В работе приводится разработка мероприятия по профессиональной ориентации подростков, которое весьма позитивно воспринимается участниками, а также служат активно используемой методической разработкой для классных руководителей при проведении воспитательных мероприятий.
Методическая разработка мероприятия в форме «круглого стола»
по профессиональной ориентации старшеклассников
в системе дополнительного образования детей
Логинова Н.Н., к.т.н., методист,
Пояснительная записка.
В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" указано, что дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию. Для удовлетворения интересов подростка за пределами школьной учебной деятельности в системе дополнительного образования ему может быть оказана психолого-педагогическая и информационная поддержка в выборе пути дальнейшего обучения, а также в выборе профессии.
При осуществлении этой задачи можно использовать различные формы работы. Опыт ЦВР «Академический» Санкт-Петербурга по реализации образовательных программ для подростков показывает, что наиболее действенной и интересной групповой формой работы с детским коллективом, в частности при проведении профориентационных мероприятий, является «круглый стол». Главной особенностью данной формы работы является коллективная беседа, посвященная конкретной проблеме. Оптимальное число участников такой встречи составляет 15 человек, что обеспечивает свободный обмен мнениями по актуальным вопросам в беседе за «круглым столом», позволяет без «нажима» со стороны взрослых подойти к осознанному решению поставленной проблемы, например, к выбору своего образовательного маршрута.
При разработке мероприятия (занятия) прежде всего уточняются проблемы, которые выносятся на «круглый стол», анализируется собственный опыт, опыт коллег и литературные данные по возможности и условиям использования данной формы в практике. Затем материалы систематизируются и составляются план и конспект занятия. Большое внимание при планировании и проведении мероприятия (занятия) мы уделяем рефлексии, которая позволяет участникам осознать, насколько им близки и интересны идеи, которые они обсуждали.
В качестве примера нами приводится мероприятие по профессиональной ориентации, которое весьма позитивно воспринимается участниками, а также служат активно используемой методической разработкой для классных руководителей при проведении воспитательных мероприятий.
Круглый стол: «Мой выбор будущей профессии»
Подготовлен к проведению в рамках районного мероприятия отдела технического творчества ГБОУ ДОД ЦВР Калининского района СПб «Академический» «Неделя детского технического творчества»
Тема:
Дополнительное образование в профессиональном самоопределении учащихся
Характеристика группы:
Цель
Ознакомить школьников с основами выбора профессии и заинтересовать в получении дополнительной информации по вопросам профессионального самоопределения в системе дополнительного образования детей.
Задачи:
Материально-техническое обеспечение:
Регламент:
Структура проведения мероприятия
1. Приветствие. Знакомство. Вводная часть.
Педагог приветствует гостей, представляется, предлагает каждому гостю написать свое имя на листочке, сделать домик и поставить его перед собой на все время занятия, чтобы было удобно и легко обращаться к человеку (листочки бумаги, маркеры должны быть подготовлены заранее). (На экран выведен слайд 1 «Мир профессий »).
В качества разминки педагог проводит мини-беседу. В качестве примера можно использовать интерпретацию материалов Грецова А.Г. (Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер, 2005):
«Сколько существует профессий? Прежде чем двигаться дальше, предлагаю сделать паузу… и записать на листочке бумаги те профессии, которые вы знаете.
Итак, сколько их получилось в вашем списке? Обычно в пределах 20-30. если вспомнилось 50 или больше – значит, вы ориентируетесь в мире профессий гораздо лучше, чем большинство подростков. А сколько их всего? В «Международном стандарте классификации профессий» (есть, оказывается, и такой документ!) описаны 9333 профессий… По мере технического прогресса и изменения общественного устройства появляется и множество новых профессий.
На самом деле, молодой человек, живущий в среднем по масштабу российском городе, выбирает из примерно 700 профессий, а в крупных мегаполисах, таких как Москва и Санкт-Петербург, - 2000 – 3000. Какой процент от этого количества вы смогли назвать? Скорее всего, лишь 3-5%. Так как же выбирать, если толком и не знаешь из чего?
Разумеется, обучать по такому огромному числу профессий и специальностей крайне сложно… Но… многие профессии и специальности предъявляют сходные требования к базовой подготовке работников, а разнообразные тонкости и нюансы успешно осваиваются непосредственно на рабочем месте. Подготовка в учебных заведениях осуществляется по так называемым учебным профессиям и специальностям. Каждая из них имеет более или менее обобщенный характер и соответствует нескольким реальным профессиям и специальностям. Подобных учебных специальностей около 1000… Они, в свою очередь, объединяются в более крупные группы (например, такую – «строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы»).
Существует тысячи профессий. Хотите выбрать ту, которая лучше всего подходит именно для вас? Постарайтесь познакомиться с максимальным их количеством. Трудно сделать выбор, если не знаешь из чего!».
С помощью наводящих вопросов педагог подводит гостей к самостоятельному формулированию цели.
Например, можно спросить: «Что вы ждете от работы круглого стола «Мой выбор будущей профессии» (причем можно задать вопрос всем, а можно адресовать конкретному участнику - школьнику, обратившись к нему по имени), или вопрос: «Есть ли те, кто еще не определился в своем профессиональном будущем?», или: «Кто-нибудь из Вас сталкивался с трудностями в своем самоопределении? Например, родители говорят одно, а Вы хотите совсем другое, или вы бы очень хотели стать тем-то, но не знаете, имеете ли Вы к этому способности и талант». Или другого рода вопросы, отвечая на которые, ребята в итоге вместе с педагогом озвучивают цель этого занятия, для чего оно проводится, что оно может дать полезного ребятам.
Педагог раздает учащимся «Маршрут непрерывного образования» и предлагает обозначить свой предполагаемый маршрут. Схемы предлагает сохранить для дальнейшей работы.
2. Обсуждение основных понятий (профессия, должность, специальность, специализация).
На экран поочередно выводятся понятия. Ребятам предлагается описать свое понимание, представление о сущности этого явления. Ассистент фиксирует на листках идеи ребят. Используя формулировки ребят, педагог подводит к четкому определению данного понятия.
После работы над каждым этапом на экран выводится определение (слайды 2-9): Профессия – род трудовой деятельности, являющийся обычно источником существования и требующий определенной квалификации (слайд3).
Специальность – функционально обособленная область трудовой деятельности в рамках одной профессии (слайд5).
Специализация – 1) сосредоточение деятельности на относительно узких, специальных направлениях, отдельных технологических операциях или видах выпускаемой продукции; 2) приобретение специальных знаний в определенной области (часть специальности); 3) разделение труда по его отдельным формам, видам (слайд7).
Должность – служебная обязанность, служебное место. Это круг действий, возложенных на определенного человека и безусловных для выполнения (слайд9).
Затем приводятся с комментариями педагога :
– слайд 10 «Примеры»,
Слайд 11 «Выбери специальность»,
Слайд 12 «Выбери профессию»,
Слайд13 «Ответы».
Педагог спрашивает, какие качества являются профессионально важными , совместно с участниками формулирует ответ (это те качества личности, характера, особенности познавательной сферы, которые необходимы человеку для успешного освоения данной профессии) (слайд14) .
Затем он спрашивает, на основании чего обычно выбирают профессию и подводит к побудительным факторам при выборе профессии (слайд15).
Обсуждаются побудительные факторы (слайды - 16-интересы, 17-склонности, 18-востребованность) .
Обращаясь к школьникам, педагог спрашивает, на основании чего школьники собираются выбрать профессию. Дети думают и обсуждают основные факторы выбора профессии, предложения детей фиксирует ассистент. На основании их предложений педагог совместно с детьми делает выводы (слайд19).
Одновременно подобную работу педагог проводит с гостями (учителями), предлагая им определить типичные ошибки при выборе профессии, затем формулирует итоги (слайд20 ).
Незнание мира профессии | Незнание себя | Незнание правил выбора профессии |
Устаревшие представления о характере и условиях труда в конкретной профессии. Предубеждения в отношении престижности профессии. | Необъективная оценка своих способностей (завышение или занижение), незнание своего здоровья. Неумение, а иногда нежелание соотнести свои способности с требованиями профессии. | Отождествление учебного предмета с профессией. Перенос отношения к человеку на профессию. Выбор профессии «за компанию». Неумение определить пути получения профессии. |
Ведущий переходит к роли дополнительного образования, которое может помочь избежать ошибок.
4. Обсуждение возможностей дополнительного образования детей при выборе профессии (выступления зам. директора техникума, обучающихся по системе сетевого обучения
Ассистент показывает аудитории карту выбора, составленную на основе данных, которые получил от детей, и комментирует общую тенденцию.
Рассказ педагога (основные позиции):
«Начальное профессиональное образование – подготовка работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального образования (ПТУ И др.)
Среднее профессиональное образование – подготовка специалистов среднего звена образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования или на первой ступени высшего профессионального образования.
Высшее профессиональное образование – профессиональная подготовка и переподготовка специалистов на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (ВУЗах)
Основное общее, среднее (полное) образование и дополнительное образование занимается допрофессиональной подготовкой , т.е. дает детям так называемые общетрудовые навыки, умения и важные для любого труда личные качества. Так, к области общетрудовых общепроизводственных навыков, умений относятся, например, планирование, организация своей работы (учебной деятельности), самоконтроль, вычисления и т.д. Строго говоря, часть из того, что делает учащийся в школе или при внеучебной активности, фактически содержит своеобразные (пусть упрощенные) модели того или иного труда»
Педагог обсуждает с детьми возможности занятий в системе дополнительного образования. Завершается этот разговор тем, что педагог подводит участников к идее, что в учреждениях дополнительного образования можно реализовывать программы, которые знакомят школьников с конкретной профессией и даже специальностью. Такое знакомство дает возможность правильного выбора в жизни.
Предлагается вернуться к схеме «Маршрут непрерывного образования» и цветными фломастерами отметить, на каком этапе образования ученики видят помощь в профориентации дополнительного образования детей. Ассистент собирает схемы.
Педагог дает слово представителю техникума и студентам техникума.
5. Презентация проекта сетевого взаимодействия образовательных учреждений по профессиональной ориентации школьников
6. Заключение. Рефлексия (оценка мероприятия)
Педагог:
Конференция «Тенденции развития образования» на протяжении 15 лет является площадкой для обсуждения актуальных вопросов развития образования на региональном, национальном и международном уровнях. В 2018 году конференция пройдет с 15 по 17 февраля.
2018 год – год 100-летия дополнительного (внешкольного) образования. При этом живой интерес к вопросам его развития в последние годы носит не только “юбилейно-ритуальный характер”. Пожалуй, по числу стратегических инициатив и проектов, принятых в последние годы, дополнительное образование может претендовать на лидерство по сравнению с другими секторами.
Реформы “пришли” в этот сектор позже, но разворачиваются, возможно, более интенсивно. При этом, вероятно, нигде так рельефно не проявилось разнообразие, а в ряде аспектов и противоречия групп интересов в оценках происходящих изменений и задач на перспективу.
Одна часть сообщества восприняла активность государства как возвращение долгожданного внимания и возрождение уникальной системы. Другая решительно связала с дополнительным образованием надежды на преобразование самой системы.
Бизнес и социальные предприниматели увидели перспективы формирования в дополнительном образовании реальной конкурентной среды, которой так и не возникло в других секторах, и задумались о выходе “из тени”.
Совместимы ли эти ожидания? Как новый “проект” дополнительного образования соотносится с “проектом” (возможно не одним), реализованным в СССР и “проектом” конца 90-х? Какие реальные изменения мы наблюдаем, и в какой степени они соответствуют декларированным целям? Действительно ли «инновационными» являются новые модели и что можно сказать об их эффективности? Эти вопросы будут обсуждаться с исследователями, практиками, лидерами проектов.
Ведущий круглого стола: Косарецкий Сергей Геннадьевич, кандидат психологических наук, Директор Центра социально-экономического развития школы Института образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Участники:
Мероприятие завершено
Круглый стол проводится с целью информирования специалистов органов управления образованием, культуры и спорта регионального и муниципального уровней, руководителей и специалистов организаций, осуществляющих дополнительное образование детей о текущих результатах реализации проектов, содействующих достижению показателей Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы.*
Сергей Геннадьевич Косарецкий, директор Центра социально-экономического развития школы Института образования (ЦСЭРШ) НИУ ВШЭ;
Борис Викторович Куприянов, ведущий аналитик ЦСЭРШ НИУ ВШЭ;
Семен Васильевич Янкевич, руководитель Центра прикладных правовых разработок Института образования НИУ ВШЭ.
Актуальные проблемы системы дополнительного образования детей;
Приоритетные направления Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы в сфере дополнительного образования детей;
Инновационные практики в сфере дополнительного образования детей.
Место проведения : г. Москва, Потаповский переулок, д. 16/10, ауд. 309
Для очного участия зарегистрируйтесь, пожалуйста, по ссылке . В здании действует пропускная система – не забудьте паспорт.
Для тех, кто не сможет присутствовать очно, будет организована онлайн-трансляция . Регистрация по ссылке .
Контакты:
по вопросам участия – Андрей Васильевич Петлин: 8-962-921-8487;
аккредитация СМИ – Максим Николаевич Петров: [email protected]
* В 2016 год впервые проведен конкурсный отбор на право получения грантов в форме субсидий из федерального бюджета организациям, реализующим пилотные проекты по обновлению содержания и технологий дополнительного образования по приоритетным направлениям в рамках мероприятия 3.1 «Обновление содержания и технологий дополнительного образования и воспитания детей» задачи 3 «Реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей» ФЦПРО на 2016-2020 годы. Победителями конкурсного отбора стали 16 организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, из 15 субъектов Российской Федерации.
22 сентября в Общественной палате РФ состоялся круглый стол, на котором обсудили перспективы развития дополнительного образования.
На слушаниях собравшиеся обсудили три вопроса. Первый – проектирование дополнительных общеразвивающих программ и сроков их реализации. Второй – упрощение требований к лицензированию образовательной деятельности в части реализации дополнительных общеобразовательных программ. Третий – обеспечение равных условий доступа к финансированию организациями дополнительного образования детей.
Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ Софья Мозглякова в своём выступлении отметила: «В системе дополнительного образования функционирует 11 695 государственных организаций, официально зарегистрирована 81 негосударственная организация. Мы прекрасно понимаем, что на самом деле негосударственных организаций больше, но не все они выполняют нормы статистической отчетности. Сегодня новая форма статотчетности проходит апробацию в регионах, и мы надеемся, что нам удастся унифицировать данную форму.
Мы помним о необходимости сокращения документооборота и постараемся сделать все, чтобы, с одной стороны, заполнялись правильные формы, а с другой – чтобы это не занимало слишком много времени. Проводится работа и в других направлениях: утверждён профстандарт педагогов дополнительного образования. Подобные стандарты нужны для того, чтобы избежать подмены понятий, которые происходят в регионах. Дополнительное образование не гарантировано государством, но мы понимаем, что это все-таки обязанность государства. Мы реально обеспокоены тем, что происходит в стране: те организации, которые имеют право на существование, к сожалению, реорганизуются. В связи с этим мы планируем проводить семинары для руководителей региональных органов исполнительной власти – не все регионы правильно понимают цели и задачи оптимизации. Мы всегда открыты для консультаций, наши коллеги всегда готовы подсказать, разъяснить и помочь. Об обеспечении равного доступа к финансированию: до сегодняшнего дня дополнительное образование финансировалось по остаточному принципу, не было отдельного кода бюджетной классификации, но совсем скоро будут внесены поправки и появится такой код».
Владимир Романов, член экспертной группы Министерства финансов РФ по переводу на нормативно-подушевое финансирование отраслей социальной сферы, в числе прочего, рассказал о том, как производится подсчёт стоимости услуг в сфере допобразования, а также отметил, что существует «горячая линия», по которой все желающие могут получить ответы на волнующие вопросы.
Директор Института развития образования Института образования НИУ «Высшая школа экономики» Ирина Абанкина затронула другие аспекты обсуждаемой темы: «Мне кажется очень важным лицензирование индивидуальных предпринимателей. Оно должно быть максимально упрощено. Все субъекты РФ и муниципалы должны получить разъяснения по этому вопросу. В отношении равного доступа к бюджетным ресурсам: нужны изменения в законе, чтобы неподведомственным учреждениям был разрешен доступ к бюджетному финансированию. Если говорим о конкурсной основе, тогда должны быть честные и прозрачные процедуры для всех участников…
Если мы хотим поддерживать сами семьи, детей, то все равно перспективной моделью видится сертификация дополнительного образования. Должен быть сертификат на право получения объема дополнительных услуг в соответствии с выбором потребителей. Это тоже перспективная модель. И еще: для детей с ВОЗ у нас сегодня адаптированных программ нет. Не существует их и для одаренных детей. Нужны также требования к персоналу, к их квалификации, категории. Нужно годовое исчисленные программ (долгосрочных) с учётом требования каникулярности. В этих направлениях нужно работать».
Главный редактор газеты «Вольный ветер», член Координационного совета по развитию детского туризма при Правительстве РФ, эксперт Сергей Минделевич в своём выступлении отметил проблемные точки дополнительного образования: «Нужно говорить не о том, как получать лицензию, а том, чтобы вообще сохранить дополнительное образование. Ситуация тревожная – ежегодно сокращается количество учреждений эколого-биологического дополнительного образования, технического направления, туристско-краеведческого… За последние 6 лет количество участников походов в России, совершенных в системе дополнительного образования, уменьшилось на 680 тыс. детей, количество участников экскурсий – на 860 тысяч. Пятнадцать лет назад было 547 станций юных туристов, на начало этого года осталось 210. И обращения в Минобразование не помогает».
В условиях стремительно меняющегося мира ценность образования имеет особое значение. Поэтому многочисленные изменения в системе отечественного образования и непосредственно вопросы развития дополнительного образования привлекают самое пристальное общественное внимание.
Особым достижением современной системы образования стало закрепление на законодательном уровне дополнительного образования как вида образования, который «направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования» (Закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»).
С момента вступления в силу Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» вышел ряд нормативных документов, определяющих роль и значение системы дополнительного образования в развитии нашего государства. К ним относятся:
— Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
— Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы» (Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 года № 295)
— Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497)
— Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 8.12.2011 года № 2227-р)
В них особенно подчеркиваются приоритетные направления развития дополнительного образования в части обеспечения доступности дополнительного образования, расширения спектра дополнительных общеобразовательных программ, развитие системы управления качеством реализации дополнительных общеобразовательных программ, совершенствования финансово-экономических механизмов развития дополнительного образования.
Участие общественности в обсуждении этих вопросов является одним из важных аспектов, введенных новыми нормативными документами. Смысл введения этих механизмов заключается в усилении ориентации на интересы и потребности основных участников отношений в сфере образования.
Однако на настоящий момент сохраняется ряд проблем и противоречий, которые не позволяют в полной мере обеспечить реализацию приоритетных направлений развития дополнительного образования. В действующих нормативно-правовых документах недостаточно прописаны механизмы проектирования дополнительных общеразвивающих программ и сроков их реализации, остаются неопределенными способы упрощения требований к лицензированию образовательной деятельности в части реализации дополнительных общеобразовательных программ, отсутствует детализация механизмов обеспечения равных условий доступа к финансированию организаций, реализующих деятельность в сфере дополнительного образования. Не ясны требования, предъявляемые к организациям, осуществляющим деятельность в сфере методической подготовки руководителей и педагогов дополнительного образования. В связи с этим сохраняются риски формальной и даже имитационной деятельности по реализации требований законодательства, направленных на развитие дополнительного образования как условия удовлетворения образовательных потребностей человека.
Важной задачей является обобщение опыта различных организаций, государственных и негосударственных, в решении выше обозначенных вопросов.
Накопленный в системе образования потенциал государственно-общественного управления также может стать основанием для создания новых механизмов развития дополнительного образования.
Участники общественных слушаний, обсудив актуальные проблемы, касающихся вопросов развития дополнительного образования, считают необходимым и целесообразным дать следующие рекомендации:
1. Совету Федерации и Государственной Думе Российской Федерации
2. Министерству образования и науки Российской Федерации, Росбрнадзору
3. Органам исполнительной власти и местного самоуправления
4. Общественной палате Российской Федерации
5. Общественным палатам субъектов Российской Федерации, Общественным Советам при органах исполнительной власти и местного самоуправления
6. Коллегиальным представительным органам управления образовательных организаций с участием общественности
Круглый стол был посвящен итогам исследования «Рейтинг востребованности вузов в РФ – 2018». В рамках мероприятия были рассмотрены вопросы, связанные с формированием рейтинга (источники данных, критерии, оценка); тенденции и тренды развития, динамика развития продуктивности как сети российских университетов, так и отдельных групп; основные результаты рейтинга, представленные на https://na.ria.ru/20181212/1547815645.html .
В обсуждении приняли участие:
Модератор - Начальник Управления проектов в области образования и социальной сфере, руководитель проекта «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» Наталья Тюрина.
Место проведения: Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение «Ивановский радиотехнический техникум-интернат» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (г. Иваново, ул. Музыкальная, д. 4)
В круглом столе приняли участие представители Департамента образования Ивановской области, Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» г. Москва, руководители, преподаватели, мастера производственного обучения профессиональных образовательных организаций.
Модераторы: Екатерина Юрьевна Есенина, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО», доктор педагогических наук; Ирина Васильевна Киселева, заместитель директора по НМР Ивановского колледжа сферы услуг, кандидат педагогических наук.
Ивановский колледж сферы услуг работает с 85 предприятиями Ивановской области в сфере сервиса и туризма. В ОАО “Комплекс Экспересс” создана базовая кафедра колледжа, где помимо производственной практики студентов организуется повышение квалификации преподавательского состава. Представители работодателей являются соруководителями курсовых и дипломных проектов студентов, из 24 выпускников прошлого (2017) года 16 трудоустроены именно на ОАО “Комплекс Эксперсс”.
Колледж также использует материально-техническую базу Ресурсного центра подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, созданного при колледже. В Ресурсном центре действуют учебные фирмы по поварскому искусству и гостиничному сервису. Это решает проблему проведения учебной и производственной практики студентов.
Колледж также работает с рядом турагенств Ивановской области. Как правило, это малые предприятия, поэтому на практику не могут взять большое количество студентов. На рпактику студенты распределяются по 102 человека, есть компании, предоствляющие базы практик в Ярославле, Москве, Санкт-Петербурге. Среди предприятий Ивановской области, например, ООО “Горизонт Плюс”, представитель которого также принял участие в работе круглого стола. В этом году пед.коллектив колледжа, ООО “Горизонт Плюс” и студенты запустили проект на тему “Создание туристического агентства”. Вместе просчитали его стоимость (порядка 300 тысяч рублей) и намерены воплотить проект в жизнь. Анализ потребностей населения показал, что востребованными являются водные приключенческие маршруты. На этом основании преокт получил второе название - “Пираты Черного моря”. Задуман запуск в действие с сентября 2018 года турагентства “Ивановский меридиан”, где студенты будут проходить практику и будут иметь возможность получить опыт реальной профессиональной деятельности.
Еще одно направление такой проектной деятлеьности - работа со школниками, организация пешеходных экскурсий по г. Иваново. Это и социальный преокт, поддержанный губернатором Ивановской области.
В Вичугском многопрофильном колледже реализуются профессии в области поварского искусства и машиностроения. В Иваново и области нет крупных машиностроительных предприятий. Например, в КБ “Фрезеровщик” работает всего 10 человек. Поэтому в колледже было принято решение использовать потенциал МЦПК, созданного поэтапно в период с 2009 по 2014 годы. МЦПК на сегодня обладает новейшим оборудованием на общую сумму 59 млн. рублей. Создан учебно-производственный участок, который принимает заказы от граждкн Ивановской области и различных предприятий (например, ООО Вичуга-мебель, ООО Армос и др). Бригады студентов под руководством мастеров производственного обучения изготавливают детали для сборки мебели, садово-хозяйственный инвентарь, флюгеры и другие изделия. Недавно был получен заказ на проектирование и изготовление каркаса для кровати-раскладущки. За 2017 год получена прибыль от учебно-производственного участка в размере 200 тысяч рублей. Студенты колледжа, помимо участия в соревнованиях ВорлдСкиллс Россия, участвовали в конкурсе компании DMG Mori и получили приз - программное обеспечение на сумму 800 тысяч рублей для организации обучения по профессиям на станках с ЧПУ.
Самый крупный партнер колледжа - Вичугская промышленная компания. Там организована система наставничества на производстве, представители компании участвуют в экзаменационных комиссиях, помомгают колледжу поставкой расходных материалов для обучения. Взамен компания может исопльзовать потенциал учебно-производственного участка МЦПК для выполнения своих заказов.
В Тейковском многпрофильном колледже готовят парикмахеров и поваров. В колледже также действует МЦПК. К сентябрю 2018 года планируется запустить работу учебной фирмы “Поварское искусство”. Существует широкая договорная сеть с малыми предприятиями, где студенты проходят практику. В большинстве случаев практика оплачивается, что свидетельствует о высокой готовности студентов к профессиональной деятельности уже во время практико-ориентированного теоретического обучения в колледже.
Еще один участник сетевой ЭП - Ивановский радиотехнический техникум-интернат Минтруда России. Техникум работает с лицами с ОВЗ в возрасте от 15 до 54 лет со всей страны (26 регионов). Основная задача - профессиональная реабилитация и трудоустройство. ДЛя учпешного овладения будущей профессией используется уже потенциал общеобразоватлеьного цикла. Проблемные задачи, связанные с профессиональной деятельностью, по физике, математике помогают студентам быть успешнее в общепрофессиональном и профессиональном циклах обучения. ДЛя каждого студента находится свой подход. В колледже работают специалисты-психологи, специалисты, сопровождающие обучение людей с проблемами слуха, зрения, двигательного аппарата и т.д.
В круглом столе приняли участие специалисты в области здравоохранения, председатель Совета Ассоциации волонтерских центров Артем Метелев, эксперты, представители и экспериментальные площадки ФГБУ «ФИРО», участвующие в общественном движении «Волонтеры-медики» в рамках Образовательного проекта Департамента образования города Москвы «Медицинский класс в московской школе».
Были рассмотрены вопросы роли Федерального центра поддержки добровольчества (ФЦПД) в сфере охраны здоровья в общей структуре медицинского добровольчества и основные направления его деятельности; проанализированы план работы и перспективы развития волонтерской деятельности в медицинских образовательных организациях на 2018 год.
Участники круглого стола, состоявшегося 2 марта 2018 г. в Общественной палате РФ, в том числе и представители ФГБУ «Федеральный институт развития образования», обсудили актуальные проблемы волонтерства в музеях, а также обменялись лучшими практиками привлечения детей и молодежи к музейной деятельности в качестве добровольцев.
В Год добровольца (волонтера) и в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства), у музеев, как и у волонтеров, расширились границы взаимодействия. Об этом шла речь на круглом столе, посвященном актуальным проблемам культурно-просветительского волонтерства.
Особое место здесь занимают образовательные программы музеев для детей и молодежи и привлечение добровольцев в государственные и негосударственные музеи. Заместитель председателя Комиссии ОП РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Денис Кирис отметил актуальность развития волонтерской деятельности в музеях России.
«Сегодня музеи, особенно в глубинках страны, не получают должного финансирования, поэтому вклад волонтеров в этом деле неоценим. Радует, что волонтерская деятельность набирает обороты», - сказал он, добавив, что добровольческие инициативы должны быть поддержаны государством на законодательном уровне.
Председатель центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, член Координационного совета при Общественной палате Российской Федерации по развитию добровольчества Артем Демидов напомнил, что 2018 год объявлен Годом добровольцев и волонтеров.
«Круглый стол и обсуждение этой актуальной темы необходимы, чтобы придать новые импульсы для развития волонтерского движения в музеях. Ведь музей - это не только экспонирование коллекций, это взаимодействие с обществом. Замечательно, когда в музее есть команды волонтеров из неравнодушных людей», - сказал он.
Член Комиссии по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию Артем Метелев отметил главную задачу в деле волонтерства.
«Нам нужно снять максимальное количество барьеров у волонтеров и раскрыть огромный потенциал россиян в формате добровольческой работы, будь это музеи, библиотеки или любая другая социальная сфера», - сказал он.
В рамках освещения результатов мероприятий по обновлению содержания и технологии дополнительного образования, модернизации организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей среди руководителей, специалистов органов управления образованием, руководителей и педагогов образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы состоялся круглый стол «Реализация Концепции развития дополнительного образования в Российской Федерации: результаты по приоритетным направлениям».
Цель круглого стола - информирование руководителей и специалистов органов управления образованием, культуры и спорта регионального и муниципального уровней, руководителей и специалистов организаций, осуществляющих дополнительное образование детей.
Основные спикеры:
1. Сергей Геннадьевич Косарецкий, директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ, к.п.н.
2. Татьяна Анатольевна Мерцалова, ведущий эксперт Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ, к.п.н.
Вопросы, которые рассматривались в рамках круглого стола:
В мероприятии приняли участие заместитель главного редактора информационно-методического журнала «Внешкольник», заместитель руководителя Центра социализации, воспитания и неформального образования ФГАУ «ФИРО», к.п.н., доцент И.Н.Попова и главный редактор журнала «Дополнительное образование» В.В. Юнак.
15 сентября 2107 г. в Федеральном институте развития образования состоялся круглый стол тему: «Эффективные инструменты для профориентации и развития навыков трудоустройства детей и подростков». Мероприятие было организовано Центром социализации, воспитания и неформального образования ФГАУ ФИРО и Фондом социального развития и охраны здоровья «ФОКУС-МЕДИА», который является экспериментальной площадкой ФГАУ «ФИРО».
В круглом столе участвовали руководитель Центра социализации, Х.Т. Загладина, старший научный сотрудник Центра С.А. Коваль, заместитель директора Фонда «ФОКУС-МЕДИА», О.Г. Баркаловой, тренеры проекта и представители учреждений СПО г. Москвы. Участники обсудили инновационные возможности экспериментальных площадок ФГАУ «ФИРО», новые подходы и инструменты для решения актуальных задач развития личности, самостоятельности и будущего трудоустройства молодежи. Фонд «ФОКУС-МЕДИА» представил проект «Развитие навыков трудоустройства» и инновационный инструмент, разработанный в рамках этого проекта – интернет-платформу «Моя карьера» http://career4me.ru/ .
Заместитель директора Фонда рассказала о результатах проекта, представила интерактивные методы работы с молодежью, способствующие повышению конкурентоспособности выпускников на рынке труда – возможности формирования мотивации, обеспечения доступа к необходимой информации, обучения навыкам и предоставления услуг по трудоустройству с помощью интернет технологий.
Тренеры проекта, Виктория Копейкина и Ирина Стеба, провели презентацию дистанционной образовательной платформы «Моя карьера» для педагогов. После чего был организован мозговой штурм «Опыт деятельности СПО по развитию навыков трудоустройства студентов», во время которого педагоги представили свой опыт и механизмы профориентации и трудоустройства студентов своих учреждений.
В заключение круглого стола присутствующие обсудили как наиболее эффективно внедрить платформу «Моя карьера» в образовательную деятельность СПО и начали разрабатывать план совместных действий проекта. Результатом круглого стола стали договоренности о проведении мастер-классов в колледжах для запуска работы платформы «Моя карьера» в учреждениях СПО г. Москвы.
26 мая 2017 г. в Институте космических технологий Российского университета дружбы народов в состоялся Круглый стол «Космическое образование школьников: проблемы и перспективы» при участии научной и педагогической общественности: профессорско-преподавательского состава профильных и специализированных ВУЗов России, а также представителей отраслевых корпораций РКК «Энергия» им. С.П. Королёва, учёных академических институтов ИКИ РАН, ФГАУ ФИРО, Института географии, сотрудников общественно-научных и просветительских организаций - Российская Академия космонавтики им. К.Э. Циолковского, Федерация космонавтики РФ, учителей и педагогов дополнительного образования.
Участники Круглого стола подтвердили значительную роль аэрокосмического образования (АКО) детей (школьников) в системе среднего (общего) и дополнительного образования и озабоченность профессионального сообщества чрезвычайно медленными темпами его развития, а также и отставанием от потребностей научно-технического развития и системы образования страны.
Отмечено, что переход системы АКО на качественно более высокий уровень возможен в рамках новых подходов в реализации государственной политики и интеграции усилий промышленных предприятий, научных, образовательных и общественных организаций, музеев музейных и культурных центров.
Участники круглого стола предложили широкий спектр конкретных мер по развитию системы среднего аэрокосмического образования в (Московском регионе и в) стране, требующих разработки новых подходов.
От ФГАУ «ФИРО» был представлен доклад заместителя руководителя Центра социализации, воспитания и неформального образования к.п.н. И.Н. Поповой по проблеме проектирования программ дополнительного образования нового поколения. Доклад вызвал интерес у участников круглого стола и вызвал дискуссию о перспективах развития АКО в системе дополнительного образования.
15 марта 2017 г. на базе ФГАУ «Федеральный институт развития образования» по инициативе Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества по правам человека состоялся экспертный круглый стол.
Работа круглого стола была посвящена обсуждению вопросов гражданского участия в развитии российского образования. Основная цель мероприятия заключалась в экспертном обсуждении, формировании основного круга проблемных вопросов и подготовке специального заседания Совета при Президенте Российской Федерации по теме гражданского участия в развитии российского образования.
В работе круглого стола приняли участие: представители органов исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере образования, федерального и муниципального уровней, учителя, научные сотрудники ФГАУ «ФИРО», представители профсоюзных организаций, работники высшей школы и некоммерческих организаций.
В ходе обсуждения вопросов гражданского участия в развитии российского образования были представлены доклады участников, а так же состоялось профессиональное экспертное обсуждение заявленных вопросов.
На мероприятии выступили:
В качестве экспертов в работе круглого стола приняли участие:
По итогам проведения круглого стола были сформированы предложения к заслушиванию на специальном заседании Совета при Президенте Российской Федерации