Советы по строительству и ремонту

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) митрополит Волоколамский Иларион в эксклюзивном интервью РИА "Новости" рассказал о главных итогах деятельности этой важнейшей церковной структуры, отметившей накануне 70-летний юбилей .

По словам митрополита, внешняя деятельность Русской церкви уходит корнями в глубокую древность (здесь можно, например, вспомнить, что еще во второй половине XIII века в столице золотоордынского ханства Сарае была создана епархия, исполнявшая функции постоянного представительства Руси на территории Золотой Орды), однако только с созданием Отдела в 1946 году она приобрела должную системность и организацию.

"Уникальность ОВЦС в советский период связана прежде всего с уникальным положением, в котором находилась Русская православная церковь, которую власти СССР считали вредным для строительства социализма пережитком прошлого. Если коммунистическое руководство страны в силу разных причин и мирилось с существованием Церкви, то стремилось использовать ее в своих целях - прежде всего внешнеполитических и пропагандистских", - отметил глава ОВЦС МП.

Однако Церковь переиграла своих гонителей именно на внешнеполитическом поле, благодаря самоотверженным трудам руководителей и сотрудников ОВЦС МП. Выдающуюся роль здесь сыграл митрополит Никодим (Ротов). В период правления Хрущева, инициировавшего новую волну гонений на Церковь, митрополит Никодим сумел защитить ее "от внутреннего врага, каким являлась тогдашняя безбожная власть". И помогла в этом целая система внешнецерковных отношений, выстроенных под его личным руководством, подчеркнул собеседник агентства.

"Международная деятельность Русской церкви, осуществляемая ОВЦС, была одним из наиболее существенных факторов, предотвративших ее полное разрушение, намеченное, но так и не осуществленное руководством СССР", - сказал митрополит Иларион.

Созданный в послевоенные годы для контактов с зарубежными приходами и епархиями отдел со временем превратился в важнейшую структуру Московской патриархии, не имевшую аналогов по широте и важности решаемых ею задач. И когда появились возможности для возрождения церковной жизни, именно потенциал сотрудников ОВЦС МП позволил воспользоваться этими возможностями в полной мере.

Мирополит Иларион назвал 20-летним "золотым веком" Отдела тот период, когда его возглавлял нынешний патриарх Кирилл. Именно в этот период, по его инициативе, в ОВЦС МП начиналась работа, которая впоследствии стала сферой ответственности самостоятельных синодальных учреждений: Отдела по религиозному образованию и катехизации, Отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, Отдела по делам молодежи, Отдела по церковной благотворительности и социальному служению, а также Управления по зарубежным учреждениям.

Подчеркивая уникальность деятельности ОВЦС МП, его нынешний руководитель тем не менее указал на то, что у отдела нет никакой собственной повестки дня, которая отличалась бы от повестки дня всей Церкви.

"Отдел не является каким-то крылом внутри Церкви, клубом по интересам: у него нет иных интересов, кроме интересов всей Церкви. Отдел работает по очень простой схеме: священноначалие Церкви в лице Святейшего патриарха и Священного Синода является заказчиком, мы же - исполнители. По-другому и быть не может, поскольку ОВЦС - служебный орган, полностью подконтрольный священноначалию", - заявил митрополит Иларион.

Отвечая на вопрос, какими качествами должен обладать церковный дипломат - сотрудник ОВЦС МП, митрополит отметил, что он "должен прежде всего иметь искреннюю веру и быть абсолютно церковным человеком, то есть всегда ставить интересы Церкви выше своих личных интересов".

"Церковный дипломат - это свидетель окружающему миру о правде Божией. Церковный дипломат, представляющий Русскую церковь в диалогах с иными Церквами и конфессиями, является свидетелем истинности православия, чистоты предания, непреложности и неизменности Богом данного нравственного закона. Он должен знать православное богословие и вероучительные положения тех традиций, с представителями которых ему приходится общаться в ходе межцерковных и межрелигиозных встреч и собеседований", - сказал глава Отдела.

При этом необходимо помнить также что общение предполагает понимание, которое невозможно без хорошего владения языком собеседника. "Сегодня самым распространенным языком в мире является английский, поэтому владение английским языком, хотя бы разговорным, для церковного дипломата является обязательным требованием. Однако по некоторым профильным направлениям необходимы другие языки: для межправославных контактов - греческий, для контактов с католиками - итальянский. Обсуждение сложных богословских вопросов требует знания древнегреческого и латыни, а иногда и более редких языков. Кстати, владение древними и новыми языками среди выпускников дореволюционных семинарий было скорее нормой, чем исключением. Хотелось бы эту норму восстановить", - отметил митрополит Иларион. Рассказывая о характере взаимоотношения РПЦ с другими конфессиями в России и других странах канонического присутствия Русской церкви, он указал на то, что с распадом Советского Союза христианские конфессии, существовавшие в странах, образованных на его территории, столкнулись с одинаковыми и очень мощными вызовами.

"С Запада к нам хлынули нетрадиционные религиозные группы деструктивного характера; с особенной силой стала распространяться идеология нравственной вседозволенности; кризису подвергся институт семьи; проявилась отчетливая тенденция, нацеленная на подрыв нравственных основ жизни наших народов и вытеснение религиозного сознания на периферию общественной жизни", - сказал председатель ОВЦС МП.

Поэтому для координации совместной деятельности, направленной на противодействие этим вызовам и на утверждение идеалов мира, общественного согласия, христианской морали, в середине 1990-х годов решено было создать Христианский межконфессиональный консультативный комитет (ХМКК), включивший в себя христианские конфессии на пространстве бывшего СССР.

По словам митрополита, наиболее активно сегодня развивается межконфессиональное сотрудничество в сфере социального служения, помощи больным СПИДом, наркозависимым людям, пациентам хосписов. Христианские конфессии в России и странах ближнего зарубежья участвуют во многих совместных программах по этой линии, в том числе реализуемых при государственном участии.

Касаясь встречи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска, состоявшейся в феврале этого года в Гаване, митрополит подчеркнул, что она стала "поистине историческим событием, значение которого трудно переоценить". В кубинской столице первые в истории состоялась личная беседа глав двух крупнейших христианских общин мира, в ходе которой за короткое время им удалось не только обсудить широкий спектр вопросов, но и принять содержательное Совместное заявление, посвященное актуальным вопросам современности. В их числе - гонения на христиан на Ближнем Востоке, ущемление свободы совести в ряде западных стран и гражданский конфликт на Украине. Митрополит выразил убежденность, что встреча в Гаване стала важным фактором в деле включения этих тем в глобальную повестку дня и консолидации усилий по разрешению имеющихся конфликтов.

Отметив, что, встреча, конечно, не была спонтанной и ей предшествовала тщательная подготовка, митрополит Иларион подчеркнул, что сам факт ее проведения говорит об очень существенном позитивном сдвиге в истории отношений двух Церквей, об их выходе на качественно новый уровень.

При этом собеседник агентства особо указал на то, что на встрече не обсуждались вопросы объединения Церквей или даже сближения их богословских позиций. "Все имеющиеся между православными и католиками богословско-догматические различия по-прежнему сохраняются. Они, конечно, подлежат обсуждению, но в рамках действующей официальной Смешанной богословской комиссии, в состав которой, помимо Московского патриархата, входят все общепризнанные автокефальные православные Церкви. Для нас неприемлемы какие-либо компромиссы в вопросах вероучения", - подчеркнул глава ОВЦС МП.

При этом он также отметил, что в тексте Совместного заявления, подписанного в Гаване патриархом и папой, высказывается осуждение унии как средства для воссоединения католического Запада и православного Востока. "В Совместном заявлении патриарха и папы ясно сказано о том, что "метод "униатизма" прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей церкви, не является путем к восстановлению единства", - сказал митрополит, напомнив, что об этом говорилось и ранее - например, в документе Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу, подписанном в Баламанде в 1993 году. "Однако Баламандский документ в свое время не был утвержден Папой Иоанном Павлом II . Теперь же глава Римско-католической церкви прямо подтвердил то, что стало очевидным не только для православных, но и для католических участников диалога. Считаю это важным достижением", - заключил председатель ОВЦС МП.

Время ответных действий зависит от динамики развития событий.

Русская Православная Церковь исчерпала средства церковной дипломатии в диалоге с Константинопольским Патриархатом по украинскому вопросу, и готовится к ответным мерам, вплоть до разрыва общения с Фанаром. Об этом в интервью телеканалу «Россия 24» заявил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

«Судя по всему, средства церковной дипломатии на сегодня исчерпаны. Вы, конечно, знаете, что несколько дней назад Патриарх Кирилл предпринял поездку в Стамбул для с Константинопольским Патриархом. Должен сказать, что внешне это была вполне цивилизованная, вежливая и даже братская беседа. Но, к сожалению, константинопольская сторона, как это видно из последовавших далее действий, не только не услышала наши аргументы, но и поступила, с нашей точки зрения, подло и вероломно. Потому что они в Киев своих экзархов без согласования не только с Московским Патриархом, но даже с Киевским Митрополитом, о котором Патриарх Варфоломей неоднократно говорил, что Константинопольский Патриархат признает его единственным каноническим главой Православия на Украине», – сказал митрополит Иларион.

Как отметил глава ОВЦС МП, 8 сентября 2018 года Священный Синод сделал , в надежде, что Фанар пересмотрит свое решение по предоставлению автокефалии Православной Церкви на Украине, «и никакие экзархи в Киев не поедут».

«Если решение не будет пересмотрено, мы будем вынуждены искать ответные меры. И сейчас в составе нашего Священного Синода такие меры уже обсуждаются», – заявил митрополит Иларион.

Иерарх добавил, что меры могут применяться разные, но озвучивать их пока преждевременно, «потому что на каждом этапе мы будем оставлять нашим пока еще все-таки партнерам возможность одуматься и пересмотреть свои решения».

«Если Константинополь доведет до конца свой коварный план предоставления автокефалии, это будет означать, что автокефалию получит какая-то группа раскольников. Каноническая Церковь эту автокефалию не примет. Мы в Русской Церкви, конечно, эту автокефалию не призна́ем. И у нас не будет иного выхода, кроме как разорвать общение с Константинополем. А это значит, что Константинопольский Патриарх не будет иметь уже никакого права именовать себя, как он сейчас это делает, «главой 300-миллионного православного населения планеты» – по крайней мере, половина православных его не будет вообще признавать», – сказал митрополит Иларион.

По его словам, время, когда будут предприняты эти шаги, «напрямую зависит от динамики развития проекта по «предоставлению автокефалии», иначе говоря, по легитимизации украинского раскола, над которым сейчас работает Вселенский Патриархат, тем самым создавая прямую угрозу единству Православия в мире».

Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата (с 1946 по 2000 год - Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата) - важнейшее Синодальное учреждение Русской Православной Церкви.

ОВЦС был образован Священным Синодом Русской Православной Церкви 4 апреля 1946 года, когда развитие внешней деятельности Русской Православной Церкви настойчиво потребовало создания специального церковного органа, который мог бы обеспечить стабильную организацию этой немаловажной стороны церковной жизни.

С 1946 по 1960 год ОВЦС возглавлял митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич). Этот период деятельности Отдела во многом определил характер внешних связей Русской Православной Церкви на современном этапе, углубил традиционные формы межцерковных отношений, положил начало целому ряду новых направлений в данной сфере церковной деятельности. Следует особо отметить, что в этот период миротворческая активность Церкви, ее первые контакты с общественными организациями привели к тому, что она начала постепенно выходить из изоляции, навела первые мосты с государством, миром политики, науки, культуры.

С 1960 по 1972 год председателем ОВЦС был митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), сочетавший богатство идей, насущно необходимых Церкви, с решительностью и настойчивостью в их претворении в жизнь. Митрополиту Никодиму приходилось преодолевать огромные трудности со стороны гражданских властей, и он делал это с обычной для него принципиальностью. Внешняя, особенно международная деятельность Церкви в годы гонений имела важнейшее значение для того, чтобы остановить их расширение, сделать невозможным или затруднительным для властей закрытие и разрушение монастырей и храмов. Добиваясь назначения молодых епископов на зарубежные кафедры, он создавал возможности для дальнейшего перевода их на каноническую территорию Церкви, в результате чего епископат Русской Православной Церкви значительно омолодился и расширился.

С 1972 по 1981 пост председателя ОВЦС занимал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), с глубочайшей преданностью возложенному на него послушанию, знанием проблематики и тщанием руководивший деятельностью Отдела.

С 1981 по 1989 год председателем ОВЦС был митрополит Минский и Белорусский Филарет (Вахромеев), которому выпала честь руководить Отделом в длительный период подготовки Русской Православной Церкви к празднованию 1000-летия Крещения Руси и во время самого этого торжества. Отдел внешних церковных сношений под руководством Владыки Филарета внес исключительный по объему, сложности и важности вклад в общецерковный процесс, связанный с празднованием в июне 1988 года великого юбилея. Празднование 1000-летия Крещения Руси пробудило историческую память многих народов, населявших Советский Союз, приобрело характер общегосударственного события и явилось сильнейшим импульсом к восстановлению должного места Русской Православной Церкви в жизни общества, к постепенному возрождению вековых традиций ее служения и свидетельства народу Божию.

С 1989 по 2009 год Отдел возглавлял архиепископ (с 1991 года митрополит) Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси. В этот период произошли качественные изменения в структуре и деятельности ОВЦС. На принципиально новый уровень вышел диалог с государственной властью, в результате чего была достигнута оптимизации церковно-государственных отношений, расширились и упрочились контакты и сотрудничество с политическими, общественными, научными, культурными и иными подобными организациями.

Отдел организовал процесс выработки документа, представляющего церковное отношение к различным общественным явлениям и проблемам — Основ социальной концепции Русской Православной Церкви, принятых на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году.

В 1997 году в ОВЦС была проведена реорганизация управления, в результате которой появились Секретариаты по межправославным отношениям, по взаимоотношениям Церкви и общества, по межхристианским связям; Секторы зарубежных учреждений, православного паломничества, позже — Служба коммуникации и Сектор публикаций, что привело к существенному повышению эффективности работы Отдела в целом.

17 мая 2007 года подписанием Акта о каноническом общении было восстановлено полное единство Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви, что стало итогом длительных консультаций и переговоров, проводившихся при деятельном участии ОВЦС.

Руководствуясь пастырской заботой о православных соотечественниках, в силу миграционных процессов оказавшихся за рубежами нашей Родины, ОВЦС значительно увеличил численность зарубежных приходов и учреждений Московского Патриархата, которая в 2008 году составила 316 приходов и 16 монастырей в 51 стране мира. Кроме того, за пределами канонической территории Московского Патриархата насчитывается 19 монастырей и около 300 приходов Русской Зарубежной Церкви.

После кончины Святейшего Патриарха Алексия II Священный Синод 6 декабря 2008 года избрал митрополита Кирилла Местоблюстителем Патриаршего престола, а 27 января 2009 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви он был избран Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Интронизация Святейшего Патриарха Кирилла состоялась 1 февраля 2009 года в храме Христа Спасителя.

Определением Священного Синода от 31 марта 2009 года председателем Отдела внешних церковных связей назначен епископ Венский и Австрийский Иларион (ныне митрополит Волоколамский, викарий Московской епархии).

Тогда же часть функций ОВЦС была передана новообразованному Отделу по взаимоотношениям Церкви и общества, которому было поручено осуществление связей с органами законодательной власти, политическими партиями, профессиональными и творческими союзами, иными институтами гражданского общества на канонической территории Московского Патриархата; представительства, подворья, монастыри и ставропигиальные приходы, ранее находившиеся в ведении ОВЦС, переданы в непосредственное подчинение Патриарху Московскому и всея Руси; в помощь Патриарху по руководству зарубежными учреждениями создан соответствующий Секретариат. Действовавший при ОВЦС филиал аспирантуры Московской Духовной академии преобразован в Общецерковную аспирантуру и докторантуру.

(ИБ ОВЦС МП), издание, выходившее в 1965-2009 гг. в Москве. Его прообразом была «Переписка с учреждениями Московской Патриархии за границей (информация)», выпускавшаяся с 1963 г. в ОВЦС МП по благословению Ленинградского митр. Никодима (Ротова) . Подготовкой издания занимался сотрудник ОВЦС МП Г. Н. Скобей. «Переписка…» печаталась на печатной машинке в небольшом количестве экземпляров для служебного пользования; за 1-й год было выпущено 9 номеров. Первая страница печаталась на офиц. бланке ОВЦС МП. Издание представляло собой подборку офиц. церковных документов, материалов «Журнала Московской Патриархии» , касавшихся важнейших событий церковной, гос. и общественной жизни, а также отчетов сотрудников ОВЦС МП. Материалы делились на рубрики: «Официальная часть», «Из жизни епархий», «Хиротонии и рукоположения», «В защиту мира» и др.

В 1965 г. издание претерпело изменения: получило название «Информационный бюллетень Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата» и стало офиц. органом ОВЦС МП. Первый номер вышел в июле-авг. 1965 г., о начале выпуска нового издания было сообщено информационным письмом за подписью зам. председателя ОВЦС МП Таллинского архиеп. Алексия (Ридигера; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) епископату РПЦ, Предстоятелям Поместных Православных Церквей, главам инославных Церквей и религ. объединений, редакциям СМИ. Главными редакторами издания являлись по должности председатели ОВЦС МП: митр. Никодим (1965-1972), митр. Ювеналий (Поярков) (1972-1981), митр. Филарет (Вахромеев) (1981-1989), архиеп. Кирилл (Гундяев) (с 1991 митрополит; с 2009 Патриарх Московский и всея Руси) (1989-2009), архиеп. Иларион (Алфеев) (в 2009). Бюллетень готовили Скобей, А. С. Буевский , Г. Ф. Троицкий, игум. Василий (Капалин), В. А. Чукалов, Е. А. Карманов, Н. А. Карманова, Н. В. Маньков, Ю. В. Клиценко, В. Н. Малухин, К. А. Писенко, прот. Александр Макаров, М. В. Первушин, Л. Л. Беляева.

Бюллетень выходил без строгой периодичности: первоначально ежемесячно, а в нек-рых случаях - 2 раза в месяц. Тираж в первое время достигал 200-300 экз. В 1970 г. у ИБ ОВЦС МП появился офиц. бланк, на к-ром стала печататься 1-я страница. В 70-х гг. XX в. тексты начали переводить на англ. язык для различных международных религ. орг-ций по их многочисленным просьбам. К сер. 70-х гг. из-за возросшего объема издания выпуск участился до 3-4 раз в месяц. Публиковались определения Свящ. Синода, послания Главам Церквей, сообщения об участии РПЦ в работе различных комиссий, конференций, о дружественных визитах, о пребывании паломников из др. стран в СССР, о юбилеях, о патриарших наградах, интервью и др. Всем выезжавшим за рубеж от РПЦ представителям духовенства и мирянам предписывалось составлять отчеты о поездках, к-рые печатались в издании. С кон. 80-х гг. увеличился объем публикуемых документов, касающихся событий политической жизни России и отношения к ним Церкви. В разное время в ИБ ОВЦС МП выделялись рубрики: «Официальная часть», «Хроника» (в т. ч. хроника филиалов ОВЦС МП в Ленинграде и Киеве), «Из жизни епархий», «На дипломатических приемах», «Хиротонии и рукоположения», «В защиту мира» и др. Выходили спецвыпуски, посвященные нек-рым событиям церковной жизни, напр. IV Всехристианскому мирному конгрессу (окт. 1971), 100-летию канонизации прп. Серафима Саровского (июль 2003), Архиерейскому Собору РПЦ (июнь 2008) и др.

С янв. 1999 г. издание приобрело новый вид, стало выходить ежемесячно в виде журнала, в 2000 г. название изменилось - «Информационный бюллетень Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата». ИБ ОВЦС МП рассылался членам Свящ. Синода, всем архиереям РПЦ, приходам за границей. В июле 2009 г. издание перестало выходить. Отчеты об офиц. церковных мероприятиях было решено размещать в новой рубрике «Официальная хроника» ж. ОВЦС МП «Церковь и время» . По объему документальной информации ИБ ОВЦС МП являлся уникальным источником по новейшей истории РПЦ, др. Поместных Православных Церквей и их взаимоотношений.

М. В. Первушин



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Советы по строительству и ремонту