Советы по строительству и ремонту

«Если мы бодрственны, то ни брак, ни воспитание детей, ни другое что не может воспрепятствовать нам в угождении Богу» (Святитель Иоанн Златоуст)

О тец Иоанн (Крестьянкин) в письмах семейным людям постоянно напоминает о необходимости соблюдения обетов друг перед другом. Он призывает к трезвому восприятию жизни и чувству ответственности за семью. Вера - это созидание жизни со многим и многим терпением и любовью. Муж и жена - плоть едина и нельзя отсечь свою половину из-за того, что один из супругов пришел к вере, а другой нет. «Когда вера становится причиной разорения, то тут уж явно что-то не то и скорее своеволие, когда помощь Божия отступает». В одном из писем отец Иоанн прямо указывает супруге на излишнее рвение, которым она отвратила своего мужа от Церкви и от веры, и запрещает ей думать о скитском жительстве, так как оно окончательно разрушит семью. Батюшка советует ей подчиниться прежде всего выполнению обетов семейного человека, ведь спасение наше зависит от выполнения воли Божией, а не от своеволия.

В другом письме верующей женщине он с укором пишет: «А теперь, когда через Вас в Вашу семью входит Господь, Вы, которая призвана сохранять семью, устремляетесь на её разорение. Венчание ведь - это Божие благословение и на Ваших детях, уже рожденных. Вас смущает враг. И за мужа, если он по Вашей вине уйдет в блуд, отвечать пред Богом будете Вы, и не замолить Вам будет этой вины. Потрудитесь в семье своей, вымаливая своих близких. Надо много терпения в этом деле благом».

Жизнь - это искусство. И нет общего рецепта на все случаи.

Степень воцерковления у многих супругов бывает разной и на этой почве возникают разногласия и конфликты. Батюшка Иоанн (Крестьянкин) в таких случаях советует терпеливо ждать, «чтобы и у супруга появились начатки религиозных понятий. А пока их нет, надо уступать ему». Любовь, сочувствие и понимание вернут расположение мужа и позволят сохранить семью.

Отец Иоанн (Крестьянкин) напоминает духовной дочери о времени начала создания семьи, об их с мужем единодушном неведении Бога: «не беги далеко вперед от супруга - он не в состоянии пока понять, ради кого и чего такие изменения в его жене». Главнейшая задача - сохранить семью. Батюшка просит и внешнее не спешить менять, а вот во внутреннем должен быть упор на молитву. Сердцу тяжело будет делать уступки супругу, но он же в свое время по любви к супруге пошел в церковь венчаться, что тоже было нелегко.

«Когда вы создавали семью, вы оба были неверующими и о Боге мысли не было, но теперь-то ты познал Бога, а Бог - это любовь в первую очередь», - пишет архимандрит Иоанн человеку, через смерть брата познавшему Бога и тщетность житейских устремлений. «Через тебя в твой дом должен войти Господь, уже коснувшийся твоей души. Ты (по Евангелию) обрел драгоценную жемчужину, сокрыл ее и хочешь один разбогатеть, не думая о любви по Богу к своим близким».

«Жена не хочет жить с тобой - другим, странным, ей неведомым. Она мирской человек, но ведь и ты не духовный еще, а только паришь духом, в мечтах забираясь на небо вместо того, чтобы научиться на земле жить по-христиански». И отец Иоанн просит супруга помолиться и приложить все силы, чтобы развода не было. Необходимо «начать жить не монахом в семье, а семейным человеком, до поры разделяя ее немощные желания».

Полное собрание и описание: молитва иоанна крестьянкина о семье для духовной жизни верующего человека.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): Семейная жизнь

Дорогая о Господе В.!

При Вашем заболевании кто же может Вам гарантировать благополучие. Семья сама по себе предполагает рождение детей, и при венчании об этом молятся и получают благословение Божие на деторождение, но родители-то предполагаются здравые.

А Вам что я могу сказать? Если бы Вы написали мне до замужества, то я бы не посоветовал Вам выходить замуж, но теперь я просто умолчу. Крест Ваш тяжел, и только. Всё входит в противоречие.

Брак – это полная семья с детьми, а в семьях христианских и не с одним ребенком, но сколько Бог даст. А детоубийство – смерти детей – обещает адские муки еще и на земле, а не только в будущем.

Молитесь Матери Божией Феодоровской и родителям Ее – святым праведным Иоакиму и Анне, и родителям Иоанна Предтечи – святым праведным Захарии и Елисавете. Молитесь Богу и предайте себя Его святой воле.

Вашу просьбу о молитве за семью Вашу я выполняю. Молитесь за супруга, он одержим тяжкой болезнью, и где бы он не обитал, он – Ваш супруг.

А если один член нашего тела болен, то болен и весь человек. Так и Вы. Будем молиться, чтобы Господь дал Вам крепость духа и веру несомненную, чтобы быть духовной опорой и мужу, и чадам. А уныние – вражье давление на Вас, и это надо знать, и молиться, и причащаться почаще.

Время Великого поста не очень подходящее для решения вашей проблемы. Но коль она возникла, будем молиться, чтобы на Красную Горку в вас обоих созрела решимость встать на избираемый в жизни путь.

Розы будут лишь в начале пути, а терния (их не избежать ни одной семье) проявятся позднее. Но количество их и болезненность будут зависеть от вашей мудрости, а главное – любви. Если в ваши чувства входит апостольское определение понятия любви, то от счастья будете недалеко.

А благословение будете брать у родителей.

Дорогой о Господе о. В.!

Вот и пришло для Вас время дать качественный анализ Вашей веры и Вашего служения. В жизни кому не пришлось ошибаться. И сейчас и для Вашей матушки, и для Вас начался духовный экзамен, который, кстати, не без Ваших же усилий и возник. И Вы его не выдерживаете, на первом же этапе появилась утешительница. А ведь как по-Божьи-то надо – случился конфликт в семье, помолись, приложи все силы, π?тобы сохранить семью. Ну а о монастыре речь уж только, когда супруга создаст свою другую семью. И ни о какой помощнице-утешительнице и помышлять нельзя. Грешно. Гибельно.

Дорогой батюшка, это ведь для Вас та самая печать, которой все боятся, и без устрашающих трех шестерок. А дети! Никому нет о них думы. Думы-то нет, а отвечать за них придется.

Дорогой о Господе М.!

Так жить нельзя. Любовь втроем – грех великий. А Вам надо приложить все усилия, чтобы сохранить семью. И самое важное в этих усилиях – молитва о супруге и частое причащение. Но пусть она делает выбор, всё хорошо обдумав. Вы с ней поговорите – ведь надежды, что она создаст семью новую, у нее нет совсем. Так что ей надо хорошо подумать, прежде чем зачеркивать всю свою земную жизнь и бросаться в омут погибели. Да и наказания за ее заблуждения от Бога последуют вскоре – это современные тяжкие болезни. Ведь когда это случится, ей некому будет воды подать. Покажите ей это письмо мое. А я буду о вас обоих молиться. Такое страшное помрачение в таком возрасте, ну, а смерть приступит. Куда пойдем? Ведь те муки, что сейчас нашли вас, есть уже преддверие ада. А что потом? Подумайте.

Дорогая о Господе Н.!

На Ваши вопросы Вам отвечает духовный отец. И другого пути выбраться из тупиков у Вас пока нет. Молитесь, просите милости Божией. Вот только об одном я бы Вам посоветовал подумать серьезно – это Ваши отношения с супругом бывшим.

Нет, дорогая моя, между мужем и женой отношений сестринских и быть не может. И Ваша близость – это ему совсем не помощь, а, наоборот, раздражитель, который толкает его на всякие беззаконные деяния.

А потому и надо Вам решить эту проблему в первую очередь: или Вы узакониваете с ним свои отношения и живете как положено супругам, или уходите и даете ему свободу устроить свою жизнь. Дорогая моя, это ведь проблема серьезная, и только о себе и своих хотениях здесь думать нельзя. А о маме, о детях молитесь. И благодарите Бога, что Он извел Вас из тьмы погибельной. А житейские невзгоды ΀? бедность – ничего, по сравнению с духовным бедствием, в котором Вы пребывали.

Умудри Вас Бог и укрепи.

По велению Божию первое и самое важное благословение на создание семьи вы должны оба получить от своих родителей. Им о чадах дается сакраментальное знание, граничащее с провидением.

Поэтому вопрос Ваш должен быть адресован не ко мне. А второе и тоже важное – благословение ваших духовников.

А я только посоветовал бы приступить Вам к Таинству перед самым Вашим выпускным актом по окончании семинарии. И учеба К. будет под большим вопросом. Семейный долг в корне меняет у человека образ жизни. И эти семейные обязанности – первостепенные.

Моя память сохранила памятную дату Вашей жизни – день рождения С., и этот же день обещал стать благословенным днем Вашей семьи, когда Божие благословение почило на Ваших супружеских отношениях, и стал день этот и днем рождения христианской семьи, славой и честью венчая вас.

Очень хочу поздравить вас в этот день, так как нет для священника большей радости зреть, что свет Христовой любви и истины озаряет жизнь.

Многая, многая Вам лета в радости, любви и единодушии.

Р.S. Посылаю Вам к этому единственному в Вашей жизни знаменательному дню иконку-складенек. Она всегда с момента ее появления у меня была со мной, даже и в отъезды я брал ее с собой. Ну, а теперь да будет она при Вас – охраняя, освящая, вразумляя на всех путях жизни. Храните Господа, и Он сохранит Вас.

Жизнь – это искусство. И нет общего рецепта на все случаи жизни. Одно только несомненно – взятые обеты надо выполнять. А Вы, приведя супруга к алтарю Господню и обещав ему пред Богом любовь, верность и послушание, нарушаете взятые на себя обязанности. Ведь надо терпеливо подождать, чтобы и у супруга появились начатки религиозных понятий.

А пока их нет, надо уступать ему. Когда Вы поженились, вы с ним одинаково воспринимали жизнь, не забегайте и теперь далеко вперед от него.

Карточки пока брать можно, ибо там не стоит вопрос о Вашем вероисповедании.

Учитесь сохранять семью. Любовью, сочувствием и пониманием верните себе расположение мужа. Умудри Вас Господь!

Решать вопрос о замужестве тебе придется со своей мамой и с духовником. Познакомь с С. и маму, и отца В., и обоим им Господь дарует ведение, надо ли вам с С. создавать семью. И еще скажу тебе: в любом случае, с кем бы человек не начинал строить семейную жизнь, он пройдет периоды искуса, ведь готового счастья не бывает, и зависит оно не только от мужа, но и от жены в той же мере.

А потому учитесь и присматривайтесь друг к другу. Дружите, не переходя границ дозволенного. Ведь, если в основание семьи положить грех, то ожидать благоденствия уже не приходится.

На последнем курсе института будет самое время явить решимость в выборе дальнейшего жизненного пути.

А ведь и правда, глаза-то Ваши разбежались, и ум – в смятении. Если бы Вы были одна и не были ответственны за супруга и сына, то такое можно было бы как-то понять и объяснить. Ну а сейчас хочется призвать Вас к трезвому восприятию жизни и чувству ответственности. Ведь спасение наше зависит от выполнения воли Божией, а не от своеволия.

Вы человек семейный, и все должно в Вас быть подчинено выполнению обетов семейного человека. А потому никакого скитского жительства, которое окончательно разрушит семью, Вам допускать нельзя. И супруга своим рвением Вы от Церкви и веры отвратили, значит, и здесь надо менять свое устроение. Умудри Вас Бог!

Берегите ваши добрые отношения и не нарушайте их ни разрывом, ни недозволенными поступками. Берегите друг друга. Если в основу будущей семьи положен грех, то уже ничего хорошего ждать не приходится. А торопиться со свадьбой не надо.

Два года – это как раз тот испытательный срок, который сделает ваши чувства глубокими и проверенными. Умудряйтесь.

Выбор жизненного пути и создание семьи очень серьезный шаг.

А ты не беги далеко вперед от супруга-то. Когда вы создавали семью, вы с А. были единодушны в своем неведении, а теперь ты уходишь от супруга, и он не в состоянии пока понять, ради кого и чего такие изменения в его жене.

И вид С, не должен пока резко отличаться от того, к которому привык супруг. Внешнее не спешите менять. А вот во внутреннем упор должен быть на молитву. Ведь любит же тебя А., ведь пошел же он в церковь венчаться. А теперь твоя, С., главнейшая задача – сохранить семью. Сердцу твоему будет тяжело делать уступки супругу, но это надо.

Господь-то видит твои страдания, и Он прощает нас легче и проще, чем даже близкие люди. Умудри тебя Бог!

Желание создать семью благословлено Вам, а вот благословение конкретно на брак с А. первое и самое важное – родительское, второе взять надо у ваших духовников, которые вас исповедуют.

Помните только оба, чтобы в фундамент создания семьи не заложить грех сближения преждевременного, иначе трудно будет строить то, на что Вы простираетесь в своем желании. И еще помните, что счастье надо тоже выращивать терпеливо и многими трудами с обеих сторон.

Только тогда, когда у обоих вас будет глубокое чувство ответственности пред Богом – будет созидаться семья.

Всякое лечение должно предварять обращением к Врачу душ и телес, к Господу, в Таинствах соборования, исповеди и причастия. И с помощью Божией болезнь поддастся лечению. А семью Вам надо сохранять мудрым и терпеливым отношением к супругу. Это только сказать легко: “Разведусь!”

Сказать можно, когда думаешь и знаешь только себя, а если еще и о супруге подумать, да и о детях, тогда приложишь все силы, чтобы дети знали отца, а муж – свою семью. Умудри Вас Бог!

Что я могу сказать Вам? Вера – это созидание жизни со многим и многим терпением и любовью. А когда вера становится причиной разорения, то тут уж явно что-то не то и скорее своеволие, когда помощь Божия отступает. Вот Вы пришли к вере, а супруг нет.

И Вы с легкостью необыкновенной по слову чужого человека отсекаете свою половину, муж и жена – плоть едина. Не подумали ни о нем, ни о детях.

А ведь когда Вы создавали семью, Вы с супругом были единомышленны. И надо было потрудиться, понести его немощь, вымаливая близкого человека.

Но этого не случилось. И вот Вам одной нести свой самодельный крест. А сыновьям необходим отец, и они Вам еще не раз об этом напомнят.

Помолиться о Вас обещаю. Ну, а от советов устранюсь, без меня начато дело и не мне его завершать. Умудри Вас Господь.

Не знаю, что хотите Вы услышать от меня в ответ? Могу только засвидетельствовать, что ни Вы, ни Ваша жена не думаете о своём будущем, о том, что жизнь коротка и что впереди – вечность.

Вы и она имели связи с другими, и говорите об этом так спокойно, без тени смущения и раскаяния. А я бы Вам сказал, что пора очнуться от греховного сна, пора задуматься о себе. Если жена не помышляет о восстановлении семьи, то не препятствуйте ей в разводе и расторгните и церковный брак у архиерея. Только тогда, когда Вы станете свободным, можно будет думать о создании новой семьи, но пока вы не разведены, не губите свою-то жизнь смертными грехами. По канонам Святых Отцов тот, кто является инициатором распада семьи, должен оставаться один, а тот, кто обижен, может вновь создать семью.

О дочери молитесь, её отдали учиться в такую школу, которой не пожелаю никому. После неё встать на путь спасения будет трудно, да и возможно ли?

Просьбу о молитве я выполню, и дай Вам Бог мудрости и терпения, чтобы сохранить свою семью и любовь в ней.

Не надо Вам становиться кем-то другим, а не той, которую любил муж. Надо и одеться со вкусом, и причесаться к лицу, и всё прочее, ведь Вы не монашествующая.

И интересы с супругом у Вас должны быть общие, и не смущайте его своей показной религиозностью, но соблюдайте во всём меру и учитывайте постигшую его духовную болезнь. Молитесь о нём тайно.

Одним словом – сохраняйте в семье мир и любовь, терпеливо снисходя к его душевной немощи. Вера придёт к нему в ответ на Ваши труды и мудрое поведение с ним во всём. А А. узнает о своей родной маме, когда повзрослеет, иначе Вам трудно будет удержать в рамках своего сына. Он, как и Ваш В., вашей “религиозности”, пока внешней, пережить должным образом не сможет. Храни и помоги Вам Господь!

А я думаю, что вы всей семьей и в частности Вы мало или совсем забываете благодарить Господа. Надо учится и просить, и принимать, и благодарить.

Супруг пусть просит помощи святого мученика Трифона.

М. да не отчаивается и не спешит повторить ошибку. Она может создавать семью вторично по канонам Церкви, но делать надо всё с молитвой, чтобы найти не эфемерное счастье на год, но на всю здешнюю жизнь.

А Вам, Л., унывать нельзя. Во-первых, это грех и немалый, а во-вторых, от Вашего состояния во многом зависит климат в семье вашей. А потому почаще вспоминайте великопостную молитву Ефрема Сирина и не забывайте видеть те блага, что дарует Вам Господь.

Мне это очевидно. А Вам?

Человек Вы семейный, а, следовательно, одна решать проблему свою не можете, но только с супругом вместе. И если на семейном совете голоса разделятся, то следует принять глас супруга во главу.

Ведь семья и ее сохранение – дело главное, ибо это исполнение обета, взятого на себя.

Вот этим и руководствуйтесь. А живут сейчас и все трудно, за исключением элиты, которой мы не позавидуем.

Ведь главное и основное в жизни – хождение пред Богом и жизнь в Боге, а этому скудость не только не мешает, но способствует развитию в нас упования только на Бога, и верующие не бывают посрамлены.

А сколько же жён у твоего друга? И почему ты вдруг думаешь, что будешь лучше их. Недаром священник приостановил на время ваши намерения, ведь это было сделано, чтобы прояснилась ситуация в ваших отношениях.

И вот туман рассеялся вокруг, но только не в твоём сознании и чувствах. Подумай, О.! Какие уж тут сказки о любви? Одну любил, другую осчастливил ребёночком, третью убаюкал перспективой любви.

А в итоге: современное понятие о любви, никак не соответствующее любви-подвигу.

Подвиг жизни супруги окончен. И житейское море ею благополучно переплыто. Молимся о ней и благодарим Бога за милость к ней и к семейству Вашему, ибо ни она, ни Вы не измучились тяготами ее страданий. А причастие и соборование пред исходом ведь свидетельствуют о любви Божией к ней.

Молимся и о Вас, и о детях Ваших, чтобы дал Господь мужество пережить горечь утраты дорогого и такого нужного человека, и умножил силы на предстоящий жизненный подвиг.

Ведь Вам предстоит вместить в свое сердце и материнское тепло ушедшей супруги.

Благодарите Бога за все и почувствуете Его близость в этот скорбный момент своей жизни.

Просьбу Вашу о молитве за Вас и Ваших близких выполняю. А Вы молитесь Матери Божией “Всецарица”.

И себя, и сына своего, действительно, предайте воле Божией. Две жизни мы жить не будем, а Господь знает, как и чем нас привести ко спасению. Вот и о сыне только молитесь. Работа у него нервная, и не всякий выдерживает.

А ещё старайтесь за всё благодарить Бога, и за скорби тоже, ведь только скорби ещё и ходатайствуют за нас о нашем спасении.

Жизнь коротка, всё перетерпим, и спасёт нас Спаситель наш Христос-Бог.

Для священника Вы в супруги не годитесь. Вы еще не осмыслили, чего хотите в жизни и от жизни. Вы еще играете и подыгрываете своим прихотям.

А крест быть матушкой – особый и по смыслу, и по тяжести. Для батюшки же он единственный на всю жизнь. И каково же будет ему, если он вместо матушки получит актрису. Умудри Вас Бог.

Прочитайте 1-е послание к Коринфянам, гл. 13. И в свете прочитанного рассмотрите себя.

Только это понятие любви обещает будущую семейную жизнь во спасение.

Ты, хорошо зная свое болезненное состояние, сама отвечаешь на вопрос, который задала мне. Семейная жизнь – это подвиг во всех отношениях. Надо много сил: и физических, и нравственных, и духовных, чтобы быть и женой, и матерью, и хозяйкой.

А если этих сил нет, то и думать о замужестве не стоит. Иначе и сама станешь страдать, и близкие будут мучаться.

Умудри тебя Бог. Молись Господу, чтобы дал Он тебе сил жить в Боге.

О. Иоанн Крестьянкин о неправильном понимании супругами духовного опыта

«Если мы бодрственны, то ни брак, ни воспитание детей, ни другое что не может воспрепятствовать нам в угождении Богу» (Святитель Иоанн Златоуст)

О тец Иоанн (Крестьянкин) в письмах семейным людям постоянно напоминает о необходимости соблюдения обетов друг перед другом. Он призывает к трезвому восприятию жизни и чувству ответственности за семью. Вера - это созидание жизни со многим и многим терпением и любовью. Муж и жена - плоть едина и нельзя отсечь свою половину из-за того, что один из супругов пришел к вере, а другой нет. «Когда вера становится причиной разорения, то тут уж явно что-то не то и скорее своеволие, когда помощь Божия отступает». В одном из писем отец Иоанн прямо указывает супруге на излишнее рвение, которым она отвратила своего мужа от Церкви и от веры, и запрещает ей думать о скитском жительстве, так как оно окончательно разрушит семью. Батюшка советует ей подчиниться прежде всего выполнению обетов семейного человека, ведь спасение наше зависит от выполнения воли Божией, а не от своеволия.

В другом письме верующей женщине он с укором пишет: «А теперь, когда через Вас в Вашу семью входит Господь, Вы, которая призвана сохранять семью, устремляетесь на её разорение. Венчание ведь - это Божие благословение и на Ваших детях, уже рожденных. Вас смущает враг. И за мужа, если он по Вашей вине уйдет в блуд, отвечать пред Богом будете Вы, и не замолить Вам будет этой вины. Потрудитесь в семье своей, вымаливая своих близких. Надо много терпения в этом деле благом».

Жизнь - это искусство. И нет общего рецепта на все случаи.

Степень воцерковления у многих супругов бывает разной и на этой почве возникают разногласия и конфликты. Батюшка Иоанн (Крестьянкин) в таких случаях советует терпеливо ждать, «чтобы и у супруга появились начатки религиозных понятий. А пока их нет, надо уступать ему». Любовь, сочувствие и понимание вернут расположение мужа и позволят сохранить семью.

Отец Иоанн (Крестьянкин) напоминает духовной дочери о времени начала создания семьи, об их с мужем единодушном неведении Бога: «не беги далеко вперед от супруга – он не в состоянии пока понять, ради кого и чего такие изменения в его жене». Главнейшая задача - сохранить семью. Батюшка просит и внешнее не спешить менять, а вот во внутреннем должен быть упор на молитву. Сердцу тяжело будет делать уступки супругу, но он же в свое время по любви к супруге пошел в церковь венчаться, что тоже было нелегко.

«Когда вы создавали семью, вы оба были неверующими и о Боге мысли не было, но теперь-то ты познал Бога, а Бог - это любовь в первую очередь», - пишет архимандрит Иоанн человеку, через смерть брата познавшему Бога и тщетность житейских устремлений. «Через тебя в твой дом должен войти Господь, уже коснувшийся твоей души. Ты (по Евангелию) обрел драгоценную жемчужину, сокрыл ее и хочешь один разбогатеть, не думая о любви по Богу к своим близким».

«Жена не хочет жить с тобой - другим, странным, ей неведомым. Она мирской человек, но ведь и ты не духовный еще, а только паришь духом, в мечтах забираясь на небо вместо того, чтобы научиться на земле жить по-христиански». И отец Иоанн просит супруга помолиться и приложить все силы, чтобы развода не было. Необходимо «начать жить не монахом в семье, а семейным человеком, до поры разделяя ее немощные желания».

Дорогие друзья, наш сайт существует исключительно

благодаря вашей поддержке.

Подпишитесь на обновления:

Разделы сайта:

При использовании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Публикуемые на страницах сайта материалы не всегда совпадают с точкой зрения редакции и могут публиковаться в порядке обсуждения.

Проблемы современного человека в письмах духовников XX века. Часть 7

ВЫБОР ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

Монашество есть установление Божественное, при посредстве которого христианство достигает своего высшего развития. В числе правил этого Божественного установления имеется и то, чтоб вступали в монашество люди с истинным произволением и подвергали это произволение прежде принятия обетов строгому рассматриванию и испытанию.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) постоянно напоминает: "выбор жизненного пути каждый человек должен делать непременно сам. И это для того, чтобы никто не мог спрятаться за чужую спину" .

Два пути благословлены Богом - семейный и одинокий - монашеский. И оба эти пути крестные. Тот, кто выбирает свой путь, не должен "двоиться и раскачиваться между миром и монастырем". В своих письмах отец Иоанн постоянно указывает, что мы разучились обдумывать свои поступки и их последствия. Человеку, выбирающему между миром и монастырем, он советовал ознакомиться с творениями св. Иоанна Златоуста о семье и браке и с подвигами монашеской жизни из писаний Отцов.

Одну свою духовную дочь он просит повременить с попытками исполнения желания уйти в монастырь, объясняя, что в ней нет решительного и ответственного выбора, и советует получить пока специальность, которая пригодится и в миру, и в обители.

Каждый человек ответственен перед Богом и людьми за тот выбор, который он делает. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в одном из своих писем пишет, что рассуждение и ответственность необходимо иметь и в делах житейских, и в духовной жизни. Своей духовной дочери он говорит, нельзя забывать о том, что мы получили в жизни от Бога, в том числе и об образовании, и заниматься, имея другие возможности, безответственным простым делом (мытьем полов), из-за чего рождается материальная и духовная неопределенность. Он напоминает об обязанностях матери перед дочерью, которые состоят в том, чтобы дать ребенку реальное представление о предстоящем подвиге жизни и снабдить специальностью, мастерством, которым можно будет жить . В письмах он постоянно напоминает, что, имея многие обязанности перед семьей и окружающими, мы часто безответственно ищем иного, мечтательного пути и подвига.

Отец Иоанн пишет, что только после того, как состоится выбор самого человека, должно последовать благословение родительское и духовника.

ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ …

Семейные отношения должны быть подчиняемы духовным потребностям.

Святитель Феофан Затворник

В письмах духовников ХХ века мы встречаем множество проблем, с которыми сталкивается современная семья. Прежде всего, отсутствие понятия о семье и ее назначении. Семья - малая Церковь, живущая по Евангельским заповедям, и, по словам архимандрита Иоанна (Крестьянкина), "спасение всей семьи - жизнь в Боге всей семьи" .

Христианский брак скрепляется таинством венчания, к которому надо идти ответственно и сознательно, потому что оно ко многому обязывает. Даются обеты любви, верности и послушания, необходимые для выполнения в течение всей жизни. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), указывая на ответственность этого таинства, пишет, что вино, смешанное с водой, во время венчания пьют из общей чаши до конца. "Вино - это радости совместной жизни, вода - общие горести, беды, боли. Но мы чашу-то выпили, а жизнью не хотим подтвердить данный Богу обет" .

В семейной жизни схиархимандрит Виталий (Сидоренко) советует своей духовной дочери нести крест с благодарением: "Надо любить, терпеть, молчать, благодарить" .

Протоиерей Алексей Мечев напоминает, что в семейной жизни каждый должен забывать себя совершенно, думать только о других и такое отношение членов семьи между собою спаяет семью так, что они все почувствуют: "каждому из них без других жить невозможно" .

Пастыри постоянно напоминают, счастье человеческое состоит в единении с Богом, исполнении Его спасительных заповедей, решать свои жизненно важные семейные проблемы можно только с этой позиции.

ПРОБЛЕМЫ ПРИ СОЗДАНИИ СЕМЬИ

Те (жены), которые блистают красотою душевною, чем больше проходит времени и чем больше они обнаруживают свое благородство, тем сильнее делают привязанность в своих мужьях и более воспламеняют их любовь.

Святитель Иоанн Златоуст

Отец Иоанн (Крестьянкин) в одном из писем людям, желающим создать семью, говорит, что не следует спешить с супружеством, когда еще масса дурных привычек мешает познать самого себя, как христианина. И в период духовной брани и становления лучше не связывать себя узами брака, на который обязательно берется благословение, во-первых - родителей, во-вторых, духовника. Надо попробовать "испытать себя в чистой дружбе - она должна лечь в фундамент чистой семьи" .

Он предупреждает и о том, что в основу зарождающейся семьи нельзя закладывать грех преждевременного сближения: "Берегите друг друга. Если в основу будущей семьи положен грех, то уже ничего хорошего ждать не приходится. А торопиться со свадьбой не надо" . Счастливая семья выращивается терпеливо и многими трудами обеих сторон. Чтобы проверить чувства будущих супругов, их ответственность перед Богом за создание семьи, отец Иоанн предлагает двухлетний "испытательный срок". Только воспитав в себе христианское терпение, смирение и любовь, можно соединить свою жизнь с жизнью другого человека.

Московский старец протоиерей Алексей Мечев писал: "Брачующиеся должны главным образом преследовать не красоту внешнюю, как мало ценную, но красоту душевную, которая дороже всего". Нужно научиться покрывать взаимные недостатки любовью и тогда через такое "отношение друг к другу два существа, может быть, поначалу бывшие и совершенно противоположны друг к другу, сближаются и делаются близкими и доживают до того, что образуется одно сердце и един дух" .

Очень внимательно относится отец Иоанн (Крестьянкин) к благословению на брак с неверующими людьми и иноверцами. Как человек, проживший долгую жизнь и много повидавший в ней, как священник и как духовник, он прекрасно знает, что выходить замуж за неверующего - крест весьма тяжелый, а для многих и непосильный. Такой брак не будет христианским, так как не будет созидаться домашняя церковь. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в ответе на письменную просьбу о благословении на такой брак пишет: "Вы как супруг не сможете мириться с инакомыслием подруги, по праву требуя понимания и сочувствия от нее во всем. Каким бы хорошим человеком по своим человеческим душевным качествам Вы ни были, отсутствие христианского стержня в мировоззрении не позволит мне поднять руку на благословение, да оно Вам и не нужно" .

В этом же письме отец Иоанн замечает, что никого не связывает своим словом и каждый человек свободен в решении дальнейшей жизни. Не судит он и о состоянии домашней церкви будущей супруги, и о том, кто и какой крест в ней несет. Но есть крест во спасение, который несут с помощью Господа и по Его благословению, а есть самодельный, под которым человек часто падает, потому что нет ему помощи свыше, и этот крест не утешает человека надеждой на спасение. "Смею думать, что именно таким самодельным крестом было бы это замужество", - пишет отец Иоанн .

Предостерегает отец Иоанн (Крестьянкин) и от браков, в которых один из супругов уже имел несколько семей и не сохранил никакой ответственности перед ними.

"Сколько жен у твоего друга? - спрашивает отец Иоанн духовную дочь. - И почему ты думаешь, что будешь лучше их... одну любил, другую осчастливил ребеночком, третью убаюкал перспективой любви" .

В другом письме отец Иоанн сердечно укоряет обращающуюся к нему женщину: "А планы, планы-то каковы? Тайное венчание с чужим мужем. Да верующий ли Вы человек-то? Если так можете думать и такое говорить" .

Очень осторожно батюшка относится к бракам, в которых супруги сильно различаются по возрасту: "А ведь Ваша влюблённость - искушение для Вас. Такие неравные браки и раньше, при более здоровой нравственности, никому счастья не приносили, а уж ныне это и совсем идти на верную гибель и невыносимые страдания. Да и каноны церковные надо бы знать - ведь возможная разница в возрасте ± 5 лет, больше недопустимо. Так что оставьте свою влюблённость как ненужное Вам искушение" .

ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, как Христу повинуется Церковь? Заботься и сам о ней, как Христос о Церкви.

Святитель Иоанн Златоуст

Среди причин возникающих семейных проблем есть такие, как супружеская неверность, неправильное понимание духовного подвига одним из супругов, отсутствие материального обеспечения семьи, браки с иноверцами, пьянство...

СУПРУЖЕСКАЯ НЕВЕРНОСТЬ

Как рассекать плоть есть дело преступное, так и разлучаться с женою - дело беззаконное.

Святитель Иоанн Златоуст

Во многих письмах мы видим старание духовников сохранить семью от распада при возникающих, порой очень сложных, проблемах. За семью надо бороться терпением и уступчивостью, а разводы разбивают жизнь не только супругов, но и детей. Поэтому надо сделать все, чтобы сохранить семью.

Схиигумен Иоанн (Алексеев) успокаивает христианку, переживающую супружескую измену: "Не отчаивайся, не унывай, успокойся. Грех и беда с кем не была, говорит русская пословица. Боже упаси тебя уходить от мужа, терпи и молись; Господь по Своему милосердию поможет вам пережить эту неприятность" . Напоминает ей о праведном Лоте, которого дочери опоили, чтобы зачать от него детей. Духовник просит страдающую женщину не укорять мужа и не напоминать ему об этом искушении, потому что так она исполнит Евангельскую заповедь. "Если так поступишь, - пишет схиигумен Иоанн (Алексеев), - тогда молитва у тебя чище пойдет. Покрой грехи ближнего и Господь покроет твои грехи" .

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), отвечая на письмо о супружеской неверности жены, пишет, что "так жить нельзя. Любовь втроем - грех великий" . Он советует приложить все усилия, чтобы сохранить семью, молиться о супруге и часто причащаться. Батюшка советует поговорить с ней и объяснить, что надежды на создание новой семьи в таком возрасте у нее нет, и прежде, чем зачеркивать всю свою земную жизнь и бросаться в омут погибели, надо хорошо подумать. "Да и наказания за ее заблуждения от Бога последуют вскоре - это современные тяжкие болезни. Ведь когда это случится, ей некому будет воды подать". Письмо он просит показать супруге, обещает свои молитвы, оценивает происшедшее как "страшное помрачение, а муки, которые нашли, есть уже преддверие ада".

В другом своем письме супругам, с легкостью относящимся к нарушению супружеской верности, отец Иоанн (Крестьянкин) указывает, что они не думают о своем будущем, что жизнь коротка и впереди - вечность, пора очнуться от греховного сна и задуматься о себе. "Если жена не помышляет о восстановлении семьи, то не препятствуйте ей в разводе и расторгните и церковный брак у Архиерея... когда станете свободным, будете думать о создании новой семьи, но пока вы не разведены, не губите свою-то жизнь смертными грехами. По канонам святых отцов тот, кто является инициатором распада семьи, должен оставаться один, а тот, кто обижен, может вновь создать семью" .

В одном из своих писем отцу Иоанну (Крестьянкину) приходится вразумлять священнослужителя. Батюшка пишет, что начался духовный экзамен для супругов, и пришло время провести качественный анализ их веры и служения Господу. Случился конфликт в семье, следует помолиться и приложить все силы для сохранения семьи, "и ни о какой помощнице - утешительнице и помышлять нельзя. Грешно. Гибельно" . Решить вопрос об уходе в монастырь возможно только тогда, когда супруга создаст свою другую семью. Заканчивая письмо, архимандрит Иоанн пишет: "Дорогой батюшка, это ведь для Вас та самая печать, которой все боятся, и без устрашающих трех шестерок".

Библиография

1. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с параллельными местами. - М.: Российское Библейское Общество, 1995. - 1376 с. ил. + Прил. (988 - 1008, 1347 - 1376 с.);

2. Антоний Сурожский, митр. Труды. М.: Практика, 2002. - 1080 с., 51 илл.;

3. Афанасий (Сахаров), свт. Собрание писем. - М.: Правило веры, 2001. - 752 с.;

4. Вениамин (Милов), еп. Дневник инока. Письма из ссылки. - Б. м.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. - 304, фотогр.;

5. Душе милующей. Как спастись в современном мире. Духовные наставления подвижников благочестия нашего времени. - М.: панагия; Ковчег, 2002. - 400 с.;

6. Иоанн (Алексеев), схиигумен. Письма. - М.: Сретенский монастырь, 2002. - 192 с.;

7. Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. - Б. м.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2000 - 312 с.;

8. Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. - Выпуск 2. - Б. м.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2002, - 288, фоторг.;

9. Иоанн Лествичник, преп. Лествица или скрижали духовные в русском переводе с алфавитным указателем. - М.: Сретенский монастырь; Троицкое слово, 1999. - 416 с.;

10. Иоанн (Маслов), схиархим. Избранные письма и проповеди. - М.: Самшит-издат, 2003.-190 с.;

11. Иоанн (Маслов), схиархим. Слово перед исповедью. - М.: Издательство Московской Патриархии, 2001. - 112 с.;

12. Иоанн (Снычев), митр. Дай мне твое сердце. Письма духовным чадам. - СПб.: Царское дело, 1997. - 350 с.;

13. Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). О тайне человеческой жизни. - М.: Лодья, 1999. - 192 с.;

14. Иосиф, митр. Алма-Атинский и Казахстанский. Свет радости в мире печали. М.: Паломник, 2004. - 688 с.

15. Никон (Воробьев), игумен. Нам оставлено покаяние. - 2-е изд., испр., доп. - М.: Б. и, 2002. - 478 с.;

16. Николай Сербский, свт. Миссионерские письма. - М.: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003. - 488 с.;

17. О жизни схиархимандрита Виталия. Воспоминания духовных чад. Письма. Поучения. - М.: Новоспасский монастырь, 2002. - 208 с.;

18. Отец Всеволод Шпиллер. Страницы жизни в сохранившихся письмах. / сост. и коммент. Ивана Всеволодовича Шпиллера. - Красноярск: Енисейский благовест, 2002. - 592 с., ил;

19. Поведский Валерий, протоиерей. Таллинский пастырь. Письма Проповеди. Воспоминания - Б. м.: Православное издательское общество священномученика Исидора Юрьевского; Таллинская Никольская Церковь, 2001. - 288;

20. Савва, схиигумен. Бисер духовный. Воспоминания духовных чад. Собрание духовных творений. Проповеди и наставления Молитвы на всякую потребу. - М.: Трифонов Печерский монастырь; Ковчег, 2004. - 928 с.;

21. Серафим (Роуз), иером. Приношение православного американца. - 4-е изд. - М.: Калифорния: Российское Отделение Валаамского Общеаства Америки; Братство преподобного Германа Аляскинского Платина, 2003. - 700 с., фотогр.;

22. Смирнова М. Великовражский старец протоиерей Григорий Долбунов: Житие. Чудеса. Поучения. - М.: Лепта-Пресс, 2003. - 368 с., 8 ил. (Лики святости);

23. Фомин С. Пастырь добрый Жизнь и труды Московского старца Протоиерея Алексея Мечева. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Серда-Пресс, 2000. - 768 с.;

24. У пещер Богом зданных. Псково-Печерские подвижники благочестия XX века / Составители Ю. Г. Малков и П. Ю. Малков. - М.: Правило веры, 2003. - 560 с., фотогр..



08 / 02 / 2006

«Отцы и матери! , а слово и пример отца дают чаду силу и энергию к воплощению…»

Старец Иоанн Крестьянкин


Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
(1910-2006) о воспитании детей в наших современных условиях в одной из своих проповедей говорит: «В чем причина, где корень жестокой и мрачной непогоды, обступившей мир и ставящий его на край гибели? Не мы ли – разорители домашней церкви, не мы ли – нарушители старинных правил семейного порядка, не мы ли – отдавшие чад своих на воспитание в страну далече, где питают их волчцами и тернием и уводят от Отца Небесного, уводят от родителей земных.

Жизнь – трудное дело. И она становится невыносимо трудна, когда из нее изгоняется Бог. Ведь когда изгоняется Бог из дома, на Его место приходят злейшие духи, сеющие свои смертоносные плевелы. Мрак и тьма давно начали осуществлять свои смертоносные планы, восстав на семью, на материнство, которое кроет в себе будущее мира – воспитание потомства. И надо нам с вами это понимать, ибо это – наше настоящее и наше будущее. И в этом наша ответственность пред Богом. Ответственность страшная!..

За семьдесят лет пленения Церкви сколько поколений выросло порабощенными мраком безбожия и зараженными материалистическим духом стяжательства и накопления . Люди выросли без Бога . И теперь мы с вами должны входить в реальную обстановку жизни нашей, терпеливостью своей в трудах и молитве пытаться исправить то, что было нарушено…

Всем нам необходимо понять сейчас, что надо срочно спасать от тлетворного духа времени и возвращать Богу нашу малую церковь, нашу семью . Надо именно в ней возжечь лампаду христианской жизни в Боге. И только в этом – спасение мира, наше спасение. Мы не преуспеем сразу, нам будет крайне трудно, но делать надо ради жизни в вечности. Ведь отцы и матери, Богом благословенные творцы и покровители детей своих, ответственны за них и за себя. И не наше ли дело теперь, в пустыне мира, где царят одиночество, суета и равнодушие, тревожная неуверенность и злоба , создать очаг молитвы . Надо помнить, что где двое или трое собраны во имя Божие, там и Господь посреди них.

Тогда оживет дом! И один, и другой, и третий. Устроятся расстроенные безбожием порядки внутренней жизни семьи и каждого человека. И Царство Божие, вернувшееся в душу, снова начнет преображать мир . И вернутся дети к Богу, и вернутся к родителям своим из непогоды окружающего мира… Много, много слез проливается теперь матерью над детьми и от детей. Какую невыносимую тугу и боль несет ее сердце, видя чад, отвергающих благое и сознательно избирающих злое .

Мать начинает молиться, она просит Бога о помощи, но не получает ее. Почему же? Да потому, дорогие мои, что нельзя возлагать на Бога то, что обязаны были сделать мы сами. Ведь именно родители, в первую очередь, должны заботиться о детях, засевать землю их сердечек добрыми семенами веры и страха Божия. А посеяв, кропотливо взращивать посеянное и охранять от непогоды дурных влияний. И для этого нужен труд, нужно духовное напряжение, надо всегда
помнить о детях и о своей ответственности за них пред Богом. Отцы и матери! Одни без детей своих вы спастись не можете – и это надо помнить! Что можем мы ждать от детей, если наша забота о них будет ограничиваться только стремлением накормить и одеть их? А кто сделает остальное? Улица? Школа? Да и нельзя, дорогие мои, забывать еще одно. Слова чужого человека, даже благонамеренного, действуют на ум ребенка, слово же матери касается непосредственно его сердечка , а слово и пример отца дают чаду силу и энергию к воплощению. Так не ограничивайте своего влияния на детей только заботой раз в неделю привести их в церковь и оставить в ней на их же произвол. Нет, это не возродит живой веры. Ваша забота должна состоять в воспитании в детях страха Божия , во внушении им православных понятий, в научении их своим примером, всей жизнью своей. Вникайте в жизнь чада, знайте его думы. Разговаривайте с ним обо всем. Благословляйте детей ежедневно утром и вечером, даже и тогда, когда их нет дома В старину того почитали несчастным, кто знает все, но не знает Бога. И того считали блаженным, кто знает Бога, хотя бы и не знал ничего другого. Это не значит, что осуждали образованность, нет, просто мудрость Божия не шла ни в какое сравнение с мудростью человеческой. Ибо мудрость Божия снабдевает людей высшей правдой и истиной. И постоянное благочестие, обретенное знанием законов Божиих и заповедей Христа на пути Христовом, ограждает от заблуждений на пути мудрости человеческой.

Так надлежит нам учить детей наших сейчас, воспитывая в них высшую нравственность христианскую, чтобы жили они, чтобы живы были мы, и не захлебнулся бы мир злом окончательно. Так примером нашим и трудом нашим должно нам воспитывать чад своих. Жить по совести. Жить по правде

Если мы и теперь не восчувствуем грозящей нам опасности духовного одичания человечества, теряющего постепенно образ и подобие Божие, если не приостановим процесс богоотступничества и утери веры в семьях своих, в себе, то близок срок, когда осуществятся слова Христа Спасителя: «…Сын Человеческий, пришедши, найдет ли веру на земле?» (Лк.18, 8)».

По книге: Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) «Слово из вечности. Пути спасения человека в современном мире». Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Издательство «Родное слово», 2009г.

Прозорливый архимандрит Иоанн Крестьянкин Всероссийский старец – отец Иоанн Крестянкин – был поистине прозорливым человеком. И хоть сам он отрицал это, многие случаи из жизни приезжавших к нему людей, красноречиво подчеркивают его прозорливость. Один из таких случаев, записанный Владимиром Мельником мы и публикуем ниже. «У многих верующих людей есть что вспомнить о благодатном старце из Псково-Печерского монастыря – отце Иоанне...

12. 05. 2012

Семейные наставления архимандрита Иоанна (Крестьянкина) — 3 часть Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»! Публикуем третью заключительную часть ответов архимандрита Иоанна (Крестьянкина) на семейные вопросы его духовных чад, в которые дышать духовной поддержкой и великой православною мудростью великого старца! Первую и вторую часть ответов читайте по ссылкам: Семейные наставления архимандрита...

17. 07. 2014

Семейные наставления архимандрита Иоанна (Крестьянкина) — 2 часть Здравствуйте, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»! Предлагаем Вашему вниманию ответы архимандрита Иоанна (Крестьянкина) на письма своих духовных чад, в которых содержится назидательная мудрость, так необходимая и нам в наших сложных, и порой тяжелых семейных отношениях: Первую часть ответов читайте по ссылке: Семейные наставления...

14. 07. 2014

Семейные наставления архимандрита Иоанна (Крестьянкина) — 1 часть Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»! Архимандриту Иоанну (Крестьянкину) приходило много писем от духовных чад, и он находил время на глубокие и мудрые ответы, направляя их семейную жизнь в спасительное и мирное русло! Давайте прочтем их и мы к своему назиданию: Дорогая о Господе М.! А ведь за семью-то надо побороться, это не просто...

11. 07. 2014

Архимандрит Иоанн проповедует на праздник Архистратига Михаила Добрый день, дорогие наши посетители! В сегодняшний праздник предлагаем вам поучительную проповедь архимандрита Иоанна (Крестьянкина), слова которой пережили его автора и будут жить вечно в православных проповедях! «Этот день, дорогие мои, Церковь посвятила Архистратигу Михаилу-вождю Небесных Сил, и на иконах изображают его в грозном и воинственном виде. На голове...

21. 11. 2012

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»! Мы все хотим быть угодными Богу и своим ближним. Но часто оказывается, что не имеем знаний и опыта жить по вере. И кажется, что нам вообще не под силу жить по правде Божией. Но не стоит отчаиваться… Святые отцы предупреждают, что когда человек приходит к вере на него начинает действовать некий «гипноз больших дел». Что это такое и как преодолеть или предупредить...

29. 01. 2020

– Как не допустить серьёзных ошибок в воспитании ребёнка? На вопрос отвечает прот. Алексий Уминский – Ребенка должны воспитывать мы сами – не православные гимназии, не воскресные школы, не духовник, не священник, а родители. Причем воспитывать должны ребенка родители совершенно жертвенным способом. Отец Иоанн Крестьянкин в одной своей проповеди говорит: «Мать начинает молиться, она просит Бога о помощи, но не получает ее. Почему...

16. 01. 2020

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»! С праздником второго обретения мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца! В славном городе Курске 19 июля 1759 года в благочестивой купеческой семье родился мальчик Прохор, который через 27 лет, в 1786 году примет иноческий постриг с именем Серафим («Пламенный») и в декабре 1787 года будет посвящен в сан иеродиакона. А позже прославится в лике великих русских святых. А до этого...

С Праздником Воскресного дня, дорогие братия и сестры! Сегодняшнее воскресное евангельское чтение посвящено притче о милосердном самарянине, который оказался сердцем своим ближним для немощного избитого человека. Все проходили мимо раненного, никто не решался помочь, даже те, кто считались соотечественниками, даже те, кто по призванию своему должны были помочь. А самарянин, переступив через все человеческие условности, выполнил...

24. 11. 2019

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Советы по строительству и ремонту