Советы по строительству и ремонту

Труба на викискладе

Строение трубы

Стаккатная техника на трубе блестящая и стремительная (за исключением самых крайних регистров). Одинарное, двойное и тройное стаккато получаются с предельной отчётливостью.

На современных трубах хорошо получается большинство вентильных трелей .

Применение сурдины

Сурдина на трубе применяется достаточно часто, при необходимости изменить силу звука (чашечная сурдина-грибок, букет, планжеры и шляпки) или чаще тембр (обычная груша). Сурдина для классической трубы (груша ) - грушеобразная болванка из никеля, вставляющаяся в раструб. forte звучит резко и гротескно благодаря звенящему призвуку, создаваемому дрожанием стенки трубы, где сурдина почти перекрывает выход воздуха (сходный прием на валторне застопоривание), а Piano с такой сурдиной даёт эффект звучания в отдалении, при этом сохраняется типичная трескучесть звука, так же в современной музыке используется чашка для грушеобразной сурдины (сурдина целиком грибок ) она придаёт мягкий, слегка плаксивый звук. Джазовые трубачи используют самые разнообразные типы сурдин для создания всевозможных звуковых эффектов - рычания, кваканья и т. п. Главные среди них выпрямленная груша , которая открывает выход (звук резкий и жесткий, но без звенящего оттенка и трескучести), на прямой сурдине тихий отдаленный звук невозможен, Хармон - груша с стержнем для выхода воздуха, используемая для создания звучания в отдалении (что лучше получается, чем на обычной груше, так как отсутствует трескучесть) и для эффектов мяу-мяу (с помощью движений стержня) - Хармон всегда звучит только тихо и в отдалении. Такие сурдины как Вавер и Букет делаются из дерева и не имеют ничего общего с грушей (прямая и хармон это видоизмененные груши для усиления ее свойств в громкой и тихой звучности). Букет это деревянный конус (звук рассеивается и имеет слегка кларнетный оттенок) придающий тембру сладковатый, несколько смеющийся тон типичен для любовной лирики (тембр альтовой трубы букетом искажается наиболее сильно, у нее появляется совсем хриплый звук). Чаще однако для смягчения звука используется чашечная груша (грибок) , более универсальная по жанру музыки. (так как она сильно глушит звук, то в джазе, требующего строгой тесситурной динамики с гегемонией "женских" голосов, чашечная груша или грибок чаще используется на тромбонах, в симфонической музыке используется в равной степени на трубах и тромбонах) Вавер дает завывающий звук. Планшеты (или Планжеры) это внешние сурдины в форме шляпок, чашечек, как закрытых, так и с отверстиями, из меди и из дерева, есть и пластмассовые, мягко-пластиковые и даже резиновые шляпки (резиновая шляпка - знаменитая квакуша, звучащая в Chatanuga ChuChu Глена Миллера). Большая Шляпа ("глубинный планшет ") мало изменяет тембр, но сильнее всех сурдин глушит силу звука (используется для особо тихого звучания). Особого внимания заслуживает знаменитые мельхиоровые чаши - открытая сурдина Эллингтона (правильнее говорить сурдина оркестра Эллингтона, которую ввел его трубач Кути Вильямс), дающая невообразимый не то смеющийся, не то стонущий звук, особенно эффектная при параллельном использовании двойной сурдины (внутренняя мини-груша с более сладким звуком и внутренняя мини-груша - двойная сурдина груша-планшет использован в знаменитом Караване). Другая, закрытая никелевая чаша планшет Кубопа, пришедший из латиноамериканской музыки (Куба, Венесуэлла, Бразилия) - его тембр блистательный, слегка дрожащий.

Разновидности трубы

Наиболее распространенным типом трубы является труба в строе си-бемоль (in B), звучащая на тон ниже, чем написаны её ноты. В американских оркестрах нередко также используется труба в строе до (in C), нетранспонирующая и обладающая чуть более ярким, открытым звуком, чем труба in B. Применяемый объём действительного звучания трубы - от e (ми малой октавы) до c 3 (до третьей октавы), в современной музыке и джазе возможно извлечение и более высоких звуков. Ноты пишутся в скрипичном ключе, как правило, без ключевых знаков, на один тон выше действительного звучания для трубы in B, и в соответствии с действительным звучанием для трубы in C. До появления механизма вентилей и некоторое время после этого существовали трубы буквально во всех возможных строях: in D, in Es, in E, in F, in G и in A, каждая из которых предназначалась для облегчения исполнения музыки в определённой тональности. С повышением мастерства трубачей и усовершенствованием конструкции самой трубы необходимость в таком количестве инструментов исчезла, а сама трубка инструмента стала короче и толще (ее строй изменился на октаву, хотя тесситура осталась той же). В наше время музыка во всех тональностях исполняется или на трубе in B, или крайне редко на трубе in C.

Среди других разновидностей трубы ныне распространены:

  • Труба-пикколо (малая труба). Разновидность, сконструированная в конце XIX века, в настоящее время переживает новый подъём в связи с возродившимся интересом к старинной музыке (барокко), особенно музыка И.С. Баха. Используется в строе си-бемоль (in B) и имеет возможность перестройки в строй ля (in A) для диезных тональностей. В отличие от обычной трубы, имеет четыре вентиля и перестраивается в строй Фа или Ми бемоль (в зависимости от сменяемой кроны). Многие трубачи используют для малой трубы мундштук меньших размеров, что, однако, влияет на тембр инструмента и его техническую подвижность. Среди выдающихся исполнителей на малой трубе - Уинтон Марсалис, Морис Андре , Хокен Харденбергер. Обычно малая труба нотируется не в си бемоль (транспонирует на септиму вверх), а в Ми бемоль или Фа (как прочие малые инструменты), так как потребность в сверхвысоких звуках, при которых она перестраивается в строй си бемоль октавино, возникает довольно редко и трубач играет всегда с прижатым четвертым вентилем. Тембр малой трубы более резкий и яркий в целом сохраняет светлоту тембра трубы. Используется малая труба в основном для продления диапазона вверх, учитывая что большинство композиторов любит писать все выше и выше трубе, чувствуя невероятную красоту ее высшего регистра (хотя он же невероятно труден, если не играть на малой трубе). Иногда малая труба используется в связи со спецификой ее тембра в мажоре очень кокетливого, а иногда используется в трагических кульминациях, как страстный крик души. Особенно часто малая труба используется в связи со стилистикой в эпизодах необарочного характера и в джазовых эпизодах, с характерным стилем трубачей высшего регистра (Уинтон Марсалис, Кэт Андерсон, Артуро Сандоваль). Малая труба звучит сильнее и ярче обычной трубы (что обычно для всех малых инструментов).
  • Альтовая труба in G или in F, звучащая на чистую кварту или квинту ниже написанных нот и первоначально предназначавшаяся для исполнения звуков в низком регистре создана была по заказу Римского-Корсакова, для духовых оркестров, где не хватало альтового инструмента тромбоновой группы (сейчас на тенор тромбоне играют в высшем регистре партии альтового тромбона без труда и альтовая труба ушла на то место, которое ей уготовано природой - инструмент характерной жанровости и тембра). Однако ее крайне необычный тембр заставил использовать ее тут же в собственной опере Млада. На Альтовой трубе ВСЕГДА играют знаменитый мотив Кармен из оперы Бизе, так как он будто специально создан для этого инструмента по тембру, но и почти НЕ исполним на обычной трубе (труба в строе Ля сейчас вышла из употребления). Ясно что это после малой трубы важнейший инструмент и распространен во Франции, Испании, странах Нового Света (у нас где она крайне редка мотив Кармен играется на тромбоне - пример жуткого варварства). На ее необычный тембр обратили внимание многие русские композиторы конца 19 начал 20 века (тогда она была как раз особо популярна в России). Среди них Шостакович и Рахманинов - Третья симфония, где этой трубе поручен традиционный для романтизма Мотив Томления. В духовых оркестрах, в тех эпизодах, где ее особая звучность претит, ее партия исполняется либо на высоком теноровом тромбоне (в альтовом ключе), либо чаще если нет низких нот применяется флюгельгорн . Тембр Альтовой Трубы крайне специфичен, поэтому она используется довольно редко и никак не для продления диапазона вниз (это слишком дорогое удовольствие, кроме того в музыке не соответствующего содержания она претит, так как отличается по тембру от обычной трубы). Крайне резкий, очень сильный (это самый сильно звучный медный духовой инструмент), невероятно страстный, почти обжигающий, ее тембр отчасти напоминает тембр низкого женского голоса (контральто). Как ни странно она хорошо звучит и в высоком регистре, почему отдельные трубачи имитируют ее тембр на обычной трубе, используя всего лишь специальную внешнюю сурдину планжер (эллингтоновский), и особую постановку губ для расширенного вибрато (отчего она стала очень редким инструментом). Ее форте громоподобно, а в пиано доступны нюансы тончайшего томления. В связи с тембром ее область ограничена - трагическая любовная лирика, патетические восклицания, образы бурных (иногда даже роковых) страстей, апофеоза радости, добытого кровью. Вообще ее сфера - драматическая (преимущественно любовная) лирика. В маршах и вальсах она звучала бы смешно и дико.
  • Басовая труба in B, звучащая на октаву ниже обычной трубы и на большую нону ниже написанных нот. Ее широкому употреблению препятствует во первых ее строение, из-за чего не ней играет тромбонист тромбон - исполнитель на инструменте, схожем с ней по регистру и строению. Однако по тембру она сильно отличается и от тенорового тромбона и даже от трубы. Ее тембр еще более специфичен, чем тембр альтовой трубы и ей тем более трудно найти достойное применение (это вторая причина редкости этого инструмента). Бас Труба сконструирована по заказу Вагнера, но в других строях и форме. Сразу же использована как характерный тембр в операх цикла "Кольцо Нибелунга". Усовершенствована по заказу Рихарда Штрауса и использована им (современная форма, не изменившаяся до наших дней). Ее тембр, суровый и страшный, пригоден для самых трагических образов, величественных монологов, зловещих фанфар, образов страданий. Сила звука выше чем у всех тромбонов, но не достигает силы и Альтовой, и даже малой трубы (но бас труба сильнее обычной сопрановой трубы). В духовых оркестрах на басовой трубе играет не тромбонист, а теноргорнист (так как ему легче овладеть вентильной техникой, а тесситура теноргорна и тромбона схожи).

Репертуар

Несмотря на то, что хроматические трубы, способные исполнять мелодические линии без ограничений, появились только в начале XIX века, существует большое количество сольных произведений, написанных для натуральных инструментов , которые в настоящее время исполняются на малой трубе.

Сольные сочинения

Хроматическая труба

  • Йозеф Гайдн Es-dur
  • Иоганн Гуммель - Концерт для трубы с оркестром E-dur (часто исполняется в Es-dur)
  • Александра Пахмутова - Концерт для трубы с оркестром (1955)
  • Альберт Лорцинг - Интродукция и вариации для трубы с оркестром B-dur
  • Джордже Энеску - «Легенда» для трубы и фортепиано
  • Сергей Василенко - Концерт для трубы с оркестром
  • Александр Гедике - Концерт для трубы с оркестром; Концертный этюд для трубы и фортепиано
  • Малькольм Арнольд - Фантазия для трубы и фортепиано
  • Александр Арутюнян - Концерт для трубы с оркестром As-dur
  • Мечислав Вайнберг - Концерт для трубы с оркестром
  • Пауль Хиндемит - Соната для трубы и фортепиано; Концерт для трубы и фагота с оркестром
  • Анри Томази - Концерт для трубы с оркестром; Триптих
  • Борис Блахер - Концерт для малой трубы с оркестром
  • Алан Хованесс - «Молитва Св. Григория» для трубы и струнного оркестра; «Вернитесь и возродите заброшенные селения» концерт для трубы и духовых инструментов
  • Родион Щедрин - Концерт для трубы с оркестром

Натуральная труба

  • Иоганн Себастьян Бах - Бранденбургский концерт № 2 F-dur
  • Михаэль Гайдн - Концерт D-dur
  • Иоганн Мольтер - три концерта
  • Леопольд Моцарт - Концерт
  • Георг Филипп Телеман - Концерт для трубы и струнных D-dur
  • Джузеппе Торелли - Соната для трубы и струнных D-dur

Соло в оркестре

  • Иоганн Себастьян Бах - Бранденбургский концерт № 2 F-dur; Месса h-moll; Рождественская оратория; Магнификат; Сюита для оркестра № 3 D-dur
  • Бела Барток - Концерт для оркестра (части I, II и V)
  • Людвиг ван Бетховен - увертюры «Леонора» № 2 и № 3
  • Иоганнес Брамс - Академическая праздничная увертюра; Симфония № 2
  • Аарон Копленд - балеты «Тихий город» и «Родео»
  • Клод Дебюсси - «Море»; «Празднества»
  • Джордж Гершвин - «Американец в Париже»; Концерт F-dur (II часть)
  • Густав Малер - Симфонии № 1 (часть I), № 2 (части I, II, III, V), № 3 (соло за сценой), № 5 (части I, III, V)
  • Модест Мусоргский (в оркестровке Мориса Равеля) - Картинки с выставки («Прогулка», «Два еврея»)
  • Морис Равель - Концерт для фортепиано с оркестром G-dur (части I и III)
  • Отторино Респиги - симфоническая сюита «Пинии Рима» (части I, II и IV)
  • Николай Римский-Корсаков - сюита «Шехерезада» (части III и IV); Испанское каприччио (часть IV)
  • Александр Скрябин - Симфония № 3 («Божественная поэма»); «Поэма экстаза»; «Прометей»
  • Дмитрий Шостакович - Концерт для фортепиано с оркестром № 1 c-moll (с солирующей трубой)
  • Рихард Штраус - «Альпийская симфония»; симфонические поэмы «Дон Жуан» и «Жизнь героя»
  • Игорь Стравинский балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная», опера «Соловей»
  • Пётр Ильич Чайковский - симфонии № 4 (вступление), № 5 (части I и IV) № 6 (III часть); Итальянское каприччио (корнет), балет «Лебединое озеро» (Неаполитанский танец - корнет)
  • Джузеппе Верди - опера «Аида»

См. также

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • . Архивировано из первоисточника 27 сентября 2007.
  • От Древнего мира до XX века . Архивировано
  • Устройство трубы . Архивировано из первоисточника 6 февраля 2012.

Для создания различных музыкальных тонов на духовых инструментах, таких, как показанный на рисунке кларнет, музыкант начинает дуть в мундштук и одновременно с этим нажимать на рычажки клапанов, чтобы открывать те или иные отверстия в боковой стенке инструмента. Открывая отверстия, музыкант изменяет длину стоячей волны, определяемую протяженностью столба воздуха внутри инструмента, и тем самым увеличивает или уменьшает высоту тона.

Играя на таких духовых инструментах, как труба или туба, музыкант частично перекрывает проходное сечение раструба и регулирует положение клапанов, изменяя тем самым длину столба воздуха.

В тромбоне воздушный столб регулируется путем перемещения скользящего изогнутого колена. Отверстия в стенках простейших духовых инструментов, таких, как флейта и пикколо, для получения аналогичного эффекта перекрываются пальцами.

Одно из древнейших творений

Утонченная конструкция кларнета, показанного на рисунке вверху, обязана своим появлением грубым бамбуковым свирелям и примитивным флейтам, которые считаются первыми инструментами, созданными человеком на заре цивилизации. Старейшие духовые инструменты опередили струнные на несколько тысячелетий. Раструб на открытом конце кларнета делает поправку на динамическое взаимодействие звуковых волн с окружающим воздухом.

Тонкий язычок в мундштуке кларнета (рисунок вверху) колеблется при поперечном обтекании воздухом. Колебания распространяются в виде волн сжатия по трубке инструмента.

Телескопические трубки

В тромбоне скользящее изогнутое трубчатое колено (цуг) плотно прилегает к основной трубке. Перемещение телескопического цуга внутрь и наружу изменяет длину столба воздуха и, соответственно, тон звука.

Изменение тона при помощи пальцев

Когда отверстия закрыты, колеблющийся столб воздуха занимает всю длину трубки, создавая самый низкий тон.

Открытие двух отверстий приводит к укорачиванию воздушного столба и созданию более высокого тона.

Открытие большего количества отверстий еще сильнее укорачивает воздушный столб и обеспечивает дальнейшее повышение тона.

Стоячие волны в открытых трубах

В трубе, открытой с обоих концов, стоячие волны формируются так, что на каждом конце трубы находится пучность (участок с максимальной амплитудой колебаний).

Стоячие волны в закрытых трубах

В трубе с одним закрытым концом стоячие волны формируются так, что у закрытого конца расположен узел (участок с нулевой амплитудой колебаний), а у открытого - пучность.

Внедримся в мир музыки, и под словом музыка я не говорю о дабстэпе и прочих ответвлениях шаманских ритуальных мелодий, а о настоящей чуткой музыке, джазе, блюзе. Почитателей оркестровой классики все меньше, их морят диско-клубачем и сладенькой попсой. Но мы ведь ценим настоящее искусство, и игру на настоящий инструментах а не пение под фанеру. Поэтому этот урок покажет Вам как рисовать трубу карандашом. Предыстория. Подуть во что-то всегда интересно, а когда оно еще и звуки издает – блаженство. Началось все весьма безобидно – рога животных, куски дерева. Да и толк с этого был один – дать знать о себе врагам. Со времен ничего не изменилось, только массово распространилось. На поле боя визгом из трубы не так готовили войска к атаке, как предупреждали врага о том, что скоро им надают люлей, снимут штаны и морально унизят. И только когда нагибаторы величайшие генералы додумались до понятия эффекта внезапности, трубы понизили в ранге и отправили служить в оркестр. Вот так и по сегодняшний день, без карьерного роста.

Применение понятия трубы в жизни:

  • Я твой дом труба шатал. Крайне удобный способ дать собеседнику знать, что вам весьма не нравиться его позиция в разговоре. Скрытый смысл выплывает приблизительно за 2 секунды, и вы все равно получаете в щи.
  • Дело – труба. Ситуация, в которой вы терпите фиаско в важной позиции или теряете контроль над ситуацией из-за личной некомпетентности. Трубой символически заменяется другая темная и глубокая местность.
  • Пройти огонь, воду и медные трубы. Подтвердить целесообразность своих моральных принципов и проявить крайнюю физическую устойчивость ко всем типам неудач и провалов. Используется крайне редко, так как звучит дольше, чем имеет смысла.

Вернемся к нашему духовному инструменту и нарисуем его.

Как нарисовать трубу карандашом поэтапно

Шаг первый. Создаем на бумаге этажную форму с прямоугольников.
Шаг второй. Рисуем закрученную форму трубы, справа расширяем её. Все делаем в пределах нарисованных прямоугольников.
Шаг третий. Детализируем инструмент. Обводим линиями чуть толще, добавляем три клапана и мундштук на другом конце, и остальные элементы.
Шаг четвертый. Обведем контуры более жирной линией.
Шаг пятый. Очищаем лист от вспомогательных линий.
Шаг шестой. Поправляем структуру линий, выравниваем их, и беремся за зарисовку. Мягким карандашом прорисуем тени и сделаем больше контрастности.
Надеюсь, что эта инструкция была полезна для Вас. Пишите свои впечатления и комментарии. А также делитесь своими работами, прикрепить картинку можно под этой статьей. Еще несколько уроков, которые рекомендую Вам пересмотреть.

Труба это духовой музыкальный инструмент из семейства мундштучных (амбушюрных) инструментов, альтово-сопранового регистра, самый высокий по звучанию среди медных духовых.

В качестве сигнального инструмента натуральная труба использовалась с древнейших времён, примерно с XVII века вошла в состав оркестра. С изобретением механизма вентилей труба получила полный хроматический звукоряд и с середины XIX века стала полноценным инструментом классической музыки.

Инструмент обладает ярким, блестящим тембром, используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе и других жанрах.

В наше время труба широко используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе, фанке, ска и других жанрах.

Среди выдающихся сольных трубачей различных жанров - Морис Андре, Луи Армстронг, Диззи Гиллеспи, Тимофей Докшицер, Майлз Дэвис, Уинтон Марсалис, Сергей Накаряков, Георгий Орвид, Эдди Кэлверт.

Разновидности трубы

Наиболее распространенным типом трубы является труба в строе си-бемоль (in B), звучащая на тон ниже, чем написаны её ноты. В американских оркестрах нередко также используется труба в строе до (in C), нетранспонирующая и обладающая чуть более ярким, открытым звуком, чем труба in B. Применяемый объём действительного звучания трубы - от e (ми малой октавы) до c3 (до третьей октавы), в современной музыке и джазе возможно извлечение и более высоких звуков. Ноты пишутся в скрипичном ключе, как правило, без ключевых знаков, на один тон выше действительного звучания для трубы in B, и в соответствии с действительным звучанием для трубы in C. До появления механизма вентилей и некоторое время после этого существовали трубы буквально во всех возможных строях: in D, in Еs, in E, in F, in G и in A, каждая из которых предназначалась для облегчения исполнения музыки в определённой тональности. С повышением мастерства трубачей и усовершенствованием конструкции самой трубы необходимость в таком количестве инструментов исчезла. В наше время музыка во всех тональностях исполняется или на трубе in B, или на трубе in C.

Альтовая труба in G или in F, звучащая на чистую кварту или квинту ниже написанных нот и которая предназначена для исполнения звуков в низком регистре (Рахманинов - Третья симфония). В настоящее время используется крайне редко, а в сочинениях, где предусмотрена её партия, применяется флюгельгорн.

Басовая труба in B, звучащая на октаву ниже обычной трубы и на большую нону ниже написанных нот. Вышла из употребления ко второй половине XX века, в настоящее время её партию исполняют на тромбоне - инструменте, схожем с ней по регистру, тембру и строению.

Труба-пикколо (малая труба). Разновидность, сконструированная в конце XIX века, в настоящее время переживает новый подъём в связи с возродившимся интересом к старинной музыке. Используется в строе си-бемоль (in B) и имеет возможность перестройки в строй ля (in A) для диезных тональностей. В отличие от обычной трубы, имеет четыре вентиля. Многие трубачи используют для малой трубы мундштук меньших размеров, что, однако, влияет на тембр инструмента и его техническую подвижность. Среди выдающихся исполнителей на малой трубе - Уинтон Марсалис, Морис Андре, Хокен Харденбергер.

Баритон:

Тенор:

Корнет:

Устройство трубы

Трубы делают из латуни или меди, реже - из серебра и других металлов. Уже в античности существовала технология изготовления инструмента из одного цельного листа металла.

По сути своей труба представляет длинную трубку, которая изгибается исключительно для компактности. Она слегка сужается у мундштука, расширяется у раструба, а на остальных участках имеет цилиндрическую форму. Именно такая форма трубки придаёт трубе её яркий тембр. При изготовлении трубы важен предельно точный расчёт, как длины самой трубки, так и степени расширения раструба - это кардинальным образом влияет на строй инструмента.

Основным принципом игры на трубе является получение гармонических созвуков путём смены положения губ и изменение длины столба воздуха в инструменте, достигаемое с помощью механизма вентилей. На трубе применяется три вентиля, понижающих звук на тон, полтона и полтора тона. Одновременное нажатие двух или трёх вентилей даёт возможность понизить общий строй инструмента до трёх тонов. Таким образом, труба получает хроматический звукоряд.

На некоторых разновидностях трубы (например, на трубе-пикколо) есть также четвёртый вентиль (квартвентиль), понижающий строй на чистую кварту (пять полутонов).

Труба - правосторонний инструмент: при игре вентили нажимают правой рукой, левая рука поддерживает инструмент.

Труба (ит. tromba) — духовой музыкальный инструмент из семейства мундштучных (амбушюрных) инструментов. В этой статье разберемся, что из себя представляет «музыкальная» труба и какие у нее есть виды. Современный музыкальный инструмент «труба» по своему внешнему виду очень напоминает пионерский горн. Та же свернутая овалом трубка, которая, расширяясь на конце, образует раструб. Но в отличие от натурального горна и старинных труб, сейчас труба снабжена специальным вентильно-пистонным механизмом, дающим возможность извлекать все звуки хроматической гаммы. На горне можно извлекать звуки только натурального абертонового звукоряда, то есть звук берется без нажатия вентилей.

Фото трубы — музыкального инструмента

В исполнительском процессе активно участвуют три пальца правой руки: указательный,средний и безымянный. Аппликатура на трубе и корнете по сравнению с другими духовыми инструментами довольно проста. Наряду с основной, используемой в практике, существует еще и дополнительная, которая применяется в особых случаях, например, когда необходимо исправить интонационную неточность звукоряда или использовать более удобную комбинацию вентилей.

В практике на духовом инструменте «труба» утвердились два вида вентилей: помповые (или «пистоны») и вращающиеся. При помповых вентилях действует система поршневой конструкции. Они нажимаются пальцами до требуемой глубины,при которой просверленные в них отверстия оказываются напротив открытого входа в добавочную крону (см. ниже). При вращающихся вентилях добавочные кроны открываются при помощи поворота специальных барабанчиков, которые тоже приводятся в действие нажатием пальцев.

На трубе и корнете в основном используется три вентиля (на трубе-пикколо четыре вентиля, что связано с особенностью инструмента.Речь об этом пойдет в разделе «Современные модели.Труба-пикколо»), а следовательно,три добавочных кроны — т.е. трубки, которые при нажатии вентилей понижают общий строй инструмента на 1/2 — 3 тона. Они вытаскиваются для слива накопившейся в процессе игры влаги и дополнительной подстройки инструмента.

Там где основная трубка делает изгиб имеется еще основная крона, при помощи которой проводится основная настройка.

Важной составной частью всех медных инструментов является мундштук. Есть много фирм, которые выпускают различные модификации мундштуков, так что каждый исполнитель может подобрать для себя тот самый экземпляр,который необходим ему в тот или иной момент исполнительской практики.
От размеров и профиля мундштука во многом зависит характер тембра инструмента и способность извлекать звуки разных регистров.Хорошие его качества не менее важны, чем игровые возможности самого инструмента.
Трубач прикладывает мундштук к губам без нажима и посылает силньую струю воздуха. Но инструмент начинает звучать только тогда,когда появляется вибрация воздушного столба, находящегося в его канале,что происходит в результате вибрации губ.

Высота звука зависит не только от нажатия вентилей, но и от большей или меньшей упругости губ и частоты их вибрации.

Большая музыкальная труба

Труба in В, или как ее называют непрофессионалы большая музыкальная труба , применяется в эстрадных оркестрах и ансамблях как высокий мелодический инструмент, на котором исполнитель играет более мягким звуком, чем в духовом и симфоническом оркестрах. В группе медных духовых инструментов она является ведущей. Тембр ее звонкий, светлый и яркий. В эстрадных оркестрах, ансамблях в основном применяются трубы с помповым механизмом.

Следует отметить, что в настоящее время в практике как профессиональных, так и самодеятельных коллективов благодаря совершенствованию инструмента и исполнительскому мастерству музыкантов часто используются звуки до ре-ми-фа третьей октавы.

Труба звучит большой секундой ниже записи:

В художественной самодеятельности наиболее употребителен средний регистр, обладающий ярким, выразительным тембром, сильным звучанием, разнообразием нюансировки. В оркестрах и ансамблях труба может исполнять как широкие, напевные мелодии, так и быстрые пассажи, отрывистые ритмические фигурации. Она является солирующим инструментом, ведет первые голоса в группе, педаль.

Довольно часто в игре применяются сурдины, придающие звуку мягкость, приглушенность, меняющие тембровую окраску, помогающие обогатить оркестровую палитру.

Музыкальные трубы — виды

У музыкального инструмента «труба» есть несколько видов, в которых начинающие исполнители часто путаются. Например, принимают за трубу — тубу или тромбон. Это совершенно разные духовые музыкальные инструменты. Давайте поговорим отдельно о каждом виде труб, чтобы разложить все по полочкам.

Основной музыкальный инструмент — труба Си-бемоль / До (Trumpet BЬ/C)

Труба в строе си-бемоль — это тот самый инструмент,который все мы привыкли видеть
на сцене и в оркестровой яме во время концертов,спектаклей,других мероприятий. Это самый распространенный инструмент в нашей стране и все трубачи начинают играть именно на нем.

На трубе Си-бемоль играют и произведения,написанные для труб в других строях,что правда бывает не совсем удобно,и иногда из-за этого немного теряется тембровая и динамическая выразительность. Оркестровые партии и сольные произведения для нее писали все отечественные композиторы 20 века.

Ее в какой-то степени «близнец» — это труба До. Звук ее немного уже,а в верхнем регистре играть немного легче. У этой трубы,на мой взгляд, много преимуществ по сравнению с си-бемольной: кроме уже перечисленных выше (легкость в верхнем регистре и меньшие затраты энергии), неоспоримым достоинством является и то,что она не транспонирует, что облегчает работу на ней.

Труба До очень распространена в Европе (особенно во Франции,где она является основным инструментом). Для нее писали все ведущие французские композиторы 20 века: Томази,Жоливе,Боцца,Сен-Санс,Дезенкло,Бара и другие. Сейчас она все больше входит в практику и в нашей стране;произведения и партии,написанные в строе До, стараются исполнять на ней,а не как в середине 20 века,когда все (даже партии кларино!) игралось на трубе Си-бемоль.

Духовой музыкальный инструмент труба Ре / Ми-бемоль (Trumpet D / Es)

Малая труба в строе ре появилась на рубеже 19 — 20 веков. Предполагается, что трубу в сторое ре сделали специально, чтобы исполнять высокие партии кларино в сочинениях барочных композиторов.

Ее диапазон выше,чем у трубы си-бемоль,а звук уже и звонче (но не такой узкий,как у трубы-пикколо),что делает удобным ее применение как в сольной,так и в оркестровой практике. Но в оркестре она не очень прижилась и использовалась в редких случаях для расширения вверх диапазона группы медных инструментов.Зато в сольной практике она получила широкое применение (большинство старинных концертов было написано в тональности ре-мажор,что делает удобным их исполнение на этой трубе в до-мажоре). На ней и по сей день ведущие трубачи мира исполняют музыку эпохи барокко.

Труба в строе ми-бемоль была сконструирована по заказу Римского-Корсакова,который пытался расширить диапазон трубной группы (по его же просьбе была сделана альтовая труба Фа) и с удовольствием применял ее в своих операх. Существуют и некоторые другие примеры применения этого инструмента в оркестре,в основном в музыке 20 века.

В качестве сольного инструмента ее применяют при игре старинной музыки и концертов Гуммеля и Гайдна,которые значительно проще исполнять на ней,нежели на трубе си-бемоль.
Трубы ре и ми-бемоль по звуковым характеристикам идентичны,поэтому фирмы зачастую делают одну трубу,которая с помощью разных крон можно перестроить из одного строя в другой.

Духовой музыкальный инструмент Труба-пикколо Ля / Си-бемоль (Piccolo trumpet A / Bb)

Труба-пикколо , как и малая труба ре, была изобретена примерно в тоже время и с той же целью — для исполнения старинной музыки. Ее красивый, звонкий тембр и широкий диапазон позволили возродить к жизни множество красивейших сочинений старых мастеров.

В 1884 году известный немецкий трубач Юлиус Козлек (1835-1905) после многих опытов сконструировал трубу в строе Ля с двумя вентилями,на которой с легкостью играл труднейшие партии кларино.Применив к тому же мундштук с глубокой конусообразной чашечкой,он добился необыкновенно легкого и красивого тембра звука.
Труба-пикколо имеет 4 вентиля и 4 дополнительные кроны.Четвертый вентиль является квартвентилем,то есть понижает каждый натуральный звук на кварту.Он служит для заполнения зоны от До до Фа первой октавы,а также для выстраивания отдельных неточно интонируемых звуков. У инструмента есть дополнительная трубка для перестраивания из строя си-бемоль в ля.

В настоящее время на ней играют с более мелким мундштуком,который позволяет легче извлекать звуки в верхнем регистре и более чисто интонировать.

В оркестре трубу-пикколо начали использовать в 20 веке (например,Стравинский в «Петрушке»,где есть известное соло трубы-пикколо).А в сольной практике при исполнении старинной музыки инструмент пользуется еще большей популярностью,чем труба Ре.
На малых трубах и трубах-пикколо играли и играют такие замечательные трубачи,как Адольф Шербаум, Людвиг Гюттлер, Морис Андре, Уинтон Марсалис, Хакан Харденбергер и многие другие.

А теперь смотрим видео, в котором артист оркестра Большого театра России Ярослав Алексеев наглядно покажет и расскажет о нашем инструменте.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Советы по строительству и ремонту