Советы по строительству и ремонту


Из обзора синтаксических единиц, данного во «Введении», ясно, что они, как правило, состоят из нескольких компонентов. Однокомпонентным может быть только предложение. При этом и одно компонентное (как единица языка) предложение в речи может состоять из нескольких синтаксически связанных между собой словоформ: Начало светать; Стало холодно. К тому же слово, являющееся в одной из своих форм единственным компонентом предложения, как правило, в речи допускает возможность распространения - присоединения
к нему форм других слов; ср.: Пожар.- Лесной пожар; Светает.- Осенью светает поздно; Уходи! - Сейчас же уходи отсюда!; Холодно.- Зимой в палатке холодно. Таким образом, и однокомпонентное предложение, представленное в речи одной словоформой, потенциально многокомпонентно.
Компоненты синтаксических единиц находятся друг с другом в определенных смысловых связях - синтаксических отношениях, которые формально выявлены, объективированы синтаксической связью. Поэтому синтаксическая связь, т. е. формальные, строевые отношения между компонентами синтаксической единицы, выявляющие смысловые связи - синтаксические отношения - и выраженные средствами языка, составляет исходное и фундаментальное понятие синтаксиса.
В составе разных синтаксических единиц синтаксической связью объединяются компоненты разной природы. Возможны восемь типов синтаксических соединений, которые различаются характером соединяемых компонентов: 1) слово + форма слова; 2) форма слова -(форма слова; 3) простое, предложение 4простое предложение; 4) слово 4простое предложение; 5) форма слова 4простое предложение; 6) словосочетание 4форма слова; 7) простое предложение 4сложное предложение; 8) сложное предложение 4сложное предложение.
  1. Соединение слова (лексемы) с формой слова возможно только в словосочетании. Так, словосоче-; тание выписать газету, построенное по формуле VtransN 4synt, представляет собой соединение слова выписать, которое в состав данного словосочетания может входить в любой из своих форм (выписать газету, выпишет газету, выпиши газету, выписавший газету и т. д.; исключение составляет только форма страдательного причастия, которой свойственно принципиально иное отношение к форме существительного, называющей объект действия: выписанная газета), и одной формы слова газета, а именно формы винительного падежа.
  2. Соединение формы слова с формой слов а возможно и в предложении и в словосочетании, причем в разных синтаксических единицах соединения данного типа неодинаковы: совпадая по качеству соединяемых компонентов, они различаются характером связи. Так, в предложении Сад цветёт соединены синтаксической связью форма именительного падежа существительного и спрягаемая форма глагола. Если мы употребим глагол в неспрягаемой форме, например в инфинитиве, то он утратит способность соединяться с формой именительного падежа и в сочетании с формой дательного падежа существительного образует предложение другого типа: Саду цвесть! (В. М.) ".
В словосочетании с усердием, но без увлечения синтаксической связью соединены две формы косвенных падежей существительных (осложненные вхождением в них предлогов), в словосочетании книга, газета и журнал - формы именительного падежа нескольких существительных.
  1. Два или несколько простых предложений могут быть соединены синтаксической связью только в сложном предложении: На сеете счастья нет, но есть покой и воля (П.); То огнём жгло с сияющей лазури солнце, то горами громоздились тучи, то потопами обрушивались на пароход и на море буйные ливни (Бун.). Границы между предложениями отмечены союзами.
  2. Сложное предложение может быть образовано соединением слова с простым предложением. Это принцип организации присловных сложноподчиненных предложений. Так, с придаточной частью, вводимой союзными словами который, какой и др., может соединиться любое существительное, и в образованном таким образом сложноподчиненном предложении реализуется сочетание «слово + простое предложение»: Вот холм лесистый, над которым часто я сиживал недвижим (П.).
Обязательным условием образования на основе такой связи сложного предложения является вхождение определяемого придаточной частью существительного в другую часть, которая становится главной по отношению к придаточной части. Если это условие не соблюдено, что бывает редко, так как слова обычно реально употребляются в составе предложений, то сложное предложение не возникает. Так, например, бывает, когда существительное употреблено как обращение, или как заголовок, или как именительный темы: О вы, которые объехать свет вокруг желанием горите! (Кр.); Взрывы, которых ждали (заголовок).
" Рассуждая так, мы оставляем в стороне случаи транспозитивного употребления инфинитива иа месте спрягаемой формы: Ребятишки - бежать кто куда. Но их привлечение к анализу не колеблет данного положения, так как в этом употреблении инфинитив приобретает свойства, характерные для определенных спрягаемых форм: получает индикативное значение реального прошедшего действия.
  1. Компаратив прилагательного или наречия обладает свойством соединяться с придаточной частью предложения, вводимой союзом чем, в результате чего возникает сложноподчиненное предложение, в составе которого синтаксической связью соединены форма слова и простое предложение: Старая улица показалась мне только немного уже, чем казалась прежде (Бун.).
Сочетание формы слова с предложением может иметь место и в сочинительном ряду типа Я думал уж о форме плана и как героя назову (П.). В этом случае предложение (как героя назову) выступает в качестве окказионального «заместителя» формы слова (ср.: думал о форме плана и имени героя).
Построение сочинительного ряда из грамматически различных компонентов (форма слова и предложение) стилистически отмечено как черта разговорная. Сочетание формы слова с предложением находится на периферии современного литературного языка. Оно разрешено его системой, которая не требует обязательно однотипного грамматического оформления компонентов сочинительных рядов, но запрещается для строго кодифицированных речевых сфер.
  1. Соединение словосочетания с формой слова имеет место в сложных словосочетаниях типа старый фруктовый сад, около забора копать яму, в которых форма слова как определяющий зависимый компонент присоединяется не к существительному или глаголу непосредственно, а к сочетанию существительного или глагола с относящейся к нему формой слова, т. е. связи организуются следующим образом:

старый фруктовый сад копать яму около забора
Такую организацию имеют все словосочетания, в которых два или несколько прилагательных или причастий согласуются с одним существительным, но не находятся между собой в сочинительной связи: мой лучший друг, нарядное летнее платье, новая соломенная шляпа, ночное рокочущее море. Сочинительная связь в этом случае не возникает, потому что синтаксические позиции согласованных словоформ различны: одна (непосредственно соседствующая с существительным) относится к существительному, а вторая (более отдаленная) - к сочетанию существительного е ближайшей согласованной словоформой.
  1. Сочетание простого предложения со сложным предложением наблюдается в сложных предложениях усложненной конструкции, в составе которых простое предложение зависит от сложного предложения или сложное предложение в целом зависит от простого предложения. Например: Когда мы вышли из леса, было сыро, но дождя уже не было; Мы знали, что в лесу будет сыро, но дождя не будет - в первом примере простое предложение Мы вышли из леса, оформленное союзом когда как придаточная часть времени, зависит от сложносочиненного предложения Было сыро, но дождя уже не было; во втором примере сложносочиненное предложение В лесу будет сыро, но дождя не будет зависит от предложения Мы знали (показателем зависимости является союз что).
  2. Сочетание сложного предложения со сложным предложением наблюдается также в сложных предложениях усложненной конструкции: Везде было не поле сражения, которое он ожидал видеть, а поля, поляны, войска, леса, дымы костров, деревни, курганы, ручьи; и сколько ни разбирал Пьер, он в этой живой местности не мог найти позиции (Л. Т.); Князь Андрей даже теперь не понимал, как мог он когда-нибудь сомневаться в необходимости принять деятельное участие в жизни, точно так же как месяц тому назад он не понимал, как могла бы ему прийти мысль уехать из деревни (Л. Т.) - выделенные слова являются показателями связи между сложными предложениями.
Как видим, синтаксические связи в словосочетании и простом предложении по характеру компонентов частично совпадают (в составе обеих единиц возможно соединение формы слова с формой слова); синтаксические же связи в сложном предложении специфичны: они соединяют такие компоненты, из которых по крайней мере один является предложением (ни в словосочетании, ни в простом предложении связи между такими компонентами невозможны). Это позволяет различать в сфере синтаксических связей два уровня: связь на уровне словосочетания и простого предложения и связь на уровне сложного предложения.
Для выражения синтаксических связей современный русский литературный язык располагает разнообразными средствами; эти средства различны в словосочетании и простом предложении, с одной стороны, и в сложном предложении - с другой.
  1. Русский язык -это язык флективного строя, поэтому синтаксические связи в словосочетании и простом предложении выражаются непосредственно теми формами слов, которые передают не номинативные, а синтаксические значения или те и другие одновременно, а именно: формами падежа существительных; числа, рода и падежа прилагательных; лица, числа и рода спрягаемых форм глаголов.
  2. Для выражения синтаксических связей форм косвенных падежей существительных служат предлоги: верить в победу, войти в дом, перепрыгнуть через ручей, склонный к лени, сильнейший из борцов, далеко от дома, наедине с собой, победа над врагом, фильм о молодёжи.
  3. Синтаксические связи на уровне сложного предложения, а также некоторые виды связи между формами слов в словосочетании и простом предложении выражают союзы, а также их функциональные «заместители», в частности относительные местоимения (союзные слова).
  4. В выражении синтаксических связей участвует порядок слов. Однако в русском языке это не единственное средство выражения связи. Вместе с ним «работает» синтагматическое членение, объединяющее синтаксически связанные словоформы в одну синтагму. Кроме того, направление синтаксической связи (что от чего зависит) часто однозначно определяется соотношением лексических значений связанных словоформ.
Порядок слов (вместе с синтагматическим членением) различает направление связи, показывая синтаксическую зависимость форм косвенных падежей существительных, предложно-падежных форм и наречий от глагола или, напротив, от существительного; ср.: Возле двери стояла на столике ваза с цветами.- На столике возле двери стояла ваза с цветами; 3 а бугром уже совсем потухла яркая полоска.- Яркая полоска за бугром уже совсем потухла; Н ев далеке от дороги чернел неровным зубчатым гребнем лес.- Лес невдалеке от дороги чернел неровным зубчатым гребнем.
Принято считать, что порядок слов участвует в выражении направления синтаксических связей между тождественными формами слов, различая определяемое и определяющее (подлежащее и сказуемое) в предложениях типа Мой отец - учитель; Учитель - мой отец; Москва - столица СССР; Столица СССР - Москва. Сходную функцию порядок слов выполняет в таких предложениях, как: Бытие определяет сознание (ср.: Сознание определяет бытие) ; Весло задело платье (ср.: Платье задело весло); Мать любит дочь (ср.: Дочь любит мать), где он различает омонимичные формы именительного и винительного падежей. Однако в подобных конструкциях само соотношение значений слов часто показывает направление связи; ср. с приведенными примерами Он чудак; Часы отсчитывали секунды, в оторых порядок слов непосредственно не выражает синтаксической связи, а лишь уточняет ее. То же имеет место во всех типичных для русского языка (как языка флективного) случаях, когда синтаксическая связь передается формой зависимого слова.
  1. В выражении синтаксических связей на разных уровнях участвует интонация. Интонационные средства делят конструкции звучащей речи на синтагмы обычно в соответствии с синтаксическими связями. Иногда такое деление становится единственным показателем связи. Так, в предложении Она пела хорошо танцевала (пишем его без знаков препинания, чтобы отвлечься от синтагматического членения) синтаксическая связь словоформы хорошо неясна: она одинаково может относиться как к пела, так и к танцевала. То или иное синтагматическое членение выражает синтаксическую связь, на письме это обозначается запятой. Ср.: Она пела хорошо, танцевала.- Она пела, хорошо танцевала; то же в предложениях Роняет лес багряный свой убор (П.); Торговка вяленой воблой торчала между ящиками (Ол.)\ но с той разницей, что в письменной речи связи словоформ багряный и воблой не обозначены.
Синтаксические связи могут оставаться однозначно не выраженными, вследствие чего возникает омонимичность синтаксических конструкций (как в двух последних примерах), которая обычно снимается контекстом.

В истории лингвистики найдено несколько различительных признаков, на основе которых можно определить виды синтаксических связей, и установлено несколько их оппозиций. Наибольшую познавательную ценность имеют те из них, которые учитывают все типы синтаксических соединений и, следовательно, приложимы ко всем случаям синтаксической связи. Именно такой общей оппозицией является традиционное противопоставление сочинительной связи подчинительной.
Сочинение и подчинение противостоят друг другу по признаку наличия ~ отсутствия детерминации, т. е. формально-строевых отношений определяемого и определяющего, главного и зависимого компонентов, «хозяина» и «слуги». При подчинении эти отношения есть и роль компонентов в создании конструкции различна, следовательно, они разнофункциональны. При сочинении их нет и компоненты однофункциональны, они играют одинаковую роль в создании синтаксической конструкции; ср.: комната под лестницей - комната и лестница.
Однофункциональность компонентов словосочетания, свойственная сочинительной связи, не предполагает их однооформленностн. Однофункциональные компоненты, связанные сочинительной связью, могут быть н разнооформленными: вовремя и без потерь убрать урожай; Червонец был запачкан и в пыли (Кр.); Много лет дружа с Василием Ивановичем и неоднократно приглашаемый им посетить его, я удосужился сделать это, когда хозяина не было дома (Лид.). Частный случай разнооформленности представлен в конструкциях, где сочинительной связью соединены форма слова и предложение: Так хорошо тогда мне вспоминать заросший пруд и хриплый звук ольхи, что где-то у меня живут отец и мать, которым наплевать на все мои стихи (Ее.).
Однофункциональность компонентов словосочетания при сочинительной связи предполагает их обязательную семантическую одноплановость. Однако эта одноплановость может быть не того направления, по которому синтаксическая традиция различает члены предложения. Сочинительная связь возможна и между такими словоформами, которые являются разными членами предложения. Это имеет место в предложениях, где сочинительная связь может объединять вопросительные, отрицательные, неопределенные и обобщающие местоимения, являющиеся разными членами предложения: Где, когда, какой великий выбирал путь, чтоб был протоптанней и легше? (В. М.); Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь (П.); Никто и никогда его в этом не убедит; Все и везде говорили одно и то же. Однофункциональность в таких случаях складывается на основе общей роли компонентов, соединяемых сочинительной связью, в создании вопросительной, отрицательной, неопределенной или обобщенной семантики предложения.
Разнофункциональность или однофункциональность соединяемых синтаксической связью компонентов конструкции отчетливо обнаруживается при включении образуемой ими единицы в усложненную конструкцию в качестве ее зависимого компонента. При этом соединенные подчинительной связью разнофункциональные компоненты словосочетания занимают разные позиции: главный компонент становится определителем вновь введенного компонента, а зависимый - определителем этого определителя. Это проверяется возможностью свертывания конструкции: в составе образовавшейся усложненной конструкции главный компонент при сохранении зависимого не может быть опущен. Ср.: интересная книга - читать интересную книгу - читать книгу при невозможности словосочетания «читать интересную» то же в сложном предложении: Он вспомнил, кому отдал книгу.- Я требовал, чтобы он вспомнил, кому отдал книгу.- Я требовал, чтобы он вспомнил при невозможности предложения «Я требовал, кому он отдал книгу».
Между тем соединенные сочинительной связью однофункциональные компоненты занимают в составе усложненной конструкции, куда они введены в качестве определяющего компонента, одну позицию, что доказывается возможностью опущения любого из них; ср.: (и) газеты, (и) журналы - выписывать (и) газеты, (и) журналы - выписывать (и) газеты - выписывать (и) журналы; так же в сложном предложении: Книг нужных нет, и времени свободного мало.- Он сейчас не занимается, потому что книг нужных нет и (потому что) времени свободного мало.- Он сейчас не занимается, потому что книг нужных нет.- Он сейчас не занимается, потому что времени свободного мало.
Сочинительная и подчинительная связь различаются также средствами выражения. Это различие имеет две стороны.

  1. Средства выражения сочинительной связи одинаковы на разных уровнях (на уровне словосочетания и простого предложения и на уровне сложного предложения), в то время как средства выражения подчинительной связи на разных уровнях существенно различны.
1 Здесь и далее в аналогичных случаях кавычки указывают, что эти конструкции не допускаются системой языка.
  1. Сочинительная связь не выражается формами слова. Основным средством передачи сочинительной связи являются сочинительные союзы, которые имеют свойство оформлять связи между любыми однофункциональными компонентами синтаксической единицы: и между формами слов и между предложениями. При перечислительных смысловых отношениях сочинительная связь выражается без союзов - порядком слов и многочисленностью ряда: соединенные сочинительной связью компоненты располагаются непосредственно один за другим и их однофункциональность выражается самим фактом неопределенного количественного состава ряда (не обязательно два компонента).
И у сочинительной и у подчинительной связи есть общие, т. е. представленные и на уровне словосочетания и простого предложения, и на уровне сложного предложения, дифференциальные признаки.

Синтаксическая связь — связь, возникающая между компонентами сложного предложения.

Синтаксическая связь рассматривается как имеющая определённую форму и содержание. Формальная сторона синтаксической связи представлена разнообразными средствами выражения синтаксической связи, содержательную сторону представляют синтаксические отношения.

Общепризнанными типами синтаксической связи является сочинительная связь (сочинение) и подчинительная связь (подчинение).

Сочинение отличается от подчинения, которое определяется как неравноправная связь, односторонняя зависимость одного компонента связи (слова либо предложения) от другого.

В результате рассмотрения многих формальных характеристик (признаков) сложносочиненного предложения большинство лингвистов сходятся во мнении об определяющей роли в его структуре союза, который является основным средством связи и выражения отношений между соединяемыми компонентами.

По значению сочинительная связь подразделяется на следующие виды:

Противительная связь ("а", "да"(в значении "но"),"но","зато","однако","однако же","все же",

Градационная связь ("не только — но и"),

Разделительная связь ("или", "или, или", "либо", "то-то","то ли, то ли","не то, не то").

В простом предложении сочинение выступает в обязательном сочетании с категорией однородности: связывает элементы, находящиеся в одинаковом отношении к какому-либо другому члену предложения (пришли отец и мать; учитель строг, но справедлив; в зале не только взрослые, но и дети; встретимся сегодня или завтра). Сочинение занимает здесь периферийное место и служит целям расширения предложения, увеличения в нем числа однотипных синтаксических позиций.

Подчинение, или подчинительная связь — отношение синтаксического неравноправия между словами в словосочетании и предложении, а также между предикативными частями сложного предложения.

В такой связи один из компонентов (слов либо предложений) выступает как главный, другой — как зависимый.

Для разграничения сочинительной и подчинительной связи А. М. Пешковским был предложен критерий обратимости. Подчинение характеризуется необратимыми отношениями между частями связи: одна часть не может быть поставлена на место другой без ущерба для общего содержания. Однако этот критерий не считается определяющим.

Существенное отличие подчинительной связи (по С. О. Карцевскому) в том, что она функционально близка к диалогическому единству информативного (вопросо-ответного) типа, во-первых, и преимущественно имеет местоименный характер средств выражения, во-вторых.

Подчинительная связь между простыми предложениями в составе сложного предложения производится при помощи подчинительных союзов или союзных (относительных) слов. Сложное предложение с такой связью называется сложноподчинённым. Независимая часть в нём называется главной частью, а зависимая — придаточной.


Выражение отношения членов друг к другу для простого предложения может быть обозначено тремя возможностями: согласованием, управлением, примыканием .

а) Согласование - вид подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется в выражении грамматических значений (в роде, числе, падеже) господствующему слову; бывает полное и неполное согласование.

Примеры: маленький мальчик, летним вечером; наш врач, на озере Байкал.

Иногда выделяют особый вид согласования — корреляцию — такую связь, при которой формы числа и рода зависимого слова скорее являются совпадающими с формами главенствующего слова, нежели обусловленными ими.

Примеры: женщина-космонавт, студент-отличник.

б) Управление - вид подчинительной связи, при котором зависимое слово (имя существительное или его эквивалент) ставится в определённой падежной форме, обусловленной лексико-грамматическим значением господствующего слова или смыслом высказывания.

Примеры : писать стихи, вера в победу, довольный ответом. Так, переходность есть грамматическое значение, присущее глаголу-сказуемому, оно вызывает в прямом дополнении-существительном винительный падеж, что не может быть грамматическим свойством глагола. Управление может быть прямым (вижу собаку, любуюсь собакой, отдал собаке и т. п.) и опосредствованным, предложным (гляжу на собаку, иду с собакой, пошел к собаке и т. п.).

в) Примыкание - вид подчинительной связи, при котором подчинённое слово, будучи неизменяемой частью речи или словоформой, изолированной от системы падежей, свою зависимость от господствующего слова выражает только местоположением и смыслом (порядком слов, лексически и интонацией).

Примеры : внимательно слушать, весьма интересный, слишком поздно.

При нормальной интонации в предложении. Сильно черный трубочист шатает лестницу наречие сильно, которое не может согласоваться со своим определяемым или быть им управляемым, все-таки понимается как определяющий член в синтагме сильно черный по порядку слов (ср. глухие ученые и ученые глухие).

Но если мы повысим мелодический тон на сильно и на шатает, то, несмотря на «дальность расстояния», в синтагму связываются сильно шатает.

Не меньшую роль для интонационного примыкания может играть и паузирование: Ходить долго - не мог и Ходить - долго не мог, пауза перед долго и после долго относит его как определяющее то к ходить, то к не мог.

В предложении Мальчики с девочками гуляли может быть пауза перед гуляли, тогда мальчики с девочками - составное подлежащее и предложение нераспространенное без дополнения, если же пауза после мальчики, то с девочками дополнение к гуляли и тем самым - предложение распространенное.

Вводные слова и предложения , а также вставные конструкции - это конструкции, грамматически не связанные с членами предложения.

Вводные слова и сочетания - это слова и сочетания слов, выражающие отношение говорящего к содержанию предложения или к способу выражения этого содержания, не являющиеся членами предложения и не связанные с членами предложения грамматически.

Вводные слова и сочетания: не являются членами предложения и грамматически не связаны с членами предложения.

В устной речи они выделяются интонационно, в письменной - пунктуационно: запятыми.

Вводные слова и замечания делятся на группы по выражаемому им значению (Степень достоверности, возможности, уверенности, Эмоции, чувства, оценка, Последовательность изложения, связность речи и др.)

Вводные предложения по своей роли похожи на вводные слова, разные значения.

Примеры :

Я думаю, он приедет завтра.

(я думаю = по-моему)

Вставные конструкции отличаются от вводных слов и предложений рядом черт.

1. Они имеют собственные цели высказывания, которые могут совпадать или отличаться от цели высказывания основного предложения:

Он - этого никто не ожидал - позвонил только через год. (цель высказывания вставной конструкции и предложения, содержащего её, совпадают: это сообщения).

Синт. ед-цы. Различные подходы к проблеме их выделения и разграничения .

От целого к части-текст (несет инфу, достижение ком.цели - убедить), высказывание, слова, морфемы.

Смотря какая ф-ция главн, синт.ед-цы классиф.: номинатив. - ком. (слова, с/с) и коммуникативные-номин. (П, текст) - на Мин КСЕ и макс. КСЕ. МинКСЕ дел. на П.(автономно-эксплицитная ед.) и сентенсоид (подобная, но не идентичная П-ю, лишен автон. эксплицитности). П . = монопредикативн. (прост.П), и полипредикат. (слож. П): ядерные (подчинен. предик. ед-цы) и безъядерные (сложносочин. П.) Love is love, fun is fun.

Сентенсоид от типа предикат-сти дел:

1) эксплиц., но не автон. (если погода будет хорошая);

2) частично-эксплиц. (you see anyone else? - есть лицо, но нет модальности и вр.);

3) имплицитный-формально не выраж., мож. быть восстановлена (как много людей?);

4) отражен. предикативность. (yes, no, sure, mm, well - вкраплены в текст, но не могут быть восстан., в них отраж. предикат-сть соседн. П-ий).

Основные единицы синтаксиса. Виды синтаксической связи. Основные способы подчинительной связи: согласование, управление и примыкание.

Синтаксис (греч. – соединение, сцепление) изучает правила, по которым связываются отдельные слова в словосочетании, отдельные предложения в сложные предложения. Изучает строй связанной речи.

Как наука, синтаксис сложился во второй половине 19 века – в начале 20-го.

Основные синтаксисты и их работы:

1) Фёдор Иванович Буслаев – «Опыт исторической грамматики русского языка», 1858 г. – классификация второстепенных членов предложения, продержалась в школах более ста лет.

2) Академик Шахматов – «Синтаксис русского языка», 1925 г.

3) А.М. Пешковский – «Русский синтаксис в научном освещении», 1914 г., переиздана в 1956 г.

4) Александр Афанасьевич Потебня – «Из записок по русской грамматике» - делил мышление на прозаический и поэтический тип.

В советское время синтаксическая наука развивалась, и был выработан структурно-семантический подход: учитывают и структуру предложения, и его семантику.

Основные синтаксические единицы.

Всеми признаются словосочетания как минимальная единица синтаксиса и простое предложение . Но уже сейчас абсолютное большинство особой синтаксической единицей считают и сложные предложения . Кроме того, начиная с 80-х годов 20-го века, стал разрабатываться анализ текста – когда для выражения мысли необходимо несколько предложений – эта единица зовётся сложное синтаксическое целое , оно же – прозаическая строка , развивающая одну конкретную мысль в произведении. Синтаксис изучает, как эти предложения связаны друг с другом. Словоформа тоже признаётся не всеми, эту идею выдвинула Г.А.Золотова в своём синтаксическом словаре; она считает, что словоформа выполняет в языке ту или иную синтаксическую функцию, н-р, «я помню домик в лесу» - определение, «отец работает в лесу» - обстоятельство. Идея эта не нашла широкого применения.

Понятие синтаксической связи.

Существуют два вида синтаксической связи: сочинительная связь и подчинительная.

Сочинительная связь – между собой связываются независимые компоненты, все они относительно равноправны. Она проявляется на уровне и простых, и сложных предложений.

Подчинительная связь – один компонент предложения главный, а другой ему подчиняется.

Есть ещё присоединительная связь – её суть в том, чтобы нарушать логические и грамматические связи, и в результате совершенно меняется интонация конструкции. К законченной мысли спонтанно добавляются дополнения. Н-р: «он написал очень интересный роман» обычное предложение -> «он написал роман, и очень интересный».

Сочинительная связь – два или более равноправных компонента.

Бывает открытая связь и закрытая.

Открытая связь – когда есть перечисление, которое всегда можно продолжить, число её компонентов определяется экстралингвистическими факторами.

Закрытая связь связывает только два компонента, в ней всегда есть противительные, градационные, пояснительные, сопоставительные союзы.

Подчинительная связь соединяет неравноправные единицы: слово и зависимая от него форма («большой город», «ножка стола», «читать книгу») или сложная конструкция («человек, которого искали»).

Бывает обязательная связь и необязательная.

Обязательная связь – когда стержневого слова семантически недостаточно, чтобы выполнить свою информативную функцию, н-р, «он находится в Англии».

Необязательная связь – полусвязочные глаголы можно опустить, н-р, «он читает книгу».

Бывает предсказуемая связь и непредсказуемая.

Предсказуемая связь – когда главное слово требует только одной формы, н-р, «он восторгается музыкой» - возможен только Тв.п.

Непредсказуемая связь – возможны варианты зависимых словоформ, н-р, «он остановился на мосту» - он мог остановиться где угодно.

Основные способы подчинительной связи: согласование, управление и примыкание.

Согласование – главное слово требует от зависимого только одной определенной формы рода, числа и падежа.

Согласование бывает полное и неполное.

Полное согласование - совпадают формы рода, числа и падежа

Неполное согласование – не совпадают формы рода, числа и падежа, н-р, «город Москва» - отсутствует согласование рода, «человек, которого искали» - отсутствует согласование числа.

Есть множество способ согласования компонентов между собой.

Сложные случаи согласования:

– когда существительное общего рода: «этот простофиля способен перепутать всё на свете» или «эта простофиля…», «дядя – пьяница непробудная…».

– когда между двумя компонентами количественного и именного словосочетания надо вставить определение: «два талантливых романа», «две талантливые повести», «два талантливых стихотворения». Если существительное мужского рода, то определение ставится в Род.п. Если зависимое слово женского рода, в основном, определение ставится в Им.п: Род.п. ед.ч. должен равняться Им.п. множ.ч. Когда у существительных женского рода происходит изменение в ударении, определение становится Род.п.

– в препозиции любое определение ставится в Им.п.: «талантливые два романа», «талантливые две повести», «талантливые два стихотворения».

– в постпозиции это должны быть обособленные определения: «два романа, написанные за последний год», уже не зависит от рода, числа и падежа.

– на форму определения иногда оказывает влияние форма сказуемого: «выиграны три золотые медали», «разыграно три золотых медали» - в безличном предложении появляется родительные падеж.

– когда бывают два определения при существительном, возникает вопрос, ставить существительное в единственное или множественное число: «католическая и протестантская церковь », потому что существительное во множ.ч. имеет другое значение: «старые церкви». Если ед.ч. и множ.ч. расходятся по значению, существительное ставится в ед.ч.

– существительное ставится в ед.ч., если между определениями есть противительные и разделительные союзы: «не каменный, а деревянный мост».

– существительные ставятся в ед.ч., когда перечисляемые разновидности внутренне связаны, н-р, «в правой и левой руке», «в старославянском и древнерусском языке».

– «в конце 19-го и начале 20-го века» - однородными являются начало и конец.

– при перечислении разных предметов, используется множественное число существительных, н-р, «токарные и фрезерные станки».

– возникает вопрос о составном наименовании, когда два существительных разных полов, и надо выбрать определение. 1) простой способ – нет вариантов, что-то указывает на принадлежность к роду и полу: «женщина-скульптор»; 2) сложные слова без соединительной гласной, н-р, «плащ-палатка», первое слово не изменяется, значит, главное слово «палатка» и определение ставится в женском роде; когда есть слово «кафе»: «кафе-столовая», «кафе-закусочная», необходимо согласование с основной частью, н-р, «открылась кафе-столовая», «зайти в новую кафе-закусочную»; один компонент склоняется, а другой не склоняется – определение ставится по первому компоненту, н-р, «новое платье-костюм», «большой музей-усадьба» и «большая усадьба-музей».

Управление – подчинительная связь, при которой главное слово требует от зависимого определённого падежа.

Управление бывает сильное и слабое.

Сильное управление – когда зависимая форма обязательна и предопределена свойствами главного слова, н-р, «восхищаться – чем?». Переходный глагол почти всегда означает сильное управление.

Слабое управление – наличие зависимой формы абсолютно необязательно.

Управление бывает вариативное и невариативное.

Вариативное управление – когда «увидел первый раз» и «увидел в первый раз», устаревшие формы («стол о трёх ногах»), разговорные формы («делать с месяц») и просторечия («идут по грибы») дополняют этот вид управления. Бывают варианты за счёт предлогов, н-р, «разговоры о поездке», «относительно поездки», «касательно поездки», «о поездке».

Невариативное управление – когда так нельзя.

Тема 2.2. Форма слова в подчинительном соединении, в сочинительном соединении и в предложении. Понятие пассивной синтаксической сочетаемости. Основные современные концепции синтаксиса формы слова: концепция В. А. Белошапковой (синтаксические классы словоформ); концепция Г.А.Золотовой (понятие и характеристики синтаксемы, типология синтаксем); концепция «Русской грамматики» 1980 г. Словоформы монофункциональные и полифункциональные.
^ Золотова Г.А. Синтаксический словарь. Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса. М., 1988. С. 3 – 21

… В лингвистике на современном этапе ее развития созрела потребность осмыслить понятие элементарных синтаксических единиц, из которых, как становится все очевиднее, строятся все другие, более сложные конструкции. Определение исходного понятия, первоэлемента концепционных построений, становится непременным условием самого существования научной теории

синтаксиса

Осуществление задачи Синтаксического словаря - представить синтакси­ческие ресурсы русского языка научно систематизированными в словарных параметрах, впервые в лексикографической практике, -стало возможным на основе предлагаемого решения принципиального вопроса синтаксической теории - выявления конститутивной единицы синтаксиса.

В этом решении находит реализацию плодотворная идея взаимодействия лексики и грамматики, связанная с именами В.В. Виноградова и других наи­более глубоких и дальновидных лингвистов

Для осмысления синтаксического механизма языка необходим ответ на вопрос о том, в каких единицах, на каком уровне системы это взаимо­действие осуществляется. В качестве такой единицы выдвинуто понятие синтаксемы. Синтаксемой названа минимальная, далее неделимая семантико-синтаксическая единица русского языка, выступающая одновре­менно как носитель элементарного смысла и как конструктивный компо­нент более сложных синтаксических построений, характеризуемая, следова­тельно, определенным набором синтаксических функций.

Различительными признаками синтаксемы служат 1) категориально-семантическое значение слова, от которого она образована, 2) соответствую­щая морфологическая форма и 3) вытекающая из (1) и (2) способность синтаксически реализоваться в определенных позициях

Функциональная типология синтаксем базируется на понимании син­таксической функции как конструктивной роли синтаксичес­кой единицы в построении коммуникативной единицы. С этой точки зрения для характеристики синтаксической единицы существенным оказывается разграничение и противопоставление трех основных возможностей, трех функций синтаксем:

I. Самостоятельное, изолированное употребление единицы.

II. Употребление единицы в качестве компонента предложения.

III. Присловное употребление единицы в качестве компонента словосоче­тания (или сочетания слов).

Сумма возможностей и составляет основание для разграничения трех функциональных типов синтаксем: свободных (в Слова­ре помещаются под буквой А), обусловленных (Б) и связанных (В).

Свободные синтаксемы могут выступать в функциях I, II, III, обусловлен­ные - в функциях II, III, реже в I, связанные - только в III функции.

Функция I представлена чаще всего заголовками, а также драматурги­ческими ремарками, экспозиционными предложениями текста. Понятие функции II и III в описании синтаксем детализируется более конкретным понятием позиции.

В функции II различаются позиции:

1) предицируемого компонента предложения;

2) предицируюшего компонента предложения;

3) распространителя предложения (ситуанта) ;

4) полупредикативного осложнителя предложения. В функции III различаются позиции:

1) приглагольная;

2) приименная (присубстантивная);

3) приадъективная и приадвербативная.

Термины функция и позиция, следовательно, обозначают по­нятия более общей и более конкретной ступени абстракции: тот или иной тип функции как потенцию, как виртуальную способность каждая синтаксема реализует в определенной синтаксической позиции в той или иной модели предложения или словосочетания

Вступая в предложение определенной структуры, синтаксема приобрета­ет статус его компонента. Предложение любого состава и с точки зрения организации и с точки зрения членения может рассматриваться как одна из исчисляемых комбинаций синтаксем. Недостающим звеном системы, частью по отно­шению к целому - предложению, оказывается не слово-лексема (в исход­ной форме), а слово-синтаксема, или синтаксическая форма слова. объем понятия и дифференциальные признаки морфологической и синтак­сической формы слова не совпадают. В пределах одной морфологической формы, как правило, различается ряд омонимичных и полисемичных синтак­сем. Понятно, что синтаксемы (1) о + Предл. с делиберативным значением и (2) о+Предл. со значением признакового партитива являются, при морфологическом подобии, структурно-смысловыми омонимами, они раз­личаются и значением и набором позиционных возможностей, что определяет и их функциональную характеристику: синтаксема (1), представляющая тип свободных синтаксем, реализует свои потенции в изолированных позициях заголовка или тематически-экспо­зиционного отрезка текста (1.1.2.: О вреде табака; О детях; Об очередных задачах и т.п.); в позиции предатирующего компонента предложения, при предицируемом имени информативного значения (11.2. Рассказ - о детях; Стихи - о любимой; Доклад - о задачах... и т.п.); в качестве присловного распространителя при глаголах и именах той же семантики (III.I . рассказы­вать о детях, петь о любимой ; Ш.2. рассказ о детях, песня о любимой и т.п.); синтаксема (2), представляющая тип обусловленных синтаксем, харак­теризует предмет по количеству его составных частей либо в предикативной позиции (112. Всякая вещь о двух концах; Домик был о трех окошках и т.п.), либо в атрибутивной, приименной (1П.2. домик о трех окошках; храм о двух шатрах и т.п.); оттенок устарелости в этой синтаксеме делает ее возможности и лексически и стилистически ограниченными.

Отношения полисемии возникают в пределах делиберативной синтаксемы в позициях III. 1 и 2: помимо распространения глаголов и имен информатив­ного значения, она выступает как распространитель глаголов и имен так наз. "горестного чувства" (сетовать, тужить, тосковать, печалиться, грустить, плакать о ком-чем; тоска, печаль, грусть о ком-чем и т.п.). В этом случае делиберативное значение синтаксемы о +Предл. осложняется каузативным оттенком, эта же объектно-каузативная синтаксема в свою очередь вступает в синонимические отношения с объектно-каузативной синтаксемой по + Дат. (тосковать по дому, по друзьям).

Естественно, что в синонимические отношения (на основе сходства значе­ний и функций, при различии формы) вступает не морфологическая форма, ; например о+Лредл. во всей совокупности объединяемых ею синтаксем, : а делиберативная синтаксема о+Предл. с делиберативной синтаксемой про +Вин. (о детях - про детей), так же как с рядом других делиберативных синтаксем, образуемых с помощью производных предлогов (насчет детей, по поводу детей, относительно детей и т.п.). То, что отношения омони­мии, полисемии, синонимии, антонимии возникают именно между синтак-семами, а не между предложно-падежными формами вообще, может служить еще одним доказательством объективного существования в системе языка выделенных единиц.

Тема 1.3. Синтаксические связи. Синтаксическое отношение.
Чеснокова Л. Д. Связи слов в современном русском языке. М., 1980. С. 4–92.
…анализ структуры предложения необхо­димо сопровождается анализом связи слов, ибо «синтаксис есть наука о связях» (Н. Ю. Шведова).

Анализ любого типа связи слов состоит в выяснении ряда вопросов:

1) какое слово с каким связано;

2) какое из слов является главным, а какое - зависимым (или они равноправны, т. е. отношения подчинения между ними нет);

3) какие по своей грамматической природе слова вступают в связь;

4) какими средствами передается сама связь;

5) какое синтаксическое значение (синтаксическое отноше­ние) выражает данная связь;

6) какие функции эта связь выполняет (служит ли она для образования предикативного сочетания - ядра предложения или для распространения предложения).

Ответ на эти вопросы, по существу, лежит в основе анализа структуры предложения.

Определение синтаксической функции слова (анализ по чле­нам предложения) опирается на анализ связи слов и учет их специфики. Ср.: Любуюсь ночью и Любуюсь ночью морем (на­личие связи слова морем с глаголом любуюсь, выражающей объектное отношение, заставляет квалифицировать синтакси­ческую функцию слова ночью как обстоятельство; в то время как отсутствие этой связи делает необходимым отнесение слова ночью к разряду дополнений)

Связь слов - это соединение слов, выражаю­щее с помощью определенных средств смысло­вое отношение между этими словами

Связь слов в предложении (и в словосочетании) выполняет ряд важнейших функций: во-первых, служит для выражения синтаксических отношений между словами; во-вторых, создает синтаксическую структуру предложения и словосочетания; в-третьих, создает условия для реализации лексического значе­ния слова.

… те сочетания слов, которые не имеют грамматического значения, т. е. не выражают синтакси­ческих отношений, не являются словосочетаниями. Так, соче­тания слов зеленая трава, подарил брату, был в лесу передают определенные синтаксические отношения: принадлежность при­знака предмету (зеленая трава), действие и предмет, которому оно адресовано (подарил брату), действие и место его совер­шения (был в лесу), следовательно, эти сочетания являются словосочетаниями. Сочетания же типа в лесу, был теплым не являются словосочетаниями, так как не передают синтаксиче­ских отношений (в сочетании был теплым назван только при­знак, но не назван предмет, в сочетании в лесу названо толь­ко место, но не названо само действие)

Что же такое синтаксические отношения?

В синтаксических построениях (предложениях, словосочетаниях) при соединении слов (точнее - словоформ) получают от­ражение два типа явлений: во-первых, отношения между пред­метами и явлениями объективного мира (эти отношения при­нято называть объективными 2), во-вторых, отношения между компонентами предложения или словосочетания как элементами синтаксической структуры (эти отношения принято называть структурными, собственно-языковыми отношениями). Таким образом, понятие синтаксических отношений отражает в сово­купности два вида явлений: 1) объективные отношения и 2) структурные, собственно-языковые отношения. Синтакси­ческими эти отношения называются потому, что они при­сущи только синтаксическим структурам - словосочетанию и предложению.

Отношения между предметами и явлениями реального мира конкретизируются и предстают в языке как отношения между предметом и предметом, между признаком и предметом, между признаком и признаком, между действием и предметом, между действием и признаком, между действием и действием.

Структурные, собственно-языковые отношения призваны определенным образом оформлять, представлять в языке объективные отношения. Если сопоставить предложения Волга соединилась с Доном и Волга и Дон соединились, то окажется, что в обоих предложениях переданы одинаковые объективный отношения: Волга с Доном = Волга и Дон. Однако в языке эти отношения структурно оформлены по-разному - с помощью подчинения и с помощью сочинения

Подчинение передает отношения между фактами объ­ективного мира в виде такого сочетания двух слов, в котором одно выступает как главное, а второе - как зависимое.

Сочинение передает отношения между фактами объек­тивного мира в виде такого сочетания слов, в котором все сло­ва выступают как равноправные по отношению друг к другу.

^ ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СВЯЗИ СЛОВ

В сфере подчинения все многочисленные конкретные отно­шения традиционно сводятся к трем типам: атрибутивные (опре­делительные) отношения (указывают на предмет и его при­знак), объектные отношения (указывают на действие и пред­мет, на который действие переходит прямо или косвенно или только ориентируется на него), обстоятельственные отношения (указывают на действие и его признак или на признак при­знака).

Каждый тип синтаксических отношений состоит из ряда частных грамматических значений. Так, атрибутивные отно­шения охватывают такие частные значения, как качествен­ный признак предмета, обозначающий внутренние свойства предмета (большой дом, каменный дом, дом в три этажа, маль­чик пяти лет), качественному признаку соответствует вопрос какой?; количественный признак предмета, указы­вающий на количество или порядок предмета при счете (пятый том, десяти книг), количественному признаку соответствуют во­просы который?, сколько?; признак по принадлеж­ности (мой портфель, дом, отца, заячий след), этому признаку соответствует вопрос чей?

В сфере объектных отношений также объединяется ряд част­ных грамматических значений, отражающих направленность действия или признака на предмет: прямо-объектные от­ношения (купить картину, съесть яблоко, выпить молока); кос­венно-объектные (возвратить учителю, ударить о землю, писать карандашом, поссориться с другом, говорить о литера­туре); субъектные, при которых зависимое слово обознача­ет предмет, производящий действие (произносится доктором, опрокинут ветром, тебе не догнать, мне нужно уехать и т. п.).

В сфере обстоятельственных отношений выделяются каче­ственно-обстоятельственные значения, значения образа действия (говорить тихо, идти быстро, взглянуть при­ветливо); временные значения (заниматься ночью,учить­ся год, отдыхать летом, встать рано); пространственные значения (кричали вокруг, выскочить из лесу, ехать полем,

жить в городе); причинные значения (покраснеть от волнения, не пришел из-за болезни); целевые значения (уехать для лечения, подарить на память, поехать лечиться); значения степени (очень устать, вдесятеро увеличить, вы­полнить вдвое); значения условия (при пожаре звоните, при нападении защищайтесь); значения уступки (несмот­ря на дождь, гуляли; вопреки предположению, потеплело).

Все это основные, специфические значения атрибутивных, объектных, обстоятельственных отношений.

Помимо основных, встречаются синтаксические отношения смешанного типа, объединяющие значения разных синтаксиче­ских отношений. Так, на атрибутивные отношения могут насла­иваться: пространственные значения (дверь на балкон - ка­кая? и куда?; город у моря - какой? и где?); временные значения (путевка на месяц - какая? и на какое вре­мя?; день вчера - какой? и когда?); целевые значения (борьба за свободу - какая? и с какой целью?; сорев­нование за выполнение плана - к а кое? и с какой целью?); причинные значения (пропуск по болезни - какой? и по какой причине?; драка из-за мяча - какая? и поче-м у?) и т. п. Возможно также совмещение значений пространст­венного (обстоятельственного) и объектного (хранить в бу­мажнике - где? и в чем?; поставить на поднос - куда? и на что?); причинного и объектного (опоздать из-за ребенка - почему? и из-за кого?; ссориться из-за соседа - поче­му? и из-за кого?).

Совмещение у словоформы двух синтаксических значении есть результат перемещения словоформы из сферы обычного для нее функционирования, прямого значения, в сферу иную, порождающую многозначность синтаксического значения.

Так, в предложении ^ Дверь в землянку была открыта сло­воформа в землянку совмещает два значения: обстоятельствен­ное и определительное (куда? и какая?). В результате чего появились эти значения? Первичная функция этой словофор­мы - обстоятельственная (при регулярной зависимости от гла­гола: дверь вела в землянку; дверь, ведущая в землянку). При отсутствии глагола возникают новые сочетания типа: дверь в землянку, мост через Днепр, город у моря, которые отлича­ются от обстоятельственных, во-первых, лексико-грамматически-ми свойствами главного слова (глагол заменился существи­тельным), во-вторых, грамматическим значением зависимых словоформ (появилось определительное значение при сохране­нии прежнего обстоятельственного).

При анализе словоформ с совмещенным значением следует различать два случая: 1) многозначность членов предложения, 2) синкретизм членов предложения.

Рассмотрим первую группу примеров (многозначные члены предложения): ^ Дверь в землянку была приоткрыта (Симо­нов); Немецкий бомбардировщик пикировал на мост через Днепр (Симонов); Не могу припомнить, как я узнал эту историю о парижском мусорщике Жане Шамете (Паустов­ский); Этот эпиграф подходил бы для книги о писательском труде (Паустовский).

Выделенные словоформы в названных предложениях упот­реблены во вторичной функции и имеют совмещенные значения: определительные и обстоятельственные или объектные. Причем определительное значение является основным, так как все эти словоформы зависят от существительного и поясняют его. Поэтому их следует считать определениями, имеющими доба­вочные значения обстоятельств или дополнений.

Рассмотрим вторую группу примеров: ^ Кровь снова густо прихлынула к щекам Давыдова, но он взял себя в руки (Шолохов); Сквозь дремоту я слышал надоедливое дребезжание рессоры, потом шум воды около мельницы , лай собак (Паустовский); В хате пахло топленым молоком (Паустовский).

Выделенные словоформы в данных предложениях также имеют совмещенное значение (совмещаются значения дополне­ния и обстоятельства), но изменение в синтаксическом значе­нии словоформ не сопровождается изменением в лексико-грам-матическом значении главного слова

От многозначности и синкретичности членов предложения следует отличать омонимичность синтаксических построений (как мы видим, при работе с синтаксической семантикой воз­никают те же проблемы, что и при работе с лексическим зна­чением слова). Рассмотрим ряд примеров. Они [гвоздики] в изобилии цвели на поляне перед крыльцом (Паустов­ский); Сначала сразу за Могилевом пошли поля с перелеска­ми (Си м о н о в); Синцов долго не мог ни у кого узнать, когда же пойдет поезд на Минск (Симонов); Создадим колхоз-ги­гант из восемнадцати сельсоветов (Шолохов). Выделенные члены предложения могут быть разобраны двояко: либо как определения (с оттенками обстоятельства или дополнения) - поляна перед крыльцом, поля с перелесками, поезд на Минск, колхоз из восемнадцати сельсоветов; либо как приглагольные члены - обстоятельства, дополнения - цвели перед крыльцом, поезд пойдет на Минск, создадим из восемнадцати сельсоветов или подлежащее пошли поля с перелесками (поля и перелески).

Следует подчеркнуть, что в этих случаях возможность дво­якого разбора обусловлена не многозначностью данного члена предложения, как в двух предыдущих группах, а структурой самих предложений

Сочинительная (хлеб и соль)

Подчинительная

· согласование (зависимое слово принимает грамматические х-ки главного): на семи ветрах, красивая девочка

· управление (гл.слово диктует х-ки зависимому, но не свои собственные): чтение книг - чтению книг

· примыкание (связь преимущественно семантическая, нет показателей внутри слова

3) Координация (или предикативная связь, или взаимное подчинение):

· некоторые сочетания числительного с существительным: два стола (числительное диктует характеристики падежа и числа, а существительное – рода), две парты.

· подлежащее и сказуемое. Очевидно, что подлежащее управляет сказуемым (диктует ему признаки лица, числа и рода, либо – если сказуемое является существительным – только числа). Влияние сказуемого заметить сложнее. Оно заключается, например, в том, что существительное приобретает форму именительного падежа. В некоторых неиндоевропейских языках может быть выбор между падежами подлежащих.

Например, в грузинском наблюдается такая зависимость от времени и семантики сказуемых. Mama (именительный падеж) uhurebs – Отец смотрит. Mamam (эргативный падеж) aashena sakli (именительный) – Отец построил дом (именно в прошедшем времени).

35. Словосочетание и предложение: предикативные, атрибутивные, объективные, релятивные словосочетания; синтаксические связи в словосочетаниях.

Наибольшее признание в современном языкознании находит точка зрения, согласно которой предметом синтаксиса являются и словосочетание и предложение. Она находит свое выражение в синтаксическом учении академика Виноградова. Он обратил внимание на то, что содержание предложения всегда актуализировано, соотнесено с действительностью, с актом коммуникации: предложение обязательно содержит ту или иную модальную и временную характеристику сообщаемого. Именно в комплексе грамматических значений, соотнесенных с актом речи, опирающихся на него и его отражающих, Виноградов увидел грамматическую сущность предложения. Этот комплекс грамматических значений, всегда имеющий формальное выражение, он назвал предикативностью.

Таким образом, различие между словосочетанием и предложением может быть сформулировано как различие между непредикативной и предикативной синтаксическими единицами. Это различие коренное, фундаментальное. Все другие различия или производны от данного или не всеобщи. Так, производным от признака предикативности/непредикативности является признак различия в функциях предложения и словосочетания, а именно: функция коммуникативной единицы у предложения и неспособность словосочетания выступать в этой функции.

Слова в речевой цепи не представляют простую последовательность, а находятся в определенных отношениях друг к другу. Каждое слово связано не сразу со всеми словами предложения, а непосредственно с каким-либо одним самостоятельным словом. Это является основной идеей при выделении словосочетаний. Сочетание слов происходит на основе сочинительной или подчинительной связи между ними.

В сочинительных словосочетаниях ввиду функционального единства их компонентов общие грамматические категории компонентов одинаковы, т.е. в таких словосочетаниях объединены слова, относящиеся к одной и той же части речи (мать и отец, высокий, но худой; motina ir tėvas, aukštas, bet plonas). Более многочисленны и разнообразны по своей структуре подчинительные словосочетания. Они образуются распространением слова в соответствии с его семантическими и грамматическими свойствами формой другого слова. В подчинительном словосочетании одно из знаменательных слов является главным, центром словосочетания. Система форм и связей внутри подчинительных словосочетаний зависит от грамматической природы главного компонента и от его семантики. Различают несколько видов отношений между членами словосочетания.

Главное из них – предикативное . Это отношение выражает зависимость двух членов с обязательной связью времени и наклонения. Через категорию времени речь связывается со своим содержанием, а через категорию наклонения – со своей целевой установкой. Это и составляет предикативное отношение. Предикативными могут быть как внешние синтагмы (Солнце светит, Saulė šviečia), так и скрытые (Дождит, Lyja), но не могут быть внутренние (домик, namukas).

По характеру выраженного в них отношения непредикативные синтагмы могут быть:

· Атрибутивными , определяющей член которых называет какой-нибудь признак определяемого вне категорий времени и наклонения (зеленая трава, žalia žolė);

· Объективными , определяющий член которых называет что-нибудь не содержащееся в самом определяемом, но связанное с этим определяемым объектным отношением (выпил чаю, išgėrė arbatos);

· Релятивными, определяющий член которых либо называет какой-нибудь признак определяемого, либо называет что-либо не содержащееся в самом определяемом, но связанное определенным отношением (быстро бежит, greitai bėga).

Выражение отношения членов друг к другу может быть обозначено тремя возможностями: согласованием, управлением и примыканием . Согласование – это тот вид связи, когда грамматические значения определяемого повторяются в определяющем, хотя бы формы были и различны (белого хлеба, baltos duonos). Управление – это тот вид связи, когда одни грамматические значения определяемого вызывают в определяющем другие, но вполне определенные грамматические значения (вижу собаку, matau šunį). Примыкание – это такой вид связи, когда налицо нет ни согласования, ни управления, но отношение выражается либо позиционно через порядок слов, либо интонационно, путем повторения мелодического тона или посредством паузирования.

36. Словосочетание: синтаксическая связь и виды синтаксических связей.

Словосочета́ние - это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, ка­чества, действия и др.).

Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию (входит в речь) только в составе предложения.

Общепризнанно, что к словосочетаниям относятся соединения слов на основе подчинительной связи (связи главного и зависимого членов). Некоторые исследователи признают также сочинительные словосочетания - сочетания однородных членов предложения.

Отношение между членами синтагмы выражаются всегда каким-либо способом, что проще всего установить на синтагмах в составе простого предложения. Выражение отношения членов друг к другу для простого предложения может быть обозначено тремя возможностями: согласованием, управлением, примыканием (подчинительная связь).

Согласование – это вид связи определяемого и определяющего, когда грамматические значения определяемого повторяются в определяющем, хотя бы формы были и различны. Белому хлебу – согласование в мужском роде в дательном падеже и единственном числе в двух разных членах показаны по-разному: в хлебу дательный падеж и число показаны флексией –у, а в белому инй флексией –ому. Может быть и согласование, ограниченное определенной категорией, так в она играет есть согласование только в числе и лице – нет согласования полностью.

Управление – это тот вид связи определяемого и определяющего, когда одни грамматические значения определяемого вызывают в определяющем другие, но вполне определенные грамматические значения. Переходность есть грамматическое значение, присущее глаголу-сказуемому, оно вызывает в прямом дополнении-существительном винительный падеж, что не может быть грамматическим свойством глагола. Управление может прямым (вижу собаку) и опосредованным, предложным (гляжу на собаку).

Примыкание – это такой вид связи определяемого и определяющего, когда налицо нет ни согласования, ни управления, но отношение выражается либо позиционно через порядок слов, либо интонационно, путем повторения мелодического тона или посредством паузирования.

37. Предложение: строение и виды.

Синтаксис (от греч. Σύνταξη - построение, порядок, составление) - раздел языкознания, изучающий построение связной речи и включающий две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении.

В синтаксисе решаются следующие основные вопросы:

6. соединение слов в словосочетания и предложения;

7. рассмотрение видов синтаксической связи;

8. определение типов словосочетаний и предложений;

9. определение значения словосочетаний и предложений;

10. соединение простых предложений в сложные.

Синтаксисом называется часть грамматики, которая имеет дело с единицами более протяженными, чем слово, - словосочетаниями и предложениями. Предложение имеет более сложную иерархическую структуру, чем слово. У предложения есть способность к неограниченному усложнению. Синтаксическое описание – это множество правил, которые характеризуют синтаксический компонент знания языка. При составлении этих правил используется грамматический метаязык. Синтаксис имеет две основные задачи: описательную и объяснительную. Слово «синтаксис» начали употреблять стоики для обозначения логической структуры высказываний. Синтаксическая типология – научное направление, изучающее сходства и различия структуры предложения в языках мира. Синтаксическая парадигма – варианты одного и того же предложения или словосочетания.

Предложение является одной из единиц при изучении синтаксической системы языков. Через предложение осуществляется основная функция языка – коммуникативная.

С точки зрения смысловой предложение характеризуется относительной завершенностью передаваемого им сообщения и обладает поэтому коммуникативной автономностью. Предложение представляет собой закрытую систему, элементы которой структурно организованы определенными языковыми средствами.

Каждое предложение обладает предикативностью, т.е. отношением содержания высказывания к действительности, устанавливаемое в момент речи. Главным признаком, отличающим предложение от слов и словосочетаний, является наличие в нем именно предикативности. Слово или словосочетание может стать предложением, обретя этот признак. Предикативность выражается определенными языковыми средствами. Наиболее распространенным в языках является глагольная форма, в которой находят выражение частные грамматические категории лица, времени и наклонения. Универсальным способом выражения смысловой завершенности, предикативности и модальности предложения выступает интонация в ее различных видах.

Предложение – это высшая единица грамматического строя, в которой реализуются все оттенки грамматических значений единиц более низших. С одной стороны, предложение представляет собой синтаксическую структуру, обладающую предикативностью, а грамматическое членение синтаксической структуры не зависит от ситуации, от содержания сообщения, от интонации, т.е. грамматическое членение объективно и статично. С другой стороны, предложение как коммуникативная единица представляет собой смысловую структуру, отражающую определенную коммуникативную цель, которая возникает в процессе общения. Смысловая структура как коммуникативная единица зависит от ситуации, в которой формируется сообщение, и от отношения говорящего к содержанию сообщения.

По своей структурной схеме разграничивают простые и сложные предложения. Типы простых предложений характеризуются наличием одной предикативной основы, типы сложных предложений – наличием двух и более предикативных основ.

Простые предложения в своем большинстве распадаются на два основных типа по составу членов предложения: односоставные и двусоставные. Структурную основу односоставных предложений составляет один член предложения, который может быть распространен, т.е. являться главным компонентом словосочетания. На материале русского языка односоставные предложения представлены тремя типами, выделяемыми в зависимости от лексико-грамматической природы члена предложения:

· Именной тип (Тишина. Tyluma).

· Глагольный тип может быть дифференцирован на спрягаемо-глагольный (Звонят. Skambina) и инфинитивный тип (Встать! Atsikelti!)

· Наречный тип (Грустно. Liūdna.)

Структурную основу двусоставных предложений образуют подлежащее и сказуемое. Это наиболее распространенный в языках вид предложений.

Сложные предложения функционально подобны простым, т.е. выступают как целостные коммуникативные единицы. При характеристике сложных предложений существенно противопоставить способы связи их частей, в соответствии с чем разграничиваются бессоюзный и союзный типы сложных предложений. По существу бессоюзные предложения содержат несколько простых предложений, объединенных интонационно. Функция союзов в предложениях – выражать смысловые и синтаксические отношения между частями конструкций. Смысловая дифференциация союзов дает формальное основание для разграничения явлений сочинения и подчинения.

В сложносочиненных предложениях части независимы друг от друга. Употребляются соединительные, противительные, разделительные, пояснительные, градационные и присоединительные сочинительные союзы. Сложноподчиненное предложение состоит из двух частей, причем одна часть зависит от другой. Независимая часть называется главной, а зависимая – придаточной. Части СПП соединяются при помощи подчинительных союзов и союзных слов, которые находятся в придаточной части. Союзные слова являются относительными местоимениями, которые могут стоять в разной форме, и местоименными наречиями. В отличие от союзов союзные слова не только служат средством связи частей СПП, но и являются членами предложения в придаточной части. Придаточная часть может относиться ко всей главной части в целом или к определенному слову в ней (таким придаточные называются присловные). Придаточная часть может занимать различные позиции по отношению к главной: находиться в препозиции, интерпозиции или постпозиции.

Придаточные предложения делятся на следующие группы: определительные, изъяснительные, обстоятельственные и присоединительные.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Советы по строительству и ремонту