Советы по строительству и ремонту

Первая информация, касающаяся вопроса искусственного освещения городских улиц относится к началу XV века. Чтобы справиться с непроглядной тьмой в столице Великобритании, в 1417 году лондонский мэр Генри Бартон издал распоряжение относительно необходимости вывешивать на улицах фонари зимними вечерами. Первые уличные фонари, разумеется, были более чем примитивны и просты, ведь в них применялись самые обычные свечи и масло. В начале XVI века французы переняли опыт англичан и жителей Парижа также обязаны были держать светильники у окон, выходящих на улицу. При короле Людовике XIV в Париже стали появляться многочисленные огни от уличных фонарей. А уже к 1667 году король издал указ, касавшийся вопросов уличного освещения, благодаря чему Людовика назвали «блестящим».

Что касается России, то первое упоминание об уличном освещении появилось при Петре I. В честь выдающейся победы над шведами, в 1706 году Петр I повелел повесить фонари на всех фасадах домов около Петропавловской крепости. Царю и горожанам дано мероприятие пришлось по душе, и фонари начали зажигать на все чаще – на различные праздники, и тем самым это дало начало уличному освещению городу как таковому. Позже в 1718 году петербургских улицах стали постоянно использоваться стационарные фонари, а уже спустя 12 лет императрица Анна распорядилась относительно их установки в Москве.

Проект первого уличного масляного фонаря принадлежит Жану Батисту Леблону, который являлся талантливым архитектором и «искусным техником многоразличных художеств. Леблон имел большой авторитет во Франции». Осенью 1720 года первые подвесные светильники, которые изготовили по его чертежам на Ямбургском стекольном заводе, были зажжены на набережной Невы возле Петровского Зимнего дворца. Фонари представляли из себя следующую конструкцию: на деревянных столбах, имевших белые и синие полоски, имелись застекленные светильники на металлических прутьях. Сжигалось в них конопляное масло. Именно с этого, можно считать, и появилось регулярное уличное освещение в России.

Позже технология уличного освещения постепенно развивалась, как в России, так и за рубежом. Значительно улучшить яркость освещения удалось благодаря использованию керосина, однако самую настоящую революцию в уличном освещении ознаменовало появление в XIX веке первых газовых фонарей. Изобретатель газового освещения англичанин Уильям Мердок долгое время подвергался критике и даже насмешкам. Известный писатель Вальтер Скотт как-то в письме одному из приятелей заметил, – «какой-то сумасшедший недавно предложил освещать Лондон дымом». Тем не менее, несмотря на предвзятое отношение к нему, Мердок более чем успешно смог продемонстрировать на практике все многочисленные преимущества газового освещения. В 1807 году первой улицей, где были установлены фонари новой конструкции, стал Пелл-Мелл. Довольно скоро газовые фонари покорили и все европейские столицы.

Что касается электрического освещения, то его зарождение связано самым непосредственным образом с именами известного русского изобретателя Александра Лодыгина и американца Томаса Эдисона. Так, в 1873 году Лодыгин разработал оригинальную конструкцию угольной лампы накаливания, за что и получил Ломоносовскую премию от Петербургской академии наук. Подобные лампы в скором будущем начали использовать для освещения петербургского Адмиралтейства (лампы установили в специальные медные светильники, выполненные в старинном стиле). Спустя несколько лет Эдисон предложил усовершенствованную лампочку, которая давала более яркий свет и была при этом значительно дешевле в производстве. С появлением такой электрической лампочки газовые фонари в скором времени полностью вышли из употребления, уступив свое место более современному и надежному электрическому освещению.

Согласно истории первые попытки использовать искусственное освещение на городских улицах относятся к началу XV века.

Ещё в далёком 1417 году мэр Лондона Генри Бартон дал распоряжение на вывешивание уличных фонарей зимними вечерами. Этот шаг он предпринял для того, чтобы рассеять непроглядную тьму в британской столице. Французы решили не отставать и по прошествии некоторого времени подхватили его инициативу.

Баселона фонари Гауди

В самом начале XVI столетия каждый житель французской столицы был обязан держать светильники у окон, которые выходят на улицу. Именно при Людовике XIV Париж наполнили огни многочисленных фонарей. В 1667 году он издел указ об уличном освещении, за что и получил прозвище «Король-солнце». По легенде, именно благодаря этому указу царствование Людовика и назвали блестящим.

Венеция

Первые уличные фонари давали сравнительно мало света, поскольку в них использовали обыкновенные свечи и масло. После, когда уже стали применять керосин, значительно увеличить яркость освещения, однако настоящая революция уличного света случилась только в начале XIX века, когда появились газовые фонари. Изобрёл их англичанин - изобретатель Уильям Мердок. Естественно, поначалу он подвергся насмешкам.
Воронеже

Сам Вальтер Скотт писал одному из своих друзей, что какой-то сумасшедший предлагает освещать Лондон дымом. Эти насмешик не помешали Мердоку воплотить в жизнь свою идею и он с успехом продемонстрировал преимущества газового освещения.

Германия

В 1807 году фонари новой конструкции были установлены на улице Пэлл-Мэлл и вскоре покорили все европейские столицы. В России уличное освещение появилось при Петре I.

Египет

В 1706 году он велел вывесить фонари на фасадах некоторых домов около Петропавловской крепости, чтобы отметить победу над шведами под Калишем.

Киев Эта люстра служит уличным фонарем возле кафе

В 1718 году на петербургских улицах появились первые стационарные светильники, а еще через 12 лет императрица Анна Иоанновна распорядилась установить их в Москве.

Китай

История электрического освещения связана прежде всего с именами русского изобретателя Александра Лодыгина и американца Томаса Эдисона.

Львов

В 1873 году Лодыгин сконструировал угольную лампу накаливания, за что получил Ломоносовскую премию от Петербургской академии наук. Такие лампы вскоре применили для освещения петербургского Адмиралтейства. Через несколько лет Эдисон продемонстрировал усовершенствованную лампочку - более яркую и дешевую в производстве.

Москва

С её появлением газовые фонари быстро исчезли с городских улиц, уступив место электрическим

Будапешт

В Брянске

Венеция

Венеция

Венна

Дубровник

Замок Егг Бавария Альпы

Зихрон Яков 19 век

Испания

Китай город Шеньжень

Кронштад

Лондон

Львов

Львов

Львов

Москва

Москва

Над Дамаском

Одесса

Париж

Парк Шевченко Киев

Питер

Питер

Район черепах Сиена

Рим

Талин

Смотрите по сторонам в мире еще полно прикрастного...

Первое упоминание об искусственном освещении городских улиц можно отнести к началу XV века. Чтобы рассеять непроглядную тьму в столице британской империи, в 1417 году лондонский мэр Генри Бартон дал распоряжение зимними вечерами вывешивать фонари. Первые уличные фонари были примитивны, так как в них использовали обыкновенные свечи и масло. В начале XVI века французы подхватили инициативу и жителей Парижа обязали держать светильники у окон, которые выходят на улицу. При Людовике XIV (Король-Солнце) в Париже появились многочисленные огни уличных фонарей. В 1667 году «Король-солнце» издал королевский указ об уличном освещении и благодаря этому Людовика назвали блестящим.

Первое упоминание уличного освещения в России появилось при правлении Петра I. Чтобы отметить победу над шведами, в 1706 году Петр I велел вывесить фонари на фасадах домов около Петропавловской крепости. В 1718 году петербургских улицах появились первые стационарные фонари, а уже через 12 лет императрица Анна распорядилась установить их в Москве.

Значительно увеличить яркость освещения позволило применение керосина, но настоящую революцию уличного света произвело появление в XIX веке газовых фонарей. Изобретатель газового фонаря англичанин Уильям Мердок подвергался большой критики и насмешкам. Вальтер Скотт как-то написал одному из своих друзей, - «какой-то сумасшедший предлагает освещать Лондон дымом». Несмотря на критику, Мердок с большим успехом продемонстрировал преимущества газового освещения. В 1807 году первой улицей, где установили фонари новой конструкции, стал Пелл-Мелл. Вскоре газовые фонари покорили все европейские столицы.

История электрического освещения связана, прежде всего, с именами русского изобретателя Александра Лодыгина и американца Томаса Эдисона. В 1873 году Лодыгин сконструировал угольную лампу накаливания, за что получил Ломоносовскую премию от Петербургской академии наук. Такие лампы вскоре применили для освещения петербургского Адмиралтейства. Через несколько лет Эдисон продемонстрировал усовершенствованную лампочку - более яркую и дешевую в производстве. С ее появлением электрической лампочки газовые фонари быстро исчезли с городских улиц, уступив место электрическому освещению.

На сегодняшний день современное уличное освещение – сложная система, обеспечивающая оптическую видимость на улицах города в темную пору. Она включает в себя тысячи ламп на мачтах, опорах, путепроводах. Они включаются автоматически, с помощью светового реле, в котором фотодиод управляет низковольтной цепью, а она включает освещение, или вручную - диспетчером.

Костер и факел, история которых насчитывает около двухсот тысяч лет, можно считать первой попыткой уличного освещения.

Прообразы уличного фонаря появились более двух с половиной тысяч лет назад в Древней Греции, где для освещения улиц на треножниках устанавливали чаши, наполненные горючим веществом, в основном, маслом. Примерно в то же время в Китае появились первые небесные фонарики - легковесные конструкции из рисовой бумаги, натянутой на деревянный или бамбуковой каркас. Внутри фонарика закреплена миниатюрная горелка, время горения которой - не более 15-20 минут. В Древнем Риме помимо факелов начали использовать масляные фонари, сделанные из бронзы. Такие фонари были либо переносными - их несли рабы, освещая путь своего хозяина, либо их устанавливали в специальные держателях на стенах, как внутри помещений, так и снаружи. Чтобы пламя не гасло на ветру, стенки фонаря покрывали промасленной тканью, бычьим пузырем или костяными пластинами.

Средневековая Европа не знала такого понятия, как уличное освещение. Горожане по-прежнему использовали переносные фонари или лампы, главным образом масляные. С развитием промышленности и ростом городов возникла необходимость и в освещении. Пионером городского освещения стал Лондон, где первые уличные фонари появились в начале XV века: по приказу мэра города в 1417 году горожане стали вывешивать фонари, источником света в которых служил фитиль, опущенный в масло. Париж стал следующим городом, перенявшим примитивную систему городского освещения: жители были обязаны выставлять на окнах, выходящих на улицу, масляные или свечные лампы. Позже по указу короля Людовика XIV в городе появились первые уличные фонари. Системный подход к освещению городов был впервые предпринят в Амстердаме, где в 1669 году были установлены фонари, дизайн которых сохранился без изменений вплоть до середины XIX века.

Фонари, заправляемые конопляным маслом, стали появляться на улица Санкт-Петербурга с 1707 года. Спустя 23 года городское освещение достигло и Москвы: стеклянные фонари подвешивали на деревянных столбах, расположенных на равном расстоянии друг от друга. На смену маслу сначала пришел керосин, который был дешевле и давал более яркий свет, а затем - газ. Лондон - первый город, где газовое освещение стало частью городской инфраструктуры еще в начале XIX века. Изобретение электричества и лампы накаливания окончательно изменили облик городов, фонари перестали быть и появились повсеместно благодаря доступности, долговечности и безопасности электричества. Первой улицей, получившей электрические фонари в Москве, стала Тверская.

В эпоху модерна, получившее широкое распространение электричество, сделало настоящую революцию в освещении. Рывок был связан с возможностью перевернуть источник света и направить его не вверх, как это было все предыдущие годы, а вниз, при этом улучшив освещенность пространства.

Несмотря на то, что источник света за века изменился, облик уличного фонаря претерпел минимальные изменения. Конечно, новые технологии позволяют экспериментировать и с материалами, и с дизайном, но говоря об уличных фонарях, мы представляем традиционные четырех- или шестигранные светильники, зауженные снизу и укрепленные на столбе или кронштейне. Светильники, как правило, не делились на уличные и интерьерные.

Элементы декора были свойственны всем светильникам согласно господствующему в тот или иной период времени стилю.

В нашем салоне вы можете купить старинные люстры , выполненные в конце 19 середине 20 веков в различной стилистике - это актуальная классика, которая будет уместна и в музее, и в городской квартире, и на даче.

Уличное освещение, это то, в чем нуждались люди еще с древних веков. Окруженные девственными лесами людские поселения привлекали внимание хищников, которые зачастую забегали на улицы, да, и лихие люди в темноте пошаливали, поэтому выходить из домов ночью было опасно.

Что заставляло освещать улицы примитивно - кострами, дровяными светильниками, факелами. По мере роста цивилизации и урбанизации вопрос с освещением улиц вставал все острее. С изобретение свечей, появились уличные лампы со свечами внутри или масляными фитилями, такие приборы давали очень мало света и свет был довольно тусклый.
В Париже в XVI веке, вопрос с освещением улиц решили просто, заставляли ставить на окна, выходящие на улицу лампы, чтобы как-то осветить улицы. Что тоже давало очень слабый эффект. Но в 1417 году мэр Лондона так же попытался решить проблемы с освещением, указав вывешивать на улицах масляные лампы. После изобретения керосина фонари стали давать свет ярче, но все еще достаточно тусклый. В 1807 году Уильям Мэрдок в Англии изобрел революционный для того времени метод - газовый фонарь, которым и стали освещать улицы Лондона.
В России в 1706 году в один из праздников. В Петербурге по указу Петра I было велено вывесить фонари на фасадах домов на Петроградской стороне, Такое нововведение горожанам столицы понравилось и фонари на фасады стали вывешивать по всему городу. Началом уличного освещения в России можно считать1706 год.
И так же по указу Петра 1 в Петербурге стали устанавливать ночные фонари по голландскому образцу. Простые, без архитектурных излишеств, на деревянной стойке крепилась застекленная лампа, так же простые и в обслуживании, внутри фонаря была дверка, стояла масляная лампа. Света они давали мало, но направление указывали. Изначально фонарями занималось полицейское ведомство.
И архитекторы и инженеры взялись за проектирование уличных фонарей. В 1730 году архитектором Леблоном для столицы был разработан проект уличных фонарей.В корне отличный от простых голландских фонарей. К деревянному шесту, окрашенному полосками в синий и белый цвета на металлическом жезле крепился круглый фонарь, который можно было опускать и поднимать. В фонаре горело конопляное масло. Сначала такие фонари появились у дворца Петра I на набережной, а потом постепенно уже и по всему городу. Вместе с фонарями появилась и профессия фонарщика, человека, который должен был следить за фонарями: чистить их, вечером зажигать, а утром - гасить, доливать масло (освободив от этого занятия полицейских).
С появлением газовых фонарей качество освещения значительно улучшилось. В XIX веке газовые фонари быстро вошли в обиход во всех европейских странах, начиная со столиц, Парижа, Берлина и т. д. В России в Петербурге первые газовые фонари появились в 1819 году, тоже довольно скоро, в Москве в 50-е годы.Такие фонари использовались в городах России еще аж до 1930 года. Светильный газ для фонарей получали путем сухой перегонки каменного и бурого угля, торфа или дерева.
В состав светильного газа входят:
угарный газ,
метан,
водород.
Сухая перегонка происходит следующим путем: уголь загружают в закрытую емкость и без доступа воздуха разогревают до температуры 500-600 градусов, в результате чего уголь начинает разлагаться на летучие смеси (газы) и твердый остаток (кокс).Этот процесс называется пиролиз. Эти газы и образуют светильный газ. Светильный газ называют так же блугазом по имени изобретателя Блау немецкого инженера. В 1913 году была изобретена голландским инженером Хейке технология сжижения газа, за что он и получил Нобелевскую премию.
Газ при низких температурах п под высоким давлением переходит в жидкое состояние.
Внутри зданий делали хранилища для светильного газа, с выходом труб, перекрытых клапанами в наружную стену откуда по прорезиненным трубкам фонарщики набирали его в реторты и заправляли им фонари.
Архитектором Огюстом Монфераном был разработан проект уличных фонарей, работающие на газе.
В связи с большой потребностью светильного газа в городах начали строиться газовые заводы и их обязательной принадлежностью стали газгольдеры - большого диаметра кирпичные башни (диаметр около 40м, высота примерно 20м). В некоторых городах они сохранились и до сих пор, как памятники промышленной архитектуры.
Из газгольдера газ распределялся по чугунным трубам, подземным газопроводом, а далее подключался к фонарям, а в фонаре распределялся уже по более мелким металлическим трубочкам. И так же фонарщик вечером, газ в фонарях зажигал, а утром гасил.
В 1876 году Павел Яблочков изобрел электрическую лампочку. И уже в 1878 году в Кронштадте (на территории военно - морской базы, где испытывались различные новшества и недалеко от столицы) заработали первые электрические уличные фонари, и вскоре площади у петербургских театров так же озарились электрическим светом. В Москве электрическое освещение появилось впервые вокруг площади у храма Христа Спасителя в 1880 году. Вместе с изобретением электрического освещения исчезла и профессия фонарщика. Фонари уже зажигались автоматически, а за их состоянием следило отдельное ведомство.
В 1880 году свою электрическую лампочку изобрел и запатентовал Томас Эдисон. Благодаря свойственной американцам коммерческой жилке быстро развил предприятие по их производству и импорту по всему миру.
Изначально электричество для фонарей вырабатывали небольшие генераторы, но со временем развития электрификации стали строиться электрические подстанции.
Примерно так развивалась история уличного фонаря. И развитие ее еще не остановлено. Впереди - новые виды освещения улиц нам пока не известные.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Советы по строительству и ремонту