Советы по строительству и ремонту

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ФФН В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ (ЛОГОПУНКТ)

ТЕМА: Звуки [А], [У], [И], [О]

ЦЕЛЬ: Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [А], [У], [И], [О].

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

Продолжать учить различать неречевые звуки;

Подготавливать к усвоению звукослогового ряда путем формирования пространственно- временных представлений;

Произвести слухо-произносительную дифференциацию звуков [А], [О], [И], [У];

Формировать фонематические представления на материале звуков [А], [О], [У], [И];

Закрепить навык определения места гласного звука в ударной позиции в слове (начало, середина, конец слова);

Учить анализировать звуковой ряд из четырех элементов;

Работать над навыками речевого дыхания; развития мелкой моторики (самомассаж);

Учить согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода в именительном падеже, употреблению существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, на основе активизации словаря по теме «Игрушки»;

ОБОРУДОВАНИЕ: «Звучащие баночки», пособие домик «Гласных», игрушки, фишки, карточки с буквами, предметные картинки, цветные квадратики, дидактическое пособие «Улиткины дорожки».

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Орг. момент.

  • Приветствие
  • Разучивание рифмовки для концентрации внимания.

2. Развитие слухового внимания.

ДИДАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ « ПРОДАВЕЦ И ПОКУПАТЕЛЬ ».

Логопед насыпает в непрозрачные банки крупу: манку, гречиху, чечевицу и фасоль. Дети (покупатели) просят продать им какую-нибудь крупу. Логопед (продавец) предлагает детям выбрать нужную крупу по звуку (дети трясут банку и угадывают по характерному звуку, что это за крупа).

3. Уточнение пространственно-временных представлений.

Дидактическое упражнение «Перед - между - после» .

Логопед называет ряд цифр от 1 до 10 и спрашивает, какая цифра в ряду первая, последняя, какая цифра стоит перед цифрой 7, после нее, между 8 и 10? (Игра проводится без зрительного подкрепления.)

4. Объявление темы и цели занятия.

Логопед. – Ребята, сегодня мы отправимся в страну звуков. В этой стране живут разные звуки. Приглашаю в гости к гласным звукам! Гласные звуки – волшебные, их можно петь, тянуть, они произносятся всегда с голосом. Без них слова не получаются.

Демонстрация домика гласных.

А где же звуки? Нет никого! Поможем гласным звукам добраться домой?

А) Уточнение и дифференциация звуков [А], [О], [У], [И].

  • Логопед произносит имена девочек, а дети называют первый звук в каждом имени: Аня, Оля, Уля, Ира .

Дети выделяют на слух первый звук в слове, находят нужную букву и заселяют ее в домик.

Повторить вместе с детьми артикуляцию гласных звуков, обозначение (красными кружками). Почему они называются гласными?

  • Дидактическое упражнение « Разговор через стекло ».

Логопед показывает артикуляцию знакомого гласного звука, а дети угадывают, какой это звук, например, губы вытягиваются трубочкой - звук [У].

Логопед показывает артикуляцию звукового ряда, а дети угадывают по беззвучной артикуляции, что «сказал» логопед (например, «трубочка-улыбка» - УИ), АИУ, УИА.

  • Логопед просит детей послушать внимательно и повторить за ним серию звуков: АУОИ, ИОАУ...
  • Прослушать ряд слов и назвать лишнее (начинающееся с другого звука):

Аня, август, осень, апельсин; Оля, овощи, уши, окна; Ира, ива, Инна, утка; усики, утка, осень, ушки.

  • Дидактическое упражнение « Найди звук » .

Логопед произносит слово (картинку) и предлагает детям указать в нем место определенного звука (начало, середина, конец слова), используя индивидуальные карточки «Улиткины дорожки»

[ А ]: Ася, юла, шарик; [ О ]: ослик, домик, лото; [ У ]: Уля, пишу, кукла; [ И ]: Ира, мишка, мячи.

4. Динамическая пауза.

  • Упражнение для развития координации речи с движениями.

Мы в лес пошли, - Ребенок марширует.

Топор нашли, - Остановился.

Дрова рубили - Ноги - на ширине плеч, руки - в «замок»-

Ах! Ох! Ух! Их! - Энергичные наклоны.

  • Пальчиковая гимнастика.

Упражнение « Большая стирка ».

Буду маме помогать, буду сам белье стирать: (трем кулачками друг о друга )

Мылом мылю я носки, (провести кулачком по ладошке )

Крепко трутся кулачки, (трем кулачками друг о друга )

Сполосну носки я ловко (двигать кистями рук вправо-влево )

И повешу на веревку. (поднять руки вверх, кисти согнуть )

  • Массаж рук мячиками.

Упражнение «Солнышко».

5. Закрепление полученных знаний.

  • Анализ звукобуквенного ряда из четырех элементов: АОУИ.

Выкладывание схем из красных квадратов; чтение (цель: формирование навыка плавного слитного чтения буквосочетаний из разного количества гласных), списывание.

  • Гимнастика для глаз.

Упражнение «Волшебная бабочка». Логопед в воздухе с помощью бабочки, прикрепленной к указке пишет в воздухе буквы А , О , У , И , дети глазами повторяют движения бабочки и определяют, какую букву написала бабочка. Поморгали глазками 3 сек. и закрыли глазки.

6. Дыхательное упражнение .

  • Упражнение 1 « Собачки».

Выполнение пары «быстрых вдохов».

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «Нюхаем воздух шумно, быстро, как собачки. Нюхаем по два раза: «нюх-нюх» и отдыхаем. Смотрите на меня и слушайте, как я буду нюхать воздух».

Исходное положение : стоя, подбородок слегка приподнят, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч.

7. Лексико-грамматические упражнения по теме «Игрушки».

Логопед: Мы с вами совершили дальнее путешествие, давайте немного поиграем.

Игра « Опиши свою игрушку »

  • Назвать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: какой? какая? какое? – выделяя ведущие признаки предмета (цвет, размер, форму, материал и пр.)

Мишка – какой? - …(коричневый, маленький, плюшевый, мягкий, …)

Собачка – какая? …(серая, большая, лохматая, пушистая, …)

Кукла – какая? - …(красивая, большая, нарядная, …)

Ведро – какое? - …(зеленое, маленькое, железное, …)

  • «Закончить предложение».

У Ани большая красивая кукла, а у Оли – маленькая …(куколка).

У Алеши есть большая машина, а у Игоря маленькая …(машинка).

Уля собрала большую пирамиду, а Ира маленькую …(пирамидку).

В магазине Андрей купил большой мяч, а Илья – маленький …(мячик).

8. Физкультминутка-логоритмика

Импровизация движений. Дети выполняют движения в такт стихотворения

Гласные звуки,

Подними вверх руки.

А потом их опусти,

Красным цветом обведи:

А-О-У-И (по немой артикуляции логопеда дети озвучивают звуки ).

9. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Логопед спрашивает: Домик, каких звуков мы посетили? Дается объяснение: ЗВУКИ А-У-О-И – ГЛАСНЫЕ, ИХ МОЖНО ПЕТЬ, ТЯНУТЬ. Подсчет фишек и поощрение.

Комарова С.В.

Учитель-логопед МАДОУ детский сад комбинированного вида № 61, дер.Таширово., Наро-Фоминского района., Московской области.


КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ САД №1 ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ»

Конспект подгруппового занятия для детей

с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с использованием мультимедийных игр и развивающего коврика.

Тема: « Приключения Черепашки и Поросёнка. Автоматизация звуков [Р]-[Р’] в словах, предложениях, связной речи ».

Логопед: Боярская Наталия Валентиновна

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

Уточнение артикуляционного уклада звуков [Р]-[Р’], их характе- ристика по твердости - мягкости, глухости-звонкости, дифференциация звуков в словах (на слух и в произношении), в предложениях и связной речи. Упражнение в умении определять место звуков [Р]-[Р’] в слове (начало, середина, конец слова). Совершенствование грамматического строя речи и навыков звукового анализа и синтеза слов. Обогащение активного и пассивного словаря. Развитие логического мышления, произвольного внимания, памяти, воображения. Работа над плавностью и выразительностью речи.

Коррекционно-развивающие:

Развитие зрительное восприятие, фонематического

слуха, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики. Развитие логического мышления, произвольного внимания, памяти, воображения. Работа над плавностью и выразительностью речи.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать внимание к собственной речи и речи окружающих.
Воспитывать умение работать в команде,
создавать положительный эмоциональный настрой.
Формировать коммуникативные навыки и желание помочь.

Оборудование: зеркало на подставке (2 шт), предметные картинки, схемы звуков, картинки-сигналы, дидактическая игра «Самолётики», дидактическая игра «Выставка рисунков», дидактическая игра «Ребусы», панно букв (2 шт), развивающий коврик «День рождения Чебурашки», конверт с заданиями, компьютер, сборник мультимедийных игр.

Ход занятия.

1 Логопед: -Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. А сейчас я предлагаю вспомнить наш девиз:

Логопед: Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно!

1 ребёнок: Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

2 ребёнок: Так правильно и внятно,

Что будет всем понятно!

Сюрпризный момент.

Логопед: - Мы получили электронное письмо от ребят из города

Астаны. Они хотят с нами подружиться и прислали

интересные задания. Как вы думаете, мы с ними справимся?

Дети: -Да!

ЗАДАНИЕ №1

а) артикуляционная гимнастика в сопровождении видео по

компьютеру

Логопед: Ребята прислали нам видео, на которых показывают

гимнастику для язычка. Давай посмотрим и определим какие

это упражнения, и постараемся их правильно выполнить!

Упражнение «Лягушки»

Подражаем мы лягушкам-

Тянем губы прямо к ушкам.

Улыбнулись губки,

Вот и наши зубки!

Упражнение «Лошадка»

Причешу лошадке хвостик

И на ней поеду в гости.

Цокай громче язычок,

Чтоб никто догнать не мог!

Упражнение «Грибок»

Язычок у нас грибок,

Подставляй-ка кузовок!

Упражнение «Гармошка»

Ну-ка, рот пошире, крошки,

Поиграем на гармошке.

Язычок не отпускаем,

Только ротик открываем!

ЗАДАНИЕ №2

б) пальчиковая гимнастика (фотография на компьютере)

«Десять пальцев у меня»

Десять пальцев у меня - это дружная семья.

Всё умеют делать пальцы - это радость для меня.

Я могу их растопырить и могу их крепко сжать,

Я могу сложить их вместе, а потом открыть опять.

Мои пальцы, словно птицы, вдруг решили полетать.

Полетали, покружились, поспешили отдыхать.

(выполняем соответствующие движения пальцами рук)

ЗАДАНИЕ №3

Логопед: - Ребята из Астаны прислали нам загадки, послушайте их и

постарайтесь отгадать!

Хвостик розовый крючком,

Носик –круглый, пятачком,

Не щенок я, не телёнок,

А чумазый... (поросёнок)- показ картинки.

- Послушайте, как я произнесу это слово и скажите, какой

- Что является символом звука [Р]? (Синий самолёт)

Логопед: - Отгадайте следующую загадку:

Всем известный тихоход,

По делам своим ползёт,

В панцирь прячется от страха

Долгожитель... (черепаха)

- Послушайте, как звучит слово чеРепаха, какой звук я

выделяю звук [Р’], что является символом этого звука?

(зелёный самолёт), дайте характеристику этому звуку.

Дети: Рассказывают и показывают артикуляционный уклад звуков,

дают характеристику звуку [Р] (твердый согласный,

звонкий)- по схеме, также показывают и рассказывают

артикуляционный уклад звука [Р’] (мягкий согласный,

звонкий)- выполняют с помощью схем и фишек.

Логопед сообщает тему занятия. Сегодня на занятии мы с вами

будем правильно произносить в речи звуки [Р], [Р’]

ЗАДАНИЕ №4 Упражнение в произношении, чтении слогов,

дифференциация звуков [Р], [Р’] в словах.

Логопед: - Нам ребята прислали задание, они предлагают прочитать слоги, напечатанные на облаках, над которыми летят самолёты. (дети по очереди читают слоговые дорожки, напечатанные на облаках)

ра-ро-ру-ры ря-ре-рю-ри

Логопед:- Почему у вас самолёты разного цвета? (синий и зелёный)

Дети: - Синий самолёт летит над облаками, где слышим в слогах

твёрдый звук [Р], а зелёный самолёт там, где мы слышим в

слогах мягкий звук [Р’].

ЗАДАНИЕ №5 Коррекционное задание: Мультимедийная игра

«Раскрась картинки» (использование ИКТ - технологий)

Логопед: - Ребята из Астаны прислали новую компьютерную игру,

которая поможет улучшить ваше зрение. Поиграем?

ЗАДАНИЕ №6

Логопед: - Ребята прислали нам игру «Выставка рисунков»

Черепаха и поросёнок очень любят рисовать и решили

сделать выставку рисунков.

Черепаха нарисовала предметы,

в названии которых есть звук [Р’], а поросёнок те, в

которых есть звук [Р]. Но подул волшебный ветер и всё

перепутал. Давайте с вами поможем им сделать выставку

рисунков (дети делает выставку рисунков и

Оксана Коновалова
Конспект группового занятия по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей

Тема : «Место звука в слове» . «В гости к нам пришёл Мишка»

Цель : формирование фонематического слуха и восприятия у детей на занятии по закреплению звука [ш];

Задачи : Образовательно-коррекционные :

1) закрепить слуховой и моторный образ звука [ш];

2)уточнить позицию звука [ш] в слове (начала, середина, конец) ;

3)автоматизировать [ш] в слогах и словах.

Воспитательные : 1) воспитывать желание говорить правильно и красиво;

2)воспитывать умение слушать речь другого;

3) воспитывать у детей активность на занятии .

Оборудование : посылка, конверт с письмом, игрушки : мишка мягкий; игрушки на звук [ш]: машинка, петушок, груша, ракушка, мышка, шишка, шарик, лягушка, карандаш, кошка; картинки для артикуляционной гимнастики, волшебный мешочек.

Ход занятия Коррекционная задача Общеразвивающие задачи по ФГОС ДО

1. Орг момент.

Ребята, давайте начнём нашу встречу с добрых слов. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте доброго утра.

Ой, кто-то стучит в дверь. Давайте посмотрим (посылка появляется) .

Посмотрите, нам пришла посылка, а что там?

Ребята, смотрите вот и письмо. Открываем письмо, читаем, что написано.

Ребята в письме загадка. Слушаем.

Хозяин лесной

Просыпается весной

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

Кто это? (Медведь)

Правильно угадали, молодцы!

Ребята только настоящий медведь сейчас спит в берлоге. Это его любимая игрушка : плюшевый Мишка (Мишутка) .

Мишутка пришёл к нам в гости, хочет послушать, как вы хорошо произносите и слышите трудный звук? Какой?

-Слушайте : Мишка, плюшевый, мишутка.

Сегодня мы будем стараться хорошо произносить и слушать звук [ш].

А Мишутка нам будет помогать.

Чтобы правильно говорить, надо потренироваться!

Настроить детей на совместную работу

Развивать связную речь Настроить на положительное отношение к окружающему миру, на взаимодействие со сверстниками.

Развивать способность выражать свои мысли, грамотно строить речевое высказывание

2. Артикуляционная гимнастика

Смотрим на картинки. Делаем гимнастику для язычка. Накажем непослушный язычок

На губу язык клади,

«Пя-пя-пя» произнеси,

Мышцы расслабляются…

Лопатка получается…

Ты под счёт её держи

До пяти…до десяти

На качелях я качаюсь :

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Я до крыши поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

Язык широкий положи,

Его края приподними,

Получилась чашечка.

Подержи её немножко.

Развивать мимическую и артикуляционную мускулатуру Развивать способность контролировать и управлять своими движениями. Развивать воображение.

3. Артикуляция звука [ш].

Молодцы хорошо работали. А теперь назовите звук, который произносится вот так :

Губы округлены

Язык приподнимаем в форме чашечки

Струя идёт тёплая

Это звук [ш].

Давайте произнесём этот звук.

Укрепить дыхательную мускулатуру

Уточнить правильный артикуляционный образ звука. Формировать правильное речевое дыхание. Закреплять уверенность в себе

4. Правильно! Что вам этот звук напоминает? (шипение змеи, гусь шипит, сковорода жарится)

А Мишке что напоминает звук? В лесу осенью под ногами что у нас? (шуршание листвы) .

Развивать связную и диалогическую речь Закреплять уверенность в себе, положительное отношение к окружающему миру, развивать любознательность и интерес.

5. Игра «Поймай звук»

Ребята поиграем с Мишкой в игру, слушаем звук [ш].

Когда услышим звук [ш] хлопнем в ладоши и назовём это слово во множественном числе. Будьте внимательны!

Шум, дом, рот, шаг, кошка, лапки, машина, цветы, лапша, ноги

Мишке очень понравилось с вами играть.

Развивать слуховое внимание, расширять тематический словарь. Повышать активность, накапливать знания об окружающем мире. Развивать способность принимать собственные решения

6. Мишка приглашает на физминутку

Встаём все, делаем физминутку и повторяем за мной.

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки, (шагают)

Раз, два, раз, раз, два.

По камешкам, по камешкам, (прыгают)

По камешкам, по камешкам

В ямку бух! (сели)

Вышли из ямки (встали)

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке шагают наши ножки.

Совершенствовать координацию речи с движениями Развивать крупную моторику, двигательную активность детей . Повышать интерес к занятиям .

7. Молодцы. Хорошо отдохнули! Миша тоже наш отдохнул.

Миша хочет поиграть в игру «Волшебный мешочек» .

Смотрите Мишка принёс волшебный мешочек. Он хочет поиграть с нами.

Подходим ко мне, кладём руку в мешочек и достаём игрушку. Называем её правильно, выговариваем наш звук [ш].

(машинка, петушок, груша, ракушка, мышка, шишка, шарик, лягушка, карандаш, кошка).

Называем игрушки и берём их с собой за стол.

Развитие связной речи Закреплять уверенность в себе, положительное отношение к окружающему миру, развивать любознательность и интерес.

8. На доске появляется поезд.

Ребята посмотрите, что это? Поезд. Правильно

Сейчас мы поиграем в игру «Весёлый поезд» . Ваши игрушки мы будем усаживать в поезд. В голове поезда поедут те пассажиры, в названиях которых звук [ш] будет в начале слова; в конце - будут те пассажиры у которых наш звук будет в конце слова; а в середине поезда – где наш звук будет в середине.

Ребята подходит называем игрушку и усаживаем в вагон. А Мишка будет наблюдать за вами!

Формировать навыки фонематического анализа и синтеза . Закрепить зрительный образ буквы Содвигаем ребёнка к проявлению самостоятельности, положительному настрою к окружающему миру. Способствовать выделять звук в слове.

9. Развитие мелкой моторики

За то что, вы хорошо играли Миша вам принёс раскраски.

Ребята, давайте назовём что нарисовано на картинках, правильно произносим наш звук.

Давайте раскрасим наши картинки!

Развивать графо –моторные навыки, ориентировку в пространстве. Развивать мелкую моторику, самостоятельность, уверенность в собственных силах

10. Итог занятия !

Что нового узнали, что вам особенно запомнилось?

Наш Мишутка что-то хочет сказать. Он говорит, что в посылке что-то ещё есть. Смотрите! За то что вы хорошо работали, Мишка угощает вас витаминами Развивать связную и диалогическую речь Закреплять уверенность в себе, положительное отношение к окружающему миру, развивать любознательность и интерес к занятиям .

Публикации по теме:

«Метод наглядного моделирования как средство преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» I. Вступление Тема моего выступления: «Метод наглядного моделирования как средство преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного.

«Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи». Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста, показал, что количество.

Игра "Угадай где звук" развивает фонематический слух, учит слышать звуки в слове, слоге. Игра "Украсим ёлочку" автоматизация и дифференциация.

Конспект группового логопедического занятия для детей 4–5 лет с ОНР «8 марта мамин день. Женские профессии» Цель: Дать детям представление,.

Конспект группового логопедического занятия для детей 4–5 лет с ОНР «Мамин праздник. Профессии» Конспект группового логопедического занятия для детей 4-5 лет с ОНР. Тема занятия:Мамин праздник. Профессии. Цель занятия:Формирование.

Конспект группового логопедического занятия для детей 4–5 лет «Профессия - почтальон» Конспект группового логопедического занятия для детей 4-5 лет с ОНР. Тема занятия: Профессии. Почтальон. Цель занятия: Формирование представлений.

Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей старшей логопедической группы Тема: Развитие слухового внимания и восприятия на не речевых звуках. Задачи: Коррекционно-образовательная: формировать слуховое внимание.

Тема: В поисках золотого ключика. Программное содержание: закрепить знание детей о звуках; дифференцировать гласные и согласные звуки. Выполнять.

Консультация для родителей (законных представителей) «Причины недоразвития речи у детей с нарушением зрения» Речь ребенка с нарушениями зрения имеет свои особенности формирования – изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона.

Самоанализ интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи Самоанализ интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:

Речь – одна из высших психических функций, которые тесно связаны друг с другом. С одной стороны, речевая деятельность зависит от уровня развития памяти (оперативной и долговременной), концентрации и распределения внимания, оптико-пространственной и зрительно-моторной координации, мышления. С другой стороны, под воздействием речи во многом развиваются и совершенствуются все сферы психики: сенсорно-перцептивная, когнитивная, аффективно-волевая; «созревают» структуры мозга, ответственные за двигательное развитие.

Использование игр и игровых упражнений, развивающих высшие психические функции, на логопедических занятиях по преодолению недостатков звукопроизношения повышает интерес детей и их мотивацию к деятельности. Закрепление навыков звукопроизношения на материале игр по развитию восприятия, внимания, памяти, мышления способствует не только развитию речи, но и высших психических функций в целом.

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 7 года жизни с ФФН

Тема: Звук Р. «На День рождения к Буратино»

Цель:

  • формировать навык правильного произношения звука Р на материале игр по развитию высших психических функций.

Задачи :

Формирование фонетико-фонологической компетенции :

  • Закрепление умения правильно произносить звук р в словах, словосочетаниях и предложениях;
  • Формирование контроля за собственным произношением звука р;
  • Закрепление умения определять наличие/отсутствие звука р в слове.

Формирование грамматической компетенции:

  • Обучение согласованию имен числительных с именами существительными.

Формирование психологической базы речи :

  • Развитие зрительного восприятия;
  • зрительной, слуховой, линейной и смысловой памяти;
  • наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  • устойчивости, объема, переключения, распределения внимания;
  • Формирование умения ориентироваться на плоскости.

Двигательное развитие :

  • Развитие общей и мелкой моторики (постурального праксиса).

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед сообщает детям, что в детский сад пришла телеграмма, в которой Буратино приглашает детей на свой день рождения.

Логопед предлагает послушать, кто еще приглашен на праздник (Красная Шапочка, Чебурашка, Арлекин, Петрушка, Артемон, Пьерро), и назвать звук, который слышится в именах всех гостей (р).

Логопед: «Ребята, вы учитесь правильно произносить звук р. Старайтесь не ошибаться! Следить за правильностью произношения звука р нам поможет волшебный спящий колокольчик. Если кто-то произнесет звук р неправильно, колокольчик проснется и позвонит. Старайтесь не разбудить его!».

Игровое упражнение «Гости Буратино».

Ребята, отгадайте, кто еще приглашен на День рождения Буратино. Я буду называть слова. Если вы услышите в слове звук р, хлопните в ладоши, значит это гость Буратино. Постарайтесь запомнить всех гостей. Лиса, ворона, носорог, слон, зебра, воробей. Вспомните и назовите гостей Буратино.

Игровое упражнение «Посчитай гостей».

Давайте посчитаем, сколько ворон, зебр, воробьев, носорогов будет на празднике. (Логопед раздает детям листы с заданием и карандаши. См. Приложение 1).

Нужно внимательно просмотреть каждый ряд картинок, найти и подчеркнуть: Маше – каждую ворону (для каждого ребенка дается свое задание). Маша, посчитай, сколько ворон прилетит на праздник (ребенок, указывая пальцем на каждую картинку, считает: одна ворона, две вороны и т.д.).

Игровое упражнение «Подарки для Буратино».

Ребята, без чего нельзя идти на День рождения? В коробке лежат подарки для Буратино (см. Приложение 2). Рассмотрите картинку и скажите, что лежит в подарочной коробке? (Логопед выставляет изображения названных предметов на доску). Давайте аккуратно разложим подарки. Назовите подходящие друг другу предметы и объясните, почему они друг другу подходят. (Дети составляют пары, логопед выставляет картинки на доске). Посмотрите и запомните подходящие друг другу подарки. Один из гостей Буратино, Петрушка, решил пошутить и спрятал часть подарков. (Логопед убирает одну колонку картинок, а оставшиеся меняет местами). Называйте подарок и вспоминайте его пару.

Игровое упражнение «Подарки Красной Шапочки».

Красная Шапочка вырастила для Буратино овощи, фрукты, ягоды. (Логопед раздает таблицы с пронумерованными картинками. См. Приложение 3). Какие овощи (фрукты, ягоды) вырастила для Буратино Красная Шапочка? Рядом с каждым предметом есть цифра. Давайте называть все предметы по порядку от 1 до 9.

Игровое упражнение « Закладки Чебурашки».

Чебурашка сделал для Буратино красивые закладки, украшенные геометрическими фигурами. Но не доделал их до конца. (Логопед раздает полоски бумаги с нарисованными геометрическими фигурами. См. Приложение 4). Посмотрите внимательно на закладки и помогите Чебурашке закончить работу. Назовите фигуры на первой (второй) закладке по порядку слева направо.

Игра «Цепочка слов».

Буратино живет на станции «Ромашкино». Поедем к нему на поезде. (Дети садятся «в поезд»). Пока мы будем ехать, поиграем в игру «Цепочка слов». Предлагаю каждому из вас придумать слова со звуком р. Правила игры такие: первый ребенок называет придуманное им слово, второй – повторяет это слово и добавляет свое и т.д. Одни и те же слова повторять нельзя.

А вот и станция «Ромашкино». Давайте выйдем из поезда на лесную полянку и немного отдохнем после долгой дороги.
Физкультминутка «Лесные жители»

Добрый лес, старый лес
Полон сказочных чудес!
Мы идём гулять сейчас
И зовём с собою вас!

Ждут вас на лесной опушке
Птички, бабочки, зверюшки:
Паучок на паутинке
И кузнечик на травинке!

А весёлые зайчата –
Длинноухие ребята –
Прыг да скок, прыг да скок
Через поле за лесок.

Шёл по лесу серый волк,
Серый волк – зубами щёлк!
Он крадётся за кустами,
Грозно щёлкает зубами!

Ой, ты дедушка – ежок,
Не ходи на бережок!
Там промочишь ножки,
Тёплые сапожки!

До свиданья, старый лес,
Полный сказочных чудес!
Подружились мы с тобой,
Нам теперь пора домой.

Игровое упражнение «Найди домик Буратино».

Ребята, Буратино прислал нам план и письмо-подсказку, которые укажут дорогу к его домику. (Логопед демонстрирует полянку с нарисованными дорожками и домиками на их концах, а также «письмо», в котором указан путь к домику Буратино).

Глядя на письмо, расскажите, как пройти к дому Буратино. Будьте внимательны, отыщите нужный домик и отметьте его. (Дети коллективно выполняют задание). Расскажите, как вы шли к домику. (Ребенок описывает путь: надо идти от паровоза до забора, от забора до мухомора, от мухомора до арбуза, от арбуза до подорожника, от подорожника до торта, от торта до дома Буратино).

Игровое упражнение «Угощение».

Посмотрите, это домик Буратино. Давайте подойдем к нему. (Детей встречает Буратино). Буратино приготовил для нас угощение. (Перед детьми стол, на котором расположены предметы: персик, коробка зефира, груша, баранки, карамель). Что находится в центре стола? Что находится в верхнем правом углу стола? Что находится в нижнем правом углу стола? Что находится в верхнем левом углу стола? Что находится в нижнем левом углу стола? Запомните место каждого угощения на столе. (Логопед накрывает стол с угощением салфеткой). Накройте этот стол так же, как это сделал Буратино. (Дети по памяти расставляют предметы на пустом столе). Расскажите, что где находится на столе?

Игровое упражнение «Запомни пары слов».

Буратино: «Ребята, давайте поиграем! Я буду по два слова называть, а вы — их повторять и запоминать. Потом я назову только первое слово, а вам нужно вспомнить второе и назвать два слова вместе». (Воробей прыгает, ворона каркает, крот роет, роза растет, крыса грызет, зебра брыкается, тигр рычит.)

Дата публикации: 12.12.15

Цель: Закрепить правильное произношение звука л в словах и предложениях.

Задачи:

1. Образовательные:

Закрепление навыка правильного произношения звука л в словах и

Предложениях;

Обогащение и активизация словаря детей;

Упражнять детей в пространственных отношениях.

2. Развивающие:

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза, умение определять позицию звука в слове, умение делить слова на слоги;

Развитие связной речи;

Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, наглядно – действенного мышления;

Развитие мелкой моторики рук.

3. Воспитательные:

Воспитывать сознательность, дисциплинированность, усидчивость, активность.

Умение слушать товарища, соблюдать в беседе очередность.

Оборудование:

Дидактический материал:

Демонстрационный материал: предметные картинки с изображением комнаты, стеллажа с предметами; схемы, для пересказывания рассказа;

Раздаточный материал: карточки с заданиями

Игрушки: колобок, заяц.

Речевой материал: стихотворения, скороговорки.

^ Ход занятия

Использованы декорации лесной поляны.

Дети входят в муз зал, приветствуют всех гостей.

Дети.Здравствуйте!

Логопед. День сегодня необычный,

Удивить хочу я вас.

В путешествие большое,

Мы отправимся сейчас.
Логопед. Вносит из- за домика игрушку- колобка.

Прикатиллся колллобок,

Кругллый, глладкий его бок.

В гости нас он пригллашает,

Удивить всех обещает.

Ребята, какой звук в это стихотворении я выделяла больше, чем другие?

Дети. Звук л.

Логопед. Правильно, звук л. Сегодня мы вместе с коллобком повторим звук л. Давайте все вмести произнесём звук л.

Дети. Л- л- л

Логопед. Как правильно произносится звук л.

Дети. Губы в легкой улыбке, зубы видны, разомкнуты,

Кончик языка упирается в верхние зубы

Логопед. Правильно, молодцы.

Катится колобок к своему домику, дети идут вслед за ним.

Логопед. Чтобы всё о звуках знать,

Я прошу мне помогать.

В комнату мою пройдите,

И предметы назовите.
Дети садятся за столы, на доске изображение комнаты.

Логопед. Ребята, найдите в комнате предметы, в названиях которых есть звук л и назовите их.

Дети перечисляют предметы: пол, потолок, гладиолусы, стол, стул, лампа, полка, клубок, лукошко, платье, елка, вешалка, велосипед, яблоки, пиала, лопатка, кукла, юла, лошадка – качалка, седло.

Логопед. Молодцы! Справились с заданием.

Вот ребята посмотрите,

Здесь стеллаж стоит в углу.

Что лежит здесь – назовите,

Ну, а я вам помогу.
- Катя, назови, что находится на верхней полке?

Логопед. Правильно, на верхней полке лежит юла, кукла, лопата, блокнот.

А кто скажет, что лишнее на полке?

Блокнот.

Логопед. Почему?

Юла, кукла, лопатка - это игрушки, а блокнот относится к школьным принадлежностям

Алёша, что находится на нижней полке?

На нижней полке лежит булка, колбаса, молоко, бокал.

Логопед. А кто скажет, что лишнее на этой полке?

Толя, что находится на второй полке?

На второй полке лежит яблоко, свекла, лук, баклажан.

Яблоко.

Логопед. Почему? (Ответы детей)

Катя, назови, что находится на третей полке?(Вилка, ложка, молоток, половник.)

Логопед. Правильно. А кто скажет, что лишнее на этой полке?

Молоток.

Логопед. Почему? (Ответы детей)

Что находится между яблоком и луком?

Дети. Между яблоком и луком лежит свекла.

Логопед.

Что находится слева от куклы и над яблоком?

Дети. Слева от куклы и над яблоком лежит юла.

Логопед.

Что находится под луком и справа от ложки?

Дети. Под луком и справа от ложки лежит молоток.

Логопед.

Что находится между булкой и молоком?

Дети. Между булкой и молоком лежит колбаса.

Логопед.

Что находится под половником и справа от молока?

Дети. Под половником и справа от молока стоит бокал.

Логопед.

Что находится между куклой и блокнотом?

Дети. Между куклой и блокнотом лежит лопатка.

Логопед. Молодцы, ребята! Справились с этим заданием.

Есть ещё игра такая,

« Назови - наоборот »

Колобок вам начинает,

А кто слово подберёт.

Подбор антонимов

Логопед. Волшебник бывает добрый, а бывает…

Дети. Злой. Волшебник бывает добрый, а бывает злой.

Логопед. Волк бывает сытый, а бывает…

Дети. Голодный. Волк бывает сытый, а бывает голодный.

Логопед. Лошадь бывает черная, а бывает…

Дети. Белая. Лошадь бывает черная, а бывает белая.

Логопед. Бокал бывает пустой, а бывает…

Дети. Полный. Бокал бывает пустой, а бывает полный.

Логопед. Волосы бывают темные, а бывают…

Дети. Светлые. Волосы бывают темные, а бывают светлые.

Логопед. Человек бывают пожилой, а бывает…

Дети. Молодой. Человек бывают пожилой, а бывает молодой.

Логопед. Яблоко бывают зелёное, а бывает…

Дети. Желтое. Яблоко бывают зелёное, а бывает желтое.

Логопед. Клоун бывают грустный, а бывает…

Дети. Веселый. Клоун бывают грустный, а бывает веселый.

Логопед. Молоко бывают горячее, а бывает…

Дети. Холодное. Молоко бывают горячее, а бывает холодное.

Логопед следит за речью детей.

Молодцы, ребята, правильно и быстро ответили на все вопросы.

Логопед. А теперь, куда ты нас поведёшь?

Логопед. Клоун в гости нас зовет,

В лабиринт нас поведёт.

Верный ход себе найди,

И предметы собери.

Раздаю детям схемы лабиринта и предлагаю карандашом прочертить путь клоуна к болонке.

Что вы собрали по дороге, расскажите?

Дети. Клоун нашёл скакалку…(колпак, балалайку, флажок, глобус, факел, скакалку, хлопушку, лупу, голубя, улыбку, колбасу, метлу)
Логопед. Спасибо. Помогли всё собрать клоуну.

Дети выходят из – за стола и идут вслед за колобком.
Логопед. А теперь я вас ребята,

В гости поведу к зайчатам. (Под ёлкой сидят зайчата и держат в лапах

Листы с заданиями)

Вот проказники какие,

Все фигурки поделили.

Мы же соберём картинку

Найдём каждой половинку.
Логопед. Скажите, половинки каких предметов спрятали зайцы?

Дети. Половинку луны, половинку яблока (лампочка, ёлка, лупа, лопатка, бутылка, яблоко, луна, лук, бокал, юла, лавка)
Логопед. Ребята, пойдёмте с Колобком дальше гулять по лесу
Ой, ой, ой я на что - то накатился и наколол себе бок (достаёт из под ноги

Массажный шарик)

Это что за ёжики на тропинки лежат? Вы не знаете? А что с ними делают?

Ложем ёжик на ладошку,

И помнём его немножко.

Дети выполняют массаж рук и пальцев, проговаривают попеременно чистоговорки.
Ла – ла – ла - вот юла.

Лу – лу – лу – подарили мне юлу.
Лола долго лопотала,

Лопотать она устала.

Уложили Лолу спать.

Хватит Лола лопотать.
Слава молотком стучал,

Гвозди в стену забивал.

Молодцы, ребята все постарались правильно произнести звук Л.

Логопед. Вот смотрите в чистом поле,

На дороге стоит поезд.

Приключилась здесь беда,

Пассажиры все смешались,

Разбежались кто – куда.

Нам помочь им нужно срочно,

Посадить в вагоны точно.

Может же беда случиться,

Волк наступит на клопа

Что же будет с ним тогда?
В первом вагоне поедут животные, птицы, насекомые которые начинаются со звука Л, со звуком Л в середине слова – в средний вагончик, со звуком Л в конце слова – в последний вагон.

Дети поочередно выходят и расставляют картинки по вагонам.

Картинки с изображением: осел, ласточка, блоха, белка, пчела, дятел, слон, галка, волк, лось, клоп, голубь, лошадь.

Помогаю детям, если затрудняются. Прошу повторить несколько раз. Молодцы!

Логопед. Ну, а в этом вот составе,

Слова делим по составу.

Ты картинки собери,

И на слоги подели.
Прибыл грузовой поезд, загружаем багаж

Сколько в нем составов? (четыре)

В первом вагоне поедут предметы, в названии которых один слог, во втором – 2 слога, а третьем – три …..

Логопед. На весёлой, на лужайке,

Весел бежит река.

Ну, ребятушки вставайте,

Разомнёмся быстренько. (поплаваем на лодочки)

Сели в лодку и поплыли

Весла в руки взяли

Спинку прямо, руки шире,

Чтобы не устали.

Логопед.

Цепочку слов волшебную,

Ты в звенья собирай.

И буквою последнею

Ты слова подбирай.
Дети собирают цепочку слов по последним звукам слов – картинок…
Логопед.

Нам Волшебник шлёт письмо,

Все запутано оно.

Вы должны здесь все исправить,

Правильно слова поставить.
Зачитываю детям неверное предложение, ребёнок на слух старается исправить ошибку.

На луне небо.

Мама сделала свеклу из салата.

Холодильник в колбасе.

На платке голова.

Калач съел Славу.

Яблоко выжало сок из Милы.

Волны плывут по лодке. Молодцы!

Логопед.

Вот у нас лежат картинки

Ничего в них не пойму.

Стрелочки здесь как паутинки

Кто к кому, и что к чему.

Опираясь на картинки, пересказывает текст.

« Салат », « Клавина кукла », « Мила в гостях ».
Логопед.

Очень долго я катился,

И немного притомился.

Вы порадуйте мне душу,

Дайте мне стихи послушать.
Чтение стихов
Логопед.

Посмотрите здесь ребятки

Вашим пальцам физ. зарядка.

Спички эти вы возьмите,

Примененье им найдите.
Из предложенных картинок, выберите предмет, в названии которого есть твёрдый звук Л.

Логопед. Ну вот, Колобок, наше занятие подошло к концу, понравилось тебе и что мы скажем о наших ребятах.

Молодцы у нас ребята.

Ловкие, умелые.

Дружные, весёлые, быстрые и смелые.

И я тоже научился вместе с вами произносить звук Л.

За это я вам даю сладкие и круглые колобки.
Дети. Спасибо, колобок. До свидания



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Советы по строительству и ремонту