Советы по строительству и ремонту

Разработка открытого урока по предмету

«Основы агрономии»

в группе Т/М - 20 по специальности «Тракторист машинист сельскохозяйственного производства»

Тема урока:

«Сорные растения и меры борьбы с ними»

Разработала преподаватель

Д.А. Стрельцов

с. Боровской 2015

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учебной информации посредством элементов модульной технологии и интерактивного включения обучающихся в образовательный процесс.

Цели:

  • сформировать понятие сорные растениях и растения засорители сельскохозяйст-венных посевов;
  • ознакомить с классификацией сорных растений по способу питания, размножения и продолжительности жизни;
  • сформировать представление о способах учета сорных растений в посевах культурных,
  • сформировать представление о мерах защиты культурных растений от сорняков;
  • продолжить формирование коммуникативных способностей, информационной компетентности, выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Планируемые результаты:

обучающиеся в ходе урока должны:

  • давать определение сорные растения и растения засорители;
  • уметь обосновывать разнообразный вред, причиняемый сорными растениями культурным;
  • делать выводы о том, почему трудно бороться с сорными растениями;
  • иметь представление об экономических порогах вредоносности сорных растений и их классификации;
  • описывать способ учета сорных растений;
  • иметь представление о методах защиты культурных растений;
  • пользоваться различными источниками информации;
  • работать в парах.

Основные термины и понятия: сорные растения, прямой и косвенный вред сорных растений, классификация сорных растений, технологии защиты культурных растений от сорных трав.

Межпредметные связи: биология – фазы развития растения, химия – правила безопасной работы с ядохимикатами.

Материально-техническое оснащение :

  1. Литература: учебник Третьяков Н.Н. “ Агрономия” стр. 133-134.
  2. Видеоролик «Сорные растения»
  3. Электронная презентация по теме в программе Netobook
  4. Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.
  5. Программные средства: Word, Nоtеbook
  6. Карточки-задания.

Х ОД У Р О К А

  1. 1. Организационный момент.

1.1. Проверка присутствующих.

1.2. Проверка готовности к уроку.

Учебный материал с указанием задания

Руководство по усвоению материала

Цель: в результате овладения содержанием модуля вы должны сформировать знания о сорных растениях, способах их распространения, о разнообразном вреде, причиняемом сорными растениями культурным; о способах учета сорных растений и пороге их вредоносности в зависимости от классификации, о методах защиты культурных растений.

Внимательно прочитайте цель урока.

Повторение изученного.

Цель: проверить усвоение основных понятий по обработке почвы, связать приемы обработки почвы с защитой культурных растений от сорняков.

Задание №1,2,3 - выполняется отдельными обучающимися на интерактивной доске.

Установите соответствие приемов обработки почвы.

Прием обработки почвы

Буква

Боронование

Культивация

Прикатывание

Дискование

Коллективная работа группы по проверке правильности выполнения заданий.

Задание 1,2,3-оцениваются отдельно преподавателем.

Работа самостоятельно в тетради для контрольных работ – выполните тест.

Проверка результатов работы.

За каждый правильный ответ - 1 балл

Устный ответ по тетради один обучающийся, остальные проверяют и выставляют баллы в оценочный лист.

Вред причиняемый сорняками

Цель: сформировать понятие сорные растениях и растения

засорители сельскохозяйственных посевов;

  • доказать, что сорные растения наносят культурным растениям ощутимый вред, выражающийся снижением урожайности и качества урожая;

Задание: прочитайте текст учебного материала на стр. 1-2 и ответьте на вопросы.

  1. Почему одни и те же виды растений называют лечебными, пищевыми, сорными? (Приведите примеры)
  2. Какой прямой вред, причиняют сорные растения культурным?
  3. Объясните косвенный вред, причиняемый сорными растениями культурным.

Работа самостоятельно с учебным материалом

Проверка выполнения работы

За каждый правильный ответ на вопрос - 1 балл выставить в оценочный лист.

Биологические особенности сорных растений.

Цель: раскрыть биологические особенности сорных растений, позволяющие им успешно конкурировать с культурными растениями;

Задание: пользуясь текстом учебника на стр. 67-68, ответьте на вопрос.

1. Почему очень трудно бороться с сорными растениями?

Критерии оценки: 3 балла за правильный ответ

2- балла за 1 ошибку.

1- балл за 2 ошибки.

0- баллов за три и более.

Работа самостоятельно в тетради

Работа с группой, проверка выполнения задания.

За правильный ответ на вопрос - 3 балла.

Классификация сорных растений

Цель: иметь представление о классификации сорных растений по способу питания, размножения, и продолжительности жизни;

Задание: Заполните схему №1(на отдельном листочке)

Критерии оценки: 3 балла за правильное составление схемы.

2- балла за 1 ошибку.

1- балл за 2 ошибки.

0- баллов за три и более.

Заполнить схему, используя учебный материал, сравните с эталонным ответом на доске.

За правильное

составление схемы - 3 балла выставить в оценочный лист.

Экономический порог вредоносности и способ подсчета сорных растений

Цель: иметь представление об экономических порогах вредоносности сорных растений и способе их подсчета;

Задание: пользуясь таблицей вредоносности сорных растений на интерактивной доске и в учебнике стр 76 дайте ответ на следующий вопрос:

1. От чего зависит порог вредоносности сорных растений?

2. Решите задачу:

Подсчет всех сорных растений проводился в посеве яровой пшеницы площадью 10 га, при этом получены следующие значения

1. подсчет- 3 растения;

2.подсчет -5 растений;

3. подсчет -2 растения;

4. подсчет- 1 растение;

определите порог вредоносности сорных растений в посевах и дайте рекомендации по целесообразности проведения истребительных мероприятий (обработка гербицидами).

Ответы написать в тетрадь.

За правильный ответ на вопрос - 1 балл.

При решении задачи пользуйтесь материалом учебника и таблицей на стр. 76. За правильное решение задачи 1 балл.

Баллы выставить в оценочный лист.

Классификация способов борьбы с сорняками

Цель: иметь представление о способах борьбы с сорной растительностью в посевах культурных растений.

Задание 1 согласно таблицы изучите способы борьбы с сорной растительностью по учебному материалу №

таблица-Классификация способов борьбы с сорняками

1.

2.

3.

4.

Самостоятельная работа с учебным материалом.

После изучения материала выполнить задание №2.

Работу выполнить в таблице.

Работа с группой, проверка выполнения задания с места.

Критерии оценки: 5 баллов-10-9 правильных ответов; 4 балла-8 правильных ответов; 3 балла-7 правильных ответов; 2 балла-6 ответов.

Подведение итогов урока.

Оценочный лист

Фамилия, имя

Критерии оценки: 20 баллов -5 оценка

14 баллов -4 оценка

8 баллов -3 оценка

3 балла -2 оценка

2. Домашнее задание стр. 140 – 146

Заполнить на отдельном листке, сдать преподавателю.

Задание на интерактивной доске по теме: «Приемы обработки почвы»

Задание №1 Игровой момент: «Черный ящик» (на интерактивной доске)

По нескольким предложениям угадайте, что спрятано в Черном ящике.

(проверка правильности ответа проводится удаление передней стороны черного ящика)

1. Это прием обработки почвы.

2. Он не является основным приемом обработки.

3. Этот прием проводят до посева культур, после посева и для ухода

за отдельными культурами.

4. Почву обрабатывают в основном на глубину до 8 см.

5. Цель этого приема выровнять и разрыхлить поверхность почвы, уничтожить всходы сорных растений.

6. Когда этот прием проводят рано весной, то его часто называют

закрытием влаги.

7. Для проведение этого приема используют игольчатые, сетчатые и зубовые

Задание №2 Установите соответствие (на интерактивной доске)

Переместите приемы обработки почвы в соответствии с их характеристикой, (проверка правильности ответа проводится на слайде удаление невидимых прямоугольников).

Задание №3 Установите соответствие приемов обработки почвы (на интерактивной доске)

Задание на карточках по теме «Приемы обработки почвы»

Задание №4 (индивидуальное)

Установите соответствие приемов обработки почвы.

Прием обработки почвы

Краткая характеристика приемов.

Буква

Боронование

Выравнивает поверхность почвы, улучшает контакт семян с почвой и ускоряет их прорастание.

Культивация

Прием часто применяют на вспаханных полях для разделки крупных глыб, а также для измельчения корневищ сорных растений.

Прикатывание

Цель этого приема выровнять и разрыхлить поверхность почвы, чтобы предотвратить капиллярное испарение влаги, уничтожить сорняки в фазу ниточки.

Дискование

Прием обработки почвы особенно необходим перед посевом, чтобы создать выровненное «плотное ложе» для семян культуры.

Во время вегетации на пропашных культурах прием используют для борьбы с сорняками.

ОТВЕТ на задание:

Прием обработки почвы

Краткая характеристика приема

Задание № 2 Дайте утвердительный или отрицательный ответ на следующие утверждения:

1. Истощение –это многократное подрезание сорняков рабочими органами культиваторов.

2. Удушение –это вытаскивание на поверхность корней сорняков рабочими органами культиваторов.

3. Довсходовое боронование - это боронование по всходам.

4. Очистка семенного материала, относится к физическим мерам борьбы с сорными растениями.

5.Химические меры борьбы не безопасны для окружающей среды.

6. Удобрения увеличивают конкурентоспособность культурных растений.

7. Гербициды бывают только сплошного действия.

8.Выжигание поля после уборки урожая- относится к экологическим мерам борьбы с сорной растительностью.

9.Картирование- это создание карт с нанесенными на них сведениями о количестве сорных растений и их плотности.

10. Приемы обработки почвы выравнивание, шлейфование дают хороший эффект в борьбе с сорняками.

Ответ на задание:

№ вопроса

Ответ (да или нет)

Фамилия, имя обучающегося______________________________________

Оценочный лист заполняется систематически после проверки выполнения заданий по каждому Учебному элементу, в конце урока все баллы по всем элементам складываются и выводится итоговый балл.

Критерии оценки по итоговому баллу: ОЦЕНКА 5 - 20 баллов

4 - 14 баллов

3 - 8 баллов

2- 3 балла

Оценочный лист

Фамилия, имя

«Географическая характеристика Африки» - Исследователи. Физико-географическое положение. Письма. Река Нил. Африка. Исследования финикийцев. Мунго Парк. Пустыня Сахара. История исследования. Континент преобладания равнин. Снимки из космоса. Древнейший материк мира. Карфаген. Васко Да Гама. Положение материка. Бартоломеу Диаш. Крайние береговые точки.

«Некрасов Н.А.» - Бурлаки на Волге. С картины И. Крамского. Что за дело? Поля опустели, Только не сжата полоска одна… Сжалился. По стенам гуляющие мухи. С картины В. Перова. Служил ты хозяину много, В последний разок послужи!... Привал арестантов. «Школьник». Похороны крестьянина. «Несжатая полоса». А.Н. Некрасов, Автобиографические наброски.

«История Дня святого Валентина» - Наибольшей популярности "валентинки" достигли к восемнадцатому веку. Валентинки. Венера давала Психеи невыполнимые задания. Валентин стал не только молиться о здоровье своих пациентов. В этот день все поздравляют друг друга. Прекрасный праздник. Скоро День Святого Валентина. Что такое День Святого Валентина.

«Индийская культура» - Основные религии Древней Индии. Росписи в пещерах Аджанты. Индуизм охватывает широкое многообразие верований и обрядов. Пещерный храм Эллора. Индуизм. Основные практики и верования. Буддизм. Состоит из индуистских и буддистских павильонов. Кастовое строение общества. Назовите сходства и отличия: Пещерный монастырь Аджанта.

«Сложение и вычитание величин» - Пете и Вове нужно развесить скворечники. Сложение и вычитание величин. Сумма. Какую гирю поставил Петя. У Вовы и Пети есть гири. Слагаемое. Математика. На какие группы можно разбить эти равенства. На каждом дереве должен быть один скворечник. Помоги Кате решить задачу. Сложение и вычитание.

«Композиции из геометрических фигур» - Квадрат. Воздушный шарик из овала. Снеговик. Домик из квадрата и треугольника. Треугольник. Колпак из треугольника. Овал. Стол из овала и прямоугольников. Трапеция. Машина из прямоугольников. Смешная рожица. Окно из квадрата. Ёлочка из треугольников. Круг, квадрат, треугольник, трапеция, прямоугольник, овал.

Всего в теме 23688 презентаций

Урок Сорные растения 7 класс

Пояснительная записка.

Изучение сорных растений могут обеспечить выполнение многих образовательно - развивающих и воспитательных задач: выявление многообразных черт приспособленности к произрастанию в различных растительных сообществах, расширить и углубить знания об особенностях строения и жизнедеятельности растительных организмов. Ученики сельской школы должны быть вооружены знаниям о рациональной борьбе с сорной растительностью.

* сформировать понятия о сорных растениях как обязательной части растительности и роли сорняков в растительном покрове и в с/х производстве;

*доказать, что сорные растения наносят культурным растениям ощутимый вред;

*раскрыть биологические особенности сорных растений, позволяющие им успешно конкурировать с культурными растениями;

* ознакомить с классификацией сорных растений по месту произрастания;

*сформировать представление о мерах защиты культурных растений от сорняков;

*доказать, что сорные растения могут быть полезны для человека;

*продолжить формирование коммуникативных способностей, информационной компетенции.

Планируемые результаты :

А) предметные :

обучающиеся в ходе урока должны:

*давать определение сорные растения;

*уметь обосновывать разнообразный вред, причиняемый сорными растениями культурным;

*делать выводы, почему трудно бороться с сорными растениями;

*иметь представление о классификации сорных растений по месту произрастания, по биогруппам;

*иметь представление о методах защиты культурных растений;

Б) метапредметные :

*развивать умение проводить наблюдения;

*развивать память, кругозор, внимание, логическое мышление и умение работать с иллюстрациями;

*пользоваться различными источниками информации;

В) личностные :

*формирование элементов коммуникативности в общении и сотрудничестве в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе познавательной деятельности;

*умение работать в парах.

Основные термины и понятия ; сорные растения, прямой и косвенный вред сорных растений, классификация сорных растений, технологии защиты культурных растений от сорных трав.

Деятельность учащихся: анализировать информацию, рисунки, презентации и гербарный материал; ставить вопросы; полно и точно выражать свои мысли; устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.

Межпредметные связи: биология - фазы развития растений, химия - правила безопасной работы с ядохимикатами.

Материально-техническое оснащение:

1.Литература

2.Электронная презентация по теме в программе

3.Мультимедийный проектор, компьютер.

4.Программные средства: Word, Notebook.

5. Карточки- задания

6. Гербарии сорных растений.

7. Рисунки сорняков.

Ход урока.

Я рада приветствовать вас на своем уроке.

Мы с вами осваиваем науку о растениях, которые нас кормят, украшают нашу жизнь. Кое-что вы ухе знаете, но еще больше предстоит узнать.

1.Каким общим словом называют растения, которые человек выращивает у себя на огородах, цветниках, в садах? (культурные )

2.Какую еще можно выделить группу растений, которые растут без помощи человека? (дикорастущие )

Я думаю, что мы с вами относимся к культурным созданиям, поэтому будем внимательны и активны на уроке. Итак, самое время приступить к теме. (шум за дверью )

Ребята, вам не показалось, что кто-то стучит? (входит сорняк)

Ах, не ждали? Как - же так?

Представляюсь: я сорняк!

Я зловредный, я ужасный,

Воевать со мной напрасно! (уходит)

Кто здесь был? Сорняк? А вы знаете, что такое сорняки?

Почему они так называются?

(Дикорастущие растения, которые рассеиваются по посадкам культурных растений и мешают им нормально расти)

А почему сорняки так называются? (от слова сор, который разбросан где не нужно, создает неряшливый вид и мешает)

Какие сорняки вы знаете? (называют) Как же их много! А где они растут?

Действительно, сорных растений очень много. Сорная растительность - это группа растений, произрастающих на обрабатываемых почвах среди культурных растений, на обочинах дорог, на пустырях, то есть в таких местах, где они испытывают косвенное или прямое воздействие человека. Их называют спутниками человека, так как их появление и распространение связано с деятельностью человека.

По месту произрастания их классифицируют на:

1)Полевые (сегетальные). Они произрастают на обрабатываемых почвах - полях, огородах, садах. Они растут среди культурных растений или вблизи них. Размножаются семенами или вегетативно. Характерно, что их семена прорастают не одновременно, в течении нескольких лет не теряют всхожесть. Семена и плоды имеют разное приспособление к распространению (череда, одуванчик). Многие размножаются корневищами (мать-и-мачеха, пырей).

2) Пустырные (рудеральные ) поселяются вблизи жилья человека, дворов, у заборов, на пустырях. Пустырные растения растут на необрабатываемых почвах.

3)Придорожные Растения этих мест приспособились к вытаптыванию человеком и животными, к выщипыванию птицами и скотом. Поэтому они низкорослые, с упругими стеблями. У одних стебли укорочены и прикорневые розетки листьев (подорожник), у других длинные ползучие стебли с мелкими листьями (спорыш) или прямостоячие стебли с сильнорассеченными листьями (пастушья сумка).

Сорные растения классифицируют по биогруппам следующим образом:

а) стеблевые (повилики);

б) )корневые (заразиха).

а) однолетние, двухлетние

(дикая редька, донник лекарственный)

б) многолетние

(пырей ползучий, свинорой пальчатый, цикорий обыкновенный).

Много ли семян дают сорняки?

Вы все видели одуванчик, подорожник, осот. Большинство сорных растений дает очень много семян. Пастушья сумка (1растение) - 73000семян, одно растение осота -40000 семян, одно растение донник - 17000 семян. На участке 4,5 м2 может вырасти такое количество семян осота, которого хватит для забурьянивания 50 га посева. В пахотном слое почвы на 1 га содержится 700-800млн. семян различных сорняков. Если на 1 га высевается 4-5 млн. семян пшеницы, то на каждое высеянное зерно приходится примерно 200 семян сорняков.

Семена сорняков обладают такой всхожестью, что семена культурных растений могут им позавидовать. Сорняки имеют очень высокую плодовитость и всхожесть, не успеют упасть в землю, как тут же появляются всходы. А если семя глубоко и взойти нет сил. То оно может пролежать несколько десятков лет в земле. Представляете?

-Кто помогает рассеивать семена сорных растений ? (ответы )

Помощников много, да и устроены семена так, что легко переносятся ветром, цепляются за шерсть животных, а затем за почву, семена некоторых сорных растений похожи на семена культурных растений.

Многие растения распространяются не только в соседние огороды, но и на другие континенты. Всем хорошо знаком ПОДОРОЖНИК БОЛЬШОЙ.

Ранее это растение обитало только в Евразии. Однако вскоре после колонизации Америки индейцы стали на своих тропах обнаруживать необычную траву с широкими листьями, которые прозвали «след белого человека». Как же это получилось? Оказывается, растения тоже путешествуют. Перед отъездом в Новый свет переселенцы ходили по дорогам Европы, и к их обуви прилипли семена подорожника. Обувь мыть было некогда - предотъездная спешка. Так на сапогах переселенцев семена и доехали до Америки, попали на тропы индейцев. Нашли там благоприятные для себя условия, прижились. С тех пор подорожник большой - одно из самых обычных растений Америки.

История обычной ромашки похожа на предыдущую. Родина этого растения Америка. Давным-давно как сорняк она попала вместе с зерном в трюм парохода, затем по железной дороге. В вагонах были щели, и мелкие семена ее рассеялись вдоль железнодорожного полотна. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травкой. Так она попала в Россию.

-Какой же вред приносят сорняки? (ответы)

В сельском хозяйстве сорняки наносят большой вред. Они иссушают и обедняют почву, отнимают у культурных растений влагу и пищу, заглушают посевы, затрудняют уборку урожая.

На них живут и размножаются многие вредные насекомые и возбудители болезней, которые зачастую переходят на культурные растения. Потери от сорняков нередко превышают убытки, причиненные вредителями и болезнями, вместе взятыми.

Сорные растения снижают урожай культурных растений.

Какой еще вред приносят? Они затеняют культурные растения от солнца, а солнечные лучи крайне необходимы для нормального роста и развития растений.

Что будет происходить с растениями при недостатке солнечного света? (растения становятся бледными, так как не образуется хлорофилл, вытягиваются, плохо развиваются)

Культурные и сорные растения конкурируют друг с другом за воду, свет, питательные вещества. Но есть еще один интересный аспект этой конкуренции. Оказывается, растения чувствуют друг друга, влияют друг на друга без физического контакта. Просто присутствуя рядом, один вид растений может угнетать другой, ощутимо влиять на его развитие. Насколько сильно такое влияние и как это происходит - пытались выяснить канадские ученые в лабораторных и полевых испытаниях Опубликовано 08.2011г.)

Когда солнечные лучи попадают на листовую поверхность, часть инфракрасного излучения адсорбируется растением и используется в фотосинтезе, а часть отражается. Излучение, отраженное от сорных растений, попадает на культуру. Его можно сравнить с теннисным мячиком, который отскакивает от стены под разными углами. И, как оказалось, совершенно небольшие сорняки, которые выращивались в небольших горшочках вблизи культуры и напрямую не контактировали с ней, то есть между ними не было конкуренции за влагу и питание, влияли на процесс фотосинтеза в культурных растениях и даже останавливали его!

Засорение культурных полей зарослями сорняков усложняет обработку почвы.

Некоторые сорные растения вызывают отравление сельскохозяйственных животных

Многие аллергические заболевания людей вызываются пыльцой сорных растений (амброзия полыннолистная и др.)

-Подведем итоги (совместно формулируем вывод о отрицательной роли сорных растений)

Сорные растения:

*угнетают жизнедеятельность выращиваемых культурных растений;

*снижают качество урожая;

*происходит истощение почв;

Заросли сорняков - первичные резерваты вредителей и болезней сельскохозяйственных растений.

Разминка.

Знаете ли вы, что есть даже целая наука - сорняковедение .

Подробнейшим образом учеными разработаны меры борьбы с сорными растениями: это и вспашка, и культивация, и боронование, и севооборот, и химическая прополка с помощью гербицидов.

Как борются с сорняками ? (ответы)

Борьба с сорными растениями проводится в случае превышения экономического порога вредности. Приемы борьбы с сорняками:

А) Физические меры (выжигание и др.)

Б) Механические (прополка, высушивание и вымораживание; измельчение дисками, потом запашка после прорастания кусочков).

В) Химические (обработка химическими веществами, уничтожающими сорняки -ГЕРБИЦИДАМИ)

Г) Организационные: очистка семенного материала, своевременная уборка урожая, (меньше семян сорняков попадет); подготовка кормов к скармливанию.

Я ненавижу сорняки
За тупость, наглость их природную.
Они доводят до тоски,
Убийцы времени свободного.

Я уважаю сорняки
За их упорство, не капризнанность,
За то, что учат нас, враги,
Презренью к смерти, воле к жизни!

Сорные травы поистине являются головной болью всех огородников. Распространяясь с космической скоростью, дикие травы досаждают весь летний период. Чтобы избавиться от сорняков требуется много времени и сил. Но в тоже время эти надоедливые травки могут принести пользу и рассказать владельцу садового участка о свойствах почвы.

Чтобы узнать о свойствах земли , взгляните пристально на сорняки, которые заселяют ваш огород. Каждая видовая принадлежность сорного растения рассказывает о качестве и плодородности почвы, выступая своеобразным биоиндикатором. Чем выше плодородие почвы, тем стремительнее заполняют огород сорняки: лебеда, мокрица, бодяк полевой, подорожник, и др. Эти сорняки предпочитают плодородные почвы. На кислых почвах (легких, песчаных) растет хвощ полевой и болотный, щавель курчавый, василек луговой, лютик ползучий, нивяник и др. На щелочных почвах (глинистые, содержат много солей кальция, насыщены известью) растут вьюнок полевой, мак-самосейка, мать-и-мачеха. Истощенная почва страдает от недостатка гумуса, она очень плотная, кислород в нее почти не поступает. Растут: ярутка, пастушья сумка. Горчица полевая, ромашка пахучая, лапчатка гусиная и др.

Имея определенные знания о пристрастиях сорных трав, можно незамедлительно принять меры по улучшению характеристик почвы вашего огорода.

Знаете ли вы, что нас везде окружает еда ? Куда бы вы ни направились: в лес, в поле или в собственный сад, она повсюду. Она в буквальном смысле растет у нас под ногами, и многое из этого люди обычно называют сорняками. Оказывается, всеми гонимые сорняки вовсе не бесполезны, а, напротив, вкусны и полны витаминов.
Съедобных дикорастущих растений - более 1000 видов . Более того, в пищу годятся даже садовые цветы с клумб. И из всего этого можно приготовить изысканные и простые, низкокалорийные и питательные блюда: закуски, супы, вторые блюда, десерты, напитки. В голодные годы людей не раз выручали съедобные сорняки (крапива, лебеда и др.) Между тем во многих странах культивируют "дикарей", считая блюда из них деликатесами. Например, медуницу - в Англии; одуванчик - во Франции, Японии; стрелолист - в Китае; лебеду - в Индии. В Японии на многих крестьянских полях можно видеть заботливо ухоженные грядки лопуха или репейника.

Полвека назад и в нашей стране интерес к "дикарям" был тоже не праздным. Достаточно перевернуть страницы истории, чтобы убедиться в этом.

1942 г. принес страшную трагедию для города на Неве, когда он, будучи отрезанным от всей страны, получал продукты питания лишь по ледяной дороге, проложенной через Ладожское озеро и подвергавшейся бомбежкам. Люди умирали от истощения, авитаминоза. В июле того же года в Ленинграде (Санкт-Петербурге) вышла в свет книга авторского коллектива ботаников-специалистов "Главнейшие дикорастущие пищевые растения Ленинградской области", в которой подробно рассказывалось о 40 видах сорняков - "дикаре", пригодных к употреблению в пищу.

"Дикари" по содержанию питательных, физиологически активных веществ, витаминов не только не уступают огородным культурам, но и часто их превосходит. Всего 25 г зелени пастушьей сумки достаточно для удовлетворения суточной потребности взрослого человека в витамине "С".

В 100г листьев крапивы и лопуха содержится соответственно 270 и 350 мг этого витамина. Кроме того, семена пастушьей сумки содержат до 36, а осота - до 35% полезного растительного масла. На Кавказе, в Якутии, на Дальнем Востоке пекут лепешки и готовят растительные котлеты из семян подорожника, так как они питательны и богаты белком и крахмалом. Подобных примеров множество. Дикорастущие травы, богаты витаминами, - прекрасное дополнение к пище ранней весной и летом. Они могут быть использованы как самостоятельно, так и в смеси с привычными овощами: укропом, салатом, шпинатом, петрушкой, сельдереем, репчатым луком и т.д. в разнообразных сочетаниях. Приготовление салата из "дикарей" не вызывает затруднений, так как почти не отличается от изготовления его из обычных овощей. Включая в пищевой рацион дикорастущую зелень, следует хорошо усвоить секреты ее приготовления. Ведь многие растения могут показаться несъедобными только из-за горького, вяжущего, терпкого вкуса или неприятного запаха. Однако вкус можно исправить, подвергнув сырье соответствующей обработке, так, предварительное 30-минутное вымачивание в соленой воде приводит к тому, что горечь как рукой снимает. С той же целью и корни нужно отваривать в подсоленной воде в течение 6-8 минут.

Некоторые растения являются лекарственными (как считают фармацевты, около 40% всех лекарств, применяемых сейчас имеют растительное происхождение).

Экстракт корней лопуха улучшает состав крови, снижает в ней концентрацию сахара, алкалоиды этого растения угнетают рост опухолей. Корни используются для лечения подагры, ревматизма, ран.

При выпадении волос, перхоти отвар корней лопуха втирают в корни волос или ополаскивают ими волосы 2-3 раза в неделю. Этот же отвар лечит экземы и другие кожные заболевания

Традиции применения лекарственных трав имеются у всех народов. Но это такая вещь, которую можно обрести, а можно и утерять. Главная задача - вернуть эти традиции каждой семье, каждому человеку. Особенно это важно для сельской местности, где авитаминоз и анемия далеко не редкость, а травы доступны, не требуют особого ухода, но мало используются. Регулярное употребление этих полезных сорняков в пищу укрепит здоровье и даст устойчивость ко многим заболеваниям.

Растения, о которых пойдет речь ниже, - это сорняки, "дикари", растущие, как правило, повсеместно. Ранней весной они могут порадовать своей витаминной зеленью, и первые из них, пожалуй, крапива..

В седую глубь веков уходит знакомство людей и с лекарственными свойствами крапивы. Со времен Диоскорида и Гиппократа она зачислена в арсенал целебных средств.

В знаменитом Cалернском «Кодексе здоровья» о крапиве сказано так: «Cон посылает больным, прекращает противную рвоту. Семя крапивное следом и колики лечит надежно. Примешься пить это средство - и кашель запущенный сдастся. Холод из легких оно изгоняет и язвы из чрева, верную помощь дает при различных болезнях суставов».

Много внимания уделил крапиве Авиценна в своем «Каноне врачебной науки».

Некоторые сорные растения являются хорошими медоносами (льнянка, клевер, донник и др.)

А вот еще одно важное применение сорняков - использование как удобрения : прополотую траву складывают в компостные кучи и оставляют для перегнивания, а затем используют как перегной.

Подведем итоги (совместно формулируем вывод о полезных свойствах сорных растений).

Сорные растения:

1.Могут рассказать о структуре почвы.

2.Используют как корм для скота.

3. Перепревшие сорняки используют как удобрения.

4.Среди сорных растений есть медоносы, лекарственные растения

5.Некоторые сорные растения используют в пищу, выращивают на огороде.

Справедливости ради надо сказать, что культурные растения тоже могут быть сорняками. Как это понимать? (например, укроп в огороде или рожь не на своем месте в посевах овса. Так любое растение. Если оно растет не на своем месте, может стать сорняком)

IV.Закрепление.

Ну вот мы с вами сделали первый шаг в изучении сорных растений, с некоторыми познакомились, узнали об их особенностях. На самом деле сорняков великое множество. Мы с вами будем еще не раз говорить о способах борьбы с сорняками и об их полезных свойствах на уроках биологии в этом году и в старших классах.

И в заключение немного повторим.

1. На слайдах изображены сорняки, вам нужно определить какой из них лишний.

2. Я буду называть названия культурных растений и сорняков. Если вы услышите название культурного растения, то хлопайте, а если сорняка. То топайте

Перец мокрица

Пырей петрушка

Лебеда лопух

Осот крапива

Тыква томат

Огурец вьюнок

3.Мы с вами поняли, что некоторые сорняки размножаются только семенами, а некоторые еще и делением корневища или корня.

Лебеда пырей

Вьюнок осот

Крапива одуванчик

4. Ну и, наконец, мы просто вспомним названия некоторых сорняков (по цепочке).

Осот, лебеда, вьюнок, одуванчик, крапива и др.

V. Подведение итогов, выставление оценок.

VI. Домашнее задание.

Составить кроссворд по материалам урока (не менее 10 слов)

Подготовить сообщение о сорном растении (по выбору кормовое, лекарственное, декоративное и др.)

Литературно-историческое дополнение: подобрать материалы по данной теме (пословицы, поговорки, загадки, исторические факты)

Художественное: нарисовать сорное растение

VII. Рефлексия.

1. По типу незаконченное предложение: (выбрать любое)

сегодня я узнал(а)….

было интересно…

было трудно…

я выполнял(а) задания….

я поняла, что…

теперь я могу…

2.Заполнить анкету (нужное подчеркнуть):

1) на уроке я работал активно / пассивно

2) своей работой на уроке я доволен / не доволен

3) урок для меня показался коротким / длинным полезным

4) за урок я не устал / устал

5) материал урока мне был понятен /не понятен / скучен

6) домашнее задание мне кажется интересным / не интересным

7) мое настроение стало лучше / стало хуже

3.Рефлексия настроения.

Действующие лица:

Секретарь (учитель).
Судья (в черной мантии и судейском головном уборе).
Прокурор .
Адвокат .
Подсудимые: Марь, Осот, Полынь, Пырей, Василек .
Потерпевшие: фермер, главный агроном хозяйства, главный агроном района .
Свидетели: агроном-полевод, агроном по защите растений .
Рожь .
Гость-иностранец .
Журналисты (2 человека).

План кабинета

А – суд;
Б – кафедра для выступающих;
В – прокурор;
Г – адвокат;

I – дверь;
II – доска;
III – окна;

Д – место для подсудимых;
Е – места для присутствующих на суде
(в классе соответствующие места отмечены табличками).

Оформление кабинета

Стенд с основными видами сорных растений (рисунки), гербарии, плакаты с их характеристиками (плодовитость, вынос из почвы элементов минерального питания). На стенах портреты выдающихся агрономов и исследователей растений – А.Болотова, Н.Вавилова, Г.Мальцева, Д.Прянишникова.

Записи на доске

Вред, причиняемый сорняками:

– засоряют поля;
– забирают из почвы воду и питательные вещества, необходимые культурным растениям;
– затеняют культурные растения.

Методы борьбы с сорняками:

– агротехнические (культивация (рыхление) почвы; осенняя зяблевая обработка почвы);
– биологические (внесение в почву микогербицидов – препаратов, приготовленных на основе спор грибов, поражающих сорняки; применение насекомых – вредителей сорняков).

Польза, приносимая сорными растениями:

– запасают воду и минеральные вещества в подземных органах;
– защищают почву от эрозии;
– привлекают насекомых-опылителей;
– своими корневыми выделениями активизируют деятельность почвенных микроорганизмов;
– многие сорняки – хорошие медоносы и лекарственные растения.

План-протокол заседания

1. Вред, причиняемый сорняками.
2. Методы борьбы с сорняками.
3. Польза от сорных растений.
4. Перечертите и заполните таблицу.

5. Факты, которые тебя удивили на уроке.

(План-протокол должен быть на всех рабочих местах присутствующих, т.е. на партах у учащихся.)

ХОД УРОКА

Все участники процесса заняли в классе свои места. На скамье подсудимых – сорняки.

Секретарь . Встать! Суд идет.

Судья . Прошу всех сесть. Всех присутствующих в зале прошу конспектировать ход заседания по предложенным планам-протоколам. В конце заседания мы их соберем.
Сегодня слушается дело о нарушителях, отбирающих у человека урожай, на получение которого он затрачивает свой труд. Обвиняются сорные растения – Марь, Осот, Полынь, Пырей, Василек. Случайно попадая на поля, они сильно вредят культурным растениям.
Слово предоставляется прокурору.

Прокурор . Прокуратура возбудила уголовное дело против сорных растений – Осота, Мари, Полыни, Пырея и Василька. Следствие установило, что обвиняемые вредят культурным растениям уже более 10 тыс. лет, т.е. с тех пор, как человек научился выращивать сельскохозяйственные культуры. Осот систематически забирает из почвы удобрения, особенно азотные. Это снижает урожай культурных растений: 10 растений осота забирают столько же удобрений, сколько 875 растений пшеницы. Марь накопила в почве целый «банк семян» и каждый год, несмотря на культивирование почвы, дает массовые всходы, что также мешает культурным растениям. Вместе с полынью они заселяют и обочины полей. Теснит своими мощными корневищами культурные растения и пырей, лишает их земли, влаги, пищи, отчего те погибают. Не зря пырей называют «огнем полей»: на 1 га он способен образовывать несколько сотен километров корневищ с 260 млн почек. Если дать ему волю, то он выживет с полей не только рожь и пшеницу, но будет вредить даже посадкам леса, тесня маленькие деревца. Василек пробирается на ржаные поля и своей мощной корневой системой отбирает воду и элементы питания, снижая урожай ржи. Я настаиваю на наказании подсудимых.

Судья . Слово предоставляется потерпевшим.

Главный агроном хозяйства . Мы выращиваем на полях зерновые культуры, но урожайность их из года в год снижается. Например, с одного гектара в 1990 г. мы собрали 42,4 ц пшеницы, а в 1997 г. урожайность составила всего лишь 22,4 ц. Основная причина – сорные растения. Особенно досаждает нашим полям осот. С 1 га за лето он может у культурных растений 74 кг азота, 27 кг фосфора, 235 кг калия. Каждое его растение образует за период вегетации 12 тыс. семян. Они разносятся ветром, засоряют все новые и новые поля. Именно он снижает урожай на наших полях в 2–3 раза.

Судья . Слово фермеру.

Фермер . Став фермером, я думал разбогатеть, да не получилось. Одолели сорняки, особенно марь. Я культивирую то картофель, то кукурузу, а толку мало. Марь все всходит и всходит, растет и растет. Жизни просто от нее нет.

Судья . Слово предоставляется главному агроному района.

Главный агроном района . В нашем районе потери урожая зерновых и овощных культур от сорняков ежегодно составляют 20–30%. Для борьбы с сорняками я ежегодно прошу агрономов проводить культивацию земель с оборотом пласта и вспашку обочин полей, чтобы и вокруг них не было сорняков. Но все равно сорняки растут и растут. Найдите на них управу!

Судья . Суд, выслушав потерпевших, приступает к заслушиванию свидетелей. Приглашается главный агроном-полевод района.

Агроном-полевод . У сорняков мощная корневая система. Быстро отрастая весной, они отбирают у культурных растений воду и минеральное питание, снижая их урожайность. Только 5 растений пырея на каждом квадратном метре поля снижают урожай пшеницы на 2 ц с 1 га. А если растений пырея будет 20–50, то недобор пшеницы составит уже 6 ц. Поэтому необходимо бороться с сорняками. Чаще всего применяют агротехнические методы: культивацию почвы и ее осеннюю зяблевую обработку, которая облегчает раннее прорастание семян сорняков, и они гибнут от заморозков. Биологические методы заключаются во внесении в почву микогербицидов – препаратов, приготовленных на основе спор грибов, поражающих только сорняки, или в применении насекомых-вредителей, выедающих у сорняков цветочные почки и завязи цветков.

Судья . Приглашается следующий свидетель.

Агроном по защите растений . Хотя сорные растения и наносят вред культурным растениям, при невысокой численности они не только не снижают урожай, но даже приносят пользу. Их корни, проникающие на большую глубину, поднимают в верхние слои почвы питательные элементы. Сорняки запасают в своих подземных органах внесенные в почву, но неусвоенные культурными растениями минеральные удобрения. Отмирая и перегнивая, они возвращают эти элементы питания в почвенный раствор – а иначе они бы просто были вымыты водой. Кроме того, сорняки защищают почву от эрозии, привлекают насекомых, своими корневыми выделениями активизируют деятельность почвенных микроорганизмов. Многие сорняки – хорошие медоносы и лекарственные растения. Поэтому осуждать сорняки нужно осторожно.

Судья . Суд заслушал все свидетельские показания. (Обращается к подсудимым .) Подсудимые, вы признаете свою вину?

Пырей . Я искренне признаюсь и раскаиваюсь в своих преступлениях, но пострадавшие, нарушающие агротехнические приемы, сами виноваты в моем присутствии. Прошу суд принять во внимание, что я – отец ценного зернового растения. Земледельцы веками дивились моей силе. Пленила она и молодого агронома, впоследствии академика Николая Васильевича Цицина. Он обратил мою силу на пользу пшенице, создав удивительный пшенично-пырейный гибрид. От пшеницы новое растение получило полновесное и вкусное зерно, а от меня – высокую урожайность, прочный стебель, устойчивость против болезней, вредных насекомых, долголетие. Засеял однажды поле – и несколько лет подряд собирай урожай! Прошу это учесть.

Осот . Пострадавшие, нарушая агротехнику, сами меня развели! Они нарушают сроки зяблевой обработки почвы, в комбайне не отрегулированы заслонки, и поэтому мои семена вместе с шелухой разносятся ветром. А я, между прочим, ничего плохого не делаю. Удобрения внесли – припрятал в своих корневищах, а когда корневища стали гнить – вернул все обратно. А еще я доставал минеральные элементы из глубоких слоев почвы, куда корням пшеницы и кукурузы не добраться.

Марь . И меня развели. Зачем запаздывали с культивацией и давали моим семенам сыпаться в почву? Они потом до 20 лет в почве лежат, и часть из них каждый год прорастает. Сами запустили поля, по нескольку сотен тысяч семян на гектар накопили, а теперь меня обвиняете. Травы многолетние надо было сеять, озимые выращивать. Я бы и не плодилась так.

Василек . Я тоже не виноват, что меня развели. Пострадавшие должны были вовремя проводить боронование почвы, до и после появления моих всходов. И я ведь тоже ничего плохого не делаю. К тому же обладаю лекарственной силой. Мои голубые соцветия помогают излечивать простуду и глазные болезни. А из моих цветков можно делать голубую краску.

Полынь . А меня просто оклеветали! Я на поле вообще расти не люблю, расту вдоль дорог, по краям полей. Если меня не трогать, то я даже пользу приношу – вредных насекомых отпугиваю. Пострадавшие даже разобраться не хотят, какой же я сорняк. Я растение пустырей, нечего меня обвинять в том, чего я никогда не делала. Когда расту, я поверхность почвы закрываю, пыли нет в воздухе. Потом года через два-три я сама освобождаю место луговым травам. Это называется сукцессией.

Судья . Слово предоставляется адвокату.

Адвокат . Мы выслушали много обвинений в адрес сорняков. Однако прежде чем принять решение, суд должен учесть смягчающие обстоятельства. Осот обвинили в том, что он отнимал у культурных растений удобрения. Но ведь он не уносил их с полей, а запасал в своих корневищах, которые, перегнивая, отдавали эти удобрения обратно. Там, где рос осот, удобрения не вымывались дождями и не попадали в соседнее озеро, где поэтому сохранилась рыба. Марь развилась из-за большого накопления семян. Но в этом повинен главный агроном района. По его указанию пахали с оборотом пласта, закапывая семена мари в почву. А когда пласт переворачивали, семена оказывались на поверхности, и им ничего не оставалось делать, как прорастать. Кроме того, главный агроном района каждый год следит за тем, чтобы перепахивали обочины полей, помогая тем самым расселению мари. Если бы этого не делали, то через 2–3 года по краям полей росла бы полынь, которую обвинили здесь в засорении поля. А это совсем не так. Полынь относится к растениям пустырей и вместе с другими такими же растениями, которые называются рудералами – чертополохом, пустырником, крапивой и т.д., – не вредна, а полезна. Многие рудеральные растения являются лекарственными, их можно скашивать на силос, они хорошие медоносы. Обвиняемые не виновны в том, что делали! Потерпевшие так безграмотно ведут хозяйство, что сами создают прекрасные условия для развития сорняков. Считаю, что подсудимые невиновны, судить надо потерпевших за их экологическую безграмотность.

Судья . Кто еще хочет высказаться по существу дела?

Рожь . Можно я скажу? Знаете ли вы, что я в давние времена считалась сорняком в посевах пшеницы? Древние персы называли меня чоудар, что означает «растение, терзающее пшеницу». Оценили меня лишь тогда, когда стали сеять пшеницу в северных районах. Долго мучались со мной крестьяне, пока однажды не попробовали хлеб, выпеченный из моей муки. Он, к их удивлению, оказался очень вкусным и полезным. С тех пор меня стали специально сеять на полях. Не спешите осуждать моих братьев, разберитесь как следует, может быть, они и не виноваты.

Гость-иностранец . Я тоже хотел говорить. Я есть представитель «Кукурузкомпани». Это суд совсем не есть хороший. Не сорняк виноват, а руководитель, он плохо обрабатывает почва, и потому сорняки там много растет. Я скажу мой опыт. У меня сорняки на поле есть, они помогайт получать урожай и гоняйт от поля плохие насекомые, грибные болезни. Я мало применять пестицид, и мой зерно можно продавайт в три раз дороже, чем мой сосед, который все время брызгал пестицид, который никто не любит. У нас в стране есть даже специальный заповедник для сорняки, где их охраняют. Я никогда не скажу «бороться с сорняки», я говорит «контроль сорняки». Надо уважать экологию и беречь землю. Пусть суд хорошо разбираться, кто виноват!

Судья . Суд удаляется для вынесения приговора.

Секретарь . Внимание! В зале заседаний работают журналисты. Они хотят побеседовать с вами – участниками заседания – для подготовки своих радио- и телепередач.

Журналисты задают присутствующим вопросы

    Какие черты подсудимых вам особенно запомнились?

    За что осуждают сорные растения? Ваше мнение.

    Назовите факты в пользу сорняков.

    Как вы в целом оцениваете влияние сорняков?

(Таким образом закрепляются сведения, полученные на уроке.)

Секретарь . Встать! Суд идет!

Судья . Суд, состоявшийся над сорными растениями, заслушав выступления адвоката, потерпевших, объяснения обвиняемых, свидетельские показания, выносит оправдательный приговор и признает Осот, Марь, Полынь, Пырей, Василек невиновными.
Суд решает привлечь руководителей хозяйств, участников процесса к персональной ответственности за нарушение агротехники. Судебное заседание закрыто.

После окончания спектакля учитель обращает внимание на правильность и полноту заполнения учащимися конспектов урока («планов-протоколов заседания») и при необходимости организует их доработку. Можно задать различные вопросы для проверки усвоения материала. В качестве домашнего задания участникам заседания предлагается попытаться написать творческую работу в виде сказки, репортажа, пьесы о сорняках.

Литература

Энциклопедия для детей. Биология. – М.: Аванта+, 1996.

Жизнь растений. Т. 5. Ч. I. /Под ред. А.Л. Тахтаджяна. – М.: Просвещение, 1980.

Симонов И.П., Трушин В.Ф., Елькин И.В. Сорные растения – враги урожая. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1987.

Осипов Н. Про гречиху и пшеницу, кукурузу и горчицу. – М.: Детская литература, 1986.

Светлана Пенкина
Конспект занятия «Сорняки-наши злейшие враги»

Тема : Сорняки - наши злейшие враги

Цели урока :

Обучающие : ознакомить учащихся с основными сорными расте-ниями и мерами борьбы с ними.

Воспитывающие : воспитать дисциплинированность, сознательное отношение к учебе.

Развивающие : развить память, мышление, внимание, речь, разви-вать умение анализировать и делать выводы.

Оборудование : Стенд «Сорняки - наши злейшие враги » . Герба-рий и семена сорняков , метровки квадратные, нож, ящики, живые сор-ные растения.

План урока

1. Организационный момент

2. Объяснение нового материала

3. Закрепление нового материала

4. Задание на дом

5. Итоги урока

Ход урока

1. Организационный момент.

(на доске название темы урока и план занятия )

1. Вред сорных растений .

2. Приспособленность сорняков к условиям жизни .

3. Способы распространения сорняков .

4. Основные группы сорняков и их характеристика .

5. Меры борьбы с сорняками .

6. Определение плотности распространения сорняков .

7. 3адание по определению быстроты прорастания семян сорня-ков .

2. Объяснение нового материала.

Каждый из вас, ребята, видел на полях сорняки , то есть расте-ния, которые человек не высевает. Они составляют особую группу рас-тений, с которыми люди ведут борьбу.

Какой вред приносят сорные растения сельскому хозяйству?

Действительно, сорняки «вступают в борьбу» с культурными растениями за пищу, влагу и свет. Например, овсюг берёт из почвы во-ды в полтора раза больше, чем овёс, а лебеда - в два-три раза больше, чем просо, кукуруза.

Многие сорняки имеют очень развитые корни. Корни осота розо-вого проникают в почву на глубину 4-6 метров.

Сорняки теснят культурные растения и затеняют их, отчего стеб-ли культурных растений сильно вытягиваются, становятся тонкими, лег-ко полегают.

Ребята, видели ли вы сорняки , которые обвивают стебли куль-турных растений?

Видели. Это вьюнок полевой, он обвивает стебель ржи.

Семена некоторых сорняков (кукола, плевела, белены, перема-лываясь вместе с семенами культурных растений в муку, снижают её ка-чество.

Многие сорняки (полынь, дикий чеснок, попадая в корм, ухуд-шают качество молока.

Сорняки очень приспособлены к жизни. Птичья гречишка, ро-машка душистая, подорожник прекрасно растут вдоль дороги, по обо-чинам канавы. Встречаются они и на поле, чаще по его краям.

А как могли попасть эти растения на поле?

Семена сорняков вместе с почвой , приставшей к колёсам тракто-ра, к обуви людей или к ногам животных, переносятся в разные места, и таким путём могут попасть на поле. Они попадают в почву при посеве плохо очищенных семян культурных растений, со свежим навозом, раз-носятся ветром и животными. Огромное количество семян сорняков при созревании осыпается в почву, а так как не все они прорастают в тот же год, то они накапливаются массами в почве.

Сорняки по своим биологическим свойствам делятся на несколько групп.

Многолетние сорняки : осот розовый, вьюнок полевой, корнеот-прысковые - размножаются главным образом корневой порослью, а также семенами : пырей, хвощ полевой - корневищные сорняки , размно-жаются семенами и корневищами.

Многолетние сорняки - самые злостные и трудноискореняемые засорители полей.

Однолетние сорняки : лебеда, ярутка полевая, пастушья сумка, гречишка вьюнковая - размножаются семенами, очень плодовиты. Одно растение пастушьей сумки даёт до 70000 семян, ромашки пахучей - до 20000. Наряду с большой плодовитостью сорняков , их семена, находясь в почве, многие годы способны сохранять свою всхожесть. Семена щи-рицы могут лежать в почве, не теряя всхожести в течение 40 лет.

Семена сорных растений способны распространяться на очень большие расстояния. Так, семена осота, одуванчика имеют летучку и разносятся ветром на десятки километров. Есть сорняки , которые встре-чаются только в посевах определённых культур. Это сорняки - спутни-ки . Например, спутником озимой ржи являются василёк, костёр ржаной. Семена сорняков - спутников попадают в почву вместе с семенами куль-турных растений при их посеве.

А кто знает стихотворения и загадки про сорняки ?

Один из учащихся рассказывает стихотворение :

Ты красив в венке душистом,

А никак не пахнешь сам,

Свежим венчиком лучистым

Часто нравишься ты нам.

Твой глазок на ножке твёрдой

Затерялся в колосках.

Всё же ты, красавец гордый,

Гость не нужный на полях!

Ты у поля тянешь соки,

Любишь жить за счёт чужой.

И бездельник синеокий

Назван сорною травой .

Другие приводят загадку :

На поле лебеда - не такая уж беда, а коль синец да звонец, то урожаю конец. (Костёр полевой и погремок бескрылый)

Итак, ребята, мы с вами узнали о большом вреде сорняков . Как же ведут борьбу с ними?

Прежде всего, необходимо сеять семена, очищенные от семян сорняков . Надо обкашивать обочины дорог, проводить прополку, осо-бенно химическими средствами - гербицидами, применять систему обра-ботки почвы, способствующую уничтожению сорняков .

3. Закрепление нового материала.

Для закрепления полученных знаний учащиеся идут на учебно-опытный участок, собирают встречающиеся сорняки , определяют их названия, группу. Учащиеся выполняют практическую работу : опреде-ляют плотность распространения сорняков путём накладывания метро-вок, подсчитывают, сколько сорняков приходится на одно культурное растение.

4. Задание на дом.

Ребята получают задание на дом : поставить опыт по определению быстроты прорастания семян сорняков , находящихся в почве. Цель опыта - показать, что для борьбы с сорняками необходима повторная культивация в течение вегетационного периода.

Для опыта в поле из почвы вырезают ножом кубики со сторонами в 10см. Почву поместить в ящики слоем в 4 – 5см и разровнять. Если поддерживать благоприятные условия - влажность и температуру, семе-на сорняков начнут прорастать . Следует вести учёт проростков. Резуль-таты пересчитывать на квадратный метр и гектар.

5. Итоги урока.

Благодарю за внимание. Урок окончен. До свидания.

Публикации по теме:

Конспект познавательного занятия в средней группе Задачи: 1. Дать детям представление о микробах, о местах их обитания. 2. Развивать интерес.

«Наши стенгазеты от души…» - фотоотчет Предлагаю вашему вниманию наши фотогазеты, которые мы сделали с ребятами, чтобы поздравить наших.

16 января этого года в нашей организации ГБОУ Школа № 1359 прошел районный фестиваль «Наши общие возможности – наши общие результаты»..



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Советы по строительству и ремонту