Советы по строительству и ремонту

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня, дорогие братья и сестры, святая православная церковь вспоминает великого святого — святителя Николая, епископа, Мирликийского чудотворца. Этот святой угодник Божий является особенно почитаемым в православном мире. И не только в православном мире. Его чтят очень многие люди, даже иноверцы, даже те люди, которые не являются воцерковленными, о нем знают практически везде. На всем земном шаре знают об этом великом святом.

Чем же, дорогие братья и сестры, святитель Николай заработал такую популярность, почему о нем знают и помнят? Ведь есть очень много знаменитых людей, есть много царей, завоевателей, ученых, которые завоевывали целые царства, которые делали великие открытия. Но о них помнят только учебники.О них помнят только книги, а простые люди не знают об этих людях, забывают о них.

Дорогие братья и сестры, если мы с вами вчитываемся в житие святителя Николая, епископа Мирликийского, мы видим - его жизнь пропитана любовью. Его жизнь пропитана добрыми делами. Святитель Николай, он действительно жил для Бога и для своих ближних. Он жил для всех людей, которые его окружали. Святитель Николай о себе практически не заботился, а заботился о других. Мы с вами знаем, о том, что родители святителя Николая, Феофан и Нонна, они были очень верующими людьми. И вот Господь послал им чадо. Младенец, который у них родился, еще с самого детства удивлял их, потому что это был необычный ребенок. Потому что этот ребенок с самого своего детства любил молиться, любил быть в храме. И когда ребенок уже вырос, стал юношей, то дядя святителя Николая, епископ Атарский, сказал родителям о том, что они должны посвятить своего ребенка Богу. Потому что этот юноша уже настолько приуспел в добродетелях, настолько уже приуспел в церковной жизни, что родители должны направить свое чадо в церковь Божью, для служения Церкви. И вот, святитель Николай, он идет на послушание к своему дяде, епископу Николаю, который его потом и рукополагает в иереи Божьи. Будучи уже священником, святитель Николай отличался великой добротой, отличался мудрым словом. Святитель Николай стал ревностным служителем Господу Богу. Мы знаем о его добрых делах и поступках, но их невозможно все перечислить. Одно удивительное дело, которое совершил святитель Николай, оно трогает нас как особенное.

Один человек, богатый человек, который жил в городе Патара, он обнищал. Стал очень бедным человеком. Он стал не просто бедным, он стал нищим. Его семья нуждалась в помощи, но помощи не от кого было ждать. И вот уже измученный голодом, измученный нищетой, отцу начали приходить такие мысли, что бы он своих дочерей отдал для греха. Для того, что бы через это заработать хоть какое то пропитание. Дочери его были необыкновенно красивы. И вот святитель Николай узнав об этом, прочувствовав, ему это было открыто самим Богом, он решает спасти эту семью, от этого несчастья, от этого греха. И вот однажды ночью он подкидывает мешочек с золотом в окошко этому человеку. «У святителя Николая», — мы можем подумать — «откуда же взялись золотые монеты? Откуда же взялось у него золото?». Дело все в том, что его родители представились Господу Богу и святитель Николай продал все свое имение. И вот все, что у него было по наследству своих родителей, он решил все это раздать тем, кто нуждается в помощи. И вот он подкидывает этот мешочек с золотом. И отец утром, когда увидел это золото, он действительно обрадовался. Но слезы текли рекой, потому что он понимал, что сам Господь его спасает из этой тяжкой ситуации. И вот отец решает, что он должен с этим золотом поступить мудро. Он покупает своей старшей дочери приданое и вот, с Божьей помощью, свою старшую дочь выдает замуж. И когда святитель Николай узнал о том, что этот отец правильно распорядился деньгами он опять ночью подкидывает еще один мешочек с золотом. И вот отец думает, кто же его добродетель, кто же ему может помочь…? Он вспоминает всех своих друзей, но не находит в своих друзьях ни одного человека, кто мог сделать такой поступок, который мог бы ему так помочь, который мог бы выручить его из такой тяжелой беды. Дело все в том, что нужно понимать, как я уже сказал, что этот человек был очень богат. А раз был когда-то очень богат, значит, было у него и очень много друзей. Но никто из друзей не помог ему. И вот этот отец понимает, что если он поступит мудро с этими деньгами, значит, будет еще и третий мешочек с золотом, потому что у него есть и третья дочь.

Он вторую дочь выдает замуж. И вот он не спит ночами, дежурит, ждет когда ему подкинут третий мешочек. Но он ждет не потому, что хочет получить золото, а потому что он хочет увидеть того человека, который спас его от тяжкого греха. Он хочет увидеть того человека и поклониться ему в ноги и поблагодарить его за его доброе сердце. И вот этот отец ночами не спит, ждет, когда же будет брошен третий мешочек с золотом. И третий мешочек с золотом опять летит через окошко. И вот этот отец со всех ног выбегает из дома, для того, чтобы увидеть своего добродетеля. Увидеть того, кто он нем заботится, того, кто спас его от греха, того, кто спас его от тяжелого положения. И он, конечно, удивляется. Это молодой пресвитер Николай, молодой священник, еще очень молодой, который служит в этом городе. Он не ожидал и не думал, что именно он, именно этот священник, именно этот пресвитер пришел в его дом, для что бы спасти его от несчастья. И он кланяется ему в ноги и слезы текут с его глаз. И он благодарит своего добродетеля и спасителя.

Много добрых дел совершил святитель Николай. Всех их перечислить нельзя. Но действительно мы видим, что святитель Николай полностью подчинялся святой воле Божьей. Мы с вами знаем, когда он совершил паломническую поездку в град Иерусалим, и когда он обратно возвращался, он твердо решил,что он уйдет в монастырь, что он будет пребывать в молчании и безмолвии. Он будет молится Богу и служить Богу и всю свою жизнь посвятит Богу. И когда он это совершил — ушел в монастырь, он услышал глас во время богослужения: «Николай, ты мне в миру нужен». И он понял, что это ему говорит сам Бог. И это повторялось несколько раз. Тогда святитель Николай решает, что он не пойдет в тот город Патары, где его все знают, где его чтят, а пойдет в другой город, в Миры, митрополию Ликийской земли. Там где его никто не знает. И он пришел туда в образе нищего странника. И вот там он начал жить и молиться. В этом городе умер епископ Иоанн, и вот мужи церковные, очень много, долго спорили, кто же должен быть епископом, кто должен возглавить церковь. Было очень много достойных кандидатов, но из всех достойных нужно же было выбрать самого достойного. И никак не могли определить, кто же должен быть епископом. И вот самому старшему епископу во сне является ангел Божий, который говорит, что иди в церковь, и встань возле дверей, и тот, кто первый войдет, тот и должен быть епископом церкви Мирликийской. И имя ему Николай. Так и делает этот епископ-старец. Который приходит, становится возле дверей,сразу проснувшись от сна. И ждет, ждет, кто же придет первый. Вот он видит- идет странник, идет человек, который с виду является нищим. Потому что святитель Николай в образе нищего пришел в Миры Ликийские. И он первый входит в храм Божий. И этот старец спрашивает его: «Как имя тебе?». Он говорит: «Николай, имя мое». Этот старец берет его за руку и говорит, что «ты богом избранный! Мы давно хотели избрать себе епископа, много спорили и не могли избрать, но Бог избрал тебя». И вот его и представил этот старец перед всеми, перед всей церковью. И рукоположили его в епископы Мирликийские.

Вот, дорогие братья и сестры, промысел Божий вел святителя Николая по жизни. Он повиновался промыслу Божьему. Святитель Николай не боялся ничего. Не боялся ни темниц, святитель Николай не боялся ни обличать и правителей, заступаясь за притесненных.

Святитель Николай действительно был родным отцом для своей паствы. Его действительно очень сильно любили. И слава о нем пошла и по другим церквам, городам и весям о его добродетелях, о его любви. Вот чем прославился святитель Николай. Он прославился своей любовью. Он прославился своей верой в Бога.

И сегодня, дорогие братья и сестры, вспоминая его память, мы должны учиться у него. Мы должны учиться добродетели. Апостол Павел пишет: «Доколе есть время, будем делать добро, братья». Но, к сожалению, слово апостола Павла не всегда мы слышим. Святитель Николай жил верой в Бога. И свою веру ежедневно доказывал в своих делах. И до сего дня о нем помнят, до сего дня его чтят. До сего дня его вспоминают, а, главное, молятся. Просят у него помощи, просят у него заступничества. В интернете даже нашел форум, где люди пишут о тех чудесах, которые совершал святитель Николай в их жизни. Там тысячи и тысячи рассказов, когда люди помолившись, получали от святителя Николая помощь. Да что говорить о ком-то. Я думаю, что каждый из нас в своей жизни неоднократно убеждался в его помощи, в том, что святитель Николай действительно слышит нас, в том, что святитель Николай действительно отвечает на наши просьбы. Он имеет благодать у Бога, он заслужил царство Божье своей земной жизнью, своей добродетелью.

И мы, дорогие братья и сестры, сегодня особенно молимся ему, потому что нам особенно нужна любовь. Особенно нужно научиться совершать добрые дела, потому что, к сожалению, многие сердца сегодня ожесточаются, к сожалению, многие делаются действительно злыми. Раздражительность, гнев входит в наши сердца. И такой человек не способен на любовь. Этому виной все наши беды, из-за того, что, действительно, злоба в наших сердцах. Господь нас за это наказывает. И очень бы хотелось, что бы сегодня, вспоминая святителя Николая, наши сердца умягчились, что бы мы слышали друг друга, делали добро, чтобы научились любить друг друга, помогали друг другу, слышали друг друга, были отзывчивы, искренни. И это будет свидетельство нашей веры. И о том, что если человек скажет, что невозможно жить исполняя заповеди, у нас есть тысячи примеров святых, которые смогли жить, исполняя заповеди Божьи. И вот очень бы хотелось, что бы и наша жизнь была пропитана исполнением Божьих заповедей. Поэтому сегодня еще раз и еще раз обратимся к святителю Николаю за помощью.

Святителю отче, Николае, моли Бога за нас!

Мы, православные, привыкли к тому, что наша жизнь, в отличие от людей, не знающих Бога, является жизнью праздничной. Там, в миру, нет праздников - всегда только серые будни или то, что называют праздником, но официально, формально, и люди это как праздник не переживают. Есть в миру дни, внешне переживаемые как праздник. Но это то, что льстит личной корысти: день рождения, например, юбилей. И как бы это не плохо, в принципе, но каждый из таких «праздников» напоминает предыдущий, повторяет бывший: те же лица, те же блюда, то же осуждение, то же «дёргание» под музыку. А вот у нас, православных, хотя мы ничем не лучше всех остальных, есть возможность переживать праздники часто. И каждый праздник - не повторим и не похож один на другой.

Вот, например, сейчас мы переживаем время Рождественского поста, когда нарастает духовное напряжение - ждём встречи с Рождающимся в наш мир Спасителем! И как важно в это время почувствовать дух неба, осознать себя частью большой небесной семьи, частью великого, большого дела Божьего.

И вот сегодняшний день (память святителя Николая) доносит до нас это переживание и этот опыт. Причём опыт тоже совершенно особый и неповторимый в кругу церковных годовых праздников.

Например, мы поминаем многих святых Божиих, не только святителя Николая. Вспомним, как относительно недавно мы поминали архистратига Божиего Михаила. Ну, это совершенно особое переживание! Он не человек - он вождь ангельских сил. Это совершенно особенное в своем роде духовное, молитвенное переживание. Мы переживали память пророка Божия Илии. Но мы с вами знаем, что для нас, современных православных, его память сопряжена с переживанием близости второго пришествия Господня, предтечей которого Илия является. А это совершенно особое переживание, не похожее на иные. Переживали недавно дни, которые можно назвать чтимые (не праздничные), двух великих угодниц Божиих - святых великомучениц Варвары и Екатерины. И эта память мучениц в женском естестве, в расцвете молодости пошедших на смерть ради Христа, конечно, накладывает особые, неповторимые переживания, несравнимые с памятью других святых. И каждый такой церковный праздник нам несёт особые, ему лишь только присущие, духовные переживая.

Что переживаем сегодня мы с вами? Память святителя Николая. Наверное, здесь тоже есть некая особенность и непохожесть на другие дни. В чём это выражается?

Для нас, православных, хождение в храм, молитвенное предстояние с народом Божиим пред Господом - это всегда некое торжество. Переживание величия Творца, и при всей праздничной радости это торжество, несущее некое благоговение, укрепляющее, всё-таки, наверное, страх Божий.

А вот сегодняшний день совершенно иной. Сегодня многие из нас, кто имеет духовный опыт, в Церкви не первый день, молится угоднику Божию Николаю, - наверное, сегодня могут согласиться с тем, что когда мы шли в храм Божий, когда здесь присутствовали, то чувствовали, что пришли к какому-то очень близкому, родному человеку. К отцу, деду, к очень близко-родному, к которому всегда можно прийти запросто, без церемоний, легко, открыв дверь, буквально, ногой. Почему так? Откуда такое переживание сегодняшнего дня, характерное для многих из нас (об этом много свидетельствуют!)? С чем это связано?
В богослужении святителю Николаю (в каноне), есть интереснейшие молитвенные слова. Там написано вот как: «По Богородице ты второй о нас пред Богом ходатай и молитвенник». Вот, наверное, и есть ответ на это переживание: один из ближайших к Господу - ближайше предстоящий в молитвах о нас.

Мы знаем, наш Господь есть Дух Животворящий, и материальные измерения к Богу не приложимы. Поэтому когда мы говорим «ближе», эту близость мы измеряем ни в сантиметрах или ни в метрах. Тут совершенно другие меры длины. И мера эта - любовь.

Бог есть любовь, и кто в Боге пребывает, тот пребывает в любви (см. 1 Ин. 4:16). Что делает святитель Николай, находясь ближе к Богу, к молитвенникам о нас? Только одно - выражает свою богоподобную любовь к нам.

При этом что поразительно: святитель Николай жил не на Руси, он жил не на нашей земле и тем более не в наше время. Понятно, когда мы с особой любовью обращаемся молитвенно к преподобному Серафиму или Сергию, блаженной Матроне или Ксении - ну, наши они, родные. Всё понятно! А вот, скажем, у нас в Болгаре к мученику Авраамию - ну, совсем уже наш, куда ближе?! Всё ясно!

Святитель Христов Николай. Где проходил подвиг его земного служения? В далекой от нас Малой Азии. Там, в нынешней Турции, где от христианства осталось только название. Он жил среди тех, кого мы называем грекоговорящие, среди тех, кто или греки, или перешедшие на греческий язык, так называемые понтийские греки. Там проходил его подвиг, но там он так не почитаем, как у нас, что поразительно! Там после Божией Матери греки обычно поминают великомученика и Победоносца Георгия, и в нём видят заступника второго после Пресвятой Богородицы пред Богом. Поразительно!

Почему Россия? Что связывает святителя Николая с нашей землёй? Ответ будет такой: «Не знаем! Не знаем...». И поэтому получается: не мы его нашли - он нашёл нас! И опять ум теряется в догадках, почему? А ответ опять в том же! В том, о чём мы говорили - в любви Божией, порой для нас, таких какие мы есть, малопонятной, непонятной, и в результате раздумий над которой возникает больше вопросов, чем ответов. Но это главное? Нет. А что главное? Он сам нашёл нас, он сам пришёл к нам! И своей молитвой являет такую заботу, которая потрясает, даже в мелочах и своём постоянстве!

Помню, в далекой молодости рассказ двух - мужа и жены. Они рассказали его со слов своего земляка. Они рассказали о том факте, который он (муж) услышал от него. Какой факт? Были послевоенные годы, многие мужчины не вернулись домой. Была семья, которую возглавляла солдатская вдова: дома детки, тяжёлая работа на селе, дома приходилось бывать только затемно и уходить затемно. А жили не совсем так, как мы сейчас живём: приходилось отапливаться не газом и воду брать не из крана. Поэтому трудно физически, нелегко было в то время, когда глава семьи (а это хозяйка, женщина) была на работе, и вся забота лежала на старшем ребёнке - девочке, которой было, ну, чуть побольше 10-ти лет. Это на ней была забота. И вот раз, как они рассказывали, был такой факт в их доме.

Мамы нет. Зима, мороз - в доме прохладно становится, девочка переживает за младших. Она сделала то, что делала не раз и что делали все у них в семье. Она берёт санки и идёт в лес за хворостом. Но летом хворост собрать - одно, мы знаем, а зимой под снегом, в мороз... Нужно оговориться: может, кто-то хотя бы по рассказам Куликова знает, зимы были другие. Сейчас у нас зимы для нищих, которые без одежды ходят и не замерзают. Тогда в одежде мёрзли... И вот она пошла. Что-то там собирала, что-то нашла, не нашла, запыхалась, устала и - уставшая села отдохнуть. И её потянуло в сон. Что было бы с ней? Да то, что было со многими в то время, не удивительно, - замёрзла бы, просто замёрзла.

А дальше следующее. Мать пришла с работы - с того, что называли тогда работой в колхозе. Прибежала, вырвалась на какое-то время. Старшей дочери нет. Спрашивает маленьких. «Ушла, придёт», - отвечают. Темнеет - её нет. Мать переживает, ревёт. Она понимает: ушла в лес с санками, а уже темнеет... И так вот в отчаянии, что, наверное, характерно для нашего народа, она стала обращаться не просто к Господу, а к угоднику Божию Николаю: «Святитель Христов, Угодничек Божий, спаси, сохрани, доведи до дома доченьку». Вот так. Выбежит ко двору - нет, нет. Опять пришла домой. Вот так мечется и Николая Угодника призывает. И потом дочка приходит с саночками, с этим хворостом заснеженным. Мать обрадовалась: «Доченька, ты как вышла-то? Темно уже. Где ты была? Почему так долго? Так я переживала!». И та сказала очень просто (ну, ребёнок, десять с небольшим - ребёнок): «Я вот, мам... Холодно... Вот этот хворост пошла, насобирала. Потом притомилась да и присела. И так сладко заснула, так прям хорошо!». Мать напугалась: «А дальше, дочь?». «А дальше... какой-то дедушка меня толкает и говорит: «Доченька, замёрзнешь! Выходи, моя ягодка. Пойдём, пойдём, я тебя выведу». И вот, я и вышла».

Кто это был? Почему именно в это время, когда мать взывала к Николаю Угоднику? Что, сам святитель?! Мать так и поняла, и все на селе только одно объяснение нашли: сам святитель в живую предстал её дочери или просто за его молитвы какого-то, непонятно откуда взятого, некому неизвестного, старичка послал ночью в лес. Что это было? А нам опять не важно. Не это главное. Явно, что за молитвы этой матери, Господь спас её дочь, спас её семью. И так уже семья вдовы (муж погиб на войне)... Господь спас ещё от одного гроба!

И вот этот пример - такой бытовой, невеликий, но он как раз и говорит о том, насколько близок святителю Николаю каждый, кто обращается к нему, насколько он входит в нашу земную жизнь даже вот в таких, казалось бы, не глобальных вещах, какой любовью наполнено его сердце к самым простым людям, к самым, казалось бы, обыденным нашим нуждам. В этом-то и величие его. «Великое познается в малом», - сказано, и мы знаем правдивость этих слов и вот через этот факт, и через многие иные, которые не перечислить в истории нашего народа. Мы видим, насколько близок к нам своей молитвой, своей заботой, своим милосердием Христов угодник.

Поэтому так легко в этот день мы идём в храм. Так просто отрывается дверь в церковь. Так легко мы чувствуем себя, как будто пришли к самому близкому, к самому родному, который всегда примет с неизменной любовью. И это так оно и есть. И опять повторим: не мы нашли его - он нашёл нас и взял в удел себе нашу землю и наш народ.

Вывод! Очень простой. Во-первых, конечно, радость. Конечно же, радость и большая радость. А во-вторых, неколеблемая надежда. Поэтому никогда на Руси не потухнет молитва к святителю Николаю. Поэтому никогда его забота и милость над нами не прекратится. Трудно найти, наверное, на нашей земле дом, квартиру где живут православные, и не было бы там иконы, образа именно святителя Христова, угодника Божия, ныне чтимого и празднуемого нами.

За молитвы святителя и Чудотворца Николая Милостивый Господь да сохранит и покроет нас и в малых проблемах наших, и в больших наших бедах тоже, а главное, его святыми молитвами да укрепит нас на пути вечного спасения, чтобы не только здесь, на земле, быть с ним рядом, но и в вечности, в Царствии Божием, стоять настолько же близко к Господу в любви, насколько близко стоит и он.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

С праздником!

Нам, православным христианам, естественно и привычно переживать Божьи праздники в храме. Торжественно, красиво, даже высокопарно. Мы наследуем Богослужение, которое сложилось очень давно. И в нем много различных традиций, в частности, и традиции храма Святой Софии в Константинополе – императорского собора древней Византийской империи. И вот эта пышность, торжество императорского Богослужения доносится до нас в наших православных Богослужениях даже в простых сельских церквях. И нам это привычно, понятно, и даже объяснимо умом. Пред кем предстоим мы? Устами пророка скажем: пред «Богом богов», пред «Господом господствующих», пред «Царем царствующих», пред «Владыкой владык». Поэтому достойно и праведно, чтобы церковное служение было не по духу, не по букве императорского Богослужения, а много выше, много торжественней. Не пред земным царем стоим – пред Небесным! Перед Которым в страхе предстоят (как сказано в церковных молитвах), закрывая лица свои, ангелы. Но, несмотря на это понятно, близко нам торжественное, церемониальное Богослужение.

Тем не менее, есть такие дни у нас, у православных, когда вся эта пышность и красота, никуда не деваясь, становится, как бы другой. И наше православное Богослужение и церковные молитвы становятся до умиления, до какой-то сладостной сердечной боли, очень простыми, близкими. И это связано не с особенностями православного Богослужения, а с особенностями того, что мы переживаем в эти дни. Один из таких дней – сегодня. Мы переживаем память святителя и чудотворца Николая, который для нас не просто величайший святой, а свой, родной, близкий. Вроде бы он недосягаемый в своей высоте, но для нас он такой близкий. Образ земной жизни святителя Христова, образ его любви к человеку – это и есть то, что делало его на земле таким родным.

Для нас, православных, естественно искать в Боге духовную красоту и свершения духовного, удовлетворение своих духовных нужд, но, как ни странно, мы читаем в Евангелии, что, когда Христос Спаситель придет Судом Своим второй раз в этот мир (по Его пришествии мы, кто доживем, преобразимся, а мертвые воскреснут), Он не спросит нас, какой духовной высоты мы достигли, какие молитвенные состояния мы прошли, какой силы благодати ты коснулся. Он скажет другое и спросит о другом. И эти слова Он нам уже заранее «анонсировал». Он скажет очень простую фразу: «…алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф: 25:35-36). «Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» (Мф. 25: 37-39). «И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25:40). А нам, многим стоящим из нас по левую сторону от Него Он скажет: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф. 25:41-43). И тогда мы скажем: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» (Мф. 25:44). «Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 25:45). А дальше в Евангелии написано: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46). Вот не о духовных высотах спросит нас Господь, а о таком, казалось бы, очень материальном и земном. Но, мои дорогие, если вникнуть глубже в эти слова, а материально ли это земное? Помочь человеку в его нужде, есть это выражение любви Богоподобной, но только явленной не мечтательностью, а реальным делом. В этом и есть Богоуподобление.

Почему мы сегодня вспомнили об этом? А память того, кого мы сегодня совершаем, заставляет нас об этом вновь и вновь вспоминать. Вот он и на земле был таким, и сейчас таким пребывает. Не дошли до нас ни писания святителя Николая (скорее всего ничего он и не писал), ни писание его проповедей – лишь скупые обрывки памяти того, как он делом являл любовь тем, кто в этом нуждался. И как сегодня пелось в кондаке церковном, в конечном итоге «душу положил за други своя». Что поражает? Поражает не только то, что, когда мы обращаемся к святителю Христову, просим его и о спасении своей души, и об очень земных проблемах, и Господь за его молитву дает нам это. Но поражает даже не это. А то, сколько свидетельств приходится слышать! А многие из нас пережили на себе, когда никто его не призывал, никто не просил ни о чем, а он сам, являя свое милосердие, помогал нуждающимся.

Пример, известный в истории, и который в разные времена проявлял себя. В Киеве, хранится образ святителя Николая, который очень почитается. У него странное, смешное название: «Никола Мокрый». Странное такое название. Почему? Киев и раньше был большим городом, стоит на берегу Днепра, а моста между берегами не было, как люди попадали с одной стороны на другую? Чаще всего лодками. На этом некоторые подрабатывали. И вот такой факт. Молодая семья, даже имен их не сохранилось, простые киевляне, однажды решили съездить к родственникам, навестить их. Переплыли на лодке, заплатили и на другой стороне у кого-то гостили. Засиделись, да долго. Возвращаться решили домой. Семья молодая, с маленьким ребеночком. Они уже подошли к реке, а никого нет, кто бы их перевез, а лодки на привязи стоят. Недолго думая, они отвязали одну лодку, сели и поплыли. Хозяин гребет, жена сидит рядышком, и получилось так, что они положили ребеночка на корму лодки. Доплыли. Выходят из лодки, а ребенка нет. Страшная догадка – упал. Кинулись в воду. Но было темно, ночь. Ну, побултыхались, в ужасе, в кошмаре вылезли. Пришли домой, сколько уж можно бегать-то... Никакой радости, все перевернулась одним днем. И сна нет. С утра побежали на берег – нет ничего. Прошелся слух об этом происшествии. И вдруг к ним бегут: «Сходите в церковь, там около иконы святителя Николая ребенок какой-то плачет, он весь мокрый, как из воды вынутый». Когда они побежали, не веря в чудо, они увидели около иконы святителя Николая свое родное дитя. Они не просили его, они не молились, у них даже мысль о молитве вышибло, когда такое горе произошло. Вот это потрясающий факт. Это было давно.

А недавно был такой факт, который получил огласку в Русской Православной Церкви. Не так давно в Москве, мальчик выпал с высокого этажа. В доме были гости и просто не заметили, как он выпал. И когда отец увидел, что ребенок выполз на балкон, зашел и увидел, что его там нет… посмотрел вниз, а он там... Не помня себя, бегом спустился вниз, а тот сидит и играет. Он и говорит: «А я на балконе был папа, посмотрел вниз, а там так хорошо, и я прыгнул и полетел, а потом меня дедушка поймал и сказал: играй…» Когда они пришли домой, застолье продолжилось, но сына от себя папа не отпускал. Позже сын стал тянуть его в комнату к деду с бабкой. Показывает на икону Николая Угодника и говорит: «Вот этот дедушка меня поймал». Эти факты можно продолжать до бесконечности.

Мы молимся святым, они с любовью молятся о нас, и Господь совершает изумительные факты. А в святителе Николае мы видим, что его и не просят, да он сам идет навстречу нужде человеческой. Мы сегодня чувствуем в церковной службе дух простоты, это бывает только там, где есть любовь. Скажем словами акафиста: «Ничто же равно» его любви к нам. Она выше, она сильнее, она искренней. И, слава Богу, что такой светильник, мы с вами знаем, и который близко к нам.

С праздником всех!

Х ристос воскресе! Воистину воскресе! Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие братья и сестры, сегодня мы светло торжествуем величайший день памяти в русской православной Церкви, память перенесения святых мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца. Сегодня мы празднуем вдвойне торжественную пасхальную радость, потому что память этого великого угодника всегда настраивает наш ум, сердце и душу на совершение правды и добра.

Никто так не угодил Богу, как этот великий угодник. В чем, дорогие братья и сестры, его богоугождение? Потому что он всем своим существом — умом, сердцем, душой и телом служил верой и правдой Богу и людям. Неразрывная цепь. Невозможно служить Богу и невозможно не служить человеку. Служение и спасение — вот наша задача. Мы не просто живем ради себя. Сила христианства, в чем заключается? В чем сила соли, о которой Господь говорит, что вы соль земли? Если соль обуяет, чем она осолится? Соль земли, что каждый из нас в отдельности, и все мы образуем тело Христово, Церковь Христову. Но каждый из нас должен по чистой совести и сердца своего стараться жить по святым евангельским заповедям. Невозможно надеяться на кого-то, не исправляя себя. И невозможно исправляя себя, жить вне тела Христова, вне святой православной апостольской Церкви. Задача стоит перед каждым из нас. В этом случае только лишь тогда мы получим положительный результат, если мы будем через покаяние и веру себя совершенствовать и совершенствовать себя через таинства святой православной Церкви.

Совоскресение со Христом в чем состоит? Есть такое понятие глубочайшее, догматическое, вероисповедное и спасительное, в чем совоскресение со Христом, в чем смысл, дорогие братья и сестры, зачем мы празднуем Пасху? Ну, неужели куличи кушать? Мы празднуем нашу надежду на возможное личное исправление через действие всесвятой благодати Божьей, которая подается в таинствах Церкви. Эта надежда несокрушимая, если мы стараемся хоть в какой-то степени себя исправлять по святым Христовым заповедям. Что говорит святой апостол Павел? «Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми ». То есть, по-русски: только те являются Христовыми, настоящими христианами, которые распяли в своей душе и в своем теле страсти. Сораспятие со Христом, победа в себе всякого зла. Что такое страсти? Это все безнравственные и греховные наклонности, которыми изначально поражена наша человеческая природа. Вот такое наследие мы получили от Адама и Евы. И теперь, к сожалению, приходится каждому из нас, родившись невинным младенцем, но неся в себе уже ужасающий отрицательный потенциал зла.

Вот смотришь на грудного младенца — это же ангел. Но какое горе — уже в нем заложена смерть. В нем заложено все зло, которое мы видим вокруг нас. И поэтому призвание чести христианского звания, дорогие братья и сестры, в этом и заключается, чтобы с Божьей помощью победить зло. Победить, сокрушить зло, а не лицезреть, кто как там живет, поживает, исправляется. А то все судят православных, а сами пальцем не желают пошевелить.

В чем сила наших предков? Последняя тысяча лет это православная Церковь была объявлена государственной религией. А так на Руси святой апостол Андрей Первозванный по свидетельству всех европейских источников и византийских образовал у нас Церковь еще в первом веке. Святые мученики Инна, Пинна и Римма — это ученики святого апостола Андрея из числа русов. Причем точно известно, святитель Димитрий Ростовский сообщает: их место жительства было озеро Ильмень. Греческие ученики они в других местах устроили епархию. То есть нашей Церкви две тысячи лет. Не удивляйтесь. К сожалению тема очень большая. Можно было бы её развить, но это невозможно в рамках проповеди церковной. 10-15 минут — это очень мало.

Но хочу самое главное сказать, что наши предки не просто слышали Христа. Почему до сих пор несокрушимое основание мы имеем? Нас бьют со всех сторон, развращают, спаивают, топчут, лгут на нас, не знают, как со света нас сжить, наш великий русский народ. А почему нас со света сживают? Так потому, что мы не желаем жить злом. И вы все свидетели этому. Русский человек, лучше с горя … . Мы видим, как уходят со сцены жизни. Это я говорю, к сожалению величайшему. У некоторых сердце не выдерживает, потому что такова наша природа, которую заложили нам наши величайшие, Царство им Небесное, дорогие наши предки, дорогие братья и сестры. Вот какая сила праведности.

Даже мы никуда уже не годные со своими грехами, страстями, а вот это желание жить правдой и нежелание соглашаться с беззаконием, сатанизмом, который захлестнул мир, Америку, Европу. Мы видим, что это не грехи уже, дорогие братья и сестры, что мы слышим по средствам массовой информации? Это уже не грехи, а это сатанизм, когда пропагандируется самопожирание, извращение, безумие. То есть это пытаются изначально в корне уничтожить христианскую цивилизацию. Это не шутки! Что можно сказать, оно уже давно идет. Сейчас мы видим всю эту мерзость и погань, которая вскрыла свою мерзейшую пасть нечистоты, беззаконий, сатанизма, которое скрыла все эти годы и пытается нам сюда все это впихнуть через телевидение. Особенно интернет. Бедная молодежь. В свои годы какие у нас были соблазны, и то, что мы творили. А что бедные эти дети? Хорошо, если контроль есть у родителей хоть какой-то. А то сейчас можно на такие сайты зайти, что: да воскреснет Бог, и расточатся враги Его, — что, прости Господи, не все об этом в храме можно говорить!

Поэтому дорогие братья и сестры, во славу Божию и в светлую память наших предков мы, не хорошее слово «обязаны», а по долгу чести, почести высшего звания, как говорит апостол Павел, мы должны себя понудить. Сил не хватает, просите всеми своими силами. Вот как дети, прямо так говорить: Господи Иисусе Христе, ничего не могу, ничего не понимаю, ничего не умею, только один грех во мне; но Ты имеешь абсолютную любовь и силу, любовь жертвенную, за которую, даже не зная меня за тысячу лет вперед Ты уже умер за нас, чтобы отдать Себе нам жизнь. Вот что такое Пасха. Поверьте, Он всегда слышит, не думайте, что … . А то очень часто слышится отговорка: а я там уже совсем греховный человек, что мне бесполезно. Это лукавство либо глупость. Нет такого греха, которого не превозмогло бы милосердие Божие. Вот вы сами родители, вы знаете, если ребенок заболел у вас, и у вас даже есть другие дети, но все ваше внимание вы направляете к больному ребенку. Это свойство любви. Тоже самое и Господь. Чем ниже мы и хуже живем, Господь не только от нас не отказывается, но посмотрите, Он же дал нам залог совершенной надежды, что Он так возлюбил нас, что жизнь Свою отдал за нас.

И апостол Павел рассуждает: едва слышно, чтобы за праведника кто-то свою жизнь отдал. А за нас, пораженных не просто грехом, а сознательным выбором наших предков Адама и Евы, сознательный выбор зла. Поэтому дорогие братья и сестры, возможно, и мы к этому призваны, для этого Бог пришел на землю, чтобы человека сделать богом. Это слова святителя Василия Великого. Величайшие божественные крылатые слова. Это не просто слова надежды, это закон. Так Бог возлюбил человека, то есть представьте, если Он нам дал ум и сердце живое, которое может любить, и ум, который может взвесить силу любви, чтобы понимали до какой степени Он … , если люди могут любить друг друга до смерти и люди могут умирать за свое отечество, за свою семью, за свою родню, за правду Божию жизнь свою отдают. Какая сила дана человеку, о чем апостол Павел и говорит, что это ангелам даже не дано, дано только человеку. Как Он за нас любит, так и мы можем за Него умереть. Умереть не обязательно кровью и жизнью. А тот, кто победил силой Божьей в себе силу греха и наклонность ко греху, вот это и есть, дорогие братья и сестры, совоскресение с Ним. Мы не просто верим, дорогие братья и сестры. Просто многие вещи в духовной жизни не принято говорить вслух. Но немножко опять же подчеркну. То, что многие из вас в разной степени воцерковления все читали Евангелие, и должны каждый день читать Евангелие. Каждый день по главе, а то и по более, потому что в Евангелии открыты все тайны спасения. Кажется, как удивительно, на одном и том же повествовании, где описывается трехлетнее пребывание на земле Бога-Человека Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Вот представьте себе, в этой канве повествования заложены все откровения, все тайны спасения каждого из нас. Поэтому надо помимо молитвенного правила каждый день нужно читать хотя бы одну главу Евангелия.

Так вот, это первичная, первая ступень к спасению и познанию Бога. Следующая ступень, дорогие братья и сестры, через таинства Церкви, через молитву, покаяние, милосердие. Сегодня вы, наверное, слышали, если кто внимательно слушал чтение Апостола. Сегодня удивительные слова были произнесены при чтении святого Апостола, что апостол Павел говорит, что милостью и милосердием благоугождается Бог. Легко запомнить — милостью и милосердием. Вот корень христианства, вот что Бог принес на землю — кротость и смирение, мир и жертвенную любовь. Все, что мы видим вокруг Христа и вокруг православия, везде, где царствует сатана, везде попирание свободы, чести; везде призыв покоряться, как рабам. А что Господь, обращаясь ко всем верующим, говорит? «Не называю вас рабами», слышали? Сейчас очень много провокаторов в соцсетях или либо глупых людей, либо сознательных врагов-провокаторов, которые говорят: что там православие, оно всех называет рабами. Это значит, что эти люди никогда Евангелие не читали, либо сознательные провокаторы. Господь говорит в Евангелии: не называю вас более рабами; называю друзьями, потому что раб не знает воли господин своего. А Я вам все сказал для спасения. И еще более страшные слова, будьте внимательны. Господь это сказал, но ни один ум не может это охватить. Что Он сказал, Господь? Кто исполняет волю Отца Моего Небесного, значит и волю Христа, Его святые заповеди, то Мне брат, сестра и мать.

Ну, где эти люди, которые говорят, что христианство сделало из людей рабов? Бог им судья. Как у них язык подлый поворачивается. Нельзя сказать, что не читали Евангелия, либо плохо. Почему я и говорю, каждый день надо, каждый день неотступно в дороге, в пути, в доме, где угодно. Лежа, сидя читайте, потому что это не обязаловка, а это требование жизни. Потому что вы будете только руками всплескивать, будете удивляться: ну как просто все тайны открыты в одной маленькой книге. Она небольшая книга — Евангелие. Это богослужебное Евангелие для торжества в окладе выносят большое. А так она небольшая, в ладошку вместится. Это не много там читать, но как будет легко жить. «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь». В какую честь возводимся все мы, все вы. Это для всех сказано. Нет перед Богом избранных. А если кто-то и хочет вдруг, напомни такому человеку, что Господь говорит: кто хочет из нас быть первый, да будет последний, кто хочет быть первым, да будет всем слуга.

И посмотрите, какая правда Божия безмерная. Вот как надо всегда задумываться, читая Евангелие, насколько безмерно благ Господь. Он это сказал, и Сам о Себе говорит: Я не пришел, чтобы Мне служили, Я пришел, чтобы послужить для людей и спасти многих. И что Он сделал перед крестными страданиями? Он стал на колени перед Своими учениками и вымыл не только им, но и всем вам ноги. Это не только апостолы. Что еще надо? Люди беснуются, что еще надо вам — рабы, не рабы. Ноги умыл всем вам! Всем умывает, всем грехи омывает. Но не будем об этих людях. К сожалению всем хочется по братски, чтобы люди познали истину, пришли и имели совершенную радость вечную в Боге. Потому что Бог — Он наш Отец, Родитель и Создатель. Это абсолютная красота. Ну, посмотрите на мир. Это тюрьма, братья и сестры. Весь мир, в котором мы не можем насладиться этой красотой — это зона, в которую всех выслали с неба. Это что думаете, красота. Апостол Павел говорит, что это тень грядущих благ. Вселенная, кто ее измерил? Я не буду повторяться. Есть техническое перечисление видовых животных, пресмыкающихся, птиц и так далее. Но кто это создал эту красоту-то? И это все называется тенью будущей жизни. Вот что сатана у людей крадет. Говорит: либо Бога нет, либо самого сатаны нет. И люди, как дурачки ходят, как индюки блаженные. Вот вся их жизнь перед ними. Как преподобный Амвросий говорит, что гордый человек подобен жуку, который летит и говорит: мои леса, мои поля, все мое. И вдруг грянул гром, налетел ураган, и бедный наш жук самодовольный прижался под лист и говорит: Боже, не спихни меня. Перед смертью.

Это кратко, дорогие братья и сестры, касаясь, что значит, а то видите Пасха, она никогда не заканчивается. Христос воскрес. Как апостол Павел говорит, что «начаток умершим бысть». Он первый из смертных. И самое главное, видите, в Ветхом Завете есть множество воскресений силой Божьей, действием Святаго Духа. Но никто себя не воскресил. А пророки воскрешались силой Божьей. Не они, а Бог через них. А себя кто мог воскресить? Только Бог. Самое главное свидетельство истинности богочеловека Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа — Его воскресение. Самовоскресение. Он как Бог Себя …. . Он об этом и говорит в Евангелии задолго до распятия: «область имам положити ю (душу) и область имам паки прияти ю ». То есть по-русски: имею власть жизнь за вас всех положить и как Бог имею власть Себя воскресить, чтоб никто в Нем не сомневался. Какие боги дают такую силу и славу? Вот Он, Христос.

Но это Он сотворил со Своей стороны. Теперь наша задача, видя Его любовь безмерную жертвенную к нам, заботу, попечение и то, что Он дает все необходимое в Церкви, как в больнице, поликлинике. Все священники — это врачи. Таинства Церкви — это инструментарий, все необходимое для исцеления человеческой души. Теперь шаг за нами. То есть со Своей стороны сделал Бог все не только возможное, но и невозможное. Бог стал человеком, чтобы человека сделать богом. Это по существу он унизил Себя, но показал тем самым, до какой степени Он нас любит. Для чего Он это сделал? Чтобы показать, что Он хочет, чтобы все мы без исключения были как Он. И наше тело тоже, как Он. Потому что никогда Себя, вторая ипостась, тело не снимет. Вот почему апостол пишет, что в том веке, кто сподобится в тот мир войти, мы увидим Его тогда лицом к лицу в прямом смысле слова.

Почему? Потому что в древности фотоаппаратов не было, и пишут красками до сих пор. Если бы тогда был фотоаппарат, то мы бы имели снимок. Так вот тело Его настоящее какое есть, если мы сподобимся, будем всегда видеть настоящего, а не воображаемого, Того, Который принял плоть на Себя, чтобы показать, в какое величие и славу Господь возводит все человечество, прощая грех Адама, прощая личные грехи и преступления, лишь бы мы покаялись, лишь бы мы исправились, лишь бы мы себя очистили. Тот образ — зеркало души, чтобы мы могли не только отражать, но иметь в себе Солнце-Бога, Слова, Господа нашего Иисуса Христа.

Завершая свое слово, дорогие братья и сестры, хотел бы к вам обратиться за молитвенной помощью, за посильную какую-то помощью. Обратитесь ко всем своим близким и дальним, к знакомым, ко всем, кто вам близок, чтобы общей молитвой Господь благословил, начиная с этого праздника памяти святителя Христова Чудотворца Николая воссоздать великую святыню русского народа. Где эта святыня находится? 35 километров от нас, вы может быть слышали. Был такой самый знаменитый, самый чудотворный, самый великий образ святителя Чудотворца Николая, который назывался Никола Гостунский. К сожалению вот не слышали. А вот здесь от Оптиной Пустыни по прямой если, то 35 километров, а если через Белев ехать, то километров 45 будет. Максимум пятьдесят. В конце 15-го века в селе Гостунь было удивительное явление. Селяне увидели, как с неба спустился огненный столб, и это свечение продолжалось день. И когда свечение закончилось, селяне подошли на это место, а это излучина, край села, восточная часть, то они увидели образ святителя Николая. В знак благодарности они построили на этом месте храм.

И настолько святитель Христов Николай Чудотворец излил безмерную благодать через эту икону, что как сказано в летописи, летописцы не успевали записывать чудеса, которые совершались от этой иконы. Эта такая слава была от этой иконы, что князь великий запереживал: как это, где-то в далеком селе находится такая святыня. Через несколько лет, в 1506-м году Василий Иванович Третий, отец Ивана Грозного, перенес крестным ходом эту икону в Кремль в Москву и построил храм. Если войти в Кремль через Спасские ворота, то с левой стороны напротив Вознесенского монастыря был этот храм. Он небольшой был. И предварительно построив храм, в 1506-м году крестным ходом перенесли эту икону. И она находилась в Кремле до самой революции. После революции она пропала.

Просьба какая, что на месте явления этой иконы храм, который построили в 16-ом веке, он, к сожалению разрушен. В 2002-ом году провалилась кровля. И теперь только четыре стены и алтарная часть сохранились, и сохранилась в идеальном состоянии колокольня шатровая. Храм начала 16-го века. Поэтому дорогие братья и сестры, в день памяти великого угодника Божия, а то, знаете, на сердце больно. Конечно, величайшее счастье, что тысячи храмов открыты, уже тысячу монастырей открыто. Это милость Божия безмерная, это чудеса. Но как больно, когда вот такое святое место, не просто поругание, а, видите, вы даже не слышали об этом. О нем забыли. Зато каждый день и час: святитель Никола, помоги. А в России это место номер один. Нет более святого места в России, чем это место — Никола Гостунь. Это кстати повеление Василия Ивановича третьего не просто называть село Гостунь, а Никола Гостунь.

Просим ваших святых молитв, дорогие братья и сестры. И будем молиться и надеяться, что в будущем храме также воссияла божественная благодать спасительная, чтобы и там пели «во веки веков» в том храме и здесь в Оптиной и во всех православных храмах мира пасхальную песнь: Христос воскресе! Воистину воскресе!

Архимандрит Владимир (Милованов)

В этом храме, который посвящен великому Угоднику Божию Святителю Николаю, совершается служба, сегодня престольный праздник этой святой обители, Господь сподобил нас великим утешением именно здесь совершить Литургию и помянуть всех верных Христу, и предстоять пред Богом, и возносить Ему молитвы, и получить благодать и утешение. Выше и больше радости и утешения нет для православного человека, чем со вниманием, благоговением и страхом Божиим предстоять за Божественной Литургией. Потому что Божественная Литургия есть Рождество, Жизнь, Страдания, Воскресение и Вознесение Самого Спасителя нашего Иисуса Христа, Которого мы каждый раз воспоминаем и участвуем, и просим, чтобы и нам идти этим же путем, ведущим в Царствие Небесное. Сегодня вы слышали за Божественной Литургией Евангелие, в котором повествуется о том, как Господь в праздник пришел в Иерусалим, пришел на общую купель, где омывали жертвенных животных. И где совершалось чудо: один раз только в день в силу того великого заступления и знамения Креста Господня, дерево которого пребывало над этой купелью, Господь давал человеку, который хотел исправиться, исцелиться, исповедовал грехи свои, и после покаяния бросался в воды Силоамской купели, и выходил оттуда исцеленным, каким бы он недугом не страдал. Пришел Господь и увидел человека, который тридцать восемь лет лежал у купели и не получил исцеления. Разные люди толкуют этот эпизод немножко различно. Есть такая версия, что этот человек не особо старался, ждал, чтобы его кто-то поднес к купели. Может быть, сил, или рвения, желания не хватало ему. И Господь увидел, что он немощен не только телом, но и душой, ему не хватало дерзновения. И увидел, что он так никогда и не найдет в себе этих сил, и пожалел его и сказал: «возьми одр свой и иди». И он поверил словам Христовым, взял свой одр и пошел здоровым после тридцати восьми лет немощи. И вот когда увидели его фарисеи, спросили: «Кто есть исцеливший тебя?» И он не мог сказать, потому что Христос исцелил его и пошел дальше, как ни в чем не бывало. Не ожидал почестей, похвалы, чтобы на Него обращали внимание. И когда потом Христос увидел его в храме, они встретились, Господь сказал ему: «иди и больше не греши, старайся быть благодарным тому чуду, которое над тобой произошло». И он пошел сразу и сказал фарисеям: «вот исцеливший меня Христос». И они Его осуждали и упрекали в том, что Он нарушил субботу, потому что в субботу не должно ничего делать.

Сегодня мы услышали еще про два момента исцеления, когда Петр исцелил по слову Божию, по благодати Божией, Энея и восставил умершую уже Тавифу. И эти эпизоды не бессмысленно прозвучали сегодня в церкви для нас. Потому что, может быть, мы являемся и здоровыми телом, или не очень здоровыми, но, по крайней мере, мы ходим, можем двигаться, можем видеть, можем слышать, но очень часто мы с вами, братья и сестры, будучи здоровыми телом и имея возможность делать многие добрые дела, мы пребываем, как тот расслабленный у купели, потому что не стремимся делать дела Божии, не стремимся восстать от одра. Нам не хватает дерзновения, нам не хватает решимости сказать: «Господи, вот столько лет я прожил, столько грехов я совершил, помоги мне сегодня начинать другую жизнь, начинать жить не только для себя, а может быть, хотя и для себя, мы и себе не делаем ничего хорошего, но жить для людей, жить для славы Твоей, начинать делать дела, через которые бы прославлялось имя Твое.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Советы по строительству и ремонту