может быть указана в заявлении на отпуск.

Как составить заявление?

Например, основной текст документа может быть такой: «Прошу предоставить мне ежегодный оплачиваемый отпуск с 20.06.16 на 28 календарных дней и материальную помощь в размере двух окладов, предусмотренную коллективным договором». Однако более подробную формулировку лучше все же уточнить у работодателя.

Кроме этого, о необязательном характере написания заявления говорит и тот факт, что выплата материальной помощи предусмотрена локальными актами учреждения.

Поэтому перечисление этой суммы работнику вместе с отпускными должно происходить в обязательном порядке, независимо от того, просил он об этом в письменной форме или нет.

Основные правила составления заявления:

  • заявитель должен указать не только свое имя и фамилию, но также должность и место работы (например, конкретное структурное подразделение);
  • документ составляется на имя руководителя учреждения, главного бухгалтера или председателя профсоюза (это определяется внутренними документами организации);
  • после основного текста ставится дата составления документа и подпись работника.

После заявление рассматривается ответственным лицом, которое принимает решение о выплате помощи или отказе в ней. Если в результате рассмотрения было принято положительное решение, то дальше распоряжение о выплате передается в бухгалтерию. После проведения расчетов помощь выплачивается в порядке, предусмотренном и для отпускных, то есть минимум за три дня до начала этой статье .

Основания для отказа

Законный отказ от перечисления матпомощи возможен только в том случае, если она не предусмотрена во внутренней документации предприятия. Во всех остальных ситуациях отказ в реализации законного права на выплату трактуется как нарушение работодателем трудового законодательства.

На практике законный отказ также возможен, если:

  • сотрудник не отработал положенный срок в шесть месяцев;
  • после отпуска работник собирается уволиться (особенно это касается ситуаций, когда календарный год отработан не полностью);
  • сотрудница уходит в декрет (однако в этом случае может полагаться другой вид материальной помощи, в связи с рождением ребенка).

В большинстве случаев все зависит только от положений нормативных актов работодателя (чаще всего коллективного договора). Поэтому стоит внимательно ознакомиться с документами, которые регламентируют вопрос начисления материальной помощи - работодатель не имеет права нарушать положения внутреннего законодательства.

Чаще всего в бюджетных учреждениях данная выплата все же предусмотрена, но вот ее размер напрямую зависит от финансирования и наполненности местного бюджета конкретного города или субъекта РФ.

В отдельных нестандартных жизненных ситуациях, требующих значительных материальных затрат, работники организаций обращаются к руководству с просьбой об оказании материальной помощи. На законодательном уровне такая обязанность для работодателей не установлена. В статье рассмотрим, чем руководствоваться при осуществлении таких выплат, каков порядок их обложения и страховыми взносами.

"Автомеханический техникум" А.П. Захарову
от преподавателя И.В. Калининой

Заявление

В соответствии с п. 6.3 Коллективного договора прошу выплатить материальную помощь в связи с рождением 6 февраля 2016 года ребенка.

Приложение:
1. Копия свидетельства о рождении ребенка.
2. Справка с места работы супруга М.Д. Калинина о неполучении (получении) материальной помощи по случаю рождения ребенка.

Рассмотрим, каков порядок обложения материальной помощи и страховыми взносами.

с материальной помощи

Доходы, не подлежащие обложению , в том числе отдельные виды материальной помощи, перечислены в ст. 217 НК РФ.
Материальная помощь по случаю смерти работника или его членов семьи. Так, согласно п. 8 указанной статьи не подлежат налогообложению суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых работодателями членам семьи умершего работника, бывшего работника, вышедшего на пенсию, или работнику, бывшему работнику, вышедшему на пенсию, в связи со смертью члена (членов) его семьи.
В соответствии со ст. 2 СК РФ членами семьи признаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные).
В пункте 8 ст. 217 НК РФ не содержится ограничений по сумме выплаты материальной помощи в связи со смертью члена семьи, поэтому данная выплата освобождается от обложения в полном объеме. Аналогичное разъяснение есть в Письме Минфина РФ от 06.08.2012 N 03-04-06/6-217.
Материальная помощь по случаю рождения ребенка. В этом же п. 8 ст. 217 НК РФ указано, что не облагается единовременная материальная помощь работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, выплачиваемая в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения), но не более 50 000 руб. на каждого ребенка.
Минфин в отношении данной выплаты дает разъяснения, что не подлежит обложению выплата, не превышающая 50 000 руб., одному из родителей по их выбору либо двум родителям из расчета общей суммы 50 000 руб. (Письмо от 24.02.2015 N 03-04-05/8495).
Ведомство также отмечает: поскольку при получении сотрудником организации материальной помощи ответственность за правильность удержания возлагается на организацию, являющуюся налоговым агентом, для подтверждения факта получения или неполучения такой помощи одним из родителей можно истребовать в отношении него сведения о доходах физических лиц по форме 2- .
Если сотрудник учреждения не предоставляет сведения о получении указанной помощи другим родителем, являющимся работником иной организации, исполнение обязанностей, предусмотренных для налоговых агентов ст. 226 НК РФ, в том числе по сообщению в налоговый орган о невозможности удержать налог и сумме налога, осуществляется учреждением.
Если по месту работы супруга материальная помощь не оказывалась, для решения вопроса об освобождении от обложения выплаченной суммы материальной помощи целесообразно представить в налоговый орган по месту жительства сведения о доходах супруга по форме 2- , а также справку, выданную его работодателем, свидетельствующую о неполучении им соответствующих денежных средств.
Материальная помощь в связи со стихийными бедствиями, чрезвычайными обстоятельствами, террористическими актами. Для определения чрезвычайного обстоятельства обратимся к Письму Минфина РФ от 04.02.2013 N 03-04-06/0-34 и Федеральному закону от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", согласно которым под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Этот факт должен быть задокументирован в установленном порядке.
С 2015 года вступили в действие новые п. 8.3 и 8.4 ст. 217 НК РФ, которые внесены Федеральным законом от 29.11.2014 N 382-Ф3. Вследствие данных изменений теперь не облагаются суммы выплат, в том числе в виде материальной помощи, выплачиваемых в связи со стихийным бедствием или с другим чрезвычайным обстоятельством пострадавшим от террористических актов на территории РФ. Кроме того, этими нормами установлено, что не облагаются налогом такие выплаты в адрес членов семей лиц, погибших в результате стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств либо в результате террористических актов на территории РФ.
До 2015 года выплаты материальной помощи в связи с чрезвычайными обстоятельствами освобождались от , только если они носили единовременный характер. С указанного времени утратили силу абз. 2 и 6 п. 8 ст. 217 НК РФ.
То есть теперь разовый характер выплаты не является условием для освобождения ее от обложения . Не имеют значения ни источник помощи, ни размер понесенного налогоплательщиком ущерба. Главное – подтвердить факт наступления чрезвычайных обстоятельств документами. На это также указано в Письме Минфина РФ от 04.08.2015 N 03-04-06/44861.
Материальная помощь при выходе на пенсию. Согласно п. 28 ст. 217 НК РФ не облагаются суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту, в размере, не превышающем 4 000 руб. за налоговый период (год). Данный лимит распространяется и на другие виды материальной помощи (на лечение, на обучение, к отпуску, по случаю регистрации брака).

Страховые взносы с материальной помощи

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ*(1) и пп. 3 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ*(2) не подлежат обложению страховыми взносами суммы единовременной материальной помощи, оказываемой страхователями:
– физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ;
– работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
– работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения), но не более 50 000 руб. на каждого ребенка.
Кроме этого, согласно пп. 11 п. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ не облагается страховыми взносами материальная помощь в размере, не превышающем 4 000 руб. на одного работника за расчетный период.
При выдаче материальной помощи работнику в связи со смертью члена его семьи следует учитывать разъяснения Минтруда в Письме от 09.11.2015 N 17-3/В-538, где сказано, что к членам семьи в данном случае относятся супруг (супруга), родители (в том числе усыновители) и дети (в том числе усыновленные). Бабушки, дедушки, братья и сестры не относятся к членам семьи работника, и в случае оказания материальной помощи по случаю смерти этих родственников она в полном объеме подлежит обложению страховыми взносами.
Интересна также позиция Минтруда в отношении обложения страховыми взносами выплаты материальной помощи при рождении ребенка. В отличие от налоговиков, данное ведомство считает, что не следует облагать страховыми взносами такую выплату в пределах 50 000 руб. у обоих родителей (Письмо от 27.10.2015 N 17-3/В-521).

Бухгалтерский учет материальной помощи

Согласно Указаниям о применении бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н, материальная помощь работникам выплачивается за счет фонда оплаты труда и осуществляется по подстатье 211 "Заработная плата" КОСГУ по коду вида расходов 111 "Фонд оплаты труда учреждений". Учет расчетов по оплате труда ведется на счете 0 302 11 000 "Расчеты по заработной плате" (п. 256 Инструкции N 157н*(3)). В случае необходимости уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды с названной выплаты расходы будут осуществляться по подстатье 213 "Начисления на выплаты по оплате труда" КОСГУ по коду вида расходов 119 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений". Источником выплат могут быть и собственные средства учреждения (КВФО 2), и средства субсидии на выполнение государственного задания (КВФО 4). Таким образом, типовые операции по начислению и выплате материальной помощи, отчислений с нее следует отражать аналогично операциям по начислению и выплате заработной платы. Напомним их.


Казенное учреждение (Инструкция N 162н*)

Бюджетное учреждение (Инструкция N 174н**)

Автономное учреждение (Инструкция N 183н***)

Начисление материальной помощи

1 401 20 211
1 109 00 211

0 401 20 211
0 109 00 211

0 401 20 211
0 109 00 211

Удержание с материальной помощи

Начисление страховых взносов с материальной помощи

1 401 20 213
1 109 00 213

1 303 02 730
1 303 06 730
1 303 07 730
1 303 10 730

0 401 20 213
0 109 00 213

0 303 02 730
0 303 06 730
0 303 07 730
0 303 10 730

0 401 20 213
0 109 00 213

0 303 02 000
0 303 06 000
0 303 07 000
0 303 10 000

Перечисление в бюджет и страховых взносов

1 303 01 830
1 303 02 830
1 303 06 830
1 303 07 830
1 303 10 830

1 304 05 211
1 304 05 213

0 303 01 830
0 303 02 830
0 303 06 830
0 303 07 830
0 303 10 830

0 303 01 000
0 303 02 000
0 303 06 000
0 303 07 000
0 303 10 000

0 201 11 000
0 201 21 000

Выдача материальной помощи через кассу

Перечисление материальной помощи на счета работников в кредитных организациях

*(3) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.

О. Лунина, редактор журнала "Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение" Журнал "Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2016 г., с. 51-59.

Метки: , Предыдущая запись
Следующая запись


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Советы по строительству и ремонту