Советы по строительству и ремонту

Можно отметить, что в целом эпоха была насыщена политическими событиями большого значения. И этот стремительный ход событий, смена обстановки, не позволяют однозначно определить мотивы и причины поступков. Этим отчасти объясняется субъективизм и расхождение точек зрения на одни и те же факты историков. Бесспорно то, что данные исторические события были первопричиной, зарождения новых стереотипов поведения и особенностей "русского характера". Александр выступает, как пособник новых идей. Именно ему принадлежит существенная роль в формировании новых черт русского менталитета. Что же именно было сделано? Он путешествовал, анализировал, сравнивал, вел переговоры, вводил новые житейские правила и государственные законы.

Первое - это договор с монголами. С одной стороны - защита от западных агрессоров, с другой порабощение на 300 лет. С точки зрения Гумилева: этот союз положил начало формированию новых этнических традиций в отношениях с народами Евразии. Целью союза была защита общего Отечества, "понимал ли он сам глубокое значение сделанного им шага - неизвестно, да и не столь важно", ибо "в соборном мнении потомков его выбор получил высшее одобрение". Волей или не волей, на этот счет возникают сомнения. В этническом смысле это действительно верно. Но вот для защиты ли общего Отечества? А что же не поддерживающие его современники? Выходит, были настолько глупее, или они менее патриотичны. Ведь не исключено, что это одобрение, выражалось лишь в попытке задним числом найти поддержку выбранному государственному курсу, а вместе с тем и оправдание войн и внутренних противоречий. Здесь возможна игра на чувстве патриотизма. Впрочем, существует и противоположная оценка действий князя: "На период пребывания Александра на великом княжении Владимирском приходится упорядочение системы монгольского владычества над Русью (перепись 1257-1259 гг.) Исходя из этого факта, нередко изображают Александра чуть ли не главным виновником установления ига, задушевным другом Батыя и Спартака. Так, по мнению современного американского историка, Д. Феннела, книга которого издана в нашей стране, получение Александром Великого княжения "знаменовало... начало новой эпохи подчинения Руси татарскому государству... Так называемое, татарское иго началось не столько во время нашествия Батыя на Русь, сколько с того момента, как Александр предал своих братьев". Точки зрения историков, как мы видим, диаметрально противоположны. Почему? Безусловно, их определяет субъективная позиция авторов, которая, в свою очередь зависит от культурно-исторической и религиозной специфики данного общества в данный исторический период. Как мне кажется не стоит, столь однозначно рассматривать события минувших лет, особенно, если подтверждение историческими источниками затруднено? Представленные точки зрения - крайние подходы к рассмотрению вопроса. Но скорее, всего в каждой из них есть доля истины.

Учитывая терпимость монголов к альтернативным верованиям, церковь благосклонно смотрела и на союз с "погаными", оправдывая его тем, что иго чужеземцев - это кара Всевышнего за земные грехи, и надо смириться и пройти через эти страдания, во искупление грехов, как только Русь очистится - гнет татар закончится.

Когда анализируешь влияние церкви, напрашивается вывод о своего рода договоре князя с церковью: возвеличивание и поддержка в обмен на защиту интересов.

Лишь вольнолюбивые новгородцы время от времени противостояли Великому князю. И по всей вероятности, за это он их не мог не уважать и считался с их мнением. И все же, интересы государства стояли выше его личных чувств и желаний. Об этом свидетельствуют, жестокость и ухищрения, на которые шел Александр в выборе тактики отношений с непокорным народом вставшего в разрез с общими интересами (восстание против численников, "отречение" верхушки новгородских бояр от тягот ордынской дани в "пользу" людей "меньших", да и боевые действия, проводимые против Новгорода). Не мог не видеть князь тревог и тягот народа, но интересы всего государства были важнее. Возможно, здесь работало правило выделенное Карамзиным: "...Добродетели государя, противные силе, безопасности, спокойствию Государства не суть добродетели". Не в состоянии отказаться от поддержки союзников бояр, закрывал зачастую глаза Александр и на нарастающие социальную несправедливость и неравенство. Впрочем, "и по самому своему положению Александр, конечно, был ближе к Новгородской знати, "вятшим", нежели к "меньшим". Он, вероятно, не представлял мир иначе, как разделенным на "больших" и "меньших", богатых и бедных. Таким создал мир Всевышний. И могут ли люди усомниться в мудрости его замысла?"

"Оглядывая весь круг деяний невского героя, легко заметить: он удивительно схож с послужным списком его отца. Во всех своих делах и походах Александр не был первопроходцем; он шел буквально "след в след" за отцом, повторив его судьбу даже в деталях. Однако, его победы выглядят несравненно ярче не только из - за перемены исторического фона (они словно вспышки во мраке всеобщего отчаяния!), но и благодаря его молодости, блеску личного мужества и какой - то особой веселой дерзости."

Следующий отличительный момент деятельности русских князей - неукротимое стремление к власти. Александр ощутил на себе правила жестокой игры после смерти своего отца. "Хочет он этого или нет, но ему предстоит тяжелая борьба за власть. Его соперниками станут не только младшие братья отца - Святослав, Иван, но и собственные братья - Андрей, Михаил, Ярослав, Константин, Василий, Даниил. Так уж издавна повелось в княжеских семьях: властолюбие неизменно торжествует над братолюбием, желание занять лучший богатейший "стол" оказывается сильнее страха "впасть в грех", и тем навлечь на себя гнев Божий, о котором так часто говорили призывающие к миру проповедники." Впрочем, в то время Русь уже знала примеры качественно другого поведения - принятие монашества. "Такие люди на Руси пользовались особым авторитетом. Эта традиция находила отражение в духовно-нравственных изысканиях передовых русских людей в более позднее время. В основе подобных, на первый взгляд, необъяснимых поступков лежало стремление пострадать за народ, несший все тяготы жизни и тяжелого труда, а страдая, тем самым искупить свою вину, грехи, снять тяжесть с души, обретя посредством физических и духовных страданий нравственную чистоту и царство небесное. Люди уходили от мирской жизни, мирских свобод в поисках внутренней свободы, отгораживаясь от внутренней суеты одиночеством, сознательно отказываясь от жизненных благ, ибо только одиночество создает условия для подлинного служения богу. "Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене", - учил апостол Петр." Александр уважал таких людей, но этот путь был не для него.

Изменились и методы борьбы за власть. "...борьба приняла невиданно жестокий, низменный характер. И если раньше главным средством решения княжеских споров было сражение "в чистом поле", то теперь все чаще применялось новое, страшное оружие - донос Батыю или самому Великому хану на своего недруга".

Договор с Батыем способствовал слиянию этносов, а следовательно, и слиянию характерных черт монгольского и русского народов.

Прижизненные заслуги - далеко не все, чем славен образ Великого князя. "Князю Александру суждено было обрести вторую, посмертную жизнь. Его имя стало символом боевой доблести. Окружавший князя ореол святости, созданный митрополитом Кириллом, позволял ждать от Невского и небесного заступничества. Там, где люди истово просили чуда,- оно непременно случалось. Князь - святой вставал из гробницы и ободрял соотечественников накануне Куликовской битвы и во время страшного набега крымских татар в 1571 г. В 1547 г. он был включен в число святых, память которых отмечалась во всех без исключения храмах русской церкви.

Особенно часто вспоминали об Александре Невском тогда, когда шла война со шведами или немцами...

Г. В. Вернадский так охарактеризовал деяния князя Александра: «Два подвига Александра Невского, подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке, имели единую цель: сбережение православия как источника нравственности и политической силы народа».

Когда-то ещё дядя Александра Невского, великий князь Владимирский Юрий II, незадолго до своей гибели запретил доминиканским монахам проповедовать язычникам католичество и изгнал их за пределы своего княжества.

Как отмечено в русских летописях, после побед над западными агрессорами на Неве и Чудском озере князь Александр обратил на себя внимание папы Римского Иннокентия IV. Тот посылал двух своих кардиналов - Гальта и Гемонта, чтобы уговорить русского князя принять католичество, и тогда Запад поможет победить татар. Предложение это было категорически отвергнуто. Не было таких сил и на Западе, чтобы победить Орду, да и не поверил он в искренность папы Римского, в его желание помочь Руси. И цена была слишком велика - отступиться от православия и попасть в зависимость от западных « хозяев».

После митрополита Иосифа Грека, прибывшего из Царьграда и вскоре пропавшего без вести во время взятия татарами Киева, управление Русской митрополией в 1243 г. принял на себя игуменч {89} Кирилл. И хотя новый митрополит был из южных земель Руси, князья которых после нападения Батыя ориентировались на Запад, он твёрдо встал на позицию Александра Невского как в церковных делах, так и в политике.

Древний историк отмечает: в 1246 г. Александр Невский в Новгороде получил известие о смерти отца и поспешил во Владимир, чтобы «оплакать с родными сию потерю и вместе принять меры для государственного порядка».

Тогда же Батый прислал к Александру Невскому гонцов с предложением явиться к нему в шатёр с поклоном. Великий полководец, похоронив отца, прибыл к хану. Батый из уважения к Александру не подверг его унизительной для христианина процедуре языческих обрядов. (Были случаи, когда русские князья отказывались совершать их и погибали от рук монголов в страшных муках, например князь Михаил Черниговский.) Затем был путь к великому хану, который также принял его с уважением к его полководческому таланту. Хан утвердил Александра великим князем Владимирским, отдав ему в подчинение всю Южную Русь и Киев.

Александр Невский примет титул не только великого князя Владимирского, но и осторожную, гибкую политику по отношению к Орде, начатую его отцом. Мирные отношения с ханом были необходимы. Это давало возможность выжить и русской государственности, и русской культуре.

Не один раз придётся отважному воину, талантливому полководцу бывать в Орде. Пришлось становиться ему и дипломатом. Александру удалось договориться с ханом, что его чиновники будут заниматься только данью. А всё управление государством останется в руках русских князей. Им же принадлежало право решать вопросы войны и мира без ведома хана, и суд совершался по русским законам. Александр отстаивал неприкосновенность христианской веры, церковного устройства.

Русская церковь справедливо считает Александра Невского защитником православия. Не менее справедливы светские историки, утверждающие, что он умелой дипломатией хоть в какой-то мере ослабил тяготы монголо-татарского ига. Но можно только догадываться, каких душевных мук стоила эта дипломатия бесстрашному воину.

Ему приходилось наказывать соотечественников: карать изменников, тяготевших к Западу, отчаянных сопротивленцев хану, провоцировавших нападения татарских войск на русские земли, в то время как достаточных сил для отражения врага не было. Это любят припоминать сегодняшние либералы и упрекать его в жестокости.

Александр пытался оградить русских людей от поголовной татарской переписи. Возможно, частично это удалось. Но он не смог отстоять Новгород от уплаты дани. Новгородцы взбунтовались. Пришлось их усмирять. Восстали суздальцы против татарских баскаков, собиравших дань, и изгнали их из города. Потом они опомнились и просили Александра умилостивить дарами хана Берке (Батый уже умер). И Александр отправился в столицу Орды - Сарай. Очевидно, тогда же Александр уговорил хана не требовать русских людей для вспомогательного монгольского войска.

Есть разные предположения по поводу причин смерти Александра Невского. Возможно, его отравили в Орде. В ноябре 1236 г. он почувствовал себя плохо по дороге домой из ханской ставки, А может быть, этот сорокачетырехлетний красивый, умный, отважный князь, безусловно обладавший исторической интуицией, много сделавший не только для защиты страны, но и для ее духовности, просто надорвался, как считал Л. Н. Гумилёв, под бременем дипломатической деятельности. Тогда решалась судьба Руси: быть ей или не быть на карте мира со своими национальными особенностями, своей культурой, своей духовностью.

14 ноября 1263 г. за несколько часов до смерти князь Александр Невский принял постриг. Он принял высший монашеский чин - схиму. Митрополит Кирилл, сообщая народу о смерти Александра Невского, сказал: «Дети мои, зашло солнце Русской земли!»

Современник отмечал: «Стояли вопль и крик, все тужили, как никогда прежде. Так, что и земля сотряслась ». 23 ноября тело Александра Невского было похоронено в монастыре Богородицы во Владимире.

Память

В честь Александра Невского Петром I на берегу Невы был сооружён монастырь - Александро-Нев-ская лавра. Туда и перенесли мощи Александра. Пётр I встречал их из Владимира в устье Ижоры, где когда-то впервые прославился молодой князь. Император сам правил рулём галеры, на которой перевозили останки Александра Невского в новую столицу России. На веслах были высокопоставленные вельможи императора. Пётр I и его генералы на руках перенесли раку {90} с мощами святого благоверного великого князя в церковь нового монастыря. Тогда же было постановлено праздновать память Александра Невского 30 августа, в день заключения Петром Ништадтского мира со шведами, - это кроме того, что Церковь поминает его 23 ноября, в день погребения во Владимире. А после смерти Петра I его вдова, императрица Екатерина I, учредила орден в честь Александра Невского и в память о делах своего великого супруга {91} .

В силу воспитания и образования, типичным западником стал любимый внук императрицы Екатерины II - император Александр I. Но и он с молитвой преклонил колени в Лавре перед прахом Александра Невского, когда с Запада пришла опасность для России в лице Наполеона Бонапарта - завоевателя Европы.

В годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг., когда в очередной раз решалась судьба страны, был учреждён боевой орден Александра Невского, которым награждались офицеры за героизм, проявленный в боях с немецко-фашистскими захватчиками.

Таким образом, Александр Невский отмечен в русской истории не только своими победами над шведами и немецкими рыцарями. Он ослабил на какое-то время тяготы монгольского ига. Александр Невский, заключая союз с Батыем, стал побратимом его сына Сартака. Сегодня появился ещё один аспект видения Александра Невского как исторической фигуры. Его называют родоначальником идей Евразии - экономического, политического, культурного союза Европы и Азии. Естественно, термина такого князь Александр не знал и не произносил. Создателями теории евразийства были учёные, высланные советским правительством из России в 1921 г. Евразийцы понимали территорию России (территорию - до развала СССР) как особый исторический и географический мир, не принадлежащий ни Европе, ни Азии, как неповторимую историческую и географическую индивидуальность. В этой связи особо стоит отметить работы русского историка-эмигранта Г. В. Вернадского, книги которого в силу определённых политических причин не были известны в СССР. Он ещё до Л. Н. Гумилёва изучал взаимоотношения монголов и Руси. Л. Н. Гумилёв - его единомышленник. И сегодня существует не только развивающаяся историко-политическая теория евразийства, сторонниками которой были Вернадский, Гумилёв, но и практическая деятельность современных евразийцев.

Л. Н. Гумилёв обращал особое внимание на то, что папа Римский объявлял крестовый поход не только против схизматиков (православных), но и против монголо-татар одновременно. Это послужило созданию военно-политического союза Руси и Золотой Орды. Интуиция Александра Невского подсказала ему верный, хотя и тернистый путь. Даже после его кончины монгольская конница помогала в борьбе русских дружин с ливонскими рыцарями в 1269 г. А на нижней Волге, опять же совместно с татарами, пресекались вторжения азиатских кочевников. Л. Н. Гумилёв отмечал: «...Там, где князья просили помощи у татар, там выросла великая держава Россия. Там, где они согласились на подчинение Западу - в Галиции, например, - там они превратились в крепостных мужиков и ни на что уже способны не были». Не все принимают эту концепцию истории взаимоотношений монголо-татар и русских княжеств. Но Л. Н. Гумилёв указывал на те исторические факты, которые раньше не вызывали особого интереса у исследователей или служили основой для выводов, не схожих с его выводами. Л. Н. Гумилёв явно расшатывал традиционные, застывшие концепции, заставлял по-новому относиться к подбору и оценке определённого исторического факта, находя новый ракурс его видения.

Личность князя определяет правление, поэтому периоды выделяют по княжениям.

Александр Ярославович (отец Ярослав Всеволодович) династии владимиро-суздальских князей, дед – Всеволод Константинович. Сам Александр князь Переяславский. Его отец был великим князем Владимирским, то сажал своих сыновей (Александра и Федора) княжить в Новгороде. Без князя Новгород не мог существовать. Первый раз Александр был посажен в 1228 г., решения принимали княжие мужи, но маленькие княжичи привыкали к системе управления. Были посажены в 1230 и 1232 гг. Существовали возрастные инициации: в 14 лет мальчик становится мужчиной, и начиналось обучение военному делу. Ярослав берет в поход Александра против немецких рыцарей на Дерпт (где собирали подати с восточных эстов), поход был зимним. Обычно воны велись с поздней всены до осени, чтобы прокормить войско. Произошла Ледовая битва на р. Олювжа (?). Опыт Александра в немецких сражениях, развивал свои таланты.

Когда Алесандр взрослел на новогородском столе, то должен был решать дела со шведами. Интересы Новогорода (им платили дань Карелы, финоугорские племена) столкнулись в Финлянди со Швецией, которые тоже хотели распространить свою власть на финнов. Емь – восточная Финляндия (дань русским), Суали – западная Финляндя (дань шведам). Распространение влияния – это и было основной причиной похода шведов. Ледунгшведское ополчение, во главе находиля ярл (второй человек после короля, руководил войском). Улов Фасси – ярл в 1240 г., но в житиях остался Биргер (т.к. он был ярлом во время написания житий). Шведы поплыли вдоль северного побережья финляндии и высадились там, где Игора впадает в Неву. Они построили лагерь, чтобы заметить высадившееся войско. Говорят, что шведы либо хотели построить крепость, либо отправиться на Ладогу. Финноугорское племя во главе со старостой послали гонцов в Новгород.

Александр собрал свою дружину, набрал отряд, срезал путь по сухопутным дорогам. На рассвете на востке нашел лагерь шведов. Победа русских: внезапность атаки, шведское войско не успело выстроиться. 15 июня 1240 г. – Невская битва. Потери русского войска незнаительны, натиск шведов остановлен.

Происходила и немецкая экспансия: с конца 12 в по 30-е гг. 13 в. земли эстов и литовсих племен были подчинены крестоносцам. Датчане основали город Ревель (Таллин). В 1240 г. немецкий орден отправился на Русь, захватывают Псков, в их рядах оказывается предатель Твердило Иванкович, который открывает ворота. Захват Изборса, Копорья.

В 1241 г. Александр собирает войсо из новогордцев, ижоры и корелы + войско брата Андрея Ярославича. Отправился с этим войском на Копроье и освободил его. Но затем отправился не на Псков, где были немецкие рыцари, а начал розорять эстонские земли ответом ордену. Немцы пошли на Александра, а тот повернул назад и освободил Псков.

Немецкие войса строились клином, на Александра двинулась значительная часть войска. Алексанлр 5 апреля вышел на Чудское озеро (лед в это время еще намерзал) и встал с русой стороны. Полк Александра, полк правой руки и полк лвой руки + засадный полк (скрыт был за вороньим камнем). Когда воины ордена начали выступать, то их начали выгонять на тонкий лед.

В 12 веке начались местные столкновения и начала активно нападть Литва.

1251 г. – мир с норвежцами, была проведена разграничительная линия.

На Востоке дело обстояло хуже, Александр хотел установить там мирные отношения. Александр совершил 5 путешествий в Орду:

    1249-1250 гг. – первое путешествие, обязанность выступить в поход с ордынским войском.

    1252 г. – второе, предотвратить поход на руссие земли в наказание на восстание.

    1257 г. – третье, та же причина (восстание в Новгороде), Александр жестоко карает новгородцев. Василий (его сын) был тогда представителем новогородцев.

    1258 г. – четвертое, вместе с братом Андреем, чтобы отменить перепись и дать откуп за убийство баскаков.

    1262-1263 гг. – поход к хану Бирке, который боролся за первенство с братом Хулагу (рууское войско нужно для поддержки, но Александу удается этого избежать) По приказу Бирке Александр был отправлен и умер в Городце на Волге.

Летопись Российского государства насчитывает сотни героев. Один из них оставил неизгладимый след в истории. Чем прославился Александр Невский, известно каждому человеку, интересующемуся становлением Российской державы. Сегодня возникает масса споров среди современных историков относительно жизни и деятельности этой интересной личности.

Детство и юношеские годы князя

(основные даты сосредоточены в 1233-1263 годах) в истории рассматривается с точки зрения его военных успехов. Но интересными являются и моменты юношества и становления характера Великого князя.

По одним сведениям, родился Александр в мае 1220 года в городе Переяславль-Залесский, другие источники называют 1221 год как дату его рождения, а третьи указывают еще более позднее время - 1238-1240 годы.

Александр был сыном князя и внуком легендарного деда Всеволода Большое Гнездо. Мать его - Феодосия Мстиславна Торопецкая, дочь Мстислава Удатного, князя новгородского и галицкого.

С детства воспитанию Александра отец уделял особое внимание. В 1225 году мальчик прошел обряд посвящения в воины. Князь с ранних лет осваивал военное дело и преуспевал в тактике. В 13 лет он совершил свой первый поход под руководством отца на Дерпт, где впервые сражался с ливонцами. Эти навыки пригодятся ему в годы княжения и в борьбе против врагов. Кого-то он подкупал хитростью, кого-то умом, но в основном пользовался старым проверенным методом — применением силы, это главное, чем прославился Александр Невский в веках.

Внутренняя политика

В 1226 году отец оставил девятилетнего Федора и восьмилетнего Александра править в Новгороде, присматривали за княжичами боярин Федор Данилович и старец Яким. Но крутой нрав новгородцев не дал молодым вельможам восседать на троне долго, и они покинули эти земли. Но уже в 1230 году жители этих земель вновь призвали Ярослава править ими, тот подписал договор с местными жителями и в качестве наместников оставил вновь своих сыновей.

С 1231 года Александр совместно с братом становится формальным князем новгородским. Через 2 года, в преддверии женитьбы, Федор внезапно скончался, и все бразды правления перешли к Александру.

В 1236 году он занимает киевский престол и самостоятельно правит Новгородом. Внутренняя политика молодого князя направлена на укрепление своей власти и защиту земель от внешних врагов, а их в те времена было немало.

Александр строит фортификации, укрепляет границы своих владений. Собирает подати, получает ярлыки от хана на владения русскими землями, жестко подавляет бунты и восстания черни. В 50-е годы после вторжений татар во Владимир он отстраивает город, особое внимание уделяет храмам. Но были сосредоточены на внешней политике. Князь Александр Ярославич Невский применил весь свой ум, хитрость и талант именно на этом поприще.

Векторы внешней политики

Деятельность новгородского князя Александра тем и примечательна, что был он талантливым полководцем и дипломатом. Укрепляя кордоны собственных владений и сражаясь с постоянными нападками ливонских и шведских рыцарей, князь пытался уловками дипломатии уравновесить отношения с Золотой Ордой и избежать вторжения монголо-татар. Разрушения и человеческие жертвы после таких столкновений были колоссальными. Размышляя над вопросом о том, чем прославился Александр Невский, просто необходимо помнить о его дипломатических успехах и относить этот вектор деятельности также к его основным достижениям.

Еще одно направление внешней политики - отношения с Ватиканом. В одной из летописей упоминается, что Папа предложил перейти русскому князю под латинскую веру, но он категорически отверг такой вариант.

Отношения со шведами, датчанами, немцами и литовцами

Воины, направляемые папским перстом, в 1238 году пошли войной на На этот раз в походе участвовали датчане, шведы и Ливонский орден. Первое, чем прославился Александр Невский еще до битвы на - это разгром врага на Ижоре. В 1240 году происходит сражение в устье с датскими рыцарями. Самостоятельное руководство войсками и отвага, проявленная в ходе боя, принесла новгородцам победу.

В 1242 году Александр возвращает под свой контроль Псков. В апреле этого же года происходит знаменитое в котором полководец обратил в бегство немецких рыцарей и получил прозвище Невский. В 1245 году он окончательно разбил литовское войско.

Как известно из первоисточников, с этими народностями князь не только воевал, но и устанавливал торговые отношения, заключал браки своих детей.

Золотая Орда и политика князя

После смерти отца Александр надеялся получить ярлык на правление во Владимире, но по завещанию эти земли отошли его брату Андрею, а сам Невский остался в Новгороде. Андрей был ярым противником татар, а Александр придерживался политики повиновения. В 1252 году Андрей вместе с братом Ярославом выступили против татар и были полностью разбиты, а хитрый Андрей направился к хану Менгу и получил ярлык на владения всеми землями русскими. До своей кончины князь придерживался политики умиротворения татар.

Историки, рассказывая о том, чем Александр Невский прославился, кроме победы над Ливонским орденом, часто упоминают о его дипломатической политике в отношении татар. Князь смог восстановить города и не допустил их полного разрушения, тем не менее именно его потомкам удалось свергнуть татаро-монгольское иго на Руси.

в период раннего средневековья Руси

1942 г. Может ли один человек повлиять на ход истории? Не напрасно ли принесена в жертву свобода? Верно ли выбран путь православия на Руси? Трудно через столько лет размышлять над этими вопросами. Осуждать или оправдывать те или иные действия. Но значения событий того времени, и роли в этих событиях Александра, несомненно, велико.

Можно отметить, что в целом эпоха была насыщена политическими событиями большого значения. И этот стремительный ход событий, смена обстановки, не позволяют однозначно определить мотивы и причины поступков. Этим отчасти объясняется субъективизм и расхождение точек зрения на одни и те же факты историков. Бесспорно то, что данные исторические события были первопричиной, зарождения новых стереотипов поведения и особенностей “русского характера” . Александр выступает, как пособник новых идей. Именно ему принадлежит существенная роль в формировании новых черт русского менталитета. Что же именно было сделано? Он путешествовал, анализировал, сравнивал, вел переговоры, вводил новые житейские правила и государственные законы.

Первое - это договор с монголами. С одной стороны - защита от западных агрессоров, с другой порабощение на 300 лет. С точки зрения Гумилева: этот союз положил начало формированию новых этнических традиций в отношениях с народами Евразии. Целью союза была защита общего Отечества, “понимал ли он сам глубокое значение сделанного им шага - неизвестно, да и не столь важно” , ибо “в соборном мнении потомков его выбор получил высшее одобрение.” Волей или не волей, на этот счет возникают сомнения. В этническом смысле это действительно верно. Но вот для защиты ли общего Отечества? А что же не поддерживающие его современники? Выходит, были настолько глупее, или они менее патриотичны. Ведь не исключено, что это одобрение, выражалось лишь в попытке задним числом найти поддержку выбранному государственному курсу, а вместе с тем и оправдание войн и внутренних противоречий. Здесь возможна игра на чувстве патриотизма. Впрочем, существует и противоположная оценка действий князя: “На период пребывания Александра на великом княжении Владимирском приходится упорядочение системы монгольского владычества над Русью (перепись 1257 -1259 гг.) Исходя из этого факта, нередко изображают Александра чуть ли не главным виновником установления ига, задушевным другом Батыя и Сартака. Так, по мнению современного американского историка, Д. Феннела, книга которого издана в нашей стране, получение Александром Великого княжения “знаменовало... начало новой эпохи подчинения Руси татарскому государству... Так называемое, татарское иго началось не столько во время нашествия Батыя на Русь, сколько с того момента, как Александр предал своих братьев” ” Точки зрения историков, как мы видим, диаметрально противоположны. Почему? Безусловно, их определяет субъективная позиция авторов, которая, в свою очередь зависит от культурно-исторической и религиозной специфики данного общества в данный исторический период. Как мне кажется не стоит, столь однозначно рассматривать события минувших лет, особенно, если подтверждение историческими источниками затруднено? Представленные точки зрения - крайние подходы к рассмотрению вопроса. Но скорее, всего в каждой из них есть доля истины.

Практически все значимые события того периода так или иначе связаны с религией и отстаиванием идей христианства. Утверждение церкви имело, как позитивный, так негативный смысл, так или иначе влияло на политику и экономику страны. Историками отмечено, что: “Процесс христианизации Руси - весьма длительный период, несводимый к единичному акту.” Причиной этого было нежелание населения страны в ежечасье расстаться с языческими традициями предков. Ко времени правления Александра новые церковные порядки не имели еще твердой почвы под ногами. Церковь была полна решимости наделить все победы, свершенные во имя защиты ее интересов, высокими мотивами. Это мы видим в описаниях современниками событий Невской битвы и Ледового побоища. Здесь некоторые факты преувеличены, превозносится фигура Александра, его роль в этих событиях.

Учитывая терпимость монголов к альтернативным верованиям, церковь благосклонно смотрела и на союз с “погаными” , оправдывая его тем, что иго чужеземцев - это кара Всевышнего за земные грехи, и надо смириться и пройти через эти страдания, во искуплении грехов, как только Русь очистится - гнет татар закончится.

Когда анализируешь влияние церкви, напрашивается вывод о своего рода договоре князя с церковью: возвеличивание и поддержка в обмен на защиту интересов.

Лишь вольнолюбивые новгородцы время от времени противостояли Великому князю. И по всей вероятности, за это он их не мог не уважать и считался с их мнением. И все же, интересы государства стояли выше его личных чувств и желаний. Об этом свидетельствуют, жестокость и ухищрения, на которые шел Александр в выборе тактики отношений с непокорным народом вставшего в разрез с общими интересами (восстание против численников, “отречение” верхушки новгородских бояр от тягот ордынской дани в “пользу“людей “меньших” , да и боевые действия проводимые против Новгорода). Не мог не видеть князь тревог и тягот народа, но интересы всего государства были важнее.

Возможно, здесь работало правило выделенное Карамзиным: “... Добродетели государя, противные силе, безопасности, спокойствию Государства не суть добродетели”. Не в состоянии отказаться от поддержки союзников бояр, закрывал зачастую глаза Александр и на нарастающие социальную несправедливость и неравенство. Впрочем, “и по самому своему положению Александр, конечно, был ближе к Новгородской знати, “вятшим” , нежели к “меньшим”. Он, вероятно, не представлял мир иначе, как разделенным на “больших” и “меньших” , богатых и бедных. Таким создал мир Всевышний. И могут ли люди усомниться в мудрости его замысла?” Такого рода стереотипов в поведении русских князей, да и русичей было в то время не мало. Причиной этому была традиция, “старина”. Люди постоянно оглядывались назад и сопоставляли свои достижения с трудами своих предков. Вероятно, и сам Александр осознавал и оценивал себя через биографию своего отца.” “Оглядывая весь круг деяний невского героя, легко заметить: он удивительно схож с послужным списком его отца. Во всех своих делах и походах Александр не был первопроходцем; он шел буквально “след в след” за отцом, повторив его судьбу даже в деталях. Однако, его победы выглядят несравненно ярче не только из - за перемены исторического фона (они словно вспышки во мраке всеобщего отчаяния!), но и благодаря его молодости, блеску личного мужества и какой - то особой веселой дерзости.”

Следующий отличительный момент деятельности русских князей - неукротимое стремление к власти. Александр ощутил на себе правила жестокой игры после смерти своего отца. “Хочет он этого или нет, но ему предстоит тяжелая борьба за власть. Его соперниками станут не только младшие братья отца - Святослав, Иван, но и собственные братья - Андрей, Михаил, Ярослав, Константин, Василий, Даниил. Так уж издавна повелось в княжеских семьях: властолюбие неизменно торжествует над братолюбием, желание занять лучший богатейший “стол” оказывается сильнее страха “впасть в грех” , и тем навлечь на себя гнев Божий, о котором так часто говорили призывающие к миру проповедники.” Впрочем, в то время Русь уже знала примеры качественно другого поведения - принятие монашества. “Такие люди на Руси пользовались особым авторитетом. Эта традиция находила отражение в духовно-нравственных изысканиях передовых русских людей в более позднее время. В основе подобных, на первый взгляд, необъяснимых поступков лежало стремление пострадать за народ, несший все тяготы жизни и тяжелого труда, а страдая, тем самым искупить свою вину, грехи, снять тяжесть с души, обретя посредством физических и духовных страданий нравственную чистоту и царство небесное. Люди уходили от мирской жизни, мирских свобод в поисках внутренней свободы, отгораживаясь от внутренней суеты одиночеством, сознательно отказываясь от жизненных благ, ибо только одиночество создает условия для подлинного служения богу. “Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене”, - учил апостол Петр.” Александр уважал таких людей, но этот путь был не для него.

В последние дни своей беспокойной жизни, когда часы его были сочтены “Александр захотел принять великую схиму - самый полный вид монашеского пострижения. Разумеется, постриг умирающего, да еще в высшую монашескую степень! - противоречило самой идеи иночества. Однако для Александра было сделано исключение. Позднее, следуя его примеру, многие русские князья перед кончиной принимали схиму. Это стало своего рода обычаем.” Изменились и методы борьбы за власть. “... борьба приняла невиданно жестокий, низменный характер. И если раньше главным средством решения княжеских споров было сражение “в чистом поле” , то теперь все чаще применялось новое, страшное оружие - донос Батыю или самому Великому хану на своего недруга.” Договор с Батыем способствовал слиянию этносов, а следовательно и слиянию характерных черт монгольского и русского народов.

Прижизненные заслуги - далеко не все, чем славен образ Великого князя.

Глава IV . Оценки личности и результатов правления

В исторической науке нет единой оценки деятельности Александра Невского, взгляды историков на его личность разные, порой противоположные.

Историки высказывают как положительные так и отрицательные оценки деятельности Александра Невского. Согласно традиционной трактовке Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории, в драматический период, когда Русь подверглась удару с трёх сторон: католического Запада, монголо-татар и Литвы. Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, отразив нападение немцев и, подчинившись неизбежному владычеству Орды, предотвратил разорительные походы монголо-татар на Русь. Скептически настроенные историки (в частности Игорь Данилевский, Сергей Смирнов) считают, что традиционный образ Александра Невского - как гениального полководца и патриота преувеличен. Они акцентируют внимание на свидетельствах, в которых Александр Невский выступает властолюбивым и жестоким человеком. Также ими высказываются сомнения насчёт масштаба ливонской угрозы Руси и реального военного значения столкновений на Неве и Чудском озере.

4.1. Каноническая оценка

Согласно «канонической» версии Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории. В XIII веке Русь подверглась ударам с трёх сторон - католического Запада, монголо-татар и Литвы. Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, заключив мир с наиболее сильным (но при этом более веротерпимым) врагом - Золотой Ордой - и отразив нападение немцев, одновременно защитив православие от католической экспансии. Эта трактовка официально поддерживалась властью как в дореволюционные, так и в советские времена, а также Русской православной церковью. Идеализация Александра достигла зенита перед Великой Отечественной войной, во время и в первые десятилетия после неё. В популярной культуре этот образ был запечатлён в фильме «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна. Существует и более умеренная трактовка этой точки зрения. Так, по мнению современного историка Антона Горского, в действиях Невского «не следует искать какой-то осознанный судьбоносный выбор… Александр Ярославич был прагматиком… выбирал тот путь, который казался ему выгодней для укрепления его земли и для него лично… когда это был решительный бой, он давал бой, когда наиболее полезным казалось соглашение, он шёл на соглашение».

4.2. Евразийская оценка

Дружеские отношения Александра с Батыем, чьим уважением он пользовался, его сыном Сартаком и преемником - ханом Берке позволили заключить с Ордой возможно более мирные отношения, что способствовало синтезу восточноевропейской и монголо-татарской культур.

4.3. Критическая оценка

Третья группа историков, в целом соглашаясь с «прагматичным» характером действий Александра Невского, считает, что объективно он сыграл отрицательную роль в истории России. Этой позиции придерживаются, в частности, Игорь Данилевский, Джон Феннел. Согласно их трактовке, серьёзной угрозы со стороны немецких рыцарей не было (причём Ледовое побоище не являлось крупной битвой), а пример Литвы (в которую перешёл ряд русских князей со своими землями) по мнению Данилевского показал, что успешная борьба с татарами была вполне возможна. Александр Невский сознательно пошёл на союз с татарами, чтобы использовать их для укрепления личной власти. В долгосрочной перспективе его выбор предопределил формирование на Руси деспотической власти.

Заключение

Князю Александру суждено было обрести вторую, посмертную жизнь. Его имя стало символом боевой доблести. Окружавший князя ореол святости, созданный митрополитом Кириллом, позволял ждать от Невского и небесного заступничества. Там, где люди истово просили чуда, - оно непременно случалось. Князь - святой вставал из гробницы и ободрял соотечественников накануне Куликовской битвы и во время страшного набега крымских татар в 1571 г. В 1547 г. он был включен в число святых, память которых отмечалась во всех без исключения храмах русской церкви.

Особенно часто вспоминали об Александре Невском тогда, когда шла война со шведами или немцами...

Почти утратив реальные черты, Александр превратился в своего рода историко-патриотическую икону. Историков, робко пытавшихся напомнить о здравом смысле, никто не желал слушать. Однако любая крайность с неизбежностью порождает другую, противоположную крайность. Создавая кумиров, люди со временем испытывают острую потребность их разрушать. По мере преодоления доверчивого идолопоклонства, как формы усвоения исторических знаний, все чаще будут появляться желающие “развенчать” Александра Невского. Что ж, каждый волен по-своему понимать то, о чем умалчивают источники...

И все же не следует забывать, что в истории нашей страны существуют как бы два Александра Невских: умерший поздней осенью 1263 г. в Городце-на-Волге усталый, измученный болезнью человек - и отброшенная им в будущее огромная тень. Человек этот был, конечно, не безгрешным, но при этом и отнюдь не худшим сыном своего жестокого века. Завершая рассказ о нем, нам хотелось бы предложить читателю три положения, в истинности которых едва ли можно усомниться:

Это был полководец, успехи которого стали результатом соединения богатого военного опыта,

накопленного его предками, с выдающимися личными бойцовскими качествами;

Это был далекий от сентиментальности политический деятель средневекового типа;

Это был правитель, в тяжелейшее время обеспечивший своей стране десять лет мирной жизни.

Список использованной литературы :

    Борисов Н.С. //Русские полководцы XII – XYI вв.// – М., 1993

    Великие государственные деятели России.// – М., 1996

    Гумилев Л. // От Руси до России. Очерки по русской истории.// – М., 1996

    Клепинин Н.// Святой и благоверный великий князь Александр Невский.// – М., 1994

    Карамзин Н.М.// Иллюстративная история России.// – Санкт-Петербург, 1993

    Рыбаков Б.А.// Мир истории.// – М., 1984

    Хрестоматия по русской военной истории.- М., 1947

    http://www.lants.tellur.ru/history/

    Реферат >> История

    В которой преувеличивалась роль скандинавских воинов в... в истории России весьма близок к оценкам дореволюционных историков. Личность и... не дала практических результатов . Истощение сырьевой... Орды 1252–1263 –Правление Александра Невского во Владимире (род. ...

  1. История России от древнейших времен до начала XX века

    Реферат >> История

    Коловрата. О победах Александра Невского повествуется в его « ... авторитарному правлению , сопровождавшемуся необычайным ростом роли личности в российской истории . ... России . Диапазон оценок здесь чрезвычайно широк – от признания свержения самодержавия результатом ...

  2. Ответы на вопросы по истории России

    Шпаргалка >> История

    ... правления . 3. В литературе главными темами были героическая и биографическая (жития). В повести «Житие святого Александра Невского» ... Какую роль в истории России сыграло... своей оценке выс­туплений Чаадаева... результат уси­лий «критически мыслящих личностей» ...



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Советы по строительству и ремонту