Советы по строительству и ремонту

Пояснительная записка к мультимедийному продукту.

Преподаватель: Володина Светлана Ивановна, учитель начальных классов, 1 категория

Предмет: Обучение грамоте

Тема: Русская народная сказка «Гуси – лебеди»

Класс: 1

Образовательное учреждение: ГУ «Новосельская средняя школа»

Вид урока: урок - знакомство.

Педагогические технологии: элементы игровой технологии, гуманно –личностное обучение, развивающее обучение, совершенствование общеучебныхумений.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, иллюстрации к сказке, карточки с отрывками из сказки, таблицы скоростного чтения, таблица «Виды сказок», предметы для инсценирования: прялка из школьного музея, горшочек, учебник «Родное слово», карандаши, «Вальс» П.И. Чайковского, яблонька, яблоки разных цветов.

Авторские комментарии: данный урок проводится в 1 классе (Павленко В.К., Клыпа Г.В. «Родное слово» Алматыкi тап баспасы 2008.).На уроке применяется фронтальный опрос, работа в парах, работа в подгруппах, инсценирование, прослушивание отрывка сказки в исполнение мастера ораторского искусства. Проводится 1 физкультминутка, релаксация, рефлексия. В приложении даны карточки для артикуляционной гимнастики (в парах), карточки для работы в подгруппах. Переход к следующему слайду происходит по щелчку мышки.

Тема: Русская народная сказка «Гуси – лебеди»

Задачи:

    расширить представление о волшебной сказке;

    учить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи;

    обогащать словарный запас школьников;

    развивать речевое чутье на основе сравнений сходных выражений, устаревших и современных.

Цели:

    обобщить и систематизировать знания учащихся о русских народных сказках.

    создать эмоциональный настрой на изучение произведений устного народного творчества.

    продолжать формировать интерес к чтению, развивать воображение, умение высказывать свою точку зрения;

    воспитывать уважение к источникам культуры, чувств ответственности, умение принимать решения.

Оборудование: иллюстрации к сказке, карточки с отрывками сказки, таблицы скоростного чтения, таблица виды сказок, предметы для инсцинирования: прялка из школьного музея, горшочек, учебник «Родное слово», карандаши, «Вальс» П. И. Чайковского.

Вид урока: урок - знакомство.

Методы: словесные, наглядные, практические, проблемные, частично – поисковый.

Ход урока.

I .Организационный момент:

Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Повернитесь к ним, улыбнитесь. А теперь давайте наполним наши сердца и сердца наших гостей миром, светом и любовью.

Мир, мир, мир! Мир во мне, мир в тебе, мир везде!

Свет, свет, свет! Свет во мне, свет в тебе, свет везде!

Любовь, любовь, любовь! Любовь во мне, любовь в тебе, любовь везде!

Эти человеческие качества помогут нам сегодня познакомится с новым произведением, оценить поступки героев произведения, выражать свои мысли, чувства, четко отвечать на мои вопросы. Я желаю вам удачи.

II . Коррекционная работа.

Чтобы мы могли, красиво и выразительно говорить и читать, нужно подготовиться.

а) Дыхательная гимнастика:

Втягиваем приятный запах. Слайд №1

Задуваем свечку на один большой выдох и два маленьких. Слайд №2

Сдуем с ладошки лепестки.

б) Возьмите карточки, поработаем в парах. Приложение 1 (Работа по карточкам «Артикуляционная гимнастика»)

1) Чтение гласных звуков (на выдохе).

2) Чтение чистоговорок.

3) Чтение скороговорки.

4) Чтение по скоростной таблице.(2 минуты- с карандашом)

Кто может сказать, что для него урок начался успешно? На сколько слогов вы улучшили свой результат? Я надеюсь, что со следующими заданиями вы справитесь так же удачно.

III . Подготовка к усвоению нового материала.

Прочтите названия произведений и определите жанр произведения, с которым мы сегодня будем работать.

«Гадкий утёнок» Г. Х. Андерсен.

«Уголек, соломинка и боб» Ш. Перро.

«Маша и медведь» Братья Гримм.

«Золушка»

К какому жанру относятся эти произведения? (Сказка) – Слайд№3

Итак, сегодня мы познакомимся со сказкой.

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово?

чудо ← Сказка→ волшебство

бабушка ↙ ↓ ↘ добро вечер

звери, предметы

Как вы думаете, почему возникли такие ассоциации, как добро? (всегда побеждает). Бабушка? (вечером перед сном рассказывает сказку).

Посмотрите на правый столбик. Что означают эти записи? (фамилии авторов сказок). Соедините название сказки с её автором. Как называются такие сказки? (авторские) – Слайд№4

Почему сказка «Маша и медведь» осталась без автора? (русская народная сказка) - Слайд№4

Но ведь кто – то, же ее сочинил? Сначала, конечно, придумал какую-то сказку один человек, рассказал ее другому. Тому она понравилась. Он ее запомнил и рассказал своему сыну или дочке. А те, когда выросли, рассказали своим детям. И никто не знает, когда впервые появилась такая сказка. Может быть 100 лет назад, а может 300 или 500, трудно сказать точно. Но все это время произведение жило в народе, передавалось от одного к другому, рассказывалось устно.

Какие виды сказок вы знаете?

Сказки о животных: звери наделены чертами, которые присущи людям (они говорят, ходят на двух лапах, имеют человеческий характер).

Волшебные сказки: не обходится без чудес (говорящая щука, движущая печь), присутствуют волшебные вещи.

Персонажи бытовых сказок – люди - Слайд№5

А чтобы узнать о какой сказке пойдет сегодня речь, вы должны найти спрятанные слова.

а о у и д п е ч к а о б к р с (печка) - Слайд№6

к ч т р я б л о н ь к а н л с о (яблонька) - Слайд№7

к т ч р е ч р е ч к а л ю я ь с (речка) - Слайд№8

м к в л е б е д и е г н ш д у (лебеди) - Слайд№9

Попробуйте догадаться, героями, какой сказки они являются?

Итак, сегодня мы с вами отправляемся на встречу с русской народной сказкой «Гуси – лебеди».

IV . Работа по теме урока.

(под музыку «Вальс П. И. Чаковского).- Слайд№10

О чем – то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровать, подушки,

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски,

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходят сказки.

Вы готовы к встрече со сказкой? Тогда встречайте ее! Откройте учебники на странице 119. Поставьте пальчики на первое слово. Во время чтения подумайте над вопросом: «Почему с детьми произошла беда?».

1) Чтение текста хорошо читающими учащимися, (до слов …»Догадалась Маша, что гуси – лебеди унесли братца, бросилась догонять их»).

Отчего случилась беда? (девочка побежала на улицу, заигралась, загулялась, ушла со двора.)

Была ли девочка послушна?

Какой запрет она нарушила?

Какое решение приняла Машенька?

Какие права человека нарушили гуси – лебеди, когда унесли Ванюшу?

Сказка даст нам отдохнуть,

Отдохнем и снова в путь.

Нам советует Мальвина:

Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Вправо – влево 8 раз.

Вот Дюймовочки слова:

Чтоб спина была пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

1, 2, 3, 4, 5.

Физминутка.

Красной Шапочки совет:

Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет!

1, 2, 3, 4, 5.


Дала нам сказка отдохнуть! Отдохнули? Снова в путь! А вам хотелось бы узнать, что приключилось с детьми дальше, и чем закончилась сказка? Тогда давайте послушаем продолжение сказки в исполнении мастера ораторского искусства. И если во время прослушивания вам встретятся незнакомые или непонятные слова или выражения, постарайтесь их запомнить.

2) Прослушивание сказки в грамзаписи.- Слайд№11

3 ) Словарная работа.

Понравилась ли сказка? Встретились ли вам в тексте слова или выражения, которые были вам незнакомы. В основном это устаревшие слова, но мы сможем узнать их значение, если подберем к ним слова – синонимы, которые мы употребляем в речи.

Покуда – пока.- Слайд№12

Худо будет – плохо.- Слайд№13

Мой батюшка – отец - Слайд№14

«Зачем на глаза явилась?» – зачем пришла?- Слайд№15

«Сидит ни жива, ни мертва» - замерла от страха, очень испугалась. Слайд№16

Кудель – пряжа.- Слайд№17

V .Работа по содержанию сказки с опорой на иллюстрации.

1. Чтение отрывков из сказки в подгруппах. Приложение2

А сейчас поработаем в подгруппах. Повернитесь друг к другу. Я вам раздам отрывки из текста, Вам нужно прочесть текст в вашей подгруппе и выбрать спикеров, которые потом передадут диалог героев.

2 . Пересказ сказки .

А теперь, давайте вспомним, как начиналась сказка? - после слов «…Вот отец с матерью уехали, а Маша посадила братца на травку под окном и побежала на улицу к подружкам…» – вывешиваю иллюстрацию домика и Ванюши. После слов «…Вдруг, откуда ни возьмись, налетели гуси – лебеди, подхватили Ванюшу. Посадили на крылья и унесли…» - силуэты гусей – лебедей уносящих Ванюшу).

Как вы думаете, почему печка отказалась помочь девочке? (она отказалась съесть пирог. Была заносчива, невежлива и хвастлива).

И яблонька не помогла девочке. Побежала девочка дальше, и вдруг увидела…(речку)- вывешиваю иллюстрацию. Выступление спикеров третьей подгруппы.

3. Инсценирование отрывка из сказки.

Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего – надо идти домой. Вдруг видит, стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается. …А хотите увидеть, что же произошло в избушке на курьих ножках? Тогда крепко, крепко закрывайте глазки,… а теперь медленно и четко произнесите:

1, 2, 3 – сказка оживи.

Как вы думаете, почему мышка помогла сестрице и братцу?

Быстро бежали сестрица с братцем, но гуси – лебеди их догоняли. Добежали они до…(молочной реки), (сцены в обратном порядке).

Почему молочная река укрыла детей под кисельным бережком? (девочка выполнила ее просьбу и спасибо сказала).

Прочтите заключительные слова сказки.

VI . Обобщение:

Понравился ли урок?

С какой сказкой познакомились? Кто автор?

К какому виду сказок она относится? - Слайд№18

С какими необыкновенными, волшебными персонажами вы встретились в этой сказке? (Баба – Яга, яблонька, печка, молочная река, гуси – лебеди, мышка, избушка на курьих ножках).

А знаете, мне Машенька понравилась. Угадайте, почему? (она смелая, любит своего брата, учится на своих ошибках).

Какой поступок Машеньки мне не понравился, как вы думаете?

Был ли в сказке запрет, и какой?

Присутствовали ли в сказке добрые герои? Кто они?

Собери пословицу. (Работа в группах). Объясни, как ты понимаешь ее смысл.

Сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок.- Слайд№ 19

(Сказка, это неправда, то чего не бывает, но в ней есть мудрость. Она учит быть нас дружными, добрыми, смелыми.)

Худо тому, кто добра не делает никому.

Умел ошибаться, умей и поправляться.

Закрываем снова глазки,

Улетаем мы из сказки.1, 2, 3, 4. 5

В класс вернемся мы опять.

Чему же учит нас эта сказка? Какой урок вынесли для себя?

    надо слушаться старших.

    быть скромным и вежливым.

    на добро отвечать добром.

VII . Домашнее задание. Рассказать сказку родителям. Нарисовать рисунок к сказке, сделать соответственную подпись словами из сказки.

VIII . Оценивание .

Сегодня вы трудились в подгруппах, и каждый очень старался, обсудите в подгруппах, какую оценку заслужили ваши товарищи.

Рефлексия:

В нашей сказке встретилась нам яблонька с ее наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька. Но она грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим! Наклеим на нее яблочки. Если вам было интересно – красное, не все удалось, проблемы – желтое, были трудности – зеленое.

Петрикова Маргарита, 8 класс

Анализ русской народной сказки "Гуси - лебеди". Можно использовать на уроке литературы

Скачать:

Предварительный просмотр:

РУССКАЯ ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА

КАК ОТРАЖЕНИЕ СЛАВЯНСКОГО МИФА

(Выступление на школьном Дне Науки

Ученицы 8 класса Петриковой Маргариты. Учитель – Матсапаева Е.В.)

Человек с самых древних времён пытался осмыслить окружающий его мир, ответить на многочисленные вопросы

  1. о происхождении солнца и месяца, неба и звёзд, земли с её многочисленными реками и горами,
  2. о смене дня и ночи, времен года,
  3. о жизни и смерти,
  4. о происхождении животных и человека.

Пытаясь объяснить всё происходящее, человек создал мифы

О происхождении Вселенной,

О животном и растительном мире,

О происхождении человека,

О загробной жизни,

О добывании огня, происхождении ремёсел.

Таким образом, можно сделать вывод: миф – это произведение народной фантазии, объясняющее устройство мира, явления природы, смысл и причины происходящих событий (смена времён года, дня и ночи; стихийные бедствия; явления природы; смерть и т.д.)

Но наше представление о мифах чаще всего сводится к античным мифам, к богам и героям Древней Греции и Древнего Рима. Это можно объяснить тем, что именно об античных мифах сохранились высокохудожественные литературные памятники, наиболее известные самому широкому кругу читателей.

Эпоху Возрождения (15-16 вв.) можно назвать эпохой второго рождения и распространения мифов в Европе: оживился интерес к античности, проникают первые сведения о мифах арабов и американских индейцах.

Итак, наиболее известные мифы – мифы античного мира.

Но у наших предков - древних славян – тоже были свои, славянские мифы. Славяне, пытаясь понять и объяснить окружающий мир, олицетворяли его, представляя силы природы в виде живых существ – защитников(берегинь) и врагов(врагинь). В нашем языке до сих пор сохранились такие сочетания, как солнце встало, село, зашло, спряталось; ветер дует, ревёт, рвёт. Все эти выражения, как и сотни тысяч им подобных, мы можем назвать следами мифологических представлений славян. К сожалению, славянские мифы не дошли до нас, но многочисленные следы их остались в фольклоре, в большей степени – в волшебных сказках. Многие сотни лет шло превращение мифов в сказку.

Сказки пришли к нам из глубокой древности, и рассказывали их нищие странники, калики перехожие, отставные солдаты – словом, те, кто скитался по белу свету и передавал из уст в уста мудрость народную, складывающуюся веками.

Из этого можно сделать вывод: волшебная сказка – это переосмысленный миф, повествующий о том, как можно избежать неотвратимого действия враждебных сил природы, если человек уже очутился в положении невольного нарушителя.

Волшебная сказка «Гуси-лебеди» известна с детства. Эту сказку знаем наизусть. Но вряд ли догадываемся, какую сокровенную тайну хранит она! Как близка она к славянскому мифу, сколько мудрости народной пронесла она через века!

Хотелось бы несколько слов сказать об Александре Николаевиче Афанасьеве, историке и фольклористе, издателе «Народных русских сказок». Афанасьев А. Н. (1826-1871) – исследователь мифологии, автор многочисленных сочинений, в которых разъяснял и сопоставлял предания, обычаи, мифы наших предков. Окончив юридический факультет Московского университета, он принят на службу в Главный Московский архив министерства иностранных дел, что даёт ему возможность заниматься исследованием истории, права, литературы, народной поэзии, изданием произведений фольклора. Наиболее известными научными трудами исследователя являются «Древо жизни» и «Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов».

Эта сказка начинается со слов: была «Жили старичок со старушкою; у них дочка да сынок маленький» (Так же начинаются многие народные сказки) Вы не замечаете ничего странного в этих словах? «Старичок со старушкою и дети». Но как дети могли оказаться у стариков? Пришло это из славянской мифологии. Дети росли в семье до 7-8 лет, потом их отдавали старцам набираться жизненного опыта. Старики и старухи знали очень много: они помнили мифы племени, могли предсказать будущее, понимали природу. После обрядов посвящения дети уже не нуждались в родительской опеке. Тогда только старик со старухой (вожди племени) властвовали над ними.

Но вновь обратимся к сказке «Гуси-лебеди». Поехали старик со старухою на работу, а дочке наказывают, чтобы братца берегла. И за то привезут ей и булочку, и платьице справят. То есть, сказав эти слова, старики создали некий запрет. (Учёные считают, что вся жизнь первобытного человека была ограничена множеством запретов. Без разрешения нельзя было есть ту или иную пищу, пить те или иные отвары, покидать в одиночку становище, охотиться на то или иное животное. Нарушишь запрет – и придут в действие невидимые, злые, могучие силы.) Девочка не послушала совета старших, нарушила запрет - она оставила братца играть на травке под окошком, а сама побежала на улицу. «Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках…Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от отца и матери, - братец не откликнулся…Девочка угадала, что гуси-лебеди унесли её братца, бросилась их догонять.»

Рассмотрим подробнее сказочный образ «гуси-лебеди».В славянской мифологии водоплавающие птицы: гуси, утки, лебеди – были особо почитаемы, так как именно на них пересекает Океан-море Даждьбог – бог Солнца. Вообще, птица принималась некогда за общепонятый поэтический образ, под которым представлялись ветры, облака, молнии и солнечный свет. Как отмечает Афанасьев А. Н. :«В мифических сказаниях и в народной поэзии птицы являются услужливыми вестниками богов». В данной сказке они служат Бабе-Яге – единственному божеству. Гусь в фольклоре предстает в образе болтливого, по-матерински заботливого, несколько глуповатого существа. А лебедь – противоречивый символ: света и смерти, преображения и меланхолии. То есть, гуси-лебеди – это поэтический образ, созданный фантазией человека.

Бросилась девочка за братцем – то есть, героиня сказки отправляется в путь, где она встретится с печкой, яблоней, молочной речкой с кисельными берегами. Печка – это символ домашнего очага . Яблоня - символ земли-матушки, символ плодородия. Символ жизни и достатка – молочная речка с кисельными берегами . И можно предположить, что все они не являются чужими, несущими зло девочке и её братцу, ведь все они предметы ЕЁ мира. Всё это не несет девочке зла! И действительно, что предлагают печка, яблоня и речка в обмен на информацию, куда полетели гуси-лебеди?

  1. Съесть ржаного пирожка
  2. Съесть лесного яблока
  3. Съесть простого киселька с молоком.

Разве это испытания? Непосильная работа для девочки? Нет! Но как она ведёт себя? Она не ест ни пирожок, ни яблочко, ни кисель:

О, у моего батюшки пшеничного не едят.

О, у моего батюшки и садовые не едятся.

О, у моего батюшки и сливочки не едятся.

Однажды, уже нарушив запрет, она боится повторения, ведь неизвестно, какое ещё испытание может выпасть на её долю. Постоянно она говорит: «О, у моего батюшки…» - тем самым она даёт понять, что не совсем доверяет этим волшебным предметам: они находятся вне ЕЁ дома. А значит, к ним надо относиться осторожно, какими бы ласковыми они не казались.

А почему для печки, яблони и речки с кисельными берегами так важно, чтобы она съела их дары? Это опять же традиция древних народов, в том числе и славян – тем самым она как бы становится их рода-племени. (Этот обряд сохранился до сих пор – мы встречаем гостей дорогих хлебом-солью.)

Не помогли девочке ни печка, ни яблоня, ни речка! Кто же указал ей дорожку? ЁЖИК. И при этом ни о чем её не просит. Почему? В славянской мифологии ёж – символ прикосновения, а свернутый в колючий шар, он представляет собой аналогию с солнечными лучами. То есть, теперь девочка прикоснулась к другому миру.

«Видит: стоит избушка на курьих ножках, стоит-поворачивается. В избушке сидит Баба-Яга». Образ такой таинственной и страшной избушки на курьих ножках, находящейся в самой глуши дремучего леса, пришёл в народную сказку из древности. В глухой, непроходимой чаще, скрытые от посторонних глаз, стояли в первобытные времена эти странные избушки. Они были как бы ключом в загробный мир. Каждый мальчик, прежде чем стать воином или охотником, должен был пройти через такую избушку, чтобы получить тугой лук и тяжёлое копьё из рук давно умерших предков. А попасть к ним можно было, только пройдя через такую избушку. Поэтому герои сказок даже не пытаются обойти её! Дверь в избушку повернута к лесу, то есть вход в жилище смерти находится со стороны смерти. Попасть в жилище Бабы-Яги непросто: надо знать заветные слова: «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом». Не каждый человек, по мнению древних, имел право войти в загробный мир и побеседовать с предками – это мог сделать только посвящённый. Только тот, кто, ответив на все вопросы старцев, смог показать свою зрелость, имел право войти в избушку и получить покровительство прародительницы, покровительницы рода и владычицы судеб живых. Поэтому девочка и не заходит в избушку: подкралась она к окошку, ухватила брата и бегом бежать.

А гуси-лебеди за нею в погоню летят. Просит девочка речку спрятать её с братцем:

Речка-матушка, спрячь меня!

Съешь моего киселика!

Съела киселька - спрятала их речка. Но только гуси-лебеди воротились, летят навстречу.

Яблонь, яблонь-матушка, спрячь меня!

Съешь мое лесное яблочко!

Съела девочка яблочка яблоко - спрятала их яблоня.

Но гуси-лебеди вновь налетели, крыльями бьют.

Сударыня печка, спрячь меня!

Съешь моего ржаного пирожка!

Покружили гуси-лебеди над печкой и улетели.

Почему же теперь речка, яблоня и печка помогают девочке? Изменилось обращение её к ним: теперь она говорит:

речка-матушка,

яблонь-матушка,

сударыня-печка ,

Что показывает не только уважение, но и её признание, что все они – ЕЁ мир. И потому на обратном пути девочка взяла дары речки, яблони и печки. Легко было войти на сторону неизведанного, а вот выйти – сложно.

Интересно ещё одно наблюдение: когда девочка бежит в лес, «СТОИТ молочная речка, кисельные берега», а когда возвращается с братцем – «БЕЖИТ молочная речка, кисельные берега». Бегущие воды реки – это жизнь, жизнь, побеждающая смерть.

Благополучно вернулись дети домой. С момента нарушения девочкой запрета старших до её возвращения домой с братцем прошёл день. Но за это время она очень изменилась – она повзрослела, на что указывает и слово «девушка» в конце сказки.

Путь, который прошла девочка, можно разделить на несколько этапов:

  1. наложение запрета - некий оберег от беды, мудрость старцев;
  2. нарушение запрета – отсутствие чувства страха;
  3. следствие этого нарушения – беда, действие злых сил;
  4. путь испытаний и встречи в пути;
  5. применение магических действий – стремление найти друзей, помощников;
  6. возвращение к благополучию – приобретение жизненного опыта.

Итак, на примере сказки «Гуси-лебеди» мы проследили отражение славянского мифа с волшебной сказкой. И связь эта неслучайная, так как сказка – это миф, оторванный от магии.

И становятся понятны слова: «СКАЗКА-ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК!

Наложение запрета - некий оберег от беды, мудрость старцев;

  1. Нарушение запрета – отсутствие чувства страха;
  1. Следствие этого нарушения – беда, действие злых сил;
  1. Путь испытаний и встречи в пути;
  1. Применение магических действий – стремление найти друзей, помощников;
  1. Возвращение к благополучию – приобретение жизненного опыта.

Сказкой называется один из фольклорных, а позднее и литературных жанров. Это эпическое произведение обычно прозаического характера, имеющее героическую, бытовую или волшебную тематику. Основные черты этого жанра - отсутствие историчности и нескрываемая, бросающаяся в глаза вымышленность сюжета.

«Гуси-лебеди» - сказка, краткое содержание которой мы рассмотрим ниже, относится к народным. То есть у нее нет автора как такового, ее сочинил русский народ.

Отличие народной от литературной сказки

Фольклорная, или народная, сказка появилась раньше литературной и передавалась долгое время из уст в уста. Отсюда и множество расхождений сюжетов и вариантов таких историй. Так, мы представим здесь наиболее распространенное краткое содержание сказки «Гуси-лебеди». Однако это не означает, что в другой местности и регионах нашей страны это произведение имеет точно таких же героев. Сюжет в целом будет един, но может различаться в нюансах.

Литературная же сказка изначально была придумана автором. Ее сюжет ни при каких обстоятельствах не может быть изменен. Кроме того, изначально такое произведение появилось на бумаге, а не в устной речи.

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»: краткое содержание. Завязка

Давным-давно жили муж с женой. Было у них двое детей: старшая дочь Машенька и младший сын Ваня.

Как-то отправились родители в город и наказали Маше присматривать за своим братом и не уходить со двора. А за хорошее поведение обещали гостинцев.

Но как только родители уехали, Маша посадила Ваню под окошко дома на траву, а сама побежала гулять на улицу с подружками.

Но тут неизвестно откуда возникли гуси-лебеди, птицы подхватили мальчика и утащили в сторону леса.

Возвратилась Маша, смотрит - Вани нигде нет. Кинулась девочка искать брата, но нигде его не видно. Звала она Ваню, но он не отозвался. Села Маша и заплакала, но слезами горю не поможешь, и решила она отправиться на поиски брата.

Побежала девочка со двора, посмотрела вокруг. И вдруг увидела, как вдалеке пролетели гуси-лебеди, а потом скрылись в темном лесу. Поняла Маша, кто похитил ее брата, и бросилась в погоню.

Выбежала девочка на поляну и увидела печку. Попросила ту указать дорогу. Печка ответила, что расскажет, куда полетели лебеди, если Маша подбросит в нее дров. Девочка исполнила просьбу, печка сказала, куда полетели похитители. И побежала наша героиня дальше.

Баба-яга

Продолжает Маша узнавать, куда полетели гуси-лебеди. Сказка (краткое содержание представлено в этой статье) рассказывает о том, как девочка встречает яблоню, ветви которой усеяны румяными плодами. Маша спрашивает у нее, куда направились гуси-лебеди. Яблонька попросила стрясти с нее яблоки, и тогда она подскажет, куда полетели птицы. Девочка выполнила просьбу и узнала, куда отправились похитители.

Бежит Машенька дальше и видит молочную реку с кисельными берегами. Спрашивает девочка у реки, куда полетели гуси-лебеди. А та в ответ: "Сдвинь камень, который мешает мне течь, тогда скажу". Сдвинула Маша камень, и указала река, куда направились птицы.

Добежала девочка до дремучего леса. И тут ей ежик дорогу подсказал. Свернулся клубочком и докатился до избы на курьих ногах. В той избе Баба-яга сидит, а у крыльца Ваня играет с золотыми яблоками. Подкралась Маша, схватила Ваню и бросилась бежать.

Заметила Баба-яга, что мальчик пропал, и отправила гусей-лебедей в погоню.

Развязка произведения

"Гуси-лебеди", сказка, краткое содержание которой мы здесь излагаем, подходит к концу. Бежит Маша с братом и видит, что настигают их птицы. Тогда она кинулась к речке и попросила ту укрыть их. Спрятала их речка, и пролетели мимо преследователи, ничего не заметили.

И снова бегут дети, недалеко до дома осталось. Но тут птицы снова заметили беглецов. Норовят вырвать братца из рук. Но тут Маша заметила печку, в которой и укрылась с Ванюшей. Не смогли гуси-лебеди добраться до детей и вернулись обратной к Бабе-яге.

Выбрались брат с сестрой из печки и побежали домой. Здесь Маша умыла и причесала Ваню, посадила на лавку, рядом сама присела. Вскоре вернулись родители и привезли детям гостинцы. Ничего им не рассказала дочка. Так ни с чем остались гуси-лебеди.

Сказка (краткое содержание это подтверждает) относится к так называемым волшебным. Для подобных произведений характерно присутствие магического злодея (Баба-яга в нашем случае) и волшебных помощников (печка, яблонька, речка, ежик).

Русская народная сказка рассказывает о том, что родители поручили дочери присматривать за маленьким братом, пока они будут на работе. Но девочка отнеслась к поручению родителей не очень ответственно. Она усадила братца на траве перед домом, а сама ушла играть на улицу. Но прилетели гуси-лебеди и унесли мальчика к Бабе-Яге. Девочка не растерялась, она поняла, что случилось, и бросилась вдогонку.

По пути она встретила печку, яблоню и молочную реку с кисельными берегами. На просьбу подсказать, куда гуси унесли ее братца, волшебные персонажи предлагали девочке сначала угоститься тем, что у них было – пирожками, яблоками и киселем. Но девочка отказывалась от угощения и не получила помощи. Несмотря на это, ей удалось отыскать избушку Бабы-Яги, в которой и находился ее братец. Живущая в избушке мышка посоветовала девочке хватать братца и немедленно бежать домой.

Баба-Яга отправила вдогонку гусей-лебедей. Чтобы спастись от погони, девочке снова пришлось обращаться за помощью к речке, яблоне и печи. И она уже не стала отказываться от их угощений, за что получила своевременную помощь. В конце сказки сестрица и братец благополучно вернулись домой, как раз к приходу родителей.

Главный смысл сказки «Гуси-лебеди» состоит в том, что дороже всего для человека его семья. Любовь к родным и близким, ответственность за их судьбу — такая тематика красной нитью проходят через всю сказку. Сказка также учит читателя быть находчивым и решительным, не теряться в трудных ситуациях. Хотя сестрица и допустила ошибку, оставив братца без присмотра, она приложила все усилия, чтобы исправить ситуацию и добилась при этом успеха, вернув маленького братца домой. Сестрица поставила перед собой цель — и этой цели добилась, несмотря на чинимые ей преграды.

В сказке раскрывается тема отзывчивости и благодарности. Когда на просьбы волшебных персонажей отведать угощения девочка отвечала отказом, она не получила никакой помощи. Но когда на обратном пути сестрица отведала предложенные ей угощения, помощь ей была немедленно оказана. Умей быть отзывчивым и благодарным и добро вернется к тебе сторицей.

В сказке «Гуси-лебеди» положительным героем является сестрица, которая спасла своего братца, а отрицательным – Баба-Яга, замыслившая съесть девочку.

Сюжет сказки построен по классическим канонам. В ней есть зачин в виде слов «Жили-были..», и экспозиция, когда родители поручают девочке следить за братцем. Момент похищения братца птицами является завязкой сюжета, а обнаружение похищенного мальчика у Бабы-Яги – его кульминацией. Побег от Бабы-Яги и возвращение в родной дом является развязкой сюжета.

Следует отметить динамичность сюжета сказки. В ней много действия. Традиционным для русской сказки является и использование числа три – три волшебных персонажа (печь, яблоня и речка), которые испытывают главную героиню и помогают ей добраться до дома.

Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей. Сказка также учит уважительному отношению к просьбам родных людей.

Анализ сказки «Гуси лебеди» — тема, идея, чему учит сказка «Гуси-лебеди»

«Гуси лебеди» анализ сказки

Тема : В сказке рассказывается о том, как Гуси- лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.

Идея : Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.

Чему учит сказка «Гуси-лебеди»?

Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей. Сказка также учит уважительному отношению к просьбам родных людей.

Главный смысл сказки «Гуси-лебеди» состоит в том, что дороже всего для человека его семья. Любовь к родным и близким, ответственность за их судьбу - такая тематика красной нитью проходят через всю сказку. Сказка также учит читателя быть находчивым и решительным, не теряться в трудных ситуациях. Хотя сестрица и допустила ошибку, оставив братца без присмотра, она приложила все усилия, чтобы исправить ситуацию и добилась при этом успеха, вернув маленького братца домой. Сестрица поставила перед собой цель - и этой цели добилась, несмотря на чинимые ей преграды.

Герои «Гуси-лебеди»:

  • Братец
  • Сестрица
  • Печка, речка и яблонька - чудесные помощники
  • Баба Яга .
  • Гуси-Лебеди

Особенности композиции сказки «Гуси-лебеди»:

  • Начало сказки традиционное : Зачин (Жили – были….)
  • Экспозиция (наказ родителей)
  • Завязка (брата похищаю гуси – лебеди, сестра отправилась на поиски брата)
  • Кульминация (сестра нашла брата у Бабы-Яги)
  • Развязка (побег из избушки Бабы-Яги и возвращение в родительский дом)

Сказка очень динамичная , в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях – лебедях говориться : «Налетели, подхватили, унесли, пропали» они передают всю остроту ситуации.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Советы по строительству и ремонту