Советы по строительству и ремонту

Слово “радиаторы” имеет своим корнем латинское “radio” (излучать), но нам намного привычнее называть радиаторы батареями. Батареи являются важным элементом отопительных систем, и без них не может обойтись, пожалуй, ни одно помещение в условиях суровых российских зим.

Основной функцией радиатора является обеспечение теплом квартиры, коттеджа или офиса в холодное время года. Принцип действия радиатора совсем прост: теплоноситель, двигаясь по системе отопления, доходя до радиатора, замедляет движение и излучает тепло в помещение.

Моделей радиаторов выпускается большое количество, и классифицируются они по нескольким признакам: по фирмам-изготовителям, по техническим параметрам, по материалу изготовления, по виду.

Постоянно появляются новые модели радиаторов, которые изготавливаются по новым технологиям и выгодно отличаются от своих предшественников улучшенными характеристиками и дизайном.

Современные модели рассчитаны на функционирование в течение десятков лет благодаря развивающимся методам обработки металлов.

Выбор конкретной модели радиатора должен осуществляться с учетом параметров отопительной системы в целом, элементом которой он будет.

Вопреки расхожему мнению, что радиаторы в процессе эксплуатации требуют только очистки от пыли и иногда окраски, нужно отметить, что соблюдение правил ухода за радиаторами позволяет значительно продлить их срок службы.

По окончании отопительного сезона работники коммунального хозяйства в целях профилактики и ремонта производят слив теплоносителя (как правило, воды) из отопительных систем. За этот период все радиаторы (за исключением чугунных) могут подвергнуться воздействию коррозии на внутренних поверхностях. Эту неприятность можно предотвратить. Для этого нужно закрыть вентили на трубах прямой и обратной подводки и открыть кран Маевского (воздухоотводчик). В результате теплоноситель останется в радиаторе, а повышенное давление, образующееся при тепловом расширении, будет отводиться через кран Маевского.

Впоследствии нужно выполнить обратную процедуру, то есть закрыть кран Маевского и открыть вентили на трубах подводки.

Радиаторы, за исключением чугунных, рекомендуется промывать каждые два года. Для этого закрывают оба вентиля и открывают кран Маевского, воду сливают через заглушку или сливной кран. Затем нужно снять радиатор с кронштейнов, развинтив соединения. Промывку осуществляют шлангом, надетым на кран водопровода. Напор должен быть хорошим. При промывке запрещено использовать любые абразивы. Ну и, конечно же, удалите скопившуюся пыль с поверхности, поскольку она задерживает теплоотдачу. Если вы хотели бы следовать этой рекомендации, но не уверены в своих силах, то пригласите сантехника, который профессионально выполнит эту работу.

Окраска радиаторов отопления

Чугунные радиаторы требуют периодической окраски. Используйте при этом специальную эмаль, предназначенную для отопительных батарей; в ее составе присутствуют добавки, позволяющие выдерживать температурный режим до 100 градусов, сама же эмаль не желтеет.

Соблюдайте требования безопасности при работе с лаками и красками: работайте в проветриваемом помещении, используйте защитные перчатки и очки.

Биметаллические и алюминиевые радиаторы не требуют окрашивания, они имеют вполне эстетичный вид сами по себе, кроме того, их окраска снизит теплоотдачу. Нужно помнить, что защитные экраны тоже понижают отдачу тепла.

Соблюдение этих нехитрых правил позволит вам намного продлить срок службы отопительных радиаторов. Ну, и в конце небольшое видео о том, как выбирать радиаторы отопления.

Отопительные системы приносят в дом тепло и уют, но за радиаторами необходим тщательный уход. Например, современные биметаллические батареи необходимо просто протирать от пыли и грязи, чугунные же требуется, помимо чистки, периодически окрашивать.

Как же правильно ухаживать за радиаторами отопления?

Чистка

Прочистить батареи от пыли и следов грязи можно с помощью заранее смоченного в воде ёршика. Для того, чтобы отмыть внутреннюю сторону батарей, на ёршик лучше намотать тряпку.

Ещё одним видом чистки можно назвать «мойку» пульверизатором. Налив в него воды, можно с легкость убрать с недоступных участков батарей загрязнения. Струя воды легко с этим справится, смоет пыль и грязь. Главное – не забыть подложить под секцию тряпку, которая сможет впитать влагу. Как только оставшаяся лишняя вода стечёт с радиатора, его следует тщательно протереть сухой тряпкой.

Покраска

Старые чугунные секции и трубы особенно нуждаются в уходе. Время от времени необходимо их подкрашивать свежей краской. Для этого лучше всего купить специализированные краски или эмали для радиаторных батарей. Такая краска способна выдержать нагрев и защитит ваши батареи от желтизны, в то время как обычные краски, особенно на водной основе, после первого отопительного дня могут пойти пузырями и облупиться.

Для начала надо подготовить краску и кисти разной длины. Потом следует очистить батареи от загрязнений, остатков старой краски и следов ржавчины. Лучше всего это получится сделать с помощью наждачной бумаги. Следом обезжириваем место покраски ацетоном. И лишь после этого можно наносить слои краски.

Аккуратно перемешайте краску в банке. Самое оптимальное решение – нанести два слоя краски, но делать это необходимо с перерывом в день между слоями. Помним, что малярные работы проводятся только в проветриваемых комнатах!

Важно: теплоотдача батарей зависит от выбранной краски. Возможно её увеличить на 10-15%, если подобрать правильную краску. Лучше всего для покраски радиаторов подойдут терракотовая эмаль или цинковые белила. Но ни в коем случае нельзя брать краску, содержащую алюминий (серебрянку). Такая краска снизит теплоотдачу, а если ещё нанести на батареи слишком толстый слой, то будет ещё хуже. А вот силиконоалюминиевые краски или алюминиевые на основе термостойких лаков вполне подойдут.

Если у вас нет времени заниматься грунтованием, лучше всего пользоваться специализированными красками, проводящими тепло. Также её можно легко приготовить самим. Для этого понадобится всего лишь алюминиевая пудра и нитроцеллюлозный клей на ваш выбор. Смешайте две части клея с одной частью пудры. Консистенция должна быть похожа на нежирную сметану, если она слишком густая, используйте растворитель, чтобы её разбавить.

На чистые от пыли и грязи батарей нужно нанести краску в три слоя. Промежуток между нанесениями 45 минут.

Из алюминиевой фольги также возможно смастерить теплоотражающие экраны, ещё её клеят под обои возле батарей. Чтобы наклеивать фольгу было удобнее, за батареи устанавливаются листы ДВП или фанеры. Это поможет ровно распределиться теплу по всей комнате.

С годами отопительные системы неизбежно теряют свою эффективность, что существенно отражается на качестве обогрева помещения. Причина проста и банальна – подобным образом батарея сигнализирует о ее загрязнении. Многие не задумываются о причинах такого поведения и способах решения проблемы. Вернуть тепло в дом поможет промывка биметаллических радиаторов отопления.

Внутренние поверхности труб и радиаторов подвергаются химическому воздействию циркулирующей горячей воды, что в результате влечет появление накипи. Кроме того, металлическая поверхность при длительной эксплуатации постепенно покрывается ржавчиной. В итоге в трубах находится загрязненная жидкость с элементами ржавчины и накипи – именно это и снижает теплоотдачу и качество отопления в целом.

Основные признаки необходимости промывки теплообменников

  1. Неравномерное прогревание радиатора – в норме каждый участок батареи имеет одинаковую на ощупь температуру, а при загрязнении выявляются области с более холодной или горячей поверхностью. Чаще всего разница заметна при сравнении верхней и нижней частей радиатора;
  2. Более длительный период разогрева отопительной системы, чем обычно;
  3. Радиатор холодный, но подведенные к нему трубы горячие;
  4. Заметно возрос расход энергоносителей.

Промыть батарею можно своими силами

Первая заливка производится без химии – следует залить воду и потрясти радиатор, после чего вылить содержимое. Далее в ход идут химические растворы, которые после заполнения радиатора должны оставаться в нем не менее часа. По истечении этого времени, батарею требуется тщательно потрясти или постучать деревянным молотком по ней. Данная процедура необходима, чтобы со стенок радиатора отпали остатки загрязнений и ржавчины. Только после этого батарею промывают до получения чистой воды – теперь теплые батареи гарантированы.

Промывка теплообменников в частном доме

Для частных домов борьба за чистые трубы представляет особую проблему, поскольку вода из водоема или колодца, минуя , подается сразу в систему отопления. При этом целесообразно осуществить промывку всей отопительной системы, а не только радиатора. Задача требует навыка и опыта, поскольку ошибка грозит потопом. Из системы спускается воздух, перекрывается паропроводная линия, вода с реагентами пускается по отопительным трубам, пока не польется визуально чистая вода.

Промывка биметаллических радиаторов отопления должна повторяться 1-3 раза за год в зависимости от качества воды, подающейся в трубы.

Батареи отопления, хочешь не хочешь, очень часто являются неотъемлемым элементом интерьера помещений, а значит – нуждаются в определенном декорировании и регулярном уходе. Чтобы радиаторы отопления выглядели аккуратно, служили безаварийно как можно дольше, а окрасочный слой держался на них надежно, без растрескивания и шелушения, несмотря на высокие температуры, необходимо для этих целей использовать специальные термостойкие лакокрасочные составы.

Краска для батарей отопления какую лучше выбирать – этот вопрос возникает у всех домовладельцев, которые решили обновить старые приборы отопления или готовятся к установке новых, приобретённых в неокрашенном виде. Чтобы разобраться, на что нужно обратить внимание при покупке лакокрасочного материала, необходимо рассмотреть предъявляемые к ним требования.

Каким критериям должна отвечать краска для радиаторов отопления

Составы для окрашивания радиаторов и труб отопления несколько отличаются своими параметрами от обычных красок, поэтому и стоит ознакомиться с основными их физико-техническими и эксплуатационными характеристиками, на которые специалисты рекомендуют обратить особое внимание.

  • В первую очередь, краска должна быть безопасной для жильцов квартиры или дома, то есть не выделять токсичных испарений в процессе всего периода эксплуатации. Поэтому при покупке необходимо изучить состав краски и соответствие ее принятым стандартам и нормам. Импортная краска европейских производителей, бренды которой в большом ассортименте представлены на российском рынке, должна соответствовать европейским стандартам, а отечественные продукты – нормам действующих ГОСТ. Если на упаковке дана ссылка не на стандарты, а на какие-то загадочные ТУ (технические условия), то это можно считать «самодеятельностью» производителя, и от такой краски лучше сразу отказаться – ее соответствие нормам безопасности ничем не гарантировано.
  • Термостойкость краски не должна быть ниже +80 градусов, иначе она может потрескаться, начать отслаиваться или пожелтеть. Причем, этот показатель должен считаться минимально допустимым – лучше, если он будет еще выше.
  • Желательно, чтобы покрасочный состав был быстросохнущим - этот фактор значительно ускорит проведение работ, так как краска обычно наносится в два слоя.
  • Антикоррозийные свойства краски защитят поверхность радиаторов от внешних агрессивных воздействий. Обычно это учитывается при производстве составов для покрытия металлических поверхностей.
  • Некоторые краски до полного застывания выделяют резкий неприятный запах – их можно выбирать только для тех помещений, которые поддаются тщательному проветриванию.
  • Влагостойкость для радиаторной краски необходима для возможности проведения беспрепятственной влажной уборки с применением моющих средств.
  • Теплопроводность красочного слоя должна быть достаточно высокой, иначе она будет снижать теплоотдачу от приборов отопления.

Типы составов, используемых для окрашивания приборов и труб системы отопления

Для окрашивания радиаторов и труб контура отопления производятся краски на разных основах. Каждая из них имеет свои положительные и отрицательные стороны, и их нужно также иметь в виду, чтобы эти моменты не оказались неожиданными.

Разновидности по основе и компонентному составу

Итак, термостойкие краски, могут быть масляными, алкидными, водно-дисперсионными (акриловыми или силикконовыми) и порошковыми.

Масляные краски

Их изготавливают на основе различных органических масел, и еще не столь давно это был практически безальтернативный вариант для окрашивания радиаторов. Такие краски обладают высокой укрывистостью, создавая на поверхности батарей плотный и прочный слой, стойкий к различным механическим воздействиям и хорошо выдерживающий высокие температуры.

Однако, в наше время от них практически отказались, так как появилось немало других составов, лишенных свойственных масляным краскам существенных недостатков:

  • Эти краски обладают достаточно неприятным специфическим запахом, который не только сопровождает сам процесс окрашивания и высыхания поверхностей, но может проявляться и в процессе эксплуатации батарей, при очень сильном нагреве радиаторов.
  • Плотность слоя, образуемого на радиаторах, существенно снижает полезную теплоотдачу секций.
  • Отмечается определённая сложность нанесения состава на такой основе – в отличие от других красок, масляную затруднительно нанести идеально равномерным слоем.
  • При нанесении слишком толстого слоя, краска в процессе эксплуатации отопительных приборов может начать растрескиваться и отслаиваться.
  • Со временем поверхности теряют свой блеск и начинают желтеть.
  • Красочное покрытие на масляной основе недостаточно хорошо сохраняет металл от коррозийных процессов и достаточно часто можно увидеть на поверхности батарей проступившую ржавчину.
  • Масляная краска характеризуется самым длительным периодом полного просыхания, а при ее нанесении очень сложно избежать образования подтеков.

Одним словом, многочисленные недостатки явно перевешивают достоинства (главное из которых – доступная стоимость). Назвать такую краску удачным вариантом для радиаторов отопления – сложно.

Алкидные эмали для радиаторов

Термостойкие краски на алкидной основе состоят из дисперсии пигментов и специальных добавок, затворенных в пентафталевом или глифталевом лаке. Они достаточно популярны, так как имеют ряд достоинств, позволяющих надежно защитить поверхность радиаторов от внешних негативных воздействий, а также придать им аккуратный и эстетичный внешний вид.

Практически все термостойкие алкидные эмали отлично выдерживают самые высокие температуры, какие даже теоретически могут возникнуть в отопительном контуре – этот эксплуатационный параметр, как правило, указывается на упаковке продукции. Поверхность, окрашенная ими, имеет идеальную гладкость и ровный глянец, слой краски со временем не желтеет и не отслаивается.

Цены на эмаль для радиаторов Alpina

Эмаль для радиаторов Alpina

Алкидные эмали обладают достаточно высокой износостойкостью, производятся в различной цветовой гамме, что позволяет, при желании, подобрать нужный цвет под общий интерьер комнаты.

Однако, несмотря на перечисленные достоинства, есть у подобных составов и свои недостатки:

  • Краски на алкидной основе, в состав которых входит уайт-спирит, обладают неприятным едким запахом. Он сохраняется не только несколько дней после окрашивания, но может даже на первых порах проявиться и при слишком сильном нагревании радиаторов;
  • Достаточно длительное время ожидания просыхания каждого из слоев способно увеличить период выполнения окрасочных работ до нескольких дней.

Алкидные эмали выпускаются и в виде аэрозолей. Однако, нельзя не сказать о том, что подобным способом покрыть батареи не так-то и просто, как может показаться на первый взгляд.

Акриловые термостойкие эмали

Эта разновидность лакокрасочных составов широко применяется для окрашивания элементов систем отопления, так как высохший слой делает поверхности идеально гладкими и ровными, внешне даже напоминающими пластик. Акриловые краски практически не имеют запаха, как в процессе окрашивания, так и при эксплуатации системы отопления.

Приобретая акриловую краску, нужно в первую очередь изучить упаковку, обратив внимание на производителя и предназначение состава. Особое внимание – на температуру, которую краска способны выдержать, так как не все акриловые ЛКМ рассчитаны даже на 80 ºС, не говоря уже о более высоких значениях.

Акриловые краски быстро сохнут – время их схватывания и полного просыхания указывается в инструкции по применению, и может составлять от десяти минут до полутора часов для первого этапа, и пяти часов до полной готовности одного слоя. Чтобы покрытие получилось качественным, необходимо предохранять окрашенные батареи от попадания на них влаги в течение всего периода просыхания.

Акриловые растворы красок имеют консистенцию средней густоты сметаны, они не растекаются, и практически не оставляют подтеков. Краска должна наноситься на очищенную загрунтованную поверхность в два слоя, иначе нужного эффекта не получится. Существенным недостатком акриловых составов можно считать их невысокую стойкость к внешним механическим воздействиям, в том числе – к абразивной нагрузке.

Силиконовые краски по металлу

Качественные силиконовые составы обладают свойством сохранять свои характеристики даже при нагреве его до критически высоких температур, поэтому краска на его основе выдержит любой нагрев, какой только может быть в системе отопления. Краски производятся на основе силиконовой смолы, которую замешивают на органических или водных растворителях. После высыхания нанесенного слоя, он приобретает полуматовый блеск.

Силиконовый состав может быть нанесен на неподготовленную металлическую поверхность. Он стоек к механическим воздействиям, к истирающей нагрузке, и оттого - очень долговечен.

Единственным значимым недостатком этого варианта краски для радиаторов является его высокая цена, поэтому он не столь популярен среди потребителей по сравнению с другими составами.

Порошковые краски

Этот тип краски состоит из особого пигментного порошка и специальных связующих добавок. Его можно назвать самым прочным и долговечным покрытием для радиаторов отопления, но вот применить его в условиях квартиры – не получится.

Препятствием к проведению самостоятельной окраски порошковым составом является сама технология, то есть создание необходимых условий для проведения этого процесса:

  • Во-первых, необходимо специальное оборудование, с помощью которого краска будет напыляться на поверхность радиатора, а стоит оно очень недешево.
  • Во-вторых, нужен источник точно выверенного постоянного напряжения для нанесения состава - порошку придается положительный заряд, а покрываемой поверхности отрицательный.
  • В-третьих, окраска должна проводиться в специальной камере, где после нанесения состава создается определенные температурный режим. Для обеспечения процесса полимеризации нанесенного порошкового красителя, поверхность радиатора должна быть нагрета до температуры от +170 до 350 градусов (конкретное значение зависит от особенностей состава).

Понятно, что в домашних условиях добиться таких условий совершенно невозможно, поэтому этот вид окраски производят чаще всего в производственных условиях. При желании окрасить свои радиаторы именно порошковым составом, можно подыскать автомастерскую, специализирующуюся на кузовных работах, и которая оснащена комплектом оборудования для окрашивания автомобилей именно по такой технологии.

Цены на эмаль для радиаторов Текс

Текс Эмаль для радиаторов

Матовая и глянцевая краска

Термостойкая краска, как и любая другая, подразделяется еще на глянцевую и матовую. Какую из них выбрать – это будет напрямую зависеть от качества поверхности радиаторов.

Так, например, для чугунных батарей старого образца (типа МС-140), имеющих шероховатые внешние стенки, лучше всего использовать глянцевые краски – их блеск немного скроет неровности поверхностей. Кроме того, глянцевый слой легче очищается от образовавшихся на них загрязнений и остается в первоначальном чистом виде дольше.

Матовая же краска, наоборот, подчеркнет изъяны поверхности радиатора. К тому же она не скроет пористость поверхности, которая по этой причине будет в большей степени подвержена загрязнениям. Поэтому, если для чугунных батарей выбирается белая матовая краска, то она достаточно быстро приобретет серый оттенок. Отмыть матовую поверхность проблематично, а избавиться от неприятного серого цвета можно будет только новым окрашиванием.

Для идеально гладких поверхностей современных радиаторов отопления допустим любой вариант по степени глянца краски.

Еще один нюанс. Иногда производители для достижения эффекта матовости добавляют в краску мелкодисперсный мел. Однако то, что хорошо для стен и потолка – абсолютно недопустимо для металлических поверхностей радиаторов. Если в компонентном составе краски указан этот ингредиент, то от такого приобретения лучше отказаться, так как окрашенная поверхность батареи обязательно со временем, причем достаточно быстро, пожелтеет. Лучшим вариантом матовой краски будет состав, включающий в свой композицию диоксид титана, так как он не поменяет своего первоначального цвета на протяжении всего периода эксплуатации.

Краткий обзор популярных составов для окрашивания радиаторов отопления

Безусловно, любой владелец жилья, затевая ремонт, желает выполнить его раз и надолго, чтобы не возвращаться к проблеме покраски радиаторов уже через год-другой. Значит, будет целесообразным приобрести высококачественный специализированный состав, путь даже его цена будет несколько выше, нежели обычной краски.

Размещенная ниже таблица представляет некоторые известные бренды наиболее часто используемых красочных составов на алкидной и акриловой основе, с кратким описанием их характерных особенностей. Возможно, эта информация поможет определиться с выбором оптимального материала.

Компания, логотип Иллюстрация – заводская упаковка состава Основные характеристики краски
«ТЕКС» (Россия)
Эта эмаль для радиаторов изготовлена на акриловой основе. Она предназначена для окраски труб системы отопления и батарей.
Краска рекомендована к применению в жилых комнатах, о ее безвредности говорит и то, что она сертифицирована на применение в лечебно-профилактических и детских учреждениях.
Так как краска является универсальной, ее можно использовать не только для нанесения на батареи, но и для других, заранее подготовленных и загрунтованных материалов, таких, как древесина, бетон или кирпич. Кроме этого, краска хорошо ложиться на поверхности, ранее окрашенные акриловыми и алкидными эмалями.
Красочный состав не имеет неприятных запахов и абсолютно пожаробезопасен.
Полуглянцевая акриловая краска производится в белом цвете, но возможна ее колеровка цветовым пигментом «Проф-Текс», который добавляется в краску, в количестве не более 10% от общей массы, и в зависимости от нужной тональности оттенка.
Основные характеристики этой акриловой эмали:
- Плотность раствора: 1,1÷1,2 кг/л.
- Расход состава: 1 литр на 8÷10 м², при условии окраски поверхности в один слой и в зависимости от ее впитывающей способности и способа нанесения.
Термостойкость этого вида красочного раствора составляет 75÷80 ºС, допускается кратковременный нагрев до +120 ºС.
Краска может быть нанесена на теплые радиаторы, с температурой не выше 45 ºС.
Раствор устойчив к моющим средствам, не имеющим абразивных составляющих.
Высохший слой имеет первый класс стойкости к истиранию по стандарту ISO 11998/DIN EN 13300, по которому он выдерживает 10000 проходов щеткой.
Краска фасуется в металлические емкости по 400÷800 мл.
Примерная цена за 400-граммовую банку составляет 115÷200 рублей.
«DUFA» (Германия)
Эта эмаль предназначена именно для покрытия отопительных приборов. Состоит из алкидной смолы, различных присадок, двуокиси титана и уайт-спирита.
Раствор образует на чугунных и стальных радиаторах, а также трубах отопительного контура надежное прочное покрытие. Состав подходит для поверхностей, ранее окрашенных напылением или ручным способом и имеет высокую укрывистость.
Технические характеристики краски:
- Термостойкость покрытия составляет до 120 ºС.
- Расход краски: 1 л на 14 м².
- Плотность раствора: 1,20 г. на 1 см³.
Краска производится в белом цвете и образует на поверхности батарей глянцевый нежелтеющий слой.
Время полного просыхания эмали при влажности воздуха 65% и температуре 20 градусов составляет 24 часа.
Краска наносится на очищенную от ржавчины, загрунтованную и просушенную поверхность.
Фасуется продукция в металлические банки объемом в 0,75 и 2,5 литра, средняя ее цена, соответственно, 550 и 1450÷1650 рублей.
«Śnieżka» (Польша)
Эта краска произведена на акриловой основе, расфасовывается в металлические банки объемом 0,4 и 0,75 литра, и предназначена она для защитно-декоративного покрытия элементов отопительного контура.
Расход краски составляет 1 л на 10 м², нанесение рекомендуется осуществлять в два слоя.
Термостойкость высохших слоев – 80 ºС.
Краска производится в белом цвете, но ей можно придать любой оттенок, добавив пигменты, предназначенные для красок на акриловой основе.
Время высыхания одного слоя при температуре выше +10 градусов составляет один час.
Цена на 0,4-литровую банку может составлять 220-320 рублей
«DULUX» (Великобритания)
Этот тип краски позиционируется как вариант для радиаторов и мебели. Он производится на водной основе из дисперсии акрилового сополимера.
При нанесении и высыхании раствор образует на поверхности глянцевый слой. Состав отлично подходит для окрашивания новых и ранее покрытых краской деревянных и металлических поверхностей.
Основу, на которую будет наноситься краска, рекомендовано загрунтовать – этот слой создаст хорошую адгезию между раствором и окрашиваемой поверхностью.
Кроме дерева и металла, краска подходит и для минеральных поверхностей – это штукатурка, бетон и кирпич, и по сути, раствор вполне можно назвать универсальным.
Красочный состав легко наносится без подтеков и разбрызгивания, а после высыхания на поверхности образуется эластичный, стойкий к перепадам температур и влажности, слой.
Высыхают окрашенные изделия быстро, не имеет неприятного запаха, покрытие не меняет под влиянием повышенных температур цвет, то есть белый цвет не желтеет, а другие оттенки - не выгорают.
Другие характеристики краски:
- Плотность состава: 1,28 кг/л;
- Расход краски: 1 кг на 10 м²;
- Термостойкость слоя краски доходит до + 90 ºС.
Красочный раствор изготавливается в полуглянцевом и глянцевом варианте, что позволяет выбрать более подходящий для конкретной поверхности.
В продажу краска поступает в металлической таре, объемом в 2,5 литра, средняя стоимость продукции составляет 2000÷2050 рублей.
«Belinka» (Словения)
Термостойкая краска для защитного и декоративного покрытия батарей и остальных элементов отопительного контура.
Раствор состоит из модифицированной алкидной смолы высокого качества, наполнителей, пигментов, добавок и органических растворителей. Краска, благодаря качественным составляющим, не изменяет цвета и первоначального глянцевого блеска на протяжении всего периода эксплуатации.
Эмаль «Belinka Email Radiator» применяется для покрытия старых и новых изделий, установленных в контур системы отопления. Наносится состав на очищенную от пыли, грязи и ржавчины сухую поверхность. Если же планируется окрасить новые батареи, или же полностью очищенные от старой краски, то их рекомендовано перед нанесением этого раствора загрунтовать.
При нанесении двух слоев красочного состава, второй следует наносить только через сутки после полного высыхания первого.
Одного литра краски хватит на 3÷5 м².
Раствор расфасовывается в банки объемом 0,75 л, и средняя стоимость его составляет 480 руб.
«Alpina» (Германия)
Эта эмаль предназначена для окрашивания чугунных, медных, алюминиевых и стальных радиаторов и всех других деталей отопительной системы, так как обладает высокой термостойкостью (до +100 градусов) и хорошей адгезией с любыми металлическими поверхностями.
Раствор включает в свой состав алкидную смолу, минеральные наполнители, диоксид титана, уайт-спирит, их пропорции соответствуют европейским нормам и стандартам.
Красочный состав производится в белом цвете, а при желании может быть колерован в один из выбранных оттенков.
Краска создает на радиаторах отличное защитное глянцевое, стойкое к царапинам покрытие.
Раствор обычно наносится в два слоя, второй из них после – полного просыхания предыдущего, примерно, через 8÷10 часов.
Окрашивание рекомендовано производить при температуре не менее, чем + 20 градусов и влажности воздуха 65%.
Краска наносится на очищенные и обезжиренные поверхности.
Расход этой краски на 1м² составляет 90÷120 мл на один слой, время просыхания которого 3÷5 часов.
Стоимость банки 0,75 л составляет 530÷760, а ведёрка 2,5 л – 1890÷2050 рублей.
«Лакра» (Россия)
«Лакра» - это термостойкая акриловая эмаль, применяемая для защиты и приведения в порядок приоров и труб систем отопления. Универсальность состава позволяет также использовать его и для покрытия древесины, бетонных и кирпичных поверхностей, и одной упаковки будет достаточно, чтобы решить несколько проблем.
Краска имеет высокую термостойкость, поэтому покрытие может эксплуатироваться при температурах до +100 ºС.
Радиаторы, покрытые этой краской, не теряют выбранного цвета и глянцевой поверхности в течение всего периода эксплуатации.
Эмаль, при необходимости, разводится водой, но не более, чем 5% от общего объема.
Покрытие батарей может осуществляться в один-два слоя, второй из них наносится после окончательного высыхания первого.
Краска поступает в продажу в таре по 0,9 или 2,4 литра. Цена на эту краску составляет 540÷640 рублей за пластиковое ведро объемом в 2,4 литра.
«KUDO» (Россия)
Компания «KUDO» производит эмаль-аэрозоль для окраски радиаторов отопления.
Белая краска маркируется KU-5101 и изготавливается на алкидной основе. Она имеет хорошую укрывистость, достаточно экономна, удобна в применении, подходит как для старых, окрашенных радиаторов, так и для новых или полностью очищенных от старой краски.
После нанесения состава на поверхность, полное высыхание его происходит через 6÷8 часов, в зависимости от температуры и влажности окружающей среды.
Краска в процессе эксплуатации не теряет первоначального блеска и не выгорает.
Покрытие стойко выдерживает температуру нагрева батарей до +80 градусов.
Вес баллона составляет 0,36 кг, а цена может варьироваться от 155 до 240 рублей.
«KUDO» производит не только белую аэрозольную краску, но и серебристую, и при желании и подходящем оформлении интерьера можно выбрать второй, более оригинальный вариант.

Представленная выше информации подводит к выводу, что недостатка в выборе качественных красочных составов для радиаторов отопления нет. В ассортименте магазинов можно встретить продукцию известных производителей, и лучше всего выбирать именно ее, так как такие материалы прошли проверку временем и заслужили свою популярность, благодаря безупречному качеству и долговечности. Конечно, брендовая продукция имеет более высокую цену, но лучше заплатить один раз и забыть о ремонтных работах на несколько лет, чем затрачивать средства, время и силы на окрашивание приборов и контуров отопительной системы каждый год.

Сколько краски потребуется для покраски радиатора?

Производители краски всегда указывают ее средний расход. Казалось бы – все просто. Но это если окрашивать, например, лицевую поверхность панельного радиатора топления: там нужную площадь определить – не составит никакого труда. Иное дело, если предстоит покраска секционных чугунных «гармошек».

В технических характеристиках радиаторов отопления часто указывается их общая площадь – при желании, этот параметр можно отыскать и в интернете. Но для того чтобы не заставлять читателя тратить на это время, был составлен специальный калькулятор, который поможет провести вычисления очень быстро и точно.

  • В калькуляторе учтены параметры наиболее распространенных чугунных радиаторов серии «МС» и «ЧМ» различных модификаций. Кроме того, предоставляется возможность одновременно учесть и дополнительный расход материала, если планируется еще и окрашивание подходящих к радиатору труб подачи и обратки.
  • Расходы краски для расчета взяты усредненные, по типам – масляная, алкидная ПФ, акриловая и силиконовая. Несмотря на некоторые различие у разных марок ЛКМ, примерный расход все же находится на примерно одинаковом уровне. При этом учитывается условие, что окрашивание производится в белый цвет.
  • У разных производителей нет единства в измерении расхода – указываются объемные значения в мл/м² (или наоборот, м²/л), или по весу (кг/м²). Объективнее все же судить по весовому эквиваленту (как это принято в планировании строительства), так как объем любой краски можно повысить внесением растворителя, но ее укрывистость от этого не поднимется – она зависит именно от массы материала. Поэтому, для единого подхода, итоговое значение будет выдано именно в килограммах – на заводской упаковке красок, кроме объема, обязательно указывается и масса нетто расфасованной краски.

Биметаллические радиаторы, которые, как понятно уже из названия, изготавливаются из композиции двух металлов, начали производиться больше пятидесяти лет назад в европейских странах. Они быстро завоевали широкую популярность, благодаря своей надежности и эффективности эксплуатации при установке в любую систему отопления.

Биметаллические батареи какие лучше выбрать, и на что следует обратить особое внимание? Этот вопрос всегда возникает у всех тех, кто решил заменить старые отопительные приборы на более современные варианты, отличающиеся и высокими эксплуатационными характеристиками, и респектабельным внешним видом.

Сегодня производство биметаллических радиаторов налажено и в России. Отечественные изделия — достаточно популярны, и вполне оправдали себя при установке в центральные системы отопления.

Общие принципы конструкции

Этот тип батарей отопления состоит из двух основных частей, изготовленных из разных металлов.

Внутренние каналы выполнены из нержавеющей стали, внешний теплообменный корпус — из алюминия

Внутренняя их часть производится из нержавеющей стали или, реже, меди, так как эти металлы – отличаются высокой стойкостью к воздействию агрессивной среды нагретого теплоносителя. Трубы из этих материалов располагаются вертикально и горизонтально, и именно по ним происходит циркуляция теплоносителя.

Наружная часть радиаторов – это, по сути, кожух, оснащенный ребрами, который изготавливается из . Этот металл имеет отличную теплопроводность и быстро прогревается, отдавая тепло в помещения, поэтому он и был выбран для внешней части конструкции.

Внутренние и внешние части каждой секции радиатора соединяются между собой литьем, производимым под давлением, или точечной сваркой. Секции собираются в батарею с помощью стальных ниппелей и термостойких каучуковых прокладок, рассчитанных на температуру, доходящую до 200 градусов. Однако, кроме таких батарей существуют и монолитные радиаторы из тех же материалов.

Опрессовочное паспортное давление биметаллических батарей у разных производителей может различаться – этот показатель зависит от материала изготовления внутренних трубопроводов и размерных параметров. Если при опрессовке тех или иных моделей создавалось проверочное давление в 35 атмосфер, то они будут способны выдержать гидроудары, перепады давления во время которых достигает 25÷30. Это позволяет использовать такие радиаторы в центральных системах отопления, которые порой не отличаются стабильностью напора теплоносителя.

Благодаря высокой теплопроводности, биметаллические приборы оказались даже более эффективными, чем всем знакомые чугунные батареи.

На внешний вид биметаллические радиаторы практически не отличаются от алюминиевых моделей. Впрочем, их можно различить по весу, так как из-за стального трубного «сердечника», биметаллические батареи тяжелее алюминиевых, примерно на 50%. Чтобы точно не ошибиться при выборе, стоит обязательно изучить сертификат соответствия и другую сопроводительную техническую документацию, который обязательно должны быть приложены к партиям изделий, и находится у продавца специализированного магазина.

Биметаллические и полубиметаллические радиаторы

Кроме биметаллических, производятся еще полубиметаллические радиаторы. Необходимо знать, чем они отличаются друг от друга, и какие из них лучше.

  • Биметаллические приборы

В настоящих биметаллических радиаторах из алюминия изготавливается только внешний кожух прибора.

Процесс производства их состоит в том, что готовые полностью стальные сердечники, уложенные в специальные формы, под давлением заливаются алюминием, который хорошо проводит тепло, но нестоек к агрессивным средам и высоким температурам теплоносителя. В биметаллических вариантах алюминий никак не соприкасается с жидкой средой и служит только, в качестве теплообменника. Конструкция, выполненная по такому принципу, идеально подойдет для установки и в центральную, и в автономную систему отопления.

В некоторых моделях сердечник изготавливается из меди, а не из нержавейки – такие батареи обычно используются для установки только в автономную систему отопления, там, где в качестве теплоносителя используются особые антифризы. Стальные трубы, даже нержавеющие, с некоторыми подобными антифризами «ведут себя» не столь адекватно.

Вода – не единственно возможный тип теплоносителя

Для запыления контуров автономной системы отопления, кроме воды, используются и другие жидкости – это может быть обусловлено особенностями эксплуатации системы или требованиями со стороны котельного оборудования. Подробнее о – в специальной публикации нашего портала.

  • Полубиметаллические батареи

Для полубиметаллических радиаторов внутренние каналы изготавливаются из разных металлов. Так, вертикальные трубы могут быть нержавеющими стальными, а горизонтальные – алюминиевыми, как в обычных алюминиевых радиаторах. Бывает и обратный вариант. Одним словом, на полноценные биметалические они никак «не тянут».

Будьте осторожны — вместо полноценных биметаллических есть шанс приобрести менее качественные и надежные полубиметаллические радиаторы

Подобная разновидность батарей не подойдет для центрального отопления, так как теплоноситель там часто не отличается высоким качеством и моде содержать достаточно большую концентрацию щелочи. Контактируя с алюминием, такой состав может вызвать коррозийные процессы, которые в том числе «захватят» и стальные элементы, установленных в комбинации с алюминием. Кроме этого, отличающееся тепловое расширение этих металлов может даже привести к смещению элементов при воздействии на них экстремально высоких температур, что чревато возникновением протечек и даже более серьезных аварий.

Подобные радиаторы нередко путают с биметаллическими – внешне они вообще неотличимы. Не особо разбираясь в тонкостях, часто им отдают предпочтение из-за более доступной стоимости. Однако, как видно из описания, они весьма значительно отличаются по своей надежности.

В крайнем случае, полубиметаллическую разновидность радиатора можно установить в автономную систему. Но все же если решено сделать отопление дома или квартиры максимально надежным, то от полубиметаллических радиаторов лучше отказаться, и остановить свой выбор на настоящих биметаллических образцах. Обязательно учитывайте это при покупке.

Монолитные или секционные биметаллические радиаторы

Как уже отмечалось, производятся разборные биметаллические радиаторы, которые состоят из секций, скрепленных между собой с помощью ниппелей, и монолитные неразборные.

В секционном варианте каждая из секций внутри горизонтальных отрезков труб с двух сторон имеет разнонаправленную резьбу, предназначенную для вкручивания соединительных ниппелей с уплотняющими прокладками.

Такая конструкция и является главным существенным недостатком секционных батарей, так как эти стыки могут повреждаться от, например, некачественного теплоносителя, что значительно сокращает срок их эксплуатации до очередного профилактического вмешательства. Кроме этого, на соединениях элементов чаще всего происходят протекания, под воздействием высоких температур и высокого давления в системе.

Чтобы избежать этих неприятных моментов, была продумана другая технология производства биметаллических радиаторов. Она заключается в том, что вначале изготавливается цельный сварной медный или же стальной коллектор, который укладывается в специальную форму и под давлением заливается алюминием. Эти биметаллические батареи и называются монолитными.

А этот биметаллический радиатор — монолитной сборки

И тот и другой тип обладает своими достоинствами и «уязвимыми местами».

Про недостаток разборной схемы уже говорилось. А главным преимуществом подобных батарей является то, что при повреждении одной из секций не придется менять весь полностью, так как вполне достаточно произвести переборку — заменить или попросту удалить только лишь вышедший из строя элемент.

В случае любой протечки в монолитном радиаторе его остается только лишь – ремонтопригодность у них практически отсутствует.

Выборочные сравнительные характеристики радиаторов обоих типов приведены в таблице:

Часто решающим критерием становится вопрос стоимости. Дело в том, что монолитный тип радиаторов имеет более высокую цену, чем секционный, и эта разница может составлять до 20%.

При использовании монолитных биметаллических батарей не представится возможности варьировать суммарную тепловую мощность - уменьшить или нарастить количество секций. Поэтому перед их приобретением необходимо тщательно просчитать, какая мощность нужна для обогрева конкретного помещения. Подобрать нужный вариант не составит труда, так как монолитные биметаллические радиаторы производятся в разных размерах, как по длине, так и по высоте.

При выборе между секционными и монолитными батареями следует учитывать и особенности отопительной системы. Например, если их планируется установить в квартире высотного дома, то лучше выбрать монолитный тип приборов, так как давление в системе отопления многоэтажек часто бывает достаточно высокое, не исключены гидроудары. и соединительные узлы секционных батарей могут его не выдержать и дать протекания.

Критерии выбора биметаллических радиаторов

При выборе конкретной модели, кроме уже упомянутых выше характеристик, следует и другие моменты, которые напрямую будут влиять на качество работы приборов теплообмена и длительность их эксплуатации.

  • Конструкция радиатора должна стойко выдерживать гидроудары и высокое давление. Особенно это важно учесть при установке их в центральную систему отопления. Обязательно обращайте внимание на показатель испытательного опрессовочного давления.
  • Материал батареи должен быть инертен к агрессивной среде некачественного теплоносителя с повышенным уровнем щелочи или кислотности. Этот фактор тоже в основном касается батарей, устанавливаемых в многоэтажных домах.
  • Материал изготовления должен также противостоять возникновению электрохимической коррозии.

  • Радиаторы должны быть стойкими к механическому воздействию, то есть их внешний корпус должен иметь достаточную прочность. Чтобы проверить качество используемого алюминия (алюминиевого сплава), нужно попытаться согнуть ребро пальцами. В некачественном изделии ребра легко гнутся, а иногда могут даже дать трещину или сломаться.

  • Внутренние рубчатые каналы должна быть изготовлен из одного металла, и лучше, если это будет качественная нержавеющая сталь.
  • Толщина стенок внутренней трубы должна быть не менее 3÷3,5 мм.
  • Немаловажным элементом в секционной конструкции батареи являются прокладки, так как от их качества и эластичности будет зависеть надежность соединений, поэтому чаще всего их делают из резины или силикона. Проверить качество уплотнительного кольца можно, согнув несколько раз его пальцами. Если прокладка жесткая и неэластичная, то надолго ее явно не хватит.

Особое внимание качеству ниппелей — они должны быть изготовлены из прочной стали

  • В секционном радиаторе должны быть установлены высококачественные стальные ниппели, в которых не сорвутся внутренние «усики» при скручивании секций и не «сожраться» резьба. О том, что ниппель некачественный, можно узнать по мягкости металла изготовления.

Если этот элемент будет некачественным, то при раскручивании или скручивании батареи, зацепы для ключа точно сорвутся, и тогда ниппель придется распиливать шлифмашинкой, а затем извлекать его части из отверстий секций.

  • Ширина фронтальной части ребра радиатора не должна быть менее 70 мм, так как если этот параметр будет меньшим, теплоотдача от прибора существенно снижается. Лучше всего, если размер секции в сечении будет 80×80 мм — такие параметры гарантированно дают высокую теплоотдачу.

Оптимальные глубина и ширина секций — около 80 мм

Некоторые производители применяют маркетинговый ход – снижают цену на свои изделия за счет уменьшения размера секций, что значительно снижает общую тепловую мощность прибора. Поэтому при выборе радиатора желательно иметь в кармане рулетку или линейку – чтобы была возможность проконтролировать оптимальность размеров.

  • У качественной батареи толщина выступающих ребер должна составлять не менее 1 мм.

Если толщина ребер меньше 1 мм, то это, скорее всего, указывает на недостаточное качество изделия, так как в нем снижена прочность кожуха радиатора, а также не столь высока теплоотдача – за счет низкой теплоемкости слишком тонких теплообменных пластин.

А вот на этой модели толщина ребер явно занижена — стоит задуматься…

  • Нужно знать также и то, что если производитель экономит на качественных ниппелях и прокладках - это говорит о том, что все изделие, с вероятностью, близкой к 100%, не отличается высоким качеством, и от него лучше сразу отказаться.
  • Не стоит покупать и приборы, на которые производитель дает гарантийный срок всего 1÷2 года, при том, что срок эксплуатации биметаллических секционных батарей составляет 25-30 лет, а монолитных – даже около 50-ти. Такая маленькая гарантия говорит о том, что производитель сам не уверен в своих изделиях.

Достоинства и недостатки биметаллических радиаторов

Положительными их качествами можно назвать следующее:

  • Эта разновидность радиаторов нередко выпускается с различным цветовым оформлением. Если не найден нужный цвет, то допускается самостоятельное окрашивание. Для этого процесса применяются специальные термостойкие составы красок, способные выдерживать температуру до 150 градусов.
  • Гладкие поверхности и скругленные углы делают эти радиаторы достаточно безопасными с точки зрения возможности получения травмы, и оттого пригодными для установки в детских комнатах.
  • Достоинством является достаточно длительный гарантированный срок эксплуатации, при условии выбора качественных радиаторов и правильной их эксплуатации.
  • Биметаллические радиаторы могут быть установлены в любую систему отопления, даже с некачественным теплоносителем.
  • Эта разновидность приборов, в отличие от других современных радиаторов, способна выдерживать высокое внутрисистемное давление и температуру до 130 градусов.
  • Одним из ключевых преимуществ подобных батарей является очень высокая теплоотдача.
  • Такие приборы, как правило, оснащаются термостатом, что позволяет устанавливать нужную температуру их нагрева. Ее корректировка происходит практически сразу, за счет небольшого по размеру сечения каналов.
  • Количество секций радиатора для каждой конкретной комнаты можно легко рассчитать самостоятельно, использовав, математическую формулу, которая будет приведена ниже. Правильный расчет поможет избежать лишних затрат при покупке радиаторов, их монтаже и дальнейшей эксплуатации.

Расчет проводится для каждого помещения отдельно.
Последовательно введите запрашиваемые значения или отметьте нужные варианты в предлагаемых списках

Укажите площадь помещения, м²

100 Вт на кв. м

Количество внешних стен

Нет одна две три

Внешние стены смотрят на:

Север, Северо-Восток, Восток Юг, Юго-Запад, Запад

Положение внешней стены относительно зимней "розы ветров"

Наветренная сторона подветренная сторона параллельная направлению ветра

Уровень отрицательных температур воздуха в регионе в самую холодную неделю года

35 °С и ниже от - 30 °С до - 34 °С от - 25 °С до - 29 °С от - 20 °С до - 24 °С от - 15 °С до - 19 °С от - 10 °С до - 14 °С не холоднее - 10 °С

Какова степень утепленности внешних стен?

Внешние стены не утеплены Средняя степень утепления Внешние стены имеют качественное утепление

Высота потолка в помещении

До 2,7 м 2,8 ÷ 3,0 м 3,1 ÷ 3,5 м 3,6 ÷ 4,0 м более 4,1 м

Что расположено снизу?

Холодный пол по грунту или над неотапливаемым помещением Утепленный пол по грунту или над неотапливаемым помещением Снизу расположено отапливаемое помещение

Что расположено сверху?

Холодный чердак или неотапливаемое и не утепленное помещение Утепленный чердак или иное помещение Отапливаемое помещение

Тип установленных окон

Обычные деревянные рамы с двойным остеклением Окна с однокамерным (2 стекла) стеклопакетом Окна с двухкамерным (3 стекла) стеклопакетом или с аргоновым заполнением

Количество окон в помещении

Высота окна, м

Ширина окна, м

Двери, выходящие на улицу или на балкон:

Предполагаемая схема врезки радиаторов отопления

Предполагаемые особенности расположения радиаторов

Радиатор на стене установлен открыто Радиатор сверху прикрыт подоконником или полкой Радиатор сверху прикрыт стеновой нишей Радиатор с лицевой части прикрыт декоративным экраном Радиатор полность прикрыт декоративным кожухом

Укажите мощность одной секции выбранного радиатора (при расчете для неразборной модели - оставьте поле незаполненным)

Каким производителям можно доверять?

На российском рынке представлены биметаллические радиаторы и зарубежных и отечественных производителей. В данной сравнительной таблице приведены качественные, проверенные эксплуатацией модели, с различными характеристиками. Поэтому для того, кто собирается покупать подобные приборы, есть возможность предварительно изучить основные параметры, чтобы, отправляясь в магазин, уже иметь определенное представление.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Советы по строительству и ремонту