Советы по строительству и ремонту

Чем отличается психологическое здоровье от психического? Существует фраза: психически здоров - личностно болен. То есть, если такой человек пойдёт к психиатру - ему никакого диагноза не поставят, но личностно (психологически) он нездоров. И в какой-то из сфер это будет проявляться.

Итак, психологическое здоровье - это гармоничное и позитивное состояние личности, её мышления и образа жизни . Оно заключается в способности человека слышать себя, развивать свой потенциал, справляться со стрессами и продуктивно работать. Психологическое здоровье неотделимо от физического самочувствия и успешной социализации человека в обществе.

Психологическое и психическое здоровье

Оно касается не только «меня» в отношении «меня самого», но и в отношении других людей, жизни человека в разных социальных средах (в семье, на работе, учёбе), Оно определяется и тем, как человек чувствует себя во время отдыха, в отношении своего тела, насколько он может чередовать работу и отдых. В каждой из таких сфер можно найти то, что будет говорить о благополучии или неблагополучии личности.

Одна из формул психологического здоровья (благополучия) - это формула Зигмунда Фрейда, который говорил, что главная задача терапии - это помочь человеку научиться любить и работать . Нынешние психоаналитики добавляют, что не только любить и работать, но и делать это с удовольствием.

Чем отличается психологическое здоровье от психического? Существует фраза: психически здоров - личностно болен. То есть, если такой человек пойдёт к психиатру - ему никакого диагноза не поставят, но личностно (психологически) он нездоров. И в какой-то из сфер это будет проявляться.

Например, он на работе очень старается, копит огромное количество напряжения, потому что не находит способа справляться с раздражением на коллег, с обидами на начальника. Потом приходит домой и выливает весь негатив дома: кричит на жену, бьёт детей. Всё это можно считать психологическим неблагополучием личности.

Определяем психологически здорового человека

Психологическое здоровье взаимосвязано со всеми сферами жизни , но, если «плясать» от личности, то психологически здоровым мы считаем человека, у которого нормальное восприятие реальности : у него нет галлюцинаций, он понимает, где находится, ведёт себя адекватно в каждой ситуации : там где надо, веселится, где необходимо проявить уважение - он его проявляет, где нужно быть ответственным - он выполняет взятые на себя обязательства.

Самая главная характеристика психологически здорового человека - это выбор . Он делает всё исходя из своих осознанных выборов. В отличие от человека нездорового, который действует стихийно или с оглядкой на кого-то - реального или воображаемого. (Вспомните Грибоедова: «Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»).

Психологически благополучный человек может быть в общении довольно открытым, честным, искренним, из-за чего порой не очень приятен окружающим . Потому что в отличие от психологически нездоровых людей он не прибегает к манипуляциям, заискиваниям, действиям, которые бы вызывали желаемую для него реакцию у окружения.

Допустим, жена говорит мужу: «Не хочешь ли ты свозить меня в парикмахерскую?» Муж-манипулятор ответит: «Да, дорогая». А потом он говорит ей: «Можно я завтра съезжу на рыбалку? Я же тебя отвозил вчера». Она отвечает согласием.

Здоровый муж честно говорит супруге: «Послушай, дорогая, я не хочу тебя везти сегодня в парикмахерскую, я смотрю футбол. Могла бы ты сама съездить?» При этом он совершенно спокойно может сказать: «Завтра я еду на рыбалку».

Психологически здоровые люди способны устанавливать здоровые отношения привязанности. У всех у нас есть травмы привязанности, растущие из детства. Люди, которые живут в гармоничном партнёрстве, могут исцелить свои раны и создать семью, где они будут получать удовольствие, радость, удовлетворять различные потребности и реализовывать все цели, для которых семья предназначена.

Люди с нарушением привязанности чаще всего образуют различные деструктивные союзы, где один превращается в преследователя, а другой - в отстраняющегося . Чаще всего встречающийся союз такого рода - это женщина-преследователь, которая чего-то хочет от мужчины, и мужчина, который пытается от неё убежать всеми способами.

Такие браки могут держаться годами, но они не доставляют никакого удовольствия участникам, разрушают их психику, способствуют возникновению неуверенности в себе, агрессии и разных самодеструкций, которые могут выражаться через психосоматические заболевания, нервное поведение, невозможность достигать поставленных целей. Такие пары калечат психику собственных детей. Ведь сыновья и дочери эту модель перенимают и в будущем воспроизводят в собственной семье.

Психологически здоровый человек - человек ответственный. Он отвечает за себя, за свои планы и действия, за тех людей, которые ему доверились. Если это родитель, то он в ответе за своих детей, если начальник - в какой-то степени за подчинённых. Он ценит свою личность, свою автономию, при этом уважает и ценит других людей и их выбор.

Например, часто встречаются споры по поводу того, кто лучше: мужчины или женщины. Или размышления на предмет того, какими должны быть представители двух полов. Женщина, мол, должна носить юбку, быть хитрой, скромной, спокойной, красивой, мужчина - сильным, смелым, умеющим быть добытчиком.

Психологически здоровый человек активен, у него есть интерес к жизни. Фрейдовское «любить и работать» у него обычно реализовано. У него есть стратегия преодоления трудностей: как семейных, так и профессиональных. Этот человек не ангел, но он всегда знает, кем он является. Это то, что в психологии называется стабильная, здоровая, зрелая идентичность или представление о самом себе.

Психологически здоровые люди обычно ищут себе таких же. Им достаточно сложно жить с нездоровыми, как и нездоровому человеку - сосуществовать рядом с тем, кто имеет разнообразные нарушения.

Благополучная личность, не обижаясь, учитывает чужое мнение , вполне может не доказывать с пеной у рта своё. Такой человек предлагает компромиссы: «Ты хочешь в театр, а я на футбол. Давай мы сегодня пойдём в разные места? Или договоримся: сегодня ты идёшь со мной на футбол, а завтра я с тобой в театр».

Психологически здоровый человек способен прямо заявлять, чего он хочет. Он может уступить, реализовать своё намерение позже. Он способен как жертвовать своим временем, силами (например, воспитывая детей или поддерживая нуждающегося в помощи партнёра), так и отказываться от жертвенности, если есть что-то важное для него самого.

Очень часто признаком нездоровья является созависимость. Это, фактически, одна из бед современной семьи. Мы не знаем, что значит с уважением относиться к своим границам и к границам нашего партнёра, детей, сотрудников.

Если человек привык жить в созависимой системе, ему сложно из неё выбраться. Ему постоянно приходится угадывать, чего хочет другой, или обижаться, если не угадали его желания. Такой человек часто чувствует себя виноватым, потому что сделал что-то не так,не то, чего от него ожидали другие.

Все проблемы «вырастают» из неблагополучия семьи. То, каким будет психологическое здоровье личности, фактически определяется даже до рождения человека: от того, ждали его или нет, хотели или не хотели, какой он по счёту, как к его появлению относятся родители, как относятся они друг к другу, был ли ребёнок с мамой до трёх лет или его отдали бабушке или в детский сад и т.д.

Когда человек вырастает, вступает в брак, за его плечами «стоит» вся его семья, весь его прошлый опыт. Но нам никогда не поздно иметь хорошее настоящее, изменить его здесь и теперь.

Абрахам Маслоу, известный гуманистический психотерапевт прошлого века, считал, что психологически здоровый человек - это человек самоактуализирующийся. То есть ищущий своё предназначение, свою цель. И он полагал, что таких людей на Земле всего один процент.

Изучающие созависимые отношения также пишут, что здоровых людей со здоровой взаимозависимостью всего один процент. Возможно, это те самые самоактуализирующиеся люди, о которых говорил Маслоу.

Хотя, всё не так пессимистично. На самом деле, есть немало людей со здоровой привязанностью, устойчивым чувством своего «я», достаточно сердечных, глубоких, мудрых, осознающих, выбирающих, с которыми бывает по-разному, но которые действительно понимают, чего они хотят от жизни и достигают этого.

И неважно, что делает такой человек: учит ли он детей музыке в детском саду, изобретает ли он вечный двигатель или просто подметает улицы. Если человек живёт в гармонии с собой и окружающими, он счастлив.

И когда порой смотришь в глаза стариков, которые всю жизнь пасли отару овец, восхищаешься, насколько такие люди могут быть гармоничными, довольными своей жизнью. насколько у них хорошая семья, дети и внуки, которые их уважают.

Именно тогда и понимаешь, что психологическое здоровье - это тот фактор, который позволяет человеку чувствовать себя счастливым, удовлетворённым, жизнерадостным, переживать трудности . Они могут горевать, но через какое-то время, преодолев кризисы и потери, начинают радоваться жизни. Они могут сострадать, помогать и принимать помощь. Психологически здоровые люди могут быть очень разными.

Недовольство - бич сынов человеческих?

Недовольство - это, к сожалению, порок нашего воспитания. Потому что воспитывая нас, родители постоянно с кем-то сравнивали: «Таня получила пятёрку, а ты четвёрку», «Вася пробежал стометровку быстрее, а у Коли лучше голова соображает в физике».

В детстве мы все очень счастливы, но родители начинают нас сравнивать с другими, закладывая зерно сомнения: достаточно ли мы хороши. Самое сложное - что из-за этого мы практически не умеем наслаждаться жизнью и принимать с радостью и гордостью то, что мы уже сделали. Потому что каждый раз маячит перед глазами призрак того, что кто-то сделал это лучше.

Разумные японцы руководствуются принципом: не сравнивать детей друг с другом. Они сравнивают ребёнка с самим собой: «Сейчас ты это делаешь лучше, чем пять лет назад». Если сравнивать себя с собой, вспомнить, что вам пришлось преодолеть на пути к своим результатам, вы сможете получить удовольствие. Потому что вы уникальны. Но как только мы смотрим на себя сквозь призму кого-то, наступает коллапс.

На самом деле все мы устроены очень просто, и нам хватает немногого. Каждому из нас хватило бы пары свитеров, юбок, тёплой обуви, нормальной еды - и мы были бы счастливы. Но мы живём в обществе потребления, где социум всё время заставляет нас сравнивать себя с другими.

Любовь можно получать гораздо меньшими усилиями. Жене не так важно: зарабатывает муж 500 долларов или 550. Ей важнее, чтобы он пришёл домой, поцеловал её, спросил: «Как дела?» или сказал:«Слушай, какие у нас классные дети!». И она будет счастлива. Но он приходит и долго, нудно зудит, потому что за лишних 50 долларов он порвал себе все нервы и жилы. А она старается сделать ужин как можно лучше, потому что ей кажется, что если блюдо получится идеальным, то муж её будет больше любить.

Что ещё важно для поддержания психологического здоровья?

Для психологического здоровья нужно уметь завершать ситуации: уходя с работы, от партнёра, из деструктивных отношений, - уходить. Завершение гештальта - очень серьёзное дело . Если бы люди умели закрывать двери прошлого, осознавать, чего на самом деле они хотят, это очень способствовало бы здоровью не только отдельной семьи, но и человечества в целом.

Чтобы стать психологически благополучнее, справиться со своими душевными трудностями, которые накопились за жизнь, любому человеку нужен человек . Невозможно себя вытащить из болота за волосы, как это сделал барон Мюнхгаузен. Поэтому такие люди организуют группы взаимопомощи, читают книги и ищут единомышленников, идут дополнительно учиться. Но им обязательно нужен кто-то другой, кто будет зеркалом их переживаний.

Некоторые, очень упорные и целеустремленные, могут пробовать изучать литературу, слушать аудиолекции, чтобы изменить свою жизнь. Но всё равно нужен тот, с кем можно обсудить свой прошлый опыт и попробовать выстроить новый. Потому что часто человек наедине с самим собой мысленно ходит по кругу.

Психологическое здоровье - это тонкий и эфемерный субстрат. Это вопрос, скорее, философский, в отличие от психического здоровья, которое диагностируют психиатры. Психологическое здоровье - это ваш ответ на вопрос: «Счастлив ли я?» («Живу ли я в гармонии с самим собой?», «Хорошо ли у меня в основных сферах: в семье, работе, дружбе, любви?», «Доволен ли я своей жизнью?»). Если большинство ваших ответов: «да», то, скорей всего, вы психологически здоровый человек. Да ещё и счастливый.

Цените себя и других, будьте благодарны жизни за каждый день, который вам дан. Помните, что есть только две необратимые точки: рождение и смерть. Всё остальное человеку по силам изменить. Старайтесь переживать эмоции с той интенсивностью, с которой вы можете: если вам радостно - радуйтесь, хочется злиться - злитесь. Потому что каждое событие должно быть прожито.

И, конечно же, любите. Любовь - это то, что может исцелить нас, дать силы и уверенность, придать смысл и помочь не просто выжить - а жить с наслаждением .опубликовано .

Наталья Олифирович

Остались вопросы - задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Психопрофилактика и психогигиена

1) помощь в адаптации тем, кто только начал включаться в новую социальную систему («новичкам»). Это могут первоклассники пришедшие в школу, или молодые специалисты, начинающие трудовую деятельность. Период адаптации к новой среде может длиться от недели до нескольких месяцев. В идеале, профилактика возможных трудностей должна начинаться ещё до того как человек попадает в новый коллектив, где ему предъявляют новые требования. Например, в детских садах (и в школах), то того как ребёнка приводят в группу проводятся беседы с родителями и даются рекомендации по подготовке ребёнка к новому месту и новым правилам. При приёме на работу с новыми сотрудниками проводится обучение (этим занимается менджер по обучению персонала), также могут применятся некоторые психологические тренинговые упражнения или приёмы для повышения эффективности профессиональной деятельности.

2) создание условий для нормального функционирования обучающихся или работающих в организации. На данном этапе психолог принимает участие в эспертизе учебных программ и планов занятости работников, проводит мероприятия по предупреждению и снятию психологической перегрузки участников деятельности, способствует созданию благоприятного психологического климата в коллективе.

3) подготовка членов учебного или профессионального коллектива к переходу на другую степень обучения или профессиональной деятельности (например, профориентационная работа со старшеклассниками).

С понятием психопрофилактики тесно связано понятие психогигиены.

Психогигиена изучает влияние окружающих условий, обстановки на психическое здоровье людей; разрабатывает меры для сохранения и укрепления здоровья, и предотвращения психических расстройств. Психогигиена и психопрофилактика служат для создания и разработки методов специальной помощи практически здоровым людям для предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, облегчения острых психотравмирующих реакций и оказания помощи в кризисных ситуациях (производственного, семейного и учебного характера).

Психическое здоровье , выступая основной категорией психогигиены, определяется как состояние душевного благополучия, характеризуемое отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности реакцию поведения и деятельности.

Термин "психическое здоровье" был введен Всемирной Организацией Здравоохранения в 1979 году. В СШA и Великобритании, (и в целом в англоязычных публикациях) словосочетание "mental health" обозначает успешное выполнение психических функций, имеющим результатом продуктивную деятельность, установление отношений с другими людьми и способность адаптироваться к изменениям и справляться с неприятностями. С раннего детства до поздних периодов жизни психическое здоровье составляет основу интеллектуальной деятельности и коммуникативных навыков, научения, эмоционального роста, устойчивости и самоуважения. В психологическом словаре под термином "психическое здоровье" понимается "состояние душевного благополучия, характерное отсутствием болезненных психических проявлений обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности".



Пoнятие "психологическое здоровье" было введено в научный лексикон И.В. Дубровиной. С ее точки зрения, если термин "психическое здоровье" имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» – относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет собственно психологический аспект проблем психического здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов

Б.С. Братусь выделяя три уровня здоровья: психофизиологическое, индивидуально-психологическое и личностное, первый относит к психическому здоровью, в то время как второй и третий – к психологическому благополучию или психологическому здоровью

Обобщая взгляды многих авторов на проблему психологического здоровья можно сказать, что оно представляет собой интегральную характеристику личностного благополучия, включающую в себя несколько компонентов: социальный, эмоциональный и интеллектуальный аспекты развития личности.

Критерии психологического здоровья:

Соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительности и характера реакций внешним раздражителям, значение жизненных событий;

Адекватный возрасту уровень зрелости личностной, эмоционально-волевой и познавательной сфер;

Адаптивность в микросоциальных отношениях;

Способность управлять своим поведением, разумно планировать жизненные цели и поддерживать активность в их достижении.

Критериями психологического здоровья являются: хорошо развитая рефлексия, стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в трудной ситуации (И.В.Дубровина), полнота эмоциональных и поведенческих проявлений личности (В.С.Хомик), опора на собственную внутреннюю сущность (А.Е.Созонов, Ф.Перлс), самоприятие и умение справляться со своими эмоциональными трудностями без ущерба для окружающих, "самообъективность" как четкое представление о своих сильных и слабых сторонах, наличие системы ценностей, содержащих главную цель и придающей смысл всему, что делает человек (Дж.Oлпорт).

Важным критерием психологического здоровья является характер и динамика основных процессов, определяющих душевную жизнь индивида (Л.М.Aболин), в частности, изменение ее свойств и особенностей на разных возрастных этапах (К.А.Абульханова, Б.С.Братусь, С.Л.Рубинштейн, Э.Эриксон).

Понятие "психологическое благополучие" принято Всемирной организацией здравоохранения (ВOЗ) в качестве основного критерия здоровья и рассматривается как состояние полного физического, умственного и социального благополучия. По мнению экспертов ВОЗ, благополучие в большей степени обусловлено самооценкой и чувством социальной принадлежности, чем биологическими функциями организма и связано с реализацией физических, духовных и социальных потенций человека.

Психическое здоровье - одна из важнейших составляющих психологического здоровья и условий психологического благополучия человека.

Сам термин «психическое здоровье» неоднозначен. Он прежде всего как бы связывает собою две науки и две области практики - медицинскую и психологическую. Неслучайно на пересечении медицины и психологии возникла особая отрасль - психосоматическая медицина, в основе которой лежит понимание того, что любое соматическое нарушение всегда так или иначе связано с изменениями в психическом состоянии. Так, В. А. Сухом- линский еще в 1974 г. писал: «Здоровье зависит и от того, какие домашние задания даются ребенку, как и когда он их выполняет. Огромную роль играет эмоциональная окраска самостоятельного умственного труда дома. Если ребенок берется за книгу с нежеланием, это не только угнетает его духовные силы, но и неблагоприятно отражается на сложной системе взаимодействия внутренних органов. Я знаю много случаев, когда у ребенка, переживающего отвращение к занятиям, серьезно расстраивалось пищеварение, возникали желудочно-кишечные заболевания и др.» .

В некоторых случаях психические состояния становятся главной причиной заболевания, в других случаях они являются как бы толчком, ведущим к болезни, иногда особенности психики воздействуют на протекание болезни, иногда физические недуги вызывают психические переживания и психологический дискомфорт. Случаи могут быть разные, но для нас важно, что взаимовлияние духа и тела признается безусловно.

Термин «психическое здоровье» введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). В докладе Комитета экспертов ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей» (1979) была подчеркнута особая роль психического развития в здоровье ребенка. Психическое здоровье детей рассматривается как состояние душевного благополучия, которое характеризуется отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивает адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.

Психическое здоровье человека обусловлено его психическим развитием, которое идет непрерывно на протяжении всей жизни и имеет в каждом возрастном периоде свои особенности.

Сензитивным периодом зарождения и становления психического здоровья является дошкольное и школьное (начальные классы) детство. Детство - начальный этап, самый ответственный, во многом определяющий все последующие этапы развития человека как человека. Именно в этом возрасте закладываются основы психического здоровья, по сути, являющегося той плодотворной почвой, на которой зарождаются истоки личности и индивидуальности растущего человека.

Л. С. Выготский доказал, что психическое развитие ребенка есть процесс его культурного развития и что зависит это развитие от той культурной социальной среды, в которой проходит его детство. Он задавал вопрос: «Каким же образом из хаоса некоординированных движений новорожденного ребенка возникает стройное и разумное поведение человека?» И отвечал: «Оно возникает под планомерным, систематическим, самодержавным воздействием среды, в которую попадает ребенок» 12, с. 2421.

По мысли Л. С. Выготского, именно «врастание ребенка в культуру является развитием в собственном смысле слова» .

Как же происходит «врастание ребенка в культуру»? Что это значит? Это значит овладение ребенком, присвоение им культурно заданных средств:

  • - действий с предметами;
  • - отношений с другими людьми;
  • - владения собой, своей психической деятельностью, своим поведением.

Из этого следует, что условия культурного развития включают в себя не только знания о способах действия с предметами окружающего мира, об отношениях с другими людьми, но и познание самого себя и своих способностей, интересов, желаний, отношений и пр. Овладевая культурой в процессе неформального семейного образования, ребенок одновременно овладевает собой и своим поведением, постепенно усваивает опыт общественной жизни, общественных отношений, традиций, знаний, ценностей, культуры, постепенно накапливает собственный опыт отношений, интересов, успехов и неуспехов, переживаний.

Только в результате всего этого развиваются собственно человеческие, высшие психические функции и формируется личность (Л. С. Выготский), происходит постепенная ее социализация и индивидуализация.

Именно полноценное развитие высших психических функций, психических процессов и механизмов составляет основу психического здоровья. Почему?

Родившемуся человеку присущи, помимо потребностей в еде, тепле, заботе, великие базовые потребности, удовлетворение которых позволяет ему стать человеком:

потребность в познании того мира, куда он попал при рождении;

Потребность в установлении контактов с людьми;

потребность понять самого себя и занять достойное место в обществе людей и в мире, потребность реализовать себя;

Потребность в теплоте чувств, внимании, нужности, потребность любить и быть любимым.

Эти потребности ребенок может удовлетворять лишь с помощью тех людей, в чей круг, в чью среду он попал при рождении.

В каждом возрастном периоде жизни на основе базовых потребностей возникают особые потребности в деятельности, общении, познании, понимании и эмоциональном принятии себя, окружающих людей, мира. Становление личности как раз и связано с развитием и удовлетворением базовых потребностей растущего человека.

Удовлетворение этих потребностей порождает положительные эмоции и чувства, способствует развитию ребенка, укрепляет его психическое здоровье, положительно сказывается на его психологическом благополучии.

Неразвитые психические функции в любом возрастном периоде препятствуют удовлетворению этих потребностей, т.е. не позволяют человеку полноправно взаимодействовать с миром людей, культуры, природы, понимать и чувствовать этот мир, и порождают депривации различного рода.

Депривация (от лат. «лишение») - ограничение или искажение контактов человека со средой, в итоге может приводить к разным деформациям психики, нарушениям психического развития и, следовательно, психического здоровья.

Психическое здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта и психологического дискомфорта.

Психологический комфорт - ощущение психологического благополучия, он может рассматриваться как профилактика не только нарушений психического здоровья, но и психосоматических заболеваний.

Психологический дискомфорт или ощущение психологического неблагополучия возникает в результате фрустрации потребностей у ребенка, создает депривационную ситуацию и, как следствие этого, - нарушение психического здоровья (страхи, тревожность, психическое напряжение, комплексы, негативные переживания, неуверенность, недоверие самому себе, неадекватные реакции и пр.).

Различные формы депривации - сенсорной, эмоциональной, двигательной, социальной и пр. - всегда приводят к нарушению нормального функционирования психики.

Весьма редко депривация вызывается воздействием всего одного фактора, почти для каждой депривационной ситуации характерно неудовлетворение нескольких важных потребностей ребенка. При этом у разных детей и в разные периоды развития эти неудовлетворенные потребности находятся в различных взаимоотношениях. Поэтому так важно установить, какие психические потребности являются в определенный период развития ребенка особенно сильными и каковы те потребности, недостаточное удовлетворение которых является наиболее опасным для его развития .

Можно увидеть сложную цепочку взаимозависимостей неблагоприятных факторов (условий), которые ведут к состоянию психологического неблагополучия:

Мы видим, что в результате неудовлетворенных потребностей возникает психологический дискомфорт. Это создает депривационную ситуацию, следствием чего являются нарушения психического здоровья ребенка, что приводит его к психологическому неблагополучию.

Все это тормозит, искажает позитивный путь психического развития и становления личности растущего человека, негативно влияет на его психическое здоровье и психологическое благополучие.

Л. С. Выготский не только обосновал положение о том, что психическое развитие ребенка есть процесс его культурного развития, но и доказал, при каких условиях - психологических, педагогических, социальных - этот процесс культурного развития происходит. Что же это за условия?

Под понятием «здоровье» многие люди подразумевают лишь перечень конкретных физиологических особенностей человека. Такое понимание является ложным, на самом же деле его стоит рассматривать на нескольких уровнях. Только так можно дать ответ на вопрос о том, насколько здоров человек. Итак, разберем виды здоровья и остановимся подробнее на каждом из них.

Говоря о здоровье, нужно знать, что это психического и человека и общества в целом (не только отсутствие физиологических проблем и недостатков).

Критерии здоровья человека

Сейчас, чтобы сделать вывод о состоянии людей, обращаются к пяти основным критериям:

  1. Наличие или отсутствие недугов, болезней.
  2. Нормальная работа в системе «окружающий мир - индивид».
  3. Благополучие в социальной жизни, духовной деятельности, физические способности человека.
  4. Умение приспособиться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды.
  5. Возможность качественно выполнять отведенные в социальной жизни.

Основные разновидности здоровья

Каждого человека рассматривают как взаимосвязанную систему и при исследовании выделяют виды здоровья: нравственное, физическое, социальное, психическое, психологическое. Из этого следует, что нельзя судить о нем по одной из перечисленных сфер, не рассмотрев многогранность личности.

На данный момент ученым не удалось выделить конкретную методику для изучения состояния по всем перечисленным критериям, поэтому остается лишь судить о нем, рассматривая уровни здоровья по отдельности. Итак, приступим.

Виды здоровья. Психологическое и психическое равновесие

Среди главных условий устойчивого психосоциального прогресса личности (кроме здоровья нервной системы) выделяют дружескую и приятную обстановку.

По результатам проведенных сотрудниками ВОЗ исследований и экспериментов отклонение психического детского здоровья чаще всего зафиксировано в семьях, где царят разногласия и конфликты. Также страдают дети, которые не могут найти общий язык со сверстниками: находятся с ними в недоброжелательных отношениях или попросту не имеют друзей. Психологи объясняют такую ситуацию влиянием дискомфорта и переживаний на психическое здоровье.

Доктор наук Никифоров Г. С. выделяет следующие уровни здоровья психики: биологический, социальный и психологический.

Первый из них связан с врожденными особенностями организма, работой внутренних органов, динамическим или отклоняющимся выполнением ими основных функций, реакцией на процессы, происходящие в окружающем мире.

Второй уровень говорит о степени включенности индивида в социальную жизнь, его способности взаимодействовать с окружающими в процессе деятельности, находить к ним подход.

Третий уровень свидетельствует именно о состоянии внутреннего мира человека, а именно: собственной самооценке, веры в собственные силы, принятии или непринятии себя и своих особенностей, отношении к миру, обществу, происходящим событиям, представлении о жизни и мироздании.

Если психическое и психологическое здоровье человека не вызывает опасений, значит: его душевное состояние благополучно, у него отсутствуют какие-либо отклоняющиеся психические особенности, явления, болезненные представления, он способен адекватно оценивать происходящую действительность и регулировать свое поведение.

Отдельной проблемой психологического здоровья в 21-м веке считается стресс и депрессия. В России они выделены в отдельную болезнь с 1998 года в связи с данными ВОЗ, свидетельствующими о повышении стрессовых ситуаций в обществе. Так как культура здоровья развивается, выработаны специальные пути подавления депрессивного состояния, формирования стрессоустойчивости, терпения.

Социальное здоровье

Социальное здоровье напрямую зависит от способности личности адаптироваться в условиях окружающей среды, качеств и характеристик, позволяющих это сделать. Влияет и тяга к самовоспитанию и саморазвитию, возможность использования самообразования, реализации жизненных целей, преодоления и решения проблем, касающихся социальных отношений. Они могут быть связаны и с физическими отклонениями.

Человек, который социально здоров, ставит в качестве цели собственную реализацию, имеет стрессоустойчивость, он может спокойно и достойно преодолевать жизненные проблемы и трудности, не причиняя ущерба близким и другим окружающим людям. Этот уровень неразрывно связан и с духовностью, желанием постичь смысл жизни, ответить на вечные вопросы, найти нравственные ориентиры и ценности.

Показатели социального здоровья

При исследовании вышеперечисленных критериев используется несколько показателей, главные из них - адекватность и адаптивность действий и поступков человека в социальной среде.

Адекватностью считается прежде всего способность нормально реагировать на воздействия мира, адаптивностью - эффективно выполнять деятельность и развиваться в новых условиях, которые диктует среда и общество.

Выделяют главные критерии степень адаптации в обществе, степень активности деятельности в нем и эффективность применения разных социальных ролей.

Физическое здоровье

За оценку физического состояния принимается выявление разных биологических дефектов, болезней, устойчивости к влиянию отрицательных факторов, возможности работать в сложных условиях (в том числе при изменении окружающей среды). Одним словом, за основы здоровья принимаются адаптационные успехи индивида.

С точки зрения медицины под этим понятием отражают и состояние внутренних органов, систем организма, сплоченность их работы. - функциональные и морфологические резервы, благодаря которым происходят адаптации. Под внимание попадает не только отсутствие очевидных отклонений, болезней и жалоб пациента, но и диапазон приспособительных процессов, уровень возможностей организма, касающихся выполнения конкретных функций.

В педагогических материалах основа понятия «физическое здоровье человека» не трансформирована, т. е. её также характеризуют регулятивной способностью организма, равновесием физиологических процессов, адаптационными реакциями.

Духовно-нравственное здоровье

Под духовно-нравственным здоровьем подразумевают осознание человеком сущности добра и зла, способность самосовершенствоваться, проявлять милосердие, протягивать руку помощи нуждающимся, оказывать бескорыстную помощь, отстаивать законы морали, создавать благоприятную обстановку для ведения (понятие «культура здоровья» складывается благодаря этому критерию).

Главное условие достижения успехов на этом уровне - стремление жить в согласии с самим собой, близкими, друзьями и обществом в целом, умение грамотно ставить цели и добиваться их путем прогнозирования и моделирования событий, формулировки конкретных шагов.

Именно обеспечение развития нравственности, моральных качеств каждого - необходимая основа и условие социализации молодежи (касается всех типов современных обществ). Оно является главной целью функции воспитания социальных институтов, влияет на социализацию личности.

Нравственные качества входят в список приобретенных характеристик личности, они не могут быть присвоены человеку врожденно, и их формирование зависит от многих критериев: обстановки, социального окружения и т. п. Нравственно воспитанный человек должен обладать конкретными чертами характера (которые соответствуют общепринятым моральным нормам, обычаям и укладу в обществе).

Нравственное здоровье - перечень установок, ценностей и мотивов поступков людей в социальной среде. Оно не существует без общечеловеческих представлений о добре, любви, красоте и милосердии.

Главные критерии нравственного воспитания

  • Положительное моральное направление индивида.
  • Степень нравственного сознания.
  • Глубина мыслей и моральных суждений.
  • Характеристика реальных поступков, способность следовать важным правилам общества, выполнение главных обязанностей

Таким образом, состояние человека действительно складывается из разных, но в то же время тесно взаимосвязанных между собой сфер, которые понимают как «виды здоровья». Поэтому заключение о нем можно сделать, только рассмотрев каждую из них по отдельности и проанализировав общую картину личности.

Представления о нормальной психике и об угрозах ей в разное время различаются. Пару веков назад полагали, что порядочную девушку любое сколько-нибудь сильное переживание обязательно должно повергать в обморок. И хотя падали барышни не из-за чувствительности, а из-за корсетов, нарушающих кровообращение и дыхание, уверенность эта была очень живуча.

Несколько позже психиатры героически боролись с бурными истерическими припадками, сопровождающимися спазмами и судорогами. Ныне и эта проблема безнадежно вышла из моды.

Психологический тренд наших дней – психотравмы. Но серьезнее ли эта проблема, чем обморочная чувствительность или бурные истерики?

Говоря о психологических травмах, необходимо отличать их от психических. При психическом травмировании (чем-либо или кем-либо) нарушения психических реакций просматриваются легко. Это могут быть:

  • расстройства памяти;
  • неспособность узнавать близких людей4
  • нарушения внимания;
  • сбои мышления.

При психологических травмах ничего подобного нет, и человек полностью сохраняет способность к нормальному существованию в нормальной среде. До 80-х годов прошлого века термином «психотравма» никто не пользовался. Таких травм никто не боялся, и вокруг себя и у себя сами люди их как-то не наблюдали. Теперь все переменилось, и многим эти самые травмы мерещатся буквально на каждом шагу.

Раньше говорили: «у нее плохое настроение», «он расстроен», «он рассержен», «она встала не с той ноги». Ныне вместо этих привычных выражений употребляют устрашающее «у них психотравма!». При этом в медицине этот термин не принят, и научного определения у него нет.

Кому выгодно?

Почему же тогда это понятие получило широкое распространение? Потому что это многим выгодно. Прежде всего выгоду получают психотерапевты, которым страх перед психотравмами помогает получать денежных клиентов на длительное время. Затем, это дети и люди инфантильного склада, которым убежденность в собственном психологическом травмировании помогает «переводить стрелки» на других при объяснении собственных немотивированных требований и неудач.

Дети, угрожая психотравмой («надо мной будут смеяться в классе!»), вымогают у родителей совершенно ненужные дорогие «игрушки» — мобильные телефоны, планшеты, модную одежду, нездоровую пищу. Взрослые (по паспорту) люди объясняют детскими переживаниями и неправильным воспитанием свое неумение принимать решения, защищать собственные интересы и добиваться успеха.

Есть люди, которые прямо-таки притягивают к себе психотравмы. Это, как уже было сказано, инфантильные личности, охотно перекладывающие свою несостоятельность на родителей или учителей. Также это истероиды, которым просто очень нравится, когда с ними происходит что-то плохое. Если такого события нет в реальности – они его охотно выдумают.

Нужно ли совсем отказаться от понятия психологической травмы? Естественно, нет, поскольку бывают такие ситуации, когда очень сильное психологическое впечатление и впрямь может нанести человеку вред. В помощи психотерапевта нуждаются:

  • те, кто потерял близкого человека;
  • заболел опасной мучительной болезнью;
  • стал свидетелем или жертвой преступления, военных действий, катастрофы, стихийного бедствия.

Но обращаться к понятию психологической травмы стоит только тогда, когда другого объяснения происходящему найти не удается.

Для того чтобы можно было пользоваться понятием психотравмы на действительно научном уровне, его прежде всего необходимо доработать. Сегодня оно не имеет точного определения. Вместо него используют набор признаков. Но все они при ближайшем рассмотрении оказываются очень ненадежными и не могут заменить твердые, четко обозначенные критерии.

Главным признаком считается наличие события, оказывающего ударное воздействие на психику. В качестве таковых рассматриваются, к примеру, развод родителей (для ребенка) или изнасилование. Но в мире ежегодно разводятся родители миллионов детей, и (по статистике) каждая четвертая женщина хоть раз в жизни, но бывает изнасилована. Тем не менее большинство этих людей справляются с негативным опытом, не теряя адекватности. Ведь восприятие события субъективно, и больше зависит не от самого события, а от той его трактовки, что привита индивидууму обществом и его непосредственным окружением.

Также признаком психотравмы считаются навязчивые негативные воспоминания. Но более вероятно, что подверженный им человек просто имеет слишком мало реальных дел и слишком узкий круг интересов. Тем людям, кого многим интересуются, и много работают, некогда думать о негативном.

Рассматривают в качестве признака психотравмы и неумение абстрагироваться от ситуации, отождествление любого происшествия с собой. Но не стоит ли вместо привлечения психотерапевтов озаботиться развитием у современного человека абстрактного мышления?

Еще один признак – остановка развития личности. Но пассивное развитие происходит исключительно под влиянием внешних факторов, так что для того, чтобы оно не останавливалось, их надо подключать, а не исключать. Активное же развитие – достояние немногих, и обязаны они им отсутствию душевной лени, а не психотравм.

Наконец, признаком психологического травмирования считают склонность к саморазрушительному поведению:

  • самоубийству;
  • алкоголизму;

Но возникает вопрос: почему таких людей очень много в самых благополучных обществах, где их всячески оберегают от негативных впечатлений? Наверное, их потому много без всяких психотравм, что их плохо научили быть нужными и находить свое место в жизни.

Можно высказать мотивированное предположение, что спасение от психотравм – в умении быть разумным и взрослым. Мудрые люди понимают, что в мире есть зло, и готовы к встрече с ним. А взрослые знают, что родители и учителя познакомили их с системами ценностей и некоторыми методами действий в определенных ситуациях, но как воспользоваться этими знаниями – их личное дело. Теперь они взрослые, и никто не ответит за то, что они теперь делают со своей жизнью. Взрослость – умение и стремление самому отвечать за себя и за окружающих. Взрослый человек не может сосредоточиваться только на негативе – у него слишком много практических задач.

Остается пожелать всем детям (и маленьким, и большим) побыстрее взрослеть, и тогда они смогут не бояться психотравм.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Советы по строительству и ремонту